Меню Рубрики

Анализ картин союз земли и воды

Союз Земли и Воды. В чём символика Рубенса?

«Размер полотна 223х181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».

Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)

Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул – и пошел дальше рассматривать полотна.

Но не все логично в тех версиях, которые дают искусствоведы. Первое – мифологической основы для этой картины просто нет. Нет ни одного мифа, в котором бы говорилось о заключении союза между Герой и Посейдоном (в греческой мифологии упоминается только о том, что «в союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса») или Кибелы и Нептуна (в римской мифологии).

Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах – жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.

Выражение лица девушки как бы слегка равнодушное. Это что – реакция на какое-то предложение мужчины, который стоит напротив? Мол, меня это не волнует. Что бы это могло быть? Какое предложение? Может быть, он ей грозит уходом? А она ему: «Ну, и что? Все равно вернешься!»

Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.

У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).

И еще один персонаж – тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?

Что-то странное в этой картине. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно.

Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия».)

Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». (Рубенс жил в Антверпене.)

Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой – то где город, а где река? Кто изображает реку – женская фигура или мужская? Если женская – то какая связь между плодами и рекой? Если мужская – то почему такая мощная фигура? Если наоборот – те же вопросы! И опять же – зачем тигр?

Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).

Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение – договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор – лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.

Питер Пауль Рубенс, Питер Пауль Рубенс,

Союз Земли и Воды (Фрагментs)
Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.

Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них – распри – изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор – чума — изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Итак, девушка – Фландрия, мужчина – испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» – аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны.

Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.

1. Может быть, путти – это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту — 4.

2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35х30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!


Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды (Эскиз)

источник

«Размер полотна 223×181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды — Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».

Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)

Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул — и пошел дальше рассматривать полотна.

Но не все логично в тех версиях, которые дают искусствоведы. Первое — мифологической основы для этой картины просто нет. Нет ни одного мифа, в котором бы говорилось о заключении союза между Герой и Посейдоном (в греческой мифологии упоминается только о том, что «в союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса») или Кибелы и Нептуна (в римской мифологии).

Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах — жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.

Выражение лица девушки как бы слегка равнодушное. Это что — реакция на какое-то предложение мужчины, который стоит напротив? Мол, меня это не волнует. Что бы это могло быть? Какое предложение? Может быть, он ей грозит уходом? А она ему: «Ну, и что? Все равно вернешься!»

Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.

У ног мужчины — тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти — декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).

И еще один персонаж — тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?

Что-то странное в этой картине. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно.

Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости — Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан — такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия».)

Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии». (Рубенс жил в Антверпене.)

Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой — то где город, а где река? Кто изображает реку — женская фигура или мужская? Если женская — то какая связь между плодами и рекой? Если мужская — то почему такая мощная фигура? Если наоборот — те же вопросы! И опять же — зачем тигр?

Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).

Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой — никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение — договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил — установился мир, началась нормальная жизнь.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети — символ процветания. Венки на головах главных персонажей — символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, — очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны — жемчуг в косах и в ушах), а мужчина — испанских Габсбургов, то картина — аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор — лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины — не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.

Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.

Возможно, что тигр — символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы — ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них — распри — изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор — чума — изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Читайте также:  Анализы проводимые при определение качества воды

Итак, девушка — Фландрия, мужчина — испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» — аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны.

Послесловие.

Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.

1. Может быть, путти — это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту — 4.

2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35×30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!

источник

Здорово Олег написали. понравилось .. с теплом)))

Добрый вечер, Татьяна!
Я рад, что Вы заглянули ко мне на страницу.
Приятно подаренное Вами тепло.
Спасибо!
С ответным теплом,

«Союз нарушите, и ждёт нас всех разор!» —
так нас предупреждали великие предки.

Ты не только поэт, но и замечательный искусствовед.
Если бы в эрмитаже вывесить твои стихи под картинами, то не нужно никаких экскурсоводов. Посетитель получал бы два наслаждение от прочитанного и увиденного.
Отошли стихи в эрмитаж.
Спасибо, Олег! Обнимаю,

Привет, Михайло!
Даже не знаю,что тебе ответить. Мне неловко навязываться со своими стихами. Думаю, что если они кого-нибудь заинтересуют, ко мне обратятся. Хотя это — навряд ли возможно. Я ведь самоучка.
Сколько есть дипломированных поэтов!
Но всё равно, спасибо тебе за отзыв, друг.
Обнимаю.
С теплом из Керчи,

Рубенс меня мало волнует, но его портрет инфанты Изабеллы (портрет камеристки) http://smallbay.ru/artbarocco/rubens_33.html меня очаровал.
Ведь проявлены признаки стиля не фламандцев, а голландцев, которых я очень люблю, равно и великих живописцев немцев.

Благодарен, Олег, что как Вадим Константинов поддерживаешь культуру, которая обширней стиха.

☼ „
((*..*))
.(( ^ ))Верный – Алма-Ата – Almaty

Здравствуй, Женя!
Прости, что задержался с ответом на твою рецензию. Были причины.
Ты, не обижайся.
А портрет инфанты Изабеллы мне понравился. Обязательно напишу про него.
С теплом и дружбой,

Как и обещал, я написал стихи по картине»Портрет инфанты Изабеллы»
Загляни и оцени.
С улыбкой,

«По новому картину ты раскрыл,
И Рубенсу наверно было б мило,
Усилил то, что без того красиво,
Словами, словно солнцем осветил. «

С уважением и восторгом от твоего СТИХА.

Здравствуй, Олег!
Я рад, тёзка, что ты заглянул и оставил мне в подарок свой экспромт вместе с уважением.
Спасибо тебе.
Прости, что задержался с ответом на рецензию.
Обязательно загляну с ответным визитом.
Жму руку,

Неразделим союз Земли с Водой
Законы Бытия — они непостижимы
Их не дано понять и объяснить
Как вечны узы женщины с мужчиной.
Очень нравится картина и ваше её виденье.
С уважением Р.Г.

Добрый вечер, Римма!
Я рад, что у Вас нашлась минута и для моих стихов. Мне приятно, что Вы поделились со мной своими впечатлениями от прочитанного.
Как автору, мне важны отзывы.
Спасибо Вам за визит, тепло и уважение.
С ответным теплом и уважением,

Добрый вечер,Вадим!
Спасибо за отзыв. Рад, что понравилось.
С теплом и улыбкой,

Какая перкрасная концовка «Союз нарушите, и ждёт нас всех разор!». Прекрасный стих к картине, прочувствованный до мельчайших подробностей. Молодец! Удачи!

Добрый вечер, Ия!
Я благодарен тебе за поддержку, за добрые пожелания.
Мне вообще нравятся три вещи: живопись, музыка и природа.
Рядом с картинами, я забываю об окружающем мире, переношусь в мир, когда эта картина писалась. Не знаю, как это происходит, но я, кажется, вижу художника во время его работы, слышу его мысли.
Это похоже на сумасшествие?
Почти то же самое происходит с музыкой.
О природе молчу. Я благоговею перед ней!
Могу часами смотреть на маленький ручеек или водопад, на морской прибой или на цветок.
В голову приходит тысячи мыслей и стихи.
Что-то я разболтался.
Прости.
С теплом,

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

источник

«Союз Земли и Воды» был написан между 1612 и 1615 годами, то есть в пору когда вернувшись в Антверпен после долгого пребывания в Италии, Рубенс создал лучшие из ранних своих вещей и властно заявил о себе как о первом живописце Фландрии.

Вкусы времени диктовали сюжеты: античность, сдобренная вполне земной фламандской жизнерадостностью, лукавые пышнотелые боги, богини, как две капли похожие на белокожих и дородных красавиц, что торговали рыбой и цветами на набережных Шельды.

«Союз Земли и Воды» написан с пьянящей радостной увлечённостью. Трудно найти картину более характерную и для эпохи, и для самого художника. Она множеством нитей связана со своим временем, с тогдашним понятием прекрасного, с наивными представлениями той поры об античном мире.

Правда, античности — особенно в современном её понимании — в полотне этом не так уж и много. Образы римских богов здесь — как маскарадные полумаски, как необходимая, но необременительная условность. Естественно, что сюжет аллегорический нуждался в античных именах и аксессуарах более, чем какой бы то ни было иной. «Союз Земли и Воды» — апофеоз плодородия, изобилия земного счастливого бытия — естественно и привычно реализовался в фигурах, известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи. Разумеется, представления о мифологии были не слишком точными у людей 17 века, и Рубенс, человек отлично образованный, читавший по-латыни и по-гречески, не следовал источникам с педантичной скрупулёзностью.

Розовая, пышная, хотя и грациозная фламандка, олицетворяющая Землю, изображает скорее всего Кибелу, богиню, чей культ зародился во Фригии. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу. Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи — богини земли. Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела — мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом).

Нептун тоже слишком не напоминает грозного бога морей, «колебателя земли», могущественного брата Юпитера, скорее он подобен могучему фавну, обитателю лесов, или просто фламандскому пастуху.

Нептун был у римлян божеством влаги и только потом объединился с греческим культом бога морей Посейдона. Посейдон считался богом подземных вод, оплодотворяющим землю, и даже имел прозвище Гееох — владыка земли.

Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли». Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. Трепетное отношение фламандцев к плодам земли и человеческого труда окрашивает всё искусство Южных Нидерландов ; море, приносившее стране богатство, — через Антверпен Европа торговала с Новым Светом — почиталось, естественно, как благодатная, доходная стихия. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный.

И в самом деле, сколько бы ни было в картине античных реминисценций, затейливых иносказаний, мифологических аксессуаров, она прежде всего наполнена истинно фламандским духом. Его герои полны мощи и духовной силы, его женщины — существа, исполненные морального и физического здоровья.

И лукавая, кокетливая Слава, венчающая лаврами Нептуна и Кибелу, и сами божества, с нарочитой томностью глядящие в глаза друг другу, словно актёры. Сентиментальной пантомимы, и тритон, весело трубящий в раковину, и ангело- подобные младенцы, резвящиеся в воде, — все эти образы откровенно условны, и художник не скрывает от зрителя, что героям куда милее доброе фламандское доббель-кноль — двойной крепости пиво, чем олимпийский нектар.

И если бы все значение картины сводилось к её сюжету и её персонажам, то она осталась бы произведением легковесным, даже наивным. Но в том-то и дело, что в этой почти банальной аллегории царствует столь литое единство линий и масс, столь благородное равновесие, что картина рождает в зрителе уверенность в высоком и серьёзном смысле происходящего.

Эта уверенность возникает сначала почти бессознательно, поскольку ничто в картине не поражает, в ней нет видимого действия, сильных характеров, запоминающихся лиц, она красива, она приятна для глаз, и только. И лишь постепенно проступает торжественная пластическая мелодия, объединяющая все детали картины одним всепроникающим движением. И тогда жесты персонажей, расположение фигур, их очертания, мельчайшие аксессуары картины начинают восприниматься как часть грандиозного целого, составляющий сложный, многозвучный аккорд.

Движения фигур при всём их разнообразии кажутся эхом друг друга, жест Кибелы как бы переливается в жест Нептуна. Словно единым движением кисти рождена плавная линия, очерчивающая тело Земли-Кибелы, естественно продолжённая рукой морского бога и устремляющаяся по его плечам ещё выше, к трезубцу, повторяющему своей диагональю наклон тела богини. А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы — к лёгкому взмах у руки Славы и вновь — к держащей трезубец руке «повелителя морей».

Могучий ритм диагоналей — наклон тела Кибелы, трезубца, пятна света на спине Нептуна, движение тритона — наполняет холст размеренным, сдержанным, но напряжённым движением и мешает воспринимать пирамидально построенную группу статически. Отсюда то ощущение внутреннего трепета в картине, которое вторит звонкой струе воды, орошающей землю у ног богов.

И весь этот согласный, стройный и безмятежный мир рождается в сияние солнечных золотистых оттенков, в блеске открытых чистых красочных пятен может порой даже слишком ярких, придающих полотну какой-то языческий аромат. Картина кажется перенасыщенной светом, цветом, холст словно стонет от пылкой материальности плодов, человеческой плоти. И в этой чрезмерности, подчиненной точному композиционному расчёту и безошибочно найденной линии, угадывается секрет той удивительной власти, которую имеет картина над воображением зрителя.

Разумеется, проницательный взгляд различит в картине неопровержимые свидетельства молодости художника, его преданности неким определённым, несколько педантичным принципам. Годы, проведённые в Италии, привили Рубенсу вкус к учёной, тщательно выверенной композиционной схеме, и схема эта всё же проглядывает сквозь естественную непринужденность группировки.

Тщательная выписанность плодов выдаёт усердие неофита, чьё мастерство не приобрело ещё абсолютной лёгкости в каждой детали. Словом, это зрелая картина, в которой мелькает порой отдалённое эхо юношеской неуверенности.

И нужно видеть рядом с этим полотном позднюю картину мастера, чтобы полной мерой ощутить, как много ещё предстояло сделать Рубенсу после «Союза Земли и Воды».

источник

Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Союз Земли и Воды”. Размер картины 223 x 181 см, холст, масло. Рубенс написал эту картину по возвращению на родину из Италии. В этом произведении фламандского живописца чувствуется сильное влияние, которое итальянские художники, в частности, Тициан и Аннибале Караччи, оказали на Рубенса.

Картина ранее находилась в коллекции князя Киджи в Риме; между 1798-1800 годами она была приобретена для Эрмитажа.

Картина Питера Рубенса “Союз Земли и Воды” изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.

Собственно, в греческой мифологии богиня фригийского происхождения Кибела является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии.

Венера бесчувственная – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Венера бесчувственная”. Размер картины 142 x 184 см, холст, масло. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает.

Триумф Виктории – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Триумф Виктории”. Размер картины 161 x 236 см, холст, масло. Пафос бурной космической динамики.

Туалет Венеры – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Туалет Венеры”. Размер картины 137 x 111 см, холст, масло. В дальнейшем художник в.

Нимфы и сатиры – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Нимфы и сатиры”. Размер картины 136 x 165 см, масло, холст. Стремление к изучению.

Каледонская охота на кабана – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Каледонская охота на кабана”. Размер картины 180 x 289 см, холст, масло. Со второго.

Ахилл, Одиссей и Диомед – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Ахилл, Одиссей и Диомед”. Размер картины 246 x 267 см, холст, масло. Полное название.

Обнаружение младенца Эрихтония – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Обнаружение младенца Эрихтония”. Размер картины 218 x 317 см, холст, масло. Эрихтоний или Эрихфоний.

Взятие герцогства Юлих – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Взятие герцогства Юлих”. Размер картины 394 x 297 см, масло, холст. В начале 1620.

Елена Фаурмент – Питер Рубенс Портрет кисти фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Елена Фаурмент”. Размер портрета 96 x 76 см, дерево, масло. Тяжело пережив смерть.

Венера у зеркала – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Венера у зеркала”. Размер картины 124 x 98 см, дубовая доска, масло. Картина более.

Меркурий и Аргус – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Меркурий и Аргус”. Размер картины 179 x 297 см, холст, масло. Другой вариант картины.

Ночная история – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Ночная история”. Размер картины 79 x 64 см, дерево, масло. Второй вариант этой картины.

Пьяный Силен – Питер Рубенс Картина кисти фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Пьяный Силен”. Размер картины 212 x 214,5 см, дерево, масло. В шокирующем плотском.

Сад любви – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Сад любви”. Размер картины 198 x 283 см, масло, холст. Эту картину художника иногда.

Художник с женой Изабеллой Брант – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Художник с женой Изабеллой Брант”. Размер картины 178 x 136,5 см, холст, масло. Полное.

Читайте также:  Анализы при очистке промышленных сточных вод

Церера и две нимфы – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Церера и две нимфы”. Размер картины 223 x 162 см, масло, холст. Эту картину.

Встреча Марии Медичи и Генриха IV в Лионе – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Встреча Марии Медичи и Генриха IV в Лионе”. Размер картины 394 x 295 см.

Диана и Каллисто – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Диана и Каллисто”. Размер картины 202 x 324 см, холст, масло. Каллисто, в древнегреческой.

Портрет дамы в соломенной шляпке – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Портрет дамы в соломенной шляпке” или иногда просто “Соломенная шляпка”. Размер портрета 79 x.

Питер Рубенс с Антонисом Ван Дейком – Питер Рубенс Кто-то из мастерской Рубенса объединил в копии два автопортрета, желая отметить идеальный союз и славу двух фламандских художников. ВАН ДЕЙК.

источник

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ — мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты — всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса — это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг — он надолго уезжает в Италию, там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, с этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден в конце концов расстаться с

политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.

Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 г.

Постоянно стремление к изучению натуры, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах).

Отсюда – субъективность и жизненность типов в самостоятельных произведениях Pубенса, типов, носящих на себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также – внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов.

Отсюда, наконец, поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство картин Рубенса. Вообще это был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайный мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, – художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.

Великий фламандец Рубенс дал миру не только одно из своих великолепных творений в основанном им самим стиле «барокко» под названием «Союз Земли и Воды» (1618 г.), но и скрыл в своей работе вовсе непростую, аллегорическую загадку.

Перед нами пышнотелая, рыжеволосая красавица Гера, богиня брака и плодородия, олицетворяющая Землю, с рогом изобилия в руке и бог морей Посейдон, олицетворяющий Воду. Цветущая Гера, в образе молодой девушки, прекрасная в своей наготе и ничуть её не смущаясь, с локонами волос, завитыми в виде короны и вплетёнными в них жемчужными нитями, опирается на изливающий воду кувшин.
Античный бог Посейдон, изображенный художником внушительным, седобородым стариком, полусидит на камне в неудобной позе, правой рукой опираясь на трезубец – символ морской власти, левой держит молодую красавицу за руку и с нетерпением и даже некоторым напряжением, ждёт от богини ответа. Скучающий взгляд молодой девушки красноречиво говорит о её безразличии к собеседнику, здесь она, будучи королевой положения, заставляет так долго ждать своего решения. Согласно античной мифологии, богиня Гера и бог Посейдон не заключали никаких союзов, хотя и были братом и сестрой, но всё же изображены на картине вместе и под лавровым венцом в руках крылатой Ники – богини триумфа и победы, под их ногами, в воде, мирно резвятся дети, трубит в раковину спутник Посейдона, Тритон.
Пирамидальная композиция, построенная на принципах симметрии и равновесия форм, чувственная осязаемость обнаженных тел и теплый золотисто-коричневый колорит отмечены влиянием позднего итальянского Ренессанса, особенно венецианских художников.
Однако обратившись к традиционной для европейского искусства теме стихий, Рубенс наполнил ее современным содержанием, связав с актуальными проблемами своей страны:
под союзом Земли и Воды подразумевался союз Антверпена с рекой Шельдой, устье которой было блокировано тогда голландцами, лишившими Фландрию выхода к морю.
Так в картине Рубенса органично соединились миф и реальность, античность и национальная история.

В начале XVII века Фландрия была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение – договор Оньяте.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

В нижнем, левом углу картины мы видим двух маленьких детей, которые плещутся в этой воде и также характерны при написании картин в эпоху ренессанса.

Помимо всего этого существует такая гипотеза, что эти двое детишек, на самом деле есть, никто иные, как дети Рубенса. На тот момент, когда писалась эта картина, девочке было около 7 лет, а мальчику, примерно 4 года.

Остаётся загадкой лишь притаившийся тигр в левом нижнем углу картины, в хищном оскале взирающий на рог изобилия и вцепившийся в него своими когтистыми лапами.

Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году. Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них – распри – изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор – чума – изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко.

«Союз Земли и Воды» – одна из наиболее классических картин великого художник. Здесь есть и навеянные искусством античности персонажи, и стремление претворить жизнь в величественные образы, идущий от Возрождения рационалистический подход, в целом не свойственный Рубенсу. Однако, взглянув на картину, мы не смогли бы распознать мифологических персонажей, не будь возле них атрибутов. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Искусство Рубенса впечатляет прежде всего жизнеутверждающей силой, живыми чувствами, земной красотой. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. В этой работе, созданной еще по ренессансной схеме, с уравновешенной композицией в виде треугольника, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость произведения, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя.

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Изд. Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), СПб. 1890-1907г.

2. Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс, 1973.

источник

В стоимость заказа включено:

  • Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости);
  • Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материалов;
  • Создание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна);
  • Натяжка холста на подрамник;
  • Покрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага);
  • Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет);
  • Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелей;
  • Монтаж крепления;
  • Упаковка репродукции для перевозки;

В стоимость не входит доставка репродукции до клиента.

Мы гордимся тем качеством репродукций, которые производим. Мы используем только самый качественный натуральный холст, только оригинальные краски, для подрамников используется настоящая древесина, а защитный лак, которым покрывается холст не имеет никакого постороннего запаха. Мы используем только самое современное багетное оборудование, которое вкупе с опытом и навыками наших багетных мастеров позволяет создавать по-настоящему КАЧЕСТВЕННЫЙ продукт!

Найти дешевле можно. Найти качественнее — вряд ли.

для картины Питера Пауля Рубенса Союз Земли и Воды размером на

В картине Рубенса «Союз земли и воды» написана в 1618 году. В ней скрыта непростая аллегорическая загадка.

Художником изображена Гера, богиня брака и плодородия и бог моря Посейдон. Они соответственно олицетворяют Землю и Воду. Молодая обнаженная девушка с короной на голове из завитых волос с вплетенными в них жемчужинами и старик с седой бородой, опирающийся на трезубец. Посейдон ждет ответа от рыжеволосой красавицы, а ее скучающий взгляд говорит о полном безразличии к собеседнику.

В легендах античной мифологии не говорится ни о каком союзе между Герой и Посейдоном, они брат и сестра. Но на картине Рубенса над ними крылатая Ника держит лавровый венец как символ триумфа и победы, рядом беззаботно играют дети, Тритон, всегда сопровождающий Посейдона, трубит в раковину.Вероятно, автор хотел в образе Геры указать на свой родной город Антверпен, а Посейдон – это Испания, властвующая на всех морях. Антверпен долго ждал выхода в море, и наконец-то будущее процветание города стало возможно.

Остается разгадать присутствие тигра, вцепившегося в рог изобилия, что держит в своих руках Гера.

Возможно, это предостережение от напастей. В то время наблюдались вспышки чумы и разногласия между жителями Фландрии, которые были не менее опасны, чем смертельная болезнь.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Союз Земли и Воды художника Питера Пауля Рубенса на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Питера Пауля Рубенса Союз Земли и Воды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Питера Пауля Рубенса на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Питера Пауля Рубенса. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Питера Пауля Рубенса на натуральном холсте.

Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. После смерти мужа, в 1587 году, мать вновь приняла католичество и вернулась с детьми в Антверпен. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Старший брат Питера, действительно, получив юридическое образование, степень доктора обоих прав, стал секретарем Антверпена. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи, имея к этому непреодолимое желание. Занимался в мастерской Отто ван Веена, придворного художника, мастера исторической живописи.

В 1598 году Питер получил звание свободного художника антверпенской гильдии Святого Луки.

В 1600 году отправился в Италию оттачивать свое мастерство. Рубенс поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзасу придворным живописцем. По поручению герцога, крупного коллекционера произведений искусства, Рубенс копировал картины в Риме, Генуе, Венеции, Флоренции. Первыми самостоятельными работами художника были портреты, которые пополняли галерею герцога «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных».

Но талант Рубенса требовал более широкого спектра деятельности.

Его дарование значительно раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Выполненные заказы позволили молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима.

В 1608 году Рубенсу пришлось внезапно вернуться в Антверпен, получив известие о смертельной болезни матери. Хотя успешное исполнение заказов для церквей открывало перед ним в Италии большую перспективу, он остался на родине. В 1609 году Рубенс женился на 18-летней дочери ученого-адвоката Яна Бранта Изабелле.

Читайте также:  Анализы сточных вод для мосводостока

К 1611 году, исполнив заказ для зала антверпенской ратуши в виде картины «Поклонение волхвов» и двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста», он стал ведущим живописцем Антверпена, его называли «богом живописцев».

Желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что просьбы пришлось отклонять. Рубенс умел учить не только ремеслу, но и развивать способности каждого из своих учеников.

Зарисовки с памятников античного искусства, которые Рубенс привез из Италии, не раз впоследствии служили ему источником вдохновения. Античность для него всегда оставалась школой подлинного вкуса и истинного мастерства. Присущей художнику была и способность одухотворять, в ней заключалась суть рубенсовской эстетики. Яркое воплощение данная черта нашла в работах второй половины 1610-х годов. К их числу относится картина «Союз земли и воды», написанная им в 1618 году.

С начала 1620-х годов Рубенс начинает дипломатическую деятельность. После смерти Эрцгерцога Альберта в 1621 году в качестве доверенного лица инфанты Изабеллы он выполняет секретные поручения брюссельского двора. Богатство натуры Рубенса позволило ему также в эти годы руководить работой граверов и живописцев своей мастерской, оформлять книги самого разнообразного содержания для издательства Платена, делать картоны для шпалер, выполнять проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, выпустить двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами»

Столь разносторонняя деятельность художника стала возможна благодаря размеренному образу жизни, который он вел:

По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись.

В 1620-е годы Рубенс много и с равным успехом трудился как в области «кабинетной» живописи, так и над созданием крупных монументально-декоративных ансамблей. Рассчитанные на восприятие в пространстве больших помещений, они всегда задумывались живописцем в единстве с архитектурой, для которой предназначались. И здесь композиционное мастерство Рубенса, его изобретательность, неисчерпаемость фантазии не знали себе равных.

В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Вторая серия осталась неосуществленной. А первая, состоящая из двадцати четырех картин, ныне экспонируется в специальном зале Лувра.

В 1620- е годы Рубенс также переживает неоднократные удары судьбы:

в 1623 году — потерю дочери, а в 1626-м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант.

Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан, то есть окончена морская война, в которую Испанию втянула в 1625 году Англия и от которой страдали и Южные Нидерланды.

В декабре 1630 года художник в возрасте 53-х лет вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита.

Итогом творчества Рубенса можно считать его картину «Вакх».

«Вакх» — настоящее чудо живописи. Вероятно, Рубенс писал ее для себя, а не на заказ и очень ею дорожил: эта картина оставалась в мастерской художника до самой его смерти. И тогда она не была продана, а перешла к его племяннику Филиппу Рубенсу, который лишь в 1676 году продал ее герцогу Ришелье.

Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья. Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма.

Рубенс скончался от паралича сердца. По свидетельству Иоахима фон Зандрарта, художник «был похоронен самым торжественным образом. Перед гробом несли золотую корону на подушке из черного бархата, к месту вечного успокоения тело сопровождали в великом горе любители искусства».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Питера Пауля Рубенса не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

источник

Декорационная живопись, живопись маслом, акварелью, карандашом, монументально-декоративная, иконопись, панорама, миниатюра, диорама – среди такого многообразия каждый находит близкую для себя частичку окружающего мира, характера и настроения. Но, несмотря на это, этапы создания очередной репродукции картин известных художников все также окутаны таинственной дымкой. Возможно, именно это позволяет зрителю каждый раз восторженно наслаждаться насыщенной палитрой, необычными формами и величественной глубиной всего сюжета произведения.

Являясь верным поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз все также с восхищением следишь, как на поверхности холста появляются новые образы и неутомимые потоки краски. Художник будто вдыхает в них жизнь, и они уже игриво ложатся на полотно «нового произведения, иногда широко и свободно растекаясь, а иногда – выплескиваясь и плавно ложась слоями» [1, С. 57].

Каждый мазок репродукции известных картин рождает новую стихию и таит в себе некий сакральный смысл. У каждого художника своя тайная сокровенная мысль, которая отображается в его произведениях. Ярким примером тому являются произведения: «Союз Земли и Воды» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, «Сантана» и «Песнь водопада» Николая Константиновича Рериха.

«Союз Земли и Воды» — картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса является одной из аллегорических композиций, раскрывающих гражданские и творческие позиции художника. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, и связанные с этим событием надежды на возрождение страны. В наше время аллегория воспринимается более широко, как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм [4, С. 136].

История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.

Рис. 3.1 – «Союз Земли и Воды» — Рубенс. 1618 г.

В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.

Среди картин новосибирской коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная «Сантана» («Река жизни», в 1944 году написан еще один вариант этой темы). Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе. Подобную картину Рерих мог наблюдать в Гималаях, и в то же время это полотно глубоко символично [8, С. 54].

Картина пронизанная восточным миросозерцанием, отражает присущее художнику философское понимание жизни и смысла человеческого существования. Живописный образ зиждется на гармонии природно-космического и человеческого бытия. Как в скованной ледяным покровом горной вершине возникает исток реки, так в душе застывшего в глубоком сосредоточении старца рождается дума о мире. И как вода есть результат таяния тысячелетних наслоений льда, так и действенная мысль есть итог многовековых накоплений души. Подобно тому, как стекающий с гор поток питает жаждущих, так насыщает страждущих благой посыл мудреца. Его духовный свет, излучаемый из тьмы пещеры, сродни сияющим белоснежным вершинам [7, С. 35].

«Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца.

Рис. 3.2 – «Сантана» — Н.К. Рерих. 1937 г.

Еще одно, приковывающее к себе внимание произведение Рериха – «Песнь водопада» (1937г.). Перспективно полотно не имеет единого угла зрения. Водопад и горы написаны, от земли, женщина же — как бы с высоты. Движение взгляда сверху вниз по линиям падающей воды к человеку и затем по очертаниям гор снова вверх как бы означает в своем завершении триединую сущность мира: Неба, Человека, Земли в соответствии с древнейшим памятником философской мысли Китая VIII-VII вв. до н.э. «И цзин» («Книгой перемен»). В учении Лао-цзы, нашедшем свое отражение в трактате «Дао дэ цзин» говорится о том, что «в поднебесной имеется дао (высший разум), и оно мать всего сущего» [2, С. 95].

