Меню Рубрики

Звуковой анализ слов рак жук

Шумова Фарида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Цель занятия:Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.

2. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК.

3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки

4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

• развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику

• развивать связную, выразительную речь детей

• развивать умение отвечать полным предложением.

• воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу

• воспитывать такие чувства, как: взаимопомощь, взаимовыручка

• воспитывать любовь к природе.

Создание среды для организации и проведения ОД:

• Фишки, обозначающие звуки

• Шапочки звуковичков

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Зима», звуковой анализ слова

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.

5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.

Знакомство с дедом Грамотеем

Разучивание физминутки «Зима»

Виды детской деятельности в ОД:

— умения детей действовать самостоятельно;

— проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

— воспитание нравственных качеств;

— активизация словарного запаса;

— формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Активно участвует в продуктивной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

9. Ребенок вступает в обсуждение.

(Звук СМС сообщения)

Воспитатель: Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка. «Дорогие ребята старшей группы № 2, хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка»

-Ребята, хотите получить посылку?

-Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)

— Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)

-Ребята, пока посылка в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот» (с мячом)

(дети садятся на, лицом к экрану)

Звучат звуки зимы

Воспитатель: Что за звуки мы слышим? (слайд № 2)

Вос-ль: Правильно! на экране пейзаж зимы

— Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)

Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…

ГОЛОС с экрана: (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал, но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.

(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)

1. Артикуляция звуков: ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Вос-ль: Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.

Ветер со снежинками играет — У-У-У-У

Ветки с дерева срывает — И-И-И-И

Снежинки по ветру летят- О-О-О-О

Прямо под ноги ребят — А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

(правильный ответ на слайде 7)

Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Вос-ль: Какие согласные бывают?

Восп: Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?

Воспитатель: Согласные мягкие каким цветом обозначаем?

_Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?

(Да, потомучто у зимы много разных звуков: то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)

(Слайд № 10 – второе задание)

2. Игра «Угадай какой звук (за столом сидя)

Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки

(Слайд № 10—11 –третье задание)

3. Игра «Старший и младший братья» (с мячом) (Встаём полукругом) (Слайд № 12, № 13)

Посмотрите на экран: Звуки взялись за руки. Почему они так дружны? Может быть они родственники?

Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

4. Назвать слова, начинащиеся со звука «с» (Слайд № 15)

5. Звуковой анализ слова ПАУК. (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)

Воспитатель: Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.

Воспитатель: На что похож следующий узор? (на паутину)

Воспитатель: А кто плетёт паутину? (паук)

Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»

— Сколько звуков в том слове?

_Разделим на слоги слово паук. Сколько слогов в этом слове? (2)

-1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)

— Какого цвета фишку поставим? (синий)

_Назовите 2 звук. Какой он? (а) (гласный)

— Какого цвета фишку поставим? (красного)

— Назовите следующий звук. Какой он? (у) (гласный)

— Какого цвета фишку поставим? (красного)

— Назовите следующий звук. Какой он? (к) (согл, твёрдый)

— Сколько всего звуков в том слове? (4)

— Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

— Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука. Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК

6. Игра «Живые звуки»(Слайд № 24)

7. Отгадайте загадку и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»

Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)

Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.

-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.

.Воспитатель: -Ребята, вы любите зиму?

— Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)

Мы в снежки сражаться будем

Воспитатель: –Вы выполнили все задания Зимушки.

(На экране появляется ЗИМА)

ЗИМА: (Слайд № 27)— Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках. Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!

Воспитатель: Она не прощается с нами, а говорит нам «До свидания» Мы с ней будем встречаться каждый день.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Пока посылку нам несут…

ИТОГ: Воспитатель: Встали в кружок и вспомним:

• Кто прислал нам СМС сообщение?

• Что нам выслал Дед Грамотей?

• Мы сразу получили посылку? Почему?

• Справились мы с заданиями ЗИМЫ?

• Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

(Заносят посылку). Эмоции детей.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт» Конспект открытого занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в старшей группе. Тема: звуковой анализ слова «зонт». Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слоговой состав слова» в подготовительной группе Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль». Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Старшая группа Составила Красикова А. Н. Цель : Обучать звуковому анализу слова, умению.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: — освоение звукового анализа слов; — определять протяженность слов и составлять.

Технологическая карта ОУД для подготовительной логопедической группы «Буква Аа. Звуковой анализ слова «шар» Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы Образовательные области: «Коммуникация».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки» Занятие № 7 по грамоте в старшей группе. Тема: «Согласные звуки» Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные.

Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова Цель: • Создать условия по овладению.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Ересек то бындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 07.03.18

Тәрбиеші/Воспитатель: Избасарова А.А.

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Пән/Предмет: «Основы грамоты»

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Расцветание природы»

Тақырыбы/Тема: « Предложение. Звуковой анализ слова «Жук» »

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать интерес к занятию

2.Дамытушылық развивающая: Развитие логического мышления

3.Оқыту- обучающая: Учить слышать отдельные предложения в потоке речи, членить предложение на слова, определять их количество; продолжать учить проводить звуковой анализ слов

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: личностно – ориентированная, игровая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: фишки красные, синие,

зеленые у каждого ребенка

Көптілділік/ полиязычие: жук – қоңыз — beetle

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход занятия

I .Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

— Как можно назвать маленького жука (Жучок)

— Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

— Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите?

II . Негізі бөлімі/основная часть

— Жук это животное или насекомое.

— Я сказала «жук». Что я сейчас сказала?

— Какими словами назовем это насекомое?

— Жук хочет узнать, что за звуки живут в моем слове «жук»?

— Давайте попробуем вместе, но очень важно это слово «жук» произнести так, чтобы нужный звук было хорошо слышно.

— Назовите звук, который звучал дольше всех.

Звуковой анализ слова жук

— В слове жук, сколько звуков?

— Звук ж — это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Если он твердый согласный звук, то какой фишкой будим обозначать этот звук? (синей фишкой).

— Какой второй звук в этом слове? («у» гласный звук, красная фишка)

— Какой третий звук? («к» твердый согласный звук, синей фишкой)

— Как из слова жук сделать слово жуки?

— Каким стал третий звук в слове жуки? (мягким согласным)

— Значит, какую фишку нужно поставить теперь на его место? (зеленую).

Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

— Ребята, А жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

— Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

«Я жук, я жук, Я тут живу, Жжужу, жужжу».

— По моему сигналу «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домики (на стулья).

III . Қорытынды/итоговая часть

Анализ и оценивание результатов организованной учебной деятельности.

— Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

— Что вам понравилось делать на занятии?

Номер материала: ДБ-1274746

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Программное содержание. Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением рака и розы. 2. У каждого ребенка карточки (рак и роза). 3. Фишки: красные и синие у доски (по 5—6) и у каждого ребенка (по две).

Ход занятия

1. Воспитатель. Что мы узнали с вами о звуках на прошлом занятии? Какие звуки называются гласными? Назовите их. Какие звуки называются согласными? Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? А согласные? (В случае, если дети затрудняются с ответами, воспитатель должен повторять объяснение.)
2. Звуковой анализ слова рак (проводит у доски один ребенок).
3. Звуковой анализ слова роза (проводят у доски четыре ребенка). Таблица с разобранным словом рак не убирается с доски. Дети же свои карточки с изображением рака убирают.
4. Игра со словом роза. Вызвать детей и раздать фишки по звукам: р, о, з, а. Позвать к себе по номерам звуков: 3, 1, 2, 4. Поставить на схему фишки по звукам: а, о. Спросить, какие звуки остались: гласные или согласные? Согласные. Поставить на место первый согласный, второй согласный звук.
5. Чем отличается слово роза от всех тех, которые разбирали раньше? В нем четыре звука. А в тех словах, которые разбирали раньше, сколько звуков? Три.
Обратить внимание детей на то, в какой последовательности стоят согласные и гласные звуки в слове роза (согласный, гласный, согласный, гласный). А в слове рак? Там три звука: согласный, гласный и согласный.

Программное содержание. Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением луны и рыбы. 2. У каждого ребенка карточки с луной и рыбой. 3. Фишки синие и красные у доски и у детей.

