Меню Рубрики

Системный анализ как метод регионального анализа

Сложность объекта исследования региональной экономики порождает множество методов, в совокупности образующих комплекс научных методов, среди которых важнейшими являются:

программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований, системный анализ и экономико-математическое моделирование, методы систематизации и статистического анализа, картографический и ряд других.

Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод по­становки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. При его использовании систе­ма целей и задач становится исходным пунктом регионального управ­ления, каждой региональной проблеме соответствует программа ее решения. Таким образом, реализация этого метода происходит через разработку и выполнение целевых комплексных программ, концент­рирующих всю совокупность мероприятий по решению конкретных проблем. Применение программно-целевого метода в управлении ре­гиональной экономикой является достаточно эффективным при со­блюдении определенных требований:

· программные цели должны быть очень значимыми, предусматри­вать жизненно важные проблемы региона и страны;

· программных целей должно быть ограниченное количество в си­лу недостатка финансовых средств, следовательно, и число про­
грамм должно быть ограничено;

· необходим специальный методический инструментарий, меха­низм разработки и реализации целевых комплексных программ;

· должен быть упорядочен организационный процесс реализации
целевых комплексных программ.

Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих ме­тодов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показа­телей региональных экономических документов (концепций, схем, прогнозов, планов, программ) используется такая совокупность при­емов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурса­ми, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна — добиться равновесия, иными словами — баланса, между показателями. Этот ме­тод является конкретной формой реализации принципа пропорцио­нальности.

Использование балансового метода в системе регионального управ­ления позволяет: выбрать наиболее рациональные соотношения меж­ду отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс; разработать экономически обоснованные варианты размещения производства; оце­нить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории; определить его мощность и стоимость; опре­делить потребность региона в ресурсах, товарах, рабочей силе; оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства и объема вывоза (ввоза) необходимой продукции. Прак­тическое применение балансового метода в управлении региональной экономикой означает разработку системы балансов. Система регио­нальных балансов и балансов расчетов незаменима при: анализе и определении необходимых пропорций регионального воспроизвод­ственного процесса; выявлении диспропорций в развитии хозяйствен­ного комплекса региона и принятии мер по их устранению и преду­преждению; выявлении резервов дальнейшего развития производства и эффективном распределении ресурсов в целях обеспечения про­изводства необходимого обществу товара; разработке и осуществле­нии рациональных внутриотраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных связей.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в бывшем СССР балансы разрабатывались изолированно друг от друга, без вза­имной увязки. В настоящее время происходит как бы возрождение балансового метода. В условиях перехода к рыночной экономике он может быть использован и как метод координации, согласованности, увязки отдельных разделов, показателей региональных прогнозов, пла­нов, целевых комплексных программ, и как метод выявления узких мест и диспропорций в социально-экономическом развитии региона.

Нормативный метод представляет собой метод обоснования пока­зателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социаль­ные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы пред­ставляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических про­ектов. Если общим выражением пропорций является балансовый ме­тод, то частным, единичным выражением пропорций — нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балан­совым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в оп­ределении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потре­бительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разно­образен. Существуют три подсистемы норм и нормативов:

· ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, ус­ луг, использования производственных мощностей; удельные ка­питальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

· подсистема эффективности общественного производства (про­изводство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, произ­водительность труда и т. д.);

· подсистема социально-экономических и экологических норм (де­нежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребитель­ский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных ве­ществ и т. д.).

В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их диффе­ренциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснован­ных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих фи­нансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: фе­дерального, регионального, местного.

Следует отметить, что все большее приме­нение в управлении региональной экономикой находят методы социологических исследований. Они напрямую связа­ны с практической сферой. Задачи, решаемые прикладной социологи­ей, зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления в четко очер­ченных сферах жизни. Например, в сфере развития какой-либо отрас­ли экономики региона могут решаться такие задачи:

· изучение, анализ, оценка современного состояния отрасли;

· выявление наиболее острых проблем, требующих безотлагатель­ного решения, разработка возможных вариантов их устранения;

· формирование системы показателей как критериев определения приоритетов, планирования и прогнозирования;

· анализ и оценка возможных результатов, последствий и этапов реализации реформ, прогнозов, планов, программ стабилизации и развития отрасли;

· разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звень­ях отрасли.

Решение этих задач реализуется посредством применения различ­ных методов, имеющихся в арсенале социологии. Из них наиболее распространенными являются социологический опрос, наблюдение, методы анализа документальных источников, опрос экспертов, мето­ды социального прогнозирования и моделирования. Так, метод социо­логического опроса весьма эффективен для получения информации о событиях, фактах, конкретных социально-экономических процессах и явлениях, а также мнениях, оценках и предпочтениях населения по той или иной исследуемой проблеме. Помимо этого, социологический опрос незаменим как механизм обратной связи между системой управ­ления и населением, как метод получения достоверного мнения лю­дей по тем или иным уже принятым решениям, по эффективности функционирования той или иной сферы экономики, общественной жизни и т. п. В этом плане возможности метода социологического опро­са очень широки. Методы социологических исследований, как прави­ло, используются комплексно, взаимно дополняя друг друга и повы­шая достоверность и надежность получаемой информации.

Методы системного анализа и экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономи­ческих показателей с применением прикладной математики и мате­матической статистики. Данный подход основывается на комплексном изучении хозяйства региона, его внутренних взаимосвя­зи, взаимодействия элементов структуры. Всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начинается с постановки цели и задач, формулировки гипотезы развития. При этом главным крите­рием оптимальности развития региона и национальной экономики и целом является эффективность, т.е. наиболее полное удовлетворе­ние потребностей населения.

