Меню Рубрики

Способ сравнения как метод экономического анализа

Сравнение — наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.

Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины. экономический информационный обработка

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.

Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Сопоставлением показателей анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.

Важным направлением сравнения является сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фак-тора и определения резервов. В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

  • · горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции с предыдущей;
  • · вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;
  • · трендовый анализ — сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;
  • · одномерный сравнительный анализ — сопоставляются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
  • · многомерный сравнительный анализ — сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.

Простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Она позволяет изучить экономические явления во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.

С помощью экономического анализа устанавливаются причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, причины и факторы, и лишь после этого — характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

Группировка как способ анализа широко применяется в литейном производстве, в машиностроении, в концернах, акционерных обществах, ассоциациях. Объектами изучения выступают как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения и хозяйственные операции. В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).

Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

Способы измерения влияния факторов

Важнейшим направлением аналитической работы является определение влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей.

При определении количественного влияния факторов на изменение результативного показателя можно использовать следующие способы:

  • · способ цепныхподстановок,
  • · способ абсолютных и относительных разниц,
  • · индексный,
  • · интегральный,
  • · балансовый.

В основе первых четырех лежит метод элиминирования, т.е. устранение, исключение воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Метод цепных подстановок используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового расчета. Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: в начале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если несколько количественных и качественных, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминиро-ванном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = x1* x2* x3*…. Xn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа:

Y = (а — Ь)с и Y = а(Ь — с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в Ахд.

При его использовании величина влияния факторов рассчиты-вается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые на-ходятся справа от него, и на фактическую величину факторов, рас-положенных слева от него в модели.

Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валового выпуска продукции выглядит следующим образом:

Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц полу-чаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сум-ма прироста результативного показателя за счет отдельных факто-ров равнялась его общему приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмем фак-торную модель прибыли от реализации продукции:

где П — прибыль от реализации продукции;

УРП — объем реализации продукции;

Ц — цена единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

объема реализации продукции

Способ относительных разниц, как и предыдущий, применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа V = (а — b)с. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным.Это прежде всего касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа V = А х В х С.

Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей:

Тогда изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом:

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Как видим, результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущих способов.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

Разновидностью этого способа является прием процентных разностей.

Для того чтобы установить, насколько изменился объем валовой продукции за счет численности рабочих, необходимо плановую его величину умножить на процент перевыполнения плана по численности рабочих ЧР%:

Для расчета влияния второго фактора необходимо умножить плановый объем валовой продукции на разность между процентом выполнения плана по общему количеству отрабо-танных дней всеми рабочими D% и процентом выполнения плана по среднесписочной численности рабочих ЧР%:

Абсолютный прирост валовой продукции за счет измене-ния средней продолжительности рабочего дня (внутрисменных простоев) устанавливается путем умножения планового объема валовой продукции на разность между процентами вы-полнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% и общему количеству отработанных ими дней D%:

Для расчета влияния среднечасовой выработки на изменение объема валовой продукции необходимо разность между процен-том выполнения плана по валовой продукции ВП% и процен-том выполнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% умножить на плановый объем вало-вой продукции ВПпл:

Преимущество этого способа состоит в том, что при его при-менении не обязательно рассчитывать уровень факторных по-казателей. Достаточно иметь данные о процентах выполнения плана по валовой продукции, численности рабочих и количеству отработанных ими дней и часов за анализируемый период.

Интегральный способ.Недостатком вышерассмотренных способов является то, что результаты расчетов зависят от последовательности замены факторов и неразложимый остаток необоснованно часто приписывается влиянию изменения качественного фактора.

Отмеченные недостатки устраняются при использовании интегрального метода. Данный метод объективен, т.к. исключает какие-либо предложения о роли факторов до проведения анализа, соблюдается положение о независимости факторов.

Использование этого способа позволяет получить более точные результаты. Результаты расчетов не зависят от расположения факторов, изменение результативного фактора пропорционально раскладывается между факторами.

Интегрирование этих величин (количества и цены) можно определить по формуле:

Балансовый метод используется в планировании, статистике, бухгалтерском учете. В экономическом анализе он применяется там, где существует строго функциональная зависимость. С помощью данного метода анализируется использование рабочего времени (баланс рабочего времени), использование производственной мощности (баланс производственной мощности), баланс трудовых ресурсов и т.д.

Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.

Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя. Алгоритм расчета следующий:

где х — количественный фактор; у — качественный фактор;

Jху = Ex1у1/Еху — изменение результирующего показателя;

Jх = Ех1у / Еху — влияние количественного фактора;

Использование математических методов в экономическом анализе повышает эффективность анализа деятельности хозяйствующего субъекта, т.к. сокращаются сроки проведения анализа, большее количество показателей можно проанализировать. Математические методы позволяют заменить приближенные расчеты точными вычислениями, осуществлять многомерный сравнительный анализ, что практически невозможно осуществить вручную. Это требует:

  • · совершенствования системы экономической информации о работе хозяйствующего субъекта;
  • · наличия ЭВМ, осуществляющих обработку экономической информации;
  • · системного подхода к изучению экономики хозяйствующего субъекта (учета всей совокупности взаимосвязей — системного характера);
  • · разработки новых экономико-математических моделей.
  • · Факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен с помощью тех или иных математических методов.

Классификация методов и приемов экономического анализа

Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат.

В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук.

В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемой, т.е. в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных процедур. С этой точки зрения все аналитические методы могут быть подразделены на неформализованные и формализованные. Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур без использования аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные (математические) методы экономического анализа — это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости.

Эти методы составляют второй уровень классификации, в котором выделяют:

  • 1. Классические методы экономического анализа;
  • 2. Традиционные методы экономической статистики;
  • 3. Математико-статистические методы изучения связей;
  • 4. Методы финансовых вычислений;
  • 5. Методы теории принятия решений.

К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

Читайте также:  Укус клеща какие анализы надо сдать

Во вторую группувключают:метод средних величин, метод группировок, индексный метод.

В третью группувключают:методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ. Методы теории принятия решений объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности. Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе — в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени. Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний. Сравнение — самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.

Существует несколько форм сравнения:

  • · с планом;
  • · с прошлыми периодами; с лучшим;
  • · со средними данными.

Группировка — это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы. Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их экономическую природу.

Метод цепных подстановок — это метод экономического анализа, который заключается в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной при сохранении неизменными остальных показателей.

Индексный метод — это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений — групповыми. Использование всей совокупности методов, приемов и способов — одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.

источник

Метод экспертных оценок.

Статистические (традиционные) методы экономического анализа.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Многомерные сравнения в экономическом анализе (матричный метод).

Сравнение как один из методов экономического анализа.

ТЕМА 3. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.

Сравнение – научный подход познания, в процессе его неизвестные предметы или явления сопоставляются с уже известными изучаемыми ранее, с целью определения общих черт или различий между ними.

С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

1) Сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей.

2) Сопоставление фактических показателей с нормативами, позволяет провести контроль за затратами и способами внедрения ресурсосберегающих технологий.

3) Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов

4) Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижением науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимые для поиска резервы.

5) Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определение неиспользованных резервов.

6) Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых явлений.

7) Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8) Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора. Применяется при расчете влияния факторов, при расчете резервов.

Сравнения могут быть качественными и количественными.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

Вертикальный (структурный) анализ — представление фи­нансового отчета в виде относительных показателей. Такое пред­ставление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи ба­ланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа яв­ляются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вер­тикального анализа:

· переход к относительным показателям позволяет прово­дить сравнительный анализ предприятий с учетом отрас­левой специфики и других характеристик;

· относительные показатели сглаживают негативное влия­ние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетно­сти и тем самым затрудняют их сопоставление в динами­ке.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показа определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру расчетной финансовой формы, так и динамику отдельных показателей.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд — это путь развития. Применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к базисному уровню, т.е. это исследование рядов динамики. Анализ тренда предназначен для исследования измене­ний среднего значения временного ряда с построением ма­тематической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда, Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелиней­ной регрессии.

Одномерный сравнительный анализ – сопоставление делается по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – проводится в сопоставлении результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщения результатов деятельности.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 932 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Сравнение — это научный метод по­знания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопос­тавляются с уже известными, изучае­мыми ранее, с целью определение общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется об­щее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения иссле­дуемых объектов, тенденции и законо­мерности их развития.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Пе­речислим наиболее типичные ситуации, когда используется срав­нение, и цели, которые при этом достигаются (типы сравнений):

1.Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана. Такое сравнение позволяет оп­ределить степень выполнения плана за месяц, квартал или год.

2.Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедре­нию ресурсосберегающих технологийСравнение фактических показателей с показателями про­шлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

3.Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достиже­ниями науки и техники может проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Вну­три предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутого коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

4.Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов.

5. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изу­чения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анали­зируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондо­отдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями. Сопоставление различных вариантов управленческих реше­ний с целью выбора наиболее оптимального из них.

6.Сопоставление результатов деятельности до и после изме­нения какого-либо фактора применяется при расчете влияния фак­торов и подсчете резервов.

В экономическом анализе различают также следующие виды сравни­тельного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

1. Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактичес­кого уровня исследуемых показателей от базового

2. С помощью вертикального сравнительного анализа изу­чается структура экономических явлений и процессов путем расче­та удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

3. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

4. При одномерном сравнительном анализе сопоставления де­лаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

5. С помощью многомерного сравнительного анализа про­водится сопоставление результатов деятельности нескольких пре­дприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Сравнение представляет собой научный метод познания, в процессе которого исследуемое неизвестное явление (предмет) сопоставляется с уже известным явлением, которое изучалось ранее. Сравнение проводится с целью определения схожих признаков или различий между явлениями (предметами).

Посредством сравнения в экономическом анализе осуществляют:

  1. Нахождение общего и специфического в экономических процессах (явлениях),
  2. Исследование изменений объектов,
  3. Наблюдение тенденций и закономерностей развития.

В экономическом анализе при сравнении происходит решение многих задач. Метод сравнения при этом может использоваться в качестве основного или вспомогательного способа.

Существует несколько ситуаций использования сравнения, при этом для каждой из них характерны свои цели:

  • Сравнение фактического и планового показателя (например, при оценке достижения плана), которое позволяет выявить степень соответствия показателей за определенный период времени (год, месяц, квартал).
  • Сравнение нормативных и фактических показателей дает возможность контролировать затраты, что способствует внедрению технологий, сберегающих ресурсы. Также метод применяется при сопоставлении фактических результатов с результатами прошлых периодов с целью определения тенденций развития какого-либо процесса.
  • Сопоставление фактического результата и лучшего результата (например, образцы труда, передовой опыт, новые достижения науки и техники) осуществляется как в масштабе компании, так и за ее пределами. В компании может происходить сравнение средних уровней показателей, достигнутых работниками в целом, с показателями передового участка, бригады и др. Данное сопоставление дает возможность выявления передового опыта и новых перспектив производства.
  • Сопоставление средних показателей с показателями анализируемого (например, по области, району, зоне) с целью оценки достигнутого результата и выявления неиспользованного резерва.
  • Сравнение динамических и параллельных рядов с целью исследования взаимосвязанных показателей (например, связь между динамикой изменения объема производства, фондоотдачи и основных производственных фондов). Этим способом сопоставляются различные управленческие решения, и выбирается самое оптимальное.
  • Сравнение результата от какого-либо действия (мероприятия) до и после момента использования определенного фактора.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует несколько видов сравнительного анализа, применяемых в экономическом анализе:

  • Горизонтальный сравнительный анализ, применяемый при определении абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базового уровня.
  • Вертикальный сравнительный анализ, исследующий структуру экономических явлений и процессов посредством определения удельного веса элементов (частей) в общем целом, отношения частей целого друг с другом, включая воздействие факторов на уровень результативного показателя (сравнение их величины до и после изменения соответствующих факторов).
  • Трендовый сравнительный анализ, используемый при исследовании относительных темпов роста и прироста определенных показателей за несколько лет к уровню базисного периода (года) в процессе исследования рядов динамики.
  • Одномерный сравнительный анализ, сопоставляющий один или несколько показателей одного объекта, а также нескольких объектов одним показателем.
  • Многомерный сравнительный анализ, проводимый как сравнение результатов деятельности нескольких компаний (отделов) в соответствии с широким спектром показателей.
Читайте также:  Укус клеща какие анализы нужно сдать

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

источник

Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. «Все познается в сравнении». Каждый показатель и каждая цифра, используемые для оценки контроля и прогноза, имеют значение только в сопоставлении с другими.

Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление или предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяются общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение применяют как основной или вспомогательный способ для решения всех его задач.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

· сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей;

· сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;

· сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов;

· сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта, работы других предприятий или подразделений, необходимое для поиска резервов;

· сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения, неиспользованных резервов;

· сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

· сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;

· сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Сравнение может быть качественным и количественным.

Процедура сравнения в экономическом анализе включает несколько этапов:

· выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым заданиям);

· выбор шкалы сравнения и степени значительности различий;

· выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение;

· выбор вида признаков, а также определение критериев, их существенности и несущественности;

Различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

1) горизонтальный анализ — показатели на начало года сравнивают с показателями на конец года;

Актив н. г. к. г. изм.: абсол. относ.

I Внеоборотные активы 10000 9000 -1000, -10%

II Оборотные активы 10000 11000 +1000 +10%

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов путем сравнения на уровень величины результативных показателей до и после изменения соответствующего фактора.

2) вертикальный анализ — рассчитывают структуру баланса, изменения структуры и коэффициенты;

Актив н. г. к. г. изм. структуры

I Внеоборотные активы 50% 45% -5%

II Оборотные активы 50% 55% +5%

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании ряда динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщении результатов деятельности предприятий.

Важное условие, которое надо соблюдать при анализе — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

При сравнении должны быть учтены следующие требования:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

· единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

· сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);

· единство методики исчисления показателей и их состава [17].

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 1900 . Нарушение авторских прав

источник

Сущность сравнения. Типы сравнений и их цель. Задачи, возможности и направления использования многомерных сравнений в экономическом анализе. Алгоритм многомерных сравнений

Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение, он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемые для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. В табл. 5.1 представлены наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

Базы и цели сравнительного анализа

Показатель предыдущего периода

Тенденция развития явления (тренд)

Степень фактического выполнения плана

Показатель лучшего предприятия

Оценка возможных резервов

Оценка достигнутых результатов

Параллельный (динамический) ряд показателей

Оценка степени взаимосвязи явлений

Показатель, который может быть получен при принятии другого варианта управленческого решения

Отбор лучшего варианта управленческого решения

Показатель деятельности, полученный при изменении какого-либо фактора

Оценка изолированного действия исследуемого фактора

Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Сравнение с показателем предыдущего временного периода позволяет оценить изменение показателя за отчетный период.

В анализе хозяйствования очень часто применяется сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

В практике аналитической работы используется также сравнение с расчетными нормами (например, расход материалов, сырья, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.

Одной из задач экономического анализа является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год. Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Немаловажное значение в экономическом анализе имеет сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период.

Следующий вид — сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Такие сравнения могут проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами, внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства. Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями других предприятии, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по отрасли, объединению, концерну и др. Такое сравнение необходимо для более полной и объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, для изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, которые характеризуют один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени.

В экономическом анализе применяется также сравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный (трендовый), вертикальный, факторный , а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала).

Факторный анализ изучает влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Многомерные сравнения необходимы в анализе для комплексной оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятии и т.д. Эта задача встает всегда, когда надо дать обобщающую сравнительную оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Такие сравнения проводятся инвесторами и кредиторами для оценки степени финансового риска инвестиций.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет работу подсчетов по комплексной оценке и делает ее менее эффективной.

Задача комплексной оценки решается в двух направлениях. Первое — это разработка обобщающего интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки результатов хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе — предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и путем выбора из числа обобщающих результативных показателей какого-либо одного в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.

Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости — третье, а по уровню рентабельности — пятое и т.д.

Другое направление комплексной оценки — разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Унитаз как собрать кал для анализа

Для решения этой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методах «суммы мест», геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитывается весомость определенных показателей. Наиболее перспективным подходом является использование методики многомерного сравнительного анализа, основанной на методе расстояний, которая позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия-эталона, взятого за единицу. Рассмотрим практическую сторону решения задачи многомерного сравнительного анализа.

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл.5.2). По графам(столбцам) сказуемого записываются исследуемые показатели (i=1,2,3,…n), а по строкам подлежащего — номера предприятий (j=1,2,3,…m). Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде темпов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Этап 2. В табл.5.2 в каждой графе определяется максимальный или оптимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (а) делятся на максимальный(оптимальный) элемент эталонного предприятия (max а,opt а). В результате создаетсяматрица стандартизованных коэффициентов ), представленных в табл.5.3: х=, или х=.

Матрица исходных данных (а)

источник

Наиболее широко в экономическом анализе используется способ сравнения, сущность которого состоит в сопоставлении однородных объектов с целью нахождения черт сходства или различий между ними. Различают несколько типов сравнения:

1. Сравнение фактических данных периода:

а) с данными прошлых периодов;

б) с плановыми показателями;

г) с лучшими результатами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники;

д) с данными других предприятий и со среднеотраслевыми данными.

2. Сравнение параллельных и динамических рядов чисел.

3. Сравнение разных вариантов решения экономических задач.

При сравнении фактических данных с данными прошлых периодов сопоставляют результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими, что даёт возможность изучить динамику и определить тенденции развития экономических процессов (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Динамика основных показателей

Объём производства продукции

Выработка одного работника

Расчёты показывают, что объём производства продукции за пять лет вырос на 10,5 % в результате уменьшения численности работников на 16,7 % и повышения производительности труда на 32,6%.

Сопоставление фактических данных с плановыми показателями необходимо для оценки выполнения плана и определения неиспользованных резервов предприятия (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Выполнение плана по производству продукции

Объём производства, млн. руб.

Абсолютное отклонение от плана, млн. руб.

план факт А 300 312 12 104 B 200 180 -20 90 C 250 300 50 120 Итого 750 792 42 105,6

Из таблицы 3.2 видно, что план по производству продукции в целом по предприятию перевыполнен на 42 млн. руб., или на 5,6%, в том числе: по продукции А план перевыполнен на 12 млн. руб., или на 4%, по продукции С – на 50 млн. руб. или 20%, по продукции В план не довыполнен на 20 млн. руб., или 10%.

Сравнение фактических данных с нормами расхода ресурсов (материалов, топлива, энергии, воды и т.д.) необходимо для оценки соблюдения норм расхода ресурсов, выявления экономии и перерасхода, для оценки эффективности их использования, вскрытия резервов усиления режима экономии (таблица 3.3).

Таблица 3.3. – Данные об использовании материальных ресурсов предприятия

по норме фактически абсолютное, т относительное,% Нефтепродукты 1600 1664 64 4,0 Сырьё 3600 3500 -100 -2,8 Топливо 1000 1100 100 10,0

Из таблицы 3.3 видно, что перерасход ресурсов произошёл по нефтепродуктам и топливу на 64 т (4%) и 100 т (10%) соответственно; экономия по сырью составила 100 т или 2,8%.

Сравнение с лучшими результатами внутри предприятия проводится путём сравнения среднего уровня показателей всего коллектива с показателями передовых участков, бригад, рабочих с целью выявления инновационных возможностей предприятия.

Сравнение исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными осуществляется для поиска возможностей и резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности.

2. Сравнение параллельных и динамических рядов осуществляется для определения и обоснования формы и направления связи между исследуемыми показателями. Для этого числа, характеризующие один из показателей, располагают в возрастающем или убывающем порядке и проследить, в каком направлении изменяются другие показатели: возрастают или убывают и в какой степени (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Зависимость выработки рабочих (Y) от фондовооружённости труда (Z)

Ранжированные данные о выработке рабочих и фондовооруженности труда по 10 предприятиям, представленные в таблице 3.4, свидетельствуют о тесной и прямолинейной связи между изучаемыми показателями: при повышении фондовооруженности труда возрастает производительность труда и показатели изменяются в одном направлении.

Сравнение разных вариантов решения экономических задач используется при обосновании планов и управленческих решений и проводится с целью выбора наиболее оптимального из них. (58%)

Различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный, многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ предполагает определение и изучение абсолютных и относительных отклонений фактических показателей отчётного периода от базового (прошлого периода, планового периода) с целью установления причин произошедших изменений.

Пример выполнения горизонтального анализа представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Горизонтальный анализ

В динамике имущества и источников их формирования анализируемого предприятия можно отметить следующие положительные изменения. Стоимость имущества увеличилась на 9604921 тыс. руб., или на 33,7%, что свидетельствует, как правило, о наращивании экономической мощи предприятия. Темп прироста оборотных активов (38,7) опережает темп прироста внеоборотных активов (21,9), что характеризует тенденцию к ускорению оборачиваемости оборотных активов. Результатом этого является условное высвобождение средств в наиболее мобильных формах (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения).

Однако имеются и негативные изменения: собственный капитал организации меньше заемного и темпы его роста ниже, чем темпы роста заемного капитала.

Вертикальный сравнительный анализ называют также структурным, так как с его помощью изучается структура экономических явлений и процессов через расчёт удельного веса частей в общем целом (например, удельный вес оборотных активов в общей их сумме). Также с помощью вертикального анализа изучается соотношение целого между собой (например, соотношение собственного и заёмного капитала). Технология вертикального анализа (например, при анализе финансовой отчётности) состоит в следующем: общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о финансовых результатах) принимают за сто процентов, каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения. Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других предприятий, как правило, из той же отрасли.

Пример выполнения вертикального анализа представлен в таблице 3.6.

источник

Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой. Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.

Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.

  • сопоставление значения некоторого показателя за период во времени (сравнение с базовым значением, со значение за предыдущий период и т.д.). Например, если в 2016 году компания продала 10 тыс. единиц продукции (табл.1), а в 2014 году – 2 тыс. единиц, то можно говорить о росте объема сбыта за исследуемый период;

Таблица 1. Пример сравнения показателя сбыта

Сравнение с базовым периодом

Сравнение с предыдущим периодом

  • сравнение значения показателя с конкурентами. Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
  • сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями. Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
  • сравнение показателя с некоторой основой для определения доли. Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
  • сравнение с нормативными или эталонными значениями. Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.

В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.

Условия деятельности в каждой отрасли или сегменте рынка являются особенными и формируются под влиянием большого количества мезофакторов. Как результат, в различных ситуациях предел максимальной эффективности будет различаться. Нельзя сказать, что управление предприятием, которое действует на уменьшающемся рынке, будет менее эффективным, если его показатель рентабельности ниже идентичного показателя предприятия, которое действует на растущем рынке. Поэтому очевидно, что для того, чтобы сформировать однозначный вывод о качестве финансовой деятельности в компании, необходимо сравнить ключевые показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности со значениями конкурентов.

Сравнивать следует с предприятиями, которые действуют в максимально близких условиях. Оптимальным вариантом является сравнение с прямыми конкурентами, которые борются за тех же клиентов, предлагают идентичные товары и услуги. Для этих участников рынка доступны те же возможности, поэтому сравнение финансовых коэффициентов позволяет понять компетентность менеджмента каждого отдельного конкурента.

Трудностью в решении этой задачи может оказаться отсутствие данных конкурентов. В таком случае можно сравнить показатели со средними в отрасли. Следует учитывать также размер предприятия, ведь, например, малые компании имеют значительно больше возможностей адаптироваться к новым условиям, являются более гибкими в этом плане.

В случае отсутствия этих данных можно сравнить финансовые показатели компании со средними значениями в экономике, хотя полученный результат не будет иметь такой же ценности и не позволит сформировать точные выводы об эффективности финансовой работы в компании.

Ресурсами для получения необходимой информации могут быть:

1. Официальные сайты компаний

2. Сайты, на которых публикуется бухгалтерская отчетность, например, для потенциальных инвесторов

3. Данные Федеральной службы государственной статистики (онлайн и оффлайн)

4. Данные различных отраслевых объединений, ассоциаций, организаций

Особенным показателем является показатель рентабельности собственного капитала. Его значение говорит об эффективности использования средств собственников и позволяет получить ответ на вопрос «Стоит ли вкладывать средства в компанию?». Если собственники могли бы получить больше прибыли в случае вложения средств в альтернативные инструменты, например, на депозитный вклад в коммерческом банке, то вложение средств в предприятие было ошибкой. Поэтому в случае использования показателя рентабельности собственного капитала стоит сравнить его со ставками на депозитные вклады, средней доходностью на фондовом рынке, доходностью с сопоставимыми по рискам фондами инвестирования и с любыми другими финансовыми инструментами, в которые собственники могли вложить средства.

Таким образом, учет финансовых показателей конкурентов позволит улучшить качество финансового анализа предприятия, позволит сформулировать более точные выводы о текущем положении и эффективности работы в течение периода исследования.

Список использованных источников

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2016. — 332 с.

источник