Меню Рубрики

Свот анализ себя как выпускника

2. Престиж ВШЭ, который ведет к набору лучших абитуриентов.

4. Наличие большого количества бюджетных мест.

5. Самый высокий проходной балл в области (по направлениям).

6. Современная материальная база.

8. Новое общежитие с евроремонтом.

9. Высококвалифицированные преподаватели.

10. Современные методы преподавания.

12. Различные студенческие организации.

13. Отличный коллективный дух.

14. Выдача европейского приложения наряду с русским дипломом.

15. Диплом ВШЭ ценится работодателями.

16. Социально-ответственная организация.

17. Является научно-исследовательским центром.

18. Имеет в наличии три лаборатории.

20. Наличие военной кафедры.

1. Самая высокая цена за обучение (по направлениям).

2. Отсутствие цели университета.

3. Отсутствие миссии университета.

4. Отсутствие единого центра маркетинговой активности.

5. Не выражена маркетинговая стратегия.

6. Нет системы мониторинга конкурентов.

7. Слабое привлечение студентов к научной жизни университета.

8. Слабая помощь в трудоустройстве студентов.

9. Слабо развитые международные связи.

10. Недостаточное количество мест в общежитии.

11. Нет прямого доступа к электронной библиотеки.

12. Большая удаленность корпусов друг от друга.

13. Отсутствие связей с выпускниками.

14. Нет собственного печатного издания.

1. Открытие новых направлений, выход на новые рынки.

2. Привлечение партнеров, прежде всего иностранных.

3. Расширение международных связей.

4. Заключение договоров с компаниями, которые были бы готовы брать студентов на практику и на работу.

5. Развитие научной деятельности вуза.

6. Увеличение доступа к ресурсам, за счет прямой регистрации в библиотеке.

7. Разработка четко выстроенной маркетинговой стратегии.

8. Создание системы мониторинга конкурентов.

1. Переманивание абитуриентов конкурентами, за счет предложения более выгодных условий (низкие цены, увеличение бюджетных мест, международные связи).

2. Уменьшение спроса на ключевые направления университета (экономика, менеджмент, юриспруденция, бизнес-информатика).

3. Слабовыраженная маркетинговая стратегия может привезти к потери бренда.

4. Реформа образования в России, которая может перевести все вузы полностью на коммерческую основу, за счет чего может произойти потеря большого количества абитуриентов.

5. Запас финансовой прочности у филиала невелик.

— достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;

— выход на новые рынки, увеличение направлений позволит увеличить капитал;

— квалификация персонала, контроль качества, развитие рекламных технологий дадут увеличить долю рынка.

— борьба с конкурентами за счет безупречной репутации;

— создать четко выраженную стратегию маркетинга, единый маркетинговый центр;

— новаторство в создании новых научно-исследовательских проектов, привлечение преподавателей и студентов к научной жизни вуза.

— поиск новых поставщиков также может уменьшить цену;

— наряду с высокой ценой за обучение, (и помимо кредитной политики) можно разработать новую систему скидок для коммерческих студентов;

— использование новых каналов рекламы повысит узнаваемость среди нецелевой аудитории.

— отток клиентов к конкурентам, предлагающим более низкую цену;

— ослабление бренда из-за плохой рекламной политики и из-за не соответствия позиционирования бренда с его восприятием.

Таким образом, можно составить 3 сценария:

1) Оптимистический — выход на новые рынки, завоевание новой целевой аудитории.

2) Пессимистический — отток клиентов к конкурентам из-за высокой цены, ослабление бренда.

3) Реалистический — стабильный уровень получения доходов за счет лояльности конкретных сегментов, укрепление позиций на непрофильных для компании сегментах.

источник

SWOT анализ (СВОТ-анализ) – аббревиатура от английских слов, которые в переводе на русский означают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

СВОТ анализ университета поможет спрогнозировать его дальнейшую деятельность в целях более эффективного управления ею.

На сегодняшний день проводится регулярный анализ деятельности вузов России, часть из них уже были признаны неэффективными. Чтобы этого не произошло, менеджменту университетов необходимо проводить своевременный SWOT анализ в целях устранения слабых сторон университета и формирование благоприятного сценария его развития в будущем.

Для проведения SWOT анализа высшего учебного заведения прежде всего требуется проанализировать внутренние факторы.

Рассмотрим внутренние факторы университета, сгруппировав их по двум необходимым для проведения SWOT анализа категориям: сильным факторам и слабым факторам внутренне среды.

Рассмотрим сильные стороны университета на примере ивановского государственного энергетического университета. Сильными сторонами данного вуза являются:

— Вуз считается престижным среди абитуриентов;

— данный университет очень известен в ивановском регионе.
— в университете работает большое количество докторов и кандидатов наук, заслуженные ученые России.

— вуз специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день поощряются правительством России. В вузе имеется достаточная научная база: есть библиотека, научный зал, лабораторные, большое количество компьютеров, используются современные программные средства.

Кроме того, в университете используется уникальная технология проверки знаний студентов, так называемая система РИТМ: знания студентов проверяются 4 раза в семестр, это позволяет мотивировать студентов изучать учебные материалы в течение всего семестра, а не только непосредственно перед экзаменом.

Теперь рассмотрим слабые стороны университета.

— На сегодняшний день благодаря введению системы ЕГЭ абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ стараются поступать в самые престижные вузы, чаще их предпочтения касаются вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

— Кроме того, в виду снижения рождаемости количество абитуриентов резко снизилось по сравнению с 90ми годами, началом 2000-х.

— Переход на бакалавриат вызвал необходимость подготовки новых рабочих программ, таким образом проверенные десятилетиями рабочие программы перестали использоваться. Переход на бакалавриат таким образом может снизить уровень преподавания, поскольку требуется время для разработки новых учебных материалов.

— В настоящее время имеется тенденция сокращения преподавательского состава вузов, таким образом многие преподаватели работают около тридцати шести аудиторных часов в неделю, по внутренним документам университета рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов, это время включает также подготовку к занятиям, разработку методических материалов, другую необходимую работу. Таким образом, ввиду перегрузки преподавательского состава многие преподаватели не имеют времени разрабатывать новые материалы как того требует переход на систему бакалавриат-магистратура.

Теперь рассмотрим имеющиеся во внешней среде угрозы , которые могут оказать негативное воздействие на деятельность университета.

— Согласно новому закону об образовании заработная плата преподавателя не должна быть ниже средней заработной платы региона, это означает что преподаватели, работающие в дотационных регионах с низкой средней заработной платой населения, будут получать низкую зарплату, это может привести к тому, что некоторые преподаватели уволятся с работы, поскольку будут вынуждены искать другие пути заработка.

— Продолжающееся снижение рождаемости может привести к дальнейшему снижению количества абитуриентов, это приведёт к тому, что придется сокращать преподавательский состав университета, при этом у университета могут возникнуть сложности с набором необходимого (заложенного в учебные планы) количества студентов.

— Могут быть приняты новые законы в России, например, последние нововведения, коснувшиеся разработки некоего алгоритма оценки вузов с точки зрения их эффективности, привели к тому, что часть вузов были признаны неэффективными и будут укрупнены (за счет присоединения к более эффективным вузам), либо будут ликвидированы.

Далее рассмотрим имеющиеся у учебного заведения возможности.

— Итак благодаря тому, что руководство страны поощряет получение технического образования, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета. А также может рассчитывать на положительную оценку его деятельности.

— Закрытие некоторых институтов региона может привести к тому, что будущие абитуриенты предпочтут энергетический университет. Это может привести к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на имидже университета. А также даст возможность привлечь контрактных студентов, то есть появится возможность получить дополнительные источники финансирования.

Таким образом, не смотря на наличие слабых сторон у университета и наличие угроз во внешней среде, деятельность университета можно рассматривать как достаточно эффективную.

Существует угроза снижения количества абитуриентов в будущем, но благодаря сложившемуся позитивному имиджу университета, его известности в регионе можно рассчитывать на сохранение необходимого количества абитуриентов, а также на сохранение высоких проходных баллов, что будет говорить о престижности университета.

Преподавательский состав вуза достаточно перегружен аудиторной нагрузкой, однако благодаря поощрению технических специальностей руководством страны можно рассчитывать в будущем на дополнительные источники финансирования, это даст возможность выплачивать преподавателям вуза премии к заработной плате, что увеличит заработную плату до уровня выше средней даже в дотационном регионе страны.

В вузе сложилась хорошая техническая и научная база, имеется большое количество методических материалов, большое количество компьютерных программ, университет регулярно получает новые патенты на изобретения, работающих в его стенах ученых, а также на изобретения талантливых студентов. Это позволит поддержать репутацию вуза в будущем, позволит вузе оставаться эффективным, т.е. гарантирует благоприятный сценарий его развития в будущем. Университету можно не боятся расформирования, хотя регулярно понимается вопрос о присоединении к университету других учебных заведений, это укрупнит университет, то есть может стать дополнительным мотиватором для его развития.

Тенденция сокращения персонала университета, а именно преподавательского состава, может иметь негативные последствия в будущем, поэтому руководству университета следует более обдуманно нанимать кадры в университет, отдавая предпочтение преподавателем с учеными степенями и званиями (на сегодняшний день многие преподаватели университета не имеют ни степеней, ни званий, это позволяет университету экономить на их заработной плате, однако у более профессиональных преподавателей студенты смогли бы почерпнуть больше знаний, а это в будущем может поднять престижность вуза, когда его выпускники займут высокие позиции в различных формах страны).

Итак, мы рассмотрели СВОТ-анализ учебного заведения.
Если вам интересно посмотреть еще примеры SWOT-анализа, то более подробные примеры мы рассматривали ранее , также можно посмотреть еще один образец проведения анализа Вуза.

Из проведенного нами исследования высшего учебного заведения можно сделать вывод, что университет функционирует в достаточно благоприятной среде. Имеющиеся недостатки можно устранить. Угрозы, существующие во внешней среде, могут негативно сказаться на деятельности вуза в будущем, поэтому нужно уже сегодня улучшать преподавательский состав университета. Важно продолжать развивать методическую базу, тем более это особенно актуально при переходе на новую систему бакалавриата и магистратуры. В вузе должно быть все необходимое для получения знаний студентами. У университета есть возможность использовать появляющиеся возможности, в частности сделать уклон на техническое образование, так востребованное на сегодняшний день в нашей стране, которая ощущает нехватку инженерно-технических кадров.

источник

SWOT-анализ широко используется в менеджменте для принятия стратегических решений. Мы же используем эту практику для анализа социального портрета своей личности. Через изучение своего социального Я, которое является результатом многолетнего взаимодействия с людьми и обществом – мы можем подступить к выявлению своих ценностных ориентаций.

SWOT расшифровывается как:

  • Strengths – сильные стороны
  • Weakness – слабые стороны
  • Opportunities – возможности
  • Threats – угрозы

Это методика анализа своей личности по следующим аспектам:

Это самые ваши выпуклые черты и характеристики. Это то, что обычно видно всем, потому что сильно выпирает за границы вашего Я. Это то, что вы активно продвигаете и продаете в социальном взаимодействии. Именно потому, что эти качества личности всем заметны – возникает ощущение их избыточности и чрезмерности. Как будто бы человек пытается самому себе и окружающим доказать свою способность к чему-то. Обычно эти качества являются компенсацией какого-то внутреннего дефицита и сомнений. Часто человеку нужно вынести нечто вовне и активно этим размахивать, чтобы убедиться, что у него это действительно есть. В то же время, когда вы спрашиваете других о своих сильных сторонах – вы можете услышать про себя такое, после чего долго не сможете заснуть, повторяя про себя: «ну, неужели – я такой (такая)!?»

Слабые стороны есть у всех. И, разумеется, со стороны «всегда виднее». Слабые стороны – это наша ахилесова пята, уязвимая сторона. Это такое место, ударив по которому, можно разрушить всю систему. Поэтому мы всячески скрываем свои слабые места, чтобы защитить себя от враждебных поползновений. Но настоящая проблема заключается в том, что мы сами-то толком не знаем про свои слабые стороны. А, вот это и представляет для нас настоящую опасность, потому что если неизвестной для нас уязвимостью воспользуются наши враги – нам точно не поздоровится. Именно поэтому надо очень тщательно изучить этот вопрос и, конечно, обратиться к тем, кто вас знает и кому вы доверяете, чтобы они вам «по-чесноку» указали бы на ваши уязвимые места. На самом деле – мы боимся своих слабых мест, мы «вытесняем» их из нашего сознания и поэтому на практике зачастую просто не можем назвать даже 5 слабых мест. Тем более – публично. Но фишка заключается в том, что знание своих слабых мест – делает вас сильным. А публичное обсуждение своих слабостей – просто неуязвимым, потому что люди думают: «Если он может про себя при всех рассказать такое, то что же может вывести его из равновесия?»

Когда вы думаете про возможности развития своего личного Потенциала – вы сразу выходите на другой уровень работы в области саморазвития и самоосуществления. Потому что развитие собственного Потенциала и увеличение своей личной Силы возможно только в результате глубокой и подробной внутренней работы – по анализу своих сильных и слабых сторон и по тонкому чувствованию себя, своих возможностей к развитию. Именно чувство нерастраченных возможностей и неполной реализации своих сил и толкает человека на Путь. На Путь максимального развития своего Потенциала. Вообще, на поверхности лежит две главных стратегии:

  1. Дальнейшее усиление своих сильных сторон.
  2. Компенсация, защита своих слабостей.

Это очевидные стратегии, но суть заключается в том, что реальное развитие нашего личного Потенциала лежит в стороне от ярко освещенных дорог. Об этом говорит Христос: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22). В этом заключается наша природа, что мы отбрасываем те свои личные качества, которые по-хорошему надо бы было сделать основными – краеугольными камнями нашей личности. Именно SWOT-анализ помогает нам поразмышлять об стратегиях, возможностях нашего дальнейшего развития. Пока мы живем и развиваемся – мы будем пробовать различные свои способности и стремления поставить во главу угла, используя весь свой предыдущий опыт.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Вероятные угрозы, опасности

Тяжело в учении, легко в бою.

Об угрозах и опасностях нашему личному развитию тоже нужно говорить прямо и честно. В стандартном SWOT-анализе говорится о внешних возможностях и угрозах. Я же считаю, что не менее важно увидеть внутренние возможности и угрозы. Потому что то, что приходит извне – всегда очевидно. А если угрозы поднимаются из глубины – мы их можем не замечать до самого последнего момента, пока они не покажутся на поверхности нашего понимания. Поэтому при составлении этого списка подумайте, помимо внешних факторов, также и над тем, какие внутренние, личные обстоятельства могут представлять опасность для вашего благополучия и процветания. «Предупрежден, значит – вооружен». Знание опасностей и, соответственно, готовность с ними работать и их купировать – безусловно, делает вас сильнее. Думая об опасностях и угрозах – вы их не «притягиваете» как считает магическое мышление, а вы их, наоборот, отводите, потому что вооружены своим знанием и ментальной подготовкой.

Сядьте и составьте списки по каждому из перечисленных вопросов. Минимум пять позиций в каждом списке. Посмотрите – какие качества из списков можно отнести к моральным качествам и ценностям. Будет очень полезно, если вы спросите про свои сильные и слабые стороны, возможности и опасности – у своих друзей. Вас ждет много потрясающих открытий на этом пути. Один из участников моих тренингов опросил около двух десятков человек относительно их восприятия его качеств. Впечатлений от этого анализа ему хватило на годы вперед. Более того – он смог реализовать свои цели с таким запасом, с таким продвижением, что теперь как будто бы хочет отмотать время немного назад.

На одном из моих тренингов участники составляли собственный персональный SWOT-анализ (это было домашнее задание). Ниже приведены обобщенные результаты работы – различные названные личностные характеристики:

  • Уверенность в собственной правоте
  • Энергичность, активность
  • Личное обаяние
  • Развитый интеллект
  • Принципиальность
  • Целеустремленность
  • Открытость
  • Обучаемость
  • Ответственность, надежность
  • Творческий подход
  • Эрудированность
  • Развитая интуиция
  • Эмпатия, сочувствие людям
  • Самостоятельность
  • Основательность
  • Логичность, рациональность
  • Позитивное мышление
  • Отсутствие жизненного опыта
  • Незнание себя, слабая рефлексия
  • Нехватка нужных компетенций
  • Страх отвержения
  • Демотивированность, лень
  • Нехватка ресурсов
  • Неуверенность в себе
  • Нерешительность
  • Неумение убедительно излагать свои мысли
  • Наивность
  • Вспыльчивость, эмоциональность
  • Прокрастинация
  • Тщеславие
  • Неадекватная оценка ситуации
  • Командная работа
  • Доверие к людям
  • Развитие компетенций
  • Использование интеллекта
  • Больше взаимодействовать напрямую с людьми
  • Преодоление страха
  • Саморазвитие
  • Реализация своих сильных сторон
  • Открытость к новому
  • Доказать свою значимость
  • Развитие своей команды
  • Остаться непонятым, непринятие
  • Потерять ресурсы
  • Растратить мотивацию
  • Быть дискредитированным
  • Разрушить коммуникацию
  • Самообман
  • Заморочиться
  • Утечки энергии, болезни
  • Расфокусировка
  • Дезорганизованность

В этих обобщенных списках каждый может найти свои собственные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Это оттого, что мы живем в одну эпоху и в весьма сходных общественно-политических условиях – поэтому наши личности похожи, потому что личность становится рыночным товаром, как говорил Эрих Фромм. Именно по этой причине — тут и применим метод, разработанный для анализа корпоративных стратегий. Не только применим, но и полезен, если вы хотите стать сильнее, реализуя себя в социальном контексте.

источник

Достичь успеха в жизни, вероятно, можно в том случае, когда вы используете свои таланты в полном объеме. Также вам нужно будет справиться со своими слабостями, чтобы они не мешали вашей жизни и работе. Именно для этих целей из практики бизнеса был перенесен в область саморазвития SWOT-анализ.

Что делает модель SWOT особенно могущественной, так это то, что она помогает выявить те возможности в нашем мире, которые с первого взгляда таковыми не кажутся. Также она поможет в развитии бизнеса или вашей работе. Модель рассматривает четыре характеристики:

  • S — Strengths (сильные стороны)
  • W — Weaknesses (слабые стороны)
  • O — Opportunities (возможности)
  • T — Threats (угрозы)
  • Какие достоинства у вас есть, которых нет у других? Например, навыки, образование, связи.
  • Что вы делаете лучше других?
  • К каким ресурсам вы имеете доступ?
  • Что другие люди считают вашей сильной стороной?
  • Какими достижениями вы гордитесь больше всего?
  • В какие ценности вы верите из тех, в которые не верят окружающие?
  • Есть ли у вас связи с важными людьми?

Этот список вопросов является достаточно объективным, потому что учитывает не только ваше мнение, но и мнение окружающих. Знание своих сильных сторон делает человека счастливее и позволяет применять их в работе.

Если вы испытываете сложности с определением сильных сторон, запишите список своих личностных характеристик. Некоторые из них и будут вашими сильными сторонами. Особенно ценятся те, которых нет у других. Например, если вы отлично знаете математику и окружены людьми, которые знают ее даже лучше, это не может быть вашей сильной стороной. А вот если вы самый добрый и тактичный среди всех своих знакомых (и это подтверждают они же), тогда это они.

  • Каких заданий вы чаще всего избегаете, потому что чувствуете себя неуверенно?
  • Что именно окружающие люди считают вашими слабостями?
  • Вы абсолютно уверены в полезности своего образования и навыках? Если нет, то в чем вы наиболее слабы?
  • Каковы ваши негативные рабочие привычки? Например, вы часто опаздываете, неорганизованны, вспыльчивы или не умеете справляться со стрессом.
  • Есть ли у вас черты характера, которые постоянно тянут вас назад и не дают прогрессировать? Например, это может быть страх перед выступлением на публике, притом что это ваша главная обязанность.

И снова, слабые стороны рассматриваются не только с вашей точки зрения, но и с точки зрения окружающих. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Даже если люди неправы, вы воспринимаетесь именно так, а значит относиться к вам будут соответственно.

  • Какие новые технологии помогут вам? Что можно найти в интернете из того, что вам нужно?
  • Ваша индустрия растет? Какое преимущество мы можете получить благодаря этому?
  • Есть ли у вас стратегические контакты с другими людьми, которые помогут вам?
  • Какие тенденции и закономерности вы видите в мире или вашей компании, которые помогут вам в будущем?
  • Терпели ли поражение ваши конкуренты, пытаясь достичь чего-то важного? Если так, то какие выводы вы можете сделать, чтобы избежать их ошибок?
  • В чем нуждается ваша компания?
  • На что жалуются ваши клиенты и поставщики? Что вы можете им предложить?

Вы можете найти полезными следующие варианты:

  • Нетворкинг, курсы, конференции.
  • Новая роль в компании или проект могут повысить ваши существующие навыки и приобрести новые.
  • Выучите английский язык для того, чтобы иметь больше возможностей для бизнеса.

Еще раз изучите свои стороны и подумайте над тем, как наиболее эффективно их применить для того, чтобы открыть новые возможности.

  • С какими трудностями вы сталкиваетесь на работе?
  • Есть ли коллеги, которые с вами конкурируют?
  • Меняется ли суть вашей работы и требования к ней?
  • Является ли угрозой для вас и вашей профессии развитие новых технологий?
  • Могут ли ваши слабые стороны стать угрозой для вашего будущего?

Важно знать, с какими угрозами вы сталкиваетесь или столкнетесь в жизни, потому что их осознание поможет вам выяснить, какие сильные стороны развивать и от каких слабых сторон избавляться.

Вот как может выглядеть ваш анализ SWOT:

  • Я творческий человек. Я часто удивляю клиентов и босса новыми идеями.
  • Я умею общаться с людьми и убеждать их.
  • У меня есть способность задавать правильные вопросы.
  • Я умею логически мыслить и часто делаю правильные умозаключения.
  • У меня есть импульсивная потребность как можно быстрее завершить дела из своего списка. Это влияет на качество работы.
  • Я теряю себя в стрессовых ситуациях.
  • У меня страх перед публичными выступлениями.
  • На следующей неделе я организовываю конференцию. Это отличный шанс познакомиться с новыми и важными людьми.
  • Наш арт-директор скоро уходит в декретный отпуск. Это отличная возможность развить мои навыки.
  • Я слишком много работаю, поэтому моя креативность падает.
  • Падение уровня экономики может привести к падению нашего рынка.
  • На должность арт-директора претендует мой коллега, который умеет выступать публично, да и вообще является более коммуникабельным, чем я.

Изучив четыре компонента, вы можете найти решение и достигнуть успеха. Помните, что сама модель не способна творить чудеса, она только указывает и намекает вам, что нужно делать.

Анализ SWOT – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя. Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает вам возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз и пользоваться предоставившимися возможностями.

источник

Ссылки для прослушивания
на локальном плеере:

Чем лучше мы себя знаем, тем больше у нас возможностей – поскольку зная все свои сильные и слабые стороны, мы можем принять решение о том, как их использовать наилучшим образом, сочетать или реконструировать, и можем принимать адекватные решения относительно своей жизни.

Одна из замечательных и очень простых методик, которая наглядно показывает нам наши «активы и пассивы» — личностный SWOT-анализ. Имея перед глазами такой анализ, вы очень легко сможете определить куда вам двигаться, какова может быть ваша скорость, какие инструменты и атрибуты вам потребуются и каких результатов ждать.

Изначально модель SWOT-анализа была разработана для использования в управления бизнесом и рассматривалась как метод стратегического бизнес-планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Однако очень скоро было обнаружено, что SWOT-анализ – это универсальная модель, — его можно применять как в решениях, связанных с задачами бизнеса, так и при анализе личных вопросов – от анализа персоны до анализа отношений, анализа каких-то «жизненных» проектов и этапов жизни. Сейчас эта методика широко применяется как способ увидеть и преодолеть личные ограничения и получить новый толчок к развитию.

Для проведения анализа Вам потребуется:

· Желание что-то изменить в своей жизни

Итак, расчертите лист бумаги, чтобы получилось 4 квадрата, каждый квадрат подпишите, как показано на рисунке. Заполните каждый квадрат, отвечая на вопросы.

Ваши сильные стороны: То, что я умею; что отличает меня от других; что помогает.

  1. Что я умею делать хорошо?
  2. Мои деловые и прочие качества
  3. Какие у меня профессиональные достижения?
  4. Какие преимущества мне дает моё образование и опыт?
  5. Отдельные умения, навыки.
  6. Какие ценности, способности, положительные черты выделяются в моём поведении и в моей работе?
  7. «Я умею, могу, способен»
  8. В чем я уверен в себе?
  9. На что я могу опираться внутри себя в трудной ситуации (физические, ментальные, психологические свойства)?

Ваши слабые стороны: то, что плохо для меня, в чем я недостаточно уверен. То, что действует как барьер между мной и моей целью.

  1. Что мне дается трудно?
  2. что я просто не люблю делать?
  3. Что я избегаю делать, потому что у меня есть чувство страха, опасения, неуверенности делать это?
  4. в чем я недостаточно хорошо разбираюсь?
  5. что вызывает у меня дискомфорт?
  6. Какие три вещи нужно улучшить (по мнению других людей).
  7. Какие качества во мне мешают мне побороть то, что меня в себе или своей жизни не устраивает?
  8. Чем злоупотребляют другие люди в отношениях со мной?
  9. Насколько то, что люди говорят обо мне, влияет на моё общее поведение и личность?
  10. Легко ли я воспринимаю критику, советы?

Opportunities

Ваши возможности: возможности, которые уже сейчас доступны для меня, чтобы улучшить себя и свою жизнь.

  1. Чему я могу и хочу научиться?
  2. Что я могу сделать, чтобы выделить мои сильные стороны, а слабые «притушить»?
  3. На что у меня есть силы, время, средства, мотивация?
  4. К кому я могу обратиться за помощью?
  5. Какие у меня есть возможности (личностные, профессиональные), для того, чтобы идти вперед?
  6. Что может меня быстро усилить, если я уделю этому внимание?
  7. Что я могу сделать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным?

Угрозы: неподвластные мне обстоятельства и факторы, которые мешают мне преуспеть в том, что я делаю.

  1. Что тормозит мой рост (профессиональный, личностный и т.п.)?
  2. Что мешает мне делать все возможное в том, что я делаю?
  3. Какие явления, события, отношения являются для меня «якорем»? Что препятствует моему продвижению (на работе, в личном развитии, в отношениях и т.п.)?
  4. Что мне неподконтрольно, что я не могу изменить и на что не могу повлиять?

Анализируем полученный результат:

По классической трактовке сильные (S) и слабые (W) стороны считаются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что вы сами способны повлиять), а возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на вас извне и при этом не контролируется вами, во всяком случае, в полной мере).

Например, вы можете получить дополнительное образование, улучшить состояние здоровья и т.п. — это фактор внутренней среды, но вы не можете, например, исключить из поля обитания всех конкурентов, или «переделать» другого человека (хотя пытаемся же, пытаемся…), изменить политику в стране и т.п. — это фактор внешней среды.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

С факторами внутренними вы можете начинать работать прямо сейчас – менять, конструировать, пробовать…

С факторами внешними вам надлежит повнимательнее ознакомиться и понять, где и в каком объеме вам нужно проявить гибкость и подстроиться, чтобы влияние этих факторов было наименьшим.

Однако я склонна рассматривать внешние и внутренние факторы с другой точки зрения – не в формате того, что от меня зависит, а что зависит от обстоятельств… Обстоятельства, сами знаете, частенько сдаются под нашим натиском твердой решимости и труда ?

Поэтому мне больше нравится интерпретировать это так:

Сильные (S) и слабые (W) стороны – это Ваши внутренние точки опоры, то есть они у вас уже есть, независимо ни от чего. Не надо никуда ходить за помощью – открываете нужный ящичек и берете то, что там уже лежит.

Возможности (O) и угрозы (T) – это Ваши внешние точки опоры, то есть это внешние факторы, которые вы можете использовать тем или иным образом.

Сильные (S) стороны – это ваши несомненные и бесценные «активы» — они уже наработаны за предыдущие годы, это ваши достижения и промах и выводы, которые вы из них сделали. Это то, что вы делаете «с закрытыми глазами», чем легко можете поделиться с другими и даже научить их этому. Как уже было упомянуто выше, это ваши внутренние точки опоры, которые существуют объективно, дают вам ощущение стабильности и всегда в вашем распоряжении.

Слабые (W) стороны — не спешите с отвращением мять этот список и выбрасывать в корзину. Когда-то вы не умели ходить и держать в руках ложку, и это сильно осложняло жизнь вам и вашим родителям. Но ведь все изменилось? Так вот, ваши слабые стороны вполне могут стать сильными. Отнеситесь к ним как к возможному потенциалу – не делайте на них больших ставок и попробуйте развить (улучшить). Если понимаете, что развить должным образом не получается – тогда минимизируйте их проявление в вашей жизни, не пытайтесь сделать из ничего конфетку. Примите эти качества как имеющиеся и просто поймите что с ними делать – развивать сейчас, развивать потом или просто принять и сложить их аккуратно в тот угол, где они не будут вам сильно мешать. Помните, что ваши слабости, если останутся на поверхности, будут замечены окружающими и могут быть использованы (например, для манипуляций над вами). Поэтому имеет смысл помнить о них всегда и регулировать степень их проявления в вашей жизни.

Возможности (O) — как мы уже говорили, это наши внешние точки опоры – то, что есть вовне и на что мы теоретически можем опереться и использовать – начиная от образования до сторонней помощи – финансовой, медицинской, психологической. Это и люди (близкие и дальние родственники, друзья, знакомые, ассистенты, консультанты, важные деловые знакомства, наставники и т.п.), и события и инструменты (ваши реализованные проекты, ваш авторитет, репутация, кредиты, гранты, конкурсы и т.п.). Нужно учесть, что возможности не появились просто так – они уходят корнями и опираются на ваши сильные стороны (первый квадрат). Помните об этом и чаще анализируйте два этих квадрата в связке друг с другом.

Угрозы (T) — это неподвластные и не до конца понимаемые нами факторы, явления и обстоятельства, которые нас беспокоят, вклиниваются в наши планы, нашу жизнь, но мы пока не можем «разложить по полочкам» эти факторы – в том числе не можем сами себе объяснить чем они нам мешают, почему, как их можно нейтрализовать и можно ли вообще. Сюда в том числе могут относиться и «грабли», на которые вы то и дело наступаете, не особенно понимая почему в очередной раз произошло, хотя вроде бы вы старались учесть прошлый опыт, исправить и т.п. Этот квадрат требует времени и вдумчивого внимания. Как вы, возможно, догадались по аналогии с предыдущим квадратом, данный квадрат связан с вашими слабыми сторонами, поскольку содержит то, с чем мы не можем справиться (а значит на этом «теряем очки», становимся слабее). Этот квадрат всегда нужно иметь ввиду и «фоном» размышлять, наблюдать, анализировать – когда мы «созреем» — ответ придет и тогда с этим можно будет уже целенаправленно работать. А пока – наблюдаем.

Итак, взгляните на результат вашей работы.

Если вы были достаточно честны при работе с табличкой, то теперь вы знаете:

  • что является «вашим коньком», который вывезет вас из любых лабиринтов и ям (сильные стороны) – ИСПОЛЬЗУЕМ!
  • В чем состоят ваши слабости, что вас тянет вниз – РАЗВИВАЕМ!
  • Какие у вас уже сейчас есть возможности – ДЕЛАЕМ!
  • Что вам пока недоступно – ИССЛЕДУЕМ.

Скорее всего, вы УЖЕ чувствуете себя «модернизированным». Отлично! Это первый шаг на пути к вашей цели.

Теперь дело за малым – ДЕЙСТВУЙТЕ! ?

И помните, что дорогу осилит идущий, а кораблю, знающему свой азимут, чаще дует попутный ветер!

Элеонора Завгородняя,

психолог, инструктор кундалини-йоги, публицист,

автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)

Если Вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.

Если Вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. На подготовку материалов были затрачены силы и время, и всем будет хорошо, если мы научимся с уважением относиться к чужому труду. Спасибо!

источник

При необходимости обобщения и сведение в единое целое информации о позиции образовательного учреждения, а также составления наглядной и содержательной картины тенденций развития школы можно использовать SWOT-анализ (strength — сила, weakness – слабость, opportunities – возможности, threats – опасности).

Суть метода заключается в оценке сильных и слабых сторон организации, поиске возможностей и определении опасностей, которые появляются при функционировании в условиях рыночных отношений. Обычно SWOT-анализ используется для сравнения данных анализа внешней и внутренней среды школы, формирования общей картины при анализе действительности.

На деятельность образовательной организации оказывают влияние множество факторов внутренней и внешней среды. При проведении SWOT-анализа образовательной деятельности эти факторы исследуются, выбираются те из них, которые оказывают наибольшее влияние. На этапе отбора факторов, которые будут учитываться, важно не допускать ошибок, иначе результаты анализы будут нерепрезентативными.

Рассмотрим, что понимается под четырьмя основными составляющими метода:

  1. Сила – направление, характеристика организации, которая придает ей дополнительные возможности, позволяет выделиться на фоне конкурентов. Это могут быть уникальные навыки, опыт, организационные ресурсы, сотрудничество с другими образовательными учреждениями.
  2. Слабость – отсутствие важного для дальнейшего развития организации элемента. Слабости могут заключаться в низкой квалификации сотрудников, неправильном распределении обязанностей, плохом месторасположении школы.
  3. Возможности позволяют школе добиться новых высот: получить новых клиентов, внедрить новые технологии, расширить перечень специальностей. Новые возможности могут появиться при уходе с рынка конкурента, появлении новых потенциальных клиентов рядом с образовательным учреждением и пр.
  4. Угрозы могут лишить образовательную организацию преимущества и нанести ей ущерб. Они могут быть обусловлены появлением конкурентов, ухудшением демографической ситуации и пр.

Примером SWOT-анализа деятельности образовательной организации является «мозговой штурм», в котором принимают участие все сотрудники. По отдельным направлениям можно привлекать работодателей, представителей вузов, абитуриентов и их родителей.

Во время «мозгового штурма» при проведении SWOT-анализа один из участников берет на себя роль посредника. Он направляет остальных, принимает и записывает предложения, обобщает информацию. Для удобства доску или лист разделяют на четыре части, куда записываются идеи.

Например, SWOT-анализ школы может быть представлен в виде таблицы

Внутренняя среда

Сильные стороны

лицензии и аккредитация, статус государственного образовательного учреждения;

высокая квалификация сотрудников;

Слабые стороны

образовательные программы, которые не учитывают требования времени;

слабое взаимодействие с социальными партнерами;

слабая помощь в трудоустройстве студентов.

Внешняя среда

Возможности:

увеличение срока обучения на дополнительную профессиональную подготовку;

интерес международных фондов к профессиональному образованию;

нововведения в законодательстве.

отсутствие стабильности в социально-экономической среде;

ухудшение демографической ситуации.

В этой статье вы можете скачать пример SWOT-анализа в школе, чтобы лучше понимать, как работает этот метод в образовательной среде.

Полученные в ходе свот-анализа данные в школе являются основой для выработки стратегии развития образовательной организации в целом, ее подразделений и отдельных направлений деятельности. Рекомендуется проводить SWOT-анализ для каждого подразделения, направления работы.

Необходимые для анализа данные о внешней среде можно найти в маркетинговых исследованиях, информации о рынке труда.

Стратегия развития школы должна базироваться не на возможностях школы, а на потребностях заинтересованных сторон. Необходимо постараться перевести слабые стороны и возможности в сильные стороны, а также компенсировать угрозы.

Если проанализировать представленный выше пример SWOT-анализа деятельности образовательной организации, то появляются такие стратегические направления развития образовательного учреждения:

формирование долгосрочной программы по развитию кадрового потенциала;

развитие международных связей;

улучшение имиджа путем публикации информации о достижениях школьников, потенциале образовательной организации.

внедрение образовательных программ дополнительной профподготовки и переподготовки для взрослых;

участие школы в международных проектах.

создание современных образовательных программ, разработанных с учетом требований рынка труда;

сотрудничество со службами занятости, работодателями;

совершенствование системы управления.

предоставление платных и прочих услуг для населения, поиск дополнительных источников финансирования;

предоставления образовательных услуг в области повышения квалификации и переподготовки.

Появившиеся в ходе анализа направления развития можно сгруппировать и определить их приоритеты. На основании этой информации сформировать стратегию школы. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники, а также заинтересованные участники.

По приведенной ниже ссылке вы можете скачать таблицу, которая покажет, как можно использовать полученные в результате SWOT-анализа данные.

SWOT-анализ можно использовать не только при разработке стратегии развития школы, но и вводить в каждодневную практику работы с учениками. Например, этот метод подойдет при составлении плана урока, анализа проведенного урока с учениками или их самостоятельной оценки активности в классе.

В ходе применения SWOT-анализа определяются слабые и сильные стороны урока, оцениваются возможности образовательной среды для его обеспечения, обнаруживаются угрозы, которые необходимо преодолеть. Возможности – это полнота задействования потенциала учеников, угрозы – различные факторы, влияющие на успеваемость, например, мобильные телефоны, отвлеченные занятия на уроках и пр.

Как пример SWOT-анализа в школе рассмотрим анализ урока по русскому языку и литературе при условии, что методические материалы и техническое обеспечение удовлетворительны. Для проведения урока учитель подготовил видеоряд, интересные факты и пр.

Сильные стороны

Слабые стороны

Насколько использованы возможности образовательной среды? (видеоряд, диалог с учениками, использование слухового и визуального канала восприятия одновременно)

Смог ли урок противостоять угрозам?

Ученики не отвлекались на посторонние дела, но начали активное обсуждение после диалога или видеоряда, что привело к снижению внимания.

Задачи учителя: предотвратить обсуждение небольшими группами и вывести его на общеклассный уровень, давая возможность высказаться всем.

При проведении SWOT-анализ для школы при подготовке к уроку учитель может сразу обнаружить недостачу технического обеспечения, обратить внимание на слабые моменты в организации взаимодействия с учениками.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, он может широко использоваться практически во всех сферах деятельности учебного заведения: от формирования общей стратегии развития до проведения отдельных уроков.

источник

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ SWOT -АНАЛИЗА И ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Воробьева Марина Вячеславовна

студент 2 курса, факультет управления и бизнес-технологий КФ ФИНУНИВЕРСИТЕТА, РФ, г. Калуга

Швецова Светлана Тимофеевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент КФ ФИНУНИВЕРСИТЕТА, РФ, г. Калуга

В настоящее время в различных профессиональных областях, в том числе и в сфере менеджмента, актуальным является требование качественной подготовки и отбора специалистов. В связи с этим как для опытных работников, так и для студентов вузов, не утрачивает научно-практической новизны проблема профессионального развития личности. Высокий уровень развития профессионально важных качеств и компетенций способствует значительному повышению эффективности труда, а также повышению уровня внутренней мотивации. В современных условиях процесс профессионального развития сопровождается привлечением инновационных технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность специалиста, мотивацию, профессиональную идентичность, развивают личностные качества, позволяют строить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций. В этом направлении используются уже известные и разрабатываются новые различные методики, позволяющие раскрыть сущность данной проблемы и наметить оптимально грамотные пути ее решения. Принимая во внимание все многообразие существующих методик исследования проблемы профессионального развития личности, применим известный инструмент стратегического управления, а именно, метод SWOT-анализа для выработки эффективной стратегии принятия решений в русле данной проблемы.

Аббревиатура SWOT означает: Strengths — сильные стороны; Weakness —– слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — угрозы. Иными словами, SWOT — это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. SWOT-анализ позволяет оценить силы и ресурсы организации, необходимые для реализации имеющихся возможностей и противостояния внешним угрозам, а также внутренние недостатки, требующие скорейшего устранения. К сильным сторонам данного метода можно отнести: возможность применения в самых разнообразных сферах экономики и управления, возможность адаптации к объекту исследования любого уровня, свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей, возможность применения, как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Однако, по мнению многих специалистов, выявляются проблемные аспекты данного метода. Проведя анализ публикаций по теме , можно выделить следующие возможные недостатки SWOT-анализа:

1. Неточность оценки, возникающая как следствие отклонения выбора предмета анализа от предмета оценки. Например, оценивая конкурентоспособность компании, ошибочно рассматривают факторы конкурентоспособности продукции.

2. Субъективность метода и зависимость исследовательской значимости результатов анализа от уровня компетенции и профессионализма аналитика.

3. Вероятность возникновения завышенных ожиданий, недооценка угроз.

4. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.

5. Затруднения при использовании в процессе мониторинга, так как результаты данного неформализованного метода представляются в виде качественного описания.

6. Необходимость привлечения больших массивов информации для реализации метода, что требует значительных затрат, иначе менеджеры будут оценивать важные факторы, не имея достоверной информации о них.

7. Сложность разделения будущего и настоящего времени при оценке факторов внешней и внутренней среды компании. Возникает проблема отнесения различных факторов к угрозам и возможностям, преимуществам и слабостям уже не с точки зрения различных групп, а с точки зрения различных временных отрезков.

8. Допущение непрерывности действия факторов внешней и внутренней среды, в то время как оно, чаще всего, носит дискретный характер [1].

Несмотря на возникающие сложности при применении данной методики, SWOT-анализ является весьма эффективным инструментом принятия решений. Данная методика широко используется в сфере финансового менеджмента и маркетинга. Однако автору статьи было интересным освоить методику SWOT-анализа и научиться применять её в несколько необычных условиях. Как показала практика, SWOT-анализ позволяет получить весьма интересные результаты, которые можно в дальнейшем использовать в исследовании проблем и перспектив собственного профессионального развития. Для разработки мероприятий, направленных на совершенствование профессионального уровня, автором предложена не менее известная методика — дерево решений, позволяющая на наглядном уровне описать возможные варианты достижения поставленных целей профессионального развития.

Принимая во внимание «плюсы» и «минусы» SWOT-анализа, применим данный инструмент к рассмотрению проблемы профессионального развития личности студента — будущего менеджера. Будем опираться на собственный опыт и желание целенаправленно с учетом личных качеств совершенствовать свой профессиональный уровень, учиться определять стратегию собственного профессионального развития уже в стенах вуза.

Результаты SWOT-самоанализа приведены в Таблице 1.

Результаты SWOT-самоанализа на основе стандартной матрицы

источник

Введение. У современных специалистов не вызывает сомнений, что в условиях информатизации образования педагогический мониторинг является значимым фактором управления личностно-профессиональным развитием обучающихся [2]. В настоящее время мониторинг как инструмент управления и механизм получения комплексной достоверной информации об исследуемой системе интегрирует контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений (процессы получения фактической и модельной информации). Современными специалистами также обосновано, что диагностика является связующим звеном между контролем, с одной стороны, и планированием, прогнозированием и принятием решений, с другой стороны. Инновационной формой педагогической диагностики является SWOT-анализ педагогической системы. Применительно к педагогическим информационным технологиям SWOT-анализ (SWOT — англ. сила — слабость — возможности — угрозы) будет заключаться в выявлении сильных и слабых сторон дидактического процесса, возможностей его совершенствования и факторов внешней среды, которые могут негативно повлиять на него. При этом выделяют следующие направления: SWOT-анализ деятельности конкретного обучающегося, SWOT-анализ деятельности педагога и SWOT-анализ дидактического процесса в целом. Это — иерархическая модель SWOT-анализа сложных педагогических систем (вертикальный срез). Горизонтальный срез педагогической диагностики (неотъемлемой составляющей педагогического мониторинга и управления образовательным процессом) представляет собой анализ личностно-профессиональных качеств обучающихся. Современными специалистами доказано, что личностно-профессиональные качества — сложные многокомпонентные многопараметрические системы, а их развитие подчинено законам синергетики (достигнутый уровень развития личностно-профессионального качества — основа для его дальнейшего развития и развития личности в целом). Это обеспечивает устойчивую связь между их диагностикой и прогнозированием (результаты диагностики одновременно являются и прогностической информацией). Толерантность характеризуется как чертами сходства с другими личностно-профессиональными качествами, так и различиями [1, 3, 4, 5]. Недостаточная разработанность как методики SWOT-анализа личностно-профессиональных качеств в целом, так и моделей толерантности сдерживает развитие инновационных методик её диагностики и прогнозирования. Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом осуществлять SWOT-анализ толерантности студентов? Цель исследования — разработка методики SWOT-анализа толерантности студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Кубанского государственного технологического университета. За основу было принято определение ЮНЕСКО: толерантность — уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Результаты исследования. Для разработки модели SWOT-анализа толерантности выделим вначале черты её сходства и различия с другими личностно-профессиональными качествами (информационной компетентностью, коммуникативной компетентностью, дисциплинированностью и т.д.). Главная черта сходства с другими качествами — наличие типовых компонентов — операционного (когнитивного), мотивационно-ценностного, поведенческого (деятельностного) и рефлексивного (оценочно-диагностического), а также типовых связей между ними (например, операционный компонент реализуется в поведенческом посредством мотивационно-ценностного). Другой немаловажный аспект сходства — преемственность формирования на различных ступенях системы непрерывного образования и необходимость реализации определённых условий (социокультурных, психолого-педагогических и т.д.) для её развития; при этом возможно выделение главных социокультурных условий — факторов её формирования в образовательном процессе. Так, например, для формирования информационной компетентности обучающихся главное социокультурное условие — информатизация образовательного процесса. Формирование толерантности немыслимо вне гуманизации образовательного процесса. Толерантность, как и другие качества, классифицируют по тем же основаниям, что и другие качества. Например, различают пять уровней сформированности толерантности: нулевой, ситуативный, уровень грамотности, уровень образованности и творческий уровень. В плане мотивов выделяют конформную толерантность, критическую, прагматическую и сознательную (истинную).

Рассмотрим отличия толерантности от других качеств. Во-первых, толерантность включает в себя эмоционально-волевой компонент. Это влечёт увеличение количества связей между компонентами толерантности; как следствие, затрудняется диагностика этого качества. Во-вторых, сложность понимания толерантности (с точки зрения социальной философии) обусловлена её относительностью, трудностью определения границ между Добром и Злом. В-третьих, принципиально иное значение имеет рефлексивный компонент: если в других личностно-профессиональных качествах он играет вспомогательную роль, то для толерантности он имеет решающее значение (интолерантное поведение нередко обусловлено ложной завышенной самооценкой). В-четвёртых, толерантность менее других качеств устойчива к негативным внешним (социальным) воздействиям. Интолерантная социальная среда — значимый фактор разрушения этого качества (модели распространения интолерантности с социуме ранее были представлены авторами). В-пятых, толерантность формируется труднее других качеств из-за трудности обеспечения взаимосвязи между операционным и остальными компонентами. Труднее формируются и мотивы толерантного поведения. В-шестых, толерантность характеризуется различными направлениями и формами проявления. Так, например, различают межэтническую и межконфессиональную толерантность, социально-экономическую, межпоколенческую, политическую и т.д. В-седьмых, толерантность тесно связана с другими качествами. Безусловно, другие личностно-профессиональные качества тоже не существуют изолированно в структуре личности, но такая связь нередко носит вспомогательный, а не обязательный характер (значение связи — рекомендательное, а не важное или критическое). Например, нельзя сказать, что управленческая, правовая или коммуникативная компетентность немыслимы без информационной культуры личности (компетентности). Связь толерантности с другими качествами нередко имеет важное или критическое (принципиальное) значение. Тесна связь толерантности с такими качествами, как дисциплинированность, правовая компетентность, коммуникативная компетентность, управленческая компетентность, психолого-педагогическая компетентность и т.д. В одних случаях толерантность немыслима без связи с другими качествами, в других случаях — соответствующие качества без связи с ней. В-восьмых, различают активную и пассивную толерантность. Пассивная толерантность сводится к терпимости, принятию «инаковости» такой, какой она есть. Активная толерантность предполагает не пассивное принятие «инаковости», а активный поиск точек соприкосновения с неясным, чужим, желание понять это неясное, в «идеале» — использовать потенциал поликультурной среды для личностно-профессионального развития. Иначе говоря, устойчивое толерантное поведение и активность обучающегося в самосовершенствовании (в плане умений адекватного поведения в различных ситуациях) не означает, что его толерантность носит активный характер. Обучающийся может успешно преодолевать трудности во взаимодействии с социальной средой и активно в этом совершенствоваться, но при этом не использовать её потенциал для личностно-профессионального развития.

SWOT-анализ толерантности обучающегося, как и других личностно-профессиональных качеств, производится на основе получения первичной информации о сформированности её структурных и функциональных компонентов. Результаты SWOT-анализа, в отличие от традиционного информационного поля, подразделяют не на четыре, а на шесть составляющих (табл. 1). Наличие дополнительных составляющих детерминировано тем, что возможности для развития качества (позитивные факторы) и негативные факторы необходимо чётко разделять на внешние социокультурные факторы, лежащие вне личности обучающегося (в них входят и факторы, связанные с образовательным процессом), и факторы для развития толерантности, входящие в структуру личности обучающегося. Последнее, в свою очередь, обусловлено тесной связью толерантности с другими личностно-профессиональными качествами.

Таблица 1. Пример SWOT-анализа толерантности обучающегося

Сильные стороны

Возможности для развития, обусловленные факторами

1. Высокий уровень эмоционально-волевого компонента в целом и его составляющих (эмоциональной устойчивости, эмпатии, воли и т.д.)

2. Доминируют прагматические мотивы толерантности, имеют место мотивы истинной (сознательной) толерантности

3. Должный уровень поведенческого компонента, адекватность поведения в большинстве ситуаций

4. Должный уровень рефлексивных способностей

5. Все направления толерантности проявляются в равной мере

Личностными

Социокультурными

Должный уровень интеллектуальных способностей, правовой компетентности, дисциплинированности и информационной компетентности (приобщённость к информационным технологиям расширяет спектр средств социальной коммуникации)

1. Гуманизация образовательного процесса во всех её проявлениях создаёт условия для проявления толерантности обучающегося

2. Толерантная академическая группа

3. Толерантный коллектив на предприятии, в котором проходит стажировку студент

4. Должная степень направленности образовательного процесса на формирование толерантности (в целом) студентов

5. Высокий уровень направленности образовательного процесса на формирование рефлексивных способностей и умений профессиональной самоорганизации студентов

Слабые стороны

Негативные внешние факторы для развития

1. Низкий уровень знания поликультурного мира и социокультурных различий индивидов

2. Недостаточный уровень коммуникативных умений

3. Не использует потенциал поликультурной социальной среды для личностно-профессионального развития

Социокультурные

1. Недостаточный уровень коммуникативной компетентности

2. Склонность к эмоциональному выгоранию

1. Интолерантная социальная среда в студенческом общежитии

2. Низкий уровень социального (социально-экономического) положения студента и его семьи

4. Не всегда может провести границы между Добром и Злом, имеет место терпимость к негативным явлениям, не имеющая ничего общего с толерантностью

Общий диагноз: толерантность сформирована на среднем уровне (уровне грамотности), носит пассивный характер и является ситуационным свойством личности; в целом — достаточный уровень личностных и социокультурных предпосылок для её дальнейшего развития

Примечание. Прагматические мотивы — мотивы, связанные с надеждой получить социальное одобрение. А критические мотивы связаны с избежанием наказания или неодобрения со стороны социума, и доминирование таких мотивов отражало бы слабую сторону.

В процессе SWOT-анализа толерантности в обязательном порядке учитывают информацию о сформированности всех её компонентов, об уровне развития личностно-профессиональных качеств, связанных с ней, а также о важнейших аспектах сложной педагогической системы (в узком смысле — образовательного процесса), в условиях которой формируется толерантность обучающегося (в целом — происходит его личностно-профессиональное развитие).

SWOT-анализ толерантности студенческой группы производится на основе сводных показателей, учитывающих толерантность отдельных обучающихся, и интегральных показателей, отражающих в целом толерантность (интолерантность) малого социума. При этом информационное поле традиционно подразделяют на четыре составляющие; при анализе внешних негативных и позитивных факторов учитывают только общие для всех студентов факторы, что редуцирует его до анализа образовательного процесса (табл. 2). Очевидно, что параметр «толерантность (интолерантность) академической группы» при анализе толерантности обучающегося и группы в целом относят к разным полям: в первом случае — к внешним (социокультурным) негативным или позитивным факторам, во втором — к сильным или слабым сторонам. Это существенно отличает SWOT-анализ толерантности от аналогичной диагностики других личностно-профессиональных качеств.

Таблица 2. Пример SWOT-анализа толерантности академической группы

Сильные стороны

Возможности развития

1. У 60% и 15% студентов соответственно наблюдается толерантность как базовое и ситуативное свойство личности

2. У 80% студентов группы высокий уровень эмоционально-волевого компонента толерантности

3. У 70% студентов группы должный уровень рефлексивного компонента толерантности

1. Гуманизация образовательного процесса во всех её проявлениях создаёт условия для проявления толерантности обучающегося

2. Должная степень направленности образовательного процесса на формирование толерантности (в целом) студентов

3. Высокий уровень направленности образовательного процесса на формирование рефлексивных способностей и умений профессиональной самоорганизации студентов

Слабые стороны

Негативные факторы

1. 10% студентов группы характеризуются интолерантностью как базовым свойством личности

2. У 70% студентов низкий уровень операционного компонента толерантности

3. 80% студентов группы не используют потенциал поликультурной среды для личностно-профессионального развития

Интолерантная социальная среда в студенческом общежитии

Общий диагноз: группа в целом — толерантная; индексы толерантной безопасности и интолерантной опасности соответственно 0,78 и 0,22

Принятие решений по дальнейшему формированию толерантности на основе результатов диагностики неразрывно связано с применением инновационных педагогических технологий. Это — перспективное направление дальнейших исследований авторов.

Заключение. SWOT-анализ личностно-профессиональных качеств, в том числе толерантности, является инновационной формой их диагностики, реализуемой в условиях информатизации образования и обеспечивающей целостность мониторинга личностно-профессионального развития обучающегося. Диагностика толерантности обучающихся — основа диагностики факторов гуманизации образовательного процесса и прогнозирования толерантности (интолерантности) студенческой группы в целом.

Работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 «Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи».

Черных А.И., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г.Краснодар.

Шапошникова Т.Л., д.п.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.

источник