Меню Рубрики

Сравнение как основной прием экономического анализа

Сравнение — наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.

Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины. экономический информационный обработка

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.

Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Сопоставлением показателей анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.

Важным направлением сравнения является сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фак-тора и определения резервов. В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

  • · горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции с предыдущей;
  • · вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;
  • · трендовый анализ — сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;
  • · одномерный сравнительный анализ — сопоставляются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
  • · многомерный сравнительный анализ — сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.

Простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Она позволяет изучить экономические явления во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.

С помощью экономического анализа устанавливаются причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, причины и факторы, и лишь после этого — характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

Группировка как способ анализа широко применяется в литейном производстве, в машиностроении, в концернах, акционерных обществах, ассоциациях. Объектами изучения выступают как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения и хозяйственные операции. В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).

Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

Способы измерения влияния факторов

Важнейшим направлением аналитической работы является определение влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей.

При определении количественного влияния факторов на изменение результативного показателя можно использовать следующие способы:

  • · способ цепныхподстановок,
  • · способ абсолютных и относительных разниц,
  • · индексный,
  • · интегральный,
  • · балансовый.

В основе первых четырех лежит метод элиминирования, т.е. устранение, исключение воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Метод цепных подстановок используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового расчета. Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: в начале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если несколько количественных и качественных, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминиро-ванном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = x1* x2* x3*…. Xn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа:

Y = (а — Ь)с и Y = а(Ь — с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в Ахд.

При его использовании величина влияния факторов рассчиты-вается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые на-ходятся справа от него, и на фактическую величину факторов, рас-положенных слева от него в модели.

Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валового выпуска продукции выглядит следующим образом:

Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц полу-чаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сум-ма прироста результативного показателя за счет отдельных факто-ров равнялась его общему приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмем фак-торную модель прибыли от реализации продукции:

где П — прибыль от реализации продукции;

УРП — объем реализации продукции;

Ц — цена единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

объема реализации продукции

Способ относительных разниц, как и предыдущий, применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа V = (а — b)с. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным.Это прежде всего касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа V = А х В х С.

Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей:

Тогда изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом:

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Как видим, результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущих способов.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

Разновидностью этого способа является прием процентных разностей.

Для того чтобы установить, насколько изменился объем валовой продукции за счет численности рабочих, необходимо плановую его величину умножить на процент перевыполнения плана по численности рабочих ЧР%:

Для расчета влияния второго фактора необходимо умножить плановый объем валовой продукции на разность между процентом выполнения плана по общему количеству отрабо-танных дней всеми рабочими D% и процентом выполнения плана по среднесписочной численности рабочих ЧР%:

Абсолютный прирост валовой продукции за счет измене-ния средней продолжительности рабочего дня (внутрисменных простоев) устанавливается путем умножения планового объема валовой продукции на разность между процентами вы-полнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% и общему количеству отработанных ими дней D%:

Для расчета влияния среднечасовой выработки на изменение объема валовой продукции необходимо разность между процен-том выполнения плана по валовой продукции ВП% и процен-том выполнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% умножить на плановый объем вало-вой продукции ВПпл:

Преимущество этого способа состоит в том, что при его при-менении не обязательно рассчитывать уровень факторных по-казателей. Достаточно иметь данные о процентах выполнения плана по валовой продукции, численности рабочих и количеству отработанных ими дней и часов за анализируемый период.

Интегральный способ.Недостатком вышерассмотренных способов является то, что результаты расчетов зависят от последовательности замены факторов и неразложимый остаток необоснованно часто приписывается влиянию изменения качественного фактора.

Отмеченные недостатки устраняются при использовании интегрального метода. Данный метод объективен, т.к. исключает какие-либо предложения о роли факторов до проведения анализа, соблюдается положение о независимости факторов.

Использование этого способа позволяет получить более точные результаты. Результаты расчетов не зависят от расположения факторов, изменение результативного фактора пропорционально раскладывается между факторами.

Интегрирование этих величин (количества и цены) можно определить по формуле:

Балансовый метод используется в планировании, статистике, бухгалтерском учете. В экономическом анализе он применяется там, где существует строго функциональная зависимость. С помощью данного метода анализируется использование рабочего времени (баланс рабочего времени), использование производственной мощности (баланс производственной мощности), баланс трудовых ресурсов и т.д.

Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.

Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя. Алгоритм расчета следующий:

где х — количественный фактор; у — качественный фактор;

Jху = Ex1у1/Еху — изменение результирующего показателя;

Jх = Ех1у / Еху — влияние количественного фактора;

Использование математических методов в экономическом анализе повышает эффективность анализа деятельности хозяйствующего субъекта, т.к. сокращаются сроки проведения анализа, большее количество показателей можно проанализировать. Математические методы позволяют заменить приближенные расчеты точными вычислениями, осуществлять многомерный сравнительный анализ, что практически невозможно осуществить вручную. Это требует:

  • · совершенствования системы экономической информации о работе хозяйствующего субъекта;
  • · наличия ЭВМ, осуществляющих обработку экономической информации;
  • · системного подхода к изучению экономики хозяйствующего субъекта (учета всей совокупности взаимосвязей — системного характера);
  • · разработки новых экономико-математических моделей.
  • · Факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен с помощью тех или иных математических методов.

Классификация методов и приемов экономического анализа

Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат.

В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук.

В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемой, т.е. в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных процедур. С этой точки зрения все аналитические методы могут быть подразделены на неформализованные и формализованные. Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур без использования аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные (математические) методы экономического анализа — это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости.

Эти методы составляют второй уровень классификации, в котором выделяют:

  • 1. Классические методы экономического анализа;
  • 2. Традиционные методы экономической статистики;
  • 3. Математико-статистические методы изучения связей;
  • 4. Методы финансовых вычислений;
  • 5. Методы теории принятия решений.

К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

Во вторую группувключают:метод средних величин, метод группировок, индексный метод.

В третью группувключают:методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ. Методы теории принятия решений объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности. Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе — в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени. Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний. Сравнение — самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.

Существует несколько форм сравнения:

  • · с планом;
  • · с прошлыми периодами; с лучшим;
  • · со средними данными.

Группировка — это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы. Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их экономическую природу.

Метод цепных подстановок — это метод экономического анализа, который заключается в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной при сохранении неизменными остальных показателей.

Индексный метод — это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений — групповыми. Использование всей совокупности методов, приемов и способов — одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.

источник

Метод экспертных оценок.

Статистические (традиционные) методы экономического анализа.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Многомерные сравнения в экономическом анализе (матричный метод).

Сравнение как один из методов экономического анализа.

ТЕМА 3. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.

Сравнение – научный подход познания, в процессе его неизвестные предметы или явления сопоставляются с уже известными изучаемыми ранее, с целью определения общих черт или различий между ними.

С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

1) Сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей.

2) Сопоставление фактических показателей с нормативами, позволяет провести контроль за затратами и способами внедрения ресурсосберегающих технологий.

3) Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов

4) Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижением науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимые для поиска резервы.

5) Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определение неиспользованных резервов.

6) Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых явлений.

7) Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8) Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора. Применяется при расчете влияния факторов, при расчете резервов.

Сравнения могут быть качественными и количественными.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

Вертикальный (структурный) анализ — представление фи­нансового отчета в виде относительных показателей. Такое пред­ставление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи ба­ланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа яв­ляются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вер­тикального анализа:

· переход к относительным показателям позволяет прово­дить сравнительный анализ предприятий с учетом отрас­левой специфики и других характеристик;

· относительные показатели сглаживают негативное влия­ние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетно­сти и тем самым затрудняют их сопоставление в динами­ке.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показа определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру расчетной финансовой формы, так и динамику отдельных показателей.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд — это путь развития. Применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к базисному уровню, т.е. это исследование рядов динамики. Анализ тренда предназначен для исследования измене­ний среднего значения временного ряда с построением ма­тематической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда, Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелиней­ной регрессии.

Одномерный сравнительный анализ – сопоставление делается по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – проводится в сопоставлении результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщения результатов деятельности.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 930 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

По дисциплине: «Анализ финансово – хозяйственной деятельности»

Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики.

Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.

Экономический анализ рассматривается на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

На макроуровне экономический анализ рассматривает и анализирует экономику всего народного хозяйства страны. Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особое значение необходимо придавать выявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда.

Экономический анализ на микроуровне проводится специальными приемами и методами на предприятиях. На микроуровне в процессе экономического анализа акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Необходимо выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.

Роль экономического анализа повышается с введением рыночных отношений, особенно в оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия и принятии управленческих решений.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы, производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия, эффективность работы предприятия и конечный финансовый результат.

Объектом анализа является предприятие, объединение, снабженческо – сбытовая деятельность предприятия.

Предмет, задачи и приемы экономического анализа.

Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы или производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия и конечный финансовый результат на основе приемов анализа.

Задачи анализа обусловлены хозяйственными требованиями государства на каждом этапе развития. В связи с этим задачи могут быть общие и задачи в условиях рынка.

1. оценка итогов работы предприятия, достигнутых за определенных период;

2. выявление недостатков на предприятии, устранение расходов и потерь;

3. определение эффективности трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

1. обеспечение конкурентности на внутреннем и внешнем рынках, создание продукции и ее выход на мировой рынок;

2. выход на конечный результат (прибыль; убыток);

3. выявление резервов и недостатков на предприятии.

Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:

Ø Экономико – статистические приемы:

— Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ

— Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.

Приемы экономического анализа, их классификация.

Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:

Ø Экономико – статистические приемы.

Основным приемом анализа является прием сравнения – прием позволяющий выразить характер одного явления через другие однородные явления. Различают следующие способы сравнения:

а) фактические показатели сравнивают с плановыми для определения степени выполнения плана;

б) фактические показатели сравнивают за ряд лет, чтобы определить темпы развития производства;

в) фактические показатели данного предприятия сравнивают с показателями другого для выявления резервов.

Абсолютные и относительные величины.

Абсолютные величины используют для характеристики экономических явлений, изменения объема, размера и результатов хозяйственной деятельности.

В анализе обычно используются относительные величины, которые более точно показывают изменение явлений.

— коэффициенты – за базу сравнения принимается единица

— проценты – за базу сравнения принимается число 100

— промилле — за базу сравнения принимается число 1000

— темп роста и темп прироста. Темп роста = показатель отчетного года/показатель предыдущего года*100%. Темп прироста = темп роста – 100.

— индексы – показывает соотношение между показателями.

— простая средняя арифметическая – рассчитывается как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число вариантов.

— средняя арифметическая взвешенная – определяется в том случае, когда значение основного признака повторяется. Например при определении среднего тарифного разряда..

— средняя хронологическая – используется, когда нужно определить среднюю годовую стоимость основных производственных фондов или остаток ТМЦ. Формула: половинные показатели на начало и конец года и суммируются с показателями на начало каждого месяца в году и разделить на количество месяцев.

— средняя гармоническая – используется, если при расчете средних величин принимаются обратные величины. Например при изучении затрат рабочего времени.

Прием группировки – для выявления взаимосвязи между показателями. Существует несколько приемов группировки:

— структурные, когда группируются однородные явления по признаку сходства;

— аналитические, устанавливают взаимосвязь, взаимозависимость между показателями.

Прием детализации используется, когда нужно проанализировать отдельные показатели.

Балансовый прием используется с целью установления наличия соответствия между показателями. Выражается в виде баланса (аналитическая формула равенства правой и левой сторон).

Ряды динамики. С их помощью можно охарактеризовать экономические явления во времени.

Прием цепных подстановок. Сущность данного приема:

1. Все факторы подразделяются на количественные и качественные,

2. В первую очередь всегда определяется влияние количественных факторов, а затем качественных,

3. влияние количественного фактора – берется отклонение по количественному фактору и умножается на плановое значение качественного фактора,

4. влияние качественного фактора – берется отклонение по качественному фактору умножается на фактическое значение количественного фактора,

5. находится общее влияние, т.е. влияние количественного на качественное и наоборот.

Экономико – статистические приемы анализа

К статистическим приемам анализа относят корреляционный, регрессионный и факторный анализ.

Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ применяется, когда между отдельными показателями имеется связь или зависимость от других показателей. Он дает возможность определить тесноту связи между показателями. Теснота связи определяется коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции = 1 – связь между показателями полная, Коэффициент корреляции = 0 – связь отсутствует, Коэффициент корреляции между 1 и 0 – связь искажена или неполная.

Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.

Математические приемы анализа

К математическим приемам анализа относят:

— линейное программирование. Самый распространенный прием решения задач по рациональному выявлению резервов;

— деловые игры. Основаны на решении хозяйственных вопросов на основании разбора хозяйственных операций.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

— сетевые графики. График строится по проведению работ и отражают все необходимые операции с указанием их последовательности и продолжительности.

Визуальные приемы анализа

Они находятся между математическими и традиционными приемами анализа.

Визуальные приемы анализа:

— мозговой штурм – метод активизации творческого мышления, основанном на такой атмосфере, которая приводит к неожиданным поворотам мысли.

Существует два вида: прямой мозговой штурм (при рассмотрении проблемы участвует 5 – 15 человек. Они должны быть в курсе проблемы, но не знать деталей. Обычно проводится в утренние часы, выступление длится 2-3 минуты, общая продолжительность не более часа), обратный штурм связан с решением задачи, когда выявляются резервы и недостатки с целью улучшения учета и анализа на предприятии.

— прием ассоциаций и аналогий. Сущность в том, что новые идеи и предложения возникают на основе сопоставления с другими аналогичными объектами.

— прием контрольных вопросов состоит в том, что задача решается при помощи тщательно подготовленных контрольных вопросов.

источник

Приемы анализа экономических показателей условно могут быть разделены на две части: технические и специальные.

Технические приемы связанные с подготовкой экономической информации для анализа. К ним относятся:

o проверка доброкачественности исходной информации;

o упрощения цифровых данных;

o приведение данных к виду сопоставление;

o обработка плановых и отчетных данных;

o определение средних и относительных величин;

o составление аналитических таблиц и графиков. К специальным приемам относятся:

o сравнения (основной прием анализа);

o группировки показателей;

o детализация сводных показателей;

o факторный анализ, который включает ряд приемов (индексный, прием цепных подстановок, прием разниц)

Группировка показателей относится к числу наиболее распространенных приемов анализа. Группировка используется для получения научно обоснованных средних величин, правильно характеризует совокупности изучаемых есть используется для обобщения явлений, для раскрытия содержания средних величин, а также для установления связи между явлениями и процессами, анализируются. Для правильного группировки важно определить признаки, согласно которым данные делятся на группы. Эти признаки могут быть количественными, то есть имеющих числовое выражение, и атрибутивными, выраженные словами.

Роглянемо пример присвоения выручки от продажи билетов в театре. При изучении дела о присвоении выручки от продажи билетов кассирами кинотеатра было выполнено группировки выручки по различным признакам: по фильму; по билетных кассирам; по сеансам. В процессе изучения документов был выделен кассир, вероятно Присваивающий часть выручки — на сеансах самых лучших фильмов.

Детализация сводных показателей необходима потому, что сведены показатели, которые отражены в статистической и бухгалтерской отчетности, как правило, нивелируют позитивные и негативные работы на отдельных участках и в отдельные периоды времени. Поэтому детализация проводится по месту, по времени, по составляющим частям и по обобщающим показателям.

Детализация по времени — это деление данных по кварталам, месяцам, декадам.

Детализация по месту — это деление данных по отдельным структурах (цехах, отделах). В этом случае можно установить роль каждого подразделения в получении конечных результатов работы предприятия, установить структурное подразделение, требует более глубокого анализа.

Детализация показателей по отдельным составным частям — это позволяет установить влияние, позволяет определить изменение структуры выпускаемой продукции на результативные показатели. Например, анализируя выполнение плана по реализации продукции, можно детализировать объем реализации по отдельным позициям номенклатуры, а внутри нее — по ассортименту, стоимости использованных материалов — по их видам, установив при этом, по которым есть перерасход, а по каким — экономия.

Во время криминалистического анализа наряду с делением показателей по «общих» признаках времени (кварталам, месяцам, декадам) данные нередко детализируются во времени работы отдельных материально ответственных лиц.

Анализ — это установление отдельных факторов, которые положительно или отрицательно влияют на изменения общих показателей.

Анализ по балансу — довольно трудоемкая и часто малоэффективна процедура, поскольку слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главных тенденций в изменении финансового состояния предприятия.

В большинстве случаев исследования структуры и динамики финансового состояния предприятия осуществляется с помощью сравнительного аналитического баланса. Такой баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры.

Дальнейший анализ баланса осуществляется следующими способами (они используются также и при интерпретации других форм отчетности):

o анализ с использованием коэффициентов.

Горизонтальный анализ. Это самый простой из приемов анализа, но, несмотря на это, с его помощью можно получить достаточно ценную информацию о финансовом состоянии предприятия. Он предполагает сравнение показателей одного года с показателями другого. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.

Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга, а некоторые показатели можно отнести как к инструментам горизонтального, так и к инструментам вертикального анализа.

Анализ с использованием коэффициентов. Коэффициент — это математическое выражение связи одного показателя с другим. Коэффициенты являются основными инструментами финансового анализа, помогающие установить связь между различными цифрами в отчетах. При использовании коэффициентов субъект финансового анализа может не только оценить текущее финансовое состояние организации, но и предусматривать реакции кредиторов и других лиц, которые обычно используют их для оценки деятельности компании.

Наиболее распространенными в обычной практике являются:

o сравнения отчетных показателей с плановыми, с отчетами за предыдущие периоды, с аналогичными показателями других предприятий отрасли;

o вычисления средних и относительных величин для последующих сравнений (выработка продукции, заработная плата и количество отработанных одним рабочим дней за один месяц, квартал, расход сырья, материалов, электроэнергии в среднем на единицу произведенной продукции и т.д.);

o предварительное группировки предприятий или их подразделений за качественно однородным признакам с целью сравнения аналогичных показателей для оценки результатов, достигнутых в процессе хозяйственной деятельности каждым отдельным предприятием, и другие [13, с.107].

Сравнение — один из самых распространенных приемов экономического анализа. В процессе расследования хищений, например, применяют сравнения первичных документов отдельных подразделений и структур. Для этого организуется встречная проверка счетов-фактур, накладных и других документов, изъятых у предприятий, имеющих хозяйственные связи. Используется также сравнение документальных данных с фактическими остатками товарно-материальных ценностей; фактических затрат сырья на единицу продукции нормам расходов в соответствии с сертификатом качества и т.п..

Основным приемом экономического (криминалистического и оперативно-экономического) анализа является сравнение.

Сравнение — это прием, который позволяет охарактеризовать одно явление через другое. При сравнении любых данных о работе предприятия очень важно правильно произвести оценку его экономического состояния, понять, в какой степени и которые стороны деятельности они отражают.

При проведении экономического анализа могут быть использованы различные виды сравнений:

o сравнения отчетных показателей с показателями бизнес-плана;

o сравнения отчетных показателей анализируемого периода с показателями отчета предыдущего периода;

o сравнения показателей за ряд отчетных периодов в динамике;

o сравнения отчетных данных анализируемого предприятия с показателями аналогичных по роду деятельности предприятий.

К моменту сравнения показатели должны быть приведены к сравнительному вида, то есть в ряде случаев для этого проводят специальные расчеты. Например, фактический выпуск продукции пересчитывается в ценах, принятых в бизнес-плане.

На деятельность предприятия могут влиять факторы, которые не зависят от руководства предприятием, его деятельности. Конечно, они влияют на показатели работы предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выделить влияние этих факторов.

В экономическом анализе сравнения используются для общей оценки работы предприятия одновременно по нескольким показателям и для установления отклонений, которые недостаточно мотивированы в пояснительной записке, предоставляется вместе с отчетом, то есть установление таких тенденций, которые указывают на негативные явления в работе предприятия, а также на возможные преступления.

В этом смысле анализ экономических показателей часто рассматриваются в качестве одной из форм последующего финансового контроля. Если в результате анализа возникли сомнения в достоверности отчетов, то по результатам отчетов анализа могут быть проведены внеплановые ревизии и проверки.

Сравнение отчетных данных с плановыми дает возможность получить первоначальное ориентирования в итогах выполнения плана и выделить доли, которые требуют особого внимания по изучению их в дальнейшем.

Такое сравнение в какой-то степени определяет направление анализа, оно дает предварительную оценку работы предприятия (положительную или отрицательную), позволяет установить недостатки и успехи в работе.

Сравнение отчетных данных с показателями предыдущих периодов позволяет определить тенденции и темпы развития изучаемых явлений, а по отношению показателей, не планируются (например, убытки от брака, убытки от внереализационной деятельности), можно сделать оценку успехов или недостатков.

Сравнение отчетных данных с показателями других предприятий принято называть сравнительным анализом. В процессе такого анализа устанавливаются разницы в использовании на исследуемых объектах (на предприятиях, в организациях, структурных подразделениях) производственных ресурсов, по сравнению дается оценка результатов их деятельности и тому подобное. Необходимо перед началом сравнительного анализа определить сопоставимость показателей, поскольку даже однородные по профилю готовой продукции единицы не всегда одинаковы по уровню техники.

Криминалистическая оценка результатов сравнения показателей ведет к двум основным позициям:

1) при изучении результатов сравнения устанавливают, нет необъяснимых с экономической точки зрения отклонений:

o в сторону ухудшения финансовой деятельности;

o в сторону улучшения хозяйственной деятельности, в том числе и по сравнению с аналогичными предприятиями.

Что может влиять на экономические показатели:

♦ придумана хозяйственная деятельность;

♦ сокрытия результатов деятельности (заведомое украшения результатов работы);

2) — определяется, насколько реальными были установлены несоответствия и как реагировали на них руководители предприятий, вышестоящих организаций и контролирующих органов. Недостатки в организации экономико-аналитической работы могут быть условием, которое побуждает возникновения преступлений, к которым могут быть привлечены рабочие экономических служб предприятия.

На завод по производству строительных материалов пришел новый главный бухгалтер П. Через 2-3 месяца после его прихода отчетные показатели предприятия резко изменились. Из числа плановозбиткових завод был переведен в категорию рентабельных. Руководство завода (включая главного бухгалтера) впервые получило премии за достижения сверхплановой экономии по производственным затратам. Из отчета и пояснительной ‘записки к нему было очевидно, что экономия достигнута за счет уменьшения расхода сырья на изготовление основной продукции — шлакоблоков для строительства. Ситуация была парадоксальной, так как технология изготовления продукции не позволяла недовложение щебня в размере 50%.

Однако анализ отчетности в вышестоящие организации проведен не точно, отчетность утверждалась, премии выдавались, внеплановые ревизии не проводились. Фактической причиной экономии было хищение сырья в поставщика согласно поддельных документов с использованием недостатков в учете реализации щебня на данном предприятии. Преступление было раскрыто после установления фактов получения «бесплатной» неучтенной сырья по документам, изъятых в рудоуправлении.

источник

Метод сравнения позволяет выразить характеристику явлений через другие однородные явления.

Сравнение – аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Это способ познания, когда изучаемый объект по своим показателям сопоставляется показателями уже известных объектов в целях выявления различий между ними либо выявления общих черт, определяющих тенденции или закономерности развития.

1)сравнение отчетных показателей с плановыми – позволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным показателям и наметить мероприятия для улучшения работы предприятия в дальнейшем.

2)сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов – показывает темпы роста производства, динамику показателей, тенденцию развития предприятия

3)межотраслевые сравнения – сравнение показателей предприятия с показателями других предприятий – позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт

4)Сравнение со среднеотраслевыми данными – позволяет определить, соответствует ли индивидуальные затраты на этом данном предприятии общественно необходимым, установить организационно-технический уровень предприятия и место, занимаемое им в ряду других предприятий

5)сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики – в форме финансовых клэффициентов.

Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравниваемость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме в отдельных случаях, сезонных особенностей, территориальных различиях, методике расчета показателей.

В экономическом анализе различают горизонтальный, трендовый и вертикальный виды анализа.

Горизонтальный – отклонение абсолютных и относительных значений показателя от базового.

Трендовый – тенденция изменения показателя за ряд лет в динамике по отношению к его базовому значению или к значению предыдущего периода.

Вертикальный – понимание структуры показателей изучаемого объекта. Выявить структуру и как она изменилась.

12.Графические методы в экономическом анализе

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Большое и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, которые используются в экономическом анализе – это диаграммы. Диаграммы по своей формебывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержаниюразличают: диаграммы сравнения, структур­ные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.

1)Диаграммы сравнения показывают соотношение разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простым и наглядным графиком для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат. На оси абсцисс размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота каждого столбца должна быть соразмерна величине показателя, который нанесен в соответственном масштабе на ось ординат.

Полосовые диаграммы размещают по горизонтали: основу полос размещают на оси ординат, а масштаб – на оси абсцисс.

Иногда диаграммы сравнения представляют в виде квадратов или кругов, площадь которых пропорциональна величине соответствующих показателей.

Особой разновидностью являются фигурные диаграммы, в которых соотношения объектов показываются в виде условно-художественных фигур (одежды, обуви, фигуры человека или животного и т.д.)

2)Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах изображение показателя дается в виде разбитых на секторы геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых берется за 100 или 1. Величина сектора определяется удельным весом части.

3)Диаграмма динамики предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Для этой цели могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие графики. Но чаще используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат: на оси абсцисс откладывают периоды, а на оси ординат – уровень показателей за соответствующие отрезки времени исходя из принятого масштаба.

Линейные графики очень широко используются также при изучении связей между показателями (графики связи). На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя (X), а на оси ординат – значения результативного показателя (Y) в соответствующем масштабе. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи.

4)Графики контроля находят широкое применение в экономическом анализе при изучении сведений о ходе выполнения плана. В таком случае на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за каждый день или другой промежуток времени.

Графические способы могут использоваться и при решении методических задач в экономическом анализе и, в первую очередь, разнообразных схемах для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т.д.

Требования должны выполняться при построении графиков:

1) выразительность и контрастность рисунка

2) масштаб, который бы обеспечивал наглядность и не усложнял чтение графика;

3) не нужно забывать и про эстетичную сторону – график должен быть простым и красивым.

13.Эвристичекие методы в экономическом анализе

В числе основных экспертных методов следует назвать следующие:

Метод «мозговой атаки»— итерационный способ анализа ситуаций и генерирования идей;

Метод «мозгового штурма»— также итерационный способ анализа ситуаций и идей с помощью двух групп экспертов, из которых одна – генерирует идеи, другая – их анализирует;

Синектический метод– анализ и генерирование идей с использованием аналогий из других областей знаний или интуитивных прогнозов;

Метод Дельфи– анализ с использованием анонимного опроса специалистов по вопросникам. После обработки и обобщения данных опроса мнение специалистов по спорным вопросам запрашивается повторно;

Метод Паттерн– анализ проблемы на основе изучения проблем, которые выстраиваются в «дерево целей»;

Морфологический анализ– метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития элементов системы, исходя из классификационных признаков, параметров и свойств. Применяется также для анализа сценариев развития сложных систем и процессов и их составление;

Ситуационный метод анализа– анализ многомерных ситуаций и явлений. Например, анализ бухгалтерской отчетности.

К ситуационному методу анализа примыкает метод анализа посредством построения сценариев – последовательности действий в условиях определенности, неопределенности и конфликта. Анализ в таком случае проводится одним специалистом или путем привлечения группы экспертов.

При проведении анализа экспертными методами необходимо соблюдать следующие требования:

Состав и квалификация рабочей группы экспертов должны соответствовать изучаемой проблеме, а число экспертов, как правило, — не менее 10 человек.

Все методы предусматривают однозначное понимание вопросов и относительную независимость экспертов.

Перед опросом экспертов следует утонить направления развития анализируемой системы и составить сценарий, отражающий цели, подцели и средства их достижения.

Обработка материалов экспертного опроса должна осуществляться с помощью статистических приемов.

14.Основные понятия и формульные зависимости в анализе финансовых результатов

Каждое предприятие является участником рыночных отношений вообще и финансового рынка в частности. В зависимости от обстоятельств оно может выступать в качестве того или иного контрагента финансового рынка.(Продавцы и Покупатели, Дебиторы и Кредиторы). При этом неизбежно возникает необходимость в проведении тех или иных финансовых вычислений(Инвестиционная деятельность, Кредитный операции, Операции фондового рынка, Выплата дивидендов).

Финансовые вычисления, базирующиеся на понятии временное стоимости денег, являются одним из краеугольных элементов финансового анализа и используются в различных его разделах.

К настоящему времени разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих доходов с позиции текущего момента.

Простейшим видом финансовой сделки является однократное предоставление в долг некоторой суммы (Р) с условием, что через некоторое время t будет возвращена бОльшая сумма (S). Результативность подобной сделки может быть охарактеризована двояко: либо с помощью абсолютного показателя – прироста (S–P), либо путем расчета некоторого относительного показателя. Этот показатель рассчитывается как отношение приращения исходной суммы к базовой величине, в качестве которой, очевидно, можно взятьPилиS. Таким образом, ставка рассчитывается по одной из двух формул:

В финансовых вычислениях первый показатель имеет еще другие названия: «процентная ставка», «процент», «рост», «ставка процента», «норма прибыли», «доходность», а второй – «учетная ставка», «дисконтная ставка», «дисконт». Очевидно, что обе ставки взаимосвязаны, т.е. зная один показатель, можно рассчитать другой:

или

Оба показателя могут выражаться либо в долях единицы, либо в процентах.

Процесс, в котором заданы исходная сумма и ставка(процентная или учетная), в финансовых вычислениях называется процессом наращения, искомая величина –наращенной суммой, а используемая в операции ставка –ставкой наращения. Процесс, в котором заданы ожидаемые в будущем к получению(возвращаемая) сумма и ставка, называетсяпроцессом дисконтирования, искомая величина –приведенной суммой, а используемая в операции ставка –ставка дисконтирования. В первом случае речь идёт о движении денежного потока от настоящего к будущему, во втором – от будущего к настоящему.

Одна из интерпретаций ставки, используемой для дисконтирования, такова: ставка показывает, какой ежегодный процент возврата хочет (или может) иметь инвестор на инвестируемый им капитал. В этом случае искомая величина Pпоказывает как бы текущую, сегодняшнюю стоимость будущей величиныS.

15.Оценка результатов финансовых операций

Значительный объем финансовых вычислений связан с расчетами по процентным деньгам. Под процентными деньгами понимают абсолютную величину дохода от предоставления денег в ссуду, помещения их в виде вклада, депозита и т.п. На практике процентные деньги называют процентами. Бывают простыми(исходная сумма не меняется) и сложными(исходная сумма менятеся).

Если исходная база при начислении процентов не меняется, то такие проценты называют простыми. Расчеты по формуле: S=P(1+Iпс*n), гдеS- наращенная сумма денег,P- исходная сумма кредита (депозита),n- продолжительность сделки,Iпс— процентная ставка.

Если продолжительность периодов начисления и процентные ставки одинаковы для всех периодов, то расчеты проводят по зависимости S=P(1+n*Iпс) m , гдеm– число операций реинвестирования.

В случае сложных процентов процентные деньги присоединяются к исходной сумме, и база для определения наращенной суммы меняется. Механизм наращения по сложным процентам называется капитализацией процентов. Формула имеет вид:S=P(1+n*Iпс) n .

В случае меняющейся по времени процентной ставки расчёт ведут по зависимости:

Проценты за дробное число лет начисляются двумя способоми:

1)по формуле сложных процентов

2)с использованием смешанного метода

S=P(1+Iпс) a * (1+b*Iпс), гдеn=a+b; а – целое число лет;b– дробная часть года.

При b≠0 наращенная сумма по смешанному методу больше, чем по формуле сложных процентов.

Проценты могут начисляться помесячно, поквартально, по полугодиям. В этом случае используется формула S=P(1+I/m) nm , гдеn- число периодов,m-число начислений процентов за период.

На практике наращение денег может производиться 1 раз в год или mраз в год. Годовая ставкаIпсэ, при которой финансовый результат не будет отличаться от результата при начислении процентовmраз в год по ставкеIпс/m, называется эффективной или действительной процентной ставкой:Iпсэ=(1+Iпс/m)-1.

На практике используют реальную процентную ставку. Это ставка, очищенная от инфляции. , гдеi -темп инфляции.

При сравнении финансовых результатов по простым и сложным процентам можно сделать выводы:

при периоде менее 1 года простые проценты более выгодны кредитору

при периоде в 1 год простые и сложные проценты приводят к одинаковым результатам

при периоде более 1 года сложные проценты более выгодны вкладчику.

Как следует из рассмотренных положений финансовые результаты часто связаны с кредитом, который подразделяют на два вида: банковский (денежные ссуды) и коммерческий (товары и услуги).

Как банковский, так и коммерческий кредиты могут реализоваться через письменные долговые обязательства – векселя.

Векселедержатель может продать вексель банку или другому лицу ранее указанного в векселе срока по цене ниже той, что указана в векселе. Подобная сделка называется учетом векселя или дисконтированием.

Дисконт– разница между номинальной стоимостью долгового обязательства и суммой, полученной векселедержателем, в результате учета векселя. Дисконтирование делят на два вида: математическое и банковское.

При математическом дисконтировании решается задача, обратная по отношению к определению наращенной суммы.

Формула для математического дисконтирования имеет вид:

— дисконтный множитель, гдеP- приведенная величина или современная стоимость будущей суммы,– срок до погашения ссуды,=(-число дней до погашения, к=360) 1/(1+nI) – дисконтный множитель. ТогдаD=S-P,D-дисконт.

При банковском дисконтировании сумма, полученная при учете векселя, определяется по формуле:

P=S(1-Iус*), где (1-Iус*) -дисконтный множитель,Iус -простая учетная ставка,-срок с момента учета векселя до даты его погашения.

Дисконтирование по процентной ставке Iпси учетной ставкеIус приводит к различным финансовым результатам.

В случае совмещения начисления процентов по ставке Iпс и дисконтирования по ставкеIусиспользуют формулу:где— сумма, полученная при учете обязательства, Р – первоначальная сумма ссуды,n– общий срок платежного обязательства,— срок с момента учета обязательства до даты погашения долга.

В случае дисконтирования (учета) по сложной ставке процентов приведенная величина ссуды определяется следующим образом:

, где 1/(1+Iус) n – учетный или дисконтный множитель.

В случае когда проценты начисляются mраз в году, используют зависимость:

В случае операций со сложной учетной ставкой для каждого периода учетная ставка применяется не к первоначальной сумме, а к сумме, уменьшенной на величину дисконта, определенного на предыдущем шаге:

При дисконтировании mраз в году применяют номинальную учетную ставку:.

Эффективную учетную ставку находят из выражения:.

Таким образом, определения наращенной суммы денег производят по зависимостям

Значительная часть финансовых вычислений связана с обращением ценных бумаг. Рынок ценных бумаг иначе называется фондовым рынком. Важнейшим объектом фондового рынка являются акции. Они несут в себе потенциальную возможность распоряжаться мобилизованным с их помощью действительным капиталом и делают действительный капитал объектом купли-продажи.

Акции имеют три типа оценки стоимости: номинальную, балансовую, рыночную.

Номинальная стоимостьустанавливается для акции в момент регистрации эмиссии и отражается в акционерном сертификате. Номинальная стоимость никак не связана с реальной рыночной стоимостью.

Балансовая стоимость акции рассчитывается с использованием соответствующих зависимостей.

Рыночная стоимостьакции – это текущая стоимость акции на фондовом рынке.

Доходность операции по продаже акций определяется: Д=(d+Цпрпок)/Цпок*100%, гдеd-дивиденды, Цпр– цена продажи акций, Цпок — цена покупки акций.

Курс акций определяется: Курс А=(Дивиденд/Ссудный процент)*100%.

источник