Меню Рубрики

Януш корчак как любить детей анализ

Януш Корчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

.Книга «Как любить ребенка» Януша Корчака занимает особое место в мировой педагогике. Это не сухой научный труд, но и не записки дилетанта, не дидактическое наставление, не сборник правил, которым нужно неукоснительно следовать, не праздные мемуары, не художественный вымысел. Это поразительный синтез профессиональных знаний, опыта, наблюдательности, педагогического чутья, литературного таланта и огромной любви к ребенку.

Труд «Как любить ребенка» был опубликован в 1919 году. Над его созданием Корчак работал во время своего пребывания на Украине, где некоторое время провел в столичных детских приютах. «Как любить ребенка» стал одним из первых научно-популярных трудов Корчака. Воспитательная методика Януша Корчака в первую очередь базировалась на равенстве (ребенка нельзя недооценивать), свободе (ребенка нельзя делать рабом) и любви (ребенка нельзя недолюбливать). Иначе и быть не может! В суровые годы между двух войн, революции, еврейских репрессий, ужасного варшавского гетто только любовь могла спасти будущее поколение.

У педагога не было собственных детей и семьи. Всего себя он посвящал сиротам, ждущим его отеческого совета в Украине, Белоруссии, польских городках и селах и, конечно же, в Варшаве, где находилось его главное детище – приют «Дом сирот». Корчака хватало на всех, любовью дышат строчки его произведений, но это не слепая «сюсюкающая» любовь оголтелой мамаши, это любовь-уважение к маленькому человеку, отважно познающему новый мир.

В книге «Как любить ребенка» Януш Корчак прослеживает жизнь маленького человека с момента его появления на свет и до совершеннолетия.

«Все начнется в тот день, когда малыш с силой и отвагой вырвется из материнской утробы в новый мир. Вы будете вместе страдать от боли и вот, наконец, он маленьким сморщенным комочком умостится на вашей груди. Самое простое позади, теперь предстоит задание посложнее – нужно вырастить из этого существа человека».

«Воспитание, – акцентирует автор, – не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить все усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений».

Впервые месяцы жизни ребенка нужны внимательность и спокойствие. Ребенок еще не может защитить себя даже от самых невинных раздражителей окружающего мира. Шелуха от семечки, случайно попавшая на небо ребенка, причинит ему огромные страдания, едва уловимый сквозняк спровоцирует болезнь, а собственная рука, неожиданно вырвавшаяся из пеленки, напугает до слез.

Однако ошибочно, убежден Корчак, следить только за вегетативным развитием младенца, напрочь забывая о психологическом развитии малыша, становлении его личности. «Он ничего не понимает», – легкомысленно отмахиваются родители, не подозревая, что именно в колыбели закладывается фундамент для будущего человека.

А между тем с каждой неделей ребенок становится все больше и взрослее. На его личике уже проявляются эмоции, он узнает голос матери и дарит родным свои первые беззубые улыбки. Зрение и слух малыша становятся острее, постродовой шок прошел, теперь ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Он рассматривает свои ручки, сжимает их в кулачки, хватает погремушку, удаляет ее от глаз, пробует на вкус. «Он не забавляется, раскройте же, черт подери, глаза, и вы заметите в нем усилие воли – он пытается понять»!

Ребенок, как ученый в лаборатории, ищет причинно-следственные связи предметов и явлений. С какой нежностью и любовью он смотрит на свои пинетки, наверняка, приписывая им свое умение стоять, плащ или курточка открывают дорогу в новый мир – на улицу, материнская грудь – источник наслаждения, мягкое одеяло – чудо-экран, что показывает сны.

Скоро малыш овладеет двумя важнейшими навыками – умением ходить и говорить. Многие мамочки дотошно выпытывают у врачей, когда ребенок должен ходить и говорить? Собственно, когда пойдет и заговорит. Все дети разные, не стоит свято верить среднестатистическим показателям.

Януш Корчак упоминает также о воспитании красивых и некрасивых детей. Он пишет, что каждого из них нужно воспитывать по-разному, но главное в обоих случаях – честность со стороны родителей. Маленькому красавчику нужно дать понять, что без других добродетелей его внешность померкнет. Игнорировать его красоту не стоит, ее обязательно отметят другие, и тогда ситуация может выйти из-под вашего контроля. Вы и не заметите, как малыш превратится в самовлюбленного гордеца.

Некрасивого ребенка нельзя кормить иллюзиями о его ангельском совершенстве. Встреча с бестактным внешним миром и жестокостью сверстников станет огромным шоком для ничего не ведающего ребенка.

Эффектная внешность упрощает шествие по жизни, но не является ключом ко всем благам. Есть огромное множество несчастных красавцев и счастливейших уродов.

У ребенка есть права. В числе главных автор выделяет право:

«Как жалки эти лилипуты в стране великанов! – любовно восклицает автор, зачарованный тем, как малыш пытается справиться с дверной щеколдой, – Голова вечно задрана кверху, чтоб хоть что-нибудь увидеть. Окна где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, нужно быть акробатом».

Нельзя игнорировать вопросы малыша. В одно время они посыпятся градом: Что творится в носу, когда чихаешь? Кем труднее быть, водолазом или моряком? О чем говорят муравьи? Кто шьет ангелам платья? Можно ли из большой рыбы сделать лодку? Почему нельзя смотреть, как собака вскакивает на собаку?

Автор призывает подыскать ответы на детские вопросы.

Большие дети – большие проблемы. Вам еще предстоит пережить школьную адаптацию, домашние задания, искусно скрываемые двойки и замечания в дневнике, первую любовь, переходный возраст, половое созревание, протест юношества.

Корчак считает, что в глазах подросшего ребенка родитель находится во вражеском лагере взрослых. Не имея возможности работать, он вынужден принимать деньги взрослых, как милостыню от врага, и чувствовать власть над собой. Не напоминайте о его подневольном положении, не опускайтесь до шантажа. Говорите с ребенком на равных, не допускайте снисходительных смешков, назидательного осуждения в отношении проблем, которые волнуют подростка. Вам они, безусловно, покажутся наивными, но для него они представляют первостепенную важность. Имейте уважение к его детским переживаниям, и он не станет платить вам скрытностью и безразличием.

Любите своего ребенка, но не превращайте его в собственность. Он, прежде всего, личность, человек. Ваша задача – создание условий для его развития и становления. Если у вас все получится, он обязательно вспомнит о своем счастливом детстве.

источник

Личность Януша Корчака широко известна в педагогических кругах – автор польский педагог, врач и публицист, который погиб от рук нацистов вместе с воспитанниками сиротского дома, в котором и работал. Создал публицист и гуманист послание для нас во времена первой мировой войны. Это делает издание с одной стороны далеким от нас и тяжелым к прочтению, но с другой стороны интересным и познавательным. Ведь проблемы взросления во все времена очень похожи. Кроме того, книга пронизана добротой и любовью к детям. Автор ведет с нами доверительную философскую беседу. Приводит очень много примеров из своей практики.

Делая описание этой книги, нужно сказать что она не содержит конкретных психологических приемов, как быстро и легко найти общий язык с ребенком. Ее можно охарактеризовать как набор 116 мини-глав, в которых автор размышляет о разных причинах и следствия поведения мамы и ребенка. На своей практике публицист пытается проанализировать, почему в той или иной ситуации происходит именно так, и как открыть свое сердце для понимания детской психологии.

Януш Корчак учит родителей воспринимать своих детей как личность, гармоничному развитию которой лучше не мешать. Несмотря на высокую квалификацию врачей мама по поведению малыша может заметить что-то неладное быстрее, чем доктор который первый или даже десятый раз видит ребенка.

Современному читателю содержимое может показаться неактуальным – например, роль отца в воспитании практически не обсуждается. В развитых странах на сегодня оба родителя несут одинаковую ответственность за своих малышей, а грудничков-искусственников никто не воспринимает как вопиющую несправедливость. Хотя затрагиваются проблемы, актуальные во все времена: как бороться с детскими страхами, как кормить, как и когда укладывать спать, насколько активные игры важны для физического и морального развития. Рассматривается вопрос отсутствия у подрастающего поколения опыта; подражание взрослым, которые его окружают. Именно поэтому родители должны быть показательным примером, на основе поведения которых и будет сформирован характер ребенка.

Автор призывает прислушиваться к интересам и увлечениям ребятишек, уважать их стремление узнать что-то новое, не мешать самостоятельно совершать поступки, испытывать свои силы. Януш Корчак в своей книге описывает ситуации, которые связаны с детьми из обеспеченных семей со слугами, и из сиротского дома – и тех, и других он призывает поощрять в их стремлениях, вместе с тем учитывая темперамент воспитанников.

Он подтверждает, что не существует единственного подхода в воспитании детей – единственно правильного взгляда не существует, должен быть подход понимания. Авторитет старших может сыграть злую шутку – и малыш будет покорным, наивным, но в сложной ситуации не сможет сориентироваться без помощи посторонних.

Кому будет интересна книга? И родителям, и педагогам. Не всем от природы дано быть чувствительным и понимающим относительно деток, а книга поможет многим пересмотреть отношение к баловству и любознательности юных дарований. Можно сказать, что автор призывает открыть сердце, быть более чувствительным к проблемам и страхам детей. Вот такая аннотация.

Поскольку оригинал книги был выпущен еще в 1929, многие рассуждения педагога кажутся наивными и далекими от реальности, однако общие педагогические принципы не поддаются изменениям. Пусть прошло и почти столетие, новорожденные с тем же самым энтузиазмом познают мир, а дети постарше сбивают коленки, обучаясь катанию на велосипеде. Поэтому учиться любить своих и чужих детей – необходимость любой эпохи. Рекомендую к прочтению, тем более, что даже в своем небольшом формате издание насчитывает всего 168 страниц — чтение не займет много времени, даже издание не вызовет большого интереса.

источник

Януш Корчак: как любить ребенка − какие шедевры мировой педагогической литературы можно найти в библиотеке?

Если у Вас нет времени читать умные книжки по детской психологии и воспитании детей, но вы очень хотели бы знать о всем том, что там пишут в краткой и понятной форме — пожалуйста, прочтите вдумчиво эту статью, а лучше перечитывайте время от времени и, главное, применяйте на практике.

Уверенна, что большинство родителей ищут правильные ответы на часто возникающие вопросы о воспитании детей. Ведь, каждый хочет иметь хорошие отношения с самыми близкими людьми.

А кто может ближе и дороже своего собственного ребенка?

В этой статье вы найдете практические советы и правила касающиеся того, «как правильно любить и воспитывать детей«. (Это советы одного из лучших педагогов, когда-либо живших на нашей земле — читайте правила от Януша Корчака) .

Не смотря на всю безграничную любовь, которой мы руководствуемся в воспитании малышей, и уже далеко не маленьких детей, мы часто совершаем очень грубые ошибки. Свято веря в свое оправдание «ну я же хочу как лучше», можем обидеть и унизить свое дитя, диктовать не совсем разумные правила, обмануть, забыть, а потом сказать, что так и было задумано…

Повторяя время от времени глупые ошибки в воспитании и отношении к собственным детям, мы медленно, но уверенно теряем добрые, доверительные, дружеские и искренние взаимоотношения с ними.

Удивительный человек и прекрасный педагог Януш Корчак оставил после себя бесценную память – наследие из многих томов педагогической и художественной литературы. Связав свою жизнь с детьми, он до последних дней оставался с ними рядом, познавая и изучая великие таинства детского сознания и восприятия этого мира.

Хенрик Гольдшмит (писательский псевдоним – Януш Корчак) родился в Варшаве в 1878 году в семье известного адвоката. В то время Польша входила в состав Российской империи, и отношение к еврейским семьям оставляло желать лучшего, поэтому детство ребенка нельзя было назвать ни радужным, ни счастливым.

Маленький Хенрик, обучавшийся в гимназии, испытал на себе и все тяготы жестокого педагогического воспитания. Детей, не учивших уроки, били и пороли. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец тяжело заболел, и на его лечение стал уходить практически весь семейный бюджет.

Единственным утешением маленького Януша Корчака стали книги. Мальчик много читал, а со временем увлекся стихосложением. Обладая прекрасной памятью и имея уже достаточно знаний, в 15 лет Корчак начинает заниматься репетиторством, активно помогая деньгами в лечении психически больного отца.

Так, познавая азы педагогики и психологии, мальчик начинает испытывать в этом потребность и чувствует, что находит свое призвание. А в 18 лет, начав обучаться на медицинском факультете Варшавского университета, он публикует свою первую статью под названием «Гордиев узел», где поднимет очень актуальный уже на то время вопрос – воспитание детей в состоятельных семьях.

Так начинается история о талантливом педагоге и психологе Януше Корчаке и системе воспитания, разработанной ним и внедряемой после него многими именитыми преподавателями современности.

На счету педагога десятки известных произведений, рассказывающих в доступной форме и обычным людям, и опытным педагогам о воспитании младшего подрастающего поколения.

«Как любить ребенка» Януша Корчака занимает особое место в библиотеке мировой педагогической литературы. Произведение написано с любовью к детям и читается не как сухое наставление или свод правил по воспитанию, а как глубоко литературное художественное произведение. Книга была написана во время посещения автором некоторых детских приютов на Украине, а опубликована в 1919 году. Произведение рассказывает об основных источниках педагогики, основанной на гуманитарных подходах воспитания.

Книга «Как любить ребенка» Януша Корчака поведала мировой педагогической общественности новые правила и идеи воспитания, основанные на любви, равенстве и свободе маленьких детей.

Краткое содержание книги Януша Корчака «Как любить ребенка». Произведение написано о жизни ребенка, начиная с его дня рождения и до достижения совершеннолетнего возраста. Автор раскрывает великое природное чудо – появление младенца на свет, и периоды его становления и воспитания.

«Как любить?» — спрашивает Януш Корчак и на протяжении всего произведения сам же отвечает на этот вопрос, предлагая родителям и педагогам различные жизненные ситуации и пути их преодоления. В труде затрагивается не только вегетативное развитие маленького человека, но и его психологический и эмоциональный рост. Причем, автор акцентирует внимание взрослых членов общества на то, что воспитание начинается с первых секунд жизни младенца.

Известная публикация Януша Корчака «10 заповедей для родителей» так же считается очень популярной. Акцентируя внимание родителей и педагогов на любви к малышу, автор доступно повествует о простых, казалось бы, истинах:

  • Благодарность ребенка к своим родителям выражается в продолжении рода;
  • Дети не должны быть похожи на родителей, в этом обществе они самостоятельные личности.
    Проблемы ребенка необходимо ставить на первое место, даже если они покажутся тебе мелкими;
  • При первой же возможности давай своему ребенку то, что ему необходимо, не унижай и не обижай его при посторонних.

Эти и многие другие цитаты Януша Корчака вот уже на протяжении почти ста лет с успехом применяются в педагогике, как основные правила воспитания детей, основной идеей которых становится проявление внимания и любви.

Еще одно прекрасное познавательное произведение Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Это эпос, повествующий о мыслях взрослого состоявшегося человека, ставящего себя на место маленького ребенка, его мысли и рассуждения о дружбе, общении и взаимоотношениях между детьми.

Система воспитания Януша Корчака строится на анализе взаимоотношений взрослого и ребенка, внимании и участии в жизни детей с первых минут их жизни до юношеского периода. Великий педагог, немало лет посвятивший детям-сиротам, всегда стремился донести до педагогов основную идею общения с такими детьми – каждый ребенок такая же личность, как вы, и относиться к нему необходимо с должным уважением и почтением.

Педагогические идеи Януша Корчака строятся на равенстве и уважении интересов и жизненных позиций маленьких граждан. «Мы в состоянии лишь направить ребенка по нужному пути, но ни в коем случае не делать из него управляемую игрушку в своих руках» – говорил психолог и педагог.

Наследие Корчака бесценно – он оставил после себя великолепные педагогические произведения, направляющие воспитание в нужное и правильное русло. Сказочная повесть «Король Матиуш Первый» – прекрасное тому подтверждение. Это произведение удивительно легко читается и взрослыми и детьми, и несет в себе прекрасный воспитательный смысл.

Жизнь врача и педагога Януша Корчака закончилась трагично, но до последней минуты, так и не обзаведясь собственной семьей, он оставался в кругу детей. В 1939 году, когда на земли

Польши зашли фашисты, Януш, по возрасту не попавший на фронт, начал собственную борьбу с оккупантами – он прятал и спасал от неминуемой гибели еврейских детей.

Попав вместе со своим воспитанниками в Варшавский Гетто, он был в составе многих узников перевезен затем в лагерь смерти Треблинка и в 1942 году, вместе со 190 детьми принял смерть в газовой камере. Интересно, что перед отправкой в лагерь фашисты даровали Корчаку жизнь и свободу, которой он не воспользовался во благо спокойствия и веры в него его воспитанников.

Читайте также:  Как называется анализ на генотип гепатита с

В этой статье, я хочу привести опыт мудрого польского педагога и писателя Януша Корчака, который оставил для нас очень важные правила воспитания и построения отношений с детьми.

Я уверенна, что правила и заповеди, которые Януш Корчак оставил для нас — взрослых — ключ к гармонии и успеху в воспитании детей. Зная и применяя эти привила — думаю, мы сможем стать лучшими родителями и друзьями нашим детям.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.

Также, Януш Корчак написал и «Памятку для родителей». Это короткие, очень актуальные и емкие советы, которые высказаны от лица ребенка и адресованы взрослым, которые занимаются его воспитанием.

Прислушаемся к советам своих детей!

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
  5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше.Покажите мне, что такое мужество.
  12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
  13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  17. Не расстраивайтесь слишком сильно,когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду.Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
  19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  21. Не забывайте, я люблю экспериментировать.Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
  23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, нопохвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
  26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться.Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
  27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этомя не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.
  29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами.Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
  31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
  32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям.Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всегомне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

источник

Из всего литературного наследия легендарного польского педагога и писателя Януша Корчака трудно выделить отдельные педагогические работы. В принципе все его произведения: и публицистика, и сказки, и дневник, так или иначе, касаются вопросов воспитания и несут педагогическую тематику. Мы же рассмотрим четыре работы этого автора конкретно посвящённые педагогическим вопросам и наиболее известные: «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребёнка на уважение» и «Как любить ребёнка». Последнему произведению мы посвятим отдельную часть и проведём более глубокий его анализ.

«Когда я снова стану маленьким».

У любого кто прочтёт эту книгу, в первую очередь возникает чувство восхитительного удивления к особенному педагогическому таланту Януша Корчака. Удивления его неподдельному качеству: поразительной способности перевоплощения в ребёнка. Насколько он понимает и чувствует детскую душу, насколько свежи в его памяти детские мысли, переживания, давно забытые всеми взрослыми. Понимаешь, что именно такие невзрослеющие люди и являются истинными педагогами — педагогами от Бога.

Начинает Корчак книгу со смелого вызова, брошенного взрослым, которые, часто раздражаясь по поводу детских шалостей, почемучек, игрушек, говорят, что им трудно опускаться до уровня детей! Так вот, это неправда! Не надо опускаться, надо подниматься, вставать на цыпочки, что бы дотянуться до их чувств, чтобы не обидеть ребёнка, не омрачить его жизнь… Дотянуться до их чувств, а Корчак не сомневается, что чувства выше и важнее для человека, чем знания. «Я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым музыкантом. И когда мы присмотримся внимательнее к его рисункам, прислушаемся к его речи, когда он, наконец, поверит в себя и заговорит, — мы постигнем его огромную своеобразную ценность, мы обнаружим в нём поэта, художника, мастера чувства».

Утверждение о том, что дети не только такие же полноправные люди, как и взрослые, но и во многом лучше, пронизывает многие работы Януша Корчака. И хотя в данном произведении автор не ставит открытых острых вопросов воспитания, обращение к взрослому читателю, которым он начинает книгу, стало классическим педагогическим афоризмом.

Герой произведения — так и не повзрослевший мальчишка, хотя все атрибуты взрослости налицо: усы, часы, работа учителем в школе… А счастья нет! И вот гном помогает ему стать маленьким, хотя он и не забывает, что был когда-то, в другой жизни, взрослым. Он переоткрывает для себя мир! Всё интересно: и эскимосы, и улица, по которой можно идти задом наперед, и первый снег, и первая любовь. Замечательно чисты слова Корчака о первой любви: «Разве нельзя кого-нибудь любить — просто разговаривать, глядеть, играть вместе в какую-нибудь игру, подать на прощание руку, — и чтобы никто тебя не выпытывал. Чтобы никто даже не замечал». Корчак напоминает нам, что даже грустные минуты в жизни ребёнка, отличаются от взрослой болезненной тоски. «Когда тебе грустно, это не так уж плохо. Грусть — такое мягкое, приятное чувство. В голову приходит равные добрые мысли. И всех становится жалко: и маму, потому что моль ей платье испортила, и папу, потому что он так много работает, и бабушку — ведь она старенькая и скоро умрет, и собаку, потому что ей холодно, и цветок, у которого поникли листья, — наверное, болеет. Хочется каждому помочь и самому стать лучше. Ведь мы и грустные сказки любим. Значит, грусть нужна. И тогда хочется побыть одному или поговорить с кем-нибудь по душам. И боишься, как бы твою грусть не спугнули».

Но не только радости есть у ребёнка, есть и горести, и проблемы настоящие, а не придуманные, как взрослым кажется, и обиды «Муха укусила! Не муха укусила, а учительница попрекает тем, прежним. Нельзя попрекать одолжениями. Это больше всего обижает. Думают, что мы легко забываем, не умеем быть благодарными. Нет, мы хорошо помним. И год, и больше. И каждую бестактность, и каждый добрый поступок. И мы многое прощаем, если видим доброту и искренность. Я учительнице тоже прощу, когда успокоюсь ». Как жаль, что мало взрослых, которые могут понять и простить, как прощают их дети, по-настоящему.

Корчак знал это душевное качество всех детей. Потому и не боялся вводить в своих приютах такую, казалось бы, крайнюю воспитательную меру, как суд. И действительно, в девяноста случаях из ста товарищеский суд выносил вердикт: «Простить!». С высоты своего взрослого положения мы забываем, что ребёнок ещё только учится жить, и действительно нуждается в разъяснении: что хорошо, а что плохо. Часто, ребёнку достаточно указать на его плохой поступок, объяснить, как поступать правильно, а не наказывать. Но здесь проявляется уже наша лень, легче наказать, накричать, дать оплеуху, чем уделить время, и терпеливо объяснять.

Своей книгой, Корчак стремиться разрушить, ту воздвигнутую временем стену, существующую между взрослым и детским миром, и напоминает каждому из нас, что дети, на самом деле это и есть мы. Нет, и не может быть никакого отдельного мира взрослых и мира детей, все мы были детьми, а все дети когда-нибудь станут взрослыми. Простые мысли, но, имея плачевный опыт наблюдения за качеством традиционного родительского и школьного воспитания, Корчак вынужден напоминать нам об этом.

То, что большинство проблем, возникающих у детей и между детьми и взрослыми, обусловлены тем, что дети ещё просто не знают, как нужно правильно жить, постоянно беспокоит Корчака. Один мальчик, так прямо и сказал ему: «Много у нас, у ребят, огорчений оттого, что мы не знаем, как правильно жить. Иногда взрослые объяснят спокойно, а больше сердятся. А ведь неприятно, когда сердятся. Понять трудно, спросить нельзя». И Корчак пишет книгу «Правила жизни», которую он называет педагогикой для детей и взрослых. Как и большинство своих произведений, он пишет её в лёгкой художественной манере присущей детской литературе, но сам называет свою книгу научной. Этим автор настраивает юных читателей на серьёзный лад, ведь кроме множества поучительных историй для детей, книга действительно содержит и много серьёзного педагогического опыта, адресованного профессиональным воспитателям и просто родителям. Корчак не просто так, рассматривает в детской книге серьёзные педагогические вопросы, он убеждён, что детям нужно не только постигать этот мир, учиться «правилам жизни», но и уже сейчас понимать, что когда-то они сами станут родителями, и уже сейчас им нужно учиться воспитывать собственных детей.

В своей книге Корчак стремится охватить как можно больший социальный спектр, окружающий ребёнка и оказывающий на него влияние. И он пишет о самых близких для ребёнка людях: родителях, братьях и сёстрах, домашних. Об улице и о школе, богатых и бедных, симпатичных — несимпатичных, мальчиках и девочках. Пишет о развлечениях, здоровье, способностях, мыслях и чувствах. Здесь Корчак вводит новое психологическое понятие — «лёгкие мысли» у детей. И снова он не стесняется признаться, что такой термин подсказал ему один мальчик, сказав: «Я и раньше думал, только теперь мысли у меня трудные. А когда я был маленький, мысли были легкие». У взрослых мысли долгие и трудные, но и дети рано начинают задумываться о трудностях жизни, Корчак знает это и спешит на помощь.

Педагогические произведения Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребёнка на уважение», «Как любить ребёнка» можно объединить в один цикл, пронизанный общей идеей — признание в ребёнке совершенной личности, полноправного члена общества, призыва к взрослым в первую очередь изучать ребёнка, наблюдать за ним, анализировать его поступки и поведение, прежде чем принимать воспитательные меры, строить какую либо воспитательную программу. Такой подход требует много усилий и терпения, и Корчак убеждён, что преодолеть трудности и достигнуть положительных результатов можно, только если действительно любить ребёнка, и любовь эта должна быть правильной. Этому вопросу он посвящает целую книгу — «Как любить ребёнка».

Читайте также:  Как называется анализ на генетическую тромбофилию

Главным принципом любви к ребёнку, согласно педагогических взглядов Корчака, должно быть построение её в первую очередь на уважении к детям.

«Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!» — заявляет он в своей книге «Право ребёнка на уважение». Корчак призывает взрослых к сотрудничеству к детям, не это ли главный принцип уважения? Сам Корчак никогда не чурался советоваться с детьми на равных. Как часто мы встречаем в его произведениях фразы: «Один мальчик мне сказал», «Я спросил одну девочку». В своих приютах он с самого начала ввёл систему активного привлечения детей к труду, ввел систему товарищеского суда и наставничества, привлекая детей не просто к работе, но действительно к полноправному сотрудничеству во всех вопросах жизни приюта. Часто он сам вызывался в суд в качестве подсудимого, если чувствовал, что несправедливо поступил с кем ни будь из детей. Результаты его воспитательной системы были потрясающими, многие из его воспитанников не просто стали полноценными членами общества, но и высокообразованными, известными личностями: писателями, журналистами, врачами.

Корчак выделяет главные постулаты его «Кодекса права ребёнка на уважение».

Уважайте его незнания! Уважайте его труд познания!

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?

Право ребёнка быть тем, что он есть.

И в этой работе Корчак критикует существующую традиционную систему воспитания, называя неумелых педагогов скорее сторожами стен и мебели, блюстителями тишины и чистоты пола и ушей, вместо того, кем они призваны быть, и что должны делать: пробуждать, оживлять и радовать.

Итак: главная идея педагогических произведений Януша Корчака — воспитатель должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь на неподдельном уважении к ребёнку, к его проблемам, труду познания этого мира, его праву сознательного ответственного выбора. Любовь эта должна проявляться внутренне на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, вдумчивом анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.

2.2. Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка»

Тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Как и все истинные педагоги, знатоки детской психологии, Корчак до конца своей жизни оставался в душе ребёнком. Наверное, стиль его письма, наиболее сведущие литературоведы назовут несовершенным. Короткие предложения, частые перепрыгивания с одной темы на другую, частые признания самого автора, что он не знает, как лучше выразить ту или иную мысль. Но это обманное впечатление. Каждая мысль, каждое утверждение Януша Корчака, порой противоречивые, иногда идущие в разрез с принятыми во всём мире теориями, на самом деле подтверждены многолетней практикой, долгими наблюдениями и кропотливым анализом детской души.

Произведения Корчака нельзя жёстко квалифицировать как педагогические, психологические или научно-физиологические, так же как нельзя уместить в жёсткие рамки живую психику ребёнка. Поэтому во многих его работах есть мысли и идеи, основанные на всех этих направлениях, в которых автор являлся безусловным специалистом. К таким многосторонним по содержанию произведениям относится одна из наиболее известных работ Януша Корчака — «Как любить ребёнка».

Это произведение врач полевого госпиталя Корчак писал в перерывах между боевыми действиями первой мировой войны. К этому времени он уже имел многолетний опыт врача педиатра, работы с детьми в летних детских лагерях и воспитателя в «Доме сирот». Как профессиональному педагогу и тонкому психологу, Корчаку, конечно же, есть чем поделиться с читателем. Однако, как и во многих других своих произведениях, он начинает свой рассказ интригующе — «Не знаю». «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю могут, а не хотят, могут, а не должны». И тут же Корчак мастерски защищает своё «не знаю». Это не признание своей некомпетентности, не роспись в беспомощности. «Не знаю» учёного — это начало его творческого исследовательского пути, это попутный ветер его научной мысли, это горизонт, который не даст остановиться и успокоиться на достигнутом, а всегда будет манить и призывать двигаться вперёд. Вот что имеет в виду Корчак, призывая: «… чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребёнке».

Перед нами не произведение-наставление, не научная брошюра, содержащая ответы на наболевшие педагогические вопросы, а скорее размышления учёного, содержащие больше вопросов, чем ответов. И тот, кто терпеливо и вдумчиво прочтёт работу и вернётся к её началу, непременно отметит, что в заглавии скорее следует поставить вопросительный знак, чем точку: «как любить ребёнка?»

Свою книгу Корчак начинает обращением к матери, даже к будущей матери, которая только ещё готовиться к этому волшебному акту мироздания: появлению новой жизни. И заканчивает своё произведение автор, также обращением к матери призывая её быть первым и главным воспитателем своего ребёнка. Эта работа содержит так много наблюдений за жизнью и развитием детей с различных сторон, что может быть полезна и для профессиональных педагогов и для детских психологов, для физиологов и врачей педиатров (таким специалистом широкого профиля был Януш Корчак), что, увлекшись чтением можно забыть, кому на самом деле посвящена эта книга. А Корчак ставит всё на свои места, подчёркивая, несмотря на свой положительный опыт в воспитании детей сирот, огромное значение родительского воспитания.

Так как же всё-таки нам любить ребёнка? Какой совет нам даст пан Доктор?

Найти ответы на эти вопросы непросто ещё и потому, что каждое предложение, каждая фраза произведения это тезис, это глубокая мысль достойная обширнейшего анализа. Как же выделить из такого обилия мыслей главные, не потерять те, которые достойны особого внимания. Но Корчак сам ставит акценты и выделяет самые важные постулаты своей работы, которые он стремиться донести обществу. «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка. Может, их больше, но я нашел три основных.

. Право ребенка на сегодняшний день.

. Право ребенка быть тем, что он есть».

Первый пункт несколько пугает, может быть это какая-то ошибка. Может быть, такое отношение было приемлемым тогда, в начале ХХ века. Но сейчас это звучит кощунственно. Каким образом слово «смерть» может соседствовать с такими понятиями как уважение, право и тем более любовь?

Корчак терпеливо обосновывает свою позицию. Он вынужден применить такой жестокий термин, потому что не может смягчить суровую правду жизни, должен быть до конца честным с читателем. Право ребёнка на смерть ни в коем случае не подразумевает право на суицид. Дело в том, что наш родительский страх потерять ребёнка иногда приводит к патологическим последствиям. И как раз сегодня, когда многие семьи имеют всего одного ребёнка, эта проблема особенно актуальна. Стоит привести в пример такую губительную, извращённую «любовь» бабушки, замечательно показанную в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Именно об этом предупреждает Корчак. Руководимый таким страхом родитель, заслоняя своего ребёнка от опасностей окружающего мира, одновременно закрывает этот мир от ребёнка. Не давая ему возможность стать самостоятельной личностью, научиться на собственных ошибках и тем самым, подвергая его ещё большей опасности и риску гибели в будущем. «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даём ему жить».[2]

В те времена, ещё не было никакой законодательной базы о правах ребёнка, никто не представлял даже возможности существования детской милиции, комитетов по защите прав ребёнка. Но Корчак уже тогда видит всю опасность такой неразумной любви и призывает закон взять ребёнка под свою защиту.

И ещё, Корчак видит причину этого страха в нашем отношении к ребёнку, как к ещё не состоявшемуся человеку, который будто ещё и не живёт, а только готовиться к жизни, только ещё будет жить. Корчак же постоянно подчёркивает, что нам нужно понять, что ребёнок, не смотря на свой возраст и социальные предрассудки, укоренившиеся в мире, уже человек, что он имеет право на сегодня, как и любой другой член общества. Это утверждение проходит красной нитью через всё произведение и это второй пункт в его Великом Кодексе Свободы о правах ребёнка.

И ищешь примера, которому он должен быть подобен, моделируешь жизнь достойную его».

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться».

Любить ребёнка (любовь по Корчаку) — это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. А разве это не истинное понимание любви вообще, не только родительской, но и в любом её проявлении: супружеской, дружеской, просто любви к ближнему. Корчак очень много говорит об этом, приводя многочисленные примеры из своего педиатрического опыта и опыта наблюдения за приютскими детьми. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Отличительные черты характера ребёнка можно наблюдать с самого рождения. Новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпимостью. Один сонный, медлительный, ленивый, сосёт слабо, крик тихий неэнергичный. Другой, напротив, легковозбудим, подвижен, спит чутко, сосёт взахлёб, кричит до посинения. Порой такое состояние доходит до болезни, ребёнка приходиться с трудом возвращать к жизни. Однако, замечает Корчак, эта болезнь не мешает младенцу вырасти во взрослого человека, наделённого сильной волей, сокрушительным упорством и гениальным умом и приводит в пример Наполеона, который в младенчестве заходился криком. Корчак предостерегает нас не путать «хорошего» ребёнка с «удобным».

«Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений».

И что в большей мере влияет на будущий характер и личные качества ребёнка — среда или наследственность? Корчак не отвергает не то и не другое, он просто подчёркивает, что недопустимо подходить к ребёнку шаблонно, ставить крест на его будущем по причине неудачной наследственности или плохой воспитательной среды.

«Скажи мне, кто твои родители, и я скажу тебе, кто ты — это верно не всегда. Скажи мне, кто тебя воспитал, и я скажу тебе, кто ты — и это не всегда верно».

Здесь Корчак ставит много провокационных вопросов и приводит множество примеров, когда из добропорядочной семьи может выйти сын-преступник, а в рядовой семье может вырасти ребёнок-гений или выдающаяся личность. И как определить границы между наследственностью и воспитательной средой? Беспутный, развращённый родитель передаёт свои качества по наследству или воспитывает в ребёнке отрицательные качества своим примером. У отца-алкоголика сын, скорее всего тоже будет предрасположен к пьянству, но может и наоборот возненавидеть этот порок и всю жизнь не прикасаться к бутылке.

Любовь по Корчаку — это наблюдение. Для того чтобы не применять к ребёнку шаблонные методы воспитания, для того чтобы найти к нему индивидуальный подход, мы должны сначала определить его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. И сделать это можно только путём кропотливого, внимательного наблюдения. Как профессиональный психолог, Корчак, кроме ежедневного обычного наблюдения за жизнью ребёнка, подсказывает и другой, более эффективный путь. Более эффективно и качественно можно определить характер, узнать чувственные и умственные наклонности ребёнка и, следовательно, определить направление, в котором нужно прикладывать воспитательные усилия, можно в игре. Сейчас это может звучит не ново, но тогда в начале ХХ века мало кто относился серьёзно к детским играм. И Корчак, вместе с другими выдающимися воспитателями того времени: такими как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, были первооткрывателями в этом направлении. Для начала, следует разобраться, что понимает Корчак под игрой. Детская игра, по определению педагога-исследователя, это, прежде всего коллективное действие, игра для ребёнка это как работа для взрослого.

«Когда они вчетвером строят шалаш, копают куском железа, стекла, гвоздем, вбивают столбики, связывают их, покрывают крышей из веток, выстилают внутри мхом, работая молча, напряженно или лениво, не всегда совершенствуя, развивая дальнейшие планы, делясь результатами наблюдений — это не игра, это работа, пусть без достаточного навыка, несовершенными орудиями, с недостаточными материалами и потому малоэффективная и невыразительная по результатам, но зато организованная так, что каждый вкладывает в нее столько, сколько может, в зависимости от возраста, силы, умения».

Игра для ребёнка, это не просто развлечение, не просто способ времяпрепровождения, несерьезного, по мнению многих взрослых, но и, пожалуй, единственная область, в которой ребёнок может самовыражаться, проявлять инициативу в самом широком диапазоне. Наблюдая за игрой ребенка, мы понимаем какой он в жизни, в действии, какого поведения в обществе от него ожидать в будущем, каков на него будет «спрос» на рынке труда.

А что делать, если ребёнок в играх пассивен, если бежит детского веселья и шума, теряется в коллективе, замыкается в себе. Как нам найти подход к такому малышу, как правильно «любить» такого ребёнка? Как часто такие дети и без того страдающие от неприятия общества, от жестокого равнодушия, вынуждены дополнительно страдать от непонимания родителей. От постоянных подталкиваний, от осуждающих нареканий от попыток насильно заставить их активно играть и веселиться с остальными детьми.

«Вместо того чтобы понять, матери и здесь жаждут переделать, силой навязать то, что лишь неспешно и осторожно можно выработать в постоянном усилии на пути, усеянном опытом множества неудач, несостоявшихся попыток и болезненных унижений. Всякий бездумный приказ только ухудшает положение вещей. Слова «иди поиграй с детьми» наносят ему не меньший вред, чем «хватит тебе играть с ними»».

И снова пан Доктор на стороне ребёнка и ставит высокую планку для родителей и воспитателей. Нам хочется быстро и удобно, а он предлагает трудный, неспешный и осторожный путь. Предсказывает множество неудачных попыток и болезненных унижений и приоткрывает перед нами завесу, чтобы в очередной раз показать какая это трудная и ответственная работа — любить ребёнка.

Любить ребёнка по Корчаку — это значит, не относится к нему с пренебрежением. Отсутствие предвзятого отношения позволит воспитателю лучше понять его чувства, стремления, желания, а, следовательно, и к детским играм он будет относиться с большим пониманием. Следует признать правоту ребёнка, когда он выбирает с кем и в какие игры играть. Смириться с той истинной, что если дети не хотят играть по предлагаемому им сценарию, если они не активны, не проявляют интереса, то это не их вина, а непрофессионализм педагога.

Любить по Корчаку — это, прежде всего, быть с детьми честными. «Мы с упоением играем роль бескорыстных опекунов, умиляемся при мысли о принесенных нами жертвах,…»[2] Но обмануть ребёнка невозможно и он без труда раскусывает эти наши роли. Вначале они пробуют бороться с ложью, но потом, увидев всю бессмысленность борьбы, сами начинают водить нас за нос, подкупать, обманывать.

«Они подкупают нас просьбой, благодарной улыбкой, поцелуем, шуткой, послушанием, подкупают сделанными нам уступками, редко и тактично дают нам понять, что и у них есть кое-какие права, иной раз берут нас измором, а иной раз открыто спрашивают: «А что я за это буду иметь?»».[2]

Наше нечестное отношение к ребёнку, служит первопричиной возникновения потаённой детской ненависти к деспотичной и, следовательно, несправедливой власти сильных и поэтому безответственных.

И здесь Корчак приводит неутешительный психологический портрет взрослого глазами ребёнка доподросткового возраста, который складывается благодаря такому отношению.

В этом возрасте ребёнок уже уходит от иллюзий о всезнающем взрослом. Он начинает догадываться, что когда мы на их вопросы отвечаем излюбленным «отстань, мне некогда», на самом деле не так уж заняты, мы просто не знаем ответа. Но не это главная причина, по которой дети считают взрослых глупцами. Ребёнок дошкольного возраста, может быть даже доподросткового возраста, имеет другое мировоззрение, которое можно смело определить как «правильное». Не имея ещё того жизненного опыта, не обладая ещё тем багажом знаний, которым располагаем мы, взрослые, ребёнок постигает этот мир скорее с помощью чувств, чем разума. Корчак, обозначая такое мировоззрение, цитирует слова двенадцатилетнего мальчика: « — Я понимаю, что вы говорите, но не чувствую».[2] «Правильным» такое мировоззрение мы определили не по собственной прихоти, но исходя из библейского принципа. Именно на таких детей Иисус указал своим ученикам со словами: «… истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; (От Матфея 18:3-4)». Дети умеют ценить каждый день, каждое мгновение этой жизни, как великий подарок, искренне радоваться восходящему солнцу, журчащему ручью, пению птиц, новой игрушке. Они думают, если бы у нас было столько возможностей, как у взрослых, насколько более интересным и радостным мы могли бы сделать каждое мгновение этой жизни. А взрослые, обладая такой свободой и возможностями, совершенно не умеют ими пользоваться. Вместо того чтобы быть счастливыми, они постоянно чем-то озабочены, раздражены, на что-то злятся, кричат по пустякам. Вот почему взрослые в глазах детей выглядят патологическими глупцами.

Читайте также:  Как называется анализ на глюкозу при беременности

Дети начинают замечать что, окунувшись в суету этого мира, взрослым не хватает времени и на доброту. Да, они заботятся о ребёнке, одевают и кормят его, но дети начинают подозревать, что взрослые скорее вынуждены это делать, иначе ребёнок просто умрёт. И всё это на фоне постоянных запретов, часто не справедливых наказаний, унизительных насмешек и подшучиваний. Какой ещё вывод может сделать ребёнок, если, как мы уже сказали, постигает мир чувствами, а не умом. Рано дети начинают замечать нашу несправедливость, наше лицеприятие, нашу эгоцентричность. Взрослые не верят, когда им говоришь правду, а когда их обманываешь, верят, если это им удобно. Не это ли первые уроки вранья, так успешно нами преподаваемые.

Ребёнка не столько уже беспокоит та мелкая ложь, что если не заснёшь, то ночью тебя утащит серый волчок. К такому типу обмана они уже научились относиться с юмором. Детей скорее настораживает и отталкивает двуличие взрослых. Они велят говорить правду, а когда говоришь, злятся или обижаются. Ребёнок замечает, что взрослые в глаза говорят одно, а за глаза другое. Такая неискренность обескураживает детей. Как часто нам приходится попадать в неловкую ситуацию, или наблюдать её со стороны, когда ребёнок простодушно выдаёт такие секреты. Здесь Корчак обращает внимание на вредное влияние непоследовательного воспитания. Когда мы сначала говорим одно, а затем другое, когда за один и тот же проступок сначала следует строгое наказание, а в другой раз просто не обращается внимание, то такое отношение взрослых ребёнок оценивает несправедливым, а значит лживым.

Ребёнок страдает от того, что взрослые, занятые своими делами не хотят понять и выслушать его, что порой в ответ на радостную новость он получает упрёки и одёргивания. Этот опыт нескольких неуместных вопросов, неудавшихся шуток, неосторожно выданных тайн учит ребёнка относиться ребёнка к взрослым настороженно, «как к приручённым, но диким зверям, на которых никогда нельзя целиком положиться».[2]

В результате многолетнего изучения психики ребёнка, Корчак отмечает, что кроме пренебрежения и антипатии, проявляемых в отношении детей к взрослым можно заметить некоторое отвращение. Здесь поражает умение Корчака понять детскую душу, перевоплотиться в ребёнка, чтобы заметить то, что взрослым кажется увидеть просто невозможно. Сквозь призму детского зрения взрослые действительно выглядят противно: толстые, красные, сопящие, кашляющие, беззубые, с колючей бородой, с отталкивающим запахом сигар. Сильный аромат духов вызывает у ребёнка такое же отвращение, как и запах пота, и ему нужно много раз объяснять, что духи не воняют, а пахнут очень хорошо. Противны детям принудительные ласки, объятия, поцелуи, похлопывания. Большинство детей терпеть не могут, когда их берут на колени, а если возьмёшь его за руку — он осторожно высвобождает её. Корчак отмечает, что такое поведение заметил у деревенских детей, и описал в своих педагогических произведениях ещё раньше знаменитый русский писатель и педагог Лев Толстой.[2] Взрослые позволяют себе фамильярность, бессмысленные вопросы, обидные насмешливые замечания.

«Ребенок чувствует себя более чистым, лучше воспитанным, более достойным уважения. Иногда он это и сам говорит.

Он боится есть, боится сырости. Трус. Я вот совсем ничего не боюсь.

Раз они боятся, пускай сами и сидят на печи, нам-то почему они все запрещают?».[2]

С сожалением Корчак констатирует, что едва ли не единственное доброе чувство, которое ребёнок постоянно к нам питает, это жалость.

Скажете, Корчак преувеличивает, возможно. Но из такой откровенной позиции учёного, даже если она несколько ошибочна, можно увидеть насколько он на стороне ребёнка. Может быть, именно в этом и заключается главный секрет его успешной педагогической деятельности, его плодотворного воспитательного влияния на самых так называемых «трудных» детей.

Любить по Корчаку — это, значит, не поддаваться обману, что ребёнок может долго довольствоваться ангельским мироощущением, что мы сумеем скрыть от него невежество, бессилие, противоречия, наши поражения и горечи — и то, что у нас нет формулы счастья. И здесь Корчак говорит слова, которые идут в разрез со всеми традиционными методиками воспитания: «Как наивен рецепт самоучек от педагогики, что детей следует воспитывать последовательно; что отец не должен критиковать действия матери; что взрослые не должны ссориться при детях; что служанка не должна лгать, будто «господ нет дома», когда звонит нежеланный гость».[2] Опять же с этим утверждением можно спорить, можно назвать его кощунственным, но в этом весь Корчак. Ведь не даром он назвал свою работу «Как любить ребёнка», а не «Пособие по правильному воспитанию детей». Что даёт ему право на такие смелые утверждения, какой секрет знает пан Доктор? Может быть тот, который открыл первым ученикам Христа апостол Павел: «что любовь всё покрывает»?

Любить по Корчаку — это понимать, что «настоящим» бывает не только ребёнок в своих бурных проявлениях радости и горя, когда он так контрастно отличается от нас. Но следует также замечать периоды его спокойных настроений, когда он погружён в глубокие раздумья, когда он переживает новые загадочные впечатления, моменты болезненных удивлений и унизительных сомнений. То есть те моменты, в которые они так похожи на нас. Корчак отмечает, что хотя ребёнок и не умеет думать как взрослый, это не мешает ему по-своему задумываться над взрослыми проблемами. И вообще, отличительный процесс мышления ребёнка скорее обусловлен недостатком опыта и знаний, чем имеет какие то психологические особенности. Здесь учёный отмечает, что на этой стадии активный и пассивный темпераменты детей превращаются в разные типы мышления: реалистический и рефлексивный. Исходя из этого, Корчак снова подчёркивает недопустимость шаблонного подхода в педагогике. Индивидуальный подход к воспитанию, как мы уже подчёркивали, по его глубокому убеждению, это, прежде всего, принятие ребёнка таким, какой он есть. Ребёнок с реалистическим типом мышления верит или не верит, в зависимости от воли авторитета, удобней, выгодней верить; рефлексивный расспрашивает, делает выводы, возражает, бунтует мыслью и делом. Будет непростительной педагогической ошибкой противопоставлять неосознанный бунт первого жажде познания второго. Эта ошибка затрудняет диагноз и делает негодной воспитательную терапию.[2]

Стараясь вложить в свою работу как можно больше опыта, размышлений и идей, Корчак раскрывает многие вопросы, с которыми сталкивается воспитатель. Это и сложный внутренний мир дошкольника, и физиологические и психологические проблемы роста и полового созревания, и трудности психологического становления подростка. Но на какие бы направления не отвлекалась творческая мысль учёного, он снова и снова повторяет главные, по его мнению, принципы воспитания. Нужно понимать, а, следовательно, постоянно изучать ребёнка, принимать его таким, каков он есть, и осознавать всю сложность и многогранность психики ребёнка.

«Душа ребенка так же сложна, как и наша, полна аналогичных противоречий, находится в трагическом борении с извечным: хочу, но не могу, знаю, что надо, но не могу.»[2]

А отсюда вытекает необходимость индивидуального подхода к каждому воспитаннику, требующего от воспитателя огромного труда. Корчак уверен, что, не смотря на все преграды и трудности, которые неминуемо встретятся педагогу, решившему идти по столь трудному пути, непременно будет и награда. Но награда эта, конечно же, не имеет материальных основ, что никогда не останавливало настоящих педагогов, педагогов по призванию. Эта награда может быть гораздо ценнее и выше материальных ценностей.

«Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут. Ему не раз придется затуманенными от слез глазами смотреть на борьбу ангела с дьяволом, где белый ангел одерживает победу».[2]

Таким образом, главная идея произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это суть его «творческого «не знаю»», которым он начинает произведение, этим же обуславливается его признание в несовершенстве своей работы в заключении. Потому что не может быть совершенных методик по воспитанию, так же не возможно достичь совершенных результатов в педагогическом процессе.[10] Поэтому Корчак и не призывает стремиться к совершенству, а призывает любить ребёнка. Именно любовь может сгладить неизбежные ошибки, именно из неё должен черпать силы воспитатель. Но важно иметь правильное понимание этой любви, не путать её с унизительным умилением, а ещё хуже того с губительной, неразумной любовью, обусловленной страхом за жизнь и безопасность ребёнка, не дающей ребёнку самостоятельно развиваться и часто приводящей к непоправимым последствиям. Не отвергая полезного опыта и наработанных педагогических методик, Корчак подчёркивает важность, особенно для матери, для родителей, самостоятельного наблюдения, изучения и постижения собственного ребёнка. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками. Это не простой путь, и Корчак прекрасно осознаёт это, он прекрасно знаком с тем «замкнутым кругом» в который попадает большинство родителей, инстинктивно принимая те методы воспитания, которые переняли сами от своих родителей.

«Мы не в силах изменить нашей взрослой жизни, потому что воспитаны в неволе, мы не можем дать ребенку свободу, пока сами живем в оковах».[2]

Здесь Корчак говорит вовсе не о политической неволе оккупированной Польши, это другие оковы и путы — запрет и принуждение, укоренившееся в традиционном воспитании. Но, не смотря на это, Корчак видит и другую, прекрасную творческую сторону воспитательного процесса. Это радости озарений педагога, воспитателя, родителя, рождаемые в тишине созерцания. По мнению этого замечательного педагога — ничто не может быть ценнее таких минут. И он призывает будущую мать: «Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…»[2]

Итак, в результате анализа произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», нами были выделены основные принципы, которые Корчак вкладывает в понятие этой любви и стремиться донести обществу.

Любить ребёнка (любовь по Корчаку) — это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть.

Любовь по Корчаку — это наблюдение. Для того чтобы не применять к ребёнку шаблонные методы воспитания, для того чтобы найти к нему индивидуальный подход, мы должны сначала определить его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. И сделать это можно только путём кропотливого, внимательного наблюдения.

Любить ребёнка по Корчаку — это значит, не относится к нему с пренебрежением.

Любить по Корчаку — это, прежде всего, быть с детьми честными.

Любить по Корчаку — это, значит, не поддаваться обману, что ребёнок может долго довольствоваться ангельским мироощущением, что мы сумеем скрыть от него невежество, бессилие, противоречия, наши поражения и горечи.

Обобщив все эти тезисы, можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, родителям — это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками.

Настоящая работа посвящена исследованию педагогических литературных произведений известного польского педагога, писателя, врача и выдающегося педагогического деятеля Януша Корчака.

В ходе работы была рассмотрена политическая и социальная ситуация, сложившаяся в Польше в начале ХХ века. Выявлены исторические социальные предпосылки педагогической деятельности Януша Корчака, обусловленные тяжёлой послевоенной социальной и экономической ситуацией в стране и высокому росту в связи с этим сиротства и детского беспризорничества. Также рассмотрены более глубокие исторические предпосылки педагогических воззрений Януша Корчака, базирующиеся на идеях гуманистической педагогики получившей широкое распространение во взглядах передовых педагогов и общественных деятелей начала ХХ века. Взгляды приверженцев гуманистической педагогики, выражались в двух основных направлениях. Во-первых, индивидуализация воспитания, то есть организация процесса образования в соответствии с возрастом и врожденными наклонностями ребёнка. Во-вторых, отведение образованию, воспитанию основной роли в изменении и совершенствовании человеческого рода, реорганизации общества изнутри. Корчак, хотя и высказывал свои убеждения, что реформировать общество, значит, реформировать воспитание, на практике более отдавался первому направлению, т.е. индивидуальному подходу в воспитании.

При написании данной курсовой работы, нами была поставлена цель, провести обзор педагогических произведений Януша Корчака и их анализ в контексте понимания автором смысла понятия «любовь к ребёнку» и значимости этой любви в воспитательном процессе.

В соответствии с поставленной целью нами был проведён обзор педагогических работ Януша Корчака и анализ наиболее известных из них: «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребёнка на уважение» и «Как любить ребёнка». Последнему произведению была отведена отдельная часть и проведён более глубокий её анализ.

В ходе анализа была выявлена главная идея педагогических произведений Януша Корчака — воспитатель должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь на неподдельном уважении к ребёнку, к его проблемам, труду познания этого мира, его праву сознательного ответственного выбора. Любовь эта должна проявляться внутренне на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, вдумчивом анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.

В результате анализа произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», нами были выделены основные принципы, которые Корчак вкладывает в понятие этой любви и стремиться донести обществу.

Любить ребёнка (любовь по Корчаку) — это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть.

Любовь по Корчаку — это наблюдение. Для того чтобы не применять к ребёнку шаблонные методы воспитания, для того чтобы найти к нему индивидуальный подход, мы должны сначала определить его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. И сделать это можно только путём кропотливого, внимательного наблюдения.

Любить ребёнка по Корчаку — это значит, не относится к нему с пренебрежением.

Любить по Корчаку — это, прежде всего, быть с детьми честными.

Любить по Корчаку — это, значит, не поддаваться обману, что ребёнок может долго довольствоваться ангельским мироощущением, что мы сумеем скрыть от него невежество, бессилие, противоречия, наши поражения и горечи.

Обобщив все эти тезисы, можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, родителям — это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками.

Все произведения этого замечательного педагога-мыслителя обладают одним удивительным свойством. В своих работах, Корчак, как бы не даёт готовых ответов, а заставляет читателя задуматься, читать между строк, самому, вместе с автором погружаться в размышления. Поэтому, прочитав его произведение, написанное в увлекательном художественном стиле, читатель сразу же испытывает желание перечесть его ещё раз, и всякий раз открывает для себя что-то новое. Вот и мы, задаваясь вопросом, удалось ли в плане данной работы достичь поставленной цели и справиться с поставленными задачами, не можем дать твёрдый утвердительный ответ. Ясно одно, по заданной теме можно написать ещё много работ, и в каждой из них, несомненно, будут новые открытия и новые выводы.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 4750 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник