Меню Рубрики

Тютчев как весел грохот летних анализ

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какая строфа стихотворения содержит риторическое восклицание: Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1853 г. Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО вторая НЕПРАВИЛЬНО третья ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль ПРАВИЛЬНО в 1851 г. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО тоска НЕПРАВИЛЬНО в 1849 г. ПРАВИЛЬНО первая

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

5 Как вы оцениваете свои знания?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение “Как весел грохот летних бурь…”.

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты “смутит небесную лазурь”. Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая “опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит”. Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней

Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, “как под незримою пятой, лесные гнутся исполины”. Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта.

Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: “Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой”. Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью.

Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…”В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […].

Анализ стихотворения Тютчева “Двум сестрам”В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. Именно это впоследствии привело к тяжелой болезни и преждевременной смерти женщины, которая не смогла оправиться после крушения корабля, на котором семья Тургеневых возвращалась в Россию. […].

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, кото­рый ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […].

Анализ стихотворения Тютчева “К. Б. (Я встретил вас – и все былое…)Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях поэта, который обладал страстной натурой и обращал внимание на каждую хорошенькую женщину, которая попадала в поле его зрения. Будучи уже человеком весьма преклонного возраста, в […].

Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовьСтихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный “Денисьевским”, по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным. Жанр “Последней любви” отчетливо эллегичен, все оно наполнено светом, – прощальным, вечерним, ускользающим… У всех строк есть конкретный адресат: “Последняя любовь” посвящена возвышенно-трагическому […].

Анализ стихотворения Тютчева “Не рассуждай, не хлопочи!Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял, что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи!Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […].

Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине”Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценно­стями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Не раз ты слышала признаньеБлистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и буквально теряет рассудок от любви. Его избранница отвечает взаимностью, и очень скоро по Москве начинают распространяться слухи о необычном романе. Скандал разгорается после того, как становится ясно, что Елена Денисьева ждет ребенка. Родители отрекаются от […].

Анализ стихотворения Тютчева “Все отнял у меня казнящий богПрактически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой участи и Федор Тютчев, который незадолго до смерти переосмыслил свой жизненный путь, оказавшийся далеко не самым безоблачным и счастливым. Поэт существовал словно бы в параллельных […].

Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева“Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопос­тавления его с миром природы нашло выражение в этом стихо­творении философского характера. Произведение имеет двухча­стную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […].

Анализ стихотворения Тютчева “В часы, когда бываетЛюбовь способна творить чудеса, и это ее свойство было хорошо известно Федору Тютчеву. В самые тяжелые периоды своей жизни, когда казалось, что даже самые близкие люди превратились в заклятых врагов, Тютчев искал утешения в этом возвышенном чувстве, мысленно обращаясь к женщинам, которых боготворил. Так случилось, что в достаточно зрелом возрасте Тютчев влюбился в юную Елену […].

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… ТютчеваСтихотворение Ф. И. Тютчева “Я встретил вас – и все былое…” так же известно, как “К. Б.”. Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 “Я помню время золотое…”. Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая […].

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […].

Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “Чародейкою зимою” в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника, ведь основа стихотворения, пусть и находящаяся не на первом плане в тексте-это волшебство, чудо. Как и во многих других творениях Тютчева, данное стихотворение также содержит мысль о […].

Анализ стихотворения Тютчева “Неман”Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с Наполеоном никогда особо не интересовала Тютчева. Тем не менее, этого французского полководца поэт, которому довелось провести за границей большую часть своей жизни, считал настоящим гением. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Небо бледно-голубое…”После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу. Он никогда […].

Анализ стихотворения Тютчева “Душа хотела б быть звездойВ старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Молчит сомнительно ВостокПосле возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе 1865 года его даже возвели в ранг тайного советника, сделав правой рукой императора. За месяце до этого события, предчувствуя, что его жизнь вскоре кардинально изменится, […].

Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален видФедор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы […].

Анализ стихотворения Тютчева “Цицерон”Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как меняются основы государственности в европейских странах, и процесс этот сопровождается общественными волнениями. В 1830 году поэт под впечатлением от Французской революции написал стихотворение “Цицерон”, в […].

Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любимВ первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […].

Анализ стихотворения Тютчева “Люблю глаза твои, мой другВ жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, […].

“Неохотно и несмело” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Неохотно и несмело” написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, […].

“Природа – сфинкс” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Природа – сфинкс” было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему […].

Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева“Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философ­ским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как днев­ной жизни, которую можно описать и изучить, так как она ре­альна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […].

“Весенние воды” анализ стихотворения ТютчеваФ. Тютчев написал стихотворение “Весенние воды” в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда “еще в полях белеет снег”, поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” (2)Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений. Одним из них является стихотворение “Весенняя гроза” , написанное в середине 50-х годов 19 века. […].

Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца. ”Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” построена на контрасте двух образов: пышного ев­ропейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высоко­парная частица “о” с первой же строки стихотворения на­страивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, ком­форта, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Листья”Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение “Листья”, которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С […].

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селеньяС самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19 летнем возрасте отбыл в Германию в составе целой дипломатической миссии. Конечно же это было очень почетно и престижно, однако поэта не оставляло чувство, которое он испытывал при разговорах о своей родине. Именно в данное время […].

Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего, будто сам видишь все эти невероятные картины и восхищаешься живописными пейзажами. В своем стихотворении автор описывает прекрасную осеннюю пору. Несмотря на то, что в этот период природа увядает, она необычайно красива и […].

Анализ стихотворения Тютчева “Так в жизни есть мгновения…”Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в прошлом, поэтому приходится жить лишь воспоминаниями. Федору Тютчеву в этом отношении повезло гораздо больше, так как уже в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену […].

Анализ стихотворения Тютчева “Чему бы жизнь нас ни училаМногие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и другая категория мужчин и женщин, которые до самого последнего момента получают удовольствие от каждой прожитой минуты и благодаря Всевышнего за то, что у них есть возможность наслаждаться бесценным даром любить и ненавидеть, радоваться и огорчаться, […].

Анализ стихотворения “Silentium!” ТютчеваТютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева “Silentium!” было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к […].

Анализ стихотворения Тютчева “Memento”Стихотворение “Memento” (“Помни”) Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому […].

Анализ стихотворения Тютчева “Сон на море”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Сон на море” проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический под­текст: море в классической поэзии обычно соотносится с жиз­нью, а игра волн и буря – […].

Анализ стихотворения Тютчева “Душа моя – Элизиум тенейВесной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение “Душа моя, Элизиум теней…” . Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочерей остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько […].

Анализ стихотворения Тютчева “Когда в кругу убийственных забот…”Рутина жизни всегда пугала Тютчева который, оставаясь в душе романтиком, много лет подряд вынужден был занимать высокий дипломатический пост. Быть одним из тех, кто вершит судьбу государства, нравилось поэту. Однако закулисные интриги утомлял Тютчева, которому все чаще и чаще хотелось уединения. В 1849 году он написал философское стихотворение “Когда в кругу убийственных забот…” в котором […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весна”Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение “Весна”, написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки […].

источник

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает” , меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист” , граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах” , резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА).

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно” , “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога” . Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

источник

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА).

Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщена. Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какая строфа стихотворения содержит риторическое восклицание: Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1853 г. Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО вторая НЕПРАВИЛЬНО третья ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль ПРАВИЛЬНО в 1851 г. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО тоска НЕПРАВИЛЬНО в 1849 г. ПРАВИЛЬНО первая

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

5 Как вы оцениваете свои знания?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек) — как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

источник

неординарная Ученик (101), закрыт 6 лет назад

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.

Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 7 лет назад

Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Вероничка Каргу Ученик (23) 7 лет назад

Сергей Фиров Ученик (110) 1 год назад

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _ _ амфибрахий;
_ _ _ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
_ _ _ дактиль;
дольник;
_ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный;
_ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек) — как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный —

1автор, название, дата
2тема и идея (о чём и как сообщает)
3основные особенности языка (худ. средства. приувел. олицетвор. и тд+какие рифмы: переплётн парная и т д)
4моё восприятие стихотворения

Дарья Севрина Ученик (123) 3 недели назад

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «19 октября 1825»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Помню я: старушка–няня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Никто ничего не отнял»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

источник