Меню Рубрики

Сравнение как элемент методики экономического анализа

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

Сравнение — это важнейший прием экономического анализа, а базой для сравнения могут быть плановые показатели (текущие и перспективные), нормативы, данные других периодов времени, аналогичных объектов.

Анализ начинается со сравнения. Наиболее распространенными являются следующие виды:

1) сравнение отчетных показателей с плановыми. План — это основной критерий для оценки результатов хозяйственной деятельности и его выполнение является главной задачей каждого звена. План может быть не только текущим, но и перспективным, в этом случае оценивается возможность выполнения перспективного плана.

2) сравнение плановых показателей с показателями предыдущего периода. Этот вид сравнения позволяет определить степень напряженности плановых заданий и оценить качество планирования.

3) сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Оно позволяет наблюдать за динамикой хозяйственных процессов и их результатов, выявлять тенденции развития.

4) сравнение плановых и фактических показателей с прогрессивными нормами. Создает возможность выявления неиспользованных резервов.

5) сравнение со среднеотраслевыми данными. Позволяет определить место данного предприятия в отрасли.

6) межзаводское сравнение. Способствует выявлению неиспользованных резервов.

7) сравнение показателей различных структурных подразделений. Способствует выявлению роли каждого в конечных результатах, выявляет передовые и отстающие участки производства и т. п.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных, процентных отклонений, в виде индексов.

Чтобы результаты сравнений обеспечивали правильные выводы, необходимо добиваться сопоставимости сравниваемых показателей. Способы приведения показателей к сопоставимому виду:

1) устраняется влияние изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах.

2) устраняется влияние различий в структуре ассортимента выпускаемой продукции при сопоставлении качественных показателей (прибыли, себестоимости). Это достигается путем пересчета плановых показателей на фактический объем и структуру выпущенной продукции.

3) приведение сравниваемых показателей к одинаковой методике их исчисления. Поскольку инструкции по методике исчисления показателей или их учета периодически меняются, для обеспечения их сопоставимости в динамике необходимо показатели предыдущих периодов пересчитать по методологии отчетного периода, а затем проводить сравнения (показатели оборачиваемости рассчитываются через реализацию и себестоимость

реализованной продукции, рентабельность производства с учетом и без учета льготных фондов).

4) устраняется влияние структурных сдвигов в изучаемой совокупности. На сводные показатели объединения влияют результаты, достигнутые отдельными предприятиями. В случае, когда оно реорганизуется (создание новых или закрытие существовавших подразделений), показатели становятся несопоставимыми. Для устранения влияния структурных сдвигов либо плановые показатели пересчитывают на изменившуюся структуру, либо исчисляют индекс фиксированного состава.

5) периоды времени, за которые проводят сравнения, должны быть одинаковыми.

Указанные способы приведения показателей к сопоставимости являются важнейшими. В практике применяют и другие: устранение сезонных особенностей (сельское хозяйство, водный и воздушный транспорт), географических условий (добывающие предприятия), территориальных различий (сельское хозяйство) и т. д.

Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе «Услуги и цены». Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

источник

Сравнение является наиболее распространённым элементом об­щей методики анализа. В качестве базы для сравнений могут быть использованы фактические данные анализируемого предприя­тия за предшествующие период, прогнозные данные, данные дру­гих аналогичных предприятий, нормативные данные и т.д. В зависимости от выбора базы для сравнений делают различные выво­ды. Так при сравнении отчётных показателей с показателями предшествующих периодов, появляется возможность наблюдать за динамикой хозяйственных процессов и их результатов, выявлять тенденции развития объекта.

Сравнение плановых и фактических показателей с прогрессив­ными нормативами обеспечивает возможность выявления неис­пользованных резервов. Сравнение фактических отчётных данных с данными бизнес-плана позволяет оценить степень выполнения запланированных заданий, определить основные тенденции в развитии хозяйствующего субъекта.

При сравнении запланированных данных на отчётный период с планом за предшествующие периоды времени делают вывод о напряжённости и реальности плановых заданий.

Сравнение с данными других аналогичных объектов позволяет определить технико-экономический уровень организации производства и управления. Например, если на родственном предприятии нормы расхода материалов на аналогичное изделие гораздо ниже, это свидетельствует о недостаточном уровне производительности оборудования или производительности труда. Кроме того, межхозяйственные сравнения способствуют выявлению неиспользованных резервов на предприятии, определению места предприятия в отрасли.

Наряду со сравнением самостоятельных предприятий можно сопоставлять и результаты внутренних подразделений – цехов, складов, отделов и т.д. Такого рода сравнения позволяют оп­ределить место хозяйствующего подразделения, которое немало­важно при распределении фонда оплаты труда, прибыли и т.д.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных откло­нений, в виде процентных отклонений к базисному значению, отклонений по удельному весу, в виде индексов и т.д. В общем, виде выбор базы для сравнения и формулируемые выводы приведены в таблице 4.2.1

Таблица 4.2.1 – База для сравнения и цель

База для сравнения фактических данных

Выявить напряжённость составленных планов и степень их выполнения

Отчётные значения за предыдущие периоды времени

Динамика показателей, тенденция развития, расчёт темпов роста и прироста

Выявление неиспользованных резервов

Место организации в отрасли

Данные аналогичных объектов

Распространение передового опыта

Чтобы результаты сравнений обеспечили правильные выводы, необходимо добиться сопоставимости сравниваемых показате­лей. Основными способами приведения показателей к сопостави­мости являются:

— применение единой методики исчисления. Нормативными до­кументами регламентируются два способа исчисления объёма реализации по мере отгрузки или по мере оплаты. Поэтому если в изучаемом периоде произошла смена учётной политики, в части момента исчисления реализации, то для сравнения нужно исполь­зовать скорректированную, пересчитанную величину;

— устранение влияния инфляции. Для того чтобы учесть вли­яние инфляции, необходимо использовать один из предлагаемых в экономической литературе способов:

а) фактические данные изучаемого объекта пересчитывают на базисные условия его функционирования. Например, если известно, что цена на изделие из-за инфляции возросла в два раза, то для сравнения фактическую стоимость продукции необходимо уменьшить в два раза, т.е. пересчитать на базисные условия. Этот способ считается наиболее распространённым в международной практике, но при его использовании искажает­ся фактическая величина, что не позволяет дать объективную оценку достигнутым результатам;

б) базисные данные пересчитывают на фактические условия функционирования объекта. В приведённом выше примере необходимо базисную стоимость продукции увеличить в два раза.

Оба эти способа можно применять в тех случаях, когда не­большой ассортимент продукции. В противном случае необходи­мо делать громоздкие расчёты;

в) органами статистики даётся зафиксированный индекс ин­фляции, например, за 2010 год – 18 процентов, это значит, что данные 2009 года для сравнения необходимо скорректировать на эту величину. Этот способ слишком усреднённый, т.к. уро­вень инфляции для различных отраслей, видов продукции, услуг различён. Кроме того, практика доказывает, что публикуемый официально индекс инфляции не всегда реально отражает обес­ценивание денежной наличности.

— устранение влияния структурных сдвигов. Структурные сдвиги, т.е. изменение состава производимой продукции по срав­нению с базисным периодом, оказывает влияние на финансовые показатели из-за различий в цене, уровне рентабельности и т.д. Для устранения влияния структурных сдвигов определяют индекс фиксированного состава либо пересчитывают базисные значения показателей на изменившуюся в течение периода струк­туру;

— устранение различий во времени. Для анализа необходимо использовать данные о работе за тождественные периоды време­ни. Если для анализа используем данные за I квартал 2011 го­да, то в качестве базы для сравнения могут быть использованы только данные за квартал.

В зависимости от задачи исследования рассмотренный пере­чень приёмов приведения показателей в сопоставимый вид мо­жет быть значительно дополнен (учёт различий в природно-климатических условиях, учёт разницы в стоимости транспорт­ных расходов, учёт сезонности производства и т.д.).

источник

Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

Сравнение — сопоставление изучаемых данных и факто хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютны и относительных отклонений фактического уровня исследуемы показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ используемый для изучения структуры экономических явлений трендовый анализ, применяемый при изучении относительны темпов роста и прироста показателей за несколько лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики.

Различают три вида сравнений:

— динамические сравнения. Это сравнение во времени; база — данные за предыдущий период;

— пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. — в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени;

— сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

* единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

* единство периодов времени, за которые производится сравнение;

* сопоставимость условий производства;

* сопоставимость методики исчисления показателей.

Указанные способы приведения показателей к сопоставимости являются важнейшими. В практике применяют и другие: устранение сезонных особенностей (сельское хозяйство, водный и воздушный транспорт), географических условий (добывающие предприятия), территориальных различий (сельское хозяйство) и т. д.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных, процентных отклонений, в виде индексов.

источник

Мазурова Ирина Ивановна

При себе иметь на семинарах: Сборник вариантов контрольных работ.

Курсовая Работа по Экономическому анализу

Тема 1. Теория экономического анализа:

1. Определение, предмет, цель и основные задачи экономического анализа. Требования, предъявляемые к экономическому анализу

2. Объекты и субъекты экономического анализа

3. Экономический анализ как функция управления

4. Факторы: определение понятия и классификация

5. Резервы: определение понятия и классификация

6. Сущность, критерии и классификация показателей эффективности

7. Система основных показателей эффективности деятельности организации

a. Система основных обобщающих показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия в целом

b. Система основных частных показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов ресурсов

8. Виды и направления экономического анализа. Содержание управленческого и финансового анализа

9. Этапы проведения экономического анализа

10. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

Тема 2. Основные методы и методика экономического анализа

1. Определение метода и методики экономического анализа

2. Основные элементы методики экономического анализа

2.1. Систем аналитических показателей

2.2. Сравнение; условия сопоставимости показателей

2.3. Детализации и группировки

2.4. Факторное моделирование; виды взаимосвязей между исследуемыми показателями и факторами

2.5. Элиминирование, его сущность и основные приёмы

2.5.1. Способ цепных подстановок

2.5.2. Способ абсолютных разниц

2.5.3. Способ процентных разниц

2.6. Вертикальный, горизонтальный, трендовый способ экономического анализа

2.7. Метод финансовых коэффициентов

Определение метода и методики экономического анализа

Метод — принципиальный подход к комплексному изучению деятельности организации и влияющих на неё факторов с целью изыскания резервов повышения её эффективности и принятия обоснованных управленческих решений.

В настоящее время ведущим признаком в классификации методов следует признать формализацию факторов, исходя из которой методы делятся на: качественные и количественные.

Качественные методы – это неформализованные методы, основаны лишь на оценке деятельности и описывают причины факторы, на которых функционирует объект

Качественные методы применяются в том случае, если анализируется или очень простой объект, или наоборот – очень сложный.

· Характеризуется субъективизмом, интуицией

· Зависит от профессионализма аналитика

· Включает сравнение, экспертный метод, метод уровневого прогнозирования, интервью, мозгового штурма

Количественные методы – формализованные методы, при которых производится оценка деятельности предприятия, построение факторных моделей и расчет влияния каждого фактора на изучаемый показатель.

· Метод факторного моделирования

Методика – совокупность специфичных приёмов исследования, которые применяются при обработке аналитической информации в соответствии с поставленными целями и задачами.

Общая методика – определяет процедуру аналитического исследования в самом общем виде вне зависимости от спецификации объекта и сторон его деятельности.

Частная методика – является конкретизирующей общественной методикой, учитывает особенности функционирования и специфичные показатели деятельности предприятия

Элементы общей методики анализа

Система аналитических показателей – это показатели, в которых находят отражение объём затраты, эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Аналитические показатели классифицируются по ряду признаков:

a. Абсолютные – размер ресурсов, объём результата деятельности, объём затрат на их получение

b. Относительные – частное деление двух абсолютных показателей, предназначены для определения динамики, выполнения бизнес-плана, структуры, расчета эффективности

1. По порядку исчисления абсолютные показатели:

a. Абсолютные – по измерителям могут быть:

i. Коэффициенты – это показатель, в расчете которого участвуют абсолютные показатели в одинаковых единицах измерения

ii. Удельные показатели – показатель, при расчете которого используются 2 абсолютных показателя в разных единицах измерения

iii. Структурные показатели – доля какого-либо слагаемого в общей величине показателя.

a. Количественные – характеризуют объём ресурсов и величину хозяйственных процессов

b. Качественные – существенные особенности процессов и их экономическую целесообразность

4. По участию в процессе факторного моделирования

a. Показатели, характеризующие результаты (ы) деятельности

b. Показатели-факторы, воздействующие на результат

5. На назначению (по цели применения)

a. Характеризующие результат деятельности

b. Показатели, отражающие затраты организации

c. Показатели, характеризующие эффективность деятельности

6. По широте использования

Наиболее распространенные виды сравнений в ЭА

1. Сравнение отчетных показателей с плановыми

2. Сравнение плановых показателей с фактическими данными

3. Сравнение отчетных показателей текущего периода с показателями базового периода

4. Сравнение показателей анализирующих предприятие с аналогическими показателями других предприятий

5. Сравнение фактических результатов внутри предприятия по подразделениям

Условие сопоставимости показателей:

При сравнении объёмных показателей :

1. Устранить влияние уровня цен. – в одних и тех же ценах в отчетном и базовом периоде.

2. Устранение различий в объеме и структуры ассортимента при сравнении качественных показателей (напр. – себестоимости). Пересчитывается на фактический объём

3. Сравнение показателей, исчисленных за одинаковый промежуток времени

4. Приведение показателей в одинаковый вид по составу

5. Сравнение только по однопрофильным предприятиям

Детализация и группировка

Детализация – расчленение целого на части.

1. Детализация во времени: объём продаж/квартал, месяц и т.п. – позволяет судить о равномерности процесса

3. По составным частям – необходимо для изучения структуры совокупности

Как правило, группировка используется при обобщении результатов анализа.

Факторное моделирование

Факторное моделирование – это математическое выражение взаимосвязи исследуемого показателя и факторов, влияющих на этот показатель. Оно позволяет решить задачу качественного факторного анализа.

1. Отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей

2. Выявление зависимости между анализируемым показателем и факторами

3. Построение факторной модели

При изучении взаимосвязи принято различать 2 вида: детерминированные и вероятностные (корреляционные). При детерминированных связях и соответственно детерминированных факторных моделях исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При вероятностных связях между результатом и фактом нет жесткого соответствия, но доказано, что связь между результатом и фактором существует.

При качественных факторах используются приемы корреляционного анализа (см. Статистику)

· Аддитивные – в них результирующие показатели представлены в виде алгебраической суммы факторов (В=Онгп+ТП+Окгп)

· Мультипликативные – модели, при которых результат можно представить в виде факторов-сомножителей (ОП=Ч*ПТ)

· Комбинированные – модели, в которых факторы – слагаемые в аддитивных моделях детализируются на факторы-сомножители; в мультипликативных моделях факторы-сомножители детализируются по факторам слагаемого.

Следует соблюдать ряд правил:

1. Факторы, включенные в модель и сама модель должны иметь экономический смысл

2. Должны иметь информационную обеспеченность

3. При изучении анализируемого показателя, выраженного абсолютным показателем один из факторов-сомножителей выражается также абсолютным показателем, а остальные – относительными показателями.

4. При изучении показателя, выраженного относительной величиной все факторы в модели выражаются относительными величинами.

5. В каждой паре сомножителей один параметр рассматривается как количественный, другой — как качественный

6. При простейших моделях числитель предыдущей дроби, определяющей величину фактора, обычно совпадает со знаменателем следующей дроби, определяющей величину соответствующего фактора.

1) Затраты на 1 рубль ПП = ПС/ПП в продажных ценах = МЗ+РОТ+ОСН+А+Пр/ПП=

=МЗ/ПП+(РОТ+ОСН)/ПП+А/ПП+Пр/ПП=МЕ+Зарплато Емк+Амортизацио Емк+Прочие Удельные Затраты

3) ПДН (Бух.прибыль)=Ппр+Прочие финн.рез-ты

Ппр = ВП-Кр-Ур; Пфр=ПД-Пр; ПДН=ВП-КР-УР+ПД-ПР;

Выр.р(ТП/Чр)=ЧД/Чр*ТП/ЧД=д*среднедневная (в)ыработка одного рабочего (3)

Элиминирование, его сущность и основные приёмы

На базе приема элиминирования решается задача количественного факторного анализа.

При аддитивной модели влияние каждого фактора на исследуемый показатель рассчитывается путем вычитания из отчетного значения фактора его базисного значения.

При мультипликативных моделях моделирование может производиться рядом способов:

1. Способ цепных подстановок

2. Способ абсолютных разниц

Способ цепных подстановок

При способе цепных подстановок при расчете влияния фактора на исследуемый показатель определяется условная(ые) величина(ы), которая отвечает на вопрос «Какой был бы результативный показатель, если бы один фактор изменился, а остальные остались неизменными?».

Количество подстановок, необходимых для расчета действия фактора = n-1, где n – число факторов модели.

При этом способе размер влияния каждого фактора определяется путем сопоставления двух показателей, в которых есть различия на рассчитываемый фактор.

Показатели Способ расчета Влияние на dА
А Б
I А А1 Б1 Б11 dA(dб)= IA-а0=б1в0-б0в0 dA(dв)= A1-IA=б1в1-б1в0
Показатели Способ расчета Влияние на dА
А Б0в0г0д0
I А IIА IIIA A1 Б1в0г0д0 Б1в1г0д0 Б1в1г1д0 Б1в1г1д1

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1055 | Нарушение авторских прав

источник

Сравнение — это важнейший прием экономического анализа, а базой для сравнения могут быть плановые показатели (текущие и перспективные), нормативы, данные других периодов времени, аналогичных объектов. Анализ начинается со сравнения. Наиболее распространенными являются следующие виды:

1) сравнение отчетных показателей с плановыми. План — это основной критерий для оценки результатов хозяйственной деятельности и его выполнение является главной задачей каждого звена. План может быть не только текущим, но и перспективным, в этом случае оценивается возможность выполнения перспективного плана.

2) сравнение плановых показателей с показателями предыдущего периода. Этот вид сравнения позволяет определить степень напряженности плановых заданий и оценить качество планирования.

3) сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Оно позволяет наблюдать за динамикой хозяйственных процессов и их результатов, выявлять тенденции развития.

4) сравнение плановых и фактических показателей с прогрессивными нормами. Создает возможность выявления неиспользованных резервов.

5) сравнение со среднеотраслевыми данными. Позволяет определить место данного предприятия в отрасли.

6) межзаводское сравнение. Способствует выявлению неиспользованных резервов.

7) сравнение показателей различных структурных подразделений. Способствует выявлению роли каждого в конечных результатах, выявляет передовые и отстающие участки производства и т. п. Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных, процентных отклонений, в виде индексов.
Чтобы результаты сравнений обеспечивали правильные выводы, необходимо добиваться сопоставимости сравниваемых показателей. Способы приведения показателей к сопоставимому виду:

1) устраняется влияние изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах.

2) устраняется влияние различий в структуре ассортимента выпускаемой продукции при сопоставлении качественных показателей (прибыли, себестоимости). Это достигается путем пересчета плановых показателей на фактический объем и структуру выпущенной продукции.

3) приведение сравниваемых показателей к одинаковой методике их исчисления. Поскольку инструкции по методике исчисления показателей или их учета периодически меняются, для обеспечения их сопоставимости в динамике необходимо показатели предыдущих периодов пересчитать по методологии отчетного периода, а затем проводить сравнения (показатели оборачиваемости рассчитываются через реализацию и себестоимость реализованной продукции, рентабельность производства с учетом и без учета льготных фондов).

4) устраняется влияние структурных сдвигов в изучаемой совокупности. На сводные показатели объединения влияют результаты, достигнутые отдельными предприятиями. В случае, когда оно реорганизуется (создание новых или закрытие существовавших подразделений), показатели становятся несопоставимыми. Для устранения влияния структурных сдвигов либо плановые показатели пересчитывают на изменившуюся структуру, либо исчисляют индекс фиксированного состава.

5) периоды времени, за которые проводят сравнения, должны быть одинаковыми.

Фактор представляет собой одно из основополагающих понятий в экономическом анализе. Оно применяется в двух значениях:

— условия совершения хозяйственных операций;

— активно действующей силы — причины изменения результатов работы.

Обязательные условия совершения хозяйственных процессов выражают факторы ресурсов, различающиеся по простым моментам труда: сам труд, средства труда и предметы труда.

В качестве активно действующих на результаты работы причин выступают социально-экономические и технико-экономические факторы. Первые отражают творческую инициативу и активность участников производства, руководящую, организаторскую и стимулирующую работу. Но в анализе в основном изучают технико-экономические факторы. Степень их детализации зависит от поставленных задач и наличия источников информации.

В литературе предложены различные признаки классификации факторов.

Рассмотрим основные из них. Так, технико-экономические факторы принято подразделять на экстенсивные и интенсивные. Первые свидетельствуют о расширении поля производства (дополнительный прием рабочих, приобретение основных фондов, большего количества материалов и т. д.), вторые — о более эффективном использовании ресурсов (рост производительности труда, рост материалоотдачи и отдачи фондов).

С позиций системного подхода и правильной оценки принятых управленческих решений, различают факторы зависящие (внутренние) и независящие (внешние) от работы объекта. В числе внешних выделяют факторы, характеризующие взаимоотношения данного предприятия с другими по вопросам снабжения, сбыта, поставкам и вышестоящими органами управления.

По значению для изменения исследуемых явлений в конкретных условиях, факторы относят к основным или второстепенным. Основные — это те факторы, которые обеспечивают наибольшее изменение анализируемого показателя, а второстепенные оказывают незначительное влияние и в ряде случаев ими можно пренебречь.

Исходя из длительности действия, факторы делят на постоянные, влияющие на протекание и результаты хозяйственной деятельности длительное время, и временные, имеющие эпизодический характер (например, увеличение или уменьшения коэффициента износа основных средств при их приобретении или продаже).

С позиций обоснованности принимаемых управленческих решений, факторы делят на объективные и субъективные. Первые не зависят от воли и сознания людей (чрезвычайные ситуации), а действие факторов второй группы целиком определяется деятельностью отдельных лиц. Для упорядочения аналитической работы используется понятие ранга или порядка факторов (1,2 и последующих), выражающего их соподчиненность в причинно-следственных связях. Выделение факторов различного порядка зависит от глубины анализа.

Помимо указанных групп факторов выделяют также первичные и вторичные факторы, простые и сложные, количественные и качественные, общие и специфические и др.

Обобщение — завершающий этап анализа. Оно включает: выводы, сводку резервов и рекомендации по их использованию. Требования, предъявляемые к этому этапу — полнота оценки и наличие необходимых выводов, наглядность, своевременность, соответствие конкретным потребностям. Выводы должны содержать оценку деятельности предприятия, важнейшие достижения и недостатки. Здесь же раскрывается связь между итогами деятельности отдельных участков и исполнителей, определяется их влияние на общий результат работы.

Требование наглядности выполняется путем составления аналитических таблиц и графиков. Их форма и содержание должны соответствовать полноте отражения, правильной группировке, целесообразной последовательности показателей. Таблицы должны составляться по единым формам, применительно к особенностям экономического анализа. Иногда в целях наглядного отражения результатов анализа вместо таблиц применяют графики. Их использование более рационально при отражении связей между отдельными показателями в динамике.

Набольшее распространение получили линейные графики и диаграммы. Но их использование в аналитических заключениях ограничено, чаще они применяются в качестве иллюстраций на собраниях акционеров, производственных совещаниях, отчетах по итогам работы за период и т. д. Результаты ежедневного анализа обобщаются в форме рапортов, по результатам декады обобщаются в форме отчетных данных, а результаты анализа за год оформляются в виде пояснительной записки к отчету. В ней данные излагаются в виде текста по общей характеристике результатов деятельности предприятия, там необходимо наличие важнейших выводов и предложений. Особое внимание должно уделяться подсчету скрытых резервов. Сводка резервов — это один из важнейших результатов экономического анализа. Она составляется по данным об отрицательных влияниях факторов и обусловленных причинах. При этом определяются возможности увеличения производства на последующие периоды.

Резервы повышения эффективности принято разделять на две группы: явные и скрытые. Явные резервы могут быть приведены в действие при условии устранения и недопущения в дальнейшем перерасходов, непроизводительных расходов, потерь рабочего времени, простоев оборудования, брака в производстве и т. п. Скрытые резервы связаны с возможным совершенствованием технологии, приобретением новой техники, использованием новых, прогрессивных видов сырья и материалов и т. д. При подсчете резервов важно не допускать их повторного и даже многократного счета. Мобилизация выявленных резервов требует осуществления определенных мероприятий, которые также должны быть намечены при анализе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Методика экономического анализа есть совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов и их результатов. Основными способами и приемами методики экономического анализа являются:

  • • разработка систем показателей для измерения экономических процессов (см. параграф 2.1);
  • • сравнение;
  • • детализация и группировки;
  • • элиминирование;
  • • взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов;
  • • обобщение результатов анализа.

Некоторые экономисты выделяют еще ряд приемов экономического анализа: прием цепных подстановок, способ долевого участия, прием выявления «узких мест» и ведущих звеньев, балансовый метод, графический метод, экономико-математические методы и т.д. По нашему мнению, указанные способы являются либо производными от названных выше основных приемов экономического анализа, либо присущи другим наукам, например статистике, математике.

Методику экономического анализа принято подразделять на общую и частную. Названные выше приемы относятся к общей методике. Они применяются при изучении различных хозяйственных процессов, исследовании деятельности разных организаций, а также состояния любых отраслей национальной экономики.

Частная методика анализа более конкретна, она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых для изучения определенных хозяйственных процессов. Например, частная методика анализа позволяет установить, какие экономические показатели применяются для характеристики конкретного хозяйственного процесса, где должна быть получена необходимая информация; каким образом собранные данные нужно обработать, какие расчеты произвести; какие выводы могут быть сделаны по результатам анализа.

При экономическом анализе применяются также способы и приемы, заимствованные из других наук. Экономический анализ адаптирует их к изучению своего предмета. Так, при анализе эффективности деятельности организации используются следующие приемы статистики: построение индексов, исчисление средних величин, составление комбинационных таблиц, представление результатов анализа в виде графиков и диаграмм, выборочный метод, расчет показателей вариации и др.

В последние годы в экономическом анализе широко применяются новейшие разработки в области прикладной математики. Это расширяет возможности измерения связей между взаимодействующими факторами и позволяет определять размеры их влияния на эффективность производства. Основными экономико-математическими методами, используемыми при проведении анализа, являются корреляция и регрессионный анализ, линейное программирование, экономико-математическое моделирование, построение сетевых графиков и т.д.

Все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях. Это позволяет глубоко и комплексно анализировать деятельность коммерческих организаций, вскрывать резервы возможного повышения ее эффективности.

Сравнение – важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.

Анализ начинается именно со сравнения. Для того чтобы ответить на вопрос, каковы результаты деятельности организации, нужно знать, как она использует свои производственные возможности и выполняет бизнес-план по основным показателям, т.е. сравнить достигнутые результаты с производственной мощностью, плановыми показателями по объему продаж, сумме прибыли, уровню рентабельности и т.д.

Характеристика технологического процесса дается путем сравнения достигнутых технологических параметров с параметрами, установленными технологическими инструкциями.

Фактические расходные коэффициенты по отдельным видам сырья, фактические затраты труда на изготовление отдельных изделий или проведение конкретных операций сравниваются с нормативными.

Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

  • • отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;
  • • плановых показателей с показателями предыдущего периода. Это дает возможность определить оптимальность плановых заданий, качество бизнес-плана;
  • • отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Это дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;
  • • плановых и фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами. Это обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации и выявления неиспользованных резервов;
  • • показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;
  • • показателей организации с показателями аналогичных предприятий в России и странах со стабильной рыночной экономикой.

Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения, отклонения в процентах к базисным показателям, в виде индексов.

Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.

К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие:

  • 1) устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т.е. в ценах предыдущего периода;
  • 2) устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних па одинаковый объем и ассортимент продукции;
  • 3) приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;
  • 4) тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.

В практике экономического анализа используются и другие способы приведения показателей к сопоставимости в зависимости от специфики отрасли (например, устранение сезонных особенностей, территориальных различий и др.), но указанные выше способы являются важнейшими.

источник

Сравнение как элемент методики экономического анализа

п ространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. — в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени;

с равнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.
Для обеспечения реальности получаемых результатов при сравне­ нии необходимо обеспечить сопоставимость показателей.

Основные способы приведения показателей к сопоставимости:

устранение влияния изменения цен, для чего показатели выража­ ются в одинаковой оценке, то есть в сопоставимых ценах.

у странение влияния различий в объеме и ассортименте продук­ ции при сопоставлении качественных показателей.

п риведение сравниваемых показателей к единообразной методике
их исчисления, для чего показатели базисного периода пересчи тываются по методологии отчетного периода и, наоборот.

п ериоды времени, по которым производится сравнение, должны
быть тождественны.

Детализация и группировка

Детализация — разложение показателя по различным признакам:

по времени совершения процесса, что позволяет наблюдать за
равномерностью процесса и выявлять тенденции в развитии про­ цессов и результатов;

по месту совершения хозяйственных процессов, например, дета­ лизация показателей по цехам, участкам, филиалам, рабочим мес­ там и т.п., что позволяет определить место возникновения резерва;

по составным частям. Такая детализация необходима для наблю­дения за структурой процесса;

по факторам, воздействующим на исследуемый результат, что по­ зволяет выделить некоторые однородные группы факторов, влияющих на результат.

Группировка — обобщение результатов по каким-либо признакам.

Факторное моделирование как элемент методики экономического анализа

Важнейшей составляющей методики экономического анализа явля­ется качественный факторный анализ или взаимосвязанное изучение хо­зяйственных процессов или факторное моделирование: это нахождение взаимной закономерной связи отдельных процессов и явлений. В каждом отдельном случае суть данного приема состоит:

в выявлении зависимости между отдельными процессами, т.е. в
выявлении состава факторов, воздействующих на величину ис­ следуемого показателя;

в установлении характера зависимости между факторами и ис­ следуемым результатом;

в построении схемы связи между исследуемым результатом и
факторами, на него воздействующими, т.е. в построении фак­ торной модели.

При экономическом анализе изучаются детерминированные и веро­ ятностные связи между исследуемым показателем и факторами.

Детерминированными называются такие связи, когда между иссле­дуемым показателем и факторами существует жесткая функциональная зависимость и строгое соответствие, то есть когда заранее можно предска­зать, на сколько изменится величина исследуемого результата при опреде­ ленном изменении значения какого-либо фактора.

Вероятностными называют такие связи, когда между исследуемыми показателями и факторами нет строгого соответствия и строгой зависимо­ сти, но доказано, что эта зависимость существует.

Детерминированные модели включают аддитивные, мультиплика­тивные и комбинированные модели.

Аддитивная модель — исследуемый показатель рассматривается как алгебраическая сумма факторов.

A = f (6, в, г) — >А = ± б ± в ± г. (1.1)

Мультипликативная модель — исследуемый показатель разлагается на ряд факторов — сомножителей.

A = f (6, в, г) -> A = б х в х г. (1.2)

Комбинированная модель — сочетание аддитивной и мультиплика­ тивной моделей: некоторые сомножители цепочки могут распадаться на слагаемые или некоторые слагаемые при аддитивной связи распадаются на сомножители.

Элиминирование как элемент методики экономического анализа

Задачей элиминирования является определение количественного влияния каждого фактора в отдельности на изменение изучаемого показа­ теля.

Элиминирование — это логический прием, при помощи которого мысленно исключается влияние всех факторов, кроме одного, действие которого подлежит изучению.

При исследовании аддитивной схемы связи элиминирование осуще­ ствляется путем вычитания базисного значения каждого из факторов-слагаемых из его отчетного значения. При этом очередность расчетов не влияет на результаты последних.

источник

Понятие, особенности и характеристика методов экономического анализа. Основные элементы (способы, приемы) методики экономического анализа: взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов, сравнение, детализация (группировка), элиминирование, обобщение.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Метод и методика экономического анализа

Понятие метода и методики экономического анализа

Методика экономического анализа:

2.1 Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов

2.3 Детализация (группировка)

3.Экономико-математические методы анализа

1. Понятие метода и методики экономического анализа

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

· выявлениеформы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности, а также методика комплексного анализа.

Методика анализа определяет порядок, правила пользования методов работы на конкретном объекте. Она позволяет получить рекомендации по исполнению аналитических процедур на всех этапах анализа.

Методика позволяет выявить, измерить и рассчитать показатели, характеризующие поведение объекта анализа, а также показать способы систематизации данных, полученных в процессе наблюдения и измерения параметров объекта анализа, их группировки, детализации и последующего изучения влияния факторов на показатели. В заключение должны быть предложены приемы обобщения, выводы и рекомендации для принятия управленческих решений.

2. Методика экономического анализа

Многие приемы применяются не только в анализе, но и в других науках. Использование приемов, заимствованных из других наук, являются следствием взаимопроникновения разных наук на современном этапе развития и особенностью экономического анализа, сформировавшегося и развивающегося на стыке ряда наук. Экономический анализ приспосабливает эти приемы к изучению своего предмета, внося в них необходимые изменения и приводя в единую систему.

Можно выделить основные элементы (способы, приемы) методики анализа:

Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов;

Рассмотрим сущность указанных элементов методики анализа.

2.1 Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов

Началом и наиболее важным этапом исследования хозяйственных процессов является характеристика их взаимной закономерной связи.

В каждом отдельном случае задача заключается в установлении схемы связи между исследуемым показателем и теми факторами, от которых он зависит. Факторами называются переменные величины, характеризующие условия, в которых совершаются хозяйственные процессы, и причины, под влиянием которых изменяется величина этих процессов или уровень их результатов. Речь идет, таким образом, об установлении причинно-следственных связей между различными процессами или внутри этих процессов между отдельными их сторонами.

При установлении схемы связи необходимо иметь в виду:

Во-первых, что эти связи не являются раз и навсегда постоянными, так как причины следствия нередко меняются местами, переплетаются между собой. Так, например, объем производства продукции зависит от наличия производственных ресурсов, однако определяющим является количество договоров на производство продукции. Это в настоящее время и определяет объем производства продукции.

Во-вторых, факторы необходимо выбрать с таким расчетом, чтобы это были независимые друг от друга величины. Нельзя поэтому смешивать схему связей .с формулой исчисления отдельных показателей. Например, будет грубой ошибкой утверждать, что средняя выработка находится в прямой зависимости от объема выработанной продукции и в обратной — от количества затраченного труда. Наоборот, в этом случае объем продукции следует рассматривать результатом, факторами которого являются, во-первых, количество затраченного труда, во-вторых, его производительность, измеряемая средней выработкой.

В экономическом анализе рассматриваются как детерминированные, так и вероятностные схемы связей. Детерминированными называют такие связи, когда между исследуемым показателем и факторами существует жестко функциональная зависимость и строгое соответствие, т.е. когда заранее можно точно предсказать, в каком размере изменится величина результата при определенном изменении величины какого-либо фактора. Сюда относятся схемы аддитивные, мультипликативные и комбинированные.

Аддитивная схема связи заключается в том, что исследуемый показатель рассматривается как алгебраическая сумма факторов.

Данные схемы широко применяются в балансовых уравнениях, которые используются в бухгалтерском учете, статистике и других дисциплинах. Пример аддитивной схемы связи:

где: Он, Ок — остатки нереализованной товарной продукции соответственно на начало и конец года;

ТП — выпуск товарной продукции;

И(Н) — результаты инвентаризации (+ излишки; — недостача);

РП — реализация товарной продукции. Более распространена мультипликативная схема, которая устанавливается с помощью разложения исследуемого показателя на цепь, состоящую из двух или более частных факторов — сомножителей. Пример мультипликативной схемы связи:

р — среднесписочная численность рабочих;

д — среднее число дней, отработанных одним рабочим =

Необходимо отметить, что порядок расположения сомножителей имеет существенное значение, поэтому оно должно производиться не произвольно, а по определенным правилам:

1.Произведение любых двух сомножителей должно представлять собой
экономически осмысленную величину;

2.В каждой паре сомножителей один рассматривается как количественный фактор, а другой, по отношению к первому — как качественный.

Из сказанного следует, что числитель каждой предыдущей дроби должен совпадать со знаменателем последующей — это и есть основное правило мультипликативной схемы (см. формулу). Сущность комбинированной схемы заключается в том, что некоторые сомножители цепи разлагаются на слагаемые, либо некоторые слагаемые при аддитивной связи разлагаются на сомножители.

Так, в рассмотренной схеме анализа ВП может оказаться необходимым и целесообразным расчленить среднее число часов работы одного рабочего на две части: в урочное время и за сверхурочные часы.

Пример комбинированной схемы связи:

Вероятностная схема применяется в тех случаях, когда между исследуемым показателем и факторами нет точной зависимости и строгого соответствия, но доказано, что зависимость между ними имеется. Форма таких связей выражается с помощью математического уравнения (прямолинейного, криволинейного и т.д.), для установления которого используются приемы корреляционного анализа, рассматриваемые в курсе математической статистики.

Аналитическое сравнение призвано, таким образом, оценить отчетные сведения путем их сопоставления с базисными данными, учтенными в тех же показателях.

В зависимости от избранного базиса различают сравнения 1) с планом, 2) во времени (динамические), 3) в пространстве (статические или территориальные).

Первостепенное внимание должно быть уделено сопоставлению фактически достигнутого уровня бизнес-плана с заданиями и наметками. Степень выполнения бизнес-плана позволяет оценивать развитие организации.

Не менее важное сравнение в динамике, при котором базисом служат сведения по той же совокупности за какой — либо предыдущий период, обычно наиболее близкий — за соответствующий месяц, квартал, год или другой отрезок времени. При статическом сравнении в качестве базиса принимаются данные за тот же период, но по другой совокупности, а именно, по аналогичным звеньям (цехам, участкам, бригадам) внутри своего же предприятия, по другим предприятиям того же профиля в нашей стране или других странах, средние показатели по отрасли, объединению и т.п. Особую ценность представляет сравнение с данными передовых предприятий, обеспечивающие выявление наиболее «узких мест» в технике, технологии, организации производства и труда.

Важнейшей предпосылкой сравнения показателей является обеспечение их сопоставимости, как по содержанию, так и по форме. Первая предполагает одинаковое понимание соответствующего показателя в базисном и отчетном значениях, например: состав валовой (или товарной, реализованной) продукции; состав затрат, включаемых в себестоимость продукции; состав выплат, включаемых в фонд заработной платы и т.п. Инструкции, регламентирующие подобные вопросы, время от времени пересматриваются и уточняются, и это необходимо учесть при сравнении данных, относящихся к периодам до и после пересмотра соответствующих положений.

Формальная сопоставимость показателей сводится к одинаковой их оценке (взвешиванию). Это обеспечивается правилами построения сложных индексов, в соответствии с которыми при сравнении абсолютных показателей (например, объема производственной или реализованной продукции) отчетные сведения пересчитываются в базисные цены (или другие вторичные признаки). При сравнении относительных же показателей, наоборот, весами служат отчетные абсолютные данные, например, плановую себестоимость единицы отдельных видов продукции пересчитывают на фактический объем и ассортимент произведенной продукции, тем самым обеспечивается возможность сравнения с отчетной (фактической) себестоимостью этой продукции.

Исследование показателей зачастую связано с необходимостью их детализации, т.е. расчленения по многим признакам, в частности:

по времени совершения хозяйственных процессов;

Детализация по времени (например, годовых показателей по кварталам и месяцам, месячных — по декадам, пятидневкам или по рабочим дням) позволяет определить, в одних случаях, равномерность некоторых процессов, в частности, производства, отгрузки и реализации продукции, а в других — выявлять тенденции в динамике процессов.

Детализация по месту означает расчленение общезаводских показателей (т.е. по предприятию в целом) в разрезе цехов, участков, бригад, групп оборудования и т.п. Это позволяет выявить передовые и отстающие звенья, в особенности в условиях нормативного учета производственных затрат, при котором отклонения от действующих норм группируются по местам их возникновения и по причинам.

Детализация по составным частям необходима для установления структуры хозяйственных процессов, для выявления роли отдельных частей в формировании сложных показателей и в их изменении. Так, выпуск продукции расчленяется по видам или группам изделий с целью определения выполнения плана по номенклатуре и ассортименту этой продукции. Выполнение плана по себестоимости продукции необходимо детализировать, с одной стороны, в разрезе калькуляционных статей, а с другой, в разрезе изделий или их групп.

Особое значение имеет в анализе деление затрат труда или производственных затрат по зависимости их величины от изменения объема производства, т.е. на переменные и условно-постоянные. С точки зрения планирования и анализа отличительной чертой последних, является то, что затраты этого вида не удается нормировать в расчете на единицу продукции и поэтому их нормируют и планируют в целом по предприятию (или цеху, зоне обслуживания). В таком же разрезе, естественно, необходимо организовать и анализ их затрат, в то время как затраты переменные нужно исследовать по объектам калькуляции (видам или группа изделий).

Наряду с детализацией в анализе применяют группировки, т.е. выделение однородных по тем или иным признакам групп, характерных для изучаемого явления. Так, цехи группируют по степени выполнения плановых заданий или темпам прироста по изучаемому показателю. Это особенно важно при анализе деятельности объединений, когда целесообразно группировать входящие в их состав предприятия в зависимости от уровня определенных показателей, по степени выполнения плана, темпам прироста.

Элиминирование представляет собой прием, при помощи которого мысленно исключается влияние всех факторов, кроме одного, действие которого подлежит изучению.

При изучении аддитивной схемы связи элиминирование осуществляется путем вычета базисного значения каждого из факторов — слагаемых из его отчетного значения, величина которого для суммы факторов равна сумме абсолютных отклонений этих факторов. Важно при этом заметить, что результаты расчетов не зависят от очередности выполнения последних.

При мультипликативной форме связи элиминирование осуществляют следующими способами:

способ цепных подстановок;

абсолютных разниц (индексный способ);

Сущность способа цепных подстановок заключается в последовательном изучении факторов при помощи подстановки. Подстановкой называют условную величину, которая отвечает на вопрос, каков был размер изучаемого показателя, если бы один фактор изменился, а остальные факторы остались бы неизмененными. При изучении цепи, состоящей из п. Сомножителей, помимо базисного и отчетного показателей, необходимо вычислить п-1 подстановок, в которых базисное значение факторов последовательно заменяется отчетным. Затем нужно последовательно вычитать значение каждого последующего варианта из предыдущего, в результате чего определяется размер раздельного влияния каждого фактора. Это значит, что каждая подстановка участвует в расчетах дважды: в первом случае как сравниваемая величина (вычитаемая), во втором -как база сравнения (уменьшаемое).

Алгоритм расчета влияния трудовых факторов на изменение объема валовой.

Недостатком способа цепных подстановок с точки зрения технической, является то, что методологическая или арифметическая ошибка, допущенная, при вычислении какой либо из подстановок не будет обнаружена, так как она одновременно исказит размер влияния двух смежных факторов на одну и ту же величину, но с противоположным знаком.

По этой причине на практике чаще применяют модификацию цепных подстановок, получившую название способа абсолютных разниц. Сущность этого способа заключается в том, что размер влияния каждого фактора определяется изолированно, путем умножения абсолютного отклонения по данному фактору на величины всех других факторов-сомножителей, причем, — исключенные ранее факторы принимаются в отчетном значении, а еще не исключенные — в базисном значении.

Методика расчета влияния трудовых факторов на изменение объема валовой продукции способом абсолютных разниц.

1. Влияние изменения численности рабочих

2. Влияние изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим

3. Влияние изменения продолжительности рабочей смены

4. Влияние изменения среднечасовой выработки

При этом способе ошибки в вычислениях легко обнаруживаются благодаря изолированному расчету влияния факторов, так как алгебраическая сумма частных результатов должна равняться общему отклонению изучаемого показателя. Отсутствие такого равенства свидетельствует о наличии ошибок, и это служит средством контроля за правильностью выполнения расчетов.

Способ процентных разниц является модификацией способа цепных подстановок, (см. схему 2)

К достоинствам способа цепных подстановок и его модификации следует отнести:

1.возможность безостаточного расчленения величины изменения сложного явления между факторами;

возможность объединять несколько факторов в один объединенный и, наоборот, разукрупнять сложный фактор на ряд сомножителей;

расчеты по этим способам не сложны и не связаны с использованием громоздких формул.

Обобщение результатов анализа — завершающая стадия изучения хозяйственной деятельности. Обобщения включает выводы, содержащие оценку деятельности, сводку резервов и рекомендации по их использованию.

Для этой цели зачастую используют специальные таблицы, в которых изучаемые сведения приводятся в сгруппированном виде. Нередко для этой цели применяют графики, диаграммы и т.п.

Для обеспечения объективной оценки хозяйственной деятельности необходимо из всей массы факторов выделить наиболее типичные и решающие для данной совокупности. Лишь при этом условии можно вскрыть наиболее важные резервы и наметить оптимальные варианты ведения хозяйства.

При этом часто возникает необходимость выявления перекрытия влияния одних факторов другими. Дело в том, что одни и те же факторы оказывают влияния на различные стороны хозяйственной деятельности. Так, брак в производстве влияет отрицательно одновременно и на производительность живого труда, и на производительность оборудования (т.е. фондоотдачу основных средств) и на степень использования материальных ресурсов. При подсчете резервов повышения объема производства при условии предотвращения брака или его сокращения нельзя суммировать выявленные резервы всех трех групп факторов, а нужно определить комплексный резерв, обеспеченный по всем трем моментам процесса труда.

Очень валено учесть специфику предприятия или отрасли с тем, чтобы сконцентрировать главное внимание на решающие группы факторов. Так, в отраслях с материалоемкой продукцией (например, в пищевой, текстильной промышленности) главным резервом увеличения объема производства является экономное расходование сырья, тем более что ресурсы последнего зачастую сезонно ограничены (например, в сахарной промышленности). В отраслях с непрерывным производством (металлургия, некоторые химические процессы и т.п.), особое внимание должно быть уделено интенсификации использования оборудования, а в большинстве других отраслей, прежде всего в машиностроении, еще очень велики резервы экстенсивного использования парка машин, прежде всего за счет повышения коэффициента сменности.

3. Экономико-матсматические методы анализа

Примеры применения экономико-математических методов анализа:

1. Графические методы связаны, прежде всего, с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости (диаграммы сравнения, диаграммы временных рядов, кривые распределения, графики корреляционного поля, статистические картограммы);

2. Метод корреляционного и регрессионного анализа широко используется для определения полноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости;

3. Приемы линейного, динамичного, выпуклого программирования применяются для решения многих экстремальных задач;

4. Прием динамического программирования применяется при решении оптимизационных задач, в которых целевая функция, или ограничения, или же первое и второе одновременно характеризуются нелинейными зависимостями;

5. Теория игр исследует оптимальные стратегии в ситуациях игрового характера;

6. Теория массового обслуживания;

7. Матричные приемы анализа, основанные на линейной и векторно-матричной алгебре, применяются для изучения сложных и высокоразмерных структур, как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

Развитие анализа на микроуровне как результат формирования рыночной экономики. Предмет и основные направления экономического анализа. Метод экономического анализа и его пять наиболее общих элементов. Приемы обобщения в анализе. Примеры выполнения методов.

курсовая работа [61,5 K], добавлен 15.06.2009

Понятие экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Методика факторного анализа. Многофакторные мультипликативные модели. Построение факторной модели — первый этап детерминированного анализа.

контрольная работа [105,1 K], добавлен 12.09.2006

Понятие метода и методики экономического анализа. Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта. Использование всей совокупности методов, приемов и способов — одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.

контрольная работа [45,0 K], добавлен 03.11.2008

Классификация приемов экономического анализа. Методика анализа деятельности предприятия, внутрихозяйственного и внутриотраслевого экономического анализа. Анализ фондоотдачи, материалоемкости, производительности труда, ритмичности сезонности товарооборота.

реферат [33,0 K], добавлен 18.09.2009

Общая классификация экономического анализа. Цели экономического анализа, определяемые уровнем анализируемых объектов, особенностью изучаемых явлений и процессов. Основы внутреннего управленческого анализа. Значение проведения финансового анализа.

реферат [133,2 K], добавлен 28.03.2009

Обобщение и систематизация теоретических и методических основ экономического анализа. Понятие, типы и задачи факторного анализа. Приемы изучения прямой и обратной детерминированной факторной связи. Сущность, задачи и методы стохастического моделирования.

учебное пособие [516,9 K], добавлен 11.06.2009

Главные черты экономического анализа. Специальные приемы проведения экономического анализа деятельности предприятия. Сравнение показателей разных периодов, передовых предприятий отрасли. «Узкие места» и «ведущие звенья». Анализ внутренних показателей.

доклад [19,9 K], добавлен 20.05.2014

Теоретические и методологические основы экономического анализа, его предмет, объект, задачи. Характеристика принципов экономического анализа, подходы и особенности их использования на практике. Определение тенденций развития предприятия на основе анализа.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 20.12.2010

Экономический анализ как необходимый элемент управления экономикой, характеристика его особенностей и основных приемов и методов. Классификация видов экономического анализа. Методика детерминированного факторного анализа. Типы детерминированных моделей.

контрольная работа [115,4 K], добавлен 16.03.2013

Характеристика экономического анализа в управлении предприятием. Основные этапы и процедуры экономического анализа. Понятие, задачи и содержание маркетингового анализа. Сметное планирование. Задачи, стоящие перед анализом технико-организационного уровня.

шпаргалка [61,8 K], добавлен 10.02.2011

источник

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать