Меню Рубрики

Теории предельного анализа как идея

В основе рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Именно их динамика определяет ниспадающую форму кривой спроса. Но что лежит в основе решения о покупке того или иного товара?

Главным кандидатом на роль первоосновы закона спроса с точки зрения потребителя всегда была полезность — степень удовлетворения потребителя тем или иным товаром. Однако попытки разработать на ее основе стройную теорию наталкивались на возражение, известное в экономической науке как парадокс А. Смита или парадокс воды и алмаза.

Суть парадокса заключается в следующем: если стоимость хоть как-то связана с полезным эффектом, то почему блага, имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся столь высоко?

В последней трети XIX в. появилась новая экономическая концепция — теория предельной полезности, которой удалось объяснить парадокс А. Смита.

Теория предельной полезности, разработанная представителями австрийской школы (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), обратила внимание на то, что полезность блага — это субъективная, индивидуальная для каждого потребителя величина. «Ценность предполагает, – писал Е. Бем-Баверк, – именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает их избыток».

Представители теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, выделяли два вида полезности:

— абстрактную, или родовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо полезность людей;

— конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного конкретного блага.

Эта субъективная оценка зависит от двух факторов:

— от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребления).

По мере потребления какого-либо блага «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущие. При ограниченном запасе блага имеется его «предельны» (последний) экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность».

Отсюда делается вывод, что ценность бала определяется полезностью последнего экземпляра, удовлетворяющего настоятельную потребность. Объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и, в конечном счете, определяются предельной полезностью (схема 5.1).

Фридрих фон Визерввел в экономическую науку термин «предельная полезность». Предельная полезность — это добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей товара.

Теперь возможно объяснить парадокс Смита. Необходимо различать общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность (рис. 5.1). Общая полезность запаса воды выше общей полезности алмазов. Однако ценность этих экономических благ объясняется предельной полезностью. Ведь огромное количество воды и ее доступность определяют ее низкую предельную полезность, а, следовательно, и низкую цену. Ситуация с алмазами прямо противоположна: их крайне мало. Это означает, что их предельная полезность и соответственно цена будет высока, несмотря на низкую общую полезность.

На рис. 5.1а представлена функция полезности, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.

Таким образом, по мере количественного роста уже потребляемых единиц уменьшается субъективная ценность каждой новой единицы блага. Это было названо законом убывающей предельной полезности (рис. 5.1.б). Идея убывающей предельной полезности была впервые высказана немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 г., хотя сам термин «предельная полезность» он не употреблял.

Закон убывающей предельной полезности легко и естественно объясняет закон спроса. Поскольку ценность новых единиц блага для потребителя падает, он готов приобретать все больше и больше экземпляров товара только при условии снижения их цены.

Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора. Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

В современной теории потребительского выбора предполагается:

— денежный доход потребителя ограничен;

— цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

— все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

— потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих предпосылках:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять разнообразные блага.

2. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь боле количество любых товаров и услуг. Он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Постоянство и определенная согласованность вкусов потребителя.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность любого блага уменьшается с увеличением общего количества, которым располагает потребитель.

Основываясь на этих предпосылках, можно определить условия равновесия потребителя. Соизмеряя предельную полезность блага и его цену, каждый потребитель перераспределяет своей денежный доход таким образом, чтобы достичь ситуации, при которой взвешенные предельные полезности разных благ будут равны.

(Взвешенная предельная полезность блага — это отношение предельной полезности к его цене). Другими словами, последний рубль, затраченный на один товар (хлеб), должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на другой товар (молоко).

Это условие равновесия потребителя можно записать следующим образом:

где: MU — предельная полезность отдельных товаров, P — их цена.

Из условия равновесия потребителя можно сделать вывод о том, что соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен. Рациональный потребитель не только сопоставляет дополнительные выгоды и дополнительные затраты, но и учитывает равенство между ними.

В теории предельной полезности важное место занимает проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Однако возникают следующие вопросы. В каких единица оценивать и сопоставлять данный показатель? Например, используется условная единица — ютили (U). Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов (cardinal — основной, главный) и ординалистов (порядковый).

Кардиналисты заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (К. Менгер, Ф. фон Визер, Е. Бём-Баверк и др.). Основные положения данного подхода представлены на схеме 5.2.

Теперь перейдем к ординалистской версии теории предельной полезности, разрабатывавшейся Дж. Хиксом, В. Парето и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 — | 7322 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

  • Тео́рия преде́льной поле́зности — концепция в экономической теории, возникшая в последней трети XIX века. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршаллом.

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1854 года, а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. Визер.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Макроэкономическая теория зародилась из исследований деловых циклов и денег как экономической категории. По мнению ранних исследователей, денежные (монетарные) факторы не влияют на реальные показатели, такие как реальный объём производства. Джон Мейнард Кейнс подверг эти взгляды критике, создав «Общую теорию», в которой функционирование экономики описывалось не с точки зрения отдельных субъектов экономики (фирм и домохозяйств), а с точки зрения экономики в целом (агрегированными показателями). В.