Ход занятия

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках (подобно занятию 15).
2. Звуковой анализ слова луна (проводят четверо детей).
3. Игра со словом луна (вызвать сильных детей). Раздать фишки по звукам: л, у, н, а. Позвать к себе детей: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.
В первый раз это задание сложно для детей. Они могут путать первый звук и первый гласный звук. Поэтому вначале, раздав детям фишки, воспитатель обращает их внимание: «Ты, Костя, звук л, какой ты по счету звук в слове? Первый. А какой ты по счету согласный звук? Тоже первый. А ты, Лена, звук у. Какой ты по счету звук в слове? Правильно, второй. А подумай, какой ты по счету гласный звук в слове? Давай подойдем к доске и посчитаем. Вот он, твой звук у — второй в слове, а гласный какой? Правильно, гласный — первый.
Поставить фишки на схему: 3-й, 2-й, 1-й, 4-й звуки.
4. Звуковой анализ слова рыба (проводят два ребенка).
5. Игра со словом рыба. Проводится так же, как предыдущая игра.
6. На доске поставлены фишки: синяя, красная, синяя.
Воспитатель. Кто может назвать слово, в котором первый звук — согласный, второй — гласный, третий — согласный? Вспоминайте, мы такие слова разбирали. (Дети называют слова мак, рак, жук и т. д., все разобранные трехзвуковые слова.) А есть еще слова, у которых звуки расположены так же. Например, слово нос. Давайте прочтем его по схеме. (Читают хором, воспитатель ведет указкой по стоящим на доске фишкам.) Кто еще вспомнит такое слово? (Показывает на фишки. В случае затруднений детей воспитатель подсказывает: дочь, суп, сын и т. п., каждое слово вместе с детьми читается с указкой.) Таких слов (показывает на фишки) много, мы с вами научимся их находить

Читайте также:  Общий анализ мокроты при раке легкого

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Программное содержание. Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; звуковой анализ слова дым. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением дыма, дома и мака. 2. Фишки белые у доски и у детей. 3. Карточки с изображением дыма, мака и дома у всех детей.

1. Звуковой анализ слова дым.
Трое детей находят по очереди у доски звуки. Требовать от каждого выходящего к доске ребенка «чтения» слова с указкой по схеме (в случае необходимости воспитатель приходит на помощь), произнесения слова с интонационным выделением звука.
2. Игра со словом дым:
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками д, ы, м. Вызвать к себе не по порядку: ы, м, д — дети должны встать правильно, так, чтобы получилось слово. Поставить фишки на схему: м, ы, д.
б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: д, м, ы. Поставить фишки на схему: ы, м, д.
3. Найти одинаковые звуки в словак дом и дым. Сначала задание выполняется детьми за своими столами, потом выполнение его проверяется у доски.
Найти одинаковые звуки в словах дом, дым и мак. Задание выполняется сразу у доски.
4. Игра: назвать слова, начинающиеся с того звука, которым кончается слово дым (проверить, поняли ли дети задание).

Программное содержание. Звуковой анализ слова сыр, учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением сыра и дыма. 2. Белые фишки у доски и у детей. 3. Карточки с изображением сыра и дыма у каждого ребенка.

1. Звуковой анализ слова сыр.
Для определения звуков вызывается по одному ребенку. Вызванный к доске должен, ведя указкой по схеме, прочесть слово с интонационным подчеркиванием того звука, который он должен определить, произнести этот звук изолированно и зафиксировать его фишкой на схеме. Вместе с ребенком, работающим у доски, работают на местах все дети.
2. Игра со словом сыр:
а) Менее подготовленные дети получают задание назвать звуки по порядку.
б) Более активные дети получают задания не по номерам звуков, а вызываются к доске и ставят фишки на схему по звукам вразбивку.
3. Найти одинаковые звуки в словах сыр и дым:
а) Повторение звукового состава слова дым. Воспитатель или хорошо подготовленный ребенок произносит слово, последовательно интонационно подчеркивая каждый звук, дети в группе называют эти звуки.
б) Отметить на карточках одинаковые звуки. Только после того как дети на местах справятся с заданием, вызвать ребенка к доске. Лучше вызвать менее активного ребенка и помочь ему у доски выполнить задание.
4. Игра «Построим дом».
Воспитатель. Сейчас я нарисую на доске дом. Но не весь, а только стену. Вы будете называть мне части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Но назвать можно только такие слова, в которых есть звук р, а те, в которых этого звука нет, называть не надо, я рисовать этого не буду.
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.
Воспитатель предлагает сделать вокруг дома двор и посадить деревья. Когда дети исчерпают своя запас слов, можно предложить поставить в дом мебель, соблюдая то же условие со звуком р. Все называемые детьми предметы воспитатель схематично рисует на доске.
Эта игра очень увлекает детей, и занятие может немного продлиться во времени.

Программное содержание. Звуковой анализ слов жук и лук. Учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением жука и лука, мака, дома, дыма. Карточки с изображением жука и лука у каждого ребенка. 3. Белые фишки у детей и у доски.

1. Звуковой анализ слова жук (проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).
2. Игра со словом жук. Вызвать детей по номерам: 1, 2, 3, позвать к себе по звукам: у, ж, к, поставить фишки на схему по номерам: 2, 1, 3.
3. Звуковой анализ слова лук. Проводят три ребенка.
4. Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым. Кто найдет слова, в которых есть звук к, и отметит этот звук фишкой?
Дети по очереди выходят и ставят фишки на таблицы. Воспитатель вместе с детьми проверяет, нет ли звука к в словах дым и дом.
5. Назвать слова, которые начинаются со звука к. За правильный ответ ребенок награждается фишкой.

Программное содержание. Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением мака, дома, жука, сыра, кита, шара. 2. У каждого ребенка карточка с изображением шара. 3. Фишки белые, красные и синие для доски. 4. У каждого ребенка белые фишки. 5. Детские синие и красные фишки (по две каждого цвета на каждого ребенка) приготовлены у воспитателя в двух коробках (мешочках).

На доске таблица с изображением мака.
Воспитатель. Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Вызывает подготовленного ребенка, чтобы разбор слова не занимал много времени.) Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. Теперь я загадаю всем загадку. Отгадайте: какой звук в слове мак можно очень громко крикнуть? (Дети поднимают руки, называют звук а.) Андрюша думает, что звук а. Давайте попробуем его крикнуть. Правильно Андрюша угадал, звук а можно крикнуть очень громко. И теперь я скажу вам еще что-то интересное про звук а. Когда мы его произносим, нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язычок. Давайте попробуем сказать звук а не очень громко и понаблюдаем, не мешает ли нам что-нибудь его произносить. (Если вместо звука а вызванный ребенок называет звуки м и к, нужно попробовать вместе с детьми его крикнуть и убедиться, что громко кричать его нельзя.) А вот когда мы произносим звук м, нам что-нибудь мешает?
Давайте скажем м. Видите, нам мешают губы. А произнести громко звук к нам мешает язычок. Попробуйте сказать громко звук к. Нет Сережа, ты говоришь не к, а кэ, ты кричишь звук э, а не к (вешает таблицу с изображением дома). А вот в слове дом попробуйте найти звук, который можно очень громко крикнуть, и при этом во рту нам ничего не помешает. (Так поочередно разбираются слова мак, дом, сыр, жук, кит. Звуки а, о, у, ы, и отмечаются на схеме фишками.)
Ребята, звуки, которые можно громко, кричать без помех, называются гласными звуками, а все остальные — согласными. Мы с вами будем теперь отмечать гласные звуки — те, которые можно кричать,— красными фишками, а согласные — те, крикнуть которые нам мешают либо язык, либо губы, либо зубы, — мы будем обозначать синими фишками.
Пойдет к доске Марина и на всех наших табличках поменяет белые фишки на красные, чтобы мы все запомнили, что гласные звуки обозначаются красными фишками. А мы посмотрим и вспомним еще раз, какие же это звуки.
По мере проставления фишек (девочка меняет белые фишки на красные) воспитатель говорит: «Звук а — гласный, звук о — гласный, звук у — гласный, звук ы — гласный, звук и — гласный. Сколько же у нас всего оказалось гласных звуков? Посчитайте! Правильно: пять. Есть, правда, еще один гласный звук — э, но мы не разбирали слов с этим звуком.
Сейчас я вам раздам красные фишки для обозначения гласных звуков и синие — для согласных, а белые фишки уберу, они нам больше не понадобятся. Теперь мы будем разбирать все слова и определять, какие звуки гласные, а какие — согласные. (Говоря это, воспитатель раздает фишки, идя между рядами.)
Теперь возьмите карточку, на которой нарисован шар. Давайте разберем слово шар. Какой первый звук? Правильно, ш. Скажем все вместе этот звук: ш. Видите, как он тихо произносится, нам мешают зубы и язык. Значит, это звук согласный, обозначим его синей фишкой. (Воспитатель работает у доски, а дети на местах. Так разбирается все слово.)
Вот, ребята, как много нового мы с вами сегодня узнали: звуки бывают гласные и согласные. Кто помнит, какие звуки называются гласными? Давайте назовем их. Какими фишками мы их обозначаем? А согласные звуки, которые нельзя кричать, какими фишками обозначаем?

Программное содержание. Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением рака и розы. 2. У каждого ребенка карточки (рак и роза). 3. Фишки: красные и синие у доски (по 5—6) и у каждого ребенка (по две).

1. Воспитатель. Что мы узнали с вами о звуках на прошлом занятии? Какие звуки называются гласными? Назовите их. Какие звуки называются согласными? Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? А согласные? (В случае, если дети затрудняются с ответами, воспитатель должен повторять объяснение.)
2. Звуковой анализ слова рак (проводит у доски один ребенок).
3. Звуковой анализ слова роза (проводят у доски четыре ребенка). Таблица с разобранным словом рак не убирается с доски. Дети же свои карточки с изображением рака убирают.
4. Игра со словом роза. Вызвать детей и раздать фишки по звукам: р, о, з, а. Позвать к себе по номерам звуков: 3, 1, 2, 4. Поставить на схему фишки по звукам: а, о. Спросить, какие звуки остались: гласные или согласные? Согласные. Поставить на место первый согласный, второй согласный звук.
5. Чем отличается слово роза от всех тех, которые разбирали раньше? В нем четыре звука. А в тех словах, которые разбирали раньше, сколько звуков? Три.
Обратить внимание детей на то, в какой последовательности стоят согласные и гласные звуки в слове роза (согласный, гласный, согласный, гласный). А в слове рак? Там три звука: согласный, гласный и согласный.

Программное содержание. Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением луны и рыбы. 2. У каждого ребенка карточки с луной и рыбой. 3. Фишки синие и красные у доски и у детей.

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках (подобно занятию 15).
2. Звуковой анализ слова луна (проводят четверо детей).
3. Игра со словом луна (вызвать сильных детей). Раздать фишки по звукам: л, у, н, а. Позвать к себе детей: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.
В первый раз это задание сложно для детей. Они могут путать первый звук и первый гласный звук. Поэтому вначале, раздав детям фишки, воспитатель обращает их внимание: «Ты, Костя, звук л, какой ты по счету звук в слове? Первый. А какой ты по счету согласный звук? Тоже первый. А ты, Лена, звук у. Какой ты по счету звук в слове? Правильно, второй. А подумай, какой ты по счету гласный звук в слове? Давай подойдем к доске и посчитаем. Вот он, твой звук у — второй в слове, а гласный какой? Правильно, гласный — первый.
Поставить фишки на схему: 3-й, 2-й, 1-й, 4-й звуки.
4. Звуковой анализ слова рыба (проводят два ребенка).
5. Игра со словом рыба. Проводится так же, как предыдущая игра.
6. На доске поставлены фишки: синяя, красная, синяя.
Воспитатель. Кто может назвать слово, в котором первый звук — согласный, второй — гласный, третий — согласный? Вспоминайте, мы такие слова разбирали. (Дети называют слова мак, рак, жук и т. д., все разобранные трехзвуковые слова.) А есть еще слова, у которых звуки расположены так же. Например, слово нос. Давайте прочтем его по схеме. (Читают хором, воспитатель ведет указкой по стоящим на доске фишкам.) Кто еще вспомнит такое слово? (Показывает на фишки. В случае затруднений детей воспитатель подсказывает: дочь, суп, сын и т. п., каждое слово вместе с детьми читается с указкой.) Таких слов (показывает на фишки) много, мы с вами научимся их находить

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (28)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (195)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (30)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (50)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (5)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (227)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (16)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (10)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (28)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (2)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (118)
  • игры со словами 1 (41)
  • развитие речи (16)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (6)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (20)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (113)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
  • иностранный язык (16)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (4)
  • . ——ПОДЕЛКИ (97)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (48)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (43)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (26)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (12)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (17)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (38)
  • нейропсихология (6)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (4)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (14)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
Читайте также:  Общие анализы на наличие рака

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

источник

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и неприятных. Пение птиц и рокот машины, стрекотание насекомых и грохотание гро­ма, журчание ручейка и голоса животных и птиц, звуки шумной улицы и музыкальные звуки. Вслу­шиваясь в звучание мира, мы догадываемся о собы­тиях, происходящих вокруг.

Позанимайтесь с детьми дома и во время прогулки, по­сещения магазина, зоопарка, цирка. Учите их сосредотачи­ваться, не только слушать, но и слышать, различать, опре­делять разнообразные звуки природы, шумного города, дома, магазина, звуки тишины.

Прислушайтесь к речи окружающих людей. Она состоит из множества слов, а слова — из разнооб­разных звуков. Одни звуки можно произносить про­тяжно, даже петь.

Послушайте и назовите гласные звуки.

Заблудившаяся в лесу Машенька зовет подружек: «А-У!»

Есть слова короткие: мак, ком, сок. Есть слова длин- ные: жеребенок, экскаватор, канарейка. Слово мож- но произнести по частям — по слогам: маки; ко-зы;

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Часть слова — слог— будем обозначать дугой

Перед вами слоговые схемы слов. Подберите слова к схе­мам.

Эффективные приемы работы над слоговой структурой слова: отстукивание, прохлопывание, «прошагивание» слов.

ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [К]. УЧИМ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ

Произнесите несколько раз слоги со звуком [к].

Произнесите столько раз слог -ка-, сколько услыши­те хлопков.

Произнесите столько раз слог -ку-, сколько фишек (палочек) нарисовано.

Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблю­дая ударение.

Сколько звуков в слоге? Послушайте, повторите за взрослым и ответьте на вопрос.

Какой первый звук? Какой второй звук? Какие звуки можно тянуть, пропеть?

Назовите гласные звуки в звукоподражаниях.КО-КО-КО КУ-КУ КАР-КАР КУР-ЛЫ

Приготовьте синюю и красную фишки. Синей фиш­кой обозначьте твердый согласный [к], а красной — гласный звук.

коко-коко ко-кококо кококо-ко ко-ко

Правильно произнесите [к] в словах.

Кот, кум, ком, кони, козы, куры, кофе, Катя, Коля, кухня, купол, кузов, касса, калина, каша, кожа, канат, карась, калач, какао, камыш, канал, кабан, комар, компот, калина, кабина, карамель, качели, кашель, колено, колесо, катушка, кастрюля, комок, ковер, ковш, колодец, комната, колокол, комар, капкан, капрон, капуста, капюшон, кар­ман, картофель, карусель, конверт, копье, конфета, кон­церт, коньки, копейка, копна, каблук, кабинет, капитан, корабль, корень, корыто, космос, костер, костюм, косынка, котенок, кочан, кошелек, кувшин.

Проверьте себя: кот, курица, касса, кувшин.

Где слышится звук [к]в словах кот, курица, касса, кув­шин?начале слова.)

Вспомните и назовите слова со звуком [к]в начале слова.

Стихотворение А. Барто напомнит вам голоса жи­вотных и птиц. Догадайтесь и назовите, кто голос подает.

Снеслась в кустах.
Ко-ко-ко. Мур-муррр!

Кто там?
Ку-ку, ку-ку. Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!
Кря-кря-кря. Му-му-у!

Проверьте себя: петушок, курица, кошка, собачка, утка, корова, кукушка, лягушка.

Правильно произнесите [к] в словах.

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тю­бик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, колобок, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок.

Каким звуком эти слова оканчиваются? (Звуком [к])

Произнесите за взрослым слова и скажите, сколько раз в них повторяется звук [к].

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, ко­сынка, катушка, колокол, копейка, каблук, конфетка, ка­зак, катушка, коктейль, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, клубок.

Правильно произнесите [к] в словах дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, черника, клубника, птичка, точка, тачка, овечка, речка.

Назовите картинки. Правильно произнесите звук [к].

Проверьте себя: рак, краб, крот, жук.

Назовите гласные звуки в словах рак, краб, крот, жук.

Помните: гласные звуки можно тянуть.

рак — [а], краб — [а], крот — [о], жук — [у].

Какие слова оканчиваются звуком [к], а какие — начи­наются с этого звука?

Назовите гласный звук в слоге -ка-, в слоге -ко-. Какой общий согласный звук в слогах -ка-, -ко-? Вспомните слова, начинающиеся с ка-, ко-. Назовите слова, оканчивающиеся на -ка, -ко.

Послушайте и запомните слова, оканчивающиеся и начинающиеся на -ка-, -ко-, -ку-. Вспомните еще слова с этими слогами.

«ЗНАКОМЫЙ» СЛОГ

Закончите слово.

КА — КО — КУ —

Добавьте слог.

Послушайте начало слова. Какой слог надо добавить, чтобы получилось новое слово?

Произнесите четко слова.

МИСКА МАСКА МАРКА РАМКА ЛАПКА ЛЕПКА НОРКА КОРКА РЕПКА КЕПКА

Найдите пары похожих по звучанию слов. Чем они от­личаются?

Проверьте себя: миска — маска,

лапкалепка.

Слог потерялся.

Найдите подходящий слог и закончите слово.

Проведите игру-соревнование, кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на -ка.

Кто больше назовет слов, начинающихся с ка-?

Запомните и повторите.

Повторите слоги в том же порядке, соблюдая ударение.

КА—КУ—КЭ КУ—КО—КЭ КЫ—КУ—КЭ КА—КО—КУ КУ—КЫ—КА КО—КУ—КЫ

Добавьте звук.

Назовите последний звук в слове. Взрослый начинает слово, дети заканчивают его и произносят целое слово.

Назовите слова со звуками [а], [о],[у].

Обозначьте на схеме гласный звук красным цветом.

Какой звук следует за гласным в словах бык, лак, сок? Вспомните короткие слова, оканчивающиеся звуком [к].

Превращение слов.

Произнесите вместо первого звука в слове звук [к].Какие новые слова получились?

ЦАПЛЯ РОТ ПОРА ПОЛЕНО

МАСКА ЛОМ ПОНИ ВОРОНА

НОРКА ПОЛ РОСА СОЛОНКА

Добавьте в начало слов звук [к] и получите новые слова, начинающиеся с [к].

Взрослый называет слово, а дети образуют новое слово.

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лист, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова лист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Игра «Назови пару». См. занятие 13.

Звуковой анализ слова «лист». Воспитатель обращает внимание детей на то, что слово лист состоит из одного слога, так как в нем только один гласный звук. Дети самостоятельно называют слова, состоящие из одного слога.

Игра «Какой звук заблудился?».

На болоте нет дорог,
Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!

Игра «Назови слова». Дети сначала называют слова со звуком, на который заканчивается слово лист, а затем – с его мягкой парой (звук ть).

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Читайте также:  Общий анализ для определения рака

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова слон, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова слон, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Игра «Кто внимательный?». Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), а дети в ответ поднимают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова «слон». Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя. Например: «Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался?» (Третий твердый согласный н.)

Игра «Какой звук заблудился?».

Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил.

Игра «Цепочка слов». Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот. Затем они называют слово, которое начинается с последнего звука слова кот, например, топ и т. д. (пар – рысь – сетка – апельсин и т. д.). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова юла, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова юла, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Игра «Назови пару». См. занятие 13, старшая группа.

Звуковой анализ слова «юла». Воспитатель говорит детям «секрет»: «Согласный звук й всегда мягкий; это самый короткий звук нашей речи».

Особое внимание педагог обращает на произнесение звука и: он произносится без призвука гласного и не подменяется названием буквы. Этот звук присутствует и в йотированных гласных[8] 8
Детям этот термин не сообщается.

[Закрыть] (например, ягоды, армия, маяк, каюта, юбка, ежик, пьет и т. п.).

Игра «Живые звуки». Слово юла.

Игра «Назови слова». Дети называют слова со звуком й.

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова паук, фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, на которых изображены конь, лук, кит, юла, стол, стул, окно, трех-, четырехзвуковые схемы слов. Раздаточный: картинки-схемы слова паук, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Игра «Кто внимательный?». Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), а дети показывают соответствующие фишки.

Звуковой анализ слова «паук». Воспитатель обращает внимание детей на звуковую форму слова (стечение согласных звуков).

Игра «Живые звуки». Слово паук.

Игра «Какой звук заблудился?».

На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «клей». Воспитатель предлагает детям вспомнить «секрет» про звук й (см. занятие 19, старшая группа). После анализа слова звуки убираются под диктовку воспитателя.

Игра «Какой звук заблудился?».

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».

Игра «Цепочка «слов». Первое слово в цепочке—сыр. (См. занятие 18, старшая группа.)

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: четырехзвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «мама». В ходе выполнения упражнения воспитатель задает детям следующие вопросы: 1). Сколько звуков в слове мама?. 2). Сколько гласных звуков? 3). Назовите их. 4). Сколько слогов? 5). Назовите слоги. 6). Слоги в слове мама одинаковые? 7). Произнесите их. 8). Какой слог протяжнее: первый или второй?

Воспитатель чуть протяжнее произносит сначала первый слог, затем второй и спрашивает у детей, как правильно произносится слово мама.

Педагог дает детям понятие об ударном слоге: «Если один слог произносится протяжнее другого и слово от этого не меняется, то это ударный слог. Это – сильный слог».

Игра «Какой звук заблудился?».

Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова гуси, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов (для обозначения ударных гласных). Раздаточный: картинки-схемы слова гуси, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «гуси». Вопросы: 1. Сколько слогов в слове? Какие? 2. Найдите ударный слог. 3. Назовите гласный звук в ударном слоге.

Воспитатель объясняет детям, что в ударном слоге всегда находится ударный гласный звук.

Звуки проанализированного слова дети убирают под диктовку воспитателя.

Игра «Какой звук заблудился?».

Посмотрите-ка, ребятки:
Раки (маки) выросли на грядке.

Игра «Поищи слова». Воспитатель предлагает детям в «длинных» словах найти «короткие», например: пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог, кле-щи и т. д.

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: указки, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «мука». Дети выделяют ударный слог и ударный звук в слове. Затем по просьбе воспитателя переносят ударение на первый слог и объясняют разницу в значениях слов. Педагог рассказывает детям о смыслоразличительной роли ударения и читает четверостишие:

Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука—
Поворам наука.

Игра «Назови слова». Сначала дети называют слова со звуком б, затем – со звуком бь.

Программное содержание. Развитие способности детей проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие их 3–4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, мел, указка, трех-, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены дом, сом, рак, лось, волк, шкаф, шары, роза. Раздаточный: трех-, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «игла». Определение ударного гласного звука и его места в слове.

Игра «Живые звуки». Слово игла.

Игра «Какой звук заблудился?».

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу – трех-, четырехзвуковые схемы слов. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова шуба, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «шуба». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Воспитатель сообщает детям «секрет»: согласный звук ш— всегда твердый, он не имеет мягкой пары.

Игра «Какой звук заблудился?».

Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом.

Игра «Назови слова со звуками в и вь».

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «жуки». Дети определяют ударный гласный звук.

Воспитатель сообщает детям «секрет»: согласный звук ж – всегда твердый, он не имеет мягкой пары.

Игра «Какой звук заблудился?».

Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.

Игра «Цепочка слов». Первое слово в цепочке– лес. (См. занятие 18, старшая группа.)

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мишка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «мишка». Воспитатель обращает внимание детей на то, что они впервые разбирают слово, состоящее из 5 звуков. Дети ставят ударение в слове.

Игра «Живые звуки». Слово мишка.

Игра «Какой звук заблудился?».

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)!

Игра «Назови слова со звуками г и гь».

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мышка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «мышка». Проставление ударения.

Сравнение слов «мышка» и «мишка». Дети сравнивают слова по звуковому составу: определяют одинаковые (ш, к, а) и разные звуки (м, мь, ы, и).

Игра «Какой звук заблудился?».

Мы собирали васильки.
На головах у нас – щенки (венки).

Игра «Цепочка слов». Первое слово в цепочке – лук. (См. занятие 18, старшая группа.)

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, мел, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены лес, душ, мыло, коза, мишка, кукла. Раздаточный: трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «слива». Проставление ударения.

Игра «Живые звуки». Слово слива.

Игра «Какой звук заблудился?».

Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело…

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–5 клеток (звуков). Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «замок». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на первый слог и произносят получившееся слово. Воспитатель рассказывает о смыслоразличительной роли ударения.

Игра «Какой звук заблудился?».

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке – туда, сюда…

Игра «Назови слова со звуком й». Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком й в середине слова. (Чайка, майка, лейка, маяк, пьет, клюет…)

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (рис. 10). Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «лейка». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом ребята исправляют ошибку.

Игра «Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар). При этом количество звуков в словах – названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

Детям сильной подгруппы можно предложить придумать другие слова – названия продуктов.

Игра «Какой звук заблудился?».

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге, вдоль села.

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–5 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (в первом вагоне три окошка, во втором – четыре, в третьем – пять). Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Звуковой анализ слова «речка». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Воспитатель сообщает детям «секрет»: согласный звук ч — всегда мягкий, он не имеет твердой пары.

Игра «Живые звуки». Слово речка.

Игра «Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает «погрузить» в вагоны овощи и фрукты (лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в названиях овощей и фруктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

По желанию детей игру можно продолжить, подбирая другие названия овощей и фруктов, состоящие из 3–5 звуков.

Программное содержание. Повторение и закрепление пройденного материала.

Материал. Демонстрационный: пятизвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «школа». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Разнообразные словесные игры (по желанию детей).

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник