Меню Рубрики

Аккредитация для анализа проб сточных вод

№ исследования: 2.1.12
Срок выполнения: 7 рабочих дней
Тип исследования: Химический комплексный
Исследуемый материал: Вода

Испытательная лаборатория Лаб24 проводит исследования сточной воды на максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) и состоит из 31 показателя, так же Вы можете дополнить данный комплекс любым показателем из Прайс-листа лаборатории, либо выбрать необходимые из списка.

Испытательная лаборатория ЛАБ 24 выполняет исследования сточной воды, в соответствии с ГОСТ и СанПиН, на современном аналитическом оборудовании, результатом является Протокол исследований, внесенный в Реестр протоколов испытаний ФГИС Росаккредитации. Протокол анализа имеет юридическую силу для предоставления в государственные органы и истребования доказательств в Суде .

11 вода приобретает характерную мылкость, неприятный запах, способна вызывать раздражение глаз и кожи. Низкий pH»>Водородный показатель (pН) в воде

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб.

Состав воды, наполняющей питьевой водопровод, и ее безопасность для здоровья, во многом зависит от качества стоков. Ведь они попадают на очистные сооружения, где важно правильно выбрать реактивы, эффективные для борьбы с именно теми веществами, концентрация которых превышает допустимые нормы. Анализ проб сточных вод, выполнить который можно в исследовательском центре «Лаб24», помогает успешно решать подобные проблемы.

Периодичность, с которой производятся анализы сточных вод, устанавливает принимающий их водоканал. Эта организация определяет и перечень показателей, на которые должна быть исследована проба. А вот ее отбор проводит уже предприятие, осуществляющее сбросы. Оно же заказывает анализ сточных вод в аккредитованной на это лаборатории.

Химический анализ сточных вод представляет собой комплекс испытаний предъявленных заказчиком образцов отбора по следующим показателям:

  • Концентрации неорганических веществ в свободной форме или соединениях
  • Уровню химического и биохимического потребления кислорода
  • Содержанию взвесей
  • Загрязненностью нефтепродуктами и жирами
  • Температуре

Сделать анализ сточных вод на современном оборудовании, гарантирующем минимальный уровень погрешности исследований, предлагает «Лаб24». Его стоимость можно уточнить на сайте. После проведения испытаний станет абсолютно ясен химический состав стоков в образце. Результаты анализа будут отражены в итоговом заключении, принимаемом государственными разрешительными органами.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, анализ сточной воды является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых нашим центром. При необходимости, за дополнительную плату, мы можем произвести и отбор проб с выездом на место.

Результаты исследований можно получить одним из представленных ниже вариантов:

  • в «личном кабинете» на сайте www.lab-24.ru;
  • по электронной почте, указанной в заявке при сдаче проб в лабораторию;
  • в офисе лаборатории;
  • доставка курьером (дополнительная оплата);
  • доставка курьерской службой (дополнительная оплата);
  • получить результат можно на английском языке (перевод оплачивается дополнительно).

Результаты анализов доступны для получения любым указанным способом только с момента полной готовности всех заказанных лабораторных исследований

Компания «Лаб24», аккредитованная в Федеральной службе по аккредитации «Росаккредитация» имеет широкую область компетенций, что позволяет комплексно решать задачи, связанные с оценкой и анализом исследуемых объектов. Современное оборудование, а так же использование передовых методик, способные обеспечивать низкие пределы обнаружения, выдающееся качество данных и беспрецедентное обслуживание клиентов, является основополагающими принципами работы нашей компании. Наша миссия — предоставить аналитические услуги высшего качества, чтобы удовлетворить потребностям наших клиентов. Наша работа направлена на улучшение экологии, здоровья человека и принятие точных решений.

источник

Понятие круговорота воды в природе известно еще со школьной скамьи. С развитием цивилизации человек активно вторгся в данный естественный процесс. В результате питьевая вода оказалась сильно загрязненной. Один из значимых источников загрязнения – сточные воды.

В самом широком смысле сточными называют воды, загрязненные в процессе бытовой и производственной деятельности человека, которые через системы канализации, коллекторы попадают в водоносные слои почвы.

Для оценки степени загрязненности необходим отбор пробы воды для анализа и ее исследование. У лаборатории «Веста» есть аккредитация на данный вид экспертизы, подготовленные кадры, необходимое оборудование. Мы выполняем исследование сточных вод в Москве и в других городах РФ.

В настоящее время предприятия, организации обязаны проводить отбор пробы воды для анализа раз в квартал. За превышение предельных норм загрязнения предусмотрены штрафы, которые включаются в начисления за использование канализации. Наиболее часто экспертизу сточных вод заказывают полиграфические, лакокрасочные производства, предприятия химической и металлургической промышленности, автозаправочные станции, автомойки.

Владельцы частных домов также должны проводить исследования, поскольку грязные сточные воды наносят ощутимый вред и собственному, и соседним участкам.

Цели проведения отбора проб и анализа сточных вод:

  • оценка степени воздействия объекта, предприятия на канализацию, водоем;
  • оценка эффективности работы очистных сооружений;
  • экспертиза сточных вод в государственных органах при согласовании проектов;
  • разработка для предприятия нормы предельно допустимого сброса;
  • обращения частных лиц с целью оптимального выбора септиков по результатам исследования.

Все возможные загрязнения сточных вод можно разделить на несколько групп (классификация по характеру загрязнения):

  • механические: вода из коллекторов содержит большое количество нерастворимых частиц;
  • химические: наличие в сточных водах токсичных продуктов органического и неорганического происхождения;
  • биологические: в сточных водах присутствуют патогенные микробы;
  • радиологические.

В зависимости от типа загрязнения в процессе анализа сточных вод исследуются отдельные показатели или выполняется комплексная экспертиза.

В процессе отбора проб и полного анализа сточных вод тестируются:

  • цвет (ярко выраженная окраска говорит о сильной загрязненности);
  • запах, температура, прозрачность;
  • уровень кислотности – по нормам pH должен быть нейтральным;
  • значения химического и биологического потребления кислорода;
  • наличие токсичных веществ: органических соединений, химических красителей, ртути, кадмия, меди и проч.;
  • концентрация азотных и фосфорных соединений, хлоридов и сульфатов;
  • содержание растворенного кислорода.

Полный перечень – это 31 показатель. Мы выполняем отбор проб и анализ сточных вод по индивидуальному набору показателей, что требуется в некоторых специфичных производствах.

Законодательные стандарты определяют предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Если в сточных водах обнаруживаются вещества в концентрациях, превышающих пдк, щелочи, то сброс вод в канализацию запрещается до принятия срочных мер по очистке.

По заявке заказчиков мы выезжаем на объект, производим отбор проб воды для анализа с соблюдением условий их консервации и транспортировки. В собственной лаборатории производится экспертиза. По результатам выдается протокол, по желанию заказчика – рекомендации по очистным мероприятиям, выбору септика.

Всем обратившимся мы гарантируем достоверные результаты в короткий срок, высокое качество работы, выгодные условия сотрудничества.

Узнать точную стоимость и быстро оформить заявку

источник

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
осуществления контроля состава и свойств сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525)

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 1 изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 2 внесены изменения

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

3. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод

4. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальный орган).

Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.

5. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:

б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;

в) указание мест отбора проб сточных вод.

6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 7 изложен в новой редакции

7. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

8. В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

9. Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;

в) обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;

г) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

III. Порядок разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод

10. Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.

11. Территориальный орган рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в ее согласовании. Территориальный орган уведомляет организацию, осуществляющую водоотведение, о принятом решении любым способом, позволяющим подтвердить факт получения организацией, осуществляющей водоотведение, указанного решения.

12. Основаниями для отказа территориального органа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам;

б) несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящих Правил;

в) неуказанные места отбора проб сточных вод;

г) несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

13. Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих Правил.

14. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.

15. Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

Читайте также:  Анализ аквариумной воды где сделать

16. Основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.

Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

17. Территориальный орган рассматривает изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

IV. Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

18. Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

19. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;

б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;

в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;

г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;

д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

21. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 22 внесены изменения

22. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

23. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

24. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

25. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований.

26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

27. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

28. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 29 внесены изменения

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

30. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

31. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.

32. Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N АКПИ18-1037 пункт 33 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

33. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой.

34. Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

35. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 36 внесены изменения

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

37. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 38 внесены изменения

38. Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

V. Результаты контроля состава и свойств сточных вод

39. Организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов по форме, приведенной в приложении N 3.

40. Результаты анализов отобранных проб сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном и бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек).

41. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.

42. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

43. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после получения запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента, с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Форма программы контроля состава и свойств сточных вод

(Ф.И.О. и должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор)

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

«__» _______________ 20__ г.

ПРОГРАММА
контроля состава и свойств сточных вод

для объектов которого установлены

нормативы допустимых сбросов

иных веществ и микроорганизмов,

Периодичность планового контроля

Основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод установлены пунктом 9 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525.

Приложение N 2
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Место отбора (номер выпуска, адрес, номер контрольного канализационного колодца)

Шифры (номера) канистр, бутылей

Время начала и конца отбора

Приложение N 3
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Типовая форма журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

ЖУРНАЛ
контроля состава и свойств сточных вод абонентов

Организация, осуществляющая водоотведение _______________________________________________________________

Метод отбора проб __________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ
отбора проб сточных вод абонента

(, )*

Наименование загрязняющих веществ

Код загрязняющего вещества

Фактическая концентрация загрязняющего вещества

Фактический сброс загрязняющих веществ

Норматив допустимого сброса

Сведения декларации о составе и свойствах сточных вод**

* Указывается в кубических метрах в сутки (в месяц)

** Указывается концентрация (миллиграмм на литр), количество (масса) (тонны)

Закреплено, как осуществляющая водоотведение (либо уполномоченная ею) организация контролирует состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами (для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов) в централизованную систему водоотведения.

Контроль осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Росприроднадзора. Прописан соответствующий порядок.

Срок действия программы — не менее 3 лет. Приведена ее форма.

Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных образцов. Результаты анализов отобранных проб являются документальным подтверждением факта соблюдения/нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод.

Если нормативы допустимых сбросов или лимитов на сбросы абонентом нарушены, организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом факте территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

По общему правилу периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

Приведены основания для проведения внепланового контроля. Среди них — возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3347

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник

Любое предприятие, сбрасывающее сточные воды в городской коллектор на очистные сооружения Водоканалов, на локальные очистные сооружения, на рельеф (поверхностные сточные воды), обязано соблюдать правила приема сточных (ливневых) вод и не превышать ПДК.

Аналитический центр качества воды компании Экодар проводит химический анализ природных и сточных вод, отобранных Заказчиком, либо по желанию Заказчика специалист Аналитического центра выезжает самостоятельно на объект.

При анализе воды и почвы исследуются — физические, общесанитарные и специфические показатели (металлы и органические компоненты), в соответствии с областью аккредитации.

Аналитический центр качества воды компании Экодар аккредитован в соответствии с требованиями Международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 1 7025-2006.

По результатам анализа природных и сточных вод специалисты отдела водоотведения дают рекомендации по усовершенствованию способов очистки сточной воды, кроме того на основании результатов анализа осуществляется разработка принципиальной технологической схемы очистки воды.

Анализ природных и сточных вод проводится максимум в течение 8 рабочих дней.

Читайте также:  Анализ биологической очистки сточных вод

По результатам проведенного анализа сточных вод Заказчику выдается протокол результатов анализа.

При необходимости специалисты отдела водоотведения или Аналитического центра качества воды компании Экодар могут выехать на отбор проб, чтобы в дальнейшем провести анализ почвы и воды.

Цена
Отбор проб в одной точке 450 руб.
Индекс токсичности 3 750 руб.
Легионеллы 6 745 руб.
Бак.анализ в природной и сточной воде 4 195 руб.
Выезда на объект, км 30,00 руб.
Азот аммонийный 290,00 руб.
Азот общий 795,00 руб.
Аммоний ион 290,00
БПК5 795,00
Взвешенные вещества 330,00 руб.
Водородный показатель (pH) 125,00 руб.
Гидрокарбонат ион 250,00 руб.
Глюкозоположительные колиформ. бактерии 1 450,00 руб.
Жесткость 250,00 руб.
ЛГС 3 690,00 руб.
Литий 675,00 руб.
Удельная электропроводность 240,00 руб.
Запах 65,00 руб.
Мутность 205,00 руб.
Нитрат ион 300,00 руб.
Нитрит ион 275,00 руб.
Общее микробное число при 37 С 320,00 руб.
Общие колиформные бактерии 1 930,00 руб.
Окисляемость перманганатная 230,00 руб.
Радон 6 725,00 руб.
Растворенный кислород 275,00 руб.
Роданиды 520,00 руб.
Сальмонеллы 5 845,00 руб.
Стафилококки патогенные 3 045,00 руб.
Стрептококки фекальные (энтерококки) 2 030,00 руб.
Сульфат ион 330,00 руб.
Сульфиды и сероводород 480,00 руб.
Сульфитредуцирующие клостридии 1 450,00 руб.
Сульфиты 330,00 руб.
Сухой остаток 385,00 руб.
Таллий 1 120,00 руб.
Термотолерантные колиформные бактерии 2 030,00 руб.
Тиосульфаты 330,00 руб.
Титан 1 120,00 руб.
Фосфат ион 330,00 руб.
Фосфор общий 330,00 руб.
Фторид ион 300,00 руб.
Хлор остаточный общий 125,00 руб.
Хлор остаточный свободный 125,00 руб.
Хлорид ион 300,00 руб.
ХПК 980,00 руб.
Цисты лямблий 22 575,00 руб.
Шигеллы 5 845,00 руб.
Щелочность 250,00 руб.
Электропроводность 125,00 руб.
Яйца гельминтов 7 445,00 руб.
Цветность 195,00 руб.
Ацетон 3 130,00 руб.
Бензол 2 755,00 руб.
Жиры 1 355,00 руб.
Ионы алюминия 600,00 руб.
Ионы бария 1 060,00 руб.
Ионы бериллия 1 190,00 руб.
Ионы бора 1 120,00 руб.
Ионы железа 530,00 руб.
Ионы кадмия 630,00 руб.
Ионы калия 530,00 руб.
Ионы кальция 530,00 руб.
Ионы магния 60,00 руб.
Ионы марганца 610,00 руб.
Ионы меди 530,00 руб.
Ионы молибдена 1 190,00 руб.
Ионы мышьяка 685,00 руб.
Ионы натрия 530,00 руб.
Ионы никеля 720,00 руб.
Ионы олова 1 135,00 руб.
Ионы палладия 530,00 руб.
Ионы ртути 685,00 руб.
Ионы свинца 630,00 руб.
Ионы селена 1 190,00 руб.
Ионы серебра 980,00 руб.
Ионы стронция 1 120,00 руб.
Ионы хрома (+6) 530,00 руб.
Ионы хрома общего 530,00 руб.
Ионы цинка 530,00 руб.
Кобальт 720,00 руб.
Колифаги 3 480,00 руб.
Кремния окись 450,00 руб.
Летучие органические соединения 4 515,00 руб.
Метанол 2 865,00 руб.
Нефтепродукты 1 285,00 руб.
Полихлорированные бифенилы 5 295,00 руб.
Соотношение ХПК:БПК 5 60,00 руб.
СПАВ анионоактивные 600,00 руб.
СПАВ катионные 600,00 руб.
СПАВ неионогенные 600,00 руб.
Суммарная α-β радиоактивность 7 650,00 руб.
Толуол 2 755,00 руб.
Трилон Б 240,00 руб.
Фенолы 910,00 руб.
Формальдегид 550,00 руб.
Хлор и хлорамины 150,00 руб.
Цветность (кратность разбавления) 125,00 руб.
Эфироизвлекаемые 1 350,00 руб.
Прозрачность 170,00 руб.
Температура 30,00 руб.

Звоните! Мы работаем для Вас по будням с 8:00 до 19:00

источник

✚ Анализ воды сточных вод, канализационных и ливневых в лаборатории экологического контроля ЭкоЭксперт с государственной аккредитацией!

Сточными водами называют все ливневые воды, которые загрязняются в процессе жизнедеятельности человека, а также поступают в грунт при выпадении атмосферных осадков.

«Лаборатория экологического контроля ЭкоЭксперт» имеет необходимые лицензии для проведения соответствующих услуг по анализу воды предприятий в Москве.

Наши специалисты обладают многолетним опытом в проведении анализов проб для предприятий в Москве и необходимыми навыками для оказания услуг. Они постоянно проходят аккредитацию и повышают свою квалификацию. В своей работе мы используем современное оборудование нового поколения, позволяющее с высокой точностью проводить даже самые сложные исследования. Обратившись к нам, вы получите достоверные и надежные результаты в максимально сжатые сроки.

Наименование исследования Стоимость в руб. от
1,1-дихлорэтан 3,000.00 р уб. — + Добавить
1,1-дихлорэтен 3,000.00 р уб. — + Добавить
1,1,1,2-тетрахлорэтан 3,000.00 р уб. — + Добавить
1,1,2-трихлорэтан 3,000.00 р уб. — + Добавить
1,1,2,2-тетрахлорэтан 3,000.00 р уб. — + Добавить
1,2-дихлорэтан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Алюминий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Аммиак и аммоний-ион 1,000.00 р уб. — + Добавить
Антрацен 3,600.00 р уб. — + Добавить
АПАВ (Анионные поверхностно-активные
вещества)
1,300.00 р уб. — + Добавить
Барий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Бенз(а)антрацен 3,600.00 р уб. — + Добавить
Бенз(а)пирен 3,600.00 р уб. — + Добавить
Бензол 3,000.00 р уб. — + Добавить
Бериллий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Бор 1,000.00 р уб. — + Добавить
БПК5 (Биохимическое потребление
кислорода)
1,500.00 р уб. — + Добавить
БПКполн (Биохимическое потребление
кислорода)
4,000.00 р уб. — + Добавить
Ванадий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Взвешенные вещества 800.00 р уб. — + Добавить
Висмут 1,000.00 р уб. — + Добавить
Вкус (привкус) 100.00 р уб. — + Добавить
Вольфрам 1,000.00 р уб. — + Добавить
Дибенз(a,h)антрацен 3,000.00 р уб. — + Добавить
Дибромхлорметан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Дихлорбромметан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Дихлорметан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Железо 1,000.00 р уб. — + Добавить
Железо (II) 1,000.00 р уб. — + Добавить
Жесткость 500.00 р уб. — + Добавить
Жиры 1,700.00 р уб. — + Добавить
Запах (20°С и 60°С) 200.00 р уб. — + Добавить
Кадмий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Калий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Кальций 1,000.00 р уб. — + Добавить
Карбонаты, гидрокарбонаты 700.00 р уб. — + Добавить
Кобальт 1,000.00 р уб. — + Добавить
Кремний 1,000.00 р уб. — + Добавить
Ксилолы (орто-, мета-, пара-) 3,000.00 р уб. — + Добавить
Литий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Магний 1,000.00 р уб. — + Добавить
Марганец 1,000.00 р уб. — + Добавить
Медь 1,000.00 р уб. — + Добавить
Молибден 1,000.00 р уб. — + Добавить
Мутность 400.00 р уб. — + Добавить
Мышьяк 1,000.00 р уб. — + Добавить
Натрий 1,000.00 р уб. — + Добавить
Нафталин 3,600.00 р уб. — + Добавить
Нефтепродукты 1,700.00 р уб. — + Добавить
Никель 1,000.00 р уб. — + Добавить
Нитрат-ион 1,000.00 р уб. — + Добавить
Нитрит-ион 1,000.00 р уб. — + Добавить
НПАВ (Неионогенные поверхностно-активные
вещества)
1,300.00 р уб. — + Добавить
Олово 1,000.00 р уб. — + Добавить
Отбор проб 600.00 р уб. — + Добавить
Перманганатная окисляемость 600.00 р уб. — + Добавить
Пирен 3,600.00 р уб. — + Добавить
Прокаленные взвешенные вещества 800.00 р уб. — + Добавить
Прокаленный остаток 800.00 р уб. — + Добавить
рН 500.00 р уб. — + Добавить
Роданид-ион 1,500.00 р уб. — + Добавить
Свинец 1,000.00 р уб. — + Добавить
Селен 1,000.00 р уб. — + Добавить
Сера 1,000.00 р уб. — + Добавить
Серебро 1,000.00 р уб. — + Добавить
Сероводород, сульфиды, гидросульфиды 1,000.00 р уб. — + Добавить
Стирол 3,000.00 р уб. — + Добавить
Стронций 1,000.00 р уб. — + Добавить
Сульфат-ион 1,000.00 р уб. — + Добавить
Сурьма 1,000.00 р уб. — + Добавить
Сухой остаток 800.00 р уб. — + Добавить
Температура 200.00 р уб. — + Добавить
Тетрахлорметан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Тетрахлорэтен 3,000.00 р уб. — + Добавить
Титан 1,000.00 р уб. — + Добавить
Толуол 3,000.00 р уб. — + Добавить
Трихлорметан 3,000.00 р уб. — + Добавить
Трихлорэтилен 3,000.00 р уб. — + Добавить
Фенолы 2,500.00 р уб. — + Добавить
Флуорен 3,600.00 р уб. — + Добавить
Формальдегид 2,900.00 р уб. — + Добавить
Фосфат-ион 800.00 р уб. — + Добавить
Фосфор 1,000.00 р уб. — + Добавить
Фторид-ион 750.00 р уб. — + Добавить
Хлор 600.00 р уб. — + Добавить
Хлорид-ион 800.00 р уб. — + Добавить
ХПК (Химическое потребление кислорода) 1,200.00 р уб. — + Добавить
Хром 1,000.00 р уб. — + Добавить
Хром (общий, 3+, 6+) 1,000.00 р уб. — + Добавить
Цветность 400.00 р уб. — + Добавить
Цинк 1,000.00 р уб. — + Добавить
Щелочность 600.00 р уб. — + Добавить
Этилбензол 3,000.00 р уб. — + Добавить

Сточные канализационные воды предприятия или бытовые — неоднородная сложная система, содержащая биологические, органические и неорганические загрязнители, находящиеся в растворенном, нерастворенном и коллоидном состоянии.

В зависимости от состава, происхождения, качественных и количественных характеристик выделяют 3 категории сточных ливневых вод:

  • атмосферные (ливневые, или поверхностные) — включают дождевые и талые (растаявший снег) ливневые воды, а также стоки, образующиеся при мытье улиц и поливе зеленых насаждений;
  • бытовые (хозяйственно-фекальные) — образуются в процессе бытовой хозяйственной деятельности (поступают в канализацию из туалетов, ванн, кухни, прачечной, химчистки), содержат продукты жизнедеятельности и бытовые отбросы;
  • промышленные ливневые (производственные) — вода, которая использовалась в технологических процессах, при строительстве либо была откачана при разработке подземных недр.

Каждая из вышеперечисленных категорий, несмотря на различие состава, оказывает неблагоприятное действие на санитарное состояние окружающей среды (водоемов, почвы, атмосферы).

Известно несколько разновидностей загрязнителей:

  • минеральные — песок, кислоты, щелочи, минеральные соли, шлак;
  • органические — вещества растительного и природного происхождения;
  • биологические и бактериальные – патогенные микроорганизмы (бактерии, грибки, простейшие, вирусы) и водоросли;
  • механические — нерастворимые в воде частицы;
  • химические — органические и неорганические загрязнители, которые могут быть токсическими и нетоксическими;
  • радиоактивные — содержащие радиоактивные изотопы.

Лабораторный анализ ливневых проб позволяет сделать следующее:

  • оценить санитарное и токсикологическое состояние сточных ливневых вод предприятия в соответствии с требованиями стандарта;
  • исследовать характер и степень загрязнения;
  • проанализировать результативность функционирования очистительных сооружений и при необходимости отрегулировать их работу;
  • определить необходимость поиска новых технологий очистки и подобрать самый эффективный;
  • установить пригодность ливневой воды для дальнейшего использования в производственном цикле;
  • избежать штрафов, которые накладывают на предприятие при превышении допустимых показателей.

Следует учесть, что сточные ливневые воды, находящиеся в водоеме-приемнике, проникают в подземные источники и попадают в водопровод в качестве питьевой воды. Также они поступают в природные водоемы, изменяют их состав, наносят вред фауне и флоре. Следовательно, регулярное проведение исследований проб и анализа сточных вод (ливневых) защищает от загрязнений окружающую среду и способствует сохранению здоровья человека.

Требования и нормативы анализа сточных вод (ливневых) для предприятий закреплены в следующих документах:

  • СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
  • ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб»;
  • Федеральные законы:
    • «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ ст.44 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2019;
    • «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ;
    • «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ;
    • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
    • «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ;
    • «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» от 13.12.2016 N 552.
  • Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» №469 от 23.07.2007;
  • Приказ МПР России «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» № 328 от 12.12.2007.

Исследование проб и анализ сточных вод (ливневых) в Москве включает несколько этапов:

  1. отбор проб;
  2. проведение лабораторного анализа;
  3. выдача результатов и рекомендаций.

Результаты исследований и анализа сточных вод, предоставляются в форме протокола установленного образца и заключения о соответствии сточных и канализационных ливневых вод предприятия санитарным стандартам. Мы предоставим результаты и расшифровку анализов по каждому пункту.

Качественная диагностика и анализ сточных вод (ливневых) в Москве занимает не менее двух суток.

Чтобы получить максимально достоверный результат, необходимо строго соблюдать правила:

  • Забор проб берут на выходе из очищающего устройства.
  • Минимальный объем тары проб для получения достоверного результата — 1 литр.
  • Тара проб должна быть хорошо вымыта (для бактериологического анализа ее подвергают стерилизации) и ополоснута той водой, которая будет браться на проверку.
  • Емкость заполняют водой полностью, не оставляя пустых мест, и плотно закрывают.
  • Проба не должна повергаться ультрафиолетовому воздействию.
  • Проба должна быть доставлена в лабораторию в течение двух часов. В противном случае результаты будут искажены, так как изменится химический состав.

Для проведения оценки качества сточных и канализационных ливневых вод мы используем несколько видов анализов:

  • физический – оценивает температуру, цвет, прозрачность и запах ливневой воды;
  • химический — определяет кислотность, качественный и количественный состав ливневой воды, химическую и биологическую потребность в кислороде (ХПК и БПК), вычисляет предельно допустимые концентрации элементов и выявляет вещества, которых не должно быть в стоках, обнаруживает ядовитые вещества и тяжелые металлы;
  • бактериологично-санитарный, или микробиологический — оценивает общее количество патогенных микроорганизмов, а также выявляет присутствие колиформных бактерий, стафилококка, кишечной и синегнойной палочки, паразитов.

Чаще всего при проведении исследований качества и анализе сточных вод (ливневых) используют химический метод, который направлен на определение следующих показателей:

  • щелочности, кислотности, твердости и минерализации воды;
  • присутствия растворенного кислорода;
  • перманганатной окисляемости;
  • концентрации азота и азотсодержащих веществ, сероводорода, сульфидов, хлорид-, фторид- и сульфат-ионов, карбонатов и гидрокарбонатов, фосфора, марганца, алюминия, никеля, меди, хрома, кадмия, мышьяка, свинца, ртути;
  • цианидов, серной и соляной кислоты (их не должно быть в стоках);
  • синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ);
  • сухого остатка;
  • токсического показателя.

Качество сточных и канализационных ливневых вод зависит не только от их состава, но и от процентного содержания. Поэтому при проведении анализов определяют предельно допустимые концентрации (ПДК) и недопустимые, требующие немедленных мер для нормализации показателей.

Мы проводим все виды химических анализов и исследований в лаборатории в Москве:

  • полный — оценивает 50 показателей качества;
  • расширенный — исследует 30 показателей;
  • обычный — контролирует 20 показателей, позволяет оценить общее качество воды.

В зависимости от особенностей производства и ожидаемых результатов вы можете выбрать любой пакет анализов (от минимального до максимально развернутого).

Полный анализ стоков в Москве требует много времени и денежных затрат. Чтобы получить быстрый результат (через несколько часов) для контроля действенности установленных фильтров используют экспресс-анализ. Но следует учесть, что достоверность результата в таком случае будет низкой.

Читайте также:  Анализ дистиллированной воды в ростове

Проведение экспресс-анализа сточных вод (ливневых) включает несколько методов:

  • органолептический — исследование качества ливневой воды при помощи органов чувств;
  • колориметрический — использование фотоколориметра и специальных реагентов, определяет щелочность, содержание ПАВ, фосфора, хлора, алюминия, железа;
  • титриметрический — в образец добавляют реагенты, чтобы выявить растворенный кислород, БПК, ХПК, хлориды.

Плановый анализ проб стоков проводится периодичностью 1-4 раза в год (в зависимости от характера деятельности предприятия). Если обнаружен сброс, превышающий установленные нормы, то контроль может осуществляться ежемесячно.

Внеплановые анализы сточных вод (ливневых) и исследования проводят при:

  • авариях и аварийных ситуациях;
  • несоответствии полученных показателей указанным в декларации;
  • сбросах сточных и канализационных ливневых вод без использования очищающих сооружений либо нарушении условий их эксплуатации.

источник

Отобрать пробы сообща: о проблемах правоприменения при параллельном отборе проб сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ

Возможность проведения параллельного отбора проб предусмотрена:

  • подп. «б» п. 37 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015):

Извлечение
из Правил холодного водоснабжения и водоотведения

(утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644)
(в ред. от 14.10.2015)

[…]
37. Абонент имеет право:
[…]
б) принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб;
[…]

  • подп. «д» п. 13 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 :

Извлечение
из типового договора водоотведения

(утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645)

[…]
13. Абонент имеет право:
[…]
д) осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
[…]
  • п. 29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015; далее — Правила контроля):

Извлечение
из Правил контроля

[…]
29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
[…]

Механизм проведения параллельного отбора проб сточных вод и обмена результатами анализов отобранных проб отражен в пп. 29–37 Правил контроля.

В настоящем материале мы поговорим о «неудобных» элементах указанного механизма как для организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ), так и для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ).

Организация ВКХ обязана обеспечить предварительное уведомление абонента о намечаемом отборе проб сточных вод. Для надлежащего предварительного уведомления, по мнению авторов Правил контроля, вполне достаточно 15 минут[1], что далеко не всегда применимо к условиям реальной жизни (особенно при наличии у абонента желания произвести параллельный отбор проб) по следующим причинам.

Промышленные площадки предприятий (являющихся в числе прочего абонентами ЦСВ, к качеству сточных вод которых организации ВКХ по понятным причинам проявляют наибольший интерес) распределены на довольно обширных территориях, пересечение которых для цели присутствия представителя абонента при отборе проб требует определенного количества времени, которое, как правило, превышает 15 минут.

Успеть оказаться в условленном месте отбора проб через 15 минут с момента поступления абоненту уведомления (в большинстве случаев уведомления принимаются не тем лицом, которому целесообразно присутствовать при отборе проб сточных вод) — задача зачастую трудновыполнимая.

На практике подобные случаи (а они достаточно распространены) исключают возможность реализации права абонента на параллельный отбор проб, в то время как формально соблюдение требований Правил контроля обеспечено.

Потенциальный вариант решения проблемы — попытаться договориться с организацией ВКХ о необходимости уведомления абонента за более продолжительный промежуток времени (с обязательным включением соответствующих условий в договор водоотведения).

Конечно, гарантий того, что организация ВКХ окажется лояльной к абоненту в данном вопросе, нет. Однако там, где не могут прийти к взаимовыгодному согласию стороны договора, волевое решение может принять суд.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Удачным примером такого способа разрешения спора, связанного с установлением в договоре водоотведения минимального времени для предварительного уведомления абонента ЦСВ о грядущем отборе проб, выступает недавнее Постановление Одиннадцатого ААС от 08.10.2015 по делу № А65-7117/2015, в котором арбитражный суд указал следующее: «…учитывая, что территория ответчика большая, временной отрезок в 15 минут недостаточен для того, чтобы физически дойти до колодца для отбора проб сточных вод, суд правомерно удовлетворил требования истца, урегулировав спорный пункт Договора в редакции Истца по подпункту «а», а именно: «…При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 30 минут до начала процедуры отбора проб»».

Дополнительно следует подчеркнуть, что наиболее распространенным способом уведомления абонента о намечаемом мероприятии по контролю состава и свойств сточных вод является уведомление посредством передачи телефонограммы или сообщения по факсимильной связи. Использование указанных способов уведомления впоследствии (при возникновении спора о факте своевременного уведомления) позволяют организации ВКХ без затруднений убедить суд в надлежащем выполнении соответствующей обязанности.

В связи с указанным, по мнению автора, в интересах абонента — заранее довести до сведения лиц, которые по долгу службы принимают внешние сообщения, поступающие в адрес хозяйствующего субъекта, важность срочного оповещения работников предприятия, присутствие которых, по мнению абонента, «полезно» при отборе проб (например, специалиста экологической службы), о поступившем уведомлении о намечаемом отборе проб сточных вод.

Причина 2 (надуманная)

Многие абоненты полагают, что и отбор проб, и анализ отобранных проб должны быть произведены силами именно аккредитованной лаборатории.

При этом обеспечить за 15 минут выезд аккредитованной лаборатории для производства параллельного отбора проб сточных вод, в случае если лаборатория сторонняя, весьма затруднительно, если не сказать невозможно.

Так, у абонента по объективным причинам (например, по причине отсутствия каких-либо альтернативных вариантов) договор может быть заключен с аккредитованной лабораторией, место постоянной дислокации которой расположено в соседнем населенном пункте, что значительно снижает оперативность ее прибытия к месту отбора проб.

Однако давайте разберемся, так ли необходимо вызывать аккредитованную лабораторию непосредственно для отбора проб сточных вод.

Как уже было отмечено ранее, в соответствии с п. 29 Правил контроля при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Обратите внимание, что в указанном положении ровным счетом нет ни слова о том, что отбор проб должен быть произведен аккредитованной лабораторией: анализ проб — да, отбор проб — нет.

Более того, согласно п. 32 Правил контроля ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

Как видим, Правилами контроля предполагается, что в аккредитованную лабораторию отобранные абонентом пробы будут доставляться, что дополнительно подтверждает необязательность участия лаборатории в параллельном отборе проб сточных вод.

Таким образом, отбор проб с успехом может быть произведен абонентом ЦСВ самостоятельно при условии соблюдения требований Правил контроля к порядку отбора проб.

При этом целесообразно не забывать и о положениях НВН 33-5.3.01-85 «Инструкция по отбору проб для анализа сточных вод», нарушение которых очень часто расценивается судами как несоблюдение обязательных требований к отбору проб сточных вод и, как следствие, влечет, по мнению судов, непригодность результатов анализов таких проб.

Для успешного использования права на параллельный отбор проб сточных вод абоненту необходимо позаботиться о правильном выборе лаборатории-контрагента, которая впоследствии будет привлекаться к проведению анализов параллельной пробы сточных вод.

Как указывалось ранее, показателем качества (и возможности использования) результатов анализов проб сточных вод является проведение соответствующих анализов аккредитованной лабораторией. При этом лаборатория должна быть не просто аккредитована — ее аттестат аккредитации должен «подходить» для анализа проб сточных вод абонента, т.е. позволять проводить исследования, связанные с определением состава и свойств сточных вод абонента с учетом необходимого перечня анализируемых веществ.

Иными словами, если в области аккредитации в графе «Определяемая характеристика (показатель)» аттестата аккредитации лаборатории, привлекаемой абонентом, отсутствует, например, указание на «железо», то проведение исследований на предмет обнаружения в составе сточных вод такого вещества, как «железо», и его концентрации бессмысленно.

Скорее всего, при несовпадении результатов, полученных организацией ВКХ, и результатов, полученных абонентом ЦСВ, организация ВКХ оспорит результаты абонента ЦСВ, опираясь на «недостаточность« области аккредитации лаборатории, привлеченной абонентом.

Приведенное правило привлечения аккредитованной лаборатории для анализа проб сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, одинаково справедливо и обязательно для организаций ВКХ.

По результатам отбора проб сточных вод (т.е. после визита представителя организации ВКХ к абоненту в рамках проведения мероприятия по контролю) не позднее 1 рабочего дня после произведенного параллельного отбора проб составляется акт отбора проб , который подписывается представителями организации ВКХ и абонента ЦСВ (Форма 1):

При этом абонент ЦСВ вправе:

  • отказаться от подписания акта отбора проб, о чем в акте организацией ВКХ делается соответствующая запись;
  • указать особое мнение (в случае несогласия с содержанием акта отбора проб).

Представляется, что возможность указания особого мнения о несогласии с содержанием акта отбора проб — это еще и шанс абонента зафиксировать допущенные при отборе проб сточных вод нарушения требований к отбору проб. При этом целесообразно подкреплять подобные сведения материалами фото- и видеофиксации:

Извлечение
из Правил контроля

[…]
26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.
[…]

Следует отметить, что при параллельном отборе проб акт отбора проб составляется не в двух экземплярах (как в общем случае), а в трех — по одному экземпляру для сторон отношений, связанных с водоотведением, с дополнительным экземпляром, который хранится с резервной пробой.

В Правилах контроля не уточняется, что должно быть указано в графе «Результаты отбора параллельной и резервной проб» акта отбора проб, однако представляется единственно верным, что речь идет о результатах анализов отобранных проб. При этом, как мы уже отметили, акт составляется не позднее 1 рабочего дня со дня проведения отбора проб, в то время как результаты анализов отобранных проб вносятся лабораториями в экземпляры актов по мере их готовности. Именно эти результаты в дальнейшем и будут сопоставляться.

Правила контроля предписывают абоненту ЦСВ в течение 24 ч с момента получения результатов анализов параллельной пробы представить их организации ВКХ (см. п. 36), в связи с чем возникает резонный вопрос: каким образом организация ВКХ может проконтролировать, что результаты анализов были получены абонентом «вчера» и вот-вот истечет 24-й час, отведенный на представление результатов для проведения оценки сопоставимости?

Очевидно, что ни о каком контроле исполнения абонентом обязанности, предусмотренной Правилами контроля, в подобной ситуации не может идти и речи. Более того, представление абонентом в организацию ВКХ результатов анализов отобранной параллельной пробы находится в сфере исключительных интересов абонента. Не представил результаты для проведения оценки сопоставимости — в конечном итоге за истинные значения будут приняты показатели качества сточных вод, определенные лабораторией организации ВКХ.

При этом если абонент ЦСВ не позаботился о доведении «истории» с параллельным отбором проб до логического завершения, то впоследствии в случае возникновения спорной ситуации, связанной с обнаружением в составе сточных вод превышений установленных требований к их составу и свойствам, воспользоваться результатами анализов параллельной пробы вряд ли получится. Суд, скорее всего, проигнорирует объяснения абонента в отношении причин сокрытия от организации ВКХ полученных результатов анализов.

Таким образом, представлять или не представлять результаты анализов параллельной пробы организации ВКХ — добровольное дело абонента. Главное — успеть принять решение до того, как организация ВКХ выставит счет по плате за негативное воздействие на ЦСВ (при наличии на то оснований).

ЗАПОЛНЕНИЕ ЖУРНАЛА КОНТРОЛЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗОВ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОБ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗОВ ПРОБ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВКХ?

К обязанностям организации ВКХ относится ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонента , куда заносятся результаты анализов отбираемых проб сточных вод (Форма 2):

При этом организация ВКХ обязана не только вести журнал путем своевременного наполнения его сведениями о результатах контроля, но и направлять абоненту ЦСВ выписки из журнала не позднее 3 рабочих дней с момента получения результатов отобранных проб (см. п. 41 Правил контроля).

На практике очень часто возникает вопрос о том, как должна поступить организация ВКХ с занесением результатов анализов проб сточных вод в случае, если абонент произвел параллельный отбор проб: дождаться сопоставления результатов или указать в журнале результаты анализов, которые были получены лабораторией, привлеченной организацией ВКХ?

Представляется, что правильным является второй вариант: организация ВКХ указывает в журнале свои результаты анализов проб сточных вод, т.к. в требованиях к ведению журнала, установленных Правилами контроля, не упоминаются результаты параллельного отбора проб.

Более того, абонент может отказаться от идеи сопоставления результатов, узнав, что его результаты отличаются от результатов организации ВКХ в худшую сторону.

При этом организация ВКХ, дожидаясь решения абонента, которое может и не привести к выведению среднего арифметического значения результатов анализов, фактически не обеспечит исполнения возложенной на нее обязанности.

[1] Так, согласно п. 21 Правил контроля организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

источник