Меню Рубрики

Сравнение как прием финансового анализа

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния компании, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методики) анализа финансовых отчетов. Среди можно выделить основные:

горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

коэффициентный анализ – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Кроме перечисленных методов существует также сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный анализ – это как внутрипроизводственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними производственными показателями. Сравнительный анализ позволяет проводить сравнения:

  • фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;
  • фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов производства;
  • фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;
  • фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых).

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации. В ходе формирования этих показателей делается: оценка технико-организационного уровня и других условий производства; характеристика использования производственных ресурсов: основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы; анализ объема структуры и качества продукции; оценка затрат и себестоимости продукции.

Данный вид анализа заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно здесь используются базисные темпы роста за несколько периодов. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный финансовый анализ актива и пассива баланса, который позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям, что в свою очередь дает возможность определить структуру актива и пассива баланса, долю отдельных статей отчетности в валюте баланса. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявить и прогнозировать структурные изменения активов и источников их покрытия.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга, и на их основе строится сравнительный аналитический баланс, все показатели которого можно разбить на три группы: показатели структуры баланса; показатели динамики баланса; показатели структурной динамики баланса. Сравнительный аналитический баланс лежит в основе анализа структуры имущества и источников его формирования.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый финансовый анализ (анализ тенденций развития). Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спрогнозировать величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная – временной интервал. Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя рентабельности.

Анализ относительных показателей (коэффициентный финансовый анализ) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей. Соответствующие показатели, рассчитанные на основе финансовой отчетности, называются финансовыми коэффициентами.

Финансовые коэффициенты характеризуют разные стороны экономической деятельности организации:

платежеспособность через коэффициенты ликвидности и платежеспособности;

финансовую зависимость или финансовую автономию через долю собственного капитала в валюте баланса;

деловую активность через коэффициенты оборачиваемости активов в целом или их отдельных элементов;

эффективность работы – через коэффициенты рентабельности; рыночные характеристики акционерного общества – через норму дивиденда.

Абсолютные показатели финансовой отчетности являются фактическими данными. Для целей планирования, учета и анализа в организации рассчитываются аналогичные абсолютные показатели, которые могут быть: нормативными, плановыми, учетными, аналитическими.

Для анализа абсолютных показателей используется чаще всего метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Такова общая принципиальная схеме формирования экономических и, в том числе финансовых показателей хозяйственной деятельности организации.

  1. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2001.
  3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: ФиС, 2002.
  4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / Под ред. проф. Н.П. Любушина. — М.: Юристъ, 2010.
  5. Cавицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2010.

источник

Для анализа финансового анализаиспользу­ется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.

Под методом финансового анализапонимается системный комплексный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и вза­имосвязи.

Системный подходв анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как системы взаимосвязанных элементов (составля­ющих), изучении их влияния на состояние объекта и результаты его деятельности.

Важной составляющей системного подхода является комплексность, означающая рассмотрение полученных результатов деятельности объекта анализа как следствия взаимодействия всех ее аспектов (сторон) и совокупности факторов, оказывающих на них влияние.

Характерными особенностями метода экономического ана­лиза являются:

1) использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность организации;

2) изучение взаимосвязи между ними;

3) выявление и изучение причин (факторов) изменения этих показателей с целью определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

Так как финансового анализа является важнейшим направлением экономического ана­лиза, то для него характерны все особенности, присущие методу ана­лиза.

Анализ финансового анализа базируется, преж­де всего, на общенаучных методах исследования (табл. 1).

Таблица 1 — Содержание общенаучных методов, используемых при осуществлении финансового анализа

Название метода Содержание метода
Анализ – расчленение, разложение Исследование предмета анализа путем расчленения его на составные части (объекты, факторы) и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей для познания сущности предмета (например, финансовое состояние организации, исследуемое в ходе анализа отчетности, можно разложить на такие его составля­ющие как ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность)
Синтез – соединение, составление, сочетание Изучение предмета, объекта анализа в целости, един­стве и взаимной связи его частей. Сочетается с анали­зом, так как позволяет соединить части, выделенные в процессе анализа, установить их взаимодействие, познать предмет анализа как единое целое, обобщить результаты аналитического исследования (например, изучение только ликвидности организации или финансовой устойчивости обособленно от других аспектов финансового состояния не позволяет полу­чить целостной картины)
Индукция — наведение Исследование предмета анализа от частного к общему, от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон финансово-хозяйственной деятельности организации (например, анализ финансовой отчет­ности может начинаться с изучения частных показате­лей с последующей оценкой их влияния на обобща­ющие показатели финансового состояния организации в целом)
Дедукция — выведение Исследование предмета, объекта анализа путем перехо­да от общего к частному, от обобщающих показателей к частным (например, в начале анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности можно рассчитать и оце­нить общие (агрегированные) показатели финансового состояния организации, а затем для выявления причин их изменения перейти к исследованию частных пока­зателей, характеризующих величину, структуру, состо­яние активов организации и источников их формирова­ния, внешних и внутренних условий деятельности предприятия)
Аналогия — сходство Познание одних объектов, явлений, процессов на осно­вании их сходства с другими. Базируясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, метод аналогии составляет основу моделирования, широко использу­емого в экономическом анализе, в том числе в анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности
Моделирование — образец Исследование в ходе анализа объекта, явления, про­цесса на основе замены его на аналог, модель, содержа­щую существенные черты оригинала (например, использование факторных моделей для выявления резервов, путей улучшения финансового состояния, рентабельности деятельности организации)
Абстрагирование — отвлечение Исследование финансово-хозяйственной деятельности организации путем перехода с помощью отвлечения, абстракции от конкретных объектов к общим понятиям и представлениям (например, на основе анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности дочернего предприятия можно в определенной мере судить о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности группы предприятий, в которую оно входит)
Динамический метод Рассмотрение любого процесса и явления как целена­правленного процесса, претерпевающего изменения и взаимосвязанного с другими процессами и явлениями (анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности сле­дует рассматривать как целенаправленный процесс, имеющий определенные масштабы, направления, инфор­мационную базу и методические подходы к исследова­нию показателей отчетности)

В финансовом анализе исполь­зуются три типа моделей:

дескриптивные — модели описательного характера. Они явля­ется основными для анализа финансовой отчетности. К ним относят­ся построение системы отчетных Балансов, представление отчетности в необходимых аналитических разрезах, анализ динамики и структу­ры показателей отчетности, система аналитических показателей, ана­литические записки к отчетности;

предикативные — модели прогностического характера, исполь­зуются для прогнозирования будущего финансового состояния орга­низации и результатов ее деятельности. Наиболее распространенными среди предикативных моделей являются расчет порога рентабельно­сти (критического объема продаж), построение прогнозных финансо­вых отчетов, модели динамического и ситуационного анализа;

нормативные — модели, которые позволяют сравнивать факти­ческие результаты с ожидаемыми, запланированными, предусмотрен­ными бюджетом. Такие модели используются главным образом во внут­реннем финансовом анализе, предполагают определение нормативов по каждой статье расходов и выявление отклонений фактических зна­чений показателей от нормативных.

В практике финансового анализаширокое распростра­нение получили шесть специальных методов:

горизонтальный (динамический, временной) анализ — сравне­ние каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ — определение структу­ры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, оценка изменения удельно­го веса отдельных статей по сравнению с предыдущим периодом;

трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов). С помощью тренда определяются возможные значения показателей в будущих периодах, т.е. строятся прогнозы в отношении финансового состояния организации в перспективе;

коэффициентный анализ (анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений статей отчетности и определе­ние взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ — сравнение пока­зателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевы­ми и средними общеэкономическими данными;

факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических методов исследования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Для проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону осуществления финансового анализа. К наиболее распространенным и применяемым на практике способам относится сравнительный метод.

Сравнительный метод основывается на сравнении фактических достижений конкретных показателей с плановыми данными, а также с данными прошлого периода. Кроме того, отдельные показатели аналогичных предприятий сопоставляются со среднеотраслевыми данными (рентабельность, ликвидность и т.д.), установленными нормами или международными стандартами. Целью этого анализа является выявление отклонений фактических данных от принятых заданий или достигнутых результатов. В литературе выделяются следующие разновидности этого метода: горизонтальный и вертикальный анализ.

Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Его целью является определение абсолютных и относительных изменений показателей финансовой отчетности за определенный период и их оценка [13, с. 98-99].

С помощью вертикального анализа оценивается финансовая отчетность с точки зрения рациональной структуры баланса и эффективности использования имущества и капитала предприятия. Эти данные в последующем используются для прогноза структурных изменений активов и источников их покрытия.

Многофакторный метод заключается в установлении влияния отдельных факторов на изменения анализируемых параметров. С этой целью используется метод цепных подстановок, который базируется на исключении воздействия всех факторов на величину анализируемого показателя, кроме одного (выбранного).

Метод коэффициентов предполагает расчет числовых отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Реальная оценка аналитических исследований в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, эффективных методов оценки явлений, а также последовательности проведения аналитических действий [10, с. 356-361]. Первостепенное значение для конкретных выводов аналитических действий имеет точное определение объекта, а также установление критериев, которые будут использоваться при оценке деятельности предприятия (например, анализ структуры источников финансирования с учетом уровня риска и цены соответствующих ресурсов). Кроме этого, необходимо соблюдать правила сохранения уравнивания показателей во времени и в единицах измерения. Это возможно при наличии достоверной информации, быстрой ее обработке и умелом использовании. Оценка аналитических данных и презентация результатов анализа производится в форме группировки отдельных показателей в таблицы и их сопоставления в определенном периоде времени. Кроме того, часто результаты анализа могут быть представлены графически, в форме диаграмм, рисунков и т.д. Все данные должны быть описаны, на их основе сделаны выводы и обоснованы предложения улучшения отдельных участков деятельности. Эффективность аналитических исследований зависит непосредственно от применения прогрессивных методов анализа рассматриваемых процессов, явлений и использования современных технических средств. Выполнение всех этих требований способствует реальной оценке финансового состояния предприятия, которая в современной экономике является одним из важных условий нормального функционирования.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

В процессе проведения финансового анализа применяются разные приемы анализа.

Прием анализа — способ изучения динамики экономического показателя и причин этой динамики. Основными приемами финансового анализа являются: сравнение показателей, сводка и группировка, исчисление средних показателей и относительных величин, прием балансовой увязки, элиминирование (прием цепной подстановки, прием разниц, сальдовый прием, прием долевого участия, интегральный прием), графический прием, корреляционный и регрессионный анализ [2, с.110].

Универсальным приемом анализа является сравнение. Оно позволяет дать оценку любому показателю по отношению к другому или изменению этого показателя. При проведении анализа фактический (т.е. отчетный) показатель сравнивается с базисным показателем (плановым или показателем прошлого периода).

При сравнении данных должна быть обеспечена их сопоставимость в оценке, методике исчисления, структуре, календарных сроках и условиях работы. Путем сводки информационные материалы объединяются в аналитические таблицы, позволяющие делать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь между различными экономическими явлениями и показателями, определить влияние наиболее существенных определяющих факторов и обнаружить закономерность и тенденции в развитии экономических процессов. При группировке показатели объединяют по основным признакам в однородные группы. Это позволяет расчленить совокупные явления на отдельные составные элементы и выявить, таким образом, характерные закономерности. В процессе анализа исчисляются и изучаются средние показатели, которые определяются на основе массовых качественно однородных данных и дают обобщенную характеристику изучаемым процессам и явлениям.

Широко применяются в финансовом анализе относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы), позволяющие раскрыть и изучить качественные стороны анализируемых показателей.

Балансовая увязка применяется при анализе количественных показателей: денежных фондов, запасов сырья и товаров и др. Обобщение результатов анализа влияния отдельных факторов на изучаемый показатель также оформляется балансовыми расчетами и таблицами.

Если между показателями финансовой деятельности существует функциональная (пропорциональная) зависимость, имеющая строго математическую зависимость, и ее нельзя определить прямым подсчетом, то такую зависимость измеряют при помощи приемов элиминирования. Элиминирование — логический прием, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается действие всех остальных факторов. В финансовом анализе применяются следующие приемы элиминирования: прием цепной подстановки, прием разниц, сальдовый прием, прием долевого участия, интегральный прием.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что последовательно заменяют каждый отчетный показатель базисным (т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели при этом рассматриваются как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю, поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь — качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.

Прием разниц заключается в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному показателю. Затем отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору умножать на фактический (отчетный) количественный фактор. В случае, когда известно отклонение от базисного показателя по совокупному показателю и влияние на его размер всех факторов, кроме одного, то влияние этого неизвестного фактора может быть определено вычитанием из общего отклонения по совокупному показателю алгебраической суммы влияния известных факторов. Этот прием очень прост, и в практики аналитической работы он получил название сальдовый прием.

При финансовом анализе может использоваться прием долевого участия, при котором размер влияния каждого фактора на совокупный показатель устанавливается пропорционально его доле в отклонении по этому показателю.

Для наиболее исчерпывающей и глубокой оценки хозяйственной деятельности может применяться интегральный прием анализа, при помощи которого дается оценка двум или трем взаимосвязанным качественным показателям. Интегральный показатель определяется путем извлечения корня (квадратного или кубического) из произведений изучаемых показателей.

Графический прием анализа позволяет выразить зависимость между показателями при помощи графиков или диаграмм. Графики представляют собой условное изображение числовых величин в форме линий, плоскостей, столбиков и других геометрических фигур. Числовые значения величин переводят в графическое изображение при помощи масштаба. Достоинство графического метода анализа состоит в его наглядности и доступности для понимания. При помощи графиков и диаграмм иллюстрируют взаимосвязь между различными финансовыми явлениями, сравнивают отчетные данные за несколько периодов, а также отчетные показатели с плановыми, характеризуют структуру (состав) какого-либо явления. Графики являются одной из форм оперативного контроля и управления хозяйственным процессом. В зависимости от целей и задач анализа принимают различные виды графических изображений: линейные графики; столбиковые, ленточные, круговые, криволинейные диаграммы и т.д.

Корреляционный и регрессионный приемы анализа позволяют количественно выразить взаимосвязь между отдельными экономическими показателями, которая не является функциональной и не может быть определена путем непосредственных расчетов [3, с. 86]. Эти приемы позволяют определить вероятностную зависимость между финансовым показателем и факторами, на него влияющими. Теснота связи между показателем и факторами измеряется для прямолинейной зависимости коэффициентом корреляции, для криволинейной — корреляционным отношением. Она может измеряться также с помощью коэффициента вариации.

источник

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Под методикойпонимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. При этом под методикойэкономического анализа понимается совокупность способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа.

В экономическом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. (рисунок 2.1).

Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более точными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

Финансовый анализ, используя специфические методы и приемы, позволяет определить параметры, дающие возможность объективно оценивать финансовое состояние предприятия. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности предприятия за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения.

Рисунок 2.1 – Способы экономического анализа

Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие:

— предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— метод финансовых коэффициентов;

— расчет потока денежных средств;

Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных.

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы.

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд — основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом.

Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем. Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике. В п. 1.3 более подробно будут рассмотрены вопросы проведения факторного анализа.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

К специфическим методам анализа можно отнести:

— анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;

— анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;

— анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;

— отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9429 — | 7321 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Методы экономического анализа — это совокупность способов обработки экономической информации, аналитических приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим инструментарием, который позволяет технически реализовать цели анализа.

В экономическом анализе используются такие общенаучные теоретические методы познания как — диалектика, а также эмпирические методы — экономико-статистический анализ, структурирование и моделирование.

Все приемы анализа взаимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях, что позволяет комплексно анализировать деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения эффективности.

К приемам анализа относятся сравнение, детализация и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный анализ.

1. Сравнение — сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей.

Наиболее распространенными являются такие виды сравнения как:

  • · отчетных показателей с плановыми / выполнение бизнес-плана как критерий для оценки результатов деятельности.
  • · отчетных показателей с показателями предыдущих периодов / наблюдение за динамикой показателей и определение тенденций развития.
  • · плановых показателей с показателями предыдущих периодов / возможность определения оптимальности плановых заданий и качества бизнес-плана.
  • · показателей работы внутренних структурных подразделений, которые могут выступать как центры ответственности
  • · отчетных показателей со среднеотраслевыми / обеспечение объективной оценки результатов и выявление неиспользованных резервов.

Для обеспечения этого приема необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, то есть:

  • а) устранить влияние изменения цен или выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах (например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного года — в ценах отчетного периода);
  • б) устранить влияние различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей (например, показатель себестоимости пересчитывается на одинаковый объем за отчетный и предыдущий года);
  • в) применение единой методики исчисления показателей;
  • г) сравнение тождественных периодов времени.

Результаты сравнения можно представить в следующем виде:

Они определяются как разность между показателями, причем можно сравнивать как количественные, так и качественные показатели.

Количественные показатели — характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Например, численность работников, стоимость основных производственных фондов, выручка от продаж, прибыль и т.д.

Качественные показатели — отражают экономическую эффективность хозяйственных процессов. Например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные отклонения могут быть:

  • — натуральными (штуки, тонны, килограммы, метры и т.д.);
  • — трудовыми (человеко-часы);
  • — денежными.
  • · Относительные отклонения

Определяются как соотношение величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.

Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше единицы) или уменьшился (если меньше единицы) показатель.

Абсолютные и относительные отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.

Представляют показатели — факторы, которые оказали влияние на достигнутые результаты.

Таким образом, сравнение — важнейший прием, т.к. именно с него начинается процесс экономического анализа.

2. Детализация — прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.

Детализация показателей проходит последовательно по нескольким направлениям:

а) по времени совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены).

Позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов и выявить тенденции в их динамике.

б) по месту совершения хозяйственных процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций — по отдельным структурным подразделениям.

Дает возможность выявить ведущие и отстающие подразделения.

Необходима для изучения структуры совокупностей, выявления значения отдельных частей в формировании сложных показателей и их изменении. Например, себестоимость продукции детализируется по элементам затрат, статьям калькуляции, видам продукции.

Группировки — прием, заключающийся в делении изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями и систематизировать материалы анализа.

Взависимости от цели анализа используются:

Например, группы предприятий по форме собственности, группы основных средств и т.д.

Позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. Например, группировка оборотных активов.

Используются для определения наличия направления и формы связи между показателями. Индивидуальные показатели заменяются средними с целью обобщения.

3. Обобщение — завершающая стадия изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.

· выводы (оценка деятельности)

Могут быть представлены таблицами, графиками, диаграммами, что позволяет отражать закономерности, содержащиеся в числовой информации.

  • · сводка резервов
  • · рекомендации по использованию резервов, т.е. организационно — технические мероприятия.
  • 4. Балансовый способ — используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Например, баланс трудовых ресурсов, платежный баланс.

Также способ применяется для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя.

5. Факторный анализ — анализ влияния факторов на изменение результативного показателя.

Основные задачи факторного анализа:

  • · отбор факторов для анализа исследуемых показателей;
  • · классификация и систематизация факторов с целью обеспечения системного подхода;
  • · моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;
  • · расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
  • · практическое использование результатов анализа в управлении для принятия обоснованных решений.

Широко распространены способы цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Кроме них, могут применяться индексный метод, интегральный и способ логарифмирования.

· Способ цепной подстановки

Может использоваться для расчета влияния факторов во всех типах моделей. Заключается в постепенной (последовательной) замене базисной величины каждого факторного показателя на фактическую (подстановка). Фактор, влияние которого необходимо определить рассматривается как переменный, а все другие, по отношению к нему — как постоянные. Результат влияния определяется как разность между условной (рассчитанной) величиной результативного показателя и его предшествующим значением. От порядка подстановки зависят результаты расчетов.

Базисный показатель заменяется не полной величиной отчетного, а только абсолютным отклонением.

· Способ относительных разниц

Для расчета влияния первого фактора базовая величина результативного показателя умножается на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде коэффициента или процента. Для расчета влияния второго фактора к базовой величине результативного показателя прибавляется изменение его за счет первого фактора и полученная сумма умножается на относительный прирост второго фактора и т.д.

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию — менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей — партнеров, инвесторов и кредиторов — информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия. Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора — с каким из исследуемых предприятий установить или продолжить взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать. Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации.

В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

источник

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

Основными компонентами финансового анализа являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

расчет финансовых коэффициентов.

  • — горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • — вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • — трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • — анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • — сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • — факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями

других статей. При этом особое внимание следует уделять

случаям, когда изменение одного показателя по экономической

природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:

общепринятыми стандартными параметрами;

аналогичными показателями предшествующих лет (периодов);

показателями конкурирующих предприятий;

какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в дополнительном анализе.

Впрочем, дополнительный анализ может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента.

Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверсификации деятельности многих компаний; фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов.

источник

1.4. Методы финансового анализа

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия:

? изменения в структуре активов и пассивов;

? динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;

? величина прибылей и убытков и уровень рентабельности активов и продаж.

При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу.

Исходной базой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

? горизонтальный анализ;

? вертикальный анализ;

? трендовый анализ;

? сравнительный (пространственный) анализ;

? факторный анализ;

? метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

? простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;

? анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:

ЧП СК = ЧП/СК = (ЧП/ВР) ? (ВР/А) ? (А/СК), (1)

где ЧП СК – чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП – чистая (нераспределенная) прибыль за расчетный период; СК – собственный капитал на последнюю отчетную дату (раздел III баланса); ВР – выручка от реализации продукции (без косвенных налогов); А – активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняется, за счет какого фактора это произошло:

1) снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

2) менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

3) изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

Приведем цифровой пример. Данные за первый квартал отчетного года: чистая прибыль – 9 млн руб.; выручка от реализации – 60 млн; активы – 120 млн; собственный капитал – 30 млн руб. Данные за второй квартал отчетного года: чистая прибыль – 9,9 млн руб.; выручка от реализации – 63,6 млн; активы – 126 млн; собственный капитал – 30 млн руб.

ЧП СК1 = (9/60) ? (60/120) ? (120/30) ? 100= 30 %

ЧП СК2 = (9,9/63,6) ? (63,6/126,0) ? (126,0/30,0) ? 100= 33 %

1. В результате роста чистой прибыли получен прирост чистой рентабельности собственного капитала на 1,14 % (31,14–30,0):

(9,9/63,6) ? (60/120) ? (120/30) ? 100= 31,14 %

2. В результате ускорения оборачиваемости активов достигнут прирост чистой рентабельности собственного капитала на 0,3 % (30,3 – 30,0):

(9/120) ? (63,6/126,0) ? (120/30) ? 100= 30,3 %

3. В результате улучшения структуры капитала получен прирост чистой рентабельности собственного капитала на 1,5 % (31,5 – 30,0):

(9/120) ? (60/120) ? (126/30) ? 100= 31,5 %

4. Сопряженное воздействие трех факторов равно: 1,14 + 0,3 + 1,5 = 2,94 % или примерно 3 % (33–30).

Для расчета использован способ цепных подстановок.

Анализ показателя чистой прибыли, приходящийся на собственный капитал, используется при решении вопроса, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста привлеченного капитала кредитов и займов, т. е.:

1) при выборе рациональной структуры капитала;

2) при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Метод финансовых коэффициентов – расчет отношений данных бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязей показателей. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы: эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации других предприятий, статичность применяемых коэффициентов.

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, RO@@C.

Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов (ROA) = (Чистая прибыль + Проценты ? (1 – ставка налога)) / Всего активов ? 100 (2)

Данный показатель отражает, сколько фирма заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA часто используется высшим руководством компании для оценки деятельности отдельных структурных подразделений. Руководитель подразделения имеет существенное влияние на активы, но не может контролировать их финансирование, поскольку филиал компании не берет банковских кредитов, не эмитирует акции или облигации и во многих случаях не оплачивает свои собственные счета (по текущим обязательствам).

Прибыль на собственный капитал (ROE) = Чистая прибыль / Акционерный капитал ? 100 (3)

Данный коэффициент показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных держателями акций (либо прямо, либо при помощи нераспределенной прибыли). Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных акционеров, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров. Однако для руководителей филиалов этот коэффициент не представляет особого интереса, так как они обязаны эффективно управлять активами независимо от роли акционеров и кредиторов в финансировании данных активов.

Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте фирмы длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам.

Прибыль на инвестиционный капитал (RO?C) = (Чистая прибыль + Проценты ? (1 – ставка налога)) / (Долгосрочные обязательства + Акционерный капитал) ? 100 % (4)

Инвестированный капитал равен также оборотному (рабочему) капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что владельцы и долгосрочные кредиторы должны финансировать имущество и оборудование фирмы, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещается за счет краткосрочных обязательств.

Отдельные фирмы часто используют показатель RO?C для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE) или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства). Данный параметр применим только в тех случаях, когда руководство филиала оказывает важное влияние на принятие решений о приобретении активов, о кредитной политике (счета к получению), о распоряжении наличностью и уровне его краткосрочных обязательств.

Прибыль на инвестированный капитал равна чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент RO? можно рассматривать как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций.

(Чистая прибыль / Инвестиции (RO?)) = (Чистая прибыль/Объем продаж) ? (Объем продаж/Инвестиции)

Каждый из двух терминов с правой стороны уравнения имеет свой особый экономический смысл. Чистая прибыль, деленная на объем продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS).

Второй показатель – объем продаж, деленный на инвестиции, – характеризует оборачиваемость последних.

Эти два отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (RO?). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, данный показатель может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины.

В дополнение к желанию иметь удовлетворительную норму прибыли инвесторы хотели бы, чтобы их капитал был защищен от финансового риска. Прибыль на акционерный капитал (ROE) могла бы быть повышена, если бы дополнительное инвестирование в новые проекты достигалось исключительно за счет долговых обязательств. Конечно при условии, что прибыль на эти дополнительные инвестиции должна превышать расходы по выплате процентов по данным обязательствам.

Однако подобная инвестиционная политика повысила бы риск утраты акционерами своих вложений, так как выплаты по процентам и основной суммы долга фиксированы и их неуплата неизбежно приведет фирму к банкротству. Степень риска в каждом случае может быть измерена относительными размерами сумм обязательств и акционерного капитала и средств, выделенных на погашение обязательств. Этот анализ также требует использования финансовых коэффициентов.

Отдельные показатели, рекомендуемые Минэкономики России для аналитической работы, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Отдельные показатели, рекомендуемые Минэкономики РФ для аналитической работы

Приведенные в этой таблице показатели могут быть использованы внешними пользователями бухгалтерской отчетности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы. Для предварительной оценки финансового состояния предприятия вышеприведенные показатели целесообразно разделить на две группы, имеющие между собой качественные различия.

В первую группу входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом как снижение значений параметров ниже нормативных, так и превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение финансового состояния предприятия.

Во вторую группу входят ненормируемые показатели, которые обычно сравниваются в динамике за ряд периодов или со значениями этих же показателей на аналогичных предприятиях. В данную группу входят показатели рентабельности и оборачиваемости активов и собственного капитала, структуры имущества и капитала и др.

По данной группе показателей целесообразно опираться на изучение тенденций изменения показателей и устанавливать их улучшение или ухудшение.

Сложность сегодняшней ситуации в России состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы недостаточно владеют методами финансового анализа, а специалисты ими владеющие не успевают (из-за загруженности основной работой) читать и анализировать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета.

В связи с этим предприятиям целесообразно выделить службу (группу специалистов), занимающуюся анализом финансово-экономического состояния. Основными задачами данной службы могут быть:

1) разработка входных и выходных аналитических форм с показателями ликвидности, финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности. Бухгалтерская служба заполняет эти формы с той периодичностью, которая целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;

2) периодическое (ежемесячное, ежеквартальное, ежегодное) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетами основных аналитических показателей и отклонений от плановых, нормативных, среднеотраслевых значений.

Примерная функциональная схема взаимосвязей по осуществлению финансово-экономического анализа предприятия представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Примерная функциональная схема взаимосвязей по проведению финансово/экономического анализа (по рекомендациям Минэкономики РФ)

На основе полученных результатов финансово-экономического анализа может быть сформулирована финансовая политика предприятия на предстоящий период (квартал, год). В частности, может быть принято решение о реструктуризации имущественного комплекса (продаже неиспользуемых материальных активов, обновлении сильно изношенных основных средств, переоценке основных фондов с учетом их рыночной стоимости, изменении механизма начисления амортизации и т. д.). Принимаемые руководством предприятия решения должны быть направлены на повышение его доходности, рыночной стоимости и деловой активности.

источник