Меню Рубрики

Пришвин о чем шепчутся раки анализ

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Енкен Марина Ивановна

Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: Иду, учусь у леса жить по человечьи. М. Пришвин «О чём шепчутся раки»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли рассказа – каждое живое существо стремиться к жизни и мы можем помочь сохранить жизнь на Земле.

Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Человек и природа».

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям и их поступкам.

Развивать навык выразительного чтения.

На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: В.А. Лазарева, толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.

Содержание и технология урока:

задачи в деятельности обучающихся

1.Актуализация знаний обучающихся

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+ Мы продолжаем нашу тему. Кто может её сформулировать.

+ Давайте обозначим этапы нашего урока.

+ Вы прочитали несколько произведений о лесе и его обитателях. Чему вы хотите научиться у леса?

+ Лес дарит нам свои богатства. Какие?

+ Что может сделать человек для леса?

+ Дети читают сочинения, написанные дома.

+ Самоконтроль готовности к уроку

+На доске карточки с этапами урока. Дети составляют план урока.

1 . Демонстрация домашнего задания.

4. Работа над непонятными словами.

5. Определение темы и главной мысли произведения.

6. Итог урока. (Что я взял для себя с нашего урока).

+ На предыдущих уроках дети записывали на бумажных деревцах качества характера человека.

+Чтение сочинений – миниатюр « Чудеса леса»

Познавательные (логические — анализ объектов с целью выделения признаков)

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

+ Я предлагаю вам познакомиться с писателем, который очень любил лес, умел замечать то, что порой скрыто от глаз, умел удивляться.

+ Слайд с портретом писателя.

+ Кому интересно поближе познакомиться с произведениями М. Пришвина? Зачем?

+ Выставка книг (несколько книг на стенде, остальные предлагаю подобрать дома или в библиотеке и принести в класс).

+ Какие произведения М. Пришвина есть в нашем учебнике? Прочтем первое « О чем шепчутся раки»

+ Слайд с изображением раков.

+Можно ли по заголовку определить жанр произведения?

+ К концу урока ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»

+ Рассказ о жизни и творчестве М Пришвина

+ (определяют тему урока) М. Пришвина « О чем шепчутся раки»

Познавательные (информационные — извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

+Познакомиться с рассказом;

+учиться самостоятельно находить в словаре значение слова; +перечитать сказку

+Я предлагаю вам два варианта знакомства с произведением: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя.

+Жанр произведения (проверка предположений).

+ От чьего лица ведется повествование?

+Кто еще является героями рассказа.

+ Самостоятельное вторичное чтение. У каждого из вас на столе карточка с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые слова. Внимательно читайте рассказ, находите нужный отрывок, вставляйте слово.

+ Работа со словарём (группами).

+Какой следующий пункт плана?

+ Чему же удивился герой — рассказчик? Зачитайте.

+ Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Когда вам было грустно, а когда весело и даже смешно?

+ Как герои относятся к тому, что случилось с

+ Как сами раки вели себя в этой ситуации?

+ Как вы, читатели, относитесь к ракам?

+ Какова главная мысль рассказа, найдите её в тексте?
+ Можете ли вы ответить на вопрос: О чем шептались раки?

+ Ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»

+Познакомиться с произведением

Ответы детей с обоснованием (из текста).

+ У детей карточки с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые детям слова. В процессе самостоятельного чтения дети вставляют слова и затем , работая со словарём, находят значение слов.

+ Дети дают ответ, цитатой из текста.

+ На доске записаны герои рассказа. После ответов детей возле каждого героя записывается его отношение к происходящему.

20 мин. Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

+ В нашем лесу появится еще одно деревце. Какое качество вы напишите на нем?

Дети записывают еще одно качество на деревце.

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

+Какое произведение читали?

+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

+ Оцените свою работу на уроке.

— всё получилось, доволен своей работой

— не всё получилось, но могу работать лучше

— ещё есть затруднения в работе

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

+ Я предлагаю вам пополнить нашу выставку книг

М. Пришвина и прочитать выразительно понравившийся отрывок из рассказа.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок литератерного чтения на тему: «Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе . М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки?» (2класс)

Урок литературного чтения на тему : Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе . М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки?»

Технологическая карта урока (чтение)

Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе. М.М. Пришвин «О чём шепчутся раки»

— Наблюдение над способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателя;

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий.

1.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2.развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-

1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных) в соответствии с содержанием предмета.

-познакомиться с произведением М.М. Пришвина «О чём шепчутся раки»;

-развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; определять основную тему и главную мысль произведения;

-отработка навыка правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм; ——прививать любовь и интерес к чтению;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;

— развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию.

Урок введения нового знания и формирования УУД.

Учебно – методический комплекс

Презентация, разработанная учителем

Организационно – деятельностный блок

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства

Участие в обсуждении проблемы.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

5. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока

Приветствие, организация рабочего места.

— Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Вадимовна, сегодня урок чтения проведу у вас я.

Объявление темы урока. Целеполагание.

-Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовим для этого нашу речь.

— Вы все знаете скороговорки, сейчас я попрошу вас по очереди встать и рассказать по одной скороговорке.

— А сейчас откройте учебники на 89 странице. И откройте тетради запишите число, классная работа, ниже запишите Михаил Михайлович Пришвин «О чём шепчутся раки».

— На 89 странице у вас цепочки слов

-Прочитайте цепочки, восстанавливая пропущенные слова:

-Как понимаете значение этих слов?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина.

— Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

— Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

Воспоминания об отце сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.

Читает ученик: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет ее на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать; изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает. »

-О чём нам говорят эти строки?

-Каким вы представляете писателя?

Михаил Михайлович Пришвин – известный писатель. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он учился в гимназии.

Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. Много путешествовал.

-Что интересного вы узнали о Пришвине?

Объявление темы урока. Целеполагание. Объяснение нового материала.

— На 90й странице у вас произведение которое называется «О чём шепчутся раки». Мы продолжаем с вами изучать произведения о природе.

-Если мы посмотрим на название как вы думаете о чём или о ком это произведение?

-Ребята раки это, животное с прочным панцирем, клешнями, и хвостом который служит им для движения, раки обитают в воде, но время от времени им нужно выбираться на сушу. Питаются они микроорганизмами и остатками других животных.

— Сейчас внимательно меня послушайте, а потом я проверю, внимательно вы слушали или нет.

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходит хвостом наперёд, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чём, не поймёшь.

И когда скажут: «Раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шёпот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в моё время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна с внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладётся кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур, ползут на сетки. Время от времени сачки за верёвки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая эта штука. Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять вёрст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились.

Им уже теперь не до раков, только бы добраться домой.

— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

— О чём они шепчутся? — спросила Зиночка.

— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только тёрлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шёпот идёт. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут.Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то лёгкая стала, ей и невдомёк: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

— Померли? — спросила девочка.

— Уснули, ответила бабушка, не шепчутся больше.

Пришли к избе, сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

— Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзина пустая. Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались.

— Так о ком это произведение?

-К какому жанру относиться? Сказка или рассказ?

— Это научно-популярный или художественный текст? Почему? Докажите.

— Ребята вы поняли, что раки не шептались? Как вы догадались об этом?

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

источник

план конспект по литературномц чтению на тему «О чем шепчут раки»

Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе.

  1. Продолжение наблюдений над способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателей.
  2. Сопоставление рассказа со сказкой.

М. М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб».

  1. Портрет М. М. Пришвина.
  2. Выставка книг писателя.
  3. Картинка с изображением рака в натуральную вели-чину.

1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор об отношении человека к природе. Мы будем читать произве-дения Михаила Михайловича Пришвина, чей портрет вы видите на доске. А кто-нибудь из вас читал какие-либо про-изведения этого писателя?

Учитель. Я собрала небольшую выставку книг Пришвина. Вы сможете посмотреть ее на перемене и узнать, о чем же он писал, каковы темы его произведений. На ближайших уроках мы будем читать два его произведения «О чем шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб». Судя по названию, это сказки? Как вы думаете?

(Ребята делятся предположениями.)

2. Знакомство с содержанием рассказа «О чем шепчутся раки»

(Перед чтением учащиеся знакомятся с малопонятными словами, встречающимися в тексте, а также прорабатыва-ют цепочки слов. Начинает чтение рассказа учитель, а про-должают ученики.)

Читайте также:  Анализа женских органов при онкологии

Учитель. Так что же мы прочитали? Сказку?

Ученик. Нет, это не сказка, потому что история эта ре-альна, как в жизни.

Учитель. А от чьего имени написана она? От имени ав-тора или от имени героя-рассказчика?

(Учитель отсылает ребят к началу произведения, они определяют, что повествование идет от лица героя, который сам был участником описываемых событий.)

Учитель. Можно ли сказать, что взгляд Пришвина на животный мир такой же, как у авторов произведений, ко-торые мы читали перед этим, а именно: считает ли При-швин, что животные умеют думать, разговаривать?

(Как правило, после первого чтения текста мнения детей не могут быть однозначными, т. к. некоторые ребята про-должают ориентироваться на название рассказа. И учитель может использовать данную ситуацию как проблемную, вокруг которой и будет строиться вся дальнейшая работа над произведением. Чтобы найти ответ на поставленный учителем вопрос, учащиеся должны еще раз внимательно прочитать текст. Лучше всего читать его по логически за-конченным частям с обсуждением. Начало и конец каждой части заранее определяет учитель.)

4. Повторное чтение текста с анализом

(Обсуждение произведения ведется по вопросам:

1-я часть (заканчивается словами: «. вся их рачья жизнь в шепот ушла».)

  1. Чем удивляют рассказчика раки? А кто из вас видел этих животных? А у вас они вызывают удивление? Оно со-впадает с авторским?
  2. Как вы поняли смысл выражения, бытующего в наро-де: «Раки перешептались»?

2-я часть (до слов: «Простая эта штука».)

  1. О чем автор рассказал в этой части?
  1. Как вы думаете, зачем писатель так подробно и точно описывает этот промысел?
  2. Вы согласны с ним, что ловля раков — штука простая?

3-я часть (заканчивается словами: «Перед смертью, вну-ченька, друг с другом прощаются».)

  1. Чем вызвано беспокойство бабушки? Как вы его поняли?
  2. А автор согласен с высказыванием Домны Ивановны? Найдите в тексте доказательство.

4-я часть (до конца рассказа)

  1. Чем закончилась эта история?
  1. Как вы поняли заключительные слова Домны Иванов-ны?
  2. С кем вы больше согласны: с бабушкой или с автором?
  3. Вы догадались, что раки вовсе не шептались? Когда вы догадались? Кто вам в этом помог?)

(Учитель дает учащимся задания:

  1. Выберите из текста отрывок, который можно соотнести с иллюстрацией.
  2. Найдите в последней части разговор бабушки с внуч-кой. Подготовьтесь читать по ролям.)

Учитель. Какой же вы сделали вывод о том, как автор воспринимает окружающий мир?

Ученик. Пришвин воспринимает природу такой, какая она есть: в натуральном виде.

Учитель. Чем же отличается его рассказ от произведе-ний Барто, Саши Черного, Цыферова?

Дети. — Тем, что предыдущие авторы писали произве-дения, похожие на сказку, а Пришвин описал реальные со-бытия.

— В произведениях, которые мы читали перед этим, все
изображено словно понарошку, а в этом рассказе все по-
настоящему.

Учитель. Да, вы правы. Писатель любил бродить по лесу и наблюдать за жизнью животных и растений, а потом опи-сывать увиденное в своих рассказах, знакомить читателя с удивительным миром природы и с тем, как она устроена.

Что же вам показалось удивительным в этом произведе-нии?

Дети. — Стремление раков к жизни.

— То, что раки, как и все животные, ищут выход для
спасения, приспосабливаются к изменившейся ситуации.

— Удивительное спасение живых существ от смерти.
Учитель. А вы довольны таким исходом событий? По-
чему?

На дом можно предложить ребятам сочинить сказку с таким же названием, а на следующем уроке обсудить твор-ческие работы учащихся. В процессе такой работы школь-ники еще раз будут иметь возможность увидеть разницу между жанром сказки и рассказа.)

Разработка урока по литературноему чтению во 2 классе по теме В. Драгунский. Друг детства.Урок разработан в соответствии с методами рефлексивно-мотивационного обучения.Учебник «Литературное чтение» Э.

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально — двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате.

Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: — форм.

Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы.

Урок во 2 классе на тему «План и карта» проводится с целью познакомить ребят с понятиями «план», «карта», «масштаб».

Предмет физическая культура Класс.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер&raquo.

источник

Автор публикации: Енкен М.И.

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Енкен Марина Ивановна

Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: Иду, учусь у леса жить по человечьи. М. Пришвин «О чём шепчутся раки»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли рассказа – каждое живое существо стремиться к жизни и мы можем помочь сохранить жизнь на Земле.

Задачи урока:

Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Человек и природа».

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям и их поступкам.

Развивать навык выразительного чтения.

На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: В.А. Лазарева, толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.

Содержание и технология урока:

задачи в деятельности обучающихся

1.Актуализация знаний обучающихся

Составление плана урока.

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+ Мы продолжаем нашу тему. Кто может её сформулировать.

+ Давайте обозначим этапы нашего урока.

+ Вы прочитали несколько произведений о лесе и его обитателях. Чему вы хотите научиться у леса?

+ Лес дарит нам свои богатства. Какие?

+ Что может сделать человек для леса?

+ Лес может удивлять. Чем?

+ Дети читают сочинения, написанные дома.

+ Самоконтроль готовности к уроку

+На доске карточки с этапами урока. Дети составляют план урока.

1 . Демонстрация домашнего задания.

2. Знакомство с писателем.

3. Чтение произведения.

4. Работа над непонятными словами.

5. Определение темы и главной мысли произведения.

6. Итог урока. (Что я взял для себя с нашего урока).

+ На предыдущих уроках дети записывали на бумажных деревцах качества характера человека.

+Чтение сочинений – миниатюр « Чудеса леса»

Познавательные (логические — анализ объектов с целью выделения признаков)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

+ Я предлагаю вам познакомиться с писателем, который очень любил лес, умел замечать то, что порой скрыто от глаз, умел удивляться.

+ Слайд с портретом писателя.

+ Кому интересно поближе познакомиться с произведениями М. Пришвина? Зачем?

+ Выставка книг (несколько книг на стенде, остальные предлагаю подобрать дома или в библиотеке и принести в класс).

+ Какие произведения М. Пришвина есть в нашем учебнике? Прочтем первое « О чем шепчутся раки»

+ Слайд с изображением раков.

+Можно ли по заголовку определить жанр произведения?

+ К концу урока ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»

источник

Главные герои рассказа Михаила Пришвина «О чем шепчутся раки» — бабушка с внучкой и речные раки. Однажды бабушка Домна Ивановна и ее внучка Зиночка решили наловить раков. Речка, где водились раки, находилась далеко от их дома.

Бабушка и внучка пришли к реке вечером и с помощью нехитрым снастей стали ловить раков. Всю ночь они провели на реке и наполнили пойманными раками большую корзину.

Раки в корзине шевелились, терлись друг об друга боками, и этот звук был похож на перешептывание. В народе даже закрепилось выражение «раки перешептались», то есть умерли.

Утром бабушка и внучка отправились с добычей в родную деревню. По дороге они слушали, шепчутся ли раки в корзине, не умерли ли от жары? Внучка спросила бабушку, о чем шепчутся раки, и та ответила, что они прощаются друг с другом.

Но раки не собирались мириться со своей участью. Они в это время искали лазейку в корзине. И такая лазейка нашлась. Один за другим раки стали выбираться из корзины. Цепляясь за одежду бабушки, они спускались на землю и ползли к реке.

В какой-то момент бабушка и внучка поняли, что не слышат перешептывания раков. Они остановились, открыли корзину и увидели, что она пуста. Бабушка развела руками и сказала, что раки прощались не друг с другом, а с ними, глупыми.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что никогда не надо сдаваться и всегда следует искать решение проблемы. Раки не захотели быть съеденными и сумели выбраться из корзины, да так, что бабушка с внучкой этого не заметили.

Рассказ учит быть внимательным и осмотрительным. Бабушка и внучка, уставшие от ночной ловли, не заметили, как раки выбрались из корзины и остались без улова.

В рассказе мне понравились раки, которые сумели выбраться на свободу и вернулись в реку. Раки перешептывались — они по-тихому обсуждали пути спасения. И всем миром придумали, как перехитрить людей.

Спасает не знание, а вера, что ответ есть.
Рак пятится назад.
Хорошо свободному и под кустом жить.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Рассказы о лете для детей младшего школьного возраста. Рассказы о летней природе для начальной школы. Рассказы для внеклассного чтения в начальной школе.

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни и ходит хвостом наперёд, и хвост называется шейкой. Но более всего дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чём, не поймёшь.

И когда скажут: «Раки перешептались», это значит — они умерли, и вся их рачья жизнь в шёпот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в моё время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна с внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладётся кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки.

Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур, ползут на сетки. Время от времени сачки за верёвки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая эта штука. Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять вёрст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

— О чём они шепчутся? — спросила Зиночка.

— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только тёрлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шёпот идёт. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то лёгкая стала, ей и невдомёк: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

— Померли? — спросила девочка.

— Уснули, — ответила бабушка, — не шепчутся больше.

Пришли к избе, сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

Читайте также:  Анализа на онкомаркер альфа фетопротеин

— Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзина пустая.

Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались.

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем — не поймешь.
И когда скажут: «Раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.
В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна с внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур, ползут на сетки. Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.
Простая эта штука. Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились.
Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.
— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.
Зиночка прислушалась.
Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.
— О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.
— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.
А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.
Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.
— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.
— Померли? — спросила девочка.
— Уснули, — ответила бабушка, — не шепчутся больше.
Пришли к избе, сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:
— Батюшки родимые, да где же раки-то?
Зиночка заглянула — корзина пустая.
Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.
— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались.

источник

Главные герои рассказа Михаила Пришвина «О чем шепчутся раки» — бабушка с внучкой и речные раки. Однажды бабушка Домна Ивановна и ее внучка Зиночка решили наловить раков. Речка, где водились раки, находилась далеко от их дома.

Бабушка и внучка пришли к реке вечером и с помощью нехитрым снастей стали ловить раков. Всю ночь они провели на реке и наполнили пойманными раками большую корзину.

Раки в корзине шевелились, терлись друг об друга боками, и этот звук был похож на перешептывание. В народе даже закрепилось выражение «раки перешептались», то есть умерли.

Утром бабушка и внучка отправились с добычей в родную деревню. По дороге они слушали, шепчутся ли раки в корзине, не умерли ли от жары? Внучка спросила бабушку, о чем шепчутся раки, и та ответила, что они прощаются друг с другом.

Но раки не собирались мириться со своей участью. Они в это время искали лазейку в корзине. И такая лазейка нашлась. Один за другим раки стали выбираться из корзины. Цепляясь за одежду бабушки, они спускались на землю и ползли к реке.

В какой-то момент бабушка и внучка поняли, что не слышат перешептывания раков. Они остановились, открыли корзину и увидели, что она пуста. Бабушка развела руками и сказала, что раки прощались не друг с другом, а с ними, глупыми.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что никогда не надо сдаваться и всегда следует искать решение проблемы. Раки не захотели быть съеденными и сумели выбраться из корзины, да так, что бабушка с внучкой этого не заметили.

Рассказ учит быть внимательным и осмотрительным. Бабушка и внучка, уставшие от ночной ловли, не заметили, как раки выбрались из корзины и остались без улова.

В рассказе мне понравились раки, которые сумели выбраться на свободу и вернулись в реку. Раки перешептывались — они по-тихому обсуждали пути спасения. И всем миром придумали, как перехитрить людей.

Спасает не знание, а вера, что ответ есть.
Рак пятится назад.
Хорошо свободному и под кустом жить.

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.
И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.
В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.
Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.
Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.
– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.
Зиночка прислушалась.
Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.
– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.
– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.
А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.
Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.
Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.
– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.
– Померли? – спросила девочка.
– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.
Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:
– Батюшки родимые, да где же раки-то?
Зиночка заглянула – корзинка пустая.
Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.
– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем — не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад — за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.

Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

Померли? — спросила девочка.

Уснули, — ответила бабушка, — не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

Читайте также:  Аденома простаты анализ на онкологию

И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

источник

Здесь есть возможность читать онлайн «Михаил Пришвин: О чем шепчутся раки» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1983, категория: Природа и животные / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «О чем шепчутся раки»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Кто написал О чем шепчутся раки? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «О чем шепчутся раки», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Михаил Михайлович Пришвин

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «О чем шепчутся раки» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

источник

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

И когда скажут: “раки перешептались”, это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

Где раки зимуютВ кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите – кастрюля, на столе – большое белое блюдо. В корзине были […].

Кирка-ворЖил-был мужик, да жонка, да двенадцать сынов. Сыновья и пошли прочь из дому. Ну, все чего работают, а Кирка, Кирюшка […].

Про молодого ракаОдин молодой рак подумал как-то: “Почему все мои сородичи ходят одинаково – все пятятся назад? А я вот возьму и […].

Государь Сидор КарповичГосударь ты наш Сидор Карпович, много ли тебе от роду лет? – Семьдесят, бабушка, семьдесят, Пахомовна! – Государь ты наш […].

Петя на футболеМамы нету дома! Петя так и знал, Не придется Пете Ехать на финал! А погода чудная, И в руках билет. […].

ШефыПришли к пенсионерке Три юных пионерки. Явились утром ранним, Чтоб окружить вниманьем, Окружить любовью Бабушку Прасковью. Спокойно спит старуха, Не […].

Бабушка, внучка да курочкаЖили – были бабушка Даша, внучка Маша да курочка Ряба. Вместе жили, вместе ели-пили, вместе по воду ходили. Бывало, бабушка […].

Крошка Енот и тот, кто сидит в прудуКрошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала: – Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь […].

Тини-тини, потягивайДело было весною. Вынесли бабы холсты белить. – Ну, – говорят, – теперь надо смотреть да смотреть, как бы кто […].

Поп в раюОднажды Пэкалэ и Тындалэ нанялись в батраки к одному попу. А поп был злой и жадный – изводил своих бедных […].

Сказка про теленка-пестренкаДавным-давно жила в деревне старая старуха. Одна-одинешенька в целом свете – не было у нее ни сына, ни дочки, только […].

Солдатская загадкаВариант 1 Шли солдаты прохожие, остановились у старушки на отдых. Попросили они попить да поесть, а старуха отзывается: “Детоньки, чем […].

ИдэИдэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая. Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки […].

Как лисица уток паслаЖила-была старушка. Были у нее три утки, и пошла она пастуха искать. Шла-шла, повстречала волка. Волк спрашивает: – Куда ты, […].

Времена года – Бабушкин огородДавайте познакомимся. Мы – Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Как мать воспитывала своего сынаЖили в одной деревне бабушка, мать и внучек. Однажды после тяжелого дня в поле вернулась домой мать. Собрала на стол […].

Как старуха у черта жилаБыла-жила старуха старая, такая завидущая была! Завидовала соседке, что та бабушкой слыла: роды принимала, ее приглашали, чаем поили. А эту […].

Перепутанная сказкаЖил-был один очень хороший артист. Он приехал в детский сад прочитать детворе мои сказки. Но он был рассеянный – расеянный […].

Хозяйка огняДавным-давно это было. Однажды все мужчины стойбища ушли в лес на охоту. В чумах остались женщины да дети. Прошло два […].

Волк и крестьянинЖил-был старик да старуха. У них было семь овечушек да восьмой жеребеночек, да бык-пестряк, да кошка-судомойка, да собачка-пустолайка, парнечек да […].

Волк без ногиЖил старик со своею старухой. Стояла ихняя избушка на горушке, недалеко от леса. Старуха была жадная-прежадная. Скотины у них был […].

ПеньВ лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с […].

С того свету выходецПриходит солдат к старухе: – Здравствуй, бабушка! – Кормилец, откуда ты? – Я с того свету выходец. – А мой […].

Небо рушитсяЖила одна старушка, и был у нее котенок. Вот пошли они веников нарезать. Пригнула старушка березку, и упал котенку листик […].

БабушкаБабушка такая старенькая, лицо все в морщинах, волосы белые-белые, но глаза что твои звезды – такие светлые, красивые и ласковые! […].

Просто старушкаПо улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. – Подержи […].

Откуда вы, синицы?Откуда вы, синицы? – Летали над столицей… Пятиклассник шел вразвалку По бульвару не спеша И, представьте, бросил палку! И в […].

Заяц и нерпыСобирал заяц водоросли на морском берегу, а маленькая нерпа играла на волнах. Нерпа увидала зайца и кричит: – Не смейте […].

КикимораНад глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка. Один раз – […].

Что только люди не скажутКак-то одна старуха пришла в знакомый дом. А у хозяйки была молоденькая дочь. Сидит девушка, слезами заливается. – Отчего ты […].

источник