Меню Рубрики

Учет и анализ как функции организации

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.

В условиях совершенствования управления, наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета благодаря совершенствованию его форм и методов, использованию зарубежного опыта, широкому внедрению вычислительной техники, использованию возможностей автоматизированных рабочих мест бухгалтера, экономиста, аналитика.

Наличие различных форм собственности, расширение прав предприятий не означают, что в народном хозяйстве должен быть ослаблен финансовый контроль, контроль за затратами на производство и реализацию продукции, выполненных работ и оказываемых услуг. Наоборот, работники учетного аппарата, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций, опираясь на новые методы хозяйствования, должны осуществлять действенный контроль за использованием различных видов ресурсов. В единой целостной системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается и приобретает еще большее значение, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов.

С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся три вида контроля:

  • предварительный — до совершения хозяйственной операции;
  • текущий — во время осуществления операции;
  • последующий — после ее совершения.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

  • выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности предприятия;
  • рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
  • использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;
  • формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ и оказанных услуг); формирование полной себестоимости реализованной продукции, включая коммерческие расходы;
  • выполнение различных смет расходов (включая, например, сметы представительских расходов, затрат, связанных с рекламой);
  • деятельность различных подразделений предприятия: цехов, производств, участков и т.п.;
  • по операциям, связанным с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями и т.п.);
  • формирование финансовых результатов деятельности предприятия (прибыль, доход, убыток);
  • снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции;
  • создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);
  • финансовое состояние предприятия, а также информация о предприятиях-конкурентах;
  • формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, ее использование;
  • составление финансовой и другой отчетности (по запросам собственников).

Реализации задач по усилению контрольной функции бухгалтерского учета в управлении способствует широкое применение ЭВМ и других средств вычислительной техники на всех стадиях учетного процесса.

В бухгалтерском учете отражаются весь кругооборот средств предприятия, источников их формирования и хозяйственные процессы. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.

Сферой контроля со стороны главного бухгалтера, работников учетного аппарата совместно с руководителями, работниками соответствующих подразделений и служб являются:

  • соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
  • правильность и обоснованность применяемых цен в условиях действия рыночного механизма;
  • правильность начисления заработной платы по всем основаниям, удержаний из начисленных сумм (налогов, отчислений в пенсионный фонд и др.);
  • правильность применения тарифных таблиц, должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
  • соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчетов и обязательств;
  • взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
  • законность списания различных недостач, потерь дебиторской задолженности и др.;
  • правильность определения прибыли, облагаемой налогом;
  • правильность определения и своевременность выплаты дивидендов акционерам;
  • правильность определения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и направлений ее использования и др.

Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо отметить, что для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

В процессе инвентаризации проверяется, всели хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Поскольку на современном этапе формирования рыночной экономики и наличия различных форм собственности преобладающей остается государственная собственность, проведение инвентаризации связано с обработкой, как правило, больших объемов информации. Поэтому при инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.

Информационная функция — одна из главных функций бухгалтерского учета в системе управления и нормирования рыночной экономики. На современном этапе роль и значение своевременно поступающей объективной экономической информации усиливаются.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы. поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

  • инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды;
  • работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
  • заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;
  • поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
  • покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
  • органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;
  • общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более ориентированной на функционирование в условиях широкой автоматизации.

Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).

Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.

Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации. Например, информация, имеющаяся в рабочих нарядах на оплату труда, используется как для учета фактического объема выполненных работ, так и для определения отклонений от плана по каждой планируемой позиции за определенный период.

Аналитическая функция — это обеспечение аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для целей проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

Ни одна организация независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать перспективные направления развития организации. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.

Учетная информация служит основой для принятия управленческих экономических и финансовых решений. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций управления, как планирование, контроль, анализ и регулирование.

Планирование (задание) — процесс, включающий постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор оптимальных вариантов решения. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих материальных затратах, о предполагаемой прибыли.

Контроль — процесс, позволяющий определить фактическое выполнение заданий, для чего фактические затраты, расходы, доходы и финансовые результаты и другие показатели сопоставляются с плановыми. Контроль за состоянием и движением имущества организации, исполнением обязательств и хозяйственными операциями осуществляется с целью предотвращения негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявления внутренних резервов. Внутренний контроль в организациях может быть предварительным (до совершения хозяйственных операций); текущим (во время осуществления операций); заключительным (после завершения операций). Внешний финансовый контроль осуществляют инвесторы, кредиторы, счетная палата, банки, казначейство, контрольно-ревизионное управление, налоговая инспекция и налоговая полиция, другие органы контроля.

Контрольная функция бухгалтерского учета предполагает обеспечение сохранности имущества организации за счет использования развернутого (рабочего) Плана счетов бухгалтерского учета, который охватывает все аспекты движения и хранения материальных ценностей, денежных средств, других ресурсов и операций.

Анализ — процесс последовательною изучения принятых решений для их оценки, выявления причин отклонений фактических показателей деятельности организации от базисных (нормативных, плановых, данных предыдущих периодов и др.). Если цель деятельности организации не достигнута, то аналитическим путем выясняются причины, обусловившие данную ситуацию (например, недостатки планирования, контроля, невыполнимость поставленной цели).

Регулирование охватывает процессы реализации управленческих решений, принятие мер, направленных на устранение негативных отклонений в деятельности организации.

источник

Организация работы в области охраны труда заключается выборе и формировании такой структуры управления охраной труда на предприятии (в производственном объединении), которая бы наилучшим образом соответствовала цели создания безопасных и здоровых условий труда.

Практически все инженерные службы и должностные лица предприятия участвуют в управлении охраной труда. Поэтому эффективность управления охраной труда на предприятия зависит от организации работы- четкой регламентации обязанностей и прав всех звеньев и должностных лиц в этой области.

Для этого на каждом предприятия разрабатывается положение об организации работы по охраной труда, часто оформляемое в виде стандарта предприятия по безопасности труда. Этот документ устанавливает взаимосвязи, соподчиненность, обязанности права служб, структурных подразделений, должностных лиц в системе управления охраной труда. При этом следует иметь в виду, что соотношение основных функций при переходе с одного уровня управления на другой изменяется. Если ,например, на уровне дирекции наибольшее значение имеют функции планирования, координации и контроля, то в цехе основное внимание должно обращаться на функции организации и стимулирования.

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовке управленческих решений и контролю за их реализацией осуществляет служба (отдел) охраны труда предприятия, непосредственно подчиненная руководителю (главному инженеру) предприятиях ряда отраслей промышленности предусмотрена должность заместителя директора или заместителя главного инженера по охране труда, в подчинении которого находится отдел (бюро) охраны труда.

Оценка соответствия результатов деятельности установленной цели осуществляется с помощью функции учета и анализа. Учет и анализ позволяют установить уровень состояния системы управления охраной труда.

Они должны проводиться на всех уровнях управления (от мастера до директора). Суть этой функции заключается в систематическом учете показателей состояния охраны труда на объекте управления, в анализе данных учета и обобщении причин невыполнения требований законов, стандартов, правил и норм охраны труда, а также причин невыполнения планируемых мероприятий. Анализируется все учетные и отчетные материалы о несчастных случаях, общих и профессиональных заболеваниях; материалы всех видов контроля состояния охраны труда; данные санитарно-технических паспортов объектов, рабочих мест, участков и цехов; материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и т.п.

В результате осуществления этой функции разрабатываются предложения, включаемые в текущие и перспективные планы, и осуществляется стимулирование деятельности отдельных служб, подразделений и должностных лиц за достигнутые показатели в области охраны труда.

Координация работ по охране труда осуществляется под руководством главного инженера на всех уровнях управления производственным предприятием (объединением). Содержание этой функции состоит в разработке и выполнения приказов, распоряжений и предписаний, проведении оперативных совещаний и т.п.

На многих промышленных предприятиях получила распространение система административно-общественного контроля, которая осуществляется на трех уровнях.

На первой ступени контроля мастер ежедневно проверяет состояние охраны труда на производственном участке. На второй ступени начальник цеха совместно со специалистами цеха один раз в неделю проверяет состояние охраны труда в цехе. На третьей ступени контроля руководитель предприятия, старший общественный инспектор предприятия (председатель комиссии охраны труда профсоюзного комитета), начальник отдела охраны труда один раз в месяц проводят совместную проверку состояния условий и охраны труда на предприятии в целом.

Результаты каждой проверки, замечания и предложения фиксируются в специальных журналах с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

источник

Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Потому важен контроль, который, попросту говоря, является процессом, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Анализ — это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ не только поставляет информацию той или иной сте­пени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оцен­ки:

-необходимости и достаточности реализуемых функций управ­ления;

-исключения дублирования и параллелизма функций, совершенствования распределения управленческого труда;

-определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Учет — составная часть управленческого процесса, сущность которого состоит в фиксации существующих состояний и параметров, в сборе и накоплении информации.

В соответствии с классификацией А. Файоля функция контроля представляет собой одну из административных функций. Контроль и анализ как функции менеджмента являются составной частью управленческих процессов.

Контроль включает в себя процесс наблюдения за объектом для того, что бы оценить соответствие его реального состояния по отношению к желаемому состоянию. Желаемое (нормативное) состояние может быть предусмотрено законодательством, инструкцией, положением, соответствующими нормативными актами, а также планом, программой, проектом, договором и др.

Контроль и анализ как функции менеджмента осуществляются в процессе отслеживания производственной деятельности и направлены гарантию ее запланированного течения. Также контроль и анализ как функции менеджмента включают в себя корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений.

Контроль как функция менеджмента

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения компанией своей цели. Функция контроля имеет исключительное значение в условиях неопределенности, так как она направлена на решение несколько главных задач:

1. Выявление проблем во внутренней и внешней среде предприятия,

2. Корректировка проблем предприятия до того момента, когда они смогут перерасти в кризис,

3. Установка направлений организационной деятельности, более эффективно способствующих достижению общих целей предприятия,

4. Выявление нарушений, неудач и ошибок организации и их причин.

Контроль является заключительным звеном в цепочке действий по управлению и дает возможность менеджерам узнать, достигнута ли цель компании. В случае, если цель не достигнута, функция контроль позволяет выявить причины.

Принципы контроля в управлении

Цели функции контроля могут стать достижимыми, если функция реализуется в соответствии с основными принципами. В первую очередь контроль должен иметь всеохватывающий характер, то есть иметь в поле зрения все основные сферы организационной деятельности, в том числе внешнюю среду и соответствующие ей внутренние процессы.

В то же время контроль должен обеспечить относительно полную и объективную картину ситуации, что достигается в случае, если система контроля направлена стратегически и способна охватить главные приоритетные области развития и функционирования предприятия.

Нецелесообразно проводить проверку второстепенных сфер деятельности предприятий, поскольку некоторые из них не имеет смысла контролировать. В большинстве случаев руководство прибегает к контролю не с целью выявления проблем, а для успешного их разрешения и достижения соответствующего результата, определения отклонений от обоснованных наукой стандартов.

Основной целью контроля является не исправление, а предотвращение ошибок, поскольку оно обходится гораздо дешевле. По этой причине контроль и анализ как функции менеджмента являются неотъемлемой частью стратегического планирования.

Контроль и анализ как функции менеджмента должны быть увязаны не только с планированием, но и с изменениями, происходящими в структуре управленческой системы.

Анализ как функция менеджмента

Исследователи в своей практической деятельности практически никогда не обходятся без анализа. Для принятия эффективных управленческих решений недостаточным будет правильно зафиксировать получаемые результаты, состояние протекания определенных процессов, проявления факторов внешней среды, воздействующих на компанию (это реализуется посредством функции учета). Важно установить причину, по которой произошло событие и что могло бы быть сделано, есть ли возможности для этого и как направить процессы изменений.

Анализ предполагает разложение объекта на части, которые представляют собой характерные для данного объекта, для определения соотношения, взаимосвязи и тенденций.

Цель анализа – выявить причинные связи событий (полученных результатов деятельности, состояния параметров производственно-хозяйственной системы) с условиями, по причине которых произошли данные события.

Посредством функции анализа обеспечивается оценка уже свершившихся событий или фактов, а также ставятся условия, в которых данные события произошли. При этом происходит подготовка учетной информации для восприятия в процессе принятия оптимальных управленческих решений.

ЦИКЛ ПРОЦЕССА УПРАЛЕНИЯ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

— по степени охвата (общее и частичное),

— содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности),

— предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация;программное, действий),

— сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

— охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

— срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

— полнота (требуется учесть все),

— детализация (глубина ее определяется целью планирования),

— эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

— выравнивание при планировании (учет «узких мест»),

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования,методов согласования планов, направлений и методов планирования.

— объект планирования (что планируется),

— субъект планирования (кто планирует),

— период (горизонт) планирования (на какой срок),

— средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

— методику планирования (как планировать),

— согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Теория менеджмента — молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны.

Содержание теории менеджмента.

Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управления.

Все управленческие действия, на любом уровне и в любой системе, сводятся к трем функциям:

1. Принятие управленческого решения

2. Реализация принятого решения.

В развитии менеджмента выделилось несколько направлений, которые к настоящему времени оформились в определенные модели управления: американская модель; японская модель; маркетинговая модель.

Американская модель управления — старейшая. Она берет свое начало от Ф.Тэйлора, и ее приоритет признавался в мире вплоть до 60-х годов XX века.

В 60-70 годы XX века активно заявил о себе японский менеджмент. Считается, что японский менеджмент вырос из американского, но перенесенный на специфическую, национальную, почву — превзошел его.

В последней четверга XX века сформировалась маркетинговая модель менеджмента. Маркетинговый менеджмент — новейшая, современная модель управления, органически соединяющая в себе передовые достижения ранее обособленных процессов — менеджмента и маркетинга. Маркетинговый менеджмент — это новая философия управления, сформировавшаяся в наиболее развитых странах.

Методы менеджмента — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целейорганизации.

Методы менеджмента выполняют 2 функции:

· Исследование проблем функционирования организации.

источник

Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Потому важен контроль, который, попросту говоря, является процессом, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Анализ — это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ не только поставляет информацию той или иной сте­пени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оцен­ки:

-необходимости и достаточности реализуемых функций управ­ления;

-исключения дублирования и параллелизма функций, совершенствования распределения управленческого труда;

-определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Учет — составная часть управленческого процесса, сущность которого состоит в фиксации существующих состояний и параметров, в сборе и накоплении информации.

технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

Эффективность указанных коммуникаций различна. Так, данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных — 20-25% (т.е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовывать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

При этом исследования показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники н 2-3-е место ставят гласность, информированность.

90% сведений о состоянии дел. Связано это с тем, что руководитель, обладающий информацией, в силу личных амбиций (т.к. информация – это власть и ему не хочется, что бы его в случае чего критиковали) либо в силу соображений об экономической либо промышленной безопасности, удерживает информацию. Так же ниже стоящие – не хотят, чтобы их критиковало руководство. Таким образом шум в системе управления присутствует всегда.

В процессе управления очень важна точная, исчерпывающая, хорошо обработанная информация.

Информация – это целенаправленное знание, необходимое для создания организации и осуществления процесса управления ею. Общие функции управления – планирование, организация, координация, мотивация и контроль являются процессами, перерабатывающими информацию.

Информационный массив – это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления.

Поток информации – это движение информации от источников до потребителей.

Объем информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц (слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.)

39. Формальные и неформальные коммуникации в организации + Билет 38

Межуровневые коммуникации в организациях.Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. К примеру, банковский служащий может заметить, что новая ЭВМ иногда заставляет клиента ждать на несколько минут дольше, чем прежде, поскольку машина периодически «занята» или отключается. В этом случае служащие готовы сообщить своему непосредственному начальнику о возникшей проблеме. Этот начальник, в свою очередь, должен проинформировать управляющего операциями, а тот — вице-президента по банковским операциям.

В одном реальном примере инженер разработал более эффективный способ раскроя листового металла для крыльев самолета, и сообщает о своей идее непосредственному начальнику. Этот пример иллюстрирует обмен информацией, происходящий ради повышения конкурентоспособности организации за счет увеличения производительности. Описанная конкретная идея за 5 лет принесла организации экономию в 13,5 млн. долл.

Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, очень важны. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Коммуникации между различными отделами (подразделами) –горизонтальная связь. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий.

К примеру, представители разных отделов в школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий. В компаниях наукоемких отраслей ключевые руководители среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исследовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции

Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Коммуникации руководитель-подчиненный.Исследования показали, что 2/3 коммуникативной деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.

Коммуникации между руководителем и рабочей группой.Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела. Кроме того иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Как указано выше, такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.

Неформальные коммуникации.Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Кит Дэвис — известный исследователь,— установил, что происхождение этого термина относится к временам Гражданской войны в США. Провода телеграфной связи, протянутые с дерева на дерево, напоминали побеги виноградной лозы и широко использовались армией Севера и Юга. Сообщения, передаваемые по такому телеграфу, часто фальсифицировались и запутывались. В конечном счете стало общепринятым квалифицировать неточные сообщения и сведения как «слухи» (прошедшие по системе тайного сообщения).

Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь вдет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Дэвис указывает: «люди склонны считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматичный характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность». Кроме того, независимо от точности, «все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным».

43. Внешняя и внутренняя среда организации + Билет 52-53; Метод SWOT-анализа

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации.

Для этого применяется метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После — этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис. 3.2).

«СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы).

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

44. Типы организационных структур + Билет 45 – 49

В то время как в крупных и средних организациях горизонтальное разделение прослеживается достаточно четко.

Следовательно, в организации существует две внутренние ограниченные формы разделения труда: 1-это разделение труда на составляющие части общей деятельности (горизонтальные); 2-работа по координации действий (вертикальные).

Линейная структура управления – предполагает, что во главе организации и каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями.

Принцип единоначалия заключается в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Причем должностное лицо не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

• четкое разграничение ответственности, при этом высокая ответственность руководителя за результаты деятельности;

• получение исполнителями согласованных между собой распоряжений.

Недостатки данной организационной структуры:

• высокие профессиональные требования к руководителю;

• ярко выраженный авторитарный стиль руководства;

• перегрузка руководителей информацией;

• множественность контактов руководителей с подчиненными.

Такая оргструктура используется обычно в малых и средних организациях.

Функциональная организационная структура – строится из видов основной деятельности организации.

Достоинства функциональной структуры управления:

• привлечение к руководству компетентных в конкретной области специалистов;

• оперативность решения нестандартных ситуаций;

• быстрый рост профессионализма функциональных руководителей;

• замкнутость функциональных подразделений и вытекающих явлений, т.к. каждое подразделение (закупки, производство и т.д.) преследует собственные цели;

Существование функциональных структур требует:

— тщательного подбора специалистов-руководителей подразделений;

-выравнивание загрузки подразделений;

-обеспечение координации деятельности подразделений;

Проектная структура управления– временная структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ в ограниченные сроки и в пределах выделенных ресурсов, как правило несет в себе элементы инновационности.

• высокая гибкость и адаптивность организации;

• профессиональная специализация руководителей подразделений;

• повышение ответственности как руководителей, так и исполнителей.

• возможность конфликтов из-за двойного подчинения;

• необходимость дифференцированного контроля по функциям и проектам.

Линейно-функциональная структура– определенные органы управления и исполнители специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений (технического, экономического и др.) разделяют свое воздействие на исполнителей.

Распоряжения по соответствующим вопросам (в пределах полномочий).

Матричная структура управления(совмещение линейной структуры и программно-целевой, т.е. проектной). При данной структуре руководитель программы (проекта) работает со специалистами, которые подчинены в тоже время функциональным руководителям. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Функциональный же руководитель решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

источник

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости.

Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.

Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-экономической базы.

Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

В настоящее время теория и практика располагают различными подходами к изучению функции организации в системе управления. Организация в контексте теории управления представлены в трудах О. Виханского, Р. Дафта, А. Казанцева, Э. Короткова, Дж. Лафты, М. Мескона, Б. Мильнера, Э. Смирнова.

Целью данной работы является исследование сущности организации как функции управления в теории и практике управления.

Задачи работы, в соответствие с данной целью, формулируем следующие:

— рассмотреть теоретические аспекты организации как функции управления ;

— дать анализ функции организации на примере ООО «Локситан рус» Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Значение функции организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей. Функция организации – это те за­дачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть: формирование, или уточнение структуры организации; определение способов управления; установление параметров организации, режимов работы ее подраз­делений и отношений между ними; обеспечение организации необходимыми ресурсами; создание внутренней культуры [5, C.34].

Структуру организации можно изобразить в виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации. Структурадолжна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую.

При формировании структуры учитываются размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии (поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и со­трудничают в процессе своей деятельности) и персонал (очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.

Формирование структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы – блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более крупные единицы. Такой процесс называется департаментализацией [4, C.18].

Вообще, делить организацию на блоки можноразличными способами. Во-первых, по вы­полняемым функциям, когда за каждым блоком четко определены его задачи и обязанности – такой процесс будет называться функциональной департаментализацией.

Во-вторых, можно выстраивать блоки организации вокруг видов выпускаемой продукции – продуктовая департаментализация. Как правило, необходимость в этом воз­никает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.

В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других го­родах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по тер­риториальному признаку – географическая департаментализация.

В-четвертых, формирование блоков организа­ции может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребите­лей. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения – департаментализация по клиентам.

В-пятых, способ деления может состоять в форми­ровании команд людей, специалистов в различных отраслях. Цели данных команд могут быть различными – от разработки нового вида продукции до фор­мирования долгосрочной стратегии развития организации – командная департаментализация. Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления. Именно он определяет ее топологию.

Способы управления подразделяются на единовластный и соучастный. Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.

Соучастие (партисипативное управление) призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее фи­нансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложе­ния. Решающая роль в принятии стратегических решений также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором [11, C.52].

В созданной структуре организации следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоот­ношения между ними. Для нормального функционирования созданной структуры необходимо обес­печить ее деятельность ресурсами.

Поскольку организация – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал, а также материалы, оборудование, здания, денежные средства и др., в том числе информационные и временные ресурсы. Заметим, что организационная структура должна обеспечивать условия для наиболее рационального использова­ния каждого ресурса.

Особо следует выделить необходимость формирования внутренней куль­туры предприятия, которая представляет собой систему ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, и проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техниче­скому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие).

Итак, организация (организовывание выполнения плана) – это одна из основных функций менеджера, то есть та деятельность, которую он обязан выполнять. Ее сущность заключается в решении следующих задач: формирование структуры предприятия; определение способов управления; установление режимов работы подразделений и отношений между ними; обеспечение организации всем необходимым; создание внутренней культуры.

Департамента­лизация – это процесс разделения орга­низации на блоки. Разли­чают функциональную, продуктовую, географическую департа­ментализацию, а также командную департаментализацию (формирование команд с перекрестными функциями) и департаментализацию по клиентам.

источник

1.Каждая организация, осуществляя уставную деятельность, выполняет ряд операций, составляющих реальный хозяйственный процесс. К этим операциям относятся заготовление и хранение материально-производственных запасов, изготовление продукции и оказание услуг, продажа товаров и др.

Реальный процесс, выраженный в обобщенной денежной оценке, находит отражение в бухгалтерском учете. Получение прибыли является конечной экономической целью большинства организаций. Эта цель достигается согласованными действиями всего коллектива организации, определенного как множество взаимосвязанных элементов системы управления.

Для системы управления характерны два вида связей:

— Прямые, т.е. воздействие органа управления на объект управления. Они возможны, если орган управления располагает достоверной и достаточной информацией о состоянии объекта управления;

обратные, т.е. информация о том, как реагирует объект управления на управленческое воздействие, какова эффективность принятых управленческих решений.

Осуществление обоих видов связей ежедневно требует использования значительного объема информации в количественном измерении (о выпуске готовой продукции, запасах сырья или товаров, числе работающих и др.) и конкретном денежном измерении (о расходах на производство и управление, выручке, товарообороте). Большую часть такой информации предоставляет бухгалтерский учет.

С позиции управления бухгалтерский учет – это система, обеспечивающая полную и достоверную информацию о наличии ресурсов, их размещении, о понесенных затратах и достигнутых результатах.

Входом в систему учета служит оперативная информация о реальном процессе, взятая из первичных документов. Она используется для текущего управления организацией. Однако оперативная информация ограничена рамками времени или хозяйственных операций и не дает целостного представления об экономическом субъекте. Всеобъемлющая информация формируется непосредственно в учетном процессе путем сплошного непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, обработки и преобразования исходных данных о них применительно к заранее поставленным целям управления и составления отчетности.

Информационная система бухгалтерского учета разделена на две:

Внутреннюю – управленческий учет.

Деление не является абсолютным, и четкой границы между видами учета нет.

Вести финансовый учет требует законодательство, оно же определяет базовые принципы и правила его ведения и составления отчетности. (напр., ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению и т.д.).

Кроме информации финансового учета менеджерам нужны специально подготовленные данные, которые используются ими в процессе планирования, исполнения и контроля. Такую информацию предоставляет управленческий учет.

Решение о ведении управленческого учета принимается самой организацией в случае необходимости. Он является продолжением финансового учета, т.е. детализирует расходы и доходы по статьям, местам возникновения затрат, центрам ответственности. Данные управленческого учета в своем большинстве представляют коммерческую тайну и используются внутри организации на всех функциях управления – при планировании, контроле, анализе.

На стадии планирования учетные данные используются для разработки частных бюджетов (смет) и общего (генерального) бюджета. При разработке производственной программы или программы продаж учет позволяет обеспечить синхронность работы различных подразделений организации, определить источники финансирования затрат, предложить альтернативные варианты. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих материальных затратах, о предполагаемой прибыли.

Данные бухгалтерского учета позволяют осуществлять контроль за сохранностью имущества организации, обоснованностью применения цен, своевременным взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженностей, соблюдением финансовой и кассовой дисциплины.

По окончании отчетного периода на основе учетных данных составляются отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым подразделением, по которым проводится сравнительный анализ намеченных и достигнутых результатов. Такие отчеты-анализы позволяют объективно оценить работу подразделений и информировать руководителей о том, на каких участках не удалось достичь запланированных показателей. По данным анализа определяются причины отклонений с целью не допустить их влияния в будущей работе.

Таким образом, бухгалтерский учет заслуженно называют «языком бизнеса», который предоставляет информацию о деятельности организации в экономической форме, позволяющей использовать ее для эффективного управления.

Система бухгалтерского учета – источник информации, который предоставляет:

— сведения об активах организации, финансовых результатах ее деятельности, периодичности отчетности об общем финансовом состоянии;

— сведения оперативно-аналитического характера для планирования, контроля, принятия управленческих решений о предстоящей хозяйственной деятельности.

“Экономическая информация — такие сведения об экономической деятельности предприятия, которые отражают изменение ситуации внутри и за пределами предприятия”.

“Экономическая информация — информация, которая содержит знания об экономической политике государства, экономические знания, отражающие производственные отношения и их проявления в разных сферах экономики.”

Т.о., информация является экономической, если она несет сведения об экономической деятельности. Конечно, провести точную грань между экономической информацией и другими видами информации невозможно, т.к. все сферы жизнедеятельности общества в той или иной мере оказывают влияние на экономику и экономическую информацию.

В процессе функционирования субъекта рынка происходит процесс принятия решения. Наиболее правильные решения, при всех равных условиях, будут приняты в условии наибольшей определенности, т.к. при уменьшении неопределенности уменьшается риск допустить дорогостоящую ошибку. Отсутствие достаточной информации приводит к принятию необоснованного решения.

Источником Э.и. могут являться: Отчеты о деятельности своего предприятия. Отчеты правительства. Научные публикации. Информация из торговых и других коммерческих журналов. Реклама в СМИ. Информация, полученная от фирм, занимающихся исследованием рынка и продажей своей информации. Законы, указы и постановления правительства и т.д.

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета отражены в ФЗ «О бухгалтерском учете»:

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В данном определении отражены:

— основные этапы учетного процесса (в начале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляется его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям);

— основные отличия бухгалтерского учета от других видов – статистического и оперативного. Эти отличия следующие. Предмет б.у. ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей кроме финансовой деятельности и другие стороны общественной жизни, но шире, чем в оперативном учете, учитывающем только отдельные стороны хозяйственной деятельности организации. В б.у. отражена вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в статистике и оперативном учете. В б.у. его объекты обязательно отражаются в стоимостной оценке, также необязательной в др видах учета.

Цельбухгалтерского учета в отношении информации для внешних пользователей состоит в формировании данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Цель бухгалтерского учета для внутренних пользователей состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— Формирование (сбор, регистрация и обобщение) полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.

Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:

1. внутренние: руководители организации, учредители, участники и собственники имущества организации, работники предприятия;

2. внешние: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.

В составе внешних пользователей выделяют:

— пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, акционеры;

— пользователей, не имеющих прямого финансового интереса: налоговые органы, органы по управлению экономикой, органы статистики, аудиторские фирмы, общественность.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

По составу и функциональной роли имущество организации подразделяется на две группы: внеоборотные и оборотные активы.

По источникам образования и целевому назначению имущество организации подразделяют на собственное и заемное.

Объектом учета являются и хозяйственные операции. Хозяйственная операция – это любое изменение в составе имущества организации и источников его образования. Однородные хоз операции образуют хоз процессы. Основу деятельности фирмы составляют три хоз процесса:

1. Заготовление – приобретение товарно-материальных ценностей, необходимых для производства и хозяйствования.

2. Производство – выполнение основной задачи предприятия – изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ.

3. Реализация – осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг и зачисление ее на расчетный счет.

Предметомб.у. является хозяйственная деятельность организации.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

7. Соблюдение в течение одного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций.

Согласно Положению по ведению б.у. и б. отчетности в РФ учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Полнота – отражение в б.у. всех фактов хозяйственной деятельности.

Своевременность – отражение фактов хоз деятельности в б.у. по мере их совершения.

Осмотрительность – большая готовность к б.у. потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов).

Приоритет содержания перед формой – отражение в б.у. фактов хоз деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономич содержания фактов и условий хозяйствования.

Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей б отчетности данным аналитического и синтетического учета.

Рациональность – рациональное и экономное ведение б.у. исходя из условий хоз. деятельности и величины организации.

При принятии решения внешние пользователи имеют дело с несколькими предприятиями. Чтобы правильно определить фин. положение данного предприятия информация финансовой отчетности должна быть сопоставима. Эта сопоставимость обеспечивается выработкой стандартов на основе единых принципов ведение б.у.

Принципы – это правила ведения б.у., принятые как руководства к действию. В РФ в качестве стандартов выступает ПБУ, в основе лежат 9 общепринятых принципов:

1. принцип двойной записи – закл. в отражении хоз. явлений, фактов и операций, предопределенном использованием двойной записи на счетах, одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и по кредиту другого бух. счета (А=К+О).

2. автономности – организация существует как единое самостоятельное юр. лицо; предприятие не несет ответственности по долгам учредителей, учредители не несут ответственности по делам предприятия; счета компании должны быть отделены от счетов ее владельцев и сотрудников.

3. денежного измерения – к учету принимаются только те операции, которые выражены в денежном измерении.

4. консерватизма (осмотрительности) – предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющую избежать завышения активов (или доходов) и занижения обязательств (или расходов) – увеличение капитала предполагается только тогда, когда оно становится фактическим явлением, а уменьшение капитала тогда, когда оно становится вероятным событием.

5. материальности (существенности) – хоз. факты должны отражаться в учете исходя из правового содержания, а также из экономической целесообразности.

Отнесение того или иного факта к несущественным субъективно. Несущественным фактом считается тот, который не влияет на финансовое состояние предприятия.

6. непрерывности (действующей организации) – предполагает, что организация нормально функционирует и сохраняет свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Данный принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный пр-п приобретает при оценке имущества и обязательств организации.

7. С этим пр-ом связан признак стоимости. Согласно этому пр-пу все имущество и обязательства предприятия оцениваются по их первоначальной стоимости, т.е. той стоимости, которая определена в соответствии с затратами предприятия.

8. пр-п начисления – все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена данная операция (момент перехода права собственности).

9. соответствия – доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым доходы были получены; расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в каждом отчетном периоде, учитываются отдельно.

Закон РФ «О бухгалтерском учете» 1996г. состоит из 4 глав и 19 статей.

В законе указано, что основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Закон определяет нормы, которых обязаны придерживаться руководители, бухгалтеры и другие должностные лица по всем вопросам б.у. и отчетности.

В 1 главе «Общие положения» — дано определение сущности б.у., названы его объекты, указаны задачи б.у., приведены основные понятия, используемые в б.у (синтетический и аналитический учет, руководитель организации, план счетов, б. отчетность).

В главе указан свод законодательства РФ о б.у.: Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Определена сфера действия настоящего ФЗ. Изложен порядок регулирования б.у, согласно которому общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Прописана организация бухгалтерского учета в организациях (ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций), права и обязанности главного бухгалтера.

В главе 2 «Основные требования к ведению б.у. Бухгалтерская документация и регистрация» изложены требования к ведению б.у., дается понятие первичных документов, сформулированы требования к их составлению; раскрывается назначение регистров б.у., изложены правила оценки имущества и обязательств, даются основные положения по инвентаризации имущества и обязательств.

В главе 3 «Бухгалтерская отчетность» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определен ее состав; рассматриваются понятие отчетного года; адреса и сроки предоставления б. отчетности, требования к ее публикации; порядок, сроки и способы хранения документов б. отчетности.

В главе 4 «Заключительные положения» прописана ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете (руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение б. у., в случае нарушения законодательства РФ о б.у. привлекаются к административной или уголовной ответственности). Приводятся сведения о введении Закона в действие.

3. Бухгалтерский учет (финансовый) – это система сбора и обобщения учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление бухгалтерской отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями. Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе организации – нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, денежных средствах, других оборотных активах, обязательствах организации, капитале, иных источниках формирования имущества.

Управленческий учет – предназначен для сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней. Его главное предназначение – обеспечить в полном объеме необходимой информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов, решения проблем оценки эффективности бизнеса. У.у. обобщает плановую нормативную, прогнозную и аналитическую информацию; он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.

В системе управленческого учета информация о затратах на производство группируется и учитывается по:

— видам затрат (материальные, на оплату труда и т.д.);

— местам возникновения затрат (рабочие места бригады, цеха и т.п);

— носителям затрат – видам продукции, работ и услуг данной организации, предназначенных для продажи на рынке.

Т.о., у.у – направление учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Объектами управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Налоговый учет– предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов и сборов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности. В то же время налоговый учет включает проведение самостоятельных расчетов или расчетных корректировок к данным б.у. для правильного определения налоговой базы. Расчетные корректировки производятся внесистемно, т.е. без отражения в б.у. полученных расчетным путем поправок. Это предполагает разработку и утверждение налоговых регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, которые могут быть представлены в виде расчетов, таблиц, карточек либо регистров налогового, финансового и управленческого учета.

Основными функциями н.у. являются:

— сбор и фиксирование первичной информации, необходимой для правильного определения налоговых обязательств плательщика;

— своевременное отражение первичной налоговой информации в бухгалтерских и налоговых регистров, на счетах бухгалтерского учета;

— правильное определение величины налоговых обязательств налогоплательщика;

— формирование достоверной налоговой отчетности;

— контроль за формированием налоговой информации и налоговой отчетности.

Т.о., налоговый учет, оставаясь составной частью б.у., представляет собой систему сбора, фиксации и обработки деловой и финансовой информации, необходимой для правильного и объективного исчисления налоговых обязательств и составления налоговой отчетности организации.

4. В условиях рыночной экономики объем информации, возникающей как внутри организации, так и за ее пределами, значительно увеличился. Иным, чем в условиях централизованного руководства стал подход к информационной системе. Внедрение компьютерных технологий позволило передать функции счетоводства (накапливание данных, их группировку, подсчет итогов и т.д.) технике, а в бухгалтерском учете появились новые, не свойственные ему ранее функции анализа, оценки информации, обоснования принятия управленческих решений.

В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и т.д. Следовательно усложняются и задачи, стоящие перед системой б.у. Б.у. административной системы сегодня не смог бы удовлетворить запросы современного «рыночного» предприятия. В этих условиях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности.

Весь б.у. начинает делиться на финансовый и управленческий. На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:

1) внешних пользователей бухгалтерской информации;

2) целей периодического планирования и контроля;

3) принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики организации.

Прерогативой финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов). Задачей управленческого учета является составление отчетов второй и третей групп, информация которых предназначена для внутренних пользователей бух. информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия – с целью определения себестоимости продукции; текущие оперативные отчеты центра ответственности – для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах – для принятия краткосрочных решений; анализ сметы долгосрочных вложений – для долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых на предприятии.

Т. о. цель ведения финансового учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой:

— для составления бухгалтерской отчетности;

— осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и наличием и использованием производственных ресурсов;

— предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности.

Следует подчеркнуть, что в приведенном определении цели финансового учета данная цель относится к организации в целом (а не к структурным подразделениям).

Перед бух. финансовым учетом ставятся такие задачи:

— б.у. различных расчетов (с поставщиками и подрядчиками, по налогам и сборам и т.д.);

— б.у. затрат на производство и себестоимости товаров, продукции, работ, услуг;

— б.у. доходов, расходов и финансовых результатов.

Цель управленческого учета – формирование и представление плановой, фактической и прогнозной информации о хоз. деятельности организации управленческому персоналу организации и ее структурных подразделений, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью организации и ее структурных подразделений (помочь руководителю принять управленческ. решение).

Основные задачи управленческого учета:

— формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах дятельности;

— контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

— расчет фактической с/с продукции и отклонений ее от установленных норм, стандартов, смет;

— выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Показатель Финансовый учет Управленческий учет
1. Цель учета Составление утвержденной фин. отчетности для внеш. пользователей Обеспечение процессов управления внутри фирмы
2. Свобода выбора методов ведения учета Ограничен общепринятыми методами Никаких ограничений
3. Пользователи информации В основном внешние пользователи Управленч. перс-л орг-ции и структурных подразд-ий и исполнители
3. Учетная система Двойная запись Любая полезная система
4. Обязательность ведения Обязателен Необязателен: вводится по решению администрации
5. Временная направленность На прошлое На будущее
6.Временной интервал Обычно год (квартал) Любой отрезок времени
7.Измерители Денежный Любые
8. Набор показателей Определен, точен. Относит. показатели используются редко. Не определен
9. Степень открытости информации Открыт, доступен для пользователей Коммерческая тайна
10. Требования к информации Высокая точность Скорость предоставления и соотв-ие основн. тенденциям.
11. Регулирующий орган Минфин РФ Минэкономразвития (на уровне разработки рекомендаций)

Общие принципы налогообложения в РФ установлены НК РФ.

Согласно налоговому кодексу: «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) определяет формы и методы налогового контроля;

6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налоговый учет включает проведение самостоятельных расчетов или расчетных корректировок к данным б.у. для правильного определения налоговой базы. Расчетные корректировки производятся внесистемно, т.е. без отражения в б.у. полученных расчетным путем поправок. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Организация может разработать самостоятельные регистры налогового учета или дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами.

Налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок определения налогооблагаемой прибыли. Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы;

2) аналитические регистры налогового учета;

Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Аналитический учет должен раскрывать порядок формирования налоговой базы.

Правильность отражения хоз. операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

источник

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать