Меню Рубрики

Социальный анализ семьи как института

  • РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
  • СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы [1].

Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность [2; 3].

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:

  • супружеские (жена, муж);
  • родительские (мать, отец);
  • детские (сын, дочь, брат, сестра);
  • межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. [4; 5].

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу [6; 7; 8].

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
    Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей [9; 10].

Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий [11].

В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [12].

  1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
  5. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  6. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  8. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. — Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  9. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. — 2013. – №2, С.79 – 81.
  10. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  11. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

C социологической точки зрения семья является важнейшим элементом

общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурно-нравственную, эмоциональную, репродуктивную, социально-экономическую.

В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем [22].

По мнению Соловьева Н.Я.: «Семья — ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками» [30].

Понятие «семья» изначально включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека.

История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя и экономического уклада, образа жизни в целом. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого цельного претерпевали существенные изменения.

Семейные узы существуют благодаря комплексу основных факторов биологических, психологических, социальных и экономических с биологической точки зрения, и обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. С психологической и социальной точек зрения, члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд. Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как и в физическом, так и в психологическом аспектах.

С генетической точки зрения, семья представляет собой продукт социальной эволюции. Семья вчера и сегодня — это разные системы, завтрашняя семья, в свою очередь, будет отличаться от нынешней. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Тот факт, что современная семья представляет гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, в определенной мере обусловлен социальными и экономическими преобразованиями. Таким образом, семья не есть нечто статичное, «Богом данное». Напротив, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия [7]. Классическая формула — семья как объединение людей в браке, связанная общностью быта и взаимной ответственностью [31].

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создать семью, рождение детей [32].

При заключении брака составляется брачный договор, который регламентирует и имущественные отношения супругов в рамках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюдное согласие.

Особенность существующего брака в Республике Казахстан:

— единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке;

существующая свобода развода находится под контролем государства;

обязательность воспитания детей;

материальная и моральная поддержка членов семьи;

охрана государством материнства и детства.

Семья — это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть, в семье сосредотачивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников[25].

Семья — как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

окончание деторождения (последний ребенок);

«пустое гнездо» — уход из семьи последнего ребенка на самостоятельную жизнь.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, который он создал, и в которой живет.

Семья- это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством, семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных[15].

Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания [33;34].

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия — первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них — это проблемы психологической адаптации супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (в случае, если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» [Гордон Л. А., Клопов Э. В.,]. Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками, особенно если молодая семья, как это чаще всего бывает, в начале не имеет собственного жилища.

Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей — количество и причины разводов. «Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Основные причины распада таких браков — неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов» [Дичюс П., 1985].

Вторая стадия — рождение ребенка, семья состоит из двух поколений. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный, этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. У женщин, матерей несовершеннолетних детей, на ведение домашнего хозяйства приходится значительная часть внерабочего времени. Мужчины, в таких семьях уделяют домашнему труду в среднем 1,5—2 ч в день [Груздева Е. В., Чертихина Э. С, 1983; Кличюс А. И., 1987]. Одновременно с длительностью нарастают напряженность домашнего труда, трудности совмещения домашних обязанностей с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно преобразуются функции духовного (культурного) общения и эмоциональная Перед супругами возникает нелегкая задача — сохранить духовную и эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась. Формировались эти взаимоотношения, как правило, в сфере досуга, развлечения, что играло немаловажную роль на первой стадии развития семьи. В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями духовная и эмоциональная общность в гораздо большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача на данном этапе. Не случайно прохождение детьми основных периодов развития ряд исследователей используют в качестве основ для более подробного разделения данного этапа: семья с детьми в первые годы их жизни, период пребывания в детском саду, семья школьника и т. д. [Barcia A., 1981]. Каждый новый этап развития ребенка, с одной стороны, становится своеобразной «проверкой» того, в какой мере было эффективным функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой, ставит перед ней новые задачи, от родителей требуются иные качества, способности и умения. Так, весьма различны требования, например, к родителям годовалого ребенка и подростка.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Для данного этапа развития семьи характерны самые различные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью [Алёшина Ю. Е., 1987].

К основным источникам нарушений жизнедеятельности семьи в это время относятся, во-первых, перегрузка супругов, перенапряжение их сил; во-вторых, необходимость перестройки духовных и эмоциональных отношений. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются различные проявления

эмоционального «остывания»: супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку». На смену конфликтности, проблемности эмоциональных отношений), характерных для первого этапа жизни семьи, приходит опасность их остывания. Основные нарушения жизнедеятельности семьи здесь связаны с воспитательными трудностями [Чечот Д. М., 1973; Чуйко Л. В., 1975; Джеймс М., 1985; Соловьев Н. Я., 1985; Tamir L., Antonuc-ci С, 1981; Schater R., Keeth R., 1981].

Третья стадия — семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Момент, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее — создание детьми собственных семей, обусловливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает все более важное значение. С ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизируются усилия.

В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» особенно много сил требуют в первые годы жизни внуков. Происходит обусловленное трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях, «перекладывание» части забот на старшее поколение [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972].

Четвертая стадия — когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей — все это заостряет потребность в признании, уважении, особенно со стороны детей. Обеспечение этого отношения к себе, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

Пятая стадия — это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать, уехавшим учиться, заботиться о них, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях — главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия — заключительный период семейного цикла. С появлением «дочерней», появляется новый глава семьи, но не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослого как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно, решаются проблемы бюджета, конфликты решаются быстро. Создание такой семьи — это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений[59].

Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры» [Boss P., 1980], т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства — на втором.

Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.

Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи [PlzakM., 1973; Kratochvil S., 1985]. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-ми 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса — нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,— это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов.

При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых,— так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не восполнима [Титаренко В. Я-, 1987]. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне бракаи др.) В случае развода противоречивость и «многослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо показаны на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации [Раппопорт С. С, 1985].

К ситуационным нарушениям относятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем) [Costell R. et al., 1981].

Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит, прежде всего, от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи — тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой — нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.

Разнообразные последствия воздействия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений — это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).

Усилия семьи по противодействию нарушениям. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагоприятные последствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями [Rapoport S., 1963; Stier-l].

Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире [Aldous J. et al., 1971; Reiss D., Oliveri M., 1980].

И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы — это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д. Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.

Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтоло-гичность. Верно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.

В центре подхода, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям.

Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая, друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело — условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений пет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей па трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их — хуже.

Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.

Русский философ Иван Ильин писал, что семья — это частичка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как «ДОМ». Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Есть дом- затвор, человек скрывается от людей, от общения, от мира и близких [21].

Функции семьи. Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство поколения. Это основная функция, но кроме этой существует ряд социальных функций семьи. Это:

воспитательная — социализация молодого поколения;

хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

социальный контроль- ответственность членов семьи за поведение в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность

между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

духовное общение — духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусная — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональная — осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической тирании.

Социальная функция семьи. В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить через защиту семьи.

Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависти статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитания гражданина, решают их судьбу и будущее [9].

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки.

Семья- это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30%) — средства массовой информации, на 20%) — школа, на 10%> повлияла улица [35].

Типы семей. Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья — состоящая из мужа, жены и детей, семья из 3-4-х членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличивалась занятость женщины в производстве, бизнесе и коммерции.

Молодая семья- это супружеская пара, с одним ребенком или без, первый брак, продолжительность этой семьи 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.

Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья — результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождение, внебрачного ребенка.

Внебрачная семья — возникающая с рождением внебрачного ребенка. Мать как можно раньше должна объяснить ребенку о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки [13].

Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми от мужа или с детьми от жены.

У разных народов различные типы семей. П. Сорокин рассматривает три типа семей:

  • 1. Семья патриархально общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семья. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на народ, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности».
  • 2. Семья неустойчивая — приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. «Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы, они подвержены политическим страстям».
  • 3. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются как с взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни [36].

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности)- когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М, 1996) разделяют на:

патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец;

матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Таким образом, в основе семьи лежат брачные отношения, в которых как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья.

источник

Исторически исследование семьи как социального института и малой группы складывались параллельно, пересекаясь друг с другом, хотя отдель­ные представители этих традиций иногда увлекались абсолюти­зацией различий этих подходов и в полемике отказывали вправе называться наукой противоположной стороне.

Среди социологов, пытавшихся совместить «микроанализ» и «макроанализ» семьи, надо назвать прежде всего функционалистов Т. Парсонса и К. Дэвиса. Согласно подходу стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социо­культурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущ­ность семьи как социального феномена, и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом через Установление «инструментальных» отношений с другими соци­альными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» Отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Дэвиса переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости.

Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций ис­следования семьи внес американский социолог Хилл, поставивший задачу выявления среди них прежде всего те, где содержатся терми­ны, позволяющие одновременно описывать семью и как институт, и как группу.

В последние годы исследования семьи как социального инсти­тута в контексте социальных изменений осуществляются не столь интенсивно, как в 1950—60-е гг., в пору расцвета функционализма и эволюционизма. Сегодня все популярнее микроисследования се­мьи, когда внутрисемейные переменные все чаще объясняются теми же внутрисемейными феноменами и процессами. Анализ семьи как малой группы, межличностных взаимодействий заслоняет остальные области социологического изучения семьи. Поэтому не случайно, что именно символический интеракционизм (и примыкающие к нему подходы, такие, как этнометодология, теория обмена, драматурги­ческий подход и др.) оказывается теоретико-методологической основой многих исследований семьи. В свою очередь, преобладание * интеракционизма с его взаимопроникновением личности и группы, личности и общности, а также личности и общества оставляет без вни­мания антагонизм между ними, извечное противостояние и конф­ликт личности как части социума и общества как целого.

Альтернативная (фамилистсткая) школа социологии. Всем социологическим теориям, принимающим за первоэлемент общественного устройства индивида с его эгоцент­ристским стремлением к «освобождению», в том числе и от инди­видуальной ответственности за собственный «свободный» выбор, противостоит альтернативная социология семьи, рассматривающая. Семью как исходный элемент общества.

Школа альтернативной социологии противостоит всем остальным подходам как социология семьецентристская, берущая за исходный первоэлемент и отправную точку анализа семью, а не индивида, группу, обладающую целостностью, холистическими свойствами, не сводимыми к сумме индивидов, составляющих эту группу.

В рамках фамилистского подхода работал Ле Пле. Он положил начало собственно социологии семьи, поставив семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества, по Ле Пле, является семья, корневая семья (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына).

Соци­альный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе, корневой семьи, которая исключает ригидность патри­архальной семьи и «эгоистический атомизм» современной, нестабильной семьи.

Среди представителей фамилистской парадигмы можно отметить А. Карлсона, Бриджит Бергер, Дж. Дэвиса, Д. Бланкенхорна, Р. Уайтфилда, Патриция Моргана, Д. Попеное.

Б. Бергер — самая известная из них по многим своим работам. Ее главная идея заключается в том, что семья в своей нуклеарной форме (отец, мать, их дети, объединенные совместной работой в домохо­зяйстве, взаимными обязательствами и первичностью связей) спо­собствовала становлению не только рыночной экономики, но и либеральной демократии.

Попеное, социолог Рутгерского университета, пришел к выводу о кризисе всех форм семьи и семьи как социального института. На основе эмпирических данных по каждому из имеющихся в теории социальных институтов критериев их эффективности (влияние на индивида, выполнение основных функций, влияние на другие социальные институты). Независимость эгоцентри­ческих индивидов делает семью не сплоченной группой, а конгло­мератом конфликтующих одиночек, семейный образ жизни перестает быть привлекательным, на первое место выходит индивид, а не семья. Таким образом, упадок семьи являет­ся и функциональным, и структурным.

А. Карлсон раз­матывает теорию естественной семьи, но «естественной» не в смысле близости к природе или в качестве биологического происхождения парной моногамии, а в сугубо социальном смысле исторического становления социальных институтов. Естественная семья трактуется им в противовес эволюционно-прогрессистской теории развития, где все в обществе изменяется в лучшую сторону. Семья в качестве социального института участвует в социальном процессе изменений, где часто то, что было явной «причиной» в один момент, указывается «следствием» в иной период времени.

В альтернативной социологии общепризнано, что институт се­мьи оказывается в упадке, если выполнение функций по отноше­нию к обществу начинает зависеть от потребительской ячейки, все члены которой постоянно находятся вне дома и, подпадая под те или иные категории индивидов, не могут не быть клиентами соци­альных учреждений и служб «государства благоденствия», как бы берущего на себя роль семьи по заботе о личности. Государство активно способствует развалу семейного производства и домохозяй­ства, втягивая всех членов семьи в виды деятельности, создающие стоимость. Одновременно возникающие проблемы с уходом за деть­ми, их воспитанием и образованием, с социальным обеспечением одиноких людей, не имеющих семейной поддержки, ведут к расши­рению сети государственных служб, усиливающих зависимость индивида от структур бюрократического свойства. Все это в ко­нечном счете усугубляет инфляцию семейных ценностей и инсти­туциональный упадок семьи.

В теории автономности естественной семьи Карлсон предлага­ет изменить положение института семьи среди других социальных институтов, повысить автономию семьи ради упрочения внутрен­них сил семьи и роста институционального потенциала семейнос­ти; приватизировать семейную жизнь в смысле минимизации госу­дарственного вмешательства в частный мир семьи, вернуть через домашнее образование производственную функцию семьи и повы­сить престиж домохозяйства посредством укрепления его роли в национальном доходе.

Таким образом, разрешение проблем разводов и низкой рожда­емости (и других проявлений социальной патологии) ставится в за­висимость от успеха радикальных преобразований в социальной системе, сфокусированных на принципиальное изменение положения института семьи в обществе. Фактически задача соединения семьи и работы на основе компьютерного труда в рамках домохозяйства, внедрения (дополнительно к существующей практике дополнительного образования) домашнего обучения детей родителями является, по сути, социальным проектом школы альтернативной социологии.

источник

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин — суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

2. Следующая важнейшая функция семьи — функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

3. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной — двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

— по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);

— по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

— по географическому признаку: сельская и городская семья;

— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

— аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

— супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре-чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» — государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу.

Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина — с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже — в СССР и странах восточной Европы.

В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

6. Условия стабильности брака и причины развода.

Многочисленные зарубежные исследования влияния различных аспектов добрачного поведения на качество брака позволили установить, что на качество брака влияют следующие факторы:

1) гомогенность, т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов;

2) наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, более старшие возрастные категории, уровень социального статуса, степень знакомства,
уровень культуры, уровень самооценки и физическое здоровье;

3) воспитание и образцы поведения в родительской семье;

4)поддержка со стороны друзей и родственников;
Статистика свидетельствует, что средний возраст девушек,

вступающих в брак — 21-22 года, юношей — 22-24. Многие из молодоженов еще учатся или работают на низкооплачиваемых должностях, что является одной из весьма существенных причин разводов.

Однако надо иметь в виду, что разводы могут играть и позитивную роль, ибо избавляют супругов от психологической или сексуальной несовместимости, от чувства враждебности друг к другу, неприязни и т.п.

Исследователи выделяют несколько основных типов разводов:

1) «развод-кара», господствовавший в Европе, да и в России в XIX веке, когда один из супругов совершал какое-либо прегрешение;

2) «развод-исцеление», когда суд не ищет виновных, а доказывает факт прекращения брака (этот тип развода преобладает в современном мире);

3) «развод-подтверждение», который осуществляется автоматически при взаимном согласии супругов.

В ходе недавно проведенного социологического опроса респондентам был задан вопрос, «Является ли отсутствие любви к мужу (жене) уважительной причиной для развода, если во всем остальном семейная жизнь протекает благополучно?» Опрос показал, что и для мужчин и для женщин значим фактор утраты любви, но для женщин еще важнее изначальное отсутствие любви к мужу. Однако социальная норма, требующая от вступающих в брак взаимной любви, отнюдь не абсолютна. Как считают некоторые современные исследователи (А.Б.Синельников), нормы обязательного брака вполне реальны и выполнимы для большинства людей (эта социальная норма господствовала в прежние эпохи), а вот норма брака по взаимной любви (современная социальная норма) заведома нереально для очень многих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник