Меню Рубрики

Тебя забыл я и какою анализ

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов», в 1912-1913 гг. издавали журнал «Гиперборей». Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Детально разработанной философско-эстетической концепции акмеизм не выдвинул. Поэты разделяли взгляды символистов на природу искусства, абсолютизируя роль художника. Но они призывали очистить поэзию от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть.

Для акмеистов оказалась неприемлемой импрессионистская тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. Акмеистами ценились такие элементы художественной формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. В их стихах эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась атмосфера любования бытовыми, привычными мелочами.

Основные принципы акмеизма:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определённое, точное значение;
  • предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».

После 1917 г. Н. С. Гумилев возрождает «Цех поэтов», но как организованное направление акмеизм прекратил свое существование в 1923 г., хотя была еще одна попытка восстановления этого литературного течения в 1931 г.

По-разному сложились судьбы поэтов-акмеистов. Лидер акмеистов Н. С. Гумилев был расстрелян. О. Э. Мандельштам скончался в одном из сталинских лагерей от крайнего истощения. На долю А. А. Ахматовой выпали жестокие тяготы: ее первый муж был расстрелян, дважды был арестован и осужден на каторжные работы в лагере ее сын. Но Ахматова нашла мужество создать великое поэтическое свидетельство трагической эпохи – «Реквием».

Лишь С. М. Городецкий прожил достаточно благополучную жизнь: отказавшись от принципов акмеизма, он научился творить «по новым правилам», подчиняясь идеологическим запросам власти. В 1930-е гг. создал ряд оперных либретто («Прорыв», «Александр Невский», «Думы про Опанаса» и др.). В военные годы занимался переводами узбекских и таджикских поэтов. В последние годы жизни Городецкий преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Он скончался в июне 1967 г.

Налегла и дышать не даёт
Эта злобная, тёмная ночь.
Мне её ни с земли, ни с высот
Не согнать, не стащить, не сволочь.

Есть для глаз пара медных грошей,
Лихо пляшет по телу озноб.
Мчится в крыльях летучих мышей
Мимо окон измёрзнувший гроб.

Золотой чешуёю звеня
И шипя издыхающим ртом,
Гаснет в мокрой печи головня,
Холод барином входит в мой дом.

Не стянуть отсыревших сапог
И пальтишком костей не согреть.
Но весны нарастающий рог
Мне трубит, что нельзя умереть.

Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн. Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан, весь в клочьях белой пены.
Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами.
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там. Ах, да! Я был убит.

Тебя забыл я. И какою
Ты предо мной тогда прошла,
Когда к вечернему покою
Сходила мгла на купола.

В равнинном устье бесконечно
Текли позорные года.
Я думал: уж тебя, конечно,
Не повстречаю – никогда.

Но как обманут был нежданно:
Стекло зеркал ночных следя,
Заметил профиль сребротканый
И лилию – хрустальней льда!

И вот – ты предо мной в тумане
Стоишь такой, как в первый раз:
Со взором, никнущим в обмане
Янтарно-чёрных скорбных глаз.

Из цикла «Ущерб»

Улыбнулся древнею улыбкою –
Холодна улыбка полумесяца!–
И застыл над люлькой ночи зыбкою,
Чтоб загрезил тот, кому не грезится.

Бледным пеплом поле заморозило,
Замело пригорки за провальями,
В просини позеленело озеро
Под березами светло-усталыми.

Тени в ужасе успели вырасти
Длинными, как повилики, стеблями,
И плеснулся воздух тягой сырости.
Чьими-то губами чуть колеблемый.

На паучьих лапах на прогалину
Выполз лесовик, в ручье полощется…
И в ручье болтается оскаленный,
Тот, пред кем закоченела рощица…

Сжала руки под тёмной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, –

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Ноябрьский день

Чад в мозгу, и в лёгких никотин —
В туман пополз. О, как тяжёл ты
После льдистых дождевых крестин,
День визгливый под пелёнкой жёлтой!

Узкий выход к белому удушью, –
Все сирены плачут, и гудки
С воем одевают взморье тушью,
И трясут дома ломовики.

И бесстыдней скрытые от взоров
Нечистоты дня в подземный мрак
Пожирает чавкающий боров
Сточных очистительных клоак.

И в тревоге вновь душа томится,
Чтоб себя пред тьмой не обмануть:
Золота промытого крупица
Не искупит всю дневную муть.

Вот всё, что помню: мосты и камни,
Улыбка наглая у фонаря.
И здесь забитые кем-то ставни.
Дожди, безмолвие и заря.

Брожу. Что будет со мной, не знаю,
Но мысли, – но мысли только одни.
Кукушка, грустно на ветке качаясь,
Считает гостю редкому дни.

И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.
Иль бесконечность? Всё равно.
Не птице серой понять, как скоро
Ветхий корабль идёт на дно.

источник

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

Стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)» посвящено одному из первых любовных разочарований Лермонтова. Современники не догадывались, кому оно было в действительности посвящено. Лишь значительно позднее исследователи установили, что таинственная возлюбленная – Н. Иванова. Молодой поэт познакомился с ней в 1830 г. и быстро влюбился. Неизвестно, как девушка ответила на его чувства, но Лермонтов, вероятно, считал, что может надеяться на взаимность. Встречаясь с Ивановой только на балах, поэт постепенно понял, что был одним из многочисленных поклонников ветреной красавицы. Между молодыми людьми произошел решительный разговор, после чего всякие отношения прекратились. В 1832 г. Лермонтов сумел беспристрастно взглянуть на неудавшийся роман. Свои впечатления он выразил в стихотворении «К* (Я не унижусь пред тобою…)».

Произведение очень эмоционально. Заметно, что автор искренне любил девушку и глубоко переживал эту душевную травму. Ему нелегко далось утверждение: «мы чужие с этих пор». Лермонтов с раннего возраста считал главным идеалом свободу, но преступил через нее ради любви. Поддавшись внезапной страсти, он совершил большую ошибку в жизни. Девушка стала в его глазах новым божеством, для которого он ничего не жалел. Конечно, в заявлениях юного романтика еще много преувеличений. Недолгие отношения он считает пожертвованными годами, когда он «целый мир возненавидел», отдав все чувства любимой.

С другой стороны, Лермонтов достаточно здраво судит о потраченном зря времени, которое он мог использовать для развития своего поэтического дара. В более зрелом возрасте поэт вообще почувствует презрение к балам и маскарадам. Возможно, истоки этого презрения лежат в неудавшейся любви.

Судя по стихотворению, девушка давала поэту какие-то обещания. С ее стороны это была просто кокетливая игра. Но возвышенная душа Лермонтова воспринимала эти слова за чистую монету. Поэт слишком поздно понял, что был для Ивановой очередной забавой.

Только теперь автор прозрел, он заявляет: «я горд!». Совершенная ошибка стала огромным уроком на будущее. Поэт утверждает, что больше никогда не станет унижаться перед кем-либо. Намек на удаление «под небо юга» — традиционная для XIX века угроза уехать на Кавказ. Лермонтов заявляет, что отныне будет тверд душой и сердцем. Коварная измена девушки, которую он считал ангелом, заставила его навсегда потерять уважение к женщинам. С этого времени он сам будет приносить ложные клятвы и разбивать сердца.

Торжественность и пафос произведения постепенно нарастают. В финале автор заявляет, что возлюбленная понимала, на что он был способен ради нее. Но сам он находился в любовном тумане и не знал, что в действительности представляет собой мнимая «богиня».

источник

Стихотворение А.С. Пушкина «К***» было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 – 18790). Впервые Пушкин увидел эту девушку в 1819 году и был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года в Тригорском, во время Михайловской ссылки. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угаснувшее и забытое чувство.
Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название – «К***». Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.
Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа – лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».
О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Можно сказать, что стихотворение основано на сравнениях: «как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты».
В произведении много эпитетов: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты»,
Данное произведение наполнено метафорами: «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
Кроме того, в данном стихотворении присутствует градация: «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»; «твой голос нежный, твои небесные черты»; «в глуши, во мраке заточенья».
В плане синтаксиса в стихотворении можно выделить анафору:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Также здесь можно выделить повтор («без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»), инверсию («тянулись тих дни мои», «шли годы», «душе настало пробужденье» и так далее).
Данное произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и усеченными стопами. Это придает течению стихотворения некую размеренность и плавность, торжественность. Произведение состоит из шести четверостиший с перекрестной рифмовкой, мужскими и женскими рифмами.
В плане фонетики в стихотворении присутствует ассонанс – обилие гласных О, Е, И в характеристике лирической героини. Это придает ее образу воздушность, легкость, «небесные черты». Кроме того, здесь есть и аллитерация: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви». Свистящие и шипящие согласные придают этим строкам дополнительное настроение безысходности, печали, фатума.
Таким образом, стихотворение Пушкина «К ***» является образцом высокой поэзии как в идейном, так и в художественном смысле.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

источник

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не унижусь пред тобою.

История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.

Метафоры“ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Лермонтов посвятил свой стих разочарованию в любви. Его лирический герой лелеял надежду на взаимность, однако сбыться этому было не суждено – девушка оказалась просто кокеткой, которая не стоила тех глубоко трепетных чувств, которые были к ней испытаны. Она, играючи, разбила своему верному поклоннику сердце.

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!” .

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Молодой поэт написал прекрасное, хотя и печальное любовное послание, в котором красноречиво описал свои муки и горькие чувства. Но все же он испытал любовь. Пусть она и принесла ему разочарование, стала источником боли, это было прекрасное чувство.

Михаил Юрьевич использовал для “Я не унижусь пред тобою” четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку, которые помогли ему просто и искренне передать свои эмоции, донести чувства даже до самого черствого сердца.

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена” .
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

источник

Cочинение «Любовная лирика А.А. Блока («Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» «О доблестях о подвигах о славе»)»

Однажды мне попала в руки книга Владимира Корнилова «Покуда над стихами плачут. », где в главе о Блоке я прочла: «Блок в самом деле —золотой эталон поэзии». Это было удивительно верно. Трудно назвать в поэзии XX в. другого поэта, который с такой гармоничностью сочетал в своем творчестве классические традиции и новые веяния, усложненную символичность (Блок был внимательным читателем и учеником Владимира Соловьева) и пушкинскую простоту и лаконичность.

Удивительна любовная лирика Блока. Она непохожа на стихи о любви других поэтов — его современников. Блок возвеличил свою возлюбленную, вскоре ставшую его женой, — Л. Д. Менделееву, обожествил ее, посвятил ей «Стихи о Прекрасной Даме», в которых, будучи увлечен мистической философией Соловьева, его идеей Вечной Женственности, он представил ее не как реальную земную женщину, а как идеал, как божество (не случайно написание местоимений «Ты», «Ее», «Она» с заглавной буквы): Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя.

В самом деле, нельзя сказать, что возлюбленная поэта многолика, но все же он воспевает ее по-разному. В образе далекой от суетной жизни Прекрасной Дамы с течением времени начинает угадываться человек, близкий поэту, подруга, женщина, разделившая с ним судьбу, его муки и радости. В черновиках 1908 г. рядом стоят три стихотворения, посвященные Л. Д. Блок (Менделеевой): «Когда замрут отчаянье и злоба», «Забывшие Тебя» (оба от 1 августа) и «О доблестях, о подвигах, о славе. », написанное 30 декабря. Все три стихотворения — о разлуке с любимой. И в каждом поэт по-разному переживает это.

Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли.
Но как бы далеко ни находились разлученные, мыслями и чувствами поэт стремится к любимой, надежда не покидает его, хотя время словно замерло, жизнь остановилась, остались только сны — и забвенье, и утоленье боли, и пророчество, и воспоминание.

Ты обо мне, быть может, грезишь в эти Часы. Идут часы походкою столетий, И сны встают в земной дали.

Возлюбленная не утратила своего очарования, хотя и произошло между ней и поэтом что-то злое, повергшее в отчаяние.
И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри: Все та же ты, какой цвела когда-то Там, над горой туманной и зубчатой, В лучах немеркнущей зари.

Здесь возлюбленная поэта — все еще та Прекрасная Дама, далекая, почти недосягаемая, чей образ снова и снова встает в снах.
Но в тот же день Блок пишет другое стихотворение. Перед нами уже не только поэт и его личные переживания, Прекрасная Дама — уже не только возлюбленная, она— сама жизнь, смысл жизни. И поэт — уже не один.
. И я пошел с толпой — туда, за всеми, В туманную и злую высь. За кручами опять открылись кручи, Народ роптал, вожди лишились сил. Навстречу нам шли грозовые тучи, Их молний сноп дробил.
Описание страшных перемен: «. рыдали дети, и жены кутались в платки». Почему же вдруг возникает образ толпы, куда-то идущей. Не к той ли горе, за которой она — Прекрасная Дама — жизнь? И я, без сил, отстал, ушел из строя, За мной — толпа сопутников моих, Нам не сияло небо голубое, И солнце — в тучах грозовых. Скитались мы, беспомощно роптали, И прежних хижин не могли найти,

И, у ночных костров сходясь, дрожали, Надеясь отыскать пути.

Читая эти строки, невольно вспоминаешь даты. 1908-й год. Время межреволюционное. И картины, нарисованные поэтом, — это то, что он видел, чему не мог не сопереживать. Но сил идти со всеми у него сейчас нет, потому что идти ему некуда, мечтает он, «мечтанья разлюбя». С ним нет его любимой, и смысл жизни потерян. Он понял, что надежды напрасны, и «суждена безрадостность мечтанья забывшему Тебя».
Отчаяние. так свойственное влюбленным и тонко чувствующим! Но что же поможет жить утратившим надежду? Что подарит покой? Все-таки — любовь.
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.

Одиночество поэта, его тоска по возлюбленной, невозможность и нежелание думать о чем-либо и о ком-либо, кроме нее, — вот о чем мы читаем. Невозможна жизнь поэта в «безрадостности мечтанья», поэтому портрет все еще и стоит на столе:
Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому. И я забыл прекрасное лицо.
Память любви. Как она сильна! Но память не в силах повернуть время. Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Возлюбленная снова снится ему, он подбирает ласковые слова, обращаясь к ней: Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла. Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла.

Стихотворение завершается упоминанием тех же образов, что встречаются и в его начале: Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Лишь слово «нежность» здесь новое. Это чувство, которое, несмотря на минувшую разлуку, царит в душе поэта. Но время идет, «все миновалось», и, чтобы совсем стереть из памяти некогда милые черты, он убирает со стола портрет возлюбленной.

Сколько мужества и суровой простоты в строчках этого стихотворения! Поэт прощается со своей любовью, но не скорбит, не сетует, не жалуется, а ведет правдивый, сдержанный рассказ. Этот «трагический тенор эпохи», как назвала его А. А. Ахматова, мог очень сдержанно, сурово повествовать о самых драматических событиях в своих стихах. От злобы и отчаяния через забвение и безрадостность мечтанья поэт приходит к осознанию потери и снова обретает силы жить. Звучит мелодия стиха, мы слышим нежность, видим скрытый огонь чувства и понимаем: поэт обрел спокойствие. Как тут не вспомнить слова Б. Пастернака о Блоке: « У Блока было все, что создает великого поэта, — огонь, нежность, проникновение, свой дар особого, все претворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба». Эта совершенно особая, но всегда только его— блоковская — судьба сквозит в любом его стихотворении.

источник

Автобиографическая основа лермонтовского творения 1831 г. несомненна, но вопрос о прототипе, лирической музе юного поэта, остается открытым. Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова или Наталья Иванова – у исследователей есть основания связать историю создания произведения с каждой из этих дам.

Происхождение другого источника, литературного, более чем прозрачно. К нему отсылает подзаголовок произведения. Со стансами Байрона, посвященными неизвестной леди в связи с отплытием автора из Англии, связаны тема морского путешествия и мотивы расставания с возлюбленной.

Рефрен “Love but one” декларирует романтическое одиночество и трагизм высоких чувств лирического “я”.

Лермонтовский герой убежден, что вечная любовь, идеальная и прекрасная, случается лишь однажды. Остальные увлечения кратковременны и несерьезны, они порождают лишь страдания о “любви прежних дней”. Господствует над мучительными воспоминаниями всемогущая и жестокая память, которая именуется “демоном-властелином”.

Невозможность забвения утраченной любви побуждает лирического героя

Показательно, что душевные муки, вызванные утратой высокого чувства, являются уделом героя: его избранница успела забыть своего “певца”.

Финальное восьмистишие продолжает тему страданий, порожденных “демоном” памяти. Движения души героя надежно скрыты от “шумного света”: повторение лексем “кто”, “как” и “сколько” подчеркивает тщательность, с которой оберегаются заветные тайны. Заключительные строки утверждают тщетность поисков утраченной гармонии: “былая тишина” никогда не вернется.

Рефрен “Люблю, люблю одну”, заключающий каждую строфу, содержит анафору. При помощи художественного приема лирический герой постоянно возвращается к теме безвозвратной утраты истинной любви.

Байроновским творением навеяно другое стихотворение, появившееся на свет годом ранее, – “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор…”) Тема вечной любви здесь представлена по-другому: пережив потерю высокого чувства, герой ощущает “сердечную пустоту” и крушение надежд – не только сиюминутных земных, но и будущих, небесных.

Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю” Лермонтова“Нет, не тебя так пылко я люблю” (1841). Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонто­ва Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Алек­сандровну Лопухину. С помощью данного лирического произве­дения Лермонтов стремится передать собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. По словам […].

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Анализ Стихотворения Лермонтова “Из-под таинственной, холодной полумаски…”Стихотворение “Из-под таинственной, холодной полумаски…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Из-под таинственной, холодной полумас­ки…” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его – романтический. Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. В контексте […].

“Расстались мы, но твой портрет…” анализ стихотворения ЛермонтоваСтихотворение “Расстались мы, но твой портрет…” было написано М. Лермонтовым в 1837 году на основе своего раннего стихотворения “Я не люблю тебя; страстей”. При этом две последние строки стихотворения 1831 года, посвященного Е. Сушковой, перешли в новый вариант без изменений. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева – женщина, к которой поэт питал […].

Анализ стихотворения “Желание” ЛермонтоваПлан История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова “Желание” следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. […].

“Кавказ” анализ стихотворения ЛермонтоваРаннее стихотворение “Кавказ”, созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой […].

Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку податьТема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении. Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Опасение”Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: “Счастья без обмана нет”, – и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В “Опасении”, созданном в 1830 г., тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание. Форма “Опасения” представляет собой монолог-обращение к […].

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстейЛермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения “Я не люблю тебя…”. Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Мой дом”В 1830-31 гг. юный автор создает удивительное по философской глубине произведение, которое выбивается из романтической традиции ранней лермонтовской лирики. С первой строки герой, скиталец и творец, декларирует необъятность художественного пространства, которое ограничено лишь одним условием – присутствием “небесного свода”. Развивая образ дома-Вселенной, лирический субъект продолжает поражать космическими размерами: крыша достигает звезд, а стены разделены не […].

“Парус” анализ стихотворения ЛермонтоваЗнаменитое стихотворение “Парус” написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: “Белеет парус отдаленный”. Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы “Андрей, князь Переяславский” А. А. Бестужева-Марлинского. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого […].

Анализ стихотворения Лермонтова “К* (Оставь напрасные заботы…)”Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы. Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим “ты”. Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние “святого счастья”. Лирический герой, напротив, не ощущает […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Нищий”Анализ стихотворения “Нищий” Лермонтова предполагает подробное рассмотрение текста стихотворения, истории его создания, основной темы, а также использования поэтических средств. История создания стихотворения “Нищий” Стихотворение “Нищий” было написано в 1830 году. Данное произведение входит в так называемый “сушковский” цикл, к которому относятся произведения Лермонтова, написанные под воздействием любовного чувства к прелестной девушке Екатерине Сушковой. Как известно, […].

Анализ стихотворения “Родина” Лермонтова“Родина” (1841). По своему содержанию стихотворение рез­ко контрастирует с другим лирическим произведением поэта “Прощай, немытая Россия”. В “Родине” выражена тонкая, чис­тая любовь к России народной. Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной родине: Люблю отчизну […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Звезда”В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях “Вверху одна горит звезда…” и “Еврейская мелодия”. Образ, изначально порожденный байроновскими мотивами призрачности любви, в творчестве Лермонтова получил самостоятельное развитие. Лирического героя влечет сияние одинокого небесного светила. Его мерцание сравнивается с […].

Анализ стихотворения Лермонтова Мой демонСтихотворение “Мой Демон” было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения “Демон”. Главный герой никак не менялся, черты характера оставались теми же. Но само действие сюжета менялось. Первый набросок был сделан им еще пятнадцатилетним мальчиком, […].

Анализ стихотворения Лермонтова ОдиночествоЛермонтов написал произведение под названием “Одиночество”, когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова. Ведь поэт – сам по себе, по-своему характеру – одинок и достаточно решителен в этом плане. Лермонтов никогда не имел близких друзей, которые были с ним долгое время. Приятели, знакомые – […].

Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА “ОТЧЕГО”АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА “ОТЧЕГО”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА. Стихотворение “Отчего” было написано М.Ю. Лермон­товым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: “Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у […].

Анализ стихотворения “Ангел” ЛермонтоваПлан История создания произведения Тема и идея стихотворения Художественно-изобразительные средства Образ лирического героя История создания произведения Стихотворение “Ангел” было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года “Одесского альманаха”. Кто бы ни проводил анализ стихотворения “Ангел” Лермонтова – маститый литературовед […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Гроза”Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит “ветхому миру”, и одиночество становится расплатой за вызов общественным порядкам. В “Грозе”, датированной 1829-1830 гг., бесстрашный герой-романтик изображается на фоне природной стихии. Произведение построено в форме страстного монолога, однако […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Поцелуями прежде считалСтихотворение “Поцелуями прежде считал…” датировано 1832 годом и относится к раннему творчеству Лермонтова. Литературоведы до сих пор не выяснили, кому посвящено произведение. Зачастую называются три девушки, в разное время бывшие возлюбленными поэта: Екатерина Сушкова, Наталья Иванова и Варвара Лопухина. Мотивы, присутствующие в стихотворении, в большей степени характерны для поздней поэзии Лермонтова. В “Поцелуями прежде считал…” […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Романс (Невинный нежною душою…)”“Романс” (“Невинный нежною душою…”) – стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – “(Дурнову)”. Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – […].

“Благодарю” анализ стихотворения ЛермонтоваТонкий шлейф иронии, перемежающийся с пряными нотками горести и тихой грусти, таким видится произведение М. Ю. Лермонтова “Благодарю” . Это стихотворение написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой, светской красавице, которой юный поэт был увлечен. Любовь, еще не осознанная, но уже отвергнутая, безудержная борьба обиды за холодное отношение с переполняющими сердце эмоциями создают психологический […].

Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева“Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […].

Анализ стихотворения Нищий ЛермонтоваПод воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый “сушковский” цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение “Нищий”. Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь. […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Вечер после дождя”Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829-30 гг. Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: […].

Анализ стихотворения “И скучно и грустно..” Лермонтова“И скучно и грустно..” (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят – все лучшие годы! Любить… но кого же? на время – не стоит труда, […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Время сердцу быть в покое…”Образец любовно-философской лирики 1832 г. исследователи относят к “ивановскому циклу” – ряду лермонтовских творений, написанных под впечатлением романтического увлечения Наталией Ивановой. Мотив разуверения в любви, ставший ведущим в стихотворении “Время сердцу…”, совпадает с общей темой дисгармонии в отношениях, когда жажда счастья оборачивается обманутыми надеждами, изменами и упреками. В качестве конкретного источника, повлиявшего на идейное содержание […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Графине Ростопчиной”Дама, которой посвящен поэтический текст, выделялась из однообразного ряда светских красавиц. Наделенная талантом к стихосложению, Евдокия Ростопчина была одной из немногих современниц, не только признавших лермонтовское дарование, но и принявших непростую натуру поэта. Стихотворение-посвящение появилось весной 1841 г., за несколько месяцев до гибели автора. Произведение вошло в тетрадь, которую поэт преподнес своей доброй подруге перед […].

Анализ стихотворения Лермонтова “К Сушковой”В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета “сушковского цикла” – летние месяцы 1830 г., которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей. Стилистика стихотворения, […].

Анализ стихотворения “Кавказ” Лермонтова“Кавказ” (1830). Стихотворение отличается особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта – воспоминанием о матери: В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Комментарием к автобиографическим […].

Анализ стихотворения “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтова“Как часто пестрою толпою окружен…” (1840). Стихотво­рению предпослана дата – 1 января. Рождаются новый год, но­вая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует с самой да той – 1 января. В начале стихотворения несколькими точными строками поэт изображает надменных, духовно бедных людей “большого света”. В “пестрой толпе” звучат […].

“Валерик”(Я к вам пишу случайно, – право…) анализ стихотворения ЛермонтоваСтихотворение “Валерик” написано Михаилом Лермонтовым во время второй кавказской ссылки в 1840 году. Спустя три года оно впервые было напечатано в альманахе “Утренняя заря”. В произведении описано сражение на речке Валерик, в котором поэт участвовал. Он находился в отряде генерала Галафеева. Это подразделение вело активные военные действия в Чечне. Тема произведения вечна и актуальна для […].

“Осень” анализ стихотворения ЛермонтоваЯркий лиризм, проникновение в законы истинного бытия и мастерское владение психологизмом – таков М. Ю. Лермонтов в каждом поэтическом шедевре, вышедшем из-под его пера. Стихотворение “Осень” – маленькая пейзажная зарисовка, характеризующаяся сдержанностью и точностью языка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества Лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Я не хочу, чтоб свет узнал…”Конфликт романтического героя и общества – важнейший для лермонтовской поэтики. “Свет”, который пренебрежительно именуется “толпой”, ценит лишь “ничтожество” и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе “злобы яд” и “яд сердечный”. Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический […].

Анализ Стихотворения Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…”Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: “Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он […].

Анализ стихотворения “Дума”; Лермонтова“Дума”; (1838). Стихотворение относится к философской ли­рике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышля­ет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки. Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. В лириче­ском произведении преобладает гражданская лексика. Мучи­тельное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные […].

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Анализ стихотворения Лермонтова “Война”Интерес к теме ратного подвига возник у юного поэта еще до поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Романтически настроенный юноша с детства был наслышан о мужестве представителей своего рода, начиная с его основателя шотландца Георга Лермонта, который стал русским офицером. Еще одним обстоятельством, определившим внимание автора к теме, стала русско-турецкая война, разразившаяся в […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел” (2)Стихотворение “Ангел” относится к раннему периоду Творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание. “Ангел” – эпическое и очень романтичное произведение, которое […].

Анализ стихотворения “Бородино” ЛермонтоваПлан Ведущая тема стихотворения Сюжет стихотворения “Бородино” Композиция лирического произведения Художественно-выразительные средства стихотворения Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова Ведущая тема стихотворения Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Зови надежду сновиденьем…”Короткий, но выразительный пример лермонтовской любовной лирики, датированный 1831 г., пережил несколько авторских редакций. В первом варианте центральное место отводится образу любящей женщины, сторонницы честных и сердечных отношений. Вторая строфа первоначальной версии вошла в посвящение “Прими мой дар, моя мадона!” к поэме “Демон”. Позже автор внес в стихотворный текст небольшие изменения, которые поменяли акценты отношений […].

источник

* * *
Ларисе Булиновой
в память о незакатных зорях
нашей юности

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива.
За ветром взывают мечи.
31 июля 1908

Чтобы понять это стихотворение, перечитаем другое – «Забывшие тебя»:

И час настал. Свой плащ скрутило время,
И меч блеснул, и стены разошлись.
И я пошел с толпой — туда, за всеми,
В туманную и злую высь.
За кручами опять открылись кручи,
Народ роптал, вожди лишились сил.
Навстречу нам шли грозовые тучи,
Их молний сноп дробил.
И руки повисали, словно плети,
Когда вокруг сжимались кулаки,
Грозящие громам, рыдали дети,
И жены кутались в платки.
И я, без сил, отстал, ушел из строя,
За мной — толпа сопутников моих,
Нам не сияло небо голубое,
И солнце — в тучах грозовых.
Скитались мы, беспомощно роптали,
И прежних хижин не могли найти,
И, у ночных костров сходясь, дрожали,
Надеясь отыскать пути.
Напрасный жар! Напрасные скитанья!
Мечтали мы, мечтанья разлюбя.
Так — суждена безрадостность мечтанья
Забывшему Тебя.
1 августа 1908

(. и обратите внимание на даты.)

Вот, кто лирический герой четвёртого стихотворения «На поле Куликовом» – забывший Тебя. И он – поставлен в те же декорации, что и герой первого стихотворения цикла:
И там «мнут ковыль», и здесь «пригнулись к земле ковыли».
И там «степная кобылица», и здесь «степных кобылиц табуны».
И там – «тоска безбрежная», и здесь – «вековая тоска».

Различие в том, что в первом стихотворении: «ясен долгий путь», а четвёртом: «я . /Не знаю, что делать с собою». И указана причина: если в первом стихотворении «я» и «ты» неразделимы – «я» вообще нет, есть только «мы», то в четвертом: «Ты кличишь меня из дали», «я. не знаю. куда мне лететь за тобой». То есть «тебя» рядом нет.

И еще одно. Это словечко «опять». Оно показывает, что та, первая битва, осталась в прошлом. Однако на поле Куликовом снова и снова, опять и опять «рокоты сечи», «трубные крики татар». Но теперь у нашего героя:

«И руки повисали, словно плети,
Когда вокруг сжимались кулаки,
Грозящие громам, рыдали дети,
И жены кутались в платки.
И я, без сил, отстал, ушел из строя»

«. падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.

Ему безразлично идущее. недалеко? рядом? вокруг него? – сражение, которое, судя по всему, на этот раз выиграют татары. У него – своя битва, которую он тоже проигрывает:

«И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!»

И ещё одна мелочь правописания. В этом, четвёртом стихотворении цикла «На поле Куликовом» герой обращается не к героине предыдущего – третьего: которая «в одежде, свет струящей», и которая величается торжественно Ты. Здесь молят простую женщину: «куда мне лететь за тобой!», и здесь ты – с буквы маленькой. Но молят с той же истовостью:

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»

«Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.»

И есть еще пара строк, которые окончательно уравнивает обеих:

Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.

Здесь-то в слове «Ты» буковка «Т» заглавная только ли потому, что она в начале строки?! А тогда как же вот это?–

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла.

Как там формулировали христианские богословы? – неслиянны, но неразделимы.

P.S. Кстати, о стихотворении «Забывшие Тебя».
Поначалу – это было очень длинное стихотворение. Неудивительно, что оно распалось, что из него выкристаллизировались – три: заглавное – мистическое и горькое, не менее горькое, но куда более реалистическое «О доблести, о подвигах, о славе» и третье – одно из самых светлых стихотворений Блока во всём III томе. Но сначала, давайте сравним потерявшего тебя поэта из «О доблести. » и потерявшегося воина из «Забывшего Тебя»:

И час настал. Свой плащ скрутило время,
И меч блеснул, и стены разошлись.
И я пошел с толпой — туда, за всеми,
В туманную и злую высь.
И:
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Далее:
За кручами опять открылись кручи,
Народ роптал, вожди лишились сил.
Навстречу нам шли грозовые тучи,
Их молний сноп дробил.
И:
Летели дни, крутясь проклятым роем.
Вино и страсть терзали жизнь мою.

Далее:
Скитались мы, беспомощно роптали,
И прежних хижин не могли найти,
И, у ночных костров сходясь, дрожали,
Надеясь отыскать пути.
И:
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла.

Далее:
Напрасный жар! Напрасные скитанья!
Мечтали мы, мечтанья разлюбя.
Так — суждена безрадостность мечтанья
Забывшему Тебя.
И:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Вот так. Как в странном, даже не кривом, а каком-то наобротном зеркале Ты отражается в тебе, а предательство воина – в покинутости поэта.
Эти два стихотворения в III томе Блока идут сразу одно за другим, третье – последнее – в книге появится гораздо позже, и я, не удержусь, приведу его полностью:

Когда замрут отчаянье и злоба,
Нисходит сон. И крепко спим мы оба
На разных полюсах земли.
Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
Часы. Идут часы походкою столетий,
И сны встают в земной дали.
И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
Каким он был до ночи злой и страстной,
Каким являлся мне. Смотри:
Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.
1 августа 1908

Зубчатая гора. Если из блоковского Шахматово смотреть всторону менделеевского Боблово, то «зубчики» – это еловый (или сосновый. не помню. ) лес. А немеркнущая заря. В Подмосковье не бывает белых ночей. Но, знали бы вы – как это, когда у тебя есть личная богиня!

источник

Стихотворение, как и многие другие литературные произведения, поднимает свою проблему. И проблема этого текста в том, что будь какой человек прекрасный и добрый, один лишь его поступок способен запятнать все хорошее, что было. Люди со слабым умом просто закрывают резко глаза на всё то хорошее и прекрасное, что делали люди до ошибки, но стоило им отступить, как тут же посыпались упреки. Но разве можно проживать всю жизнь, не совершая ни одной ошибки? Даже самые идеальные люди когда-нибудь да совершат оплошность, и многие будут это помнить, забывая обо всём. И лишь малая часть людей, что искренне любят человека, способны забыть его ошибки. А смогут ли простить эти люди самоубийство? Назвав это слабостью, люди глубоко ошибутся, ведь сложно быть слабым и пойти на такой отчаянный шаг. И главное понимать разницу, между причинами самоубийства.

Главная героиня стихотворение была тем человеком, чья помощь приходила ко всем, кто в ней нуждался, но даже такие люди имеют свой стержень, который способен сломаться. И он сломался. Девушка не выдержала боли депрессии, чьи позывы просто терзали её изнутри. Единственный выход в данной ситуации — пуля в голову, что хранилась долгие годы именно для такого момента. Получается, девушка понимала, что рано или поздно её жизнь оборвется. Но разве это нормальный выход из ситуации? Сложно ответить, ведь на фоне многочисленных проблем тяжело держать себя в том же ключе, что и была.

Погибнув от собственной руки, девушка не задумывалась о том, что её тело будет похоронено невесть где, ведь самоубийц не хоронят на кладбище со всеми. Многочисленные уговоры церковнослужителя со стороны друзей. Не найдя выхода из этой ситуации, друзья решаются на то, что бы похоронить её в какой-то яме, но сделать это с почётом. Сложно смириться с уходом того человека, что являлся маяком в жизнях других людей, от чего даже на простом, голом камне были написаны самые яркие слова о ушедшей. Хоть подробная могила и не являлась «официальной», на неё приходили многие люди, что до сих пор питали чувство к погибшей.

Тяжелая это участь, потерять любимого и такого доброго человека, но жизнь тяжела. Лекарства от депрессии не были созданы ещё тогда, и многие просто физически не выдерживали боли страданий и душевного тяготения. Некрасова старался передать всю суть тех жутких времён, что у него и вышло в данном произведении.

В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла, чтобы свести счеты с жизнью. У нее не было сил помогать окружающим людям, которые многие и считали настоящей причиной для совершения расчетов с жизнью. Особенно люди, которые ничего не понимали в психическом состоянии девушки.

Православная церковь отказывается хоронить тех, кто покончил жизнь самоубийством на официальном кладбище. Остальные герои стараются убедить попа, что ее необходимо похоронить на кладбище, но не смогли добиться своего. Поэтому им приходиться выкопать яму в овраге, и похоронить ее там, несмотря на то, что отличалась достаточно благородными нравами. Друзья поставили над ее захоронением надгробие, написали о ней добрые слова и все хорошее, что позволило написать замёрзшая земля.

Автор заканчивает произведение тем, что к могиле девушке приходят разные люди, они помнят ее доброту, поэтому приходят вспомнить о ней и ее добрых делах.

Некрасов подчеркивает то, что если в жизни нет великих людей, то пусть они будут хотя бы после смерти. Порой мы даем оценку добрым делам и поступкам, только после того, как человек отправляется в мир иной. Возможно невнимательность окружающих людей привела к внутреннему состоянию девушки, которое и стало причиной суицида. Ее жизнь завершается неожиданно для окружающих, но в тоже время весьма объективно для нее самой. Она не находит больше причин бороться за собственную жизнь и стараться любить ее, поэтому сберегает одну единственную пулю, на случай, когда ее нервы окончательно сдадут. Поэтому Некрасов пишет о том, что она не забыта, о ней помнят окружающие люди, к которым она проявила доброту и любовь.

Часто бывает, что человек славиться своими добрыми делами, он может совершать дела великие или просто хорошие, но один единственный поступок может перечеркнуть всю славу, которая досталось ему до этого. При этом находятся люди, которые порицают их за совершенное, другие же относятся к ним с особым сочувствием и пониманием. Но если благо и доброе дело коснулось человека, то скорее всего о нем будут вспоминать с любовью и особой грустью. В жизни все совершают дурные или плохие поступки, но считается ли самоубийство дурным поступком?

Никто не может дать точного ответа на поставленный вопрос. Самоубийство может быть совершенно не из-за минутной слабости, а из-за тяжелой депрессии и состоянии глубокого невезения. Стоит помнить, что человек до депрессии был совершенно другим, не таким, каким он был до этого. Он был веселым и оптимистичным, а теперь каждый день борется за собственное существование. Это не просто слабость, это настоящая психическая болезнь, которая может довести до самоубийства. Но сейчас есть лекарства, способные контролировать процессы, которые происходят внутри человека. Во время Некрасова таких средств и препаратов не было, что усугубляло жизнь людей.

Анализ стихотворения Ты не забыта по плану

«Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

Произведение выражает восприятие поэтом России. Стихотворение было написано в относительно спокойном для страны 1908 году.

В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.

Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

Мимолетность человеческого существования – довольно актуальная тема, о которой люди довольно часто забывают. Конечно, каждому хочется быть обладателем длинной и счастливой жизни

источник