Меню Рубрики

Теоретический анализ как метод научного исследования

Методы теоретического познания – это абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, формализация, моделирование, методы гипотез и аксиоматический, системный метод и подход и т. д.

Абстрагирование. Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений и связей в объекте и между ними при одновременной фиксации отдельных сторон, аспектов этих предметов в соответствии с целями познания и задачами исследования, конструирования и преобразования. Результатом процесса абстрагирования будут абстракции – понятия естественного языка и понятия науки.

Метод абстрагирования включает два момента. Сначала производится отделение существенного от несущественного, важного от второстепенного в познавательной задаче. Затем производится оценка различных аспектов объекта, действующих факторов, условий, устанавливается наличие общего, принадлежность к определенным классам явлений, объектов и т. п. Необходимой стороной абстрагирования является установление независимости или пренебрежимо малой зависимости от определенных факторов. Далее производится замещение некоторого объекта идеальной или материальной природы, подвергающегося изучению, другим, менее богатым свойствами, имеющим ограниченное число параметров и характеристик. Полученный объект выступает в роли модели первого.

Следует заметить, что операция абстрагирования может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, которые сами уже были результатом предшествующего абстрагирования. При этом мы как бы удаляемся от конкретности и богатства свойств исходного объекта, обедняем его, но иначе мы не смогли бы охватить широкие классы объектов и их общую сущность, взаимосвязь, форму, строение и т. п. Роль полученной в итоге абстракции состоит в том, что она позволяет в познании назвать казавшиеся ранее разными предметы одним именем, заменить сложное простым, классифицировать многообразие по общим признакам, т. е. выйти в итоге к обобщению, а значит – к закону.

Анализ – это мысленное разделение интересующего нас объекта или его аспектов на отдельные части с целью их систематического изучения. В их роли могут выступать отдельные материальные или идеальные элементы, свойства, отношения и т. д.

Синтез – мысленное соединение ранее изученных элементов в единое целое.

Из приведенных определений уже видно, что это взаимно предполагающие и дополняющие друг друга методы. В зависимости от степени исследованности, глубины проникновения в сущность объекта или его аспектов применяются анализ и синтез различного рода или вида: прямой, или эмпирический, анализ и синтез, которые пригодны на стадии первого, еще поверхностного ознакомления с объектом исследования и его аспектами, особенно при изучении сложного объекта; возвратный, или элементарно-теоретический, анализ и синтез, которые пригодны для постижения моментов, сторон, аспектов сущности, овладения определенными причинно-следственными зависимостями; структурно-генетический анализ и синтез, которые позволяют выделять в объекте исследования самое главное, центральное, решающее, ведущее к развертыванию объекта в целое; они охватывают генетические связи и опосредствования; их целые цепочки ведут к полноте охвата частей и их содержания или к системному видению и описанию объекта.

Индукция и дедукция – следующие два метода – подобно предыдущим парные и взаимодополняющие. Они занимают особое положение в системе научных методов и включают в себя применение чисто формальных логических правил умозаключения и вывода – дедуктивного и индуктивного. Начнем с разъяснения смысла индукции.

Под индукцией понимают умозаключение от частного к общему, когда на основе знания о части предметов делается вывод о свойствах всего класса в целом. При этом можно выделить следующие виды индукции. Полная индукция, когда делается вывод о свойствах данного объекта на основе перебора всех объектов данного класса. Это совершенно достоверное знание. Всякая наука стремится к его получению и использует в роли доказательства достоверности ее выводов, их неопровержимости.

Неполная индукция, когда общий вывод делается из посылок, не охватывающих всех объектов или аспектов данного класса. В ней присутствует, таким образом, момент гипотезы. Ее доказательность слабее предыдущей, ибо нет правил без исключения.

Исторически первой была так называемая перечислительная (или популярная) индукция. Она используется, когда на опыте замечена какая-нибудь регулярность, повторяемость, о чем и формулируют суждение. Если не будет опровергающих примеров, то тогда делается общий вывод в форме умозаключения. Такую индукцию относят к полной. Полную индукцию иначе называют еще научной, так как она дает не только формальный результат, но и доказательство неслучайности найденной регулярности. Такая индукция позволяет уловить и причинно-следственные связи. Пример полной индукции: последовательно проверенные металлы – один, другой, третий и т. д. – обладают электропроводностью, из чего следует вывод, что все металлы электропроводны и т. д. Пример неполной индукции: каждое четное число делится на два, и хотя их всех бесконечно большое множество, мы все же делаем вывод о кратности всех четных чисел двум, и т. п.

Дедуктивным называется умозаключение, в котором вывод о свойствах объекта и о нем самом делается на основании знания общих свойств и характеристик всего множества. Роль дедукции в современном научном познании и знании резко возросла. Это связано с тем, что современная наука и инженерная практика сталкиваются с объектами, недоступными обычному чувственному восприятию (микромир, Вселенная, прошлое человечества, его будущее, очень сложные системы разного рода и т. п.), поэтому все чаще приходится обращаться к мыслям, нежели к наблюдениям и экспериментам. Особое значение дедукция имеет для формализации и аксиоматизации знания, построения гипотез в математике, теоретической физике, теории управления и принятия решений, экономике, информатике, экологии и т. д. Классическая математика – типично дедуктивная наука. Дедукция отличается от других методов тем, что при истинности исходного знания она дает истинное же выводное знание. Однако нельзя и переоценивать силу дедукции. Прежде чем ее применять, надо получить истинное исходное знание, общие посылки, а поэтому особое значение остается за методами получения такого знания, о которых говорилось выше.

Идеализация. Для целей научного познания, конструирования, проектирования и преобразования широко используются так называемые «идеальные объекты». Они не существуют в действительности, принципиально не реализуются на практике, но без них невозможны теоретическое знание и его приложения. К их числу относятся точка, линия, число, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряд, заряд вообще, идеальный газ, абсолютно черное тело и многие другие. Науку без них нельзя представить. Мысленное конструирование таких объектов называется идеализацией.

Чтобы идеализация протекала успешно, необходима абстрагирующая деятельность субъекта, а также другие мыслительные операции: индукция, синтез и т. д. При этом мы ставим себе следующие задачи: мысленно лишаем реальные объекты некоторых свойств; наделяем мысленно эти объекты определенными нереальными предельными свойствами; именуем полученный объект. Чтобы выполнить эти задачи, прибегают к многоступенчатому абстрагированию. Например, отвлекаясь от толщины реального предмета, получают плоскость; лишая плоскость одного измерения, получают линию; лишая линию единственного ее измерения, получают точку, и т. п. А как перейти к предельному свойству? Расположим, к примеру, известные нам тела в ряд в соответствии с увеличением их твердости. Тогда, в пределе, мы получим абсолютно твердое тело. Примеры легко можно продолжить. Такой идеальный объект, как несжимаемость, сконструирован теоретически, когда свойство сжимаемости принимается равным нулю. Абсолютно черное тело мы получим, если припишем ему полное поглощение поступающей энергии.

Заметим, что абстрагирование от любого из свойств есть обязательно приписывание ему противоположного свойства, причем прежнее отбрасывается, иначе мы не получим идеального объекта.

Аналогия. Это один из методов познания, когда из сходства некоторых признаков, аспектов у двух или более объектов делают вывод о сходстве других признаков и свойств этих объектов.

Построим аналогию. Известно, что Солнце – рядовая звезда нашей Галактики, в которой порядка 100 млрд таких звезд. У этих светил много общего: огромные массы, высокая температура, определенная светимость, спектр излучения и т. д. У них есть спутники – планеты. По аналогии с нашей Солнечной системой ученые делают вывод, что кроме нашей в галактике есть еще обитаемые миры, что мы не одиноки во Вселенной. Аналогия не дает абсолютной достоверности для вывода: в ней всегда есть элемент догадки, предположения, и только опыт и практика могут вынести окончательный приговор той или иной аналогии.

Формализация. Сам этот термин неоднозначен и применяется в разных значениях. Первое – как метод решения специальных проблем в математике и логике. Например, доказательство непротиворечивости математических теорий, независимости аксиом и т. п. Вопросы такого рода решаются путем использования специальной символики, что позволяет оперировать не с утверждениями теории в их содержательном виде, а с набором символов, формул разного рода. Второе – в широком смысле – под формализацией понимается метод изучения разнообразных проблем путем отображения их содержания, структуры, отношений и функций при помощи различных искусственных языков: математики, формальной логики и других наук.

В чем состоит роль формализации в науке? Прежде всего формализация обеспечивает полноту обозрения определенных проблем, обобщенность подхода к ним. Далее благодаря символике, с чем формализация неизбежно связана, исключаются многозначность (полисемия) и размытость терминов обычного языка, в результате чего рассуждения становятся четкими и строгими, а выводы доказательными. И, наконец, формализация обеспечивает упрощение изучаемых объектов, заменяет их исследование изучением моделей: возникает как бы моделирование на основе символики и формализмов. Это помогает успешнее решать различные познавательные, проектировочные, конструкторские и другие задачи. Из сказанного видно, что формализация связана с моделированием, она связана также с абстрагированием, идеализацией и другими методами.

Моделирование. Моделирование как мощный и эффективный метод применяется эмпирически в виде макетов и на теоретическом уровне в виде знаковых построений. Различают аналоговое моделирование, когда оригинал и модель описываются одинаковыми математическими уравнениями, формулами, схемами и т. п. Сложнее – знаковое моделирование. Здесь в роли моделей – заместителей реальных объектов – служат числа, схемы, символы и т. п. Собственно, и технический проект в значительной своей части выражается именно таким способом. Но этот вид моделирования получает дальнейшее свое развитие благодаря математике и логике в виде логико-математического моделирования. Здесь операции, действия с вещами, процессами, явлениями, свойствами и отношениями заменены знаковыми конструкциями, структурой их отношений, выражением на этой основе динамики объектов и их функций.

Еще одним шагом вперед стало развитие модельного представления информации на компьютерах: компьютерного моделирования. Построенные при этом модели опираются на дискретное представление информации об объектах. Открывается возможность моделировать в режиме реального времени, строить виртуальную реальность.

Аксиоматический метод это метод организации наличного знания в дедуктивную систему. Он широко применяется в математике и математизированных дисциплинах. При использовании этого метода ряд простых идей, ранее доказанных или очевидных, вводится в основы теории в виде исходных положений. В математике их называют аксиомами, в теоретической физике и химии – «началами» или принципами. Все остальное знание – все теоремы, все законы и их следствия – выводятся из них по определенным логическим правилам, т. е. дедуктивно.

Утверждение аксиоматического метода в науке связывают с появлением знаменитых «Начал» Евклида. Основные требования к данному методу таковы: непротиворечивость аксиом, т. е. в системе аксиом или начал не должны одновременно присутствовать некоторое утверждение и его отрицание; полнота, т. е. аксиом без следствий не должно быть, и их количество должно дать нам все следствия или их отрицания; независимость, когда любая аксиома не должна быть выводима из других. К данной системе добавить нечего.

Достоинства аксиоматического метода состоят в том, что аксиоматизация требует точного определения используемых понятий и строгости рассуждений. Она упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленность и противоречия, позволяет по-новому взглянуть на прежде достигнутое знание в рамках определенной теоретической системы. Правда, применение этого метода ограничено, и в рамках математики он тоже имеет определенные границы. В выяснении этого вопроса выдающуюся роль сыграла доказанная Куртом Геделем теорема о принципиальной неполноте развитых формальных систем знания. Суть ее в том, что в рамках данной системы можно сформулировать такие утверждения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть без выхода из данной аксиоматизированной системы в метатеорию. Для всей математики такую роль играет арифметика. Результат Геделя привел к краху иллюзии математиков о всеобщей аксиоматизации математики.

источник

Основные функции науки. Применение научно обоснованных методов исследования как основное условие получения новых знаний. Классификация методов познания. Методы теоретического исследования, их характеристика, особенности, сущность и основные функции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации. Известны две основные функции науки: объяснительная и предсказательная, но перед тем как приступить к выявлению каких-либо причинно-следственных связей, необходимо упорядочить имеющиеся факты, чтобы устранить их хаотичность. наука исследование знание познание

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал. Методы познания классифицируются по многим признакам, но самые основные деления: общенаучные/специальные, эмпирические/ теоретические.

К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Абстракция и конкретизация

Абстракция по-латыни значит «отвлечение» (одного от другого, части от целого). Благодаря абстракции происходит мысленное выделение существенного в изучаемом объекте. Мысль исследователя концентрируется на чём-то одном, ведь охватить разом все стороны любого явления просто невозможно. Благодаря абстракции отдельные свойства, стороны, моменты природы или общества превращаются в уме в самостоятельные (идеальные) образования, абстрактные конструкты. Их примерами могут служить все научные категории (вроде валентности, энергии, этноса, темперамента, цены товара, любви и разных прочих, столь же широких по объёму). По отдельности отражённые абстракциями качества не встречаются на самом деле, но их независимое мышление позволяет понять самое главное в гораздо более сложных явлениях и процессах реальной действительности; миновать случайные, второстепенные, лишние для данной науки стороны тех же самых явлений. Абстрактное мышление обобщает массу отдельных случаев вплоть до главного принципа, общего закона, которым все эти случаи так или иначе подчиняются. Тем самым раскрывается скрытая от внешнего впечатления сущность вещей.

Напротив, конкретизация по-латыни означает «сгущение», «уплотнение». В рассматриваемом плане имеется в виду концентрация знаний, информации об изучаемом нами объекте. С помощью этого приёма познания мы возвращаем нашу мысль к реальности, на самом деле существующим предметам, их естественной целостности. В свете раскрытых путем абстракции общих выводов конкретно мыслящий исследователь характеризует отдельные области познания, определенные события.

Индукция и дедукция — два важнейших типа умозаключений, которые совершает исследователь. По-латыни индукция означает наведение (в данном случае, применительно к логике человеческого мышления — наведение мысли частными соображениями к обобщающему выводу). Обычно индукцию определяют как умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу). Действительно, индуктивным путем осуществляется перенос знаний, концентрация информации об отдельных предметах или признаках, моментах вплоть до общей картины всего их класса, более или менее масштабного положения. Скажем, пронаблюдав поведение человека в нескольких жизненных ситуациях, в разных условиях, можно вернее судить, что он собой представляет как личность. Бывает, что индуктивное умозаключение (по аналогии) и не обобщает, а переводит нашу мысль от одной идеи к другой, равной ей по объему знания. Главное в любой индукции — её вероятностный характер, большая или меньшая проблематичность выводов, сделанных с её помощью.

Напротив, дедукция представляет собой выведение — частного следствия из общего правила, отдельного вывода из универсальной предпосылки. Это путь мысли от общего к частному.

У каждого из этих способов познания есть своя сильная и слабая стороны. Достоинство логической индукции прежде всего в том, что она, как правило, дает нам новое знание, пополняет информационный фонд науки. Большие или малые открытия делаются исключительно индуктивным путем. Однако постоянная трудность при пользовании индукцией — это, повторю, неполная достоверность, большая или меньшая вероятность её выводов. Ведь очень редко бывает так, что все без исключения случаи, стороны изучаемого явления оказались учтены субъектом познания. Гораздо чаще количество таких признаков очень, если не бесконечно велико. И учёный вынужден делать общий вывод на основании рассмотрения какой-то части изучаемого феномена, т.е. пользоваться неполной индукцией. Поэтому точнее определить индукцию как вероятностное умозаключение. Индуктивный вывод всегда проблематичен. Вопрос в том — насколько, как свести возможность ошибки при нем к минимуму.

Читайте также:  Как провести анализ сведений о доходах

Что касается познавательной роли дедукции, то она сводится к развёртыванию, конкретизации знания; распространению уже установленных путем научной индукции общих выводов на новые проявления, отдельные области действительности. При условии, что исходные посылки дедуктивного вывода верны, а в ходе такого умозаключения соблюдены законы логики (о них шла речь в одной из предыдущих лекций), то вывод, полученный дедуктивным путем, гарантируется достоверным. Однако степень его новизны относительна. С помощью дедукции мы скорее уясняем истинное значение уже имеющихся в распоряжении науки данных, конкретизируем сферу их применимости.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Существует несколько видов анализа как метода научного познания.

* Один из них — мысленное разделение целого на части. Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Так, некоторые свойства ситуации обучения могут быть распространены на воспитывающие ситуации.

* Возможен также анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение разделяют на его составляющие, которые поэтапно подвергаются дальнейшему анализу. Анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более частным и простым. Таким образом формулируются, например, определения педагогических и психологических понятий.

* В науке используется также логический анализ. Логический анализ — это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Чтобы анализ действительно был целенаправленным, необходимо определить признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. Выделение таких признаков зависит главным образом от задач исследования. Так, стадии процесса выделяются, как правило, на основании качественных изменений, которые происходят в развитии того или иного свойства системы. В основе выделения функций образовательного феномена лежат способы его взаимодействия с педагогической и социокультурной средой. Структурные элементы феномена выделяются чаще всего на основании его функций.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.

Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.

В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.

В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене — это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

Сравнение — это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:

— выявление причинно-следственных связей между явлениями;

— проведение доказательств или опровержений;

— классификация и систематизация явлений.

Сравнение двух и более значений одного и того же показателя называется одномерным. Таковым является, например, сравнение курса ценной бумаги на разные даты. При наличии шкалы такое сравнение не вызывает затруднений: все сравниваемые значения можно проранжировать в порядке возрастания, определить лучшее и худшее значения и т. д.

Сравнение двух и более значений двух и большего количества показателей называется многомерным. По результатам такого сравнения бывает трудно сделать однозначный вывод. Например, необходимо сравнить два предприятия и выявить, какое из них лучше, по двум показателям: по рентабельности и по производительности труда. Если рентабельность выше у первого предприятия, а производительность труда лучше на втором, непонятно, как же определить лучшее из них. Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному. Для этого используются специальные методы, называемые методами расчета комплексной оценки. Суть этих методов — в замене нескольких показателей, по которым проводится сравнение, одним показателем (комплексной оценкой).

Классификация — это совокупность приемов разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества.

В науке известны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков.

Рассмотрим два основных метода классификации:

Иерархический метод характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. То есть все образуемые по этому методу подразделения составляют единую систему классификации распределяемого множества со взаимосвязанными подразделениями, единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены (рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Иерархический метод классификации.

Фасетный метод классификации

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) — фасеты. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочивание.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества.

Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок.

Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо на первом этапе систематизации определить её цель, то есть какими свойствами должны обладать объединяемые в подмножества объекты. Эти свойства в дальнейшем принимаются за признаки классификации.

В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Таким образом, распределение множества объектов на части (группы) только по одному признаку называется классификационной группировкой. Иерархическая система классификации всегда имеет несколько взаимоподчиненных ступеней распределения и этим отличается от простой группировки множества, имеющей лишь одну ступень подразделения.

Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация слишком громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Всё это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Признаками классификации могут быть: химическая природа, состав, структура, свойства, назначение и применение, внешние признаки (размеры, форма, цвет и др.). В зависимости от характера выбранных признаков различают естественные и вспомогательные классификации.

Итак, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, то есть методы дополняют друг друга. Знание достоинств и недостатков различных методов классификации позволяют их рационально использовать с учетом их целевого назначения. Часто оба метода используют совместно. В этом случае говорят о системе классификации.

Таким образом, система классификации — это совокупность методов и правил классификации, ее результатов.

Системы классификации могут различать ступенчатостью, то есть количеством классов. Существуют одно-, двух-, трех- и более ступенчатые классификации. При делении товаров только на классы — применяют одноступенчатую классификацию.

При четырехступенчатой классификации могут использоваться следующие градации: класс, подкласс, группа, подгруппа.

Разработка системы классификации сопровождается присвоением каждому наименованию товаров номенклатурного номера (или кода).

Обобщение — мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объём другого более широкого понятия, в объём которого входит и объём исследуемого понятия. Например, обобщить понятие «игра» — значит включить объём данного понятия в объём понятие «деятельность». Таким образом, чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объём этого понятия.

Таким образом, к теоретическим методам исследования относятся: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Абстракция выделяет существенное в изучаемом объекте. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках.

Индукцию определяют как умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу).Напротив, дедукция представляет собой выведение — частного следствия из общего правила, отдельного вывода из универсальной предпосылки. Это путь мысли от общего к частному.

Анализ — необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, общие для всех частей, и тем самым осознать особенности структуры и развития целостного образовательного феномена.

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод — синтез.

Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Оно является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии, также используется в качестве приема дополняющего, а иногда и заменяющего определение. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения.

Классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов).

Обобщение продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира

Теоретическая работа должна вестись вдумчиво и планомерно и тогда она может привести к озарению — возникновению оригинальных идей и гипотез.

1. Большой энциклопедический словарь. 1998

2. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1991.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

4. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 2004.

Виды исследований. Классификация и состав методов исследования. Выбор методов исследования. Классификация методов исследования по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. Особое место в исследованиях занимают различные виды анализ

лекция [20,0 K], добавлен 14.11.2004

Сущность и особенности научного исследования. Структурные компоненты и свойства теоретического познания. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования. Последовательные этапы научного исследования. План магистерского исследования.

реферат [48,1 K], добавлен 25.01.2010

Метод научного исследования как способ познания действительности. Основные уровни методологии. Специальные методы исследования, их использование в одной отрасли научного знания или в нескольких узких областях знаний. Характеристика теории моделирования.

презентация [53,7 K], добавлен 22.08.2015

Общая характеристика теории познания. Виды, субъекты, объекты и уровни познания. Сравнительный анализ чувственного, эмпирического и теоретического познания. Понятие, сущность и формы мышления. Описание основных философских методов и приемов исследования.

контрольная работа [34,3 K], добавлен 12.11.2010

Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие «метода», основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 11.11.2010

Научное познание и его структура. Термин «знание». Субъект и объект познания. Понятие метода. Общелогические приемы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление.

контрольная работа [15,5 K], добавлен 08.02.2007

Виды познаний, их определение и различия. Сущность и классификация методов научного познания по степени общности и сфере действия. Некоторые приемы и средства эмпирического и теоретического исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

презентация [2,0 M], добавлен 18.12.2013

Философские методы эмпирического исследования как «верхний уровень» — метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический. Три уровня («сверху вниз») в структуре общенаучных методов и приемов: общелогический, теоретический и эмпирический.

реферат [18,5 K], добавлен 16.04.2009

Характеристика науки как общественного явления, социального института и отрасли культуры. Структура, классификация и функции науки в современном обществе. Понятие, виды, формы и методы научного познания. Этапы и типовая схема научного исследования.

реферат [25,9 K], добавлен 25.01.2011

Факторы возникновения науки. Научные школы — неформальные объединения коллег, центры обучения и формирования творческих качеств ученого. Развитие науки под влиянием общественных потребностей. Сущность методов эмпирического и теоретического исследования.

Читайте также:  Как провести анализ структуры издержек предприятия

курсовая работа [90,2 K], добавлен 22.02.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

К теоретическим методам исследования относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии.

1. Анализ(греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В педагогической энциклопедии дается следующее определение анализа: analesis – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В словаре русского языка С.И. Ожегова «под анализом понимается – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь».2

Как видно из данных определений, анализ можно характеризовать как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные стороны (части) с целью их изучения. Однако такой подход не предполагает раскрытие, обнаружение и изучение той основы целого, которая связывает все стороны, части предмета, явления в целое. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции.

Особого внимания заслуживает характеристика анализа с позиций диалектики, где он рассматривается как специальный прием исследования явлений и выработки теоретических знаний об этих явлениях. Основная познавательная задача диалектического анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность не путем механического расчленения целого на части, а путем выделения и изучения сторон основного противоречия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность развивающегося целого.

В социальной педагогике анализ выступает как метод или способ познания социально-педагогической действительности.

Анализ применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности. Принято различать следующие виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т.п. Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодизация.

2. Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С.И. Ожегова синтез трактуется «как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом»1. Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез – это не произвольное, эклектическое соединение «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри-, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

3. Абстрагирование как метод научного познания. «Абстракция (лат. – отвлечение) – а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле)».2 В словаре С.И. Ожегова «под абстракцией понимается мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков»1.

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, – главный вопрос абстрагирования. Ответ на вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в зависимости, прежде всего, от природы изучаемого предмета или явления, а также от задач познания. В ходе своего исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому.

Существуют различные виды абстракций:

абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними;

изолирующая абстракция – акты так называемого «чистого отвлечения» при котором выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы («абстрактные предметы» – «доброта», «эмпатия» и т.п.).

4. Обобщениекак метод научного познания, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов, во-вторых, – результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. По мнению С.И. Ожегова, обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связано с абстрагированием.

Принято различать два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, т.е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родового понятия и потому обобщить их нельзя.

5. Индукция (лат. – наведение) – логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. В словаре русского языка под индукцией понимается способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

В.П. Кохановский1 выделяет следующие виды индуктивных обобщений:

А). Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса) – в том числе и на неисследованные его части. Итак, то, что верно в «n» наблюдавшихся случаях, верно в следующем или во всех наблюдавшихся случаях, сходных с ними. Однако полученное заключение часто оказывается ложным (например, «все лебеди белые») вследствие поспешного обобщения. Таким образом, этот вид индуктивного обобщения существует до тех пор, пока не встретится случай, противоречащий ему (например, факт наличия черных лебедей). Популярную индукцию нередко называют индукцией через перечисление случаев.

Б). Индукция неполная – где делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство «n» на том основании, что «n» принадлежит некоторым представителям этого множества.

В). Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство «n» на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство «n».

Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду, что, во-первых, она не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Тем не менее, общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию, позволяет обобщить, систематизировать ее. Во-вторых, хотя заключение полной индукции имеет в большинстве случаев достоверный характер, но и здесь иногда допускаются ошибки. Последние связаны главным образом с пропуском какого-либо частного случая (иногда сознательно, преднамеренно – чтобы доказать свою правоту), вследствие чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым является необоснованным.

Г). Индукция научная, в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается содержательное дополнительное обоснование его истинности, – в том числе с помощью дедукции (теорий, законов). Научная индукция дает достоверное заключение благодаря тому, что здесь акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.

В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно следственные связи между различными предметами и явлениями. Для этого применяются соответствующие методы, базирующиеся на индуктивных умозаключениях. Рассмотрим основные индуктивные методы установления причинных связей(правила индуктивного исследования Бэкона–Милля)1.

а). Метод единственного сходства: если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.

Иначе говоря, если предшествующие обстоятельства «ABC» вызывают явления «abc», а обстоятельства «ADE» – явления «ade», то делается заключение, что «А» – причина «а» (или что явление «А» и «а» причинно связаны).

Применение метода сходства в реальном научном исследовании наталкивается на серьезные препятствия, во-первых, потому что непросто во многих случаях отделить разные явления друг от друга. Во-вторых, общую причину следует предварительно угадать или предположить, прежде чем искать ее среди различных факторов. В-третьих, очень часто причина не сводится к одному общему фактору, а зависит от других причин и условий. Поэтому для применения метода сходства необходимо располагать уже определенной гипотезой о возможной причине явления, исследовать множество различных явлений, при которых возникает имеющееся действие (следствие), чтобы увеличить степень подтверждения выдвигаемой гипотезы и т.д.

б) Метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления

Иначе говоря, если предшествующие обстоятельства «ABC» вызывают явление «abc», а обстоятельства «ВС» (явление «А» устраняется в ходе эксперимента) вызывают явление «bс», то делается заключение, что «А» есть причина «а». Основанием такого заключения служит исчезновение «а» при устранении «А».

в) Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства, применением к нему метода единственного различия: это комбинация первых двух методов.

г) Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.

Иначе говоря, если при изменении предшествующего явления «А» изменяется и наблюдаемое явление «а», а остальные предшествующие явления остаются неизменными, то отсюда можно заключить, что «А» является причиной «а».

Рассмотренные методы установления причинных связей чаще всего применяются не изолированно, а во взаимосвязи, дополняя друг друга. При этом нельзя допускать ошибку: «после этого по причине этого».

7. Дедукция (лат. – выведение): – во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией.

8. Аналогия(греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Схема аналогии: если «c» имеет признаки «Р, Q, S, Т», а «d» имеет признаки «Р, Q, S», то, по-видимому, «d» имеет признак «Т».

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия – чтобы последние не перенести на другой объект.

9. «Моделированиекак метод научного познанияпредставляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Таким образом, под моделью следует понимать – объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа».1 Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Моделирование включает создание моделей исходного (актуального) состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потребного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода от исходного состояния в требуемое.

В.И. Загвязинский выделяет описательные (чаще всего это текст, раскрывающий принципы преобразования, его этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами), структурные (представляют собой состав, иерархию компонентов системы), функциональные или функционально-динамические (преимущественно используются схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы), эвристические (дают возможность обнаружить новые связи и зависимости) и интегративные, смешанные, включающие в себя компоненты нескольких или всех видов моделей. Первые три вида автор относит к познавательным, эвристический тип – к моделям преобразовательным (прагматическим), отражающим то, что еще необходимо осуществить. Они преимущественно носят нормативный характер, ориентируют на заданный уровень или идеально сконструированный эталон [Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвязинский. – Тюмень: Изд-во ЗАО «Легион-Групп», 2005. – 74 с. – с. 30-31].

Модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз, оптимизировать траекторию движения к результату, но это возможно только на базе уже выявленных тенденций, исторического опыта, выделенного и интерпретированного на основе ретроспективного анализа, экспертных оценок, экстраполяции тенденций на будущее, концептуального истолкования фактов.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам – физики, механики и т.п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.). При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений и т.д.

Наглядное моделирование производится на базе представлений исследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели, отображающей явления и процессы, протекающие в объекте. Наглядное моделирование в свою очередь можно подразделить на гипотетическое, аналоговое и макетированное.

При гипотетическом моделировании закладывается гипотеза о закономерностях протекания процессов в реальном объекте, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следственных связях между входом и выходом изучаемого объекта.

Аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различного уровня. Как правило, аналоговая модель отражает несколько или только одну сторону функционирования объекта.

Макетированное моделирование связано с созданием макета реального объекта в определенном масштабе и его изучения.

Символическое моделирование – это искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков и символов. Символическое моделирование в зависимости от применяемых семантических единиц принято подразделять на языковое (описательное) и знаковое (графическое).

Математическое моделирование основано на описании реального объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид как (компьютерное) моделирование объектов.

При рассмотрении данного вопроса лекции были раскрыты только наиболее значимые методы общенаучного логического познания, которые нашли широкое применение, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях проведения социально-педагогических исследований.

Читайте также:  Как провести анализ структуры основных фондов

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 11959 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Теоретические методы используются в процессе анализа теории объекта и предмета исследования. Многие из этих методов достаточно основательно разработаны в логике и философии. Дадим их краткое описание.

Анализ — это разделение объекта на составные части с целью самостоятельного изучения. Задача анализа — из разрозненных данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции. Анализ предполагает выявление строения, состава, свойств, признаков, качеств изучаемых явлений. Как правило, одно и то же явление может анализироваться в разных аспектах. Всесторонний анализ позволяет глубже рассмотреть явление. Анализ применяется как в мыслительной. Так и в практической деятельности (например, анализ продуктов деятельности, учебного процесса).

По объектам можно выделить анализ:

  • элементный — когда отдельные части рассматриваются как самостоятельные (например, цели, содержание, технология педагогического процесса);
  • по единицам — когда расчленение процесса происходит с сохранением его целостности, и отдельные части рассматриваются в структуре целого (например, поступок в деятельности ребенка, воспитательная ситуация в образовательном процессе).

Задачами анализа могут быть:

  • — механическое расчленение процесса или явления;
  • — определение его состава;
  • — выявление форм взаимодействия элементов целого;
  • — нахождение причин явлений;
  • — выявление уровней знания и его структуры;
  • — разделение классов предметов на подклассы.

Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез — это реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. Причем синтез — это не произвольное соединение, а диалектическое целое с выделением сущности; не простое суммирование, а смысловое соединение. Результат синтеза — совершенно новое образование, свойства которого не сводятся к свойствам входящих в него элементов, а являются результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Для современной науки в целом характерен междисциплинарный синтез, когда новые знания приобретаются путем синтеза знаний различных наук. Например, педагогическое осмысление понятия «воспитание конкурентоспособной личности» предполагает синтез знаний менеджмента, психологии, социологии, философии и др.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Если исследователь слишком увлечется анализом, он может все внимание сосредоточить на отдельной, малозначимой части и упустить главное. Он будет преувеличивать значимость отдельных частей, будет сложно соединить детали в целое. Если исследователь увлечется синтезом, он может не заметить существенных деталей, важных для понимания явления в целом. Поэтому начинать исследование лучше с анализа, который обязательно должен завершаться синтезом.

Классификация — это разделение предметов или явлений на группы по определенному основанию. Классификация помогает упорядочить и расширить представления об определенной группе объектов. При составлении классификаций необходимо соблюдать следующие требования:

  • — в основу классификации должен быть положен существенный признак (например, для классификации мебели существенным признаком может служить назначение, а запах — как правило, признак несущественный);
  • — входящие в группы элементы должны исключать друг друга — один элемент не может входить в две группы;
  • — классификация должна включать все классифицируемые элементы — не должно быть элементов, не вошедших ни в одну из групп.

Для того чтобы соблюсти эти требования, при составлении классификаций необходимо использовать матрицу, как это было показано в табл. 2 на с. 63.

Сравнение — это выявление сходства и различия предметов и явлений. С помощью сравнения осуществляются классификация, упорядочение, оценка. Прежде, чем сравнивать, необходимо выделить основание для сравнения. Сравнивать можно только однопорядковыс явления и только по таким признакам, которые имеют существенное значение. Выделяют следующие виды сравнений:

  • — сравнение двух и более явлений по одному признаку — например, сравнение учеников Петрова и Сидорова по скорости чтения;
  • — сравнение двух и более явлений по нескольким признакам — например, сравнение скорости, выразительности и осмысленности чтения Иванова и Петрова;
  • — сравнение различных этапов (свойств) одного явления — например, сравнение скорости чтения Иванова в разные годы обучения.

Абстрагирование (дословно отстранение, отвлечение) — это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей; вычленение таких свойств объекта, которые независимо от него не существуют; определение абстрактных понятий, которые недоступны наблюдению.

Абстрактными могут быть как отдельные понятия (развитие, мышление, доброта), так и их системы (логика, философия).

Прежде, чем абстрагироваться, необходимо выделить существенные и второстепенные свойства объекта.

Различают следующие виды абстракции’.

  • абстракция отождествления — выделяются общие свойства и отношения изучаемых предметов, от остальных свойств отвлекаются; на основе установления равенства предметов в этих свойствах и отношениях образуются классы, происходит абстрагирование от других различий;
  • изолирующая абстракция — в предмете или явлении выделяют определенные свойства и отношения (например, доброта, эмпатия), которые начинают рассматриваться как самостоятельные, индивидуальные предметы;
  • абстракция актуальной бесконечности — используется в математике, когда бесконечные множества рассматриваются как конечные.

Абстракции могут быть различных уровней. Абстракции первого порядка образуются от реальных предметов, второго порядка — от абстракций первого порядка и т.д. Самым высоким уровнем абстракции обладают философские категории.

Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы (средний ученик, точка, абсолютно черное тело, идеальный газ и др.). В результате идеализации образуется «идеализированный объект», которым может оперировать мышление; теоретическая модель, в которой характеристик и стороны познаваемого объекта выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в действительности. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым признакам. Это схематизированный и упрощенный образ реального предмета.

  • — установление общих свойств и признаков предметов:
  • — результат этого процесса — обобщенное понятие, суждение, закон,теория.

Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. Различают следующие виды обобщений:

  • 1. По обобщаемым признакам:
    • — абстрактное — выделение любых признаков;
    • — конкретное — выделение существенных признаков.
  • 2. По логике обобщения:
    • — индуктивное — от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях;
    • — логическое — от одной мысли к другой, более общей.

Индукция (от inductio — наведение) логический метод, связанный с движением мысли от единичного к общему. С помощью индукции осуществляется обобщение результатов наблюдений и экспериментов. Следует отметить, что индуктивные выводы носят вероятностный характер, так как опыт всегда бесконечен и неполон.

Различают следующие виды индуктивных обобщений:

  • популярная индукция — регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей множества, переносятся на всех представителей данного множества; при этом заключение может оказаться — ложным, если обобщение сделано поспешно («все лебеди белые»);
  • неполная индукция — на основании того, что свойство п принадлежит некоторым представителям изучаемого множества делается вывод о том, что это свойство принадлежит всем представителям множества; при этом также могут допускаться ошибки («некоторые металлы имеют свойство электропроводности, значит, все металлы электропроводны»);
  • полная индукция — на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю множества принадлежит свойство п, делается заключение, что каждому представителю множества принадлежит это свойство;
  • научная индукция кроме формального обоснования, полученного путем обобщения, дается содержательное дополнительное обоснование его истинности, в т.ч. с помощью дедукции.

Как видим, научная индукция позволяет получить более объективные представления о реальности.

Дедукция (deductio — выведение) — переход от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего, переход от посылок к следствиям. Дедукция используется для проверки гипотез, сопоставления выводов с фактами. С помощью дедукции мы на множестве конкретных фактов проверяем, верен ли сделанный нами вывод, обобщение.

Методы индукции и дедукции, также как анализ и синтез, находятся в диалектической взаимосвязи: с помощью индукции на основе анализа фактов делаются обобщения, истинность которых подтверждается методом дедукции на конкретных примерах.

Аналогия (analogia — соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами; перенесение знаний об одном объекте на другой. Выводы, сделанные по аналогии, носят вероятностный характер. При использовании метода аналогии необходимо соблюдать следующие требования:

  • — нужно выделять внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых предметов — например, близнецы имеют похожую внешность, однако внутренний мир их абсолютно разный, и нельзя судить о поступках одного близнеца по аналогии с другим;
  • — объекты должны быть подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;
  • — круг совпадающих признаков должен быть как можно шире;
  • — нужно учитывать не только сходства, но и различия — например, в педагогику по аналогии с промышленностью было перенесено понятие «технология», однако не всегда учитываются различия педагогической и промышленной технологии: промышленная технология, как правило, в исполнении любого работника дает конкретный результат, результат же применения педагогической технологии во многом зависит от мастерства и индивидуальных качеств педагога; игнорирование этих различии приводит к педагогическим ошибкам.

Моделирование — это деятельность по созданию моделей. Ранее мы говорили о том, что научное моделирование объективной реальности является содержанием научного творчества, исследовательской деятельности. Однако оно может рассматриваться и как отдельный научный метод. Как Вы уже знаете, модель — это искусственный объект, замещающий реальный. Модель имеет сходство с прототипом и служит средством описания, объяснения или прогнозирования прототипа. Потребность в моделировании возникает в двух случаях:

  • — когда реального объект еще нет, но необходимо создать его прообраз, проект с тем чтобы не допустить ошибок при создании реального объекта;
  • — когда реальный объект существует, но его описание, понимание невозможно или затруднено.

В педагогике существует два пути использования моделей. В первом случае модель используется для уточнения, конкретизации, расширения представлений о сложных педагогических процессах, объектах педагогической действительности. В данном случае модель выступает как аналог какого-либо объекта, процесса. При этом модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий: конструирование модели; теоретический и экспериментальный анализ модели; сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала; обнаружение расхождений между ними; интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей; практическую проверку результатов моделирования. Это прогностические модели учителя, выпускника школы, вуза и др.

Во втором случае модель используется для построения, конструирования педагогических процессов (упорядочения компонентов процесса, построения иерархии целей). В данном случае модель выступает как прообраз педагогического процесса и является необходимым компонентом проектирования последнего. Такой вид моделей применяется в педагогике для решения следующих задач: оптимизации структуры учебного материала; улучшение планирования учебного материала; управления познавательной активностью; управления учебно- воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Различают следующие виды моделирования:

  • материальное — когда модель создается из определенного материала (модели самолетов, кораблей и др.);
  • идеальное — когда основой модели являются представления, образы.

Среди идеальных можно выделить модели:

  • описательные — реальный или будущий объект описывается словами;
  • графические — создаются с помощью рисунков, графиков, схем;
  • мысленные — существуют только в воображении исследования — например, мысленная модель эксперимента

В педагогике чаще всего используются идеальные модели как прообраз конструируемых педагогических процессов. Модели различных педагогических процессов имеют сходную структуру, включающую:

  • — основные теоретические положения (принципы) проектируемого педагогического процесса;
  • — его цели и задачи (дерево целей);
  • — содержание педагогического процесса;
  • — этапы;
  • — педагогический инструментарий (формы, средства. Методы, приемы, технологии);
  • — диагностический инструментарий (критерии, показатели, уровни и методы диагностики эффективности педагогического процесса).

Содержательное наполнение перечисленных компонентов и представляет собой модель конкретного педагогического процесса. При написании курсовых и выпускных квалификационных работ вы будете разрабатывать свои педагогические модели и проверять их эффективность. В качестве примера приведем графическую модель педагогического процесса преодоления профессионально-педагогических заблуждений студентов (рис. 14).

Метод изучения научной литературы — это скорее даже не метод, а методический подход, в котором могут использоваться все описанные выше теоретические методы. Так как любая исследовательская работа предполагает обязательное использование данного метода, опишем его подробнее.

При изучении научной литературы ставится цель проследить характер постановки и решения определенной проблемы разными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, систематизации выяснить современное состояние вопроса и определить собственную позицию.

На начальном этапе анализа научной литературы важно однозначно определить для себя основные понятия исследования. Для этого определения основных понятий выписываются из словарей, справочников. Энциклопедий, учебных пособий, статей, монографий. Лучше всего выписывать определения на карточки или набирать отдельными файлами, в компьютере, чтобы затем группировать. Выписанные определения подвергаются процедурам анализа, сравнения, классификации, обобщения.

При понимания многих понятий полезен их междисциплинарный анализ (определений из разных наук).

При изучении научной литературы исследователем составляются следующие виды документов:

  • первичные — выписки, цитаты;
  • вторичные — записи, являющиеся продуктом аналитикосинтетической переработки (планы, схемы, аннотации, тезисы, конспекты);

третичные — обзоры известных в науке фактов, закономерностей, теорий и их объяснение с точки зрения темы и проблемы исследования.

Результаты изучения научной литературы оформляются в виде следующих текстов:

  • констатирующий текст — приводится толкование основных понятий различными авторами без их анализа;
  • текст-рассуждение — раскрываются основные понятия и связи между ними;
  • творческий текст — понятия анализируются, сравниваются, сопоставляются по выбранному параметру (точность, полнота, ясность, логичность, современность, связь с другими понятиями); делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в работе или приводятся собственные толкования.

Творческий текст в научной работе наиболее предпочтителен.

При использовании метода изучения научной литературы необходимо соблюдать следующие требования:

  • 1. При изучении любых материалов нужно четко определить цели изучения, выделить показатели для сбора данных, выбрать способ оформления (таблицы, графики, тематические обзоры, выборки).
  • 2. Не стремитесь излагать (или переписывать) весь прочитанный материал, последовательно излагая статьи и книги. Раскрывайте существо вопроса, выделяйте основные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами.
  • 3. Обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер. Важно обнаружить противоречия в подходах различных исследователей к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и различные точки зрения на предмет исследования; разработанные положения и неясные, дискуссионные вопросы. Необходимо выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы. Какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
  • 4. В работе необходимо высказать свое отношение к позициям исследователей и полученным ими выводам; представить свое собственное понимание и осмысление проблемы, оценки, доказательства с привлечением цитат.

Рис. 14. Модель процесса преодолении ППЗ студентов

  • 5. Результаты анализа научной литературы излагайте простым литературным языком, используя общедоступные термины. Излагать необходимо в определенной логике, заранее определив последовательность изложения.
  • 6. При изложении материала избегайте монотонности и повторений.

Так, при ссылке на мнения исследователей можно использовать следующие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет,

доказывает, допускает, задает вопрос, замечает, излагает, констатирует, надеется, находит, разделяет/не разделяет точку зрения, соглашается/не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подчеркивает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения. Приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет. Рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

  • 1. Какие методы научного исследования относят к теоретическим?
  • 2. Охарактеризуйте теоретические методы исследования.
  • 3. С какими целями используются методы идеализации и абстрагирования? Что общего в этих методах?
  • 4. Каково место моделирования как метода исследования в современном образовании?
  • 5. Какие требования необходимо соблюдать при использовании метода изучения научной литературы?
  • 6. В чем состоит сущность теоретического анализа как метода научного исследования и каковы его основные задачи?
  • 7. Почему методы анализа и синтеза, индукции и дедукции находятся в диалектическом взаимодействии?
  • 8. Какие требования необходимо соблюдать при составлении классификаций?
  • 9. Выберите тему для того чтобы провести сравнение: по одному признаку; по двум или более явлениям по нескольким признакам; по различным этапам одного явления.
  • 10. Опишите роль идеализации как метода исследования.
  • 11. В каких случаях Вы будете применять моделирование как метод исследования?
  • 12. Перечислите требования, которые надо соблюдать при использовании метода изучения научной литературы.

источник