Поскольку по мере развития хозяйства регионов, особенно с обра­зованием межрегиональных ассоциаций экономического сотрудниче­ства, взаимосвязи в экономике становятся все более сложными, воз­никает необходимость в разработке и применении экономико-математических моделей территориальных экономических процессов.

Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размеще­ния, межрегиональные модели национальной экономики. Их приме­нение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосно­вать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов, программ и дру­гих разработок и выбрать из них оптимальный.

Центральное место в моделировании региональной экономики за­нимают модели региона — межотраслевой баланс и его модификации. Методология разработки таких балансов является достаточно отработанной..

Моделирование размещения можно представить моделями транс­портировки грузов (классическая транспортная задача), размещения производства (модель размещения сельскохозяйственного производ­ства, производственно-транспортные модели), миграции населения. К межрегиональным моделям национальной экономики относятся: межрегиональный межотраслевой баланс, модель экономического вза­имодействия регионов.

В условиях перехода регионов к рыночным условиям, для которого характерны неустойчивость экономических процессов, непоследовательная экономическая политика, создаются определенные трудности для моделирования. В то же время выдвигаются новые требования к моделированию в связи с появлением необходимости количествен­ной оценки кризисных ситуаций, последствий распада, сложившихся хозяйственных связей и т. д. С этой целью создаются новые теории, математический аппарат, модели. В настоящее время проведение ра­боты по моделированию затрудняется по причине недостаточности информации: имеются серьезные проблемы с получением информа­ции о частном секторе, о развитии теневой экономики, с динамиче­скими рядами сопоставимых данных, отсутствующих в связи с пере­водом статистики на новую методологию. Благоприятным условием для развития моделирования региональной экономики является ком­пьютеризация. Тем не менее, экономико-математические методы не позволяют с достаточной достоверностью определить долговременные послед­ствия принятых региональных решений.

Метод систематизации связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) на основе избранных критериев, про­цессов и явлений на определенные совокупности, характеризующие­ся общностью признаков и отличительных черт. Это — приемы клас­сификации, типологии, концентрации и др.

С методами систематизации тесно связаны методы многомерного статистического анализа. В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменны; (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используе­мых в региональных исследованиях, была модель так называе­мой экономической базы. Она была сформулирована учены» Г. Хаитом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет : более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.

Модели экономической базы достаточно просты как по теоре­тическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозиро­вания регионального экономического роста, при этом используется упрошенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозиро­ванию развития базисного и обслуживающего секторов.

В исследованиях социально-экономического развития регио­нов в настоящее время используются метод главных кластеров и метод порядковой классификации объектов регионального ана­лиза.

Картографический метод является специфическим методом исследования В региональной экономике. Карта важна не только в гео­графии, Но и в региональной экономике. Она позволяет наглядно пред­ставить размещение Производства в экономике региона, дает множе­ство другой информации о ней.

Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиа­грамм наглядно воспринимаются и хорошо запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характери­зующие уровни развития отраслей и регионов.

Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчи­ненные территориальные ячейки, к примеру административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс рай­онирования на любом уровне является таксонированием. По­скольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.

Вариантный метод размещения произ­водительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнози­рования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Таким образом, изучение региональных социально-экономи­ческих систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

Для дальнейшего вхождения в предмет региональной экономики, ее теорию и методологию необходимо определить основные базисные понятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

По дисциплине: Региональная экономика

На тему: Методы регионального анализа

Методы регионального анализа

Под методами регионального анализа понимается набор инструментов проведения анализа размещения и развития региональных систем.

Аппарат региональных экономических исследований включает следующие группы методов регионального анализа:

метод экономико-географического исследования;

метод экономико-математического моделирования.

Для исследования возможностей и проблем развития региональных социально-экономических систем формируются региональные экономические модели . Среди последних можно выделить три основных типа моделей:

-модели экономической базы;

Одними из первых моделей, использованных в региональных исследованиях, были модели экономической базы, основанные на предпосылке, что региональная экономика подразделена на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров:

а) вне данного региона (базовый сектор);

б) внутри данного региона (обслуживающий сектор).

Модель позволяет оценивать лишь общее влияние внешних условий на региональный рынок. Чтобы отразить характер воздействия в более детальном виде от отрасли к отрасли, а также степень их влияния на различные сферы производства, необходимо более детальное описание региональной экономической системы. В этом случае могут быть использованы модели «затраты — выпуск».

Среди эконометрических моделей можно выделить два типа: простые и с системой совместных уравнений. Первые состоят из группы регрессивных уравнений, связывающих общенациональные и региональные переменные. В моделях с системой совместных уравнений учтены казуальные связи между отдельными равенствами и эндогенными переменными каждой модели. Вышеперечисленные модели регионального анализа предназначены для изучения регионального экономического роста и дают оценку региональных решений именно с позиции возможностей и проблем экономического роста. Однако получение многоплановой оценки региональных социально-экономических решений предполагает возможность и необходимость их анализа сквозь призму согласованных интересов участников процесса реализации решений с учетом влияния этих решений на экологическую и социально-экономическую ситуацию в регионе. Обеспечить подобную оценку может только система моделей, воспроизводящая функционирование региональной социально-экономической системы во времени и пространстве. Разработки таких систем ведутся и в нашей стране, и за рубежом.

В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов, важнейшими из которых являются следующие.

1. Системный анализ . Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.

2. Метод систематизации . Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

3. Балансовый метод . Данный метод характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов, что позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий (выбор региона для сооружения предприятия, определение места строительства, расчет обеспечения его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами) составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.

Для составления региональных балансов должны предварительно производиться большие проектно-изыскательные работы, экспедиции, в которых используются полевые и камеральные методы.

Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, наличие в его развитии диспропорций.

4. Метод экономико-географического исследования . Этот метод подразделяется на три составные части:

1. Региональный метод — исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии.

2. Отраслевой метод — исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе.

3. Местный метод — исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.

5. Картографический метод . Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

6. Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

С этим методом (равно как и с методом систематизации) тесно увязаны методы многомерного статистического анализа. В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.

Модели экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.

В исследованиях социально-экономического развития регионов в настоящее время используются метод главных кластеров и метод порядковой классификации объектов регионального анализа.

По мнению академика Н. Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:

социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются как основная часть общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;

региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;

региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.

Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие:

Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.

источник

Под методами регионального анализа понимается набор инструментов проведения анализа размещения и развития региональных систем.

Аппарат региональных экономических исследований включает следующие группы методов регионального анализа:

— метод экономико-географического исследования;

— метод экономико-математического моделирования.

Для исследования возможностей и проблем развития региональных социально-экономических систем формируются региональные экономические модели. Среди последних можно выделить три основных типа моделей:

-модели экономической базы;

Одними из первых моделей, использованных в региональных исследованиях, были модели экономической базы, основанные на предпосылке, что региональная экономика подразделена на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров:

а) вне данного региона (базовый сектор);

б) внутри данного региона (обслуживающий сектор).

Модель позволяет оценивать лишь общее влияние внешних условий на региональный рынок. Чтобы отразить характер воздействия в более детальном виде от отрасли к отрасли, а также степень их влияния на различные сферы производства, необходимо более детальное описание региональной экономической системы. В этом случае могут быть использованы модели «затраты — выпуск».

Среди эконометрических моделей можно выделить два типа: простые и с системой совместных уравнений. Первые состоят из группы регрессивных уравнений, связывающих общенациональные и региональные переменные. В моделях с системой совместных уравнений учтены казуальные связи между отдельными равенствами и эндогенными переменными каждой модели. Вышеперечисленные модели регионального анализа предназначены для изучения регионального экономического роста и дают оценку региональных решений именно с позиции возможностей и проблем экономического роста. Однако получение многоплановой оценки региональных социально-экономических решений предполагает возможность и необходимость их анализа сквозь призму согласованных интересов участников процесса реализации решений с учетом влияния этих решений на экологическую и социально-экономическую ситуацию в регионе. Обеспечить подобную оценку может только система моделей, воспроизводящая функционирование региональной социально-экономической системы во времени и пространстве. Разработки таких систем ведутся и в нашей стране, и за рубежом.

В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов, важнейшими из которых являются следующие.

1. Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.

2. Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

3. Балансовый метод. Данный метод характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов, что позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий (выбор региона для сооружения предприятия, определение места строительства, расчет обеспечения его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами) составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.

Для составления региональных балансов должны предварительно производиться большие проектно-изыскательные работы, экспедиции, в которых используются полевые и камеральные методы.

Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, наличие в его развитии диспропорций.

4. Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части:

1. Региональный метод — исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии.

2. Отраслевой метод — исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе.

3. Местный метод — исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.

5. Картографический метод. Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

6. Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

С этим методом (равно как и с методом систематизации) тесно увязаны методы многомерного статистического анализа. В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.

Модели экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.

В исследованиях социально-экономического развития регионов в настоящее время используются метод главных кластеров и метод порядковой классификации объектов регионального анализа.

По мнению академика Н. Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:

социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются как основная часть общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;

региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;

региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.

Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие:

Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований. Они включают: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской Федерации, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

источник

Системный анализ — это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ является всесторонним анализом, использующим принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т. е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.

Проблемы размещения производительных сил и развития хозяйства регионов становятся все более сложными, а отраслевые и территориальные связи все более трудно управляемыми в условиях рынка. Поэтому возникает необходимость в разработке и применении экономико-математических моделей, охватывающих главные, узловые проблемы. Можно выделить следующие основные направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов:

· моделирование территориальных пропорций развития экономики России;

· моделирование размещения по отраслям хозяйства;

· моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.

Несмотря на отличие системных представлений в различных областях конкретного применения системного анализа, общим в них является стремление воссоздать целостную картину исследуемых явлений. Это выражается прежде всего в рассмотрении объекта исследования как системы, а ее компонентов — не как таковых, а лишь с учетом их места в системе в предположении, что свойства системы как целого складываются не из суммы свойств ее компонентов, взятых порознь, а порождаются именно взаимодействием компонентов.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Формулируя проблему в терминах, относящихся к системе в целом, мы углубляем понимание ее субструктуры. Контроль за поведением системы, как правило, реализуется на уровне подсистем и лишь в редких случаях — путем манипуляции с системой как единым целым. Подсистемы обычно идентифицируют как структурные компоненты, однако в действительности важно, чтобы идентифицируемые подсистемы воплощали ключевые взаимодействия между компонентами. В основе системного анализа лежат две фундаментальные идеи: принцип выделения подсистем и кибернетический принцип обратной связи.

Одной из разновидностей системного анализа является программно-целевой подход — метод, нацеленный исключительно на решение социально-экономических и научно-технических проблем.

Программно-целевой подход объективно способствует повышению комплексности прогнозирования и управления. Закономерности развития материально-технической базы современного производства, формирующейся под непрерывным воздействием научно-технического прогресса, обусловливаемые ими процессы специализации, кооперации, комбинирования определяют иногда организационные формы (прежде всего — в отраслевой специализации), в рамках которых некоторые из общественных потребностей оказываются ничьими.

Удовлетворение таких потребностей перестает быть функцией какой-либо производственной или хозяйственной организации. Но именно подобные потребности и порождают межотраслевые или межрегиональные проблемы, лежащие на стыках организационных звеньев экономики.

Насколько важно комплексное рассмотрение проблемы показывает, например, опыт строительства ВАЗа. Сопряженные капвложения, включая затраты на непроизводственное строительство с учетом смежных и связанных затрат на строительство гаражей, заправочных станций и станций техобслуживания, дорог и дорожных сооружений, превзошли объем прямых капитальных затрат более чем в 10 раз. Узкоотраслевой подход к подобным комплексным проблемам способен резко затормозить или сделать невозможной их реализацию.

Отнюдь не всякую трудную проблему следует пытаться разрешить с помощью системного анализа. Проблемы, требующие решения, можно условно разделить на три класса: количественные, качественные и смешанные.

• Количественными называются проблемы, которые можно решить с помощью строго формальных (математических) процедур. Такие проблемы в интересующей нас области управления решаются методами исследования операций.

• Качественные — это проблемы, свойства и характеристики которых не поддаются формальному, а зачастую и логическому описанию. Существование таких проблем часто связано с их недостаточной изученностью. К качественным следует отнести и проблемы, для решения которых пока не создан адекватный математический аппарат. При решении проблем такого рода применяются нестрогие формально-математические, а в лучшем случае эвристические методы, основанные не на точных количественных характеристиках решаемой проблемы, а на оценках этих характеристик специалистами.

• Смешанными называются проблемы, в описании которых встречаются как качественные, так и количественные характеристики.

Наибольший интерес системный анализ представляет именно для решения смешанных, количественно-качественных проблем и предусматривает использование как строгих математических методов исследований операций (в той степени, в какой оптимизация отдельных процессов или подсистем не вредит, а способствует достижению цели всей рассматриваемой системы), так и интуитивных экспертных оценок и эвристических г spoue-дур, применяемых в рамках достаточно строгой методики системного анализа.

Количественно-качественные проблемы обладают рядом общих черт: 1) большой размерностью; 2) перспективностью; 3) высокой капиталоемкостью; 4) обширным диапазоном альтернатив достижения целей; 5) несовершенством современной техники, необходимой для решения стоящих проблем; 6) неопределенностью стоимостных и временных требований. Именно эти черты характерны для региональных проблем природопользования.

1) Высокая размерность и сложность связей между компонентами проблемы. Вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов следует рассматривать во взаимосвязи, комплексно. Например, земельные ресурсы необходимо рассматривать совместно с водными, так как от водного режима почв непосредственно зависит их плодородие. Водные ресурсы нельзя рассматривать отдельно от лесных, поскольку степень облесенности территории сильно влияет на гидрологический режим. При решении проблем природопользования следует всегда помнить, что связи в природных системах значительно сложнее, чем в искусственно создаваемых. Кроме того, в силу возрастающих масштабов производства в хозяйственный оборот вовлекается все больше природных ресурсов и загрязняется окружающая среда. Отсюда ясно, насколько крупномасштабны и сложны проблемы природопользования.

2) Перспективность. Решение таких задач природопользования, как облесение крупных территорий, разработка и внедрение эффективных систем очистки промышленных выбросов, создание национальных парков, заповедников и др. требует рассмотрения этих задач в долгосрочной перспективе.

3) Высокая капиталоемкость. Решение отдельных задач природопользования, таких, как перестройка централизованных очистных сооружений, канализационных и ирригационных систем и т. п., требует многомиллионных капитальных вложений.

4) Широкий диапазон альтернатив достижений целей. Для решения любой крупной задачи природопользования может быть предложено множество альтернативных вариантов. Например, задача охраны от загрязнения поверхностных вод некоторого участка реки или бассейна может быть решена путем внедрения на предприятиях-загрязнителях безводных технологий или технологических схем, позволяющих очищать и повторно использовать воду, или путем строительства коллектора, собирающего загрязненные стоки со всей промышленной зоны для последующей централизованной очистки. Может быть рекомендована та или иная комбинация перечисленных вариантов, которые различаются требованиями к ресурсам, сроками реализации, эффективностью в достижении поставленной цели и т.п.

5) Неполнота современных научных представлений и технических достижений, обеспечивающих решение проблемы. Многие важные задачи природопользования не могут быть решены без результатов предварительных, зачастую довольно сложных научных исследований. Например, для того чтобы предотвратить загрязнение подземных источников в бассейнах некоторых рек, необходимо провести исследования и выяснить тенденции и степень распространения уже существующих загрязнений подземных вод.

6) Неопределенность стоимостных и временных требований. Крупномасштабность, сложность, перспективность проблем природопользования не позволяют априори определять ресурсы и время, необходимые для решения всех проблем. Чтобы уточнить эти характеристики, надо рассмотреть проблемы системно, после чего согласовать и увязать отдельные части решения.

Конечным результатом применения нормативного, программно-целевого подхода к решению поставленной проблемы становится программа, представляющая собой комплекс всесторонне согласованных экономических, социальных, производственно-технических, организационных и научно-исследовательских мероприятий, направленных на достижение четко очерченной цели. Другими словами, программа — это инструмент перевода целей общественного развития на язык целей и задач отдельных районов, предприятий и организаций.

Процедура формирования программ в значительной мере носит неформальный характер, по своей сути это — экспертиза. Для того чтобы формирование программы прошло успешно, нужно шире пользоваться методами формализации и техническими средствами. Иными словами, нужно создать сложную систему, включающую в себя множество экспертных процедур и самых разнообразных вспомогательных средств.

Можно выделить несколько основных этапов подготовки региональной программы.

1. Анализ исходного состояния и формулировка цели программы. На этом этапе проблемы природопользования в регионе анализируются как ретроспективно, так и перспективно, с тем чтобы локализовать границы разрабатываемой программы для четкой ее ориентации и подготовки исходного задания на ее разработку. На этом этапе также обычно проводится серия экстраполяционных и целевых (нормативных) прогнозов, синтез которых позволяет очертить границы исследуемых проблем, различных существенных для их решения аспектов социально-эколого-экономического развития региона и сформулировать конечную цель программы.

2. Формулировка комплекса целей программы. На этом этапе конечная цель структуризуется, т.е. расчленяется на множество подцелей, связанных с решением поставленной проблемы. Методом такого разбиения служит построение дерева целей программы. При его построении используется логическое свойство конъюнктивности понятий.

Это позволяет построить полный комплекс целей и подцелей, отображающих желаемые функции будущих реальных объектов, которые в сумме должны удовлетворять формулируемую в общей цели потребность. На этом этапе устанавливаются целевые нормативы, то есть количественные характеристики уровней достижения целей региональной программы.

Очевидно, что распределение ресурсов между функциональными целями программы, рассматриваемыми в рамках всего региона, затруднительно, так как рассмотрение достаточно крупных функциональных целей маскирует территориальные различия в относительной важности их достижения. Отмеченное обстоятельство порождает необходимость дополнительного территориального привязывания к этим подрайонам. Будем называть их в дальнейшем локальными целями.

Отметим, что на нижнем уровне дерева должна происходить стыковка целей с ресурсами. Очевидно, что чем более дробными являются цели нижнего уровня, тем точнее могут быть характеристики времени и ресурсов, требуемых для их реализации. Знание этих характеристик необходимо для наилучшего распределения ресурсов. Таким образом, выделение локальных целей является необходимым моментом при построении дерева целей. Оно позволяет осуществлять распределение ресурсов между элементами нижнего уровня дерева целей по очереди в соответствии с величинами коэффициентов относительной важности их вклада в достижение глобальной цели программы. При этом очередность достижения локальных целей дерева не будет нарушать одновременность в реализации крупных функциональных целей, а значит, будет обеспечена необходимая комплексность в решении поставленной проблемы.

Составление реального и полного дерева целей является сложной задачей, которая может быть выполнена только с привлечением соответствующих экспертов высокой квалификации, располагающих необходимыми сведениями. От полноты и реальности дерева целей в решающей степени зависит качество всей последующей работы по построению программы,

Далее цели ранжируются по относительной важности их реализации, что позволяет на следующем этапе перейти к распределению ресурсов в программе.

3. Формирование вариантов программы и выбор наиболее эффективного из них. При построении программы возникает несколько уровней альтернативности, выделяемых в соответствии с последовательностью решения проблем. Первый возникает здесь вследствие того, что уровни целевых нормативов могут оказаться недостижимыми при приемлемых для народного хозяйства ограничениях на ресурсы, выделяемые для реализации программы. Второй уровень альтернативности — это формирование объектно выраженных систем, реализующих ту или иную функциональную цель программы. Третий — формирование способов создания этих систем, характеризующихся различной технологией, набором ресурсов и временем, требуемым для их создания. Дерево целей служит как бы каркасом для формирования альтернативных комплексов целереализующих систем, а также альтернативных комплексов задач, под которыми понимаются технологические способы создания этих систем.

При дальнейшей детализации отдельные задачи можно разбить на конкретные мероприятия, потенциально обеспечивающие выполнение программы с заданными конечными показателями. Здесь возникает еще один уровень альтернативности. Объединение выбранных по различным критериям альтернативных вариантов реализации системы конъюнктивных функциональных целей образует вариант программы. Существование нескольких уровней альтернативности резко усложняет проблему выбора наилучшего варианта программы и делает ее многоуровневой.

4. Детализация выбранного варианта. Поскольку программа предназначена для конкретной реализации, ее мероприятия детализируются в соответствии с требованиями системы управления, доводящей конкретные задания до конкретных исполнителей. Мероприятия программы привязываются к определенным промежуточным и окончательным срокам их выполнения, к исполнителям и источникам ресурсов в достаточно дробной номенклатуре.

5. Формирование организационной структуры управления программой — отдельный этап разработки региональной программы природопользования. Его можно осуществить на базе классификационных алгоритмов, основанных на разбиении всего множества задач программы на относительно независимые группы, внутри которых задачи достаточно тесно взаимосвязаны. При этом окончательное решение об образовании тех или иных, структур управления программой принимается специалистами на основе качественного анализа результатов формальных расчетов.

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 625 | Нарушение авторских прав

источник

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемых сложных систем — технических, экономических и т.д. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Проводится с использованием современных средств вычислительной техники. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития, технической системы, региона, коммерческой структуры и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: теории операций и общей теории управления и системном подходе.

Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при решении крупных проблем, основываясь на системном подходе. В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:

принцип дедуктивной последовательности — последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого (см. этапы системного анализа подробнее ниже);

принцип интегрированного рассмотрения — каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;

принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;

принцип бесконфликтности — отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.

Область применения методов системного анализа весьма широка. Существует классификация, согласно которой все проблемы, к решению которых можно применить методы системного анализа, подразделяются на три класса:

хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем необходимо, прежде всего, потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. В этом случае все процедуры и методы направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Специалисты только готовят или рекомендуют варианты решения, принятие же решения остаётся в компетенции соответствующего должностного лица (или органа).

Для решения слабо структурированных и неструктурированных проблем используются системы поддержки принятия решений.

Технология решения таких сложных задач может быть описана следующей процедурой:

формулировка проблемной ситуации;

определение критериев достижения целей;

построение моделей для обоснования решений;

поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

источник

В настоящее время в России ещё не сформировались приоритеты региональной политики. Отсутствие таких приоритетов в условиях наблюдающейся регионализации управления экономикой препятствует во многом движению региона к состоянию устойчивого развития (УР). Сегодня в стране регионализированы собственность, реальная власть, право, жизнеобеспечение, вопросы выживания, многие функции государства и т.д. К регионам постепенно переходят хозяйственные полномочия государства. К административным границам регионов пригнаны производственная и социальная инфраструктура, землепользование, а также и все другие хозяйственные объекты: дороги, транспорт, связь, объекты сельского хозяйства, что приводит к разрыву российского экономического пространства на части в границах административного деления субъектов федерации, в рамках которых только и можно вести речь о собственности, приватизации и особенно о земельных отношениях. В этих условиях комплексное видение региональных ситуаций и, вообще говоря, переход к новой концепции региона являются необходимыми условиями разработок эффективных систем управления региональной экономикой и регионом в целом. Что значит «новая концепция» региона?

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Существует множество толкований понятия «регион» и его функции в системе экономических отношений. В первой половине XX века сформировался подход к понятию «регион», в котором он рассматривался как сугубо экономическая система, суть которой в развитии отраслей производства и получении экономического эффекта на данной территории без учета уровня развития социальной сферы и обеспечения экологической безопасности в регионе. Затем в 70-х годах XX века последовало формирование социально-экономического подхода к региону. Этот подход предполагал, что чем больше эффективных хозяйствующих субъектов в регионе, тем выше уровень жизни людей, т.е. от эффективности региональной экономики якобы зависит уровень жизни людей. Но это было не совсем так в России (СССР). Практически во всех регионах наблюдалось положение, в котором высокий промышленный потенциал сочетался с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, неразвитостью социальной сферы, ростом миграции населения в другие регионы и т.д. Это показывает, что высокий производственный потенциал в регионе ещё не означает повышения здесь качества жизни населения. Сущность понятия «регион» раскрывается через определение функций, выполняемых этим административно-территориальным образованием. Эти функции, на наш взгляд, следующие.

1. Функция посредника в системе «Центр – Периферия».

2. Функция согласования и регулирования процессов на стыке «Экология – Экономика».

3. Функция согласования и регулирования процессов на стыке «Экономика – Общество».

4. Функция реализации территориальных воспроизводственных процессов.

5. Функция стимулирования предпринимательства.

6. Функция обеспечения национально-культурного развития и межнационального согласия.

7. Функция управления территориальным развитием [1].

Однако при всём том, что эти функции в той или иной степени определены, всё же нет ещё взаимосогласованного чёткого определения понятия «регион». Наиболее часто в экономической литературе приводятся два понятия «регион»:

1) часть народнохозяйственного комплекса страны, имеющая отличительные географические условия и природно-ресурсную специализацию;

2) единица административного деления страны: республика, край, область, город.

В имеющихся в экономической литературе определениях понятия «регион», вообще говоря, достаточно полно отражаются признаки, характеризующие регион. В первую очередь то, что регион является территориальным явлением, а также частью целостной социально-административной системы и что регион имеет замкнутый воспроизводственный цикл, свою экономическую специфику и форму её проявления.

Однако в этих определениях есть, на наш взгляд, один важный недостаток – отсутствие национальной и экологической составляющей региональной системы. Последнее рассматривается в лучшем случае как один из частных вопросов, возникающих в территориальных образованиях. Между тем развитие наций (особенно малочисленных) нельзя рассматривать вне контекста региона. Только в регионе, рассматриваемом как своеобразная воспроизводственная система, происходит воспроизводство базовых компонентов национально-культурного развития народов, обитающих на данной территории [3].

Исходя из всего сказанного, мы даём следующее определение региона. Регион – территориальное образование, характеризующееся управляемостью и наличием административных границ, в пределах которых происходит воспроизводство всей (природно-ресурсной, экологической, экономической, производственно-хозяйственной, инфраструктурной, социальной, национально-культурной, духовно-нравственной) базы обеспечения качественной жизни населения.

Данное определение характеризует регион как целостную, управляемую социально-эколого-экономическую систему, целью которой является обеспечение высокого качества жизни населения.

Вернёмся теперь к поставленному выше вопросу: в чём суть новой концепции региона?

Любая экономическая или социально-экономическая система работает на достижение определённой цели. Определение самой цели – непростая задача. Неправильно поставленная цель зачастую сводит к нулю суть самой системы, т.к. цель, которую должен достичь объект, по существу определяет и систему управления, и структуру самого объекта.

Так, практически до настоящего времени территориальное развитие отождествляется с хозяйственным, т.е. с развитием, в котором целью ставится насыщение региона хозяйствующими субъектами и увеличение валового регионального продукта (ВРП).

Однако ВРП, выражающий общую стоимость годового потока товаров и услуг, произведенных экономикой, с учётом того, что производство этих товаров и услуг связано с потреблением значительных невозобновляемых ресурсов и загрязнением природной среды, сегодня, вообще говоря, служит мерой интенсивности разбазаривания природных ресурсов и превращения этих ресурсов в движение капитала независимо от того, во благо это обществу или нет.

Это и есть неправильно поставленная цель, которая привела во многих регионах к деградации природно-ресурсного, социально-демографического, этнокультурного, экологического и других компонентов региональных систем. В таких регионах, например, где были сконцентрированы химическая, металлургическая и оборонная промышленность.

Суть новой концепции региона теперь в том, что критерием развитости региона является уже не столько высокий уровень ВРП, сколько высокое качество жизни населения в регионе. Иначе говоря, нельзя ещё считать развивающимся регион, где материальное благополучие населения на хорошем уровне, но загрязнение окружающей среды высокое, продолжительность жизни низкая, природные ресурсы истощены, безопасность человека не гарантирована, средства массовой информации несвободные, свобода личности ограничена, детская смертность высокая, пьянство, наркомания, преступность на высоком уровне и т.д. [4].

Таким образом, необходимо различать «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни отражает материальное благополучие населения, и этот показатель является необходимым, но недостаточным условием обеспечения высокого качества жизни в регионе. Уровень жизни является лишь одним из интегральных составляющих понятия «качество жизни». Определение интегральных показателей качества жизни – непростая задача. Исследованию этих показателей в настоящее время уделяется много внимания в научной литературе в связи с возникающими сегодня задачами социально-экономического анализа и управления, целевой функцией которых является качество жизни.

Показатели качества жизни должны отражать всестороннюю информацию о состоянии жизни в регионе.

Нас интересуют больше всего задачи регионального управления и использование интегральных показателей качества жизни при решении этих задач. В целях формирования информационно обеспеченного априорного перечня частных критериев качества жизни населения для решения задачи регионального управления мы воспользуемся методами структурно-алгоритмического анализа систем (СААС) и построения дерева целей, приводимыми в работе П.М. Иванова «Алгебраическое моделирование сложных систем» [7].

В основу СААС должны быть положены принципы, базирующиеся на использовании системного анализа, который выступает как научное обоснование искусства постановки целей развития региона.

Системный подход обязывает рассматривать управление региональным развитием с точки зрения достижения определённой цели. Как сказано выше, здесь преследуется генеральная цель – достижение высокого качества жизни населения. Используя указанную методологию СААС и формирования сети проблем (целей), можно предложить фрагмент дерева целей регионального развития, структура которого приводится на рис. 1 [6].

Генеральная цель регионального развития – достижение высокого качества жизни населения.

Рис. 1. Фрагмент дерева целей регионального развития

1. Достижение высокого уровня жизни (материального благосостояния населения).

2. Достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного здоровья населения.

3. Достижение высокого качества социальной сферы (обеспечение социальной безопасности).

4. Обеспечение экологической безопасности населения.

5. Обеспечение и сохранение мира и согласия в регионе.

Дальнейшая дезагрегация целей 1-го ранга даёт нам цели 2-го ранга:

1. Достижение высокого уровня жизни населения.

1.1. Увеличение реальных доходов населения.

1.2. Обеспечение населения жильем.

1.3. Увеличение собственности жителей региона.

1.4. Обеспеченность населения мощностями инфраструктуры общества.

1.5. Высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства.

2. Достижение высокого уровня здоровья населения.

2.1. Достижение высокого уровня физического здоровья.

2.2. Достижение высокого уровня духовно-нравственного здоровья.

2.3. Достижение высокого уровня социально-политического здоровья общества.

3. Обеспечение социальной безопасности населения.

3.2. Условия социальной защиты.

3.3. Физическая и имущественная безопасность людей.

3.4. Состояние криминогенности и т.д.

4. Обеспечение экологической безопасности.

4.1. Обеспечение чистоты воздушного бассейна.

4.2. Обеспечение чистоты водного бассейна.

4.3. Обеспечение сохранности почв.

4.4. Сохранение биоразнообразия.

4.5. Сохранение природных экосистем.

Остановимся здесь в определении целей второго и последующего рангов. Полный перечень всех целей и подцелей сформулировать сложно. Если, например, предположить, что число подцелей следующего ранга на каждом уровне равно всего шести (степень конкретной дезагрегации целей на каждом уровне определяют эксперты), то количество целей на уровне четвертого ранга достигнет 1296, а пятого ранга – 7776. Главное в том, что дерево целей строится так, чтобы цели, расположенные на самом нижнем уровне (количество уровней определяется также экспертами, исходя из необходимой степени конкретизации задач), были сформулированы как конкретные частные задачи, которые могут быть решены соответствующими специалистами.

Таким образом, можно получить совокупность целей и задач, необходимых и достаточных для достижения генеральной цели – будущего состояния регионального развития. Дальнейший этап СААС предполагает определение путей достижения поставленных целей. Для этого определяется для каждой цели и подцели исходное состояние. Последнее предполагает описание существующего положения по данной проблеме, например, по подцели 2.1 существующее состояние физического здоровья населения. Затем определение «узких мест» в этой проблеме (подцели 2.1) – в достижении высокого уровня физического здоровья населения, например, нехватка в регионе больниц и клиник, слабое финансирование здравоохранения и т.д. После этого находим упорядоченную последовательность промежуточных состояний, заканчивающуюся конечным состоянием, соответствующим генеральной цели. Эта последовательность не что иное, как динамика развития предмета содержания рассматриваемой цели, т.е. динамика регионального развития.

После того как будет построена эта последовательность достижения целей, остается формализовать взаимодействие задач самых нижних уровней (рангов) дерева целей, с решения которых начинается операция по достижению генеральной цели, т.е. этап синтеза систем управления регионом.

Что касается синтеза систем регионального управления, необходимо остановиться на следующем.

Без четко обозначенной цели управления региональным развитием практически невозможно оценить эффективность такого управления. Но эта цель для регионов всё ещё чётко не установлена (не определена). Поэтому в научной экономической литературе эта цель определена по-разному. Одни определяют её как высокий уровень жизни населения, другие – как сбалансированное развитие региона, а третьи – как увеличение ВРП (в формах натурально-вещественной и стоимостной) или как увеличение конечной продукции региона (той части совокупного общественного продукта, которая идёт на формирование фондов потребления, накопления и возмещения использованных фондов) и т.д. [2].

Систему управления регионом мы должны строить так, чтобы эта система охватывала не только экономику, но и все другие составляющие региона – природную среду, природные ресурсы, экосистемы, социальную сферу, сферу индивидуального развития, сферу политического и экономического управления и т.д.

Такая система должна обеспечить управление всеми этими составляющими компонентами региона не в отдельности, а в комплексе с охватом их взаимодействий и взаимозависимости, как единым целым. Для этого необходимо раскрыть суть взаимодействий этих компонентов, определить их взаимозависимость и описать весь процесс организации производства, организации жизни в регионе. Иначе говоря, необходимо описать объект управления, т.е. весь процесс, которым следует управлять. Начнем с описания основных признаков регионального воспроизводства, существование которого признаётся в научной экономической литературе.

Материальные блага и услуги, предназначенные для регионального потребления, поступающие из внутренних и внешних источников, формируются в регионе в виде фондов потребления, накопления и возмещения израсходованных средств производства, которые обеспечивают воспроизводство производственных ресурсов региона. Они создаются не только для возмещения затраты живого и овеществленного труда, но и для обеспечения сферы индивидуального развития. И поэтому они (в случае их роста пропорционально производству) могут выступать признаками результатов в целом регионального воспроизводства.

Основу формирования производственного потенциала региона (рабочей силы, средств и предметов труда) составляют: население, природные и финансовые ресурсы, основные фонды, производственные запасы, которые могут рассматриваться как конечный результат РВ, т.к. они совпадают, вообще говоря, с национальным богатством в широком смысле. На следующем этапе воспроизводства производственных ресурсов они уже вовлекаются в производственный процесс, тем самым начав новый цикл воспроизводства производственных ресурсов. Таким образом, воспроизводственный цикл образует цепочку.

Рис. 2. Цепочка воспроизводственного цикла

Рис. 3. Схема взаимодействия региональных подсистем

Как управлять этой цепочкой, т.е. региональным воспроизводственным процессом?

С точки зрения управления, исходя из схемы (рис. 2), регион можно разделить на три актуальные подсистемы (экологическая, экономическая, общественная), взаимодействующие друг с другом по схеме рис. 3. Число подсистем может быть и другим. Наш выбор такого числа определяется тем, что эти три подсистемы соответствуют трем категориям капитала, часто используемым при анализе региональной системы: невозобновляемый (экологический) капитал, возобновляемый капитал и человеческий капитал.

Проблемы, решаемые в этих подсистемах, охватывают следующие сферы:

I. Экологическая подсистема.

II. Экономическая подсистема.

III. Общественная подсистема.

Научные основы регионального менеджмента в России находятся еще в стадии формирования. Региональный менеджмент определяется в экономической литературе как один из видов специального менеджмента, представляющий собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. Такое определение, на наш взгляд, не соответствует современному пониманию сути регионального развития. Воздействие только на хозяйственную деятельность региона является лишь одной из многочисленных функций регионального управления.

В связи с этим мы даем определение регионального менеджмента, которое, по нашему мнению, отражает современную концепцию регионального развития.

Региональный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств позитивного воздействия на обеспечение высокого качества жизни населения региона.

Таким образом, перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать комплекс методов, механизмов и средств, позволяющих обеспечить наиболее эффективное достижение высокого качества жизни населения, т.е. достижение цели регионального развития. Это совсем новая задача. И эту задачу, в силу ее исключительной сложности, не решить без автоматизации системы управления региональным развитием.

Махошева С.А., д.э.н., профессор, заведующая отделом «Региональный менеджмент», ФГБУН «Институт информатики и проблем регионального управления» Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик;

Галачиева С.В., д.э.н., профессор, проректор по научной работе и инновационной деятельности, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Нальчик.

источник