Меню Рубрики

Социальный процесс как объект социального анализа

Цель: рассмотрение социальной сферы: сущность, структура, функции, проблемы и пути из преодоления.

1. Социальная сфера общества: сущность, структура, функции.

2. Социальная политика как инструмент регулирования социальной сферы.

3.Социальная защита населения: понятие, принципы

1. Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, — полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них — обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие — к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы — функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие «потребность социального субъекта». Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой — уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

• соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция — количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация — через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре — показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Управление — непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий — спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) — систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне — соответствующие органы управления, на местном — городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения — от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо «отвечает» за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы.

2. Социальная политика представляет собой одно из ведущих направлений внутренней политики государства, действенный инструмент управления социальной сферой и обеспечения воспроизводства социальных ресурсов общества. «Социальная политика — это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлет­ворения материальных и культурных потребностей его членов и на регу­лирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми це­лями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответст­вующих политических сил и социальной системы».

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Социальная политика способна выступать в качестве важного фактора общественной жизнедеятельности лишь при условии надёжной реализа­ции двух своих основных функций: целеполагающего и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, а также эффективного регулирования и контроля социальной сферы. Её фундаментальную основу составляет принцип социальной справедливости, сущностью которого является создание для всех членов общества равных возможностей в реализа­ции своих способностей и удовлетворении жизненных потребностей соот­ветственно трудовому вкладу.

Принцип социальной справедливости предъявляет большие требования к существующей в обществе системе заработной платы, распределения до­ходов и других благ с учётом реального трудового вклада каждого чле­на общества. Несомненно, логика рыночной конкурентной борьбы, опираю­щаяся на незыблемое право частной собственности, во многих отношениях противоречит требованиям социальной справедливости. Накапливаемые и передаваемые по наследству богатства рано или поздно создают для собственника возможность освободить себя от трудовой деятельности, создать привилегированные возможности для получения образования, ду­ховного развития и т.д. Социальная политика призвана в этих условиях усиливать свою защитную функцию, вносить необходимые коррекции в сис­тему социально-трудовых и распределительных отношений.

В сфере социально-политических и культурно-духовных отношений воплощение принципа социальной справедливости требует чётких гарантий со стороны государства в области фактического равноправия (равенства прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной, нацио­нальной, религиозной принадлежности, обеспечения им реальных возмож­ностей участия в управлении общественными и государственными делами, выработке и принятии решений, получения социальной и политической информации, доступа к духовным ценностям и процессу их создания.

Охватывая все сферы жизнедеятельности общества — производственную, социальную, политическую и духовную, — социальная политика регулирует социальные аспекты всех видов общественных отношений на всех уровнях общественной организации. Важнейшая её цель — возвышение социального потенциала личности, коллектива, семьи и других субъектов общественной жизни. Под социальным потенциалом личности и группы по­нимается накапливаемые ими возможности, ресурсы для возрастающего по своим масштабам воспроизводства и роста жизненных сил, творческих возможностей в совершенствовании общества, повышения благосостояния, уровня и качества жизни всех его членов.

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп, слоев, их прав и свобод.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством и направлена на решение социальных проблем.

Основные направления социальной политики:

— гарантирование членам общества минимального дохода;

— поддержание и развитие способностей членов общества и, прежде всего способности к труду;

— обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика государства также осуществляет социальную защиту граждан и обеспечивает им социальные гарантии.

Социальная защита— система мер, осуществляемых обществом в це­лом и его звеньями, по обеспечению общественно-нормального материаль­ного и социального положения граждан.

Социальные гарантии— система обязательств перед членами общества по удовлетворению их необходимых потребностей.

Основные элементы социальной защиты:

— подготовка к квалифицированной трудовой деятельности;

— доступность реализации способностей в процессе трудовой производственной деятельности;

— обеспечение процесса трудовой производительности;

— создание новых рабочих мест и поддержка работников, лишившихся работы.

Социальные гарантии включают следующие элементы:

— гарантия общедоступности и бесплатности образования;

— гарантия реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности;

— гарантия недопустимости принудительного труда;

— гарантия минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности,

Выделяют несколько типов социальной политики: либеральную, консервативную и социально-реформистскую.

Либеральная — гибкое регулирование социальной сферы. Главная функция государства — забота о благосостоянии человека.

Консервативная — общество предоставляет всем равные возможности, индивид имеет свободу выбора. Он не должен перекладывать заботу о себе на государство.

Социально-реформистская — перманентное изменение социальной поли­тики путём реформ. В одних странах характерно решение проблем социаль­ной защиты населения преимущественно государством, в других — частными, благотворительными, общественными институтами.

Современное российское государство является государством переходного периода. А это значит, что все основные институты, органы и учреждения характеризуются определённой противоречивостью, а нередко и противостоянием. Пока трудно сказать, куда мы движемся, какой путь развития изберём. Многое пока не ясно, нестабильно, неустойчиво. А это в свою очередь сказывается и на социальной политике государства.

Можно утверждать, что нынешняя социальная политика государства отражает интересы не большинства населения, а меньшинства. Поэтому не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. В последней нуждается действительно боль­шинство, ибо оно представлено наименее защищёнными слоями общества.

Социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне.

3. В процессах межсубъектного взаимодействия возникает множество контактов и связей, которые далеко не всегда имеют согласованный, гармоничный характер: нередки противоречия, дисфункции, достигающие анта­гонистического уровня. Эти противоречия, имея объективную природу, по-разному осознаются субъектами, отражаясь в их ориентация и устрем­лениях, в оценке своего положения в обществе и меры социально справед­ливого распределения материальных и духовных благ. Поскольку эти про­тиворечия затрагивают порой самые глубокие, жизненные интересы субъек­тов, возникает проблема их надёжной социальной защиты со стороны общества и государства.

В самом широком смысле под социальной защитой понимается система правовых гарантий и охранительных мер, реально защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации, вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причи­нам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

Таким образом, социальная защита ориентирована в своих функциях на всех членов общества, но реальные её проявления по отношению к разным группам населения не одинаковы.

Отсюда особенно глубокий смысл обретает понятие «права человека, в котором фиксируются социальный и политический статус члена общест­ва, гражданина, его правоотношения с государством, другими социальны­ми институтами. Критерием таких отношений является мера социальной защищённости — реальные гарантии и охрана коренных жизненных интере­сов любого члена общества во всех сферах его жизнедеятельности. Соответственно и «поле социальной защиты» каждого социального субъекта должно охватывать все сферы жизни общества — экономическую, социаль­ную, политическую и духовную.

Социальные права человека— это государственно-правовые гарантии и нормы обеспечения его жизненно важных потребностей, их реальная охрана и защита на принципах социального равенства и справедливости. Это — права на труд и отдых, охрану здоровья и личную безопасность, минимально необходимый уровень и качество жизни, образование и доступ к информации, культурно-духовным ценностям. К политическим правам и свободам относятся гарантии реального участия в решении государствен­ных и общественных дел, свободного выражения своих убеждений и мнений, участия в митингах, собраниях и уличных шествиях, объединения в поли­тических партиях, движениях и организациях.

Современные принципы и представления о правах человека изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1946 г. Декларация подчёркивает, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, гарантирующими его жизнь, безопас­ность, равенство всех перед законом, гражданство и участие в управлении своей страной, владение имуществом и труд. К Международному пакту о гражданских и политических правах в 1966 г. присоединилась и наша страна.

Основным пространством, в котором реализуются функции социальной защиты населения (СЗН) и является социальная сфера, располагающая для этих целей необходимыми органами управления и учреждениями, материальными ресурсами и кадрами подготовленных специалистов. Важнейшим инструментом развития социальной сферы, регулирования социальных отношений и процессов, реализации задач СЗН является социальная политика государства.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы.– М., 1993.

2. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность.– Минск, 1988.

3. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 1999.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Тема 11. Социология семьи.

Цель: изучение семьи как социального института и малой социальной группы.

1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Типы, структура.

3.Социальные проблемы семьи

1. Социология семьи как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи), связанных семейно-родственными отношениями, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социология рассматривает семью как социальную систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы.

При рассмотрении семьи как социального института изучается:

1) общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

2) образцы семейного поведения;

3) ролевые отношения в семье;

4) эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

5) социальный механизм изменения норм и ценностей.

При рассмотрении семьи как малой социальной группы изучаются:

1) условия формирования и этапы развития семьи;

2) динамика супружеских отношений, отношений между родителями и детьми;

3) распределение обязанностей в семье;

4) причины и мотивы разводов;

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт брака – это исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу

Американский этнограф Л.Морган считал, что семья в своём развитии прошла следующие фазы:

1) Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали не регулировавшиеся никакими нормами половые отношения между всеми членами общества.

2) Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежащими к одному поколению.

3) Пуналуальная семья – это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам.

4) Синдиамическая семья – в которой один мужчина живёт с одной женщиной, а полигамия остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью.

5) Моногамная семья – представляет собой связь между одним мужчиной и одной женщиной

Типология семьи:

1. Нуклеарная семья – состоит из взрослых (родителей) и детей.

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.

1. Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной.

2. Полигамия – между одним и несколькими индивидуумами.

3. Полигиния – между одним мужчиной и несколькими женщинами.

4. Полиандрия – между одной женщиной и несколькими мужчинами.

5. Групповой брак – между несколькими семьями.

В социологии выделяют типы семей по числу детей семьи: бездетные, малодетные, многодетные.

По юридической регистрации брака

– семьи, основанные на браке;

– фактические семьи или внебрачные сожительства;

– оформленные юридически, но живущие раздельно супруги.

– семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

– семьи, основанные на повторном браке супругов.

3. Выделяют следующие основные функции семьи:

1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство членов общества.

2. Воспитательная – социализация молодого поколения.

3. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

4. Экономическая – поддержка нетрудоспособных членов общества.

5. Первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязанности родителей перед детьми

6. Духовного общения – развитие личности членов семьи.

7. Социально-статусная – предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры (удовлетворение потребностей в социальном продвижении).

8. Досуговая – организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

9. Эмоциональная – психологическая совместимость семьи (эмоциональная поддержка в семье).

3. Выделяют следующие проблемы семьи:

Ухудшающаяся наследственность. Распространение опасных болезней, плохое или неправильное питание, нездоровый образ жизни, наследственные заболевания, алкоголизм, антисоциальное поведение родителей несут угрозу здоровью и нравственному воспитанию детей.

Уменьшение количества детей в семье. В течение XX в. в индуст­риальных странах наблюдалось резкое сокращение рождаемости. В се­мьях современных развитых стран редко бывает более 1 -2 детей. В на­стоящее время в России около 90% семей имеют 1-2 детей

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи. Эта проблема вызвана необходимостью завершения образова­ния (часто высшего) и желанием сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить будущую семью.

Увеличение количества разводов. В настоящее время в развитых странах, в том числе в России, распадается каждый третий — каждый второй брак. Такой разброс зависит от проживания семьи (город или сельская местность), вероисповедания, национальности, экономиче­ской самостоятельности мужа и жены и других факторов.

Изменение мотивации брака. Главным мотивом вступления в брак продолжает оставаться любовь, но растет число браков, заключаемых для повышения социального статуса, улучшения финансового поло­жения, решения проблем миграции и др.

1. Большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если женщина намного старше).

2. Склонность к алкоголизму (наркомании) одного из супругов.

3. Легкомысленное отношение к браку, семье вообще.

4. Слишком ранний возраст вступления в брак.

5. Вероятность скорого рождения ребёнка.

6. Слишком малый срок знакомства.

7. Резкое несогласие родителей на заключение брака.

8. Брак по принуждению, без взаимного согласия.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Спб., 1998.

2. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 1996.

3. Антонов А. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. – М., 1998.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1629 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления. В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов.

Эволюционизм. Главным образом на позитивные методы объяснения социальных процессов опирался эволюционизм. Характерной чертой позитивистской социологии была идея о том, что социальные факты (обычай, традиция) могут быть поняты, если мы проследим их историю, эволюцию. Именно исторический план позволяет использовать факты в их предельной объективности. Эволюционный подход базируется на абсолютизации источников внутреннего роста в развитии исследуемых процессов. Поскольку в ходе этого процесса формируются присущие объекту латентные характеристики и свойства, происходит обретение этим объектом атрибутивных характеристик, позволяющих представлять ключевые особенности такого объекта. Поэтому если требуется понимание природы какого-либо обычая или нормы, то оно может состояться лишь в ходе распознавания образа объекта, замещаемого этим обычаем или нормой, обозначенного рамками сужения диапазона возможных социальных действий, над которыми эти нормы господствуют в условиях нарастания цивилизационных процессов. Попытка внеисторического осмысления социального факта, вырванного из цепочки пронизывающих его временных связей, сопровождаемая перенесением сложившихся в данном научном сообществе стереотипов, обречена на неудачу.

Располагая фиксируемые факты в определенном хронологически выстроенном порядке, эволюционизм придает им связность и внутренний исторический смысл, позволяющий упорядочить множество на первый взгляд несвязных событий и сделать их понятными внешнему наблюдателю.

Такая установка требует от исследователей проведения социальных обобщений с максимальной точностью. А в социальных науках она становится доступной только при актуализации причинно-следственных связей, задающих в естественных науках сущностную основу научного закона. Социальная жизнь в соответствии с принципами эволюционизма рассматривалась в качестве равнодействующей индивидуальных действий, продуктом трансформации психических факторов индивидуального сознания. Логика эволюционизма подсказывала, что для того, чтобы объяснить социальный факт, слабо понимаемый воспринимающими его людьми, необходимо проследить его историю. В ходе такого прослеживания можно выявить тайные механизмы и пружины, вызвавшие этот факт к жизни и сделавшие его значимым для конкретного общества. Типизация алгоритма общественного развития давала возможность фиксировать в развитии любого общественного формирования определенные стадии, обусловливающие степень общественной солидарности.

В ходе использования индуктивного подхода к социальным явлениям явно обострилась проблема связи индивида с единицами социальной структуры, упорядочивающей поведение человека, делающей его узнаваемым и предсказуемым. Социальные процессы и явления изменяются не только в зависимости от природы составляющих элементов, но и от способа их соединения. Способ соединения людей в социальную общность не только позволяет исследователю определить механизм их детерминации в обществе, но и служит атрибутом культурной самобытности. Таким образом, можно выделить несколько способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами.

1. Моральный (Л. Гумплович). Люди, населяющие определенную территорию, в ходе своей текущей деятельности вырабатывают некоторые нормы, объясняющие некий параллелизм в оценке схожих событий. Содержание этих норм привязано к ценностным стереотипам, сформировавшимся в обществе, его традициям и нормам.

2. Психологический (Ч. Кули). Укоренение моральных норм в механизме привычек и бессознательного выбора обусловливают проявление психологического фактора в режиме соединения поведения индивида и социальной структуры. Человек поступает так потому, что он не может поступить иначе, поскольку такой вариант поведения заложен в его психологии, внутренней мотивации. Схожесть вариантов поведения, задаваемая на психологическом уровне, открывает широкие возможности для целенаправленного воздействия власти или крупных общественных объединений на настроение индивидов, манипулирование общественным сознанием и т. д.

3. Юридический (У. Самнер). Закрепление предписаний общественного поведения в законодательной форме — юридических норм и законов — открывает возможности в использовании юридического контроля в социальных общностях. Юридические средства интеграции индивида в действующий социальный порядок начинают действовать при развитой практике отношений на рынке, когда каждая сделка должна регулироваться соответствующей статьей закона, что заставляет участников унифицировать свое поведение в соответствующей среде.

4. Экономический (Э. Дюркгейм). Предполагает типизацию социальных действий через сложившуюся в обществе систему общественного разделения труда. Вступление социальных субъектов в режим свободного обмена произведенной продукции способствует закреплению этих субъектов в той экономической роли, в которой субъекты выступают на рынке ради получения материального дохода. Социальный анализ сложившегося общественного разделения труда позволяет говорить о сложившихся тенденциях в динамике занятости и характере поведения различных профессиональных и отраслевых групп.

Одним из наиболее ярких свидетельств применения дедуктивного подхода к объяснению социальных процессов стала разработанная М. Вебером теория «социального действия».

С точки зрения мотивационной обусловленности социальные действия, в соответствии с классификацией М. Вебера, можно разделить на четыре вида: целерациональное действие; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное. Целерациональное действие представляет собой сознательное использование условий и средств для достижения поставленной цели. В основе ценностно-рационального действия лежит вера в самодовлеющие ценности и нормы, характерные для той или иной социальной группы. Аффективное действие вызывается эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями. Длительные привычки и обычаи вызывают традиционное действие. Особенностью классификации социальных действий, по М. Веберу, является усиление по мере перехода от целерационального к традиционному роли общественных институтов, ослабляющих влияние индивидуальной рациональности в поведении человека.

С проникновением дедуктивных методов в социальные науки влияние позитивизма начинает постепенно ослабевать. Происходит уточнение сущности социального факта, который наделяется свойствами обусловливающей его возникновение системы. Так начинает оформляться методология функционализма.

Функционализм. Ограниченность позитивистского подхода в анализе социальных явлений стала очевидной уже в период расцвета позитивизма, когда многие ученые стали постоянно сталкиваться с неоднозначностью фиксируемых закономерностей. Наиболее показательной работой, антипозитивистски направленной, является книга Э. Дюркгейма «Самоубийство», где французский ученый, исследуя статистику самоубийств в контексте образовательного признака, пришел к выводу, что, наряду с выявлением позитивной зависимости между количественными параметрами, необходимо брать в расчет субъектное отношение к рассматриваемым параметрам, задающее смысл в выборе альтернативы социального объяснения.

Отдавая приоритет целому в обществе, выступая против номинализма в социологии, исследующего общество через призму его единичных проявлений, Э. Дюркгейм считал, что основные структуры общества призваны удовлетворять потребности этого целого. На основе употребления понятия функциональные потребности ученый стремится привязать индивидуальные проявления социального поведения к общей системе, вводя различение нормальных (способствующих сохранению целого) и патологических (способствующих разрушению целого) состояний социальной системы.

Институционализм. Нелинейность как свойство социальных изменений стала основой для развития одного из наиболее перспективных направлений в развитии методологии социальных наук — институционализма. Ставший носителем новейшей парадигмы в становлении экономической науки — институционализм — привлек к себе внимание тем, что попытался синтезировать концепции экономического и социального человека. Заслуживает внимание тот факт, что почти два последних десятилетия Нобелевские лауреаты в области экономики в различной степени являются сторонниками именно этого направления. Название направления является производным от понятия «институт», вобравшим функцию регулятора процессов в социальной системе.

Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта в сфере использования ресурсов, обеспечивающую структуризацию социальных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах. Именно институты являются одним из внешних регуляторов среды, участвующих в формировании моделей социального поведения, являющихся условием научной типизации социальных событий и процессов. Институт является одной из важнейших категорий социологической науки, поскольку именно он обеспечивает основное внешнее влияние на поведение социальных субъектов. Институты определяют взаимодействие индивидов посредством контрактов (договоров), которые устанавливают правила, регулирующие гражданские отношения двух и более лиц в конкретной ситуации.

Перечень основных социальных институтов составляют: религия; брак и семья; экономическая система; система права; политическая структура общества; банки; образование; здравоохранение; культура и т. д. Институты представляют собой среду, в которой осуществляется текущая деятельность социальных субъектов. Среда определяет объективный уровень поведения субъектов социального действия, предопределяя возможные его варианты. Наряду с институтами среду составляют социальная структура и ресурсы.

Таким образом, следует констатировать, что эволюционизм, функционализм и институционализм образовали три различных подхода к объяснению социальных процессов, различающихся по способу обусловленности составляющих эти процессы социальных фактов. Эволюционизм исходил из хронологической, исторической предпосылки их проявления, тогда как методологии функционализма, напротив, присущ дедуктивный характер выражения сущности социальных событий, получающих свою идентичность в зависимости от положения и интересов наблюдателя. Методологическое значение институционализма заключается в подчеркивании детерминирующего влияния социальных регуляторов и норм, структурирующих систему социальных взаимодействий.

источник

На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления. В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки:

  • ? разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях;
  • ? мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем;
  • ? разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории;
  • ? разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними. Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос — не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, — принципа, управляющего расположением составных частей» *. На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени.

Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Один из наиболее ярких представителей социологического позитивизма Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения. Так, отделяя собственные представления от взглядов О. Конта, Спенсер писал, что «есть один метод философствования. Все понятия о причинах, действующих в различных явлениях, имеют степень общности, соответствующую широте обобщений, определенной опытом» [1] [2] .

  • [1] ‘ Спенсер Г. Основания социологии. В 2 т. — СПб., 1898. — Т. 2. — С. 278.
  • [2] Спенсер Г Причины разногласий с философией О. Конта // Классификация наук. — СПб., 1866. — С. 45.

источник

В отношении социального и социологического исследования ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет точного и четкого понимания.

Чаще всего эти понятия считаются синонимами, но социальное исследование воспринимается как общее, а социологическое является его частным случаем.

Утвердившимся в отечественной литературе 60-х годов был такой подход – каждая обществоведческая дисциплина кроме теоретической части имеет два типа эмпирических исследований: собственно дисциплинарные исследования, например, у юристов это будут конкретно правовые исследования, у географов – конкретно географические.

Исследования тех социальных проблем, с которыми данная дисциплина конкретно сталкивается, например, юристы изучают те социальные проблемы, которые характерны для преступности, а историки рассматривают социальные проблемы, связанные с исторической реальностью.

Таким образом, получается, что социальные исследования представляют собой широкий класс исследований, а социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые и другие факты.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальное исследование является междисциплинарным исследованием и не принадлежит области социологии. Социальные исследования, сформировавшись на стыке двух наук – социологии и родственного ему обществоведения, принадлежат этим наукам.

Социальное исследование направлено исключительно на социальную сферу. Хотя, надо сказать, что проводить социальные исследования могут медики, юристы, журналисты, а не только социологи.

Предмет социального исследования зависит от выбранной темы, поэтому может быть разным.

Объектами, по мнению В.А. Лукова, чаще всего становятся социальные процессы и институты, социальные общности, социальные ценности, концепции и идеи.

Социальное исследование выполняет целый ряд функций:

  • функция диагностики, которая заключается в том, чтобы понять состояние объекта на момент исследования;
  • функция сбора достоверной информации, и, понятно, что если она искажена, то необходимо внести коррективы;
  • функция прогнозирования по результатам исследований и возможность создания как кратких, так и долгосрочных прогнозов и обозначение возможных перспектив;
  • функция проектирования позволяет давать различные рекомендации по результатам исследования относительно возможных изменений в исследуемой области;
  • функция информирования предполагает ознакомление людей с результатами социальных исследований;
  • функция активизации позволяет провоцировать более активную работу социальных служб, общественных организаций относительно решения проблем объекта исследования.
Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социальный анализ ставит своей целью определить пригодность проекта для потребителя. Он как бы является посредником между производителем и пользователем продукции.

Можно назвать четыре аспекта, на которых социальный анализ сосредотачивает свое внимание:

  1. социокультурные и демографические характеристики населения;
  2. организация населения в районе проекта;
  3. местная культура и приемлемость для неё проекта;
  4. обеспечение обязательств от групп населения и организаций.

Социальный анализ в отличие от экономического анализа имеет дело с человеком в виде достигнутого этим человеком благосостояния и развития его как личности.

Если рассматривать социальный анализ в методологическом отношении, то он является комплексным методом оценки деятельности коллектива и проводится по трем направлениям, которые охватывают всю сферу удовлетворения потребностей коллектива:

  1. анализируются социальные результаты деятельности коллектива;
  2. анализируются затраты на достижение социальных результатов;
  3. анализируется социальная эффективность деятельности предприятия.

Изучение источников и форм распределения доходов предприятия входит в анализ социальных результатов. Обязательно устанавливается та часть доходов коллектива, как его собственность, основанная на личном труде и та часть доходов, которая достается ему в результате перераспределения прибавочного продукта.

Социальные затраты на удовлетворение потребностей коллектива анализируются путем изучения реальных затрат рабочего времени, трудоемкости продукции, затрат на организацию труда.

Продолжительность и структура рабочего дня, нормы труда и приспособленность техники к производственным потребностям оцениваются с социальной точки зрения. Социальная эффективность анализируется с помощью потребительно-стоимостными методами.

Оценка производственных результатов и затрат должна быть не только с точки зрения экономической категории, но и с точки зрения социальной эффективности. Критерием социальной эффективности выступает норма благосостояния коллектива.

Системный подход к изучению того или иного явления или системный анализ, относится к общенаучным методам исследования.

Системный анализ рассматривает любое явление, которое исследуется, как систему составляющих и взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие элементов системы как целостного явления приводят к возникновению новых свойств, которых нет у элементов.

Эти новые свойства получили название эмерджентность, а само явление говорит о несводимости свойств системы к свойствам элементов.

Таким образом, любая система есть структурная целостность внутренне расчлененная. Целостность системы с одной стороны заключается в устойчивом взаимодействии основных элементов, а с другой стороны – в способности воспроизводить свои свойства и в наличии внутреннего источника развития.

Развитие и функционирование любой системы может быть только в тесном взаимодействии с другими системами.

Системный анализ – это способ научного мышления, логическими основами которого является понимание того, что собой представляет система, её характер и механизм функционирования, учет разнообразия и выделение отдельных видов, знания об эволюции систем и др.

В основе системного мышления, необходимого и проявляющегося при системном анализе, лежат такие методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование и др.

Элементы системы являются её единицами, а тот или иной её элемент можно рассматривать как подсистему. Для изучения всей системы необходимо изучить свойства её элементов, а также их взаимосвязи.

Выявление источников развития системы является логическим принципом системного исследования. Это предполагает изучение механизма воспроизводства системы, её структуру и функций, механизм развития, появление новых свойств и способов адаптации к природной и социальной среде.

Логические принципы исследования носят методологический характер и являются принципами анализа систем.

Учет многообразия систем – это ещё один методологический принцип и важное логическое основание системного анализа.

Таким образом, отправными моментами исследований социальных процессов, включая социально-экономические и политические, являются логические основы системного анализа.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Многообразные явления в природе и обществе не­посредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые свя­заны причинно-следственными или структурно-функ­циональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времен года, рост организма и т.д.).

Социологическая наука занимается проблемами взаимо­действия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные про­цессы.

Социологическая категория «социальный про­цесс» может быть определена (исходя из задач самой со­циологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимо­действия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий вос­производства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную про­тяженность, логически прослеживаемую последователь­ность, где предыдущие ее этапы с необходимостью пре­допределяют последующие.

Социальные процессы харак­теризуются также непрерывностью и идентичностью.

Осуществление социологического изучения много­образных социальных процессов требует учета их специ­фических особенностей и отличительных черт.

В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят:

массовый характер социальных процессов, что оз­начает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социаль­ными процессами;

общественное содержание, источники и результа­ты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание — это деятельность, поведение и действия людей по отноше­нию друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными про­блемами и направлены на их снятие. Сами же социаль­ные проблемы есть продукт общества;

устойчивость социальных процессов. Это неотъем­лемая сущностная характеристика анализируемого фено­мена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаи­мосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

самодеятельность участников социальных процес­сов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачас­тую было присуще командно-бюрократической системе управления.

В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процес­сы. Первую такую попытку предпринял немецкий социо­лог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории — ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характе­ризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт — стабилизирующим систему, а не разрушаю­щим ее.

Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса от­ношений, вторая — на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функ­циональными и дисфункциональными.

В соответствии с уровнем системы различают про­цессы:

внутриличностные (например, социализация, са­мообразование, самовоспитание);

межличностные (внутрисемейные отношения, друж­ба, любовь);

— внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодей­ствия и т.п.);

межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

социетальные — охватывающие общество в целом как таковое.

Классификация социальных процессов может осу­ществляться по критерию их направленности.

Первую группу в этой классификации будут состав­лять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений.

Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общест­венной системы, не ведущие в то же время к ее непо­средственному изменению, это — социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные про­цессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат меха­низмом развития общественных отношений, другие тор­мозят его.

Перечисленные наиболее общие социальные про­цессы возникают в силу объективных общественных ус­ловий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества.

Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука.

Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания ка­тегории «социальный процесс» во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее опи­сать объект исследования, обосновать и рассчитать вы­борку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией.

Социологические исследования социальных процес­сов имеют определенную специфику. В чем она заключа­ется?

Уже отмечалось, что социальные процессы характе­ризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специ­альное изучение которой может помочь разобраться в су­ти самого процесса.

Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следова­тельно, трудно вычленяем. Для достижения цели иссле­дования социологу необходимо понять не только сущ­ность социального процесса в целом, но и сущность со­циальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики «оси» изучаемого процесса.

Социологический инструментарий по этим при­чинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входя­щего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно.

Если социальный процесс есть не что иное, как ди­намика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике.

Изучение социального процесса предполагает:

— фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами;

— сбор информации об истоках возникновения дан­ного социального процесса (по литературе, прессе, свиде­тельствам очевидцев и т.д.);

— создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса;

— изучение отдельных явлений, составляющих про­цесс;

— изучение взаимосвязи между явлениями, состав­ляющими процесс;

— выделение связующей «оси» социального процес­са и изучение ее сущностных характеристик;

— выявление на базе анализа иерархии явлений, со­ставляющих процесс, их «рейтинга»;

— определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность;

— фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономер­ностей становления этих изменений;

— прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости.

Исследование социального процесса может осуще­ствляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой — носительницей данного процесса, и информа­ция снимается по ходу развития самого процесса.

Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка.

Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, ан­кетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вер­бальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксиро­ваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управлен­ческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологи­ческого эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полу­ченной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора.

Особый методический подход требуется при иссле­довании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема долж­на быть снята в короткие сроки. Социологическое иссле­дование подобных проблем можно определить как конст­руктивно-восстановительное. Реализуя подобную функ­цию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью.

В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздей­ствию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для ис­следования конфликтных ситуаций.

Приступая к работе с такими респондентами, со­циолог должен знать и помнить:

— информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе;

— респонденты со значительно меньшим, чем в обыч­ных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером;

— нетактично поставленные вопросы или неосто­рожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усу­губить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктив­ного социального процесса;

— полученная от конкретных респондентов ин­формация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной на­учно-исследовательской работы.

Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Анали­тик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным.

При анализе данных, полученных в ходе сбора ин­формации, применяются методы структурно-функцио­нального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания про­цесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с дру­гой — прослеживается влияние внешних факторов на раз­витие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изу­чаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность.

Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, труд­ностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенден­ций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник