Меню Рубрики

Учет как информационная база для анализа

Бухгалтерский учёт как информационная база финансового анализа организации.

Основным источником информации для анализа и оценки финансового состояния организации, с которыми чаще всего работает аналитик, является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности. Этот документ включает в себя помимо описательной части полный комплект форм бухгалтерской отчетности, а также специализированные формы, установленные в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Состав, содержание, требования и другие методические основы бухгалтерской отчетности регламентированы Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное приказом Минфина РФ № 43н от 6 июля 1999 года (ПБУ 4/99).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г., № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности включаются [2]:

Бухгалтерский баланс – форма № 1;

Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Отчет о движении капитала – форма № 3 /годовая/;

Отчет о движении денежных средств – форма № 4 /годовая/;

Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5 /годовая/;

Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации, аудита бухгалтерской отчетности.

Основными элементами бухгалтерской отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства организации и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение организации в течение отчетного периода и обусловили изменение в трех первых элементах. Все элементы финансовой отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются баланс (ф.№ 1) и отчет о прибылях и убытках (ф.№ 2).

Баланс (ф.№ 1) в системе бухгалтерской отчетности занимает центральное место. Он претерпел большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер.

Охарактеризуем бухгалтерский баланс в самом общем виде. Новая форма баланса, утвержденная Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г. (ПБУ 4/99), имеет пять разделов, в том числе два в его активной части, и три – в пассивной [7].

Баланс построен по принципу «нетто», т.е. в нем отсутствуют регулирующие статьи: износы основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, использование прибыли. Кроме того, в более детальном ракурсе в основной форме бухгалтерской отчетности приводятся состав нематериальных активов, основных средств, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, структура собственных и заемных средств. В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, займы, кредиты и прочие долги и обязательства.

Баланс является наиболее информативной базой для анализа и оценки финансового состояния организации. Актив баланса характеризует имущественную массу организации, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении организации. Пассив характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организации у различных участников коммерческого дела /акционеров, инвесторов, кредиторов, государства и др./.

В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота организации по функциональному признаку. В актив баланса входят два раздела:

Так, в разделе 1 «Внеоборотные активы» отражаются нематериальные активы (расшифровка состава нематериальных активов приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (ф.№ 5)), основные средства (расшифровка движения основных средств в течение отчетного периода, а также их состава на конец периода приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (ф.№ 5)), незавершенное строительство (расшифровка информации о движении средств по этой статье приводится также в ф.№ 5), доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения.

Раздел 2 актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и др., наличие у организации свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих активов.

Согласно Приказа Минфина Российской Федерации № 43н от 06.07.99. об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года, раздел «Убытки», ранее присутствовавший в активе баланса, исключается из структуры бухгалтерского баланса.

Пассив баланса начинается с раздела «Капитал и резервы», который содержит информацию об уставном, добавочном, резервном капитале, а также о нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).

Расшифровка состава и движения фондов, движения остатка нераспределенной прибыли прошлых лет в течение отчетного года приводится в форме № 3 «Отчет о движении капитала».

Далее идут разделы «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства», в которых показываются непогашенные суммы заемных средств, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей.

Содержание статей актива и пассива баланса дает возможность использовать его как внутренним /высшее руководство организации, общее собрание участников, управляющие соответствующих уровней/, так и внешним пользователям /государство, существующие и потенциальные кредиторы, поставщики и покупатели, собственники средств организации, аудиторские службы, органы статистики/.

Начиная с 2000 года, введено новое ПБУ 4/99. В соответствии с этим положением в актив баланса группа статей «Нематериальные активы» дополнена позициями «Права на объекты интеллектуальной /промышленной/ собственности» и «Деловая репутация организации». Введена также группа статей «Доходные вложения в материальные ценности», а в группе статей «Дебиторская задолженность» появилась позиция «Задолженность участников /учредителей/ по вкладам в уставный капитал». В новой форме баланса отсутствуют статьи: «Фонды накопления», «Фонды социальной сферы», «Фонды потребления». Остатки этих фондов будут приводиться по строке «Нераспределенная прибыль».

Дополнительно отметим, что в балансе отсутствует статья «Целевые финансирование и поступления». И, напротив, в группе статей «Кредиторская задолженность» выделяют «Задолженность участникам /учредителям/ по выплате доходов».

Изучение экономической литературы и практики хозяйствования в организациях позволяет сделать вывод о том, что существующая форма бухгалтерского баланса имеет ряд ограничений. Знание ограничений необходимо для оценки его реальных аналитических возможностей. Укажем некоторые из них:

Баланс историчен по своей природе. Как известно, он составляется на определенную дату. В результате этого баланс организации представляет собой «фотографию» между двумя конкретными датами, из которой видно лишь изменение, но не движение активов, собственного и заемного капитала и обязательств организации. Он не отвечает на вопрос в результате чего сложилось такое положение.

Бухгалтерский баланс строится таким образом, чтобы в целом зафиксировать финансово-экономическое состояние организации за отчетный период. При этом из рассмотрения автоматически выпадает такой аспект благополучия организации, как деление имущества на собственное и заемное конкретно по видам.

Действительно, если в активе баланса приводится лишь перечень всего движимого и недвижимого имущества, то увязать конкретное имущество с конкретным источником его финансирования не представляется возможным. Из баланса можно судить лишь об имуществе в целом, выделив при этом его собственную и заемную составляющую. В результате чего пользователь лишен возможности «прочитать» об этом в балансе. В самом деле, если организация приобрела технологическую линию или автомобиль в отчетном периоде, то немаловажно знать, за счет каких средств это произошло [16, С. 102].

Если покупка была осуществлена за счет кредита, то, например, автомобиль, зачисленный на баланс организации, не может считаться собственностью организации в экономическом смысле, пока не погашен кредит и не сформирован фонд накопления, что из баланса явно не следует. В следствие этого данный актив ненамеренно рассматривается пользователем как собственность данной организации, что противоречит логике.

Одна из главных целей функционирования любой коммерческой организации – получение прибыли. Однако именно этот показатель отражен в балансе недостаточно полно. Представленная в балансе величина нераспределенной прибыли в отрыве от затрат и оборота по реализации не показывает, в результате чего сложилась именно такая ее величина.

Более того, в балансе отсутствует показатель балансовой прибыли. Отсутствие этого показателя снижает информационную емкость, содержащихся в балансе сведений, тем самым, в аналитическом смысле, в еще большей степени повышена роль отчета о прибылях и убытках.

Из баланса не видно, за счет каких фактов и хозяйственных операций произошло изменение валюты баланса. Для получения точного ответа необходима дополнительная информация, так как обороты в бухгалтерском балансе не показываются, но именно через них определяются остатки на конец периода. Главное, таким образом, отражается на счетах, в главной бухгалтерской книге, а не в бухгалтерском балансе.

Форма № 1 бухгалтерской отчетности России «Бухгалтерский баланс» несколько отличается от форм бухгалтерского баланса стран, придерживающихся международных стандартов, Приведем некоторые из них:

В балансе России активы расположены в порядке нарастания ликвидности, т.е. прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. Так, в разделе 1 актива баланса «Внеоборотные активы» /этот термин научно несостоятелен, т.к. все активы и весь капитал – пассивы – находятся в обороте/ показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.

В разделе 2 актива баланса показаны такие элементы имущества организации, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они обладают абсолютной ликвидностью.

Соответственно и пассивы располагаются начиная с собственных средств и резервов, которые воплощаются во «внеоборотных» активах, затем следуют долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы.

В активе баланса международного стандарта на первом месте, наоборот, стоят наиболее ликвидные, текущие активы (в их составе на первом месте – денежные средства и их эквиваленты), а на втором – долгосрочные активы.

В пассиве соответственно перечень статей начинается с краткосрочных кредитов банков (в составе текущих обязательств), затем следуют долгосрочные обязательства и собственный капитал.

Это различие является несущественным потому, что каждой статье баланса международного стандарта можно найти аналог в бухгалтерском балансе России по форме № 1. И наоборот: все разделы и статьи бухгалтерского баланса России можно интерпретировать в терминах международных бухгалтерских стандартов.

2. Существенное различие двух балансов состоит в том, что баланс международного стандарта не имеет позиции «Незавершенное строительство», т.к. в мировой практике строительство ведут обычно специализированные строительные фирмы, изготавливающие свою продукцию «под ключ» и продающие ее как обычный товар [14, С. 64].

3. Более решительно поступают на Западе и с непогашенной дебиторской задолженностью: она исключается из состава имущества организации. При этом и активы, и пассивы освобождаются от мнимой собственности. Не случайно, согласно международным стандартам учета в приложении к отчетности /балансу/ раскрывается обширная информация о дебиторской задолженности: сроки, особые условия погашения, специфические риски, связанные с задолженностью. Для внешнего аналитика, использующего данные российской отчетности, основной информацией, характеризующей качество дебиторской задолженности, являются сведения о просроченной дебиторской задолженности.

Исходя из перечисленных выше ограничений, содержащихся в бухгалтерском балансе России /ф.№ 1/ можно предложить следующие пути совершенствования указанной формы финансовой отчетности для повышения ее аналитичности и информационной емкости:

Целесообразным является разделить в балансе имущество организации на собственное и заемное конкретно по видам, т.к. в целом баланс организации не дает возможности получить ответа на вопросы, которые постоянно интересуют пользователей, в частности, – чье имущество находится на балансе организации: свое или чужое?

Учитывая, что баланс содержит важнейшую информацию о работе организации за отчетный период, необходимо ввести в пассив баланса показатель балансовой прибыли, чтобы аналитичность данного документа повысилась, а его информативность не ухудшилась.

Чтобы приблизить бухгалтерский баланс России к балансу международного образца необходимо исключить из актива баланса статью «Незавершенное строительство» как это принять в мировой практике.

Необходимым является также исключение из состава дебиторской задолженности непогашенной в срок дебиторской задолженности. Это позволит освободить и активы, и пассивы бухгалтерского баланса от мнимой собственности.

В условиях рыночных отношений важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период – прибыли. Прибыль обеспечивает организации возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерского /финансового/ отчета организации, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательно оформленного результата.

В соответствии с ПБУ 4/99 отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты отчетного года и должен содержать следующие числовые показатели [7]:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и акцизов;

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг /кроме коммерческих и управленческих расходов/;

источник

При проведении экономического анализа используется разнообраз­ная информация, среди которой ведущее место занимают данные бух­галтерской отчетности и бухгалтерского учета. В них содержатся наи­более важные и достоверные сведения о деятельности экономических субъектов. Эти сведения заносятся в отчетные формы и учетные регис­тры на основе научно разработанных принципов группировки инфор­мации. Отчетность представляет собой сводную информацию о ком­мерческой деятельности, поскольку в ней результаты подытожены и выражены в обобщенных показателях.

Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отража­ющих имущественное и финансовое положение организации на отчет­ную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчет­ный период.

Порядок представления, объем и состав бухгалтерской отчетнос­ти регламентируются следующими документами:

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

1)Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»);

2) Положением по бухгалтерскому учету 1 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99), утвержденным прика­зом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Конкретно бухгалтерская отчетность за 2005 г. регламентируется приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [2].

В соответствии с названным приказом утратили силу следующие нормативные акты:

1) приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

2) приказ Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н «О методи­ческих рекомендациях и порядке формирования показателей бухгал­терской отчетности организаций»;

3) приказ Минфина России от 4 декабря 2002 г. № 122н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н».

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 бух­галтерская отчетность состоит из следующих документов:

• формы № 1 «Бухгалтерский баланс»;

• формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

• формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

• формы № 5 «Приложение к Бухгалтерскому балансу»;

• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному
аудиту (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г.№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Если организация провела аудит бухгалтерской отчетности по собственной инициативе, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку, могут:

1)принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и
статьям «Отчета о прибылях и убытках» без дополнительных расшифровок в указанных формах;

2)не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе бух­галтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 при отсутствии соответ­ствующих данных.

Общественные организации, не осуществляющие предприниматель­скую деятельность и не имеющие оборотов по продажам товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества), в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, и № 5 при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомен­дуется включать в состав бухгалтерской отчетности форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводи­тельному письму организации, оформленному в установленном порядке с указанием состава содержащейся бухгалтерской отчетности.

Организации самостоятельно разрабатывают формы бухгалтер­ской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложе­нии к приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

Общими требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчет­ности, являются полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость.

В ходе экономического анализа используется широкий круг ин­формации, в частности:

1) данные управленческого учета;

2) хозяйственно-правовые документы: учредительные документы (устав, протокол собрания учредителей, свидетельство о регистрации), контракты и другие хозяйственные договоры, переписка с поставщиками и покупателями, претензии и рекламации, переписка и договоры с банками, акты аудиторских проверок и проверок налоговой инспекции);

—федеральные нормативы, являющиеся обязательными на всей территории России. К ним относятся: ставки федеральных налогов; нормы амортизации по отдельным группам основных средств, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное страхование; минимальный размер месячной оплаты труда; нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ и др.;

—региональные и местные нормативы, действующие в отдельных субъектах РФ и утверждаемые представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов;

—отраслевые нормативы, применяемые в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий, например налоговые нормативы для малых предприятий;

—нормативы организации, разрабатываемые самими хозяйствующими субъектами и применяемые для регулирования производственного процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся нормативы плановой потребности в оборотных активах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте организации, нормы материальных и трудовых затрат на калькуляционную единицу продукции,нормы запасов готовой продукции на складах, заделов незавершенного производства, нормативы отчислений из чистой прибыли в резервные фонды, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.;

4)плановые документы: перспективный план развития организации, бизнес-план и расчеты к нему, план технического развития организации, проектно-сметная документация на капитальные вложения, ремонтные работы;

5)техническая документация: разработки технологических процессов, графики производства работ, технологические карты, технические паспорта оборудования и др.;

6)прочая информация: материалы специальных наблюдений и исследований (например, материалы фотографий и самофотографий рабочего дня), материалы хронометражных наблюдений, результаты специальных анализов качества продукции и сырья, результаты собеседований с сотрудниками организации.

Бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета являют­ся основными источниками информации для экономического анализа, поскольку:

• в отчетности и бухгалтерском учете содержатся наиболее важные и достоверные сведения об организации;

• информация в отчетности и учетных регистрах определенным
образом систематизирована, сгруппирована;

• методика определения и отражения показателей в учете и отчетности регламентирована нормативными документами первого уровня — постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства по налогам и сборам РФ.

К документам второго уровня системы нормативного регулиро­вания бухгалтерского учета относятся следующие положения по бух­галтерскому учету: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н), ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н), ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйствен­ной деятельности» (утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н), ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № бОн), ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н), ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторс­кие и технологические работы» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н), ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н), ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н).

К документам третьего уровня системы нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета относятся Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н) и Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (утв. приказом ФСФО России от 23 января 2001 г. № 16).

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1126 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово — хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм. [6]

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны.

Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры. [29]

В соответствии с пп. 2 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учёте» №2732 от 26.12.95 г. все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:

  • *бухгалтерского баланса;
  • *отчёта о доходах и расходах;
  • *приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • *аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии с законом РК подлежит обязательному аудиту;
  • *пояснительной записки».

В том же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году и т.д.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности. [29]

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Он выступает как реальное средство коммуникации, благодаря которому:

  • — руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, о правильности выбранного стратегического курса, об эффективности использования ресурсов и принятых решениях по самым разнообразным вопросам управления предприятием;
  • — аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;

аналитики определяют направления финансового анализа.

Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Анализ с целью реальной оценки финансового состояния включает следующие основные направления:

  • а) анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу. Он заключается в расчете показателей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности. При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, непогашенные в срок кредиты и займы, на оценку положения организации на рынке ценных бумаг;
  • б) анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу. Он исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов;
  • в) анализ деловой активности организации, критериями которой являются:
    • 1) широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
    • 2) репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;
    • 3) степень выполнения бизнес-плана;
    • 4) уровень эффективности использования ресурсов организации.

Таким образом, баланс выступает информационной базой не только в бухгалтерском учете, финансовом анализе, но и в управленческом аспекте. [9]

Анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции.

Кроме того, не стоит забывать, что и сам баланс, являясь основной отчетной и аналитической формой, не свободен от некоторых ограничений.

Одно из существенных ограничений баланса — заложенный в нем принцип использования цен приобретения. В условиях инфляции, роста цен на используемые на предприятии сырье и оборудование, низкой обновляемости основных средств многие статьи отражают совокупность одинаковых по функциональному назначению, но разных по стоимости учетных объектов. Естественно, существенно искажаются результаты деятельности предприятия, реальная оценка его хозяйственных средств, «цена» предприятия в целом.

Для анализа используются различные показатели, рассчитываются финансовые коэффициенты. Поэтому целесообразным будет дать им определение.

Активы — стоимость средств, которыми владеет предприятие. Активы разделяются на текущие активы и долгосрочные активы (недвижимое имущество).

Текущие активы — средства, предназначенные для краткосрочного использования и обращаемые в денежную наличность в течение хозяйственного цикла, не превышающего один год. Текущие активы отражаются во втором разделе баланса, называются иначе оборотными средствами или оборотным капиталом. [27]

Ликвидные активы — активы, которые легко можно превратить в денежные средства. Ликвидные активы равны текущим активам за вычетом товарно-материальных запасов. Ликвидные активы показываются во втором разделе активной части баланса. К ним относятся денежные средства, краткосрочные ценные бумаги, задолженность дебиторов (платежи по которым ожидаются не более, чем через 12 месяцев после отчетной даты).

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

Товарно-материальные запасы — активы, занимающие промежуточное место по степени ликвидности между легко реализуемыми активами и недвижимыми средствами, и отражаются во втором разделе активной части баланса. К ним относятся материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи.

Недвижимость — активы, предназначенные для сравнительно долгосрочного использования в производственной деятельности предприятия (более одного года). Называют их иначе долгосрочными активами, недвижимыми или иммобилизованными средствами. Недвижимость отражается в первом разделе активной части баланса. К ней относятся основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения. [31]

Общая сумма капитала — стоимость средств (активов) предприятия. Она равна обязательствам в сумме с капиталом. Иначе называется валютой баланса.

Реальные активы — сумма остатков (сальдо) основных средств (за минусом износа), производственных запасов, незавершенного производства. Реальные активы характеризуют производственные мощности предприятия.

Пассивы — это обязательства (заемные средства) по оплате в сумме с собственным капиталом. Обязательства разделяются на краткосрочные (текущие) и долгосрочные и отражаются в четвертом и пятом разделах пассивной части баланса.

Краткосрочные обязательства — задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение года. К ним относятся кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы, полученные авансы.

Долгосрочные обязательства — задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение периода, превышающего один год, — включают долгосрочные кредиты и займы.

Собственный капитал (акционерный капитал) — стоимость активов, принадлежащих собственникам предприятия (акционерам). Стоимость собственного капитала равна разности общей стоимости активов (валюты баланса) и обязательств.

Чистые активы — собственный капитал, — определяется общей стоимостью активов за вычетом краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Чистые ликвидные активы — ликвидные активы за вычетом краткосрочных обязательств.

Собственные текущие активы (рабочий капитал) — величина текущих активов за вычетом краткосрочных обязательств. Их также называют собственными оборотными средствами или чистым капиталом. [31]

Одна из главных целей функционирования любого предприятия — получение дохода. Однако именно этот показатель отражен в балансе недостаточно полно. Формирование доходов наиболее полно отражается в форме «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности».

Необходимо еще раз подчеркнуть, что итог баланса вовсе не отражает той суммы средств, которой реально располагает предприятие, его «стоимостной оценки». Основная причина состоит в возможном несоответствии балансовой оценки хозяйственных средств реальным условиям вследствие инфляции, конъюнктуры рынка, используемых методов учета и др. Во-первых, баланс дает лишь учетную оценку активов предприятия и источников их покрытия; текущая рыночная оценка этих активов может быть абсолютно другой, причем, чем длительнее срок эксплуатации и отражения на балансе данного актива, тем больше разница между его учетной и текущей ценами. Во-вторых, даже если предположить, что активы приведены в балансе по их текущей стоимости, валюта баланса тем не менее не будет отражать точной «стоимостной оценки» предприятия, поскольку цена предприятия в целом, как правило, выше суммарной оценки его активов. Эта разница характеризует величину Гудвилла данного предприятия и может быть выявлена лишь в процессе его продажи. Неслучайно в ряде стран дискутировался вопрос о возможности и целесообразности периодической стоимостной оценки имиджа фирмы и отражения его в активе баланса.

Весьма актуален и для учета, и для анализа вопрос о допустимой и возможной степени унификации баланса. С технологической точки зрения функционирование системы бухгалтерского учета на предприятии представляет собой процесс непрерывного агрегирования данных. Важно найти оптимум в этом процессе. Малая степень агрегированности приводит к бессистемности и неуправляемости огромными циркулирующими в системе сведениями. Напротив, слишком большая агрегированность данных, в том числе и отчетных, может привести к резкому сокращению их информативности и аналитичности. В полной мере этот тезис относится и к бухгалтерской отчетности. [25]

Уровень агрегированности данных определяет степень аналитичности баланса. Причем связь здесь обратно пропорциональная: чем выше уровень агрегированности, тем меньше аналитичен баланс. Поэтому извечен вопрос о целесообразности необходимой степени сложности баланса, необходимости расширения состава статей, введении дополнительных группировок. Дело доходило до того, что в некоторых отраслях народного хозяйства структура бухгалтерского баланса менялась несколько раз в год.

В западной учетно-аналитической практике проблема агрегированности отчетных данных также широко обсуждается специалистами. При этом мнения

высказываются нередко самые различные. По мнению экономиста Р. Фокса, бухгалтерский отчет должен быть кратким и умещаться на визитной карточке. Напротив, экономист В. Бивер считает, что финансовая отчетность не должна упрощаться, исходя из уровня ее понимания наивным инвестором. Как всегда, истина находится посередине. Целесообразно заполнять несколько форм балансов, ориентированных на различных пользователей. Именно такой подход принят в экономически развитых странах. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. В учетных стандартах описываются лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детализации определяется бухгалтером предприятия самостоятельно. [21]

Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс — упрощение структуры баланса. Так, за последние два десятилетия число статей баланса промышленного предприятия уменьшилось примерно в два раза. Кроме того, баланс унифицирован для всех отраслей. В определенном смысле продолжена прежняя практика жесткого регулирования состава и структуры отчетности. [21]

бухгалтерский производственный отчетность экономический

источник

1. Бухгалтерская отчётность как информационная основа экономического анализа

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщенности данных.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

Объектом данной работы является отчетность организаций. Цель данной курсовой работы – рассмотрение основных требований и состава бухгалтерского отчета и анализ его основных показателей.

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так как:

— составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;

— бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;

— бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

Анализ бухгалтерской отчетности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако, при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий хозяйствования.

Основной задачей развития любой организации является обеспечение эффективного управления предприятием, так как только подобное управление позволит добиться финансовой устойчивости предприятия. Что сделает предприятие привлекательным объектом для инвестиций со стороны заинтересованных лиц.

Значение экономического анализа и, в частности финансового анализа организации здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

— платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);

— степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность — совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

— форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

— форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4 включает:

— бухгалтерский баланс — форма № 1;

— отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

— отчет об изменениях капитала — форма № 3;

— отчет о движении денежных средств — форма № 4;

— приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

— специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

— итоговую часть аудиторского заключения.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В акционерных обществах в пояснительной записке целесообразно указывать состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления- льготы и привилегии).

Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой является широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста, уровень эффективности использования ресурсов организации.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

источник

Без анализа влияния на экономику организации внешней и внутренней среды, состояния рынка, потребителей продукции, конкурентной обстановки, рыночных цен, конечных финансовых результатов невозможны разработка маркетинговых программ и контроль за их исполнением.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Управленческая деятельность администрации и персонала любого предприятия направлена прежде всего на принятие обоснованных управленческих решений. Управленческий учет в отличие от финансового учета – это часть управленческих информационных систем. В США и Великобритании управленческие информационные системы получили широкое распространение.

Наиболее сложной функцией управленческого учета является функция регулирования (принятия управленческого решения), которая связана с решением таких вопросов, как определение основных целей предприятия, формирование ассортимента вырабатываемой продукции, ценовой политики, капиталовложений. Также необходимо решить, как реагировать на отклонения от составленного плана производства. К таким отклонениям относятся: недостаток рабочей силы, материалов, кратковременное падение спроса, избыточные расходы на программу капиталовложений. Однако основной задачей управленческого учета остается контроль исполнения сметы (бюджета) внутри предприятия.

30. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основой хозяйственной деятельности организации являются финансы, учет и анализ. Финансы – это система денежных отношений экономического субъекта, возникающая в процессе его производственно-хозяйственной деятельности. На уровне предприятий (коммерческих организаций) существуют финансовые отношения:

1) с другими предприятиями и организациями – по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;

2) с банковской системой – по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и др.;

3) со страховыми компаниями и организациями – по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

4) с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами – по операциям с производственными и финансовыми активами;

5) с инвестиционными институтами (фонды, компании) – по размещению инвестиций, приватизации и др.;

6) с филиалами и дочерними предприятиями;

7) с персоналом организации по выплате заработной платы, дивидендов и др.;

8) с акционерами (не членами трудового коллектива);

9) с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;

10) с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Общим для указанных видов отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют; обой совокупность выплат и поступлений денежных средств организации. Финансовые отношения возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самой организацией или другим участником экономического процесса. Поэтому состояние финансовых отношений или просто состояние финансов организации определяется прежде всего состоянием его производственно-хозяйственных характеристик. Но справедливо и обратное утверждение: правильная и рациональная организация финансов является главным фактором успешной производственно-хозяйственной деятельности организации. Рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников финансирования – главные задачи организации.

Скорость и масштабы движения денег определяют работоспособность финансовой системы. С движения денег начинается и им завершается кругооборот средств организации, оборот всего капитала.

Финансовые результаты предприятий характеризуются показателями валового дохода, прибыли и рентабельности. К конечным финансовым результатам следует относить прибыль. Цель анализа финансовых результатов – выявление возможностей и способов их улучшения за счет приведения продукции, товаров и услуг и качества обслуживания в соответствие с платежеспособным спросом населения, увеличения валового дохода и снижения затрат. Факторы, оказывающие влияние на валовой доход, в той же мере оказывают влияние на прибыль предприятия, поэтому анализ влияния факторов на валовой доход и факторный анализ прибыли можно объединить. Средний уровень реализованных торговых надбавок в свою очередь зависит от изменения структуры товарооборота, так как каждый из товаров имеет свой размер надбавки и наценки. С изменением состава товара изменится и общая сумма наценок, а значит – валовой доход и прибыль.

31. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель бухгалтерской отчетности – представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия. Финансовое положение характеризует бухгалтерский баланс; результаты деятельности показываются в «Отчете о прибылях и убытках»; изменение в финансах отражает «Отчет о движении денежных средств».

Цели бухгалтерской отчетности, как и анализа, определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, о текущем финансовом положении, происшедших за отчетный период изменениях.

Одно из основных достоинств бухгалтерской отчетности как информационной базы экономического анализа – ее аналитические возможности. Один из важнейших принципов бухгалтерской отчетности – принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Не все сведения, необходимые для анализа, могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их прилагается в виде примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это делает актуальным проблему содержания и структурирования бухгалтерских отчетов для целей экономического анализа. Анализ годового отчета предприятия – один из основных разделов текущей деятельности финансовых служб предприятия. Важность его предопределяется тем, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов является единственным средством коммуникации, достоверность которого высока и становится важнейшим элементом информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала анализируемого предприятия.

Для понимания логики построения отчетности является изучение качественных характеристик информации, являющейся основой для проведения анализа деятельности предприятия:

1) понятность (возможность быстрого восприятия информации при условии, что пользователь обладает достаточным количеством знаний);

2) значимость (способность влиять на принятие управленческих решений);

5) достоверность (информация должна быть объективной и не иметь значимых ошибок);

6) нейтральность (отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на определенную категорию пользователей);

7) сопоставимость (должна быть сопоставима во времени и сравнима с информацией других предприятий);

9) полнота (отсутствие пропусков информации). Возможность использования бухгалтерской отчетности для анализа деятельности предприятия предполагает знание и понимание:

1) места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения экономического анализа;

2) нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;

3) состава и содержания отчетности;

4) методики ее чтения и анализа.

32. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

На практике чаще всего используются качественные (экспертные) методы, основанные на субъективной оценке ожидаемых параметров деятельности (дерево решений, дельфи-модели, метод сценариев, метод процентных ставок, деловые игры и др.)

Метод дерева решений позволяет экспертам оценивать значения денежных потоков по нескольким вариантам развития: оптимистический, пессимистический, нормальный. Дерево решений – это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов. Каждая ветвь дерева – это различные варианты развития. Чем больше разброс значений прогнозируемых критериев, тем более рискованным кажется проект.

Ольга Ивановна Соснаускене, Наталия Геннадиевна Шредер: Шпаргалка по экономическому анализу 1
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 1
2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1
4. МЕСТО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 2
5. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ 2
6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО СВЯЗЬ С КОНТРОЛЕМ 2
7. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3
8. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3
9. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 4
10. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ИХ СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ 4
11. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 4
12. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ЭММ) АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
13. ПРИМЕНЕНИЕ ЭММ В РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 5
14. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 5
15. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6
16. СИСТЕМА ПОИСКА РЕЗЕРВОВ, ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
17. ВИДЫ РЕЗЕРВОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 7
18. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПРОИЗВОДСТВА 7
19. ЭКСТЕНСИВНЫЕ И ИНТЕНСИВНЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА 7
20. МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
21. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
22. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
23. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 9
24. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 9
25. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 10
26. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ 10
27. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 10
28. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 11
29. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 11
30. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 12
31. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 12
32. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 12
33. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 13
34. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 13
35. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДЕКСНОГО И ИНТЕГРАЛЬНОГО МЕТОДОВ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ 14
36. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЗАТРАТ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА 14
37. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 14
38. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ 15
39. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В МОНИТОРИНГЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ 15
40. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА 15
41. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА 16
42. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМ ПРОДАЖ 16
43. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА 17
44. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОДАЖ 17
45. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА 17
46. СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА КАК ЭЛЕМЕНТА МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА 18
47. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ 18
48. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ 18
49. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ ТОВАРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИХ ПРОДАЖ 19
50. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ РАБОТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИХ ПРОДАЖ 19
51. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ НА ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ 20
52. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА 20
53. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ РАСХОДОВ НА ТРУД 20
54. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ РАСХОДОВ НА МАТЕРИАЛЫ 21
55. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ РАСХОДОВ НА ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 21
56. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ 21
57. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННЫХ УСЛУГ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ 22
58. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННЫХ РАБОТ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ 22
59. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АНАЛИЗА ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ ПРОДАЖ – ПРИБЫЛЬ 22
60. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ ПРОДАЖ – ПРИБЫЛЬ 23
61. РАСЧЕТ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА 23
62. РАСЧЕТ ПОРОГА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ 24
63. РАСЧЕТ ЗАПАСА ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ 24
64. ПОНЯТИЕ «ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ» В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 24
65. ПРИБЫЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
66. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 25
67. ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 25
68. АНАЛИЗ СОСТАВА И ДИНАМИКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 26
69. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 26
70. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС) 27
71. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 27
72. АНАЛИЗ МОРАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС) 27
73. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КРАТКОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 28
74. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОЧНИКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 28
75. ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОЧНИКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 28
76. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ 29
77. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 29
78. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ ЧИСТЫХ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 29
79. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 30
80. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 30
81. ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ЧИСТЫХ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 30
82. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 31
83. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 31
84. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАПИТАЛООТДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ 32
85. ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИХ ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ 32
86. ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЛИКВИДНОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ И ИХ ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ 32
87. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ОРГАНИЗАЦИИ 33
88. АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ БАНКРОТСТВА ПО АБСОЛЮТНЫМ ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 33
89. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 34
90. ТРЕБОВАНИЯ К РАСКРЫТИЮ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ К ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 34

Лучшие электронные книги в формате fb2
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, — найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.

источник