Меню Рубрики

Структурный анализ как анализ личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:37, реферат

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структурный анализ личности по Э.Берну.

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций.

Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Структурный и функциональный анализ эго-состояний.

Как уже было сказано, структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый.

Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; 2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый; 3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.

Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребёнка характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость.

Разновидностью Адаптированного Ребёнка является Бунтующий (против Родителя)

Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину.

Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой –предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние бывает двух видов: Контролирующий Родитель (представляет запреты, санкции) и Опекающий Родитель (представляет советы, поддержку, опёку).

С целью представления профиля личности, эго-состояния в традиции трансактного анализа условно можно отобразить на рисунке, который называется эгограммой. Само понятие было введено Джеком Дюсеем.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”.

К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Коротко, трансакциями называются вербальные и невербальные взаимодействия между людьми. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные(дополнительные), перекрёстные и скрытые.

При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим отношениям.

Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция

Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго- состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других.

Потребность в стимуляции и её виды.

Под “поглаживанием” в трансактном анализе понимается знак одобрения.

Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки”(условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд.

Можно принимать поглаживания или же этого не делать. У людей может быть масса разумных доводов для отвержения поглаживаний: “Она так говорит только для того, чтобы поддержать мою уверенность в себе”, “чтобы попытаться изменить меня”, “чтобы мило выглядеть”. Человек может предполагать, что тот, кто его “поглаживает”, либо лжец, либо манипулятор, и этим скорее позорит “поглаживающего”, чем принимает поглаживания. В трансактном анализе важным считается учить клиентов принимать поглаживания и при этом уметь отказываться от любых нежелательных условий, которые выставляются при поглаживании. Так же важно сфокусировать внимание на укреплении осознанных внутренних сил клиента и на создании условий, в которых клиент осознаёт в себе новые или до сей поры отрицаемые силы. Каким бы ни был терапевтический контракт, он легче выполним, если клиент принимает и любит себя, а не отвергает.

Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал(например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции.

Игрой называется серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией. Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием выигрыша. Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход.

Анализ жизненного сценария.

Сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребёнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком. Частью сценария являются игры, “в которые играют люди”(Э. Берн).

источник

Тема 6. Трансактный анализ Э.Берна

3. Структурирование времени.

Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) — психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериориза-ций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» — подчиненную позицию, «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода — актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р — эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В — эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д — эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 3.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Пересекающаяся транзакция В—В, Р—Д: С — стимул, Р — реакция

Пересекающаяся транзакция Р—Д, В—В: С — стимул, Р — реакция

Двойная скрытая транзакция:

психологический уровень Р—Д, Д—Р:

Сс, Сп — социальный и психологический

стимулы; Рс, Рп — социальная и

Угловая скрытая транзакция:

и психологический стимулы;

3. Структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения — четыре основные и два пограничных случая:

На оном полюсе пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически — вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности)

официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения — возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Времяпрепровождения — полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

Цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

Игры — наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр — скрытая мотивация их участников.

Близость — второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состОяний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я — ОК» или «я — не ОК»; «ты — ОК» или «ты — не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

Игнорирование в транзактном анализе — это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр на реальность».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Описание приведенных ниже техник предполагает достаточно глубокое знакомство с положениями транзактного анализа. Для этого можно порекомендовать следующие работы:

источник

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других-людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Она представляет собой совокупность Я-состояний.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний можно разбить на следующие категории:

1) состояния Я, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

В транзакционном анализе важны результаты. С самого начала врач стремится заключить с пациентом лечебный контракт. Начинается это с вопроса к пациенту: «Чего же вы хотите?» или: «Вы пришли сюда с некоторой целью; когда мы с вами будем считать, что эта цель достигнута?» Хотя вопрос этот кажется довольно простым, в ряде случаев психотерапия проводилась годами, а только что указанный вопрос так и не был поставлен. Многие пациенты начинают лечение, отрывают время от работы, платят немалые деньги и затрачивают эмоциональные усилия, а затем говорят врачу: «Не могу понять, зачем я сюда хожу; а вы как думаете?» Врач узнает в этом вопросе Ребенка, спрашивающего Родителя, как ему лучше себя вести. Если врач проявит небрежность и ответит какой-нибудь из родительских сентенций, отсюда может возникнуть игра. В этом случае Ребенок пациента может в конце концов взбунтоваться. Такой образ действия доставляет возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательных ситуаций, заключают контракт взрослого типа, учитывая объективные потребности пациента.

На раннем этапе транзакционного анализа не было никаких учебников, потому что анализом этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических групп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки, включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством опытного специалиста по транзакционному анализу. Эта обширная подготовка длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов. Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт становится дипломированным специалистом по транзакционному анализу. Эта подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой общепринятым способом.

Таким образом, теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Почти в каждой статье я упоминаю транзактный анализ. Это направление психотерапии за 5 лет стало для меня родным и близким. Результаты психотерапии при этом всегда превышают ожидания и радуют нас с Клиентами 🙂 Поэтому я с большим удовольствием представляю Вам статью о том, что такое транзактный анализ и как он работает.

Итак, в 60-е годы, один из последователей теории психоанализа Эрик Берн решил пойти собственным путём и выработал свою теорию личности. Его теория шла вразрез с классическим психоанализом только в том, что её можно было объяснить простыми словами большинству людей. И это делало терапевтические отношения более доверительными и эффективными для Вас.

В структуре статьи мы остановимся на двух аспектах:

  1. Структура личности.
  2. Как работает терапия

Психология начинается с теории личности, как театр с вешалки. В основе любой теории лежит структура личности человека.

Структура личности – это то, как данное направление видит человека и его психику.

Транзактный анализ изначально рассматривает любого человека как нормального, способного к изменениям и развитию. Слева вы видите «снеговичок». Это схематически изображенная структура личности по Эрику Берну.

В структуре есть 3 компонента, эго-состояния:

Каждое из них отражает эмоциональный опыт разных периодов жизни, воспоминания и образы важных людей либо же осознанность в настоящем времени.

Психология и психотерапия построена на том, что от рождения (а в современных концепциях ещё до него) и до конца нашей жизни мы получаем определённые знания о мире, людях и себе.

Когда мы рождаемся на свет, мы еще ничего не знаем о мире. До того времени, как мы становимся способными осознавать себя и получать собственный опыт (до 3-х лет), источником знаний и опыта являются взрослые люди из ближайшего окружения. Они должны привить базовое чувство безопасности, обозначить для нас названия наших чувств, дать стартовые установки о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Эти знания и представления могут прививаться как сознательно, так и неосознанно. Кроме того, их можно транслировать как словесно, так и невербально – мимикой, жестами, даже настроением.

Наблюдение за важными взрослыми в детстве создает стойкий эмоциональный образ этих людей. Это называется интроект. У нас в подсознании «записаны» как на пленку масса интроектов (родители, опекуны, учителя, семейный врач, бабушки, дедушки…).

К чему эти три абзаца? К тому, что эго-состояние Родителя это и есть интроекты и тот опыт, который мы приняли от взрослых в раннем детстве.

Внутренний Родитель может быть в двух ипостасях:

  1. Контролирующий – это внутренний критик, который обесценивает, ругает и наказывает нас в нашем сознании. Когда в нас активен Контролирующий Родитель (КР), мы можем злиться на других, на их несовершенство. В этой структуре живут запреты и предписания, указания о том как необходимо и как категорически нельзя, а также стойкие представления о том, что нам будет за «неисполнение». КР – это конкретный взрослый человек, который контролировал, наказывал и зачастую не объяснял причин.
  2. Заботливый – это мягкий, дипломатичный, заботящийся Родитель. Тоже родом из детства и тоже на примере реального заботливого человека. Из этого эго-состояния мы отдыхаем, несмотря на загрузку на работе, едим когда голодны, поддерживаем себя в трудные времена. И также мы заботимся о других людях, находясь в ЗР. Тут «прописаны» рекомендации, пожелания, поощрения и педагогические наказания. Но при этом в Заботливом Родителе больше рационального.

Внутренний Родитель – очень важная наша часть, необходимая для того, чтобы с нами все было хорошо и для того, чтобы мы могли взаимодействовать с другими людьми. Однако нередко внутренний Родитель доминирует в структуре личности. И тогда человек может жить как будто не своей жизнью, находясь в конфликте между собой и своими интроектами.

Важно помнить, что Родитель является частью личности, но не частью нашего опыта. Это опыт других людей, которые жили свою жизнь. У них формировались свои страхи, убеждения. Учитывать их стоит, но это должно быть на уровне выбора, а не автоматической реакции.

Как я писала ранее, мы приходим в мир «чистым листом». И уже со второго триместра беременности получаем первый эмоциональный опыт. В этой статье я не стану вдаваться в подробности, поверьте здесь на слово. Этот опыт маленькие дети получают постоянно, ведь им все в новинку.

Самый важный эмоциональный опыт для ребенка – это опыт общения с родителями. В реакции родителей на ребенка заложена его будущая картина мира. Неважно, что транслируется вербально родитель, важно с какими чувствами он это делает. Дети не имеют достаточно развитого рационального мышления, но отлично чувствуют разницу в эмоциональном отклике.

Эго-состояние Ребенка – это эмоционально значимый опыт на разных периодах детства. Раньше сюда включали опыт от рождения до 16 лет, сегодня же сюда относят и опыт о рождения.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Если в Родителе находятся запреты и предписания о том как надо и как нельзя, то в Ребенке живут чувства и потребности, а также эмоциональный ответ на них и на их удовлетворение. Тут находятся страхи, надежды, мечты, желания. В Родителе послания содержатся в виде интроектов, а в Ребенке живем мы сами в виде деток разного возраста в разных состояниях.

Из Детского эго-состояния мы можем вести себя как в похожей ситуации в прошлом. Например, в нас живо воспоминание о том, что бывает если заблудится и когда мы оказываемся в такой ситуации, будучи взрослыми, мы реагируем как маленький ребенок из той ситуации в прошлом.

Как и Родитель, Ребенок бывает двух «видов»:

  1. Адаптивный, в структуре которого выделяют еще и Бунтующего. Это Наш опыт из того времени, когда мы находились под влиянием реального Контролирующего Родителя (агрессивный отец, жестокая учительница). В этом состоянии много страха и подавления. Адаптивный Ребенок не спорит, позволяет возлагать на себя любую ответственность и боится. Главный страх в этом эго-состоянии – страх отвержения. Адаптивный Ребенок закладывается с очень ранних лет и укрепляется годами. Этим объясняется невозможность быстро вернуть нормальную самооценку. Кроме страха тут много вины, стыда, обиды.
  2. Бунтующий Ребенок – это Адаптивный, которому надоело. Ярким примером активного Бунтующего Ребенка является подросток-неформал. Кстати, если присмотреться то неформалы – это дети подавляющих и сверхконтролирующих родителей. Долгое время это отличники и «бабушкина радость», но в возрасте 14-16 лет они как с цепи срываются и вот мамина умница одевает кожаную мини-юбку и идет пить дешевое вино. В Бунтующем Ребенке живет много гнева, страха, и желания принадлежать. Этот протест обычно формируется в возрасте 3-х лет (я сам), подростковом периоде и в кризисные возрастные периоды (каждые 10 лет).
  3. Свободный Ребенок – это особенный Ребенок. Эго-состояние СР формируется в семьях, где ребенку можно все, что не опасно. Это творческая, чувствующая, жаждущая и очень живущая часть, из которой мы радуемся, веселимся и придумываем всякие классные идеи. СР – это спонтанная поездка в другой город, сочетание приятного с полезным, неожиданно хорошее настроение и креативный подход к идеям.

Находясь в активном Ребенке, мы, как и в случае с активным Родителем, не пребываем в контакте с реальностью. Мы реагируем как «там и тогда», как будто проживая «те» ситуации заново.

Про это эго-состояние я не буду писать много. Это состояние осознанности, лишенное Детских чувств и спонтанности и не подвластное Родительским установкам.

Во Взрослом мы осознаем себя здесь и сейчас, и реагируем из актуального возраста, адекватно ситуации. Во Взрослом практически нет эмоций. Тем не менее, наш Внутренний взрослый способен «слышать» и Родителя и Ребенка и принимать взвешенное решение.

Это состояние формируется с 3-х лет, когда появляется первая осознанность и малыш начинает отделять себя от матери, выделяя среди мира. Там Взрослый пока очень нестабильный, но он уже есть.

Каждый из нас периодически «прыгает» между всеми эго-состояниями и это нормально. Взрослый человек большую часть времени находится во Взрослом состоянии. Но в стрессовых ситуациях или в ситуациях, похожих на значимые эпизоды прошлого даже самый рациональный из нас может «выпадать» из реальности и это нормально.

Проблемы возникают тогда, когда доминирует Родительское или Детское эго-состояние, либо тогда, когда постоянно присутствует внутренний конфликт между ними.

Транзактный анализ основан на том, что мы взаимодействуем эго-состояниями. Причем, взаимодействуем как во внешнем мире – с другими людьми, так и во внутреннем – так называемый внутренний диалог.

Внутренний диалог очень часто имеет вид конфликта (Р-Д; Д-Р, Р-Р, Д-Д). Если этот конфликт долгий и интенсивный – мы столкнемся с очень тяжелыми чувствами, не сможем принять решение или принятое решение не приведет к положительному результату. Яркий пример – конфликт «хочу» и «надо».

На консультацию Вас может привести тяжелая или неоднозначная ситуация. Обычно запрос звучит как «помогите принять решение» или «не могу разобраться».

В кабинете мы с Вами разбираем конкретную ситуацию и отделяем именно Ваши желания и потребности от установок и назиданий Родительской части. Затем мы активируем Вашего взрослого, что позволяет принять актуальное решение.

Звучит просто и понятно, и после пары консультаций в кабинете Вы будете способны делать это самостоятельно. Но загвоздка в том, что без помощи психолога очень трудно отделить эго-состояния. Тогда есть соблазн назвать рассуждения своего Внутреннего Ребенка доводами Взрослого, или принять за Взрослого поучения Родителя.

Люди редко приходят целенаправленно на психотерапию. Обычно это решение Вы принимаете тогда, когда осознаете, что неприятности и трудности происходят с Вами регулярно и по кругу. И что бы Вы не делали – круг остается кругом и все повторяется. Еще одним поводом для терапии может стать травмирующая ситуация любой давности.

На терапии мы занимаемся анализом Ваших интроектов, избавимся от их отрицательного влияния, иными словами дадим Вам выбор. Паралельно идет исследование Вашего детского опыта, Детской части. По ходу исследования мы будем залечивать старые раны и таким образом избавляться от токсичных чувств – обиды, ревности, стыда и вины.

Внутренний Ребенок учится слышать себя и говорить о своих потребностях, а Внутренний Родитель учится слышать Ребенка и заботится о нем, происходит восстановление и исцеление личности. Нередко после терапии у Клиента кардинально меняется жизнь.

Конечно, это не универсальная схема. После нескольких консультаций терапевт разрабатывает индивидуальную схему терапии, так как каждый из Вас уникален и его проблема отличается. Однако я надеюсь, что общая картина стала немного яснее.

Эта статья не призвана притащить всех на терапию. Но если после ее прочтения Вы что-то о себе поймете и будете готовы менять – я буду рада Вам у себя в кабинете и помогу Вам разобраться.

Если у Вас есть вопросы – пишите! С удовольствием отвечу.

источник

Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

А. Состояние «Родитель» — это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник — подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).

«Родитель» — «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. «Родитель» — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: «Делай как я!» и косвенное, которое реализуется под девизом: «Делай не как я делаю, а как я велю делать!».

«Родитель» может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для «Родителя» характерны директивные высказывания типа: «Можно»; «Должно»; «Ни за что»; «Итак, запомни»; «Какой вздор»; «Бедняжка».

В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

Б. Состояние «Ребенок» — это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете. «Виновник» такого аффективного поведения — именно эго-состояние «Ребенок», извлеченное из уголков области бессознательного, «заполненного» еще в далеком детстве.

Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:

  • свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);
  • адаптированное, приспосабливающееся (покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, беспомощное, стесняющееся , боязливое и др.);
  • бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).

«Ребенок» — эмотивное начало в человеке. Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».

В. Состояние «Взрослый» — это поведение, здравого смысла, независимости, деловитости, учета реального положения дел, трезвой оценки ситуации, адекватного восприятия других людей и др. Пример: друзья, деловито решающие назревшую проблему.

Взрослое «Я-состояние» — способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь «Взрослого» построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если «Взрослое» состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением «Ребенка» и «Родителя».

Если «Родитель» — это преподанная концепция жизни, «Ребенок» — концепция жизни через чувства, то «Взрослый» — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. «Взрослый» у Берна играет роль арбитра между «Родителем» и «Ребенком». Он анализирует информацию, записанную в «Родителе» и «Ребенке», и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: «Будь всегда взрослым!». Между тремя эго-состояниями, этими тремя «внутренними человечками» идут бои «местного» значения, возникают конфликты. Один из них может вводить в заблуждение другого, манипулировать им.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

Трансакт — любой вербальный или невербальный контакт между двумя (или более) индивидами. Он состоит из стимула (S) и рекции (R) между двумя эго-состояниями.
Скрипты, или скрипт-программы — сценарии жизненного пути индивида, заложенные в него еще в детские годы под влиянием социального опыта и содержащиеся в эго-состоянии »Ребенок». Скрипты трудно поддаются осознанию индивидом и ведут его по жизни на »поводке».

Психологическая игра — это поведение индивида со скрытым намерением (мотивом), с обманной стратегией во имя получения какого-то преимущества перед собеседником. Последствия такой игры для партнера определяют ее нравственную сущность. Примеры: «игры преступного мира», «супружеские игры», «я же тебе говорил(а)» и др.

«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую — двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

«Поглаживания и удары» — взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

  • позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;
  • негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;
  • условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы. «
  • безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;
  • фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками».

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

«Трансакции» — все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие «эго-состояние». Скрытые трансакции включают более двух «эго-состояний», сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

«Вымогательство» — способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство — это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

«Запреты и ранние решения» — одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из «эго-состояния» «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется «ранние решения», т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». — «А я буду высовываться».

«Жизненный сценарий» — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

  • ранние решения (ответы на родительские послания);
  • игры, которые реализуют ранние решения;
  • вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
  • ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

«Психологическая позиция или основная жизненная установка» -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

  1. «Я благополучен — ты благополучен».
  2. «Я неблагополучен — ты неблагополучен».
  3. «Я неблагополучен — ты благополучен».
  4. «Я благополучен — ты неблагополучен».

1. «Я благополучен — ты благополучен» — это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. «Я неблагополучен — ты неблагополучен». Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой «Я неблагополучен — ты неблагополучен» проводят большую часть жизни в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. «Я неблагополучен — ты благополучен». Человек с негативным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. «Я благополучен — ты неблагополучен». Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: «Я благополучен» — чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его «Ты не благополучен». Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

  • Структурный анализ — анализ структуры личности.
  • Анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
  • Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
  • Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы:

  1. контаминации, когда смешиваются два разных «эго-состояния»,
  2. исключения, когда «эго-состояния» жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель — помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Идея психотерапевтической помощи человеку состоит в освобождении его от скриптов. Это осуществляется путем:

  • осознания самого факта их наличия;
  • принятия (вопреки скриптам) расторможенного, искреннего поведения;
  • формирования независимости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель — достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога — обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к «эго-состоянию» «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Психотерапевтический успех достигается в том случае, когда между тремя эго-состояниями устанавливается полная гармония, уравновешенность.

Трансактный анализ находит шикорое применение в психологических тренингах, позволяющих лучше осознать себя и структуру своей личности, улучшить взаимодействие с другими, увидеть те маниипуляции, которые успешно применяют другие по отношению к собеседникам

  1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа «эго-состояния». Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.
  2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

источник

Структура личности по Э. Бёрну включает в себя 3 эго-состояния: Ребёнок, Родитель и Взрослый. Каждое из этих эго-состояний своего рода поведенческий шаблон. Поведенческие шаблоны упрощают и ускоряют алгоритмы принятия решений, позволяя нам действовать быстро, не задумываясь и тем самым экономить ресурсы. Ведь мозг, как известно, потребляет огромное количество энергии и было бы не разумно все время повторять одни и теже операции (например обучаться чему то, что уже известно). То есть, применяя поведенческий шаблон, человек не думает, не анализирует свои поступки или возможные последствия, а просто действует так, как бы он действовал всегда в подобных ситуациях или как по его мнению он должен действовать в подобных ситуациях.

Любые инфантильные проявления человека выходят из эго-состояния Ребёнка. Эго – состояние взрослого характеризуется способностью рационально оценивать ту или иную ситуацию и принимать в соответствии с этой оценкой адекватные решения. Эго — состояние родитель есть в каждой личности, как проекция наших собственных родителей. Все эти эго- состояния могут сменять друг друга на протяжении всей жизни человека в зависимости от ситуации. Рассмотрим структуру личности более подробно.

Взрослый– это одно из эго- состояний, выделенное Э. Бёрном, которое характеризуется объективной оценкой, получаемой информации. На основе полученных знаний и опыта человек принимает наиболее рациональное для себя в сложившейся ситуации решение. Это решение может не вписываться в «картину жизни» человека, но быть наиболее объективным относительно той или иной ситуации. Такая концепция при принятии решений ставит во главу угла именно разум, мышление. Анализируя ситуацию, взрослый выбирает, какое поведение наиболее рационально в данной ситуации (поведение Ребёнка или поведение Родителя), также выявляет какие аспекты каждого из этих эго-состояний лучше использовать для наиболее верного решения поставленного вопроса.

Ребёнок –эго- состояние человека, в котором является эмоциональным началом личности. Для этого эго – состояния характерны такие черты, как доверчивость, творческое начало, непосредственность, нежность.

Адаптированный ребёнок – это часть личности, которая испытывает потребность быть принятой родителями и не совершает действий, выходящих за рамки их требований. Одной из характерных черт адаптированного ребенка является неуверенность в себе при коммуникативных контактах. Разновидностью адаптированного ребёнка является бунтующий ребенок. Его действия направлены против правил и норм, установленных родителями или социумом.

Родитель –модель эго- состояния, которая представляет собой совокупность правил и норм поведения, перенятых от родителей. Среди этих правил и норм могут оказаться как полезные закономерности, так и предрассудки, и иррациональные штампы общения.

Данное состояние делится на два вида:

  1. Контролирующий родитель — при этой модели на первый план выходят запреты.
  2. Опекающий родитель — психологическая модель, при которой основную роль играет поддержка, советы.

Анализ эго-состояния человека осуществляется посредством досконального изучения вербальных и невербальных проявлений человека. В период детства контролирующие установки Родителя попадают непосредственно в родительские программы, в обход эго- состояния Взрослого. Вследствие чего, человек живет по сформированным родительской программой правилам и нормам, при этом его Взрослый занимается не поиском рациональных решений, а выполнением родительских установок. Бёрн называл это явление контаминациями или загрязнениями Взрослого.

В таком состоянии Взрослый не способен принимать верные решения. Например, когда перед Новым Годом, человек тратит большие суммы денег, чтоб накрыть большой праздничный стол. Это, конечно же, происходит в соответствии с давними традициями, чтобы «весь год был богатым и успешным» Но, ведь, никто не заставляет нас переедать в Новогоднюю ночь, тем самым нанося урон своему здоровью.

Эрик Бёрн, считает, что в ситуациях, когда Взрослый теряет влияние над эго- состояниями Ребёнка и Родителя наступает невроз, человек теряет способность к объективной адаптации. Структурный анализ помогает восстановить равновесие между Взрослым, Родителем и Ребёнком.

Если эго-состояние Ребёнка блокировано, а эго-состояние Родителя загрязняет поле Взрослого родительскими программами, то это характеризует человека, не умеющего играть. Такой человек пытается делать всё правильно, в соответствии со сложившимися стереотипами и штампами родительской программы. Такая модель личности опасна тем, что рано или поздно у человека может произойти эмоциональный взрыв.

Если, наоборот, активным является эго- состояние Ребёнка, а у Родителя нет возможности влиять на Взрослого, то это пример «человека без совести».Такая модель личности может привести к внутренним конфликтам. Внешней причиной этому может стать непринятие человека социумом, так как такой человек ради получения власти, удовлетворения физических и материальных потребностей готов идти, чуть ли, не по головам.

Также встречается примеры, когда эго – состояние Взрослого загрязнено и опасениями Ребёнка, и родительскими программами. В такой ситуации у человека возможны неврозы, психозы. Каждое эго- состояние делает жизнь человека интересной и плодотворной. Главное, поддерживать баланс между ними.

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
  3. Юров А. «Что нужно знать о ТА, чтобы начать работу»;

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

источник