Меню Рубрики

Социологического анализа семьи как социального института

Социологический анализ семьи как социального института: институциональные атрибуты. Универсальные и специфические институциональные функции семьи. Исторические и современные формы семьи.

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью — все это различается очень широко.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.В большинстве примитивных обществ семья — это единственный реально функционирующий институт [3, c.61]. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов — там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.При переходе к более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там — это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена — в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.Прежде всего нам необходимо определить ключевые понятия семьи, родства и брака. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны [5, c.192].Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможны формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями.Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы [6]. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространен расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества — моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.Термин “полигамия” обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина может иметь более одного супруга [1, c.154]. Существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.

Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Полиандрия. Исследователь Мердок обнаружил, что только в четырех обществах из 565 проанализированных (менее чем в 1%) встречалась полиандрия. Полиандрия порождает ситуацию, не встречающуюся при полигинии — биологический отец ребенка, как правило, неизвестен. Так, в южноиндийской культуре тодов мужья, видимо, не интересовались установлением биологического отцовства. Кто из мужей становился отцом ребенка, определялось в ходе обряда, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу. Если впоследствии другой муж проявлял желание стать отцом, ритуал повторялся во время следующей беременности. По-видимому, полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус — в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Эта тема является переходной от социологического анализа личности к изучению социальных общностей, ибо семья является самой естественной формой соединения людей, основанной на кровнородственных связях, и простой выходной сообществом. Социология семьи рассматривается как специально-социологическая дисциплина, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи и брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Центральной рядоутворювальною категорией этой отрасли социологического знания является понятие семьи.

Исследование семьи в различных социогуманитарных науках

Семья является объектом исследования многих наук — истории, экономики, юриспруденции, психологии, педагогики, демографии, этнографии, социологии и др. Каждая из них изучает специфические стороны функционирования и развития семьи под собственным углом зрения и согласно своего предмета и метода. В демографии, например, особенно развитым является направление исследования роли семьи и семейной структуры населения в его воспроизведении; в социальной психологии — исследование семейных конфликтов и динамики развития семейных групп; в педагогике акцентируется на изучении воспитательной функции семьи как одного из важных факторов формирования личности. Этнография интересуют быт и культурные особенности семей в различных этнических группах и сообществах; правовые науки выясняют юридические аспекты разводов, имущественного положения семьи; экономики одной из основных задач является анализ семейного бюджета, состояния потребления; история исследует возникновение семьи и формы ее существования в разные периоды истории человечества.

Социология семьи и ее специфика

Социология семьи ставит перед собой задачу интеграции достижений этих научных отраслей и имеет междисциплинарный характер. Специфика социологии семьи заключается в том, что семья одновременно выступает в двух ипостасях: она является малой контактной социальной группой, определенной формой взаимодействия людей, с одной стороны, и особым социальным институтом, который регулирует воспроизводство человека с помощью определенной системы ролей, норм и организационных форм, — с другой.

Определение семьи

Американский социолог Н. Смел зер определяет понятие семьи таким образом: семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Другие социологи, соглашаясь в целом с таким определением, добавляют к нему такие черты, как исторически обусловленный характер семьи и ее функционирования в различные исторические эпохи, социальная потребность общества в существовании семьи, в физическом и духовном воспроизводстве населения и т.д. Отмечается, что со временем «семья — взаимоотношения» развилась в «семью — социальную общность». Современная семья определяется как інституціоналізована сообщество, складывающуюся на основе брака, рожденном им совместной правовой и моральной ответственности родителей за здоровье детей, их социализацию и воспитание.

Семья как малая социальная группа

малая социальная группа, отмечает М. Мацковський, семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подлежат отношения между индивидами, которые образуют семью. Этот подход позволяет выяснить мотивы и причины разводов, динамика семейных отношений, характер отношений между родителями и детьми. Эти проблемы межличностного взаимодействия тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения и обусловлены социокультурными и соціоекономічними условиями жизнедеятельности группы.

По мнению М. Мацковского, при анализе семьи как малой социальной группы или сообщества целесообразно выделить три основных типа характеристик. 1) характеристики группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, общения в семье и т.п.; 2) характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества; в этом случае выделяют и анализируют прежде всего функции семьи по отношению к обществу; 3) цели, задачи и функции в отношении индивида, групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции, семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в ней.

Семья как социальный институт

социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда нужно выяснить, какой степени образ жизни семьи, ее функционирование отвечают потребностям общества. Модель социального института является чрезвычайно важной для прогнозов будущих изменений семьи. По мнению М. Мацковского, социолога-исследователя интересуют в первую очередь образцы семейного поведения, установившиеся роли, выполняемые членами, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных взаимоотношений. Одни нормы, обязанности и права имеют юридический характер и регламентируются законодательством (вопрос о владении имуществом, о материальные обязательства родителей в отношении детей и друг друга, минимальный возраст вступления в брак, о юридические основания для расторжения брака, о правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после расторжения брака и др.). Другие нормы брака регулируются моралью, обычаями, традициями. К ним относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, характер семейного досуга и т.д. Такая же моральная регламентация распространяется на процесс развода, отношений с родными, друзьями.

Читайте также:  Как влияет прием дюфастона на анализ хгч

Каждая из двух парадигм в изучении семьи имеет свою специфику: внутренние связи внутри семьи исследуются сквозь призму понятий, характеризующих малую группу; парадигма социального института ориентирована прежде всего на внешние связи семьи.

Смена парадигм в изучении семьи

Исследователи проблем современной семьи (и украинские, и зарубежные) соглашаются в том, что в настоящее время анализ семьи как социального института уступает место исследованию ее групповых характеристик.

Исследование семьи как социального института в СССР

В прошлом, особенно в условиях существования тоталитарного режима в СССР, на протяжении десятилетий семья была лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики; государство взяло на себя почти все функции других социальных институтов, среди них и семейного, и решала за семью чуть ли не все вопросы. Полная зависимость семьи от государства делала ее фактически бесправной. В этой ситуации тематика социологических исследований проблем семьи выглядела однобокой и искривленной. Недостаточно изучались причины и мотивы разводов и их последствия (как явление, нетипичное для социализма), характер добрачного поведения и установки юношества и молодежи, связанные с половой жизнью, проблемы бездетных или многодетных родил, семей пенсионеров или молодых семей. Практически не исследовались в социологическом аспекте вопросы воспитания детей дошкольного возраста, детей из неполных (без отца или матери) семей, влияние употребления алкоголя и наркотиков на прочность семьи и здоровья ее членов. Не было научных трудов о положении мужчин в семье, взаимоотношения между братьями и сестрами, супружеские конфликты, отношения разведенных с детьми и многих других. «Целину» в социологических исследованиях составляла молодая семья, где муж и жена не достигали 28 лет, и ее проблемы.

Возвращаясь к современной Украины, подчеркнем, что в настоящее время отношения между государством и семьей существенно изменились: речь идет прежде всего о том, чтобы государство позаботилось о надлежащие условия для создания и функционирования семей — экономические, социальные, правовые, ведь от того, насколько прочной является семья, зависит прочность и стабильность всего общества (вспомним мысли О. Конта по этому поводу).

Деінституціоналізація семьи

В современной зарубежной литературе все больше ученых фиксирует перенос акцентов с рассмотрения семьи как социального института в плоскость современного социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог X. Тірелл характеризует «растворение» семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституционализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены совместно работали на собственном клочке земли или на производстве какого-либо продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера. Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, как фактор любви. Сейчас семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит дальнейшая приватизация жизнь человека и изоляция семьи от общества, основана на эволюции традиционных ценностей (долг уступает место современным індивідуалістичним ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью любых парных взаимоотношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.

Изменение статуса семьи в современном обществе

Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе сейчас сохранилась только одна — забота о потомках. Только в отношении детей и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще сохраняется значение семьи как социального института. Семья имеет преобладающую ориентацию на ребенка и, что самое важное, осознание этой ориентации. Историко-культурные исследования показывают, что с ростом темпов индустриализации той или иной страны с ребенком связывают в большей степени психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.

Эволюция места и роли семьи в современном обществе

Следовательно, и в нашей, и в других странах сейчас происходят похожие процессы эволюции семьи и ее места и роли в обществе. Это сходство обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического устройства, от «закрытого» к «открытого» типа общества. Семья все больше унезалежнюється от государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть чисто потребительским и інструменталістським. Государство избавляется от функций контроля и применения карательных санкций в отношении семей и их членов, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выходит обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отражение этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях, как: льготное кредитование, долевое помощь в строительстве жилья, выпуск специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и т.д.).

Семья как социальная система

Хотя внимание исследователей-социологов семьи как социального института ощутимо уменьшается, все-таки сейчас существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграция двух дискурсов. Она может осуществляться в рамках представлений о семье как социальную систему. Если рассматривать семью как систему во всей ее разнообразии и сложности, то станет понятным наличие различных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в различных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях. Его применение в социологическом анализе семьи подробнее будет рассматриваться в следующих вопросах темы.

источник

На сегодняшний день проблемы современной семьи являются наиболее важными и актуальными. Важность этой проблемы определяется тем, что семья – является одним из основных социальных институтов общества, в настоящее время социальный институт семьи переносит кризис.

Кризис семьи проявляется: в повышении количества разводов; в повышении количества внебрачных детей; в уменьшении воспитательного процесса родителей на детей; в росте числа неполных семей; в превосходстве нуклеарных семей; в увеличении числа социальных сирот[1].

Еще с начала XX века русская семья имела в среднем 7-10 детей, затем постепенно этот показатель упал до 5-7 детей. Массовое уменьшение числа детей пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1-2. Ослабели социальные ограничения в сфере семейного поведения, увеличилось многообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Увеличилось число детей, которое растет с одним из неродных родителей. Тем самым, в настоящее время семье, требуется социальная помощь и государственная поддержка[2].

Отдел социальной защиты организовывает свою работу по следующим направлениям: по вопросам социальной помощи семье, материнству и детству; по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей.

Во главе органов социальной защиты по г.о. Тольятти, деятельность которых связана с охраной семьи, находится Департамент по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти.

Исследование включало в себя два этапа: подготовительный этап и констатирующий этап.

Обследовалось 1220 студентов вузов г.о. Тольятти (юноши и девушки возраста от 19 до 22 лет). Была проведена процедура тестирования личностного семантического дифференциала О.Л. Кустовой, предназначенная для изучения гендерных стереотипов по методике «Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов». Предметом исследования являются гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве. Данная методика необходима для исследования гендерных стереотипов. Для проведения данной методики понадобился материал и оборудование: текст методики, протокол исследования, ручка или карандаш. Испытуемым необходимо охарактеризовать следующие образы: «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины»). Факторному анализу подвергаются заданные образы биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками.

В правом и левом (крайних) столбцах бланка содержатся полярные, полюсные качества. Образ «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины») исследуется таком варианте как: следует отметить процент несходства. Знак несходства значения здесь не имеет (к примеру, женщины намного обаятельнее, чем мужчины, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).

Для того чтобы оценить мужские и женские образы рекомендуются различные виды опросников.

Вероятно, что на некие ответы шкалы ответы возможно будут проективными.

1. К примеру, на нынешний момент для шкалы 40 («верная жена») реципиенты при оценке образа «Я» определенно могут оценить себя по минимальному проценту, к тому же убеждены, что когда-нибудь, при случае, они бы решились на любовные отношения, в таком случае можно отметить процент вероятности этой связи. В настоящий момент, если испытуемые не состоят в браке, но считают возможным запланировать свою будущую семейную жизнь, таким образом, они могут ответить проективно. Таким же образом – в отношении шкалы 27 («имеет домашних животных»). Однако, если ответ наводит сомнение, то сведения шкалы лучше опустить и при расчете их не рассматривать.

2. Шкала 34 («хорошо зарабатывает») в наибольшей степени может быть оценена студентами заочного отделения, поскольку студенты дневного отделения, очевидно, лишь «подрабатывают» или же вовсе не работают. В этом случае при подсчете шкалу можно пропустить, но обязательно учесть. У немногих студентов расчет вызывает сложности (наличие формулы, расчет средних показателей и проч.).

В ходе обработки анализа на начальном этапе мы предоставили ряд факторов: оценки (общей привлекательности);силы личности; эмоциональности; социального статуса; зависимости; эмпатийности; современности; фемининности традиционно «женских» качеств); маскулинности (традиционно «мужских» качеств); андрогинности (традиционно нейтральных качеств).

По отдельному фактору рассчитали средний показатель.

  1. Фактор оценки (общей привлекательности) содержит в себе шкалы: 1,2,3,4,5,6,7,8.
  2. Фактор силы личности: 9, 10, 11,12, 13,14, 15.
  3. Фактор эмоциональности: 17, 26, 28, 29, 37.
  4. Фактор социального статуса: 12, 31, 32, 33, 34.
  5. Фактор зависимости: 16, 18, 20, 21, 24.
  6. Фактор эмпатийности: 7, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 30.
  7. Фактор современности: 9, 11, 12,31,32,33,43,44,45.
  8. Фактор фемининности («традиционно женских качеств»): 22, 23, 24, 26, 40,41, а также 19 и 28 для оценки женских образов.
  9. Фактор маскулинности («традиционно мужских качеств»): 12, 14, 32,34,43,44, 45, а также 19 и 28 для оценки мужских образов.
  10. Фактор андрогинности («гендерно-нейтральных качеств»): 2,7,8, 35,36, 37,38,39.

Результаты данных в ходе исследования были занесены в сводные таблицы для юношей и девушек.

Результаты данной таблицы обработали с помощью программ Мicrosoft Exel и SPSS 2.0, откуда извлекли среднее значение по каждому фактору у юношей и девушек. Данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты исследования

Балльные оценки степени различий

Оценка общей привлекательности

В ходе сравнений можно сделать выводы о стереотипности взглядов испытуемых.

Оценка общей привлекательности у юношей (65,3), у девушек (63,3). Степень различия в балльных оценках (2) невелика. Следовательно, юноши и девушки оценивают выше, чем противоположный, это и указывает на некую конкурентность в гендерных отношениях.

Силы личности у юношей (71,5), у девушек (57,4). Степень различия в балльных оценках (14,1) достаточно высокая. Следует отметить, что гендерный стереотип вырисовывается ярко выражено. В данный фактор входили качества такие как: уверенность, смелость, свободность, сильная личность. Такие качества следует относить чаще мужчинам, нежели женщинам.

Оценка эмоциональности у юношей (58,6), у девушек (61,6). Степень различия в балльных оценках (3) невелика. Следовательно, юноши и девушки могут открыто проявлять свои чувства и эмоции, которые считаются главным фактором психического здоровья человека. Оба представителя своего пола не ощущают сложностей при общении с противоположным полом.

Фактор социального статуса у юношей (75,1), у девушек (63,4). Степень различия в балльных оценках (11,7) высокая. Следовательно, для юношей присуще социальная мобильность, реализация и конструирование жизненных планов на будущее. Большое значение имеет круг интересов, материальное благосостояние, положение в обществе.

Фактор зависимости у юношей (49,2), у девушек (54,8). Степень различия в балльных оценках (5,6) средняя, говорит о том, что юноши готовы считать себя независимыми больше, чем девушки. В возрасте (19-22 года) юноши и девушки устанавливают взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но вольные от эмоциональной зависимости.

Проявление эмпатии у юношей (60,5), у девушек (61,8). Степень различия в балльных оценках (1,3) невелика. Это говорит о том, что оба представителя своего пола владеют убедительной способностью эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек или животное. Сентиментальны к чувствам других людей, умеют безошибочно распознать эмоциональное состояние окружающих, и в большинстве случаев совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Но бывают случаи, когда вероятно бездействие.

Фактор современности у юношей (76,1), у девушек (63,1). Степень различия в бальных оценках (13). В данном факторе существует критерий оценки внешности, сексуальности. В таком возрасте внешность играет значительную роль, она поднимает уверенность и статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них Внешность для данного возраста поднимает уверенность и статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответственные чувства и ожидания.

Фактор фемининности у юношей (46,9), у девушек (65,7). Степень различия в бальных оценках (18,8) высокая. Фемининные характеристики –личностные черты, традиционно относящие образу женщины (я – заботливая, нежная, мечтательная, зависимая, чувствительная). Фактор фемининности передает довольно традиционные взгляды на женщину, поэтому высокие показатели говорят о крайне традиционной оценке исследуемых образов. Следует отметить, в данном случае оценка фактора фемининности у юношей невысокая, это и доказывает исследование следующего фактора.

Фактор маскулинности у юношей (97,7), у девушек (64,8). Степень различия в бальных оценках (32,9) высокая. Маскулинные характеристики – личностные черты, относящие образу мужчины (я – сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный). Юношам такой выборки свойственна высокая самооценка в сфере спортивных достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фактор андрогинности у юношей (69,2), у девушек (67,6). Степень различия в бальных оценках (1,6) невысокая. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оба представителя своего пола оценивают себя как личности, в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов.

Необходимо направить свое внимание на незначительную разницу в показателях у девушек фактор фемининности превышает фактор маскулинности всего на (0,9); фактор андрогинности превышает фактор фемининности на (1,9); фактор андрогинности превышает фактор маскулинности на (2,8). Следовательно, можно утверждать, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, девушки относятся к андрогинному типу, содержащие черты одного и другого пола наиболее адаптированными к жизни.

Для определения различий по преобладанию изучаемых факторов использовался U-критерий Манна-Уитни, результаты статистического анализа приведены в таблице (приложение 4).

По результатам таблицы, различие между выборками юношей и девушек гендерных стереотипов в этом исследовании высокозначимо, потому как значение Критерия Манна-Уитни по факторам где (p

источник

  • РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
  • СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

Читайте также:  Как влияет прием пищи на анализ хгч

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы [1].

Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность [2; 3].

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:

  • супружеские (жена, муж);
  • родительские (мать, отец);
  • детские (сын, дочь, брат, сестра);
  • межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. [4; 5].

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу [6; 7; 8].

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
    Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей [9; 10].

Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий [11].

В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [12].

  1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
  5. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  6. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  8. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. — Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  9. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. — 2013. – №2, С.79 – 81.
  10. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  11. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

1. Основные социологические ракурсы изучения семьи.

3. Типология семейный структур.

4. Исторические изменения семьи.

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения — социальный институт семьи — в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образуют базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно выполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно вспомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф.Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является «ступень развития» труда, с одной стороны, и с другой семьи.

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе российского общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившегося в последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействие на ход социально-исторического развития.

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности — к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образуют специфику социологического подхода к изучению семьи.

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли так сказать на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета — это разные аспекты единого поля деятельности.

При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э.Берджесса на семью как «единство взаимодействующих личностей». Изучение семьи как социального института в своем развитии показало сдвиг от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются «макротенденции» изменения семьи.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить «мостик» между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентаций, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подхода является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, надо назвать прежде всего Т.Парсонса и К.Дэвиса.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К.Дэвиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трасформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене «жесткого» внешнего давления, «принуждения» к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, любо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической ценности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г.Харчеву.

Читайте также:  Как влияет пища на результата анализов

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признаком тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70%. Из общего числа семей следует исключить «временно» бездетных молодоженов (15-20%) и супругов, оставшихся бездетными (5-9%), а также семьи с одним родителем (10-15%). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа «, т.е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством, либо родительством или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

источник

Семья представляет собой первичную общность людей, связанных между собой отношениями брака либо кровным родством, в рамках которой обеспечивастся воспитание детей, и удовлетворяются иные социально значимые потребности. Для социологов семья представляет собой, прежде всего, социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм и организационных форм.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак -социально обусловленная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальные отношения, а также устанавливает супружеские и родственные роли. Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов. Он включает в свою структуру, как нормы, так и совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения мужчины и женщины (обручение, свадебная церемония, медовый месяц и др.).

В настоящее время в обществах западного типа брак ассоциируются с моногамией, когда один мужчина может состоять в браке не более чем с одной женщиной одновременно. При этом в мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака. Американский антрополог Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия (то есть форма брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга) допускается в 80% из них [1] . При этом различают два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной жснщиной;и менее распространенная полиандрия, при которой женщина одновременно состоит в двух и более брачных союзах с разными мужчинами (как правило, такая форма брака порождает ситуацию, когда биологический отец ребенка, рожденного в таком браке, неизвестен).

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной), в которой супруги и их родители принадлежат к одним тем же социальным группам, слоям и классам, и социально-гетерогенной (разнородной).

Категории «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны между собой, при том, что у них есть и немало различий. В отличие от брака, представляющего собой только отношения между супругами, семья представляет собой еще и социальную организацию, затрагивающую как супружеские, так и родительские отношения. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, при этом их брачные обязательства связывают семейными узами

гораздо более широкий круг людей (кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны).

Структура семьи включает в себя следующие группы отношений, в совокупности создающие семью как особое социальное явление:

  • • природно-биологические, то есть сексуальные (половые) и кровнородственные;
  • • экономические, базирующиеся на ведении домашнего хозяйства, организации быта и семейной собственности;
  • • духовно-психологические и нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, можно выделить несколько основных функций семьи [2] :

  • — репродуктивная, т.е биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях — в личном плане;
  • — воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • — экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • — сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения;
  • — социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • — досуговая — организация рационального досуга для всех членов семьи;
  • — эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов;

Выделяют две основные формы организации семьи:

  • родственную («или расширенную) семью, характерную для традиционных обществ, основывающуюся не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников (по сути — клан родственников вместе с супругами и детьми).
  • нуклеарную (от лат. nucleus- ядро,) или супружескую семью, характерную для современных обществ (где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей); основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями (муж и жена), а также их дети, образую-

щие биологический, социальный и экономический центр семьи, все остальные родственники относятся уже к периферии семьи;

Жизнь семьи, ее исторические типы и структура зависят от общих тенденций социально-экономического развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. В связи с тем, что домашнее хозяйство перестает быть основной производящей единицей, происходит разделение дома и работы, осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых. На смену многодетной семьи приходит однодетная.

По отношению к индивиду семьи, подразделяются на родительские и репродуктивные. К родительским семьям относятся те, в которых человек рождается, к репродуктивным — те, которые человек образует, став взрослым, и внутри которых он воспитывает новое поколение детей. При этом в зависимости от места проживания выделяют семьи матрилокальные (когда супруги живут у родителей жены), патрилокальные (когда супружеская пара переезжает к родителям мужа), либо отдельные (когда супруги живут отдельно от родителей жены и мужа и ведут отдельное хозяйство).

Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям. В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной микромоделью общества, всех его социальных связей.

В современном вестернезированном постиндустриальном обществе распространение получает модель «нетрадиционной семьи», основанная на однополом браке. Важнейшую роль в ее легализации сыграла Каирская конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., закрепившая, в принципе 9 Программы действий по регулированию народонаселения, равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые. В настоящее время однополые браки (а также однополые партнерства) узаконены в ряде стран ЕС, в Канаде, в некоторых штатах США и в ЮАР.

Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Современная социология рассматривает семью, в первую очередь, как систему социальных и гендерных ролей.

Ггндерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочерн, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, между ролью деловой женщины и ролью супруги).

В индустриальном обществе существовала так называемая «патриархатная» иерархия ролей гендерной системы, основанная на гендерном контракте «домохозяйки» (англ. — housewife) для женщины и «кормильца» (англ. — breadwinner) — спонсора семейной жизни для мужчины.

В постиндустриальном обществе гендерный контракт «домохозяйки» вытесняется контрактам «равного статуса» (англ. — equalstatus), в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной (политика, образование, карьера, культурная жизнь), так и в приватной сфере (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Изменения гендерных контрактов обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна: становление государства благосостояния, общества массового потребления, феминизация мужчин и маскулинизация женщин повлияли на радикальное изменение традиционного гендерного порядка.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, тогда как современная форма семейных отношений выводит психологические проблемы расставания на передний план. Партнеры, чаще всего, не находят точек соприкосновения в личностном взаимодействии; и в этом случае психологическое спокойствие становится для них более предпочтительным, •нежели, например, экономические трудности.

Среди основных факторов предопределяющих разводы сегодня, можно назвать следующие:

  • — индустриализация;
  • — урбанизация;
  • — миграция населения;
  • — эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени автономной и анонимной, чувство ответственности, привязанности, взаимной заботы сильно снижается.

Наиболее часто к непосредственному разводу между супругами приводят:

  • 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, материальная необеспеченность и пр.)
  • 2. Межличностные конфликты (утрата любви, уважения, привязанности; ревность одного из супругов; различные взгляды на жизнь в экономическом, социальном, духовном плане)
  • 3. Внешние факторы (измена, вмешательство в отношения третьих лиц, например, родителей супругов, начало новых отношений и пр.)

«Брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передать собственность и свой статус другому поколению. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак — все реже следствие необходимости экономического партнерства. По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение».

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние несколько десятилетий. Политические, экономические, социальные перемены современного мира способствовали тому, что общественное мнение стало терпимее к разным моделям семейной жизни. И все же, ситуация развода — есть критически острое переживание в жизни индивида, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение продолжительного времени.

Начало XX века — период нс только революционной деятельности, активной модернизации, феминизации, многочисленных социальных перемен в общественной жизни, но и этап резких изменений брачно-семейных отношений. Изменения структуры семьи во всем мире в двадцатом веке, позволяют нам говорить о переходе к эпохе малодетности, увеличения разводов и падения показателей количества зарегистрированных браков, отчужденности индивида и его автономности.

Постепенно происходит переход к специфической модели брачности: позднее вступление в брак — либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования и обретения профессии.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей [3] .

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это весьма отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в таких семьях обнаруживаются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.

Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Именно поэтому, сегодня особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта, подобным местом должна быть семья — стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Однако, несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис: под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении многих веков.

«В мировой науке существуют разнообразные точки зрения на состояние семьи в современном обществе, которые могут быть упорядочены на континууме, напоминающем поле боевых действий. На одном фронте — позиция, утверждающая, что семья деградирует, переживает глубокий кризис, причины которого кроются в социальных катаклизмах, идеологических или морально-этических трансформациях, причем это разрушение семьи вредит как обществу, так и человеку. На другом — диаметрально противоположная точка зрения. Произошедшие за последние двести лет (а в нашем контексте еще и бурные изменения последних десятилетий) социальные изменения обнажили тот факт, что семья как институт устарела и в таком старомодном виде, как она существует сейчас, должна либо исчезнуть, либо подвергнуться радикальной переделке. . Между этими радикальными точками зрения существует более умеренная позиция, разделяемая, возможно, большинством ученых, что семья, хотя и пребывает в состоянии кризиса, оказывается весьма адаптивным и сильным образованием, стойко выносящим удары судьбы. Как мы уже упоминали, это — своеобразное поле битвы за монополию социального контроля над личностью. Нужно ли говорить, что острия пик всех трех дивизий направлены друг против друга, в известные уязвимые места противника? Равновесность амуниции, так же, как и заманчивая, кажущаяся доступность объекта их притязаний убеждают в том, что до конца сражения еще далеко».

Ярская-Смирнова Е.Р. «Социокультурный анализ нвтипичности»

источник