Меню Рубрики

Труд как объект социологического анализа

Московский институт предпринимательства и права, факультет финансы и кредит

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой — законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности.

Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук, в числе которых и социология.

Так что же такое труд? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать. Миллионы россиян после трудовой недели отправляются «отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли. Человеку свойственно смотреть на окружающий мир «со своей колокольни». Каждый из нас, прекрасно осознавая различные нюансы собственной деятельности, как правило, недооценивает труд других людей.

Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Для социального признания человеку необходимо не просто укрывать тело, а носить общепринятую одежду, не просто иметь крышу над головой, а располагать жильем определенных параметров, не просто пополнять запас калорий и витаминов, а соответствовать неким стандартам потребления пищи. На данном этапе это приводит к следующему определению: труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Социология труда как наука выполняет три важные функции: позитивную, нормативную и социально-технологическую. Позитивная функция заключается в выявлении реальных закономерностей протекания каких-либо процессов, взаимосвязи различных явлений. Например, изучение того, как функционирует рынок труда, факторов, определяющих производительность труда, и т.п.

Но человек не привык мириться с существующим положением вещей, если оно противоречит его ценностям. Такие явления, как высокая безработица или острые социально-трудовые конфликты, вряд ли можно считать нормальными, даже с учетом объективных причин их существования и невозможности полного искоренения.

Нормативная функция науки определяет «как должно быть», что является наиболее желанным, соответствующим общественным идеалам. Выполняя нормативную функцию, наука помогает обществу в определении приемлемого уровня безработицы, объема трудовых прав и социальных благ, которые должны быть гарантированы каждому человеку. Необходимо также определить, кто несет за это ответственность: государство, бизнес, гражданское общество?

Социально-технологическая функция науки заключается в конкретных технологиях и решениях, которые способны превратить желаемое в действительное. Для этого надо определить методы воздействия на рынок труда, способы организации труда на современном предприятии и разрешения конфликтных ситуаций.

Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.). Поэтому социология труда является острополемической областью науки.

Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.

Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия::

Предметы труда – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);

Средства труда (орудия труда, средства производства) – инструменты, станки, оборудование и т.п.:

Продукт труда – вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.

При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.

В процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.

Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность – двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.

Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация – процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы. Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Многие ученые считают, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений в целом. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.

Роль труда в жизни человека и общества не оставалась неизменной на протяжении исторического развития. Вместе с формами и мотивами трудовой деятельности менялись и представления о труде.

Значительная часть человеческой истории связана с так называемым традиционным, или доиндустриальным, типом общества. Традиционным оно названо потому, что жизнь в нем строилась по обычаям, традициям, образцам поведения, заветам предков. Жизнь людей основывалась на общинных принципах, так было легче выжить.

В традиционных обществах человек, как правило, не был волен выбирать себе занятие, а занимался тем же, чем и его предки. Люди верили, что и судьба, и вид хозяйственной деятельности предначертаны им свыше. Профессиональные приемы передавались из поколения в поколение.

Труд человека в основном был связан с получением благ непосредственно от природы, а большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Основу хозяйства составляло самообеспечение, а приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) хотя и практиковалось, но не играло такой важной роли, как сейчас. Подобный тип хозяйства называется натуральным.

На протяжении многих столетий хозяйственная жизнь человека и труд, в частности, не являлись предметом специального рассмотрения. Кроме того, труд как таковой для мыслителей и философов древности не был привлекательным объектом анализа. Они занимались прежде всего проблемами бытия и познания, значительно меньше интересуясь практической деятельностью человека, которая была уделом низших слоев общества или же вовсе рабов.

Таким образом, отношение к труду формировалось на основе общих представлений о мире, Боге и человеке, которые проповедовали те или иные религиозные или философские учения. В этих учениях большое внимание уделялось нормативному (этическому) компоненту – представлениям о должном. Ради чего трудится человек? Что есть сам труд – наказание или призвание, проклятие или благо? Какие виды трудовой деятельности угодны Богу?

Длительное время в истории общества труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для многих был непосредственно связан с выживанием. Поэтому труд считался наказанием, его стремились избежать или переложить на других. Для свободных граждан античной эпохи было характерно презрение к физическому труду, которым занимались рабы. Свободные граждане посвящали себя политической деятельности, культурному творчеству, активному досугу, то есть свобода понималась прежде всего как свобода от необходимости работать.

В традиционном обществе основным регулятором жизни людей и их трудовой деятельности, в частности, выступала религия. Раннее христианство и Римско-католическая церковь периода Средневековья практически не интересовались мирской деятельностью человека. Церковь была погружена в теологические проблемы природы человека, его общения с Богом, спасения души и т.п. На этом уровне значение мирской деятельности человека было минимальным.

источник

Труд как объект социологического исследования

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1). Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.Развитие человека, его физических и духовных качествПроизводство материальных и культурных благУдовлетворение материальных и духовных потребностей человека и обществаНаучно-технический прогрессВоспроизводство населенияРост производительности трудаТруд в его новом качестве

Теоретическая и Практическая социология

Теоретическая социология, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?».

Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чего

познается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии,

которая может определить: а) необходимые для практики средства; б)

неизбежные побочные результаты предпринятых действий; в) обусловленную этим

конкуренцию между Возможными различными оценками и их практические

последствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечную

смысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в ряду

ценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости.

теоретическая и практическая социология — две взаимообусловленные и

взаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали. Эмпирическая

социология, подобно прикладной медицине должна быть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точные средства для борьбы с социальными болезнями

3. Методы социального исследования

Теоретические методы

· Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Методы социального исследования

Выдвижение и проверка гипотез.

Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Наблюдение В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование. Выборочное обследование Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование . При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы. Контент — анализ Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Следует отметить, что в практике социологических и особенно социально – психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Сущность и функции труда

Сущность предмета социологии труда раскрывается путем познания закономерностей социального развития, которые отражают наиболее важные и устойчивые связи различных трудовых явлений и процессов. К ним относят законы кооперации, распределения, разделения труда, определения человеческих потребностей; закономерности изменения мотивации трудового поведения работников под воздействием преобразований образа жизни и трудовых ситуаций; изменения содержательной части труда под воздействием результатов научно-технического прогресса и изменения трудового поведения, связанного с воздействием внешних нетрудовых факторов.

Труд выполняет ряд функций различного характера. В научной литературе не представлено классификации функций труда в то время, как их можно классифицировать таким образом, как это представлено в таблице 1. Здесь произведена систематизация знаний о труде, накопленных современной экономической наукой.

Выделим следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции:- труд как процесс по производству благ и услуг;- труд, как материальное условие существования и развития общества;- труд, как условие развития самого человека;- трудовая деятельность как форма становления личности.Содержание труда, как научная категория, связано с взаимодействием человека с орудиями и предметами труда. Оно проходит в рамках своеобразного повторения трудовых циклов, в конце которых создается продукт труда. В рамках такого процесса реализуются следующие функции [1, с. 180]:- логическая – целеполагание и формирование условий процесса;- исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда;- наблюдения – регистрация и контроль (в том числе технологического) процесса труда;- регулирования – корректировка процесса.Эти функции являются общими для трудового процесса и могут отличаться в рамках конкретных трудовых процессов различных работников.

Формы занятости.

Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняющих оплачиваемую работу:

· работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т. п.;

· самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т. п.;

· избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

· проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства;

· направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:

· проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

· обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;

· занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.

Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

Принципы ее организации

Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы установления организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).

Системы оплаты труда (ст.83 КЗоТ РФ). Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные работы. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, а также другие формы материального поощрения.

Оплата труда рабочих (ст.80 КЗоТ РФ). При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной.

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяют самостоятельно.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих (ст. 81 КЗоТ РФ) производится, как правило, на основе должностных окладов. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Минимальный размер оплаты труда (ст.78 КЗоТ РФ). Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Общеизвестно, что индустрия информационных технологий начинает играть все более и более важную роль в современном бизнесе. В первую очередь это касается разработки и внедрения корпоративных информационных систем, систем управления производственными процессами, установки и настройки специализированного аппаратного и программного обеспечения. Кроме того, эта сфера является наиболее динамичной. По данным Kennedy Information Group в

97 году темпы роста в данной области составили 29%.Этими факторами и обусловлено выделение этой деятельности в отдельную группу.

Management )

Компании этой группы занимаются изучением внутренней организации компании-клиента на всех стадиях ее деятельности. Так, например, производственного процесса, системы сбыта, системы обработки и исполнения заказов клиентов и тому подобных. Если консультанты, специализирующиеся на выработке стратегии устанавливают цели и разрабатывают планы, то консультанты этой группы компаний занимаются воплощением планов в жизнь и реализацией поставленных задач. Для большинства компаний – это только одно из направлений деятельности.

Еще одним направлением деятельности компаний этой группы может являться консультации в области управления запасами и планирования производства. Так в плане управления производственными запасами применяются следующие методологии: DRP (Distribution Requirements Planning), SIC

(Statistical InventoryControl), FRP (Finite Requirements Planning).

Что касается управления и автоматизации производственного процесса, то в данной сфере число доступных методологий гораздо больше, начиная от базовых моделей MRP и CRP (Material and Capacity Requirements Planning) и заканчивая интегрированными MPR II, ERP (Enterprise Resource Planning),

Действующий трудовой кодекс

Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями[3]. Вместе с тем, отпуск по уходу за ребенком урезается вдвое с 3 до 1.5 лет[4]. Профсоюзы окончательно потеряли возможность, как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям[5]. Вместе с тем, кодекс ввел запрет на увольнение во время болезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания[6]

Осенью 2010 года Российский союз промышленников и предпринимателей (Шохин) разработал поправки к Трудовому кодексу России для борьбы с кризисом и безработицей и предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов, рабочий день до 12 часов.[7] [8] По действующему кодексу рабочая неделя не может превышать 40 часов, рабочий день — 8 часов.

— специальная социологическая теория объяснительного уровня, изучающая инновацию как феномен общественной жизни, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ.

Объектом СИ выступает инновация как социальный процесс. Предметом СИ являются социальные механизмы, регулирующие процессы зарождения, разработки, внедрения, адаптации и интеграции инноваций в различных сферах жизни общества — социальной, экономической, политической, культурной и т. д.СИ исходит из представления об инновации как закономерном проявлении функционирования механизма общественной координации в условиях полноценного функционирования основных социально-экономических законов: разделения труда, перемены труда и конкуренции при их органичном взаимодействии.

Воплощаясь в ходе инновационного поведения социальных субъектов, инновация выступает способом развития индивидов, коллективов, социальных сообществ и, наконец, общества в целом Поэтому специфика подхода СИ к изучению своего объекта заключается в рассмотрении инновации как способа существования социальных систем. Сущность инновационного образа мышления заключается в ориентации его носителей на осуществление перманентных нововведений в сферах своей деятельности. Инновационный образ мышления является, с одной стороны, предпосылкой формирования инновационной культуры социального субъекта, а с другой — он сам развивается на основе содержащихся в культуре норм и правил организации нововведений. Внешним проявлением мыслительных процессов по поводу осуществления инноваций выступает инновационное поведение индивидуальных или коллективных социальных субъектов, связанное с обновлением способов либо преобразованием объектов их деятельности. При помощи разработанной системы категорий СИ описывает и объясняет в рамках своего предмета исследования специфические способности социальных механизмов регулировать «инновационный цикл» от зарождения либо привнесения в социальную систему идеи нововведения до ее внедрения и далее — до состояния интеграции, трансформирующей с течением времени инновацию в традицию. Полный «инновационный цикл» насчитывает 5 этапов: зарождение (привнесение); апробация (селекция); адаптация; интеграция; утилизация. При этом, с одной стороны, на каждом из этапов на протекание инновационного процесса значимое влияние оказывают социальные — объективные и субъективные — характеристики носителей инновационного образа мышления, воплощающих на практике инновационный тип поведения, а с другой — сама инновация способна оказывать заметное влияние на изменяемые характеристики социальных субъектов. Таким образом, в силу особенностей протекания описанных процессов, СИ определяет социальный механизм регулирования инновационных процессов как устойчивую структуру взаимодействий социальных субъектов по поводу реализации конкретных нововведений, порождающую особую систему видов инновационного поведения этих субъектов.

54 Подготовка кадров, повышение их квалификации и переподготовка

Виды и цель обучающей деятельности предприятия.

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Следует отметить, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутризаводское обучение). Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. Самообучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

• переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:

• надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

• условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

• возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации — важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

Раньше предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т. п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

• выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

• определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

Переподготовка рабочих кадров.

В отличие от подготовки новых рабочих и от повышения квалификации переподготовка означает освоение рабочими новой профессии.

Особенность переподготовки кадров — в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время (часто весьма продолжительное) по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

• определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

• выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

• проведение социологический исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от :

• численности высвобождаемых работников;

• контингента высвобождаемых работников;

• возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим хорошо составленные прогнозы Forex могут сделать Вас баснословно богатым.

• доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.

Чтобы обеспечить переподготовку кадров в режиме предупреждения возможного дефицита рабочих отдельных профессий, важно знать тенденции изменения отмеченных факторов и уметь прогнозировать его. Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих. Подробные сведения о высвобождаемых формируются на предприятии не менее чем за два месяца до их высвобождения.

Повышение квалификации кадров.

Повышение квалификации является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии.

Труд как объект социологического исследования

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1). Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.Развитие человека, его физических и духовных качествПроизводство материальных и культурных благУдовлетворение материальных и духовных потребностей человека и обществаНаучно-технический прогрессВоспроизводство населенияРост производительности трудаТруд в его новом качестве

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

источник

1. Предмет и метод социологии труда.

2. Основные категории социологии труда и их содержание.

3. Связь социологии труда с дисциплинами о труде социологического профиля и несоциологического профиля.

1. Социология труда — это специальная социологическая теория, которая имеет собственный объект, предмет и систему категорий, определяющих труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Возникновение социологии труда как науки связано с растущим интересом общества к комплексному изучению труда, к развитию механизации и автоматизации, приведшим к значительным переменам в положении человека в трудовом процессе и в его деятельности во внерабочее время.

Институциализация социологии труда как особой науки была вызвана общественной потребностью в изучении и управлении современным трудовым процессом, трудовыми отношениями и трудовой деятельностью. Развитие эмпирических исследований труда обусловлено спросом на различные методы решения практических, морально-психологических и социально-политических проблем, возникающих в современных трудовых отношениях.

Социология труда – это комплексная дисциплина, которая предполагает сложную внутреннюю структуру, наличие разных уровней, направлений, тенденций в развитии самого предмета науки. Предметная область социологии труда включает: метатеоретический уровень, общетеоретический уровень, частнотеоретический, прикладной и эмпирический уровни.

Исследования в данной области научного знания имеют, во-первых, технологическое значение, так как проблемы, которые возникают в процессе труда, являются следствием применения новых технологий в общественном производстве, но общество еще не совсем готово их воспринять, отсюда и возможные проблемы и противоречия.

Во-вторых, политическое значение, так как они могут указать направление распределения власти и влияния в обществе и в разных социальных группах; и, в-третьих, в работах по социологии труда исследуется не только поведение человека в устоявшихся ситуациях, но и его поведение в условиях динамических изменений в современном производстве.

Социология труда сформировалось как специальное научное направление в социологической науке на стыке экономических, психологических и политических научных дисциплин, что сказалось на расплывчатости в определении предмета социологии труда. Так, например, в 31,5% американских колледжей и университетов в настоящее время преподается социология труда, в 20,3% — индустриальная социология, в 37,8% — социология профессий.

Несмотря на значительное развитие науки о труде и трудовых отношениях, признание результатов ее исследований пока еще не выработано общей точки зрения на предмет ее изучения. По-разному определяется не только предмет науки, нет единого мнения относительно ее названия.

Английский социолог Скотт определяет социологию труда как социологическую дисциплину, изучающую промышленность, ее достижения и связь с общественным развитием в целом.

Французские социологи чаще всего определяют социологию труда как науку, рассматривающую в различных аспектах все общественные группы, формирующиеся в процессе человеческого труда. Предметом является человеческий коллектив, возникающий в процессе производственной деятельности.

Американские социологи определяют социологию труда как науку, изучающую общественную роль, которую человек играет на производстве, те общественные обязанности человека, которые связаны с его трудовой квалификацией.

В современной отечественной социологии сложилась точка зрения, согласно которой предметом социологии труда является труд и все, что связано с ним: структура человеческого труда и его противоречия, функции труда, содержание, характер и формы труда.

Польские социологи считают, что социология труда – это составная часть социологии, рассматривающая труд как общественное явление (как влияние общественных условий на мотивы, процесс, интенсивность, результаты труда) и исследующая изменения, которые труд вызывает в структуре деятельности и развитии больших и малых групп. При этом под процессом труда подразумевается всякая целенаправленная деятельность, способствующая удовлетворению человеческих потребностей.

Югославские социологи под социологией труда понимают науку, которая изучает различные закономерности развития общественных отношений в процессе труда. На различия в понимании предмета социологии труда, как считают югославские социологи, оказывают влияние: 1) различная научно-теоретическая база; 2) прямые и косвенные цели исследования; 3) широкая область изучения науки; 4) неразвитость и размытость предметной области смежных наук, которые по-своему касались проблем человеческого труда и положения человека в процессе труда.

Сталкиваясь с этими и другими трудностями при определении предмета социологии труда, многие социологи подчеркивают, что, каким бы точно ни было это определение, оно не может полностью охватить всю сложную действительность трудовой деятельности.

Д. Маркович, известный югославский исследователь в области социологии труда, дает следующее определение социологии труда. Социология труда является специальной социологической наукой, предметом изучения которой является труд как общественное явление со всеми его характерными чертами, благодаря которым он отличается от других общественных явлений, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса и через которые вскрывается причинно-следственная связь этих отношений со степенью развития производительных сил, анализ взаимосвязи внутри производственных и внепроизводственных отношений в коллективах, эффективность деятельности человека и общественные отношения в трудовом процессе.

Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда заключаются:

· в изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудового коллектива;

· в анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

· в поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

· в оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях
рынка;

· в усилении социального контроля и борьбы с различного
рода отклонениями от общепринятых моральных принципов
и норм в сфере труда;

· в изучении причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

· в создании системы социальных гарантий, защищающих
работников в обществе и трудовой организации, и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики. Социологический аспект изучения труда заключается в исследовании труда как системы общественных отношений и в определении его влияния на общество, представляющее собой единство общественных отношений.

Социология труда как причинно-объясняющая наука должна иметь не только свой предмет, но и метод. Метод социологии труда состоит из диалектического понимания единства человека, общества и труда, из научного подхода к изучаемым явлениям, которые заключаются в сборе фактов, их обработке, выработки необходимых решений и выводов.

Специфика метода социологии труда проявляется в достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); в процессе методов сбора фактов; в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Для изучения труда используются абстрактные методы, в том числе и математические (например, объяснение степени полезности математическим путем), метод измерения времени Тейлора, необходимого для выполнения отдельных рабочих операций, логико-дедуктивные методы, мыслительный эксперимент. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, а также кросскультурные и историко-сравнительные методы.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно-обоснованных программ социально-экономического развития трудовых коллективов, для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников.

Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

2. Исходной категориейсоциологии труда является понятие «труд». В естественных науках под трудом понимается не только деятельность человека, но и деятельность животных и даже действие природных сил. В этом смысле говорят о работе морских волн, ветра и т.д. Это понимание труда исходит из возникающих изменений в природе без учета того, кто и почему их производит, в чем смысл такого труда и какова специфика его результатов.

Особого внимания заслуживают исследования и определение труда в физиологии и психологии. Именно в этих науках подчеркивается, что любая трудовая активность требует физиологического и психологического напряжения участников трудового процесса.

В физиологическом смысле труд является необходимой потребностью человеческого организма, естественным условием существования.

В психологическом смысле труд проявляется в сознательных поступках, при помощи которых человек контролирует и определяет свое поведение в желаемом направлении.

Возможность рассмотрения человеческого труда с различных точек зрения проявилась в полном объеме в общественных науках. Определения человеческого труда, даваемые общественными науками, исходят по существу из специфики предмета.

С технико-технологической точки зрения человеческий труд рассматривается и определяется в контексте присвоения человеком природы, но с учетом того, что человек использует природу для созидания.

С экономической точки зрения человеческий труд наиболее часто определяется как сознательная, планомерная человеческая деятельность с целью переработки данного природой для удовлетворения человеческих потребностей. То есть труд – человеческая деятельность, в результате которой человек присваивает природу, обеспечивая тем самым удовлетворение своих потребностей.

С философской точки зрения труд – это любая целенаправленная человеческая деятельность, которая опосредованно или непосредственно направлена на создание определенной ценности (материальной или духовной).

Социологическое определение труда должно выразить его сущность как общественного явления и указать на специфические связи, существующие между человеком и трудом, трудом и обществом.

Самыми общими характеристиками человеческой трудовой деятельности являются следующие:

1. человеческий труд представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность;

2. трудовая деятельность — это комплексная деятельность, которая развертывается в рамках определенных общественных групп;

3. трудовая деятельность — это деятельность, в процессе которой создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющее общественное значение.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Принимая во внимание перечисленные характеристики трудовой деятельности, можно сформулировать понятие труда в социологическом контексте.

Труд – это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которой человек осуществляет процесс самореализации.

К категориям социологии труда относятся также: предметы труда, средства труда, содержание труда, условия труда, характер труда, виды труда.

Предметы труда – вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на: 1) сырье (необработанное вещество), 2) полуфабрикат (частично обработанное вещество). Кроме того, они могут быть: а) основными материалами, б) вспомогательными веществами.

Предметы труда подразделяются также на естественные (находимые человеком в самой природе), искусственные (не имеющиеся в готовом виде в природе, создаваемые человеком по заранее заданной модели), композиционные материалы (сложносоставные), конструкционные материалы (основные виды материалов, из которых изготавливается оборудование, сооружаются каркасы зданий).

Средства труда – вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (машины, инструменты, здания, сооружения, дороги и т.д.)

Предметы и средства труда в совокупности являются объективными средствами производства.

Содержание труда. К пониманию содержания труда существует множество подходов. Согласно одному из них содержание труда определяется в соответствии с конкретными изменениями трудовых функций участников трудового процесса, уровнем необходимой квалификации разделением труда между работниками.

Другой подход определяет содержание труда как совокупность элементов, действительных связей и отношений, делающих деятельность человека целесообразной.

Поскольку человеческий труд есть не только воздействие средствами труда на предметы труда, но и процесс, в котором люди согласовывают свое поведение и устанавливают различные межличностные отношения, то содержание труда имеет как технико-организационные, так и социально-экономические детерминанты.

Технико-организационное содержание труда выявляется в качественной и количественной определенности трудовых функций, обусловленных уровнем развития техники, предметом труда, организацией производства и мастерством работника.

Социально-экономическое содержание труда выражается в отношениях между трудом индивида и трудом всего общества и отражает характерные черты общественных отношений, внутри которых осуществляется трудовой процесс.

Основываясь на социологическом определении труда, можно сказать, что содержание труда охватывает конкретные операции, выполняемые человеком при осуществлении трудовых функций в конкретном процессе труда. Отсюда можно сделать вывод, что содержание труда определяется уровнем развития средств производства (средств труда и предмета труда), а также социально-экономическими отношениями.

Понятие «условия труда» включает степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. На условия труда оказывают влияние следующие факторы: 1) физические (шум, вибрация, излучения, повышение температуры); 2) химические (газы, пары, аэрозоли); 3) биологические (вирусы, бактерии, грибки); 4) различные виды пыли.

Условия труда подразделяются на нормальные и вредные. Нормальными условиями труда считаются те, что не наносят явного ощущаемого вреда здоровью человека. Их можно назвать благоприятными или неблагоприятными в зависимости от того, как они сказываются на здоровье человека. Неблагоприятные условия труда вызывают неудобство, скованность, неловкость, плохое самочувствие, а в самом крайнем случае – снижают работоспособность, но не вредят здоровью человека. Они могут также снизить заинтересованность в труде, ограничивать творческое самовыражение, создавать чувство напряженности и недовольства.

Характер труда выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, то есть осознает или нет человек ее как собственную деятельность, которую выполняет, будучи свободен, от всякого принуждения, развивая в ней свои творческие способности.

Характер человеческого труда обусловлен двумя компонентами; во-первых, содержанием труда, т.е. содержанием выполняемых человеком в процессе труда операций, при этом имеется ввиду, как много он напрягается и как много тратит физических или умственных усилий. Во-вторых, характер труда обусловлен общественными отношениями, в которых осуществляется процесс труда. Эти отношения определены природой отношений к средствам производства, то есть формой собственности. Только тогда, когда участники трудового процесса не отделены социально-экономически от средств производства, создаются условия, когда они сами определяют свою трудовую деятельность и отношение к ней как к собственной деятельности, в процессе которой осуществляют осознанную цель.

В общественных условиях, в которых участники трудового процесса социально-экономически отделены от средств производства, они не могут свою деятельность ощущать как собственную, поскольку ее организуют и контролируют собственники средств производства или их представители. В таких условиях деятельность участников трудового процесса выступает как нечто навязанное извне, а не как их собственная.

Для изменения характера труда необходимы изменения не только социально-экономических отношений, но и изменения в содержании труда, которые невозможны без изменения средств труда, обеспечивающего такое содержание труда, которое не противоречило бы проявлению человека как творческого и свободного существа.

Виды труда. Виды труда различаются между собой в зависимости от критерия, взятого за основу. Наиболее часто исходят из того, какие способности и какие средства преимущественно используются в процессе труда.

Если в основе классификации лежит критерий способ труда, то различают физический и умственный труд. Если же в качестве критерия классификации используют конечный результат труда, тогда различают производительный и непроизводительный труд, т.е. труд, в результате которого создаются определенные продукты, и труд, в результате которого осуществляются определенные общественно-полезные услуги. Если же при классификации исходят из критерия личного вклада в общественный труд, тогда в качестве особых видов труда выделяют простой и сложный труд.

Физический и умственный труд различается в зависимости от того, какие способности преимущественно используются в процессе труда. Физическим трудом называют труд, в котором человек физически напрягается и тратит силу своих мускулов, преодолевает то или иное сопротивление при воздействии на предмет природы.

Умственным трудом считается труд, в котором активно используются возможности человеческого разума, духовные и психические силы человека.

Разделение на физический и умственный труд существовало не всегда. Только с развитием материального производства происходит обособление умственного труда от физического.

Производительным трудом считается человеческий труд, затраченный на производство материальных благ. Непроизводительный способствует более полному развитию производительности труда.

Простой труд не требует от человека ни продолжительного, ни высшего образования, ни большого физического или интеллектуального напряжения.

Сложный труд требует более высокого и производительного образования и соответствующих навыков. Этот труд предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека при выполнении трудовых обязанностей и более высокие общественные требования к личному вкладу в труд.

3. Социология труда тесно связана с большей частью наук социологического профиля. Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, и не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта — изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй — мотивационного и поведенческого.

Социология организации исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, систему власти и подчинения, личные и безличные факторы социальной организации труда.

Социология профессий также имеет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.д.

Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, выражающих закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов как основных экономических, социальных и политических ячеек общества.

Следует также назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, социально-психологического климата, группового взаимодействия в производственных бригадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которой выступает жизнедеятельность человека в труде; промышленную (индустриальную) социологию, в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; социальное планирование и прогнозирование (социология управления), становление которых в качестве самостоятельных дисциплин немыслимо без изучения трудовых проблем.

Социология образования изучает систему подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Социология города прослеживает взаимосвязь процессов индустриализации и урбанизации, их влияние на образ и уровень жизни людей, разрабатывает проекты размещения промышленных объектов.

Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами. Иначе это можно назвать горизонтальным срезом знания или отраслевой социологией. Отраслевая социология покрывается преимущественно предметной областью социологии труда. В то же время в каждой из них найдутся и такие проблемы, которые не входят в ее компетенцию. Так, в социологии профессий узкоспециальные вопросы, например, возрастные изменения в предпочтениях человеком тех или иных профессий, не обязательно включаются в социологию труда, т. е. не интересуют ее как самостоятельный предмет изучения. Такого рода проблемы больше связаны с социологией личности или психологией.

Социология труда тесно связана со многими дисциплинами несоциологического профиля, но также изучающими труд. Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда — это деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства рабочей силы. У психологии труда и социологии труда много общего, например, такие категории, как трудовые установки, мотивы поведения, готовность высококачественно и производительно трудиться. Однако социологию труда интересуют не индивидуально-личностные проявления трудового поведения, а социально-типичные проявления, характерные для различных представителей социальных и профессиональных групп. В то же время знание положений психологии труда об особенностях психологических свойств работников позволяет социологам научно обеспечить формирование и развитие коллективов, избежать неоправданных конфликтных ситуаций в сфере труда.

Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику труда интересует сам процесс создания стоимости. Для нее важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла. В центре же внимания социологии труда — трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономика сосредоточивает внимание на оплате труда. В этом случае рассматривается тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая в целом должное внимание проблеме материального стимулирования, в первую очередь изучает совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

Социология труда тесно связана с физиологией труда, исследующей закономерности функционирования состояния организма работающего человека. Оба эти направления объединяют усилия по выработке путей преодоления отрицательных последствий монотонности труда. Социологи, управляя трудовой адаптацией работников, используют рекомендации физиологов о закономерностях формирования навыков, умений, трудовых знаний, выработке у работников профессионально важных качеств, снижении утомления и поддержания в течение всего рабочего периода высокого устойчивого уровня трудоспособности.

Социология труда тесно связана с трудовым правом. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений, которое реализуется, прежде всего, через социальный контроль поведения в сфере труда. Административный контроль, меры воздействия (поощрения и наказания) основываются на правовых нормах труда, закрепленных в юридических документах, которые регламентируют основные моменты трудовых взаимоотношений. Есть непосредственная связь социологии труда и с научной организацией труда (НОТ). Эффективность мероприятий по научной организации труда зависит от того, будет или нет учитываться их эффект. Социологами здесь широко используется такой показатель, как удовлетворенность трудом.

К промежуточным дисциплинам можно отнести этнографию, антропологию, археологию и некоторые другие. Они оперируют количественными методами и нормативно-ценностным знанием. Этнографы сравнивают обычаи, традиции и трудовую этику, бытующие у различных народов, на эмпирических фактах показывают региональные черты сходства и различия трудового уклада жизни в зависимости от этнической принадлежности.

О прошлом трудовой деятельности человека свидетельствуют находки археологов. Прослеживая изменения типов орудий труда, характер приемов труда, методов обработки материалов, археологи устанавливают социальную историю производственной деятельности людей.

Исторические этапы и формы антропосоциогенеза, становления человеческого рода через процесс труда, изучает антропология. Она судит об исторических реликтах трудовой деятельности на основании изучения современных отсталых сообществ, диких племен.

Предметная область социологии труда не сводится к совокупности предметных областей конкретно-социологических дисциплин, изучающих под разными углами социальную природу труда. В то же время понять и изучить конкретные явления и процессы, происходящие в производственной деятельности, невозможно, если не прибегать к данным других наук, в том числе экономики труда, юриспруденции, социальной и инженерной психологии, этнографии, психотехники, эргономики и т.д. Необходимо учитывать, что будут появляться новые науки, поэтому представленные схемы взаимосвязи с науками социологического и несоциологического профиля несколько условны и могут видоизменяться. Однако они дают возможность проследить общую тенденцию в социологии труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник