Меню Рубрики

Управленческий анализ как наука и практика

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Изначально анализ (от греч. analisis) представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части. Как правило, анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) − соединение ранее разделенных элементов для изучения объекта в целом.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.

Рис.1. Схема основных видов экономического анализа

Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа — хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

2. По признаку времени

3. По пространственному признаку

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:

внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

4. По аспектам исследования

5. По методике изучения объектов

источник

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебном пособии «Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры)» раскрыты теоретические основы экономи­ческого анализа хозяйственной деятельности в гармоничном соче­тании производственного (управленческого) и финансового ана­лиза, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и маркетинга.

Экономический анализ рассмотрен как научная дисциплина, предназначенная для понимания сущности экономических явле­ний и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости; система­тизации и моделирования факторных моделей; определения вли­яния факторов на результаты деятельности организации; выявле­ния и подсчета экономических резервов развития бизнеса; овладения навыками организации аналитической работы на пред­приятии и повышения научно-экономической обоснованности бизнес-планов. Материалы учебного пособия соответствуют госу­дарственному образовательному стандарту специальности 080105.65 «Финансы и кредит» и 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Учебное пособие состоит из двух разделов. В раздел 1 включены теоретические и методологические основы экономического ана­лиза, раскрывающиеся в предмете, методах, приемах и видах эко­номического анализа, его места в системе экономических наук, организации и информационном обеспечении, истории и перс­пективах развития, системе поиска и подсчета резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Раздел 2 раскрывает методику анализа в бизнес-планировании и бюджетировании; анализа состояния и использования основных и оборотных средств, трудовых и материальных ресурсов; анализа управления затратами, объемом производства и продаж; анализа финансовых результатов, эффективности инвестиционной дея­тельности и финансового состояния организации.

Уделено большое внимание резервам наращивания производ­ственного потенциала и экономической стабильности фирмы. Ме­тодика анализа основных показателей хозяйственной, экономической и финансовой деятельности организаций подкреплена примерами расчетов и выводами.

Для закрепления материала и непрерывного повышения качества обучения после каждой темы приведены контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, деловые игры, задачи и тесты.

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

Термин «анализ» происходит от греческого слова и в пере­воде означает — разделяю, расчленяю.

Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчле­нении целого на составные части и изучении их во всем многооб­разии связей и зависимостей. Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать, не только какие статьи затрат в нее включены, но и от каких факторов зависит величина каждого вида расходов.

Различают общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и ? -экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяют для изучения экономики отдельных предприятий.

Экономический анализ как наука раскрывается через понятия: «теория познания», «суждение», «умозаключение», «научная абс­тракция», «мышление».

Теория познания определяет сущность, необходимость и после­довательность экономического анализа. Объектом познания явля­ется практика и человеческое мышление. Мышление в качестве творческого процесса включает суждение и умозаключение. Через суждение что-либо отрицается или утверждается. Суждение может быть от частного к общему (индукция) и наоборот — от общего к частному (дедукция).

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом и в совокупности представляют умозаключение. Индуктивно-дедук­тивный способ мышления, прошедший логическую обработку объективных данных, раскрывает сущность изучаемых экономи­ческих явлений, позволяет выявить определенные закономернос­ти и принять грамотные управленческие решения.

Логика аналитического исследования представляет переход от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических поло­жений в практические дела. Это определяет взаимосвязь науки и практики.

Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы или требования, которым он должен соответствовать (табл. 1).

Экономический анализ незаменим в практической деятельно­сти предприятий всех форм собственности и видов деятельности. От качества его проведения зависит конкурентоспособность орга­низации, формирование ее имиджа и дальнейшее развитие бизне­са. Аналитические методы исследования — база принятия решений на микроэкономическом уровне — на уровне субъекта хозяйство­вания. С помощью аналитических процедур выявляют недостатки и приоритеты в финансово-хозяйственной деятельности, на осно­вании которых строят кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы развития организации.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 811 | Нарушение авторских прав

источник

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием. Характеристика целей и задач, методики, основных принципов экономического анализа. Этапы разработки бизнес-плана. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономический анализ как наука и практика

анализ экономический предприятие управление

Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

Теоретический, или политико-экономический, анализ — это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т. е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ — это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

Микроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

Экономический анализ как практика — это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

В настоящее время экономический анализ занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений

Исходным элементом системы управления является планирование, которое определяет направление и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Важным элементом планирования является определение путей реализации поставленной цели — достижения лучших финансовых результатов.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Без достоверной и полной информации практически невозможно принятие оптимальных управленческих решений. Учет обеспечивает постоянную систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом реализации бизнес-планов.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Осмысление, понимание информации возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа «сырая» первичная информация проверяется. Определяются соответствия установленным формам, правильность арифметических подсчетов, сводимость и сопоставимость показателей. Затем информация обрабатывается: идет общее ознакомление с документами, их содержанием; определяются и сравниваются отклонения; определяется влияние факторов на анализируемый объект, выявляются резервы и пути их использования. Выявляют недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются и обобщаются. На основе результатов анализа принимаются управленческие решения.

Отсюда следует, что экономический анализ обосновывает управленческие решения, обеспечивает объективность и эффективность управления производством.

Таким образом, экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

Предмет и объекты экономического анализа

Экономический анализ представляет собой самостоятельное направление научных знаний, имеющее свой предмет, метод, объекты и методику исследования.

В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций.

Хозяйственная деятельность организаций — это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения, производства и реализации продукции.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Следует отметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, менеджмент, макроэкономика и микроэкономика. Вместе с тем каждая из них исследует хозяйственные процессы организации с определенной, лишь ей присущей точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами.

Что касается предмета экономического анализа, то его определение является одной из сложнейших методологических проблем. В специальной литературе можно встретить различные формулировки предмета экономического анализа.

Одна группа ученых в качестве предмета экономического анализа рассматривает хозяйственные процессы.

Хозяйственный процесс — это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений в соответствии с намеченной целью или результатом.

То есть в качестве предмета экономического анализа рассматривается эффективность хозяйственных процессов и финансовые результаты деятельности предприятия, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему технико-экономической и статистической информации.

Другие исследователи акцентируют внимание на каком-либо одном или нескольких объектах, избираемых в качестве предмета анализа:

хозяйственная деятельность организации;

изменения хозяйственных процессов.

В этих определениях наблюдается идентификация предмета экономического анализа с его объектами, что не позволяет определить то специфическое, что дает возможность отличить экономический анализ от других наук.

Некоторые исследователи данной проблемы в качестве предмета экономического анализа рассматривают причинно-следственные связи экономических процессов, то есть причины образования и изменения результатов деятельности предприятия. Причинно-следственные связи дают возможность раскрыть сущность экономических явлений и правильно оценить достигнутые результаты.

Учитывая, что анализ — прикладная экономическая дисциплина и центральное место в нем занимают методы, способы и приемы измерения различных процессов, результатов и факторов их определяющих, предоставляется целесообразным дать следующее определение предмета экономического анализа.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные взаимосвязи, протекающие в экономических системах, и соответствующие методы, способы, приемы измерения их количественного и качественного взаимодействия.

Задачи экономического анализа

Содержание анализа, его предмет, целевая направленность, современные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, формируют задачи экономического анализа.

Рассмотрим основные из них:

Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

Научное обоснование текущих и перспективных планов, т. е. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе.

Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.

Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

Поиск резервов повышения эффективности производства.

Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Целью теории экономического анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования предприятий для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой — выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям и этапам развития производственных систем (предприятий).

Исходя из этого к задачам теории экономического анализа относятся:

обеспечение аналитика, менеджера, бухгалтера системой специальных знаний по выбору методов, способов и приемов экономического анализа для определенных ситуаций;

совершенствование методик проведения различных видов анализа (перспективного, прогнозного, маржинального, функционально-стоимостного, комплексного и др.).

Принципы экономического анализа

Проводя экономический анализ, необходимо руководствоваться определенными принципами, выработанными наукой и практикой.

Принцип государственности означает, что экономический анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов и результатов хозяйствования, т. е. оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической политике и законодательству.

Принцип научности предполагает использование достижений научно-технического прогресса, передового опыта и новейших методов экономических исследований.

Принцип комплексности аналитического исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности в экономике предприятия.

Принцип системности рассматривает объект анализа как сложную динамическую систему, состоящую из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой, и изучение объекта осуществляется с учетом всех внутренних и внешних связей.

Принцип оперативности выражается в умении быстро и четко проводить анализ и принимать необходимые управленческие решения.

Принцип объективности, конкретности и точности предполагает то, что анализ должен основываться на достоверной и проверенной информации, реально отражающей объективную действительность.

Плановость означает, что анализ должен проводится регулярно, систематически, а не от случая к случаю.

Принцип эффективности предполагает, что затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект.

Принцип демократизма предусматривает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

Методология и методика экономического анализа

Методология экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики.

Под методом анализа понимают способ его проведения для теоретического и практического исследования и познания объекта. Всеобщим методом является диалектический метод познания, позволяющий успешно осуществлять исследования различных явлений материального мира.

Использование диалектического метода в анализе деятельности экономических систем предусматривает:

изучение явлений и процессов, происходящих в экономической системе в динамике и в развитии;

исследование положительных и отрицательных сторон деятельности экономической системы;

изучение внутренних противоречий и причинно-следственных взаимосвязей;

детализация причин и факторов развития экономической системы;

Методика экономического анализа — это совокупность правил, способов и приемов выполнения аналитического исследования.

Методику экономического анализа подразделяют на общую и частную.

Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.

Частная методика конкретизирует общую методику применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

Любая методика экономического анализа представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исследования, а именно:

советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;

указания по организации анализа, его методическому, техническому и информационному обеспечению;

рекомендации по оформлению результатов анализа.

Другими словами методика раскрывает порядок и правила выполнения анализа с помощью известных или предлагаемых способов и представляет собой советы по исполнению аналитических процедур на всех этапах анализа.

Методика экономического анализа включает в себя следующие этапы проведения аналитических исследований:

определение цели, задач, потребителей аналитической информации;

выбор системы показателей для исследования и моделирования их взаимосвязи;

выбор способов исследования, технических приемов и средств;

подготовка источников информации для проведения анализа;

интерпретация результатов исследования.

Классификация приемов и способов экономического анализа

В экономическом анализе используется много различных способов.

Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации:

сравнение (существует несколько его форм: сравнение с данными бизнес-плана, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными);

графический (в экономическом анализе применяются почти все виды графиков: диаграммы сравнения, диаграммы временных рядов, кривые распределения). Графические методы позволяют быстро охватить и осмыслить соотношения и связи исследуемых показателей, определить тенденции развития, охарактеризовать структуру явления;

балансовый, его применяют при проведении анализа деятельности предприятий, широко используют в бухгалтерском учете, статистике и при разработке бизнес-планов. С помощью балансового метода можно проверить правильность определения влияния факторов на величину обобщающего показателя;

средние величины применяют при обработке данных о деятельности предприятий, когда нужно определить типичный уровень показателя в расчете на единицу совокупности. Необходимость использования средних величин объясняется возможностью с их помощью перейти от единичного к общему, от случайного к закономерному;

статистические группировки используют для получения характеристики состояния и развития сложного массового явления. В экономическом анализе статистические группировки позволяют получить информацию о связях между изучаемыми показателями и признаками, лежащими в основе группировки.

Способы детерминированного факторного анализа представляют собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Выделяют следующие способы:

Способы стохастического факторного анализа представляют собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной).

Выделяют следующие способы стохастического факторного анализа:

современный многомерный факторный анализ.

Способы оптимизации: многие задачи, с которыми приходится сталкиваться аналитику в повседневной практике при анализе хозяйственной деятельности предприятий, многовариантны. Так как не все варианты одинаково хороши, среди множества возможных приходится отыскивать оптимальный. В связи с этим возникает необходимость привлечения к анализу оптимизационных экономико-математических методов и ЭВМ. К способам оптимизации показателей относятся:

математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое, блочное);

теория массового обслуживания;

сетевые методы планирования и управления.

Эвристические методы — это методы решения аналитических задач, связанные с опросом и экспертными оценками специалистов, высказывающие свое мнение на основе интуиции, опыта, с математической обработкой разных мнений для нахождения правильного решения.

К эвристическим методам относятся:

прием аналогии, он представляет собой использование подобного известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос;

прием инверсии, или системы «наоборот», этот прием предполагает умение перевернуть объект «вверх ногами», поменять местами его составляющие;

прием мозговой атаки — это метод интенсивного генерирования новых идей, для чего необходимо творческое содружество групп специалистов разного профиля. Затем эти идеи обсуждаются с целью выявления самых оптимальных для реализации;

прием контрольных вопросов имеет цель с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи;

метод экспертных оценок основан на прошлом опыте, когда во внимание принимается индивидуальное мнение специалиста или коллективная экспертная оценка.

Классификация видов экономического анализа

Вид экономического анализа представляет собой теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления производством.

В зависимости от характера объектов управления (что анализируется) выделяют виды анализа, отражающие уровни общественного воспроизводства:

технико-экономический анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия или организации.

Другими словами, технико-экономический анализ — это анализ показателей состояния и развития производства;

в основе финансово-экономического анализа находятся финансовые результаты деятельности предприятия. Финансово-экономический анализ проводится по финансовым показателям бухгалтерского учета и финансовой отчетности деятельности предприятия и позволяет определить выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, резервы увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Он позволяет выявить острые социальные вопросы, возникающие у работников предприятия и дает возможность руководству предприятия принимать соответствующие управленческие решения. Источником информации выступает заработная плата работников, премии, условия работы, обеспеченность работников предприятия жильем, медицинским обслуживанием и др.;

экономико-статистический анализ применяется при изучении массовых явлений на разных уровнях управления;

экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ применяется для изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По признаку субъекта управления (кто анализирует) выделяют:

внутренний, или управленческий, анализ, субъектами управленческого анализа являются администрация, руководство предприятия и его отдельных подразделений, которые анализируют всю возможную внутрихозяйственную и внешнюю информацию с целью управления предприятием и достижения максимально возможного экономического эффекта;

внешний, или финансовый, анализ, субъектами финансового анализа, в основном по данным публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, являются органы хозяйственного государственного управления (министерства, налоговые и статистические органы), кредитные и финансовые органы, поставщики и покупатели, инвесторы и т. д.

По признаку повторяемости различают:

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный);

разовый непериодический анализ.

По пространственному признаку различают:

внутрихозяйственный анализ, он изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

межхозяйственный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на:

отраслевой, он учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.);

межотраслевой, он осуществляется на уровне отраслей национальной экономики.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на:

предварительный, или перспективный;

последующий, или ретроспективный.

Ретроспективный анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля и выявления неиспользованных резервов.

В свою очередь ретроспективный анализ подразделяется на:

Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, смену, декаду).

Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия по важнейшим отчетным периодам (месяц, квартал, год).

Перспективный (предварительный, или прогнозный) анализ изучает экономические явления и процессы с позиций будущего, т. е. перспективы их развития. Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций.

По методике проведения исследования выделяют:

Содержание финансового и управленческого анализа
и последовательность его проведения

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый и управленческий учет.

При проведении внешнего финансового анализа в качестве источника информации используются данные только публичной бухгалтерской отчетности. Особенностями внешнего финансового анализа являются:

множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

анализ абсолютных показателей прибыли;

анализ относительных показателей рентабельности;

анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;

экономическая диагностика финансового состояния предприятия и его рейтинговая оценка.

При проведении внутрихозяйственного финансового анализа в качестве источника информации используются, кроме финансовой отчетности, данные системного бухгалтерского учета, нормативная и плановая информация.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа (см. содержание внешнего финансового анализа), может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ состояния запасов, анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, т. е. возможно проведение комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Кроме этого вопросы внутрихозяйственного финансового и внутрихозяйственного производственного анализа взаимосвязаны при обосновании и контроле бизнес-планов, в системе маркетинга.

Особенностями управленческого анализа являются:

ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия:

использование всех источников информации для анализа;

отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа

Развитие рыночных отношений и новых методов хозяйствования, основанных на различных формах собственности, вызывает необходимость комплексного анализа деятельности предприятия.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия — это совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с заданной целевой функцией в рамках обоснования решений оперативного, тактического и стратегического характера.

Сущность комплексного экономического анализа составляет характеристика основных показателей хозяйственной деятельности, полученная в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все или многие аспекты хозяйственных процессов, и содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности предприятия на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Комплексный анализ служит:

индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности;

критерием сравнительной оценки коммерческий деятельности предприятия и его подразделений;

показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации;

основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей результатов в будущем.

При выполнении комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности выделяют следующие этапы:

представление объекта исследования как системы, для которой определяют цели и условия функционирования (как уже отмечалось выше — объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятия. При проведении комплексного экономического анализа хозяйственная деятельность предприятия рассматривается как система, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции);

разработка качественных характеристик экономики предприятия, т. е. системы синтетических и аналитических показателей;

составление общей схемы системы, установление главных компонентов, функций и взаимосвязей, а также разработка схемы подсистем, показывающей соподчинение элементов;

определение основных взаимосвязей и факторов, дающих количественные характеристики;

построение модели системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах;

объективная оценка результатов хозяйственной деятельности и комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Главное в комплексном анализе — это увязка отдельных разделов или блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов, и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Сначала дается предварительная характеристика хозяйственной деятельности по системе важнейших показателей, затем анализируются факторы и причины, определяющие эти показатели, выявляются внутрихозяйственные резервы эффективности использования материальных ресурсов, труда и заработной платы, основных фондов, объема, качества и структуры продукции, рентабельности хозяйственной деятельности и т. д. Затем на основе этого дается обобщающая оценка эффективности работы предприятия.

Кроме этого в процессе проведения комплексного экономического анализа строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, что открывает возможности для применения математических методов и ЭВМ.

Система показателей комплексного экономического анализа

Показатель — обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.

Хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в определенную систему.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

К количественным показателям относят показатели, связанные с измерением общей величины совокупности объектов (объем изготовленной продукции, численность работников, поголовье скота).

Качественные показатели характеризуют уровень развития явлений, показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (себестоимость, рентабельность, урожайность).

Одни показатели используются при анализе деятельности предприятий во всех отраслях национальной экономики, другие — только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические.

К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости.

Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть влажность торфа, жирность молока и т. д.

По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).

Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например: обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.

Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например: к частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.

Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например: количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели непосредственно характеризуют размеры социально-экономических явлений, их признаков. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные.

Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками процессов и явлений. Поэтому по отношению к абсолютным показателям или показатели в форме относительных величин являются производными (вторичными). Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах.

При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели:

нормативные (нормы расхода сырья, топлива, энергии, нормы амортизации и др.);

плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям);

учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета);

отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности).

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:

Блок 1. Анализ показателей технико-организационного уровня внешнеэкономических, социальных и природных условий производства.

Блок 2. Анализ показателей использования основных производственных средств.

Блок 3. Анализ показателей использования материальных ресурсов.

Блок 4. Анализ показателей использования труда.

Блок 5. Анализ показателей продажи продукции.

Блок 6. Анализ показателей себестоимости продукции.

Блок 7. Анализ показателей величины и структуры авансированного капитала.

Блок 8. Анализ показателей прибыли и рентабельности продукции.

Блок 9. Анализ показателей капиталоотдачи или деловой активности предприятия.

Блок 10. Анализ показателей рентабельности активов предприятия.

Блок 11 Анализ показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов

Этапы разработки бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой подробную программу действий предприятия на предстоящий период и является основным средством управления предприятием. Он составляется в следующих случаях:

для обоснования и осуществления инвестиционных проектов;

при реализации отдельных коммерческих операций;

при определении перспектив развития предприятия;

при проведении реорганизационных мероприятий и реструктуризации существующего предприятия;

для финансового оздоровления и выхода из временного экономического кризиса.

Наиболее комплексным и объемным является бизнес-планирование текущей деятельности предприятия и бизнес-план на создание нового предприятия.

Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:

по масштабу деятельности (малый бизнес, средние и крупные предприятия);

по отраслевому признаку (производство, торговля, строительство и т. д.);

по организационно-правовой форме предприятия (ООО, ЗАО и др.);

по виду инвестиций или по инвесторам;

по назначению (план основания, план развития, план выхода на рынок, план технического перевооружения).

Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим учредителям-собственникам предприятия, партнерам по бизнесу, потенциальным инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам. Он дает им необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективы и результативности.

Разработка бизнес-плана обычно предусматривает несколько этапов.

Первый этап — сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности, а также о требованиях предполагаемых инвесторов.

Второй этап — выявление целей подготовки бизнес-плана. Цель определяется перечнем проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Чаще всего первоначальной целью является начало финансирования. Она может быть достигнута в том случае, если бизнес-план содержит привлекательное предложение для инвестора.

Третий этап — точное определение инвесторов.

крупные предприятия или корпорации, которые рассматривают бизнес-планы, предлагаемые их структурными подразделениями;

международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития;

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Выбор круга инвесторов определяет специфику содержания бизнес-плана. Если бизнес-план ориентирован на финансирование за счет выпуска и размещения акций, то необходимо особое внимание уделить прогнозу их котировок и размеру дивидендов, определению порядка выплаты дивидендов. Если предприятие предполагает получение банковского кредита, то необходимо показать возможности эффективного обеспечения возврата кредитов.

Четвертый этап — определение общей структуры создаваемого бизнес-плана.

Пятый этап — сбор информации для разработки каждого раздела плана.

Шестой этап — непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, это осуществляется специалистами по планированию и аналитиками под руководством того лица, которое будет управлять реализацией плана.

Седьмой этап — анализ или предварительная экспертиза плана, после чего он может быть представлен ведущим инвесторам или кредиторам.

Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

Роль анализа при составлении бизнес-плана заключается, по существу, в ответе на три вопроса:

Какова сегодня позиция предприятия?

Где должно находиться предприятие в будущем?

Что нужно сделать, чтобы предприятие переместилось в то положение, где его хочет видеть руководство?

Разработка мероприятий по улучшению рыночных позиций и завоеванию конкурентных преимуществ (они являются основой бизнес-плана) разделяется на три этапа.

Первый этап — анализ внешней среды и определение позиции предприятия в настоящее время. Для этого собирается и анализируется следующая информация:

о направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;

о существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции-заменителя;

о конкурентах (объем продаж, доля на рынке, качество их продукции, ценовая и сбытовая политика).

Второй этап — анализ возможностей предприятия, прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, степени риска.

Цель данного анализа — обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, обосновать производственную программу и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Для этого проводится:

анализ существующей системы сбыта продукции;

анализ существующей системы снабжения предприятия;

анализ ассортимента выпускаемой продукции:

анализ финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления;

анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия.

Третий этап — выбор вариантов развития предприятия.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система. Она включает в себя:

производственно-технологическую и инновационную политики (это может быть минимизация затрат на производство и реализацию продукции или повышение конкурентоспособности и качества продукции);

Таким образом, анализ необходим для:

повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

своевременности координирования деятельности предприятия, как реакции на внешние и внутренние изменения;

оценки достоверности учета и оперативности контроля;

мотивации работников к достижению поставленных целей.

Структура комплексного бизнес-плана

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Но, как правило, в нем предусматривается титульный лист, резюме, основная часть.

Рассмотрим основные разделы бизнес-плана.

Титульный лист содержит название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предполагаемого проекта, его стоимость, ссылки на секретность.

Резюме готовится после составления бизнес-плана, оно обобщает итоги планирования и включает в себя основные положения предполагаемого проекта, преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации. Резюме не должно превышать 3 — 4 страниц (предпочтительнее 1 страница) и должно быть составлено так, чтобы возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация раздела в основном предназначена для инвесторов и анализируется в дальнейшем обслуживающими их аналитиками, поэтому, обсуждая историю бизнеса, указывают успехи предприятия в прошлом и достижения его работников, год основания предприятия, основные этапы его развития, продукты, которые предлагались рынку, роль руководства в развитии предприятия. Предпочтительнее использовать количественные показатели.

Основная часть состоит из маркетингового раздела, производственного раздела и финансового раздела.

Маркетинговый раздел включает в себя описание товаров и услуг, рынков сбыта, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Завершает характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане план маркетинга. В этом разделе плана должно быть определено:

Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, возрасту, поведенческим принципам можно выделить, т. е. каковы основные сегменты данного рынка и на какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?

Определяя свою позицию на рынке, намерено ли предприятие потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?

Какова основная методика расчета цены на товары и услуги? Какой доход обеспечит предприятию выбранный уровень цены? Предусмотрены ли система скидок и льгот для покупателей?

Какие каналы распространения товаров будут использоваться? Будет ли предприятие прибегать к услугам оптовых и розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников и каким способом?

Какие меры предпримет предприятие для эффективного продвижения своих товаров (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личные продажи)? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?

Будет ли предприятие применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как оно планирует организовать послепродажный сервис?

Производственный раздел состоит из производственного плана, организационного плана и юридического плана.

Производственный план дает ответы на следующие вопросы:

Каковы основные методы производства и технологии?

Какова структура производственного процесса и его операций?

Какие используются сырье, материалы, комплектующие?

Кто основные поставщики предприятия?

Выявлены ли недостатки производства?

Какие мощности и оборудование необходимы для организации производства?

Какова предполагаемая структура издержек?

Как осуществляется контроль качества?

Какая рабочая сила необходима для ведения производства?

Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности, системой управления и организационной структурой, дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.

В нем должны быть даны ответы на следующие вопросы:

Какова организационно-правовая форма предприятия?

Кто основные пайщики и акционеры?

Если предприятие является акционерным обществом, то сколько акций всего было выпущено или предполагается выпустить? Каковы права акционеров и процедуры выплаты дивидендов?

Кто входит в состав совета директоров и правления общества? Необходимо перечислить членов совета директоров и правления, указать их должность, квалификацию, опыт, образование.

Как распределяются полномочия среди управляющих предприятия? Каковы особенности контрактов, заключаемых с менеджерами?

Какова организационная структура предприятия и способ взаимодействия подразделений друг с другом?

В юридическом плане дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.

Финансовый раздел включает в себя финансовый план, стратегию финансирования, оценку рисков и страхование.

Финансовый план является итоговым разделом бизнес-плана. Показатели финансового плана рассчитываются по результатам прогноза продаж и производства продукции, т. е. по результатам планов маркетинга и производства. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися финансовыми ресурсами. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которых предполагается реализация инвестиционного проекта или ведение хозяйственной деятельности:

налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);

изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;

инфляционная характеристика среды.

Финансовый план включает в себя следующие основные расчеты или сметы:

смету объема продаж продукции;

план прибылей и убытков (смету доходов и расходов);

баланс денежных поступлений и расходов;

плановый бухгалтерский баланс (смету активов и пассивов);

расчет безубыточности продажи товаров.

Кроме этого, в финансовую часть бизнес-плана входят:

расчеты по обоснованию стратегии инвестиций;

расчеты товарно-материального обеспечения кредитов;

оценка финансовых рисков и страхования.

Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет

Организация бюджетирования. Бюджетный цикл

Согласно западным управленческим теориям все плановые процедуры носят название «бюджетирование». В теории управления предприятием в России под бюджетированием понимается краткосрочное (оперативное) планирование.

Главная цель бюджетирования — формирование информации для управления предприятием с целью увеличения прибыли при финансовой стабильности предприятия. Бюджетирование является одной из составных частей планирования, поэтому оно необходимо в системе управления предприятием и конкретизирует цели планирования.

Бюджетирование в узком смысле представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что за исполнение каждой их статьи ответственность несет конкретное лицо.

Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия, утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118, бюджетирование определено как часть финансового планирования. В этом документе.
В частности, говорится, что важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Будем исходить из того, что бюджетирование — процесс составления и реализации бюджетов в практической деятельности предприятия.

Качество бюджетирования определяется структурой бюджетов, состав бюджетных статей, взаимной согласованностью бюджетов, а также качеством деятельности менеджеров, участвующих в процессе бюджетирования.

Оперативная система управления предприятием (бюджетное управление) по центрам ответственности с помощью бюджетов позволяет достигать поставленных целей с помощью бюджетов позволяет достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Важный момент бюджетного управления — мотивация с использованием механизма учета отклонений от запланированных показателей затрат и результатов и разграничением ответственности за эти отклонения. В экономической литературе очень часто термины «бюджетирование» и «бюджетное управление» используются как синонимы.

Для того чтобы процесс бюджетирования стал эффективным, необходимо провести подготовительные работы. Назовем основные из них.

Проектирование и утверждение финансовой структуры предприятия. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия по составлению конкретных (частных) бюджетов ответственными подразделений системы управления предприятием.

Разработка структуры генерального бюджета предприятия. Выполняются работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, «наложению» видов бюджетов на организационные подразделения структуры управления предприятием.

Утверждение бюджетной политики. Сама бюджетная политика по форме аналогична учетной политике и разрабатывается с целью определения и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки.

Разработка регламента бюджетирования. Это установление временного периода бюджетирования, процедур планирования, форматов бюджетов, программы действий каждого из участников процесса бюджетирования.

В крупных компаниях со сложной организационной структурой разработкой регламента бюджетирования занимается специально созданный бюджетный комитет — коллективный орган, состоящий из представителей всех бюджетных центров. Особенности деятельности бюджетных комитетов зависят от специфики компании, но общими для всех являются следующие вопросы: трансформация стратегических целей в серию оперативных бюджетов; организация рабочих совещаний; утверждение функциональных бюджетов и их объединение в мастер — бюджет; рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов и дальнейший анализ отклонений; разрешение конфликтов, возникающих в процессе функционирования бюджетной системы.

Полноценное бюджетное планирование на предприятии невозможно без учета цикла деловой активности, отраслевого цикла, цикла развития предприятия и жизненного цикла продукта. Анализ разных моделей роста и стабилизации предприятия показал, что на каждом этапе его развития должны формироваться своя финансовая политика и данные, предоставляемые управленческим учетом в соответствии с основополагающей моделью развития предприятия.

Главные факторы, которые необходимо учитывать при построении соответствующей модели бюджетирования, должны быть разделены на основные внутрифирменные факторы, оказывающие влияние на построение модели бюджетирования, и факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования.

Основные внутрифирменные факторы — это следующие виды ресурсов:

финансовые результаты (собственные и заемные);

человеческие ресурсы (особенно на исполнительском и высшем управленческом уровнях);

бизнес-ресурсы (отношения с покупателями и поставщиками, производственный процесс, доля рынка, репутация и др.);

Перечислим факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования:

источник