Меню Рубрики

Учет и анализ как функция менеджмента

В соответствии с классификацией А. Файоля функция контроля представляет собой одну из административных функций. Контроль и анализ как функции менеджмента являются составной частью управленческих процессов.

Контроль включает в себя процесс наблюдения за объектом для того, что бы оценить соответствие его реального состояния по отношению к желаемому состоянию. Желаемое (нормативное) состояние может быть предусмотрено законодательством, инструкцией, положением, соответствующими нормативными актами, а также планом, программой, проектом, договором и др.

Контроль и анализ как функции менеджмента осуществляются в процессе отслеживания производственной деятельности и направлены гарантию ее запланированного течения. Также контроль и анализ как функции менеджмента включают в себя корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений.

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения компанией своей цели. Функция контроля имеет исключительное значение в условиях неопределенности, так как она направлена на решение несколько главных задач:

  1. Выявление проблем во внутренней и внешней среде предприятия,
  2. Корректировка проблем предприятия до того момента, когда они смогут перерасти в кризис,
  3. Установка направлений организационной деятельности, более эффективно способствующих достижению общих целей предприятия,
  4. Выявление нарушений, неудач и ошибок организации и их причин.

Контроль является заключительным звеном в цепочке действий по управлению и дает возможность менеджерам узнать, достигнута ли цель компании. В случае, если цель не достигнута, функция контроль позволяет выявить причины.

Цели функции контроля могут стать достижимыми, если функция реализуется в соответствии с основными принципами. В первую очередь контроль должен иметь всеохватывающий характер, то есть иметь в поле зрения все основные сферы организационной деятельности, в том числе внешнюю среду и соответствующие ей внутренние процессы.

В то же время контроль должен обеспечить относительно полную и объективную картину ситуации, что достигается в случае, если система контроля направлена стратегически и способна охватить главные приоритетные области развития и функционирования предприятия.

Нецелесообразно проводить проверку второстепенных сфер деятельности предприятий, поскольку некоторые из них не имеет смысла контролировать. В большинстве случаев руководство прибегает к контролю не с целью выявления проблем, а для успешного их разрешения и достижения соответствующего результата, определения отклонений от обоснованных наукой стандартов.

Основной целью контроля является не исправление, а предотвращение ошибок, поскольку оно обходится гораздо дешевле. По этой причине контроль и анализ как функции менеджмента являются неотъемлемой частью стратегического планирования.

Контроль и анализ как функции менеджмента должны быть увязаны не только с планированием, но и с изменениями, происходящими в структуре управленческой системы.

Исследователи в своей практической деятельности практически никогда не обходятся без анализа. Для принятия эффективных управленческих решений недостаточным будет правильно зафиксировать получаемые результаты, состояние протекания определенных процессов, проявления факторов внешней среды, воздействующих на компанию (это реализуется посредством функции учета). Важно установить причину, по которой произошло событие и что могло бы быть сделано, есть ли возможности для этого и как направить процессы изменений.

Анализ предполагает разложение объекта на части, которые представляют собой характерные для данного объекта, для определения соотношения, взаимосвязи и тенденций.

Цель анализа – выявить причинные связи событий (полученных результатов деятельности, состояния параметров производственно-хозяйственной системы) с условиями, по причине которых произошли данные события.

Посредством функции анализа обеспечивается оценка уже свершившихся событий или фактов, а также ставятся условия, в которых данные события произошли. При этом происходит подготовка учетной информации для восприятия в процессе принятия оптимальных управленческих решений.

1.) Процесс определения целей и путей их достижения,

2.) Процесс побуждения себя и других к деятельности,

3.) Система наблюдения и проверки соответствия достигнутых и желаемых результатов.

Ответ 3 , так как 1 – это функция планирования, а 2 – функция мотивации.

1.) Обеспечить достижение максимальной прибыли,

2.) Выявить причинные связи свершившихся событий,

3.) Выявить причинные связи будущих событий.

источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:04, контрольная работа

Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………………3
КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ……………..11
Понятие и виды контроля……………………………………………………..11
Процесс контроля и выбор варианта форм контроля………………………. 12
Типы систем контроля…………………………………………………………..13
Типы контрольных систем и их содержание………………………………….13
Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле…………………………………………………..17
Понятие и задачи учета на предприятии………………………………………19
Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия..20
Список литературы……………………………………………………………..24

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВ ЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА.

На тему: Учет, контроль и анализ, как важнейшие функции менеджмента.

Студенческий билет № 0931241

Специальность: Экономика и управление на предприятии

Процесс контроля и выбор варианта форм контроля………………………. 12

Типы контрольных систем и их содержание………………………………….13

Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

К менеджеру предъявляются определенные требования (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Требования к менеджеру

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале 1980-х гг. этот «сверхгерой из бизнеса» спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера-коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философии менеджмента (табл. 2.1)

Философия менеджмента (по Ли Яккоке)

2.2. Развитие теории и практики менеджмента

Понятие «научное управление» ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 г.

Теоретик в области управления 30 – 40-х гг. XX в. Лютер Гьюлик отмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бебиджа«Экономика машин и производства» (1832 г.).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912 г.), «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Тейлор сформулировал следующие функции, элементы и принципы научного менеджмента (рис. 2.2 – 2.4).

Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось (рис. 2.5).

Рис. 2.2. Функция менеджмента (по Ф. Тейлору)

Рис. 2.3. Элементы менеджмента (по Ф. Тейлору)

Рис. 2.4. Принципы менеджмента (по Ф. Тейлору)

Рис. 2.5. Принципы управления (по М. Веберу)

Рис. 2.6. Функции менеджмента (по А. Файолю)

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

• технические (производство, обработка);

• коммерческие (покупка, продажа, обмен);

• финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

• страховые (охрана собственности и личности);

• учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

и определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия (табл. 2.1)

Согласно Файолю, управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю Файоль и отнес к управлению.

Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки (рис. 2.6).

А. Файоль также дал общую характеристику функционального менеджмента (рис. 2.7)

Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 38).

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) — контроль лицами, независящими от процесса.

Рис. 38. Основные концепции контроля

Контроль можно также классифицировать: .
— по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),
— основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),
— объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),
— регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки).
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 39).

Рис. 39. Основные составляющие критерия для решения о контроле

Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.

источник

Сущность и назначение анализа в менеджменте. Специфика и предмет управленческого и финансового анализа. Иерархия целей и результатов функции анализа. Основные цели анализа хозяйственной деятельности предприятия. Этапы и содержание процесса анализа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Анализ как общая функция менеджмента

анализ менеджмент управленческий

1. Сущность и назначение анализа в менеджменте

2. Цели и принципы функции анализа

3. Содержание функции анализа

1. Сущность и назначение анализа в менеджменте

Аналитико-синтетическая деятельность человека является необходимым условием его жизни. Однако анализ работы предприятия возник и стал возможным лишь со становлением функции учета, и особенно ее составной части — бухгалтерского учета. Учет фиксирует факт достижения результата, состояния процесса, появления какой-либо ситуации. Анализ должен оценить полученный результат, установить закономерности развития процессов и явлений, их зависимость от различных влияющих факторов.

Читайте также:  Хеликс анализ кала как сдать

Анализ является неотъемлемой работой менеджеров в процессе принятия управленческих решений, планирования, организации, контроля и стимулирования. Анализ призван повысить достоверность учетной информации, объективно, рационально и реально представить протекание процессов и полученных результатов.

Поскольку предприятие работает в изменчивой внешней среде, то политический и коммерческий риск для него — категория объективная и доставляющая массу хлопот. Предусмотреть возникновение угроз со стороны внешней среды и преодолеть возникшие трудности с наименьшим риском можно лишь на основе объективного анализа.

Виды деятельности, включаемые по функциональному признаку в анализ, так широки, что для того, чтобы увидеть их в соответствующей перспективе, мы должны их рассмотреть на основе существующих понятий и определений.

В историческом плане функция анализа сформировалась на основе политической экономии как экономический анализ. Экономический анализ направлен на хозяйственные процессы предприятия (различных видов и собственности), их конечные результаты, которые сложились под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Отсюда следует, что предметом деятельности экономического анализа являются:

а) хозяйственные процессы и их конечные результаты, сложившиеся в результате влияния объективных внешних факторов;

б) хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъективных (внутренних) факторов;

в) хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие соответствующее отражение в системе экономической информации.

Вышеназванные объекты (предметы) экономического анализа определяют широкую сферу назначения аналитической работы в процессе управления. К числу важнейших назначений анализа можно отнести:

· отражение потребностей предприятия и условий (ограничений и возможностей), создаваемых внешней средой;

· формирование исходных данных о состоянии внешних факторов и внутреннем потенциале;

· оценку реального выполнения плановых заданий и соблюдения стандартов (нормативов);

· оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

· выявление и оценку использования внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

· установление величины отклонений контролируемых параметров в производственно-хозяйственных процессах предприятия;

· осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей, сопоставление альтернативных вариантов и их оценка в процессе принятия решений.

Эти направления анализа взаимозависимы и взаимосвязаны. Например, разработка плана (стратегического, тактического или оперативного) представляет собой процесс подготовки и принятия решения относительно соответствующего плана.

В связи с разделением бухгалтерского учета на две составляющие — управленческий учет и финансовый учет — выделилась сфера функции анализа с соответствующим названием — управленческий анализ и финансовый анализ.

Управленческий анализ базируется на данных управленческого учета. Предметом его деятельности являются производственные затраты, связанные с процессами приобретения ресурсов, производства и реализации в необходимых для предприятия параметрах. Результаты анализа используются в оперативном, тактическом и стратегическом планировании.

Управленческий анализ охватывает различные аспекты внутрихозяйственной деятельности предприятия и имеет различное назначение (рис. 1).

Финансовый анализ обеспечивает аналитической информацией как руководство предприятия (внутрихозяйственный финансовый анализ), так и внешних субъектов, заинтересованных в деятельности предприятия (кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, акционеры) и имеющих какие-либо отношения к предприятию (аудиторы, консультанты, профсоюзы и т. д.).

Рис. 1. Назначение управленческого и финансового анализа

Предметом финансового анализа являются процессы и результаты финансовой деятельности предприятия. Назначение финансового анализа многогранно (см. рис. 1.). Оно зависит от внутренних и внешних потребностей различных субъектов хозяйствования.

Специфическим видом экономического анализа является функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА представляет собой особый метод системного анализа функций изделия, производственного процесса, управленческого процесса, оргструктуры управления, направленный на минимизацию затрат в различных сферах и повышение эффективности использования ресурсов. ФСА основан на системном исследовании потребительских свойств предмета (объекта) анализа и связанных с ним фактических затрат.

Исходной информацией для анализа являются расходы на выполнение полезных функций предметом и набор характеристик (технических, экономических, организационных, социальных), определяющих его назначение и полезность.

Предметом (объектом) ФСА является система, имеющая определенную конкретную функциональную структуру. К таким объектам можно отнести:

· конструкторскую и технологическую подготовку производства;

· внедрение механизации и автоматизации;

· использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

· организацию труда и производства;

· финансово-хозяйственную деятельность и др.

ФСА базируется на присущей только ему основе и собственных, свойственных ему принципах, что дает право рассматривать его как отдельный вид анализа.

Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод: экономический анализ, финансовый анализ и управленческий анализ представляют собой разновидности аналитической деятельности менеджеров, между которыми трудно провести четкое разграничение. Взаимопроникновение этих разновидностей анализа происходит н основе использования общих показателей, формируемых бухгалтерским (финансовым и управленческим), статистическим и оперативным учетом, а также информацией, которая не подлежит специальному учету, но используется в процессе управления.

Для раскрытия функции анализа как вида управленческой деятельности необходимо рассмотреть ее на основе других классификационных признаков.

Классификация видов анализа.

Нас будет интересовать содержание процесса анализа, направленность процесса анализа на конкретные объекты, время проведения анализа, назначение анализа.

В теории и практике менеджмента принято выделять по указанным признакам следующие виды анализа. По содержанию стадий (периодов) процесса анализа выделяют: оперативный анализ; текущий (ретроспективный) анализ; перспективный (прогнозный, предварительный) анализ.

Оперативный анализ используется для организации решения комплексных задач управления (организации работы группы), а также процесса принятия и реализации управленческих решений. Значительная часть оперативной аналитической информации используется в функции организации.

Текущий (ретроспективный) анализ охватывает информацию, отражающую итоги деятельности анализируемых объектов за тот или иной период. Основное его назначение — анализ состояния или результата контролируемых объектов или параметров. Аналитическая информация служит для осуществления эффективного контроля.

Перспективный анализ направлен на оценку будущего поведения факторов внешней среды и оценку соответствия внутреннего потенциала требованиям внешней среды. Он является источником информации для планирования. Эффективным подходом анализа внешней среды, который широко используется в практике, выступает SWOT-анализ. Этот метод нацелен на анализ внешней и внутренней среды предприятия и предназначен для выявления связей между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями, которые предоставляет внешняя среда организации.

Для определения своих стратегических позиций предприятию важно знать поведение внешней среды и уровень ее нестабильности. Такой анализ проводится с помощью метода, получившего название «шкала И. Анссффа».

По времени проведения можно выделить следующие виды анализа:

Функции анализа присущи все планово-учетные периоды, характерные для процессов управления.

По назначению и полноте анализируемых объектов или параметров могут быть:

· полный анализ всей хозяйственной деятельности, т. е. экономический, управленческий и финансовый;

· локальный анализ деятельности отдельных объектов. Он проводится в рамках экономического анализа для обеспечения информацией функций организации и контроля;

· тематический анализ отдельных параметров контролируемых объектов. Разумеется, мы рассмотрели возможный срез аналитической деятельности, а не отдельные виды анализа. Срез показывает лишь отдельную сторону сложной деятельности менеджеров по анализу ситуаций, возникающих на предприятии. На практике отдельные виды анализа (кроме ФСА) в чистом виде встречаются редко. Однако знание признаков, характеризующих многогранность функции анализа, необходимо для его организации и использования соответствующих методов.

Для дальнейшего рассмотрения (определения цели и принципов) функции анализа мы будем придерживаться классификации по содержанию стадий процесса управления, т. е. деления анализа на перспективный, оперативный и текущий. Именно такое деление позволяет нам рассмотреть анализ в отношении уровней управления, процесса принятия решений и взаимосвязи с другими функциями управления.

2. Цели и принципы функции анализа

В практике менеджмента учетные данные довольно редко используются без анализа. Правильно зафиксировать полученный результат, состояние протекания процессов на предприятии, появление факторов внешней среды, которые воздействуют на предприятие, что осуществляется функцией учета, совершенно недостаточно для принятия эффективных решений. Важнее установить, почему это произошло именно так, что может быть сделано, имеются ли для этого возможности и как направить процесс изменений, если он требуется. Анализ (от греческого слова analisis) означает расчленение, разложение объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту соединяющие для выявления взаимосвязей, соотношений и тенденций.

Цель анализа выявить причинные связи между событиями (полученными конечными результатами, состоянием парам? ров производственно-хозяйственных процессов) и условиями, которые привели к данным событиям или которые могут возникнуть в будущем.

Отсюда следует, что функция анализа обеспечивает оценку свершившегося события (факта) и установление условий, в которых эти события произошли, т. е. подготавливает учетную информацию для восприятия в процессе принятия управленческих решений.

Специфические объекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия подлежащие анализу, определяют цели различных видов анализа. Остановимся на определении целей видов анализа, выделенных выше.

Оперативный анализ — это один из видов экономического анализа, направленный на оценку процессов выполнения плановых заданий по обеспечению предприятия ресурсами, процессов производства и реализации продукции, использования в процесе производства материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также выявление причинно-следственных связей с условиями протекания этих процессов.

Цель оперативного анализа заключается в подготовке и предоставлении аналитической информации для контроля параметров протекания производственно-хозяйственных процессов и своевременного выявления и использования текущих внутрипроизводственных резервов.

Оперативный анализ представляет собой процесс решения аналитико-информационных задач, направленных на осуществление повседневного контроля над выполнением оперативно-плановых заданий и своевременного регулирования производственно-хозяйственных операций, по результатам анализа непосредственно или контроля.

Следовательно, оперативный анализ обеспечивает входной информацией процесс решения задач контроля и регулирования.

Текущий анализ. Этот вид анализа осуществляется периодически. Он проводится на основе данных, содержащихся в официальной отчетности, и на основе системного бухгалтерского учета. Следовательно, периодичность его проведения соответствует текущим планово-отчетным периодам, т. е. месяц, квартал, год нарастающим итогом. Используя данные бухгалтерского и статистического учета, текущий анализ исследует и оценивает результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений за соответствующий планово-отчетный период.

Цель текущего анализа — подготовка и предоставление исходных данных о достигнутых результатах производственно-хозяйственной деятельности, имеющихся резервах, о внутренних и внешних факторах, влияющих на их использование, а также формирование информации для решения задач стимулирования.

Таким образом, текущий анализ необходим для разработки планов на будущий плановый период и для стимулирования работников предприятия по результатам труда и качества работы.

Перспективный анализ. Цель этого вида анализа вытекает из его названия: анализ результатов хозяйственной деятельности для установления возможных значений в будущем. Перспективный анализ призван оценить состояние потенциальных возможностей деятельности предприятия в будущей внешней среде, в которой могут возникнуть угрозы для этой деятельности.

Цель перспективного анализа состоит в оценке сильных и слабых сторон в будущем потенциале предприятия и в установлении характера нестабильности факторов внешней среды, в которой будет работать предприятие.

Познавая диалектическое единство различных элементов прошлого и настоящего, перспективный анализ необходим для нахождения в каждом процессе или явлении хозяйственной деятельности наиболее устойчивых перспективных элементов, способных играть решающую роль в будущем.

Анализируя настоящее и прогнозируя картину будущего, перспективный анализ обеспечивает аппарат управления информацией о будущем для решения задач стратегического планирования.

Рассмотренные цели функции анализа находятся в своеобразной иерархической зависимости (рис. 2). Эта зависимость вытекает из:

а) преемственности использования на разных этапах анализа аналитической информации: оперативный анализ — текущий анализ — перспективный анализ;

б) присутствия функции анализа во всех процессах управления предприятием;

Рис. 2. Иерархия целей и результатов функции анализа

Концептуально функция анализа базируется на количественном подходе к исследованию дискретности развития динамических процессов, их расчлененности на составляющие с обязательным соблюдением принципа целостности объекта анализа.

Концепция функции анализа базируется на определенных принципах.

В практической деятельности при анализе информации, используемой в процессе управления, важно соблюдать общие принципы. Они вытекают из самой сути и назначения функции «анализ». Несоблюдение принципов анализа приводит к недостоверности информации или к затруднению использования ее в принятии управленческих решений.

Данный принцип определяет условия проведения перспективного (прогнозного) анализа. В перспективном анализе используются экономические показатели предыдущих отчетных периодов. Для прогнозирования важно обеспечить преемственность этих показателей по разным отчетным периодам. Экономические показатели должны иметь определенную устойчивую тенденцию изменений, которые проходят от одного отчетного периода к другому, от предшествующего к настоящему, от настоящего к последующему.

Принцип причинно-следственной связи.

Из этого принципа вытекает, что для анализа необходимо использовать систему показателей (результатов), всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность в причинно-следственной связи. Это позволяет изучить причины изменения этих показателей, выявить и измерить взаимосвязи между ними. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа состоит в раскрытии и изучении этих причин. Поскольку факторов, вызывающих изменение показателей, много, то задача анализа состоит в установлении наиболее существенных причин, решающим образом повлиявших на тот или иной показатель. Из содержания данного принципа вытекает главное правило проведения анализа: нельзя экономические понятия, хозяйственные показатели брать изолировано, все они между собой связаны, как причина и следствие.

Этот принцип определяет требование к исходной информации, используемой для анализа. Хозяйственно-финансовая деятельность различных предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями. Для использования в практике анализа их представление регламентируют следующим образом:

Читайте также:  Волосы на сосках какие анализы

а) стоимостные и натуральные (или условно натуральные) показатели — в зависимости от положенных в основу их оценки измерителей;

б) количественные и качественные показатели — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

в) объемные и удельные показатели — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Неувязки, ошибки, искажения и другие отклонения от указанных регламентов, допускаемые в отчетности, могут исказить аналитическую информацию, что приведет к неправильному результату. Потому все предприятия при заполнении учетных и отчетных документов должны четко соблюдать установленные регламенты.

Системность в реализации функции анализа проявляется в том, что анализируемые хозяйственные процессы и их результаты рассматриваются как многоаспектные и внутренне сложные. Поэтому в процессе анализа должны выявляться и изучаться элементы (операции, процедуры) процессов и связи между ними. Такое изучение требует применения совокупности различных методов не только анализа, но и смежных дисциплин. Их использование возможно только на системной основе.

Системность не означает, что рассматриваемые сложные процессы можно анализировать лишь в целом. Это противоречило бы понятию анализа как процессу разложения сложных проблем и явлений на составляющие. Следовательно, системность не исключает возможности и необходимости логического обособления отдельных элементов в процессе аналитических расчетов. Однако важно при этом учитывать их связь и зависимость от других элементов.

3. Содержание функции анализа

Анализ хозяйственной деятельности предприятия по своему содержанию направлен на:

а) определение эффективности осуществления снабженческих, производственных и сбытовых видов деятельности за установленный период времени;

б) оценку отклонений (величину и причины, их вызвавшие) протекания хозяйственных процессов с целью их стабилизации;

в) определение возможных направлений развития производственно-хозяйственной деятельности на текущую перспективу и стратегический период с точки зрения возможного обеспечения необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами и реализации продукции в условиях слабо предсказуемой внешней среды.

Эти направления определяют основное содержание функции «анализ». Нетрудно заметить, что каждое направление обслуживается соответствующим видом анализа. Каждый из видов анализа выполняет свою роль в процессе управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Исходным пунктом в проведении перспективного анализа является принцип преемственности экономических показателей. Результатами этого вида анализа являются:

1. выбор миссии предприятия;

2. состав критериев и ограничений, учитываемых в планировании и контроле;

3. упорядоченность системы целей и их проверка на экологию;

4. оценка уровня нестабильности факторов внешней среды;

5. выбор факторов внешней среды, которые будут оказывать влияние на предприятие в будущем, и оценка степени их влияния;

6. оценка потенциала предприятия, слабых и сильных его сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;

7. выбор типа реакции предприятия на воздействие внешней среды;

8. подготовка аналитических данных, необходимых для выбора и проектирования организационной структуры управления и создания структуры аппарата управления.

В соответствии с принципом системности все факторы и элементы внешней и внутренней среды предприятия анализируются во взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Перспективный анализ создает информационную базу для разработки стратегической плановой модели деятельности предприятия.

Содержание функции анализа можно рассматривать в трех взаимосвязанных направлениях.

1. Процедуры, стадии и этапы, выполняемые при обработке учетной информации.

2. Виды аналитической работы, связанной с решением задач анализа.

3. Методы, используемые для решения задач анализа.

Нас будут интересовать два первых направления. Рассмотрение методов не является нашей целью, ибо это особая интересная тема, входящая в курс анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание процесса анализа.

Анализировать — значит сравнивать информацию, необходимую для принятия решения.

Анализ — это этап процесса принятия решения.

Он состоит в оценке полученного результата, свершившегося факта, протекания процесса или события и выявления причин, их вызвавших. Процесс анализа состоит из следующих стадий:

· Получение информации об истинном положении дел.

· Сравнение истинного положения с предсказанным (плановыми стандартами, нормами) положением.

· Выбор методов, пригодных для проведения конкретного анализа.

· Установление причинно-следственных связей между результатами и факторами, их обусловившими.

· Выдача рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.

Подготовка аналитической информации для планирования, контроля, стимулирования и внешних потребителей.

Отбор информации. При отборе информации необходимо четко определить проблему и установить цель проведения анализа. Отбор информации для анализа часто стоит очень дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы и целей анализа может привести к непроизводительным затратам при нулевом или неверном результате анализа. Старинная мудрость гласит: «Хорошо определенная проблема-это уже полпути к ее решению».

Проблема и цель определяют вид информации, необходимой для проведения анализа. Нужно учитывать то, что в соответствии с принципом преемственности в разных проблемах, подлежащих анализу, используются одни и те же показатели. Поэтому очень легко потерять направление при сборе необходимой информации.

Важно также установить заказчика результатов анализа (кому нужна аналитическая информация) и методы эффективного получения необходимой исходной информации. Для анализа могут использоваться данные функции учета, данные различны: наблюдений или же и те и другие одновременно.

Учетная информация включает в себя официальные отчеты предприятия (финансовый и статистический учеты), показатели производственно-хозяйственной деятельности (управленческий, оперативный и первичный учеты), учетные ведомости и т. п.

Информация наблюдения представляет собой данные, полученные менеджером в процессе непосредственного наблюдения за процессами, событиями, людьми и обстановкой. Например, информация маркетинговых исследований собирается методом наблюдений, анкет, интервью.

Для проведения анализа важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты.

Практика показывает, что необходимые для проведения качественного анализа сведения часто отсутствуют или вызывают сомнение в их достоверности. Поэтому довольно часто аналитику приходится уточнять данные учета и наблюдений.

Анализ информации. Одно дело — отобрать важные сведения, характеризующие полученный результат или протекание процесса, и совсем другое — определить, какие результаты удовлетворяют предприятие, а какие имеют отклонение от нормы и почему. Поэтому полученную исходную информацию (учетную или наблюдаемую) необходимо сравнить с нормативными данными.

Для анализа могут быть использованы три компонента нормативных данных:

· главные показатели, стандарты и нормативы;

· показатели потенциала предприятия;

· представления руководства о желаемом будущем предприятия.

Такое сопоставление дает возможность оценить соответствие полученных результатов установленным нормам.

Выбор методов анализа. Проведение конкретного анализа осуществляется на основе ряда разработанных экономико-математических методов и моделей. Основу любой системы анализа управленческих проблем можно представить в виде банка экономико-математических методов и банка моделей.

Банк экономико-математических методов — это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимость между результатами и факторами, оказывающими на них влияние.

Банк моделей — это набор экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью функции анализа.

Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что если?» и «что лучше?».

Методы и модели позволяют определить не только оценку результата, но и установить зависимость этого результата от различных факторов.

Установление причинно-следственных связей. Системный подход — важное требование к проведению анализа полученных результатов. Хозяйственная деятельность предприятия описывается сравнительно небольшим кругом показателей. Но их особенность заключается в том, что на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов.

Анализ направлен на выявление этих факторов, определение силы их влияния на показатель, установление причинно-следственных связей между показателями и факторами. Системная классификация факторов дает возможность создавать модели для банка моделей и использовать их для анализа хозяйственной деятельности и поиска внутрихозяйственных резервов.

Выработка рекомендаций. Процесс анализа заканчивается разработкой предложений по улучшению анализируемых сторон деятельности предприятия. Сюда относятся рекомендации по выявлению и использованию резервов, а также основные аналитические результаты, нужные руководству и менеджерам для принятия стратегических, текущих и оперативных решений. Результаты проведенного анализа используются в процессе планирования, контроля и стимулирования. Аналитические данные также используются для дополнения форм финансовой и статистической отчетности. Эти данные предназначены для использования различными субъектами рыночной среды, прямо или косвенно заинтересованными в информации о деятельности предприятия.

Виды аналитической работы.

Содержание функции анализа вытекает из главного требования к управленческой информации. Главное требование — практическая потребность. Анализировать информацию, которая используется для управления организацией, заставила сама жизнь. Поэтому на предприятии анализируются многие виды функциональной деятельности.

Анализ производственных процессов.

Задачи анализа производственного процесса сводятся к совершенствованию отдельных операций, необходимых для выполнения рабочего задания, и улучшению их последовательности. Такой анализ направлен на:

· улучшение использования рабочего времени;

· нормирование труда и решения проблем заработной платы;

· использование и ремонт технологического оборудования, выявление причин износа оборудования.

Анализ финансового состояния.

Одним из важнейших направлений анализа является оценка финансового состояния предприятия. Сюда относится:

· анализ доходности или рентабельности. Анализ доходности предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом анализируется влияние на прибыль основных факторов, таких как объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от вне реализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов;

· анализ финансовой устойчивости. Этот вид анализа включает в себя состав и размещение активов предприятия, динамику и структуру источников финансовых ресурсов, наличие собственных оборотных средств, кредиторскую задолженность, наличие у структуры оборотных средств, дебиторскую задолженность, платежеспособность;

· анализ кредитоспособности. Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов: «солидность» заемщика, «способность» заемщика производить конкурентоспособную продукцию, «доходы» — оценка прибыли, получаемой банком при кредитовании, цель использования кредитных ресурсов, погашение кредита;

· анализ использования капитала. Анализируется использование оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов;

· анализ уровня самофинансирования. Анализу подлежат и прибыль, направляемая в фонд накопления, и амортизационные отчисления, и заемные средства, и кредиторская задолженность, и другие привлеченные средства;

· анализ валютной самоокупаемости. Анализируется превышение поступления валюты над ее расходами.

Маркетинговый анализ. Любое предприятие должно уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Маркетинговый анализ направлен на выявление рыночных возможностей. Сюда относится:

1. анализ новых возможностей на рынке, возможностей более глубокого внедрения на рынок;

2. анализ влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

3. анализ состояния рынка, распределения долей рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

4. анализ покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

анализ конкурентной обстановки;

1. анализ рыночных цен и формирование собственной ценовой тактики;

2. анализ конечных финансовых результатов.

Анализируются возможности получения средней или, по возможности, большей нормы прибыли на вложенный капитал.

Трудовые отношения. Основные задачи анализа трудовых отношений направлены на:

· область использования рабочей силы: численность, состав и структура рабочей силы, уровень квалификации и пути ее повышения; использование рабочего времени и выработка мероприятий его интенсификации; формы, динамика и причины движения рабочей силы, дисциплины труда; влияние численности работающих на динамику продукции;

· область производительности труда: уровень производительности труда по предприятию, цехам и рабочим местам; определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, качества применяемых норм выработки, их выполнения и влияния на рост производительности труда; выявление ресурсов роста производительности труда и их влияния на динамику продукции;

· область оплаты труда: обоснованность применяемых форм и систем оплаты труда; размер и динамику средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников; отклонения в численности работников и в средней заработной плате, и их влияния на расход заработной платы; темпы роста производительности труда и их соотношение с темпами та заработной платы; выявление резервов повышения эффективности использования заработной платы.

Анализ ресурсов. Задачами анализа ресурсов являются:

1. определение уровня обеспеченности предприятия необходимыми материальными ресурсами;

2. выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ресурсов;

3. установление степени ритмичности поставок, их объема, комплектности, качества, сортности;

4. своевременности заключения хозяйственных договоров на поставки материальных ресурсов;

5. исчисление транспортно-заготовительных расходов;

6. рациональность использования материальных ресурсов в производстве;

7. потери вследствие вынужденных замен материалов, простоя оборудования рабочих из-за отсутствия материалов;

8. влияние организации материально-технического снабжения и использовании материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции.

Плановый анализ. Данный вид анализа применяется при исследовании прошлых и текущих состояний (потенциала) предприятия, при определении основных принцип его функционирования, при прогнозировании его деятельности на будущее. В основном анализу подлежат:

· природа, структура и динамика предприятия;

· исторические факты и, характерные для прошлого, тенденции, указывающие на возможное будущее;

· социально-экономические, организационные, культурные, технические и другие внешние и внутренние ограничения и возможности;

· людские и материальные ресурсы, необходимые для направленных изменений;

· существующие факторы, которые желательно сохранить или практически невозможно изменить за период планирования;

· обязательства на будущее, обусловленные предшествующими действиями и событиями, доступными ресурсами и действующими факторами;

· возможные последствия применения имеющихся ресурсов к различным наборам задач;

· выбор из нескольких наиболее желательных и осуществимых способов действий и намерений на будущее или их объединение;

· программы первоочередных действий и последовательного внедрения.

Комплексный экономический анализ. При системном анализе внимание уделяется исследованию взаимной связи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства. Он, как правило, проводится по следующим направлениям:

Читайте также:  Внутричерепное давление какие анализы сдать

1. комплексный обзор обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности;

2. анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;

3. анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства;

4. анализ использования основных фондов и работы оборудования;

5. анализ использования материальных ресурсов;

6. анализ использования труда и заработной платы.

7. анализ себестоимости продукции.

8. анализ прибыли и рентабельности.

9. анализ финансового состояния и оборачиваемости денежных средств.

10. обобщающая оценка работы и анализ эффективности экономического стимулирования.

Безусловно, мы рассмотрели лишь основные направления аналитической деятельности, проводимой на предприятии. Многогранность функции анализа, необходимость выявления причинно-следственных связей между результатами и факторами, поиск и использование резервов на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности требуют четкой организации работы аппарата управления, осуществляющего этот вид деятельности.

Предметом экономического анализа является вся доступная исследователю реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии.

Существуют различные признаки классификации видов анализа. Для раскрытия сущности и содержания функции анализа удобно использовать признак содержания процесса управления. По данному признаку выделяются: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ.

Каждый вид анализа имеет свою цель, предмет и назначение. Цели анализа находятся в иерархической зависимости.

Основными принципами осуществления функции анализа являются принципы преемственности и причинно-следственной связи, регламентности, системности.

Задачи анализа взаимосвязаны с задачами планирования, контроля и стимулирования. Исходными данными для решения задач анализа являются выходы решения задач учета, а также наблюдения за реальными событиями и явлениями.

1. Мартыненко Н. М. «Основы менеджмента». К., 2003.

2. Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.

3. Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

5. Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.

6. История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.

Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности, система показателей, характеризующих состояние объекта анализа. Задачи и методики анализа финансовых результатов, информационное обеспечение. Проведение АФХД предприятия на примере ЗАО «Аккорд».

дипломная работа [2,3 M], добавлен 19.08.2010

Взаимосвязь финансового менеджмента и управленческого анализа в системе управления предприятием. Операции управленческого учета в области издержек, определение ликвидности баланса, анализ безубыточности и калькуляция себестоимости единицы продукции.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 28.12.2014

Понятие финансового анализа предприятия, задачи его анализа. Методика и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности. Особенности антикризисного управления предприятием. Оценка финансового состояния предприятия как элемента антикризисной политики.

реферат [27,8 K], добавлен 27.01.2016

Сущность и значение портфельного анализа, его основные цели и этапы. Модель для анализа ассортиментного портфеля компании, разработанная Бостонской консалтинговой группой (Матрица БКГ). Анализ основных достоинств и недостатков портфельного анализа.

презентация [634,6 K], добавлен 29.10.2015

Теоретические основы управления по целям. Цели управления, и их функции. Основные этапы управления по целям. Анализ целей предприятия. Определение ключевых целей на основании SWOT-анализа. Предложения по уточнению целей предприятия.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 12.05.2008

Сущность управленческого анализа и его место в системе управления. Методы, практические аспекты применения и этапы проведения бизнес-анализа на различных предприятиях. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на фирме ООО «Монарх».

курсовая работа [136,5 K], добавлен 07.11.2011

Сущность и значение портфельного анализа, его основные цели и этапы. Достоинства и недостатки портфельного анализа. Анализ на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы. Краткая характеристика организации «Ренди». Пример применения матрицы.

курсовая работа [128,8 K], добавлен 26.06.2014

Сущность и значение анализа хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности бизнес-структур для принятия оперативных управленческих решений. Мониторинг затрат и задолженностей предприятия.

курсовая работа [317,5 K], добавлен 05.07.2016

Сущность и цель управленческого анализа как функции управления, его направление и основные этапы. Характеристика основных видов экономического анализа. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта, его специфические особенности и свойства.

курсовая работа [105,0 K], добавлен 04.12.2010

Сущность и содержание эвристических методов проектного анализа. Элементы истории развития эвристических методов анализа. Особенности «качественных» методов анализа: мозговая атака, сценарии, «дельфи», дерево целей, Цвикки, метод проб и ошибок, синектика.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 04.12.2010

источник

Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Потому важен контроль, который, попросту говоря, является процессом, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Анализ — это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ не только поставляет информацию той или иной сте­пени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оцен­ки:

-необходимости и достаточности реализуемых функций управ­ления;

-исключения дублирования и параллелизма функций, совершенствования распределения управленческого труда;

-определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Учет — составная часть управленческого процесса, сущность которого состоит в фиксации существующих состояний и параметров, в сборе и накоплении информации.

В соответствии с классификацией А. Файоля функция контроля представляет собой одну из административных функций. Контроль и анализ как функции менеджмента являются составной частью управленческих процессов.

Контроль включает в себя процесс наблюдения за объектом для того, что бы оценить соответствие его реального состояния по отношению к желаемому состоянию. Желаемое (нормативное) состояние может быть предусмотрено законодательством, инструкцией, положением, соответствующими нормативными актами, а также планом, программой, проектом, договором и др.

Контроль и анализ как функции менеджмента осуществляются в процессе отслеживания производственной деятельности и направлены гарантию ее запланированного течения. Также контроль и анализ как функции менеджмента включают в себя корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений.

Контроль как функция менеджмента

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения компанией своей цели. Функция контроля имеет исключительное значение в условиях неопределенности, так как она направлена на решение несколько главных задач:

1. Выявление проблем во внутренней и внешней среде предприятия,

2. Корректировка проблем предприятия до того момента, когда они смогут перерасти в кризис,

3. Установка направлений организационной деятельности, более эффективно способствующих достижению общих целей предприятия,

4. Выявление нарушений, неудач и ошибок организации и их причин.

Контроль является заключительным звеном в цепочке действий по управлению и дает возможность менеджерам узнать, достигнута ли цель компании. В случае, если цель не достигнута, функция контроль позволяет выявить причины.

Принципы контроля в управлении

Цели функции контроля могут стать достижимыми, если функция реализуется в соответствии с основными принципами. В первую очередь контроль должен иметь всеохватывающий характер, то есть иметь в поле зрения все основные сферы организационной деятельности, в том числе внешнюю среду и соответствующие ей внутренние процессы.

В то же время контроль должен обеспечить относительно полную и объективную картину ситуации, что достигается в случае, если система контроля направлена стратегически и способна охватить главные приоритетные области развития и функционирования предприятия.

Нецелесообразно проводить проверку второстепенных сфер деятельности предприятий, поскольку некоторые из них не имеет смысла контролировать. В большинстве случаев руководство прибегает к контролю не с целью выявления проблем, а для успешного их разрешения и достижения соответствующего результата, определения отклонений от обоснованных наукой стандартов.

Основной целью контроля является не исправление, а предотвращение ошибок, поскольку оно обходится гораздо дешевле. По этой причине контроль и анализ как функции менеджмента являются неотъемлемой частью стратегического планирования.

Контроль и анализ как функции менеджмента должны быть увязаны не только с планированием, но и с изменениями, происходящими в структуре управленческой системы.

Анализ как функция менеджмента

Исследователи в своей практической деятельности практически никогда не обходятся без анализа. Для принятия эффективных управленческих решений недостаточным будет правильно зафиксировать получаемые результаты, состояние протекания определенных процессов, проявления факторов внешней среды, воздействующих на компанию (это реализуется посредством функции учета). Важно установить причину, по которой произошло событие и что могло бы быть сделано, есть ли возможности для этого и как направить процессы изменений.

Анализ предполагает разложение объекта на части, которые представляют собой характерные для данного объекта, для определения соотношения, взаимосвязи и тенденций.

Цель анализа – выявить причинные связи событий (полученных результатов деятельности, состояния параметров производственно-хозяйственной системы) с условиями, по причине которых произошли данные события.

Посредством функции анализа обеспечивается оценка уже свершившихся событий или фактов, а также ставятся условия, в которых данные события произошли. При этом происходит подготовка учетной информации для восприятия в процессе принятия оптимальных управленческих решений.

ЦИКЛ ПРОЦЕССА УПРАЛЕНИЯ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

— по степени охвата (общее и частичное),

— содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности),

— предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация;программное, действий),

— сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

— охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

— срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

— полнота (требуется учесть все),

— детализация (глубина ее определяется целью планирования),

— эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

— выравнивание при планировании (учет «узких мест»),

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования,методов согласования планов, направлений и методов планирования.

— объект планирования (что планируется),

— субъект планирования (кто планирует),

— период (горизонт) планирования (на какой срок),

— средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

— методику планирования (как планировать),

— согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Теория менеджмента — молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны.

Содержание теории менеджмента.

Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управления.

Все управленческие действия, на любом уровне и в любой системе, сводятся к трем функциям:

1. Принятие управленческого решения

2. Реализация принятого решения.

В развитии менеджмента выделилось несколько направлений, которые к настоящему времени оформились в определенные модели управления: американская модель; японская модель; маркетинговая модель.

Американская модель управления — старейшая. Она берет свое начало от Ф.Тэйлора, и ее приоритет признавался в мире вплоть до 60-х годов XX века.

В 60-70 годы XX века активно заявил о себе японский менеджмент. Считается, что японский менеджмент вырос из американского, но перенесенный на специфическую, национальную, почву — превзошел его.

В последней четверга XX века сформировалась маркетинговая модель менеджмента. Маркетинговый менеджмент — новейшая, современная модель управления, органически соединяющая в себе передовые достижения ранее обособленных процессов — менеджмента и маркетинга. Маркетинговый менеджмент — это новая философия управления, сформировавшаяся в наиболее развитых странах.

Методы менеджмента — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целейорганизации.

Методы менеджмента выполняют 2 функции:

· Исследование проблем функционирования организации.

источник