Меню Рубрики

Способность к анализу как качество менеджера

Профессионально важные качества личности менеджера

Качества менеджера — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

— на уровне задач деятельности менеджера;

— на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества — это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются:

Психологическая избирательность — способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

Критичность и самокритичность — способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

Психологический контакт — способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

Требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

Целеустремленность — умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

Гибкость — способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

Работоспособность — способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость — волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность — способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность — подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность — умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера — интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

— способность к кооперации и групповой работе;

— поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

— социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

б) служебно-товарищеское — это общенье между руководителями-коллегами.

в) дружеское — это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим на следующее:

стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость — это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

источник

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также – личностные особенности. Популярный пункт – наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности – это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума – это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть – обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое – дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос – достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте bidbi.ru. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями. Более всего это ценится в таких профессиях, как:

Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль – прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное – стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности – необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума – тест. Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике – достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

«Почему я принял такое решение?»

«Какие последствия моего выбора?»

«Можно ли было поступить по-другому?»

«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

На самом деле – опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет – тогда соискатель должен сам принимать решение.

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше – оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

Далее следует провести собеседование, во время которого можно выявить наличие способностей следующими методами:

Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден – развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

источник

Большинство работодателей очень ценят способность к анализу у кандидатов, а для некоторых позиций наличие этого качества — первостепенное требование. С аналитическим складом ума рождаются не все, а вот аналитические способности в той или иной степени имеет каждый, причем при желании может развивать их самостоятельно.

В графе резюме «Личностные качества» соискатели довольно часто указывают наличие аналитических способностей/аналитического склада ума. Причем не всегда осознают, какая разница существует между двумя этими понятиями. Аналитические способности – наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума – способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности. Анна Лузина, менеджер отдела персонала компании RU-CENTER, считает, что аналитические способности предполагают возможность человека проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ, а у людей с аналитическим складом ума процесс анализа происходит постоянно, поэтому они чаще всего имеют техническое образование.

Все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления.

Любая способность, врожденная или приобретенная, – это, прежде всего, предрасположенность человека к чему-либо, некие задатки. С такой точки зрения, все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления. Но в тоже время далеко не каждый обладает аналитическим складом ума. Ученые установили, что если из двух полушарий мозга ведущим является правое, то у человека преобладает эмоциональная сфера, а если левое – аналитическая. Это врожденный признак.

По мнению Павла Цыпина, HR-менеджера агентства Vanguard PR, аналитический склад ума – это более глобальное и «психологическое» явление, характеризующее прирожденного ученого, аналитика. Аналитические способности – нечто локальное, то, что есть почти у каждого человека и различается только степенью развития. Можно говорить о низких, средних или высоких аналитических способностях, а аналитический склад ума либо есть, либо его нет.

Определить в какой мере человек способен к анализу можно уже на этапе знакомства с его резюме. Как правило, у людей с аналитическим складом ума достаточно отчетливо прослеживается структура резюме, прописаны все логические связки, в подаче информации чувствуется определенный «порядок», ни в одном разделе нет «лишней» информации. Все направлено и заточено для достижения единственной цели – обратить на себя внимание рекрутераи получить приглашение на собеседование.

В сопроводительном письме, которое прилагается к отклику на вакансию, такие соискатели, проанализировав и соотнеся описание открытой позиции и собственные компетенции, грамотно презентуют свои профессиональные достижения и навыки, упоминая вскользь о своих слабых сторонах. Это позволяет им выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов.

Процесс интервьюирования соискателей в большинстве компаний проходит по такой схеме: сначала подтверждается соответствие кандидата минимальным требованиям вакансии, затем уже следует выяснение его профессиональных навыков и компетенций. «Аналитический ум определить, а тем более измерить очень сложно. Его можно спутать с эрудированностью, а можно и вовсе не заметить из-за волнения соискателя», – утверждает Елена Губанова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company. На собеседовании некоторые специалисты, могут неэффективно «презентовать себя». Поэтому для выявления аналитического склада ума рекрутеры используют ряд специальных средств:

Кандидатам предлагают решить нестандартную задачку или разыгрывают ситуативный кейс, а далее просят объяснить, как они пришел к финальному решению, то есть проводят небольшой ассессмент.

У человека может быть синтетическое мышление – хорошо развиты и коммуникативные, и аналитические способности.

Татьяна Федорова, HR-директор МШУ «Сколково», просит кандидатов решить типовую задачу. На основании ответа можно проверить несколько аспектов наличия аналитического склада ума или аналитических способностей. Во-первых, какого рода данные выбирает соискатель для анализа, во-вторых,как он их структурирует для получения результата, и, в-третьих, какие делает выводы, исходя из данной информации. Иванова Юлия, консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», рассказывает: «Самый распространенный способ проверки аналитических способностей кандидата на собеседовании – это Case Interview. Типы кейсов стандартизированы. При ответе кандидата на вопросы, необходимо обратить внимание на последовательность построения фраз, структуру заключений и выводов, наличие „застреваний“. Можно предложить кандидату решить несколько логических задач, а затем попросить объяснить варианты их решения. Таким образом, мы сможем проследить логическую цепь рассуждений кандидата, оценить видение задачи в целом, умение разложить „по полочкам“, отсутствие/наличие целостного видения и так далее».

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

использование различных тестов

Некоторые рекрутеры используют в своей работе тесты для выявления аналитических способностей у кандидатов (например, тест Амтхауэра (на уровень интеллекта), выделить лишнее слово в цепочке и тому подобное). Однако не все работодатели склонны доверять результатам тестовых заданий. По мнению Надежды Бобровой, директора отделения управления персоналом международного автомобильного холдинга«Атлант-М» (СПб), во-первых, тесты не могут дать 100%-ный прогноз, во-вторых, кандидат на собеседовании находится в состоянии стресса (в той или иной степени), следовательно, он не сможет полностью продемонстрировать свои способности, которые выявятся, допустим, в процессестажировки.

Максим Лукичев, исполнительный директор ИТ-компании «Прайм Груп», говорит: «Наличие аналитического склада ума и аналитических способностей можно проверить, попросив кандидата рассказать о его предыдущем опыте работы: его бывшая позиция и круг обязанностей могут наглядно показать наличие данных качеств». Некоторые рекрутеры внимательно следят за речью соискателя, последовательностью построения фраз, структурой заключений и выводов, выделением определяющих моментов карьерного пути, реакцией на «неудобные» вопросы, а также за скоростью ответов на вопросы и темпом речи. Таким образом, они применяют психолингвистический анализ для выявления у кандидата способностей к анализу ситуации в целом, расстановке приоритетов и систематизации информации.

Существует мнение, что люди, склонные к постоянному анализу, страдают недостатком коммуникабельности, так как прежде чем высказать свое мнение относительно чего-либо, им требуется некоторое количество времени для выстраивания в уме нескольких вариантов возможного развития событий, чтобы выбрать наиболее, на их взгляд, подходящий. А беседа с людьми, особенно с клиентами и партнерами, требует быстрой реакции, «живости» общения.

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей.

Павел Цыпин, как и большинство специалистов, считает, что с психологической точки зрения коммуникабельность и аналитические способности – качества не взаимоисключающие. Коммуникативные навыки вполне можно развить – достаточно, например, прослушать курс риторики. Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании «Ай-Теко», говорит: «Безусловно, у человека могут быть более выражены или аналитические, или коммуникативные способности. Но это вовсе не значит, что при наличии аналитических способностей коммуникативные отсутствуют. В современной психологии есть понятие – синтетическое мышление, которое означает, что человек высоко развил в себе и те, и другие качества». Яркий пример – маркетологи, которым наряду с умением собирать, анализировать и обрабатывать информацию о рынке, необходимы способности эффективной коммуникации с общественностью и клиентами. Или рекрутеры, которые, с одной стороны, должны анализировать информацию о рынке труда и его отдельных секторах, с другой – интервьюировать кандидатов, проводить переговоры с компаниями-клиентами.

По мнению Надежды Бобровой, если человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет налаживать позитивные связи с внешней средой, то зачастую обладает и аналитическими способностями, так как умеет выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации. Эксперт считает, что «скорее можно разделять аналитику и креативность, так как это полярные категории. При нестандартном мышлении мы можем говорить о креативности сотрудника. Аналитический склад ума предполагает наличие способностей административного характера, что противоречит творчеству, а аналитические способности присутствуют и у творческих натур, но в меньшей степени».

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей. Во многих объявлениях о вакансиях это качество требуется наряду с гибкостью ума, вниманием к деталям, системным подходом к работе, наблюдательностью, высокой организованностью. По мнению экспертов, все эти качества наиболее ценятся у менеджеров, специалистов, работающих в области продаж, в частности развития продаж, у ИТ-специалистов, маркетологов,экономистов, аналитиков, логистов, консультантов.

Светлана Гиацинтова считает, что аналитические способности требуются, в первую очередь, специалистам, работающим с большими объемами информации. Эти люди должны уметь собирать, структурировать и анализировать данные, прогнозировать и моделировать различные ситуации, учитывая влияние всевозможных составляющих, оценивать их значимость для каких-либо событий. Однако при этом очень большую роль играет интуиция, то есть способность использовать накопленный опыт.

Аналитический склад ума подразумевает больше общение с компьютерными программами, бумажными документами, чем с людьми. Бывает, правда, и такое, что человек на протяжении многих лет работал на клиентоориентированных позициях, а потом осознал, что это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Как, впрочем, и наоборот.

Большинство менеджерских позиций предполагает наличие у руководителей аналитических способностей, склонности к долгосрочному планированию. Если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо их развивать.

Однако Павел Цыпин считает, что карьерный рост возможен и без ярко выраженных способностей к анализу, например, в гуманитарной сфере. Но, конечно, не там, где они первичны: в высшем менеджменте или в финансовой области. Кроме того, при определенных усилиях можно развить в себе эти качества – была бы мотивация.

Светлана Гиацинтова придерживается такого мнения: если специалист не обладает аналитическими способностями, но стремиться к карьерному росту, ему стоит рассматривать позиции, где от руководителя требуется умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую и прочее.

Как правило, если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо развивать аналитические способности.

«Карьерный рост сам по себе подразумевает профессиональное совершенствование, а значит, осознанную необходимость осваивать новые области и развивать новые компетенции. Так почему бы не развить аналитические способности? Конечно, не надо садиться за отвлеченные от бизнеса учебники. На это просто нет времени. Но достаточно просто приучить себя каждый раз задумываться о причинах и следствиях того или иного действия или принятого решения, – рассказывает Анастасия Шуплецова, консультант по подбору персонала кадрового агентства Delogys Group. – Даже если у Вас нет склонности к аналитическим способностям, карьерный рост все равно возможен, при своем позиционировании нужно сделать упор на другие личные качества. Да и маловероятно, что вам захочется заниматься стратегией и анализом, ведь обычно нам нравится то, что лучше получается».

Специалисты утверждают, что, обладая достаточным желанием, можно «горы сдвинуть». Развить в себе способность к анализу поступающей информации – вполне реалистичная и достижимая цель. На данный момент многие тренинг-центры предлагают программы по развитию аналитических способностей, но зачастую оказывается, что лучшим «учителем» в их развитии становится сама жизнь. По словам Максима Лукичева, «чтобы развить способность к анализу, нужно погружать себя в различные ситуации и пытаться находить выходы из них».

Татьяна Меньшова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company, считает: «Если человек сумел получить финансово-экономическую специализацию, начал руководить сначала одним, а потом несколькими параллельными бизнес-процессами, это означает, что он активно развивает мыслительный процесс. Игра в шашки, шахматы, компьютерные игры, владение сложным музыкальным инструментом, изучение иностранного языка, особенно английского, предполагают наличие аналитического мышления и способствует его развитию».

источник

Менеджеры — это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы. Требования, предъявляемые к руководителю: менеджер должен быть твердым, но справедливым; относиться к своим сотрудникам как к членам семьи. В реальности этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где принадлежность к фирме как к семье воспитывается с детства.

В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон: управляющий; лидер; дипломат; воспитатель; инноватор; просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, достойный быть примером для окружающих. Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, позволяющим ему влиять на подчиненных, основанном на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета, так как властные полномочия не компенсируют недостатков характера.

По мере своей деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами, поведение которых может быть угрожающим и вызывающим, но общаться с ними необходимо корректно, при этом вести переговоры и торговаться. Еще одна категория людей, с которыми приходится общаться менеджеру, — руководители различных уровней. Им нужно четко формулировать свои мысли, придерживаясь только фактов. Третья группа — подчиненные. В общении с ними нужно быть строгим, но доброжелательным. От их работы зависит успешность деятельности фирмы и карьера самого менеджера. Помимо вышеперечисленных категорий руководителю приходится общаться с коллегами, которые ему не подчиняются, но от взаимоотношений с ними зависит продуктивность работы фирмы. В данном случае, как и с партнерами, менеджеру необходимо умение вести переговоры и убеждать.

В конце 1960-х гг. Г. Минтцберг выделил три роли менеджера:

1) коммуникационная (координационная) (организует взаимодействие своих сотрудников);

2)информационная (занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия);

3)принимает решения, которые ложатся в основу работы предприятия.

Менеджер в своей деятельности должен:

1. Уметь управлять собой (поддержка здоровья, отсутствие вредных привычек; способность справляться со стрессами, эффективное использование времени).

2. Обладать личными ценностями, среди которых отношение к власти, к людям различного пола и возраста, к законам, помощь другим. Руководители, которым неясны их ценности, склонны к принятию спонтанных решений.

3. Не иметь смутных личных целей. Цели задают направление движения, а без них имеющиеся способности неверно направляются или распыляются, тратятся зря.

4. Не приостанавливать саморазвитие: индивидуальное развитие основано на идее, что у каждого человека есть нереализованный потенциал. Чтобы заниматься саморазвитием, необходимо провести самоанализ, выяснить, что из себя представляет руководитель. Для этого можно использовать книги по психологии индивидуального развития, разговоры с друзьями, изложение своих мыслей на бумаге, участие в дискуссиях, анализ своего воспитания, общение с психологом.

5.Обладать достаточными навыками решения проблемы.

6.Не иметь недостатков в творческом подходе к решению проблемы.

7. Уметь влиять на людей (ясно и конкретно давать указания, с уважением относиться к человеку, быть честным и справедливым).

8. Обладать достаточным пониманием особенностей управленческого труда.

9. Иметь навыки руководства или практический опыт.

10.Уметь и желать обучать подчиненных.

11.Обладать способностью к формированию коллектива.

Человек, который желает сделать карьеру, должен: выявить свое собственное ограничение; составить план своего развития; быть конкретным и реалистичным; быть способным мобилизовать все способности и требовать полной отдачи.

Правила разработки личного плана:

• нужно поставить перед собой ясные цели; можно написать их на бумаге проставляя реальные сроки исполнения;

• определить критерии оценки успеха выполнения плана;

• радоваться и скромному прогрессу, так как успех подпитывает успех;

• можно учиться у других, в этом нет ничего зазорного;

• на своих неудачах и ошибках также учатся;

• необходимо принимать участие в дискуссиях;

• следует получать удовольствие от своего развития.

Менеджер — это руководитель, наделенный полномочиями и ответственностью, соответствующими его должности. На качество деятельности менеджера влияют трудовые отношения в коллективе и отношения собственности. Управление трудовыми отношениями осложняется: непостоянным уровнем активности работников; их стремлением к самореализации; совместимостью. Эффективное сотрудничество работников в группе — это одно из главных направлений работы менеджера.

Сложность работы, вытекающая из отношений собственности, заключается в их постоянном развитии. Предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер — лишь своим заработком. Задача менеджера — обеспечение процесса развития предприятия, анализ возможных направлений, разрешение противоречий в производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условия эффективного менеджмента — результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, благоприятный социально-психологический климат.

Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы управленческого аппарата. Особое внимание при сценке деятельности менеджера уделяют внутренней атмосфере организации и качеству внешних связей, так как затраты на их организацию нельзя определить в денежном выражении, в основном они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются с точки зрения и их прибыльности, и безопасности для окружающей среды и человека.

Оценка деятельности менеджера может производиться его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования и анализа выполненной работы. Источники оценки работы включают статистические и фактические материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы. По результатам аттестации разрабатываются рекомендации по повышению эффективности работы менеджера и дальнейшему формированию его карьеры

Самоменеджмент — это организация руководителем своей собственной деятельности, предполагающая четкое планирование своего рабочего и свободного времени. На рабочем месте менеджер должен четко распланировать свой рабочий день в соответствии с выполняемыми обязанностями: проранжировать по степени важности и срочности стоящие перед ним задачи; распределить время на их выполнение с небольшим запасом для разрешения экстренных вопросов (при форс-мажорных обстоятельствах).

Первое внимание — важным и срочным делам, затем решение остальных задач (срочных, но менее важных или менее ответственных; важных, но не срочных; несрочных и нетребующих особых усилий и ответственности) между подчиненными. Себе руководитель может оставить решение только тех задач, с которыми не могут справиться его сотрудники.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Составление ежедневного графика, где фиксируются все решенные и нерешенные вопросы позволяет руководителю экономить свое время. Работа менеджера прежде всего заключается в его умении общаться и руководить людьми, умении вести за собой. Ему необходимо постоянно поддерживать свой авторитету подчиненных, а для этого он должен совершенствовать свои личные и профессиональные качества, так как легче всего работники подчиняются руководителю, уровень которого заметно выше. Менеджер должен быть терпим и справедлив, однако тверд и уверен в себе. Воспитание а себе этих качеств и постоянный самоконтроль необходимы для успешной работы руководителя. Нельзя забывать о том, что руководитель должен служить примером для подражания.

Менеджер должен уметь отдыхать; навыки быстрого расслабления и последующей концентрации на делах позволяют ему не накапливать утомление, часто приводящее к раздражительности, падению внимания и снижению продуктивности работы его самого и предприятия в целом. Разработано много способов релаксации (прослушивание успокаивающей музыки, установка в офисе аквариума, медитация, аутотренинг и т. д.).

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 621 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Основные качества, присущие современному менеджеру, следующие:

• способность управлять собой;

• способность влиять на окружающих;

• стремление к личностному росту;

• умение обучать подчиненных;

• умение управлять своим временем.

Способность управлять собой.Желающий управлять другими сначала должен научиться управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность. Об этом умении свидетельствует поддержание собственного:

а) физического здоровья. Основным легко отслеживаемым показателем здесь является стабильный вес;

б) психического здоровья, для этого необходимо:

• изучать и знать свой внутренний мир;

• переживать, признавать и выражать свои чувства, не подавляя собственных эмоций;

• добиваться установления добрых отношений с окружающими и одновременно терпеливо переносить нелюбовь к себе со стороны подчиненных;

• спокойно принимать неудачи, рассматривая их как нечто неизбежное и даже полезное, позволяющее учиться;

• стремиться к созданию таких условий, которые бы достаточно остро стимулировали активность, но не предъявляли бы избыточных требований, ведущих к стрессам;

в) здравой системы личных ценностей.

Если руководителю недостаточно ясны его личные ценности, то ему будет не хватать твердых оснований для принятия решений, которые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные.

Ценности неосязаемы, важное влияние на их формирование оказывает жизненная позиция, которая также существенно влияет на поведение. Ценности и личные жизненные позиции вырабатываются под влиянием впечатлений на этапе становления человека и в долгосрочной перспективе могут оказаться неподходящими и даже разрушительными. Поэтому необходимо время от времени подвергать сомнению, пересматривать свои ценности. Новый опыт и самоизучение влияют на людей, однако серьезные сдвиги происходят лишь тогда, когда прежние ценности обнаруживают свою неадекватность ситуации либо когда приводят к нежелательным результатам. Следовательно, менеджер должен серьезно подходить к вопросу о своих ценностях, изменять их под воздействием накопленных данных.

В качестве основных жизненных ценностей можно назвать:

• собственную жизнь и здоровье;

• жизнь и здоровье родных и близких;

• возможность самосовершенствоваться и развиваться;

• достаточный социальный статус.

Способность влиять на окружающих.Успех руководителя во многом зависит от его способности создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от умения убеждать подчиненных в том, что их личный успех зависит от того, насколько достигнуты цели, стоящие перед организацией.

Чтобы добиться успеха, оказывая влияние на подчиненных, необходимо соблюдать следующие принципы:

· четко и ясно формулировать задачу;

· быть открытым, доступным для общения с сотрудниками;

· быть решительным, ответственным;

· обращаться с людьми с уважением, высказывать свое одобрение, оказывать знаки внимания;

· проявлять к сотрудникам искренний интерес;

· не высказывать раздражительности, ожесточенности и неприязни по отношению к подчиненным;

· использовать систему поощрений.

Зачастую оценка влиятельности иррациональна, а ключевую роль в этих вопросах играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, то, как человек себя держит, а также качество, известное как харизма. Важное значение имеют внешний вид, осанка, поведение и владение тонким языком невербального общения, а также уверенность в себе.

Стремление к личностному росту и развитию.Один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Ни один человек не может претендовать на заключительный акт «посвящения» в полностью развитые и зрелые личности. Саморазвитие — скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт.

Сдерживающими факторами здесь часто становятся:

· влияние семьи, в рамках которой формируется представление человека о собственных возможностях;

· собственная инерция или капитуляция перед успехом;

· разочарования, связанные с неудачами;

· недостаток поддержки и враждебность окружающих;

Изобретательность и способность к инновациям.Изобретательство во все времена являлось двигателем прогресса и всегда было связано с риском, поэтому не всегда новшество заканчивается победой.

Отдельная личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становится больше и сложнее, необходимо создание творческих коллективов. Поощряя творчество своих сотрудников, руководитель должен стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Это позволит добиться выдающихся результатов, так как члены группы в наибольшей степени будут готовы посвятить себя, обеспечить свою поддержку именно тем решениям, которые они сами предложили и приняли.

Умение обучать подчиненных.Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания».

В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия и проведения постоянных консультаций. Поэтому в каком-то смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем.

Приобретение опыта в высказывании и выслушивании мнений заметно повышает ценность руководителя как личности, как профессионального работника и как друга.

источник

Человек становится профессионалом, полноценным субъектом предметной деятельности не сразу: «движение в профессию» — часто длительный и тернистый путь. С содержательной точки зрения эта линия развития основана прежде всего на овладении человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, формировании знаний, умений и навыков. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предмет-

ной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального социального опыта, т. е. усвоением способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действий из внешнего во внутренний план психической деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики.

Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психической деятельности, посредством которой предметные действия и деятельность регулируются. Система закрепленных в индивидууме видов и способов обобщенной психической деятельности — это способности человека. Чем выше уровень развития способностей, тем выше темп освоения разнообразием способов действий и результативность деятельности, т. е. инструментальная «вооруженность» личности.

Освоенные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе этих способов он вырабатывает новые способы и приемы деятельности. В данном смысле субъект деятельности становится одновременно субъектом познания и сознания как «со-знания», в содержании которого связаны воедино «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия) и речемыслительные элементы — значения и возникающие в связи с ними смыслы.

Однако психические процессы, лежащие в основе деятельности, не имеют самостоятельной линии развития. Необходимо выделить некое начало, которое векторизует психическое развитие человека, определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту.

Когда мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ее ценность, направленность и цели, деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру (включающему его самого), т. е. человек в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром рассматривается как личность.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую он занимает в мире. Подход к человеку как личности связан прежде всего со взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре.

Исходным моментом в психологическом рассмотрении менеджера как личности является своеобразие его социального статуса, способа включения в систему социальных отношений, организацию как социальный институт. Заняв определенную ячейку в обществе, человек (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т. д.) выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям, он сталкивается со стороны людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальной оценкой значимости поведения (ценностями), т. е. его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно превращается из объекта социального регу-

лирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений — в их субъект.

Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей. Человек, который четко определился в ценностях и границах своего поведения, в меньшей степени зависит от ситуативных мнений и оценок окружающих, самостоятельно выбирает ценностно допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

Из этого следует, что основным механизмом развития личности является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.

Включение человека в социальный мир основано на понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. Субъективные, психологические отношения человека к окружающему миру составляют его основное содержание как личности.

Однако существование личности в социальном «внешнем» мире — это прежде всего его деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие именно отношения, мотивы личности реализуются в его деятельности, мы говорим о направленности личности, о том, чего человек хочет, к чему он стремится. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности, то говорим о способностях личности, о том, что человек может.

Тем не менее в жизни часто бывает так, что человек хочет одного, способен совсем к другому, а занимается под влиянием жизненной ситуации чем-то третьим. Такой человек «плывет по течению» жизни, и мы называем его «бесхарактерным». Он может прожить жизнь, не оставив следа, не совершив ни одного поступка, не сделав добра ни себе, ни другим людям. Устремления и способности такого человека остаются нереализованными: он не реализуется как личность. Иногда жизненная ситуация благоприятна, и у человека есть возможность заниматься тем, к чему он способен и к чему он одновременно страстно стремится. Можно вспомнить великого композитора Россини: он писал свои музыкальные сочинения лежа, и когда ронял листки партитуры на пол, то, чтобы не нагибаться за упавшими листами, писал их заново. Счастливое соединение ситуации, способностей и направленности означает иногда возможность прожить свою жизнь легко и радостно, «в полете».

Однако в жизни не всегда получается заниматься только тем, что привлекательно и легко дается. Приходится преодолевать усталость, сомнения, болезни, сопротивление других людей, идти к цели не самыми прямыми путями. Для этого нужна воля. Когда стремления и способности человека соответствуют друг другу и скреплены железным каркасом воли, мы говорим, что у человека есть характер. Гакой человек неуклонно добивается своих целей, реализует свои устремления и способности, реально существует как личность.

Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность(то, чего человек хочет), способности(то, что человек может) и характер(то, чем человек реально стал). Характер определяется как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле (Н. Д. Левитов).

Менеджер включается в предметную деятельность организации как специалист, обладающий квалификацией (знания, умения, навыки) и способностями в какой-то предметной области (отрасль производства, сфера услуг, финансы и т. п.). Поскольку управление как особая сфера деятельности менеджера все больше инструментализируется и алгоритмизуется, можно также говорить о способностях и квалификации и в отношении структурных компонентов управленческой деятельности. Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Включение менеджера в организацию как социальный институт означает, что ему делегируется право направлять действия других людей за счет своего рода «отчуждения» этого права у подчиненных. Чтобы направлять действия других людей, нужно в качестве исходного момента иметь четкую собственную направленность, «вектор» деятельности и волю эту направленность реализовать, невзирая на помехи и противодействия. Поэтому основой включения менеджера в организацию как социальный институт становятся мотивационно-волевые качества. Наконец, включение менеджера в организацию как систему интерперсональных отношений предполагает эффективное руководство людьми, умение общаться и эффективно строить отношения, т. е. коммуникативные качества.

Таким образом, рассматривая на макроуровне три основные сферы деятельности менеджера, можно выделить три основные группы профессионально важных качеств: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные.

Характерологические свойства являются основой синтеза этих разноаспект-ных качеств, влияя на формирование актуальных конкретных мотивов (мотива-ционные свойства личности — по Е. П. Ильину) или поведенчески интегрируя развитие способностей (превращая ярко выраженные способности в черты характера, задавая профессионально специфичное поведение вне профессиональной сферы — по К. К. Платонову; пример — профессионально специфичное общение медика с другими людьми и в бытовой обстановке).

В данном случае речь идет о профессионально важных качествах менеджера вообще, а не менеджера в конкретной организации. Понятно, что влияние этих абстрактно выделенных качеств на успех его деятельности в конкретной организации зависит от особенностей этой организации, «модерирующих» эффекты профессионально важных качеств. Существующие в литературе весьма разнообразные и часто противоречивые указания на различные профессионально важные качества как «предикторы» успеха менеджерской деятельности можно рассматривать как «инвентарь» потенциально важных качеств, естественный отбор которых определяется характеристиками конкретной организации.

Очень по-разному описывается в литературе и содержание профессионально важных качеств. По существу, профессионально важные качества описываются на трех различных уровнях:

1) на уровне задач деятельности менеджера: указывается, в каких классах задач менеджер непременно должен быть успешным, например в планировании, разрешении конфликтов и т. п.;

2) на поведенческом уровне: описываются паттерны успешного поведения менеджера, например «умеет слушать», «тактичный»;

3) на уровне свойств личности (мотивационные, характерологические, интеллектуальные свойства).

Рассмотрим основные группы профессионально важных качеств менеджера.

Мотивационно-волевые качества.К ним относится прежде всего мотивация достижения. Д. Мак-Клелланд связывал мотивацию достижения и хозяйственное процветание отдельных фирм и предприятий и целых культур и эпох. Основа этой точки зрения — гипотеза М. Вебера о влиянии протестантской этики на дух и образ мыслей, характерных для капитализма. Протестантская этика подчеркивает ответственность человека за свои действия, причем прибыль от этих действий оказывается ценностным измерителем божественной избранности человека. Личности с высокой мотивацией достижения стремятся к предпринимательской деятельности и в рамках рациональной деятельности являются основной движущей силой капиталистического общества.

Д. Мак-Клелланд провел культурно-исторические исследования, в которых прямо сопоставлял культурную ценность мотивации достижения и хозяйственное процветание страны. Анализ британских литературных источников (драмы, сообщения о морских путешествиях, уличные баллады и т. п.) за период от 1500 г. до начала индустриальной революции 1850 г. позволил косвенно подтвердить эту гипотезу.

Существуют и прямые эмпирические подтверждения связи эффективности деятельности менеджера и мотивации достижения. Например, выяснено, что руководители фирм с темпами профессионального роста выше среднего отличаются высокой мотивацией достижения и низкой мотивацией присоединения. Исследованием, проведенным среди руководителей крупны текстильных предприятий, обнаружено, что предиктором успешности менеджера является комбинация высоко выраженного мотива достижения и мотива власти при низком уровне мотивации присоединения.

Исследование руководства как частного интерактивного процесса осуществления социального влияния показало, что мотивация руководства есть комбинация сильного мотива власти и незначительного мотива присоединения. Низкая мотивация присоединения объясняется тем, что руководителя при трудных решениях не должны отвлекать мысли о том, насколько эти решения понравятся окружающим. Мотивация достижения не столь существенна для руководства, так как для руководства важно влияние на других людей, а не испытание собственных способностей. Впрочем, есть и другие данные: предиктором успешности руководства является мотивация достижений плюс мотивация присоединения.

Разночтения в результатах исследований связаны с тем, что исследовались различные популяции менеджеров, и, соответственно, влияние мотивационных факторов модерировалось особенностями организаций и деятельности менеджеров.

Деятельность менеджера протекает в условиях значительных психических нагрузок и стресса. Поэтому устойчивость к стрессу рассматривается как важное качество менеджера. В работах И. Бренгельмана сформулирована гипотеза устойчивости к стрессу: инициативное, ориентированное на результат (успех) и эффективное поведение редуцирует стресс (стрессоры и реакции), а неэффективное поведение (беспомощность, ошибки и т. п.) повышают стресс, причем эффективное и неэффективное поведение не являются полюсами одной и той же шкалы (не биполярны друг другу), так как представляют собой смеси разных паттернов поведения, чувств и когниций 1 .

1 BrengelmanJ. С. Personliche effektivitat,stress und lebensqualitat. Innsbruck, 1987.

Эмпирические исследования позволили выделить три фактора третьего уровня, десять факторов второго уровня и пятьдесят первичных факторов преодоления стресса или склонности к стрессу.

Третичный фактор «ориентация на результат» (эффективное поведение) включает в себя вторичные факторы:

стремление к успеху (ориентация на достижения, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

осторожность (добросовестность, внимание, точность, признание со стороны окружающих);

самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

социальную компетентность (контактность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, аттрактивность, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя);

контроль гнева (спокойствие, самообладание, готовность к разрешению конфликтов, низкий уровень раздражительности).

Третичный фактор «стресс» включает в себя:

стресс-реакции (утренняя усталость, нарушения сна, невозможность отключиться, мускульное напряжение, психическая напряженность, психически обусловленные затруднения, жалобы, изнуренность, перегрузки, ограничение продуктивности, низко выраженная способность расслабляться);

негативную оценку жизни (пессимизм, соответственно низкий уровень оптимизма, горе и заботы, разочарование).

В третичный фактор «резервированиостъ, задержки, некомпетентность» вошли следующие переменные:

♦ социальная некомпетентность (недостаточная сила убеждения, заторможенность речи, недостаточная красноречивость, неуверенность в беседе, молчаливость, робость, испытанное на себе непризнание со стороны других);

♦ сдерживание эмоций (личностная закрытость, защита, сдерживание эмоций, вытеснение).

Получены эмпирические данные о связи ориентации на результат и склонности к стрессу с характеристиками руководства, активностью в рискованных ситуациях и организационным климатом (табл. 11.4).

Корреляционные связи преодоления стресса и склонности к стрессу

Ориента- Ориен-
ция на Стресс тация на Стресс
результат результат
Руководство Бережливость -0,13 0,14
Реализация целей 0,60 -0,15 Производственный
Такт 0,20 -0,06 гслимат
Активность при риске Открытость -0,43 -0,29
Удовольствие от риска 0,31 -0,18 Беспомощность -0,28 0,33

Интеллектуальные качества.Основные средства измерения интеллектуальных качеств — тесты на интеллект, основанные на психометрической концепции интеллекта как общей способности, итесты, предназначенные для диагностики отдельных функций (тесты достижений). Ниже приведена сводка данных о связи отдельных интеллектуальных качеств и менеджерской успешности.

Качества Средний коэффициент
корреляции с успешностью
Общий интеллект 0,29
Внимание 0,28
Математические способности 0,23
Механически-техническое понимание 0,23
Пространственные представления 0,21
Моторные способности 0,14

При интерпретации приводимых выше результатов следует вспомнить, что при коэффициенте корреляции 0,30 предиктор объясняет только 9% общей вариативности успешности. При этом чем сложнее профессиональная деятельность, тем более низкой оказывается прогностичность тестов на интеллект.

Существует несколько объяснений феномена недостаточно высокой прогно-стичности данных диагностики интеллекта.

Во-первых, психометрический интеллект выражает присущую определенной культуре норму успеха решения определенных классов задач, освоенности определенных классов операций. Именно поэтому психометрический интеллект гораздо выше коррелирует со школьной и академической успешностью, связанной с освоением культуральных, нормативных моделей интеллектуальной деятельности.

Поскольку менеджерская деятельность достаточно сложна, многообразна и многоаспектна, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными психометрическими моделями интеллекта. Концептуальный уровень деятельности менеджера (его описание дано выше) по существу в большей мере связан с креативностью, чем с уровнем психометрического интеллекта. Согласно гипотезе Е. Торрранса при /Q ниже 115-120 баллов креативность 1 и интеллект сливаются в один фактор, при IQ выше 120 баллов креативность и интеллект становятся независимыми факторами. Таким образом, уровень психометрического интеллекта является пороговым фактором: при низком уровне интеллекта снижаются результативность менеджера в нестандартных ситуациях и эффективность работы в изменяющихся условиях (неристриктивные ситуации, изменения в деятельности как следствие карьерных продвижений). В то же время высокий уровень психометрического интеллекта сам по себе не гарантирует высоких результатов деятельности менеджера.

Концептуальный уровень работы менеджера, связанный с творческим решением сложных задач, зависит в большей степени от когнитивной простоты — сложности как интеллектуальной характеристики, включающей склонность к риску, когнитивную сложность (характеристика когнитивного стиля, выявляемая на основе исследования системы личностных конструктов менеджера) с отрицатель-

ным знаком — догматизм (узость и ригидность мышления). Установлена связь показателей когнитивной простоты — сложности и эффективности деятельности менеджера в сложных ситуациях.

Во-вторых, существует объяснение этого феномена на основе концепции когнитивных ресурсов Ф. Фидлера. В соответствии с этой концепцией интеллект и знания менеджера являются когнитивными ресурсами, использование которых зависит от характера управленческой ситуации (например, наличия или отсутствия поддержки и понимания со стороны подчиненных). В случае отсутствия поддержки со стороны подчиненных основное внимание руководителя переключается с решения организационных проблем на коммуникацию с подчиненными. С точки зрения Ф. Фидлера прямая связь между интеллектом и успешностью должна обнаруживаться при директивном стиле руководства и отсутствии организационного стресса (руководитель не обременен проблемами взаимодействия с подчиненными). Таким образом, интеллект выступает или не выступает в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера — интеллектуальные или коммуникативные — включены в его деятельность.

Коммуникативные качества.Коммуникативные ресурсы менеджера проявляются прежде всего в присущем ему стиле руководства. Предпочитаемый стиль руководства, в свою очередь, в немалой степени связан с представлениями руководителя о том, кто есть его подчиненный.

Существуют различные типологии руководителей, построенные на основании различий в их представлениях о личности человека в организации (имплицитные теории личности подчиненного, формирующиеся у руководителя в ходе его управленческой карьеры).

Хорошо известны типологическая модель Мак-Грегора (Х- и У-концепции руководителя), а также типология, включающая три класса представлений:

♦ человек как пассивный инструмент и объект руководства;

♦ человек как индивидуум со своими собственными интересами, нуждающийся в мотивировании, партнерстве и помощи в разрешении конфликтов;

♦ человек как полноправный участник процессов управления, т. е. процессов принятия решений, планирования и инноваций.

Существуют и многокомпонентные типологии, например 12-компонентная типология.

«Выживание» менеджера в организации в значительной степени зависит от степени соответствия присущей ему концепции человека представлениям, закрепившимся в организационной культуре.

Предпочтение определенного стиля руководства зависит и от характерологических особенностей, например экстерналы (внешний локус контроля) предпочитают директивный стиль руководства, а интерналы (внутренний локус контроля) — партиципативный стиль.

Среди прочих коммуникативных качеств выделяются особо важные для менеджерской деятельности:

1) способность к кооперации и групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, умственная

подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе);

2) поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

3) социальная компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции с партнером по интеракции.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера и общие коммуникативные качества, которые в дифференциальной психологии коммуникации делят на четыре группы:

1) качества, связанные с организацией содержания коммуникации;

2) отношение к партнеру по коммуникации;

3) способ воздействия на партнера (апелляция к партнеру);

4) способ открытия партнеру самого себя.

В зависимости от выраженности различных коммуникативных качеств Шульц фон Тун выделяет восемь основных стилей коммуникации.

1. Нуждающийся — зависимый стиль.

3. Стиль самопожертвования ради помощи другим.

4. Агрессивно-обесценивающий стиль.

5. Доказывающий себе самому стиль.

6. Определяюще-контролирующий стиль.

7. Дистанциирующийся стиль.

8. Откровенно-драматизирующий стиль.

Наконец, прямое отношение к коммуникативной успешности имеет такая характерологическая особенность, как экстраверсия — интроверсия.

Эмпирические исследования показывают, что среди личностных факторов, входящих в тесте 1б-Р^(Кеттелл) во вторичный фактор «экстраверсия — интроверсия», с успешностью деятельности менеджера позитивно связаны: сизотимия-циклотимия, доминантность, F (беспечность), Н (устойчивость к стрессу, смелость), в то время как фактор Q2(социабельность), ориентированный к полюсу интроверсии, имеет средние значения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9454 — | 7325 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник