Меню Рубрики

Анализ сказки лиса и рак

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок литературного чтения

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.

Личностные результаты обучения:

— (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

— (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Метапредметные результаты обучения:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, — -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка – Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.

I . 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

— Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?

— На какие группы мы делим сказки?

— В чем особенность сказок о животных?

— Назовите известных вам животных-героев сказок.

II . 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды)

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

– Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народа­ми разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

III . Работа со сказкой «Лиса и рак».

1. Работа с текстом до чтения.

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)

– Какой момент изображен на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

– Что означает слово перегоняться?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

На всякого мудреца довольно простоты (русская)

На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)

Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)

Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

Работа с опорными словами:

— Прочитайте слова, записанные на доске:

Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква

— Что вы можете предположить по данным словам?

IV . Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».

1. Работа с текстом до чтения.

Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, соб­ранных братьями Гримм. (слайд)

Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Золушка».

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда за­цветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по ско­шенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гре­чихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и на­певал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про се­бя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказа­но – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя неда­леко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, ко­торый вышел за тем же делом — посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знат­ный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

— Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

— Какие из ваших предположений оправдались?

— О чем договорились заяц и еж?

— Кто предложил соревнования? Почему?

— Как по-вашему будут развиваться события дальше?

– Гуляешь? — засмеялся заяц. — Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о сво­их ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были у него кри­вые.

– Ты, видно, воображаешь, – сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь лучше управиться?

– Это надо еще проверить, – сказал еж. — Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

– Да это прямо смешно – ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. — Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

– На один золотой луидор, — говорит еж.

– Идет! — ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

– Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, — говорит еж, — ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

– Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

– А что такое случилось? — спрашивает она.

– Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. — Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

– Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж, — это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

– А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

– Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

– Ладно, — отвечает еж, – начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

— Почему еж решил перехитрить зайца?

— Что сделает заяц после слов ежихи?

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, ко­нечно, сам еж, – а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» — и крикнул:

– Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась пре­спокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

Разозлился заяц и крикнул:

– Давай бежать еще раз назад!

– Как хочешь, — ответил еж, — мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Вся­кий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

— Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на пе­редние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

Предполагали ли вы такую развязку?

— Кто в сказке положительный герой? Почему?

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

— Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

— Какой вывод могли сделать авторы сказки?

*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах

— А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым челове­ком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если наду­мает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

V . Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»

– Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

– Чем различаются? (Героями, деталями. )

– Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».

источник

Конспект образовательной деятельности по анализу литературного произведения «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста

татьяна стряпихина
Конспект образовательной деятельности по анализу литературного произведения «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);

учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила;

продолжать играть в игру «Да-нет»;

развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.

Организация деятельности Содержание

1. Игра: «Я возьму тебя с собой, если ты назовешь мне героя сказки …».

2. Игра «Я назову героя, а ты его действия».

3. Игра «Найди недостающих героев».

5. Анализ литературного произведения

Тем же образом обсуждаем и лису.

6. Игра «Закончи предложение».

8. Творческая деятельность: «Рисуночное письмо».

Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.

Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.

— Назови мне действия Колобка…

Герои сказок: «Колобок», «Волк и 7 козлят», «3 Медведя», «Репка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка». Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети называют его действия.

На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок и героев из других сказок. Дети ищут героев к нужной сказке и возвращаются.

— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о сказке…. А о какой – мы узнаем по «Да – нетке».

«Лиса и рак» (Читаю сказку).

1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?

— соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.

— Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия — цепляется за хвост лисы и едет на нем — то в этом проявляются какие черты характера?

— Характер (Х)— волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.

4. — Скажите, ребята, рак результата добился?

Результат мы определяем, во-первых, по отношению к цели: достигнута или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).

Результат (Р)(+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.

Д — совершенное героем действие, Р — полученный результат.

Ц — прибежать первой, победить рака.

Д — быстро бежит, не замечает на хвосте рака.

Р — (-) лиса проигрывает соревнование.

Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения — как в них поступит недогадливый, а как — сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий.

Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

Ребята, давайте выберем подходящие к сказке поговорки:

Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.

Мораль (М)— Жизненное правило:

— Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

— Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.

Дети иллюстрируют свою сказку так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано.

Конспект интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Благословляю Вас — леса!» Цель: Воспитывать духовно- нравственные качества, через формирование интереса к родному краю, окружающей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением ИКТ Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением информационно компьютерных технологий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экология города» План-конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экология города» (экологическое воспитание).

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Приобщать детей к бережному отношению к природе. Задачи: Образовательные Продолжать знакомить детей с перелетными птицами;.

Читайте также:  Анализа женских органов при онкологии

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ваза с фруктами» Тема: «Ваза с фруктами». Цель: содействовать формированию умения создавать коллективную композицию из овощей и фруктов, самостоятельно применяя.

Конспект образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: — упражнять детей.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам, конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна».

Конспект совместной образовательной деятельности «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в группе «Гномики» на тему: «Морское путешествие»[/b].

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка». Цель: Воспитание патриотизма у детей.

источник

НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

НОД по анализу литературных произведений

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

НОД по анализу литературных произведений

Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);

учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила;

продолжать играть в игру «Да-нет»;

развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.

1.Игра: «Я возьму тебя с собой, если ты назовешь мне героя сказки …».

2.Игра «Я назову героя, а ты его действия».

3. Игра «Найди недостающих героев».

5. Анализ литературного произведения

Тем же образом обсуждаем и лису.

6. Игра «Закончи предложение».

7. Творческая деятельность: «Рисуночное письмо».

Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.

Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.

— Назови мне действия Колобка…

Герои сказок: «Колобок», «Волк и 7 козлят», «3 Медведя», «Репка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка». Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети называют его действия.

На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок и героев из других сказок. Дети ищут героев к нужной сказке и возвращаются.

— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о сказке…. А о какой – мы узнаем по «Да – нетке».

1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?

— соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.

— Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия — цепляется за хвост лисы и едет на нем — то в этом проявляются какие черты характера?

— Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.
4. — Скажите, ребята, рак результата добился?

Результат мы определяем, во-первых, по отношению к цели: достигнута или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).

Результат (Р) — (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.
Кто ______ (Д)______, тот _________ (Р)__________.
Д — совершенное героем действие, Р — полученный результат.

Ц — прибежать первой, победить рака.
Д — быстро бежит, не замечает на хвосте рака.
Х — недогадливая.
Р — (-) лиса проигрывает соревнование.

Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения — как в них поступит недогадливый, а как — сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий.

Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок _________________, а недогадливый __________________________.

У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок _________________, а недогадливый _____________.

Ребята, давайте выберем подходящие к сказке поговорки:

Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.

Мораль (М)- Жизненное правило:

— Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

— Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.

Дети иллюстрируют свою сказку так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано.

источник

Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций

Образовательная система «Школа 2100», по которой я работаю, содержит средства для реализации такой цели, как выращивание функционально грамотной личности, которая способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Именно как средство достижения этой цели в новых учебниках «Окружающий мир» есть специальные темы, обучающие школьников описанию и решению жизненных ситуаций, в которых они могут оказаться или оказываются. Особое значение в этом виде деятельности приобретает умение сформулировать жизненную задачу, составить и осуществить план действий по ее решению, перебрать варианты, сделать выбор решения и реально оценить прогнозируемый результат. Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Жизненные ситуации, которые волнуют моих учеников, самые разные: домашние животные и здоровье, пользование бытовыми приборами и дорога в школу, дружба и семья, школа, уроки и хорошие отметки. Все эти темы были представлены детьми в своих мини — проектах для обсуждения, в результате которого была названа главная тема «Как быть успешным в школе». Вот что у нас получилось. Ситуация: хочу хорошо учиться. Описание ситуации: я хочу хорошо учиться, но у меня не всегда это получается. Что мне делать? Определили главные направления. 1) Иметь желание, мечту в жизни. 2) Стремиться быть успешным. Составили план действий. 1. Не отвлекаться на уроках, не списывать у одноклассников. 2. Выполнять домашнее задание на черновике и внимательно и аккуратно переписывать в тетрадь. Отрабатывать почерк. 3. Выполнять дополнительные задания. Для этого читать книги из домашней и городской библиотеки. 4. Заучивать стихи и прозу для развития памяти. 5. Постоянно работать над собой над своими недостатками. 6. Не расстраиваться, если сразу что — то не получается, а попытаться попробовать еще несколько раз, пока не получишь хороший результат. Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, я стану успешным в учении. Итак, все мы решаем жизненные задачи каждый день, даже не замечая, что мы это делаем. Одни из них простые или только кажутся такими, другие сложные, требуют обдумывания для того, чтобы можно было выйти из них без потерь. Задача обычно не дается человеку в явном виде, надо потрудиться, чтобы ее понять и точно сформулировать. Для решения задач человек использует способы и средства (ресурсы) — то, что находится в голове и под руками и может помочь в решении данной задачи. Способы и средства можно использовать готовые, уже существующие, либо создавать новые и у каждого есть свой выбор. Учить детей видеть ситуацию и действия героев в ней дает возможность сказка. Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций средствами сказки позволяет увидеть, что одни из сказочных героев жизненные задачи решают неумело, а другие успешно, кто-то пользуются помощью других, а есть и те, кто сам помогает другим. Для анализа сказок мы с детьми алгоритм: 1) Описание последовательности ситуаций и действий героев в них – это краткое, но, ясное изложение, необходимое для понимания ситуации. 2)Анализ ситуации — это выявление невидимого, того, что обнаруживается только разумом. ( Какие задачи герои должны решить? Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать?)

3) Характеристика сказки. (Вывод, о чем эта сказка). Какие учебные задачи можно решать, используя эту технику? Учить детей умению видеть и отличать сложную ситуацию от простой, формулировать задачу героя в каждой ситуации, оценивать использованный героем способ и средства решения задачи и делать выводы о том, какая мудрость заключена в сказках.

Давайте посмотрим, как это можно сделать. Возьмем для примера коротенькую русскую народную сказку «ЛИСА И РАК». (. Литературное чтение, 2 класс.)

Лиса говорит раку: Давай перегоняться! Что ж, лиса, давай. Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась по­смотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и го­ворит: А я уже давно тебя тут жду.

Ситуация. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. Какие задачи герои должны решить? Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать? Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу. Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы. Характеристика сказки. Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника А эта сказка авторская. Она написана по заданию учебника Русский язык 3 класс. Задание. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в сказочной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить? Работа по содержанию сказки. Название страны, особенности в поведении и отношениях между ее жителями, возможные трудности и пути их разрешения. Работа над структурой сказки. Сказка не должна быть длинной. Это сказка – миниатюра. В ней надо написать об одном приключении героев, которых вы придумали. Примерный план: I. Вводная часть. ( Где происходят события, когда, с кем?) II. Основная часть. С чего все началось? Что произошло? Как развивались события. III. Заключительная часть. Чем все закончилось? Рассмотрим эту сказку с позиции решения жизненных проблем. Что можно узнать об авторе сказки, познакомившись с ее содержанием? Какие вопросы можно задать автору по содержанию сказки. Какую проблему решал герой? Как он это делал? Что бы могло случиться, если бы герою не пришли на помощь родители? Какой способ мог придумать герой, чтобы не погибнуть?

Жили – были в одном водном государстве Туча, Тучиха и Тучонок.

Как-то раз Тучонок пошел гулять, ушел очень далеко от дома и заблудился.

Вдруг он увидел что-то яркое и вспомнил, как папа говорил ему: « Если ты увидишь что-то яркое, то убегай оттуда немедленно, потому что это солнце». Солнце было очень жаркое, и силы начали покидать Тучонка. Он заплакал и сил стало еще меньше. А в это время мама с папой начали волноваться, пошли искать Тучонка и спасли его от горячих лучей солнца.

С тех пор Тучонок хорошо запомнил, что солнца надо опасаться, а чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Самоанализ сказки. Ситуация. Тучонок оказался один и первый раз увидел солнце. Проблема. Тучонок мог высохнуть от лучей солнца и погибнуть. Пути разрешения проблемы. 1) Мама с папой вовремя оказались рядом с Тучонком. 2) еще один способ спастись от солнца – позвать на помощь другие тучки, объединиться и защитить себя от солнечного тепла. Но второй путь будет действовать только в том случае, если жители страны заранее договорились о том, какими способами они будут сообщать всем об опасности. Вывод. Чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Сочиняя сказки, дети развивают не только свои творческие способности, но и получают реальную возможность косвенно представить свои жизненные трудности и представить читателю свою гражданскую позицию в разрешении ситуации. Для того чтобы научить детей извлекать смысл проблемы из сказки можно воспользоваться методом продолжения зачинов сказок. На карточках записаны начала сказок. В них отражены реальные проблемы людей. Дети сочиняют продолжение сказочной истории. Условие – в продолжении должно быть только пять предложений. По завершении этой работы все сказки анализируются и выбирается та из них, в которой точнее сформулированы задачи для героя и найдены лучшие способы решения этой задачи. Возьмем для примера одну. «Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал. » В целом, можно сделать вывод о том, что какой бы сказка не была, она содержит совет, или инструкцию по преодолению какой-то проблемы, и в результате развития сюжета герои либо успешно разрешают ее, либо оказываются побежденными. Но народная мудрость не позволяет сказке завершиться на этом, и всегда ставит перед героем проблему, которую привычным способом он, оказывается, решить уже не способен – и тогда сказка приобретает развитие, в продолжение которого герой вынужден искать новые средства. Жизнь не знает универсальных ответов на все вопросы, и сказочники тоже.

Итак, для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развиваются на данном предметном содержании. Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор, умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей, действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.

источник

Чтение сказки лиса и рак. Конспект НОД в старшей группе по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак. Чему учит сказка Лиса и рак

Известный ученый и литератор Михаил Васильевич Ломоносов еще в XVIII веке определил за сказочным вымыслом серьезную и глубокую суть. По его словам, в народном сказочном фольклоре имеет место правило придавать «бессловесным животным слово». Иными словами, каждый зверь в сказке подобен человеку, он не только может говорить, но, так же как и мы, хитрит, думает, печалится и плачет. Такой вымышленный фантастический мир, несмотря на всю свою неправдоподобность, является отражением мира реальных людей. Казалось бы, в сказке говориться только о зверях, человеку там вроде бы нет места совсем, но между тем эти фантастические истории воспроизводят ситуации, так похожие на те, с которыми сталкивается человек в реальной жизни.

Каждая история – это не только и не столько забава, призванная развлечь и повеселить маленького читателя, в ней заключен целый пласт мировоззрения народа, его представления о жизнеустройстве и принципах, на которых строятся взаимоотношения. Сказка поучительна, но в ней нет того откровенного морализаторства, которое так не любят дети. Поэтому воспринять урок из подобной интересной и захватывающей истории ему гораздо легче, чем слушать наставления взрослых.

Сказка о животных – это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть знания о том, каких животных надо опасаться, как необходимо вести себя в различных ситуациях и прочее.

В русской народной сказке «Лиса и рак» представлена нетипичная для национального фольклора ситуация, когда у лисы нет откровенно отрицательного характера, ей даже не предоставляется возможность никого обхитрить и обмануть. Как раз наоборот, лиса оказывается обманутой. По всей видимости, эта сказка рассчитана на искушенного и знакомого с устным народным творчеством читателя. Именно поэтому в ней нет ни долгого зачина с описанием места действия и характеров персонажей, ни поступательного или кумулятивного развития событий. В тексте присутствует рассказ только об одном событии из жизни лисы. Это дает возможность предположить, что сказка является логичным дополнением и продолжением всех прочих фольклорных рассказов о похождениях этой героини национального эпоса. Такая динамичность развития событий делает сказку «Лиса и рак» похожей на анекдот или небольшую притчу с поучительным, а не нравоучительным основанием. Результатом прочтения и осмысления сказки станет вывод о том, что и на старуху (то бишь лису) бывает проруха.

Читайте также:  Анализы биохимии при раке кишечника

В сказке повествуется о том, как лиса предложила раку бежать наперегонки, рассчитывая, по всей видимости, одержать легкую победу, ведь всем известна медлительность и нерасторопность раков. Но, вот незадача, рак оказался силен не скоростью своих конечностей, а умом и смекалкой. Он уцепился клешнями за хвост лисе, которая махнула им и тем самым забросила рака на финишную черту. Обескураженная лиса потерпела поражение.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и рак» онлайн на сайте бесплатно и без регистрации.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Лиса и рак, эта сказка предложена для вашего внимания. На первый взгляд она очень незамысловатая, вы за очень быстрый срок и в короткие сроки на приведенных красочных и ярких примерах рассказать об очень важных и необходимых вещах для вашего маленького слушателя. История этой сказки повествует для маленького читателя о победе ума над высокомерностью и ханжеством и большим желанием показать всю свои силу беззащитному и слабому сопернику. Эта сказочная история на первый взгляд очень похожа и переплетается с другой сказкой, но в то же время очень сильно имеет отличие в ее емкости и позитивным решением вопроса.

Идея этой сказки заключается в том, и учит она тому, что всегда против хитрости и лицемерия, найдется тот персонаж сказочный или человек, кто точно также сможет перехитрить соперника. Никто не может догадаться сразу из этой сказки, что маленькое и слабое семейство раков и речки поставит хитрую лису на свое место и поставит ее в очень неловкое положение. Читайте эту сказку у нас на странице онлайн, под названием Лиса и Рак, чтобы научить вашего ребенка очень многим полезным вещам.

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:

Давай с тобой перегоняться.

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:

А я давно уж жду тебя тут.

Наталья Асоцкая
Конспект НОД в старшей группе по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект НОД (интегрированное) в старшей группе

по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак »

Цель : развивать связную речь детей.

Задачи : учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; развивать интонационную выразительность; упражнять в выразительности речи детей; совершенствовать навыки выполнения аппликации приёмом выкладывания силуэта мелко нарезанными нитями; воспитывать интерес к народному творчеству ; воспитывать положительные эмоции о проделанной работе.

Предварительная работа : рассматривание лисы и рака на картинках, отмечая особенности их внешнего вида; знакомство со средой обитания рака и лисы; отгадывание загадок об этих животных; знакомство детей с новым приёмом аппликации — выкладывание силуэта мелко нарезанными нитями.

Материал : аудиозапись «Звуки леса» , маски лисы и рака, листы плотной бумаги с изображением лисы на каждого ребёнка, шерстяные нитки рыжего цвета, кисточки, клей, влажные салфетки.

В деревне кур крадёт. (Лиса )

Послушайте ещё одну загадку :

Я прочитаю вам сказку про этих животных , это русская народная сказка «Рак и лиса » .

Лиса встретила рака и говорит ему :

Давай с тобой перегоняться !

Как только лиса побежала , рак уцепился ей за хвост.

Добежала лиса до места , а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть , далеко ли рак ползёт, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит :

Что лиса предложила раку ? (Перегоняться ) .

Как можно об этом сказать по-другому ? (Бегать наперегонки , кто вперёд добежит, кто скорее прибежит).

Как приговаривала лиса эти слова ?

Она сказала насмешливо : «Давай с тобой перегоняться » .

А как вы думаете, сразу ответил, рак лисе или немного подумав?

Да, он, наверное, обдумывал, как провести лису и ответил не сразу.

Что рак ответил лисе? («Давай» ) Он сказал уверенно с усмешкой .

Как рак перехитрил лису ? (Уцепился за хвост лисы)

Правильно, он уцепился лисе за хвост.

Чтобы оказаться впереди лисы рак отцепился , только тогда когда лиса добежав до места , обернулась назад и вильнула хвостом.

Что услышала лиса ? («А я тебя давно тут жду!» )

Что можно сказать про лису , какая она? (Хитрая)

Рак хитрый-прехитрый, хитрющий.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса» .)

Ребята, где мы свами оказались? (В лесу)

Зайчик прыгает : скок, скок

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Присаживайтесь на стульчики и послушайте сказку ещё раз , а потом вы будете её рассказывать . Слушайте внимательно и запоминайте.

(Прочитав сказку , предложить детям пересказать её (2-3 раза)

А теперь давайте расскажем сказку по ролям . (2-3 варианта)

После каждого пересказа детей оценить полноту пересказа , отметить проявленную самостоятельность, использование различных интонация и различного типа речи. Привлечь детей к оценке рассказов товарищей . Отметить, какие слова из сказки они старались не пропустить , отчётливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали .

Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку ! Давайте её разыграем. Один из вас будет играть роль рака, другой – роль лисы, третий станет ведущим (рассказчиком ) . (1 раз)

Хочу предложить вам сделать необычную аппликацию лисы – из мелко нарезанных нитей. Но сначала с помощью пальчиков мы расскажем о хитрой лисичке.

Пальчиковая гимнастика «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (выполнятся упр. «Лисичка» )

Вышла погулять. (хлопают в ладоши)

Захотелось ей (сцепляют пальцы в «замок» )

Кого-нибудь поймать (выполняются упр. «Птичка» )

Или птичку, или рыбку, («Рыбка» , «Зайчик» , «Мышка» )

Или зайку, или мышку, (разводят руки в стороны)

Птички улетают, (упр. «Птичка» )

Мышки прячутся в нору. (хлопают в ладоши за спиной)

Дети присаживаются за столы. На силуэты лисы наносят клей и посыпают нарезанными нитями. Следить за осанкой детей. Помогать тем у кого возникают сложности. Напомнить детям о времени, заканчивать работу. Можно дать детям частично готовые работы. Рассмотреть на стенде готовые работы детей. Предложить детям рассказать о своих лисичках .

Ребята, чем мы с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

Театрально-игровая деятельность детей по содержанию русской народной сказки «Кот, лиса и петух» в старшей группе йымдастыру оу жмысыны технологиялы картасы ортаы топа.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Аленушка и лиса» Инсценировка сказки «Аленушка и лиса». Сказку можно показать на новогоднем празднике как сюрпризный момент. Действующие лица: Аленушка,.

Цель: формирование у детей умения драматизировать знакомую сказку, т. е. разыгрывать её по ролям, передавая эмоциональное состояние героев.

Конспект занятия по обучению детей пересказу сказки «Лиса и козел» МБДОУ «Детский сад №142» Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей..

Уж на что хитра лиса, известный персонаж русских народных сказок, да только тихий и неповоротливый рак хитрее лисы оказался. И выиграл спор с лисой! А какой у них был спор — вы узнаете, прочитав сказку.

Сказка «Как лиса и рак перегонялись»
Обработка: А.Н.Афанасьев

Отъелась Лиса у Волка за зиму, а летом мудрено ли пропитаться?

Бежит она раз около речки, веселая, песенку напевает, глядь — на бережку Рак сидит: глазищи вытаращил, усищи распустил и говорит Лисе:

— Куда, кума, торопишься?
— Так, без дела лытаю.
— Шибко ты, кума, бегаешь, только за мною тебе не угнаться.

Раку-то надо бы в гости к свояку в соседний пруд сходить, да идти лень, — вот он и пошел на хитрости.

— Ну куда тебе, усатому, пучеглазому!
— А давай перегоняться: кто первый вон до того пруда добежит — того и верх.
— Давай.

Выбрали место поровнее, встали. Лиса побежала, а Рак уцепился клешней ей за хвост. Бежит Лисица, торопится, а Рак — ни гу-гу: висит себе на хвосте, покачивается. Добежала Лиса до пруда, вернулась — посмотреть, где-то еще Рак, — а он уж сзади отзывался.

— Долго же ты бежала, кумушка; я уж давно тебя здесь жду.

источник

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Русская сказка «Лиса и рак»

Номинация: «Начальная школа»

Ульянова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

I.Организация начала урока.

У: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

У: Начинаем с разминки. На доске записано 2 скороговорки. (Шакал шагал, шакал скакал. Волки рыщут – пищу ищут). Для каждого варианта своя.

Сначала прочитайте глазами, произнесите три раза себе, затем соседу по парте.

У: Кто желает произнести? (по одному; каждый вариант с ряда; все вместе по вариантам каждого ряда)

У: Что общего заметили в скороговорках?

У: А сегодня нам предстоит продолжить знакомство с животными, узнать о них что-то новое.

У: Вы хотите обогатить свои знания?

^ IV.Проверка домашнего задания.

У: Дома вы готовили наизусть колыбельную песню. Откройте учебник, повторите, расскажите товарищу. (Дети выходят по трое и читают наизусть. Остальные дают словесную оценку).

У: Давайте послушаем то, что готовила нам Катя. (Выразительное чтение стихотворения учащейся).

У: О ком говорится в стихотворении?

^ V.Подготовка к новому материалу. (межпредметная связь)

У: Теперь послушайте, что я прочитаю.

В птичник повадится — жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (ЛИСА)

Д: Вы загадали нам загадку про лису. (Учитель вывешивает картинку лисы на доску)

У: К какой группе относится это животное?

Д: Это животное относится к группе зверей.

У: А чем звери отличаются от других животных?

Д: У них тело покрыто шерстью.

У: Отгадайте следующую загадку.

Д: Вы загадали нам загадку про рака. (На доску вывешивается картинка рака)

У: Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?

Д: Под водой, ходит задом наперед.

^ VI.Выявление опорных знаний.

У: Давайте вспомним, с какого жанра произведения мы начали урок? (После каждого названного жанра произведения, учитель вывешивает его на доску)

У: Что объединяет все эти произведения?

Д: В них говорится о животных.

У: В каком жанре произведения можно еще прочитать о животных?

Д: В сказках.
У: Какие виды сказок вы знаете?

Д: Волшебные, богатырские, бытовые.

У: Как называются сказки о животных?

Д: Анималистические. (Дети пользуются памятками)

^ VII.Новый материал. Прогнозирование.

У: Сегодня мы познакомимся со сказкой, героями которой являются ЛИСА и РАК. Называется она (Учитель показывает на доску, где написано название сказки – «Лиса и рак»).

Д: читают название на доске.

У: Какой обычно изображают лису в русских народных сказках?

У: Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?

Д: произвольные высказывания детей.

У: Давайте познакомимся со сказкой и проверим свои предположения. Открываем учебник на стр. 57.

У: 1. Сейчас вы прочитаете сказку самостоятельно, шёпотом. Если при чтении вам встретятся слова, значение которых вам не понятно, пометьте их карандашом.

2. Первичный анализ произведения.

У: У кого-нибудь из вас возникло желание поделаться своим мнением?

У: А что значит перегоняться?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

** IX.Работа с текстом после прочтения (проверка понимания).

У: У вас на столах лежат словари. Вам надо выбрать слова для характеристики героев и их поступков (идёт работа по характеристике героев).

1. Бодрое 8. Игривое 15. Спокойное

2. Беспокойное 9. Мечтательное 16.Тоскливое

3. Боязливое 10. Обиженное 17. Тревожное

4. Весёлое 11. Отличное 18. Шаловливое

5. Возбуждённое 12. Печальное 19. Хмурое

6. Высмеивающее 13. Радостное 20. Сказочное

7. Грустное 14. Сердитое 21. Озабоченное

У: Посмотрите на доску. Это зашифрованное предложение. Кто может его прочитать?

** (Кра сицлуепя исле аз сохвт).

** (Рак уцепился лисе за хвост).

У: Почему я выбрала именно это предложение?

Д: Доказывает, что рак сообразительный.

У: Раку помогла его сообразительность?

** — А теперь расшифруйте вот эту запись.

**- Переверните учебник и повторите по буквам.

**- Изобразите. (Лишние слова стираю, оставляю действия. Показываю на них, а дети изображают движения).

У: Настроение у обоих героев одинаковое?

**- А что может прочитать человек вот с таким выражением лица? (Показываю лица).

**X.Отработка способов чтения.

**1.Модуль №2 раздаётся каждому (Выразительное чтение).

Цель – научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.

Выбери отрывок по своему желанию. При подготовке пользуйся памяткой:

1.Правильно ставь ударение

3.Выбери силу голоса (тихо, громко)

4.Определи темп (быстро, медленно)

6.Покажи интонацией своё отношение к произведению

7.Прочитай подготовленный отрывок вполголоса соседу по парте

У: Сейчас вы будете работать по модулю №2. Вам нужно приготовить выразительное чтение, выбрать нужную интонацию, передать настроение героев. Читать будем по ролям.

У: Кто желает? Слушаем и даём словесную оценку.

У: Почему она ему это предложила?

**2.Подготовка к чтению по ролям (применение знаний в новой ситуации).

У: Давайте поиграем в чтение по ролям.

У: На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.

* Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

* Чего хочется, тому и верится.

* Любишь шутки над Фомой, люби и над собой.

У: Какая реакция могла быть у лисы на то, что раку удалось её обхитрить?

У: Можно сказать, что сказка смешная?

**- Попробуйте подобрать синонимы к слову смешная (работа по словарю синонимов и антонимов для школьника стр.138). Раздать один на двоих.

У: А нам её в учебнике напечатали только для того, чтобы мы посмеялись или ещё с какой-нибудь целью?

У: Какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке? (Выход можно найти из любой ситуации).

У: Подсчитывайте количество балов. (Показываю на доску)

— Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «3».

— Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «4».

— Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «5».

^ XIII.Информация о домашнем задании.

**У: Приготовьте дома какую-нибудь сказку. Можно её приготовить группой по ролям, можно пересказать, инсценировать, изобразить с помощью мимики и жестов. У вас есть право выбора. Вы сами можете выбрать вид работы над текстом.(раздаётся памятка каждому). Модуль №1 слабочитающим детям раздаётся индивидуально.

1.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

3.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

4.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логическим законченным отрывком.)

5.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

6.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

7.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

8.Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

9.Беседа с сопровождением выборочного текста.

10.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

11.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

Читайте также:  Аденома простаты анализы показывают онкологию

13.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

14.Чтение цепочкой по предложению.

15.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

16.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

Цель – научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

источник

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Данное занятие расчитано на дошокльников 5-6 лет и направлено на обучение детей пересказывать художественный текст небольшого размера с целью развития навыков связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»»

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Цель: учить пересказывать художественный текст небольшого размера, развивать связную речь детей.

— учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

— побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

— учить детей выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

— помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей;

— активизация и расширение активного словаря.

— развивать интонационную выразительность;

— развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

— развитие эмоциональной сферы;

— развивать слуховое внимание, фонематического анализа, связную речь, логическое мышление и память;

— развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

— воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам;

— воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

Оборудование: иллюстрации по содержанию сказки «Лиса и рак», предметные картинки, подушки, маски лисы и рака для драматизации, медали, разрезные картинки, магнитная доска, магниты.

— Ребята, сегодня у нас с вами будет непростое занятие, мы с вами будем путешествовать по сказочному лесу. Давайте мы с вами начнем наше путешествие , повторяйте за мной:

И в сказочном лесу окажись.

Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры.

— Ребята, мы с вами оказались в сказочном лесу. Вот мы идем по тропинке и видим, как на лесной полянке ходит лисичка.

Давайте представим, что мы с вами тоже лисички: покажите мне самоуверенную лису (она идет и думает про себя: «Я самая красивая, самая умная, самая хитрая»), покажите радостную лису, а теперь попробуйте показать грустную лису. Молодцы у вас очень хорошо получилось показать лисичку!

Мы с вами идем дальше, и вдруг вышли к реке, а в ней плавает рак. Давайте мы представим, что мы раки и покажем хитрого рака, уверенного рака, а теперь покажите веселого рака. Вы молодцы, замечательно играли со мной.

2. Повторение чистоговорок

Цель: развитие координации речи с движением.

Чтобы мы не намокли возле реки, давайте мы вернемся в лес, там так красиво, уютно, весело поют птички. Но вот мы и вернулись на лесную полянку, где еще до сих пор гуляет лиса.

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы.

СУ-СУ-СУ знаем сказку про лису.

— Ребята, существует много, сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Жихарка»и др. ).

— Молодцы, много знаете сказок про лису.

3. Д\И «Отгадай название сказки»

Цель: развитие фонематического анализа.

Её название нужно угадать!

Название зашифровано в картинках, чтобы разгадать название, нам нужно в каждой из этих картинок назвать первый звук.

Детям показываются картинки, из первых звуков выкладываются буквы и дети читают название сказки.

— Дети сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и рак».

Цель: активизация и расширение активного словаря.

— Дети, когда вы будете слушать сказку, вам могут попадаться сложные слова, чтобы вам было все понятно, давайте подумаем, что такое клешня?

— Клешня, это рука рака, с помощью нее он может защищаться от врагов, добывать себе пищу.

— Дети, а что такое пенек? Правильно, это дерево, которое срубили. Пучеглазый, это значит с большими глазами. Уговор, это значит договориться о чем-то, пообещать.

2. Рассказ и обсуждение сказки «Лиса и рак» с опорой на сюжетные картинки

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление и память, побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

— Ребята, усаживайтесь поудобней, я буду рассказывать и показывать иллюстрации к сказке. И так сказка «Лиса и рак».

1.Как называется сказка? С чего она начинается?

Зачем лиса пошла на реку, что с ней там случилось?

2. Что предложил рак лисе? — Значит, когда рак предлагал, он говорил это с насмешкой, потому что уже знал, как перехитрить лису.

3. Почему лиса согласилась бегать? — Лиса соглашалась смело, потому что была уверена, что рак её не перегонит.

4.Что рак придумал, чтобы обогнать лису ? А когда рак отцепился.?

5. Какая лиса в это сказке? (хитрая, самоуверенная)

6. А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)

— Ребята послушайте внимательно сказку ещё раз, а потом вы будете рассказывать её сами.

Повторное рассказывание сказки.

3. Пересказ сказки «Лиса и рак»

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, развивать связную речь, воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

— Ребята, кто хочет побыть настоящим сказочником и рассказать сказку?

Пересказывают сказку 2-3 ребенка.

При необходимости воспитатель может использовать прием подсказывания нужного слова, при длительной паузе — продолжает пересказ за ребенка.

— Дети, давайте выберем с вами лучшего рассказчика, подумайте и скажите, кто был лучшим сказочником?

Цель: развивать общую моторику.

Провести руками вдоль тела

Напрягая пальцы показывать хватательные движения

Показать как крадется лиса

После прыгну и схвачу
Прыжок вперед

5. Драматизация сказки «Лиса и рак»

Цель: развивать интонационную выразительность, развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях, развитие эмоциональной сферы.

— А сейчас поиграем в театр, вы будете как настоящие актеры!

Воспитатель вызывает трех детей и предлагает. Одному – за рака, другому — за лису, третьему за автора.

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам.

— Дети, у нас с вами осталось еще интересное задание от рака и лисы. Давайте мы с вами быстро поделимся на команды. Первая команда – команда лисы, вторая — раки. На доске сказочные герои приготовили для вас картинки из сказочного леса, но пока мы с вами слушали и рассказывали сказку, подул сказочный лесной ветерок и запутал наши картинки, давайте мы с вами соберем их и посмотрим, кто же победит в нашем соревновании, лисы или раки!

— Дети, наше занятие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но перед этим, скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

А теперь возвращаемся в детский сад , повторяйте за мной:

Сегодня вечером, когда вы придете домой обязательно расскажите родителям, бабушкам и дедушкам про наше путешествие и сказку про лису и рака.

источник

«Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку: «Давай с тобой перегоняться». Рак: «Что ж, лиса, ну давай!». Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вертанула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я давно уж жду тебя тут».

Социально-педагогический комментарий. Эта сказка, как и многие другие, производит обманчивое впечатление чрезвычайно простой и понятной. Ее смысл вроде бы тоже ясен: «Умный побеждает быстрого». Для более содержательной интерпретации сказки обратимся сначала к уже использованному нами ранее приему привычных ассоциаций.

Лиса в этой сказке ассоциируется не только с хитростью, но и с быстротой. Рак — с неторопливостью, с желанием пятиться назад, способностью ухватиться за что-либо клешнями и держаться прочно. Хвост (лисий) — способность заметать следы, в том числе свои собственные хитрости. Лиса предлагает Раку заведомо неприемлемое — двигаться вперед и быстро. Можно сделать допущение, что Лисе это для чего-то нужно (она ничего не делает просто так). Видимо, выигрыш в беге у Рака принесет ей определенные выгоды. Рак в любом случае окажется в проигрыше (если не материальном, то моральном). Таким образом, Лиса вызывает на состязание того, кто изначально не может у нее выиграть. И в этом смысле она ведет себя бесчестно, предлагая играть по ее правилам.

Отметим, что у Лисы в данном случае хвост является преимуществом в одних обстоятельствах и является слабостью — в других. В данном случае в соревнованиях с Раком, лисий хвост может символизировать то, что принято называть «компроматом». Рак это использует, цепляясь за то, что обычно не демонстрируют, стараются не обращать внимания при конкурентных ситуациях носители таких «хвостов». Здесь возможно еще и следующее прочтение этой ситуации — даже самый сильный соперник имеет то или иное уязвимое место, которое можно использовать против него самого.

Интересна при этом философия Рака. Он не считает для себя зазорным, унизительным использовать в беге «запрещенные приемы», поскольку сама Лиса ведет себя нечестно, вызывая на соревнование заведомо слабого соперника. В поведении Рака заложен важный социально-этический смысл. В ситуациях, выстроенных изначально по нечестным правилам, выиграть честно невозможно. Поэтому, если не можешь уклониться от соревнования с заведомо проигрышным результатом, ищи адекватные обходные пути. И в этом будет заключаться твоя честность. Если же будешь на заведомо проигрышный для тебя прямой нечестный вызов отвечать прямо, то твой неизбежный проигрыш только укрепит позицию нечестного, прикрывающегося внешне честными правилами.

Для социально-педагогического комментария представляет также интерес ассоциативная интерпретация образа Рака. В отличие от Лисы, рвущейся вперед, Рак традиционно привык пятиться назад. Он живет так же, как и Лиса, в идеальном времени. Но если Лиса преимущественно устремлена в будущее, планируя все новые козни и часто не замечая в своей самоуверенности существенных для нее деталей настоящего, то Рак движется назад в прошлое и, поэтому, ему легче находить «хвосты» прошлого в движении вперед, к будущим достижениям. В этом может со-

стоять рациональность поведения субъектов, стремящихся к прошлому — они умеют видеть проявления прошлого в новациях, в движении вперед (хвост Лисы всегда следует за движением Лисы). Ухватившись за элементы прошлого в движении к будущему, Раки затрачивают гораздо меньше сил для достижения результата и, в то же время, не отстают от тех, кто движется быстрее. Прошлое у движущихся быстро есть связующий элемент с теми, кто менее быстр.

Именно поэтому Раку нечего доказывать, поскольку он обладает достаточной цепкостью для ухватывания тех носителей энергии, которые сами принесут его к желанной цели. Рак побеждает Лису не только в контексте универсалий «времени» и «энергии», но и в универсалии «объект».

Если Лиса ориентирована на идеальный объект — представление о себе как быстрой бегунье, которое должно подтвердиться в результате состязания, то Рак — на материальный объект (та реальная физическая часть тела Лисы, которая обеспечивает ему успех). Рак оказывается в этом отношении более практичен и трезв. Нельзя не отметить и неизбежность поражения Лисы ввиду ее тщеславия. Тщеславцы тешат себя в ситуациях, заведомо выигрышных для них, т. е. там, где есть минимум риска проиграть. Они сами выбирают для себя такие заведомо выигрышные ситуации. Но это стремление порождает у них близорукость по отношению к возможностям других и невнимание к собственным несовершенствам, что и демонстрирует Лиса.

Если сопоставить теперь пространство активности Лисы и Рака, то мы увидим, что неспособность Лисы моделировать пространство состязаний с учетом особенностей Рака (например, занять на старте позицию подальше от Рака) сталкивается с прекрасной ориентировкой в идеальном (моделируемом) пространстве у Рака. Здесь Рак демонстрирует один важный методологический принцип — чем менее вероятен выигрыш, тем контакт с сопер- 42

ником должен быть теснее, чтобы лучше увидеть и использовать слабости этого соперника. Наглядной ситуацией такого противостояния является ближний бой короткорукого боксера, сводящего на нет преимущества длиннорукого соперника. Рака привозит к финишу то, что ему противостоит — скорость Лисы в сочетании с ее «слабостью» (хвостом).

В поведении Рака есть также поучительные аспекты для поведения социальных аутсайдеров, называемых «лузерами» (проигравшими) в сравнении с индивидами, позиционирующими себя в качестве «винеров» (победителей). Рак избегает прямого противостояния с Лисой на заведомо невыгодных для себя условиях. Между тем, именно мошенничество в исходных условиях «гонки за выживание» составляет главный козырь «винеров». Рак выбирает путь встречной хитрости, основанный, как отмечалось выше, на использовании энергии и хитрости самой Лисы. Он согласен до поры до времени быть в «хвосте» более быстрой Лисы. Но потом он решает еще одну важную задачу — вовремя отцепляется от хвоста Лисы, чтобы на финише выглядеть победителем. Этот трюк Рака можно оценивать как важный методологический принцип с более сильным и коварным противником. Последний не должен догадаться, что именно его энергия, его тщеславие и были использованы теми, у кого он хотел выиграть. Фактически Рак занимает ту зону социального пространства, которая не контролируется Лисой, оставаясь до определенного момента невидимой для Лисы (во время бега невозможно одновременно наблюдать за собственным хвостом). Таких зон у «винеров» достаточно много, поскольку они, как правило, настолько упоены собой, собственными достоинствами, что у них не остается времени и желаний в полной мере контролировать поведение «лузеров» в выгодном для себя аспекте. Умение существовать и бороться, находясь в «неофициальных», «маргинальных» социальных

зонах является жизненно важным для тех, кто объективно поставлен социумом и его «успешными» представителями в заведомо проигрышную ситуацию.

Впрочем, и победы «успешных», к которым они стремятся, являются в конечном счете химерами. Для Лисы неважен практический результат ее бега в соревновании с Раком. Ей важно потешить свое тщеславие, само осознавание себя как быстрой бегуньи. Многим «успешным» («успевающим») индивидам важен сам факт сравнения себя в сравнении с менее «успешными» («неуспевающими»), а не сам реальный практический результат, который в этом случае является лишь средством для достижения виртуального знаково-символического итога гонки в виде внешних почестей, «гламура» как обозначения собственной избранности и исключительности, демонстрирования своего высокого социального статуса, прежде всего, по внешним признакам (одежда, роскошь жилища, комфортность досуга и т. д.), а не на основе их внутренних качеств. Лиса становится заложницей созданной ей же виртуальной реальности победительницы. В реальности же никакой победы нет потому, что Лиса как вариант «винера» побеждает индивидов с другой формой жизни и другими жизненными приоритетами. Поэтому, гордость за себя «успешных» индивидов в современном социуме является особым видом социального сумасшествия, выражающего их комплекс неполноценности, связанный с неуверенностью утвердить себя через реальные полезные результаты. Гораздо легче ощущать себя победителем, сравнивая себя с теми, кто на тебя непохож и живет в другом социальном пространстве.

Эта сказка — настоящее учебное пособие о социальной адаптации тех, кто существует в окружении индивидов, навязывающих ложные социальные стандарты тщеславного и мошеннического существования.

источник