Меню Рубрики

Системный анализ как форма системного подхода

Системный подход — это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность. При анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов.

Базируется на этих постулатах.

  • 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойствах, связей.
  • 2. Структура функции системы и решение проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

К числу системного подхода относятся следующие принципы:

  • — Принцип цели — ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель системы.
  • — Принцип целостности — предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов, как нечто целое к окружающей среде, имеющий свои специфические функции и развивающийся по своим законам.

Принцип сложности — указывает на необходимость рассматривать объект, как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и окружающей средой. Каждому элементу присуща своя сложность, поэтому необходимо выполнять его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном, и показ сложного в простом.

Принцип двойственности — предполагают, что систему нужно рассматривать, как самостоятельную систему, так и подсистему более высокого уровня.

Принцип всесторонности — указывает на то, что объект нужно изучать со всех сторон.

Принцип множественности — утверждает, что при исследовании объекта нужно использовать множество его моделей.

Принцип сходства — предполагает, что нужно использовать ранее полученные результаты при изучении других схожих объектов.

С прикладной точки зрения системный подход состоит в определении направления и последовательности исследования объектов, которая реализуется в шесть этапов:

  • 1. Четкое определение цели исследования
  • 2. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиции системы более высокого уровня.
  • 3. Выделение и изучение структуры системы и среды (структуризация).
  • 4. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы.
  • 5. Рассмотрение системы на всех этапах жизненного цикла (происхождение, развитие, функционирование и разрушение).
  • 6. Осуществляется сравнение системы с другими примерно сходными, для обнаружения одинаковых свойств.

Таким образом, системный подход к исследованию сложных объектов предполагает проведение исследований в трех взаимосвязанных областях.

  • — Исторический анализ
  • — Структурный анализ (связи и элементы)
  • — функциональный анализ (внешнее и внутреннее функционирование)

Методологические основания подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (научного, экономического, технического характера) является системный анализ.

Все проблемы в зависимости, от глубины сложности подразделяются на три класса:

  • 1. хорошо структурированные;
  • 2. не структурированные;
  • 3. слабо структурированные.

Для решения хорошо структурированных проблем используется методология исследования операций (ИО). Она состоит в применении математических моделей и методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

В неструктурированных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает много различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях для решения этой проблемы.

К слабо структурированным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится большинство наиболее важных экономических, технических, политических, военно-стратегических задач крупного масштаба.

Типичными проблемами являются те, которые:

  • 1) намечены для решения в будущем;
  • 2) сталкиваются с широким набором альтернатив;
  • 3) зависят от текущей неполноты технологических достижений;
  • 4) требуют больших финансовых вложений и содержат элементы риска;
  • 5) внутренне сложны из-за комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;
  • 6) для которых, не полностью определены требования стоимости или времени.

В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет, или улучшает характеристики системы. Методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявления масштабов неопределенных по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ-это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем.

При этом системный анализ имеет свою специфическую цель, содержание и назначения.

Цель систематического анализа:

Упорядочение последовательных действий при решении крупных проблем, основывалось на системном подходе.

Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, которые находятся вне короткого диапазона ежедневной деятельности. Основное содержание системного анализа заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем систему и решения проблем, и не в специальных математических методах (оценка неопределенности), а в его концептуальном, т. е. понятийном аппарате, установленных целях, идеях.

Основное значение системного анализа:

В качестве основного и наиболее ценного результата системного анализа признается не количественное определенное решение проблемы, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы и у ответственных лиц которым предоставляется набор хорошо оцененных и проработанных альтернатив.

Полезность новых методов анализа и управления состоит в следующем:

  • 1) В большем понимании и проникновении в суть проблемы: практические усилия выявить взаимосвязи и количественные ценности помогут обнаружить скрытые точки зрения за теми или иными решениями;
  • 2) В большей точности: более четкое формулирование целей, задач снизит, хотя и не устранит, неясные стороны многоплановых целей;
  • 3) В большей сравнимости: анализ может быть осуществлен, таким образом, что планы для одной страны (района) могут быть с пользой увязаны или сравнены с планами и политикой других районов; при этом выделяются общие элементы;
  • 4) В большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денежных ресурсов более упорядоченно, и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суждений

источник

Наиболее эффективным способом для изучения процессов и явлений в социально-экономических и производственных системах с целью принятия соответствующих управленческих решений является системный подход.

В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследователя (практического работника) на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных типов связей в них и сведение их в единую схему. Он предполагает, что решение относительно любого компонента должно исходить из интересов всей системы.

Характерная особенность системного подхода состоит в том, что он позволяет учесть тесную связь между многообразием фактов, определяющих поведение системы, неполную определенность поведения, развитие системы, вызванное изменением свойств её компонентов. Основные черты системного подхода состоят в том, что он:

— ориентирован на выявление всех взаимосвязей и взаимодействий в проблемах с использованием логического, математического, машинного и организационного моделирования, междисциплинарных и экспертных оценок;

— четко, точно и всесторонне выявляет цели и рассматривает любую систему как механизм достижения установленных целей;

— предусматривает определение и предварительное проигрывание альтернативных вариантов достижения целей и долгосрочных последствий каждого варианта;

— анализирует «внутренние» и «внешние» результаты поведения систем при каждой альтернативе;

— направлен на органическое сочетание, координацию и интеграцию разных видов деятельности как в процессе исследования, так и в процессе реализации его результатов.

Важную роль системный подход играет в реализации задач проектирования и организации функционирования систем управления. В данном случае предстоит отобрать, отладить и внедрить в эксплуатацию взаимосвязанный комплекс методов и средств, которые в органическом сочетании с уже имеющимися методами и средствами управления и составят новую систему. Эти методы и средства существенно различаются между собой по формам и назначениям, по стоимости и трудоемкости разработки, по трудности их проектирования, создания и внедрения в эксплуатацию.

При совершенствовании управления вначале можно использовать простые, дешевые и легко доступные методы и средства управления. И лишь в том случае, если они не обеспечивают достаточной эффективности управления, переходят к более сложным комплексным видам систем.

Широкое распространение в управлении за последние годы получил программно-целевой подход. Он включает совокупность методов, приемов и средств решения крупных и сложных проблем по достижению важнейших целей социально-экономического развития. Такой подход предполагает: наличие проблемы и определение цели, выделение целереализующей системы, разработку комплексной программы развития системы, создание особого механизма реализации комплексной программы.

Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Он опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления.

Основной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Технической его основой служат вычислительные машины и информационные системы.

Системный анализ в области управления используется в различных ситуациях. Он применяется прежде всего при решении новых проблем. Используется в тех случаях, если решение проблемы предусматривает увязку целей со множеством средств их достижения, если проблема имеет разветвленные связи, когда существуют различные трудно сравнимые варианты решения проблемы или достижения взаимосвязанного комплекса целей, необходимо учитывать фактор неопределенности и риска, решения принимаются на достаточно отдаленную перспективу и в ряде других случаев.

Научный инструментарий системного анализа объединяет все научные знания, методы и действия для решения сложных проблем. Он включает неформальные, графические, количественные методы и методы моделирования.

Указанные методы распределяются по этапам выполнения системного анализа:

3) анализ структуры системы,

4) формулирование общей цели и критерия системы,

5) декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах,

6) выявление ресурсов и процессов, композиция целей,

7) прогноз и анализ будущих условий,

10) диагноз существующей системы,

11) построение комплексной программы развития,

12) проектирование организации для достижения целей.

Роль исследователя сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, который в наибольшей степени соответствует существу постановки задачи.

Важнейшее место в научном инструментарии системного анализа занимают методы моделирования. Существует несколько видов моделей:

1) кибернетические, отображающие процессы управления в экономических системах,

2) экономико-математические, являющиеся средством представления экономических систем в процессе системного анализа в том случае, когда имеется достаточная количественная информация,

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 3058 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Применение системных представлений для анализа сложных объектов и процессов рассматривают системные направления, включающие в себя: системный подход, системные исследования, системный анализ (системологию, системотехнику и т. п.). За исключением системотехники, область которой ограничена техническими системами, все другие термины часто употребляются как синонимы. Однако в последнее время системные направления начали применять в более точном смысле.

Системный подход. Этот термин начал применяться в первых работах, в которых элементы общей теории систем использовались для практических приложений. Используя этот термин, подчеркивали необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, в отличие от ранее принятого разделения исследований на физические, химические и др. Оказалось, что с помощью многоаспектных исследований можно получить более правильное представление о реальных объектах, выявить их новые свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с внешней средой, другими объектами. Заимствованные при этом понятия теории систем вводились не строго, не исследовался вопрос, каким классом систем лучше отобразить объект, какие свойства и закономерности этого класса следует учитывать при конкретных исследованиях и т. п. Иными словами, термин «системный подход» практически использовался вместо терминов «комплексный подход», «комплексные исследования».

Системные исследования. В работах под этим названием понятия теории систем используются более конструктивно: определяется класс систем, вводится понятие структуры, а иногда и правила ее формирования и т. п. Это был следующий шаг в системных направлениях. В поисках конструктивных рекомендаций появились системные направления с разными названиями: системотехника, системология и др. Для их обобщения стал применяться термин «системные исследования». Часто в работах использовался аппарат исследования операций, который к тому времени был больше развит, чем методы конкретных системных исследований.

Системный анализ. В настоящее время системный анализ является наиболее конструктивным направлением. Этот термин применяется неоднозначно. В одних источниках он определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» [5]. В других — как синоним термина «анализ систем» (Э. Квейд)или термина «системные исследования» (С. Янг). Однако независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию системы в целом, включая и функциональную и обеспечивающую части, работы по системному анализу существенно отличаются от рассмотренных выше тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследования и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. В этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы, вопросам формализации представления целей. Некоторые авторы даже подчеркивают это в определении: системный анализ — это методология исследования целенаправленных систем (Д. Киланд, В. Кинг).

Термин «системный анализ» впервые появился в связи с задачами военного управления в исследованиях RAND Corporation, а в отечественной литературе получил широкое распространение после выхода в 1969 г. книги С. Оптнера«Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».

В начале работы по системному анализу в большинстве случаев базировались на идеях теории оптимизации и исследования операций. При этом особое внимание уделялось стремлению в той или иной форме получить выражение, связывающее цель со средствами, аналогичное критерию функционирования или показателю эффективности, т, е. отобразить объект в виде хорошо организованной системы.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Так, например, в ранних руководящих материалах по разработке автоматизированных систем управления (АСУ) рекомендовалось цели представлять в виде набора задач и составлять матрицы, связывающие задачи с методами и средствами достижения. Правда, при практическом применении этого подхода довольно быстро выяснялась его недостаточность, и исследователи стали, прежде всего, обращать внимание на необходимость построения моделей, не просто фиксирующих цели, компоненты и связи между ними, а позволяющих накапливать информацию, вводить новые компоненты, выявлять новые связи и т. д., т. е. отображать объект в виде развивающейся системы, не всегда предлагая, как это делать.

Позднее системный анализ начинают определять как «процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы» (С. Янг)и основное внимание уделяют поиску приемов, позволяющих организовать решение сложной проблемы путем расчленения ее на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей. В большинстве работ стремились представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева», но в ряде случаев разрабатывались методики получения вариантов структур, определяемых временными последовательностями функций.

В настоящее время системный анализ развивается применительно к проблемам планирования и управления, и в связи с усилением внимания к программно-целевым принципам в планировании этот термин стал практически неотделим от терминов «целеобразование» и «программно-целевое планирование и управление». В работах этого периода системы анализируются как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что в системном анализе не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендаций, как при расчленении не утратить целое. Поэтому наблюдается усиление внимания к роли неформализованных методов при проведении системного анализа. Вопросы сочетания и взаимодействия формальных и неформальных методов при проведении системного анализа не решены. Но развитие этого научного направления идет по пути их решения.

Теория БС с точки зрения системного анализа проблемы включает три основных научных направления:

кибернетику как науку об управлении, включающую анализ информационных процессов в системах с управлением;

исследование операций как науку, дающую количественное обоснование степени соответствия управления целевому назначению системы;

экономические исследования (технико-экономические, военно-экономические исследования), дающие возможность анализировать процесс функционирования основных средств системы.

Следовательно, предметом теории систем применительно к большим организационным системам является круг проблем, связанных с анализом целенаправленной деятельности коллективов людей, функционирования техники, которой управляют люди, и техники с силами природы.

источник

Одним из основных методологических компонентов системных исследований является системный подход и вытекающая из него системная концепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — значит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

Системный подход является для исследователя «поставщиком» объектов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выявляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или создания, а также относительно теоретических и методических основ исследования или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследования или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется разработка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности процесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

— модель системы и ее системные характеристики;

— стратегия достижения цели;

— механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе системного подхода отображены на рис. 6.8.

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к общему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к частному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

Преимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это детализация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных процедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «системный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

— общеметодологическом, тождественном понятию «системные исследования»;

— прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика (рис. 6.9).

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического, социального, экономического, научного и технического характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, самостоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методологии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединением элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и закономерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повышение эффективности функционирования, управления и развития исследуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

— способы описания и упрощения систем;

— синтез и декомпозицию систем;

— принципы и технологию интегрирования различных методов;

— проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

— проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это творческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информационно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризующие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется такими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противоречия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегическим) управлением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины:

1) объектом анализа является система;

2) система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент росистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и параметрам динамики эволюции;

3) цель системного анализа — формирование системы (концепции системы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

4) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегии системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво развивающаяся система;

5) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

6) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.

источник

Одним из основных методологических компонентов системных иссле­дований является системный подход и вытекающая из него системная кон­цепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей дейс­твительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — зна­чит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее систем­ными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

4) Системный подход является для исследователя «поставщиком» объек­тов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскры­тие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных за­дач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей сре­ды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выяв­ляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или созда­ния, а также относительно теоретических и методических основ исследова­ния или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследо­вания или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется раз­работка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности про­цесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим?
Главные компоненты концепции:

— модель системы и ее системные характеристики;

— стратегия достижения цели;

— механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолирован­но, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой

связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и част­ными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассмат­риваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональ­ном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе сис­темного подхода отображены на рис. 6.8.

Рис. 6.8. Уровни декомпозиции систем

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к об­щему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к част­ному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

П р еимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, не­адекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного по­шагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа прорабо­ток, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концеп­ции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это дета­лизация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных про­цедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «сис­темный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

— общеметодологическом, тождественном понятию «системные иссле­дования»;

— прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика

Рис. 6.9. Объекты системного анализа

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристи­ки систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функ­ционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимо­действия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии систем­ного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных про­блем политического, социального, экономического, научного и техничес­кого характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, само­стоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методо­логии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединени­ем элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Рис. 6. 10. Отличие системного анализа от анализа классического

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и законо­мерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повы­шение эффективности функционирования, управления и развития иссле­дуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

— способы описания и упрощения систем;

— синтез и декомпозицию систем;

— принципы и технологию интегрирования различных методов;

— проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

— проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь вырабо­тать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это твор­ческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность ис­следователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информаци­онно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризу­ющие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Основные понятия, характеризующие систему

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется та­кими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противо­речия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состо­янию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправ­ленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с уп­равлением процессом развития или системным (стратегическим) управ­лением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины.

— объектом анализа является система;

— система находится в целостной взаимосвязи с окружающей сре­дой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент

макросистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и пара­метрам динамики эволюции;

1) цель системного анализа — формирование системы (концепции сис­темы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

2) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегий системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффектив­ная) устойчиво развивающаяся система;

3) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

4) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характери­зующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, приня­тых для ее преодоления.

6.4. Подходы К ФОРМИРОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенное дело как единство системы таможенных органов и их де­ятельности должно быть организовано таким образом, чтобы в наибольшей степени быть приспособленным к выполнению возложенных на него задач. Любая целенаправленная деятельность предполагает результат и, соответс­твенно, его оценку. Для оценивания деятельности используются параметры, показатели и критерии — характеристики, имеющие определенное значе­ние в соответствующей области существования. Более правильно понятие «параметр» отнести к статике, т. е. к системе как структуре, а показатели и критерии — к динамике, т. е. к деятельности.

Таможенная деятельность рассматривается как развивающаяся непре­рывная операция, как целенаправленный процесс функционирования еди­ной системы таможенных органов (ЕСТО), в соответствии с чем математи­ческая модель таможенной деятельности может быть описана в следующем виде:

где W — критерий оценки или показатель эффективности;

y1(f). yn(f) — неуправляемые параметры;

Gk(t) — функции, выражающие ограничения.

Поскольку таможенное дело в общем случае есть единство таможенной деятельности и ЕСТО, совокупный результат таможенного дела зависит как от деятельности ЕСТО, так и их структуры, т. е. состава, отношений и свя­зей и выполняемых функций.

В связи с этим понятие «эффективность» для любой функционирующей системы всегда связано с понятием «качество». Не являются исключением в данном случае и ЕСТО, и таможенная деятельность, и таможенное дело в целом.

Что же такое качество? Каждый исследуемый объект обладает свойства­ми, которые и определяют его качество, в том числе и такого объекта, как таможенная система, к которой относится любая сущность из таможенной сферы, удовлетворяющая системным атрибутам. Очевидно, что в таможен­ном деле имеются две основные сущности: деятельность и ЕСТО.

Качество таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в целом — это свойство или совокупность свойств, обусловливающих при­годность таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в це­лом для использования по назначению.

Данное положение иллюстрируется нижеприведенной схемой (рис. 6.12).

Рис. 6.12. Структура качества таможенного дела как процесса и как ЕСТО

Поскольку ЕСТО и их деятельность — взаимосвязанные таможенные системы (ТС), их качества взаимосвязаны. Это позволяет рассматривать только один класс ТС, например таможенную деятельность, перенося

выводы, сделанные относительно одной ТС, и на другие объекты исследо­вания — ТС. В дальнейшем будем использовать для выделенных видов тамо­женных систем определение «объект», т. е. различные ТС есть объекты сис­темного анализа. Поскольку на практике под системой понимается обычно материальное образование, то сузим понятие ТС до ЕСТО и ее подсистем.

Каждое из свойств объекта может быть охарактеризовано количествен­но с помощью некоторой переменной, значение которой отражает уровень его качества (степень соответствия) относительно этого свойства. Эту пере­менную называют показателем свойства.

Таможенная система характеризуется множеством свойств, для харак­теристики которых необходимо множество соответствующих показате­лей. Это множество показателей и образует совокупный или интегральный показатель качества ТС. Следовательно, показатель качества таможенной деятельности — вектор, а его компоненты суть показатели его единич­ных свойств (единичные) показатели качества. Аналогичное множество показателей может быть сформировано и для таможенной деятельности (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Структура показателей качества таможенной деятельности

Эти компоненты могут быть как количественными (числовыми), так и качественными. При этом если количественное выражение показателя может принимать любое численное значение, то для качественного пока­зателя используются обычно два его значения «годен — не годен», «цель до­стигнута — не достигнута» и т. д., т. е. оценивание осуществляется по так называемой бинарной схеме. С применением аппарата теории нечетких множеств спектр значений качественных показателей может быть расши­рен. Оценивание в этом случае происходит по полинарной (множествен­ной) схеме. Например, очень плохой, плохой, посредственный, удовлет­ворительный, хороший, очень хороший, отличный, превосходный и т. д.

Исходя из вложенности подсистем в систему высшего уровня, можно за­ключить, что существует такое же соотношение и между показателями ка­чества подсистем и вышестоящей системы.

Понятие качества может быть отнесено к различным сущностям тамо­женной системы, в том числе к ее строению, деятельности и результатам функционирования, т. е. различают качество системы (строения), качество целенаправленной деятельности системы, т. е. операции, и качество резуль­татов деятельности этой системы.

К свойствам таможенной деятельности можно отнести свойства, при­сущие каждому процессу: сложность, непрерывность, периодичность, слу­чайность, детерминированность. Наличие у деятельности такого специфи­ческого свойства, как целенаправленность, приводит к появлению у нее следующих свойств: длительность, точность, устойчивость, оперативность, планомерность, масштабность, результативность, ресурсоемкость и т. д. (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Показатели качества таможенной деятельности

Эти свойства являются простыми. Кроме них таможенной дело и тамо­женная деятельность обладают рядом сложных или комплексных свойств, т. е. между простыми свойствами и интегральным свойством объекта име­ются промежуточные ступени, являющиеся композициями различных свойств в различных сочетаниях.

Читайте также:  Какие анализы сдавать при выскабливании

Наибольший интерес в таможенной деятельности вызывают такие слож­ные свойства, как экономичность и эффективность.

Экономичность — свойство, характеризующее рациональность исполь­зования ресурсов в ходе их преобразования в результат.

Эффективность — свойство таможенной деятельности давать эффект вообще.

Обычно речь идет только о положительном значении эффекта. Из дан­ного определения также следует, что эффективность — это термин, упо­требляемый для обозначения качества процесса (деятельности), т. е. его ввели для того, чтобы различать качество динамики и качество статики. Эти свойства являются производными от ряда простых свойств таможен­ной деятельности. Экономичность определяется результативностью и ре- сурсоемкостью, эффективность — результативностью, ресурсоемкостью и оперативностью.

Иногда экономичность определяют как экономическую эффектив­ность, а собственно эффективность, характеризующую деятельность, связанную с выполнением основной функции, — как функциональную эффективность. Из сопоставления показателей этих «частных» видов эф­фективности возникло соотношение «эффективность — стоимость». В то же время появление в ходе системного анализа «частных» эффективностей свидетельствует о недостаточной системности исследования, так как эф­фективность — комплексное свойство всей деятельности, а не отдельных ее аспектов. Однако с методической точки зрения такое рассмотрение может оказаться полезным.

Из данного выше определения следует, что эффективность не является свойством таможенной системы как таможенного органа, а является свойс­твом целенаправленного процесса функционирования таможенной системы, т. е. таможенной деятельности.

Понятие «эффективность» связано с понятием «эффект». Термин «эф­фект» многозначен, и из всех его значений для характеристики таможенной деятельности отвечает лишь одно: эффект — это действие, производимое чем-либо, результат этого действия. Отсюда эффективный —дающий эф­фект, результативный, действенный. Таким образом, эффективность та­моженной деятельности — это свойство таможенной деятельности давать эффект.

Так, таможенная деятельность — активная сторона ТС. Эффективность таможенной деятельности — комплексное свойство, характеризующее при­способленность или пригодность таможенной деятельности к достижению цели, реализуемой ЕСТО.

Можно заключить, что между категориями «качество» и «эффектив­ность» имеется определенная связь. Эффективность ТД как операции в то же время есть и наиболее общее свойство ТД, выражающее качество ТД, т. е. в применении к процессу функционирования оценка качества функци­онирования может осуществляться по его эффективности.

Другими словами, понятие «качество функционирования» равнозначно понятию «эффективность функционирования», взятому в полном смысло­вом объеме, поскольку свойство эффективности, как и свойство пригод­ности, зависит от свойств всех факторов.

Однако этого нельзя сказать применительно к ЕСТО. Качество тамо­женных органов — это не эффективность ТО, это эффективность их дея­тельности, т. е. эффективность — это свойство или качество процесса, действия.

Соотношения между подсистемами таможенного дела и показателями показано на рис. 6.15.

Рис. 6.15. Взаимосвязь основных понятий оценивания эффективности ТД

В то же время выделение из общей эффективности ее частных видов делает эффективность составным свойством интегрального качества, т. е. категория «эффективность деятельности» может быть в определенных слу­чаях уже категории «качество деятельности».

Однако в повседневном обиходе постоянно употребляется фраза: «эф­фективность системы, эффективность какого-либо технического средства и т. д.». Такое употребление не корректно и его следует понимать в смыс­ле успешности и потенциальных возможностей давать ожидаемый эффект. Поэтому понятие «эффективность функционирования ЕСТО» шире «понятия качества ЕСТО», а понятие «качество функционирования ЕСТО» в смысле пригодности к использованию по назначению в предельном случае может служить синонимом понятия «эффективность функционирования ЕСТО», так как непригодное функционирование не может быть эффективным

(успешным), равно как и неэффективное (неуспешное) функционирование или деятельность не может быть признана пригодной.

В дальнейшем будем употреблять категорию «эффективность», имея в виду эффективность деятельности, функционирования, применения и т. п., т. е. эффективность целенаправленного процесса или операции.

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятель­ности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями вы­ражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности. Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможен­ной деятельности (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности

Из рис. 6.16 следует, что в данном варианте эффективность таможенной деятельности оценивается по смешанному варианту: как по вкладу в эф­фективность системы более высокого уровня, так и по частным критериям эффективности.

Возможно разбиение и на другие группы задач, например по общесис­темным функциям и т. д. При этом важно обеспечить полноту охвата всех аспектов таможенной деятельности.

Из рис. 6.16 видно, что вся таможенная деятельность разбита на три на­правления, каждое из которых нацелено на определенное множество задач таможенной деятельности. В каждом из этих направлений можно выде­лить множество задач более низкого уровня. В конечном итоге необходимо иметь множество показателей, отражающих все множество задач и все

уровни ЕСТО. Системные показатели для таможни, исходя из требований к эффективности ее функционирования, следующие (рис. 6.17):

Рис. 6.17. Показатели деятельности таможни

Пример построения такой системы показателей для уровня ФТС приве­ден на рис. 6.18.

На уровне РТУ может быть использован такой же набор показателей.

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможен­ной деятельности не осуществляется. Поэтому в этом процессе широко ис­пользуются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Вариант оценки влия­ния на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показан в табл. 6.3.

Вариант оценки влияния видов деятельности экспертами

Вид деятельности Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятельности
Управленческая 0,061 0,076 0,0133
Оперативная 0,255 0,386 0,375
Правоохранительная 0,144 0,121 0,253
Экономическая 0,313 0,27 0,15
Обеспечивающая 0,069 0,036 0,038
Информационно-техническая 0,144 0,154 0,106

Практически невозможно составить универсальный набор показателей, пригодных для всех таможенных органов. Однако можно предложить еди­ную процедуру их формирования (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Пример формирования показателей эффективности таможенной деятельности ФТС России

Рис. 6.19. Процедура формирования системы показателей оценки деятельности

Показатели деятельности таможенных органов распределяются соот­ветственно уровню таможенного органа и накапливаются в базе данных ГНИВЦ. Из базы данных показатели отбираются в соответствии с потреб­ностями задач анализа таможенного органа. В ходе отбора используются созданные для оказания помощи экспертам-аналитикам программные па­кеты: MS Excel, Statistics. На следующем этапе из отобранного множества показателей формируются группировки показателей по направлениям, из множества которых на заключительном этапе создается окончательный комплекс показателей или, возможно, даже и один показатель. Процедура формирования показателей представляет сложную задачу и является од­ним из важных направлений деятельности информационно-аналитических структур.

Перечень критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов и система показателей одобрены на заседании Правительства РФ (раздел I п. 2 протокола заседания Правительства РФ от 05.07.2007 № 26).

Первый критерий — «Повышение уровня соблюдения таможенного законо­дательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.4).

Содержание первого критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по кото­рым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотрен­ных судами %
Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием/опротестованием, в общем количестве возбужденных дел %
Исполнение федерального закона о федеральном бюд­жете в части перечисления таможенных платежей %
Доля таможенных платежей, перечисленных участни­ками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет % 0,175 0,17
Доля взысканных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости товаров в общей сумме доначисленных таможенных платежей по резуль­татам корректировки таможенной стоимости товаров % 95,8

Второй критерий — «Повышение качества предоставления услуг таможен­ными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической де­ятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможен­ным контролем».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.5).

Содержание второго критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования ч
Время на выполнение таможенных процедур в авто­мобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ мин.


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля государственных услуг и функций, предоставляе­мых и исполняемых ФТС России в соответствии с адми­нистративными регламентами, в общем объеме госу­дарственных услуг и функций ФТС России % 33,3 42,8
Доля участников ВЭД, в целом положительно оцени­вающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных %
Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т. д.), в которых при перемещении через таможенную границу РФ ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», в их общем числе % 10,5
2.6 Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска авто./ сут. 5 890 11 350
2.7 Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собствен­ной безопасности таможенных органов, в общем коли­честве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов %

Третий критерий — «Выявление и пресечение контрабанды оружия, нарко­тиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.6).

Содержание третьего критерия

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля ввезенных на таможенную территорию РФ то­варов, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ, в общем количестве ввезенных товаров % 1,55 1,6
Доля уголовных дел, возбужденных таможенными орга­нами, в общем объеме зарегистрированных преступле­ний, отнесенных к компетенции таможенных органов %


№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством РФ в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых че­рез Государственную границу РФ, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контроли­рующими органами %

Процесс выбора показателей не завершен. Достаточно трудно выбрать общий показатель эффективности, характеризующий ТД в целом. В этом случае можно использовать, например, вклад эффективности ТД в такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала.

Контрольные вопросы

Дайте определения следующих ключевых понятий и раскройте их со­держание:

1) Система, элемент, связи, структура, подсистема, функции, внешняя среда, цель, критерий, эффективность, качество.

2) Главный методологический принцип системных исследований.

3) Основные свойства, обусловливающие существование систем.

4) Параметрическое представление и описание системы.

5) Структурное представление и описание системы.

6) Системные исследования и их структура.

7) Актуальные направления системных исследований.

8) Основные положения системного подхода.

9) Уровни декомпозиции систем.

10) Методологические процедуры системного подхода.

11) Основные определения понятия «системный анализ».

12) Общее и различия в понятиях «анализ» и «системный анализ».

13) Системообразующие понятия системного анализа.

14) Отличительные признаки системного анализа как научной дисцип­лины.

15) Понятия «качество», «эффективность» примененительно к тамо­женному делу.

16) Качество таможен ной деятельности.

17) Качество единой системы таможенных органов.

19) Интегральный показатель качества ТС.

20) Свойства таможенной деятельности.

21) Экономичность таможенной деятельности.

22) Эффективность таможенной деятельности.

23) Подходы к выбору показателей эффективности таможенной де­ятельности.

24) Показатели таможенной службы и эффективности таможенной де­ятельности.

Список литературы

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит., 1981.

2. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1986. 208 с.

3. Информатика. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Красе М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

5. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1979. Т. 1. 504 с.

6. Макрусев В. В. Основы системного анализа. М.: РИО РТА, 2006.

7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука; Главная редакция физико-математической литературы, 1980. 488 с.

8. Основы таможенного дела: учебное пособие: в 2 т. М.: РИО РТА, 2005.

9. Прангишвили И. В. Системный подход и системные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.

10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.

11. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «МИР», 2005. 688 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

источник