Меню Рубрики

Содержание экономического анализа как инструмента управления

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

Ответы. Анализ.

Сущность и содержание экономического анализа как инструмента управления.

Целью КЭАХД является повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Объект – результаты хоз.деятельности предприятия. Предмет – хоз.процессы предприятий. Эти процессы могут хар-ся определенными результатами: объемом производства, его эффективностью, издержками, фин.состоянием.

Под предметом экономического анализа понимается исследование хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хозяйствующих субъектов с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов их деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, и их социально-экономическая эффективность.

Содержание КЭАХД: КЭА требует применения спец.знаний, которые позволяют:

-исследовать экон.процессы и их взаимосвязи

-раскрывать тенденции хоз.развития с определением неисп.резервов.

-научно обосновывать планирование с объективной оценкой выполнения планов

-раскрывать тенденции и пропорции хоз.развития с определением неисп.резервов.

Вся произв.деят-ть предприятий и их фин.результаты зависят от соблюдения принципов коммерч.расчета. в этом случае принцип матер.заинтересованности обеспечивает необходимое сочетание интересов предприятия и коллектива, личного и общественного.

КЭА представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хоз.деят-ти орг-и.

К осн.понятиям КЭА относятся его полнота и всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность.

КЭА требует изучения всех сторон деят-ти орг-и. КЭА не состоит из простой суммы анализа отдельных сторон пр-ва и отдельных обобщающих пок-лей. Полнота и всесторонность анализа – одно из условий его комплексности – это использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, пок-ли и факторы пр-ва в единую систему. Единая цель служит организующим началом согласования результатов эк.анализа с результатами отдельных его частей или сторон. На практике отдельные виды анализа встречаются редко.

На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются разные виды анализа. Основу принятия решений по регулированию пр-ва дает оперативный анализ. КЭА основывается на системном подходе различных экон.и хоз.процессов на предприятии.

Преимущество КЭА в том, что он позволяет осущ-ть комплексный поиск резервов повышения эф-ти пр-ва. Проведение комплексного экономического анализа требует не только соответствующей информационной базы, но и четкой классификации факторов влияющих на деятельность предприятия. Основу классификации составляет деление их по характеру воздействия на результативные показатели (экстенсивные и интенсивные).

Экстенсивные факторы – обуславливают колич.прирост результативного пок-ля за счет расширения сферы его воздействия как во времени, так и в пространстве. Для повышения эф-ти колич.воздействия недостаточно. Каждое предприятие стремится усилить воздействие интенсивных факторов, в которых проявляется степень усилий предприятия, напряженности труда в бизнесе. В частности, если предприятие не будет обеспечивать рост производительности труда, повышение фондоотдачи по всем используемым ресурсам, рентабельности капитала и т.д., то не сможет поддерживать расширенное воспроизводство и успех бизнеса на перспективу(т.е интенсификация представлена качественными изменениями).

Виды экономического анализа, их классификация и особенности проведения. Взаимосвязь различных видов.

Анализ управления производством и продажей товаров.

Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:- получение максимальной прибыли;

— учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

— полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

— максимальное снижение производственных затрат, оптимальное использование производственной мощности организации.

При разработке производственной программы следует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и загрузку производственных мощностей. На основании производственной программы должны быть сформированы все разделы комплексного плана предприятия.

Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов.

Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями.

Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

2. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства. Для оценки ресурсного потенциала организации удобно подразделять всю совокупность ресурсов на три группы: основные средства, материальные и трудовые ресурсы. Эти три вида ресурсов обеспечивают достижение целей орг-и.

-Основные средства представляет собой наиболее значимую часть активов орг-и. Основные средства следует анализировать по трем основным направлениям: (а) наличие и состояние; (б) поступление и выбытие; (в) эффективность использования.

— Сырьевые и материальные ресурсы являются не менее важным компонентом технологического процесса. Структура их разнородна, однако с позиции производства основной продукции наиболее существенны производственные запасы.

-Анализ трудовых ресурсов выполняется по четырем направлениям: (а) наличие и состояние; (б) движение; (в) использование; (г) стимулирование.

Оценка рассмотренных факторов производства должна выполняться регулярно в рамках внутреннего анализа и базироваться на данных оперативного и бухгалтерского учета и внутренней отчетности.

3. Анализ и управление затратами. Эффективная работа организации характеризуется ростом прибыли. Прибыль определяется как превышение доходов над расходами (затратами). В рамках решения задачи повышения доходов проводится анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, ритмичности производства и продаж, эффективности ценовой политики и др.

Задача снижения расходов подразумевает планирование и контроль исполнения плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

4. Финансовый анализ деятельности организации является существенной составляющей комплексного анализа.

При оценке финансовых результатов рассчитываются показатели прибыли и рентабельности, т.е. отражается результативность и эффективность работы за отчетный период. При оценке финансового состояния рассчитываются показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость. Анализ деловой активности включает показатели, характеризующие оборачиваемость средств. При анализе инвестиционной деятельности исследуются показатели, оценивающие эффективность финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8903 — | 7579 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Предметом КЭАХД являются экономические процессы, происходящие как в самой организации, так и в ее структурных подразделениях, в совокупности и во взаимодействии составляющие хозяйственную (экономическую) деятельность организации. Следовательно, комплексность и системность являются базовыми принципами проведения КЭАХД.

Основная цель экономического анализа – подготовка обоснованных управленческих решений, направленных на повышение экономической эффективности общественного производства.

Общими для всех отраслей народного хозяйства задачами анализа являются:

  • исследование экономических процессов в их взаимосвязи складывающейся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  • научное обоснование бизнес-планов, объективная оценка степени их выполнения;
  • выявление положительных и отрицательных факторов и количественное измерение степени их влияния на изменение изучаемой характеристики;
  • раскрытие тенденций развития хозяйствующего субъекта и определение величины неиспользованных резервов;
  • разработка оптимальных управленческих решений, направленных на максимальное использование выявленных резервов и рост эффективности хозяйствования.

Из требований к управлению экономикой вытекают следующие принципы комплексного экономического анализа:

НАУЧНОСТЬ – познание требований экономических законов развития; использование достижений науки и техники (отечественных и зарубежных), изучение и обобщение передового опыта, обоснование прогнозов, вариантов планов и управленческих решений; правильная оценка их эффективности.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – исследование экономики, как системы в соответствии со своими законами и закономерностями. Системный подход обусловлен требованиями диалектического метода к исследованию хозяйственных явлений.

КОМПЛЕКТНОСТЬ т.е. системное исследование объекта в тесной взаимосвязи всех его элементов – всех подразделений и аспектов деятельности. Дает возможность оценки влияния отдельных факторов на результаты работы организации в целом.

СРАВНЕНИЕ — основной прием экономического анализа и разного рода экономических расчетов. Никакие абсолютные значения показателей не могут дать реальной оценки работы. Чтобы оценить любой показатель, мы должны его с чем-либо сравнить.

КОНКРЕТНОСТЬ — практическая полезность, значимость, оперативность экономического анализа для конкретной организации в конкретные периоды исследования.

КЭАХД состоит из четырех базовых направлений деятельности организации:

1. КЭА операционной (производственной) деятельности (КЭАОД);

2. КЭА финансовой деятельности (КЭАФД);

3. КЭА инвестиционной деятельности (КЭАИД);

4. КЭА инновационной деятельности (КЭАИНД).

SWOT-анализ как комплексная методика экономической диагностики.

Управленческий анализ (диагностика) — это процесс комплексного анализа внутренних и внешних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Результаты внутренней диагностики демонстрируют, насколько эффективно проводится управленческая деятельность в настоящий момент (какие функции менеджмента или маркетинга выполняются, кто их выполняет, насколько эффективно они выполняются — то есть оправданы ли затраты времени и денег на выполнение).

Внутреннюю среду (микросреду) можно исследовать по ключевым показателям (к примеру, с помощью портфельного анализа оценивается выпускаемый ассортимент товаров и услуг фирмы)

Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами.

2. Выявить возможности и угрозы внешней среды.

3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

4. Сформулировать основные направления развития предприятия.

В процессе проведения SWOT-анализа аналитик ищет ответ на следующий ряд вопросов:

· Каковы сильные и слабые стороны фирмы (в настоящее время и прогнозируемые)?

· Каково влияние на деятельность фирмы внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же

· Насколько фирма может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде?

· В какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать?

· Какую оценку можно дать фирме и ее бизнес — направлениям (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз)?

· Какие стратегии следует внедрить и реализовать на фирме при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании?

Этапыпроведения SWOT – анализа:

Первый этап SWOT-анализа. На первом этапе исследования компания составляет список своих сильных и слабых сторон. Сила – это то, в чём компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость – это отсутствие чего-то важного для её функционирования или то, что не удается компании, или нечто, ставящее её в неблагоприятные условия.

К потенциально сильным сторонам компании можно отнести хорошую репутацию в глазах потребителей, низкие издержки, лидерство по «кривой опыта», совершенство управления, отлаженную систему управления продукции и т.п.

К потенциально слабым сторонам компании можно отнести отсутствие чёткой стратегии, устаревшие производственные мощности, плохо организованную систему сбыта, узкую номенклатуру выпускаемой продукции и т.п.

Второй этап SWOT-анализа. Компания составляет список возможностей и угроз, заключённых во внешней среде.

Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных до интересующих фирму в последнюю очередь.

Оценивая возможности отрасли, необходимо помнить, что интересы отрасли и интересы компании – это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности. Слабые и сильные стороны компании, а также её способности конкурировать позволяют ей лучше использовать одни возможности, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, которые обеспечивают компании максимальный рост прибыли, а также те, которые являются приемлемыми для компании в финансовом отношении.

На третьем этапе SWOT-анализа определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется матрица SWOT.

На четвёртом этапе SWOT-анализа оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом.

Некоторые сильные стороны компании весомее, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в формировании её стратегии.

При определении значимости фактора оценивают силу его влияния на положение компании. Кроме этого, анализируя возможности угрозы, оценивают вероятность использования возможности или реализации угрозы. Основным методом при проведении данного исследования является метод экспертных оценок.

Если руководство компании не знает её сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению фирмы. Таким образом, SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 372 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

1. Содержание, предмет и принципы экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

• исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

• научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения;

• выявлением положительные и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

• раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

• принятием оптимальных управленческих решений.

Наиболее важные моменты анализа – установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности причин и факторов.

Содержание экономического анализа как научной дисциплины вытекает из его функций:

1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предпринимательства;

2) научное обоснование текущих и перспективных планов;

3) контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;

4) поиск резервов повышения эффективности производства;

5) оценка результатов работы предприятия по выполнению планов, достигнутого уровня развития экономики, использование имеющихся возможностей;

6) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Базовые принципы экономического анализа:

1. Принцип научности, который предусматривает глубокое познание объективной реальности функционирования экономической системы, влияния объективных факторов на ее изменение и развитие; применение научной методики и организации аналитических исследований.

2. Принцип системности, который предусматривает исследование экономических явлений и процессов как сложных систем с функционально-структурным строением элементов взаимосвязи и взаимообусловленности их составляющих.

3. Принцип комплексности тесно связан с принципом системного подхода: определяется тем, что в анализе экономических явлений и процессов как сложных систем следует комплексно оценивать входные параметры функционально-структурного строения, их изменение и развитие на исследуемом объекте в пространстве и времени, количественные, качественные признаки, исходные (результативные) параметры этого процесса.

4. Принцип конкретности и действенности экономического анализа означает целевую направленность исследований на конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели.

5. Принцип рейтинговой оценки предусматривает определение приоритетов в достижении поставленной цели, очередности осуществления мероприятий, направленных на целевое изменение и развитие экономических систем. Рейтинговая оценка проводится по критериям, которые определяют конечную цель функционирования экономической системы. Для достижения промежуточных целей могут использоваться другие критерии рейтинговой оценки.

6. Принцип демократичности, массовости экономического анализа предполагает участие в аналитическом процессе широкого круга заинтересованных лиц, а не только специалистов-аналитиков, а также широкую доступность, прозрачность, убедительность выводов и предложений. Этот подход позволяет наиболее полно выявить имеющиеся резервы и недостатки, более взвешенно принимать решение.

Соблюдение названных принципов является необходимым условием проведения аналитических исследований, гарантом достижения поставленных целей и решения конкретных задач.

источник

Экономический анализ – это наука, которая состоит из системы специальных знаний, связанной с:

  • Изучением экономических процессов и их взаимосвязей, которые складываются под воздействием экономических законов и субъективных факторов;
  • Научным объяснением бизнес-планов, правильной оценкой степени их выполнения;
  • Определением положительных и отрицательных факторов, а также количественным измерением их влияния;
  • Выявлением тенденций и пропорций развития экономики, определением внутрихозяйственных резервов;
  • Принятием рациональных управленческих решений.

Самыми важными моментами анализа являются установление взаимосвязи причин и факторов, их взаимозависимости и взаимообусловленности.

Экономический анализ выполняет многие функции, к ключевым из которых относятся:

  1. Изучение особенностей действия законов экономики, установление тенденций и закономерностей экономических процессов и явлений в определенных условиях хозяйственной деятельности;
  2. Научное объяснение текущих, а также перспективных планов;
  3. Контроль выполнения планов, управленческих решений, экономного использования ресурсов;
  4. Определение резервов увеличения эффективности производства;
  5. Выработка мероприятий по вовлечению в работу выявленных резервов;
  6. Оценка результатов деятельности фирмы по выполнению плана и использование всех возможностей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы организаций, объединений, социально-экономическая эффективность, окончательные финансовые результаты деятельности, которые складываются под воздействием как объективных, так и субъективных факторов, что отражается через систему финансовой информации.

Далее рассмотрим важнейшие принципы экономического анализа, их 6:

  1. Принцип научности;
  2. Принцип системности;
  3. Принцип комплексности;
  4. Принцип действенности и конкретности;
  5. Принцип рейтинговых оценок;
  6. Принцип демократичности.

Под принципом научности подразумевается глубокое исследование объективной реальности действия экономической системы, ее зависимости от объективных факторов, применение научных методов и организация аналитических мероприятий.

Принцип системности заключается в исследовании экономических процессов и явлений в качестве сложных систем, имеющих функционально-структурное строение элементов взаимосвязи и взаимообусловленность составляющих.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип комплексности предполагает, что при анализе экономических процессов и явлений в качестве сложных систем необходимо проводить комплексную оценку входных параметров функционально-структурного строения, их изменения и развития на изучаемом объекте во времени и пространстве и т.д.

Под принципом действенности и конкретности понимается целевая направленность исследований на заданную практику и результативность в намеченной цели.

Принцип рейтинговых оценок подразумевает выставление приоритетов в достижении намеченной цели, соблюдение очередности проведения мероприятий, которые направлены на целевое изменение экономических систем.

Под принципом демократичности понимается участие в процессе анализа большого круга заинтересованных, а не только аналитиков и специалистов, широкая доступность, убедительность, прозрачность выводов и предложений.

Все перечисленные принципы необходимо соблюдать в процессе аналитических исследований.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Основой количественных методов является изучение конкретных числовых показателей, что позволяет определить характер изменения показателей, степень влияния отдельных факторов на исследуемый показатель, найти наиболее рациональное решение в управлении.

Количественные методы в свою очередь делятся на бухгалтерские, экономико-математические и статистические.

Бухгалтерскими методами являются балансовый метод и метод двойной записи.

Экономико-математические методы анализа:

  • Методы и способы элементарной математики;
  • Традиционные методы анализа: интегрирование, дифференцирование и вариационное исчисление;
  • Методы эконометрики: производственные функции, национальное счетоводство, межотраслевой баланс;
  • Корреляционно-регрессионный анализ;
  • Линейное и нелинейное программирование, оптимизация, динамическое программирование;
  • Методы теории игр, теории массового обслуживания и т.д.;
  • Метод имитации, системный анализ, метод моделирования.

Статистические методы: статистическое наблюдение, расчет средних величин, ряды динамики, методы сводки и группировки, метод расчета индексов, графические и табличные методы.

При помощи качественных методов можно выявить общие направления изменений в показателях, тенденции развития или же упадка, не прибегая к точным количественным оценкам. Качественные методы включают: метод разработки сценариев, метод мозгового штурма, деловые игры, метод экспертных оценок.

К инструментам экономического анализа относятся: средние величины, предельные, номинальные, реальные.

Средние величины представляют собой обобщающие показатели, которые отражают типичные размеры признаков однородных явлений, изменяющихся количественно, показывают общий уровень данного признака по отношению к единице совокупности.

С помощью предельных величин измеряется только последняя единица, а ее размеры в большинстве случаев не совпадают с размером предыдущих.

Номинальные и реальные величины (показатели) относятся к финансовым, и возникли по причине изменения стоимости денег при инфляции.

Номинальные показатели отражаются в будущем, не учитывая стоимость денег во времени, т.е. в как есть в денежных единицах.

Реальные показатели отображаются в будущем при учете стоимости денег во времени. Реальные показатели обладают сопоставимостью, поскольку находятся в одном измерении.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Материал, изложенный в этой теме, поможет познакомиться с теорией экономического анализа, предметом и методом экономического анализа, его целями и содержанием, а также с информационным обеспечением экономического анализа.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов является логическим продолжением бухгалтерского учета, так как информационная и контрольная функции бухгалтерского учета не могут быть реализованы в полной мере без анализа его данных. Экономический анализ деятельности предприятий возник и развился как анализ по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Свойственная бухгалтерскому учету система стоимостного обобщения хозяйственных операций путем их группировок и двойной записи создает предпосылки для разработки аналитических стоимостных показателей эффективности хозяйственной деятельности и их увязки с натуральными показателями для дифференциации этих показателей по отдельным участкам и выявления влияния этих участков на обобщающие стоимостные показатели эффективности хозяйственной деятельности. Между экономическим анализом и бухгалтерским учетом существует и обратная связь. Анализ способствует совершенствованию бухгалтерского учета путем повышения его аналитической функции. Требования анализа учитываются при обосновании объекта учета, планируемых показателей, формировании плана счетов, первичных документов и форм отчетности, а также при автоматизации бухгалтерского учета.

Экономический анализ как экономическая наука:

  • • исследует экономические процессы в их взаимосвязи и зависимости;
  • • выявляет положительные и отрицательные факторы и количественные измерения их действий;
  • • раскрывает закономерности хозяйственного развития;
  • • определяет неиспользованные резервы;
  • • обобщает результаты проведенного анализа и на его основе принимает управленческие решения.

Анализ (analysis) — разложение, разъединение изучаемой совокупности на отдельные элементы. Экономический анализ — наука прикладная, опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека.

Экономический анализ как практика — вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Предметом экономического анализа является изучение финансовохозяйственной деятельности организации, ее конечных финансовых результатов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов с целью повышения эффективности и увеличения отдачи от вложенных средств.

Метод экономического анализа — это диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Метод анализа — это системный комплексный подход к изучению деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению взаимосвязанного влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности — это область знаний, необходимая любым пользователям. В широком смысле без аналитического мышления невозможно решить ни одной задачи. Для обоснования управленческого решения и грамотного экономического расчета необходимо обладать определенными навыками, которые дает знание соответствующих научных методик экономического анализа.

Формирование рыночной экономики обусловливает в первую очередь развитие анализа на микроуровне, т.е. на уровне отдельных подразделений, участков, так как именно низовые звенья составляют основу рыночной экономики при любой форме собственности.

В процессе экономического анализа постоянно приходится сталкиваться с изменением цен, тарифов, ставок, что ведет к изменению экономических показателей. Фактор цен, независимых от работы организации, исключается путем индексных пересчетов.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

К задачам экономического анализа относятся:

  • • исследование экономических явлений, факторов и причин, обусловивших их;
  • • повышение научно-экономической обоснованности бизнес- планов и нормативов;
  • • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес- планов и соблюдения нормативов;
  • • определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • • выявление и измерение внутренних резервов хозяйственной деятельности организаций.

В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов и методов, применяемых для обработки экономической информации. Методика экономического анализа включает в себя широкий арсенал традиционных статистических, бухгалтерских, математических методов и современных приемов, разработанных как в зарубежной, так и в отечественной практике.

Методы и приемы экономического анализа — это:

  • • способ сравнения (сравнение отчетных показателей с плановыми, с показателями предшествующих периодов, со средними показателями рыночной экономики и др.);
  • • способ абсолютных разниц характеризует размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей;
  • • относительные показатели характеризуют степень выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства;
  • • средние величины дают обобщающую характеристику массовых, качественно однородных экономических явлений (средняя арифметическая простая, взвешенная, скользящая, средняя гармоническая и др.);
  • • индексный метод позволяет сравнить такие явления, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию (индекс производительности труда, индекс затрат времени и др.);
  • • метод цепных подстановок позволяет выявить множество факторов. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической;
  • • сводка и группировка — путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности и др.;
  • • ряды динамики — рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Для характеристики изменения уровня динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста;
  • • элиминирование — метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них;
  • • графический метод — зависимость между показателями изображается при помощи диаграммы (графика).

Количественные методы, которые используются в практике экономического анализа, подразделяют на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

  • • статистическое наблюдение — запись информации по определенным принципам и с определенными целями;
  • • абсолютные и относительные показатели (коэффициенты, проценты);
  • • расчеты средних величин: средние арифметические простые, взвешенные, геометрические;
  • • ряды динамики: абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;
  • • сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
  • • сравнение: с конкурентами, с нормативами, в динамике;
  • • индексы — влияние факторов на сравниваемые показатели;
  • • детализация, графические методы.

К бухгалтерским методам экономического анализа относят:

  • • метод двойной записи;
  • • бухгалтерский баланс;
  • • калькуляция себестоимости отдельных изделий;
  • • нормативный метод;
  • • метод отклонений.

Экономико-математические методы экономического анализа — это:

  • • методы элементарной математики;
  • • классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;
  • • методы математической статистики: изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;
  • • эконометрические методы: статистическое оценивание параметров экономических зависимостей, в том числе производственных функций; межотраслевого баланса народного хозяйства и т.д.;
  • • методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратическое и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;
  • • методы исследования операций: управление запасами; методы технического износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний; методы экономической кибернетики;
  • • эвристические методы;
  • • методы экономико-математического моделирования и факторного анализа, используемые для решения специфических задач финансового анализа.

Теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления, представляет собой вид экономического анализа. Можно выделить следующие виды экономического анализа:

  • • макроэкономический анализ — это анализ мирового хозяйства, комплексный анализ народного хозяйства страны;
  • • микроэкономический анализ — это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих.

Рассмотрим классификацию видов анализа хозяйственной деятельности организации. В зависимости от содержания процесса управления организацией по итогам деятельности за тот или иной период выделяют:

  • • перспективный (прогнозный) анализ — проводится с целью определения возможных значений результатов хозяйственной деятельности в будущем;
  • • оперативный анализ — представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс хозяйственной деятельности, проводится сразу после совершения хозяйственных операций, призван выявлять недостатки в хозяйственной деятельности;
  • • текущий (ретроспективный) анализ — проводится на основе данных о хозяйственной деятельности организации за несколько прошедших периодов, позволяет оценить работу предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год и более длительные периоды нарастающим итогом.

В зависимости от субъекта управления организацией выделяют финансовый анализ (субъект анализа — внешние пользователи информации) и управленческий анализ (субъект анализа — руководство организации). Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет.

Схема разделения анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий изображена на рис. 6.1.

Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

  • • выявляет степень сбалансированности между движениями материальных и финансовых ресурсов, оценивает потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.;
  • • позволяет оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
  • • позволяет проконтролировать правильность составления финансовых потоков организации, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат.

Управленческий анализ необходим для решения задач тактического и стратегического управления.

В зависимости от методов изучения объекта выделяют комплексный системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, факторный, балансовый, горизонтальный, вертикальный, трендовый, корреляционный, маржинальный анализ и т.д.

Комплексный анализ — это полный, т.е. всесторонний, а также системный анализ, предполагающий наличие единой цели, согласованность анализа всех показателей и сторон хозяйственной деятельности организации во взаимосвязи.

Рис. 6.1. Примерная схема анализа хозяйственной деятельности 1

В комплексном анализе предполагается использование системы показателей, имеющих взаимную связь и обусловленность. Профессор А.Д. Шеремет при проведении комплексного системного анализа выделяет шесть основных этапов. [1]

  • 1. Представление исследуемого объекта как системы с определением целей и условий ее функционирования.
  • 2. Разработка системы аналитических и синтетических показателей.
  • 3. Схематичное изображение системы.
  • 4. Проведение классификации факторов и показателей, определение взаимосвязей между ними.
  • 5. Формирование модели системы на основе предшествующих этапов.
  • 6. Проведение исследования с использованием разработанной модели.

Схема комплексного экономического анализа, предложенная проф. А.Д. Шереметом, изображена на рис. 6.2.

Методика комплексного анализа включает в себя следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости организации; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия, анализ финансовых результатов. Финансовое состояние организации характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Рис. 6.2. Схема системы комплексного экономического анализа 1

Шеремет А. Д. Указ. соч. С. 147.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовой отчетности. Среди них можно выделить:

  • • горизонтальный (временной анализ) — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • • вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
  • • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • • сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;
  • • факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на сопоставимые части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель;
  • • корреляционный анализ — использование методов множественного и парного корреляционного анализа. Коэффициент множественной корреляции характеризует тесноту связи между результатным показателем и набором факторных показателей. Коэффициент частной корреляции используется в анализе хозяйственной деятельности при изучении связи между показателями х и у, когда требуется исключить воздействие третьего показателя z, выступающего как общий фактор изменения анализируемых показателей;
  • • маржинальный анализ — оценка эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли;
  • • дисперсионный анализ — анализ и исследование причин отклонений фактических затрат от нормативных.

Отклонение считается благоприятным, если величина фактических затрат меньше величины нормативных затрат; оно неблагоприятно, если фактические затраты превышают величину нормативных затрат. Неблагоприятные отклонения нуждаются в дальнейшем исследовании причин своего возникновения.

Существующие методики финансового анализа деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, опубликованные в различных инструктивных материалах, ведомственных приказах, специальной литературе, как правило, включают в себя следующие основные взаимосвязанные блоки исходных и расчетных показателей:

  • • финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль;
  • • рентабельность капитала, активов, производства и продажи продукции;
  • • деловая активность: оборачиваемость и эффективность использования ресурсов (активов, капитала);
  • • финансовое состояние: структура и динамика показателей баланса, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость.

По результатам экономического анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу.

Анализ данных отчетности приобретает все большее значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснованности требуются рациональные и логические аргументы.

Значение экономического анализа организации трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии организации. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Качество же самого экономического анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных финансовой отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение.

По результатам экономического анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу.

Аналитическая информация окажется бесполезной для целей управления, если не будут соблюдены необходимые принципы анализа — уместность, достоверность, сравнимость, существенность.

Уместность и достоверность — это два первоочередных качества, делающих аналитическую информацию полезной для принятия решения. Уместной является та информация, которая способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение. Другими словами, финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и достоверности. Информация достоверна, если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.

Сравнимость пересекается с уместностью и достоверностью. Сравнение есть один из основных приемов финансового анализа для увеличения полезности аналитических выводов при принятии управленческого решения. Альтернативность выбора зависит от результатов сравнения данных с предшествующими периодами, с данными других предприятий, с прогнозными данными или планом.

Существенность характеризует уровень ценности аналитических выкладок для решения аналитической задачи. Существенность зависит от совокупности многих факторов, в том числе и от степени владения специалистом технологией проведения анализа. Опытный аналитик широко применяет дополнительные аналитические приемы — использование внешней информации, косвенных свидетельств, например учет взаимоотношений организации с партнерами. Может использоваться и дополнительная информация — нормативная, о технической подготовке производства, экспертная и т.д. К примеру, финансовые отчеты не содержат сведения о кадрах организации, характере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинговых мероприятиях, что может сыграть важную роль в анализе. Однако главным фактором существенности является способность подробно проанализировать финансовую отчетность предприятия как основную информационную базу анализа.

Такая информация может быть получена в результате комплексного анализа финансовых отчетов, проведенного по научно обоснованной методике.

Практика показывает, что существующие методы экономического анализа необходимо совершенствовать. Это можно осуществить на основе применения апробированной системы бухгалтерского учета в организации. Проводимый анализ должен основываться прежде всего на принятых практикой формализованных принципах бухгалтерского учета, которые формируют систему учета всех средств организации и результатов от их использования в процессе хозяйственной деятельности.

источник