Меню Рубрики

Семья как объект социального анализа

1. Семья как объект социологического анализа.

2. Понятие семьи и его определения.

3. Социальные функции семьи.

4. Типы семейно-брачных отношений.

5. Историческое изменение (развитие) семьи.

6. Семья в современном российском обществе.

В данных вопросах представлена основная проблематика социологии семьи (разумеется, в контексте общей социологии как учебной дисциплины). К этому следует добавить разве что проблему семейных конфликтов и проблему разводов. Но об этом также будет говориться в связи с освещением вопросов, представленных в плане.

Семья – самый древний социальный институт. Она прошла длительный путь своей эволюции: от промискуитета группового брака до моногамии – супружеской семьи; от матриархата к патриархату. Причины возникновения семьи – те функции, которые семья выполняет. Мы ещё будем о них говорить. Кравченко А. И. считает, что семья возникает потому, что у человеческих детей самое протяженное детство – оно продолжается 15-18 лет. Вряд ли только к этому сводятся причины возникновения семьи. Круг причин возникновения семьи значительно шире.

Итак, семья древнейший и универсальный институт,… но вот парадокс – изучение семьи имеет в сотни, а то и в тысячи раз меньшую историю. Научное исследование семьи начинается всего лишь с середины 19 века. С этого момента оно прошло ряд этапов.

Американский исследователь семьи (редактор известной антологии по браку и семье (1967)) Г. Кристенсен выделяет 4 этапа в развитии науки о семье:

1) Предисследовательский (с античных времен до середины 19 века).

Все что писалось и говорилось о семье до середины 19 века носило весьма умозрительный характер и выступало в форме фольклора, художественной литературы и было преимущественно философствованием о семье.

2) Период с середины 19 века и до начала 20 века.

Семья становится объектом большого интереса. Этот период отмечен целым рядом имён выдающихся исследователей и крупных теоретических работ о семье. Что характерно для этого периода?

а) Исследования имеют инициативный характер (построены на интересе);

б) Изучение семьи ведется в значительной мере антропологами и этнографами, а также правоведами. Семья является объектом междисциплинарного исследования. Её изучает философия, антропология, этнография, педагогика, социальная психология, демография, социология.

Среди имён наиболее значимых здесь являются:

1. Л. Морган (1818-1881), США – антрополог. «Древнее общество»(1887). Проблемы: возникновение и развитие семьи.

2. И. Я. Баховен (1815-1887), Швейцария – историк-правовед. Проблемы: от полигамии к моногамии; от матриархата к патриархату.

3. Дж. Мак-Леннан (1827-1881), Шотландия – адвокат. Проблемы: эндогамия и экзогамия.

4. Ф. Энгельс (1820-1895) – философ, социальный мыслитель. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884).

5. В 1888году выходит в свет работа Э. Дюркгейма (1858-1917) «Введение в социологию семьи»; в 1907 году – работа М. Вебера (1864-1920) «Супруга и мать в правовом развитии».

Э. Дюркгейма вместе с Ф. Ле Пле (1806-1882) и Э. Энгелем (1821-1896) в западной социологии считаю первооткрывателями семьи. (Ф. Ле Пле – горный инженер; Э. Энгель — статистик).

-Дюркгейм: закон «контракции»;

-Ле Пле, Энгель – традиционная семья, бюджет, доходы и расходы семьи, наследование имущества.

3) Третий период – первая половина 20 века – «Период спонтанной науки о семье».

— масса работ инициативного характера;

— параллельно и почти независимо от теории велись эмпирические исследования (период накопления эмпирических данных).

У. Гуд (США) в своей работе «Мировая революция и образцы семьи» (1967) писал, что со времени выхода в свет книги Ф. Тенниса «Община и общество» (1887) до 60-х годов не появилось ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи.

И это притом, что в это время жили и работали: Дюркгейм, Вебер, Парето, Парсонс, Хоманс.

4) Четвёртый период – период «самосознания науки».

Особенность: в этом периоде ведется организованная, планомерная, целенаправленная работа по построению целостной теории семьи.

В течение 1974-1975гг. порядка 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в крупном проекте – создание единой системы объяснительных теоретических моделей семьи. Было выделено 24 исследовательских направления и написано несколько десятков тысяч работ. Персоналии: и. Ной, У. Гуд, К. Девис, Г. Кристенсен (США).

В России начало социологии семьи положила хрущевская оттепель (середина 60-х годов). С 1968 по 1983 год в СССР было написано свыше трёх тысяч работ о семье.

Крупный вклад в социологию семьи внесли:

2. М. С. Мацковский (методология и методика);

3. А. И. Антонов (рождаемость);

4. И. С. Голод (стабильность семьи);

5. Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи);

6. Е. Л. Ружже (типология семейных групп);

7. И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи);

8. Т. А. Гурко (молодая семья);

9. В. Б. Голофаст (функции семьи);

10. И. С. Кон (сексуальное поведение).

О парадигмах (подходах) социологического изучения семьи.

Р. Хилл и Д. Хансен (США) называют 5 подходов к изучению семьи:

Акцент: взаимодействие членов семьи (семья – закрытая система).

Концепты: статус; межстатусные отношения; конфликт и др.

2. Структурно-функциональный подход.

Акцент: анализ семьи как системы (причем довольно открытой); исследование её функций в обществе и функций внутренних её элементов.

Концепты: система; элемент; структура, функция.

Акцент: исследование влияния ситуации социально определяющей различные типы семейных отношений.

Концепты: социальная ситуация; роль и другие.

4. Институциональный подход.

Акцент: культурно-исторический анализ семейно-брачных отношений; семья – социальный институт.

Концепты: индивид; культурные ценности, которые разделяется индивид и др.

Акцент: стадии жизненного цикла семьи.

Концепты: стадии и циклы семейной жизни; эволюция потребностей и целей и др.

Этот, последний, подход – попытка объединить все существующие сегодня парадигмы изучения семьи.

Н. Смелезер выделяет два подхода изучения семьи: функционалистский и конфликтологический.

При всем различии подходов и в результате развития социальной семьи через названные выше стадии практически общепризнанными являются сегодня интерпретация семьи как объекта социологической науки, с одной стороны, в качестве социальной (малой, первичной) группы. С другой стороны — в качестве социального института. Кстати, понятие «малая социальная группа» ввел Чарльз Кули как раз применительно к семье. Эта, во-первых.

Во-вторых, такое разграничение понятия «семья» дает возможность исследовать её как на микроуровне (малая социальная группа), так и на макроуровне (социальный институт).

А. И. Антонов (Россия) считает, что обобщающим, итоговым в характеристике социологической парадигмы изучения семьи является признание того, что семья играет как бы посредническую роль между личностью и обществом.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 443 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Автор Козлова Ксения Артуровна, руководитель Дуюн Анна Владимировна, Республика Хакасия, г. Черногорск

…Cемья. Как много ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные порой прямо противоположные мнения высказываются. А какая должна быть семья и нужна ли она современному человеку? Если говорить языком социолога или демографа, то семьёй называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило- общим жильем. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живет, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроениями людей.

На протяжении веков, столетий невозможно представить себе общество без семьи. Большинство людей имеют семьи, я тоже расту в полной семье, у меня есть мама и папа, дедушки и бабушки, мы счастливы от того, что мы вместе.

Я В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души — живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь — это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. Моя семья тоже не исключение.

«Я люблю, и значит, я живу…» (В.Высоцкий). Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим.

Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство «любовь» оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака — и это исключительно важно — куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера — доброты или не доброты, эгоизма или не эгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба.

Подчеркивая актуальность моего исследования, для каждого человека, я хочу привести слова российского социолога И. Бестужева-Лада « Не трудно создать семью, как её сохранить…» В своей работе я расскажу о том, что собой представляет семья, о типах семейной организации, семейном законодательстве, рассмотрю типы семейных взаимоотношений, функции семьи и приведу результаты, проведенного мной социологического исследования.

Проблема исследования: Нужна ли семья современному человеку или эта форма стала не актуальной.

Объект исследования:

Молодежь – жители города Черногорска.

Предмет исследования:

Семья – как объект социологического исследования

Цель моего исследования:

Сбор и анализ социологических данных о семье, передача полученных знаний моим ровесникам.

Задачи моего исследования является:

1.Показать немаловажную роль семьи в современном обществе

2.Изучить, имеющуюся литературу по теме.

Приступая к теме, я выдвинула следующую гипотезу: можно ли предположить, что семья одна из наиболее приемлемых форм существования человеческого общества

В результате своей работы я планирую сделать следующие выводы:

1. Причины, по которым молодежь вступает в брак

2. Причины, по которым среди молодых семей происходят частые разводы.

Методы исследования:

1. Теоретический этап — изучение первоисточников.

2. Аналитический этап — анализ литературных произведений.

3. Сопоставление противоположных и сходных точек зрения, трактовок, выявление общего и различного в толковании понятий.

4. Синтез — обобщение материала.

5. Осознание и формирование выводов. Формирование собственной точки зрения на вопрос.

6. Апробация (практическое применение).

1. Семья, как объект социологического исследования

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. zzБлаготворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности.

Семья — это сплав трех сердец: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья — такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. [2]

Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Тип семьи определяется по следующим признакам:

— социально-классовый признак (например: семья рабочего, семья представителя бизнеса);

— по типу населения (городская, сельская);

— по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);

— по количеству членов семьи;

Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья артистов и т.д.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Лучшим возрастом для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. Прежде чем вступить в брак, нужно оценить общность жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного отношения друг к другу еще до брака, в период знакомства. [1]

Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.[5]

1.1 Семейные отношения

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.

Функции семьи и их взаимосвязь

Семья осуществляет ряд функции как общественного, так и
индивидуального характера. Я их назову:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Удовлетворение сексуальных потребностей

В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой.

2. Современная демографическая ситуация. Кризис семьи

Демографическая ситуация — самая острая проблема современной России. Для решения этой проблемы предложено следующее:

1) снижение смертности за счёт

— усиление контроля безопасности дорожного движения;

— пресечение ввоза в страну суррогатной алкогольной продукции;

— выявление, профилактика и лечение сердечно-сосудистых

2) осуществление эффективной миграционной политики за счёт:

— привлечение из-за рубежа наших соотечественников, лучше, если это будут квалифицированные, образованные и законопослушные граждане;

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

3) повышение рождаемости за счёт:

— увеличение размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;

— компенсация затрат на детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей;

— материальная поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот;

— увеличение стоимости родовых сертификатов;

— выплата единовременного пособия матерям.

Для реализации всего вышесказанного потребуется большая работа и большие деньги. В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

zzПомимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. Рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.[3]

2.1 Практическая часть

Социологи отмечают, что в современном обществе большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и без согласия родителей. Прожив некоторое время, молодые семьи разводятся.

Практическая часть моей работы состояла в проведении социологического исследованиянатемубракаисемьи.

В процессе исследования мне предстояло решить следующие задачи:

1. Выяснить главную причину вступления в брак;

2. Исследовать специфику отношения к браку со стороны девушек и парней;

3. Выяснить причины расторжения браков.

Z Объектом моего исследования являлись учащиеся 10- 11-х классов МОУ Лицей, а так же жители города Черногорска в возрасте от 14 до 17 лет. Общее число респондентов составило 60 человек.

Предметом моего исследования являлось отношение учащихся старших классов к браку.

Мною была разработана анкета с возможными вариантами ответов.

Образец анкеты, а также результаты анализа проведенного социологического исследования, для удобства восприятия, оформленные в виде диаграмм, представлены в приложении.

Итак, результаты опроса показали, что число положительно относящихся к браку составляет 90% от числа всех респондентов. Остальные 10% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных — не было, по этому поводу можно сделать ряд выводов.

На вопрос об отношении к браку с партнерами других национальностей мнение разделилось следующим образом: 37% опрошенных ответили, что это их не интересует, а 55% ответили, что для них это не главное. Остальные опрошенные (а именно 8%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие еще не задумывались и не разговаривали с родителями на эту тему.

Главной причиной вступления в брак 81% опрошенных считает любовь

Очень интересный ответ я получила на 4-й вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь». При этом 42% ответили, что в школе, 45% опрошенных еще не встретили свою любовь.

Ни один из числа опрошенных не состоит в браке. Это не говорит о том, что они не нашли подходящую кандидатуру, а просто большинство считают необходимым сначала доучиться в школе, затем продолжить образование дальше, а уже потом вступать в брак.

Данное социологическое исследование показывает, что подходящий для большинства опрошенных брачный возраст составляет 20-30 лет, так ответило 83% девушек и 87% парней, но было и исключение — 13,3% юношей ответили — от 30 лет и старше.

Для большинства опрошенных юношей социальное положение девушки их не интересует, так ответили 50%, но вот девушки к этому вопросу относятся по- другому, социальное положение не интересует всего лишь 30% из числа опрошенных девушек; 50% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет. Никто из девушек не ответил, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от юношей, из которых так ответили 27%.

Главой семьи, по мнению девушек, должны быть оба, так ответили 67% опрошенных, юноши придерживаются другой точки зрения — они считают, что главой семьи должен быть муж, так ответило 67%. Заметим, что никто из респондентов не считает, что главой семьи должна быть женщина. Главной причиной развода, по мнению респондентов, является измена, так ответило 42% опрошенных.

Зарабатывать деньги, по мнению девушек, должны оба, так считают 83%. Юноши (60%) придерживаются мнения, что деньги должен зарабатывать мужчина. Заметим, что никто из респондентов не считает, что деньги должна зарабатывать женщина.

Среди опрошенных 89% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (8%) считают самым приемлемым возраст от 30 лет и старше. Положительно то, что всего 3% указали для этого возраст от 16-20 лет.

К браку в раннем возрасте молодежь относится по-разному: 29% считают, что это нормально, 23% считают, что ранние браки не долгосрочны, 28% относятся отрицательно, остальные (20%) затруднились ответить. (приложение 1)

zzГлавной задачей моего исследования было выяснить причины, по которым молодежь вступает в брак в раннем возрасте, и по каким причинам, как считает молодежь, происходят частые разводы.

Из опрошенных учащихся большинство относятся к браку со всей серьёзностью. Практически все респонденты единогласно назвали главную причины частых разводов – не сходство характеров, супружеская неверность, несходство характеров, отсутствие детей, насилие, исходящее от одного из супругов, вмешательство родственников одного из супругов, злоупотребление спиртными напитками одного из супругов.

Данные по разводам подтверждает официальная статистика, которую даёт ЗАГС г. Черногорска. За последние три года (2007-2010 г) было разведено 1188 пар, а заключили брат – 1957 пар.(приложение 2). Демографическая ситуация в городе за 2009 год рождаемость превысила смертность, а в 20010 наоборот смертность превысила рождаемость. (приложение 3)

В заключение, я хотела бы сказать, почему я выбрала именно эту тему. Семья и брак — это вечная тема, также как и тема взаимоотношений Мужчины и Женщины, также как и тема Любви. Понятие семьи актуально во все времена. И кто бы что-то там — то ни говорил, что можно обойтись без семьи — я не согласна с этим утверждением.

Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения .

Список литературы

  • Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188стр. [1]
  • Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.45-49.стр [2]
  • Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 78-81стр. [3]
  • Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36 — 44стр. [4]
  • Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 67-71стр. [5]

источник

Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.

Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Семья — один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.

В основе семьи лежат брак, кровное родство или усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д. По своей структуре и формам институт семьи достаточно многообразен. Так, семья может состоять из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении родителей, и тогда она выступает как нуклеарная, супружеская семья. Но, как известно, в семью нередко входят и другие, совместно проживающие родственники (родители, братья, сёстры, внуки и др.). Такая семья называется расширенной, родственной семьёй.

В зависимости от норм культуры того или иного общества семья может базироваться на экзогамии, запрещающей брак с определённой узкой группой людей (например, близкими родственниками, членами одного и того же клана, поселения или племени), или на эндогамии, т.е. с людьми одной и той же группы (клана, племени, деревни и др.), что характерно для примитивных архаичных обществ.

