Меню Рубрики

Виды анализа как общенаучного метода

Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы классифицируется по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке в XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность», «оптимальность».

На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

В последнее время интенсивно развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития отдельных целостных систем любого происхождения — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Основные понятия синергетики — «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «целое», «случайность», «возможность» и т.д.

Следует отметить, что в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:

  • 1) Методы эмпирического исследования — наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
  • 2) Методы теоретического исследования — моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
  • 3) Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благодаря своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих методов научного исследования.

Приведем краткую характеристику данных методов.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

  • 1) целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);
  • 2) планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
  • 3) активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение). В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей.

Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования. Например, проведение некоторых экспериментов требует специально оборудованных помещений, защищенных (экранированных) от внешних электромагнитных воздействий на изучаемый объект.

Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. Очень интересными и многообещающими являются в этом плане космические эксперименты, позволяющие изучать объекты, явления в таких особых, необычных условиях (невесомость, глубокий вакуум), которые недостижимы в земных лабораториях.

В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. Как отмечал академик И.П. Павлов, «опыт как бы берет явления в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе говоря, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет».

В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Огромное значение измерений для науки отмечали многие видные ученые. Например, Д.И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как начинают измерять». А известный английский физик В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить».

Анализ — мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез — объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение — процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) — мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике — материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция — процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция — процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

Аналогия — вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование — воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге — модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. синергетика общефилософский действительность научный

Логический метод — это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация — распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

источник

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

Методы и принципы познания основываются на общенаучных понятиях и концепциях, обеспечивающих связь и оптимальное взаимодействие философии:

  • — со специально-научным знанием,
  • — с его методами.

Данные методы мы называем мысленнно-логическими, (общенаучными или общелогическими):

  • — анализ;
  • — синтез;
  • — обобщение;
  • — абстрагирование (идеализация);
  • — индукция;
  • — дедукция;
  • — аналогия;
  • — моделирование;
  • — исторический метод;
  • — логический метод;
  • — классификация (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Классификация общенаучных методов

  • 1. Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) является методом исследования, суть которого заключается в:
    • — мысленном (практическом) разложении изучаемого предме- та/явления на составные элементы, характерные для него,
    • — выделении в предмете/явлении отдельных сторон,
    • — изучении каждого элемента или стороны явления в отдельности как части одного целого.
  • 1) выявляет строение исследуемого объекта,
  • 2) определяет его структуру,
  • 3) отделяет существенное от несущественного,
  • 4) сводит сложное к простому,
  • 5) расклассифицирует предметы и явления.

Цель анализа заключается в познании частей как элементов сложного целого. К разновидностям анализа относят:

Метод анализа может быть использован в реальной и в мыслительной деятельности.

К функциям анализа относят:

  • — выделении различных признаков в туристской деятельности (они могут быть приняты в качестве основания для систематизации фактов),
  • — расположении признаков в хронологическом, функциональном, структурном порядке (признаки характеризуют определенную сторону развития исследуемого события).

К примеру, при анализе, выявляется следующая зависимость: повышение цен на нефтепродукты влечет за собой рост цен на бензин и горючесмазочные материалы, что, в свою очередь, способсьвует повышению цен на туристские путевки.

Исследуя туризм в целом (или его отдельные виды) исследователь должен мысленно расчленить деятельность персонала (каждого в отдельности) и, вместе с тем, выявить связь и взаимодействие элементов, свойств и сторон их в целом.

Следует обратить внимание на то, что в научных исследованиях могут быть применены различные виды анализа:

  • — графический анализ;
  • — факторный анализ;
  • — анализ вариаций;
  • — анализ временных рядов;
  • — дискриминантный анализ;
  • — метод главных компонент;
  • — сравнительный анализ;
  • — причинно-следственный анализ;
  • — структурный анализ;
  • — ресурсный анализ;
  • — корреляционный анализ;
  • — дисперсионный анализ;
  • — кластерный анализ;
  • — ретроспективный анализ;
  • — семантический анализ;
  • — анализ показателей эффективности;
  • — контент-анализ; логико-лингвистический анализ
  • — и др.

Каждый из перечисленных видов анализа обладает своими сильными и слабыми сторонами и не способен одинаково хорошо оперировать со всем многообразием проявлений объектов и процессов (с которыми приходится сталкиваться исследователю).

Охарактеризуем некоторые виды анализа.

Применение структурного (топологического, структурно- функционального) анализа означает:

— изучение объекта в системе с целью определения его структуры как совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между его элементами, а также их роли (функций) относительно друг друга.

Очевидно, что если система выглядит как что-то известное снаружи, а также она функционирует как нечто известное, то, значит, ее внутреннее строение и состояние ее элементов также подобно известному. И наоборот: если нам известно строение системы, то мы очевидно можем предсказать ее поведение и внешний вид. Важно отметить: структура системы устанавливается на основе изучения и описания комплекса наблюдаемых каналов обмена ресурсами с внешней средой.

Методом познания структуры и функциональной среды системы выступают наблюдение и анализ ее морфологии.

Морфология системы также позволяет отнести систему к определённому типу систем или состояний систем.

Структура системы понимается как нечто инвариантное (неизменное, постоянное). Каждый из элементов системы обладает функцией (биологического органа, функцией государства и т.п., в зависимости от того, какая система исследуется).

Структурно-функциональный метод (его иногда рассматривают как одну из разновидностей системного подхода) характеризуется следующими требованиями:

  • • изучаются строение, структура системного объекта;
  • • изучаются элементы объекта и их функциональные характеристики;
  • • анализируются изменения элементов объекта и их функций;
  • • рассматривается развитие (история) системного объекта в целом;
  • • объект представляется как гармонически функционирующая система, все ее элементы «работают» на поддержание этой гармонии.

Системный анализ означает:

— исследование системы как совокупности материальных или идеальных объектов, связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

Системные взаимосвязи и взаимодействия приводят, в результате, к возникновению новых свойств системы, отсутствующих у составляющих ее объектов.

Считается, что системный анализ — это предмодельная стадия научного исследования. Охарактеризуем этапы системного анализа:

  • 1. Определить цели исследуемого процесса, определить операции исследования. В первую очередь формулируется глобальная цель исследования, затем определяются главные цели и строится дерев целей и задач.
  • 2. Проанализировать ограничения, связанные с объективными причинами (например, ресурсами, а также принципиальными подходами, принятыми в обществе) и субъективными ограничениями (например, с авторскими предпочтениями исследователя).
  • 3. Проанализировать пространство альтернатив. Под пространством альтернатив понимается совокупность вариантов достижения поставленных целей, а также условий их реализации.
  • 4. Выбрать критерии эффективности. Следует иметь в виду, что строгие, сопоставимые критерии свидетельствуют об успешности решения поставленной задачи, позволяют объективировать процесс выбора предпочтительного решения.
  • 5. Синтезировать адекватную модель. Для решения различных исследовательских задач используются различные методы и привлекаются различные ресурсы, поэтому необходимо, чтобы синтезированные модели позволяли получить однородные показатели эффективности, а также были в равной степени адаптированы для моделирования различных решений.
  • 6. Распланировать и провести модельный эксперимент. На этапе планирования и проведения эксперимента всесторонне изучаются предлагаемые методы, исследуется устойчивость получаемых решений к изменениям внешней (и внутренней) среды системы.
  • 7. Выработать рекомендации. Выработка рекомендаций относится к заключительной части системного анализа. Эта часть содержит выводы по результатам проведенного исследования, а также указания по использованию его результатов.

Факторный анализ служит сокращению числа переменных и определению структуры взаимосвязей между оставшимися переменными. Сокращение числа переменных ведет к итоговой переменной, которая содержит наиболее существенные черты объединяемых переменных. В результате применения метода факторного анализа исследователь классифицирует факторы таким образом, что в результате выделяются нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом. В сфере туризма факторный анализ часто применяется в связи с анализом потребительского спроса на туристское предложение.

Предназначением логического анализа является определение круга понятий, описывающих предмет исследования, а также поиск внешне хорошо различимых признаков (эмпирических индикаторов), которые позволяют измерить стороны и свойства (например нового турпродукта). Логический анализ содержит процедуры:

  • — интерпретацию основных понятий (трактовку скрытого в них содержания),
  • — операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы).

В результате применения логического анализа получаются признаки: их измерение дает ответ на информационный запрос заказчика.

Контент-анализ (от англ, content содержание) является формализованным методом изучения текстовой и графической информации. Контент-анализ заключается в переводе изучаемой информации (в туристской деятельности) в количественные показатели и в дальнейшей её статистической обработке. Контент-анализ отличается существенной строгостью и систематичностью.

В качестве объекта контент-анализа выступает содержание различных видов деятельности в туристском бизнесе:

  • — международные/отечественные туроператоры,
  • — конкуренты (в определенном сегменте туристского рынка услуг),
  • — менеджеры международных и отечественных гостиничных
  • — различные чрезвычайные события, оказывающие воздействие на турбизнес,
  • — законодательные и нормативно-правовые акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.

Метод контент-анализа применим в целях исследования документальных источников, а также как вспомогательное средство при :

  • — анкетировании,
  • — наблюдении,
  • — тестировании,
  • — в исследованиях массовых коммуникаций,
  • — в маркетинге.

Метод анализа систем знаний. Каждая научная система знаний имеет определенную самостоятельность в отношении к отражаемой объектно-предметной области.

Помимо этого, системы отражают знания с помощью языка, а свойственные для него характеристики оказывают свое влияние на отношение систем знаний к изучаемым объектам/предметам. В качестве примера: переведем какую-либо достаточно развитую психологическую, социологическую, педагогическую концепцию на английский или другой иностранный язык, — и нет гарантии, что эта концепция будет однозначно воспринята и понята в Англии или другой стране. Использование языка (как носителя понятий в системах знаний) означает определенную логическую систематизацию, логически организованное употребление языковых единиц для выражения знания. Подчеркнем также, что ни одна система знаний не способна исчерпать всего содержания изучаемого объекта. В каждой системе знаний описывается и объясняется только определенная (исторически конкретная) часть такого содержания.

Метод анализа научных систем знаний, таким образом, имеет важную роль:

  • — в эмпирических и теоретических исследованиях при выборе исходной теории/гипотезы для разрешения избранной проблемы;
  • — при дифференциации эмпирических и теоретических знаний/ полуэмпирических и теоретических решений научной проблемы;
  • — в обоснованиях эквивалентности/приоритетности при применении определённых математических аппаратов (в различных теориях, относящихся к одной и той же предметной области);
  • — в изучении возможностей распространения/адаптации ранее сформулированных теорий, концепций, принципов и т.д. в новых предметных областях;
  • — при обосновании новых возможностей практического применения систем знаний;
  • — при упрощении или уточнении систем знаний для цеей обучения, популяризации;
  • — при согласовании с другими системами знаний и т.д.

Основными принципами аналитической деятельности являются:

  • 1) целенаправленность,
  • 2) актуальность,
  • 3) активность,
  • 4) достоверность,
  • 5) полнота,
  • 6) альтернативность,
  • 7) обоснованность,
  • 8) системность,
  • 9) своевременность,
  • 10) инициативность,
  • 11) объективность,
  • 12) непрерывность,
  • 13) гибкость.

Охарактеризуем содержание перечисленных принципов.

  • 1) целенаправленность — это ориентир в аналитической деятельности на достижение конкретных целей в решаемых задачах (а также достижение результатов в практической деятельности);
  • 2) системность является комплексным анализом решаемых проблем, учитывающим их место, роль и взаимосвязи в общей структуре обеспечения деятельности;
  • 3) актуальность — есть аналитическая деятельность, вытекающая из потребностей практики, имеющая высокую степень важности в данный момент (в данной ситуации и для решения конкретной проблемы). Исследования не обязательно должны проводиться по вопросам особенно актуальным на данный момент времени, однако они всегда должны иметь перспективу развития;
  • 4) своевременность — есть достижение и выдача результатов аналитической деятельности в необходимые сроки, в удобном виде, в форме, которая предназначена для непосредственного использования адресатом;
  • 5) активность — есть осуществление аналитической деятельности, а также выдача ее результатов вне зависимости от конкретных запросов пользователей. Для обеспечения активности в проведении исследования необходимо определить динамику развития изучаемой ситуации и предвосхитить возможные негативные последствия;
  • 6) инициативность означает, что исследователь выявляет и описывает проблемы, формулирует задачи и способы их решения (в том числе, выходящих за рамки традиционных представлений). Исследователь вырабатывает оценочные результаты и конструктивные предложения (и рекомендации);
  • 7) достоверность — есть учет истинности исходных данных анализа. Достоверность означает также точность в использовании количественных данных, степень объективности, обоснованность выводов, (оценок и предложений);
  • 8) объективность означает отсутствие у исследователя тенденциозности, а также его беспристрастное отношение к исследованию (его результатам);
  • 9) полнота исследования означает, что была использована вся имеющаяся информация, относящаяся к решаемым задачам. Предполагается, что при проведении исследования выдвигались и проверялись все возможные варианты развития событий, проверялись версии о сущности и причинах изучаемого явления, определялись закономерности его развития;
  • 10) непрерывность исследования означает организацию на постоянной основе информационного аналитического мониторинга ситуации, а также своевременное и детализированное отслеживание основных изменений в исследуемой ситуации;
  • 11) альтернативность мнений предполагает присутствие у каждого исследователя в научной группе определенной возможности свободно высказывать независимое мнение о результатах проведенного исследования, а также его право довести свое мнение до вышестоящего руководства;
  • 12) гибкость — означает наличие возможности быстро адаптироваться к изменениям в общественно-политической обстановке без необходимости модифицировать структуру методов и средств реализации аналитической работы, такая возможность осуществляется исключительно за счет внесения изменений в некие метапеременные;
  • 13) обоснованность означает достижение аргументированных результатов проведенной аналитической работы, основанных на современных достижениях науки, а также на эффективных информационных и аналитических технологиях. Обоснованность означает также стремление к объективно истинному и проверенному знанию и использование всего комплекса имеющихся познавательных принципов.
  • 2. Синтез (от греч. synthesis — составление, соединение) является методом исследования; суть которого заключается в практическом или мысленном соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.
Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Синтез означает не механическое соединение, а, напротив, познание нового как взаимодействия частей целого. В качестве результата синтеза выступает абсолютно новое образование. Этому новому образованию присущи характеристики, являющиеся не только внешним соединением свойств компонентов, но также и результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Функция синтеза представлена установлением связей между фактами, а также объединением их в группы по выделенным основаниям.

Синтез и анализ неразрывно связаны друг с другом, ситнез не существует без анализа, а анализ — без синтеза. Без синтеза также не возможны:

Вместе с данными мыслительными операциями синтез составляет логический аппарат мышления.

Анализ и синтез представляют собой методы выявления оптимального соотношения сил и средств, которые необходимы в целях успешного функционирования организаций и предприятий. Анализ и синтез устанавливают элементы, с помощью которых реализуется эффект взаимодействия персонала.

3. Метод обобщения является методом познания, который приводит к выделению и обозначению относительно устойчивых свойств объекта/объектов.

Мысленное обобщение основывается на:

  • — всеобщих связях предметов и явлений объективной действительности,
  • — взаимосвязях единичного и общего (во всех реально существующих туристских событиях).

В каждом отдельном виде туризма присутствуют не только индивидуальные (присущие лишь ему черты), но и самые общие, сходные признаки.

Формирование общих и обобщающих положений (понятий/ за- конов/выводов/концепций) возможно посредством изучения конкретного.

Выяснить насколько присутствует общность фактов (событий) — есть задача исследования, общность может быть различной. Отсюда появляются и различия в уровнях обобщения:

  • — от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов,
  • — до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий,
  • — и далее до раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания (когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления).

Одной из сложных форм обобщений, позволяющих отличать важные факты от второстепенных, является типизация.

Типизация заключается в отборе характерных (типичных) фактов, которые выражают наиболее важную сторону изучаемого явления (или группы явлений) в туризме.

Отбор характерных (типичных), фактов представляет собой одну из важнейших черт научного обобщения, приближающих явления к познанию латентных (скрытых) связей.

Цели раскрытия сущности исследуемого явления предполагают не только описание, — требуются обобщения более высокого порядка. Эти обобщения призваны вскрыть повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков отдельных событий.

  • 4. Абстрагирование (идеализация) как метод представляет собой результат мысленного отвлечения. Лежащее в основе понятия определение «абстракция» означает в переводе с латыни «абстракция». Под абстракцией понимают не только результат абстрагирования, но также метод научного исследования, основанный на том, что при изучении какого-то явления, процесса не принимаются во внимание его несущественные стороны и признаки. Исходя из этого под абстрагированием (от лат. abstrahere — отвлекать) принято понимать процесс:
    • — вычленения какого-либо признака объекта, изучаемой системы,
    • — отвлечения от остальных.

При помощи абстрагирования исследователь формирует обобщенные образы реальности (понятия), которые позволяют ему выделять значимые для деятельности связи и отношения объектов, таким образом отграничив их от других.

Как результат идеализации из рассмотрения исключаются отдельные свойственные характеристики, а также признаки объектов, не являющиеся существенными для данного исследования.

Метод абстрагирования дает исследователю возможность выявлять типичные связи и отношения в туризме, при этом отвлекаясь от всего многообразия частностей. Как результат применения метода абстрагирования, ученые получают различные абстрактные знания, имеющие обобщающий характер. Это знания:

  • — об отдельных закономерностях ведения турбизнеса,
  • — об общих целях сторон,
  • — о причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.
  • 5. Индукция как метод представляет собой процесс формирования общего положения посредством наблюдения за рядом частных единичных фактов. Это есть познание от частного к общему. Полная индукция применяется на практике нечасто. Как правило, вывод обо всех объектах множества делается исследователем на основе познания лишь части объектов. Основанная на экспериментальных исследованиях неполная индукция (включающая теоретическое обоснование) называется научной индукцией. Как правило, выводы неполной индукции носят вероятностный характер. Данный метод, хотя и является творческим, достаточно рискован. Достоверное заключение требует:
    • — строгой постановки эксперимента,
    • — логической последовательности,
    • — строгости выводов.

Французский физик Луи де Бройля считал, что научная индукция — есть истинный источник действительно научного прогресса.

  • 6. Дедукция представляет собой процесс аналитического рассуждения, ведущегося от более общих понятий к более частным. Дедукция по своей сути связана, прежде всего, с обобщением. Условием получения при применении дедукции истинного вывода является обращение к общим положениям, являющимся научной истиной. Прежде всего, дедуктивным методом пользуются математики, оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на общих положениях. Общие положения применяются исследователями для решения различных задач частного и конкретного характера.
  • 7. Аналогия (от греч. analogia- сходство, соответствие, соразмерность) означает заключение, являющееся вероятным и правдоподобным в отношении сходства двух или нескольких предметов или явлений по какому-либо признаку. Аналогия как метод позволяет понять более сложные явления при сопоставлении их с более простыми. Известен пример, когда Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора, когда провёл аналогию между естественным и искусственным отбором пород домашних животных.
  • 8. Моделирование является методом воспроизведения, а также изучения различных свойств объекта познания с помощью модели, которая представляет собой специально устроенный аналог. Модель является вспомогательным объектом, который выбран исследователем и преобразован для познавательных целей; задача модели — давать новую информацию об объекте (моделирования).

Метод моделирования применин, в первую очередь:

  • — при изучении различных технологий (режимов работы аппа- ратов/машин/агрегатов/промышленных комплексов/хозяйств),
  • — в управлении предприятиями,
  • — при распределении материальных ресурсов и т.д.

При моделировании отсутствует непосредственный контакт исследователя с объектом исследования; при проведении обычного эксперимента такой контакт является неизбежным.

Различают следующие виды моделирования по характеру моделей:

  • — предметное,
  • — знаковое (информационное) моделирование.

Предметное моделирование осуществляется при помощи моделей, способных воспроизводить отдельные динамические, геометрические, физические или функциональные характеристики объекта моделирования. Объектом моделирования является оригинал.

Знаковое моделирование предполагает наличие моделей в виде схем, чертежей, формул и т.п. Наиболее важным форматом такого моделирования математическое моделирование.

Имеются различные виды моделей:

  • — реальными (материальными): модели летательных аппаратов, макеты строений, фотографии объектов, протезы и т.п.,
  • — идеальными (абстрактными). Идеальные модели создаются средствами человеческого или специальных языков.

Требованиям, предъявляемые к моделям:

  • 1) модель должна быть достаточно полным отражением особенностей и сущность свойств исследуемого объекта;
  • 2) модель представляет объект исследования в некой упрощенной форме, однако, с той степенью сложности, которая необходима для целей проводимого исследования;
  • 3) модель обеспечивает трансформацию из модельного воплощения в реальное.

Метод моделирования помогает исследователю в построении формальных и неформальных моделей.

К методам проектирования неформальных моделей относятся следуюие:

  • — модерация рабочих сессий и игротехники;
  • — экспертный анализ;
  • — метод Дельфи;
  • — метод сценариев;
  • — мозговой штурм;
  • — классификация и структуризация проблемной области;
  • — компактное представления данных (например, диаграммы)
  • — ДР-

Формальные методы должны соответствовать следующим характеристика:

  • — оперировать строгой математической символикой,
  • — содержать аналитические методы, а также вероятностные и статистические методы, теоретико-множественные и логические методы, лингвистические и семиотические методы, графические и иные методы.

Формальные модели, будучи построены при помощи вышеперечисленных методов, как правило, называются по аналагии с ними.

Вербальные модели применяются с целью сокращения неопределенности, а также восполнения неполноты знаний и построения гипотезы.

Вербальная модель описывает:

  • — структуру системы,
  • — отношения между элементами структуры системы,
  • — функции компонентов системы и всей системы,
  • — параметров динамических изменений системы,
  • — проблемную ситуацию,
  • — цели и задачи деятельности,
  • — ограничения системы,
  • — характеристики среды функционирования и возмущающих воздействий.

Вербальная модель формирует массив исходных данных, которые применяются на этапе структурирования и формализации знаний о системе.

К другим задачам вербальной модели относятся:

  • — выявить специфику тезауруса, который применяется в данной предметной области (для внешнего эксперта), и упорядочить систему понятий, подлежащих выражению формальными средствами;
  • — выявить определённую специфику;
  • — выявить имеющуюся неполноту системы знаний и организации процесса их пополнения (как за счет внутренних ресурсов системы, так и с привлечением внешних информационных ресурсов);
  • — установить характер неопределенностей, с которыми придется столкнуться на этапе синтеза формальной модели;
  • — осуществить поиск имеющихся закономерностей и базовых аналогий с ориентацией на смежные области знаний.

Переход на уровень логико-лингвистического моделирования, характеризуемого более высокой степенью формализации осуществляется после завершения этапа вербального моделирования.

Широко используется символьный язык логики и формализм теории графов и алгоритмов при построении логико-лингвистических моделей. Сценарии или сценарные модели являются одним из видов логико-лингвистических моделей. Высказывания на естественном языке (когнитивные элементы) и связи, существующие между явлениями и объектами, которые отражают эти высказывания являются элементами логико-смысловой модели. Сеть, описывающая проблемную область, получается из определенной совокупности когнитивных элементов и связей. Семантическая сеть представлена гиперграфом, вершины которого соответствуют понятиям, а дуги соответствуют отношениям. Принято различать классифицирующие, функциональные сети и сценарии.

Логико-смысловая модель представлена связным неориентированным графом, вершины которого соответствуют высказываниям, а ребра соответствуют семантическим связям между ними.

По сравнению с логико-лингвистическими логические модели находятся на следующем уровне формального представления. В логико-лингвистических моделях естественно-языковые высказывания замещаются на литералы (примитивные высказывания), между литара- лами устанавливаются отношения, которые предписываются формальной логикой.

Статистическая или теоретико-вероятностная (стохастическая) модель представляет собой модель, обеспечивающую определенный учет влияния случайных факторов, возникающих в процессе функционирования системы. Статистическая модель основывается на применении статистической или теоретико-вероятностной методологии, в основе — повторяющиеся феномены.

Аналитическое математическое моделирование является видом моделирования, при котором основная роль отводится аналитической математической модели. Аналитическая математическая модель обладает следующими характеристиками:

  • — в ее основе — некоторая теория или научная гипотеза;
  • — она описывает в целом определенные аспекты моделируемой системы (процесс в системе), используя различные математические конструкции;
  • — модель помогает получать конечные результаты исследования в форме соотношений, которые в последствии можно использовать для количественного или качественного анализа.

Имитационная модель представляет собой комплексное логико-математическое представление системы. Данное представление реализовано в виде программы, которая предназначена для целей решения на ЭВМ, включающее в себя модели различного типа. Имитационная модель рассматривает аспект функционирования динамической системы во времени. Такой вид моделей может быть применен, если строгое аналитическое решение задачи или проведение натурного эксперимента невозможны. Ситуационные модели являются частным случаем имитационных моделей.

Невозможно применение моделирования в отрыве от других методов исследования, в особенности моделирование тесно связано с экспериментом. Модельный эксперимент — это изучение какого-либо явления на его модели. Модельный эксперимент отличается от обычного эксперимента тем, что в процессе познания включается «промежуточное звено» — модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющего оригинал.

Мысленный эксперимент- это особый вид моделирования. В мысленном эксперименте исследователем создаются идеальные объекты. Исследователь соотносит их друг с другом в рамках определенной динамической модели. Им имитируется мысленно движение и ситуации, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте. Идеальные модели и объекты помогают исследователю выявить наиболее важные, существенные связи и отношения «в чистом виде». Исследователь может мысленно проиграть возможные ситуации, а также отсеять ненужные варианты.

Моделирование как метод служит способом конструирования нового, не существующего ранее в практике. Изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, исследователь:

  • — ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания,
  • — переструктурирует их мысленно,
  • — моделирует требуемое состояние изучаемой системы.
  • — создаёт модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого,
  • — проверяет гипотезы на практике.

В последнее время понимание смысла и значения моделирования широко распространилось в общественных и гуманитарных науках, разными авторами предлагаются различные модели фирм, производств, образовательных систем и т.д.

В туризме моделирование заключается в:

  • — построении и изучении специальных объектов (моделей), свойственные характеристики которых являются важными с точки зрения исследователя,
  • — в изучении построения и использования моделей для познания реальных процессов в туризме.

Кроме того, моделирование инкорпорирует специальные понятия, составляющие начало методологических основ туризма. Как теория отражения и познания концепция моделирования составляет основу процесса, к которому относятся также:

  • — подобие,
  • — эксперимент,
  • — математическая статистика,
  • — математическая логика,
  • — статические и динамические информационные модели. Мы говорим здесь о предметных областях туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.
  • 9. Исторический метод — есть метод воспроизведения истории изучаемого объекта (во всей своей многогранности, а также с учетом всех деталей и случайностей). Исторический метод означает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
  • 10. Логический метод — есть логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. История при этом освобождается от всего случайного, несущественного. Речь идет о применении исторического метода, освобожденного от его исторической формы.
  • 11. Классификация представляет собой распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам). Основанием классификации могут быть общие признаки, фиксирующие закономерные связи между классами объектов (в единой системе конкретной отрасли знания).
Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

С созданием классификаций изучаемых объектов, явлений связано становление каждой науки. Классификация представляет собой процесс определённого упорядочивания информации.

При изучении новых объектов делается вывод в отношении каждого такого объекта: принадлежит этот объект к уже установленным классификационным группам или нет. При этом в некоторых случаях обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Таксономия- специальная теория классификации. Таксономия рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей объективной действительности. Эти области, как правило, имеют иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Какая-либо существенная значимая сторона или качество изучаемого объекта могут быть основаниями, по которым проводится классификация. Чаще всего она осуществляется при структурировании какого-либо множества объектов и может представлять собой либо деление общего. Может она использоваться при разделении целого.

При делении общего происходит деление некоторой совокупности явлений. Эти явления должны иметь общие черты и в то же время различия. Общность явлений можно отразить в критерии, различие — в группах принадлежности.

При разделении целого критерием классификации является часть целого.

Декомпозиция и стратификация являются разновидностями классификации. Декомпозиция является особым видом классификации, который не допускает появления произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связей между элементами целого. Стратификация является определением слоев (страт) в многослойном явлении.

В качестве логических операций в процессе классификации могут возникать обобщения. Суть обобщений заключается в том, что для некоторой группы явлений обнаруживается более широкое по объему новое понятие. Это понятие отражает общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Дихотомия — есть деление по видоизмененному признаку. Простейшим вариантом дихотомии является разделение на два полярных явления (например, левое и правое, большое и малое и т.п.).

Типология- есть особый вариант классификации. Типология представляет собой группировку объектов на основе их подобия некоторому образцу, этот образец именуется типом. Отличие типологии от классификации заключается в том, что:

  • — типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов (нетипичных);
  • — классификация — нет. Однако типология превосходит классификацию своей универсальностью и является первоначальной операцией любых систематизаций.

источник

Как уже говорилось, данные методы — суть непосредственные проявления социальной диалектики, или диалектики социального познания. Они называются общенаучными потому, что применяются в познании всех явлений действительности и, следовательно, во всех науках.

Эти методы сформировались в ходе многовековой познавательной деятельности людей и совершенствуются в ходе ее развития. Необходимо овладевать ими, чтобы применять их при исследовании социальной действительности, в том числе происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов.

Общенаучные методы, будучи методами познания действительности, являются одновременно методами мышления исследователей; с другой стороны, методы мышления исследований выступают в качестве методов познавательной деятельности.

Постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов

От постановки той или иной научной проблемы во многом зависит направление и содержание ее исследования. Она представляет собой по сути дела познавательную задачу, обусловленную соответствующими потребностями общественной жизни — экономическими, политическими, духовными и т.д., в том числе потребностями собственно познавательной деятельности людей. Предпосылки решения этой задачи — знания, социальный опыт, средства и метод исследования. В научном исследовании рассматриваются прежде всего такие проблемы, которые в данное время необходимо и можно решить.

Научная постановка и решение любой проблемы должны основываться на научно установленных фактах. На основополагающую роль фактов в научном познании общества указывали и великий русский физиолог И.П. Павлов, и известный французский социолог Э. Дюркгейм, положивший начало учению о социальных фактах.

Можно сказать, что объективными фактами являются все существующие явления действительности. Научные же факты представляют собой достоверные знания об этих существующих явлениях, их объективных свойствах. Научные факты — это эмпирическая база научных исследований, в том числе экономических, политических и др.

Исследование проблемы начинается чаще всего со сбора и накопления научных фактов. Количество таких фактов должно быть достаточным для решения проблемы, прежде всего для выявления объективной природы и содержания исследуемого явления экономического, политического и т.д., а также закономерностей его развития и значения в жизни общества.

Научные факты получают с помощью наблюдений за теми или иными экономическими, политическими или иными явлениями, а также с помощью разного рода экспериментов. Основываться на научных фактах необходимо на всех этапах исследования — от формулирования проблемы, до обработки результатов исследования и формулирования выводов.

Факты отбирают и анализируют в зависимости от целей и содержания научного исследования, затем классифицируют и приводят в определенную систему, в которой яснее обнаруживается их смысл и значение для решения той или иной проблемы.

При исследовании процессов общественной жизни — экономических, политических и др. — ученые прибегают к таким методам познания, как анализ и синтез.

Прежде всего они подвергают эти процессы научному анализу, т.е. мысленному разделению их на элементы, чтобы изучить каждый из них. Но любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Поэтому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.

Таким образом, анализ и синтез — это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности: «. совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя как момент также и анализ. Даже самый элементарный анализ невозможен без синтеза, без соединения анализируемых моментов в нечто единое». Синтез же необходимо «включает выделение в едином отдельных его элементов»

При анализе социально-экономического или политического процесса осмысливаются специфические особенности его элементов и их роль в его функционировании и развитии. В ходе же научного синтеза складывается целостное представление об этом процессе, его содержании, т.е. взаимодействии его сторон (элементов), а также о его сущности и законах его развития.

Таким образом, в процессе аналитической и синтезирующей деятельности мышления совершается переход от первоначальных умозрительных (и поэтому поверхностных) суждений о данном экономическом или политическом процессе к более или менее глубоким и целостным представлениям о нем. Появление при этом новых знаний об исследуемом процессе указывает на творческий (эвристический) характер анализа и синтеза.

Нужно уметь анализировать содержание и социальную направленность происходящих в обществе экономических, политических и других процессов, чтобы затем составить о них целостное (синтетическое) представление и верно оценивать их роль и значение в данное время и в данном месте.

Индуктивный метод (индукция) характеризует путь познания от фиксирования опытных (эмпирических) данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях и процессах к другим — более общим и чаще всего более глубоким. Основой функционирования индуктивного метода познания являются эмпирические (опытные) данные.

Например, основополагающие представления о современном капитализме, составляющие содержание соответствующих теорий, получены в результате научного обобщения исторического опыта развития капиталистического общества в последние 100 с лишним лет.

Однако индуктивные обобщения будут полностью безупречными лишь в том случае, если досконально изучены все научно установленные факты, на основе которых делаются эти обобщения. Это называется полной индукцией. Чаще всего сделать это очень трудно, а порой и невозможно.

Поэтому в познавательной деятельности, в том числе при исследовании различных явлений и процессов общественной жизни, чаще используется метод неполной индукции: изучение какой-то части явлений и распространение вывода на все явления данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, в одних случаях могут носить вполне определенный и достоверный, в других — более вероятностный характер.

Достоверность индуктивных обобщений может быть проверена путем применения дедуктивного метода исследования. Суть его заключается в выведении из каких-то общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем.

Если следствия, вытекающие из индуктивных обобщений, подтверждаются практическим опытом людей (экспериментом или реальными политическими, экономическими и другими процессами общественной жизни), значит, эти обобщения можно считать достоверными, т.е. соответствующими действительности.

Следовательно, индукция и дедукция — это два противоположных и в то же время взаимно дополняющих друг друга метода научного исследования.

Аналогия — это определенный вид сравнения явлений и процессов, в том числе происходящих в обществе: установив сходство одних свойств у тех или иных явлений (процессов), делается вывод о сходстве у них и других свойств.

Немаловажную роль в исследовании общественных явлений (экономических, политических, правовых, религиозных и т.д.) играет так называемая историческая аналогия.

Так, зная историю развития капитализма в Великобритании — одной из первых капиталистических стран Европы, многие ученые сравнивали с ней историю развития капитализма во Франции, Германии, США и других странах. Было зафиксировано, что в этих странах, как и в Великобритании, экономика развивалась от свободной конкуренции мелких и средних промышленных, торговых и финансовых предприятий к господству сформировавшихся затем промышленных, торговых и финансовых монополий.

На этом основании были сделаны выводы о том, что и другие свойства экономики Франции, Германии и США имеют сходство с экономикой Великобритании. Многие западные экономисты указывают, что в настоящее время в США и Англии сформировались, по сути, аналогичные модели развития капиталистической экономики.

Понятно, что необходимо учитывать специфические особенности развития социально-экономических и политических процессов в разных странах. Не нужно сводить исследование этих процессов только к поиску исторических аналогий. К тому же метод аналогии применяется чаще всего наряду с другими общенаучными методами исследования общественных явлений и процессов. При этом научная эффективность применения метода аналогии достаточно высока.

Моделирование — это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого явления или процесса — природного, технологического, социального и т.д. В качестве модели (от лат. modulus — мера, образец, норма) может выступать любая материальная система (модель проектируемого самолета, электростанции и т.д.) или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т.д.

И материальная, и идеальная модель строится по принципу аналогии, т.е. сходства фиксируемых в ней свойств со свойствами изучаемого с ее помощью явления или процесса. Полученные данные используются в дальнейшем исследовании этого явления или процесса.

Их изучение с помощью моделирования носит, как правило, эвристический (творческий) характер, открывающий нечто новое. В частности, при анализе самой модели обнаруживаются свойства, которые отсутствуют у отдельных ее частей и их простой суммы. В этом проявляется действие принципа: «Целое больше суммы составляющих его частей». Получается, что «модель кодирует ту информацию, которую люди раньше не знали», в силу этого модель «содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических нуждах. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания».

При исследовании явлений общественной жизни (экономических, политических и др.), используют так называемые причинно-следственные модели. Они помогают выявить объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости между социальными явлениями, порождение одних из них другими, а также возникновение в них новых свойств. Однако такие модели не всегда позволяют сделать выводы об изучаемом явлении в целом, поскольку, вскрывая его объективные стороны, они не фиксируют субъективные факторы, касающиеся сознания людей, действия которых определяют содержание и направленность любых социальных явлений и процессов.

Данное затруднение разрешается социологами и политологами иногда следующим образом: при анализе процессов, происходящих во всем обществе, т.е. на макроуровне, используются причинно-следственные модели, выявляющие объективные факторы деятельности и поведения людей, а при анализе процессов, происходящих в отдельных коллективах, т.е. на микроуровне, наряду с причинно-следственными используются «когнитивные модели взаимодействий между индивидами»1, с помощью которых выявляются мотивы, убеждения и цели субъектов экономической, политической и иной деятельности.

При исследовании социально-экономических и политических процессов используются также «модели жизненного цикла», с помощью которых изучаются особенности функционирования социальных явлений на разных этапах их развития (например, модели жизненного цикла организаций, действующих в сфере экономического бизнеса; жизненного цикла этносов, цивилизаций и т.д.). Моделируются основные фазы (этапы) развития того или иного явления2. Сами эти модели строятся исходя из данных об основных параметрах развития какого-то социального явления. Полученные на основе моделирования новые данные используются для более конкретного анализа этого явления.

В исследованиях экономических процессов применяются и так называемые модели волновой динамики, воспроизводящие волнообразный характер функционирования экономики в зависимости от экономических, политических и иных условий. Представление о таком характере развития экономики научно обосновал известный русский ученый Н.Д. Кондратьев, который выявил, в частности, наличие «длинных волн» в ее развитии («волны Кондратьева») в зависимости от массового внедрения в производство новой техники и технологии, структурных изменений в связи с появлением новых отраслей экономики, а также от разного рода политических факторов и социальных потрясений.

Данный метод как бы содержит в себе в определенном соотношении предыдущие общенаучные методы исследования.

Социально-экономические и политические процессы первоначально воспринимаются субъектом как некая совокупность явлений, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни. Возникающие при этом его эмпирические, чувственно-конкретные представления о данных явлениях отражают те или иные их стороны и содержат некие знания о складывающихся из указанных явлений социально-экономических и политических процессах, однако носят довольно поверхностный характер.

Процесс познания на этом не останавливается — он движется дальше от чувственно-конкретных представлений о том или ином явлении или процессе к мысленно-абстрактным знаниям о его отдельных сторонах, свойствах и т.д. Любая научная абстракция, выраженная в форме того или иного понятия, более глубоко отражает свойства изучаемого явления или процесса, чем эмпирические представления о них, ибо выражает необходимые и существенные их свойства, отделяя их от всего случайного и несущественного.

Следовательно, происходит более глубокое познание содержания и сущности того или иного явления и процесса. Совершаются такие операции, как анализ и синтез, соответствующие индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогия, построение мысленных моделей. В результате абстрактные понятия, выстраиваясь в определенную систему, способствуют появлению целостного знания об изучаемом явлении или процессе, отражающего внутренние связи и взаимодействия составляющих их элементов. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования.

Формой проявления мысленно-конкретного является теоретически-конкретное знание — целостное воспроизведение в теории исследуемого явления (процесса) со знанием взаимодействия его сторон, сущности и законов его развития.

В исследовании социально-экономических и политических процессов следует стремиться к получению именно теоретически-конкретного знания о них.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник