Меню Рубрики

Смотри как облаком живым анализ

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом. Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе, которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

источник

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»— позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

источник

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

источник

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты. Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с человеческой мыслью. Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю». Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

Агния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» — стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же,

Родилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно,

Это стихотворение написано в 1806 году и имеет несколько редакций. Сперва, Батюшкову не очень понравился результат, поэтому он несколько раз его видоизменял, вычеркнув неподходящие слова, по его мнению. Для того, чтобы закончить стихотворение,

Супружеские отношения поэта со своей супругой были весьма непросты. Они были знакомы еще с ранних лет, сначала дружили, потом он в нее влюбился. Ахматова, в свою очередь, хотела встретить принца, давно придуманного ею.

Александр Сергеевич всегда мастерски умел передать человеческие чувства посредством изображения окружающей его природы, не исключением из этого правила стало и данное стихотворение. Произведение написано

источник

1.История создания
2.Жанр
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль

1. История создания. Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.

2. Жанр стихотворения – философская лирика, проникнутая идеями романтизма.

3. Основная тема стихотворения – сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

4. Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет – фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.

5. Размер. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.

6. Выразительные средства. При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».

7. Главная мысль стихотворения – ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»- позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

источник

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

Читайте также:  Как можно сдать анализ на хламидии

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан».

Тип урока : комбинированный

Форма проведения :урок-исследование

Цели : погружение в мир поэтического слова.

введение учащихся в сложный мир поэзии Ф. И. Тютчева.

образовательные: формирование навыков анализа лирического произведения, представления об индивидуальном творческом стиле поэта (Ф. И. Тютчева).

развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи.

в оспитательные : воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, гордости за причастность к великой русской литературе; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальные и групповые задания исследовательского характера

иллюстрирование художественных произведений

текст стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан»

портрет Ф. И. Тютчева (1803 – 1873)

иллюстрации к стихотворению поэта

Толковый словарь русского языка

Эпиграф:
«Тютчев – один из самых замечательных русских поэтов. » И. С. Тургенев.

1) Подготовка к восприятию материала

Сегодняшний урок посвящен творчеству замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева.

Мотивация учебной деятельности.

Анализируем эпиграф к занятию, пытаемся совместными усилиями сформулировать цели урока. Вспоминаем, что наша главная задача на уроках литературы – стать талантливыми читателями.

Актуализация знаний учащихся.

Биография Ф.И.Тютчева.Слово учителя.

Фёдор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).

В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии свел знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями.

Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; когда тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попала в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

Несмотря на талант и всеобщее признание, Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.

Тютчев — гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека.

В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности — где-то в подоснове его «шевелится» хаос, под златотканным покровом дня скрывается ночь, в избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, людская любовь лишь роковой поединок, грозящий гибелью.

Современник многих войн и социальных потрясений, Тютчев воспринимает свое время как «минуты роковые», канун великих событий. Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками.

Тютчев вошёл в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пейзажной, любовной лирики. Но прежде всего в произведениях Тютчева выделяются философские мотивы, связанные с осмыслением человека и мира. Это напряжённые и глубокие раздумья над вечными тайнами жизни и смерти, связи человека и природы …

Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы.

Это нашло отражение в стихотворении “Фонтан”

Анализ стихотворения «Фонтан»

История создания стихотворения. Слово учителя.

Точное время создания стихотворения «Фонтан» неизвестно (по одним источникам это 1836 год, по другим – середина 30-х годов XIX века). Десятилетие с середины 20-х до середины 30-х годов – время расцвета таланта Ф. И. Тютчева. В это время он создает такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» и т. д. В те годы поэт находится на дипломатической службе за границей, в Мюнхене. Его близкий друг И.С. Гагарин, мечтая познакомить столичных литераторов с творчеством своего друга, просит поэта прислать подборку своих стихотворений. Ф. И. Тютчев вскоре выполнил просьбу друга, сопроводив стихи таким письмом: «Вы просили меня прислать вам мое бумагомаранье. Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним, что хотите. Я питаю отвращенье к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной. От нее до тошноты пахнет затхлостью. ». Стихи были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году в номерах 3 и 4 за подписью «Ф. Т.». Вместо 5, 6 стихотворений, как планировалось, опубликовано 24 (видимо, они так понравились Пушкину). Среди них – стихотворение «Фонтан».

Тютчеву в это время 33 года – возраст Христа, мудрости, божественных откровений. Стихи, написанные в это время, отличает глубокое содержание, совершенная, гармоничная форма. Попытаемся это увидеть, размышляя над стихотворением «Фонтан». Напоминаю, что в своем исследовании мы опираемся на составленный нами ранее примерный план анализа лирического произведения и, как обычно, используем его творчески, т. е. останавливаемся на наиболее значимых для данного текста аспектах исследования и проводим анализ в том порядке, который «подсказывает» сам текст.

Выразительное чтение текста. Выступление учащегося.

Словесное рисование, обращение к иллюстративному материалу (фотографии фонтанов Петродворца).

Прошу детей словами описать то, что они представили, слушая стихотворение, интересуюсь, какие строки помогли представить это особенно отчетливо. Спрашиваю ребят, совпадает ли картина, созданная воображением, с обликом известных им фонтанов (опираемся в разговоре на жизненный опыт детей и фотографии фонтанов Петродворца). С помощью словаря выясняем значение незнакомых слов «водомет», «длань», «стремит», «метет», «смертной). .

Образ фонтана нередко встречается в русской поэзии. Попытаемся анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева.

В первой строфе Тютчев описывает фонтан , он видит его живым существом, находящимся в движении:

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым…

В этих строках глаголы убыстряют движение, создают представление о том, что движение это бесконечно, спонтанно, неравномерно.

В последующих строках сказано, что фонтан хочет лучом подняться к высоте заветной, но мы чувствуем, что это уже не фонтан , а нечто иное, живое, жаждущее света, блаженства. Это человеческая мысль, непокорная и мятежная…

«…И снова пылью огнецветной // Ниспасть на землю осужден…». Разве фонтан осужден упасть на землю? Нет, это человек, возвысившись до возможных для него пределов, осужден пасть как прах. Слово «пыль» в стихотворении имеет иной смысл, смысл «праха человеческого».

Во второй строфе мы видим, что хоть и смертен человек, но помыслы его бессмертны и неистощимы. Разум человека свободен от его тела. Водомет человеческих мыслей бесконечен. Но закон природы «непостижимый» не дает этим помыслам возвыситься до Бога, до Высшего Разума. Судьба своей «дланью роковой» свергает нас вниз, и мы уходим в небытие… Даже у человеческих мыслей есть предел, ибо смерти и Бога нам не преодолеть.

1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями( «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая»
2) эпитет «живой». Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека.
3) стихотворный размер – четырехстопный ямб, один из самых распространенных размеров в русской поэзии XIX века.

У Тютчев фонтан визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
Образ фонтана наполнен различным содержанием: это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию. »

Стихотворение композиционно делится на две части: первые 8 строк создают образ непрерывного движения воды в фонтане, как бы иллюстрируют прямое значение слова «фонтан» — струя воды, бьющая вверх. Во второй части речь идет о мысли, разуме человека, задействовано теперь переносное значение слова «фонтан» — неиссякаемый, обильный поток чего-либо (словарная статья – на доске). Подчеркивает двухчастную структуру деление на строфы. Сообщаю детям, что в некоторых изданиях текст не разделен на строфы. Есть ли в этом своя логика? Учащиеся должны подметить неразрывную внутреннюю связь двух частей текста: первая – иллюстрация, наглядная картинка, вторая – размышление. Предполагаем, что сопоставление частей, возможно, поможет нам понять идею стихотворения.

Вторая строфа более эмоциональна. Если в первой мы отмечаем « спокойные» знаки препинания ( запятая, точка, тире, точка с запятой), то вторая строфа «преподносит» нам восклицательный, вопросительный знаки и даже особый синтетический знак препинания

(. ). Это убеждает: философское зерно стихотворения, его идею надо искать именно здесь. Благодаря риторическим восклицаниям и риторическому вопросу вторая строфа вовлекает читателя в авторские раздумья и переживания, в результате прочтение текста становится глубоко личностным.

Заглавный, центральный образ, видимо, выбран автором не случайно: он лучше других рисует картину вечного, неумолимого движения к высокой цели: воды – к небу, человеческой мысли – к истине.

Отмечаем, что в первой части образная система более изобразительна, живописна, радостна. Цветовая палитра оптимистична: «сияющий», «пламенеет», «солнце», «лучом», «огнецветной» и др. Обращаем внимание на удивительный эпитет «огнецветный», авторскую находку.

Во второй части стихотворения в центре внимания – образ мысли, живого, активного начала, стремящегося к высокому, запредельному. Вторая строфа наполнена более абстрактными образами. Именно эта строфа, в первую очередь, призвана передать идею стихотворения, стать своеобразным выводом из авторских наблюдений.

При всей контрастности глубочайшее внутреннее сцепление частей подчеркивается общим художественным образом луча, взметающегося к небу. Эта деталь уподобляет мысль фонтану. Не случайно в последних строчках эти образы совмещаются.

Не имея возможности заняться подробным лексическим анализом текста, обращаем лишь на некоторые особенности лексики.

Обилие слов с высокой стилистической окраской, в том числе устаревших слов. Объясняем этот факт обращением автора к высоким темам, его попыткой формулировать общечеловеческие, философские законы бытия (особенно обращает на себя внимание замена слова «фонтан» синонимом «водомет»)

Страдательное причастие «осужден» в силу своей грамматической формы пронизано особой болью автора, связанной с пониманием ограниченности человеческого разума.

5) Организация художественного пространства и времени .

Обе части стихотворения, на первый взгляд, в этом плане кажутся однотипно организованными: движение вверх, а затем – неумолимый спуск вниз. В этом движении по кругу есть некая обреченность, ощущение невозможности вырваться за его пределы.

Анализируем модели художественного пространства, созданные детьми к уроку. Отмечаем, что внимательному взору читателя открывается и то, что эти два круга не идентичны. Первый рисует движение воды (это узкий, материальный мир), а второй – круг мысли (безграничный мир духа). А раз второй круг шире, значит, в этом можно усмотреть, пусть слабую, но все же надежду на то, что стремление к истине – не обреченное «дланью незримо-роковой» движение по замкнутому кругу, а движение по восходящей, по спирали, что это медленное и трудное, но все-таки приближение к истине.

Буква «ф» — своеобразное отражение композиции текста, еще один вариант ее модели (в ней, помимо двух кругов, обращает на себя внимание стержень посередине, некая вертикаль, соединяющая небесное и земное). Более того, эта буква каким-то волшебным образом напоминает фонтан (имеется в виду ее графический вид).

Художественное время в тексте меняется от начала к концу стихотворения: в первой строфе его можно определить словом «сейчас», во второй – словом «всегда» (подсказывает это слово «закон»). Таким образом, мы отмечаем расширение художественного времени.

В результате подобных наблюдений делаем вывод о том, что Ф. И. Тютчев, при некоторой доле пессимизма, выводит некий общечеловеческий закон, закон неумолимого движения человеческого познания вперед, ввысь, к истине. В этом можно усматривать веру Тютчева в силу человеческого разума, высокий гуманистический смысл данного стихотворения и творчества поэта в целом.

9) Образ лирического героя.

В стихотворении встает образ лирического героя, безусловно, близкого автору. Это мыслитель, для которого высшая ценность – разум человека. Он восхищается величием мира, космоса, бога и скорбит о невозможности постижения человеком всех тайн бытия. При этом лейтмотивом стихотворения становится мысль о необходимости дерзать, постоянно рваться к небу, запредельному, тем самым неуклонно приближаться к истине.

Идея стихотворения (вывод по итогам эвристической беседы).

Мир прекрасен и удивителен.

Мысль человеческая пока не всегда способна проникнуть в тайны мироздания.

Нельзя опускать руки, надо всегда стремиться узнать больше, приблизиться к истине. В этом есть обретение человеком некой божественной сущности.

3) Подведение итогов работы (слово учителя).

Продолжи начатое предложение (опорные слова записаны на доске).

Написать мини- сочинение на тему «Мои впечатления о стихотворении Ф.И.Тютчева «Фонтан».

источник

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен, в Германию где плотно изучал европейскую поэзию.

Именно тогда пребывая в окружении романтиков и поэтов в Тютчева было самое плодотворное в плане творчества время.

Стих Фонтан размером невелик, но зато глубок по смыслу. Мы видим что поэт задевает мотивы великого “Фауста” Гете. Это размышление на тему предопределенности судьбы человека. Тютчев выражает мысль, что всегда обязательно есть некий порог, ограничитель, и человек не может полностью раскрыться.

Но тут уже мы видим не просто романтичные мыли, а философское размышление. Если человек не может в переносном смысле прыгнуть выше себя, то что такое там за гранью, существует ли оно или это иллюзия. Поэт очень красиво сравнивает фонтан с идеей человека, чистой идеей стремления вверх, к развитию, к прекрасному, к небу.

Фонтан всегда ярко бьет, по другому просто не может быть, ибо тогда фонтан не будет самим собой по определению. Это символизирует

Однако поэт пишет о трагедии, о разочаровании. Ведь как бы сильно фонтан не стремился к небу, как бы не горел человек идеей очень скоро он упадет бессильно к земле и возможно больше не попробует подняться. Мы видим что поэт верил в судьбу.

Но это тяжело назвать просто судьбой, это какой-то неумолимый рок. Стремление человек познать все, всю природу, основы мироздания воистину неограниченное и даже бесконечное. И мы видим горькое несоответствие реальности.

Каждая попытка подняться вверх будет быстро провалена. И это может продолжаться бесконечно. А как известно вечность для человека ужасней просто смерти.

Почему так происходит трудно сказать. Можно предположить, что все попытки фонтаны подняться вверх проваливаются через законы природы, которые неумолимы и человек не может их изменить.

Однако остается вопрос, временно ли это? Сумеет ли человек развиться так, чтобы менять законы природы на самом фундаментальном уровне. Тут уже вопрос веры.

Можно гадать, можно верить в неизбежную эволюцию, однако точно знать мы ничего не можем. Будет ли эволюция продолжаться вечно? Я считаю что нет и нас ждет деградация.

И поменять законы природы мы не сможет, потому что их создал Высший Разум, а если будем пытаться мы только уничтожим все.

Федор Тютчев в своем стихотворении часто и к тому же искусно употребляет эпитеты, метафоры. Поэт использует кольцевую рифмовку, которая как будто повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана. Темы затронуты поэтом будут волновать человека до самого конца его существования.

Анализ стихотворения Фонтан по плану

Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева“Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопос­тавления его с миром природы нашло выражение в этом стихо­творении философского характера. Произведение имеет двухча­стную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […].

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

Сопоставительный анализ стихотворения тютчева “фонтан” и фета “фонтан”Многие утверждают, что лирика А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, поэтов одной эпохи, очень похожа. Но так ли это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, для начала, сравнить стихотворения, написанных на одну тему. Проведем сопоставительный анализ стихотворений “Фонтан” Ф, И. Тютчева и “Фонтан” А. А. Фета. Оба стихотворения относятся к философской лирике. […].

“Фонтан” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Фонтан”, написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы “Фауста” Гете. В “Фонтане” Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы […].

Особенности стихотворений А. А. Фета “Фонтан” и Ф. И. Тютчева “Фонтан” (сопоставительный анализ)Смысловой план. Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей: Как жадно к небу рвешься ты. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты. В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не […].

Анализ стихотворения “Фонтан”В произведении перед читателем возникает образ прекрасного, резво бьющего вверх фонтана. Но тут же мы видим, как он, долетев до самой высокой точки, стремительно падает вниз. В сочетании невероятного взлета и неизменного падения заключен главный вопрос произведения: какие силы вновь и вновь заставляют двигаться неукротимый поток, который автор отождествляет с человеческим разумом, хотя, казалось бы, […].

Стихотворение “Фонтан” А. Фета и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ)Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры (“облаком живым”, “лучом поднявшись”) и эпитеты (“сияющий”, “огнецветная”). Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм. Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям […].

Анализ стихотворения И. А. Бунин “Забытый фонтан”Анализ стихотворения И. А. Бунина Забытый фонтан Среди поэтов серебряного века мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, преживания очень легко и краисиво. Бунин считается самым лучшим поэтом, кторый так легко обращается с сонетами. У Бунина самой любимой формой стихотворения был сонет, и может быть поэтому его стихотворения очень […].

Анализ стихотворения Бунина “Забытый фонтан”Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, – первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности. Оба катрена сонета “Забытый фонтан” посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев – в этой картине чувствуется запустение […].

Анализ стихотворения И. А. БУнина ” Забытый фонтан”Стихотворение И. Бунина “Забытый фонтан”, написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:”Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного”. Поэт использует свою любимою стихотворную форму-сонет, обращаясь к вечной теме любви и гармонии с природой. Композиция стихотворения построена на сравнении двух образов: осеннего сада и одинокой девушки. Сонет поражает своей яркой […].

“Фонтан”Ф. И. Тютчев. Стихотворения “Фонтан” Стихотворение состоит из двух восьмистиший. Первая строфа – картина “сияющего” фонтана, сотканная с помощью богатых образных средств. Эпитеты являются одновременно метафорами: фонтан сияющий, влажный дым, высоты заветной, пылью огнецветной, метафоры содержатся и в сравнениях: облаком живым фонтан сияющий клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осужден. Тютчев мастерски передает игру света, […].

Анализ стихотворения Фета “Фонтан”В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […].

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, кото­рый ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […].

Анализ стихотворения Тютчева “Смотри, как роща зеленеет…”Стихотворение “Смотри, как роща зеленеет…”, написанное в конце августа 1857 года, – это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. […].

Стихотворение Ф. И Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.)Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан” было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой “мировой душе”, поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева […].

Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…”В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […].

“Природа – сфинкс” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Природа – сфинкс” было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему […].

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […].

“Осенний вечер” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […].

Анализ стихотворения Пушкина “Бахчисарайский фонтан”“Бахчисарайский фонтан” (1821 – 1823) – наиболее романтическая из всех южных поэм. Здесь особенно чувствуется фрагментарность, отрывочность, композиции, некоторая загадочность сюжета, отсутствие хронологической последовательности в развитии действия, столкновение ярких, необычных личностей и т. д. В поэме все насыщено драматизмом и остротой переживаний. История польской красавицы Марии, попавшей в гарем к хану Гирею, дала возможность Пушкину […].

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природаСтихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […].

Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовьСтихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный “Денисьевским”, по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным. Жанр “Последней любви” отчетливо эллегичен, все оно наполнено светом, – прощальным, вечерним, ускользающим… У всех строк есть конкретный адресат: “Последняя любовь” посвящена возвышенно-трагическому […].

Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален видФедор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы […].

“Неохотно и несмело” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Неохотно и несмело” написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, […].

Анализ стихотворения Тютчева Природа – сфинкс. И тем она вернейНаписанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания. Он задумывается: возможно, никаких загадок и нет? Может быть, все предельно просто? Человек приходит в этот мир, чтобы просто пройти свой путь и выполнить свое предназначение. При этом долгие годы дипломатической […].

Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца. ”Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” построена на контрасте двух образов: пышного ев­ропейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высоко­парная частица “о” с первой же строки стихотворения на­страивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, ком­форта, […].

Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “Чародейкою зимою” в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника, ведь основа стихотворения, пусть и находящаяся не на первом плане в тексте-это волшебство, чудо. Как и во многих других творениях Тютчева, данное стихотворение также содержит мысль о […].

“Чародейкою зимою” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение “Чародейкою зимою” было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, “волшебного сна”. Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка […].

Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева“Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философ­ским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как днев­ной жизни, которую можно описать и изучить, так как она ре­альна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […].

Анализ стихотворения Тютчева “Как весел грохот летних бурь…”У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную […].

“Полдень” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […].

“Весенние воды” анализ стихотворения ТютчеваФ. Тютчев написал стихотворение “Весенние воды” в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда “еще в полях белеет снег”, поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения […].

Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине”Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценно­стями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Листья”Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение “Листья”, которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С […].

Анализ стихотворения Тютчева “Двум сестрам”В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. Именно это впоследствии привело к тяжелой болезни и преждевременной смерти женщины, которая не смогла оправиться после крушения корабля, на котором семья Тургеневых возвращалась в Россию. […].

“С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения ТютчеваФедор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Небо бледно-голубое…”После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу. Он никогда […].

Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимство­ванный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в при­брежных тростниках”. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” (2)Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений. Одним из них является стихотворение “Весенняя гроза” , написанное в середине 50-х годов 19 века. […].

“Я встретил вас” анализ стихотворения ТютчеваЗрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […].

Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева“Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихо­творении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в дви­жении, как участница событий человеческой жизни, как прояв­ление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […].

источник