Меню Рубрики

Сладков как медведя переворачивали анализ сказки

Опыт: «Как маскируются животные»

То на пестрый лист, то на белый лист прикрепляется заяц, вырезанный из белой бумаги. Подвести детей к тому, что звери имеют маскировочную окраску.

Желтым мелом нарисовать на белом листе зайца. Накрыть картинку красным пластиком. Что видим? Желтый заяц исчез. Как желтый заяц, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым цветом на картинке и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

У:Вот мы с вами выяснили, что маскировка помогает животным уберечься от хищников.

Что вы знаете о том, как зимуют животные в лесу?

Д:По разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах.

У:Оказывается, зимой у медведицы в берлоге появляются маленькие медвежата. Послушайте об этом маленький рассказ Ю. Дмитриева «Медвежата».

Совсем маленьких, только что родившихся медвежат мало кто видел. Весной рядом с медведицей в лесу ходят медвежата. Только они уже не маленькие — им от роду несколько месяцев. А совсем маленькие медвежата сидят в берлоге. Они родятся зимой и в берлоге проводят всё время до весны.
Родятся медвежата совсем крошечными, как два маленьких твоих кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери – такой крошечный детеныш. (Интересно, правда?) а это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока.

У:Как зимуют другие животные давайте посмотрим в энциклопедии. (Рассматриваем иллюстрации в «Энциклопедии животных» зимовка зверей)

У: Хоть звери и птицы приспосабливаются к жизни в холодное время, но всё же с нетерпением ждут весны.

Инсценировка сказки Н. Сладкова «Как медведя переворачивали»

Как медведя переворачивали.

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца края не видно. Разоспался медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как медведь перевернётся на другой бок, так и солнце повернет на лето. Лопнуло у птиц и зверей терпение, пошли медведя будить.

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся! Пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел, — небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что корова в стойле – шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коль волки о нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, до лосей, дело? Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спокойно!

Тут белая куропатка запричитала:

— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хлоп – и готово!

— Даже смешно! Им зима надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну, какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой запас сала.

Белка терпела-терпела – не вытерпела:

— Ах, ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему видишь ли лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым. Лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из сена мышка высунулась, да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите, я его мигом переверну!

— Ты – Медведя? – ахнули звери.

— Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.

Юркнула в берлогу – давай медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросенком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! – завывает, — ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги, как дым из трубы!

— Перевернулся, как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну, а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!

У:Настало время нам немного поиграть. Игра называется «Рыба, птица, зверь».

Учащиеся встают в круг. Водящий бросает мяч одному из игроков и произносит: «рыба», или «зверь», или «птица». Тот, кто поймал мяч, называет соответствующего этому слову обитателя. Например: «зверь» — заяц; «рыба» — ёрш; «птица» — сорока и возвращает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч другому игроку и т.д.

У:А недавно в зимнем лесу произошла очень поучительная история. Давайте её посмотрим.

(Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и Волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня, прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

У:Ребята, права белочка? А можем ли мы с вами быть добрыми и не делать зла? Сейчас подумайте, вспомните на ши предыдущие занятия и ответьте: «Какое зло может причинить лесу и его жильцам человек?» (выслушиваются ответы детей)

У:Да, вы всё правильно сказали. Ведь вы знаете, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв и прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт.

1. И ещё одна игра «Выбери нужное правило». Я называю вам правило, если оно неверно, по вашему мнению, то вы хлопните в ладоши. Если верно, то поднимаете руки вверх.
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, здесь много зелени, и ещё вырастет!

3. Наконец-то можно покричать, пошуметь, поаукать, и главное – это никому не помешает!

4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

У:Очень приятно, что вы знаете правила поведения в лесу. Я уверена, что всегда будете их соблюдать сами и учить других.

Д:Ты расти на радость людям,

Нор звериных, птичьи гнёзда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда.

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Давайте, будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица

Как самым верным своим друзьям!

Вручаются подарки, сделанные детьми, всем присутствующим. Дети получают сладкие призы.

источник

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим «Как медведя переворачивали»

Смирнова Татьяна
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим «Как медведя переворачивали»

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Сказка «Как медведя переворачивали» Н. Сладкова

Пр. сод-ие: продолжать формировать представления детей о русском фольклоре, о народных приметах и природных явлениях на примере сказки Н. Сладкова «Как медведя переворачивали».

Активизировать и дополнять знания детей о животном мире; упражнять в умении классифицировать животных по месту их обитания.

Учить передавать характер сказочных образов. Запоминать действующих героев и последовательность событий. Формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки.

Развивать фантазию и воображение. Вызывать чувство восторга, любования красотой родной природы с приходом Весны. Д/игра «Укрась слово» Цель: развивать образное мышление, воображение; подбирать определения.

1) Воспитатель говорит о том, что наступила Весна и она так прекрасна! Весною хочется петь, смеяться, сочинять стихи, танцевать, совершать хорошие дела. Оживает природа — ярко светит тёплое солнышко, звенят птичьи голоса… и так хочется на природу — погреться на солнышке, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьёв, полюбоваться первым нежным весенним цветком!

2) А давайте и мы с вами поможем солнышку!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко-тучка»!

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

«Приглашающий» жест пр. рукой. Показать ладошку лев. руки (пальчики растопырены «солнышко»)

Погрозить ук. пальцем пр. руки.

Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев. руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

3) Словарная работа «Укрась слово».

— Я дарю вам волшебное слово — «Весна» А вы попробуйте украсить его разными словами. Весна какая? И все ваши слова мы будем складывать в волшебный мешок. (воспитатель «развязывает мешок» и «собирает» слова, подходя к каждому ребёнку).

Ранняя, солнечная, тёплая, ласковая, голубая, журчащая, звенящая, разноцветная, певчая, зелёная, радостная, живая, улыбчивая, танцующая, долгожданная, дружная, сияющая, поздняя, волшебная, чистая.

— Вот какой огромный мешок у нас получился (завязывает)

— Молодцы! Постарались!

— А теперь разом выпустим слова из мешка (развязывает; дети хором произносят свои задуманные слова-определения).

III. Ребята, а вы бы хотели узнать, как Весна пришла в наш лес? И по какой народной примете лесные жители узнают об этом?

Показ сказки Н. Сладкова «Как медведя переворачивали» с использованием презентации.

2) Вопросы к детям после просмотра

—Так по какой же примете лесные звери узнавали, что Солнце повернётся на Весну и Зима закончится?

Дети: Когда медведя переворачивали!

Воспитатель: Какие лесные жители старались перевернуть медведя?

(дети перечисляют всех зверей, вспоминают интересные эпизоды)

— А кому всё-таки удалось это сделать?

Логоритмика «Весенним днём»

Практическое задания: «Расселить животных в среду их обитания»

— Ребята, а как вы думаете, мог ли крокодил или жираф разбудить нашего бурого мишку?

Воспитатель: А знаете ли вы, какие животные живут в жарких странах на Севере, в наших лесах?

— Мы сейчас с вами поиграем. Я вам предлагаю карточки с изображением животного, а вы должны его поселить в ту среду обитания, где он живёт (дети раскладывают карточки с изображением животных на два поля: север, жаркие страны)

Дети собираются вкруг воспитателя.

Воспитатель: Мне очень понравилось у вас в гостях. Вы такие активные, интересные и любознательные!

— А что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов» Цель: познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе. Задачи: познакомить детей с представителями.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «День защитника Отечества» для старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «День защитника Отечества» для старшего дошкольного возрастаЗадачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Ранняя весна» для старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • Закреплять умение заканчивать предложение, называя соответствующие действия. • Закреплять знания и представления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» для старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: • Формировать обобщённые.

Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Великая Волга» «Великая Волга». Задачи: • Расширять представления детей о реке Волге, как самой крупной и красивой реке в России. Показать величие реки.

Конспект открытого занятия-игры по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» для старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия-игры по ознакомлению с окружающим “В гостях у осени” (старший дошкольный возраст) Программное содержание: Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Бытовая техника» Тема: «Бытовая техника» Форма: подгрупповое занятие Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о собственной квартире/доме и предметов.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Природа Кольского края» Цель: способствовать развитию познавательной активности, расширять и закреплять представления об особенностях природы Кольского края. Задачи:.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Перелетные птицы» Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Перелетные птицы — птицы, улетающие.

«Планета Земля — наш родной дом». Сценарий викторины по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста Викторина по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста «Планета Земля — наш родной дом» Ведущая: Ребята, мы все.

источник

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Сладков Н., сказка «Как медведя переворачивали»

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Как медведя переворачивали» и их характеристика

  1. Медведь, ленивый, спокойный, уверенный, равнодушный, царственный
  2. Дятел, активный
  3. Лось, почтительный.
  4. Белая куропатка, взволнованная
  5. Белка, юркая, смелая
  6. Мышка. Ловкая, хитрая, умная.

План пересказа сказки «Как медведя переворачивали»

  1. Долгая зима
  2. Спор у берлоги
  3. Предложение дятла
  4. Вежливость лося
  5. Почки и ягоды
  6. Угрозы белки
  7. Мышка
  8. Медведь перевернулся.

Кратчайшее содержание сказки «Как медведя переворачивали» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Не переворачивается медведь в берлоге и зима не кончается.
  2. Пришли звери его будить, но медведь никого не слушает.
  3. Ни дятла, ни лося, ни белую куропатку.
  4. Даже белку не послушал, и хотели звери уже разойтись
  5. Но мышка проникла в берлогу и стала медведя щекотать.
  6. Не выдержал медведь и перевернулся.

Главная мысль сказки «Как медведя переворачивали»
Иногда надо действовать хитростью, а не силой.

Чему учит сказка «Как медведя переворачивали»
Сказка учит знать народные приметы о погоде, учит любить природу и животных. Учит думать о других людях, а не быть эгоистом. Учит что у каждого есть свои проблемы. Учит действовать дружно и сообща. Учит находить неожиданные решения.

Отзыв на сказку «Как медведя переворачивали»
Мне понравилась эта сказка, в которой медведь показан ленивым и неприятным. Но особенно мне понравилось решение проблемы маленькой мышкой. Оказывается чтобы перевернуть большого медведя не обязательно быть силачом. Можно быть просто умным.

Пословицы к сказке «Как медведя переворачивали»
Под лежачий камень вода не течет.
Капля за каплей и камень долбит.
Что одному не под силу, легко коллективу.
Для медведя зима — одна ночь.
Медведь в лесу, что боярин в городу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как медведя переворачивали»
Натерпелись звери в лесу от зимы лиха, каждый день мороз. А медведь все спит в берлоге и на другой бок не переворачивается. А значит и солнце на лето не поворачивает.
И вот собрались звери лесные и пошли медведя будить. Начали кричать, топать, а медведь спит, не шелохнется.
Захотел дятел медведя в затылок долбануть, но лось возразил. Сказал, что к медведю уважительно надо, с почтением. Стал рассказывать, что стоят лоси в осиннике в снегу по уши, и беда будет, если про то волки узнают.
А медведь сквозь зубы отвечает, что ему до лосей дела нет.
Белая куропатка стала рассказывать, что ягоды и почки снег закрыл и птицам клевать нечего.
А медведь отвечает, что это даже смешно слышать. Какое ему дело до ягод, если у него под шкурой свой запас сала.
Белка стала возмущаться, рассказывать, как лапы в кровь сбивает на ледяных ветках, но медведь шикнул на зверей и те стали расходиться прижав хвосты.
Но тут из-под снега мышка вылезла и сказала, что мигом медведя перевернет, потому-что нечего с ним разговаривать. Не поверили звери, но мышка в берлогу юркнула и давай по медведю бегать, щекотать его. И засмеялся медведь, закричал медведь, что не надо его щекотать, что так и быть, перевернется он.
А как перевернулся медведь, так и стало теплей в лесу, повернуло солнце в к лету, с каждым днем все выше поднимается.

Читайте также:  Как делают анализ на гормоны пролактин

Рисунки и иллюстрации к сказке «Как медведя переворачивали»

источник

Николай Сладков. Как медведя переворачивали. Главные герои. Главная мысль.

Главные герои сказки «Как медведя переворачивали».

Главная мысль сказки «Как медведя переворачивали».

В сказке Сладкова «Как медведя переворачивали» рассказывается о ленивом медведе, который никак не хотел перевернуться на другой бок, чтобы наступила весна, чтобы солнце повернулось к лету.

И как не уговаривали его разные лесные звери, медведь уперся и ни в какую. Ему не было дела до забот и проблем других зверей, ведь у него был большой запас сала и он мог спать еще очень долго.

Но маленькая мышка легко заставила медведя перевернуться, когда стала щекотать его.

Главные герои сказки «Как медведя переворачивали»

Медведь — соня и лентяй, эгоист, который думает только о своих удобствах.

Дятел, решительный сторонник активного воздействия

Лось, почтительный, сторонник уговоров.

Белая куропатка, суматошная, предпочитает давить на жалость

Белка, терпеливая, любит возмущаться и искать правду

Мышка, умная, находчивая, смелая, решительная.

Главная мысль сказки «Как медведя переворачивали» заключается в том, что надо думать не только о себе, не быть эгоистом. Также в этой сказке мы находим интересный вывод о том, что для того, чтобы заставить кого-то что-то сделать, иногда достаточно просто лишить его привычного комфорта, создать нужный стимул. И иногда даже самое маленькое усилие приводит к грандиозным последствиям.

Детство с юношескими годами Николаю Сладкову посчастливилось жить у лесополосы, где наблюдал за природой и её обитателями. Став в литературном мире известным, передал любовь живого мира читателям.

В истории «Как медведя переворачивали» автор описывает о попытке перевернуть медведя в берлоге, но старания обитателями лесных угодий оказались бесполезными. Он, только сквозь сон мычал и просыпаться не хотел. Пока не залезла к нему мышь. И от щекоток топтыгин зашевелился.

Всему своё время. Животным дано от природы пробуждаться интуитивно. Хотя, автором дан намёк думать о себе и о других. Лишний раз не беспокоить.

В сказке Николая Сладкова «Как медведя переворачивали» речь идет о том, что лесным жителям очень надоела зима и они пошли просить медведя перевернуться. Ведь как только он перевернется, так и весна придет.

Главные герои сказки:

Медведь, который крепко спал в теплой берлоге и никак не хотел переворачиваться несмотря на все уговоры и угрозы остальных животных.

Обитателя леса, которые хотели перевернуть медведя, но у них ничего не вышло.Это дятел, лось, куропатка, белка.

Мышка — самая смелая и самая хитрая. Именно она сумела перевернуть медведя: так начала щекотать, что пришлось косолапому уступить.

Главная мысль сказки в том, что не всегда уговоры или угрозы помогают, особенно если «противник» — сильный. В таком случае нужно взять хитростью, вынудить зверя сделать то, что он него требуют.

Также сказка учит тому, что нужно пробовать все возможные варианты, если цель важна. Звери молодцы, что пытались сообща решить вопрос с зимой и не стали насмехаться над мышкой, позволили ей попробовать. От этого выиграли все.

Краткое содержание сказки, в том числе и в виде плана можно почитать по ссылке.

Главными героями являются медведь, который не хотел переворачиваться, а по примете, пока он не перевернётся, солнце на лето не повернёт. И звери, которые за зиму соскучились по солнышку. А именно, дятел, лось, белая куропатка, белка. Только не удалось им медведя перевернуть. Они его и уговаривали, и про свои беды рассказывали, а медведь ни в какую.

Тогда появился ещё один зверёк — мышь. Она пощекотала медведя и он перевернулся. И солнце также повернуло на лето.

Главная мысль, на мой взгляд, в том, что одними словами мало можно чего добиться. У зверей ничего не получалось, медведю были не интересны их нужды. А мышка нашла способ. Она ничего не говорила мишке, не просила, а просто стала щекотать. И медведь перевернулся на другой бок.

А также в том, что и маленькой мышке по силам перевернуть большого и грозного медведя. Надо только применить смекалку. Все остальные сомневались в мышке, а она была уверена, что к неё получится.

В сказке под названием «Как медведя переворачивали» известного автораСладковаповествование идет оленивом медведе, который был весьма неповоротлив. Звери очень ждали тепла и пытались медведя уговорами перевернуть, однако не сумели.

Ему даже простоперевернуться было лень, чтобы наступила весна, и теплое солнце выглянуло, наконец.Лишь одна мышка действовала, слегка пощекотав медведя. И сразу пришло тепло.

Главные герои- умная мышка и ленивый медведь.Когда нужно чего-то добиться, следует действовать, тогда все получится — в этом главная мысль.

источник

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны – и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь – рассыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали!

Весеннее небо отливает синевой и нежной голубизной. Поэтому и называют весну лазурной. А ещё есть птичка – синичка-лазоревка. Посмотри на неё, и ты сразу поймёшь, что такое лазурь. У неё лазурью отливают крылья, хвост и шапочка. Спинка – изумрудная, а грудь и брюшко – золотистые.

Есть пословица: солнце – на лето, зима – на мороз. Середина января – середина календарной зимы. Селяне всегда стремились как-то отметить это событие и придумывали приметы, в том числе и про медведя, который переворачивается на другой бок. Медведь спит сладким сном и не думает переворачиваться. Если бы он даже захотел это сделать, вряд ли бы у него получилось. Берлога медвежья тесна. Никаких хоромов перед спячкой медведь себе не готовит. Втиснется кое-как и – всем спокойной ночи!

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок – так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение.

– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!

– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем – перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, – шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

– А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!

– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела – не вытерпела:

– Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!

– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги – как дым из трубы.

– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок – так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!

Конечно же косолапый не боится мышей. Мишка при удобном случае кушает их с удовольствием и полёвок – тоже. Весной отощавший за зиму медведь все гнёзда грызунов на лесных полянах перевернёт в поисках свежатинки.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ 10 ФЕВРАЛЯ.docx

Тема: Произведения Н. Сладкова.

познакомить с произведениями Н. Сладкова.

2. Развивать память, речь, логическое мышление.

3. Формировать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полным ответом.

4. Формировать ответственность, коллективизм.

5. Прививать любовь к чтению

6. Воспитывать любовь к природе через героев рассказов Н. Сладкова.

Формирование читательской компетентности, умение работать в группах, воспитание любви к природе.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости, давайте их поприветствуем. А поприветствуем мы их, как радушные хозяева, улыбкой.

— Итак, друзья, начнём занятие.

Затей у нас большой запас!

Дети, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание. У меня на доске написано слово – перевертыш, прочитайте его.

Назовите тему нашего занятия. Предположите, какие перед нами стоят задачи. А ваши предположения мы проверим в конце занятия.

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков (1920-1996) всё своё творчество посвятил природе .

С детства он любил и интересовался природой , много путешествовал. Н. Сладков отовсюду привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.

Фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

— Да, прекрасны персонажи рассказов Николая Сладкова. Сегодня мы с вами вспомним эти рассказы, узнаем много нового и интересного.

Сегодня вы узнать об авторе и его произведениях, для этого вы должны выполнить задания.

Выполнять задания будете в группах, каждая группа – это команда. Возьмитесь за руки и покажите мне, что вы готовы к открытию новых знаний.

Итак, 1 задание «О чем писал Н. Сладков?»

Прочитайте предложение. Что оно содержит? (Вопрос)

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы выполните задание. У вас на столе лежат карточки, на которых написано о чем или о ком писал автор, ваша задача найти лишнее слово, потом назвать одним словом, которое будет ответом на вопрос.

2 задание «Слушание рассказа Н. Сладкова». Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Н. Сладкова. Послушайте внимательно и ответьте на вопросы.

— Как вы думаете, почему автор назван своё произведение, именно так?

— Назовите главных героев рассказа.

_ Чем пугал ворон лесных обитателей?

— Как готовились животные к осени?

3 задание « Продолжи фразу?»

Я называю начало название произведения Н. Сладкова, а вы продолжите

«Как медведя переворачивали»

С каким новым произведения Сладкова вы познакомились?

У вас на столе лежат листочки, на которых изображена осень. Рассмотрите рисунок и раскрасьте только тех животных, которые встретились в рассказе.

(4 задание «Раскрасьте сюжет из произведения Н. Сладкова)

Выставка книг: презентация.

На этом наше занятие окончилось, спасибо!

Николай Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала .

«Как медведя переворачивали»

Выбранный для просмотра документ Н. Сладков.pptx

источник

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.

Читайте также:  Как делают анализ на гормоны щитовидки

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

— И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!

— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела — не вытерпела:

— Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!

— Ты — Медведя?! — ахнули звери.

— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать.

Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги — как дым из трубы.

— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

Ч удеса подо льдом! Все рыбы сонные — один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?

— А то, что для всех рыб зимою — зима, а для меня, Налима, зимою — лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!

— Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

— Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?

— Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.

— Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!

— Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями…

— Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.

— Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался — пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

— А может, Медведь, нам вставать пора?

— А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?

— Не бойся! Она, брат, разбудит.

— А что она — постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!

— Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.

— О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!

— У меня перо водоотталкивающее!

— А а а проголодаешься после купания?

— Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад — там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес — там Дятел стучит. Увидал Воробья — удивился:

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и все растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

источник

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, — решила она. — Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял ‘ да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и немудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, — ворчит Зима. — А мне пора и на отдых».

Приступил к работе другой художник — Весна-Крас-на. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола, — гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им от роду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного ни видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой…

источник

Рассказы Николая Сладкова можно предложить для свободного чтения ученикам начальной школы. Рассказы короткие и интересные, расширяющие кругозор. После некоторых текстов имеются вопросы. Они помогут проверить, как рассказ Сладкова запомнился.

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку.
Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.
Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.
Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.
Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.
— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!
К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

  1. Почему белки не любят по земле прыгать?
  2. Где им прыгать безопаснее?
  3. По каким деревьям они прыгают в наших лесах?
  4. Что они на деревьях грызут?
  5. Кто ещё живёт на деревьях зимой?
  6. Как выглядят клесты, какого они цвета?
  7. Чем клесты питаются?
  8. Как они выщелушивают семена из шишек?
  9. Почему белки вынуждены опускаться на землю?
  10. Кто идёт по белкиному следу?
  11. Чем весной питаются белки?
Читайте также:  Как делают анализ на гормоны ттг

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела!
По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!
— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!
А Медведь своё:
— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела — не вытерпела:
— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!
— Ты — Медведя?! — ахнули звери.
— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги — как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето.
Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

  1. Какая примета, связанная с медведем, есть в лесу?
  2. Почему лесные животные и птицы решили медведя разбудить?
  3. Как его будили? Что сказали?
  4. Как медведь отреагировал?
  5. Что предложил дятел?
  6. Как будил медведя лось?
  7. Что говорила белая куропатка?
  8. Что медведь зверям ответил?
  9. Как будила медведя мышка? Как она добилась, чтобы медведь на другой бок повернулся?
  10. Что в природе после этого произошло?

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.
А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.
Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.
И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.
Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.
Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!
Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.
Что ни день — длина у зайца другая.
И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.
Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
Хорёк говорит:
—Спасайтесь, кто как может!
А Сорока стрекочет:
— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно.
Тут Заяц ввязался:
— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?
— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.
— Кто следующий?
— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
И пошло, и пошло!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!
Сорока чуть с дерева не упала:
— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.
— Кого же ты сторожить можешь?
— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике.
— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что, я хуже других, что ли?
Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга. Всякое в лесу бывает.

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:
— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, осёдлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт. Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
— На какой, на какой — на обыкновенной!
— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, Пуночка и белая Куропатка.
— Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?
Но Свиристель не согласен:
— У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая Куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег с головой зароюсь. Сытно, мягко, не дует — чем не курорт?
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Живи лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась.
Прилётные зимовщики-курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. До самой весны.

Чудесное в лесу происходит незаметно, без чужого глаза.
Вот сегодня: ждал я на зорьке вальдшнепа. Зорька была холодная, тихая, чистая. Высокие ели поднялись на опушке, как чёрные крепостные башни. А в низине, над ручьями и речкой, навис туман. Ивы утонули в нём, будто тёмные подводные камни.
Я долго следил за утонувшими ивами.
Всё казалось, что непременно там должно что-то произойти!
Но ничего не происходило; туман с ручьёв медленно стекал к реке.
«Странно, — думал я, — туман не поднимается, как всегда, а стекает. »
Но тут послышался вальдшнеп. Чёрная птица, взмахивая крыльями, как летучая мышь, протянула по зелёному небу. Я вскинул фоторужьё и забыл про туман.
А когда опомнился, туман уже обернулся в иней! Застелил белым поляну. А как это случилось — я проглядел. Вальдшнеп глаза отвёл!
Кончили тянуть вальдшнепы. Показалось солнце. И все лесные обитатели так ему обрадовались, будто давным-давно не видели. И я засмотрелся на солнце: интересно смотреть, как зарождается новый день.
Но тут я вспомнил про иней; глядь, а его на поляне уже и нет! Белый иней обернулся в синюю дымку; дрожит и струится она над пушистыми золотыми ивами. Опять проглядел!
И проглядел, как народился в лесу день.
Вот всегда так в лесу: что-нибудь да отведёт тебе глаза! И самое чудесное и удивительное произойдёт незаметно, без чужого глаза.

Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!

Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?

Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!

У меня за окном кормовая полочка для птиц. Прилетают на неё одни воробьи. Но я их не прогоняю: я по воробьям температуру узнаю.

Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие — значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, — тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: ударит мороз — воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму?

По земле весна движется с юга. В горах поднимается снизу вверх. А в воде — опускается сверху вниз.
Придёт день, и вдоль берегов проступит голубая полоска. Будто кто обведёт берега голубым карандашом. Лежит озеро перед тобой, как белое блюдечко с голубой каёмочкой. Значит, вот-вот пробьются закраины и заплещет в них живая волна.

Пробьётся вода и начнёт отжимать лёд от берегов. Потемнеет лёд, проступят серо-зелёные пятна, лужи воды. Покряхтывает ледяная твердь, упирается. Но распадается на куски.
Волны выбросят ледяную кашу на берег, солнце на капельки растопит. Теперь раздолье весне.
Без помех опускается она в озёрную глубину сверху вниз.

Повадился поползень на огород семечки воровать. Прицепится на подсолнух и выковыривает семечки длинным носом. Наковыряет полный клюв — и скорее в лес, рассовать семечки по своим ухоронкам и тайникам: в трещины коры, за сучки, под лишайники. И снова на огород — за новой порцией. Мечется между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не видит, что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт, то нос из-за сучка высунется. Подсматривают, куда поползень ворованные семечки прячет.

Только поползень опрометью из леса на огород — синицы со всех крылышек к его ухоронкам. Выколупывают семечки из щелей, торопятся. И тут же долбят.

Всё идёт своим чередом: хозяин огорода спокойно спит, поползень у него спокойно семечки ворует, а синицы спокойно поползня обирают. И всё пока спокойно. Пока.

Зимой каждый заяц пишет дневник. Пишет лапами по снегу: где был, что делал, куда пошел. Весь снег в заячьих строчках — читай и переводи. Переводить с заячьего на человеческий интересно и просто. Вот у дороги написано: «Сидел на обочине и слушал: не идет ли кто?». У поваленной осины написано: «Горькие веточки глодал — зимой и тому рад!» В низинке написано: «В мелочах кружил — след свой перед лежкой путал». И дела, и слова знакомые и привычные.

Но вот запись, которую перевести тоже просто, а вот понять трудно. «Нору в снегу копал до самой земли». Все верно: снег, в снегу нора до земли. И не малая — глубже метра. На дне мох мороженый надран, «шишка» рогоза растрепанная. Может, заяц по зелени истосковался? Да нет, не похоже: ни мох, ни шишка не тронуты — только растрепаны и брошены. Зачем тогда заяц нору копал? Спать беляк в норе не ложится и от ветра в норы не прячется. Да и по следам видно: нору выкопал, «шишку» рогозовую растрепал, да и поковылял дальше.

Вот вам и загадка: зачем зайцы зимой нору роют? А вот и вторая: как узнает заяц, что под толщей снега именно тут лежит «шишка» рогоза? А вот и третья: зачем зайцу мох и рогоз, если он не ест ни то, ни другое? И вот так всегда в лесу: одна загадка тянет вторую, вторая третью — без конца!

источник