Меню Рубрики

Анализ песни прогулки по воде

Как лингвистический аспект рок-стихотворения И.Кормильцева «Прогулки по воде» раскрывает его философский смысл

Районная научно-практическая конференция «Новое поколение Курагинского района» для 4-7 классов

Школьное научное общество учащихся и учителей «Познание»

Полное название темы работы

Как лингвистический аспект рок-стихотворения И.Кормильцева «Прогулки по воде» раскрывает его философский смысл.

Название секции конференции

русский язык и литература

Фамилия имя, отчество автора, дата рождения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа №1

Школьное научное общество учащихся и учителей «Познание»

Харченко Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №1

Ответственный за корректуру текста работы

Харченко Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №1

Рок-поэзия как одна из составляющих рок-культуры существует около трех десятилетий, и за это время оформилась в особое явление, имеющее свою историю возникновения, условия существования и свои законы.

Актуальность нашей темы обусловлена незатухающим интересом к творчеству Вячеслава Бутусова и его легендарной рок-группы «Наутилус Помпилиус». И хотя рок-группа перестала существовать в 1997 году и появилась новая «Ю-Питер» , тот «Наутилус», с которым сотрудничал талантливый поэт и переводчик Илья Кормильцев (1959-2007), умерший в 47 лет, не забыт: переиздаются музыкальные альбомы, печатаются сборники текстов песен и пишутся воспоминания.

В 1983 году Илья Кормильцев познакомился с лидером «Наутилуса» Вячеславом Бутусовым. Песни, написанные поэтом для «Наутилуса» на музыку Вячеслава Бутусова, вывели группу в звёзды русского рока.

Также актуальность настоящего исследования определяется и перспективностью дальнейшего развития лингвистического анализа рок-произведений И.Кормильцева, вследствие недостаточной разработанности данной проблемы, необходимостью исследовать многообразие отношений между языком, мышлением и коммуникацией этого выдающегося человека.

Главная проблема, с которой мы столкнулись в процессе постижения темы исследования, — недостаточное количество литературы по данному вопросу, что говорит о новизне и малой изученности выбранной темы, поэтому оставляем за собой право выдвигать свою точку зрения по многим рассматриваемым ниже вопросам. Основным источником для работы послужил непосредственно текст песни Ильи Кормильцева «Прогулки по воде», также были использованы отдельные критические статьи, история группы «Наутилус Помпилиус» и интервью с её участниками.

Необходимо отметить, что лингвистические аспекты исследования русской рок-поэзии изучены в меньшей степени, чем литературоведческие. В настоящее время можно назвать только ряд авторов, работы которых посвящены решению отдельных вопросов рок-лингвистики: СВ. Свиридов, А.В. Щербенок, Т.Г. Ивлева, А.В. Константинов, Д.А. Суховей, М.А. Солодова и др.

Гипотеза. Рок-стихотворение И.Кормильцева «Прогулки по воде» имеет глубокий философский смысл, и это подтверждается языковыми средствами.

Цель работы: провести исследование рок-стихотворения Ильи Кормильцева на выявление языковых средств, при помощи которых раскрывается его философская направленность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по выбранной теме
  • выявить языковые особенности рок-поэзии и отследить, как эти особенности отражают философское звучание
  • провести анализ рок-текста
  • сделать выводы

Методы исследования:

  • сравнение и сопоставление
  • абстрагирование
  • анализ
  • синтез

Объект исследования: текст стихотворения Ильи Кормильцева «Прогулки по воде»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.ЧТО ТАКОЕ РОК-ПОЭЗИЯ?

В 1982 году в первом номере самиздатовского рок-журнала «Ухо» была опубликована статья Артема Троицкого «Песни городских вольеров».[9] В этой статье впервые был употреблен термин «рок-поэзия» и была сделана попытка определить ее сущность. Троицкий отмечал, что «у рок-поэзии свои законы и своя система ценностей, во многом противоположные тем, к которым мы привыкли. И глупо подходить к словам рок-песен с критериями академической литературы».[9]

Сразу скажем, что абсолютную трактовку этого понятия дать нельзя, и даже если возьмем за отправную точку словарное определение, то не решим данной проблемы. «Определять и объяснять рок-музыку — все равно, что объяснять, что такое солнце и первый поцелуй» [3 ] , — писал Алексей Дидуров. «Рок — это образ жизни», — говорил Виктор Цой. [10]

Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что «рок-музыка – это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, – это, прежде всего, стиль жизни» [10] . Следовательно, для тех, кто создавал, развивал рок-поэзию, музыку в нашей стране определение имеет философское начало и не ограничивается текстом и мелодией. С этой точки зрения, на наш взгляд, наиболее прав диакон Андрей Кураев: «Рок — это средство, форма объяснения человека с человеком о том, что наболело» [ 6 ] . Современная исследовательница Екатерина Борисова в своей статье «Рашн деревяшн»[2] делает вывод, что свойства русского рока можно обрисовать примерно так:

  • Русскоязычный текст
  • Социально-политическая тематика, а если все же лирика, то обязательно с элементами проповеди, назидания или рассказа о «трудной судьбе человека в обществе»[2]
  • Желателен вокалист-лидер, который не только поет/сочиняет, но и «общается с массами»
  • Подчеркнутое неприятие примитивно понимаемого шоу-бизнеса, да и просто «западничества» в искусстве».[2]

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой[7] так определяет значение этого слова:«Рок 1 (высок.).Несчастливая судьба. Рок 2. Обычно эксцентричная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах.»[7]

Значение слова «поэзия» «Толковый словарь» расшифровывает так: «Поэзия. 1. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами».[7]

Таким образом, делаем вывод, что рок-поэзия – это социально-драматическое слово, воплощенное в художественном творчестве.

2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РОК-ПОЭЗИИ

Эта тема наиболее удачно рассматривается в двух из всех прочитанных нами работах: П.А. Ковалёва «Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте современной русской песенной лирики» [5] и С. Усачевой «Рождение рок-поэзии из духа рок-музыки» [10] . Пользуясь ими, мы постараемся выделить самые значимые черты.

Основная особенность рок-поэзии в том, что это поэзия не для чтения с листа, а для исполнения, то есть это звучащая поэзия. Рок-поэзия сложна для записи на бумаге, так как для этого необходимо выделять паузы различной длины, подчеркивать смену ритма, делать ударения на наиболее значимых словах. Но С. Бирюков находит истоки «поэзии для голоса и слуха» в глубине веков из. заговоров и заклинаний, похожих с рок — текстом «особой, магической организацией»[1]

Русский песенный стих еще практически не становился самостоятельным объектом исследования, что связано с трудностью выделения этого феномена из всей массы поэтических произведений. На первый взгляд, большой разницы между стихотворным произведением, положенным на музыку, и им самим нет. Но по закону единства формы и содержания любая «измененная структура донесет до читателя или зрителя иную идею». Поэтому предполагаем, что стихотворная форма с наложенной на нее мелодией неминуемо должна претерпевать более или менее значительные изменения.

Возможно, именно «подпольность» советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях различных групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков, которого часто называют отцом отечественной рок-музыки, признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века.[10] Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая внести большую смысловую нагрузку в короткий текст. Иногда рок-поэзия — это поэзия не целого произведения, а отдельной строки, ключевой фразы, к которой ассоциативным путем притягивается целая цепочка образов. Они могут не иметь логический связи, но их объединяет общее эмоциональное состояние.

Для современной российской эстрады характерно тяготение к песенным структурам, построенным по принципу куплет + рефрен, при этом повтор строфы (или строки) при исполнении может достигаться 2-3-5 и более раз, что значительно увеличивает объем стихотворения. Происходит это потому, что за рефреном в песенной поэзии закреплена функция темы текста , а за куплетом – сюжет произведения. При многократном повторении логический акцент переносится на рефрен, а куплет каждый раз вносит в структуру произведения новое содержание, речитативный же характер исполнения сказывается на произвольности длины стиха. Все эти факты позволяют сделать вывод об определенной самостоятельности песенного стиха и об усилении его смыслового звучания.

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Итак, в этой части мы рассматриваем основную тему нашей работы: «Как лингвистический аспект рок-стихотворения И.Кормильцева «Прогулки по воде» раскрывает его философский смысл ». Мы намерены показать особенности лексики, синтаксиса и морфологии, при помощи которых автор определяет философское звучание текста.

АНАЛИЗ ПЕСЕННОГО ТЕКСТА «ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ»

Первоначально это стихотворение называлось « Апостол Андрей»[11] и было написано Ильёй Кормильцевым в 1991 году специально для исполнения группой « Наутилус Помпилиус». Это шестая песня из альбома «Чужая земля». Исходя из темы нашей исследовательской работы, определим значение слов «Апостол Андрей» и «Прогулки по воде». В «Толковом словаре»С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой[7] даются следующие определения:

Апостол- др.-греч. — посол, от глаг. посылать — -а,м. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Апостол Андрей известен в книге Нового Завета как Андрей Первозванный, один из первых учеников Иисуса Христа.[13]

Название стихотворения «Прогулки по воде» настраивает , на первый взгляд , на его легкое восприятие.
«Прогулка» — имя существительное первого склонения, женского рода. Обозначает «хождение или недалекую поездку для развлечения,отдыха на открытом воздухе», а существительное « вода» означает водную стихию, а по другим источникам — «первостихию, неподвластную разуму человека тайну»[13].Здесь, в этом тексте слово вода ощущается как близкое и естественное состояние. Оно не пугает, а радует, отсюда – детское, веселое, и привычное слово – прогулка … По воде можно «гулять» на лодке или другом виде транспорта. Но из дальнейшего текста мы узнаем, что Спаситель шел по воде пешком!

Существительное «Спаситель» — религиозный эпитет, связанный с идеей избавления человечества от страданий. В разных религиозных учениях спасителями именуются «Мессия»[13], «Последний избавитель»(в иудаизме), а в христианстве «Спаситель — это Иисус Христос, спасший людей от греха и его последствий — смерти и ада»[13].

Итак, значение слова «Спаситель» приводит нас к евангельскому сюжету о том,что Иисус после Воскресения мог ходить по воде.

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. »[4]
Иисус идёт по воде, и в этом заключается глубочайший философский смысл свершившегося чуда: Он жил в этом мире, принял муки на кресте за человечество, воскрес и дал надежду всем людям на СПАСЕНИЕ. Так простой строчкой «гулять по воде»(рефрен, употребляется несколько раз) решается основной философский вопрос последних тысячелетий о том, что первично: дух или материя. Из этого следует, что лексическое значение слова «Спаситель» раскрывает причастность человека к Высшей, идеальной ступени бытия, к сущности мироздания.

С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

Анализируя первую строфу стихотворения, мы обращаем внимание на то , что глаголы прошедшего времени «рыбачил», «ловил» , существительное «пескари» , обозначающее мелкую речную рыбу , говорят нам о том , что Андрей вполне обычный человек и действия его реалистичны . Действия же Спасителя обозначены глаголами «ходил» и глаголом «ловил», подразумевающимся в неполном предложении «. а Спаситель — погибших людей». Но в глубоком понимании эти глаголы приобретают сверхъестественный смысл и обозначают действия, противопоставленные действиям Андрея. Перед нами два сложносочиненных предложения ,соединённые двумя сочинительными противительными союзами «а», образующими антонимический смысл, в составе одного из них — неполное предложение. Это недосказанность, заключенная в неполном предложении , дает нам возможность сделать вывод о масштабах действий того и другого героев: «пескари» — очень мелко выглядят по сравнению с действиями Спасителя, который достает тела погибших , чтобы придать их земле. Подобная модель бытия оказывается не по силам обычному человеку:

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил:
«Спокойно, Андрей, никакого секрета здесь нет. »

Существительное «секрет» в этой строфе в смысловом значении становится в один ряд со словосочетанием «прогулки по воде» — нечто непостижимое, неподвластное человеческому разуму. «Секрет» то, что держится в тайне, скрывается от других,скрытая причина, тайна.[7]

Андрей очень взволнован. Это его состояние передаёт глагол прошедшего времени «закричал»,а также глагол 1 лица «покину» в значении «оставить», «уйти». Поведение героя не удивляет — это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его Вечная слава. Но можно представить состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду.

Слово «спокойно» (категория состояния) задает тон повествованию. С него начинается 1 предложение в монологе Спасителя. Дальнейший текст повествует о том, что Спаситель очень просто, обыденными словами рассказывает о своем ПОДВИГЕ во имя людей. Эту упрощенность придают глаголы: «видишь» — гл. 2-ого лица в значении повелительного наклонения , «повиси-ка»- частица «ка» придает слову разговорный характер , глагол «надоест» тоже лексически сниженный. И в общем, получается заурядное, какое-то «бытовое» представление величайшего поступка, символом которого становится наиболее важный христианский термин – крест:

“Видишь, там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!”

Крест- имя существительное, 2 склонения, обозначает геометрическую фигуру, состоящую из двух и более не пересекающихся линий или прямоугольника. В Евангелие крест — это символ Бога Отца , Сына и Святого Духа.[4] Иисус Христос принял муки распятым на кресте.

Читаем далее: Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.

Андрей боится сатанинской «атрибутики». В толковом словаре находим ,что «рога»- это твердые выросты на голове у копытных животных[7], но в нашем случаем прилагательное «копытный» — это принадлежащий к нечистой силе , к темной силе , которая пыталась уничтожить Христа. Существительное «ворон» с эпитетом «черный» — нависшая опасность, ждущая наживы. Глагол « кружит» настоящего времени, обозначает «плавное парение, неспособность удалиться»[7], то есть это предложение можно понять так: «тёмные» силы будут окружать Спасителя, пока есть крест. Но он же, КРЕСТ, «вместивший на себе величайшую ЖЕРТВУ»[6] и является Спасением для человечества. Как мы уже отмечали ранее, во всем тексте стихотворения чувствуется какое-то стремление к упрощению, снижению важности евангельского сюжета. И дальнейшие строчки это подтверждают:

. Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.

Существительное « дурак» ( 2 склонение, мужской род), обозначает неумного, глупого, безрассудного человека[7] — употребляется в разговорном стиле. Это просторечное слово как-то не очень сочетается с высоким пониманием слова « Спаситель» и той фразой, вылетевшей из Его уст: «Ты и верно дурак!» Почти не поддаётся пониманию и действие, обозначенное глаголом «топнул», и наречие образа действия « в сердцах». Эти слова дают нам представление о сердящемся Спасителе, во что , в принципе, невозможно поверить, если внимательно читать Библию: « Возлюби ближнего твоего, как самого себя»[4].

В чём же причина такой авторской интерпретации евангельского сюжета?

Обращаясь к истории создания стихотворения , мы узнали из интервью В. Бутусова , что автор произведения И. Кормильцев , оказывается , не имел в виду евангельский сюжет, более того, рок-текст написан даже с иронией :

Читайте также:  Были взяты пробы анализа воды

«Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера».[12]
Существительное женского рода «притча» обозначает короткий назидательный рассказ с нравственным смыслом. И если уж говорит об общечеловеческом характере стихотворения, то можно сделать вывод о том , что история Андрея и Спасителя доносит до людей понятие о добре и зле, предлагает задуматься о смысле жизни и о прочих философских вопросах.

Синтаксис стихотворения интересен и подчинен общей философской направленности.
Основа его — диалог двух лиц, с большими репликами каждого из них. В первой строфе наблюдаем синтаксический параллелизм — два сложносочиненных однотипных предложения с противительными союзами «а».

Во второй строфе два предложения с прямой речью , в первом предложении авторский знак — тире — употреблен вместо двоеточия. Прямая речь в кавычки не заключена.

Третья строфа представляет припев. Это большая реплика, состоящая из 3 простых предложений и одного сложного. В тексте всего 12 предложений, 9 из которых — с прямой речью.

Из всего вышесказанного следует, что в тексте преобладает диалог , большинство предложений сложные. При выраженном значении одновременности, последовательности событий, сопоставлении и противопоставлении действий, по однотипности глагольных форм можно сделать вывод о многомерности внутреннего мира стихотворения, в котором заключается сложность бытия и человеческих отношений. Высокое соприкасается с земным , а упрощенное — с вечным.

Можем предположить , что такая вот необычная сочетаемость слов и значений исходит из миропонимания самого автора Ильи Валерьевича Кормильцева , у которого были непростые взаимоотношения с религией: вначале он был атеистом , в 1995 году принял православие , а перед смертью — ислам. [11] Исполнитель песни и музыкант Вячеслав Бутусов, наоборот, все эти годы шёл к христианству. Сейчас он глубоко верующий человек, и его творчество отмечено медалью Кемеровской Православной епархии.[11] Он заменил слово «дурак» на «чудак» и попытался своим исполнением, проникновенными интонациями, трагедийностью голоса, несмотря на отрицание евангельского сюжета, придать рок-стихотворению «Прогулки по воде» христианское звучание.

Таким образом, в произведении «Прогулки по воде» лингвистический аспект стихотворения создаёт определенную картину мира, в которой воплотились характерные для творчества поэта Ильи Кормильцева философские мотивы смысла жизни.

Проведя исследование рок-текста Ильи Кормильцева , мы убедились в том, что языковые средства подтверждают его философскую направленность.

Исследование строилось по определенной схеме: мы определились с темой работы, выдвинули гипотезу, сформулировали цели и задачи, подобрали литературу и изучили её, выявили лингвистические особенности рок-поэзии, проанализировали рок-текст «Прогулки по воде» , выявили языковые средства.

Результаты исследования.

  • Получены данные о многообразных отношениях между языком, мышлением и особым типом художественного мироощущения, выразителем которого стал поэт Илья Кормильцев
  • Анализ лексического состава произведения подтверждает, что оно полностью соответствует направлению, существовавшему в рок-поэзии во время его создания, и отражает философский смысл
  • В словосочетании «гулять по воде», которое является рефреном, заключается основной философский вопрос о том, что первично: дух или материя.
  • Лексическое значение слова «Спаситель» раскрывает причастность человека к Высшей, идеальной ступени бытия, к сущности мироздания, а слово « крест» является символом жертвы во имя спасения человечества
  • Глаголы «видишь»,«повиси-ка», «надоест», существительное « дурак» придают тексту разговорный характер, намечают стремление к упрощению, снижению важности евангельского сюжета
  • В тексте преобладает диалог , большинство предложений сложные. При выраженном значении одновременности, последовательности событий, сопоставлении и противопоставлении действий, по однотипности глагольных форм можно сделать вывод о многомерности внутреннего мира стихотворения, в котором заключается сложность бытия и человеческих отношений. Высокое соприкасается с земным , а упрощенное — с вечным.

Также мы можем сделать вывод о том, что стихотворная форма с наложенной на нее мелодией получила значительные изменения содержания благодаря исполнительскому мастерству В.Бутусова. Таким образом, гипотеза о том, что лингвистический аспект стихотворения Ильи Кормильцева « Прогулки по воде» отражают его философский смысл, подтвердилась.

Наша работа имеет практическое применение на элективных курсах по русскому языку в 9-10-11 классах и будет продолжена в направлении исследования языка рок- поэзии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. С. Бирюков / Языковая тайна заговора // Орел — 2000 – стр. 7

2. Е. Борисова / Рашн деревяшн // www.sarov.net

3. 3.А. Дидуров / Имя на стене // Нева — 2004 – стр. 24

4. Евангелие от Матфея, 14:25-31 evangeliye.ru

5. П.А. Ковалев / Русская рок-поэзия: Текст и контекст / Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте современной песенной лирики // Тверь — 2000

6. Андрей Кураев / О группе «Алиса» и русском роке // www. alisa.net

7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Толковый словарь русского языка // М. — 2002 .

8. Л.С. Степанова / Примерный план лингвистического анализа стихотворного текста / Журнал «Русский язык» — №18, 2004 – стр. 27

9. А. Троицкий / Песни городских вольеров // журнал «Ухо» — 1982

10. С. Усачева / Рождение рок-поэзии из духа рок-музыки / Журнал «Самиздат» — 20.10.2004 – стр. 32

источник

«Прогулки по воде» — песня российской рок-группы Nautilus Pompilius. Песня была включена в альбом «Чужая земля» записанный в Москве в январе 1991 года и изданный в феврале 1993 года.

В записи альбома принимали участия:

Вячеслав Бутусов — вокал, гитара;
Егор Белкин — гитара;
Александр Беляев — гитара;
Игорь Копылов — бас-гитара;
Альберт Потапкин — ударные, клавиши;
Олег Сакмаров — флейта.

В. Бутусов: «Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл»

— Как появилась песня «Прогулки по воде»?

— Илья Кормильцев, предложивший первоначальный текст песни, помимо того, что очень талантливый, еще и очень работоспособный человек. Он раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается.

Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть –чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.

«МК», 12.01.1993:

— Я слушала новый диск. Вы изменились — меньше стало социальности, появилась глубина, даже какая-то религиозность.

— Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.

— Мы привыкли к одному звучанию НП, а потом два альбома с другим звуком. Расскажи об этом на примере “Прогулок По Воде”

— Коротко — это был период, когда начали играть гитарную музыку. Я хотел, чтобы на “Чужой Земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки По Воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались. “Прогулки” — это притча такая. Она как-то сразу хорошо была принята. Мы тогда могли позволить себе сингл и записали ее туда. И она легко пошла и стала любимой, как “Я Хочу Быть С Тобой”. Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.

Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.

Июль 2003:

— Песня «Прогулки по воде» как-то связана с вашими размышлениями?

— Нет, это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.

lenta.ru, 08.06.2010:

Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение. Суть притчи ведь в том и заключается, что ее рассказывают друг другу и она, в силу своей основополагающей идеи, все равно остается понятной. Там могут меняться даже персонажи, но суть не меняется.

KM.Ru, 09.06.2010:

А конкретные примеры переделок строчек из старых песен вы можете привести? На DVD вы, например, поете в «Прогулках по воде» «Ты и верно чудак»…

— Да, это, конечно, все не случайно. И потом, зачастую эти замены рождаются прямо в процессе исполнения песни. Не то что я придумывал это специально, у меня были попытки это переделывать. Но они были сравнимы с генеральной уборкой, когда я их бросал на полпути. Мне не хватало внимания. Сейчас, поскольку мне это дано и я это вижу, то я просто не имею права это пропускать. Поэтому, как только меня что-то смущает, я либо откладываю, либо переделываю. Совершенно спокойно, без всякого зазрения совести. И, конечно, я надеюсь на то, что на новом уровне осознания должен писать тексты, которые не будут меня смущать в дальнейшем. Я понял, что лучше долго и упорно делать что-то одно, но по совести, чем потом это долго-долго переделывать. Потому что в тылу остается такая брешь, что это становится очень опасным. Ты все время начинаешь жить с каким-то чувством опасности, что за спиной у тебя осталась дырка, через которую может проникнуть враг.

«Антенна», 2010:

Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!

Маловерие Петра. Евангелие от Матфея 14:22-33

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.


Рисованный клип на «Прогулки по воде»

«Прогулки по воде». Концерт памяти Виктора Цоя. 20 июня 1992 года. Москва. Лужники

H-7 797877
H-9 799877

Nautilus Pompilius, Чужая земля (1991)

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин

источник

«Прогулки по воде» – песня группы «Наутилус Помпилиус», написанная Вячеславом Бутусовым на стихи поэта Ильи Кормильцева. Входит в студийный альбом «Чужая Земля», изданный в 1993 году. Является одним из известнейших хитов коллектива. В наши дни исполняется на концертах группы «Ю-Питер» в несколько изменённой аранжировке.

В 1992 году режиссёр Анатолий Берсенев снял для группы «Наутилус Помпилиус» клип «Прогулки по воде». Этот ролик довольно часто показывали по телевидению, за счёт чего песня получила широкую известность. После загрузки на youtube ролик набрал несколько миллионов просмотров и до сих пор остаётся одним из наиболее известных клипов коллектива.

Кстати, ещё раньше на эту же песню был снят другой клип. Его автором является режиссёр Олег Ракович. От канонического этот ролик отличается кардинальным образом. Его главной чертой является графическая часть, выполненная ручной техникой. На нашем портале можно посмотреть ранний вариант клипа «Прогулки по воде».

Рассказывая в разных интервью о появлении этой песни в репертуаре группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов вспоминал о «необычайной плодовитости» поэта Ильи Кормильцева. Последний приносил лидеру «Нау» на утверждение большое количество текстов, из которых песнями становились лишь единицы. Бутусов считал необходимым корректировать тексты в угоду музыке, Кормильцев же полагал, что написанные им произведения закончены и дальнейшей редакции подвергаться не должны.

Песня «Прогулки по воде» всё же была отредактирована композитором. Однако, по словам Вячеслава Геннадьевича, эти изменения были очень незначительны. В начале 90-х годов Бутусов говорил, что текст песни понравился ему в первую очередь отсутствием модных в то время «бытовухи и социума». В аранжировке композиции ключевое место занимают гитары – музыкальная тема разложена на три инструмента, которые и создают мелодию.

Многие склонны видеть в этой песне библейские мотивы, однако на самом деле авторы придавали произведению несколько иное значение. В интервью 1993 года газете «Московский комсомолец» Бутусов говорил, что на самом деле в песне «Прогулки по воде» нет места религии. Это, скорее, притча об общечеловеческих ценностях, хотя она и является вольным «достаточно циничным» изложением библейской истории.

Прообразом апостола Андрея, главного героя песни, является один из учеников Иисуса Христа – Андрей Первозванный, родной брат апостола Петра. Оба были рыбаками до тех пор пока Спаситель не призвал их стать «ловцами человеков». Евангелист Иоанн считал, что Андрей был призван Христом ранее своего брата, за что в греческих религиозных книгах его называют Первозванным. Согласно преданию, апостол Андрей повторил судьбу своего учителя и был распят на косом кресте в Греции.

Песня про апостола Андрея группы «Наутилус Помпилиус» неоднократно исполнялась другими коллективами. Например, в альбоме «Отчёт за 10 лет» своё видение этого произведения представил лидер бессмертной группы «Выход» Сергей «Силя» Селюнин. А на концерте, посвящённом 10-летию «Нау», её спел лидер «ДДТ» Юрий Шевчук.

В 2011 году свой вариант этой песни «Прогулки по воде» представила группа «Калинов Мост». Таким образом музыканты сделали подарок Вячеславу Бутусову к его 50-летию. Премьера этого варианта композиции состоялась в рамках телевизионной передачи «Достояние Республики». Позже Дмитрий Ревякин исполнял её на юбилейных концертах, посвящённых 25-летию своего коллектива.

Одной из исполнительниц этого бессмертного произведения стала звезда русской эстрады Елена Ваенга. Кроме того, на конкурсе юных талантов «Синяя птица 2015» произведение исполнила Полина Чиркина. Причём сделала это очень талантливо.

Читайте также:  Биологический анализ воды в ростове

Сама критика религии была мне тогда малоинтересна. Но в этих книжках были фрагменты текста Библии. Сам слог, которым они написаны, манил и завораживал. Это были какие-то послания из другого мира, о котором в ту пору мне ничего не было известно. Атеистическое содержание тех книг забылось тут же после прочтения. А вот язык Пророков и Апостолов в сочетании с величественными картинами на их страницах запомнился надолго.

Поэтому, я не удивляюсь, когда люди говорят, что пришли к вере в Бога через «евангелие от сатаны», прочитанное в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила и притягательность евангельского образа Иисуса такова, что может привлечь к себе людей даже через карикатурное Его изображение в виде бродячего философа Иешуа Га Ноцри.

Но есть один из подобных примеров, о котором мне давно уже хотелось поговорить. Это песня группы Nautilus Pompilius «Прогулки по воде». Написанная более четверти века назад, песня сразу же стала популярной, причем не только у светской, но и у церковной публики. Я много раз видел, как ее пели под гитару верующие молодые люди на приходских концертах, в походах возле костра, просто – в теплой компании близких людей.

И каждый раз у меня возникало недоумение – они что, вообще не понимают, о чем эта песня? Ведь это даже не пародия на Евангелие, это – натуральное выворачивание его наизнанку.

Но, прекрасная музыка, ее эмоциональный настрой, а также имена Спасителя и Его ученика, видимо, в очередной раз оказались сильнее всяких смыслов, заложенных в стихи. Четверть века верующие люди слушают и поют эту песню, не особенно задумываясь о ее содержании.

Я не буду здесь заниматься ее критикой. Вместо этого просто дам на каждую реплику песни с упоминанием Спасителя и апостола Андрея соответствующие цитаты из Евангелия, чтобы новозаветный контекст песни можно было прочесть не только «наизнанку», но и в прямом смысле.

С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

На самом деле первая встреча будущего апостола Андрея со Спасителем происходила совсем при иных обстоятельствах. Спаситель шел вдоль берега, а Андрей как раз стоял в воде: …Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф 4:18, 19).

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.

Под секретом здесь, очевидно имеется в виду способность ходить по воде. Единственный случай, когда Спаситель ее продемонстрировал, был во время ночного шторма на Галилейском озере, когда Иисус шел по воде, догоняя лодку с учениками, отплывшими ранее:

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Матф 14: 25-27)

Но в тот единственный раз, когда Спаситель шел по воде на глазах у учеников, пройти к Нему по воде захотел вовсе не Андрей, а его старший брат апостол Петр. И просьба эта была продиктована не тягой к чудесному экстриму, а желанием убедиться в том, что перед учениками не призрак, а настоящий Спаситель: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф 14:28).

И Спаситель ответил:
“Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!”

На самом деле, ответ Спасителя был гораздо короче и совершенно непохож на эту многословную безжалостную тираду. Собственно, ответ состоял всего из одного слова:

…Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф 14:29-33)

Происходило все это еще до Распятия Иисуса, Его Крестной Смерти и последующего Воскресения. Почему и зачем Андрей должен был испытать крестные страдания раньше Самого Спасителя – загадка, понятная, наверное, лишь самим авторам этих строк.

С этого момента текст песни полностью уходит от событий, описанных в Евангелии. Однако некоторые смысловые параллели в тексте еще можно найти:

Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом…
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.

Здесь апостол Андрей просит Иисуса наделить его даром хождения по воде, но – минуя крестную казнь. На самом деле, Евангелие действительно упоминает об одной апостольской просьбе, в ответ на которую Иисус сказал нечто подобное. Правда, просьба была вовсе не о хождении по воде, а о куда более масштабных возможностях. Да и сам диалог Спасителя с апостолами звучал совсем иначе, нежели в песне:

…И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф 20:17-23)

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
.

Здесь наступает уже полная потеря не только евангельского сюжета, но и смыслового наполнения образов, диалогов, характера героев – всего вообще, какой-либо связи с Евангелием в принципе. Да, Иисус однажды гневно ответил одному из учеников. Но дело в том, что гнев этот был вызван попыткой апостола уберечь от крестной смерти вовсе не себя, а любимого Учителя:

…С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:21-23).

“Ты и верно дурак!” и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.

Относительно подобных оскорблений Спаситель высказался весьма определенно:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. ( Мф 5:21,22)

Упомянутое здесь слово «рака» как раз и есть синоним нашего слова «дурак». Странно было бы в устах безгрешного Спасителя услышать слово, которое Он Сам же и определил как – грех.

Но печальней всего выглядит в этой песне финал – Андрей, заплаканный, уходит домой с пойманными рыбками, так и не став – апостолом, ловцом человеков.

На самом деле, в истории апостолов был трагический момент, когда они, подавленные и разочарованные казнью своего Учителя, решили вернуться «домой» – к оставленной профессии рыболовов:

… были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего ( Ин 21:2,3).

Но сразу же после этого воскресший Спаситель приходит к ним, утешает их, обещает послать им Утешителя Духа Святого, получив Которого, апостолы отправятся проповедовать Евангелие по всем странам и народам, исцелять безнадежно больных, воскрешать мертвых силой имени Спасителя. Каждый из них примет за эту проповедь мучения. Все, кроме Иоанна Богослова, будут убиты.

Апостол же Андрей отдаст себя мучителям на распятие и будет, умирая, висеть на кресте в форме буквы Х, поскольку считал себя недостойным висеть на таком же кресте, как у Спасителя. Правитель Эгеат распорядился не прибивать апостола Андрея к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста.

Однако Андрей решил принять смерть во имя Спасителя, и воины не смогли развязать верёвки. Когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Впоследствии этот крест станет основой главного символа российского флота – знаменитого Андреевского флага.

…а распятье оставь на потом…

…гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде…

Все это люди слушали, слушают и будут слушать еще не одно десятилетие. Но, слава Богу, Евангелие способно привлекать к себе человеческие сердца даже там, где оно зачем-то было вывернуто наизнанку.

источник

Песня «Прогулки на воде» принадлежит коллективу «Наутилус Помпилиус». Музыку к ней написал сам фронтмен группы — Вячеслав Бутусов, а вот стихи были написаны Ильей Кормильцевым. В своих интервью Бутусов признается, что Илья очень плодотворный автор, он почти каждый день приносил целые груды текстов. Среди всего множества Вячеслав выбрал именно этот текст, который лег в основу песни «Прогулки по воде».

Изначально песня планировалась к релизу в 1990 году в альбоме «Наугад», но вышла в свет лишь в 1993 году в альбоме «Чужая земля». Именно по этой причине можно заметить некоторые несостыковки, состоящие в том, что Бутусов в интервью говорит о концепции альбома «Наугад», и о том, что песня «Прогулки по воде» идеально в нее вписывалась, однако поклонники знают, что песня относится к другому альбому.

Спустя четверть века поклонники творчества группы и вообще любители русского рока слушают эту песню, однако некоторые не понимают смысл песни Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», другие трактуют его неверно, а кто-то и вовсе никогда не задавался этим вопросом. Попробуем разобрать сегодня это произведение построчно, чтобы выделить основную идею.

Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ёще раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Прогулки по воде Nautilus Pompilius.

Одна из самых распостраненных мыслей заключается в том, что песня — это вольная интерпретация евангельского писания, хотя исполнитель говорит о том, что это лишь притча о людях и их моральных качествах в целом. Однако отрицать тот факт, что притча переписана именно с сюжета встречи Иисуса с апостолом Андреем, невозможно.

С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.

Известно, что апостол Андрей и его брат Петр были рыбаками до того, как встретили Иисуса и стали путешествовать с ним и учиться мудрости. Спаситель рода человеческого собирался сделать из Андрея ловца человеков, об этой отсылке в следующих строках.

И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

Но стоит также отметить, что согласно первоисточнику Андрей встретил Иисуса, и правда, во время рыбалки, однако будущий Учитель апостолов не ходил по воде в первую их встречу, напротив, в воде стоял сам Андрей. Вообще, такие действия Спаситель совершал лишь единожды при своих учениках — по просьбе Петра, требовавшего доказать божественную принадлежность Учителя, а именно пройти по воде. Иисус предложил смельчаку пойти самому по вдной глади. Петр, к собственному удивлению и удивлению окружающих, совершил это чудо, однако шел не долго, он испугался и стал тонуть, и вот тогда Учитель пошел к Петру, чтобы спасти его.

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.

Вероятно, речь как раз о возможности ходить по воде. Об этой способности знали все, и вот будущий апостол дерзнул попросить Иисуса и его обучить такому навыку. Конечно, на самом деле, апостол такого не просил, ему бы и в голову подобное не пришло.

И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»

В этих строках Учитель называет «цену» своих способностей — надо подобно самому Иисусу отстрадать за человеческий род. Все мы помним, какое наказание на земле ожидало Спасителя за его желание спасти людей — его приколотили к кресту, где он умирал в течение целого дня. Интересно отметить, что среди всех апостолов именно Андрей, единственный из всех, умер как его Учитель — его также повесили на крест, откуда он еще двое суток проповедовал. Люди молили, чтобы праведника сняли и позволили спокойно умереть, но апостол твердо решил умереть как Учитель, а потому снять его не получилось. Правда, крест имел несколько иной вид, чем в истории Иисуса, так захотел сам апостол, он почитал, что не может умереть точь-в-точь как Учитель.

Вячеслав Бутусов признался, что о судьбе апостола узнал лишь спустя несколько лет, по его словам, это просто совпадение, что в строках песни про Андрея оказалось такое удивительное попадание.

Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом…
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.

В этих четверостишиях и вовсе отражены такие диалоги и поступки, которые никак не могли существовать в Евангелии. Иисус учил своих учеников, что ругать ближнего обзывать его — это грех, в строках песни же Спаситель обзывает Андрея дураком. Конечно, такого позволить себе он не мог, совершить грех из-за непонимания дерзкого человека — звучит нетипично для такой личности.

Читайте также:  Биологические методы анализа сточных вод

В общем, мы можем сделать вывод, что источником для вдохновения, и правда, стало Евангелие, но это лишь вольный пересказ, который по задумке самих создателей произведения стал притчей, раскрывшей человеческую натуру.

Говоря в общем, о чем песня Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», то ответ таков — о человеке, который иногда не может различить материальное и духовное. Андрей, настоящий апостол, просто пошел за Учителем, он стал его настоящим последователем и учил потом людей полученным истинам; Андрей из песни не смог увидеть чудесного в простом и сам, своим поведением, отказался от возможности познать истинное.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем песня Прогулки по воде. Мы с нетерпением будем ждать!

Мы создали форум про смысл , где Вы можете поделится своим мнением. Мы вас ждем.

источник

Использование христианских мотивов в рок-музыке – это скользкий путь, чреватый обвинениями в оскорблении чувств верующих и всевозможными кривотолками. Даже смутные намеки на библейские сюжеты могут вызывать отторжение у набожных слушателей, а прямое упоминание святых в сомнительном контексте кажется им просто неприемлемым.

Композиция «Прогулки по воде» рок-группы «Наутилус Помпилиус» громких скандалов не вызывала, но авторам все же приходилось разъяснять ее основную идею и убеждать критиков в отсутствии религиозного подтекста в песне.

Вячеслав Бутусов сочинил «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева. Лидер Nautilus Pompilius рассказывал, как была написана песня:

Он [Илья Кормильцев] раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.

Стихотворение Ильи Кормильцева можно рассматривать как фантазию на тему евангельской истории о знакомстве Андрея – тогда еще простого рыбака, а в будущем святого апостола – с Иисусом Христом.

Желающих поразмышлять на тему «Что хотел сказать автор?» приглашаем в комментарии. Ниже приведены цитаты из разных интервью Вячеслава Бутусова, в которых он делится мнением об основной идее песни «Прогулки по воде».

Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.

Московский комсомолец, 1993

«Прогулки» — это притча такая. […] Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.

..это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.

Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение.

«Прогулки по воде» впервые была записана в 1990 году для рабочей версии альбома «Наугад», но вошла песня лишь в альбом «Чужая земля», изданный в 1993 году.

Видеоклип к песне «Прогулки по воде» для Наутилус Помпилиус снял Олег Ракович. Ролик создан с использованием техники выскабливания. (Смотрите — он запускается))).

Более известен широкой публике и фанатам группы Nautilus Pompilius видеоклип «Прогулки по воде» режиссера Анатолия Берсенева

«Прогулки по воде» исполняли многие отечественные коллективы. Великолепную версию представила группа «Калинов мост».

Юрий Шевчук и рок-группа «ДДТ» также играли «Прогулки по воде».

«Прогулки по воде» поет на концертах даже Елена Ваенга, но не будем травмировать истинных любителей русского рока ее версией. Лучше послушаем кавер от группы «Выход».

Если вас интересует, как играть «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» на гитаре, вам поможет это видео от проекта Gitarin.

С пpичала pыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде,
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закpичал: «Я покину пpичал,
Если ты мне откpоешь секpет!»
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андpей,
Никакого секpета здесь нет».

Припев:
Видишь, там, на гоpе, возвышается кpест,
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвpащайся назад,
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.

Hо учитель на касках блистают pога,
Чеpный воpон кpужит над кpестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дуpака,
А pаспятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сеpдцах
По водной глади ногой:
«Ты и веpно дуpак!», — и Андpей в слезах
Побpел с пескаpями домой.

Я хотел, чтобы на “Чужой земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки по воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались.

Вячеслав Бутусов, FUZZ, 1999

Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!

Вячеслав Бутусов, «Антенна», 2010

Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.

источник

Сайт Курия Сергея Ивановича

Входит в альбом «Чужая земля» (1991)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

— Как появилась песня «Прогулки по воде»?

— Илья Кормильцев, предложивший первоначальный текст песни, помимо того, что очень талантливый, еще и очень работоспособный человек. Он раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.

***
А. Кушнир «Утомленные роком» («Введение в наутилусоведение», М.: ТЕРРА, 1997):

Особенно удачно получилась конечная аранжировка “Прогулок по воде”.
Вспоминает Копылов:
«Наконец-то нам удалось разложить партии всех трех гитар по своим местам, благодаря чему в музыке резко поубавилось “смурятины”, так сильно переполнявшей “Наугад”.

***
Из интервью с В. Бутусовым, «МК», 12.01.1993.:

— Я слушала новый диск. Вы изменились — меньше стало социальности, появилась глубина, даже какая-то религиозность.

— Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.

***
Из интервью с В. Бутусовым, «FUZZ», №7/1999:

FUZZ: Мы привыкли к одному звучанию НП, а потом два альбома с другим звуком. Расскажи об этом на примере “Прогулок По Воде”

Вячеслав: Коротко — это был период, когда начали играть гитарную музыку. Я хотел, чтобы на “Чужой Земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки По Воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались. “Прогулки” — это притча такая. Она как-то сразу хорошо была принята. Мы тогда могли позволить себе сингл и записали ее туда. И она легко пошла и стала любимой, как “Я Хочу Быть С Тобой”. Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.

Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.

***
Интервью с В. Бутусовым, июль 2003:

— Песня «Прогулки по воде» как-то связана с вашими размышлениями?

— Нет, это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.

Вячеслав Бутусов: Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение. Суть притчи ведь в том и заключается, что ее рассказывают друг другу и она, в силу своей основополагающей идеи, все равно остается понятной. Там могут меняться даже персонажи, но суть не меняется.

KM.Ru: А конкретные примеры переделок строчек из старых песен вы можете привести? На DVD вы, например, поете в «Прогулках по воде» «Ты и верно чудак»…

— Да, это, конечно, все не случайно. И потом, зачастую эти замены рождаются прямо в процессе исполнения песни. Не то что я придумывал это специально, у меня были попытки это переделывать. Но они были сравнимы с генеральной уборкой, когда я их бросал на полпути. Мне не хватало внимания. Сейчас, поскольку мне это дано и я это вижу, то я просто не имею права это пропускать. Поэтому, как только меня что-то смущает, я либо откладываю, либо переделываю. Совершенно спокойно, без всякого зазрения совести. И, конечно, я надеюсь на то, что на новом уровне осознания должен писать тексты, которые не будут меня смущать в дальнейшем. Я понял, что лучше долго и упорно делать что-то одно, но по совести, чем потом это долго-долго переделывать. Потому что в тылу остается такая брешь, что это становится очень опасным. Ты все время начинаешь жить с каким-то чувством опасности, что за спиной у тебя осталась дырка, через которую может проникнуть враг.

***
В. Бутусов, журнале «Антенна», 2010:

Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!

***
Андрей — святой апостол, брат Петра, с которым занимался в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал его следовать за ним (Мф. 6: 18 и сл.). По повествованию евангелиста Иоанна (Ин. 1: 41), он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата был призван на Иордане Иисусом. Поэтому в греческом предании он носит имя «Первозванного».
По преданию, распят в Греции на косом кресте — т. н. крест Андрея Первозванного, который стал знаком ордена Андрея Первозванного, а также помещался на военно-морском Андреевском флаге.

***
Спаситель ходил по воде… — см.:

Евангелие от Матфея, 14:25-31 :

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И вышел из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;
Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

***
В 1992 г. на песню был снят клип (реж.Анатолий Берсенев)

Клип «Прогулки по воде»

Рисованный клип на «Прогулки по воде»

«Прогулки по воде». Концерт памяти Виктора Цоя. 20 июня 1992 года. Москва. Лужники

Наутилус помпилиус — Прогулки по воде Отчёт 1993г

.

«Прогулки по воде» (акустика 1996)

Полина Чиркина. Вокал — В. Бутусов «Прогулки по воде» — Синяя Птица. Сезон 2015

БУТУСОВ. Нашествие 2017. ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ.

Вячеслав Бутусов «Прогулки По Воде» с программой NAUTILUS POMPILIUS 35 лет, 30 сентября 2018 года

Видео на песню «Прогулки-Блюз» (август 2019) из нового титанического альбома Вячеслава Бутусова.

ДДТ — кавер на «Прогулки по воде» (с концерта в честь юбилея Нау, 1993 г)

Калинов мост — «Прогулки по воде»
(«Достояние республики» с Вячеславом Бутусовым, 22.10.2011)

Ансамбль Теремок «Прогулки по воде» (cover Наутилус Пампилиус )

.

Новые Русские Бабки — пародия на Вячеслава Бутусова и песню «Прогулки по воде»

_______________________________________________________________________

Текст песни «Прогулки по Воде»:

Em
с причала рыбачил апостол Андрей
H
а Спаситель ходил по воде
Am
и Андрей доставал из воды пескарей
Em
а Спаситель погибших людей

и Андрей закричал: я покину причал
если ты мне откроешь секрет!
а Спаситель ответил: спокойно, Андрей!
никакого секрета здесь нет

G D
видишь там на горе
Am Em
возвышается крест
G D
под ним — десяток солдат
Hsus H
повиси-ка на нем
G D
а когда надоест
Am Em
возвращайся назад
C G
гулять по воде гулять по воде
Hsus H
гулять по воде со мной

— но Учитель! на касках блистают рога
черный ворон кружит над крестом
объясни мне сейчас пожалей дурака
а распятье оставь на потом

онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
— ты и верно дурак! — и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой

видишь там на горе
возвышается крест
под ним — десяток солдат
повиси-ка на нем
а когда надоест
возвращайся назад
гулять по воде гулять по воде
гулять по воде со мной

_______________________________________________________________________

источник