Ещё одно подразделение брачно-семейных отношений моногамия (т.е. одновременный брак данного мужчины с данной женщиной) и полигамия, при которой в супружестве имеется не один партнёр (групповой брак, многожёнство). Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Историческое развитие института семьи шло от группового брака к моногамии (единобрачию), одной из исторических форм которой был патриархат, когда во главе семьи стоял мужчина, а другой — матриархат, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Современная семья характеризуется тенденцией к установлению статусного равенства супругов в семье. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

— Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей как минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость жены от супруга; б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление женских и мужских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

— Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разделение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским.

— Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. По проблемам изучения семьи пишут А.И. Антонов и В.М. Медков (Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — С. 21-36), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. — М.: Изд-во Проспект,

Следует выделить следующие функции:

1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья — это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

2. Воспитательная функция. Для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребёнок видит в других семьях.

3. Сексуальная функция. Семья — это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает их нарушение.

4. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

5. Функция совместного проведения досуга и духовного общения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное духовное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного общения в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

6. Функция первичного социального контроля. Семья обеспечивает первичную моральную регламентацию поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности, поддержку обеспечения социальных санкций.

Кроме указанных специфических функций семьи выделяют и неспецифические. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Например, с происходящими серьёзными переменами в обществе связано снижение воспитательной роли семьи. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растёт один ребёнок и воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребёнок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

источник

Министерство образования и науки Украины

на тему «Семья как объект социологического

Выполнил: ст. гр. _____ Савицкий А.Н.

1. Социология – наука об обществе. Объект и предмет социологии.

2. Семья как объект социологического исследования:

а) что такое семья и ее основные признаки;

в) социальные функции семьи.

3. Кризис семьи как социального института общества.

Демографическая политика государства.

С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.

В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?

Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение.

Таким образом социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д.

Чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования.

Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Таким образом, объект той или иной науки – это часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Считают, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения социолога Г.В.Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо

социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Что же такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в обществе? Эти вопросы пытались решить еще мыслители древности. Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и

регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

— регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

— морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

— решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

— необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной

требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

В Украине насчитывается свыше 20 млн. семей. Каждый год образуется более 300-400 тыс. супружеских пар. Отчетливо видна тенденция к омоложению браков.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку);

в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому

источник

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности.

Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно – воспитательные учреждения), науки, института религии.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.

Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.

Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака. Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

— вступление в первый брак – образование семьи;

— начало деторождения – рождение первого ребенка;

— окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

— “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

— прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Функции семьи

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Можно выделить следующие социальные функции семьи:

— воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

— хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

— экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

— сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

— духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

— социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

— досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

— эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Многодетные семьи имеют материальную государственную поддержку практически во всём мире. Как правило, эта поддержка заключается в государственном гарантировании некоторых видов льгот и денежных пособий, обеспеченных на законодательном уровне. Наша страна здесь не исключение, льготы определены в 1992 году Указом Президента N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей” для многодетных семей (3 и более ребенка до 18 лет).

Какие льготы многодетным семьям положены:

— скидка не ниже 50 % от оплаты за отопление, воду, канализацию, газа и электроэнергию. Существуют семьи, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления. Для них скидка считается от стоимости топлива, по нормам, установленным для его продажи населению.

— многодетные семьи имеют право взять ипотечный кредит на срок до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья. Этот кредит даётся с отсрочкой первого платежа на три года. Государство компенсирует 75% ежемесячных платежей. Для семей, которые имеют 4х и более детей, после рождения следующего ребёнка, семье погашается кредит полностью.

— многодетные семьи имеют право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья (обязательное условие – время проживания одного из родителей на территории России не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей – 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются). Если многодетная семья живёт в ветхом жилье, то при его сносе должны предоставить жил. площадь по социальной норме.

— бесплатная выдача лекарств, по рецептам врачей для детей в возрасте до 18 лет, бесплатное первоочередное обеспечение местами в оздоровительных учреждениях.

— 20% -ная квота в бюджетных группах высших и средних специальных учебных заведений при поступлении детей из семей, имеющих статус многодетных.

— 50% скидка на плату за обучение в ВУЗах и СУЗах.

— стипендия в размере половины МРОТ для детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях со средним баллом более четырех.

— бесплатное обеспечение школьников учебниками или компенсация их стоимости.

— бесплатное посещение детьми из многодетных семей бюджетных спортивных, музыкальных, художественных и других школ.

— Семьям с 5 и более детьми безвозмездное выделение автомобиля “Газель” (обязательное условие – время проживания одного из родителей на территории России не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются)

— бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

— прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.

— бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств бюджета.

— бесплатное обеспечение школьной формой или детской одеждой для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательной школе (если это требование учебного заведения).

— один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок.

— помощь желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечение для этих целей земельными участками, также предоставление льгот по земельному налогу и арендной платы, от налога могут либо освободить, либо снизить ставки.

— предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентной ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

— первоочередное выделение садово-огородных участков не менее 0,15 гектара на семью.

— освобождение от уплаты регистрационного сбора с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – полное или частичное.

— предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов на строительство жилья.

— предоставление беременным многодетным женщинам с момента постановки на учет и кормящим матерям до 1 года, бесплатного дополнительного питания и медикаментов по назначению врача.

— весной и осенью бесплатная витаминизация всех детей из многодетных семей до 18 лет.

— первоочередное обслуживание детей в поликлиниках.

— дополнительная поддержка абитуриентов из многодетных семей, живущих на Дальнем Востоке.

— проживающим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера – льготный проезд на ж/д ( где его не имеется – водном и воздушном) транспорте 1 раз в 2 года для отдыха, лечения или посещения родственников, живущих в европейской части страны.

Это весь перечень льгот, которые гарантируются нашим государством каждой многодетной семье на федеральном уровне. Более того, местные власти, как правило, устанавливают свои дополнительные льготы, поощряя и стимулируя, таким образом, повышение рождаемости в нашей стране.

Например, в Москве многодетным семьям выплачиваются дополнительные выплаты к пособию, предусмотрены дотации на продукты питания детям до трех лет (распоряжение Мэра Москвы от 2 декабря 1998 г. №1214-рм).

Многодетным семьям, в связи с тяжёлым материальным положением или тяжёлой жизненной ситуацией, по распоряжению Мэра города могут оказывать единовременную материальную помощь.

Многодетные семьи могут еженедельно бесплатно пользоваться услугами бань. Распоряжение Мэра Москвы от 10 июля 1997 г. №551-рм и т.д.

Также, ещё раз хочется упомянуть о том, что отдельный перечень мер, поддерживающих многодетные семьи, имеет каждая область нашей страны.

Понятие «потребность в браке» охватывает поведение индивидов уже на этапе выбора брачного партнёра (даже если речь идёт только о фактическом браке), а также на этапе вступления в брак. Сюда же относятся внутренняя и внешняя мотивировка и субъективная оценка собственного брачного поведения. Необходимо чётко разграничивать потребность в браке и потребность в брачном партнёре. На современном этапе развития общества всё более доминирует потребность в брачном партнёре, но не в браке. Именно из-за ослабления потребности в браке происходит постоянное увеличение числа разводов. При этом на уровне отдельной распадающейся брачной пары могут быть ссылки на различного рода несовместимость со своим брачным партнёром.

Прежде, чем давать определение понятию «потребность в браке», необходимо уточнить, что такое брак. С.И. Голод определяет брак как «санкционированную и регулируемую общественно-историческую форму отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». Подобное определение с незначительными расхождениями широко распространено в отечественной и зарубежной научной литературе; по этому вопросу не существует серьёзных разногласий. Брак, иными словами, является формой институционального закрепления отношений между супругами.

Супружество же выступает важнейшей подструктурой семьи, ответственной за воспроизводство поколений. Поэтому потребность в браке это — потребность социализированного индивида в санкционировании обществом его отношений с брачным партнёром, т.е. в приобретении определённого социального статуса (брачного) со всеми вытекающими из этого положительными для индивида последствиями. Следовательно, потребность в браке имеет социальную природу.

Другое дело — потребность в брачном партнёре (или потребность в отношениях супружества, что — одно и то же), имеющая индивидуальную природу, поскольку это — потребность в определённых отношениях с представителем противоположного пола (причём не обязательно только сексуальных), а также в определённой поддержке с его стороны (материальной, эмоциональной и др.), но без изменения брачного статуса.

Таким образом, потребности в брачном партнёре и в браке соотносятся как индивидуальная и институциональная стороны единой брачной потребности. Брак это — санкционируемая форма длительных отношений между мужчиной и женщиной, налагающая на обе стороны определённые обязательства и дающая обеим сторонам ряд преимуществ.

В традиционном обществе внебрачные отношения осуждались; к детям, появлявшимся в результате таких отношений, применялись, как правило, негативные санкции. Отношение к расторжению брака и отказу от вступления в него (кроме случаев по религиозным мотивам) также было отрицательным. Развод допускался только в случае грубых нарушений правил семейной жизни любым из супругов, т.к. брак с девиантным партнёром не давал другому супругу тех преимуществ, которые давал нормальный брак. Развод в таком понимании приравнивался к наказанию за преступление и считался событием чрезвычайным, к разведённым также применялись негативные санкции. Возможно было расторжение брака против воли обоих супругов.

В современном обществе, в том числе российском, наблюдаются высокая разводимость, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа нерегистрируемых брачных союзов и т.д. Характерной особенностью отношений в сфере брака и семьи в современном обществе выступает переход от объективных причин для развода (пьянство, супружеская измена, бесплодие, неспособность материально обеспечить семью и т.д.) к субъективным (например, отсутствие любви друг к другу). Отсутствие любви друг к другу является одной из наиболее распространённых причин для развода в настоящее время, хотя разводы и по причинам объективного характера всегда были и будут широко распространены.

Воспроизводство населения это — непрерывная смена поколений. Воспроизводство населения называется также его естественным движением. Оно включает в себя рождаемость, смертность и естественный прирост. Различают три основных режима воспроизводства населения: расширенное, простое и суженное. При расширенном воспроизводстве численность последующих поколений больше, чем численность предыдущих, при простом — численность последующих поколений равна численности предыдущих, при суженном — численность последующих меньше численности предыдущих. Рождаемость это — процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические и социальные факторы, в первую очередь способность человеческого организма к воспроизводству потомства, а также социальные нормы и ценности, в том числе религиозные. Интенсивность рождаемости обычно измеряется показателями, отражающими частоту рождений в определённой группе населения. Наиболее широко используется общий коэффициент рождаемости. Кроме общего коэффициента рождаемости за год, пяти — или десятилетний интервал, рассчитываются показатели рождаемости за период меньше 1 года, например, за месяц, квартал, полгода и т.д.

В статистике детской смертности выделяют следующие группы показателей.

1. Младенческая смертность (смертность на первом году жизни):

неонатальная (в первые 4 недели жизни);

ранняя неонатальная (в первые 7 дней жизни);

поздняя неонатальная (на 2, 3, 4-й неделях жизни);

постнеонатальная (с 29-го дня жизни и до 1 года).

2. Смертность детей в возрасте до 5 лет.

3. Смертность детей в возрасте от 1 года до 15 лет.

Уровень младенческой смертности является индикатором здоровья и социального благополучия общества. Подъём этого уровня означает ухудшение состояния здоровья населения страны или региона. Младенческая смертность в России в настоящее время самая высокая среди экономически развитых стран мира (примерно в 2 раза выше, чем в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции и в 3 раза выше, чем в Финляндии, Норвегии, Швеции, Японии).

В международной практике принято рассчитывать коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет. Эксперты ООН выбрали этот показатель как наиболее важный с точки зрения положения детей в различных странах и как принципиальный индикатор благополучия детского населения. В России уровень смертности детей в возрасте до 5 лет значительно превышает этот уровень в экономически развитых странах. По данному показателю Россия занимает 30-е место в мире.

Первый этап – этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Внутри родовой общины имело место так называемое «приймачество» – усыновление. «Приймать в семью сироту», как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами». Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Второй этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. И второй период – со второй половины XII века по XIII век включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, который положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите». Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о детях.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав

источник