Меню Рубрики

Системный анализ как метод системного подхода

Одним из основных методологических компонентов системных исследований является системный подход и вытекающая из него системная концепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — значит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

Системный подход является для исследователя «поставщиком» объектов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выявляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или создания, а также относительно теоретических и методических основ исследования или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследования или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется разработка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности процесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

— модель системы и ее системные характеристики;

— стратегия достижения цели;

— механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе системного подхода отображены на рис. 6.8.

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к общему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к частному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

Преимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это детализация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных процедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «системный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

— общеметодологическом, тождественном понятию «системные исследования»;

— прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика (рис. 6.9).

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического, социального, экономического, научного и технического характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, самостоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методологии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединением элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и закономерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повышение эффективности функционирования, управления и развития исследуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

— способы описания и упрощения систем;

— синтез и декомпозицию систем;

— принципы и технологию интегрирования различных методов;

— проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

— проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это творческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информационно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризующие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется такими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противоречия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегическим) управлением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины:

1) объектом анализа является система;

2) система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент росистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и параметрам динамики эволюции;

3) цель системного анализа — формирование системы (концепции системы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

4) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегии системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво развивающаяся система;

5) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

6) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.

источник

Наиболее эффективным способом для изучения процессов и явлений в социально-экономических и производственных системах с целью принятия соответствующих управленческих решений является системный подход.

В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследователя (практического работника) на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных типов связей в них и сведение их в единую схему. Он предполагает, что решение относительно любого компонента должно исходить из интересов всей системы.

Характерная особенность системного подхода состоит в том, что он позволяет учесть тесную связь между многообразием фактов, определяющих поведение системы, неполную определенность поведения, развитие системы, вызванное изменением свойств её компонентов. Основные черты системного подхода состоят в том, что он:

— ориентирован на выявление всех взаимосвязей и взаимодействий в проблемах с использованием логического, математического, машинного и организационного моделирования, междисциплинарных и экспертных оценок;

— четко, точно и всесторонне выявляет цели и рассматривает любую систему как механизм достижения установленных целей;

— предусматривает определение и предварительное проигрывание альтернативных вариантов достижения целей и долгосрочных последствий каждого варианта;

— анализирует «внутренние» и «внешние» результаты поведения систем при каждой альтернативе;

— направлен на органическое сочетание, координацию и интеграцию разных видов деятельности как в процессе исследования, так и в процессе реализации его результатов.

Важную роль системный подход играет в реализации задач проектирования и организации функционирования систем управления. В данном случае предстоит отобрать, отладить и внедрить в эксплуатацию взаимосвязанный комплекс методов и средств, которые в органическом сочетании с уже имеющимися методами и средствами управления и составят новую систему. Эти методы и средства существенно различаются между собой по формам и назначениям, по стоимости и трудоемкости разработки, по трудности их проектирования, создания и внедрения в эксплуатацию.

При совершенствовании управления вначале можно использовать простые, дешевые и легко доступные методы и средства управления. И лишь в том случае, если они не обеспечивают достаточной эффективности управления, переходят к более сложным комплексным видам систем.

Широкое распространение в управлении за последние годы получил программно-целевой подход. Он включает совокупность методов, приемов и средств решения крупных и сложных проблем по достижению важнейших целей социально-экономического развития. Такой подход предполагает: наличие проблемы и определение цели, выделение целереализующей системы, разработку комплексной программы развития системы, создание особого механизма реализации комплексной программы.

Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Он опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления.

Основной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Технической его основой служат вычислительные машины и информационные системы.

Системный анализ в области управления используется в различных ситуациях. Он применяется прежде всего при решении новых проблем. Используется в тех случаях, если решение проблемы предусматривает увязку целей со множеством средств их достижения, если проблема имеет разветвленные связи, когда существуют различные трудно сравнимые варианты решения проблемы или достижения взаимосвязанного комплекса целей, необходимо учитывать фактор неопределенности и риска, решения принимаются на достаточно отдаленную перспективу и в ряде других случаев.

Научный инструментарий системного анализа объединяет все научные знания, методы и действия для решения сложных проблем. Он включает неформальные, графические, количественные методы и методы моделирования.

Указанные методы распределяются по этапам выполнения системного анализа:

3) анализ структуры системы,

4) формулирование общей цели и критерия системы,

5) декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах,

6) выявление ресурсов и процессов, композиция целей,

7) прогноз и анализ будущих условий,

10) диагноз существующей системы,

11) построение комплексной программы развития,

12) проектирование организации для достижения целей.

Роль исследователя сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, который в наибольшей степени соответствует существу постановки задачи.

Важнейшее место в научном инструментарии системного анализа занимают методы моделирования. Существует несколько видов моделей:

1) кибернетические, отображающие процессы управления в экономических системах,

2) экономико-математические, являющиеся средством представления экономических систем в процессе системного анализа в том случае, когда имеется достаточная количественная информация,

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 3049 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.

Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний, позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов.

Системный анализ создавался как метод поддержки принятия стратегических решений. Он позволял обоснованно выбирать наилучшие стратегии в сложных ситуациях. Сегодня системный анализ из метода, рекомендующего руководителю выбор оптимальной линии поведения, развился в прикладной научный подход, который реализует системный подход к исследованиям.

Современный системный анализ :

  • устанавливает причинно-следственные связи, которые повлияли на возникновение проблемы;
  • анализирует варианты разрешения системных проблем с учетом ограничений, рисков, неопределенных условий среды;
  • организует междисциплинарные научные и прикладные исследования;
  • дает обоснованные рекомендации по оптимальному выбору или рациональной линии поведения в сложных управленческих ситуациях;
  • использует методы моделирования для изучения проблем;

Предмет системного анализа:

  • методы диагностики и решения сложных проблем с использованием системного подхода;
  • способы организации междисциплинарных исследований, которые направлены на решение проблем;
  • методы и модели комплексного исследования и проектирования сложных систем.

Отличительные черты системного анализа:

  • использует понятия теории систем для описания объектов исследования;
  • исследует процессы постановки целей;
  • разрабатывает инструменты работы с целевыми показателями;
  • применяется для решения конкретных проблем;
  • учитывает специфику проблемных ситуаций;
  • используется тогда, когда проблема сразу не решается с помощью формальных методов;
  • уделяет внимание описанию проблем и постановке задач;
  • комбинирует методы количественного и качественного анализа;
  • использует знания экспертов в разных областях знаний;
  • организует коллективное принятие решений;
  • использует методики, которые определяют последовательность и содержание этапов анализа;
  • использует системные способы декомпозиции больших проблем на отдельные задачи;

Системный анализ тесно связан с дисциплинами и научными направлениями:

  • общая теория систем и системный подход;
  • исследование операций и оптимизация;
  • теория принятия решений;
  • теория управления и менеджмент;
  • системотехника и системная инженерия;
  • математическое моделирование;
  • анализ данных и статистика,
  • информатика и искусственный интеллект;
  • философия и методология науки.

источник

Системный подход и системный анализ как методологическая основа исследования и проектирования сложных систем

специфика системного исследования;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Системные исследования – это методология решения научно-технических и социально-экономических проблем, которые при всей их специфике и многообразии сходны в понимании исследуемых объектов как систем. В широком смысле, термин «системные исследования» используется для обобщения дисциплин, связанных с изучением и проектированием сложных систем. «Современное движение за синтез знаний происходит как под знаком общей теории систем, так и под знаком прикладных научных дисциплин «системные исследования» [34, с. 58].

Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов изучения и конструирования объектов, новой ориентацией исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Более конкретно она реализуется в следующих принципах:

— при описании объекта как системы каждый ее элемент описывается не как таковой, а с учетом его «места» в целом;

— исследование системы неотделимо от исследования ее среды;

— необходимым элементом системного исследования выступает исследование порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот;

— в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта, необходимо исследование целесообразности;

— источник преобразований системы лежит обычно в ней самой, так как сложные системы характеризуются самоорганизацией и самонастройкой.

В главе 3 принципы системных исследований будут рассмотрены более подробно.

Системное исследование исходит из того, что специфика сложного объекта не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимоотношений между элементами. Таким образом, важно различать исследование системного (сложного) объекта (системы) и системное исследование того же объекта. Например, существуют структурные исследования, которые могут абстрагироваться от всего, кроме структуры изучаемого объекта. Системное же исследование структуры объекта будет рассматривать ее в связи с другими системными элементами и факторами – целями, функциями и т.д.

Основу системных исследований составляют системный подход — общий метод исследования объекта как целого, и системный анализ — конкретное теоретико-прикладное направление, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областями применения.

Системный подход есть совокупность методологических принципов исследования объекта как целого, т. е. как множества элементов, находящихся во взаимодействии, порождающем новые свойства. Системный анализ представляет собой комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода. Следует подчеркнуть, что системный подход является адекватным исследовательским подходом при исследовании не любых объектов, произвольно называемых системами, а лишь таких объектов, которые представляют собой органичные целостности. В этот класс попадают биологические, социально-экономические и сложные технические объекты.

Главным для системного подхода является принцип целостности. В свое время аналитический подход явился метафизическим отрицанием первоначального целостного (нерасчлененного) восприятия природы. Системный подход есть возвращение к целостным представлениям на новом уровне. Системный подход – это интеграция, синтез рассмотрения различных сторон явления, объекта.

В противоположность аналитическому подходу, сводящемуся к разбиению сложноорганизованного целого, системный подход направлен на получение синтетической картины этого целого. При этом в системном подходе центральным моментом является понятие «система» и связанные с ним понятия: «структура», «функция», «организация», «элемент», «отношение», «связь» и т. д.

Системный анализ

Несмотря на широкое распространение, до сих пор термин «системный анализ» трактуется неоднозначно. Он известен как методология решения сложных проблем, как методология создания систем или совершенствования определенной области деятельности. Системный анализ рассматривается и как методология управления сложными системами.

В наиболее общем представлении системный анализ можно определить следующим образом: это междисциплинарная методология исследования и проектирования сложных систем, совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных системных проблем, возникающих во всех сферах человеческой деятельности, на основе системного подхода. Системный анализ характеризуется, главным образом, не специфическим научным аппаратом, а упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Исходным моментом применения системного анализа выступает сложная проблема. Для выделения предметной области системного анализа оказалось целесообразным множество исследуемых проблем разделить по характеру их структурности (то есть по степени развитости и определенности связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями). Известный американский ученый Г. Саймон выделил 3 класса таких про­блем:

1. Хорошо структурированные проблемы. Связи здесь могут быть выяснены четко, полно и могут иметь количественное выражение. При этом оно могут быть строго детерминированы (т. е. изменение фактора – причины ведет к однозначному изменению результативного признака, например, определение потребностей в условном топливе для выработки необходимого количества электроэнергии на тепловых станциях, определение количества персонала для выполнения функций при заданной трудоемкости и т. п.).

К этому же классу можно отнести и структурированные проблемы, в которых связи носят корреляционный характер высокой степени тесноты (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности; формирование цен на основе факторов затрат, спроса и цен конкурентов).

Для решения таких проблем используются формализованные методы, в частности, методы исследования операций (линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, статистические и т. д.).

2. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей между элементами. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки – причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений (пример – определение количества и структуры населения в долгосрочном периоде).

3. Неструктурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример подобной проблемы — развитие науки и техники в долгосрочной перспективе). Для исследования неструктуризованных проблем традиционными являются экспертные и эвристические методы исследования. Их особенность состоит в том, что эксперт собирает максимум информации о решаемой проблеме и на основе интуиции выносит заключения и рекомендации. При таком подходе отсутствует строгая процедура отыскания решения, и специалист, выдвигающий определенные предложения, не может сколько-нибудь четко изложить способ, на основе которого он от совокупности разрозненных исходных сведений пришел к окончательным рекомендациям.

Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных проблем, т. е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен лишь частично. Такие задачи возникают, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности, и содержат в принципе неформализуемые элементы. К подобным проблемам относится большинство наиболее важных экономических, социальных, технических и политических задач.

Типичными проблемами такого рода являются те, которые:

а) имеют стратегический и долгосрочный характер;

б) сталкиваются с широким набором альтернатив;

в) зависят от неопределенности внешней и внутренней среды системы.

Помимо отмеченных признаков (слабой структурности и неопределенности) для системных проблем характерны также: многоаспектность, конфликтность, наличие риска.

Предмет системного анализа в теоретическом аспекте – это процесс подготовки и принятия управленческих решений; в прикладном аспекте – различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем. Предмет системного анализа как междисциплинарного научного направления можно определить также следующим образом [24, С.17]: во-­первых, это концепции и принципы постановки и раз­решения практических проблем на основе системной идеологии; во-вторых, способы интегpирования методов и результатов исследования специальных дисциплин в целевую технологию, направленную на разрешение возникшей проблемы; в-­третьих, методики, приемы и модели комплексного исследования и проектирования различных системных объектов.

Системный анализ является наиболее конструктивным направлением системных исследований [8]. В отличие от многих научных направлений, главной целью которых является открытие и формулирование объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения, системный анализ носит прикладной характер и, в основном, направлен на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и на основе использования теоретических достижений различных наук в прикладных целях. Таким образом, системному анализу присущ «конструктивный прагматизм» [24] — строгaя ориентация на разреше­ние конкретных практических проблем. Любая модель, используемая для анализа (математическая, физическая, описательная или какая­-либо дрyгaя), должна строитьcя не ради модели, а использоваться как рабочий инструмент по­знания и разрешения конкретной системной проблемы. Дрyгaя особенность прикладного характера системных исследо­ваний состоит в том, что каждое из них имеет уникальный характер и проводится не само по себе, а в тесной взаимосвязи с фундаментaльными, поисковыми и конструкторскими исследованиями.

Стремление к конструктивному прагматизму определяет главное отличие системногo анализа от общей теории систем, объектами изучения которой являются не конкретные системы, а модели, принципы и законы, применимые к обобщенным системам независимо от их вида и поставленных задач исследования [24, С.39-41].

Решение вопроса о необходимости представления объекта в виде системы и применения для его исследования, проектирования или организации управления им системного анализа зависит, во-первых, от цели исследования, а во-вторых, от того, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее рассмотрения. Эта неопределенность зависит от ряда факторов: от характера проблемной ситуации, от требуемой точности решения, от имеющейся информации об объекте, от возможности получения достоверной и точной информации; от принципиальных особенностей объекта и других.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя, проектировщика не на то, чтобы предложить окончательную модель объекта или процесса обоснования и принятия решения (как это имеет место при математическом моделировании), а на разработку методики, позволяющей, во-первых, исследовать сложную слабо структуризованную проблему, а во-вторых, — постепенно формировать модель, направленную на ее решение, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования с участием лиц, принимающих решения (ЛПР) [8].

Иными словами, в методике системного анализа главное — процесс исследования системной проблемы и постановки задачи. Как отмечалось выше, современная экономика характеризуется такими особенностями, что гарантировать полноту и своевременность постановки и решения многих экономических проектных и управленческих задач стало трудно без применения специальных приемов и методов, в том числе, без системного анализа.

Таким образом, системный анализ может применяться на этапе постановки любой задачи, если возникают сложности с описанием проблемы, с выбором модели и доказательством ее адекватности, с поиском рационального решения. Кроме того, существуют проблемы, которые в принципе не могут быть исследованы без использования методов системного анализа. Такие задачи ранее решались обычно на основе интуиции и опыта экспертов [8].

К областям приложения системного анализа относятся задачи, связанные с: анализом целей, функций и целеобразованием; определением стратегии развития регионов, отраслей, предприятий и организаций; формированием прогнозов и перспективных планов, целевых комплексных программ; разработкой или совершенствованием структур; исследованием специфических особенностей управления и механизмов обратных связей; определением характера и степени влияния на организацию условий ее функционирования (внешней среды); исследованием процессов принятия управленческих решений во всех блоках и элементах системы; исследованием эмерджентных свойств и их влияния на функционирование системы и другие сложные задачи.

Потребность в системном анализе возникает в следующих ситуациях [34, с. 325]:

— при решении новых проблем, когда с помощью системного анализа формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;

— если решение проблемы предусматривает увязку цели со средствами ее достижения;

— если проблема имеет разветвленные связи, вызываю­щие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства;

— при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

— во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;

— в случаях, когда осуществляется совершенствование производства или управления в организации;

— во всех проблемах, связанных с автоматизацией и внедрением информационных систем,

— если принимаемые на будущее решения должны учи­тывать факторы неопределенности и риска;

— когда выработка ответственных решений принимается на длительную перспективу;

— везде, где требуется выработка критериев оптимально­сти с учетом целей развития и функционирования сис­темы.

Одним из наиболее ценных результатов системного анализа является увеличение степени понимания и возможных путей решения сложной проблемы.

Как системный подход, так и системный анализ сочетают в себе объективные и субъективные аспекты, обусловленные их двойственной природой: с одной стороны, системные исследования – это теоретическое и прикладное направление, с другой – искусство.

Системная методология в ее современном понимании сформировалась как результат большого числа научных и философских работ, объединенных в такие направления, как системный подход, системный анализ, общая теория систем, кибернетика, системотехника, системология, синергетика и другие. Непосредственным стимулом, ускорившим разработку системной методологии, послужили потребности в исследовании и создании классов объектов, характерных для эпохи научно-технического прогресса. Поэтому для системной проблематики характерно, что она «вызрела», прежде всего, в недрах практической деятельности. «Системное движение пронизало все области науки и было вызвано общим для всех наук противоречием между методами классической парадигмальной науки и способами их применения для решения задач «организованной сложности»» 1.

Эволюция научного познания шла по пути усложнения исследуемых проблем в различных предметных областях. Потребность в новых принципах исследования была обусловлена усилением целостности хозяйства, сложности и изменчивости происходящих в нем процессов, ускорением научно-технического прогресса и другими явлениями. Необходимость междисциплинарного характера исследований привела к появлению системной методологии. В рамках этой методологии сформировался целый комплекс направлений – теория систем, теория самоорганизации, кибернетика, синергетика и другие. Несмотря на специфику, общим для данных направлений было целостное рассмотрение изучаемого явления или объекта.

В этом ряду теорию систем следует рассматривать как теоретическую базу, а системный анализ – как прикладную методологию исследования и проектирования реальных систем, как совокупность методов изучения и разрешения системных проблем, которые носят слабоструктурированный характер. Дальнейшее развитие науки и общества, по-видимому, все более будет опираться на системные методы исследований как наиболее адекватные характеру этого развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

· Каковы научные предпосылки развития системных исследований?

· В чем заключаются особенности современного научного познания?

· Перечислите особенности современного хозяйства, определяющие его целостность.

· В чем состоит значение теории самоорганизации?

· Каковы ключевые положения «Тектологии» А.А. Богданова?

· Какие научные направления формируют современную картину мира?

· В чем сходство и различие общей теории систем, синергетики и кибернетики?

· Определите специфику системного исследования.

· Какова основная идея системного подхода?

· На решение каких проблем направлен системный анализ?

· Почему системный подход является методологической основой исследования и проектирования систем?

· Почему системный анализ имеет междисциплинарный характер?

· Какова роль системного анализа в процессе решения сложных проблем?

· Когда возникает потребность в системном анализе?

· В чем заключается «конструктивный прагматизм» системного анализа?

· Какова связь и различия между системным подходом и системным анализом?

· Какие сферы научного знания послужили основой формирования теории систем и системного анализа?

· В чем различие между теорией систем и системным анализом?

· В чем состоит ключевая идея кибернетики?

· Как происходило развитие системных исследований в естественных и общественных науках?

· Какова роль технического прогресса в системных исследованиях?

· Что является предметом синергетики как науки?

· В чем состоит прикладное значение синергетики?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Системный подход — это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность. При анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов.

Базируется на этих постулатах.

  • 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойствах, связей.
  • 2. Структура функции системы и решение проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

К числу системного подхода относятся следующие принципы:

  • — Принцип цели — ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель системы.
  • — Принцип целостности — предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов, как нечто целое к окружающей среде, имеющий свои специфические функции и развивающийся по своим законам.
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Принцип сложности — указывает на необходимость рассматривать объект, как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и окружающей средой. Каждому элементу присуща своя сложность, поэтому необходимо выполнять его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном, и показ сложного в простом.

Принцип двойственности — предполагают, что систему нужно рассматривать, как самостоятельную систему, так и подсистему более высокого уровня.

Принцип всесторонности — указывает на то, что объект нужно изучать со всех сторон.

Принцип множественности — утверждает, что при исследовании объекта нужно использовать множество его моделей.

Принцип сходства — предполагает, что нужно использовать ранее полученные результаты при изучении других схожих объектов.

С прикладной точки зрения системный подход состоит в определении направления и последовательности исследования объектов, которая реализуется в шесть этапов:

  • 1. Четкое определение цели исследования
  • 2. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиции системы более высокого уровня.
  • 3. Выделение и изучение структуры системы и среды (структуризация).
  • 4. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы.
  • 5. Рассмотрение системы на всех этапах жизненного цикла (происхождение, развитие, функционирование и разрушение).
  • 6. Осуществляется сравнение системы с другими примерно сходными, для обнаружения одинаковых свойств.

Таким образом, системный подход к исследованию сложных объектов предполагает проведение исследований в трех взаимосвязанных областях.

  • — Исторический анализ
  • — Структурный анализ (связи и элементы)
  • — функциональный анализ (внешнее и внутреннее функционирование)

Методологические основания подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (научного, экономического, технического характера) является системный анализ.

Все проблемы в зависимости, от глубины сложности подразделяются на три класса:

  • 1. хорошо структурированные;
  • 2. не структурированные;
  • 3. слабо структурированные.

Для решения хорошо структурированных проблем используется методология исследования операций (ИО). Она состоит в применении математических моделей и методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

В неструктурированных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает много различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях для решения этой проблемы.

К слабо структурированным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится большинство наиболее важных экономических, технических, политических, военно-стратегических задач крупного масштаба.

Типичными проблемами являются те, которые:

  • 1) намечены для решения в будущем;
  • 2) сталкиваются с широким набором альтернатив;
  • 3) зависят от текущей неполноты технологических достижений;
  • 4) требуют больших финансовых вложений и содержат элементы риска;
  • 5) внутренне сложны из-за комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;
  • 6) для которых, не полностью определены требования стоимости или времени.

В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет, или улучшает характеристики системы. Методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявления масштабов неопределенных по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ-это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем.

При этом системный анализ имеет свою специфическую цель, содержание и назначения.

Цель систематического анализа:

Упорядочение последовательных действий при решении крупных проблем, основывалось на системном подходе.

Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, которые находятся вне короткого диапазона ежедневной деятельности. Основное содержание системного анализа заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем систему и решения проблем, и не в специальных математических методах (оценка неопределенности), а в его концептуальном, т. е. понятийном аппарате, установленных целях, идеях.

Основное значение системного анализа:

В качестве основного и наиболее ценного результата системного анализа признается не количественное определенное решение проблемы, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы и у ответственных лиц которым предоставляется набор хорошо оцененных и проработанных альтернатив.

Полезность новых методов анализа и управления состоит в следующем:

  • 1) В большем понимании и проникновении в суть проблемы: практические усилия выявить взаимосвязи и количественные ценности помогут обнаружить скрытые точки зрения за теми или иными решениями;
  • 2) В большей точности: более четкое формулирование целей, задач снизит, хотя и не устранит, неясные стороны многоплановых целей;
  • 3) В большей сравнимости: анализ может быть осуществлен, таким образом, что планы для одной страны (района) могут быть с пользой увязаны или сравнены с планами и политикой других районов; при этом выделяются общие элементы;
  • 4) В большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денежных ресурсов более упорядоченно, и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суждений

источник

Одним из основных методологических компонентов системных иссле­дований является системный подход и вытекающая из него системная кон­цепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей дейс­твительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — зна­чит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее систем­ными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

4) Системный подход является для исследователя «поставщиком» объек­тов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскры­тие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных за­дач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей сре­ды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выяв­ляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или созда­ния, а также относительно теоретических и методических основ исследова­ния или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследо­вания или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется раз­работка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности про­цесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим?
Главные компоненты концепции:

— модель системы и ее системные характеристики;

— стратегия достижения цели;

— механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолирован­но, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой

связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и част­ными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассмат­риваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональ­ном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе сис­темного подхода отображены на рис. 6.8.

Рис. 6.8. Уровни декомпозиции систем

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к об­щему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к част­ному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

П р еимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, не­адекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного по­шагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа прорабо­ток, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концеп­ции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это дета­лизация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных про­цедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «сис­темный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

— общеметодологическом, тождественном понятию «системные иссле­дования»;

— прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика

Рис. 6.9. Объекты системного анализа

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристи­ки систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функ­ционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимо­действия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии систем­ного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных про­блем политического, социального, экономического, научного и техничес­кого характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, само­стоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методо­логии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединени­ем элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Рис. 6. 10. Отличие системного анализа от анализа классического

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и законо­мерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повы­шение эффективности функционирования, управления и развития иссле­дуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

— способы описания и упрощения систем;

— синтез и декомпозицию систем;

— принципы и технологию интегрирования различных методов;

— проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

— проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь вырабо­тать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это твор­ческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность ис­следователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информаци­онно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризу­ющие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Основные понятия, характеризующие систему

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется та­кими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противо­речия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состо­янию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправ­ленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с уп­равлением процессом развития или системным (стратегическим) управ­лением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины.

— объектом анализа является система;

— система находится в целостной взаимосвязи с окружающей сре­дой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент

макросистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и пара­метрам динамики эволюции;

1) цель системного анализа — формирование системы (концепции сис­темы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

2) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегий системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффектив­ная) устойчиво развивающаяся система;

3) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

4) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характери­зующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, приня­тых для ее преодоления.

6.4. Подходы К ФОРМИРОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенное дело как единство системы таможенных органов и их де­ятельности должно быть организовано таким образом, чтобы в наибольшей степени быть приспособленным к выполнению возложенных на него задач. Любая целенаправленная деятельность предполагает результат и, соответс­твенно, его оценку. Для оценивания деятельности используются параметры, показатели и критерии — характеристики, имеющие определенное значе­ние в соответствующей области существования. Более правильно понятие «параметр» отнести к статике, т. е. к системе как структуре, а показатели и критерии — к динамике, т. е. к деятельности.

Таможенная деятельность рассматривается как развивающаяся непре­рывная операция, как целенаправленный процесс функционирования еди­ной системы таможенных органов (ЕСТО), в соответствии с чем математи­ческая модель таможенной деятельности может быть описана в следующем виде:

где W — критерий оценки или показатель эффективности;

y1(f). yn(f) — неуправляемые параметры;

Gk(t) — функции, выражающие ограничения.

Поскольку таможенное дело в общем случае есть единство таможенной деятельности и ЕСТО, совокупный результат таможенного дела зависит как от деятельности ЕСТО, так и их структуры, т. е. состава, отношений и свя­зей и выполняемых функций.

В связи с этим понятие «эффективность» для любой функционирующей системы всегда связано с понятием «качество». Не являются исключением в данном случае и ЕСТО, и таможенная деятельность, и таможенное дело в целом.

Что же такое качество? Каждый исследуемый объект обладает свойства­ми, которые и определяют его качество, в том числе и такого объекта, как таможенная система, к которой относится любая сущность из таможенной сферы, удовлетворяющая системным атрибутам. Очевидно, что в таможен­ном деле имеются две основные сущности: деятельность и ЕСТО.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Качество таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в целом — это свойство или совокупность свойств, обусловливающих при­годность таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в це­лом для использования по назначению.

Данное положение иллюстрируется нижеприведенной схемой (рис. 6.12).

Рис. 6.12. Структура качества таможенного дела как процесса и как ЕСТО

Поскольку ЕСТО и их деятельность — взаимосвязанные таможенные системы (ТС), их качества взаимосвязаны. Это позволяет рассматривать только один класс ТС, например таможенную деятельность, перенося

выводы, сделанные относительно одной ТС, и на другие объекты исследо­вания — ТС. В дальнейшем будем использовать для выделенных видов тамо­женных систем определение «объект», т. е. различные ТС есть объекты сис­темного анализа. Поскольку на практике под системой понимается обычно материальное образование, то сузим понятие ТС до ЕСТО и ее подсистем.

Каждое из свойств объекта может быть охарактеризовано количествен­но с помощью некоторой переменной, значение которой отражает уровень его качества (степень соответствия) относительно этого свойства. Эту пере­менную называют показателем свойства.

Таможенная система характеризуется множеством свойств, для харак­теристики которых необходимо множество соответствующих показате­лей. Это множество показателей и образует совокупный или интегральный показатель качества ТС. Следовательно, показатель качества таможенной деятельности — вектор, а его компоненты суть показатели его единич­ных свойств (единичные) показатели качества. Аналогичное множество показателей может быть сформировано и для таможенной деятельности (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Структура показателей качества таможенной деятельности

Эти компоненты могут быть как количественными (числовыми), так и качественными. При этом если количественное выражение показателя может принимать любое численное значение, то для качественного пока­зателя используются обычно два его значения «годен — не годен», «цель до­стигнута — не достигнута» и т. д., т. е. оценивание осуществляется по так называемой бинарной схеме. С применением аппарата теории нечетких множеств спектр значений качественных показателей может быть расши­рен. Оценивание в этом случае происходит по полинарной (множествен­ной) схеме. Например, очень плохой, плохой, посредственный, удовлет­ворительный, хороший, очень хороший, отличный, превосходный и т. д.

Исходя из вложенности подсистем в систему высшего уровня, можно за­ключить, что существует такое же соотношение и между показателями ка­чества подсистем и вышестоящей системы.

Понятие качества может быть отнесено к различным сущностям тамо­женной системы, в том числе к ее строению, деятельности и результатам функционирования, т. е. различают качество системы (строения), качество целенаправленной деятельности системы, т. е. операции, и качество резуль­татов деятельности этой системы.

К свойствам таможенной деятельности можно отнести свойства, при­сущие каждому процессу: сложность, непрерывность, периодичность, слу­чайность, детерминированность. Наличие у деятельности такого специфи­ческого свойства, как целенаправленность, приводит к появлению у нее следующих свойств: длительность, точность, устойчивость, оперативность, планомерность, масштабность, результативность, ресурсоемкость и т. д. (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Показатели качества таможенной деятельности

Эти свойства являются простыми. Кроме них таможенной дело и тамо­женная деятельность обладают рядом сложных или комплексных свойств, т. е. между простыми свойствами и интегральным свойством объекта име­ются промежуточные ступени, являющиеся композициями различных свойств в различных сочетаниях.

Наибольший интерес в таможенной деятельности вызывают такие слож­ные свойства, как экономичность и эффективность.

Экономичность — свойство, характеризующее рациональность исполь­зования ресурсов в ходе их преобразования в результат.

Эффективность — свойство таможенной деятельности давать эффект вообще.

Обычно речь идет только о положительном значении эффекта. Из дан­ного определения также следует, что эффективность — это термин, упо­требляемый для обозначения качества процесса (деятельности), т. е. его ввели для того, чтобы различать качество динамики и качество статики. Эти свойства являются производными от ряда простых свойств таможен­ной деятельности. Экономичность определяется результативностью и ре- сурсоемкостью, эффективность — результативностью, ресурсоемкостью и оперативностью.

Иногда экономичность определяют как экономическую эффектив­ность, а собственно эффективность, характеризующую деятельность, связанную с выполнением основной функции, — как функциональную эффективность. Из сопоставления показателей этих «частных» видов эф­фективности возникло соотношение «эффективность — стоимость». В то же время появление в ходе системного анализа «частных» эффективностей свидетельствует о недостаточной системности исследования, так как эф­фективность — комплексное свойство всей деятельности, а не отдельных ее аспектов. Однако с методической точки зрения такое рассмотрение может оказаться полезным.

Из данного выше определения следует, что эффективность не является свойством таможенной системы как таможенного органа, а является свойс­твом целенаправленного процесса функционирования таможенной системы, т. е. таможенной деятельности.

Понятие «эффективность» связано с понятием «эффект». Термин «эф­фект» многозначен, и из всех его значений для характеристики таможенной деятельности отвечает лишь одно: эффект — это действие, производимое чем-либо, результат этого действия. Отсюда эффективный —дающий эф­фект, результативный, действенный. Таким образом, эффективность та­моженной деятельности — это свойство таможенной деятельности давать эффект.

Так, таможенная деятельность — активная сторона ТС. Эффективность таможенной деятельности — комплексное свойство, характеризующее при­способленность или пригодность таможенной деятельности к достижению цели, реализуемой ЕСТО.

Можно заключить, что между категориями «качество» и «эффектив­ность» имеется определенная связь. Эффективность ТД как операции в то же время есть и наиболее общее свойство ТД, выражающее качество ТД, т. е. в применении к процессу функционирования оценка качества функци­онирования может осуществляться по его эффективности.

Другими словами, понятие «качество функционирования» равнозначно понятию «эффективность функционирования», взятому в полном смысло­вом объеме, поскольку свойство эффективности, как и свойство пригод­ности, зависит от свойств всех факторов.

Однако этого нельзя сказать применительно к ЕСТО. Качество тамо­женных органов — это не эффективность ТО, это эффективность их дея­тельности, т. е. эффективность — это свойство или качество процесса, действия.

Соотношения между подсистемами таможенного дела и показателями показано на рис. 6.15.

Рис. 6.15. Взаимосвязь основных понятий оценивания эффективности ТД

В то же время выделение из общей эффективности ее частных видов делает эффективность составным свойством интегрального качества, т. е. категория «эффективность деятельности» может быть в определенных слу­чаях уже категории «качество деятельности».

Однако в повседневном обиходе постоянно употребляется фраза: «эф­фективность системы, эффективность какого-либо технического средства и т. д.». Такое употребление не корректно и его следует понимать в смыс­ле успешности и потенциальных возможностей давать ожидаемый эффект. Поэтому понятие «эффективность функционирования ЕСТО» шире «понятия качества ЕСТО», а понятие «качество функционирования ЕСТО» в смысле пригодности к использованию по назначению в предельном случае может служить синонимом понятия «эффективность функционирования ЕСТО», так как непригодное функционирование не может быть эффективным

(успешным), равно как и неэффективное (неуспешное) функционирование или деятельность не может быть признана пригодной.

В дальнейшем будем употреблять категорию «эффективность», имея в виду эффективность деятельности, функционирования, применения и т. п., т. е. эффективность целенаправленного процесса или операции.

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятель­ности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями вы­ражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности. Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможен­ной деятельности (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности

Из рис. 6.16 следует, что в данном варианте эффективность таможенной деятельности оценивается по смешанному варианту: как по вкладу в эф­фективность системы более высокого уровня, так и по частным критериям эффективности.

Возможно разбиение и на другие группы задач, например по общесис­темным функциям и т. д. При этом важно обеспечить полноту охвата всех аспектов таможенной деятельности.

Из рис. 6.16 видно, что вся таможенная деятельность разбита на три на­правления, каждое из которых нацелено на определенное множество задач таможенной деятельности. В каждом из этих направлений можно выде­лить множество задач более низкого уровня. В конечном итоге необходимо иметь множество показателей, отражающих все множество задач и все

уровни ЕСТО. Системные показатели для таможни, исходя из требований к эффективности ее функционирования, следующие (рис. 6.17):

Рис. 6.17. Показатели деятельности таможни

Пример построения такой системы показателей для уровня ФТС приве­ден на рис. 6.18.

На уровне РТУ может быть использован такой же набор показателей.

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможен­ной деятельности не осуществляется. Поэтому в этом процессе широко ис­пользуются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Вариант оценки влия­ния на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показан в табл. 6.3.

Вариант оценки влияния видов деятельности экспертами

Вид деятельности Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятельности
Управленческая 0,061 0,076 0,0133
Оперативная 0,255 0,386 0,375
Правоохранительная 0,144 0,121 0,253
Экономическая 0,313 0,27 0,15
Обеспечивающая 0,069 0,036 0,038
Информационно-техническая 0,144 0,154 0,106

Практически невозможно составить универсальный набор показателей, пригодных для всех таможенных органов. Однако можно предложить еди­ную процедуру их формирования (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Пример формирования показателей эффективности таможенной деятельности ФТС России

Рис. 6.19. Процедура формирования системы показателей оценки деятельности

Показатели деятельности таможенных органов распределяются соот­ветственно уровню таможенного органа и накапливаются в базе данных ГНИВЦ. Из базы данных показатели отбираются в соответствии с потреб­ностями задач анализа таможенного органа. В ходе отбора используются созданные для оказания помощи экспертам-аналитикам программные па­кеты: MS Excel, Statistics. На следующем этапе из отобранного множества показателей формируются группировки показателей по направлениям, из множества которых на заключительном этапе создается окончательный комплекс показателей или, возможно, даже и один показатель. Процедура формирования показателей представляет сложную задачу и является од­ним из важных направлений деятельности информационно-аналитических структур.

Перечень критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов и система показателей одобрены на заседании Правительства РФ (раздел I п. 2 протокола заседания Правительства РФ от 05.07.2007 № 26).

Первый критерий — «Повышение уровня соблюдения таможенного законо­дательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.4).

Содержание первого критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по кото­рым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотрен­ных судами %
Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием/опротестованием, в общем количестве возбужденных дел %
Исполнение федерального закона о федеральном бюд­жете в части перечисления таможенных платежей %
Доля таможенных платежей, перечисленных участни­ками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет % 0,175 0,17
Доля взысканных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости товаров в общей сумме доначисленных таможенных платежей по резуль­татам корректировки таможенной стоимости товаров % 95,8

Второй критерий — «Повышение качества предоставления услуг таможен­ными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической де­ятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможен­ным контролем».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.5).

Содержание второго критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования ч
Время на выполнение таможенных процедур в авто­мобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ мин.


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля государственных услуг и функций, предоставляе­мых и исполняемых ФТС России в соответствии с адми­нистративными регламентами, в общем объеме госу­дарственных услуг и функций ФТС России % 33,3 42,8
Доля участников ВЭД, в целом положительно оцени­вающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных %
Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т. д.), в которых при перемещении через таможенную границу РФ ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», в их общем числе % 10,5
2.6 Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска авто./ сут. 5 890 11 350
2.7 Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собствен­ной безопасности таможенных органов, в общем коли­честве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов %

Третий критерий — «Выявление и пресечение контрабанды оружия, нарко­тиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.6).

Содержание третьего критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля ввезенных на таможенную территорию РФ то­варов, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ, в общем количестве ввезенных товаров % 1,55 1,6
Доля уголовных дел, возбужденных таможенными орга­нами, в общем объеме зарегистрированных преступле­ний, отнесенных к компетенции таможенных органов %


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством РФ в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых че­рез Государственную границу РФ, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контроли­рующими органами %

Процесс выбора показателей не завершен. Достаточно трудно выбрать общий показатель эффективности, характеризующий ТД в целом. В этом случае можно использовать, например, вклад эффективности ТД в такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала.

Контрольные вопросы

Дайте определения следующих ключевых понятий и раскройте их со­держание:

1) Система, элемент, связи, структура, подсистема, функции, внешняя среда, цель, критерий, эффективность, качество.

2) Главный методологический принцип системных исследований.

3) Основные свойства, обусловливающие существование систем.

4) Параметрическое представление и описание системы.

5) Структурное представление и описание системы.

6) Системные исследования и их структура.

7) Актуальные направления системных исследований.

8) Основные положения системного подхода.

9) Уровни декомпозиции систем.

10) Методологические процедуры системного подхода.

11) Основные определения понятия «системный анализ».

12) Общее и различия в понятиях «анализ» и «системный анализ».

13) Системообразующие понятия системного анализа.

14) Отличительные признаки системного анализа как научной дисцип­лины.

15) Понятия «качество», «эффективность» примененительно к тамо­женному делу.

16) Качество таможен ной деятельности.

17) Качество единой системы таможенных органов.

19) Интегральный показатель качества ТС.

20) Свойства таможенной деятельности.

21) Экономичность таможенной деятельности.

22) Эффективность таможенной деятельности.

23) Подходы к выбору показателей эффективности таможенной де­ятельности.

24) Показатели таможенной службы и эффективности таможенной де­ятельности.

Список литературы

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит., 1981.

2. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1986. 208 с.

3. Информатика. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Красе М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

5. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1979. Т. 1. 504 с.

6. Макрусев В. В. Основы системного анализа. М.: РИО РТА, 2006.

7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука; Главная редакция физико-математической литературы, 1980. 488 с.

8. Основы таможенного дела: учебное пособие: в 2 т. М.: РИО РТА, 2005.

9. Прангишвили И. В. Системный подход и системные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.

10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.

11. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «МИР», 2005. 688 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

источник