Трудно сказать, что несет больший заряд духовного звука — водопад или человек, внимающий ему. Во всем здесь разлита Ци — особая субстанция, которая насыщает все сущее и своей конденсацией или разреженностью определяет все жизненные явления. А дальние горы, как зрители — изваяния застыли, вслушиваясь в мелодию пространства и как бы сливаясь с первичной субстанцией мира. Действительно, в древнем Китае искусство живописи было осмыслено как порождение небесной музыки и музыки Земли, с улавливанием ее отзвуков и ритмов. Музыка становится способом овладения связями и свойствами мира, вхождения в него посредством «созвучия», одновременно являясь и его действующей силой, и воплощением Дао. [6, С. 78]

В картине все очищено от материальной конкретики, все возведено до символической духовной высоты. Темная скала как архаичный сфинкс Земли перебирает струны водопада. Музыкой сфер, надолго западающей в душу, звучит аккорд чистых светоносных красок. Девушка сердцем прислушивается к созвучиям, рождающимся в самом музыкальном инструменте и как бы непосредственно идущим от вибраций Вселенной.

Водопад по древним представлениям китайцев говорит о своем истоке. И исток этот в картине идет от неба. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [5, С. 127].

Рис. 3.3 – «Песнь водопада» — Н.К. Рерих. 1937 г.

У воды священная роль во всех мировых религиях и учениях.

У всех без исключения земных народов вода является чем-то сакральным, удивительной сущностью. Назвать ее «веществом» невозможно. У обычного химического вещества нет разума, нет души. А у воды — есть. Об этом знали наши предки, и эта простая истина открылась ученым лишь в позапрошлом веке.

Каждая область культуры находит различные средства, чтобы воспеть воду. И каждая из них признает ее ценность и центральное место воды в человеческой жизни.

Наша жизнь основана на воде и сформирована водой. Священное отношение к воде известно во всем мире. Вода – в основе многих религий. Очаровательный и эфемерный образ воды представлен в искусстве многих веков.

Каждый мазок репродукции известных картин рождает новую стихию и таит в себе некий сакральный смысл. В картине «Союз Земли и Воды» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса отображено единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. В картине Николая Константиновича Рериха «Сантана» вода символизирует «поток», цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца. В картине «Песнь водопада» водопад, по древним представлениям китайцев говорит о своем истоке. И исток этот в картине идет от неба. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется.

Вода похожа на холст живописца. Его можно разрисовать словами, мыслями и поступками — получится картина. Вопрос лишь в том, какие именно картины мы нарисуем.

Мы должны знать, что вода не просто часть нашего быта, призванная только утолять жажду, а нечто гораздо, гораздо большее.

1. Александров В.Н. История русского искусства [Текст]: Краткий справочник школьника/ В.Н. Александров. – Минск: Харвест, 2007 – 736с.

2. Антология мировой философии [Текст]. – М.: 1969 — т.1. — ч.1. – 186 с.

3. Большая книга целебных свойств воды. Как лечить себя водою [Текст]/Сестра Стефания– М.: АСТ, 2011. – 247с.

4. Воронихина Л. Н. Государственный Эрмитаж [Текст]. Л.: «Искусство», 1983. — 456 с., ил.

5. Древнекитайская философия. — М.: Мысль, 1972 — т.1. -с.177

6. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре [Текст]// Вопросы философии. 1994 — №6 — с.88

7. Маточкин Е. П. Николай Рерих. Завещано Сибири [Текст]/ Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. — 76 стр.

8. Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха [Текст]/ Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

9. Символы славян/Ольга Берегова [Текст]. – Санкт-Петербург: ДИЛЯ; Москва: [б.и.], 2007 – 425с.: ил.

10. Филимонова Т. Д. Вода в календарных обрядах [Текст]// Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983 – 156 с.

11. Природа и человек (Свет): ежемесячный общественно-политический и научно-популярный иллюстрированный журнал для народного чтения. №6/2003/ учредитель: В.И. Захаренков; гл. ред. В.И. Захаренков. — М.: Природа и человек (Свет), 2003. — 80 с. — Журнал.

источник