Меню Рубрики

Социальный процесс как объект социологического анализа

Многообразные явления в природе и обществе не­посредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые свя­заны причинно-следственными или структурно-функ­циональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времен года, рост организма и т.д.).

Социологическая наука занимается проблемами взаимо­действия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные про­цессы.

Социологическая категория «социальный про­цесс» может быть определена (исходя из задач самой со­циологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимо­действия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий вос­производства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную про­тяженность, логически прослеживаемую последователь­ность, где предыдущие ее этапы с необходимостью пре­допределяют последующие.

Социальные процессы харак­теризуются также непрерывностью и идентичностью.

Осуществление социологического изучения много­образных социальных процессов требует учета их специ­фических особенностей и отличительных черт.

В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят:

массовый характер социальных процессов, что оз­начает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социаль­ными процессами;

общественное содержание, источники и результа­ты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание — это деятельность, поведение и действия людей по отноше­нию друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными про­блемами и направлены на их снятие. Сами же социаль­ные проблемы есть продукт общества;

устойчивость социальных процессов. Это неотъем­лемая сущностная характеристика анализируемого фено­мена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаи­мосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

самодеятельность участников социальных процес­сов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачас­тую было присуще командно-бюрократической системе управления.

В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процес­сы. Первую такую попытку предпринял немецкий социо­лог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории — ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характе­ризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт — стабилизирующим систему, а не разрушаю­щим ее.

Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса от­ношений, вторая — на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функ­циональными и дисфункциональными.

В соответствии с уровнем системы различают про­цессы:

внутриличностные (например, социализация, са­мообразование, самовоспитание);

межличностные (внутрисемейные отношения, друж­ба, любовь);

— внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодей­ствия и т.п.);

межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

социетальные — охватывающие общество в целом как таковое.

Классификация социальных процессов может осу­ществляться по критерию их направленности.

Первую группу в этой классификации будут состав­лять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений.

Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общест­венной системы, не ведущие в то же время к ее непо­средственному изменению, это — социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные про­цессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат меха­низмом развития общественных отношений, другие тор­мозят его.

Перечисленные наиболее общие социальные про­цессы возникают в силу объективных общественных ус­ловий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества.

Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука.

Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания ка­тегории «социальный процесс» во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее опи­сать объект исследования, обосновать и рассчитать вы­борку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией.

Социологические исследования социальных процес­сов имеют определенную специфику. В чем она заключа­ется?

Уже отмечалось, что социальные процессы характе­ризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специ­альное изучение которой может помочь разобраться в су­ти самого процесса.

Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следова­тельно, трудно вычленяем. Для достижения цели иссле­дования социологу необходимо понять не только сущ­ность социального процесса в целом, но и сущность со­циальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики «оси» изучаемого процесса.

Социологический инструментарий по этим при­чинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входя­щего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно.

Если социальный процесс есть не что иное, как ди­намика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике.

Изучение социального процесса предполагает:

— фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами;

— сбор информации об истоках возникновения дан­ного социального процесса (по литературе, прессе, свиде­тельствам очевидцев и т.д.);

— создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса;

— изучение отдельных явлений, составляющих про­цесс;

— изучение взаимосвязи между явлениями, состав­ляющими процесс;

— выделение связующей «оси» социального процес­са и изучение ее сущностных характеристик;

— выявление на базе анализа иерархии явлений, со­ставляющих процесс, их «рейтинга»;

— определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность;

— фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономер­ностей становления этих изменений;

— прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости.

Исследование социального процесса может осуще­ствляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой — носительницей данного процесса, и информа­ция снимается по ходу развития самого процесса.

Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка.

Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, ан­кетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вер­бальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксиро­ваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управлен­ческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологи­ческого эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полу­ченной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора.

Особый методический подход требуется при иссле­довании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема долж­на быть снята в короткие сроки. Социологическое иссле­дование подобных проблем можно определить как конст­руктивно-восстановительное. Реализуя подобную функ­цию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью.

В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздей­ствию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для ис­следования конфликтных ситуаций.

Приступая к работе с такими респондентами, со­циолог должен знать и помнить:

— информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе;

— респонденты со значительно меньшим, чем в обыч­ных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером;

— нетактично поставленные вопросы или неосто­рожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усу­губить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктив­ного социального процесса;

— полученная от конкретных респондентов ин­формация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной на­учно-исследовательской работы.

Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Анали­тик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным.

При анализе данных, полученных в ходе сбора ин­формации, применяются методы структурно-функцио­нального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания про­цесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с дру­гой — прослеживается влияние внешних факторов на раз­витие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изу­чаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность.

Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, труд­ностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенден­ций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Классификация социальных групп

2. Характеристики социальных групп как объекта социологического анализа.

Социальный мир отличается от природного очень многим. Оказывается у него и своеобразная метрика. Например, количество звёзд на небе превышает число возможных звёздных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-6 группах. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая.

Сегодня мы рассмотрим социальные группы и их характеристики.

Классификация социальных групп

Для того, чтобы исследовать данный вопрос, необходимо обратиться к общему социологическому определению.

Группа социальная — совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие социальной группы — родовое по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общность» (этническая, территориальная, религиозная и т.п.). В качестве общего признака выступают: общее пространственное и временное бытие, общие деятельность, экономические, социально-демографические и другие характеристики. Термин «группа» — общий для экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и других отраслей знания. Понятие «социальная группа» фиксирует социальные различия между совокупностями людей на основе их отношения к собственности, власти, характера труда, профессии, образования, доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни.

Таким образом, можно выделить существенные классификационные признаки для типологизации социальных групп: это совокупность людей; они имеют общий социальный признак (и этот признак может изменяться); этот признак фиксирует социально значимое отличие данной социальной группы от других; группа выполняет общественно-полезную функцию в системе разделения труда в обществе. Последний признак не носит всеобъемлющего характера: например, осужденные преступники, являясь специфической социальной группой, не выполняют общественно — необходимой либо полезной функции.

Необходимо отметить, что «военнослужащие» в целом является социальной группой в обществе. Таким образом, нам предстоит выяснить структуру подсистемы «военнослужащие», входящей в систему «общество». Данная проблема имеет выход на понимание вопроса о макро — и микрогруппах, и о находящихся между ними группах «среднего уровня».

Рассмотрим возможные основания классификации социальных групп. Прежде всего, следует провести градацию на группы условно выделяемые и реально действующие. Условно выделяемые группы (они еще называются квалификационными) — это общности, которые в действительной жизни не выделены, структурно не ограничены от других: «студенты, обучающиеся на бюджетной основе», «Студенты, обучающиеся на коммерческой основе» и др. Однако, то обстоятельство, что эти группы выделяются исследователем условно, вовсе не означает, что таких групп нет в действительности. Условность состоит в сознательном, обоснованном вычленении той или иной категории, общности военнослужащих, несущих на себе конкретные социально значимые признаки. Это делается для того, чтобы исследовать специфические особенности протекания социальных процессов, формирования тех или иных свойств, зависящие от характеристик группы.

Реально действующие группы — это малые социальные группы: «студенты группы М-03-2» и др. Это группы прочного регулярного контакта, обладающие всеми групповыми признаками: взаимодействия, структуры коммуникаций, сплоченности, и тому подобное. Члены группы объединены конкретным видом совместной деятельности, общей согласованной позиции, осознания своей общности с группой (идентификация). Подобные характеристики частично присутствуют и в условно выделяемых группах, но, как правило, очень слабо выражены.

Другие основания для классификации социальных групп воинов:

■ по количеству членов группы это могут быть:

а) группы малые ( о которых шла речь ),

б) расширенные (Студенты ПФ ГУ ВШЭ),

■ по продолжительности существования:

а) временные группы (студенты – участники фестиваля «Студ. Весна — 2004»),

б) продолжительные («Студенты ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры – набор 2003 г. — очники»),

в) постоянные («студенты 3-го курса ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры» — не в персональном составе, а именно как группа).

а) группы прямого постоянного контакта (все учебные группы в период учебы),

б) дисперсные группы (члены которых пространственно разделены — это внутри которых осуществляется периодически (к примеру, совещания руководящего состава вида высших учебных заведенийи др.)

■ по способу формирования группы:

а) фактические (существующие де-факто, независимо от того, являются ли они условно выделенными, или реально действующими: «студенты татарской национальности», «женатые (замужние) студенты». ),

б) добровольные — создаются по принципу единства интересов, потребностей («члены охот. коллектива института», «спортивная секция»),

в) организационные — созданные в соответствии с орг. штатной структурой заведения, либо насильственными средствами (пример насильственно созданной группы – осужденные в ИТК).

■ существует и такой классификационный признак, как возможность доступа в группу. В соответствии с ним группы делятся на:

а) открытые (добровольные объединения и т.п.),

б) условно доступные (студенты ПФ ГУВШЭ);

в) закрытые («ветераны боевых действий в Афганистане» и другие группы, выделенные по признаку участия в конкретных событиях, исторически закончившихся).

■ признанным в теории и на практике является деление групп на формальные и неформальные:

а) первые создаются волей государственных органов, отражают орг. штатную структуру;

б) вторые выступают результатом инициативы «снизу», отражают процессы, протекающие в социально-духовной (социокультурной) среде коллективов.

■ кроме того, существует еще целый спектр критериев (признаков) классификации социальных групп:

а) в соответствии с категорией состава (руководство университета, профессорско-преподавательский состав, студенты и пр.)

б) в соответствии со специальностью и должностью (преподаватель, старший преподаватель, доцент, водитель, уборщица и пр.),

в) а также по признаку принадлежности к конкретной организации (студенты ПГТУ, ПГПИ и пр.)

Исследователь вправе выделить любой иной критерии классификации социальных групп это определяется целями и задачами конкретного социологического исследования, анализа социальных характеристик той или иной общности. На основе изложенных выше рассуждений можно разработать своего рода таблицу социальных групп по общесоциологическим критериям и с учетом специфики среды. При этом внутри каждой из групп существует своя дифференциация, классификационные признаки групп пересекаются, и один и тот же индивид входит одновременно во многие группы — все зависит от конкретных задач исследовательского характера: какая именно сторона социальной жизни личности в данный именно момент изучается. Кроме того, отделения одной группы от другой могут быть различными в разных исследовательских ситуациях.

Следовательно, обоснование классификационных признаков выделения конкретных социальных групп является делом творческим, зависит от целей и задач исследования того или иного «среза» социальной действительности.

Вместе с тем, социальные группы существуют объективно и не могут быть умозрительно «выведены» силой разума социолога: если бы мы попытались вычленить и исследовать группу «брюнетов», то из этого не получилось бы ничего рационального, ибо критерий этот — не социологический. Или попробовали бы изучить социальные характеристики студентов холерического темперамента — это задача для социального психолога.

Таким образом, выделение и изучение социальных групп составляет задачу социологического анализа. Конкретному рассмотрению этого посвящен 2-й вопрос лекции.

Основными внутригрупповыми характеристиками являются:

А. Социальное взаимодействие в группе, то есть процесс непосредственных контактов, общения внутри группы. Групповое взаимодействие предполагает систематическое влияние членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм, превращение общности из суммы индивидов в группу, т.е. систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения. Частными показателями группового взаимодействия выступают структура коммуникаций в группе (связи и отношения между ее членами), характеристики отношений между группой и личностью. Наиболее полно и ярко групповое социальное взаимодействие проявляется в малой группе. Это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном устойчивом личном общении, в результате которого возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Размер малой социальной группы может составлять от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто объем малой группы совпадает с орг. штатным делением учреждений и организаций. Но существуют малые группы, объединенных иными, не служебными интересами и потребностями: землячества, спортсмены — энтузиасты, коллекционеры, группы совместного досуга и т.п. Особое значение малой группы состоит в том, что она воплощает непосредственное социальное окружение индивида, выполняет функции связующего звена в системе «личность — макросреда – общество». Личность осознает свою принадлежность к социуму (группам, организациям) прежде всего через принадлежность к малой группе, которая играет чрезвычайно важную роль в становлении и воспитании личности, ее социализации. Воздействие группы на личность двояко: с одной стороны, группа отражает общественные отношения (на микроуровне – на «среднем» уровне — общество в целом), а, с другой стороны, группа генерирует отношения на основе личных контактов между членами группы. Обе системы отношений объединяются в различном сочетании, сливаются в единую систему межличностных отношений и связей. Это придает малой группе особое качество, резко отличающее ее от других классов социальных групп.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Б. Важными социальными характеристиками групп являются: групповое сознание, групповые нормы, ценности, санкции, усвоение их членами группы. Групповое сознание в социальной группе представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной группе. Это один из видов общественного сознания, из которого личность приобщается к общественно значимым идеям, взглядам, представлениям, модифицируя их на основе групповых интересов и ценностей. Эмиль Дюркгейм еще в прошлом веке выявил интегрирующую роль группового сознания: «Группа, — писал он, — думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены». В процессе групповой самоорганизации происходит осознание членами группы своих интересов, понимание своего положения в обществе, своих отношений с другими группами.

Важными характеристиками развития групп выступают групповые нормы, ценности и санкции. Нормы выражают правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в результате групповой деятельности и общения, тесно связаны с ценностями группы и сформулированы на их основе. Усвоение индивидом групповых норм, следование им является показателем включённости индивида в группу. Нарушение групповых норм влечет применение групповых санкций (мер воздействия).

Групповые ценности — это социальные и культурные значения явлений жизнедеятельности группы, выраженные в форме нормативных представлений. Они — ориентиры группового поведения. Система групповых ценностей формируется на основе общезначимых ценностей, измененных в той или иной степени под влиянием групповых интересов. Выяснение структуры ценностей и их влияния на групповое поведение составляет важное направление исследований социологов.

В. Существенной характеристикой внутригрупповой динамики являются статусно — ролевые позиции и поведение членов группы. То есть, поведение личности в группе, продиктованно статусом и той ролью, которую играет личность в соответствии со своим статусом. С каждым социальным положением (статусом), связывается определенная система норм и ожиданий. Статусно-ролевая концепция группы предполагает изучение трех основных сторон социального взаимодействия: представляемая роль — т.е. система ожиданий индивидов и групп по отношению к носителю той или иной роли (ожидается, что преподаватель будет жестко требователен. ); субъективная роль — представление личности-носителя роли (преподавателя, к примеру) о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом (студентом и т.п.); — играемая роль — действительное поведение личности с данным статусом по отношению к лицам с другими социальными позициями.

Г. Особое значение для понимания социализации индивида в группе имеет феномен «референтной группы». Данным термином в социологии (и в социальной психологии) обозначается реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Идеальным является случай, когда группа (производственный коллектив), в которой реально состоит индивид, служит для него эталоном, образцом. И, напротив, возможен вариант с нереферентной группой (или, иначе, антиреферентной группой): когда студент, вошедший в группу (коллектив), разочаровывается в своих прежних представлениях и ожиданиях, не принимает нормы и ценности данной группы, испытывает социальный дискомфорт. В таком случае социализация его в группе будет проходить с серьезными затруднениями. Следовательно, имеет значение выяснение вопроса о принятии личностью норм и ценностей конкретной группы, или об их отвержении.

Д. Рассмотрение вопроса о характеристиках внутригрупповых явлений будет неполным, если не коснуться понятия «групповая интеграция». Это — процесс превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. Интеграция сопровождается объединением и сплочением группы, ростом ее автономии по отношению к другим социальным образованиям. Основу групповой интеграции составляют интересы группы. Значительное влияние оказывают социально — психологические процессы подражания, адаптации, идентификации. Степень групповой интеграции связана с формированием устойчивого чувства «Мы», т.е. осознания индивидами своего вхождения в группу, признания ее целей, ценностей, норм. Наиболее характерным примером интегрированной группы служит учебный коллектив.

Кроме показателей внутригруппового взаимодействия, немаловажное значение имеет выяснение вопроса о характеристиках межгруппового уровня, взаимодействия групп в процессе социальной жизни. Наибольший интерес представляет позиции, связанные с отношениями социальных групп между собой и межгрупповой мобильностью. Отношения между группами во многом определяются нормативными документами, традициями, повседневной практикой служебных и личных связей. Так строятся отношения между социальными группами в Вузе, занимающих разные уровни иерархии: студенты и преподаватели, студенты и руководители деканата и пр. Сложнее обстоит дело с отношениями по «горизонтали» служебных отношений: допустим, между студентами различного периода учебы, либо дифференцирующихся по иным социальным показателям: землячества, национальная принадлежность, статус группы в университете и т.п. Поэтому задачи социологического изучения межгрупповых отношений всегда будет определяться в первую очередь конкретным состоянием дел в данной сфере, потребностями исследования социальных условий и обстоятельств, вызывающих те или иные явления в социальных группах.

Характеристики межгрупповой мобильности составляют важный компонент исследования феномена «социальные группы». В нашем рассмотрении мы будем полагать под межгрупповой мобильностью любые перемещения студентов из одной группы в другую, выделяя значимые среди них в соответствии с задачами социологического исследования. Социолог выделяет именно существенные массовидные изменения в положении студентов и их групп.

Таким образом, характеристики социальных групп как специфического объекта социологического анализа, носят разносторонний и многообразный вид. Существенно важной задачей исследователя является выделение именно тех социальных характеристик групп, которые имеют значение для того социологического исследования, которое предстоит провести.

Основными методами социологического изучения социальных групп являются: методы анализа документов, методы наблюдения, опроса (анкетирования, интервьирования), социального эксперимента, метод социометрии и др.

источник

Социальная группа – это совокупность людей, обладающих одинаковым социальным признаком и выполняющих в структуре общественного разделения труда общественно необходимую функцию. Общие социальные признаки группы: общее пространственное и временное бытие, социально-демографические, экономические и другие характеристики, общая деятельность.

Понятие «социальная группа» указывает на наличие социальных различий между общностями людей на основании их отношения в власти, собственности, характера труда, специализации, половозрастного признака, уровня доходов, национальности, образа жизни, места жительства и т.д.

Для типологизации социальных групп выделяют следующие классификационные признаки: общий социальный признак (непостоянный); общий социальный признак определяет социально значимое отличие данной группы от других; группа осуществляет общественно-полезные действия в обществе.

В социологии анализируются следующие внутригрупповые характеристики:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Социальное взаимодействие в группе, воздействие членов группы друг на друга, превращение общности в социальную систему со стабильной структурой, общими ценностями и нормами, образцами поведения. Показателем группового взаимодействия является структура коммуникаций в группе, отношения между группой и отдельными индивидами.
  2. Групповое сознание, групповые ценности и нормы, санкции. Групповое сознание – совокупность взглядов, идей, представлений, волеизъявлений, настроений, чувств, характерных для данной социальной группы. Групповые нормы отображают правила регуляции поведения индивидов на основе представления об одобряемом, должном, желательном. Нарушение групповых норм ведет к применению групповых санкций. Система групповых ценностей создается на базе общезначимых ценностей, модифицированных в той или иной степени под воздействием групповых интересов. Анализ структуры ценностей и их воздействие на групповое поведение – важнейшее направление социологических исследований.
  3. Статусно-ролевые позиции и поведение членов группы. Поведение индивида в группе обусловлено статусом и ролью, которую он играет в соответствии со своим статусом. Исходя из статусно-ролевой концепции изучают следующие стороны социального взаимодействия: представляемая роль (ожидания по отношению к носителю роли), субъективная роль (представления носителя роли о том, как он должен действовать относительно других лиц в соответствии со своим статусом; играемая роль (реальное поведение индивида, имеющего определенный статус по отношению к людям с иными социальными позициями.
  4. Феномен «референтной группы» — реальная или воображаемая социальная группа, система норм и ценностей которой выступает эталоном для личности.
  5. Групповая интеграция – процесс трансформации группы в единое целое в результате взаимного приспособления членов группы. Процесс интеграции сопровождается сплочением и объединением группы, ростом автономии группы относительно других социальных образований. На интеграцию большое влияние оказывают психологические процессы адаптации, подражания, идентификации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К основным методам социологического анализа группы относятся методы:

  • опроса (интервьюирование и анкетирование);
  • наблюдения;
  • социального эксперимента;
  • анализа документов;
  • социометрии и др.

Наиболее распространенным методом социологического анализа группы является опрос. Выделяют множество видов опросов: количественные, или массовые и качественные, или фокус-группы; социологические маркетинговые; опрос по телефону, по почтовой рассылке, личный с интервьюированным; массовые и экспертные; индивидуальные и групповые; опрос на улице, по месту работы, по месту жительства; с закрытыми или открытыми вопросами; стандартизированные или свободные; опрос с тестированием продукта. Каждый практический вопрос является комбинацией вышеперечисленных параметров.

Опросный метод обладает рядом ограничений: проблема валидности – соответствия социологического инструментария и социологической реальности; проблема репрезентативности выборки (соотношение выборки и генеральной совокупности, возможность экстраполировать результаты выборки на всю генеральную совокупность); проблема достоверности информации (сознательные и неосознанные искажения информации респондентами, искажение информации интервьюерами).

Метод наблюдения применяют как: метод сбора первичных данных (является базой для формулирования гипотез и последующего проведения методик); используется на заключительной стадии массовых опросов с целью уточнения основных выводов и для дополнения статистических данных.

Выделяют следующие виды наблюдений: включенное и не включенное; в естественных или лабораторных условиях; стандартизированное или бесструктурное; дневниковое исследование.

В производственной среде люди объединены в большие и малые группы. Большие группы – коллективы предприятий. В малых производственных группах социальные отношения являются непосредственной формой межличностных контактов, опосредованных процессами труда.

Основой социологического анализа производственных групп является проблема эффективности их деятельности. Это связано с необходимостью рассмотрения прикладных задач управления, что требует знаний закономерностей организации совместной деятельности людей на производстве.

Анализ взаимозависимости участников трудового процесса показывает, что основой ее возникновения выступает технологический процесс, детерминирующий тип деятельности персонала.

Социально-психологическая взаимозависимость работников обеспечивает включение групповых процессов на уровне соблюдения дисциплины, согласования действий, принятия решений, социального контроля и т.д.

На исполнение трудовых действий большое влияние оказывают условия труда, то есть состояние производственной среды, совокупность предметов и орудий труда, оказывающих значительное влияние на работоспособность, настроение и состояние здоровья людей.

Условия труда формируют следующие факторы производственной среды:

  • психофизиологические – предопределены характером труда, содержанием трудовой деятельности (нервно-психическая и физическая нагрузки, темп и ритм работы, монотонность т.д.);
  • санитарно-гигиенические – определяют внешние условия производственной среды (микроклимат, освещение, вибрации, состояние воздуха, излучения, ультразвук, контакт с токсическими веществами и т.д.); санитарно-бытовое обслуживание;
  • социально-психологические – характеризуют межличностные отношения в группе и создают соответствующую психологическую атмосферу;
  • эстетические – способствуют развитию позитивных эмоций (оформление интерьера, рабочих мест, производственного оборудования, использование функциональной музыки и др.).

Важной составляющей условий труда выступают социально-экономические аспекты: продолжительность рабочего дня, оплата труда, использование свободного времени и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему’ социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

6.1. Психологические теории личности в современной социологии

В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

1)транзактный анализ (особенно популярный), выделивший
структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

2)психосинтез (сочетание классической философии и
психологических знаний, включая положения экзистенцианализма,
фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).
Основа психосинтеза — представления о мудрости, возможности реализации
человеческого потенциала и гармонии. Основатель — Р. Ассанджиоли, ученик
3. Фрейда, современные теоретики — М. Браун, Т. Йоманс.

3)рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.

6.2. Марксистская теория личности

Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.

Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.

6.3. Ролевые теории личности

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса — деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

6.4. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера

Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы:

Выделяются два типа групп: а) компаративная — стандарт собственной оценки и б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

6.5. Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе — родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного «я», называемое «зеркальным я». Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «я», как некая сумма зеркальных «я», т.е. человеческое «я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

6.6. Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)

Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации
индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть
роль символов и жестов в этом процессе.

Отличительная особенность социализированного индивида — способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.

Критерием формирования зрелого «я» служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.

На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.

6.7. Социальная типология личности

К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология — выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:

1) свойства социально-исторических типов личности, обусловленные
природой данной формации;

2) черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и
образующие социально-классовую типологию;

3) социально-типологические особенности национального характера
как продукт историко-географического развития данного народа;

4) профессиональная типология личности.

В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.

Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.

Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном , где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате «Делай так, как делали до тебя», и модернистском , где главный принцип — разумность и эффективность социального поведения.

В современной западной социологии рассматривается также «постмодернистское» направление, в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемы следующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других, высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация — интериоризация , т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

источник

Объекты социального познания, уровни социологического анализа и социологические парадигмы, концепции общественного развития. Предмет изучения социологии, микросоциологический подход и его значение. Социологические парадигмы, символический интеракционизм.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Уральский социально-экономический институт

(филиал) Образовательного учреждения профсоюзов

«Академия труда и социальных отношений»

на тему: Общество как предмет социологического анализа.

1. Объект социального познания

2. Уровни социологического анализаи социологические парадигмы

3. Предмет изучения социологии

4. Концепции общественного развития

Список использованной литературы

Мы все часто бросаемся налево и направо словом «общество», не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество на столько сложный объект, что ни одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы той или другой, только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Существует определенная взаимозависимость социологии между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

1. Объект социального познания

Для понимания особенностей социологии, социологического подхода к изучению общества необходимо вычленить собственную область социологического исследования — его объект и предмет, а также определить методы, с помощью которых наука изучает объективную действительность. Объектом социологического познания является общество, но выделение понятия «общество» в качестве исходного для уяснения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в ее различии ее объекта и предмета. Объект социологического познания — вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Таким образом, общество, рассматриваемое в первую очередь в аспекте изучения социальных связей, социальных взаимодействий, социальных отношений и способов их организации, является объектом социологического исследования. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым способом, объект социологического познания выступает как социальная система и иначе выступать не может. Задачей социологической науки являются типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Таким образом, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации служат исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания, а социальных закономерностей — для определения предмета социологической науки. Следовательно, социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов. Важнейшим ключевым понятием для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» (лат. Socialis — общий, общественный) как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом.

В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два термина — общественный (gesellshaftlich) и социальный (sozial). К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то применяли понятия «социальное», «социальные отношения». В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется в значении «общественное», отличное от биологических, природных явлений и процессов. В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

Социальные отношения — это отношение между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения — это выражение взаимной зависимости субъектов по — поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Социальное — это совокупность тех или иных общественных отношений индивидов или общностей в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект. Так, капиталистическое производство — это производство не только отношений между трудом и капиталом (экономических отношений), но и отношений между рабочим и капиталистом, профсоюзами и союзами предпринимателей и т.д., т.е. социальных отношений. «Это социальное отношение (отношение между рабочим и капиталистом)… — отмечал К. Маркс, — фактически является еще более важным результатом процесса, чем его материальные результаты». Как видно, социальное характеризует особый аспект общественных отношений, Оно «входит во все виды общественных отношений, но не включает в себя эти отношения и не сводится к их сумме».

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом Максом Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Можно выделить следующие основные черты, характеризующие специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции ими тех или иных свойств общественных отношений.

Во-вторых, оно выражает «обусловленное современными общественными отношениями (экономическими, политическими и т.д.) взаимное положение индивидов». Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находится в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, и от той роли, которую они выполняют в них.

В-третьих, социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В-четвертых, это результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Это понятие отражает положение и роль человека в обществе и выражается в отношениях взаимосвязи, взаимодействиях различных групп, которые так или иначе дифференцируются, разделяются по тем или иным признакам (взаимоотношения классов, наций, поколений, полов и т.д.). Этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни — отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы (общности) независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют интеграции друг с другом тех или иных свойств общественных отношений. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное, как предметную область социологической науки, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассматриваются взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу производства и обмена потребительских благ, формируется взаимная зависимость между людьми в обществе по поводу их участия в общественном труде, распределении и потреблении его результатов, складывается и функционирует система экономических отношений общества.

2. Люди в силу необходимости определенной организации жизнедеятельности общества вступают во взаимодействие и взаимозависимость друг с другом по поводу организации и осуществления политической власти, формируется и действует политическая сфера жизни общества (складываются политические отношения).

3. Люди вступают во взаимодействие по поводу производства и распределения в обществе духовных ценностей — знаний, ориентаций, норм, принципов и т.п. Формируется культурно-духовная сфера жизни общества (складываются культурно-духовные отношения).

4. Что представляет собой социальная сторона или сфера жизнедеятельности общества?

Необходимость социального как особого явления жизни общества заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1) по функциям (производственная, политическая, демографическая и т.п.) 2) по уровням соединений людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общности т.п.). Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах из действиях и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации. Предмет социологической науки — социальные закономерности.

Социология — наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Современное общество как объект социологического исследования постоянно меняется.

Оно становится более жизнеспособным за счет перехода от жестких систем организации (подчинение и принуждение) к более гибким и опосредованным (согласие и вынуждение), при которых люди приобретают возможность уклоняться от насилия и «сознательно» поступать в соответствии с ожиданиями других людей. Это общество, которое в принципе построено на эксплуатации интересов (мотивов) людей. Поэтому, поощряя индивидуализм, оно добивается успеха в объединении индивидов.

Современное общество, ценностями которого являются свобода и равенство, поощряет социальную открытость. В результате оно склонно ассимилировать другие сообщества и достаточно глубоко (на экономическом, политическом и отчасти культурном уровне) интегрироваться с другими обществами.В XX в. для многих исследователей стало очевидно, что эти процессы приводят к расширению границ общества, когда формируются единые мировые рынки, транснациональное производство, сближаются жизненные и бытовые стандарты людей разных наций, с помощью средств массовых коммуникаций осуществляется более открытый информационный обмен.

Общество стало терять свои национально-государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию, мир выступает как реальный новый объект социологии. Процесс глобализации мира, его системной связности, который исследуют И. Валлерштайн, Э. Гидденс, П. Штомпка, З. Бжезинский (теория субпроцессов, теория «домино» и др.) требует изменения представлений социологов о своем предмете, или о его границах. Эти тенденции оказались настолько сильны, что была выдвинута теория возрождения примордиальных (первичных) социальных структур, которые противостоят унификации (глобализации) современного мира. Такие известные социологи, как американец Н. Смелзер и россиянин В. Ядов, считают, что эти процессы свидетельствуют о возникновении новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития, вызванных глобальными изменениями.

Большинство социологов сегодня соглашаются с тем, что предметом изучения должны явиться социальные общности, которые в зависимости от характера организации могут трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (т.е. как национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан и т.д.).

Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:
1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

5. Мировоззренчески — идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, — социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, — способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».

Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур — групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.

Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют нашиоснованные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

Эвристическая сущность социологии точно отражена в понятии «социологическое воображение», предложенном Чарльзом Р. Миллсом (1916 — 1962).

1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания);

2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений;

3) вскрывать воздействие традиций и исторического прошлого на нашу современность;

4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды;

5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.

Иными словами, социологическое воображение — это способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Социолог обладает способностью в любом источнике информации найти структурную связь событий, определить их включенность в современную историю, увидеть за разрозненными и спонтанными на первый взгляд действиями людей присутствие скрытой коллективности.

парадигма социология интеракционизм

2. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма, которая иногда привлекается для анализа индивидуального поведения, является теория обмена. Этот подход, разработанный социологом Дж. Хомансом, основан на рассмотрении человеческого поведения с точки зрения вознаграждения и расходов. Сторонники теории обмена полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли.

Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания.

Граница между микро — и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии.

Объекты макросоциологии — общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам.

По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.

Метасоциология проводит анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов — концепций, теорий, моделей, методов и т.д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии — сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциологии» понятия «социология социологии» и «рефлексивная социология». Первое понятие было введено в научный оборот Р. Фридрихсом,(Fnedrichs R. Sociology of Sociology. N.Y., 1970.) второе — А. Гоулднером.(Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.)

Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. В первом случае социология рассматривается как специфическое социальное явление, которое, подобно другим явлениям, доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. Во втором случае социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов, отвлеченно от их социального контекста.

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм — исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления — структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта.

Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности.

К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм,

феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй — Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания — социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном .развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

Практически все названные парадигмы в той или иной мере представлены в отечественной социологической литературе. Преодолев идеологическое и теоретико-методологическое засилье марксизма, социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

3. Предмет изучения социологии

Общество представляет собой предмет изучения многих наук, они так и называются — общественные науки, так как изучают процессы, явления, тем или иным образом связанные с обществом, его существованием развитием. Это объясняется тем, что в отличие от объекта изучения любой науки предмет выделяется из объекта самим исследователем.

Социальная сфера изучается рядом наук, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Важно уметь отличать предмет исследования социологии от предметов исследования других поведенческих наук. Так, предметом изучения такой поведенческой науки как психология следует считать сознание индивида и его психику. Следовательно, мы можем сказать, что психология изучает личность, а не группы.

Предмет изучения социальной психологии — межличностные отношения между представителями человеческого общества. Область изучения этой науки в наибольшей степени близка к области научения социологии и сконцентрирована, прежде всего, на малых группах.

Социальная антропология изучает становление человека как социального существа, члена социальных общностей. При этом изучаются истоки становления цивилизации, возникновения культуры и отношений между людьми.

Социология также имеет свой специфический предмет исследования. Задача социологии состоит в изучении социальных структур общества, их элементов и условий существования, а также процессов, протекающих в этих структурах. Таким образом, социология изучает современное структурированное общество и сложные взаимосвязи между членами такого общества, пролегающие через разнообразные социальные институты.

В отличие от философии и социальной философии, в основе которых лежат теоретические представления, принципы логики, социология является позитивной эмпирической наукой, то есть строит свои выводы на основании опытного, экспериментального познания социальной реальности.

4. Концепции общественного развития

Изменение в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества.

Основой первой стадии развития является наиболее

примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и

общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической.

На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения

человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.

Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование.

Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции — закон сохранения энергии.

Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки — индивиды.

Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью.

На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации.

Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества.

В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех.

Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко. Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов.

Свое понимание сущности человека и общества К.Маркс назвал историческимматериализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.

К.Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества — люди, которые живут и, в отличие от животных, производят необходимые для своей жизни средства. Существование людей как живых существ в определенном окружении в географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути

люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории. В основе общества, согласно К.Марксу, лежат не идеи, как считали Г.Гегель и Б.Бауэр, а материальные производственные силы и производственные отношения, характер, которых проявляется в разделении труда и форме собственности.

Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему, этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению труда и новым формам собственности.

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разно-порядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и пр. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную характеристику. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Список использованной литературы

1. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: Академия, 1998.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.13, 19, 21, 27, 37.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 1997.

4. Смелзер Н. Социология. М.: Инфра-М, 1995.

5. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М.: АСТ, 1998.

6. Фролов Г.С. Социология. М.: Финансы и статистика, 1995.

7. Яковлев И.П. Системно-динамические особенности российского общества. //Социально-политический журнал. 1993. 5.

8. Яковлев И.П. Системно-циклический подход в исследованиях российского общества. //Проблемы теоретической социологии. СПб.: Питер, 1994.

9. Яременко С.Н. Социология для технических вузов. Ростов н/Д: Фенкис, 2000.

Социальная стратификация как центральная проблема в социологии и элемент социологического анализа. Структуралистско-конструктивистский подход к исследованию социальной стратификации, социологические концепции глобализации и их применение к ее анализу.

контрольная работа [34,0 K], добавлен 01.05.2011

Объекты социологии, элементы и уровни социологического знания, социологические исследования. Определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующая и развивающаяся социальная система. Специальные или частные социологические теории.

реферат [22,7 K], добавлен 01.02.2010

Истоки возникновения социологического знания. Основные социологические тенденции и школы в социологии. Концепция О. Конта. Основные парадигмы социологического знания. «Эволюционная концепция» Г. Спенсера. Особенности становления социологии в России.

презентация [211,3 K], добавлен 02.11.2015

Понятие личности и особенности ее формирования с точки зрения социологии. Факторы, определяющие социологический тип личности. Структура личности, характеристика ее основных компонентов. Процесс социализации личности. Социологические теории личности.

реферат [53,1 K], добавлен 20.04.2015

Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 22.12.2013

Понятие, основные отрасли и предмет социологии, явления (феномены), подлежащие ее изучению. Общество как объект социологического познания. Исследование явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Структура и уровни социологического знания.

контрольная работа [44,6 K], добавлен 01.02.2016

Основные уровни социологического познания. Особенности общей социологической теории и материалистического понимания истории. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Специальные социологические теории и эмпирические исследования.

реферат [54,0 K], добавлен 12.02.2015

История становления и сущность социологии как науки, изучающей общество и его элементы. Теории: функциональный подход, теория конфликта и символический интеракционизм. Характеристика социальных групп и институтов. Социальная стратификация и мобильность.

курс лекций [124,2 K], добавлен 11.01.2011

Направления в отечественной социологии на рубеже XIX- XX веков и их характеристика. Теории и концепции в современной зарубежной социологии. Объект и специфика социологического знания. Предмет социологии и его изменение в истории социологического значения.

шпаргалка [153,4 K], добавлен 14.09.2011

Структура и уровни социологического знания, предмет их изучения, место в системе общественных и гуманитарных наук. Социологические теории Маркса, Конта и Дюркгейма. Современные методы социологических исследований. Изучение теории социального конфликта.

курс лекций [56,6 K], добавлен 09.06.2009

источник