Меню Рубрики

Сознание как предмет философского анализа кратко

Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции — материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

23. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.

Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.

24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1299 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Целостный взгляд на человека, его природу и сущность не возможен без обращения к проблеме сознания как специфическому способу отношения человека к миру и самому себе, опосредованному всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Однако феномен сознания принадлежит к разряду самых сложных объектов исследования.

В философии можно выделить следующие основные подходы в раскрытии проблемы сознания: субстанциальному, функциональному, экзистенциально-феноменологическому и психоаналитическому.

Субстанциализм (Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Р. Декарт, Г. Гегель и др.) представляет собой исторически первую попытку осмысления сознания, в основе которой лежит стремление отыскать некие единые, сверхчувственные принципы и начала бытия. Согласно данному подходу, сознание – это особого рода субстанция (Бог, вселенский разум), обладающая самостоятельным существованием и не зависящая от материальных образований, в частности от функционирования человеческого мозга. Основные особенностями субстанциализма являются: 1) отождествление сознания с разумом, который рассматривается как квинтэссенция сознательного опыта; 2) разум (сознание) рассматривается не как свойство и «собственность» человека, но как мировое начало, гарантирующее гармонию и рациональную упорядоченность бытия, существующее вне и независимо от человека. Так, например, в древнегреческой философии считалось, что человеческий разум обретает права на существование лишь через причастность к «логосу» – единому принципу бытия и началу миропорядка. Средневековая философия отождествляет сознание с разумом Бога, по милости которого человек наделяется толикой разумности. В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем мире, главными характеристиками которого выступают самосознание и саморефлексия.

Функциональный подход – одна из основных традиций исследования сознания в классической философии, согласно которой сознание является производным от функционирования материальных систем, прежде всего, человеческого мозга. В завершенном виде функционализм представлен в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.). Особой его формой является метафизический материализм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис), представители которого, опираясь на данные физиологии и медицины своего времени, рассматривали сознание как особую функцию мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. При этом специфика сознания никак не проблематизировалась, а ментальные процессы практически отождествлялись с физическими процессами, происходящими в организме.

Радикальный разрыв с классическими интерпретациями сознания происходит примерно с середины XIX в. по начало ХX в. в связи с деятельностью так называемых трех «мэтров подозрения» – К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда. Общим для этих мыслителей стало обнаружение под «поверхностью» сознания сложных механизмов, подспудно формирующих и определяющих его: «воли к власти» как подлинной основы любых рациональных построений (Ницше), социокультурных факторов (Маркс), сферы бессознательного (Фрейд). В целом для неклассического подхода характерен отказ от свойственной классике фиксации на мышлении как рациональной и универсальной основы сознания, поиск новых компонентов и измерений сознания. Так, например, К. Маркс отказывается от традиционного способа рассмотрения сознания как субстанциальной реальности, развивающейся по имманентным законам. В марксизме, напротив, постулируется социальная природа сознания, оно начинает трактоваться как продукт длительной эволюции человеческих сообществ, основным фактором которой является развитие и усложнение сферы материальных практик. В рамках такого подхода коллективное измерение сознания («общественное сознание») становится первичным и исходным по отношению к индивидуальному опыту. Важнейшим вкладом марксизма в философию стал тезис о социо-культурной детерминированности сознания, в соответствии с которым восприятие действительности никогда не является «чистым» и беспредпосылочным, т. е. человек с неизбежностью осознает мир в определенных, свойственных данной эпохе категориях.

Экзистенциально-феноменологический подход (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.) – один из наиболее важных и интересных в рамках неклассической традиции. Феноменология Э. Гуссерля настаивает на самоценности и самодостаточности опыта сознания в качестве предмета исследования и отказывается сводить сознание к физиологическим, психическим и другим процессам. Применение особой техники, получившей название феноменологической редукции, позволяет увидеть жизнь сознания «изнутри», как непрерывный поток сменяющих друг друга событий и состояний (феноменов). Феноменологический анализ выявляет такую базовую характеристику сознания, как интенциональность – предметную направленность переживаний сознания, его соотнесенность с предметами опыта. Таким образом, с точки зрения феноменологии, сознание – не столько способность регистрировать внешние воздействия и отображать объективный мир, сколько сфера активного смыслопорождения, задающая горизонт нашего повседневного существования.

Психоаналитический подход исследования сознания выдвигает идею о том, что опыт сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека, основу которой составляет бессознательное. Согласно З. Фрейду, сознательный опыт человека («Я») представляет собой всего лишь тонкую «прослойку» между сферой бессознательного («Оно»), в котором сосредоточены различные биологические влечения и вытесненные из сознания идеи, и сферой социокультурных норм и предписаний («Сверх-Я»). В психоаналитической интерпретации сознание по определению оказывается «несчастным», так как его жизнь протекает в постоянных поисках компромисса между асоциальными, внеморальными влечениями и импульсами «Оно» и надиндивидуальными и репрессивными по своей сути культурными императивами. Более полное представление о сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях позволяют получить концепции К. Г. Юнга, Э. Фромма и других представителей психоаналитической философии. Так, К. Г. Юнг развивает учение о коллективном бессознательном, которое представляет собой ядро человеческой психики, концентрирующее в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Его содержание составляют архетипы – наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения. Согласно Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности и механизмов общения и взаимодействия людей играет социальное бессознательное – вытесненные побуждения, свойственные большинству членов общества, которые данное общество не может позволить своим членам довести до сознания. Концепции К. Г. Юнга и Э. Фромма позволяют установить, что по своей природе бессознательное, так же как и сознание, биосоциально, т. е. обусловлено социальной средой, культурными и языковыми программами.

Таким образом, каждый из представленных подходов делает акцент на определенных сущностных характеристиках сознания, которые в равной мере необходимо учитывать для построения его целостной модели.

Оформление сущностных особенностей сознания является результатом длительного развития. С позиций современного естествознания и материалистической философии становление сознания может быть рассмотрено, во-первых, как закономерный этап в эволюции природы; во-вторых, как процесс, обусловленный социо- и культурно-генетическими факторами. Становление сознания опирается на естественные предпосылки, среди которых материалистическая традиция особо выделяет развитие в живой и неживой природе такого свойства как отражение. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия особенности других систем. В результате взаимодействия одни тела и явления, оставляют свой «след» на других телах и явлениях, специфическим образом запечатлевая себя в них. Выделяют три основные формы отражения: отражение в неживой природе, отражение в живой (раздражительность, чувствительность, психика), социальное отражение

Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет человека способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой исторической перестройки психики и формирования сознания стал труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между обществом и природой, благодаря чему относится к условиям своего существования не в качестве лишь активного биологического существа, а как социально-исторический субъект, способный менять и корректировать внешние факторы.

В подвижном многообразии феноменов сознания мы можем выявить некоторые устойчивые типы и определить общую структуру сознания. Как правило, выделяют два основных уровня сознания – чувственно-эмоциональный и абстрактно-дискурсивный: Важно указать, что в повседневной практике эти два уровни находятся в тесном взаимодействии – с одной стороны, чувственное восприятие несет на себе отпечаток ментальных понятий и схем, является концептуально нагруженным, с другой стороны, системы понятий, которые мы используем для осмысления окружающей нас реальности, постоянно корректируются чувственным опытом.

Читайте также:  Замершая беременность генетика какие анализы

Характеризуя структуру сознания, как правило, выделяют ряд способностей, определяющих его функционирование как на чувственном, так и на рациональном уровнях. Важнейшим компонентом сознания является воля – способность к выбору цели и мобилизации внутренних усилий, необходимых для ее достижения. Огромную роль в организации внутренней жизни сознания играет память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации. В структуре сознания также выделяют такой компонент как внимание – способность индивида сосредотачиваться в определенный момент времени на каком-нибудь реальном или идеальном объекте.

Необходимо подчеркнуть, что структура сознания не представляет собой жесткий каркас, «кристаллическую решетку», так как основополагающей характеристикой жизни сознания остается подвижность и изменчивость. Его компоненты не являются строго иерархически упорядоченными, но постоянно находятся в живом динамическом взаимодействии.

На основании ранее сказанного можно выделить основные характеристики сознания, к которым относятся: идеальность (способность к мысленному воспроизведению той или иной вещи); идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи); вторичность и предметность (в образах сознания фиксируются свойства и отношения предметов); связь с языком (сознание носит понятийный, обобщенный характер, его содержание может быть объективировано в слове); абстрактно-логическое мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии).

Кроме названного, можно указать на такой специфический и важнейший модус существования сознания как самосознание, т. е. возможность выделения себя из внешней среды. Основными формами самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей; б) осознание своей принадлежности к той или иной социокультурной общности; в) возникновение «Я» как особого образования, связанного со способностью к самоконтролю, самооценке, самосовершенствованию, к ответственности в социальных действиях, самокритичности. Самосознание развивается в процессе формирования человека как личности (процесс социализации), являясь условием личностной самоидентификации и самоопределения. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией.

источник

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг – самый сложнорганизованный материальный объект.

Сознание – это высшая функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем:

1) как существует сознание;

2) каковы его основные свойства;

4) какова структура (устройство) сознания.

Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире.

Философия дала ряд вариантов ответа:

– субстанциализм (объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции – Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание – бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

– функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

– субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

– психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, по­ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

Каждая из этих тради­ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк­тур (от мозга и чувственного опы­та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра­тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.

Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

– общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

– его интенциональность, т.е. направленность на объект;

– внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

– его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя – мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

– его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво­ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу­ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре­гулировать и контролировать отношения с действитель­ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения. В процессе развития филосо­фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе.

Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействияв живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

– раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

– чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

– нейрофизиологическое отражение – соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

– высшая психическая деятельность – развитие комплексов сложных услов­ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

Основными отличительными признаками сознания являются:

– абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;

– целеполагание как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

– самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

– язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление – внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя – звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан­ных психологии, которая вы­деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное – это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание – это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира – интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный и экзистенциально-феноменологический. Традиционно сознание является одним из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, кибернетики и других наук. Понятие «сознания» характеризует важнейший компонент человеческой психики. Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяет ценностные ориентиры своей жизни и творчески изменяет условия своего существования.

Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека.

Психология определяет сознание как способность субъекта выделять себя из окружающего мира, как способность к самоотчету и самонаблюдению, существующим не только в индивидуальной, но и в надындивидуальной форме («Я» и «Сверх-Я»).

Социология изучает сознание как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом.

Социология раскрывает роль сознания в организации общественного бытия человека, в развитии истории, возникновение и становление культуры и цивилизации и так далее.

В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания).

В онтологии понятие «сознание» укоренено в структуру бытия: чего нет в нашем сознании, того реально нет в нашем бытии. Таким образом, сознание – это то, что очерчивает круг бытия, то есть, обнаруживает и раскрывает бытие, оформляет, проектирует и означивает бытие и, тем самым, отделяет бытие от небытия. С другой стороны, внешнее бытие составляет неизменное основание, почву для бытия сознания, поставляет содержание и материал для работы сознания. Следовательно, можно сделать вывод, что бытие является главным условием существования сознания. Но то, как человек воспринимает объективную действительность, что он вкладывает в процесс понимания окружающего мира, не исчерпывается наличной данностью последнего. Идеальные смыслы, значения и понятия более значимы для человека, чем существующие предметы и протекающие явления. Данная взаимозависимость бытия и сознания приводит в философии к постановке вопроса о первичности материального и идеального. Согласно материалистическому решению этого вопроса, первична материя, а сознание является свойством одного из ее видов – высокоорганизованной материи. В соответствии с его идеалистическим решением первично сознание, являющееся творческим, формообразующим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи.

Исходным отношением теории познания выступает оппозиция субъекта и объекта, узловым местом встречи которых является сознание, трактующееся как субъективная реальность. Именно благодаря деятельности сознания познающий субъект может нечто знать об объекте, устанавливать существенные связи и закономерности объективной действительности. Однако сознание всякий раз преломляет мир со своей позиции, согласно своим желаниям, интересам и, естественно, своим возможностям. Отсюда возникает проблема истины как соответствие содержания сознания познаваемому объекту. Также в процессе познания сознание не только отражает окружающий человека мир, но принимает активное участие в его творческом преобразовании, выдвигая цели деятельности, выбирая средства их реализации, предугадывая ожидаемый результат.

В социальной философии проблема сознания затрагивается в рамках соотношения общественного и личного в опыте сознания. Что есть сознание? Индивидуальный, творческий уникальный акт или содержание духовного опыта, зависящее от положения человека в структуре общественных отношений. С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека, оно существует только там, где индивид сам решает все смысложизненные вопросы, сам делает жизненный выбор, сам оценивает свое место в жизни и т.д. Но с другой стороны, индивидуальный опыт сознания не сводится только к неповторимости и уникальности, а включает в себя и всеобщее содержание. Ведь существуют какие-то надиндивидуальные (всеобщие) формы восприятия мира, ценностные ориентации и переживания, которые воспроизводятся в индивидуальном сознании.

При несомненной самоочевидности сознания для каждого человека, оно является одной из спорных категорий в философии. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде. Поэтому в истории философии сложились два направления анализа и изучения сознания: интровертивное и экстровертивное. Первая версия восходит к призыву, начертанному над входом в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя!» В рамках второго направления сознание или сводилось к нейропсихологическим основаниям (мозг), или проецировалось на сферу практики, деятельности (сознание пытались описать через мир конкретных вещей), или редуцировалось к языку.

Выделяют три основные традиции изучения сознания в философии. Согласно субстанциональному подходу, сознание трактуется как существующее реально (т.е. происходит онтологизация сознания) и признается первичным по отношению к объективной действительности. Основными историческими формами этого подхода являются античный космологизм, теологическая трактовка сознания в эпоху Средних веков, рационализм новоевропейской философии, трансцендентализм Немецкой Классической Философии, где сознание описывается с помощью следующих понятий: логос, эйдос, душа, дух, когито, трансцендентальный субъект и т.д.

Все внимание античного грека было направлено на окружающий мир, Космос, на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макро- и микрокосмоса. Таким началом выступал Логос Гераклита, мир идей Платона, нематериальный и неподвижный перводвигатель Аристотеля. Ценность человеческого разума, сознания определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка.

Средневековая философия рассматривает сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Наряду с сознанием в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и неподвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.

В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем мире. Сознание предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта, сознание – мыслящая субстанция, существующая на ряду с материальной. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады – неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в сознании индивида.

Читайте также:  Развитие как объект философского анализа

В Немецкой Классической Философии была выявлена взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм сознания. Согласно И.Канту в сознании каждого человека присутствует способность воспринимать любой объект как нечто целостное, в единстве всех его чувственно воспринимаемых характеристик. В сознании каждого человека есть знание о том, что мир пространственнен и временен, причинно обусловлен и т.п. Помимо личностного, своего опыта содержание сознания каждого индивида обладает одинаковыми условиями определения и понимания человеком мира и самого себя.

Наряду с субстанциональным подходом в философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря сознанию человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Историческими формами функционального подхода к анализу феномена сознания относятся механистический, вульгарный, диалектический и научный материализм, о которых речь пойдет ниже.

В современной западной философии складывается так называемый экзистенциально-феноменологический подход к проблеме сознания. Сознание рассматривается как специфический вид бытия, который нельзя описать в традиционном для гносеологии ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и непосредственной данности.

Так, согласно феноменологии Гуссерля, сознание всегда направлено на предмет, всегда есть сознание о чем-то, а не замкнутая в себе субъективность (в восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, при ненависти – нечто ненавидят). Субъект и объект, таким образом, неразрывно связаны друг с другом, не существуют друг без друга. Следовательно, любой воспринимаемый предмет зависит от сознания, т.к. предмет есть то, что обнаруживается лишь в акте сознания. Сознание высвечивает, конструирует бытие предмета, наделяет его смыслом и значением. Поэтому Гуссерль ставит перед собой задачу понять, что же такое сознание, описать, как оно работает, выявить в его чистоте, непосредственности, наличности.

Представитель французской феноменологии, экзистенциалист Ж.-П.Сартр анализирует «абсолютное сознание», которое является сферой свободы и условием существования человека. Основными составляющими сознания являются воображение и эмоции, благодаря которым сознание способно отрываться от данного и проектировать то, чего нет в мире. Мир, по Сартру, уже на дорефлексивном уровне структурирован сознанием, т.к. в мире сознание себя находит, обнаруживает; в мире сознание пытается проектировать себя, реализовать свои возможности; в мире человек осознает себя как самопричинность.

Генезис сознания. Основные причины возникновения сознания. Проблема генезиса сознания решается в рамках функциональной модели, где сознание трактуется как свойство высокоорганизованной материи, способной отражать окружающую действительность. Поэтому проблема возникновения сознания сводилась к эволюции форм отражения. Отражение – способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своем содержании определенные свойства и характеристики объектов. Свойство отражения принадлежит как живой, так и неживой природе. В неживой природе отражение осуществляется по образу изоморфизма (отражение зеркальное) и гомоморфизму (отношение карты к реальной местности). С появлением жизни возникают такие формы отражения как раздражимость, чувствительность и психика. Раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие жизненно благоприятных и неблагоприятных факторов, возникающих при непосредственном контакте и распространяющимся на все тело. Раздражимость особенно характерна для флоры (растительного мира). Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности.

Возникновение фауны (мира животных) сопровождается появлением более высокой формы отражения – чувствительности (способности к ощущениям). Чувствительность – это способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, несут информацию о других жизненно значимых для организма факторах. Чувствительность возникает при оформлении нервной системы и органов чувств.

Более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, при чем не только в виде ощущений, но и восприятий, благодаря которым у позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у «умных» животных (обезьян, кошек, собак) – еще и в виде представлений –чувственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств. Основными свойствами психики являются: 1. Ориен­тация на жизненно-нейтральные факторы. 2. Избирательно-поисковая активность. 3. Формирование индивидуального опыта, который начинает преобладать над видовым.

Высшей формой отражения выступает сознание как свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать мир в идеальных образах. Отличие сознания от психики животного состоит в том, что сознанию присуще:

целеполагание: возможность идеального конструирования объекта, которого нет в действительности, но который необходимо создать;

абстрактно-логическое мышление: способность отражения действительности в ее существенных свойствах;

наличие языка или второй сигнальной системы, посредством которой передается информация;

наличие самосознания: способность человека выделять себя из внешней действительности, проводить границу между внешней и внутренней средой обитания.

При анализе проблемы возникновения сознания большое значение уделяется совпадению филогенеза (процесс становления общественного сознания, культуры) и онтогенеза (становление индивидуального сознания). Помимо собственно философской (Гегель) были и естественнонаучные предпосылки этой идеи (изучение эмбрионального развития человека). Оформляется эта идея в начале XX в. в антропологии, ориентированной на изучение архаических племен. Для филогенеза характерно наличие четырех стадий: абстрактно-действующая, наглядно-образная (наличие языка), стадия мифологического мышления (символизм, синкретизм, антропоморфизм и т.д.), стадия понятийного мышления (связана с появлением философии). Онтогенез повторяет в своем развитии стадии филогенеза.

Швейцарский философ психолог Ж.Пиаже выделяет четыре основные стадии в когнитивном (интеллектуальном) развитии, для которого характерна строгая последовательность формирования:

Сенсомоторная (ребенок оперирует с различными предметами).

Стадия дооперационального мышления (интуитивная). Проходит со 2 по 7 год жизни ребенка. Ее итогом является переход ребенка от растворения себя в окружающей действительности к осознанию того, что вещи представляют нечто отличное от него. Происходит эгоцентрическое восприятие мира ребенком и овладение им языком.

Конкретно-операциональная (деятельность с идеальными объектами, умение вести себя согласно определенным схемам, приспособление схем поведения к изменяющимся ситуациям).

Формально-операциональная (складывается к 14 годам). Происходит оформление интеллекта готового осуществлять познание и оперировать абстракциями.

Что же способствовало возникновению сознания? Например, марксизм в качестве предпосылок становления сознания выделяет: эволюцию свойства отражения, присущего материи; развитие зачаточного интеллекта животных; переход от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Таким образом, в первую очередь, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания.

Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом и развитием именно человеческого мозга. Эта идея оформляется в культуре Возрождения и в философии Нового времени. Существует несколько версий решения этой проблемы:

Психофизический дуализм. Так. Декарт наряду с материальной субстанцией (мозг) выделяет мыслящую субстанцию, протяженную (когито, сознание).

Психофизический параллелизм (Лейбниц, Спиноза, Мах): психические и физические процессы происходят параллельно и уравновешиваются Богом.

Психофизический монизм (современность): мозг – это антенна, улавливающая объективно существующие смыслы. Сам же мозг не в состоянии сформировать идеальный объект.

Психофизический материализм, куда относятся:

механистический материализм (Ламетри, Гольбах): мозг и нервная система функционируют по аналогии с механизмом;

вульгарный материализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер). Кабанис утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Согласно Фогту, мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени. Бюхнер попытался смягчить резкость высказываний своего единомышленника, заметив, что мысль не является продуктом выделения, отбросами, и предложил смотреть на мышление как на особую форму всеобщего естественного движения, наподобие движения света или магнетизма;

диалектический материализм (Анохин, Леонтьев): к нейропсихологическим процессам сознания подключены социокультурные факторы, включающие материальные компоненты, но определяющие идеальные;

научный материализм (Армстронг, Марголис, Рорти): явления психики и сознания должны сводиться к определенному подклассу телесных, т.е. физиологических явлений или объяснятся исходя их физико-химических процессов центральной нервной системы. Таким образом, психические явления рассматриваются здесь как эпифеномены физико-химических процессов.

В науке тоже возникло несколько версий решения проблемы соотношения сознания и мозга:

Нейропсихологический подход, который изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной мере нарушается сознание. Когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

Нейрохимический подход: здесь выстраивается химическая картина мозга, определяется, как определенные настроения, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, следовательно, на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

Нейрокибернетический подход: сознание и мозг рассматриваются как информационные системы, как сложные запрограммированные машины, доказывается тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, что работа мозга определяется по определенным алгоритмам, программам и т.д.

Кстати, было установлено, что мозг тоже находится в процессе развития: 20% интеллекта закладывается до года, 40% – до 4 лет, 80% – до 11 лет, а к 13 – 14 годам происходит оформление основного потенциала мозга и мозг начинает стареть. После 18 лет происходит отмирание клеток мозга.

Научные и философские модели антропогенеза. Для постижения сущностных особенностей человека большое значение имеет выяснение его родословной. Этим вопросом в науке и философии занимается такое направление как антропосоциогенез, которое предполагает комплексный подход, включающий обычно такие факторы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирования брачных отношений, нравственность. Несмотря на то, что указанные концепции претендуют на научность и могут продемонстрировать явные достижения в объяснении происхождения человека, антропосоциогенез и до сего времени во многом представлялся загадочным. Выделяют две основные стратегии решения проблемы антропогенеза: креоционистская и эволюционная.

Креоционизм о происхождении человека. Креоционизм с латинского языка переводится как создавать, творить. Согласно этой концепции человек был создан высшей силой (Богом) в соответствии с определенным планом и замыслом. Наиболее известная версия креоционизма – христианская, в которой описывается творение мира за 6 дней. Человек был создан по образу и подобию Бога из праха земного, обладал разумом и свободой воли. Человек выступил субъектом языка: после того как Бог создал всех птиц и животных, человек дал им всем названия, имена. Человек был призван Богом к труду: Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить. Также человек стал носителем нравственности: когда человек попробовал плод запрещенного Богом дерева, ему открылось знание добра и зла и появилось чувство стыда за свою наготу.

Креоционизм, казалось бы, должен быть подвержен критике со стороны современной науки. Но сама наука проявляет интерес к креоционистским версиям происхождения человека. К современным версиям креоционизма относится учение теистически ориентированного философа, палеонтолога и антрополога Тейяра де Шардена, который попытался соединить креоционизм и эволюционизм. Согласно Т.де Шардену человеческий разум и душа не могли возникнуть из ничего. Происхождению человека должна была предшествовать космическая эволюция, в которой появление человека является одним из этапов. Развитие начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы (греч. noos –ум, разум) и субъекта общества («сверхжизнь»). На всех этапах эволюцию производит и поддерживает своей действенной любовью Бог («Омега»), т.е. «находящийся впереди перводвигатель». То есть, хотя Бог в этой концепции непосредственно не творит, но он выступает регулятивным началом, как проект, план, разум эволюции. Схема эволюции выглядит так: преджизнь – жизнь – мысль – сверхжизнь, впереди Бог – «Омега».

Эволюционная теория о биологических особенностях антропогенеза. Эта теория базируется на идее естественного происхождения человека из природной среды. К версиям эволюционизма относятся: эволюционная антропология, трудовая теория антропогенеза, игровая теория, психоаналитическая и структуралистическая.

Эволюционная антропология считает, что возникновение человека начинается примерно 5 – 8 млн. лет назад с возникновением первых гоминид (австралопитеков) – прапредков человека из древопитеков. Родиной человека полагается Африка (район озера Чад). Характерными признаками австралопитеков были прямохождение, использование огня, зачатки производственной деятельности. Кстати, наука связывает генезис человека с оформлением гоминидной триады, т.е. генетически наследуемых признаков, определяющих человека как биологический вид: прямохождение, кисть, мозг.

Следующей стадией эволюции стали архантропы (древнейшие люди), существовавшие 800 – 600 тыс. лет назад. Для них характерны большие лобные доли, рост – 168 см, устойчивые виды орудий, каменная индустрия, зачатки речи и социальности (община состояла из 3 – 6 мужчин, 6 – 10 женщин и 15 – 20 детей).

100 тыс. лет назад появляются палеонтропы (древние люди), которые больше известны как неандертальцы. Их рост составлял 155 – 165 см, у них существовала развитая орудийная деятельность. Неандертальцы умели обрабатывать кожу животных, сооружать жилища, использовать и добывать огонь. Они уже использовали практики захоронения животных.

Приблизительно 40 тыс. лет назад возникает неоантроп (кроманьонец) или homo sapiense (человек разумный). Его рост составлял 160 см, средняя продолжительность жизни – 24 – 30 лет.

С точки зрения антропологии оформление как гоминидной триады, так и социума осуществлялось благодаря эволюции генетического материала человека. Причиной эволюции ген считалась их мутация из-за радиоактивной деятельности Земли того времени, смена магнитных полюсов, источников пищи и т.д.

Эволюционная теория объясняет происхождение человека чисто биологическими причинами (на основе закона естественного отбора). Согласно Ч.Дарвину, происхождение человека является необходимым звеном естественной эволюции жизни на Земле. Однако ряд разработчиков этой концепции в лице Геккеля, Гексли и Фохта сформулировали в 1865 г. одно из затруднений, назвав его проблемой «недостающего звена», т.е. морфологически определенной формы между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком разумным. Спустя 10 лет это недостающее звено так и не было найдено.

Трудовая теория: труд как механизм адаптации и фактор адаптации. В качестве социального фактора, детерминировавшего возникновение человека и человечества, выступила трудовая деятельность, труд. Трудовая теория происхождения человека известна нам в марксистском понимании, однако, не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Почему человек стал трудиться? Как объяснить переход от инстинктообразных к целеполагающим формам труда? Согласно А.Геленну, человек изначально был обречен на труд в силу своей уязвимости и слабости. Человек – это неспециализированное животное, т.е. у него нет специального органа адаптации и защиты: клыков, когтей и т.д. Для реабилитации этого момента человеку и понадобился труд.

Антропосоциогенез и культурогенез. Философские модели культурогенеза: игровая, психоаналитическая, семиотическая. Процессы антропосоциогенеза (возникновение человека и общества) протекали одновременно с культурогенезом (становлением культуры). Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним искусственного в противоположность природному, естественному. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологичесих программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Так, уже первые орудия труда представляли собой внегенетические информационные программы деятельности (т.к. любое орудие диктует способы поведения с ним, требует владения соответствующими навыками работы, очерчивает круг возможных операций), передающиеся от поколения к поколению. Вещи, созданные руками человека и пополняющие фонд культуры, не только выступали материальными носителями передаваемой информации, но и являлись отражением человеческого сознания, принимавшего активное участие в процессе их создания. Мир культуры эволюционирует исторически, не всегда совпадая с историческим развитием человека. Культурная эволюция человека осуществлялась многообразными способами, что дало основание для возникновения различных версий культурогенеза.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Игровая теория культурогенеза. Культура является особой избыточной сферой по отношению к трудовой деятельности. Именно культура предопределила духовный мир человека. Особым механизмом, способствующим отрыву человека от природы и ее материального преобразования, стала игра. Нидерландский историк культуры Й.Хейзинга в своей книге «Человек играющий» продемонстрировал, что разные сферы человеческой культуры (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др.) тесно связаны с игровыми феноменами. А немецкий философ О.Финк включил игру в число основных феноменов человеческого бытия и определил ее в качестве основного способа сношения человека с возможным и недействительным.

По мнению Хейзинги, игра древнее культуры. Он ссылается на то, что играть способны и животные, они не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков. Игра распространяется одновременно на мир животных и мир людей, значит она не опирается по своей сущности на какой-нибудь рациональный фундамент, она не связана ни с определенной степенью культуры, ни с определенной формой мироздания. Хейзинга считает, что игра предшествует культуре, сопровождает ее, пронизывает ее от рождения до настоящего времени. Вместе с тем, он подчеркивает, что культура не происходит из игры в результате некоторой эволюции, а возникает в форме игры: самой культуре в исходных ее формах присуще нечто игровое, т.е. она осуществляется в формах и атмосфере игры. Отличительными свойствами игры считаются:

Игра – это свободная деятельность (независимо от диктата других людей утилитарных целей), игра это нечто лишнее, без чего можно обойтись.

Игра выводит человека за рамки обыденности (это одновременно деятельность в реальном и воображаемом мире).

Игра проходит в определенных границах пространства и времени, у нее есть начало и конец.

Игра совершается по своим особым правилам, которые ограничивают человеческое своеволие.

Игру можно повторить, но можно и изменить некие действия в определенных границах, что придает творческий, свободный дух.

Переживания напряжения и воодушевления в игре.

Игра содержит в себе возможности и риск.

Основными типами игры являются представление и состязание.

Итак, игра пронизывает всю человеческую культуру и занимает важное место в ее становлении и существовании.

Психоаналитическая концепция. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в основе цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов. Этот процесс Фрейд считал неизбежным и необратимым. Свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, прогресс которого зиждется на отказе от них или отсрочивания возможностей их удовлетворения. Счастье, по словам Фрейда, не является культурной ценностью. Оно должно быть подчинено дисциплине труда как основного занятия, дисциплине моногамного воспроизводства, существующей системе законодательства и порядка. Культура – это методическое принесение в жертву либидо (сексуального влечения), его принудительное переключение на социально-полезные виды деятельности и самовыражения. Это Фрейд иллюстрирует, рассматривая структуру психики человека. В психике можно выделить три инстанции: «Я», «Оно», «Сверх-Я». Бессознательное «Оно» представляет собой кипящий котел инстинктов. Задача сознательно-предсознательного «Я» – такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За наблюдением этих требований следит «Сверх-Я» – представитель общества, моральных и религиозных идеалов и авторитетов, действующий с помощью угрызений совести, боязни общественного осуждения и т.д.

Цивилизация, согласно психоанализу, начинается с отказа от первичного стремления к целостному удовлетворению потребностей. Под действием социального исторического мира, происходит изменение животных импульсов в человеческие инстинкты. Человекообразное животное становится человеком только посредством фундаментальной трансформации его природы, оказывающей воздействие не только на цели инстинктов, но также на их ценности, т.е. принципы управляющие достижением целей.

Семиотический подход в качестве сущностной характеристики фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем и соответственно основы возникновения культуры изначально выступали предметные действия человека, орудия труда, язык, предметы быта, затем религиозные представления, техника, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т.п.

Структура сознания. Если при решении ряда мировоззренческих вопросов допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с Немецкой Классической Философии сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцировано. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре – многоярусное и разнополюсное образование.

Структура и свойство сознания в существенной степени преодолены структурой мозга. Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р.Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.

Сознание и бессознательное. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида; 2) содержание, которое присутствовало в сознании индивида, но было вытеснено из него в бессознательное. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного – поверхностный слой бессознательного, включающего в себя эмоционально окрашенные представления, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного – врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения; 3) психоидного бессознательного – наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет социальное бессознательное, являющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосознаваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Основные компоненты сознания. В структуре сознания можно выделить три уровня сознания отражающие действительность:

чувственно-эмоциональный: это непосредственное отражение объекта органами чувств в его конкретности, уникальности, многообразии характеристик;

рационально-дискурсивный: опосредованное отражение объекта, выделение в нем существенных характеристик;

интуитивно-волевой: определяет самосознание человека, обеспечивает целостность опыта восприятия объекта, гарантирует единство чувств и разума.

Ядром сознания является знание об определенных процессах и явлениях. В структуру сознания также входят:

эмоции–непосредственно ценностно окрашенные переживания, формирующиеся как реакции на внешнее воздействие;

значение – это тот предмет (или класс предметов), который обозначается выражением. В классической формальной логике значению соответствует объем понятия;

смысл – это мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В формальной логике смыслу соответствует содержание понятия;

воля – способность человека к саморегуляции своего поведения и деятельности, обеспечивающая ориентацию сознания на значимую цель и концентрацию усилий на достижение последней. В историко-философской традиции проявляются две тенденции в понимании сущности воли: зависимость воли от физиологии, психологии, социальной сферы человека и осознание воли как сферы самодостаточной свободы.

Важное значение имеет представленность времени в структуре сознания. Прошлому соответствует память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Настоящему принадлежит внимание как состояние сознания, связанное с конкретной нацеленностью психики или мышления на объект. В будущее ориентировано воображение как способность сознания к творческому конструированию окружающей среды.

Социокультурная природа сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Процесс подключения сознания человека к культуре называется социализацией. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум этого процесса (собственно социализация) приходится на временной отрезок со второго по шестой год жизни. Если этот период упущен (феномен Маугли), то социализация ребенка, биологически принадлежащего к виду Homo sapiens, практически невозможна. Все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, как современный Ганимед, в гнезде орла, показывают, что социализация в необходимом объеме невозможна.

Согласно классической модели сознания, сознание рассматривалось как зеркальное отражение действительности, считалось, что оно априорно (до опыта), дано человеку, и является, по выражению Дж.Локка, «tabula rasa» – «чистой доской», а, следовательно, может существовать и вне общества. Влияние социума на сознание признавалось условным и, в первую очередь, мешающим. Например, Ф.Бэкон писал о четырех «идолах» (заблуждениях), которым подвержено человеческое сознание в процессе познания, и которые проистекают от влияния общества на человека.

В неклассической модели сознания утверждается его социокультурная размеренность, возможность влияния на него со стороны общества. Так, К.Маркс анализирует понятие идеологии, под которым он понимает ложное сознание, отражающее интересы какого-то определенного населения и задающее свой спектр видения мира и действительности. Согласно Гадамеру, понимание любого текста обусловлено историческим контекстом, который называется «предпониманием», основу которого составляет ряд предрассудков. Предрассудки – основа понимания, они показывают суть эпохи, смыслы бытия, которые не выражены явно. Понимающее сознание не может быть свободно от различных предпосылок, оно всегда разделяет стереотипы мышления своего времени.

К основным механизмам влияния общества на сознание относят общение (коммуникацию), язык и труд (деятельность).

Сознание и коммуникация. Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – это процесс обмена информацией. Коммуникация – это существенная черта человека, социума и культуры. Коммуникация выступает смысловым и содержательным аспектом деятельности. Можно сказать, что коммуникация – это деятельность по восприятию и переработки информации. Структура коммуникации включает: 1) как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих языком (субъекты коммуникации); 2) ситуацию, которую они пытаются осмыслить и понять; 3) сообщение, текст; 4) мотивы и цели – то, что побуждает субъектов коммуникации общаться друг с другом; 5) средства коммуникации.

По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникации. По типу используемых средств можно выделить речевую, паралингвистическую (текст, мимика, мелодия, жесты) и вещественно-знаковую (например, художественная) коммуникацию. К видам коммуникации относят аудио- (или речевую), видео- (или зрительную) и синтетическую коммуникацию. В процессе коммуникации происходит оформление человеческого «я», человеческой личности и индивидуальности, репрезентация самого себя и понимание другого. Наиболее углубленное самопонимание и самораскрытие человеческого сознания осуществляется в диалоге, для которого характерно равноправие субъектов общения, где каждый выступает носителем самостоятельного смысла и логики.

Мышление и язык. Сознание следует отличать от мышления. Под сознанием понимается высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий (целеполагание) и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Мышление же – это способность сознания человека к целенаправленному, опосредованному и обобщенному отражению существенных свойств и отношений между вещами. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Мышление всегда связано с языком. Их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает только в языке. Ясная по содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Поэтому говорят: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

К основным функциям языка относятся:

Экспрессивная. Человек выражает мысли посредством языка.

Когнитивная. Язык служит важнейшим средством познания.

Коммуникативная. Язык является средством общения между людьми.

Кумулятивная. Язык обеспечивает накопление и сохранение знаний.

Информативная. Передача информации осуществляется посредством языка.

Прагматическая. При помощи языка происходит управление поведением людей.

Язык – структура столь же древняя, как и сознание. Отличие человека от животных состоит не только в обладании сознанием, но также и во владении языком, речью. Вопрос о происхождении языка до сих пор остается открытым, поскольку его появление связано с деятельностью лишь отчасти. Выделяют несколько моделей генезиса (происхождения) языка:

Междометная. Язык возникает из междометий «ой!», «ай!» и т.д., сопровождающих трудовую деятельность.

Подражательная. Язык возникает как подражание звукам природы, зверей.

Номинативная. Язык возникает с появлением феномена имени.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Однако, единство сознания и языка не означает их тождества. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме мысли.

Сознание и деятельность. Становление сознания человека обусловлено, прежде всего, его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим условием данного процесса оказался труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и т.д.), действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов, и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не совершенствуют их, не оставляют при себе долгое время.

Общение, язык и труд оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс возникновения и развития сознания.

источник