Меню Рубрики

Задачи анализа как метода включают

Тема 10 «Организация аналитической деятельности на предприятии»

Содержание и этапы организации аналитической деятельности

Методы проведения анализа

Содержание и этапы организации аналитической деятельности

Организация аналитической работы на предприятии зависит от тех задач, которые ставятся перед анализом. В анализе обычно участвуют все службы и отделы предприятия – плановый, отдел труда и заработной платы, геологический, производственно-технический, финансовый, бухгалтерия и т.д. Значительная, роль принадлежит бюро экономического анализа, а также цеховым работникам. Каждый из специализированных функциональных отделов предприятия анализирует соответствующую сторону деятельности предприятия. Однако известно, что все стороны производственного процесса на предприятии тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь должна отражаться в организации аналитической работы, в методике анализа и в системе изучаемых показателей.

Аналитическую работу на предприятии проводят в несколько этапов. На первом этапе ведут подготовку к анализу, т.е. составляют план аналитических работ, в котором освещаются содержание и задачи анализа, периодичность и способы проведения анализа, а также указываются ответственные исполнители, подбирают необходимые материалы, проверяют показатели, привлекаемые к анализу; исправляют выявленные ошибки т.д.

Исходя из поставленных задач, на этом этапе определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Следует подчеркнуть, что качество анализа, результаты и реальность выводов во многом зависят именно от того, насколько тщательно проведена подготовка.

На втором этапе материалы группируют по определенным признакам, составляют сводные таблицы, подсчитывают сводные показатели, характеризующие изучаемые явления.

На третьем этапе выявляют закономерности в развитии явлений и причины связей между ними. На основе вскрытых закономерностей и причин, обусловивших отклонение фактических показателей от плановых и аналитических показателей за прошлый период, оценивают производственно-хозяйственную деятельность предприятия и его структурных подразделений.

Четвертый этап. Анализ завершается разработкой мероприятий, одни из которых направлены на закрепление положительных результатов работы предприятия, другие – на устранение причин, в прошлом отрицательно влиявших на отдельные стороны его деятельности.

Систематический экономический анализ способствует внедрению на предприятиях научной организации производства и труда, позволяет изыскивать новые источники для роста открываемых запасов нефти и газа, повышения производительности труда, снижения себестоимости работ и продукции, улучшения использования производственных фондов, содействует техническому прогрессу и распространению передового производственного опыта.

Экономическому анализу принадлежит исключительная роль в деле улучшения производственного планирования. В процессе анализа итогов работы за прошлый период и хода выполнения плана вскрываются внутрипроизводственные диспропорции, принимаются меры по разработке планов, обеспечивающих слаженное развитие отдельных производств и наиболее полное использование имеющихся резервов.

Методы проведения анализа

При проведении аналитической работы могут применяться различные методы исследования технико-экономических показателей. Наиболее важное значение имеют: сравнение показателей, расчленение общих показателей на составные части, группировка и обобщение показателей, элиминирование, балансовый и корреляционный методы.

Сравнение наиболее широко применяется в процессе анализа. Достигнутые показатели целесообразно сравнивать: 1) с показателями ряда одинаковых по длительности периодов, что позволяет выявить характер развития техники и экономики производства;

2) с плановыми (нормативными) показателями — для определения степени выполнения плана;

3) с лучшими и средними показателями — для определения имеющихся резервов производства;

4) с показателями работы аналогичных предприятий отрасли — с целью получения данных для распространения передового опыта работы и вскрытия различий в использовании трудовых и материальных ресурсов.

Метод расчленения общих показателей на составные части чаще всего сочетается с методом сравнения. Например, анализируя производительность труда, важно знать, как она изменялась в отдельные периоды не только в целом по предприятию, но и по его подразделениям и каково влияние отдельных подразделений на общие результаты.

Метод группировок и обобщения показателей позволяет вскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливающиеся между отдельными производственными факторами и технико-экономическими показателями. Например, сгруппировав предприятия по стоимости основных производственных фондов и подсчитав по каждой группе выработку на одного работника, можно определить, как изменяется выработка с увеличением размеров предприятий.

Метод элиминирования (факторный анализ)заключается в последовательном изучении влияния отдельных факторов на тот или иной экономический показатель. При применении этого метода один из факторов рассматривается как переменный, а остальные временно считаются неизменными. Этим методом можно определить влияние на рост объема работ отдельно изменения численности работников и роста производительности труда, влияние на себестоимость работ отклонений от норм расхода материалов и от плановых цен на материалы, влияние на рентабельность производства изменения отдачи основных фондов и оборачиваемости оборотных средств

Комплексная оценка факторов, обусловливающих тот или иной показатель, достигается применением балансового метода анализа. Балансы позволяют получать данные для определения всей совокупности резервов на том или ином участке производственной деятельности (например, баланс времени работы оборудования, баланс рабочего времени одного среднесписочного работника, баланс использования материалов и т.п.).

Применение корреляционного метода дает возможность установить, какое влияние оказывает один фактор на другой (при прочих средних условиях), если между ними существует корреляционная зависимость (например, зависимость между производительностью труда рабочих и их стажем, при этом учитывается, что рабочие с одинаковым стажем могут иметь различную выработку, так как на нее наряду со стажем влияют и другие факторы). Связь между исследуемыми факторами определяется путем составления уравнений регрессии (уравнений связи). Форма связи (прямолинейная или криволинейная) в общем виде может быть представлена как

,

где , — среднее значение признака у при данном значении х и прочих средних условиях. Параметры уравнений регрессии находят путем решения системы нормальных уравнений, отвечающих требованию способа наименьших квадратов.

Изучение и обобщение различного рода данных, используемых в процессе анализа, облегчается составлением таблиц, диаграмм и графиков. Построение таблиц и графиков определяется характером изучаемых показателей, а также их зависимостью от других показателей, влияющих на полученные результаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9892 — | 7721 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Модуль 1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Тема 1. Основы экономического анализа [1, с.7-14; 2, с.9-89].

Цель, задачи, предмет и метод анализа.

Термин «анализ» происходит от греческого слова и в переводе означает: разделяю, расчленяю. В диалектике анализ выступает в единстве с понятием «синтез» — соединении ранее расчлененных элементов в единое целое, приобретающее, как правило, новые возможности. Поэтому, говоря об анализе, как правило, подразумевают и синтез.

Экономический анализ как одна из разновидностей анализапредставляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений (выводов) и рекомендаций экономического характера в отношении объекта.

Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная прикладная специальная наука, имеющая свой предмет и метод и приемы изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Прослеживается его тесная взаимосвязь с другими экономическими науками (рис.1.1)

Важнейшим субъектом рыночной экономики, ее первичным звеном является предприятие (фирма). Поэтому в рамках микроэкономического анализа выделяют анализ хозяйственной деятельности предприятия и в узком плане приравнивают экономический анализ к анализу финансово-хозяйственной деятельности.В этом плане экономический анализ заключаетсяв всестороннем изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее объективной оценке, выявлении закономерностей, тенденций развития, слабых мест и внутрихозяйственных объектов, обеспечении принятия оптимальных управленческих решений и контроля их исполнения.

Информационной базой такого анализа на 80-90% являются данные системы бухгалтерского учета и отчетности, поэтому такой анализ с полным правом можно назвать бухгалтерским анализом, или анализом хозяйственной деятельности.

Предметомэкономического анализа в современных рыночных условиях является аналитическое обеспечение принятия управленческих решений.

Областьюэкономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений.

Субъектом анализа является человек, занимающийся аналитической работой.

Рис.1.1. Взаимосвязь экономического анализа с другими экономическими науками

Объектами экономического анализа являются:

а) маркетинговая деятельность;

б) организационно-технический уровень и другие условия производства;

в) использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

г) себестоимость продукции;

д) взаимосвязь объема продаж (производства), себестоимости и прибыли;

е) финансовое состояние предприятия;

ж) финансовые результаты деятельности предприятия и др.

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения. В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов, задач, целей.

I. По отраслевому признакуразличают:

1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики. Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности.;

2. Отраслевой экономический анализ – анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей. Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой отраслей производства.

II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:

1. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации, так и открытой информации. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.

2. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

4. Аудиторский анализ– это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия .

5. Социальноэкономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6. Экономикоправовой анализ – проводят юридические службы предприятий.

7. Экономикостатистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8. Экономикоэкологический анализ проводят с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9. Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10. Инвестиционный анализпроводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11. Функционально-стоимостной анализисследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов.

II.По признаку времени различают:

1. Перспективный (предварительный) анализ, проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.

  1. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ, проводимый после совершения хозяйственных операций.

Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:

а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования;

б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

Ø Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);

Ø Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).

Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.

Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

Ø Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

III. По пространственному признакувыделяют:

1. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2. Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

IY.По методике изучения объектов анализаразличают:

1. Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

2. Качественный анализ — основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3. Факторный (причинный) анализ — это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4. Сравнительный анализ основан на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5. Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Y. По субъектам (пользователям анализаразличают:

1. Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2. Внешний анализпроводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

1. Сплошной анализ — исследование всех без исключения объектов;

2. Выборочный анализ — исследование только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

YII.По содержанию программ анализ может быть:

1. Комплексным анализом, объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2. Локальным анализом, при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3. Тематическим анализом, при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия.

YIII. По периодичности проведения анализ делится на:

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике проведения. На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде используются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо,

На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

Основными принципами экономического анализа являются: научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократичность и др.

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен базироваться на государственном подходе, т.е. оценивая проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

3. Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все звенья и все стороны деятельности предприятия, всесторонне изучать причинные зависимости в экономике.

4. Обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

5.Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной информации, а его выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

6. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Из этого принципа вытекает то, что результаты анализа должны иметь практическую применимость.

7.Анализ должен проводиться систематически, по намеченному плану (программе).

8.Анализ должен быть оперативным.

9. Демократизм анализа, предполагающий участие в проведении его широкого круга работников предприятия, то обеспечивает более полное выявление внутрихозяйственных резервов

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Данными принципами следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.

Методом экономического анализа является метод материалистической диалектики с её принципами:

Ø каждое отдельно взятое явление следует изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе

Ø все явления должны рассматриваться в движении (развитии) (из этого вытекает другая черта анализа – необходимость постоянных сравнений);

Ø количественный анализ должен сочетаться с качественным, что обусловлено их диалектическим единством (это является третьей чертой анализа);

Ø каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой, Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа;

Ø учет действия закона перехода количества к качество;

Ø учет действия закона единства и борьбы противоположностей;

Ø учет действия закона «отрицания и отрицания» (новое отрицает старое без конца).

Итак, метод экономического анализа, как общий подход к изучению хозяйственных процессов, базируется на материалистической диалектике с её принципами из которых вытекает ряд особенностей метода экономического анализа:

а) использование системы показателейи факторов для исследования экономических явлений. Показатели производственно-хозяйственной характеризуются как содержанием (выражающим экономическую сущность изучаемого явления), так и числовым выражением (формой отражения явления).

б) выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов в зависимости от их содержания: денежные (стоимостные) измерители – главные в рыночной экономике; физические измерители (натуральные, условно-натуральные, трудовые единицы);

в) выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый (результирующий) показатель.

В отличии от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность методов, специальных приемов (способов), применяемых для обработки экономической информации и работе хозяйствующий субъектов. Методику экономического анализа подразделяют на общую методику и частные методики.

Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли национальной экономики.Частные методики конкретизируют общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли, к конкретному объекту исследования.

Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат разные признаки. Многие экономисты (Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Волкова О.Н., Савицкая Г.В., Романова Л.Е. и др.) делят методы и приемы по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур.

Неформализованные методы(ассоциативно-эвристические),которые называюткачественными,основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Их применение характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика (эксперта). К неформализованным методам относят:

Ø разработку системы показателей;

Ø построение аналитических таблиц;

Ø метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический анализ);

Ø методы ситуационного анализа и прогнозирования (метод сценариев, имитационное моделирование).

К формализованным(математическим или системно-аналитическим) методам относят методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости.

К формализованным (количественным)методам относят:

Ø классические методы экономического анализа (балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа, прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей);

Ø традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, элементарные данные обработки расчетных данных);

Ø математико-статистические методы изучения связей (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ);

Ø методы финансовых вычислений;

Ø методы теории принятия решения (метод построения дерева решений, линейное программирование, анализ чувствительности).

Любая методика содержит ряд элементов, основными из которых являются:

1) способы обработки экономической информации;

источник

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

2. ВИДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю» и имеет современ­ное толкование в широком смысле как разбор, рассуждение, раз­ложение на составные части. Такое_расчленение позволяет на уровне человеческого мышления понять сущность изучаемого предмета, явления или процесса в окружающей нас среде.

Диагностика (от греч. diagnostikos — способный распознавать) является учением о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза. Применительно к финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий диагностика является аналитичес­кой процедурой, имеющей цель установить и изучить «болевые точки», предсказать возможное развитие событий. Используя медицинскую терминологию, диагностика финансового состоянияпредприятия позволяет поставить диагноз его финансовому здо­ровью и разработать меры по оздоровлению.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия является Объектом исследования экономической теории, экономики, тео­рии управления, организации и планирования, статистики, бух­галтерского учета и других наук. Каждая из перечисленных дис­циплин имеет свой предмет исследования, который отличает ее от других. Например, экономика изучает проявление общих и част­ных экономических законов в конкретных условиях отрасли или предприятия.

Предметом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия. Конечный результат хозяйствования может характеризоваться фи­нансовым состоянием предприятия, массой полученной прибыли (экономический результат), объемом произведенной и проданной продукции (производственный результат), уровнем технического и социального развития. Перечисленные характеристики взаимо­связаны и взаимообусловлены, так как являются отражением эф­фективности деятельности в финансовой, экономической, произ­водственной и социальной сферах.

Так, устойчивое финансовое положение характеризуется нали­чием достаточного количества собственных средств, что может быть достигнуто при высоких производственных и экономических результатах.

Задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий вытекают прежде всего из тех функций, которые они выполняют в системе других прикладных дисцип­лин. Основными из них являются:

повышение научно-экономической обоснованности разработ­ки бизнес-планов и внутрипроизводственных нормативов;

оценка уровня эффективности использования трудовых, мате­риальных ифинансовых ресурсов (отдельно или в совокупности);

поиск резервов экономии затрат на всех стадиях финансово-хо­зяйственной деятельности;

подготовка аналитических материалов (предложений) для при­нятия решений по реализации выявленных резервов;

контроль за выполнением планов и принятых управленческих решений.

Учитывая, что анализ и диагностика—дисциплина приклад­ная, значение ее определяется реальной пользой, которую она мо­жет принести в современных условиях. Результаты анализа и диаг­ностики являются базой бизнес-планирования, роль которого в настоящее время трудно переоценить.

2. ВИДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

В современной научной и учебной литературе представлен до­вольно широкий спектр видов анализа.

Виды экономического анализа классифицируются по следующим признакам:

в) территориальный и региональный;

2) по субъектам и характеру информации:

а) внутренний. Проводится работниками самого предприятия и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия.

б) внешний анализ. Производится возможными пользователями информации, являющимися посторонними лицами для предприятия. К ним относятся банки, кредиторы, налоговые органы, акционеры и т.д. Они анализируют деятельность предприятия на основании данных публичной отчетности, к которой прежде всего относится бухгалтерская отчетность.

а) ретроспективный (анализ прошлого)

· текущий (за месяц, квартал, цикл работы);

б) оперативный (ситуационный). Проводится после совершения хозяйственных операций или в период их совершения.

в) предварительный (перспективный). Оценив намечаемые мероприятия, заранее определяет их экономическую эффективность при различных вариантах решения. Особо важен, когда требуются большие финансовые вложения.

4) Наибольший практический интерес представляет деление анали­за по функциональному признаку, т. е. по той роли и задачам, кото­рые он выполняет и решает. Выделяют финансовый, управленчес­кий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, ло­гистический, функционально-стоимостный и другие виды анализа.

Финансовый анализ занимает одно из центральных мест. Он яв­ляется существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Основное его назначение— диагностика финансовых ре­зультатов предприятия, оценка финансового состояния и эффек­тивности финансово-хозяйственной деятельности. В процессе проведения финансового анализа могут быть получены ответы на следующие вопросы:

каков имущественный потенциал предприятия и какие измене­ния в нем произошли за отчетный период;

насколько оптимальна структура активов предприятия;

какова структура источников средств предприятия и какие из­менения в ней произошли;

обеспечивалась ли платежеспособность предприятия в анали­зируемом периоде;

каковы перспективы утраты или восстановления платежеспо­собности предприятия; будет ли обеспечена финансовая устойчивость на ближайшую и долгосрочную перспективу;

целесообразно ли предприятию привлекать заемные средства и имеются ли объективные предпосылки для получения кредита;

каковы должны быть направления управленческих решений для достижения поставленных перед предприятием целей.

Управленческий анализ направлен на разработку информации, необходимой руководству для оперативного планирования, конт­роля и принятия управленческих решений, касающихся использо­вания денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Управленческий анализ имеет следующие особенности:

ориентация результатов анализа на цели и интересы руководи­телей предприятия;

использование всех источников информации (учетно-отчетных данных, прямого эксперимента, данных экспертов) для анализа;

отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

интеграция результатов учета, анализа и планирования в при­нятии управленческих решений;

закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерчес­кой тайны.

Маркетинговый анализ является практическим инструментом в рыночной деятельности предприятия, направленной на продви­жение товаров (работ, услуг) от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается. Маркетинговый анализ способствует осуще­ствлению процесса обмена. Его основными функциями являются:

исследование рынка по направлениям деятельности предприя­тия;

разработка стратегии маркетинга на удовлетворение требова­ний потребителей при максимизации собственной прибыли пред­приятия;

исследование потребительских свойств производимой продук­ции путем изучения требований покупателей;

оценка конкурентоспособности продукции предприятия и со­ответствия требований покупателей к продукции, выпускаемой конкурентами;

определение структуры и динамики потребительского спроса на продукцию предприятия;

выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворя­ются предприятиями-конкурентами;

участие в формировании ассортиментной и ценовой политики предприятия, выбор каналов товародвижения и сбыта продукции;

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

разработка предложений по стимулированию увеличения объе­ма продаж выпускаемой продукции; анализ внутренней среды предприятия, оценка его конкурен­тоспособности на целевых рынках (интеллектуального потенциа­ла сотрудников, творческих возможностей коллектива и техничес­кого уровня производства в сравнении с возможностями конку­рентов).

Инвестиционный анализ используется для разработки програм­мы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. Он позволяет оценить жизнеспособность предпринимательского про­екта путем сравнения альтернатив по показателям затрат, прибы­ли, рентабельности производства, эффективностикапитальных вложений, степени риска вложений, самоокупаемости и др. с точ­ки зрения эффективности будущего бизнеса. При этом анализиру­ются варианты будущих вложений денежных средств по следую­щим направлениям:

покупка земли, на которой будет располагаться будущее новое производство;

расходы на геолого-изыскательские работы иразработку проектносметной документации;

стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта;

приобретение технологического, транспортного, энергетичес­кого ипрочего оборудования;

монтаж, наладка и пуск оборудования;

приобретение лицензий на технологию, на право производства конкретного товара;

покупка и оплата различных ноу-хау;

затраты на создание мощностей по охране окружающей среды;

вложения по приобретению различной информации;

затраты на создание или пополнение оборотных средств.

Прогнозируя последствия инвестиций, с помощью анализа вы­бирают наиболее целесообразные источники финансирования. Это могут быть государственные, муниципальные,зарубежные средства; заемные средства (кредиты банков, займы инвестицион­ных фондов, частных лиц); собственные источники (свободные денежные средства, эмиссия ценных бумаг, прибыль, амортизаци­онные отчисления и др.).

Технико-экономический анализ применяется для разработки ре­комендаций по улучшению экономических результатов за счет ис­пользования резервов в технике, технологии, организации произ­водства, а также за счет укрепления материально-технической базы предприятия.

В процессе технико-экономического анализа осуществляют:

диагностику производственных результатов во взаимосвязи со структурой основных производственных фондов, уровнем эффек­тивности использования активной части фондов, ритмичностью работы предприятия; оценку технического уровня развития предприятия, которая может быть выражена уровнем качества и конкурентоспособности продукции, а также другими показателями (потери от брака, рек­ламации);

выявление резервов в использовании производственных ресур­сов, в первую очередь анализ уровня производственных запасов;

оценку использования трудовых ресурсов, организации труда, его фондообеспеченности и энергообеспеченности;

анализ непроизводительных затрат рабочего времени и эффек­тивности морального и материального стимулирования повыше­ния производительности труда;

анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих требованиям производства, оценка условий труда, результатов принятой на предприятии социальной полити­ки.

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя и направлен на поиск резер­вов ускорения оборачиваемости материальных и денежных средств в сфере обеспечения предприятий всем необходимым, при производстве и продаже продукции, выполнении работ, услуг.

Логистический анализ охватывает следующие функциональные области логистики:

закупочную — управление материальными потоками в процес­се обеспечения предприятия материальными ресурсами;

производственную — управление материальными потоками на стадии производства товара;

распределительную — управление в процессе распределения материальныхпотоков между оптовыми покупателями, т.е. опто­вой продажей товаров;

транспортную — задачи, решаемые при управлении материаль­ными потоками на транспортных участках;

информационную — управление информационными потоками на всем пути прохождения материальных потоков.

С помощью данного анализа в рассматриваемых областях логи­стики выявляют резервы снижения запасов на пути движения ма­териальных потоков, сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи, снижения транспортных расходов, сокра­щения затрат ручного труда и соответствующих расходов на опе­рациях с грузом. При этом осуществляется поиск возможностей реализации «правила логистики»: нужный товар необходимого ка­чества ив необходимом количестве должен быть доставлен в нуж­ное время и в нужное место с минимальными затратами.

Функционально-стоимостный анализ служит для выявления ре­зервов сокращения затрат, связанных с нерациональнымили не­совершенным конструкторским решением. Поиск резервов воз­можен при одновременном исключении лишних функций.

конечная цель рассматриваемого анализа — определение наи­менее затратного варианта. При этом решаются следующие зада­чи:

детализация объекта изучения;

группировка функций и соответствующих им затрат на глав­ные, вспомогательные и ненужные;

определение величины затрат на изготовление изделия при ис­ключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

разработка предложений по технологическому и организаци­онному совершенствованию производства.

Возможности использования функционально-стоимостного анализа не ограничиваются только инженерной областью. Напри­мер, в растениеводстве объектом рассмотрения может быть выра­щивание какой-либо сельскохозяйственной культуры с использо­ванием машинно-тракторных агрегатов с разными затратами. В качестве предложений могут быть сделаны рекомендации по при­менению комбинированных машинных агрегатов (несколько опе­раций в одном проходе), что позволяет снизить прямые эксплуа­тационные затраты и уменьшить уплотнение почвы, а также уменьшить затраты по ликвидации этого уплотнения (устранение ненужной функции уплотнения почвы).

Применение функционально-стоимостного анализа в лесо­хозяйственном производстве очень перспективно, так как реально способствует повышению конкурентоспособности продукции оте­чественных предприятий.

Следует отметить, что в современных условиях происходит сти­рание граней между перечисленными видами анализа, так как по­казатели, применяемые при этом, все больше отражают конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие задачи позволят реищть анализ финансово-хозяйственной деятельно-

2. Чем определяются цели анализа и диагностики предприятия?

3. Охарактеризуйте классификацию анализа по функциональному признаку.

4. Что объединяет все виды экономического анализа?

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 818 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Донецкий институт городского хозяйства

по дисциплине «Экономический анализ»

Выполнил студент группы ______________

1. Понятие метода и методики экономического анализа.

Метод науки — это способ исследования, подход к изучению явлений и процессов, совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе научных исследований (в переводе с греч. «метод» — путь к чему-либо).

В методе науки заключены процедуры, необходимые для получения новых знаний, т.е. его можно назвать своеобразной мыслительной технологией.

В целом, методы познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д. Применение этих методов в конкретной науке или исследовании зависит от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, а также имеющихся в распоряжении технических средств.

Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются остальными.

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):

— наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

— систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

— обобщение — построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Существует несколько определений метода экономического анализа. Рассмотрим два наиболее распространенных.

Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.

В общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих:

где К — категории науки; I — инструментарий исследований; Р — принципы.

Категории — это наиболее общие понятия данной науки. К категориям экономического анализа можно отнести, фактор, модель, систему, затраты, доходы и т.д.

Принципы экономического анализа — это общие для многих областей познания принципы: системность, научность, конкретность, комплексность, объективность и т.д.

Научный инструментарий (аппарат) — это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленной цели. Любой из инструментариев анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе: во-первых, открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках, приемах, а активно использует самые разнообразные методики, переработав их применительно к собственным требованиям; во-вторых, в последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик.

Более традиционное определение метода экономического анализа приводят А.Д. Шеремет и М.И. Баканов в учебнике «Теория экономического анализа».

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

В первой части определения подчеркивается необходимость диалектического подхода к изучению хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии. Все методы и приемы диалектики находят свое применение в исследовании хозяйственных процессов с позиции экономического анализа на всех уровнях.

В определении отмечаются характерные особенности метода экономического анализа. Первой такой особенностью является использование системы взаимосвязанных показателей наиболее полно и достоверно описывающих хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Вторая особенность метода экономического анализа состоит в изучении причин, вызывающих изменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности.

На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные причины. Задача состоит в том, чтобы выявить наиболее существенные из них. Таким образом, предварительным условием и предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация факторов, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

Характерной особенностью метода экономического анализа является также выявление и измерение взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями, которые зависят от объективных условий производства и обращения товаров. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным — производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, от среднего числа часов, отработанных одним рабочим в день, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от периодичности предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Следовательно, прослеживается определенная цепочка взаимозависимостей одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение. Исключение того или иного фактора, а иногда и нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.

Мы видим, что оба определения метода экономического анализа верны, но каждое из них отражает различные свойства этого метода. Общим же является то, что важнейшей составляющей методики экономического анализа является системный подход к изучению объекта анализа.

Системный подход — это направление в методологии исследования, которое базируется на изучении объектов как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта.

Системность предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов с выделением составляющих их элементов (собственно анализ) с последующей их систематизацией, т.е. синтез. Детализация (выявление составных частей) тех или иных явлений проводится в той степени, которая практически необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа и является сложной задачей, требующей от аналитика знания сущности экономических показателей, а также факторов и причин, которые определяют их развитие.

Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и взаимоподчиненности. Это позволяется построить приблизительную модель изучаемого объекта (системы), определить его главные компоненты, функции, выявить соподчиненность элементов системы, раскрыть логико-методелогическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.

Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно-обоснованные варианты решения хозяйственных задач, оценить эффективность вариантов для выбора наиболее удачных управленческих решений. В процессе системного анализа можно выделить несколько этапов (схема 4).

На первом этапе исследования объект анализа представляется как некоторая система. Для этого сначала определяют отдельные составляющие объекта, которые могут рассматриваться как элементы системы. Система может иметь несколько уровней. Каждый из выделенных элементов системы первого уровня можно рассматривать как самостоятельную систему (подсистему). Кроме того, на первом этапе анализа должны быть сформулированы цель развития системы, задачи, которые она решает, определены связь с другими системами, взаимосвязи между отдельными элементами, функционированием каждого элемента и системы в целом.

Основная цель второго этапа системного анализа — подбор показателей, которые способны дать наиболее полную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним), а также условиям, в которых существует система.

На третьем этапе разрабатывается общая структурно-логическая схема изучаемой системы. Графически она представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы. Подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы, уточняется их перечень (исключаются дублирующие друг друга, заменяются недостаточно информационные и т.д.).

источник

Системный анализ – это методология теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов, представляемых в качестве систем, проведении их структуризации и последующего анализа. Главная особенность

системного анализа заключается в том, что он включает в себя не только методы анализа (от греч. analysis – расчленение объекта на элементы), но и методы синтеза (от греч. synthesis – соединение элементов в единое целое).

Главная цель системного анализа – обнаружить и устранить неопределенность при решении сложной проблемы на основе поиска наилучшего решения из существующих альтернатив.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Проблема в системном анализе – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. В основе любой проблемы лежит разрешение какого-либо противоречия. Например, выбор инновационного проекта, который отвечал бы стратегическим целям предприятия и его возможностям, является определенной проблемой. Поэтому поиск наилучших решений при выборе инновационных стратегий и тактики инновационной деятельности нужно осуществлять на основе системного анализа. Реализация инновационных проектов и инновационной деятельности всегда связана с элементами неопределенности, которые возникают в процессе нелинейного развития, как самих этих систем, так и систем окружения.

В основе методологии системного анализа лежат операции количественного сравнения и выбора альтернатив в процессе принятия решения, подлежащего реализации. Если требование критериев качества альтернатив выполнено, то могут быть получены их количественные оценки. Для того чтобы количественные оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отражать участвующие в сравнении критерии выбора альтернатив [1] (результат, эффективность, стоимость и др.).

В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы или создает новую систему с заданными качествами. Приемы и методы системного анализа направлены на разработку альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности (критериям). Причем критерии выстраиваются па приоритетной основе. Системный анализ можно представить в виде совокупности основных логических элементов:

  • – цель исследования – решение проблемы и получение результата;
  • – ресурсы – научные средства решения проблемы (методы);
  • – альтернативы – варианты решений и необходимость выбора одного из нескольких решений;
  • – критерии – средство (признак) оценки решаемости проблемы;
  • – модель создания новой системы.

Причем формулирование цели системного анализа играет определяющую роль, так как она дает зеркальное отражение существующей проблемы, желаемый результат ее решения и описание ресурсов, с помощью которых можно достигнуть этого результата (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Схематичное представление взаимосвязи цели, результата и ресурсов

Цель конкретизируется и трансформируется применительно к исполнителям и условиям. Цель более высокого порядка всегда содержит исходную неопределенность, которую необходимо учитывать. Несмотря на это, цель должна быть определенной и однозначной. Ее постановка должна допускать инициативу исполнителей. «Гораздо важнее выбрать “правильную” цель, чем “правильную” систему», – указал Холл, автор книги по системотехнике; «выбрать не ту цель – значит решить не ту задачу; а выбрать не ту систему – значит просто выбрать неоптимальную систему».

Если располагаемые ресурсы не могут обеспечить реализацию поставленной цели, то мы получим не планируемые результаты. Цель – это и есть желаемый результат. Поэтому для реализации целей должны быть выбраны соответствующие ресурсы. Если ресурсы ограничены, то надо корректировать цель, т.е. планировать те результаты, которые можно получить при данном наборе ресурсов. Поэтому формулирование целей в инновационной деятельности должно иметь конкретные параметры.

Основные задачи системного анализа:

  • • задача декомпозиции, т.е. разложение системы (проблемы) на отдельные подсистемы (задачи);
  • • задача анализа заключается в определении законов и закономерностей поведения системы посредством обнаружения системных свойств и атрибутов;
  • • задача синтеза еводится к созданию новой модели еистемы, определению ее структуры и параметров на основе полученных при решении задач знаний и информации.

Общая структура системного анализа представлена в табл. 4.1.

Основные задачи и функции системного анализа [2]

Структура системного анализа

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Разработка новой модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Описание тенденций развития, неопределенностей

Описание как «черного ящика»

Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция

Формирование требований к создаваемой системе

В концепции системного анализа процесс решения любой сложной проблемы рассматривается в качестве решения системы взаимосвязанных задач, каждая из которых решается своими предметными методами, а затем производится синтез этих решений, оцениваемый критерием (или критериями) достижения решаемости данной задачи. Логическая структура процесса принятия решений в рамках системного анализа представлена на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Схема процесса решения проблемы

В инновационной деятельности не может быть готовых моделей решений, так как условия осуществления инноваций могут меняться, нужна методика, позволяющая на определенном этапе формировать модель решения, адекватную существующим условиям.

Для принятия «взвешенных» проектных, управленческих, социальных, экономических и других решений необходим широкий охват и всесторонний анализ факторов, существенно влияющих на решаемую проблему.

Системный анализ основывается на множестве принципов, которые определяют его основное содержание и отличие от других видов анализа. Это необходимо знать, понимать и применять в процессе реализации системного анализа инновационной деятельности.

К ним относятся следующие принципы:

  • 1) конечной цели – формулирование цели исследования, определение основных свойств функционирующей системы, ее назначения (целеполагания), показателей качества и критериев оценки достижения цели;
  • 2) измерения. Суть этого принципа в сопоставимости параметров системы с параметрами системы высшего уровня, т.е. внешней среды. О качестве функционирования какой-либо системы можно судить только относительно ее результатов к надсистеме, т.е. для определения эффективности функционирования исследуемой системы надо представить ее в качестве части системы высшего уровня и проводить оценку ее результатов относительно целей и задач надсистемы или окружающей среды;
  • 3) эквифинальности – определение формы устойчивого развития системы по отношению к начальным и граничным условиям, т.е. определение ее потенциальных возможностей. Система может достигнуть требуемого конечного состояния независимо от времени и определяемого исключительно собственными характеристиками системы при различных начальных условиях и различными путями;
  • 4) единства – рассмотрение системы как целого и совокупности взаимосвязанных элементов. Принцип ориентирован на «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе;
  • 5) взаимосвязи – процедуры определения связей, как внутри самой системы (между элементами), так и с внешней средой (с другими системами). В соответствии с этим принципом исследуемую систему, в первую очередь, следует рассматривать как часть (элемент, подсистему) другой системы, называемой надсистемой;
  • 6) модульного построения – выделение функциональных модулей и описание совокупности их входных и выходных параметров, что позволяет избежать излишней детализации для создания абстрактной модели системы. Выделение модулей в системе позволяет рассматривать ее как совокупность модулей;
  • 7) иерархии – определение иерархии функционально-структурных частей системы и их ранжирование, что упрощает разработку новой системы и устанавливает порядок ее рассмотрения (исследования);
  • 8) функциональности – совместное рассмотрение структуры и функций системы. В случае внесения новых функций в систему следует разрабатывать и новую структуру, а не включать новые функции в старую структуру. Функции связаны с процессами, которые требуют анализа различных потоков (материальных, энергии, информации), что в свою очередь отражается на состоянии элементов системы и самой системы в целом. Структура всегда ограничивает потоки в пространстве и во времени;
  • 9) развития – определение закономерностей ее функционирования и потенциала к развитию (или росту), адаптации к изменениям, расширению, усовершенствованию, встраивание новых модулей на основе единства целей развития;
  • 10) децентрализации – сочетание функций централизации и децентрализации в системе управления;
  • 11) неопределенности – учет факторов неопределенности и случайных факторов воздействия, как в самой системе, так и со стороны внешней среды. Идентификация факторов неопределенности в качестве факторов риска позволяет их анализировать и создавать систему управления рисками.

Принцип конечной цели служит для определения абсолютного приоритета конечной (глобальной) цели в процессе проведения системного анализа. Этот принцип диктует следующие правила:

  • 1) сначала необходимо сформулировать цели исследования;
  • 2) анализ проводится на основе основной цели системы. Это дает возможность определить ее основные существенные свойства, индикаторы качества и критерии оценки;
  • 3) в процессе синтеза решений любые изменения нужно оценивать с позиций достижения конечной цели;
  • 4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, надсистемой, в которой исследуемая система является составной частью [3] .

Процесс реализации системного анализа при решении любой проблемы можно охарактеризовать в качестве последовательности основных этапов (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Основные этапы проведения системного анализа

На этапе декомпозиции осуществляются:

  • 1) определение и декомпозиция общих целей решения проблемы, основной функции системы как ограничения развития в пространстве, состояния системы или области допустимых условий существования (определяются дерево целей и дерево функций);
  • 2) выделение системы из среды по критерию участия каждого элемента системы в процессе, приводящем к искомому результату на основе рассмотрения системы в качестве составной части надсистемы;
  • 3) определение и описание воздействующих факторов;
  • 4) описание тенденций развития и неопределенностей разного вида;
  • 5) описание системы как «черного ящика»;
  • 6) декомпозиция системы по функциональному признаку, по виду входящих в нее элементов, но структурным особенностям (по виду отношений между элементами).

Уровень декомпозиции определяется исходя из поставленной цели исследования. Декомпозиция осуществляется в виде подсистем, которые могут представлять собой последовательное (каскадное) соединение элементов, параллельное соединение элементов и соединение элементов с обратной связью.

На этапе анализа осуществляется детальная проработка системы, которая включает:

  • 1) функционально-структурный анализ существующей системы, позволяющий сформулировать требования к новой системе. Он включает уточнение состава и закономерностей функционирования элементов, алгоритмы функционирования и взаимодействия подсистем (элементов), разделение управляемых и неуправляемых характеристик, задание пространства состояния, временны́х параметров, анализ целостности системы, формирование требований к создаваемой системе;
  • 2) анализ взаимосвязей компонентов (морфологический анализ);
  • 3) генетический анализ (предыстория, причины развития ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов);
  • 4) анализ аналогов;
  • 5) анализ эффективности результатов, использования ресурсов, своевременности и оперативности. Анализ включает в себя выбор шкал измерения, формирование индикаторов и критериев эффективности, оценку результатов;
  • 6) формулирование требований к системе, формулирование критериев для оценки и ограничений.

В процессе анализа используют различные способы решения задач.

На этапе синтеза:

  • 1) создастся модель требуемой системы. Сюда входят: определенный математический аппарат, моделирование, оценивание модели на адекватность, эффективность, простоту, погрешности, баланс между сложностью и точностью, различные варианты реализации, блочность и системность построения;
  • 2) производится синтез альтернативных структур системы, позволяющих решить проблему;
  • 3) производится синтез различных параметров системы, с целью устранить проблему;
  • 4) производится оценка вариантов синтезированной системы с обоснованием самой схемы оценки, обработкой результатов и выбора самого эффективного решения;
  • 5) оценка степени решения проблемы осуществляется при завершении системного анализа.

Что касается методов системного анализа, то следует их рассмотреть более подробно, так как их количество достаточно велико и предполагает возможность их использования при решении конкретных задач в процессе декомпозиции проблемы. Особое место в системном анализе занимает метод моделирования, который реализует принцип адекватности в теории систем, т.е. описание системы в качестве адекватной модели. Модель – эго упрощенное подобие сложного объекта-системы, в котором сохраняются ее характерные свойства.

В системном анализе метод моделирования играет определяющую роль, так как любая реальная сложная система при исследовании и проектировании может быть представлена только определенной моделью (концептуальной, математической, структурной и т.п.).

В системном анализе применяются специальные методы моделирования:

  • – имитационное моделирование, на основе методов статистики и языков программирования;
  • – ситуативное моделирование, на основе методов теории множеств, теории алгоритмов, математической логики и представления проблемных ситуаций;
  • – информационное моделирование, на основе математических методов теории информационного поля и информационных цепей.

Кроме того в системном анализе широко используют методы индукционного и редукционного моделирования.

Индукционное моделирование осуществляется с целью получения сведений о специфике объекта-системы, ее структуре и элементах, способах их взаимодействия на основе анализа частного и приведения этих сведений к общему описанию. Индуктивный метод моделирования сложных систем используется в том случае, когда невозможно адекватно представить модель внутренней структуры объекта. Это метод позволяет создать обобщенную модель объекта-системы, сохраняя специфику организационных свойств, связей и отношений между элементами, что отличает ее от другой системы. При построении такой модели часто используют методы логики теории вероятностей, т.е. такая модель становится логической или гипотетической. Затем определяются обобщенные параметры структурно-функциональной организации системы и описываются их закономерности, с помощью методов аналитической и математической логики.

Редукционное моделирование используют для того, чтобы получить информацию о законах и закономерностях взаимодействия в системе различных элементов с целью сохранить целое структурное образование.

При таком методе исследования сами элементы заменяются описанием их внешних свойств. Использование метода редукционного моделирования позволяет решить задачи по определению свойств элементов, свойств их взаимодействия и свойств самой структуры системы, в соответствии принципам целого образования. Такой метод используют для поиска методов декомпозиции элементов и изменения структуры, придавая системе в целом новые качества. Этот метод отвечает целям синтеза свойств системы на основе исследования внутреннего потенциала к изменению. Практическим результатом использования метода синтеза в редукционном моделировании становится математический алгоритм описания процессов взаимодействия элементов в целом образовании [4] .

Основные методы системного анализа представляют совокупность количественных и качественных методов, которые можно представить в виде табл. 4.2. По классификации В. Н. Волковой и А. А. Денисова, все методы можно разделить на два основных вида: методы формального представления систем (МФПС) и методы и методы активизации интуиции специалистов (МАИС).

Методы системного анализа [5]

источник