Экономическая теория общего равновесия (англ. general equilibrium) описывает поведение спроса, предложения и цен на нескольких взаимосвязанных рынках. В узком смысле под общим равновесием понимается одновременное равновесное состояние всех рынков данной экономики. Тем самым теория общего равновесия противопоставляется теории частичного равновесия, в которой рынки рассматриваются изолированно друг от друга.

У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.

В последнее время государственные структуры все чаще проявляют интерес к оцениванию государственных программ и проводимых политик. Большим спросом пользуются различные методы оценивания, направленные на измерение социального эффекта программы, выявление непосредственных бенефициариев и адресатов. Активно разрабатывается методология оценивания для отраслевых политик, которая в дальнейшем будет внедрена в качестве элемента программно-политического цикла.

В экономической наука благо называется конкурентным (англ. rival, rivalrous), если его потребление одним агентом препятствует одновременному его потреблению другими агентами.. Благо считается неконкурентным (англ. non-rival, non-rivalrous), если при любом объёме производства стоимость предоставления этого блага дополнительному потребителю равна нулю. Таким образом, любой товар можно характеризовать точкой континуума, который простирается от абсолютной конкурентности до абсолютной неконкурентности.

В экономической теории под абсолютным преимуществом понимается способность предпринимателя, компании или страны произвести большее количество качественного продукта, используя одинаковое, определённое количество ресурсов. Преимущество в производстве определённых товаров и услуг может быть обусловлено благоприятными природными и климатическими условиями, дешевизной и легкодоступностью сырья, особыми знаниями и навыками в производстве товаров и другими особыми факторами производства. Понятие абсолютного.

источник

  • ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
  • ЭКОНОМИКА
  • МАРЖИНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
  • АНАЛИЗ
  • ИЗМЕРЕНИЕ

В экономической теории активно используется понятие «маржинальный» или «предельный». Следует отметить, что маржинализм – направление, возникшее в XIX веке в экономической науке, признающее высокую роль предельных (маржинальных) величин в науке, речь о которых пойдёт далее.

Маржинализм — это научное направление, в рамках которого фундаментальным признается принцип понижающейся предельной полезности. Представители этой школы — Вальрас, Джевонс, Менгер. Однако некоторые подходы можно найти и в трудах иных деятелей. Например, они присутствуют в ранних работах Госсена, Дюпюи, Курно и прочих. Главная причина, по которой возник маржинализм, — это, по мнению многих ученых, необходимость поиска таких условий, в которых конкретные производительные услуги могли бы распределяться оптимально между конкурирующими направлениями по их использованию. Такая тенденция, в свою очередь, была обусловлена интенсивным становлением прикладных наук и промышленности. Развитие маржинализма можно разделить на 2 этапа. Первый проходил в 70-80-е гг. 19-го в. В то время популярными были труды Вальраса, Менгера и Джевонса. Второй этап проходил с середины 80-х по конец 90-х гг. того же столетия. В этот период идеи маржинализма формулировали такие деятели, как Парето, Кларк, Маршалл.

Неоклассическое направление возникло в результате маржинальной революции, когда в экономике начинает использоваться маржинальний (предельный) анализ [4]. Классическое направление политэкономии не изучало поведения субъектов на рынке и потому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этим занялась австрийская школа (70-90гг. 19ст.) политэкономии, основатель – Карл Менгер, представители: Бем-Баверк и Визер. Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию ценности и противопоставили ее трудовой теории стоимости. Ценность блага определяется субъективной оценкой полезности индивидом последней единицы блага, которая удовлетворяет наименее значащую потребность [1].

Основоположником американской школы был Джон Кларк. Он ввел понятие «предельная производительность», разрабатывал теорию производства [1].

Можно вывести следующие аспекты маржинализма:

Первый этап. На этой стадии понятие стоимости сохранялось в качестве исходной категории. Однако при этом была изменена сама ее теория. Стоимость определялась не по трудовым затратам, а по предельной полезности продукции.

Второй этап. Этот период стал новым уровнем для направления. Положения маржинализма базировались на отказе рассматривать стоимость в качестве исходной категории. При этом использовалось понятие цены. Она определялась предложением и спросом (в равной степени). Таким образом, изменились принципы, на которых базировался маржинализм. Представители направления не рассматривали исходную категорию. Они ориентировались на равновесие — взаимосвязанность элементов хозяйствования.

Маржинализм базируется на совершенно иных, в отличие от классического, методах анализа. Эти приемы позволяют определять предельные показатели, посредством которых характеризуются изменения, происходящие в хозяйственных явлениях. Концепция, на которой базируется маржинализм, — это связи формирования цены с потреблением товара. Другими словами, учитывается, насколько меняется необходимость в оцениваемом продукте при увеличении этого блага на единицу. Вся система хозяйствования рассматривалась в качестве системы взаимозависимых субъектов, которые распоряжаются соответствующими благами.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Таким образом, теория маржинализма обусловила включение в анализ проблем устойчивого состояния и проблем равновесия. В рамках направления широко применяются математические методы, в числе которых и дифференциальные вычисления. Они используются не только в анализе предельных показателей, но и для обоснования тех или иных решений в процессе выбора их возможного количества состояний наилучший вариант.

Маржинализм — это направление, в котором предпочтение отдается причинно-следственным подходам функционального превращения хозяйственной сферы в точную науку, ставшего важнейшим аналитическим средством. Эта дисциплина имеет кардинальные отличия от классической школы. Маржинализм, основные идеи которого ориентированы на исследование предельных величин, рассматривает показатели в качестве взаимосвязанных явлений системы в масштабе предприятия, отрасли, домашнего и государственного хозяйства.

Менгер, являвшийся основоположником австрийской концепции экономического анализа, соединил систему предельных понятий с хозяйственным либерализмом. В качестве исходного пункта выступают потребности, которые существуют у людей. События или предметы, которые удовлетворяют нужды человека, именуются благами. Самыми насущными считаются потребительские вещи или явления. Для их производства используются блага второго и следующих порядков. За счет этого ресурсы, идущие на изготовление продукции, наделяются ценностью.

Полезностью считается характеристика, которую человек приписывает благам с учетом соотношения между объемом их предложения и уровнем удовлетворения нужд. В этой связи каждая новая единица продукта получает меньшую ценность. Когда Менгер сформулировал основные идеи на математическом языке, стало ясно, что любая хозяйственная деятельность может сводиться к задаче поиска максимума (выпуска, дохода) либо минимума (расходов) при текущем ограниченном количестве ресурсов.

Концепция Джевонса. Этот экономист сформулировал теорему, которая впоследствии получила его имя. Он вывел следующее: при рациональном потреблении уровень полезности приобретенных продуктов пропорционален их ценам. Джевонс говорил о том, что труд оказывает косвенное влияние на меновые пропорции. Увеличение приложения рабочей силы повышает количество конкретного блага, уменьшая при этом его максимальную полезность. Последнее понятие Джевонс относит к труду не только как к производственному фактору, но и как к процессу. Когда расходы на рабочие ресурсы увеличиваются, деятельность становится тягостной. Она получает отрицательную полезность. И пока она меньше по абсолютному показателю полезности продукта, труд будет осуществляться. При достижении равенства между этими элементами производство блага прекращается.

Общее равновесие по Вальрасу. Этот французский экономист считал, что концепция о труде ошибочна. Вальрас разделял всех субъектов на две категории: предпринимателей и владельцев услуг производства (капитала, земли и труда). Он считал, что государство обязано гарантировать стабильность финансовой системы, обеспечить безопасность населения, позволить всем гражданам получать образование. Власть должна также создать условия для существования эффективной конкуренции, предоставить всем равные возможности. При этом земельные ресурсы должны национализироваться, что даст государству требуемые средства через ренту. Главным направлением работы Вальраса стала теория о микроэкономическом равновесии. Оно рассматривалось в качестве состояния, в рамках которого эффективное предложение услуг производства равно спросу, где цена на рынке постоянно устойчива, продажная цена равняется расходам. По Вальрасу, маржинализм — это концепция статики. Она не знает неопределенности, времени, нововведений, совершенствования, неполной занятости, циклических колебаний. Вместе с этим она дает возможность перейти к исследованию более глубоких моделей реальности.

Второй этап: маржинализм в экономике по Маршаллу. Результатом второй стадии революции стало возникновение неоклассической школы. Приверженцы этой концепции переняли у представителей классической теории приоритет принципов либерализма, предпочтение чистым выводам без психологических, субъективистских и иных наслоений. Маршалл считается самым синтетическим деятелем во всей науке. В его концепции органически соединяются достижения классиков (Милля, Смита, Рикардо) и маржиналистов. Ключевым элементом исследований выступает вопрос свободного ценообразования. Рыночная цена рассматривается Маршаллом как итог пересечения показателя спроса, определяемого максимальной полезностью, и величины предложения, исходящей из предельных издержек.

В своих работах, исследуя маржинализм в экономике, Маршал вывел концепции возрастающей и постоянной отдачи. По первому закону, повышение объема трудовых затрат и капитала приводит к усовершенствованию производства. Это, в свою очередь, увеличивает эффективность деятельности и дает высокую отдачу. В соответствии со вторым законом, увеличение трудовых и прочих издержек приводит к пропорциональному повышению количества продукции. Маршалл считал, что в конкурентных условиях удельные затраты при укрупнении производства или понижаются, или идут параллельно. Но они не опережают темп увеличения объема продукции. Спустя время на базе этих суждений в микроэкономической теории были выдвинуты более достоверные решения вопроса оптимизации производства и размера предприятий. Маршалл в своих исследованиях разделял издержки на переменные и постоянные. Он показал, что в продолжительном периоде последние становятся первыми. Маршалл считал, что в качестве главной причины, по которой фирма уходит с рынка, выступает превышение издержек над уровнем рыночной цены.

Концепция Кларка. Этот ученый считается лидером американского маржинализма, сформировавшегося в конце прошлого века. Его главный труд «Распределение богатства» вышел в 1899 г. В своей работе Кларк писал, что общество обвиняется в том, что эксплуатирует рабочую силу. Он поставил задачу ликвидировать это мнение. Кларк стремился доказать, что в Америке нет противоречий, а распределение общественного дохода осуществляется по справедливости. Ученый базировал свою концепцию на принципе частной собственности. Он заменил коммунистический лозунг «от каждого человека по способностям, каждому субъекту — по потребностям» на другой — «для каждого фактора — конкретная доля в продукте, каждому — соответственное вознаграждение». Именно в таком виде Кларк видел закон распределения. При этом под «каждым» он имел в виду концепцию трех производственных факторов: землю, капитал и труд.

Кларк вводит теорию в статичную область, то есть в то состояние общества, при котором существуют покой и равновесие и отсутствует развитие. Он считал, что именно в таких условиях следует изучать отнесение на каждый фактор соответствующей доли. Данный подход применяется при определении зарплаты, ренты и процента. Оплата труда, по Кларку, выражается в предельной производительности рабочих. При неизменных объемах капитала и техническом уровне увеличение штата на предприятии будет приводить к снижению эффективности каждого нового трудящегося. Предпринимателю можно увеличивать численность сотрудников до момента наступления «зоны безразличия» — такого периода, когда последний рабочий не будет в состоянии обеспечить производство даже того объема продукции, который он присваивает себе целиком.

Производительность, относящаяся к этому моменту, называется «предельной». При последующем увеличении штата за пределы этой зоны это будет приносить убытки капиталу как производственному фактору. Исходя из этого, Кларк сделал вывод, что размер зарплаты зависит:

Таким образом, чем больше рабочих, тем ниже производительность и, соответственно, меньше оплата. Кроме этого, Кларк говорил о том, что устойчивость состояния общества зависит, в первую очередь, от того, равна ли сумма, которую получают трудящиеся (вне зависимости от величины) тому, что они выпускают. Если рабочие создают небольшую сумму и имеют ее в полном размере, то социальная революция нецелесообразна.

Несовершенная конкуренция. Эта модель базировалась на следующих теоретических предпосылках:

  1. Хозяйственный сектор мобилен и гибок.
  2. Экономической власти не существует.

Многие деятели понимали условность этих аспектов. В этой связи к началу 20-го столетия появились труды, авторы которых старались учитывать влияние монополий на рыночную структуру. Так, например, Э. Чемберлин пытался решить следующие задачи:

  1. Приспособить неоклассическую концепцию ценообразования к фактам нарушения свободной конкуренции монополиями.
  2. Предложить нестандартное для неоклассиков решение проблемы неполной занятости, при этом не отказываться от принципа невмешательства в экономику.

В рамках научного направления конкуренция и монополия рассматривались как явления, взаимно исключающие друг друга. Конкурентоспособность товара – это его полезность в качестве потребительной стоимости в конкретных условиях[6]. Э. Чемберлин указывал на то, что в действительности существует их синтез. То есть для реального положения дел типична монополистическая конкуренция.

Издержки сбыта. Это понятие Чемберлин использовал вместо производственных затрат. Издержки сбыта, по его мнению, направлены на приспосабливание спроса к продукции. Рыночная структура в рамках монополистической конкуренции определяется за счет трех факторов:

  1. Цены продукта.
  2. Особенностей изделий.
  3. Затрат на сбыт.

Платой за дифференцированное потребление выступают безработица, недогрузка мощностей производства, повышение цен. Эти факторы не являются следствием недостатка совокупного спроса.

Общественное благо. Его определение осуществляется с использованием двух подходов. Первый позволяет сформулировать концепцию общественно-экономического управления. Она предполагает знание социальной целевой функции и методов ее оптимизации. В качестве одного из способов выступает голосование и принятие решения большинством. Но этот вариант не гарантирует выявления предпочтений в общем случае. Второй подход разработан Парето. Этот ученый основывал свои исследования на утверждении о том, что максимум благосостояния обеспечивается при совершенной конкуренции.

Использование в теории предельных величин привело к возникновению математической школы (Джевонс, Вальрас, Парето) в 30-80гг. 19ст. Они занимались анализом статики и динамики хозяйственной системы, выясняли условия установления рыночного равновесия.

Неоклассическое направление состояло из учений разных школ, и нужно было систематизировать и обобщить их результаты. Это сделал руководитель кафедры экономической теории кембриджского университета проф. А. Маршал (1842-1924 гг.). Он считал, что необходимо отмежеваться от политической экономии, так как этот термин определяет экономику на государственном уровне, и назвал свою основную работу «принципы экономикс».

Основные идеи неоклассической школы [5]:

  1. Рассматривали «чистую» экономику, независимо от формы ее организации.
  2. Объект исследования – поведение и субъективные мотивы человека „экономического”, стремящегося максимизировать доходы и минимизировать затраты.
  3. Широкое использование математических методов в экономическом анализе.
  4. Минимальное вмешательство государства в экономику.

Кейнсианство (30-70 гг. 20ст.). В 30-х годах вследствие возникновения монополий был подорван рыночный механизм регулирования экономики. „Великая депрессия” отбросила развитые страны на несколько десятилетий назад, привела к появлению новых моделей в экономической теории.

В 1936 г. вышла работа Джона Мейнарда Кейнса „Общая теория занятости, процента и денег”. В ней были изложены основные направления экономической политики, которая смогла бы урегулировать экономическую жизнь. Следствием кризиса стало то, что платежеспособность не отвечала предложению. Основная идея Кейнса — эффективный совокупный спрос на производственные и потребительские товары. Действует психологический закон: с возрастанием дохода растет спрос, но не в одинаковых пропорциях. Часть дохода не инвестируется, а накапливается. Спрос на товары производственного характера тоже недостаточен из-за склонности предпринимателей к накоплению денег в ликвидной форме. Причина — неуверенность людей в будущем. Результат — закрытие предприятий, безработица — уменьшение спроса.

Кейнс предлагает активную государственную политику [3]:

  1. Создавать условия для предпринимательской деятельности (налоговая, кредитная политика).
  2. Государство должно заниматься предпринимательской деятельностью, которая бы не вызывала перепроизводства (занятость людей на строительстве дорог, каналов.)

Модель использовалась до 70-х гг. в развитых странах, в дальнейшем она себя исчерпала.

Неолиберализм возник в Германии после Второй мировой войны. Представители: Эрхард, Ойкен – отстаивали свободу предпринимательства, парламентское устройство, демократические права и свободы личности, ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь. «Конкуренция — насколько возможно, регулирование — насколько необходимо», «Государство должно играть роль судьи на футбольном поле: сам не играет, но следит за соблюдением правил игры» (Эрхард).

Неоконсерватизм – сохранение старых ценностей на новом этапе. 70-80 гг. 20ст. Кризисы вызваны чрезмерным регулированием экономики (высокие налоги, широкие социальные программы расхолаживают экономику) [2].

Необходимо приватизировать государственный сектор экономики, снизить налоги и уменьшить затраты из бюджета на социальные программы. Рекомендации были использованы Премьер-министром Великобритании Маргарет Тетчер и Президентом США Рональдом Рейганом.

Монетаризм (60-90гг. 20ст.) (Чикагская школа). Милтон Фридмен: «только деньги имеют значение». Причину кризисов видит в сокращении денежной массы, что приводит к сокращению ВНП. Снижение уровня безработицы предлагает достигать не предоставлением помощи безработным, а активной политикой на рынке труда (информация, возможность переквалификации). Уменьшение уровня безработицы ниже естественного приводит к стагфляции (падение объемов производства — стагнация и обесценение денег – инфляция) [3]. Значение инфляции заключается в возникновении благоприятных условий для доминирующего процесса обесценивания денег, которое влечет за собой множество неблагоприятных последствий в жизнедеятельности экономики страны.[7]

Экономика предложения (60-90гг. 20ст.). Представитель — Артур Лаффер. Перенесен акцент с регулирования спроса на регулирование предложения при помощи налогов. Уменьшение налогов приводит к увеличению поступлений в бюджет в результате активизации предпринимательской деятельности и увеличения объемов производства.

Все современные теории не отвергают необходимости государственного регулирования. Они отличаются лишь границами и методами влияния.

Появление теории предельных величин ознаменовало поворот экономической теории в сторону потребностей и полезности как основного фактора ценности, в сторону предельного анализа. Этот поворот имел глубокие корни. Еще в XVIII в. фр. экономист Р. Кондильяк и итальянец Ф. Галиани высказали принципиально новую идею о субъективном характере ценности и зависимость величины ценности вещи от интенсивности потребности в ней. Хотя попытки построить теорию ценности на основе полезности наталкивались на серьезное препятствие — небезызвестный «парадокс Смита», который состоял в том, что блага с высокой потребительской стоимостью (к примеру, природные вода, воздух и т.д.) могут иметь небольшую меновую стоимость или не иметь ее вовсе и наоборот (к примеру, бриллианты, украшения из драгметаллов и т.д.) [1].

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Непосредственным предшественником маржиналистов был германский экономист Г. Госсен, который первым сформулировал законы психологической оценки благ. Смысл его концепции возможно коротко сформулировать так: блага имеют ценность для субъекта только в том случае, когда их число менее необходимой, и эта ценность уменьшается с добавлением любой дополнительной единицы.

В 70-е годы XIX в. эти идеи были дополнены и усовершенствованы при помощи предельного анализа («marginal analysis»), который дал наименование этому течению экономической мысли [2].

Что можно сказать о маржинализме, так это то что является достаточно молодым экономическим течением, возникшее в конце девятнадцатого века, и оно объясняет экономические явления и процессы, базируясь на предельных величинах.

Маржинализм пользуется такими величинами, как предельные издержки, предельная производительность и предельная польза, и к тому же базируется на законах убывания предельной полезности, предельной доходности, предельной производительности и понятия спроса и предложения.

Маржинализм пользуется экономико-математическими методами и базируется на количественном анализе. Причина по которой возник маржинализм, считают важность поиска возможностей, при которых данные сервиса производства рассредоточивались бы с максимум полезным результатом между конкурирующими направлениями использования [4].

Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, возникла и культивировалась, по причине бурного развития промышленности и прикладных наук.

Основа для идеи маржинализма — изучение предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе производства, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в рамках всего хозяйства (макроэкономика).

Маржинализм возникновением своим обязан трудам математиков-экономистов. В своих выводах и трудах, они явились предтечей математической школы в научной экономике. В таком виде в настоящее время, маржинализм вобрал в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а «экономика прежде всего стала наукой, целью которой изучить взаимосвязи между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования» [3].

Очень важно учитывать такой фактор, что альтернативная возможность подразумевает применении ресурсов и реализацию времени, для того что бы достичь необходимой, одной цели.

Произошла переоценка устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы», это было в конце девятнадцатого века, в экономической литературе этот момент достаточно часто описывают как так называемую «маржинальную революцию».

Объясняя принцип произошедшей «революции», важно усвоить, что маржинализм (от слова «маржиналь», а это слово в англо-французском переводе означает предел) действительно опирается на принципиально новые методы экономического анализа, что делает возможным определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. Такое понятие, одно из важных отличий от классической политической экономии, создатели которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине [5] .

Существовало несколько ветвей маржинализма: австрийская, британская, швейцарская, американская и др. Всех их объединяло не только лишь разбор и оперирование предельными величинами, но еще и ряд методологических постулатов: неприемлемости идей молодого историчной школы об отсутствии общих экономических законов и ошибочность абстрактно-логического способа исследования; стремление к идеологической нейтральности анализа; трактовка экономических субъектов как однородных и равноправных. Маржиналисты изучали так называемую «чистую экономику». Они поставили перед собою вопрос: какие так называемые внутренние законы определяют образования ценности и цены, и распределение доходов, если представить, что человек руководствуется в собственной деятельности «принципу гедонизма» (что в переводе с греческого обозначает удовольствие), т.е. исходит из стремления к удовлетворения собственного интереса. Отвечая на этот вопрос, маржиналисты открыли так называемые универсальные законы предельной полезности и предельной производительности.

Ни одна из экономических теорий не объясняет всех особенностей экономической реальности. Каждая экономическая теория может только с определенной точностью разъяснять определенные разделы экономической науки. В первую очередь это связано с методами исследований, т.е. теоретическим «инструментарием» определенными предположениями, которые могут быть применены лишь в соответствующих областях науки и применение которых бессмысленно в иных [2].

Под предельной величиной (маржинальной величиной, англ. marginal – находящийся на краю) понимают прирост одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу при условии, что все остальные величины остаются неизменными. [1]

Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Отрасль сельского хозяйства является одной из самых рисковых отраслей народного хозяйства. Это связано значительным влиянием природно- климатических факторов, влияющих на производство продукции сельско-хозяйственными товаропроизводителями[8]. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных ресурсов) приводит к увеличению урожая. В расчете на 1 га (табл. 1).

Таблица 1. Рост урожая при росте применения химических удобрений (при неизменности остальных ресурсов) [1]

источник

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме оптимального решения при использовании ограниченных ресурсов. Впервые в экономической теории был использован принцип предельности, который стал применяться в прикладных экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с главенства затрат наконечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. И, наконец, экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т.е. повернулась лицом к человеку — производителю и потребителю. Представители новой экономической концепции — теории предельной полезности — в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

В последней трети прошлого века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бём-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о ценности — теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (marginal — в пер. с англ. — предельный). Суть маржиналистской революции заключалась в следующем. Во-первых, в теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ — на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых, был использован принцип предельности, что заключалось в переходе от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных, т.е. дополнительных величин. В-третьих, перевод к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа.

На первом этапе маржиналистской революции преобладала австрийская школа. Взгляды видных представителей австрийской школы весьма тесно связаны и дополняют друг друга. Так, Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в обиход сам термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк развил далее взгляды своих предшественников. Формирование цен на рынках потребительских товаров австрийская школа определяла субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки назывались «субъективной стоимостью» (или «Ценностью») и из них «выводились объективные стоимости» («или ценности»), т.е. меновые пропорции, которые складывались на рынке. Важной особенностью австрийской школы является последовательный субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремились вывести только из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний.

Теория предельной полезности Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.- М., 1999. С. 98-103. — основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое — неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе — стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье — стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое — введено понятие предельной величины, и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое — стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под «полезным эффектом благ» понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.

Новая теория учла необходимость разграничения совокупной и предельной полезности благ. Такое разграничение позволило научно объяснить знаменитый «парадокс Смита». Его суть заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие в жизни человека наивысший полезный эффект (например вода, хлеб, не говоря уже о воздухе), ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, польза которых, с точки зрения естественных потребностей индивида, не вполне очевидна (алмазы и т.п.), имеют очень высокую ценность? Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Вслед за ним так же поступили Рикардо, Маркс, Милль и другие.

Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно ниже алмазов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности.

Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе анализа они использовали метод «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», без вмешательства. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.

Для того чтобы рассмотреть понятие предельной полезности в его первозданном виде, воспользуемся хрестоматийным методом «робинзонады». Представим себе одинокого Робинзона на скалистом острове с источником пресной воды. Предположим, что ежедневно Робинзону нужно 3 л воды для утоления жажды и приготовления пищи. Еще 12л ему нужно на мытье, стирку и поливку огорода. Всего Робинзон использует ежедневно 15 л пресной воды.

Допустим, что источник дает ежедневно 100 л воды. Следовательно, 85 л воды являются лишними. Какова же будет для Робинзона ценность 1 л воды? Она будет равна нулю, так как, использовав 1 л, он сохранит нетронутыми 99, а это по-прежнему намного больше, чем ему необходимо. Предположим, что в результате засухи источник дает лишь 15л воды в день. Робинзон все еще полностью удовлетворяет свои потребности, но теперь утрата даже 1 л воды сопряжена для него с некоторыми потерями. Чем больше будет высыхать источник, тем ощутимее будут для Робинзона потери каждого литра воды.

источник

Традиционные методы

Метод ОПТИМИЗАЦИи

В экономических исследованиях иногда приходится оптимизировать задачи по нескольким критериям. Например, одновременно учитывать минимум затрат и максимум прибыли, максимум прибыли (М^) и минимум риска (D^), максимум выпуска продукции и максимум прибыли, минимальные затраты и минимальный риск и т.д. Рассмотрим метод оптимизации, предложенный итальянским экономистом Парето. Пусть имеется п критериев (на max) fj (i = l,n). Найдем некоторое решение задачи. Обозначим его через х и предположим, что существует дру-гое решение х , такое, что для всех критериев fi(x) имеют место неравенства

причем хотя бы одно неравенство строгое.

В этом случае решение х приоритетнее, чем х . Поэтому все х , которые удовлетворяют указанному неравенству, надо отбросить и в дальнейшем следует анализировать только те х , для которых не существует х , чтобы выполнялось указанное неравенство.

Множеством Парето при п критериях fi(x) на максимум называется множество таких х, для которых не существует такого х , чтобы выполнялось неравенство

причем хотя бы одно неравенство строгое.

Дадим геометрическую интерпретацию (рис.7.1, 7.2) паретовых решений для задачи с двумя критериями fl(xl,x2) -^ max,

Множество F называется множеством достижения или граничных возможностей. Множество Парето представляет собой часть границы множества достижимости, то есть к нему принадлежат те значения критериев, над которыми не доминируют другие варианты.

В данном случае множеством Парето будет дуга АСВ.

ОА отображается на О’А’ так как на ОА х2=0, fi=10xb f2=2xb Поэтому f2=l/5fi> причем 0

Теория предельного анализа широко используется в экономической теории и практике и базируется на постоянном соотнесении производимых благ (пшеница) или уже имеющихся благ (питьевая вода) с затратами на их производство или их доступностью (редкостью).

Важнейшая идея предельного анализа состоит в том, что на определенном этапе затраты на производство блага начинают расти быстрее, чем само производство этого блага. Другая важнейшая идея предельного анализа такова: чем обильнее благо, тем менее оно ценится.

Равновесный подход

Равновесие по Вальрасу

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.
При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.

Напротив, если рыночная цена установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

5 Модель «затраты — выпуск» В. Леонтьева

Данная модель представляет собой метод систематического количественного отражения экономических связей между секторами хозяйственной системы. Ее используют для анализа как мировой, так и национальной экономики, а также для анализа хозяйства столицы или отдельного предприятия. Затраты — это то, что потребляется в процессе производства. Выпуск — результат производственного процесса.

Современная экономическая наука использует модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Рассмотрим самую простую из этих моделей.

Простая модель кругооборота описывает поток ресурсов, вещественных товаров и услуг, которыми обмениваются домашние хозяйства и фирмы, уравновешенный с потоком денежных платежей, обслуживающим обмен между этими двумя субъектами.

Круговой поток (кругооборот ресурсов, продуктов и доходов) — это движение ресурсов и услуг, предоставляемых факторами, которые домохозяйства поставляют предпринимательскому сектору, а также поток благ (продуктов в форме вещественных и невещественных товаров (услуг)), которые предпринимательский сектор предлагает сектору домашних хозяйств, уравновешенный соответствующими потоками денежных платежей, являющихся платой за проданные или предоставленные в пользование ресурсы или продукты.

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 722 | Нарушение авторских прав

источник

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Важнейшие элементы маржинализма как направления финансовой науки:

1) Использование предельных величин.

2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

4) Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

5) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.

6) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы.

Однако, осознание экономистами принципа полезности и её предельного характера произошло значительно ранее XIX века. Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат еще Аристотелем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезности, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали данную концепцию. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго.

Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской.

Задача маржинализма — исследование закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа. Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход, т. е. сведение ценности к затратам труда или к другим факторам. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т. е. степенью удовлетворения потребностей.

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Термин «предельная полезность» был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926).

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

В разработке теории предельной полезности участвовали англичанин Уильям Джевонс (1835–1882), австрийские экономисты Карл Менгер, Фридрих Визер (1851–1926), Евгений Бем-Баверк (1851– 1919), швейцарец Леон Вальрас (1834-1910). 1. В центр исследования ценности (стоимости) благ ставится анализ потребительского спроса. Определяющее значение приобретают не затраты, а результаты. Ценность благ (товаров, услуг) обусловливается их предельной полезностью для потребителя. Именно предельная полезность определяет пропорции обмена и соответственно цену обмениваемых товаров. Главной проблемой становится изучение спроса. 2. Анализ предельной полезности связан с изучением мотивов экономического поведения людей. В основу анализа кладется субъективный принцип. Предельная полезность благ зависит от их количества (с увеличением количества ценность убывает) и сравнительной редкости по отношению к потребности в благах. 3. Что касается ценности средств производства, то она определяется не прямо (затратами труда), а косвенно – через оценку предельной полезности товаров потребительского назначения, в производстве которых принимают участие средства производства. Стоимость трудовых усилий приобретает субъективный характер: решающее значение имеет не количество рабочих часов, а предельная полезность производимых товаров и услуг.

4. Обмен благ происходит на основе принципа равновесности субъективных оценок участников сделки.

На свободном рынке субъективные оценки продавцов и покупателей выравниваются. В точке пересечения их интересов формируется цена, соответствующая стремлениям сторон извлечь полезность одинаковой значимости. Цена, приемлемая для той и другой стороны, выражает равенство предельных полезностей.

источник

Теория предельной полезности — основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое — неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе — стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье — стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое — введено понятие предельной величины, и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое — стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под «полезным эффектом благ» понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.

Теория предельной полезности рассматривает не полезность потребительских благ вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны принести данному индивиду. Например, если потребитель А приобретает товар X, то он делает это для удовлетворения каких-то своих нужд, т.е. товар X имеет определенную полезность для А. Когда потребитель покупает последовательно единицы товара X (например книги), то каждая новая покупка будет увеличивать полезность, получаемую А от товара X. Сумма полезностей всех приобретенных единиц товара X (положим, 5 книг) называется «общей или совокупной полезностью» (total utilty — TU) товара X (в нашем случае -5 книг). Если А приобретает еще одну единицу товара Х (6-ю книгу), то общая полезность возрастет на величину, которую называют «предельной полезностью» (marginal utility — MU). Иными словами, предельная полезность — это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу.

Новая теория стоимости учла необходимость разграничения совокупной и предельной полезности благ. Такое разграничение позволило научно объяснить знаменитый «парадокс Смита». Его суть заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие в жизни человека наивысший полезный эффект (например вода, хлеб, не говоря уже о воздухе), ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, польза которых, с точки зрения естественных потребностей индивида, не вполне очевидна (бриллианты и т.п.), имеют очень высокую ценность? Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Вслед за ним так же поступили Рикардо, Маркс, Милль и другие.

Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно ниже бриллиантов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.

В таком разграничении совокупной полезности блага (т.е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) — важнейшее концептуальное новшество, привнесенное в теорию стоимости.

Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе анализа они использовали метод «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», до принятия во внимание процессов обмена и специфических общественных форм хозяйствования. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.

Для того чтобы рассмотреть понятие предельной полезности в его первозданном виде, воспользуемся хрестоматийным методом «робинзонады». Представим себе одинокого Робинзона на скалистом острове с источником пресной воды. Предположим, что ежедневно Робинзону нужно 3 л воды для утоления жажды и приготовления пищи. Еще 12 л ему нужно на мытье, стирку и поливку огорода. Всего Робинзон использует ежедневно 15 л пресной воды. Допустим, что источник дает ежедневно 100 л воды. Следовательно, 85 л воды являются лишними. Какова же будет для Робинзона ценность 1 л воды? Она будет равна нулю, так как, использовав 1 л, он сохранит нетронутыми 99, а это по-прежнему намного больше, чем ему необходимо. Предположим, что в результате засухи источник дает лишь 15 л воды в день. Робинзон все еще полностью удовлетворяет свои потребности, но теперь утрата даже 1 л воды сопряжена для него с некоторыми потерями. Чем больше будет высыхать источник, тем ощутимее будут для Робинзона потери каждого литра воды.

Ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этой единицы. Первая единица (литр) воды в нашем примере имеет бесконечно высокую ценность (и соответственно бесконечно высокую ценность имеет весь запас воды как некое умозрительное целое). Весьма высокую ценность имеют и несколько последующих единиц, но затем ценность все новых и новых литров воды начинает убывать.

Вместе с тем совершенно очевидно, что выпитый литр воды ничем не отличается от оставшегося. Поэтому нельзя выделить в отдельную категорию и придать бесконечно высокую ценность именно тому единственному литру, который спасает Робинзона от мучительной жажды. Одинаковые единицы блага не могут иметь разную ценность, ибо каждая единица может быть легко замещена другой.

Ценность и предельная полезность

Итак, ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

Изложенное позволяет сделать вывод: в своем самом первоначальном виде стоимость есть не что иное, как потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида экономического блага для конкретного индивидуума.

Стоимость (ценность) — общественное явление

Нужно учесть, что, во-первых, блага не падают с неба, а производятся с использованием труда и других ресурсов, и, во-вторых, что в развитой хозяйственной системе стоимость носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. Выведение общественной предельной полезности блага рынок осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидуумов. Эта равнодействующая складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. При наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой, общественной, рыночной ценности блага

источник