Меню Рубрики

Социология управления как предмет социологического анализа

в Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.

Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Что же составляет сущность управленческой дея­тельности?

Под управлением понимается основанное на досто­верном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учре­ждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками — политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом социологии управленияявляются управленческие процессы, протекающие в обществ его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде все­го как социальных систем:

1. весь комплекс подбора, расста­новки, формирования управленческих кадров;

2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками ап­парата управления и подчиненными имсотрудниками и ор­ганизационными структурами;

3. исследование и формирование це­лей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4. анализ и оценку со­циальных последствий принимаемых управленческих ре­шений, определение эффективности управленческих дейст­вий;

5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управ­ляемую подсистему) для сохранения ее качественной спе­цифики и целостности, обеспечения ее нормального функ­ционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленче­ской деятельности принципах научного управления соци­альными и промышленными организациями.

Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих жи­вую, постоянно развивающуюся социальную ткань управ­ленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления ре­альных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртуюзадачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятуюсвою задачу — сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

Первая из функций социологии управления — познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция социологии управления — оценочная:Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) сущест­вующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства насе­ления; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу от­дельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция социологии управления — прогности­ческая.Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управ­ления, на его прогнозирование.

Четвертая функция социологии управления — образо­вательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и со­вершенствования, прогнозирования их развития в буду­щем — распространять знания об управлении, т.е. об основ­ных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных за­ведений, различных институтов и центров повышения ква­лификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущ­ность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой дея­тельности.

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) — вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически дей­ствующее средство совершенствования системы управ­ления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В результате изучения данной главы студенты будут: знать:

  • • объекты и субъекты социального управления;
  • • типы социальных отношений в процессе функционирования системы управления;
  • • наиболее распространенные ошибки в практике управления; уметь:
  • • раскрывать принципы ситуационного подхода к изучению феномена организационного лидерства;
  • • социологическими подходами к определению сущности власти;
  • • представлением о последствиях ошибок в практике управления;
  • • представлением об условиях управленческого взаимодействия.

Система управления в реальном функционировании представляет собой совокупность разнообразных действий, выполняемых людьми, которые объединены общими интересами и единой целью. Процесс управления возникает и реализуется там, где несколько людей осуществляют совместные действия для удовлетворения общих интересов и достижения некоторой цели. Практически любое действие человека является определенным поступком по отношению к какому-либо другому человеку. Это может быть оказание помощи, поддержки или проявление соперничества. А значит, в любых действиях, в том числе и в управленческих процессах, возникают отношения человека с друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными — отношения симпатии или антипатии, соперничества или сотрудничества, руководства или подчинения.

Такая совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия друг с другом, образует социальные отношения. Подобные связи приобретают устойчивый и длительный характер, поскольку они обусловлены важными жизненными интересами не только отдельных личностей, но и интересами социальных групп, объединенных действиями по достижению общих целей, в том числе и управленческих.

В обществе существует большое разнообразие социальных отношений, поэтому важна их типологизация, которая производится по различным основаниям: по объекту.

  • • семейно-бытовые;
  • • религиозные;
  • • социально-культурные;
  • • политические;
  • • экономические; по субъекту.
  • • личностные;
  • • межличностные;
  • • внутригрупповые;
  • • межгрупповые;
  • • межкорпоративные;

по характеру взаимоотношений:

  • • субординация;
  • • сотрудничество;
  • • соперничество;
  • • взаимопомощь;
  • • конфликты;
  • • формальные и неформальные;
  • • официальные и неофициальные.

Социальными отношениями в системе управления является совокупность разнообразных взаимодействий, возникающих между людьми в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования управляемого социального объекта.

Такое разнообразие социальных отношений образует основу постоянно воспроизводимых взаимодействий, обусловливающих существование социальных групп людей, каждая из которых испытывает определенное влияние системы управления.

Какие типы социальных отношений возникают в процессе функционирования управленческой системы? В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений.

  • 1. Служебные отношения. Это наиболее распространенный тип взаимодействий между людьми в процессе управления. Для них характерна асимметричность, что проявляется в формировании, в процессе воздействия системы управления, односторонней зависимости подчиненного от начальника. Это выражается в полномочиях, позволяющих принимать решения о функциональных обязанностях подчиненного и определять конкретные задания, которые он должен выполнять в течение рабочего времени.
  • 2. Функциональные отношения. Они строятся таким образом, что субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект, роль которого заключается скорее в совете и помощи, чем в распоряжении. Другими словами, в рамках таких отношений не действуют распоряжения. Например, отношения между руководителем организации и юрисконсультом. Руководитель может согласиться или не согласиться с заключением юриста.
  • 3. Технические отношения. Для согласованной и эффективной деятельности трудового коллектива необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои функции. Поэтому в системах управления большое значение имеет взаимозависимость в действиях и функциях всех работников организации.
  • 4. Информационные отношения. Для успешного и эффективного выполнения своих функциональных обязанностей каждый руководитель должен быть информирован обо всех состояниях и изменениях состояний объекта управления, т.е. вступать в информационные отношения.
  • 5. Специализированные отношения. Для эффективного управления многосторонней конфигурацией деятельности организации необходимо, чтобы управляющая подсистема распределяла цели и действия по их достижению между специализированными компонентами, звеньями, участками.
  • 6. Иерархические отношения. Эффективная структура организации устроена таким образом, что ее звенья расположены на разных ступенях управленческой вертикали, в результате чего каждый нижний уровень управления подчиняется высшему уровню управления.

Какие разновидности социальных отношений могут возникать между руководителями и подчиненными в системе управления в зависимости от характера их взаимосвязи? Социальные отношения в системе управления могут существовать в четырех основных разновидностях:

  • • бюрократические;
  • • патерналистские;
  • • фратерналистские;
  • • партнерские.

Бюрократические отношения. За каждым сотрудником четко закреплены его функциональные обязанности. Решения принимает руководитель, а подчиненные обязаны выполнять его распоряжения. Контроль за деятельностью трудового коллектива осуществляется с помощью отлаженной процедуры проверок. В случае успеха или неуспеха деятельности организации всю ответственность несет соответствующий руководитель. Отношения между руководителем и трудовым коллективом строятся на официальной (формальной) и деперсонифицированной основе и характеризуются чисто служебными свойствами.

Патерналистские отношения. Руководитель обычно принимает единоличные решения, которые неоспоримы для подчиненных, отношения с которыми характеризуются четко выраженной иерархичностью и лояльностью по отношению к начальнику. Действия своих подчиненных руководитель строго контролирует, но при необходимости часть возложенных на них функций принимает на себя. Ответственность за успех или неуспех деятельности является общей. Единство организации поддерживается благодаря постоянному сохранению личного влияния руководителя. В организации, несмотря на строгую иерархичность, взаимоотношения выходят за чисто служебные рамки, которым нередко придается личностный характер.

Фратерналистские отношения. После коллективного обсуждения решения принимаются коллегиально, что сглаживает и смягчает иерархичность в отношениях. Таким образом, руководитель в отношениях со своими подчиненными скорее играет роль лидера, а не начальника. Сотрудникам организации руководитель предоставляет самостоятельность, помощь и поддержку. Успешная или неуспешная деятельность организации рассматривается как успех или неуспех всего трудового коллектива. В результате отношения в организации приобретают подчеркнуто неформальный характер.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Партнерские отношения. Члены трудового коллектива в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности вносят предложения, которые обсуждаются, и, таким образом, принимаются решения. Руководитель скорее координирует действия сотрудников подразделений, распределяя задания, а не приказывает. При этом он не вмешивается в выполнение ими своих функций, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен, поскольку работники, ясно понимая смысл и значение принимаемых решений, в процессе самостоятельной работы их выполняют. Отношения между сотрудниками деперсонифицированы, имеют служебноконтактную основу, несмотря на коллегиальность принимаемых решений. Таким образом, иерархичность взаимоотношений в организации существует, хотя ярко и не выражена.

Представленные типы отношений в чистом виде встречаются редко. Чаще приходится иметь дело со смешанными типами отношений. Все зависит от личностных особенностей руководителя, от направленности, содержания, характера самой организации, а также состава ее персонала.

Что дает знание особенностей функционирования социальных отношений в системе управления? Такие знания помогают избегать типичных ошибок, возникающих в практике деятельности руководителей.

Каковы наиболее распространенные ошибки в практике управления? К ним относятся:

  • • чрезмерная снисходительность, проявляющаяся в желании оценивать своих работников выше реального уровня их служебной деятельности, что способствует снижению их творческой активности, приводит к их самоуспокоенности, что в конечном счете снижает эффективность функционирования организации;
  • • чрезмерная требовательность, проявляющаяся в тенденции оценивать всех сотрудников заниженно;
  • • личная предрасположенность, когда руководитель в отношениях со своим подчиненным больше руководствуется личными пристрастиями, чем результатами его служебной деятельности;
  • • стремление руководителя оценивать работу своего подчиненного главным образом результатами, показанными за последнее время, вместо того чтобы оценивать ее по итогам более длительного периода времени.

Каждая из этих ошибок способна:

  • 1) ухудшить отношения руководителя с сотрудниками подразделения, привести к возникновению конфликта;
  • 2) понизить эффективность деятельности организации;
  • 3) затруднить продвижение руководителя к достижению намеченной цели.

Что дает знание ошибок практики управления? Знание таких ошибок, учет особенностей отношений, складывающихся между сотрудниками и их руководителем, способствуют совершенствованию системы управления, делают ее эффективнее.

источник

1. Социальная природа управления.

2. Методы социального управления

Социальная природа управления

С социологической точки зрения управление — это властная форма закрепления социальных отношений людей, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, то есть различающихся своим статусом (социальным положением) и ролевыми позициями в обществе.

Управление является системой отношений, которые проявляются в социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т.п., что называют статикой управления. При этом горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепленная при помощи унаследованных или экономических привилегий, имеет элитарный характер.

С позиции социологии, управление не сводится к вопросам техники и технологии управления, так как в действительности оно представляет собой сложный социальный процесс, тесно связанный с традициями, тенденциями развития культуры общества и личности. Управление является также и формой взаимодействия, осуществляемого в стиле руководства, делегировании полномочий, лидерстве, конфликтах и многом другом, это характеризует динамику управления. Оно может принимать демократическую или авторитарную форму и всегда воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных правил и норм.

В своем развитии управление прошло несколько исторических этапов:

1. религиозно-мифологический, характеризуется признанием главного субъекта власти — власть идеи (бог, духи, идея коммунизма, нации и т.п.)

2. рыночный этап — власть собственности

3. Государственный — власть закона (с его разновидностями — демократическое, авторитарно-административное и федеративное управление).

В процессе управления выделяют:

1. субъекта управления, который определяет направление, цель, задачи и конечный результат действий. Под субъектом управления может пониматься как совокупность автономных элементов ,а именно группа людей, составляющая аппарат управления, так и отдельный человек в единстве его социальных, психических и биологических компонентов. Одна из главных задач его деятельности — создание таких условий, при которых объект, в силу заложенных в нем ограничений, будет вынужден поступать определенным образом. Субъект управления имеет более высокий статус, так как он анализирует условия, формирует комплекс целей и задач, моделирует методы их решения и прогнозирует конечный результат.

2. объекта управления, на которого направлено управленческое воздействие.

Управление является искусством активизировать усилия людей в направлении, нужном организации или государству в целом таким образом, чтобы они не почувствовали принуждения.

Между субъектом и объектом управления существует прямая и обратная информационная связь:

1. прямая связь — это передача объекту управления потока директивной информации, служащая достижению целей субъекта управления;

2. обратная связь — результат реагирования на директивное воздействие. Она информирует о состоянии объекта управления и внешней среды, регистрирует наличие и качество поступления сигналов по прямой связи и сообщает сведения о результатах достижения поставленных целей.

В социологии управления важно учитывать иерархию статусов и ролей субъектов и объектов управления. Сложность управления социальными системами заключается в том, что различие между объектом и субъектом в каждом конкретном случае относительно, так как они имеют сходство функций, общую способность к самоуправлению, а различаются лишь на уровне субъективных целей. Для социологии управления принципиальным является взгляд на управление как управление людьми, предполагающее управление их целями, изучение возможностей и способов согласования целей организации с целями работника. Социальные системы характеризуются тем, что работники выступают субъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Они также анализируют ситуацию, строят прогнозы, испытывают аналогичные с руководителями потребности и осуществляют деятельность. Объект управления, формируя целевую направленность собственной деятельности, руководствуется теми же характеристиками ситуации — внешними и внутренними условиями и ресурсами..

Выделяют следующие критерии, на основании которых различаются объект и субъект управления:

4. инициатива и очередность воздействий;

5. интенсивность и сила воздействий;

6. рациональность воздействий;

7. отношение к целеполаганию и к целедостижению.

Эти отношения четко различимы при авторитарном бюрократическом управлении, где имеется штатное расписание и четкие должностные инструкции. Но в неформализованных и индивидуализированных отношениях эти различия нивелируются, так как взаимная иерархия или относительный статус могут быть не определены самими участниками управленческих взаимоотношений.

Современная управленческая практика позволила сформулировать ряд законов социального управления:

1. закон необходимого разнообразия, который гласит о том, что система должна быть не менее разнообразна, чем ее отдельные элементы;

2. закон специализации управления — усложнение системы требует разделения управленческих функций;

3. закон интеграции — различные уровни управления должны действовать согласованно;

4. закон экономии времени — достижение целей должно сопровождаться минимально возможными временными затратами;

5. закон приоритетности социальных целей — главные цели управления должны быть направлены на благо человека;

6. закон доминирования глобальной цели системы — невозможно одновременно достичь несколько глобальных целей;

7. закон возрастания субъективности в управлении — в условиях усложнения управленческих систем возрастающую роль играет личность руководителя, тип его сознания и поведения.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 442 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

1. Бабосов Е.М. «Социология управления»

2. Удальцова М.В. «Социология управления»

3. Галкина Т.П. «Социология управления: от группы к команде»

I. Объект, предмет, задачи и принципы социологии и психологии управления. Цели и функции.

II. Основные категории социологии управления (анализ базовых и ключевых понятий курса).

III. Методология и методика социологии управления (см. семинар).

IV. Место в системе научного знания (см. семинар).

Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспект управленческой деятельности.

Социология управления – это раздел социологии, который рассматривает процесс становления, развития и функционирования определённой сферы жизнедеятельности; это исследование механизмов социальных изменений и социальных отношений, закономерностей социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Объект социологии: общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Предмет социологии: исследование взаимодействия личностей и социальных групп в определённых условиях их существования.

Объект социологии управления: управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях.

Предмет социологии управления: изучение социальных отношений в сфере управления, то есть изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп

1) изучение фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые осуществляют управленческую деятельность и тех, кто не включён в этот вид деятельности;

2) изучение тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменившихся социально-экономических условий;

3) объяснение причин возникновения инноваций в управленческой деятельности;

4) построение направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз её совершенствования;

5) формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Сущность социологического подхода к управлению предполагает, что социология управления изучает следующие группы проблем:

1) социология управления изучает органы управления с точки зрения их функционирования в качестве социальных систем;

2) СУ изучает проблемы постановки и реализации социальных целей управления;

3) СУ изучает проблемы социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учёта мнений, интересов и предложений людей;

4) исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности;

5) изучение проблем внутригруппового регулирования в отдельных группах и в организации в целом.

Таким образом, в целом, СУ рассматривает такие актуальные проблемы как: организационная культура, система власти и отношений руководства-подчинения, социальная структура организации, социальные группы, статусы и роли, формирование групп в системе управления, участие исполнителей в выработке общих решений, организационные конфликты, адаптация персонала, управленческое консультирование, социальное планирование, удовлетворённость трудом, социальная ответственность.

Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

Макросоциологический уровень — это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.

Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.

Микроуровень — изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.

Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

источник

Это первый раздел первой главы конспекта по социологии управления

Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт. Происходит это по нескольким причинам. Прежде всего, социология позволяет получить (познать) достоверную правдивую, объективную информацию – экономическую, социальную, политическую – как об обществе в целом, так и о конкретных проблемах, волнующих отдельные социальные группы или всё общество. Познавательная функция социологии реализуется через изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов, и выявление связей между ними, проявляющихся в форме определённых тенденций. Эта информация может быть полезна в различных ситуациях, когда людям предстоит сделать выбор в отношении тех или иных социальных действий, будь то голосование в процессе избрания кандидатов в самые различные органы государственной власти и управления, принятие важных решений экономического характера относительно судьбы предприятия или высказывание мнения о путях дальнейшего развития общества. Таким образом, на основании сей информации социология получает возможность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной.
Познавательная функция находит своё органическое продолжение в прогностической функции – по итогам описания и анализа существующей ситуации можно определить перспективы её изменения и увидеть будущие результаты изменения социального процесса. Овладевая социологическим знанием, люди не только узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности, но и могут влиять на них, проявляя инициативу и активность.
Наконец, социологические исследования, их результаты, выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта могут служить основанием как для выработки и принятия управленческих решений, так и для оценки результатов управленческих действий. Подобная реализация управленческой функции социологии – в масштабах общества, регионов, городов, организаций – позволяет принимать более аргументированные, выверенные решения, а также реализовывать социальные технологии – и программы преобразовательной деятельности, и саму деятельность на основе этих программ, способствующую глубоким качественным преобразованиям социальных процессов и включающую в себя комплекс соответствующих организационных мероприятий.
Таким образом, социология – это жизненно важная наука, главный смысл которой заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне как общества в целом, так и его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий, а также социального управления всеми вышеозначенными сторонами и аспектами жизни.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

1.1.1 Место социологии управления в структуре социологического знания

Исследуя общество во всей совокупности его сложных социальных проблем, социология оказывается достаточно дифференцированной и структурированной наукой. Три наиболее распространённые разновидности её структуры – теоретическая и эмпирическая социология, микро- и макросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Ещё одна линия структурирования – выделение в социологии направлений и школ. Наконец, существует выделение общего и отраслевого социологического знания. Этот структурный срез социологии возник в начале ХХ в., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания.
Количество отраслевых социологий непрерывно растёт по мере того, как социологи всё глубже проникают в исследование отдельных социальных сфер, процессов, явлений и видов деятельности. В связи с этим существует проблема отраслевой систематизации и классификации. В качестве критериев классификации рассматривают, во-первых, «стыковой», междисциплинарный характер отраслей социологии, возникающих на границе социологии и других наук, по большей части гуманитарных; во-вторых, определённый субъект социальной деятельности; в-третьих, сферы социальной жизни, в которых эти субъекты себя реализуют. Тогда в соответствии с первым критерием на стыке социологии и экономики можно выделить экономическую социологию, социологии и истории – историческую социологию, социологии и политики – политическую социологию, социологии и права – социологию права, аналогично социологию культуры, социологию искусства и т.д. Используя второй критерий – по субъекту социальной деятельности – целесообразно выделить социологию семьи, социологию молодёжи, социологию личности, социологию профессиональных групп, гендерную социологию (изучающую особенности социального поведения людей разного пола) и т.д. Что касается третьего критерия – по сферам социальной жизни, – то здесь выделяют социологию труда, индустриальную социологию, социологию быта, социологию образования, социологию науки, военную социологию, социологию религии, социологию медицины и здравоохранения, социологию спорта и т.д. К этой же группе отраслевых социологий относится и социология управления.
Каждая отрасль социологии имеет свой специфический объект и предмет исследования, тесно связанные с объектным и предметным полем социологии.

1.1.2 Объект и предмет социологии управления в контексте объекта и предмета общей социологии

Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас природного или социального мира. Так, объектом социологии, как это вытекает из самого её названия, является общество, но не в статике, а в динамике – развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп, понимаемое через социальные факты как содержание социальной реальности – протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединённых в семейные, профессиональные и иные группы. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят сознательно, требуют волевых усилий человека, связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями, т.е. имеют объективно-субъективный характер. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своём сознании, в своём развитии, в своих действиях зависит от общества.
Объектом же социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединённых в различные социальные общности и включённых в многообразные социальные отношения.
Предмет исследования находится всецело в голове человека, исследующего какой-либо объект окружающей действительности. Он возникает, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент стороны, части или особенности. Предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. В предмете социологии можно выделить «ядро», его сущность, и «периферию» – совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. «Ядром» выступает социальная общность – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, социальных норм, ценностных систем и интересов. «Периферию» же образует субъектно-деятельностная компонента социального, т.е.
1)социальное действие;
2)последовательность действий – социальный процесс;
3)формы социальной организации: культура (система ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, социальная структура (как упорядоченная система общественного разделения труда и связанная с этим система отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей), структура социальных функций и ролевых предписаний;
4)субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и групп.
Таким образом, социология управления – это отрасль социологии, изучающая социологические аспекты управленческой деятельности: процессы управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. В центре её внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании воздействия субъекта управления на управляемый социальный объект для обеспечения его успешного движения к заданной цели.
Для более ясного представления о сущности и специфике социологии управления представляется целесообразным привести ещё несколько определений этой науки, содержащиеся в наиболее авторитетных российских источниках. Так, в Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Толковый словарь по управлению даёт такое определение: социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления. Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, её характеристики и практический эффект. В этих определениях подчёркивается два основных аспекта: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).
Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методический аппарат исследовательской социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях общности людей.

1.1.3 Основные задачи и функции социологии управления

После определения особенностей социологии управления как отрасли социологии, а также её объекта и предмета, можно сформулировать её основные задачи.
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, включены в управленческую деятельность объектно и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических и социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
Сущность третьей задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования. А это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и четвёртую свою задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления и объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить её основные функции, которые непосредственно связаны с вышеперечисленными задачами и вытекают из них.
Познавательная функция социологии управления имеет основной целью изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.
Оценочная функция определяет (оценивает), в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, групп или общностей.
Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления.
Образовательная (обучающая) функция состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем распространять знания об управлении, т.е. его задачах, функциях, механизмах реализации. Другой составляющей этой функции является оснащение управленческих кадров новыми приёмами, технологиями управления, т.е. социология управления выступает как практически действующее средство совершенствования системы управления и повышения эффективности управленческой деятельности.
Таким образом, сущность социологии управления наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ей функций, которые объективно свойственны эффективному управлению, но во многом зависят от самих субъектов управленческой деятельности и от общего уровня развития культуры управления.

1.1.4 Содержательная структура социологии управления

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:
1)органов управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций;
2)группы проблем, связанных с постановкой и реализацией социальных целей управления с точки зрения социальных критериев, анализом социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследованием и разработкой системы учёта интересов, мнений и предложений людей;
3)целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, рассматриваемые не просто как социальные качества личности, а как выражение определённых отношений, возникающих в процессе управления;
4)внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных группах и на предприятии в целом.
Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы, как:

  • организационная культура;
  • система власти и отношения руководства-подчинения;
  • социальная структура организации;
  • взаимосвязь формальной и неформальной структур;
  • социальные группы, статусы и роли;
  • формирование групп в системе управления по социологическим признакам;
  • соединение личных, групповых и общеорганизационных целей;
  • участие исполнителей в выработке общих решений;
  • оценка руководителей;
  • организационные конфликты;
  • адаптация персонала;
  • управленческое консультирование;
  • социальное планирование;
  • сокращение персонала;
  • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;
  • удовлетворённость трудом и отчуждение от работы;
  • социальная ответственность и др.

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учёте социального фактора.

источник

Социология управления как отрасль социологического знания

Социология управления — это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к которым можно отнести следующие:

· исторические аспекты становления современной социологии управления (отечественные и зарубежные концепции);

· методологические проблемы социологии управления;

· социально-психологический анализ развития и применения современных методов управления;

· влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;

· социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;

· социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;

· социологический анализ лидерства и руководства, отношений «руководитель-подчиненный» в управленческой деятельности;

· управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности;

· инновационные процессы в системах управления.

УПРАВЛЕНИЕ ПО МЕТОДУ

К середине ХХ в. научнообоснованные принципы менеджмента акцентировали внимание на гуманизации рабочей среды и были реализованы в концепции социотехнических систем.

Социотехнические системы основаны на понимании работниками социальных и экономических аспектов их работы. Работники вовлекаются в процесс развития их навыков с целью улучшения результатов. Именно система, а не индивидуальные задачи, становится объектом изучения. Теория управления стала фокусироваться на рабочих группах и на чувстве ответственности членов группы.

7.ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЙЛОРА

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
3. Сотрудничество администрации с рабочими.
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

В речи современного человека слово «группа» является привычным и обыденным, однако, несмотря на то что люди с древних времен образуют различные сообщества, слово «группа» возникло сравнительно недавно. На наш взгляд, история возникновения этого термина многое проясняет в специфике социологического знания. Во французе ком, немецком, английском, испанском и других языках это слово возникло не ранее второй половины XVII в. В это время французские художники завезли из Италии технический термин groppo, или gruppo, означавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление.

Затем это слово проникает в литературу, еще сохраняя свой технический оттенок. И только с середины XVIII в. во Франции оно начинает употребляться для обозначения круга или собрания реальных людей. В некоторых словарях понятие «группа» дается как понятие современной математики, однако в математику, где разрабатывается собственная теория групп, этот термин был введен Э. Галуа только в 1830 г.

Таким образом, живой разговорный язык второй половины XIX в. позволял назвать группой некоторые скопления людей. Но если в первой половине XIX в. слово «группа» оставалось достаточно редким специальным термином, практически не имеющим отношения к реальным социальным группам, то во второй половине века положение существенно меняется. Слово «группа» все чаще появляется в литературной речи, на страницах философских и политических произведений и используется в том числе как синоним реальной социальной общности. Однако объем понятия «социальная группа» оставался крайне неопределенным и аморфным.

Есть и другой момент, оказавшийся вплотную связанным с осмыслением понятия группы. В своей предыстории значение термина «группа» восходит к двум корням: «узел» от итальянского groppo и германского grop и «круг» от германского к1ирре, kruppe и французского groupe. Оба эти слова имели в основе идею круга. Равенство образующих круг группы лиц нашло воплощение в ряде культовых обрядов. Общепринятое сегодня выражение «беседа за круглым столом», возможно, является отголоском тех же традиций, лишенных религиозного содержания.

Несмотря на то что слово «группа» могло быть адресовано некоторой совокупности предметов и объектов уже с середины XVIII в. в Европе и середины XIX в. в России, «открытие» малой группы как особой реальности человеческих отношений произошло лишь в начале XX в.

14.группа как основа социальной организации и ВИДЫ ГРУПП

Реальные группы.

Реальная группа – это большая совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков: пол (мужчины и женщины), доход (богатые, бедные, зажиточные), национальность (американцы, русские и т.д.), возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), родство и брак (холостые, женатые, родители и т.д.), профессия (род занятий – водители, учителя и т.д.), место жительства (горожане, сельские жители, земляки и т.д.).

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. Реальные признаки существуют не только объективно (пол, возраст), но и осознаются субъективно.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяются три типа (главные):

Понятие «социальная общность» в широком смысле слова выступает синонимом группы вообще, а в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Территориальная группа – совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Каждый человек в разной степени отождествляет себя со своим статусом и соответствующей ему ролью. Некоторые буквально «сливаются» с ролью: например, важный начальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посторонними и с членами семьи ; учительница пытается поучать всех, кто попадается под руку.

Социология управления как отрасль социологического знания

Социология управления — это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.

Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к которым можно отнести следующие:

· исторические аспекты становления современной социологии управления (отечественные и зарубежные концепции);

· методологические проблемы социологии управления;

· социально-психологический анализ развития и применения современных методов управления;

· влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;

· социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;

· социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;

· социологический анализ лидерства и руководства, отношений «руководитель-подчиненный» в управленческой деятельности;

· управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности;

· инновационные процессы в системах управления.

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

источник

Предмет исследования выражает те характеристики, процессы, параметры, свойства, которые являются значимыми для цели и задач данного исследования, он более конкретен и избирателен по сравнению с объектом исследования. Предмет социологии управления — взаимосвязи, закономерности функционирования социальных объектов и механизмы управления ими на основе социологического анализа. Важным аспектом предметной области является исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность в согласовании интересов различных субъектов общественной жизни. При этом необходим анализ того, как и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении, и на этой основе конструировать стратегию и тактику целенаправленной управленческой деятельности. Предметной областью социологии управления является также исторический взгляд на управление: рассмотрение различных его форм в историческом контексте от общинного самоуправления, через государственное управление к сочетанию государственного управления с различными формами общественного самоуправления.

Специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии Российской Академии наук выделяют четыре блока проблем управленческой практики, требующих специальных знаний для их решения:

— проблемы управления людьми, когда предметом управления становятся личные, а не профессионально-технологические качества работника;

— проблемы управления отношениями при смещении акцента в сторону отношений руководства и лидерства и противопоставлении формальных и неформальных структур в решении вопросов повышения производительности труда;

— проблемы управления результатами заключаются в отсутствии четко выработанных критериев результативности и эффективности управленческих действий;

— проблемы управления системами, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления, а не системный характер самого механизма управления.

Актуальной задачей социологии управления является также изучение и прогнозирование вариантов развития спонтанных процессов, разработка рекомендаций по их оптимизации средствами административного, социального и других видов воздействия.

Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в ее исследовательское поле входят разного типа исследования, в числе которых фундаментальные и прикладные. Фундаментальные знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки и общества в целом, а прикладные — на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления. Социология управления изучает социальные процессы с позиций иерархического принципа построения системы и взаимосвязей внутри нее. В теоретическом плане она рассматривает социальные проблемы разного уровня и масштаба применяемых управленческих воздействий, базируясь на основных философских законах познания общего через обобщение частного и сопоставлении частного с общим. Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

  1. Макросоциологический уровень — это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.
  2. Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.
  3. Микроуровень — изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.
  4. Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Функции социологии управления следующие:

— познавательная — изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем;

— методологическая функция заключается в том, что в процессе исследования не только изучаются свойства объекта и предмета исследования, но и накапливаются знания о самом процессе познания, вырабатываются принципы и методы познания, научной деятельности;

— социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении;

— гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности;

— поисково-прогностическая — определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов;

— нормативно-прогностическая — поиск управленческих методов и технологий для достижения оптимального состояния управляемого объекта;

— идеологическая, которая опирается на систему основополагающих взглядов на существующие общественные отношения, в том числе управленческие, в соответствии с интересами личности, различных социальных групп и общества в целом.

Таким образом, социология управления — это наука, изучающая механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели и прикладные социологические исследования. Она является одной из молодых социологических дисциплин, с этим связано то, что социология управления пока не имеет общепризнанного места в системе социологического знания и управленческих наук, а также сложившегося понятийного аппарата. Это создает немало проблем в осмыслении управления социальными процессами и системами с позиций данной науки.

источник