Меню Рубрики

Структурный анализ общества как системы

1. соотношение понятий «система» и «структура».
2. структура элементной базы общества.
3. социальное неравенство и социальная стратификация.
4. тенденции и перспективы развития социальной структуры современного российского общества.

Система – совокупность определённым образом связанных и образующих целое элементов. Любая социальная система характеризуется:

1. наличием цели (существуют цели внешние и внутренние, реалистические и утопические, стратегические и оперативные и др.);
2. наличием границ, которые могут различаться по протяжённости и по степени «прозрачности» или закрытости;
3. определённой адаптацией к внутренней и внешней среде, что позволяет системе быть более или менее устойчивой и динамичной;
4. функционированием на основе экономических, политических, социальных и культурных отношений и коммуникативных связей;
5. управлением и самоуправлением на основе определённого соотношения единоначалия и участия других людей в руководстве;
6. обязательным присутствием личности, реализующей цели системы, формирующей в ней отношения и коммуникативные связи.

Элементной базой социальной системы является:

— общество;
— социальные общности;
— группы;
— институты;
— организации;
— индивиды;
(В зависимости от уровня и иерархии системы)

Структура – строение, совокупность элементов (объектов) социальной системы.

Социальная структура – строение общества, система связей элементов в социальной системе.

Социальная структура раскрывает общество как совокупность взаимодействующих социальных групп, индивидов, имеющих определённые потребности и интересы. Взаимодействие индивидов и групп осуществляется в социальном пространстве. Данный термин введён П. Сорокиным и означает порядок иерархического размещения социальных групп, слоёв, институтов, позиций, статусов, ролей. Социальная структура представляет собой дифференциацию общества. По Сорокину следует различать социальное и геометрическое пространства. Определяя социальное пространство индивида (положение) важно учитывать всю систему социальных координат(«точек отсчёта») от положения отдельного человека (статуса) к положению человека в пределах каждой из основных групп населения (в государстве) и положению населения в пределах человечества. Чем больше сходство в положении различных людей, тем ближе они друг к другу в социальном пространстве и чем больше различия, тем больше социальная дистанция. Структура общества как социальной системы включает 4 её основных подсистемы или социальных института: экономический, политический, духовный и социальный. Структура элементной базы общества обусловлена:

1. различиями людей по полу (гендеру) – гендерная структура;
2. различиями по возрасту – возрастная структура;
3. различиями статусно-ролевой структуры.

Речь здесь идёт об изучении социальной стратификации, т.е. разделения людей по группам, различающимся по доходу, власти, образованию, престижу.

Одним из элементов социальной структуры является социальная общность, основными чертами которой являются:

1) единство условий жизнедеятельности членов общности, т.е. происхождение, профессиональная подготовка, образование, материальные условия, интересы и потребности;
2) общности взаимосвязанных индивидов;
3) единство способов взаимодействия членов общности (наций, классов, профессиональных групп);
4) отношение к исторически сложившимся территориальным объединениям;
5) регулирование деятельности социальных групп социальными нормами и ценностями и их реализация в рамках определённых социальных институтов (образование, политика, семья и т.д.).

Особой разновидностью социальной общности является социальная организация. Это относительно устойчивая система социальных связей индивидов и групп, определяемая социальными связями и ролями, социальными нормами и ценностями, которые придают целенаправленный, регулярный, устойчивый характер взаимодействиям индивидов и групп. Таким образом, организация предполагает наличие элементов:

а) сложной системы статусов и ролей, которые определяют права и обязанности индивидов их занимающих;
б) системы значений (эталонов), регулирующей взаимодействия, диспозиции членов организации;
в) методов управления людьми и их деятельностью;
г) иерархии.

Признаки социальной организации:

1.целевая общность, создаваемая как инструмент решения общественных задач;
2.человеческая общность как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплочённости, конфликтности;
3.безличная структура связей и норм, которая предопределяется административными и культурными факторами, т.е. предполагает формализацию или целенаправленное формирование стандартных безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах.

1) По видам (целям):
а) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);
б) учреждения (финансовые, культурные, образовательные, научные и др.);
в) общественные организации (профсоюзные, религиозные, добровольные и др.)

2) По классам (М.С. Комаров): административные и общественные. К административным относятся:
а) промышленно-хозяйственные и финансовые (завод, банк);
б) административно-управленческие;
в) научные и исследовательские; г) культуры и досугового обслуживания населения.
К общественным относятся: политические партии, добровольные общественные организации, творческие союзы и т.д.

3) По характеру общественных отношений (социальной защиты, управления, культурные и др.)

4) Согласно Гоффману: «тотальное учреждение». Такие организации могут быть нескольких видов:
а) больницы, санаторные дома;
б) тюрьмы;
в) военные казармы, закрытые военные учреждения, трудовые лагеря;
г) мужские и женские монастыри и другие способы ухода от мира.

Важными элементами социальной структуры являются социальные статусы и роли. Социальные статусы характеризуют взаимное положение индивида, обусловленное социальными связями; положения, занимаемые индивидами в социальных системах и обществе в целом, определяемые:

а) естественными чертами (пол, возраст);
б) социальными характеристиками (доход, профессия, образование, служебное положение).

Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий тот или иной статус; — совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом в соответствии с тем положением (статусом), которое он занимает (ролевые ожидания, предписания и т.д.). Социальная роль связывает элементы социальной системы с системой личности, т.е. является важным аспектом индивида и общества.

Итак, различия между индивидами бывают: а) естественными и б) социальными (обусловленными разделением труда, укладом жизни, достатком и т.д.). Социальные различия прежде всего обусловлены статусными различиями, т.е. различиями в функциях, выполняемых человеком в обществе, различиями в возможностях людей, их правах и обязанностях. Естественные и социальные различия могут накладываться друг на друга.

Процесс нарастания социальных различий в обществе называется социальной дифференциацией. В этой связи общество чрезвычайно дифференцировано и состоит из множества социальных групп, общностей. Помимо этого общество иерархизировано в соответствии с властью, богатством, престижем, т.е. общество характеризуется социальным неравенством. Социальное неравенство возникает в результате социальных различий, социальной дифференциации.

В объяснении причин социального неравенства можно выделить несколько подходов:

1. С точки зрения функционализма (Дэвис, Мур) социальное неравенство обусловлено дифференциацией, социальной функцией, выполняемой слоями, классами, общностями. Эта дифференциация обусловлена углублением в разделении труда в ходе развития обществ и выстраивания иерархии социальных функций с точки зрения их полезности. Парсонс связывал понимание полезности с господствующими в обществе ценностями.
2. С точки зрения конфликтологов (в частности, Маркса) социальное неравенство – это результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов. Согласно марксизму главным источником неравенства является частная собственность, обуславливающая социальное расслоение в обществе. Возможность ликвидации неравенства видится во введении общественной собственности на средства производства.

Важными выводами из анализа социального неравенства являются:

1. Социальное неравенство – неотъемлемое свойство общества. Оно может являться результатом соперничества за обладание большими социальными возможностями, правами, привилегиями, преимуществами.
2. Неравенство воспринимается как неравное положение между людьми, группами, поэтому объясняется неравенством социальных статусов (профессиональным), отношением к власти, собственности, а также личными качествами индивида.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

источник

Термин «структура» имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок».

Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

В социологию понятие «структура» ввел Г. Спенсер. Вообще структурный подход в широком смысле этого слова преобладал в социологии XIX в. (например, у О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма), хотя метод структурного анализа, структурализм в то время еще не существовали.

Э. Дюркгейм смотрел на общество как на единое целое, которое не сводится к сумме составляющих его частей. Каждая часть (социальный факт) общества рассматривается не как самодостаточная, не во временном сравнении с самой собой, а в своем соотношении с другими частями (социальными фактами). Оценка социального поведения индивида дается исходя из его социального положения. Эти постулаты и являются принципами структурализма.

Одним из основателей современного структурализма считается французский социолог Клод Леви-Стросс. Он специализировался на изучении первобытных американских обществ в бассейне Амазонки. Метод, который он применяет в своих исследованиях, заключается в анализе структур мышления и социальных отношений: правил брака, степеней родства, мифологий, тотемов (запретов), ритуалов, масок, норм обмена товарами, информацией и т. д. Классифицируя эти структуры, он определяет место каждой в социальной структуре общества. Таким образом, появляется возможность сравнивать различные общества по их социальным структурам. Другие представители современного европейского структурализма — Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида — особое значение уделяют анализу языка. Через изучение его структур они пытаются выявить бессознательные структуры человеческой психики: желания, побуждения, стремления, определяющие социальное поведение людей. Структуралистский анализ языка определенных социальных групп дает возможность понять их образ жизни, который зависит от «символической собственности», т. е. права, различного для каждой группы, говорить, высказываться об определенных проблемах.

Преимуществом такого подхода, по мысли его создателей, является преодоление противоречий объективного и субъективного подходов за счет «структурирования» как всего общества (культуры) в целом, так и социальных групповых норм и индивидуального сознания.

Недостатком европейской модели структурализма следует признать отсутствие диалектики, подвижности и гибкости структур культуры и сознания, что не позволяет исследовать социальные процессы.

Этот недостаток пытается преодолеть американская модель структурализма, которая в качестве предмета исследования объявила социальную структуру общества. Поэтому для пионеров американского структурализма Питера Блау и Роберта Мертона социальная структура общества была уже не застывшей конфигурацией, а подвижной системой взаимодействующих между собой элементов. Они, так же как и их европейские коллеги, разделяют социальную и культурную системы. Социальную структуру образуют социальные институты, групповые позиции, статусно-ролевые отношения.

Однако у Р. Мертона социальная структура имеет более сложное строение, чем социальная структура К. Леви-Стросса. Во-первых, она многомерная и многоуровневая и включает в себя различные типы взаимодействия: статусы и роли, ролевые и статусные установки, нормы, ценности, институты, организации, групповые интересы. Во-вторых, социальная структура, по Мертону, не равновесна, не организмична, а асимметрична и предусматривает противоречия, отклонения от нормы отдельных элементов, частей, напряжения, конфликты, амбивалентность.[8] Мертон отмечает, что сложность и амбивалентность социальной структуры общества, противоречия интересов и ценностей отдельных частей и порождают социальные конфликты.

Положение индивида в социальной структуре общества и есть его социальный статус (например, менедженер, отец, военнослужащий, домашняя хозяйка и т. д.), т. е. признаваемая окружающими позиция в социальной системе. Социальный статус имеет нормальный аспект, т. е. набор ожидаемых норм поведения, и вероятный аспект, т. е. набор ценностей, убеждений, жизненных принципов, взглядов, типичный для определенной группы индивидов. Этими аспектами социальных статусов и определяется многоуровневость социальной структуры общества. Культурная структура характеризуется Р. Мертоном только нормативными показателями: верованиями, значениями, символами. Компоненты социальной и культурной структур на всех трех уровнях различно взаимосвязаны и образуют сложную систему отношений.

На основе такой модели социальной и культурной структуры Р. Мертон и пытается объяснить социальное поведение людей, которое, как он полагает, обусловлено его вовлеченностью в обе структуры общества.

Культурная система, постепенно изменяясь, является источником изменения социальной структуры общества. Впрочем, источником изменений социальной структуры, по мнению других сторонников структурализма, могут быть технологические инновации, технический прогресс (технический детерминизм — А. Берл, А. Фриш, Дж. Гелбрейт).

Разновидностью структурного подхода является анализ социальных сетей, т. е. описание и рассмотрение в ходе социального взаимодействия связей различной плотности и интенсивности индивидов и групп, структура которых и образует социальные сети. Поведение индивида (или группы) объясняется из положения его (или ее) в социальной сети (нормативно-ценностный аспект культурной структуры не учитывается). Для более точного и объективного анализа используется математическое моделирование социальных сетей (работы П. Холланд, Х. Уайт и др.).

источник

Элементы общества

Системные свойства общества.

План лекции:1.Системный подход в определении общества

§ 1. Системный подход в определении общества. В социальной мысли общество долго отождествлялось с государством (Платон, Аристотель). Концепции «естественного права» и общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Теннис) положили в основу социальности рациональные договорные начала. Выдвинутый Г.Спенсером и др. классиками тезис о том, что общество представляет собой особый социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ. Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных пред­ставлениях, М.Вебер– как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий.

С точки зрения К.Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Согласно марксизму, общество состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической, каждую из которых тоже можно рассматривать как систему (их называют социетальными). Все эти системы находятся в причинно-следственной зависимости и представляют собой иерархию, зависимость от экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на отношениях частной собственности. Однако марксизм не стремился свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности, подчеркивая обратную и диалектическую связь всех социетальных систем. В марксизме ярче всего выражен детерминистский подход.

Читайте также:  Как сдать анализ слюны у грудничка

Значительным этапом в развитии системного подхода является структурный функционализм Т.Парсонса. Он определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. По Парсонсу, любая общественная система имеет следующие функции: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсис­тема, функцию интеграции — правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования. Функционализм широко используется в эмпирических исследованиях.

Свой вклад в развитие системного подхода внессимволический интеракционизм. Согласно ему, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Установление социальной связи, коммуникации становится возможным благодаря символической системе. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». «Я» — это индивидуальное сознание. «Мы» — это индивидуальное сознание в глазах других. Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Своеобразие деятельности личности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых она участвует.

Потребностям более полного осмысления современного общества отвечает цивилизационный подход. В нем рассматривается совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической — в их историческом развитии и единстве. Он позволяет ученым выработать обобщенный, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Типы общества формируются под воздействием материальных факторов социального бытия: внешних (природных) и внутренних (производственных). Если до се­редины XX в. решающее значение имели материальные факторы, то со второй — духовные. Так, П.Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное, как внутренний аспект жизни общества, доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминан­той оказываются разные факторы.

Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатываются концепции постиндустриального,или информационного общества (Д.Белл, А.Турен, У.Ростоу). Причина появ­ления концепции информационного общества лежит в качественных изменениях в экономи­ке и культуре наиболее развитых стран, связанных с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную производительную силу, возрастанием роли знаний и информации. Технологический, информационный прогресс преобразует общество в целом, его структуру, социальные отношения, формы бытия человека и его самого, делая приоритетными образование, науку, культуру. В сфере материального производства информация, технология, массовые коммуникации, новое соотношение умственного и физического труда становятся доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни.

Системные свойства общества. Во всех этих концепциях выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система — это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. На уровне общества его элементы образуют новое качество – координацию и субординацию. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей означает, что общество может нор­мально функционировать, когда в нем воспроизводится весь ком­плекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями).

Интегрированность и целостность общества означает органи­ческое объединение всех частей (элементов, компонентов) об­щества в нечто единое, целое, единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, незави­симость от окружающей среды.Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъекта­ми, цели как образа настоящего и будущего результата дея­тельности. Это связано с реализацией раз­нообразных общественных потребностей людей.

Функциональность примени­тельно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции, роли государства, семьи и т.д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование обще­ства как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория по­требностей, отражающая фундаментальные жизнен­ные устои общества.

Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредствуются общественным производством.

Элементы общества. Общество может быть рассмотрено как большая социальная система, поскольку оно включает в себя социетальные под­системы меньшего уровня: социальную, экономическую, политическую и духовную. Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. Важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

Производство в широком смысле представляет общественную деятельность, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования и т д.). Материальное производство — это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага — это вещи или предметы, потребляемые человеком и предназначенные для дальнейшего развития производства. Поддуховным производством понимают производство и потребление духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.д.

Способ производства представляет собой органическое един­ство производительных сил и производственных отношений, ос­нову общества. Смена одного способа производства другим про­исходит в результате развития обеих его сторон, от­ставания их друг от друга. В результате назревает необходи­мость изменения неадекватного соотношения, как прави­ло, революционным путем в разных формах. Наиболее распространенной является классификация способов производства на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Производительные силы как сторона способа производства представляют собой совокупность людей с их навыками и опы­том, квалификацией, предметами и орудиями труда. Ясно, что на разных этапах развития общества эти два элемента произво­дительных сил не остаются неизменными, постоянно совершен­ствуются, показателем чего является как развитие самих ра­ботников, так и средств, орудий труда.

Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются тем, в чьих руках и в какой степени находятся средства производства, предметы и орудия труда, распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения характеризуются формами собственности, формами и размерами получаемых богатств, видами и структурой потребления материальных, духовных и других благ.

Рассматривая общество как социетальную систему, в нем можно выделить составные части системы — базис и надстройку, основные структурные элементы общества с точки зрения общественно-экономических формаций. Базис —это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе всей социальной структуры. Надстройка — это совокупность идеологических отношений и взглядов, она оказывает на базис и все общество активное воздействие. Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве и могут выступать самостоятельными факторами общественного развития.

Системный анализ общества. Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К.Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые груп­пы, системы, в новую среду, к которой принадлежат дру­гие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная связь— это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Уста­новление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т.е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих действия, 2) изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями, 3) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, 4) обратную реакцию индивидов на общество. Взаи­модействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Деятельностьобеих сторон в системе социального взаимодей­ствия всегда целенаправленна. Социальное действие — простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М.Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное — это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество), или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью — воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.

Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом, личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтому можно сказать, что человек, с од­ной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него эко­номические, политические, идеологические и социальные отноше­ния современного ему общества, а с другой — активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.

Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспек­тах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимо­действие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т.д.); 4) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы; 5) как совокупность норм и ценнос­тей, определяющих характер и содержание деятельности (поведе­ния) элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй — социальной группы, тре­тий — социальной общности, четвертый — социальной организа­ции, пятый — социального института и культуры.

Читайте также:  Как сдать анализ слюны на вэб

ТЕМА 3.Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ( 2часа)

План лекции:1. Понятие социального института.

2. Институционализация и её компоненты.

3. Формы социальных институтов.

4. Функции социальных институтов.

Понятие социального института. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий — это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил этот термин английский социолог Г.Спенсер, подробно описавший шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Кроме того, они упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его прогрессивное развитие.

Он проанализировал функционирование следующих социальных институтов: 1) домашние учреждения (различные виды брака, семьи, их историю); 2) обрядовые учреждения (приветствия, ритуалы, знаки отличия); 3) политические учреждения (политические организации, законы); 4) церковные учреждения (история церковной системы); 5) профессиональные учреждения (анализ деятельности самых раз­личных профессий); 6) промышленные учреждения. Всякий социальный институт, по Г.Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Впоследствии в социологии под социальным институтом стали понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных пра­вил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Социальные институты (лат. — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить на­дежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, со­циальных групп, общества в целом. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как: постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие участников связи; регламентация и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих работу социальных институтов, и т.д.

Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для регулирования поведения других членов групп.

Итак, социальные институты — это относительно устойчивые типы, формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Для деятельности социальных институтов характерны: 1) набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; 3) осуществление социального контроля над типами действий; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры и внутренней (анализа их деятельности).

Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние и внешние факторы. Среди внешних важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены накоплением новых знаний. Так же большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают ценностные ориентации и способы оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности. Большое влияние на социальный институт могут оказать выдающиеся личности, действия которых часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.

Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

Институционализация и ее компоненты. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической, духовной, условий для их реализации. Каждый институт включает в себя: 1) определенную сферу деятельности; 2) группу лиц для выполнения общественных, организационных, управленческих функций на основе прав и обязанностей; 3) организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный и т.д.); 4) материальные средства (общественные здания, оборудо­вание и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты включают в себя системы ценностей, норм, идеалов, образцов дея­тельности. Они обусловливают сходное поведение индивидов, согласовывают их стремления, устанавливают формы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, обеспечи­вают состояние равновесия в рамках социальной общ­ности. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы. Процесс формирования ценностных ориентаций личности — важнейший компонент институционализации. Еще один важный компонент институционализации — организационное формирование социального института, создание его материальной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными и финансовыми средствами для выполнения определенных социальных функ­ций.

Рассмотрим структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподаватель­ский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общест­венной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

Процесс институционализации состоит из нескольких этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социально­го взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без ис­ключения членов института.

Я.Щепаньский указывает следующие основные ус­ловия эффективного функционирования социальных ин­ститутов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, функций (если функции инсти­тута определены нечетко, он не может бесконфликтно включиться в систему институтов данного об­щества); 2) рациональное разделение труда и рациональная его организация; 3) деперсонализация действий (официальные лица выполняют свои функции в соответствии с предписаниями, использование общественных институтов в личных целях называется «бюрократизацией»); 4) признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах группы, общества; 5) бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с родовыми или клановыми социальными связями.

История развития социальных институтов — это постепенное превращение институтов традиционного типа в современные институты. Традиционные институты отличаются от современных жестко прописанными ритуалами, обычаями, родственными связями и отношениями. Социальные институты зарождаются и погибают. Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям и в зависимости от их важности занимали в обществе ведущее положение: церковь, государство и т.д. Процесс индустриализации общества привел к повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд функций семьи (Э.Чэпл и К.Кун). Социологи Т.Парсонс, Ф.Шилз утверждают, что в более развитых обществах не структуры родства, а государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации играют решающую роль.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собст­венной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении кооперации общественного труда, на доминирующей ро­ли отдельных базовых институтов. Гармоничная и сбалансированная система институ­тов, обеспечивающих удовлетворение основных потреб­ностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и раз­вития общества как целого.

Формы социальных институтов. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. С точки зрения содержания исполняемых функций, социальные институты делятся на: 1) экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, обществен­ные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, наука, семья, театр и др.); 4) социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опе­ки, различные самодеятельные организации). Каждый институт выполняет свою специальную функцию, их совокупность составляет общие социальные функции институтов.

В рамках государства действуют и другие институты, например, образования, средств массовой информации, в них реализуется другая важная функция — социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения. Они обеспечиваются экономическими, социальными и поли­тическими институтами. Большая роль здесь принадлежит институ­там управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предписаний. Взаимодействуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но в реальной жизни политические и социальные функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации занимаются вопросами произ­водства, социальной защиты и санкций, регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологиче­ских ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые структуры.

Свои специфические качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Они помо­гают решать проблемы социализации индивидов через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устой­чивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты под­держиваются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается при­нудительно силой соответствующих органов, системой институ­тов государства, наделенного особыми полномочиями. Существуют и церемониально-символические институты.Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, меж­группового, индивидуального поведения, определяют порядок деятельность субъектов.

В зависимости от сферы действия и выполняемых функций соци­альные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, спо­собности; 2) регулятивные, определяющие границы действий индивида для достижения личных целей, они же определяют санкции при выходе за эти границы. К таким институтам относятся все механизмы социального контроля. Институты могут быть культурными (идеологические, религиоз­ные, образования, искусства и т.п.), и интегративными, связанными с социальными ролями для удовлетворения потребностей и интересов социальной общности.

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписа­ниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются независимо от их личных ка­честв. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (группа подростков). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго. В неформальных институтах отсутствуют закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания относительно средств и методов деятельности, но и они выполняют управленческие контрольные функции. Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, традиций, обычаев, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции — более эффективные средства контроля за поведением людей. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства негласному осуждению своих коллег и друзей.

Функции социальных институтов. Институты выполняют ряд общих функций (внешних, внутренних) и специфических. Функция – это устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменению других. В социологии социальная функция – это роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; стандартизированное социальное действие, регулируемое опре­деленными нормами и контролируемое социальными институ­тами.

Читайте также:  Как сдать анализ слюны на цмв

Так как социальных институтов в любом обществе чрезвычайно много — семьи, религии, права, по­литики, науки, образования и т.д., — то невозможно рассмотреть все их специфические функции. Обозначим наиболее важные функции: 1) функция удовлетворения по­требностей личности, группы, общества; 2) регулирование (при помощи норм морали, права) взаимодействия между людьми, соци­альными группами, классами; 3) социальный контроль за поведением отдельных индивидов и социальных групп (правовое регули­рование социальной жизни); 4) применение социальных санкций к субъек­там девиантного (отклоняющегося) поведения; 5) формирование ценностей, ценностных ус­тановок и ориентаций личности, социальной группы, их ожиданий.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. Под влиянием социальных перемен социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункции. Они могут сказываться в его организационной сфере, в характере и содержании их деятельности. Явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельно­сти любых общественных институтов. Например, институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда, однако государство вынуждено постоянно контролировать деятельность этих институтов, принимая це­лые системы правовых актов, ограничивающих моно­польный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Поскольку большинство институтов — бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отноше­ний и поддержания общественного порядка в традици­онных областях жизни.

Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенно­сти его функций, понижении социального авторитета, трансформа­ции отдельных функций в деятельность, направленную только на поддер­жание собственного существования. Такой институт начинает ис­пытывать различные трудности: от недостатка материальных, финан­совых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (4 ЧАСА).

ТЕМА 4. ЛЕКЦИЙ 1. Понятие личности в социологии. (2часа).

План лекции:1. Понятие «человек», «индивид», «пичность»,

источник

Общество как социальный способ бытия. Основные направления философского общества: история проблемы. Философское осмысление соц-х изменений. проблема общественного прогресса. Основные направления: 1) в чем сущность общества:2) в каком направлении и при помощи каких сил идут ссоц. изменения общ-ва. Вне общ-ва человек не может существовать. Общ-во стабильно функционирует, когда опирается на частную собственность ( Аристотель). Оно зависит от космоса, а именно от расположения планет, от внутренних сил в общ-ве. Оно развивается в плохую сторону из-за жадности (Платон). Оно находится в состоянии хаоса, тк не каждый выполняет свои обязанности, т.е не соответствует своему имени (Конфуций). В структуре общества главнее всего устройство производства и потребления материальных благ (Маркс). Общество является неотъемлемым атрибутом бытия человека, имеет сложную онтологическую структуру, аналогичную структуре бытия вообще.

Модели понимания общества. Идеализм, натурализм, материализм.

— идеалистическое (все подвластно богу-объективное, все может изменить сильная личность – субъективная)

— натуралистическое (общ-во отождествляется с природой или с организмом)

— материалистическое (общ-во похоже на природу, но имеет отличия, которые связаны с человеческими факторами)

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В ОБЩЕСТВЕ.

«Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.

В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). «Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет».

Далее в структуре деятельности можно выделить цель действия, средства достижения цели. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.

Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

В структуре деятельности можно выделить различные действия. Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов тоже состоит из разнообразных действий: наблюдений за Землей, наладки приборов, проведения экспериментов, ремонтных работ, тренировок. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий, как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки — создать условия для роста культурных растений.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», — это значит, что средства не соответствуют цели.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА.

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы.

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму.

Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА И ЕГО СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.?

Общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация — это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 180 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник