Меню Рубрики

Системный анализ как применения системного подхода

  • Менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Модели менеджмента
  • Менеджер
  • Организация
  • Принятие решений в менеджменте

Системный подход входит в состав четырнадцати научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений.

Система — это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

Существуют открытые и закрытые системы.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Системный подход позволяет устранить главный недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Системный анализ включает:

  • анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;
  • анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;
  • установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;
  • перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Система (греч.) — это объекты, обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и окружающей средой частей и элементов для достижения определенной цели.

Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.

Основные признаки и принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (J1. фон Берталанфи, Р. Джонсон, ф. Каст, Р. Розенцвейг, Дж. Гиг), так и отечественных (А. Богданов, А. Берг, В. Афанасьев, М. Сегров, Э. Минько).

Общая теория систем, созданная А. А. Богдановым (1873- 1928) и продолженная австрийским ученым Л. фон Берталанфи (1901 — 1972), выделяет основные аспекты, признаки и принципы системного подхода, которые позволяют охарактеризовать объект как системное явление.

Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика — греч. открываю, отыскиваю — слово, выражающее радость, удовлетворение).

Его положительная роль сводится к тому, что:

  • понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;
  • кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;
  • сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.

С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

  • интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;
  • комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
  • усложнение решаемых проблем и объектов;
  • рост числа связей между объектами;
  • динамичность изменяющихся ситуаций;
  • дефицитность ресурсов;
  • повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
  • глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
  • усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Системный подход — это методология исследования объектов как систем.

Система образуется двумя составляющими:

  • внешним окружением, включающим в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;
  • внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.

Производственная система — это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.

Объект (цех, предприятие, организация и т.п.), не отвечающий этим условиям, называется бессистемным, хаотичным. В условиях рыночной экономики целью производственных систем должно быть обеспечение (повышение) конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Основные термины и понятия в области системного подхода

Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам

Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы).

Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов

Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития

Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным. но достаточным для достижения главной цели системы

Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда

5. Связи (в системе и с внешней средой)

Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время.

Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии

Предметы труда (все, что проходит обработку в системе)

Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом

Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. (Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей.)

Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению

Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы

Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения

14. Организация управления

Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения

Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности

Необходимое отраженное разнообразие (необходимое — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения)

Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность

Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений

Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии

20. Функционирование системы

Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы

Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание системы

Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать

Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению

Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального поведения

25. Противоречия в системе

Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение прогиворечий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию

Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления

Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений

Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функционирования системы в заданных условиях и управлением развития системы.

Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер. Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления и информации.

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Основное положение системного подхода заключается в том, что если элемент принадлежит системе или содержится в ней. то он всегда меньше системы.

Как комплексная методология процесса познания и анализа систем системный подход характеризуется следующими основными признаками:

  • исследуемый объект оценивается как единое целое независимо от рассматриваемой точки зрения;
  • решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей системы;
  • познание объекта не ограничивается только механизмом функционирования, а расширяется до выявления внутренних закономерностей развития объекта;
  • элементы системы, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут оказаться существенными при изменении обстоятельств.

Главные принципы системного подхода:

  • единство — система рассматривается как единое целое и как совокупность частей;
  • целостность — элементы могут быть разной направленности, но они одновременно совместимы;
  • динамичность — способность системы к изменению состояния под воздействием направленных или случайных факторов;
  • взаимозависимость системы и среды, т.е. система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;
  • иерархичность — т.е. ранжирование частей, каждый элемент системы рассматривается как подсистема, а сама система — как элемент более сложной системы;
  • организованность — приведение в порядок составных частей и объединяющих их связей;
  • множественность состоянии и описания системы — пос троение различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние системы;
  • декомпозиция — возможность расчленения объекта на составные части, каждая из которых имеет цели, вытекающие из общей цели системы.

Ряд взаимосвязанных ракурсов рассмотрения системного подхода определяет его сущность:

  • элементный, показывающий, из каких элементов состоит система при ее построении и исследовании;
  • структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, характер связей и способы взаимодействия компонентов;
  • функциональный, отвечающий на вопрос, какие функции выполняет сама система и образующие ее компоненты;
  • коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали (сотрудничество), так и по вертикали (соподчиненность);
  • интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
  • исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы проходила в своем развитии и каковы тенденции (перспективы) се развития.

источник

Применение системных представлений для анализа сложных объектов и процессов рассматривают системные направления, включающие в себя: системный подход, системные исследования, системный анализ (системологию, системотехнику и т. п.). За исключением системотехники, область которой ограничена техническими системами, все другие термины часто употребляются как синонимы. Однако в последнее время системные направления начали применять в более точном смысле.

Системный подход. Этот термин начал применяться в первых работах, в которых элементы общей теории систем использовались для практических приложений. Используя этот термин, подчеркивали необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, в отличие от ранее принятого разделения исследований на физические, химические и др. Оказалось, что с помощью многоаспектных исследований можно получить более правильное представление о реальных объектах, выявить их новые свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с внешней средой, другими объектами. Заимствованные при этом понятия теории систем вводились не строго, не исследовался вопрос, каким классом систем лучше отобразить объект, какие свойства и закономерности этого класса следует учитывать при конкретных исследованиях и т. п. Иными словами, термин «системный подход» практически использовался вместо терминов «комплексный подход», «комплексные исследования».

Системные исследования. В работах под этим названием понятия теории систем используются более конструктивно: определяется класс систем, вводится понятие структуры, а иногда и правила ее формирования и т. п. Это был следующий шаг в системных направлениях. В поисках конструктивных рекомендаций появились системные направления с разными названиями: системотехника, системология и др. Для их обобщения стал применяться термин «системные исследования». Часто в работах использовался аппарат исследования операций, который к тому времени был больше развит, чем методы конкретных системных исследований.

Системный анализ. В настоящее время системный анализ является наиболее конструктивным направлением. Этот термин применяется неоднозначно. В одних источниках он определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» [5]. В других — как синоним термина «анализ систем» (Э. Квейд)или термина «системные исследования» (С. Янг). Однако независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию системы в целом, включая и функциональную и обеспечивающую части, работы по системному анализу существенно отличаются от рассмотренных выше тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследования и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. В этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы, вопросам формализации представления целей. Некоторые авторы даже подчеркивают это в определении: системный анализ — это методология исследования целенаправленных систем (Д. Киланд, В. Кинг).

Термин «системный анализ» впервые появился в связи с задачами военного управления в исследованиях RAND Corporation, а в отечественной литературе получил широкое распространение после выхода в 1969 г. книги С. Оптнера«Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».

В начале работы по системному анализу в большинстве случаев базировались на идеях теории оптимизации и исследования операций. При этом особое внимание уделялось стремлению в той или иной форме получить выражение, связывающее цель со средствами, аналогичное критерию функционирования или показателю эффективности, т, е. отобразить объект в виде хорошо организованной системы.

Так, например, в ранних руководящих материалах по разработке автоматизированных систем управления (АСУ) рекомендовалось цели представлять в виде набора задач и составлять матрицы, связывающие задачи с методами и средствами достижения. Правда, при практическом применении этого подхода довольно быстро выяснялась его недостаточность, и исследователи стали, прежде всего, обращать внимание на необходимость построения моделей, не просто фиксирующих цели, компоненты и связи между ними, а позволяющих накапливать информацию, вводить новые компоненты, выявлять новые связи и т. д., т. е. отображать объект в виде развивающейся системы, не всегда предлагая, как это делать.

Позднее системный анализ начинают определять как «процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы» (С. Янг)и основное внимание уделяют поиску приемов, позволяющих организовать решение сложной проблемы путем расчленения ее на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей. В большинстве работ стремились представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева», но в ряде случаев разрабатывались методики получения вариантов структур, определяемых временными последовательностями функций.

В настоящее время системный анализ развивается применительно к проблемам планирования и управления, и в связи с усилением внимания к программно-целевым принципам в планировании этот термин стал практически неотделим от терминов «целеобразование» и «программно-целевое планирование и управление». В работах этого периода системы анализируются как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что в системном анализе не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендаций, как при расчленении не утратить целое. Поэтому наблюдается усиление внимания к роли неформализованных методов при проведении системного анализа. Вопросы сочетания и взаимодействия формальных и неформальных методов при проведении системного анализа не решены. Но развитие этого научного направления идет по пути их решения.

Теория БС с точки зрения системного анализа проблемы включает три основных научных направления:

кибернетику как науку об управлении, включающую анализ информационных процессов в системах с управлением;

исследование операций как науку, дающую количественное обоснование степени соответствия управления целевому назначению системы;

экономические исследования (технико-экономические, военно-экономические исследования), дающие возможность анализировать процесс функционирования основных средств системы.

Следовательно, предметом теории систем применительно к большим организационным системам является круг проблем, связанных с анализом целенаправленной деятельности коллективов людей, функционирования техники, которой управляют люди, и техники с силами природы.

источник

Одним из основных методологических компонентов системных иссле­дований является системный подход и вытекающая из него системная кон­цепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей дейс­твительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — зна­чит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее систем­ными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

4) Системный подход является для исследователя «поставщиком» объек­тов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскры­тие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных за­дач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей сре­ды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выяв­ляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или созда­ния, а также относительно теоретических и методических основ исследова­ния или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследо­вания или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется раз­работка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности про­цесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим?
Главные компоненты концепции:

— модель системы и ее системные характеристики;

— стратегия достижения цели;

— механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолирован­но, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой

связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и част­ными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассмат­риваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональ­ном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе сис­темного подхода отображены на рис. 6.8.

Рис. 6.8. Уровни декомпозиции систем

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к об­щему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к част­ному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

П р еимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, не­адекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного по­шагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа прорабо­ток, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концеп­ции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это дета­лизация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных про­цедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «сис­темный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

— общеметодологическом, тождественном понятию «системные иссле­дования»;

— прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика

Рис. 6.9. Объекты системного анализа

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристи­ки систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функ­ционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимо­действия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии систем­ного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных про­блем политического, социального, экономического, научного и техничес­кого характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, само­стоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методо­логии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединени­ем элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Рис. 6. 10. Отличие системного анализа от анализа классического

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и законо­мерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повы­шение эффективности функционирования, управления и развития иссле­дуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

— способы описания и упрощения систем;

— синтез и декомпозицию систем;

— принципы и технологию интегрирования различных методов;

— проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

— проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь вырабо­тать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это твор­ческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность ис­следователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информаци­онно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризу­ющие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Основные понятия, характеризующие систему

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется та­кими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противо­речия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состо­янию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправ­ленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с уп­равлением процессом развития или системным (стратегическим) управ­лением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины.

— объектом анализа является система;

— система находится в целостной взаимосвязи с окружающей сре­дой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент

макросистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и пара­метрам динамики эволюции;

1) цель системного анализа — формирование системы (концепции сис­темы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

2) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегий системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффектив­ная) устойчиво развивающаяся система;

3) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

4) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характери­зующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, приня­тых для ее преодоления.

6.4. Подходы К ФОРМИРОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенное дело как единство системы таможенных органов и их де­ятельности должно быть организовано таким образом, чтобы в наибольшей степени быть приспособленным к выполнению возложенных на него задач. Любая целенаправленная деятельность предполагает результат и, соответс­твенно, его оценку. Для оценивания деятельности используются параметры, показатели и критерии — характеристики, имеющие определенное значе­ние в соответствующей области существования. Более правильно понятие «параметр» отнести к статике, т. е. к системе как структуре, а показатели и критерии — к динамике, т. е. к деятельности.

Таможенная деятельность рассматривается как развивающаяся непре­рывная операция, как целенаправленный процесс функционирования еди­ной системы таможенных органов (ЕСТО), в соответствии с чем математи­ческая модель таможенной деятельности может быть описана в следующем виде:

где W — критерий оценки или показатель эффективности;

y1(f). yn(f) — неуправляемые параметры;

Gk(t) — функции, выражающие ограничения.

Поскольку таможенное дело в общем случае есть единство таможенной деятельности и ЕСТО, совокупный результат таможенного дела зависит как от деятельности ЕСТО, так и их структуры, т. е. состава, отношений и свя­зей и выполняемых функций.

В связи с этим понятие «эффективность» для любой функционирующей системы всегда связано с понятием «качество». Не являются исключением в данном случае и ЕСТО, и таможенная деятельность, и таможенное дело в целом.

Что же такое качество? Каждый исследуемый объект обладает свойства­ми, которые и определяют его качество, в том числе и такого объекта, как таможенная система, к которой относится любая сущность из таможенной сферы, удовлетворяющая системным атрибутам. Очевидно, что в таможен­ном деле имеются две основные сущности: деятельность и ЕСТО.

Качество таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в целом — это свойство или совокупность свойств, обусловливающих при­годность таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в це­лом для использования по назначению.

Данное положение иллюстрируется нижеприведенной схемой (рис. 6.12).

Рис. 6.12. Структура качества таможенного дела как процесса и как ЕСТО

Поскольку ЕСТО и их деятельность — взаимосвязанные таможенные системы (ТС), их качества взаимосвязаны. Это позволяет рассматривать только один класс ТС, например таможенную деятельность, перенося

выводы, сделанные относительно одной ТС, и на другие объекты исследо­вания — ТС. В дальнейшем будем использовать для выделенных видов тамо­женных систем определение «объект», т. е. различные ТС есть объекты сис­темного анализа. Поскольку на практике под системой понимается обычно материальное образование, то сузим понятие ТС до ЕСТО и ее подсистем.

Каждое из свойств объекта может быть охарактеризовано количествен­но с помощью некоторой переменной, значение которой отражает уровень его качества (степень соответствия) относительно этого свойства. Эту пере­менную называют показателем свойства.

Таможенная система характеризуется множеством свойств, для харак­теристики которых необходимо множество соответствующих показате­лей. Это множество показателей и образует совокупный или интегральный показатель качества ТС. Следовательно, показатель качества таможенной деятельности — вектор, а его компоненты суть показатели его единич­ных свойств (единичные) показатели качества. Аналогичное множество показателей может быть сформировано и для таможенной деятельности (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Структура показателей качества таможенной деятельности

Эти компоненты могут быть как количественными (числовыми), так и качественными. При этом если количественное выражение показателя может принимать любое численное значение, то для качественного пока­зателя используются обычно два его значения «годен — не годен», «цель до­стигнута — не достигнута» и т. д., т. е. оценивание осуществляется по так называемой бинарной схеме. С применением аппарата теории нечетких множеств спектр значений качественных показателей может быть расши­рен. Оценивание в этом случае происходит по полинарной (множествен­ной) схеме. Например, очень плохой, плохой, посредственный, удовлет­ворительный, хороший, очень хороший, отличный, превосходный и т. д.

Исходя из вложенности подсистем в систему высшего уровня, можно за­ключить, что существует такое же соотношение и между показателями ка­чества подсистем и вышестоящей системы.

Понятие качества может быть отнесено к различным сущностям тамо­женной системы, в том числе к ее строению, деятельности и результатам функционирования, т. е. различают качество системы (строения), качество целенаправленной деятельности системы, т. е. операции, и качество резуль­татов деятельности этой системы.

К свойствам таможенной деятельности можно отнести свойства, при­сущие каждому процессу: сложность, непрерывность, периодичность, слу­чайность, детерминированность. Наличие у деятельности такого специфи­ческого свойства, как целенаправленность, приводит к появлению у нее следующих свойств: длительность, точность, устойчивость, оперативность, планомерность, масштабность, результативность, ресурсоемкость и т. д. (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Показатели качества таможенной деятельности

Эти свойства являются простыми. Кроме них таможенной дело и тамо­женная деятельность обладают рядом сложных или комплексных свойств, т. е. между простыми свойствами и интегральным свойством объекта име­ются промежуточные ступени, являющиеся композициями различных свойств в различных сочетаниях.

Наибольший интерес в таможенной деятельности вызывают такие слож­ные свойства, как экономичность и эффективность.

Экономичность — свойство, характеризующее рациональность исполь­зования ресурсов в ходе их преобразования в результат.

Эффективность — свойство таможенной деятельности давать эффект вообще.

Обычно речь идет только о положительном значении эффекта. Из дан­ного определения также следует, что эффективность — это термин, упо­требляемый для обозначения качества процесса (деятельности), т. е. его ввели для того, чтобы различать качество динамики и качество статики. Эти свойства являются производными от ряда простых свойств таможен­ной деятельности. Экономичность определяется результативностью и ре- сурсоемкостью, эффективность — результативностью, ресурсоемкостью и оперативностью.

Иногда экономичность определяют как экономическую эффектив­ность, а собственно эффективность, характеризующую деятельность, связанную с выполнением основной функции, — как функциональную эффективность. Из сопоставления показателей этих «частных» видов эф­фективности возникло соотношение «эффективность — стоимость». В то же время появление в ходе системного анализа «частных» эффективностей свидетельствует о недостаточной системности исследования, так как эф­фективность — комплексное свойство всей деятельности, а не отдельных ее аспектов. Однако с методической точки зрения такое рассмотрение может оказаться полезным.

Из данного выше определения следует, что эффективность не является свойством таможенной системы как таможенного органа, а является свойс­твом целенаправленного процесса функционирования таможенной системы, т. е. таможенной деятельности.

Понятие «эффективность» связано с понятием «эффект». Термин «эф­фект» многозначен, и из всех его значений для характеристики таможенной деятельности отвечает лишь одно: эффект — это действие, производимое чем-либо, результат этого действия. Отсюда эффективный —дающий эф­фект, результативный, действенный. Таким образом, эффективность та­моженной деятельности — это свойство таможенной деятельности давать эффект.

Так, таможенная деятельность — активная сторона ТС. Эффективность таможенной деятельности — комплексное свойство, характеризующее при­способленность или пригодность таможенной деятельности к достижению цели, реализуемой ЕСТО.

Можно заключить, что между категориями «качество» и «эффектив­ность» имеется определенная связь. Эффективность ТД как операции в то же время есть и наиболее общее свойство ТД, выражающее качество ТД, т. е. в применении к процессу функционирования оценка качества функци­онирования может осуществляться по его эффективности.

Другими словами, понятие «качество функционирования» равнозначно понятию «эффективность функционирования», взятому в полном смысло­вом объеме, поскольку свойство эффективности, как и свойство пригод­ности, зависит от свойств всех факторов.

Однако этого нельзя сказать применительно к ЕСТО. Качество тамо­женных органов — это не эффективность ТО, это эффективность их дея­тельности, т. е. эффективность — это свойство или качество процесса, действия.

Соотношения между подсистемами таможенного дела и показателями показано на рис. 6.15.

Рис. 6.15. Взаимосвязь основных понятий оценивания эффективности ТД

В то же время выделение из общей эффективности ее частных видов делает эффективность составным свойством интегрального качества, т. е. категория «эффективность деятельности» может быть в определенных слу­чаях уже категории «качество деятельности».

Однако в повседневном обиходе постоянно употребляется фраза: «эф­фективность системы, эффективность какого-либо технического средства и т. д.». Такое употребление не корректно и его следует понимать в смыс­ле успешности и потенциальных возможностей давать ожидаемый эффект. Поэтому понятие «эффективность функционирования ЕСТО» шире «понятия качества ЕСТО», а понятие «качество функционирования ЕСТО» в смысле пригодности к использованию по назначению в предельном случае может служить синонимом понятия «эффективность функционирования ЕСТО», так как непригодное функционирование не может быть эффективным

(успешным), равно как и неэффективное (неуспешное) функционирование или деятельность не может быть признана пригодной.

В дальнейшем будем употреблять категорию «эффективность», имея в виду эффективность деятельности, функционирования, применения и т. п., т. е. эффективность целенаправленного процесса или операции.

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятель­ности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями вы­ражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности. Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможен­ной деятельности (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности

Из рис. 6.16 следует, что в данном варианте эффективность таможенной деятельности оценивается по смешанному варианту: как по вкладу в эф­фективность системы более высокого уровня, так и по частным критериям эффективности.

Возможно разбиение и на другие группы задач, например по общесис­темным функциям и т. д. При этом важно обеспечить полноту охвата всех аспектов таможенной деятельности.

Из рис. 6.16 видно, что вся таможенная деятельность разбита на три на­правления, каждое из которых нацелено на определенное множество задач таможенной деятельности. В каждом из этих направлений можно выде­лить множество задач более низкого уровня. В конечном итоге необходимо иметь множество показателей, отражающих все множество задач и все

уровни ЕСТО. Системные показатели для таможни, исходя из требований к эффективности ее функционирования, следующие (рис. 6.17):

Рис. 6.17. Показатели деятельности таможни

Пример построения такой системы показателей для уровня ФТС приве­ден на рис. 6.18.

На уровне РТУ может быть использован такой же набор показателей.

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможен­ной деятельности не осуществляется. Поэтому в этом процессе широко ис­пользуются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Вариант оценки влия­ния на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показан в табл. 6.3.

Вариант оценки влияния видов деятельности экспертами

Вид деятельности Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятельности
Управленческая 0,061 0,076 0,0133
Оперативная 0,255 0,386 0,375
Правоохранительная 0,144 0,121 0,253
Экономическая 0,313 0,27 0,15
Обеспечивающая 0,069 0,036 0,038
Информационно-техническая 0,144 0,154 0,106

Практически невозможно составить универсальный набор показателей, пригодных для всех таможенных органов. Однако можно предложить еди­ную процедуру их формирования (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Пример формирования показателей эффективности таможенной деятельности ФТС России

Рис. 6.19. Процедура формирования системы показателей оценки деятельности

Показатели деятельности таможенных органов распределяются соот­ветственно уровню таможенного органа и накапливаются в базе данных ГНИВЦ. Из базы данных показатели отбираются в соответствии с потреб­ностями задач анализа таможенного органа. В ходе отбора используются созданные для оказания помощи экспертам-аналитикам программные па­кеты: MS Excel, Statistics. На следующем этапе из отобранного множества показателей формируются группировки показателей по направлениям, из множества которых на заключительном этапе создается окончательный комплекс показателей или, возможно, даже и один показатель. Процедура формирования показателей представляет сложную задачу и является од­ним из важных направлений деятельности информационно-аналитических структур.

Перечень критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов и система показателей одобрены на заседании Правительства РФ (раздел I п. 2 протокола заседания Правительства РФ от 05.07.2007 № 26).

Первый критерий — «Повышение уровня соблюдения таможенного законо­дательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.4).

Содержание первого критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по кото­рым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотрен­ных судами %
Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием/опротестованием, в общем количестве возбужденных дел %
Исполнение федерального закона о федеральном бюд­жете в части перечисления таможенных платежей %
Доля таможенных платежей, перечисленных участни­ками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет % 0,175 0,17
Доля взысканных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости товаров в общей сумме доначисленных таможенных платежей по резуль­татам корректировки таможенной стоимости товаров % 95,8

Второй критерий — «Повышение качества предоставления услуг таможен­ными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической де­ятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможен­ным контролем».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.5).

Содержание второго критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования ч
Время на выполнение таможенных процедур в авто­мобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ мин.


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля государственных услуг и функций, предоставляе­мых и исполняемых ФТС России в соответствии с адми­нистративными регламентами, в общем объеме госу­дарственных услуг и функций ФТС России % 33,3 42,8
Доля участников ВЭД, в целом положительно оцени­вающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных %
Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т. д.), в которых при перемещении через таможенную границу РФ ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», в их общем числе % 10,5
2.6 Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска авто./ сут. 5 890 11 350
2.7 Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собствен­ной безопасности таможенных органов, в общем коли­честве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов %

Третий критерий — «Выявление и пресечение контрабанды оружия, нарко­тиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.6).

Содержание третьего критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля ввезенных на таможенную территорию РФ то­варов, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ, в общем количестве ввезенных товаров % 1,55 1,6
Доля уголовных дел, возбужденных таможенными орга­нами, в общем объеме зарегистрированных преступле­ний, отнесенных к компетенции таможенных органов %


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством РФ в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых че­рез Государственную границу РФ, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контроли­рующими органами %

Процесс выбора показателей не завершен. Достаточно трудно выбрать общий показатель эффективности, характеризующий ТД в целом. В этом случае можно использовать, например, вклад эффективности ТД в такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала.

Контрольные вопросы

Дайте определения следующих ключевых понятий и раскройте их со­держание:

1) Система, элемент, связи, структура, подсистема, функции, внешняя среда, цель, критерий, эффективность, качество.

2) Главный методологический принцип системных исследований.

3) Основные свойства, обусловливающие существование систем.

4) Параметрическое представление и описание системы.

5) Структурное представление и описание системы.

6) Системные исследования и их структура.

7) Актуальные направления системных исследований.

8) Основные положения системного подхода.

9) Уровни декомпозиции систем.

10) Методологические процедуры системного подхода.

11) Основные определения понятия «системный анализ».

12) Общее и различия в понятиях «анализ» и «системный анализ».

13) Системообразующие понятия системного анализа.

14) Отличительные признаки системного анализа как научной дисцип­лины.

15) Понятия «качество», «эффективность» примененительно к тамо­женному делу.

16) Качество таможен ной деятельности.

17) Качество единой системы таможенных органов.

19) Интегральный показатель качества ТС.

20) Свойства таможенной деятельности.

21) Экономичность таможенной деятельности.

22) Эффективность таможенной деятельности.

23) Подходы к выбору показателей эффективности таможенной де­ятельности.

24) Показатели таможенной службы и эффективности таможенной де­ятельности.

Список литературы

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит., 1981.

2. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1986. 208 с.

3. Информатика. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Красе М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

5. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1979. Т. 1. 504 с.

6. Макрусев В. В. Основы системного анализа. М.: РИО РТА, 2006.

7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука; Главная редакция физико-математической литературы, 1980. 488 с.

8. Основы таможенного дела: учебное пособие: в 2 т. М.: РИО РТА, 2005.

9. Прангишвили И. В. Системный подход и системные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.

10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.

11. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «МИР», 2005. 688 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

источник

Системный подход и системный анализ как методологическая основа исследования и проектирования сложных систем

специфика системного исследования;

Системные исследования – это методология решения научно-технических и социально-экономических проблем, которые при всей их специфике и многообразии сходны в понимании исследуемых объектов как систем. В широком смысле, термин «системные исследования» используется для обобщения дисциплин, связанных с изучением и проектированием сложных систем. «Современное движение за синтез знаний происходит как под знаком общей теории систем, так и под знаком прикладных научных дисциплин «системные исследования» [34, с. 58].

Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов изучения и конструирования объектов, новой ориентацией исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Более конкретно она реализуется в следующих принципах:

— при описании объекта как системы каждый ее элемент описывается не как таковой, а с учетом его «места» в целом;

— исследование системы неотделимо от исследования ее среды;

— необходимым элементом системного исследования выступает исследование порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот;

— в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта, необходимо исследование целесообразности;

— источник преобразований системы лежит обычно в ней самой, так как сложные системы характеризуются самоорганизацией и самонастройкой.

В главе 3 принципы системных исследований будут рассмотрены более подробно.

Системное исследование исходит из того, что специфика сложного объекта не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимоотношений между элементами. Таким образом, важно различать исследование системного (сложного) объекта (системы) и системное исследование того же объекта. Например, существуют структурные исследования, которые могут абстрагироваться от всего, кроме структуры изучаемого объекта. Системное же исследование структуры объекта будет рассматривать ее в связи с другими системными элементами и факторами – целями, функциями и т.д.

Основу системных исследований составляют системный подход — общий метод исследования объекта как целого, и системный анализ — конкретное теоретико-прикладное направление, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областями применения.

Системный подход есть совокупность методологических принципов исследования объекта как целого, т. е. как множества элементов, находящихся во взаимодействии, порождающем новые свойства. Системный анализ представляет собой комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода. Следует подчеркнуть, что системный подход является адекватным исследовательским подходом при исследовании не любых объектов, произвольно называемых системами, а лишь таких объектов, которые представляют собой органичные целостности. В этот класс попадают биологические, социально-экономические и сложные технические объекты.

Главным для системного подхода является принцип целостности. В свое время аналитический подход явился метафизическим отрицанием первоначального целостного (нерасчлененного) восприятия природы. Системный подход есть возвращение к целостным представлениям на новом уровне. Системный подход – это интеграция, синтез рассмотрения различных сторон явления, объекта.

В противоположность аналитическому подходу, сводящемуся к разбиению сложноорганизованного целого, системный подход направлен на получение синтетической картины этого целого. При этом в системном подходе центральным моментом является понятие «система» и связанные с ним понятия: «структура», «функция», «организация», «элемент», «отношение», «связь» и т. д.

Системный анализ

Несмотря на широкое распространение, до сих пор термин «системный анализ» трактуется неоднозначно. Он известен как методология решения сложных проблем, как методология создания систем или совершенствования определенной области деятельности. Системный анализ рассматривается и как методология управления сложными системами.

В наиболее общем представлении системный анализ можно определить следующим образом: это междисциплинарная методология исследования и проектирования сложных систем, совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных системных проблем, возникающих во всех сферах человеческой деятельности, на основе системного подхода. Системный анализ характеризуется, главным образом, не специфическим научным аппаратом, а упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Исходным моментом применения системного анализа выступает сложная проблема. Для выделения предметной области системного анализа оказалось целесообразным множество исследуемых проблем разделить по характеру их структурности (то есть по степени развитости и определенности связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями). Известный американский ученый Г. Саймон выделил 3 класса таких про­блем:

1. Хорошо структурированные проблемы. Связи здесь могут быть выяснены четко, полно и могут иметь количественное выражение. При этом оно могут быть строго детерминированы (т. е. изменение фактора – причины ведет к однозначному изменению результативного признака, например, определение потребностей в условном топливе для выработки необходимого количества электроэнергии на тепловых станциях, определение количества персонала для выполнения функций при заданной трудоемкости и т. п.).

К этому же классу можно отнести и структурированные проблемы, в которых связи носят корреляционный характер высокой степени тесноты (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности; формирование цен на основе факторов затрат, спроса и цен конкурентов).

Для решения таких проблем используются формализованные методы, в частности, методы исследования операций (линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, статистические и т. д.).

2. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей между элементами. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки – причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений (пример – определение количества и структуры населения в долгосрочном периоде).

3. Неструктурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример подобной проблемы — развитие науки и техники в долгосрочной перспективе). Для исследования неструктуризованных проблем традиционными являются экспертные и эвристические методы исследования. Их особенность состоит в том, что эксперт собирает максимум информации о решаемой проблеме и на основе интуиции выносит заключения и рекомендации. При таком подходе отсутствует строгая процедура отыскания решения, и специалист, выдвигающий определенные предложения, не может сколько-нибудь четко изложить способ, на основе которого он от совокупности разрозненных исходных сведений пришел к окончательным рекомендациям.

Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных проблем, т. е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен лишь частично. Такие задачи возникают, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности, и содержат в принципе неформализуемые элементы. К подобным проблемам относится большинство наиболее важных экономических, социальных, технических и политических задач.

Типичными проблемами такого рода являются те, которые:

а) имеют стратегический и долгосрочный характер;

б) сталкиваются с широким набором альтернатив;

в) зависят от неопределенности внешней и внутренней среды системы.

Помимо отмеченных признаков (слабой структурности и неопределенности) для системных проблем характерны также: многоаспектность, конфликтность, наличие риска.

Предмет системного анализа в теоретическом аспекте – это процесс подготовки и принятия управленческих решений; в прикладном аспекте – различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем. Предмет системного анализа как междисциплинарного научного направления можно определить также следующим образом [24, С.17]: во-­первых, это концепции и принципы постановки и раз­решения практических проблем на основе системной идеологии; во-вторых, способы интегpирования методов и результатов исследования специальных дисциплин в целевую технологию, направленную на разрешение возникшей проблемы; в-­третьих, методики, приемы и модели комплексного исследования и проектирования различных системных объектов.

Системный анализ является наиболее конструктивным направлением системных исследований [8]. В отличие от многих научных направлений, главной целью которых является открытие и формулирование объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения, системный анализ носит прикладной характер и, в основном, направлен на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и на основе использования теоретических достижений различных наук в прикладных целях. Таким образом, системному анализу присущ «конструктивный прагматизм» [24] — строгaя ориентация на разреше­ние конкретных практических проблем. Любая модель, используемая для анализа (математическая, физическая, описательная или какая­-либо дрyгaя), должна строитьcя не ради модели, а использоваться как рабочий инструмент по­знания и разрешения конкретной системной проблемы. Дрyгaя особенность прикладного характера системных исследо­ваний состоит в том, что каждое из них имеет уникальный характер и проводится не само по себе, а в тесной взаимосвязи с фундаментaльными, поисковыми и конструкторскими исследованиями.

Стремление к конструктивному прагматизму определяет главное отличие системногo анализа от общей теории систем, объектами изучения которой являются не конкретные системы, а модели, принципы и законы, применимые к обобщенным системам независимо от их вида и поставленных задач исследования [24, С.39-41].

Решение вопроса о необходимости представления объекта в виде системы и применения для его исследования, проектирования или организации управления им системного анализа зависит, во-первых, от цели исследования, а во-вторых, от того, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее рассмотрения. Эта неопределенность зависит от ряда факторов: от характера проблемной ситуации, от требуемой точности решения, от имеющейся информации об объекте, от возможности получения достоверной и точной информации; от принципиальных особенностей объекта и других.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя, проектировщика не на то, чтобы предложить окончательную модель объекта или процесса обоснования и принятия решения (как это имеет место при математическом моделировании), а на разработку методики, позволяющей, во-первых, исследовать сложную слабо структуризованную проблему, а во-вторых, — постепенно формировать модель, направленную на ее решение, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования с участием лиц, принимающих решения (ЛПР) [8].

Иными словами, в методике системного анализа главное — процесс исследования системной проблемы и постановки задачи. Как отмечалось выше, современная экономика характеризуется такими особенностями, что гарантировать полноту и своевременность постановки и решения многих экономических проектных и управленческих задач стало трудно без применения специальных приемов и методов, в том числе, без системного анализа.

Таким образом, системный анализ может применяться на этапе постановки любой задачи, если возникают сложности с описанием проблемы, с выбором модели и доказательством ее адекватности, с поиском рационального решения. Кроме того, существуют проблемы, которые в принципе не могут быть исследованы без использования методов системного анализа. Такие задачи ранее решались обычно на основе интуиции и опыта экспертов [8].

К областям приложения системного анализа относятся задачи, связанные с: анализом целей, функций и целеобразованием; определением стратегии развития регионов, отраслей, предприятий и организаций; формированием прогнозов и перспективных планов, целевых комплексных программ; разработкой или совершенствованием структур; исследованием специфических особенностей управления и механизмов обратных связей; определением характера и степени влияния на организацию условий ее функционирования (внешней среды); исследованием процессов принятия управленческих решений во всех блоках и элементах системы; исследованием эмерджентных свойств и их влияния на функционирование системы и другие сложные задачи.

Потребность в системном анализе возникает в следующих ситуациях [34, с. 325]:

— при решении новых проблем, когда с помощью системного анализа формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;

— если решение проблемы предусматривает увязку цели со средствами ее достижения;

— если проблема имеет разветвленные связи, вызываю­щие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства;

— при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

— во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;

— в случаях, когда осуществляется совершенствование производства или управления в организации;

— во всех проблемах, связанных с автоматизацией и внедрением информационных систем,

— если принимаемые на будущее решения должны учи­тывать факторы неопределенности и риска;

— когда выработка ответственных решений принимается на длительную перспективу;

— везде, где требуется выработка критериев оптимально­сти с учетом целей развития и функционирования сис­темы.

Одним из наиболее ценных результатов системного анализа является увеличение степени понимания и возможных путей решения сложной проблемы.

Как системный подход, так и системный анализ сочетают в себе объективные и субъективные аспекты, обусловленные их двойственной природой: с одной стороны, системные исследования – это теоретическое и прикладное направление, с другой – искусство.

Системная методология в ее современном понимании сформировалась как результат большого числа научных и философских работ, объединенных в такие направления, как системный подход, системный анализ, общая теория систем, кибернетика, системотехника, системология, синергетика и другие. Непосредственным стимулом, ускорившим разработку системной методологии, послужили потребности в исследовании и создании классов объектов, характерных для эпохи научно-технического прогресса. Поэтому для системной проблематики характерно, что она «вызрела», прежде всего, в недрах практической деятельности. «Системное движение пронизало все области науки и было вызвано общим для всех наук противоречием между методами классической парадигмальной науки и способами их применения для решения задач «организованной сложности»» 1.

Эволюция научного познания шла по пути усложнения исследуемых проблем в различных предметных областях. Потребность в новых принципах исследования была обусловлена усилением целостности хозяйства, сложности и изменчивости происходящих в нем процессов, ускорением научно-технического прогресса и другими явлениями. Необходимость междисциплинарного характера исследований привела к появлению системной методологии. В рамках этой методологии сформировался целый комплекс направлений – теория систем, теория самоорганизации, кибернетика, синергетика и другие. Несмотря на специфику, общим для данных направлений было целостное рассмотрение изучаемого явления или объекта.

В этом ряду теорию систем следует рассматривать как теоретическую базу, а системный анализ – как прикладную методологию исследования и проектирования реальных систем, как совокупность методов изучения и разрешения системных проблем, которые носят слабоструктурированный характер. Дальнейшее развитие науки и общества, по-видимому, все более будет опираться на системные методы исследований как наиболее адекватные характеру этого развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

· Каковы научные предпосылки развития системных исследований?

· В чем заключаются особенности современного научного познания?

· Перечислите особенности современного хозяйства, определяющие его целостность.

· В чем состоит значение теории самоорганизации?

· Каковы ключевые положения «Тектологии» А.А. Богданова?

· Какие научные направления формируют современную картину мира?

· В чем сходство и различие общей теории систем, синергетики и кибернетики?

· Определите специфику системного исследования.

· Какова основная идея системного подхода?

· На решение каких проблем направлен системный анализ?

· Почему системный подход является методологической основой исследования и проектирования систем?

· Почему системный анализ имеет междисциплинарный характер?

· Какова роль системного анализа в процессе решения сложных проблем?

· Когда возникает потребность в системном анализе?

· В чем заключается «конструктивный прагматизм» системного анализа?

· Какова связь и различия между системным подходом и системным анализом?

· Какие сферы научного знания послужили основой формирования теории систем и системного анализа?

· В чем различие между теорией систем и системным анализом?

· В чем состоит ключевая идея кибернетики?

· Как происходило развитие системных исследований в естественных и общественных науках?

· Какова роль технического прогресса в системных исследованиях?

· Что является предметом синергетики как науки?

· В чем состоит прикладное значение синергетики?

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи