Меню Рубрики

Учет и анализ как основа контроля

Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 38).

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) — контроль лицами, независящими от процесса.

Рис. 38. Основные концепции контроля

Контроль можно также классифицировать:
— по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),
— основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),
— объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),
— регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки).
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 39).

Рис. 39. Основные составляющие критерия для решения о контроле

Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.

Все типы контроля сведены в табл. 10.1.

Типы контрольных систем и их содержание

Цена акций
Возврат инвестиций
Трансфертные цены

Дивизиональные результаты
Функциональные результаты
Индивидуальные результаты

Правила и процедуры
Бюджеты
Стандартизация

Нормы
Результаты
Социальная ответственность

Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.

Трансфертные цены показывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могут устанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основе себестоимости. Поэтому имеются определенные проблемы их использования в качестве показателя.

На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам. Это очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.

Рыночный контроль — основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций (ROI) — принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.

Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям.

На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение менеджеров отделений.

На функциональном уровне также оцениваются степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно — мощные методы контроля поведения персонала.

Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях — высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако, когда есть затруднения в оценки деятельности (например, в сфере НИОКР или при коллективной работе), очень трудно оценить индивидуальную отдачу.

Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.

Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников, при этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано, и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.

Бюджеты — это собрание правил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации и устанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями и функциональными органами.

Стандартизация — очень важный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы, процессы и выходы. Входы контролируются с тем, чтобы обеспечить на них высокое качество человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется с целью программирования деятельности и обеспечения минимальных издержек и высокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическим критериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. При стандартизации своей деятельности компания создает эффективную систему наблюдения за своим функционированием.

Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае дороже рыночного.

Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найти другие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.

В большой организации различные отделения или продуктивные линии могут иметь различные культуры, и такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, так как нет времени для учета этих организационных изменений.

На практике различные типы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильное сочетание.

Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 10.2).

источник

4.4.1. Организация контроля качества продукции и профилактики брака

Особое место в управлении качеством продукции занимает конт­роль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффек­тивность производства в целом.

Именно в процессе кон­троля осуществляется сопоставление фактически достигнутых резуль­татов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минималь­ных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.

Процесс контроля должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса
правления);
3. Планирование проверки:

а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);

е) сроки и продолжительность проверок;

ж) последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных.

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его веса.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установл­ение ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Виды контроля различают по следующим признакам:

1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию:

2. По основанию для проведения контроля:

системный;
нерегулярный;
специальный.

Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требо­ваний к продукции, включая в себя:

· входной контроль (материалы не должны использоваться в процес­се без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);

· промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);

· окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);

· регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).

Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:

· предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
· приемочные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производство;
· приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
· периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;
· типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.

Точность измерительного и испытательного оборудования влияет на достоверность оценки качества, поэтому обеспечение его качества особенно важно.

Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую деятельность, выделяют: Закон РФ о единстве измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного оборудования.

При управлении контрольным, измерительным и испытательным обору­дованием организация должна:

· определить, какие измерения должны быть сделаны, какими средства­ми и с какой точностью;

· оформить документально соответствие оборудования необходимым требованиям;

· регулярно проводить калибровку (проверку делений прибора);

· определить методику и периодичность калибровки;

· документально оформлять результаты калибровки;

· обеспечить условия применения измерительной техники с учетом параметров окружающей среды;

· устранять неисправные или непригодные контрольно-измерительные средства;

· производить регулировку оборудования и программного обеспечения с помощью только специально обученного персонала.

Прохождение контроля и испытаний продукции должно подтверждаться наглядно (например, с помощью этикеток, бирок, пломб и т.д.). Те продукты, которые не соответствуют критериям проверки, отделяются от остальных.

Также необходимо определить специалистов, ответственных за проведение такого контроля и установить их полномочия.

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 4.5).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9449 — | 7325 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет: Государственной службы и финансов

Тема: «Контроль, учет и анализ в процессе управления»

Студент Грецких Юлия Олеговна

Студенческий билет №14ГО7-5-Вк-б/з

  • Введение — 3 —
  • Глава1. Контроль на предприятии — 5 —
    • 1.1 Понятие, виды и особенности контроля — 5 —
    • 1.2 Процесс контроля и выбор варианта форм контроля — 8 —
    • 1.3 Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле — 16 —
  • Глава 2. Понятие и задачи учета на предприятии — 19 —
  • 2.1 Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия — 22 —
  • Заключение — 26 —
  • Список литературы — 27 —
  • Введение

    В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски “управление” — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

    А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    Целью моей курсовой работы является рассмотрение контроля, учета и анализа в процессе управления.

    Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

    — понятие и виды контроля, его особенности,

    — процесс контроля и выбор варианта форм контроля,

    — контроль и измерение результатов коммерческой деятельности,

    — понятие и задачи учета на предприятии,

    — понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия.

    Предметом исследования данной курсовой работы являются контроль,учета и анализ в процессе управления.

    Информационно- методологической базой работы служат учебники и учебные пособия аворов в области менеджмента, таких как: Зайцев Л.Г.; Виханский О.С.; Соколова М.И.; Кравченко А. И.; Зуб А.Т.; Литвак Б.Г.; Маркова В.Д.; Кузнецова С.А.; Мескон М.; Альберт М.; Хедоури Ф.; а так же периодические издания.

    Данная курсоваая работа состоит из введения, две главы, заключения и списка литературы.

    Глава1. Контроль на предприятии

    1.1 Понятие, виды и особенности контроля

    Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

    Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 1).

    Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) — контроль лицами, независящими от процесса.

    есть внутренний внутренняя

    корректировка устранение инспекцикй

    Рис. 1. Основные концепции контроля

    Контроль можно также классифицировать:

    — по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),

    — основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),

    — объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),

    — регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

    1. Контроль может осуществляться для себя и для кого-либо.

    Контроль не может оставаться исключительно прерогативой менеджера, назначенного «контролером», и его помощником. Каждый руководитель независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

    2. Контроль должен проводиться на основе знания динамики.

    Контроль организации исполнения управленческих решений — это система наблюдения, проверки, оценки и коррекции положения дел на основе разработанных критериев (показателей). Руководителю важно знать динамику ситуационных изменений, что бы вовремя включиться в управление рабочим процессом сверху при повторяющихся сбоях или предупредить подчиненных о надвигающейся угрозе срыва. В то же время управленческий контроль предполагает совместное устранение случайных негативных ситуаций, которые постоянно возникают в работе. Старобинский Э.К. «Основы менеджмента на коммерческой фирме».-М.: 2004.

    Контролируя организацию и исполнение работ, руководитель отслеживает прежде всего повторяемость сбойных ситуаций, интенсивность их проявления, их способность увести в сторону рабочий процесс, их нарастающую угрозу. Он выжидает, когда ему лучше всего вмешаться, чтобы рабочий процесс совсем не вышел из-под контроля. Поэтому руководитель каждый раз определяет для себя определенную критическую точку: или-или. В тоже время он дает шанс специалисту или менеджеру самому справиться с ситуацией, помогая советами. Анализ повторяющихся сбойных ситуаций показывает, какие ошибки допускает работник.

    Разбор этих ошибок становится главным в оценке этого направления работ. Важно только, чтобы потери времени, ресурсов и прибыли в дальнейшем были компенсированы: тот, кто допускает ошибки, но анализирует их, становится осторожнее и изворотливее.

    3. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Это означает не контроль за каждым движением подчиненным, а всесторонняя осведомленность о текущих делах.

    Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля.

    4. Для целесообразности внедрения системы контроля он должен обладать следующими характеристиками:

    5. Для повышения эффективности деятельности организации, многие компании стремятся внедрить систему опережающего контроля, что подразумевает проведение контрольных мероприятий на промежуточных фазах. Однако это увеличивает объем контроля, негативные последствия которого были отмечены выше. Поэтому в реальной деятельности организации нередко проводят контроль не промежуточных, а итоговых значений. Это становится особенно целесообразно, если цель контроля не корректировка процесса выполнения решения какого-либо вопроса, а оценка объема и качества проделанных работ.

    Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

    6. Контроль в непроизводственных организациях.

    В отличие от предприятий производственной сферы, для непроизводственных организаций характерно то, что результаты деятельности работников фирмы сложно поддаются экономической оценке, а порой даже не могут быть выражены в виде материальных носителей информации (отчеты, прогнозы). То есть для организаций непроизводственной сферы результаты могут быть оценены лишь качественными признаками. Кроме этого практически все процессы, происходящие в организации, являются взаимосвязанными (взаимодополняющими или взаимозаменяемыми), так как деятельность таких организаций, как правило, представляет собой строго ограниченный круг интересов и даже несколько проектов одновременно ведутся в немногих компаниях. Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления».-М.:2006.

    Таким образом, результат деятельности работника находится в тесной зависимости от множества факторов, как внутриорганизационных, так и внешних.

    С этим связана сложность оценки (контроля) работников по результатам.

    1.2 Процесс контроля и выбор варианта форм контроля

    В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

    Первый этап процесса контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаётся изменению. Эти цели явным образом выступают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

    Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуется наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

    Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие вопросы: ”Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Что осталось не сделанным?”

    Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно. Егоршин А.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 2007.

    Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом менеджер принимает еще очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой, второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

    Масштаб допустимы отклонений и принцип исключения. Показатель результативности дает четкую и ясную цель для направления усилий членов организации. За исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.

    Определение масштаба допустимых отклонений — вопрос кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но, если масштаб слишком маленький, то организация будет реагировать на очень большие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится не эффективным. Для того чтобы контроль был эффективным он должен быть экономным. Преимущества системы должны перевешивать затраты на ее функционирование. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Состоит он в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.

    Измерение результатов. Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, — это самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю.

    Передача и распространение информации. Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы контроль был эффективным, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводится до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимое решение и действия. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов, 3-е изд. — М.: Гардарика, 2008.

    Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.

    Оценка информации о результатах. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она.

    Важная информация — это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

    После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбирать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

    Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям.

    Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандартов и точно указывать его причину.

    Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы сразу понять причину отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

    Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних перемен факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.

    Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться не реальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец / В. М. Семенов, Игорь Александрович Баев и С. А. Терехова ; под ред. В. М. Семенов . — 2-е изд., испр.. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

    Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.

    Все типы контроля сведены в табл. 1

    Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации. Экономика предприятия: Учебник / Ольгерд Иванович Волков, Ю. Ф. Елизаров и И. Л. Тихомирова ; под ред. Ольгерд Иванович Волков; Кол.авт. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова . — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Инфра-М, 2007.

    Таблица 1. Типы контрольных систем и их содержание

    источник

    Д. Ю.Филипьев,
    ООО «Алтайский Дом Аудита»
    И. Г. Беспалова,
    ВЗФЭИ

    В последнее время большое количество научных исследований и дискуссий посвящается вопросам контроля – собственно его роли в деятельности хозяйствующего субъекта. Обусловлено это, с нашей точки зрения, наличием двух заблуждений в исследовании сущности контроля.

    Во-первых, не осознание необходимости воспринимать контроль, с одной стороны, как систему, а с другой, – как функцию, реализуемую каждым сотрудником организации. В российской действительности контроль отождествляется и ограничивается наличием определенного количества контрольных подразделений в составе организации, реализующих контрольные функции, ради исключительно осуществления контроля и выявления искажений, что оказывает непосредственное влияние на снижение результативности контроля.

    Имея в своем распоряжении большой арсенал средств влияния на организацию, контроль не должен ограничиваться действиями, осуществляемыми сотрудниками контрольных органов. Контроль должен входить в обязанности не только руководителей всех уровней, но и являться функцией каждого работника организации в рамках выполняемых им обязанностей, так как основная цель контроля – формирование гарантий достижения целей организации. В противном случае контроль принимает «ритуальный характер», приобретая форму последующего контроля и становясь неспособным оказывать оперативное влияние на выявленные искажения и отклонения, то есть предпринимать меры, препятствующие возможности их дальнейшего возникновения, а так же способствующие своевременному их устранению и исправлению. Так как известно, что «действенный контроль должен предшествовать хозяйственной работе, сопутствовать ей и следовать за нею» 1 .

    Во-вторых, отождествление большинством руководителей контроля с бухгалтерским учетом или вернее сказать рассмотрение их в качестве единого целого. Существует заблуждение относительно того, что действия контроля естественным образом распространяются и на систему учета, тем самым обеспечивая взаимосвязь учета и контроля.

    Не развивая дальнейшую дискуссию по первому из указанных выше положений, так как это является самостоятельным направлением научных исследований, постараемся рассмотреть характер и сущность взаимосвязи учета и контроля, а также направления развития функции контроля в системе бухгалтерского учета.

    Большинство авторов, исследовавших эволюцию развития контроля, утверждают, что контроль зародился в недрах бухгалтерского учета и изначально существовал как средство счетоводства. Так, например, по мнению А. З. Попова, «общим средством счетной науки является независимый контроль, или, иначе говоря, самостоятельное наблюдение» 2 . Таким образом, учету отводилась главенствующая роль, контроль же являлся средством учета, обеспечивающим правильность отражения хозяйственных операций.

    В дальнейшем, развитие контроля позволило ему выйти далеко за рамки традиционной системы учета. В связи с чем, в корне изменилась связь между учетом и контролем. И. А. Шоломович указывал, что «учет есть неотъемлемая часть системы контроля на предприятии» 3 . С этого момента контроль стал рассматриваться в качестве системы, имеющей свой предмет, метод и методические приемы. Учету же отводится второстепенная роль – обобщение информации о деятельности организации с целью реализации контрольных действий, и он начинает рассматриваться как составляющая часть системы контроля.

    Другие авторы высказывали мнение о равнозначности данных понятий или наличии тесной взаимосвязи между ними. К примеру, Н. Р. Вейцман рассматривал взаимосвязь учета и контроля следующим образом: «учет всегда и во всем контроль. Каждый отдельный акт учета, равно как и учета в целом есть, прежде всего, проверка правильности предпринимаемых хозяйственных действий» 4 . Фактически авторами была предпринята попытка сделать эти понятия равнозначными, что по истечении времени оказалось неоправданным.

    Несмотря на то, что на современном этапе контроль рассматривается с одной стороны в качестве функции, а с другой выступает в качестве самостоятельной системы, во мнении учёных по-прежнему существует несогласованность в осознании взаимосвязи учета и контроля. С нашей же точки зрения взаимосвязь учета и контроля состоит в том, что:

    – бухгалтерский учет является основой, традиционно формирующей и обобщающей всю учетную информацию, а контроль в отдельных случаях не может обойтись без нее, так как результат и содержание ряда хозяйственных процессов могут быть проконтролированы только при наличии учетной информации о данных процессах;

    – в ходе реализации присущих учету задач осуществляется контроль хозяйственных процессов, проходящих в организации, что обусловлено необходимостью выполнения одного из требований, предъявляемых к системе учета, – его достоверностью.

    Можно сказать, что бухгалтерский учет включает в себя отдельные контрольные функции, выполнение которых способствует достижению целей и задач, стоящих перед системой контроля и способствующих достижению организацией своих целей. Однако в настоящее время эти функции практически не реализуются, в силу, во-первых, отсутствия четкого понимания содержания и отождествления контрольной функции и контроля как системы, а, во-вторых, отсутствия адекватных методов воздействия на систему учета.

    Продолжая рассуждения о функции контроля, целесообразно было бы первоначально определить понятие самой функции как элемента, выделение которого столь значимо в любой системе. Понятие функция происходит от латинского слова functio (совершение, исполнение) и обозначает деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит 5 . В соответствии с данным определением, функция контроля представляет собой реализацию контрольных действий в рамках системы бухгалтерского учета.

    Отождествление многими авторами 6 контрольной функции бухгалтерского учета с контролем, как процессом, направленным на обеспечение гарантий достижения организацией своих целей, состоящим из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректировок в случае их отклонения от установленных стандартов, позволяет говорить о том, что посредством учетной информации осуществляется контроль всех видов деятельности организации и ее структурных подразделений на предмет достижения поставленных целей. При этом не принимается во внимание то, что бухгалтерский учет представляет собой, в первую очередь, упорядоченную систему сбора, обобщения и регистрации информации, в свою очередь, служащую основой для мониторинга эффективности контроля и принятия управленческих решений, но не способной осуществлять контроль деятельности организации и ее подразделений на предмет достижения поставленных целей. Причем, если исходить из определения функции, то трудно представить случаи, при которых информация становилась бы контрольным действием.

    Другие авторы 7 считают, что контрольная функция бухгалтерского учета служит целям сохранности, наличия и движения имущества, своевременности расчетов с контрагентами. Однако это – весьма ограниченное восприятие контрольной функции бухгалтерского учета.

    Более полное определение функции контроля дал В. Ф. Палий, который отметил, что «контрольная функция выполняется бухгалтерским учетом посредством элементов его метода» 8 .

    Теперь попробуем разобраться, почему же ограничена эффективность контрольной функции. Для начала вспомним, что большинство исследователей в своих работах выделяют предварительный, текущий и последующий контроль в системе бухгалтерского учета. В частности, И. А. Белобжецкий отмечал, что «ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятий в форме: 1) предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов; 2) текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей; 3) последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации» 9 .

    Для осознания возможности реализации данных видов контроля в системе бухгалтерского учета, а, следовательно, и самой функции контроля в современном ее понимании, рассмотрим существующие элементы метода бухгалтерского учета.

    Характеристика элементов метода бухгалтерского учета и оценка эффективности

    их применения контрольной функцией

    источник

    Хозяйственная деятельность – это деятельность физических лиц и предприятий различных форм собственности и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива.

    В системе внутреннего управления любого предприятия решающим звеном является учет, который обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. Учет представляет вид деятельности, предметом которой является информация. Учет устанавливает наличие, измеряет и регистрирует результаты хозяйственной деятельности с количественной и качественной стороны.

    Цель учета – упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива.

    Различные виды чета и анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

    Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет.

    1. Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации.

    2. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.

    Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками. Но, к сожалению, полный, всеобъемлющий анализ сделать невозможно из-за неполноты и ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации.

    Внешний анализ включает анализ абсолютных и относительных показателей прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования заемного капитала, общий анализ финансового состояния фирмы.

    В противоположность ему внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за деятельностью предприятия, причем не только за финансовой деятельностью, но и за организационной, и намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия, это бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, не только на определенную дату (месяц, год), но и текущие, что позволяет иметь более точную характеристику дел и устойчивости предприятия. Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. Иначе говоря, изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.

    Анализ хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса – получение прибыли.

    Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

    источник

    ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

    УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

    Факультет: Государственной службы и финансов

    По дисциплине: Основы менеджмента

    Тема: «Контроль, учет и анализ в процессе управления»

    Студент Грецких Юлия Олеговна

    Студенческий билет №14ГО7-5-Вк-б/з

    Глава1. Контроль на предприятии. — 5 —

    1.1 Понятие, виды и особенности контроля. — 5 —

    1.2 Процесс контроля и выбор варианта форм контроля. — 8 —

    1.3 Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле. — 16 —

    Глава 2. Понятие и задачи учета на предприятии. — 19 —

    2.1 Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия — 22 —

    В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски “управление” — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

    А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    Целью моей курсовой работы является рассмотрение контроля, учета и анализа в процессе управления.

    Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

    — понятие и виды контроля, его особенности,

    — процесс контроля и выбор варианта форм контроля,

    — контроль и измерение результатов коммерческой деятельности,

    — понятие и задачи учета на предприятии,

    — понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия.

    Предметом исследования данной курсовой работы являются контроль,учета и анализ в процессе управления.

    Информационно- методологической базой работы служат учебники и учебные пособия аворов в области менеджмента, таких как: Зайцев Л.Г.; Виханский О.С.; Соколова М.И.; Кравченко А. И.; Зуб А.Т.; Литвак Б.Г.; Маркова В.Д.; Кузнецова С.А.; Мескон М.; Альберт М.; Хедоури Ф.; а так же периодические издания.

    Данная курсоваая работа состоит из введения, две главы, заключения и списка литературы.

    Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

    Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 1).

    Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) — контроль лицами, независящими от процесса.

    Рис. 1. Основные концепции контроля

    Контроль можно также классифицировать:

    — по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),

    — основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),

    — объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),

    — регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

    1. Контроль может осуществляться для себя и для кого-либо.

    Контроль не может оставаться исключительно прерогативой менеджера, назначенного «контролером», и его помощником. Каждый руководитель независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

    2. Контроль должен проводиться на основе знания динамики.

    Контроль организации исполнения управленческих решений – это система наблюдения, проверки, оценки и коррекции положения дел на основе разработанных критериев (показателей). Руководителю важно знать динамику ситуационных изменений, что бы вовремя включиться в управление рабочим процессом сверху при повторяющихся сбоях или предупредить подчиненных о надвигающейся угрозе срыва. В то же время управленческий контроль предполагает совместное устранение случайных негативных ситуаций, которые постоянно возникают в работе.[1]

    Контролируя организацию и исполнение работ, руководитель отслеживает прежде всего повторяемость сбойных ситуаций, интенсивность их проявления, их способность увести в сторону рабочий процесс, их нарастающую угрозу. Он выжидает, когда ему лучше всего вмешаться, чтобы рабочий процесс совсем не вышел из-под контроля. Поэтому руководитель каждый раз определяет для себя определенную критическую точку: или-или. В тоже время он дает шанс специалисту или менеджеру самому справиться с ситуацией, помогая советами. Анализ повторяющихся сбойных ситуаций показывает, какие ошибки допускает работник.

    Разбор этих ошибок становится главным в оценке этого направления работ. Важно только, чтобы потери времени, ресурсов и прибыли в дальнейшем были компенсированы: тот, кто допускает ошибки, но анализирует их, становится осторожнее и изворотливее.

    3. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Это означает не контроль за каждым движением подчиненным, а всесторонняя осведомленность о текущих делах.

    Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля.

    4. Для целесообразности внедрения системы контроля он должен обладать следующими характеристиками:

    5. Для повышения эффективности деятельности организации, многие компании стремятся внедрить систему опережающего контроля, что подразумевает проведение контрольных мероприятий на промежуточных фазах. Однако это увеличивает объем контроля, негативные последствия которого были отмечены выше. Поэтому в реальной деятельности организации нередко проводят контроль не промежуточных, а итоговых значений. Это становится особенно целесообразно, если цель контроля не корректировка процесса выполнения решения какого-либо вопроса, а оценка объема и качества проделанных работ.

    источник

    Важнейшая роль в управлении разработкой и реализацией решений принадлежит функции «контроль». Контроль как функция управления представляет собой процессы наблюдения за параметрами управляемого объекта (управляемой системы) и внешней среды, их состоянием и изменениями, а также выявление сверхнормативных отклонений от плановых и организационных значений (количественных и качественных). Нормативные отклонения – отклонения фактических величин управляемых параметров, нахождение в рамках которых обеспечивает надежность и эффективность управляемого объекта. Не принятие управленческого решения по устранению величины отклонения управляемого параметра от его нормативного или планового значения может привести к уменьшению надежности и эффективности управляемого объекта или к нежелательным последствиям для него и (или) окружающей среды. Для системы управления разработкой и принятием решений к таким последствиям относятся:

    • – несвоевременное принятие или реализация решения, влекущие за собой дополнительные затраты времени управленческих работников;
    • – потери ресурсов управляемого объекта;
    • – отрицательное воздействие на окружающую среду (загрязнение воды или воздуха, срыв поставок продукции потребителю или снижение ее качества и т.п.) и др.

    Контролю подлежат все управляемые параметры объекта управления, состав и значения которых устанавливаются в процессах планирования и организации. Это определяет необходимость при формировании системы контроля определять методы и частоту получения и регистрации информации о фактической величине управляемых (контролируемых) параметров. Информация, получаемая непосредственно при ее съеме и регистрации называется первичной. Ее регистрация (отражение на каком-либо носителе информации) называется первичным учетом. Создание адекватно отражающей состояние и поведение объекта управления и его внешней среды системы съема и регистрации первичной информации – основная проблема контроля и учета в компаниях. Особенно это относиться к системе управления разработкой и принятием управленческих решений, где в силу творческого характера труда часто очень сложно получить в данное время необходимую информацию, объективно отражающую состояние или поведение управляемого процесса или объекта. Первичный контроль и учет осуществляются при непосредственном контакте субъекта и объекта управления, т.е. на нижнем уровне управления данным объектом, процессом, ресурсом, параметром. Из изложенного следует, что эффективность управления процессами разработки, принятия и реализации управленческих решений во многом зависит от принятой в организации системы их первичного контроля и учета. Неразрывны с контролем и учетом процессы анализа, осуществляемого на основе результатов их выполнения. Контроль, учет и анализ формируют обратную связь во взаимодействии объекта и субъекта управления. При этом эффективность выполнения функций учета и анализа обеспечивается функцией контроля, обеспечивающей их основным объемом необходимой информации. Контроль, учет и анализ представляют собой единство тесно взаимосвязанных задач управления, поэтому в литературе их часто представляют в виде одной функции контроля. На практике эти функции часто организационно объединены в одном подразделении или в деятельности одного работника. Бухгалтерия осуществляет контроль, учет и анализ финансовых потоков организации. Работник топливного отдела энергетического объединения ведет контроль, учет и анализ запасов и расхода топлива по электростанциям. В технологическом цикле управления эти функции реализуются в основном в процессе контроля исполнения и прогнозирования результатов (контрольный блок). В составе технологического цикла разработки, принятия и реализации решений контроль является управляемым процессом, выполняемым определенными работниками и подразделениями организации. В то же время контроль – одна из функций управления всеми процессами разработки, принятия и реализации управленческого решения (контроль процессов контроля). Должны управляться, а следовательно, и контролироваться, не только производственно-хозяйственные процессы организации, но и процессы управления, т.е. процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. Отсюда, контроль, как один из элементов этого процесса, имеет свою подсистему управления. В отношении его персоналом организации должны выполняться все основные функции управления: планирование, организация, активизация, регулирование, контроль, учет и анализ. Это относится и к другим функциям управления, в том числе к учету и анализу, т.е. существует учет процессов учета и анализ процессов анализа. К сожалению, подавляющее большинство систем управления деятельностью отечественных организаций ориентировано на управление производственно-хозяйственными процессами, и имеет очень низкий уровень организации управления процессами управления (метауправления) – процессами разработки, принятия и реализации управленческих решений. Управление управлением не структурировано, отсутствует подавляющее большинство необходимых для эффективного его функционирования регламентов. Оно технологически не проработано. Часто организация процессов разработки, принятия и реализации периодических, непериодических, стереотипных и аналогичных решений осуществляется каждый раз по новой схеме по мере возникновения ситуации.

    Отсутствие надежной системы контроля, учета и анализа и, как следствие, эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуации. Это стало причиной краха многих крупных и мелких организаций.

    Если программы по разработке и реализации решения или само принятое ранее решение оказались недостаточно эффективными или ошибочными, то именно хорошо отлаженная система контроля, учета и анализа позволяет своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Она обеспечивает своевременное выявление ситуаций, способствует выявлению положительных аспектов, сильных и слабых сторон организации и ее окружающей среды. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, система управления деятельностью организации может быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды или внешнюю среду к требованиям организации и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации, выиграть в конкурентной борьбе.

    Функции учета и анализа в циклах управления следуют за контролем. Учетэто формирование модели фактического состояния и прошлого поведения управляемого объекта и внешней среды, создание информационной базы анализа, разработки и реализации решений. Сопоставление параметров этой модели с плановой и нормативной является основой выявления сверхнормативных отклонений, характеризующих ситуации и подлежащих анализу. Анализ – выявление причинно-следственных связей таких отклонений и определение необходимости и срочности разработки и принятия устраняющих их решений. Возможные последствия ситуации, их вероятность и пути развития – основания для определения необходимости и срочности решения данной ситуации. Решение должно быть направлено на устранение или локализацию причин (факторов) ее вызвавших. Таким образом, система управления процессами разработки принятия и реализации решений в компании должна иметь развитую систему их контроля, учета и анализа и базироваться на постоянно обновляющихся нормах и нормативах, выступающих результатом осуществления функции нормирования.

    Данные первичного учета агрегируются в процессах вторичного учета (технического, бухгалтерского, статистического), которые в свою очередь являются объектом контроля и анализа. Этот вид контроля, учета и анализа называется вторичным. Таким образом, системы контроля, учета и анализа процессов разработки, принятия и реализации решений, как и вся система управления деятельностью организации, имеют иерархическую структуру. Чем выше уровень иерархии управления, тем выше уровень агрегирования управляемых параметров и выше обобщение выводов о состоянии и ходе управляемых объектов и процессов.

    На нижнем уровне управления ответственные исполнители и руководители групп исполнителей выполняют наиболее высококвалифицированные работы и оперативное управление работой входящих в данную группу исполнителей. При этом они осуществляют в основном визуальный сплошной контроль состояния и поведения исполнителей во время работы, хода выполняемых ими процессов разработки, принятия и реализации решений. Визуальный контроль производится путем непосредственного наблюдения за деятельностью исполнителей, ее результатами. Наиболее существенные результаты наблюдения регистрируются в соответствии с установленным действующим законодательством и регламентами данной организации порядком и анализируются с целью определения необходимости корректировки планов, программ и регламентов выполнения работ по выработке, принятию и реализации данного решения. При действии управляющих информационных систем в организации визуальный контроль дополняется контролем основных параметров процессов, отраженных в ее средствах отображения информации: дисплеях, мнемосхемах, лентах узкой печати и др. Сплошной контроль предусматривает постоянное наблюдение за всеми объектами и процессами, участвующими в выработке и реализации данного решения.

    На втором уровне иерархии управления – руководители подразделений и программ разработки и принятия решений – осуществляется выборочный контроль, который производится или визуально или чаще всего на основе данных оперативного учета, отраженных в специальных формах документов на бумажных или электронных носителях. На этом уровне для контроля используется частично агрегированная исходная информация, которая дает более общее представление о состоянии и поведении управляемых объектов и процессов. Выборочный контроль производится в выбранных по усмотрению руководителя моментах времени, месте и этапе выполнения работ, а так же в моменты, предусмотренные планом и (или) программой разработки и реализации данного решения.

    На верхнем уровне иерархии управления разработкой и реализацией решений (руководитель организации или назначенный им один из заместителей) осуществляется общий контроль, подразумевающий оценку хода процессов на основе учетных данных и докладов руководителей программ и руководителей подразделений с позиций вероятности достижения целей данного решения. Результаты контроля – основание для руководителей корректировать принятые ранее планы и регламенты по выработке, принятию и реализации данного решения, корректировке или отмены ранее принятых и еще не реализованных решений.

    По этапам процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

    Предварительный контроль осуществляется перед началом работ по реализации всей программы и отдельных их комплексов (этапов реализации программы). Его основная задача – уточнение формулировки целей, методов их достижения, выявление наличия всех необходимых предпосылок для выполнения задания в установленные сроки. На этапе предварительного контроля проверяется наличие и качество трудовых, материальных, финансовых, информационных, энергетических ресурсов, необходимых для выполнения работ программы разработки, принятия и реализации решения. В организациях он, как правило, используется в областях:

    • – человеческих ресурсов путем тщательного изучения и оценки деловых и профессиональных знаний и навыков персонала, необходимых для выполнения работ по программе разработки, принятия и реализации конкретного управленческого решения, и отбора из них наиболее подготовленных и квалифицированных. Для этого необходимо установить минимально допустимые уровень и области образования, опыт и результаты участия в данной области. Для эффективного управления персоналом в организации рекомендуется по каждому управленческому работнику вести учет и оценку его участия в процессах разработки, принятия и реализации решений. Это позволяет судить о том: в каких работах данный работник максимально полезен (выполняет работы с интересом, энтузиазмом и качественно), в каких он может принимать участие в случаях отсутствия более эффективных работников, а в каких его участие практически бесполезно или даже вредно (например, он не только зря тратит свое рабочее время, но и бесполезно занимает рабочее время других работников). В случаях необходимости привлечения специализированных организаций или специалистов ведется проверка, учет и оценка их потенциала и опыта выполнения таких или аналогичных работ, наличия у них необходимых регламентирующих и разрешающих документов (государственной регистрации, лицензии, аккредитации и т.п.);
    • – материальных ресурсов: путем оценки их наличия по объему (количеству) и качеству, необходимых для выполнения программы и ее отдельных комплексов работ, возможностей и условий привлечения дополнительных ресурсов. Контроль количества осуществляется визуально, по документам складского учета и договорам на поставки, качества – по технической документации и сертификатам на каждый вид материальных ресурсов, данным контрольных замеров и сопоставления с определенными стандартами и другими требованиями минимально допустимыми параметрами качества;
    • – финансовых ресурсов: при формировании бюджета и финансового плана программ разработки и реализации программы управленческого решения.

    Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ по реализации планов и программ разработки, принятия и реализации решений с момента их начала до полного завершения. В его рамках производятся измерения фактических параметров хода процессов разработки, принятий и реализации решений, выявление и оценка их отклонений от плановых заданий, регламентов, норм и нормативов с целью определения необходимости корректировки планов для достижения желаемого (запланированного) конечного результата. Он осуществляется ответственными исполнителями, руководителями работ, подразделений, программ, организации в целом, системой оперативного управления и базируется на информации о ходе и фактических результатах выполненных работ, полученной при визуальном контроле и из данных учета. Участие в циклах управления разработкой и реализацией решений определяет периодичность операций по текущему контролю и делит его на оперативный (периоды до месяца), тактический (периоды от месяца до года) и стратегический (периоды свыше года). Соответственно подразделяются неразрывно с ним связанные учет и анализ. Чем больше период, тем более общие и агрегированные характеристики управляемых процессов подлежат контролю, учету и анализу. В задачах оперативного контроля, учета и анализа осуществляется оценка параметров фактического состояния и хода процессов всех разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в организации в данный период решений. При выполнении задач тактического контроля, учета и анализа оцениваются состояние и ход процессов разработки, принятия и реализации тактических и стратегических решений, стратегического контроля – стратегических решений. Фундаментом всей системы контроля, учета и анализа выступает оперативный контроль, образующий совместно с функциями регулирования, оперативных учета, анализа и планирования цикл оперативно-диспетчерского управления, обеспечивающий необходимой информацией другие циклы и их функции и реализацию результатов выполнения этих функций. Это положение требует формирования в организации системы оперативно-диспетчерского управления процессами разработки, принятия и реализации решений, выполнением функций которой в большинстве отечественных организаций большую часть своего рабочего времени заняты руководители всех уровней управления организацией в ущерб работам тактического и стратегического управления.

    Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

    Заключительный контроль или контроль результатов осуществляется по каждому управленческому решению после его реализации или после выполнения программ по его разработке, принятию и реализации и по совокупности реализации решений в данном периоде управления. На этапах разработки и принятия решения оценивается его качество и ожидаемая эффективность, а на этапе реализации – фактическая эффективность. На основе данных заключительного контроля производится оценки влияния факторов на полученный результат, выявление и оценка возможностей его улучшения в будущем. По результатам заключительного и текущего контроля определяется степень участия работников в решении конкретной ситуации, формы и размеры их поощрения.

    Процесс контроля включает следующие составляющие:

    • – установление параметров, режимов и методов контроля;
    • – измерение и регистрация фактических величин контрольных параметров;
    • – сопоставление фактических величин параметров с плановыми и организационными, выявление сверхнормативных отклонений;
    • – передача результатов контроля в системы регулирования, учета и анализа (рис. 1.10).

    Процессы установления параметров контроля тесно связаны с планированием и организацией, составляют с ними одно целое. Плановые величины параметров – это конкретные цели деятельности организации, характеристики плановых решений. Их реализация должна быть обеспечена обратной связью, т.е. контролем, учетом и анализом процессов выполнения планов и их результатов. Структуре планов организации должна соответствовать структура контроля, учета и анализа (см. состав строк 5–7 матриц в табл. 1.1– 1.4), т.е. контролем, учетом и анализом должны быть обеспечены все планируемые параметры на всех уровнях системы управления организацией. Это относится и к организационным параметрам (нормам, нормативам, регламентам и т.д.). Плановые показатели определяют в основном развитие организации, ее динамику, организационные (структурные) – статику. (Не следует путать с плановыми организационными параметрами, определяющими организационное развитие компании и ее подразделений, и выступающими результатом выполнения функции «планирование организации» в рамках подсистемы планирования управления – поле «001» матрицы в табл. 1.4). Управление должно обеспечить не только выполнение планов и программ, но и надежность, устойчивость и эффективность оперативной деятельности организации и ее подразделений. Это осуществляется его подсистемой диспетчерского управления в рамках подсистемы оперативного управления. На рис. 1.10 видно, что цикл диспетчерского управления включает функции регулирования и контроля. Регулирование устраняет возникающие в процессах деятельности организации (в том числе и в процессах разработки, принятия и реализации решений) сверхнормативные отклонения управляемых параметров, обеспечивая тем самым ее надежность, устойчивость и эффективность. Это определяет необходимость формирования системы контрольных параметров, выходящих за рамки плановых и организационных, но необходимых для эффективного выполнения функции «регулирование».

    Режимы контроля, учета и анализа в основном определяются потребностями в результатах их выполнения для решения задач функций «планирование», «организация» и «регулирование» (режимами решения этих задач) и предоставления информации во внешнюю среду (налоговым органам, органам статистики, кредиторам, поставщикам и т.д.).

    Методы контроля устанавливаются для каждого управляемого (контролируемого) параметра или группы однотипных управляемых параметров. При этом основной вопрос – выбор методов измерения, объективного отображения и регистрации фактических величин контролируемых параметров. Выбор методов определяется многими факторами, основные из которых:

    • – возможность применения технических средств контроля и регистрации;
    • – наличие и уровень развития в данной организации автоматизированной информационной системы.

    В отсутствии возможностей применения технических средств контроля, отображения и регистрации контролируемого параметра применяются визуальные методы и методы ручной регистрации на бумажных носителях или ввода в механизированную или автоматизированную системы первичного учета. При этом используется:

    • – непосредственное наблюдение и проверка деятельности организации, ее подразделений и работников, как со стороны руководителей, так и специализирующихся на выполнении функций контроля работников (специалисты по технике безопасности, противопожарной технике, товароведы, контролеры документооборота и т.д.), подразделений (склады, архивы, отделы делопроизводства, бухгалтерия и др.) и организаций (Счетная палата Российской Федерации и ее отделения, финансовые органы, органы государственного надзора и контроля и др.);
    • – изучение и экспертиза учетных и отчетных данных и документов;
    • – совещания, заседания, беседы, где обсуждается ход разработки и реализации решений, его результаты, контрольные замеры и проверки;
    • – инвентаризации, обследования и опросы;
    • – отчеты, аттестации, аккредитации.

    Контрольная информация регистрируется или в специальных формах документов (акты, накладные, табели работы сотрудников, приходно-расходные ордера и др.), или вводится в специальные устройства регистрации (приборы, считывающие информацию с магнитных и других ее носителей) автоматически или вручную, или непосредственно в процессе автоматизированного управления процессом или объектом.

    Затраты на сбор и обработку контрольной информации составляют львиную долю затрат на содержание системы контроля, поэтому следует избегать искушения измерить все и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля будут столь велики, что ее стоимость превзойдет возможные доходы от ее применения.

    Сопоставление фактических значений управляемых параметров с плановыми и организационными производится с целью выявления сверхнормативных отклонений, определяющих наличие ситуации. Если по какому-либо параметру норматив отклонения отсутствует, оценивается насколько величина отклонения может повлиять на достижение целей, надежность, устойчивость и эффективность управляемого процесса или объекта и насколько она допустима или относительно безопасна. В этом случае большую роль играет опыт и интуиция контролера. Следует отметить, что эта работа персонала зачастую наиболее заметная часть всей системы контроля.

    Важный вопрос сопоставления фактических значений управляемого параметра с плановыми и организационными – величина допустимых отклонений. Если принята слишком большая величина допустимых отклонений, то система управления может пропустить достаточно крупные проблемы. Если принятая величина слишком мала, то она будет реагировать на несущественные отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению ее целей. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным. Определение величин допустимых отклонений выполняется при решении задач нормирования.

    Сверхдопустимые отклонения, требующие быстрой реакции на них системы управления, после регистрации перелаются в систему регулирования для принятия и организации исполнения соответствующих решений. Здесь должен соблюдаться принцип – решение принимается на том уровне иерархии управления, где возникла ситуация, т.е. информация об этом отклонении. В этом случае анализ ситуации и принятие решения – две сопряженные задачи, выполняемые практически одновременно. Если ситуация сложная и (или) комплексная, ее решение требует определенных затрат времени специалистов и ресурсов и ее влияние на результаты носит временной характер, результаты контроля выступают исходной информацией предварительного анализа ситуации и система управления выполняет в полном объеме технологические этапы разработки, принятия и реализации решений (табл. 1.6).

    Не все сверхнормативные отклонения от плановых и организационных значений управляемых параметров следует устранять. Иногда сами плановые и организационные значения могут оказаться нереальными. В плане отражаются будущие желаемые значения управляемых параметров. Устанавливаемые на основе прогнозирования человеком они носят вероятностный и субъективный характер. Управляемая система динамична и значения организационных параметров, в том числе и нормативов отклонений, могут устареть и не соответствовать фактическому уровню ее развития.

    Плановые значения управляемых параметров, достичь которых очень трудно, фактически делают тщетными стремления работников достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра плановых величин (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникших либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования.

    По характеру обрабатываемой информации контроль, учет и анализ в организации подразделяются следующим образом:

    технический – сбор, регистрация и агрегирование информации о фактическом и прошлом состоянии материальных ресурсов, технологических процессов, и их результатов, оценка его изменений и соответствия их проекту и требованиям нормативных технических и технологических документов;

    экономический, или управленческий – сбор, регистрация и агрегирование информации о фактических и прошлых значениях экономических параметров управляемого объекта (или процесса) и его окружающей среды, оценка их экономического состояния и тенденций развития, направленная на решение конкретных управленческих задач;

    бухгалтерский – сбор, регистрация и агрегирование информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности организации; осуществляется путем сплошного, непрерывного документального отражения всех фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций); формирует сведения, представляемые внутренним и внешним пользователям для разработки и принятия управленческих решений;

    финансовый – сбор, регистрация и оценка основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную характеристику финансового состояния и финансовых потоков организации, финансового рынка с целью принятия решений о структуре и размещении капитала.

    Система контроля, учета и анализа должна строиться и функционировать с соблюдением следующих принципов:

    • исключения. В систему разработки решений должны передаваться только сверхнормативные отклонения управляемых параметров и их оценка;
    • стратегической направленности. Контроль, учет и анализ должны отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Проведение сплошного контроля, учета и анализа обычных операций (таких как мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей;
    • ориентация на результаты. Проведение измерений, их оценка и оповещение об их результатах важны как инструмент достижения целей;
    • своевременность. Своевременность контроля, учета и анализа заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок плана, скорости изменений, а также затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов;
    • гибкость. Контроль, учет и анализ, как и планирование, должны быть достаточно гибкими и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля, учета и анализа;
    • простота. Как правило, наиболее эффективная система контроля, учета и анализа – это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых она предназначена. Простейшие методы контроля, учета и анализа требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают се, она не может быть эффективной. Избыточная ее сложность ведет к беспорядку, который можно назвать синонимом потери управляемости;
    • экономичность. Результаты функционирования системы контроля, учета и анализа должны превышать затраты на нее. В свою очередь экономия затрат не должна снижать ее качества. Затраты на систему контроля, учета и анализа состоят из затрат времени (соответственно оплаты труда) работников организации на сбор, регистрацию, хранение, оценку и передачу информации о состоянии и изменениях управляемого объекта или процесса и затрат на содержание используемых при этом помещений и оборудования.

    Непрерывность контроля, учета и анализа может быть обеспечена специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений. Следует отметить, что эффективное функционирование этой системы в современном управленческом контуре невозможно без использования современной вычислительной техники и современных систем поддержки и сопровождения процесса разработки и принятия управленческих решений.

    В решении задач учета и анализа используются следующие методы.

    1. Метод сравнения позволяет оценить работу организации или ее подразделения, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

    Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

    • – отчетные показатели с плановыми показателями;
    • – плановые показатели с показателями предшествующего периода;
    • – отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;
    • – показатели работы за каждый день;
    • – сравнения со среднеотраслевыми данными;
    • – показатели качества продукции и услуг данной организации с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

    Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

    • 2. Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.
    • 3. Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.
    • 4. Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.
    • 5. Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.
    • 6. Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).
    • 7. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
    • 8. Метод сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.
    • 9. Метод абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.
    • 10. Метод средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.
    • 11. Метод динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные – для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и периодические – за определенный период времени.
    • 12. Метод сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности организации. Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности организации на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.
    • 13. Метод детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

    В последние годы все большее распространение имеет управленческий контроллинг. Его появление связано с необходимостью принятия решений в условиях динамичности рыночных отношений. Управленческий контроллинг – постоянный процесс контроля достижения целей, начиная с уровня контроля деятельности сотрудников, и до уровня контроля показателей деятельности подразделений, и всей организации в целом. Он интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ на основе целей функционирования. Основой контроллинга является текущее сопоставление плановых, нормативных и фактических показателей. Его цель – дать возможность менеджерам всех уровней управления контролировать достижение целей и тем самым добиваться эффективности как в оперативном режиме, так и в стратегической перспективе.

    Стратегический контроллинг призван оказывать помощь ЛПР в принятии решений по эффективному использованию преимуществ организации и созданию новых потенциалов успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта ЛПР и собственников компании при разработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую для принятия и реализации решений информацию. К основным методам контроля реализации решений в рамках стратегического контроллинга можно отнести портфельный анализ, анализ потенциала, анализ кривой опыта, анализ сильных и слабых сторон, стратегических разрывов, метод сценариев и т.п.

    Основная задача текущего контроллинга – оказывать помощь ЛПР в принятии решений по достижению запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности, прибыли и стоимости. Текущий контроллинг ориентирован на краткосрочный результат. К методам контроля реализации решений в рамках текущего контроллинга можно отнести ABC-анализ, анализ объема заказов, анализ величин в точке безубыточности, метод расчета сумм покрытия, анализ узких мест, анализ отклонений и др.

    На скорость реализации контролинга в компании влияет множество факторов. Основные из них представлены в табл. 2.3.

    Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга

    Фактор, влияющий на скорость внедрения нововведения

    источник