Меню Рубрики

Xyz анализ как метод управления запасами

Все рассмотренные до этого системы управления запасами связаны с определенным порядком контроля их фактического уровня на складах, что часто требует расходов финансовых, трудовых и информационных ресурсов, особенно для многономенклатурных запасов. Однако обычно из общего числа наименований наибольшая стоимость запаса (или основная доля расходов на управление ими) приходится на относительно небольшое их количество. Данная зависимость демонстрирует АВС-анализ.

В общем случае АВС-анализ является методом, при помощи которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-нибудь множества. В его основу положено допущение, что относительно небольшое количество видов товаров, которые должны неоднократно закупаться, составляет большую часть общей стоимости закупаемых товаров.

В основе метода АВС лежит так называемое правило Паретто. В соответствии с методом Паретто множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части (80/20). Широко распространенный в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части.

По отношению к управлению материальными запасами метод АВС можно определить как способ нормирования и контроля за состоянием запасов, сущность которого состоит в разбивке номенклатуры N, реализованных товарно-материальных ценностей на три неравных подмножества А, В и С на основе некоторого формального алгоритма.

Для проведения АВС-анализа необходимо:

1) установить стоимость каждого товара (по закупочным ценам);

2) расположить товары по убыванию цены;

3) найти сумму данных о количестве и расходах на приобретение;

4) разбить товары на группы в зависимости от их удельного веса в общих расходах на приобретение.

В зависимости от расходов товарные запасы делятся на три группы – А, В, С по их удельному весу в общих расходах на приобретение. Однако распределение не обязательно проводится на три группы, число групп и их пределы выбираются произвольно. Наиболее распространенной является следующая классификация:

Группа «А»: наиболее дорогие и ценные товары, на долю которых приходится приблизительно 75-80% общей стоимости запасов, но они составляют лишь 10-20% общего количества товаров, которые находятся на хранении.

Группа «В»: средние по стоимости товары. Их доля в общей сумме запасов составляет приблизительно 10-15%, но в количественном отношении эти запасы составляют 30-40% хранимой продукции.

Группа «С»: самые дешевые. Они составляют 5-10% от обще стоимости изделий, и 40-50% от общего объема хранения.

Анализ АВС показывает значение каждой группы товаров. Обычно на 20% всех товаров, которые находятся в запасах, приходится 80% всех расходов. Исходя из этого, для каждой из трех групп товаров закладывается разная степень детализации при планировании и контроле.

Анализ АВС позволяет классифицировать ассортиментные единицы по их стоимости. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу «X» включают товары, спрос на которые равномерный, или может незначительно колебаться. Объем реализации по товарам, включенным данную группу, хорошо прогнозируется.

В группу «Y» включают товары, объем потребления которых колеблется. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам данной группы – средние.

В группу «Z» включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодично, какие-либо тенденции отсутствуют. Прогнозировать объемы реализации товаров группы «Z» сложно.

источник

XYZ-анализ позволяет классифицировать запасы, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговых компаний.

Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации.

К категории X относят ресурсы, которые характеризуются стабильной величиной потребления (например, если речь идет о сырье, то существуют нормы расхода каждого вида сырья), незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Категория Y – это ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.

Ресурсы, относимые к категории Z, потребляются нерегулярно, точность их прогнозирования невысокая.

Формула для расчета коэффициента вариации:

xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период,

х – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

В случае, когда объектом анализа является объем отгрузок по месяцам/ неделям/ дням, значение квадратного корня есть не что иное, как стандартное отклонение вариационного ряда. Чем больше значение стандартного отклонения (оно же «сигма»), тем дальше от среднеарифметического значения находятся анализируемые значения. Стандартное отклонение – это абсолютная мера рассеивания вариантов ряда. Если стандартное отклонение равно 20, то при среднеарифметических значениях 100 и 100.000, это будет иметь совершенно разный смысл. Поэтому, при сравнении вариационных рядов между собой используют коэффициент вариации. Коэффициенты вариации 20,0% и 0,2% означают, что во втором случае значения анализируемого параметра значительно меньше отличается от среднеарифметического значения.

Рекомендуемое распределение коэффициента вариации по группам:

Мероприятия по закупке для групп:

X – закупка происходит синхронно процессу потребления;

Y – необходимо создание запасов;

Z – требует индивидуальных заказов по закупке.

Другим принципом группировки может выступать скорость оборота товарных позиций. Это особо важно, если возникает ситуации разных складов – «коротко дистанционных» и «длинно дистанционных», тогда:

X – это высоко оборачиваемые товарные позиции;

Y – имеющие «среднюю» скорость оборота;

Z – долго оборачиваемые товарные позиции.

В этом случае параметром отнесения к той или иной группе будет временной фактор доставки (машино/часы доставки). Эти параметры можно рассчитать через транспортную задачу.

Наложение результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образовывает 9 групп ресурсов, для каждой из них необходимо разработать свои техники управления, при этом каждая из групп имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них.

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

В одни ячейки могут попасть несколько позиций запасов, а другие могут остаться пустыми. После составления матрицы необходимо проанализировать весь ассортимент и определить необходимые управленческие решения. Если позиции попали в группу А, следовательно стоимость составляет большую долю в затратах на запасы. Для снижения этих затрат необходимо принять оптимальные решения по планированию и контролю и учету запасов. Например, рассчитать оптимальные размеры заказов, разработать систему поставок, использовать современные методы контроля движения запасов в пути и учета их на складе. Эти действия позволят снизить необходимые размеры запасов, а следовательно сократить суммы оборотных средств омертвленных в запасах, срок и затраты на хранение.

Эти решения могут дать эффект только при условии достаточно стабильного спроса, т.е. если эти позиции попали в группу Х или У.

Наименьшее влияние может быть уделено позициям, попавшим в группу С, т.к. затраты на эти запасы незначительны. Если в них нет острой необходимости (например товары, не пользующиеся большим спросом), от них можно отказаться. Если же это необходимые мелкие детали или виды сырья их можно закупать крупными партиями, но редко, чтобы сэкономить на транспортных расходах при условии, что они относятся к группе Х или У. Если же они относятся к группе Z не стоит покупать крупные партии, а целесообразно приобретать их по мере необходимости.

Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, тщательный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок и использовать технологию «just in time». А для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования.

Благодаря такой классификации можно снизить издержки на обработку, хранение и отправку материалов и ресурсов, а также более эффективно использовать наиболее подходящий способ их поставки и размещения. Поэтому, использование совмещенного АВС и XYZ – анализов позволит: повысить эффективность системы управления товарными ресурсами; повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики; выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе; перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

источник

XYZ-классификация – второй за АВС-классификацией метод группирования номенклатуры запаса, позволяющий систематизировать принятие решений по управлению запасом.

При первоначальном знакомстве с классификацией XYZ проведем сравнительную характеристику с уже описанной классификацией ABC. Ключевые отличия этих популярных инструментов управления номенклатурой запаса организации состоят в трех следующих аспектах.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

1.Классификация номенклатуры запаса XYZ, в отличие от АВС-классификации, никогда не была связана с законами или объективными взаимодействиями качественных и количественных характеристик объектов. Классификация XYZ основывается на здравом смысле лица, проводящего классификацию, или руководства организации, хотя и использует определенный прием разделения номенклатуры на группы. Поскольку здравый смысл – понятие довольно расплывчатое, в распределении групп X, Y и Z никогда не было однозначного соотношения, как в классификации ABC в классическом варианте ее применения.

2.Классификация XYZ не имеет универсального характера АВС-классификации, которая может быть применена к самому широкому спектру объектов. Классификация XYZ была предложена исключительно в целях упорядочения номенклатуры материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. В то же время при некоторой доле фантазии классификацию XYZ можно применить к разнообразным ситуациям и вне сферы бизнеса.

Таким образом, рассматриваемые нами методы классификации номенклатуры имеют различную историю развития. Классификация ABC была предложена как универсальная и получила свое наиболее широкое признание в бизнесе и, в частности, в работе с номенклатурой запаса. Классификация XYZ, напротив, первоначально была разработана сугубо для бизнес-целей и только в дальнейшем стала широко применяться в разнообразных практических, но далеких от экономики сферах.

3.Механизм проведения АВС-классификации основывается на использовании одного критерия классификации, описывающего некоторую качественную сторону изучаемой совокупности объектов. При этом такой качественной характеристикой могут выступать самые разные показатели. Это могут быть, например, следующие: прибыль, рентабельность, доход, объем, вес, длина, цена в расчете на партию или на единицу продукции, частота отгрузок, средняя партия отгрузки, средняя партия поставки, число возможных поставщиков и т.п.

В отличие от метода ABC, метод XYZ использует единственный показатель – характеристику потребности в запасе.

Независимо от того, каким образом рассчитывается эта характеристика, ориентация метода XYZ на потребность в запасе делает его классическим инструментом не только классификации запаса, но и анализа состава запаса и управления запасами в организации.

Для получения количественной оценки характеристики потребности нужен статистический ряд отгрузок. В классическом варианте классификации XYZ показателем, описывающим потребность в запасе, является коэффициент вариации V, представляющий собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому его значению.

Выделение группы X по 10%-ной изменчивости связано с высокой стабильностью спроса, не часто достижимой в большинстве организаций по номенклатуре готовой продукции. При классификации запаса материальных ресурсов, обеспечивающих производственный процесс, столь низкий уровень изменчивости вполне допустим.

Выделение группы Y с ориентацией на границы коэффициента вариации от 10 до 25% гарантирует присутствие группы номенклатуры, имеющей ярко выраженные тенденции потребления (роста, падения или стабилизации). При этом, учитывая партионность отгрузок, названные границы изменчивости, признанные как классические, явно узки для современной практики. Их использование приводит к выведению в группу Z таких позиций, которыми можно явно управлять на основе оптимизационных моделей, рекомендуемых для группы Y. Таким образом, классический принцип классификации XYZ вполне может быть изменен для учета особенностей конкретного бизнеса.

Кроме того, можно воспользоваться средним значением коэффициента вариации как основой выделения групп X, Y и Z с использованием экспертных оценок. Все же при установлении границ изменчивости групп X, Y и Z не следует значительно отклоняться от классического образца, так как главное достоинство классификации XYZ, как и классификации ABC, – в определенности предлагаемого механизма классификации, что позволяет избежать субъективных оценок и ошибок в дальнейшей работе.

Главное преимущество классификации XYZ – это возможность однозначного, т.е. объективного, лишенного субъективной окраски, выбора рационального подхода к управлению запасами. Рассмотрим выбор подхода к управлению запасами по группам рассматриваемой классификации.

Группа X. Запасы данной группы характеризуются высокой стабильностью спроса. Этот факт позволяет наладить работу с поставщиком или с поставляющим звеном ЛС таким образом, чтобы характеристики поставки максимально соответствовали требуемым характеристикам потребления (спроса). Запас является средством сглаживания различий в характеристиках спроса и поставки. Следовательно, в группе X, для которой различие характеристик поставки и спроса может быть минимальным, минимизация является единственным подходом к управлению запасами данной группы номенклатуры.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

При этом необходимо учесть, что минимизация как подход к управлению не требует минимизации величины запаса. Главное в минимизации как подходе к управлению запасами – акцент на налаживание взаимоотношений с поставщиком, результатом чего будет впоследствии поставка, близкая к поставкам «точно в срок». Запас группы X может рассматриваться как отрицательное явление в организации.

Расчетная составляющая работы с запасом категории X должна быть основана на использовании моделей оптимального размера заказа (см. п. 7.1), но расчет при этом отодвигается на второй план. Группа X – прерогатива организационной работы по налаживанию взаимодействия звеньев логистической цепи. Как правило, в организациях оно реализуется руководителями групп, отделов, департамента, а не исполнителями. Поставщики группы X могут рассматриваться как объект стратегического изменения в цепи поставок.

Группа Y. Номенклатура запаса группы Y имеет явно выраженные тенденции потребления. Сезонные колебания, устойчивый рост или снижение – типичные характеристики спроса на данные группы позиций. Успешная организация поставок «точно в срок» как от внешних поставщиков, так и от внутренних звеньев маловероятна. Запас должен реализовывать свою основную функцию – буфера, сглаживающего различия характеристик возможных поставок и имеющегося спроса. Главной является задача оптимизации уровня запаса, который должен обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей при минимуме общих затрат на создание и поддержание запаса.

Таким образом, для группы Y однозначно должен быть реализован подход, основанный на оптимизации уровня запаса.

Запас группы Y – явление положительное, необходимое для поддержания обслуживания потребителей. Главный акцент – на расчете оптимального уровня запаса. Главные исполнители – сотрудники групп, отделов, ответственные за проведение закупок и содержание запаса. Все множества оптимизационных методов и моделей теории управления запасами предназначены для использования именно для работы с запасом группы Y. Ни в группе X, ни в группе Z эти методы и модели не дадут лучшего результата, а потому и использовать их надо лишь в применении к группе Y.

Группа Z. К группе Z относятся номенклатурные позиции, не имеющие ни тенденций спроса, ни его постоянства. Следовательно, прогноз потребности в этих позициях возможен, но с весьма низкой точностью. В такой ситуации оптимизационный подход к управлению запасами принципиально непригоден, так как лишен вычислительных возможностей. Выбор остается между минимизацией (вплоть до исключения) или максимизацией (исходя из имеющихся финансовых возможностей) запаса группы Z. В любом из этих случаев вопрос должен быть решен на основе серьезного обсуждения коллективом сотрудников или руководителей (как правило, заинтересованных подразделений) возможных последствий принимаемого решения. Например, довольно часто представительский товар относится к группе Z, но не может быть исключен из состава запаса, так как его отсутствие может повлечь за собой сокрашение продаж товаров группы Y и группы X. Иногда выделение группы Z помогает руководству убедиться в целесообразности удаления позиций, появившихся там случайно или под влиянием прекративших свое действие временных факторов.

При любом выборе подхода к управлению (минимизация или максимизация) расчетная составляющая работы с запасом уходит на второй план. На первом плане остается либо организационная работа (в варианте минимизации), часто несущая стратегический характер и выполняемая, как правило, руководителями низового и среднего звена, либо учет (в варианте максимизации), выполняемый рядовыми сотрудниками.

Группа Z требует особого внимания в связи с тем, что по ней руководству предстоит определиться с альтернативным решением: является запас группы Z явлением положительным (при максимизации) или отрицательным (при минимизации) для предприятия.

Выбор решения основывается, как правило, на субъективно определяемом наборе факторов и опыте руководителей. В отличие от этой группы, группа X и группа Y имеют однозначно определенный эффективный подход к управлению.

источник

С задачами анализа и прогнозирования продаж многономенклатурной продукции, число наименований которой исчисляется десятками и сотнями тысяч, постоянно сталкиваются маркетологи и аналитики в области продаж.

Сейл-менеджерам необходимы надежные и апробированные методы анализа и классификации товаров, оценка их вклада в общую прибыль и объемы продаж.

В данной статье мы опишем два мощных аналитических метода, позволяющих систематизировать продажи многономенклатурной продукции. Эти методы известны как АВС— и ХYZ-анализы.

Методы АВС- и ХYZ-анализы позволяют определить нерентабельные или низко-рентабельные группы товаров, своевременно улучшить и оптимизировать номенклатуру и целенаправленно развивать торговлю.

Методы АВС— и ХYZ-анализов могут с успехом работают в различных областях – от торговли программным продуктом до торговли пищевыми продуктами и парфюмерией.

Например, пусть компания Х занимается продажей запчастей к автомобилям разных марок, номенклатура товаров, с учетом автомобилей разных классов, составляет несколько десятков тысяч наименований.

При хаотической (спонтанной) организации продаж ряд товаров находится в дефиците, ряд товаров в профиците, что существенно снижает прибыль компании, приводит к затовариванию складов и оттоку клиентов, не находящих нужных товаров в магазине.

В фармацевтическом бизнесе возникает аналогичная ситуация, когда необходимо выделять группы лекарственных препаратов и прогнозировать продажи с учетом сезонных факторов, демографической ситуации, региональных особенностей и тд.

В интернет-торговле необходимо классифицировать товары по интенсивности продаж, вкладу в прибыль и общий объем продаж.

Современные методы и технологии анализа больших массивов данных, реализованные в STATISTICA, позволяют построить модели классификации, прогностические модели спроса и организовать оптимальную логистическую схему заказов и продаж отдельных товаров и групп.

Необходимо простое и наглядное разбиение ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль и объем продаж. Благодаря такому ранжированию мы можем правильно расставить приоритеты деятельности компании, распределить ресурсы по степени их важности.

Это позволит нам планировать маркетинговые шаги, определять рейтинг товаров по заданным критериям и выявлять ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальную прибыль. И как следствие это поможет быстро принимать решения и корректирующие меры, способствующие оптимизации трудовых ресурсов.

Все это в совокупности приведет к общему повышению эффективности работы компании и увеличении прибыли.

Справиться со всеми этими задачами поможет популярный среди аналитиков инструмент — ABC-анализ, он позволяет провести ранжирование товаров, выявить значимые факторы, влияющие на успех продвижения товара на рынке и тем самым сократить затраты компании.

АBC-анализ может применяться в сфере деятельности любой компании, как для отдельного бренда и региона, отдельной группы товаров, так и в целом по номенклатуре.

Благодаря своей универсальности методика АВС может использоваться в стратегическом и тактическом управлении, планировании и бюджетировании, логистике и управлении запасами компании.

Этот метод является обобщением анализа, в основе которого лежит «золотое правило Парето».

По отношению к клиентам компании это правило звучит так: 20% клиентов дают 80% прибыли компании.

По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

Такой подход объясняется тем, что согласно исследованиям экономистов и социологов конца XIX — начала XX веков, таких как Парето, Джини, Лоренс и др., большинство процессов близки к распределению 20:80 – 20% объектов дают 80% результата.

Наша задача – в ходе ABC-анализа разделить товары на группы так, чтобы понять, какие товары входят с эти 20%.

Для выделения групп объекты сортируют по параметру в порядке убывания и строят диаграмму накопленного итога. Оси диаграммы нормируют и приводят к процентным значениям. Полученный график носит название диаграммы Парето.

В этом случае метод строится по принципу классификации анализируемых ресурсов на 3 группы А, В и С:

  • группа А: обеспечивает 80% продаж/прибыли, обычно составляет 15-20% от всех ресурсов
  • группа В: обеспечивает 15% продаж/прибыли, обычно составляет 20-35% от всех ресурсов
  • группа С: обеспечивает 5% продаж/прибыли, обычно составляет 50-60% от всех ресурсов

Однако, границы групп 5-15-80 могут изменяться и могут устанавливаться индивидуально каждой компанией.

Рассмотрим другие подходы к определению границ групп:

  • Классический метод (в некоторых источниках его так же называют эмпирический) состоит в том, что на построенной диаграмме Парето границы групп А, В и С являются фиксированными вне зависимости от структуры распределения. Поэтому на диаграмме Парето выделяют группу А — обычно это 10% позиций, группу В — 20% позиций, и группу С — 70% позиций.

  • Метод суммы является модификаций классического метода, при этом вместо фиксирования границ на одной из осей диаграммы Парето, берутся суммы координат точек диаграммы, а границы разбиения определяют путем фиксации двух значений полученных величин. Например, если отталкиваться от значений классического метода, то в методе суммы граница разделения групп А и В проходит через точку диаграммы, сумма координат которой равна 80% (≈10%+70%), а граница разделения групп В и С через точку с суммой координат 120% (≈30%+90%). Отметим, что в силу выпуклых свойств диаграммы Парето, такие точки существуют и единственны.
  • Метод касательных относится к классу методов с нефиксированными границами. Суть метода состоит в том, что на диаграмме Парето строят две касательные, которые определяют координаты границ групп А, В и С. Первую касательную строят как прямую параллельную диагонали ОО’.Такая касательная единственна в силу выпуклости диаграммы Парето. Координаты полученной точки касания К определяют границу разбиения групп А и В. Для нахождения второй границы, точки К и О’ соединяют прямой и строят вторую касательную к диаграмме Парето, как прямую параллельную отрезку КО’. Координаты полученной точки касания L определяют границу разбиения групп В и С.

После разделения всех товаров на группы АВС, формируются решения относительно каждой товарной группы.

Основные направления выводов, которые могут быть сделаны в результате проведения АВС-анализа:

  • группа А – самые важные ресурсы, локомотивы компании, приносят максимальную прибыль или продажи. Компания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов, а следовательно, ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны.

На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы А должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории.

  • группа В – группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль компании. Данные ресурсы также важны для компании, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами.

Данные ресурсы относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов компании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.

  • группа С – наименее важная группа в компании. Обычно ресурсы группы С тянут компанию вниз или не приносят дохода. При анализе данной группы необходимо быть очень внимательным и в первую очередь понять причину низкого вклада.

Еще одна задачу, которая возникает при анализе многономенклатурной продукции — задача прогнозирования стабильности продаж отдельных видов товаров или колебания уровня спроса.

Владельцам торговых точек закупать множество наименований не всегда выгодно, ведь некоторые позиции так и остаются лежать на складе «балластом». При этом важно, чтобы на полках был представлен обширный ассортимент, который порадует любого покупателя.

Для решения этих и других задач можно использовать метод XYZ-анализа.

Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно.

Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы.

XYZ-анализ помогает выдерживать здоровый баланс между обилием выбора и периодическими убытками из-за неудачных позиций и уменьшением числа продукции и справляться с оттоком части клиентов.

XYZ-анализ представляет интерес для дистрибьюторов и производителей, имеющих свои склады, ведь любая закупка связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т. д.), а также с прямыми рисками, например списанием товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия.

Применя XYZ-анализ в отношении своих клиентов, можно строить прогноз продаж на будущие периоды, разрабатывать специальные программы лояльности для постоянных клиентов, а также проводить мероприятия по переводу клиентов из групп Y, Z в группу X.

Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и точность прогнозирования продаж.

В основе XYZ-анализа лежит определение коэффициентов вариации V для анализируемых параметров. Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров. Он характеризует меру разброса данных вокруг средней величины и является относительным, то есть, не привязан к единицам измерения самого явления.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Формула для коэффициента вариации выглядит так:

,

— среднеквадратичное отклонение;

— среднеарифметическое;

xii-тое значение статистического ряда;

n — количество значений в статическом ряде.

В классическом варианте XYZ-анализа при оптимизация ассортимента товаров к категории X относят товары, характеризующиеся стабильной величиной продаж, незначительными колебаниями в их продажах и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10%.

Категория Y – товары, характеризующиеся некоторыми колебаниями потребности в них (например, сезонными) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25%.

Категория Z – товары, продажи которых нерегулярны и плохо предсказуемы, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25%.

В то же время следует отметить, что эмпирически с учетом специфики сферы применения данного метода, объектов и параметров анализа возможно установление других градаций категорий X, Y, Z. Например, для категории X может быть выбран диапазон 0–15%, для категории Y – 16–50%, а для категории Z – 51–100%.

ABC-анализ позволяет изучить товарный ассортимент на предмет его прибыльности для продавца, а XYZ-анализ дает возможность исследовать продаваемость как отдельных товаров, так и товарных групп.

Таким образом, эти два анализа можно использовать как вместе, так и по отдельности. При комплексном анализе управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа.

ABC-XYZ анализ включают в себя оба эти метода и на выходе мы получаем что-то вроде матрицы. Не все клетки мартицы могут быть заполнены, но характер заполнения и состав матрицы может многое сказать об анализируемых товарах или группах товаров.

Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо, чтобы они постоянно были в наличии. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность продаж, и, как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью продаж. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов.

Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы.

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании возможностей.

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет убытки. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся.

Использование совмещенного АВС- и XYZ-анализа позволит:

  • повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
  • повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
  • выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров, хранящихся на складе;
  • перераспределить усилия персонала в зависимости от его квалификации и имеющегося опыта.

Все эти методы вы сможете с легкостью применить и в Excel, но намного удобней сделать этот анализ в программе STATISTICA. Рассмотрим пример проведения ABC-XYZ анализа на программе STATISTICA. Чтобы провести этот анализ нужно сделать 3 шага.

Шаг 3. Задать параметры разделения на группы

Мы получили результат, который легко представим и в привычной табличной форме.

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

  • Товары 1, 2 и 3 – наиболее прибыльные и стабильные.
  • По товарам 4, 5, 6, 7, 10 можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
  • По товару 8можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании возможностей.
  • Товар 9 возможно является новым, а возможно этот товар влечет за собой убытки для компании. На него нужно обратить внимание и тщательно контролировать.
  • У нас нет товаров групп AY, AZ, BY, BZ – это означает, что основная масса наших товаров хорошо прогнозируема, спонтанно покупаемых товаров или сезонных товаров не много.

источник

Управление производственными запасами – это балансирование между двумя противоположными тенденциями: сокращением суммы затрат на содержание запасов и обеспечением наличия запасов, достаточных для полноценного производства продукции.

Эффективное управление производственными запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего производственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Основной задачей управления запасами является оптимизация их общего размера и структуры при минимизации затрат на приобретение и хранение. Также в современных условиях становится актуальным вопрос организации оперативного контроля и управления производственными запасами. Решению данной проблемы в определенной степени способствует внедрение автоматизированной системы управления организацией, которая позволяет наладить учет движения производственных запасов (поступление, расход, ежесуточные остатки) и получать ежедневную (еженедельную, декадную, месячную или иной периодичности) информацию о фактическом наличии производственных запасов на складах организации и степени их соответствия установленным нормам. Это позволяет осуществлять непрерывный контроль величины производственных запасов, своевременно и оперативно выявлять образование излишних остатков или дефицита по отдельным позициям.

Система оперативного контроля и управления производственными запасами представляет собой организацию непрерывной деятельности работников отдела материально-технического снабжения в организации, направленную на формирование производственных запасов в экономически обоснованных размерах и обеспечение устойчивого объема и ассортимента производственных запасов в течение всего планируемого периода для осуществления бесперебойной работы организации. Эффективная организация оперативного контроля и управления производственными запасами позволяет решить следующий комплекс задач.
В данной ситуации в организации возможно использование ряда методов оптимизации производственных запасов, таких как метод АВС, метод XYZ, метод АВС-XYZ.

Целесообразно использовать различные степени управления в зависимости от природы производственных запасов. На идее различного управления разными видами запасов основана система управления запасами ABC (ABC system of stock control).

Известная закономерность имеет вполне определенный смысл: на несколько изделий из всей совокупности производимых, покупаемых или хранимых приходится наиболее значительная часть расходуемых или приобретаемых ресурсов, т.е. на ограниченное число поставок и поставщиков (20%) приходится основная масса используемых ресурсов (80%).

Таким образом, целесообразно направлять большие финансовые и другие ресурсы для их использования в управлении именно этой сравнительно небольшой частью объектов. С этой целью проводится ABC-анализ, суть которого заключается в том, чтобы разбить множество всех запасов на три группы − А, В и С в зависимости от их вклада в конечный результат.

АВС-анализ – это ранжирование ассортимента производственных запасов по разным параметрам. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных.

Для проведения ABC-анализа необходимо:

  1. установить стоимость каждого наименования сырья и материалов;
  2. ранжировать сырье и материалы по мере убывания суммы издержек;
  3. суммировать данные о количестве материалов и их стоимости;
  4. рассчитать удельный вес каждого вида производственных запасов в общих издержках;
  5. разбить сырье и материалы на группы в зависимости от их удельного веса в общих издержках.

Все используемые запасы разделим на следующие категории.
Категория А − запасы сырья и материалов, обладающих высокой стоимостью. Часто бывает, что сырье и материалы с высокой стоимостью и большой долей в общей стоимости запасов имеют относительно небольшой удельный вес в физическом объеме запасов. К примеру, запасы, составляющие 10% физического объема, могут иметь долю в размере 70% от их общей стоимости. Для этого тщательно определяются размеры и моменты выдачи заказов. Величина затрат на выдачу и оформление заказов, хранение запасов пересматриваются каждый раз при размещении очередного заказа. Устанавливаются строгий контроль и регулирование запасов, а также контроль расчета периода опережения.

Категория В − это запасы, которые представляют собой менее ценные сырье и материалы, к примеру, 30% общего объема запасов могут составлять 20% их общей стоимости. Для этой категории определяются экономичные размеры и момент выдачи повторного заказа. Осуществляются обычный контроль и сбор информации о запасах, что позволяет своевременно обнаружить основные изменения в использовании производственных запасов.

Категория С − наименее ценные сырье и материалы (к примеру, 60% общего объема запасов составляют только 10% их общей стоимости). Для этой категории уровень управления и контроля будет еще более низким. Никаких расчетов не производится. Размер повторного заказа устанавливается таким образом, чтобы поставки осуществлять в течение одного-двух лет. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится периодически один раз в год. Ход выполнения поставщиком обязательств по поставке сырья и материалов класса А и В контролируется путем создания непрерывной или периодической системы учета запасов.

Разбивка запасов на такие категории помогает обеспечить направление управленческих усилий на наиболее важные области, соизмеримость издержек администрирования системы управления запасами с их стоимостью. Также для управления производственными запасами проводится XYZ-анализ, содержание и сферу практического применения которого рассмотрим далее.

XYZ-анализ производственных запасов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Суть XYZ-анализа заключается в том, чтобы определить степень отклонения некоторой исследуемой величины от ее среднего значения и группировать материальные ресурсы, которые она характеризует, в зависимости от величины коэффициента вариации.

Для проведения XYZ-анализа необходимо:

  1. установить средний расход каждого вида производственных запасов с учетом колебания потребности в них по периодам. Это могут быть, например, сезонные колебания;
  2. рассчитать среднеквадратическое отклонение расхода производственных запасов по сравнению с его средней величиной в анализируемом периоде;
  3. рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции производственных запасов;
  4. ранжировать запасы по мере возрастания коэффициента вариации;
  5. суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации;
  6. распределить производственные запасы на группы в зависимости от значения коэффициента вариации.

В основе проведения XYZ-анализа лежит нахождение коэффициентов вариации спроса по каждой позиции всего ассортимента. В результате проведения XYZ-анализа весь ассортимент разбивается на три группы – X, Y и Z, каждая из которых определяется соответствующим уровнем значения коэффициента вариаций:

  • группа X − 55% общего объема ассортимента при значении коэффициента вариации меньше 10%;
  • группа Y − 32% общего объема ассортимента при величине коэффициента вариации больше 10%, но меньше или равной 25%;
  • группа Z − 13% общего объема ассортимента при значении коэффициента вариации больше 25%.

Группа X состоит из запасов, на которые имеется достаточно стабильный спрос, группа Y представлена запасами со средними возможностями прогнозирования спроса, и, наконец, группа Z − из запасов, прогнозирование спроса на которые весьма проблематично.

Коэффициент вариации, описывающий потребность в запасе, рассчитывается по формуле

где σ – среднеквадратическое отклонение, руб.; − средняя величина расходования производственных запасов за период, руб.

В свою очередь, среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле

где − среднеквадратическое отклонение, определяющее степень фактического расхода производственных запасов по сравнению с его средней величиной в отчетном периоде, руб.; n – количество периодов, кварталов.

Также данный анализ можно проводить для оценки значимости производственных запасов в зависимости от частоты их потребления в организации, выявляя группы материальных ресурсов, на которые имеется постоянный и стабильный спрос, материальные ресурсы, расход которых подвержен колебаниям, а также те, расход которых носит случайный характер. При этом удельный вес группы X в общей номенклатуре составляет около 50%, группы Y – около 35% и группы Z – не превышает 15%.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Следует отметить, что рассмотренные методы АВС- и XYZ-анализа дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого вида производственных запасов в производственный процесс, то XYZ-анализ позволяет оценить изменение спроса на определенные виды запасов и его нестабильность.
Поэтому целесообразно проводить совмещенный АВС- и XYZ-анализ, который имеет ряд преимуществ:

  • повышение эффективности системы управления производственными запасами;
  • ускорение оборачиваемости производственных запасов;
  • уменьшение неликвидных видов производственных запасов с целью минимизации затрат, связанных с их содержанием.

АВС-XYZ-анализ позволяет в полной мере оценить ассортимент и понять, как управлять теми или иными группами и категориями производственных запасов.

На основании проведенных АВС-анализа и XYZ-анализа целесообразно составление обобщенной матрицы по стоимости производственных запасов и по их расходу, в которой номенклатурный ряд производственных запасов разбивается на девять групп (табл. 1).

Таблица 1 — Сводная матрица производственных запасов

Данная матрица вначале составляется по потребности, а затем в ней отражаются запасы в стоимостном выражении. Производственные запасы, являясь в факторной модели коэффициента обеспеченности фактором второго порядка, в свою очередь зависят от изменения остатков на начало периода, объема поступления от поставщиков, изменения потребности в производственных запасах. Таким образом, эффективность процессов, связанных с формированием производственных запасов (входных материальных потоков), отражает результат работы службы снабжения организации и поставок поставщиков.

Ключевыми группами производственных запасов, которые должны быть подвергнуты аналитическим процедурам, являются: группа АХ, при наличии значительных внутриструктурных противоречий между объемом потребления и величиной запаса; группы АZ и АY, т.к. запасы именно этих групп производственных запасов имеют значительные стоимостные характеристики, при этом обладают различными характеристиками потребления; а также группа СХ, которая требует пристального внимания на предмет достаточности запаса. Соответственно, анализ данных групп имеет приоритетное значение.

Вторую по значимости позицию составляют запасы групп ВХ, ВZ и СY. Данные группы имеют различные стоимостные характеристики и характеристики потребления, но все же они нехарактерны для нормальной ситуации. Группы СZ и ВY отражают типовую ситуацию, которая должна быть характерна производственным запасам организации.

Таким образом, рассмотренная многоуровневая классификация производственных запасов позволяет идентифицировать и детализировать объект анализа при исследовании широкой номенклатуры производственных запасов с целью установления приоритетных направлений анализа и границ его информационного обеспечения.

На основе вышеизложенного результаты АВС- и XYZ-классификаций объединяются в матрице АВС-XYZ (табл. 2) по стоимости текущего остатка производственных запасов на складе и по их расходу, номенклатурный ряд которой разбивается на девять групп: AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ. Совмещенный АВС-XYZ-анализ позволяет в полной мере изучить весь ассортимент и понять, как управлять теми или иными группами и категориями производственных запасов.

Таблица 2 — Матричная проекция интегрированного ABC- и XYZ-анализа производственных запасов

Элементами матрицы являются множества таких позиций из всего ассортимента производственных запасов, которые попадают в одну и ту же группу в результате как ABC-анализа, так и XYZ-анализа. Строки матрицы соответствуют группам А, В и С, а столбцы X, Y и Z – соответственно. При этом в ячейку матрицы, соответствующей фиксированным строке и столбцу, записываются все номера позиций ассортимента, которые принадлежат соответствующим группам, на которые разбиты все элементы в результате ABC- и XYZ-анализа. Таким образом, например, в первую строку и первый столбец записываются все элементы, которые принадлежат одновременно и группе А, и группе X. Запасы именно этой ячейки матрицы заслуживают наибольшего внимания.

Таким образом, наиболее важными для закупки являются составные ячейки с параметрами АХ, AY, AZ, BX и CX, поскольку годовую потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть.

При проведении АВС-анализа в ООО «Строй» в качестве объекта анализа были выбраны виды материальных ресурсов, которые используются для производства бетонных и железобетонных изделий. Параметром измерения объекта анализа выступает стоимость текущего остатка производственных запасов на складе. На основании данных ведомости остатков материальных ресурсов произведены оценка вклада каждого объекта в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного параметра, а также расчет нарастающего итога вклада объектов в общий результат в процентах. Результаты АВС-анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 — АВС-анализ по видам сырья и материалов в ООО «Строй» за декабрь 2017 г.

Проанализировав таким образом долю каждого вида сырья и материала в общей их стоимости, можно сделать вывод, что сырье и материалы, попавшие в группу А, обладают высокой стоимостью и занимают наибольший удельный вес в общей стоимости производственных запасов и, как следствие, в затратах организации на приобретение данного вида сырья. Граница группы А составила 79,462%, в которую вошли цемент СЕМ II (импортный), щебень (крупный заполнитель), песок 1-го класса, нитрат кальция (импортный) и гравий. Отнесение, например, цемента СЕМ II в группу А обосновывается тем, что данный вид сырья занимает наибольший удельный вес в общей стоимости производственных запасов (30,79), притом что в количественном выражении он составляет всего лишь 76 т. Это обусловлено тем, что цемент СЕМ II является импортным сырьем, которое поставляется в организацию из Российской Федерации, и обладает высокой стоимостью. Также добавка для бетонных растворов (нитрат кальция), которая является импортным сырьем, при небольшом ее количестве в 2,3 т обладает высокой стоимостью, превышающей стоимость отечественной добавки в два раза.

Граница группы В составила 93,166%. В нее вошли щебень фракции 5-20, цемент марки 400 ПЦП, песок 2-го класса и песок высшего класса, удельный вес которых не превышает 3,6%. Объекты этой группы в меньшей степени важны для ООО «Строй» и требуют обычного контроля и налаженного учета.

Граница группы С составила 99,926%. В данную группу вошли нитрат кальция (Республика Беларусь), щебень фракции 20-40, сода кальцинированная, эмаль ПФ-115 (Республика Беларусь) и эмаль ПФ-115 (импортная), удельный вес которых в общей стоимости производственных запасов колеблется от 0,074% до 3,123%. Отнесение данных видов производственных запасов к группе С обусловлено их малоценностью для организации и небольшой стоимостью. Так, например, белорусский нитрат кальция, как отмечалось выше, в два раза дешевле импортного, что и обусловливает его попадание в группу С. Щебень фракции 20-40 отнесен в группу С, т.к. реже используется при производстве продукции по сравнению со щебнем фракции 5-20 или крупным заполнителем.

Однако одного АВС-анализа недостаточно для того, чтобы принимать управленческие решения относительно той или иной группы производственных запасов, т.к. при этом учитывается только стоимость остатков производственных запасов и не учитываются количественный фактор, величина потребности и их потребления. Поэтому далее с помощью XYZ-анализа для оценки значимости производственных запасов в ООО «Строй» в зависимости от частоты их потребления в организации выявляются виды сырья и материалов, на которые имеется постоянный и стабильный спрос в организации, сырье и материалы, расход которых подвержен колебаниям, а также те, расход которых носит случайный характер.

При проведении XYZ-анализа производственных запасов в ООО «Строй» выбран тот же объект, что и при проведении АВС-анализа. Параметром измерения выступает частота потребления (величина расхода) сырья и материалов. На основании данных оборотно-сальдовой ведомости по сч. 10/1 «Сырье и материалы» в таблице 4 представлены результаты XYZ-анализа видов сырья и материалов.

Таблица 4 — XYZ-анализ по видам сырья и материалов в ООО «Строй» за декабрь 2017 г., руб.

Как видно из таблицы 4, группу X составили два наименования сырья и материалов, доля величины потребления которых в совокупности составила 50,1% (цемент М-400 ПЦП и известь). Запасы данной группы характеризуются высокой стабильностью спроса, что позволяет организовать работу с поставщиками таким образом, чтобы характеристики поставки максимально соответствовали требуемым характеристикам потребления (спроса). Следовательно, в группе Х, для которой расхождение характеристик поставки и спроса материальных ресурсов может быть минимальным, в подходе к управлению производственными запасами акцент должен быть сделан на налаживание взаимоотношений с поставщиками, результатом которого будет поставка «точно в срок».

Группу Y составили три позиции сырья, доля величины потребления которых в совокупности составила 38%. Номенклатура запасов группы Y имеет явно выраженные тенденции в потреблении. Сезонные колебания, устойчивый рост или снижение – типичные характеристики спроса на эти позиции. Главный акцент производственных запасов группы Y делается на расчет оптимального уровня запаса. Все оптимизационные методы и модели теории управления запасами предназначены для использования именно для работы с запасами группы Y. Ни в группе Х, ни в группе Z эти методы и модели не дадут лучшего результата, а потому и использовать их надо лишь в применении к группе Y.

Группу Z составили пять наименований материальных ресурсов, и к ней относятся номенклатурные позиции, не имеющие ни тенденций в спросе, ни постоянства в нем. Так, использование отечественного нитрата кальция, как отмечалось выше, в производственном процессе носит непостоянный характер, поэтому он не имеет ни периодичности, ни постоянства в процессе производства. В применении группы Z прогнозирование фактически нецелесообразно. В такой ситуации оптимизационный подход к управлению запасами принципиально непригоден, т.к. лишен расчетной базы. Выбор остается между минимизацией (вплоть до исключения) или максимизацией (исходя из имеющихся финансовых возможностей) запасов группы Z. При этом группа Z требует особого внимания в связи с тем, что по ней руководству предстоит определиться с альтернативным решением: является запас группы Z положительным (при максимизации) или отрицательным (при минимизации) явлением для организации. Выбор решения основывается, как правило, на субъективно определяемом наборе факторов и опыте руководителей. В отличие от этой группы, группы X и Y имеют однозначно определенный эффективный подход к управлению.

Для принятия решения об оптимизации ассортимента производственных запасов в организации необходимо использовать сочетание АВС-анализа и XYZ-анализа. Как отмечалось ранее, для совмещенного анализа составляется сводная матрица, представленная в таблице 5.

Таблица 5 — Сводная матрица запасов сырья и материалов в ООО «Строй» за декабрь 2017 г., руб.

Исходя из таблицы 5, в результате построения матрицы выявлено наличие таких групп, как AY, AZ, BX, BY, BZ, CZ.

Таким образом, наиболее важными для закупки являются составные ячейки с параметрами АХ, AY, BX, BY и CX, поскольку годовую потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. Подгруппу ВХ отличают высокая стоимость и стабильность. В нее вошел цемент М-400 ПЦП. Постоянное наличие данного вида сырья обеспечивается без создания избыточного страхового запаса, а расход сырья этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Наличие подгруппы АY, как и подгруппы ВY, из-за недостаточной стабильности спроса влечет к увеличению страхового запаса организации. Это такие виды сырья, как щебень фракции 5-20, щебень (крупный заполнитель) и песок 1-го класса. Для этих видов материальных ресурсов организации необходимо рассчитывать оптимальный размер запаса. Также особое внимание в ООО «Строй» необходимо уделять сформировавшимся подгруппам АZ, ВZ. Запасы подгруппы AZ и BZ при высокой стоимостной характеристике отличаются низкой прогнозируемостью расхода (песок высшего класса и гравий). Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем видам запасов данной группы только за счет избыточного страхового запаса приведет к тому, что средний запас организации значительно увеличится. Поэтому по запасам данной подгруппы следует пересмотреть систему заказов: перевести часть производственных запасов на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа; выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового запаса. Подгруппа CZ характеризуется низкой потребительской стоимостью и степенью надежности прогноза вследствие стохастичного потребления. В данную подгруппу вошли сода кальцинированная, отечественные нитрат кальция и эмаль.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в ООО «Строй» не уделяется должного внимания оптимизации производственных запасов, о чем свидетельствует отсутствие подгрупп AX и CХ и наличие подгрупп AZ и BZ. Это говорит о том, что в организации создаются большие запасы материальных ресурсов на складах из-за нестабильности их потребления, что приводит к росту величины издержек на их хранение и содержание. А поскольку данные производственные запасы обладают высокой потребительской стоимостью, то существует риск замораживания денежных средств в этих краткосрочных активах и, как следствие, ухудшения финансового состояния организации. Организации необходимо искать надежных поставщиков, которые могли бы обеспечить стабильность поставок материальных ресурсов с целью возможности точно планировать расход материальных ресурсов на производство продукции.

Таким образом, инструмент АВС-анализа и XYZ-анализа еще раз подчеркивает первостепенное значение качества управления производственными запасами для обеспечения эффективной деятельности организации в целом.

источник