Меню Рубрики

Социологический анализ общества как социальной системы

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент — культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее — организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (лат. integratia — восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой — природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

источник

В широком смысле слова, общество характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Таким образом,общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Между тем, под это универсальное определение можно подвести и учебную группу, и общество рыболовов-любителей, и общество более высокой степени сложности взаимоотношений. Поэтому социологический анализ общества предполагаетмногоуровневый характер.Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях:макроимикросоциологическом.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущностьлюбогообщества. Эти модели, которые можно назватьструктурами, включают такиеобщественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Намакросоциологическом уровнеобщество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучениемикросистем (т.е. кругов межличностного общения),составляющихнепосредственное социальное окружение человека.Это системыэмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют малые группы, участники которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Социологи, работающие на микросоциологическом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениямпри взаимодействии друг с другом. Главная тема микросоциологических исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества и происходящие в нем перемены.

В реальной жизни «общества вообще» попросту не существует, так же, как и нет, к примеру, «дерева вообще», а существуют вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и т.п. В этом случае понятие «общество» используется в узком смысле слова как эквивалент современных наций-государств,имея в виду человеческое наполнение («народ») внутреннего пространства в государственных границах. Такое общество американский социологН. Смелзеропределял как «объединение людей, имеющееопределенные географические границы, общую законодательную систему и определенную (социокультурную) идентичность».

Для более глубокого и полного понимания сущности обществанамакроуровне выделим несколько егоотличительных черт (признаков):

территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляются взаимодецствия, складываются социальные связи и отношения;

наличие собственного названия и идентификации;

пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;

автономность, которая проявляется в том, что оно не является частью какого-либо другого общества, а также в способности создавать необходимые условия для удовлетворения им широких возможностей для самоутверждения и самореализации. Жизнь общества регулируется и управляется теми социальными институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые вырабатываются и создаются внутри самого общества;

большая интегрирующая (объединяющая) сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (т.е. культуру),приобщает к этой системе каждое новое поколение (иными словами,социализирует их), включая в сложившуюся систему социальных связей и отношений.

При всех различиях в определении понятия «общества» социологи от О. Конта до Т. Парсонсарассматривали егокак целостную социальную систему,включающую в себя большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Социальная система– это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование.Социальными элементами общества как социальной системыявляются социальные институты и организации, социальные общности и группы, вырабатывающие определенные социальные ценности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединенных социальными связями и отношениями и выполняющими определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляютструктуру общества.

Социальная структура– это определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться в различных ракурсах, в зависимости от основания для выделения структурных частей (иначе говоря,подсистем) общества.

Так, к примеру, основанием для выделения структурных элементов общества служат естественные (т.е. природные) факторы,разделившие людей по полу, возрасту, расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (население города, региона и т.п.), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т.п.), социально-этнические (род, племя, народность, нация).

На макроуровне социального взаимодействия структура общества представленав виде системы социальных институтов(семья, государство и т.п.). Намикроуровне социальная структура формируетсяв виде системы социальных ролей.

Общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением людей: по отношению к собственности – на имущих и неимущих, по отношению к власти – на управляющих и управляемых и т.д.

При рассмотрении общества как целостной социальной системы важно выделять не только его структурные элементы, но и взаимосвязь этих разнородных элементов, на первый взгляд, как будто и не соприкасающихся друг с другом.

Например, существует ли взаимосвязь между социальными ролями крестьянина-фермера, с одной стороны, и школьного учителя, — с другой? Или, к примеру, что объединяет семейные отношения, с одной стороны, и производственные отношения, с другой стороны? И т.д. и т.п. Ответы на эти вопросы дает так называемый структурно-функциональный анализ. Общество объединяет свои составные элементы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что порождает совокупность элементов в целом, а также свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Американский социологТ. Парсонс(создатель структурно-функциональной школы),анализируя социальную систему, выделил следующие основные функции, без осуществления которых система не может существовать:

адаптация– потребность приспособления к окружающей среде;

целедостижение– постановка задач, стоящих перед системой;

интеграция– поддержание внутреннего порядка;

поддержание образца взаимодейсвия в системе,т.е. возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системе.

Определив основные функции системы, Т. Парсонсвыделяетчетыре подсистемы (экономика, политика, родство и культура),обеспечивающие выполнение этих функциональных потребностей, — это так называемыефункциональныеподсистемы. ДалееТ. Парсонсуказывает такжена те социальные институты,которые осуществляютнепосредственное регулированиеадаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, школа, семья, церковь и др.).

источник

В широком смысле понятие «общество» — «общество вообще» — характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество —это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Нетрудно заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и ваша учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена, по крайней мере, на двух уровнях: макро — и микросоциологическом.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Макросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют такие малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальное явление можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

В реальной жизни «общества вообще» нет, как нет «дерева вообще», есть вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и эквивалент современных наций-государств, имея в виду человеческое наполнение («народ») внутреннего пространства в государственных границах. Пополняемое таким образом общество американский социолог Н. Смелзер определял как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность».

Для более полного и глубокого понимания сущности общества на макроуровне выделим несколько его отличительных черт (признаков):

1) территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;

2) наличие собственного названия и идентификации;

3) пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;

5) автономность, которая проявляется в том, что оно не является частью какого-либо другого общества, а также в способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставления им широких возможностей для самоутверждения и самореализации. Жизнь общества регулируется и управляется теми социальными институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые вырабатываются и создаются внутри самого общества;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

6) большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (культуру), приобщает к этой системе каждое новое поколение (социализирует их), включая в сложившуюся систему социальных связей отношений.

При всех различиях в определении понятия «общество» социологи от О. Конта до Т. Парсонса рассматривали его как целостную социальную систему, включающую в себя большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Социальная система –это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование. Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общности и группы, вырабатывающие определенные социальные ценности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющими определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.

Социальная структура –это определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться в различных ракурсах, в зависимости от основания выделения структурных частей (подсистем) общества.

Так, важным основанием для выделения структурных элементов общества служат естественные, природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (население города, региона и т.п.), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т.п.), социально-этнические (род, племя, народность, нация).

На макроуровне социального взаимодействия структура общества представлена в виде системы социальных институтов (семья, государство и т.п.). На микроуровне социальная структура формируется в виде системы социальных ролей.

Общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением людей: по отношению к собственности – на имущих и неимущих, по отношению к власти – на управляющих и управляемых и т.д.

При рассмотрении общества как целостной социальной системы важно выделять не только его структурные элементы, но и взаимосвязь этих разнородных элементов, подчас как будто и не соприкасающихся друг с другом.

Существует ли взаимосвязь между социальными ролями фермера и учителя? Что объединяет семейные и производственные отношения? и т.д. и т.п. Ответы на эти вопросы дает функциональный (структурно-функциональный) анализ. Общество объединяет свои составные элементы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что порождает совокупность элементов в целом, а также свойства, которыми в отдельности не обладает ни один их них. Американский социолог, создатель структурно-функциональной школы, Т. Парсонс, анализируя социальную систему, выделил следующие основные функции, без осуществления которых система не может существовать:

1) адаптация – потребность приспособления к окружающей среде;

2) целедостижение – постановка задач, стоящих перед системой;

3) интеграция – поддержание внутреннего порядка;

4) поддержание образца взаимодействий в системе, т.е. возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системе.

Определив основные функции системы, Т. Парсонс выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, родство и культура), обеспечивающие выполнение этих функциональных потребностей, — функциональные подсистемы. Далее он указывает те социальные институты, которые осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, школа, семья, церковь и др.).

Социально-исторический детерминизм. Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.

Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма. Социально-исторический детерминизм –один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек – не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное действие –простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.

Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому, в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность –это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижении различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные пути и способы ее осуществления.

Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы – это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Типология общества. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество –это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество –общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого обществахарактерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое обществохарактеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество –общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество –(в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество(иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, — на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ), которые образуют институциональный порядок. Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных. По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных

потребностей или целей. Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно — нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

— ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

— совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

— формальную и неформальную организацию;

— совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

— обособленный комплекс социальных действий.

Т.о. мы видим , что термин «социальный институт» может иметь разные определения:

Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.

Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Типология социальных институтов.Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные , их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

— экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

— политические – институты власти;

— семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

— военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

— религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.

Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

— потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

— потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).

— потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).

— потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

— потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт

Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д. К неглавным политическим институтам относятся , например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Функции и дисфункции социальных институтов.Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль,которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношениюк целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)Функция социального института – это та польза, которую он приноситобществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей,

оказываемых услуг. Первой и важнейшей миссией социальных институтов является

удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно

продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем — к необходимости подготовки все большего

количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.

Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций , как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8860 — | 7187 — или читать все.

источник

Общественное мнение как специфический социальный институт. Структура общественного мнения и последовательная смена присущих ему стадий от зарождения до исчезновения. Каналы выражения: поведение во время выборов, участие в законодательной деятельности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Фиксированное сообщение по социологии

На тему : «Социологический анализ общества»

1. Общественное мнение как специфический социальный институт

В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношении и может рассматриваться через категории: 1) «деятельность» и 2) «социальный институт». В первом случае под общественным мнением в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.

Во втором случае общественное мнение рассматривается как социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Следовательно, его (общественное мнение) можно определить как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Социальный институт определенная организация деятельности и социальных отношений. Это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения людей в определенных ситуациях. Характеризуется наличием цели, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также определенной системой поощрения (или наказания). Социальные институты обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений в обществе. В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции. Функция (в переводе с латинского исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как: 1) роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого; 2) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных; 3) социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и социальными институтами. Можно выделить следующие функции общественного мнения, как социального института: — адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях; —регулятивная. Обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношении; — консультативная. Общественное мнение может давать советы, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем; — контрольная. Контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения; — защитная. Общественное мнение «берет под опеку» либо отдельных лиц, либо официальные институты; — директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах; — номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.

Общественное мнение, реализуя совокупность функций, действует во всех сферах жизни общества. Наиболее значимыми характеристиками общественного мнения являются такие как распространенность, интенсивность, стабильность.

Степень распространенности зависит от субъекта общественного мнения, т.е. той социальной общности, которая инициирует это общественное мнение и зависит от актуальности, остроты проблемы.

Стабильность общественного мнения определяют общественные потребности и интересы. Интенсивность со степенью выражения оценки (от остроты проблемы).

Можно утверждать, что общественное мнение сложное социальное явление, которое вполне может быть отнесено к системным объектам. Оно, в основном, отвечает большинству признаков и критериев, принятых в системном анализе: целостность; наличие различных типов внутренних связей; иерархичность структуры; наличие цели и целесообразный характер существования; самоорганизация; функционирование и развитие. Рассматривая общественное мнение как целостное, способное институализироваться, имеет цель удовлетворение определенных потребностей и интересов. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, т.е. имеет свой цикл развития. Общественное мнение имеет свою внутреннюю структуру и иерархическое построение, функционирует как социальный институт.

2. Структура общественного мнения

Исходя из того, что общественное мнение система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала. Сущностная структура включает три компонента рациональный, эмоциональный и волевой. Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент -это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта. Следует согласиться с Рукавишниковым В.О. в определении этого компонента: «Заключение насчет рационально мыслящей общественности можно делать при соблюдении следующих условий: 1) Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь это вопрос о корректности и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2) Готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3) Если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах» (Социологические исследования. 1994. №1. С.58). Эмоциональный компонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов. Поэтому третьей составляющей будет волевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, наделяя общественное мнение качеством специфической духовнопрактической целостности.

Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий: — зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение; — формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы; — функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены; — спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес; — отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет». Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах.

Общественное мнение имеет свои каналы выражения: — поведение во время выборов (всех уровней); — участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.; — посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи); — митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения); — через лоббистские структуры и группы давления. И есть еще один, специфический, специально организованный социологический. Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью самокомпенсации. Ее смысл состоит в том, что в случае перекрытия какого-либо из множества каналов выражения общественного мнения, происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. Даже при наличии жесткого репрессивного режима, сделавшего все для подавления негативного (для режима) общественного мнения, оно продолжает функционировать по таким каналам как: — межличностное общение; — взаимодействие малых групп; — обучение и воспитание и т.д.

И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления потенциала общественного мнения. Это его особая и крайне опасная форма из-за невозможности прогнозировать поведенческую составляющую, с одной стороны, и место социального (политического, экономического) «взрыва», с другой. Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей экономической, политической и социальной.

1. Аникеев В.И. Общественное мнение как духовнопрактическое образование. Ростов-на-Дону, 1980.

2. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.

3. Массовая коммуникация и общественное мнение. М., 1988.

источник

1. Определение социологии как научного изучения общества.

2. Объект и предмет социологии. Методы, задачи, функции.

3. Социологические подходы к анализу общества.

4. Структура социологической теории.

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839 г. Социология — термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков sosiestas (лат. — общество) — и logos (греч. — знание, учение).

Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей.

Итак, социология — это наука, изучающая структуру общества, ее элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах.

2. Объект и предмет социологии. Методы, задачи, функции

Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии — то здесь мнения ученых расходятся. О. Конт считает, что социология — это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии — австрийский ученый М. Вебер писал, что предмет социологии — социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Тема 1: Социология как наука. Предмет и функции социологии Вопросы для обсуждения 1. Предмет и объект социологии. 2. Место социологии среди других наук об обществе. 3. Структура социологического знания . этих методов, а также функций социологии в обществе. 1. Предмет и объект социологии. 2. Место социологии среди других наук об обществе. 3. Структура социологического знания .

Общество — объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. Это философия, антропология, история, политология психология, демография и другие — все они, в широком смысле, являются науками об обществе. Все общественные науки имеют свой, специфический, особенный предмет исследования. Что же отличает и выделяет предметную область социологии? Предмет изучения социологии — это особенные, специфические законы и закономерности. Предметом социологии является социальное — как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества. В широком смысле «социальное» — все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком — особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

Дадим краткие характеристики различных методов и источников получения знания об окружающей нас физической и социальной действительности.

Интуиция. Говоря об интуитивном способе получения знания, мы будем исходить из того, что интуиция — это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить. Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами. Опыт развития науки показывает, что интуиция является непременным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия.

Опора на научные авторитеты. Мы не можем обойтись без авторитетного мнения. Это обусловливается тем, что все накопленное нами знание слишком объемно и расплывчато, а потому трудно для усвоения и практического использования. Необходимы ориентиры и основные положения, точки отсчета, от которых можно было бы оттолкнуться.

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

Область, в которой обществом, социальным слоем или социальной группой признается тот или иной авторитет, обычно очень узка и ограничена жесткими рамками. Люди, некомпетентные в данной области знания, должны полагаться на другие авторитеты — специалистов, профессионалов.

. виды . Понятие логики и здравого смысла . Интуиция, здравый смысл и логика в исследовании систем управления Заключение Библиографический список Введение Ни один человек, взрослея, не может не . решения, влияющие на судьбы многих и многих людей. 1. Понятие интуиции, ее виды Интуиция — ситуативно возникающее знание, воспринимаемое как догадка, представляет собой процесс, который .

Традиция. Одной из задач социологии можно считать выделение из традиций настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося преградой на пути исследования общества.

Общественный здравый смысл. Термин «общественный здравый смысл» придает значимость и важность различным понятиям (взглядам, мнениям), не имеющим систематизированных доказательств истинности, на которые можно было бы ссылаться. Общественный здравый смысл и традиция самым тесным образом связаны между собой, так как за множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определенный прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Различие между традициями и общественным здравым смыслом можно увидеть прежде всего в том, что традиционным истинам доверяют в течение некоторого длительного промежутка времени, тогда как утверждения, сделанные на основе общественного здравого смысла, — это признаваемые некритические и обычно недолговечные выводы относительно различных сторон окружающей нас действительности, в которые может верить и которым может следовать весьма ограниченный круг людей.

Часто положения и утверждения, выдвигаемые общественным здравым смыслом, возникают из коллективных догадок, предчувствий, случайностей, ошибок. Именно использование общественным здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам. Например, утверждение о том, что «в случае столкновения людей мягкий ответ снимает раздражение и напряженность», является ценным практическим наблюдением за событиями, происходящими в процессе повседневного взаимодействия людей. Однако наблюдения, основанные на общественном здравом смысле, во многих случаях приводят к ошибочным заключениям. Здравый смысл может определяться как народной мудростью, так и заблуждениями, отделить которые друг от друга — задача науки. Социологам чаще, чем представителям других наук, приходится бороться с заблуждениями общественного здравого смысла, поскольку с предметом социологических исследований люди сталкиваются практически ежедневно и имеют по этому поводу достаточно устойчивые суждения. Поэтому социологи, представляя результаты своих научных разработок, должны уметь связать научное знание с ценным повседневным опытом, накопленным людьми в ходе их социальной деятельности.

. Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии В . них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а . общение является особой самостоятельной формой активности субъекта. Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае — .

Научное знание. Лишь в последние два с половиной столетия научный метод становится общепризнанным способом получения ответов на вопросы, возникающие при взаимодействии людей с окружающей действительностью. Что касается изучения социального мира, то в этой области наука стала авторитетным источником знаний сравнительно недавно (около 100 лет тому назад), и в столь короткий промежуток времени человечество получило о социальном мире больше знаний, чем за предыдущие 10 тыс. лет. Эффективное получение нового надежного знания связано прежде всего с использованием научных методов. Что же делает научные методы столь продуктивными? Чем они отличаются от других способов познания окружающего мира, от других способов постижения истины?

Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность. В настоящее время знание, основанное на доказательствах, стало привычным для членов обществ, и многие в какой-то степени осведомлены в отношении научных методов.

Каждый научный вывод служит наилучшей интерпретацией всех доступных в данный момент доказательств, но новые доказательства могут появиться на следующий же день, и, казалось бы, всесторонне и тщательно доказанный научный вывод в мгновение окажется несостоятельным. Постоянная критика и опровержение ранее доказанного -явление в науке обычное и даже обязательное: основополагающее свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Это ведет к тому, что процесс научного познания бесконечен и не может быть абсолютной истины. Все научные истины основаны на опытных данных, соответствующих определенному этапу развития человеческой мысли. Поэтому они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств, новых опытных данных. Некоторые научные выводы (например, о том, что Земля является сфероидом, что врожденные способности проявляются только в определенном культурном окружении) базируются на таком мощном фундаменте доказательств, что ученые сомневаются в возможности опровергнуть их новыми доказательствами.

. исследования выступает система российских СМИ. Предметом — детское телевидение и телепередачи. Цель данной работы — рассмотреть процесс создания детского телевидениякак государственное социальное обязательство перед обществом . восприятия телевизионных программ детьми, анализ программных стратегий детских телеканалов, исследование роли и места отечественного контента на российских телеканалах особо .

Огюст Конт согласно его мнению перед Социологией стоит три важнейших задачи:

1. способствовать водворению мира, возлагая на интеллектуальную и моральную реорганизацию обязанность решать вопросы, которые теперь связываются лишь с политической реорганизацией;

2. укреплять общественный порядок;

3. дать могущественное средство для улучшения положения низших классов.

Как и другие науки, социология выполняет различные функции:

· регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований. Теснейшим образом социология связанна с философией, статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими. Связь социологии с другими науками можно объяснить и общностью предмета исследования и тенденциями интеграции наук, значимостью социологических исследований для других наук, другими факторами.

Целостно-рациональный подход в социологии М. Вебер. Применение ценностно-рационального подхода при анализе социальных явлений в обществе в работах М. Вебера

. социальных явлений в обществе в работах М. Вебера………………………..11 2.1. Анализ социальной ценности религии ……………………………………11 2.2. Теория . Вебера можно разделить на четыре категории: 1. Методологические исследования, критические и философские разработки. Эти труды касаются в . в сборник «Очерки о теории науки». 2. Работы сугубо исторического характера: исследование о производственных отношениях в сельском .

3. Социологические подходы к анализу общества: демографический, психологический, коллективный, взаимоотношенческий, культурологический

В социологии выделяют 5 социологических подходов при изучении и объяснении социальных явлений и процессов, которые иллюстрируют широчайшую область исследования науки:

1. Первый подход демографический. Демография — изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Социальные психологи исследуют много проблем, в том числе такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками.

3. Коллективистический подход применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию.

Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.

. ассоциировал его исключительно с деятельностью. Он выделял такие уровни исследования человека, как личность, индивид, субъект, индивидуальность. . . 2. Социальная природа жизненного пути. «Личностные свойства связаны с современным для данного общества и народа . Он разрабатывает «историческую», «динамическую», «процессуальную» теорию личности В широком контексте понятие жизненного пути употребляется .

4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, которого ожидают от человека, когда он или она занимают определенную позицию в группе.

5. Пятый, последний подход культурологический.

Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов).

При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.

социология общество научный изучение

4. Структура социологической теории (общесоциологическая теория, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования)

Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с использованием различных методов способов и приёмов. Сложная многоуровневая структура общества обуславливает и сложную структуру социологического знания, которая в известной мере повторяет структуру общества. Структурные единицы социологического знания выделяют по разным основаниям. Например: сферы общественной жизни, виды отношений людей, методы исследований и др.

В соответствии со знанием, которые дает наука об обществе, выделяют:

1. фундаментальную и прикладную социологию;

2. теоретическую и эмпирическую социологию;

1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).

3.Эмпирические социологические исследования.

Итак, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам).

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение , в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой — в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания — теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных разработок.

Однако, в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие — к области социального обмена, ).

Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.

Внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни социологического знания. Макросоциология изучает крупные социальные структуры, протяженные, длительные общественные процессы. Оперирует такими понятиями, как культура, социологическая система, общество. И здесь соприкасается с демографией, экономикой, политологией. На микроуровне изучают межличностный уровень общения людей, их поведение, взаимодействия, используются такие понятия, как социальное поведение, мотивация, и здесь социология сопрягается социальной психологией и психологией.

источник