Меню Рубрики

С какой целью проводится анализ финансовой

Финансово-экономический анализ – необходимое мероприятие для выявления положения организации на рынке. Появление такой аналитики обусловлено особенностью становления рыночной экономики, в том числе рынка финансов и приоритета денежных ресурсов. Чтобы представлять перспективы развития и идти в правильном направлении, необходимо уметь оценить финансовое состояние. Работы по финансовому анализу – область ответственности специалистов, получивших специальное образование и в совершенстве владеющих продуманными для этого методиками. Впрочем, многие отмечают, что теоретическая основа такого исследования и по сей день не проработана достаточно корректно, хотя общепризнана ее важная роль для предприятий. Бухгалтерский финансовый анализ, диагностика – это одновременно и методы формального познания, и прикладная область экономики.

Фактически именно анализ – это наиболее доступный человеку метод познания мира. В равной степени он применим для разных сфер, научных областей, так как помогает решать задачи даже при условии нехватки базы для критической оценки и принятия обоснованного решения. Финансовый анализ – это не просто мыслительный процесс, но расчленение экономического явления на несколько частей с последующим детальным исследованием каждой.

Есть несколько разных форм исследования, методик его осуществления. Многое зависит от сложности объекта: финансовый анализ предприятия и положения страны в мировой экономике требуют совершенно разных подходов. Что-то определяется уровнем абстракции, структурными особенностями явления. Ориентируясь на них, специалист может подобрать оптимальные способы, процедуры познания, что даст максимальный объем информации по объекту.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности в наиболее общем понимании этого явления – это финдиагностика, хотя суть этого понятия (по мнению ряда специалистов), несколько отличается от простого понимания идеи анализа. В рамках диагностики обязательно выявляют некоторое сравнительное поле, определяют количественные нормативы показателей, характерных исследуемому объекту, просчитывают тенденции развития субъекта исследований, отрасли, к которой он принадлежит. Комплексный сбор информации дает достаточный объем данных для оценки состояния объекта в момент проведения мероприятия.

По мнению ряда исследователей, финансовый анализ – это довольно-таки глубокое мероприятие, представляющее собой серьезную научную работу, в рамках которой исследуются денежные взаимоотношения, передвижение ресурсов. Рассматриваются производственный, торговый процессы.

Многие современные экономисты придерживаются мнения, что финансовый анализ – это такой исследовательский процесс, который рассматривает финансовое состояние объекта, причем основная задача мероприятия – расчёт результатов экономической деятельности за заданный промежуток времени. На основании полученных показателей можно определить, какими методиками допустимо добиваться повышения стоимости активов на рынке. Такой финансовый анализ организации позволяет получить информацию, применимую для эффективного развития компании и достижения успеха на рынке.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что под финанализом следует пронимать процесс, базирующийся на освоении статистической информации о состоянии компании. Одновременно с этим исследуются результаты деятельности за выбранный период. Есть и такой подход: финансовый анализ – это процесс исследования, который целью имеет формулирование предложения, прогнозы, позволяющие поменять действующие финансовые условия, характерные для изучаемого субъекта.

Экономика как наука привлекает внимание огромного количества специалистов, в разных странах практикуется довольно сильно отличающийся подход к формулированию как определений, так и сути исследуемых явлений. Так, определённая группа российских ученых предлагает понимать под финансовым анализом предприятия такую меру, которая дает доступ к многочисленным информативным параметрам, на основании которых можно сформулировать представление об экономическом состоянии объекта. Такие показатели при последовательной обработке отчётности применяются при принятии управленческих решений. Основная цель работы – увеличить экономическую эффективность организации.

Некоторые европейские экономисты придерживаются мнения, что цель проведения финансового анализа – оценка сложившегося ранее и актуального в настоящий момент времени финположения организации. При этом необходимо проанализировать итоги деятельности компании, и на первое место ставится задача оценки условий настоящего времени. На основании полученной информации можно строить прогнозы на ближайшее будущее и вносить определённые коррективы в развитие предприятия, дабы упрочить его позицию.

Как видно из приведенных выше определений, многие экономисты при формулировании сути и методик проведения финансового анализа оперируют довольно схожими понятиями, отличающимися довольно незначительно. Нельзя сказать, что один вариант корректнее и правильнее другого – все мнения имеют свои сильные стороны, соответствуют реальности. Как говорят некоторые теоретики в области экономики, анализ предполагает и рабочий, и исследовательский процесс. Основная идея такого мероприятия – найти ответ на ряд вопросов, связанных с управленческими задачами.

Финдиагностика и анализ сложившейся ситуации – теоретическая область современной экономики относительно малоисследованная, и для диагностирования нет такого обилия определений и подходов, что несколько усложняет понимание этой сферы. Основные идеи основаны на том, что диагностирование – это изучение финансового положения с целью определения признаков, препятствующих активному развитию компании. В рамках диагностики финансового анализа баланса внимание направляется на исследование факторов, причин, не позволяющих выйти юрлицу на новый уровень успешности. Важно выявить рисковые факторы, которые могут спровоцировать в будущем ухудшение ситуации. На основании полученных сведений можно скорректировать программу развития, пересмотреть цели, чтобы избежать рисков.

Первый этап экономического исследования предполагает определение коэффициентов, заслуживающих внимания специалистов. Чтобы оценить состояние компании, прибегают к сложной системе взаимосвязанных параметров, число которых довольно велико. Выбирать обычно нужно основные, учитывая сферу специализации организации.

Ключевыми считают параметры, позволяющие оценить прибыльность, активность предприятия, устойчивость финансового положения, имущественного, а также способность оплачивать счета. В общем случае в рамках финансового анализа необходимо оперировать не менее чем тремя показателями, но и не стоит использовать более семи для каждого из перечисленных аспектов. Набор показателей определяется принадлежностью к отрасли, целью, которую преследует компания. Когда выбор показателей завершен, можно приступать к формированию базовых значений – чаще всего в их качестве выступают средние для отрасли с учетом регионального коэффициента.

Основная идея такой аналитики – простая оценка текущей ситуации, благополучия организации. В результате можно получить наглядные сведения, отражающие процесс развития динамически. Анализ сопровождается расчётом ряда показателей. Можно дополнить базовую методику дополнительными подходами – это зависит от квалификации производящего расчёты специалиста, его опыта.

Обычно экспресс-анализ делают в три этапа. Сперва ведутся подготовительные работы, отбирается отчетность в бухгалтерии, затем просчитываются показатели и анализируются данные. Важно понять, насколько целесообразно в текущих условиях анализировать финансовые документы организации, а также проверить, подготовлены ли они к специфическому чтению.

В качестве подготовительного мероприятия обычно собирают заключения по аудиторской проверке и оценивают содержащиеся в бумагах данные. Выявление готовности отчётности к проверке представляет собой ответственный этап, во многом технический. При этом не просто делается счетная, визуальная проверка, в рамках которой контролируется, все ли приложения, формы присутствуют. Важно также проверить наличие реквизитов, подписей, проверить, насколько правильно заполнены документы, в какой валюте составлены балансы. Специалисты контролируют промежуточные итоги, проверяют, насколько они сочетаются между собой, а также вычисляют контрольные соотношения. На основании полученных данных можно понять, насколько бухгалтерская документация готова к аналитической проверке для формирования дальнейшего курса движения предприятия.

Следующий шаг – анализ пояснительной записки, сопровождающей баланс предприятия. Эта мера позволяет понять, в каких условиях велась работа во время, за которое сформирован отчет. На основании полученных данных можно вычислить показатели деятельности, качественные изменения положения: имущества, финансовых показателей, свойственных юрлицу. Формулируя первичные выводы относительно динамики параметров из пояснительной записки и отчетов, нужно особенное внимание уделить алгоритмам, примененным для вычисления параметров.

Описанные меры принято относить к подготовительной работе, после которой можно приступать собственно к анализу.

В рамках этого мероприятия необходимо оценить результативность хозяйственной деятельности исследуемого объекта. Оценка формируется обобщенная, учитываются параметры, отражающие финансовое состояние компании. Анализ можно сделать с высоким уровнем детализации, если в этом заинтересованы руководители, желающие принять максимально эффективное управленческое решение, но такой подход не обязателен. В ряде ситуаций оптимальным будет анализ с низким уровнем детализации, не дающим лишних, путающих сведений.

Основная цель детализированного анализа – с наивысшей степенью подробности описать имущественное, финансовое положение предприятия, исследуемого аналитиками. При этом учитывается, насколько результативна активность компании за прошедший временной промежуток, какие есть перспективы по развитию. Детализированный анализ предоставляет достаточный объем информации для конкретных выводов, а относительно экспресс-анализа может быть дополнительной мерой, расширяющей объем результатов. Степень детализации напрямую определяется указаниями, полученными аналитиком от руководителей.

Когда данные собраны, можно приступать к формулированию выводов. В экономике это называется постановкой диагноза. Полученная информация позволяет достаточно корректно оценить положение организации и ее активность за выбранный временной промежуток, на основании чего эксперты сообщают, какие места наиболее слабые, уязвимые, что заслуживает специального подхода и внимания. Правильная постановка диагноза – самый важный этап для оздоровления компании, принятия мер, позволяющих занять более прочное положение на рынке.

Суммарно описанные шаги используются для формулировки управленческих решений. Первоначально составляются проекты таковых, причем комплексные оценки, в том числе рассматривающие тенденции изменений, помогают сформулировать выводы о текущем положении дел и перспективном, если будут внедрены изобретенные варианты улучшения. Все это суммарно представляет собой процедуру финансового планирования, необходимую для любого современного предприятия, заинтересованного в долговременной успешной работе.

источник

Финансовый анализ представляет собой часть комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности, в котором рассматривается текущее и будущее финансовое состояние хозяйствующего субъекта, меняющегося под воздействием внешней и внутренней среды и управленческих решений, в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности деятельности В условиях перехода к рыночной экономики, повышается самостоятельность предприятий в применении и реализации управленческих решений, повышается их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Соответственно, возрастает значение финансовой устойчивости предприятия. Это повышает роль использования финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности предприятия. Именно, потому финансовый анализ относится к одним из основных элементов финансовой политики предприятия.

Сущность финансового анализа хозяйственно-финансовой деятельности заключается в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности и учета.

Главной целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.

Локальные цели финансового анализа:

  • — определение финансового состояния предприятия;
  • — выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • — установление основных факторов, вызывающих изменение в финансовом состоянии;
  • — прогноз основных тенденций финансового состояния;

Цели исследования достигаются при решении ряда аналитических задач:

  • — предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
  • — характеристика имущества предприятия внеоборотных и оборотных активов;
  • — оценка финансовой устойчивости;
  • — характеристика источников средств: собственных и заемных;
  • — анализ прибыли и рентабельности;
  • — разработка мероприятий по улучшению финансово- хозяйственной деятельности.

Основными задачами финансового анализа хозяйственно-финансовой деятельности являются:

  • — разработка финансового состояния предприятия и его структурных подразделений;
  • — объективная оценка финансового состояния организации и ее структурных подразделений;
  • — определение влияния факторов на выявленные отклонения по показателям;
  • — выявление резервов улучшения финансового состояния организации;
  • — прогнозирование финансового состояния организации;
  • — обоснование и подготовка управленческих решений по улучшению финансового состояния организаций.

Круг решаемых задач, а также приоритеты в выборе ключевых направлений финансового анализа зависит от временного аспекта его проведения [3,с.5].

В зависимости от временных границ выделяются краткосрочный и долгосрочный финансовый анализ.

Краткосрочный в свою очередь подразделяется на оперативный, квартальный и годовой. Данный вид анализа направлен на выявление текущих резервов и повышение эффективности управления оборотным капиталом, обеспечение текущей платежеспособности и поддержание ликвидности.

Основные направления анализа на данном этапе связаны с оценкой состава и структуры оборотных активов; обоснованием решений, определяющих политику управления запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами; обоснованием и выбором краткосрочных источников финансирования оборотных средств; оценкой потребности во внешних источниках финансирования оборотных активов и в собственном оборотном капитале [4,с.15].

Составная часть краткосрочного финансового анализа это оперативный анализ, он, прежде всего, определяется задачами оперативного управления денежными потоками хозяйствующего субъекта.

Другим, важным направлением краткосрочного анализа является мониторинг показателей рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг. Целью такого анализа будет обеспечение оперативного управления объемом и структурой продаж с учетом рентабельности отдельных видов продукции и меняющихся внешних условий.

При проведении финансового анализа, охватывающего годовой период, основное внимание обращается на оценку формирования финансовых результатов и обоснование политики их распределение. Ключевая задача на данном этапе финансового анализа — это выявление и оценка влияния факторов, определяющих финансовую устойчивость предприятия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что результаты краткосрочного финансового анализа, являются обоснованием инвестиционных и финансовых решений, и являются базой для долгосрочного финансового анализа.

Внутренний анализ проводится финансовыми отделами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния.

Основной целью данного анализа — установление планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств таким образом, чтобы можно было обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение материальной прибыли и исключение банкротства.

Особенностями внешнего финансового анализа хозяйственно-финансовой деятельности являются:

— ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность

— множественность субъектов анализа, пользователей

информации о деятельности предприятия;

  • — разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • — ограниченность задач анализа;
  • — максимальная открытость результатов анализа для

пользователей информации о деятельности предприятия;

Внешний анализ осуществляется, прежде всего, контролирующими органами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов.

Основной целью внешнего анализа является установление возможности выгодного вложения средств. Чтобы обеспечить максимальную прибыль и источить риск потери.

Методика внешнего анализа представляет большой интерес для любого предприятия не только для целей оценки потенциальных партнеров, но и для собственной самооценки, осуществляемой с точки зрения внешних пользователей бухгалтерской опытности. Любому предприятию не безразлично, по каким показателям будут оценивать его финансовую деятельность возможные контрагенты, акционеры, кредиторы [5,с.7].

Раскрывая сущность финансового анализа, необходимо определить структуру и последовательность его осуществления.

В связи с этим необходимо выделить следующие блоки анализа:

  • 1) Анализ финансового состояния предприятия:
    • — общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период;
    • — анализ финансовой устойчивости предприятия;
    • — анализ ликвидности баланса;
    • — анализ финансовых коэффициентов.
  • 2) Анализ финансовых результатов деятельности предприятия:
    • — анализ уровня, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов;
    • — анализ рентабельности и деловой активности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости составляет тот основной исходный пункт, из которого должны логически развиваться остальные блоки анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса, исходя из анализа устойчивости, должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключения о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Анализ финансовых коэффициентов (т.е. относительных показателей финансового состояния) позволяет сопоставлять финансовое состояние данного предприятия с финансовым состоянием конкурентов и со среднеотраслевыми пропорциями между финансовыми показателями предприятий, а также проводить исследования динамики финансового состояния за ряд отчетных периодов. Сравнительный аналитический баланс и абсолютные показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса и относительные показатели (финансовые коэффициенты) характеризуют внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, например, исследования факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ существенных характеристик финансовых результатов заключается в исследовании уровня, структуры и динамики их абсолютных показателей. Углубление данного направления в рамках внутреннего анализа приводит к изучению и оценке факторов прибыли от реализации продукции. Анализ внешних проявлений финансовых результатов происходит в ходе исследования относительных показателей рентабельности и деловой активности. Нормативные уровни данных показателей изучаются в рамках внутреннего анализа оптимальных значений объектов производства, прибыли и издержек. При анализе динамики финансовых коэффициентов, вычисленных на основе баланса, и относительных показателей рентабельности и деловой активности выясняются разнообразные взаимовлияния данных двух типов показателей между собой, отражающие тесную взаимосвязь финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия, исследуются возможности укрепления устойчивости и повышение эффективности финансовой деятельности.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что финансовое состояние — соотношение структуры средств предприятия и структуры источников их формирования.

Финансовый анализ — деятельность, направленная на определение степени устойчивости и динамики финансового состояния предприятия, а также его перспектив.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [6,с.9].

Так, как информационной основой финансового анализа служат бухгалтерские данные, мне бы хотелось обозначить, наиболее доступные и компактные источники информации для анализа финансового состояния предприятия. Ими выступают, прежде всего, формы финансовой отчетности №1, 2, 5, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.

В состав годовой отчетности входят: баланс предприятия (форма №1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2), а также приложение к балансу: отчет о движении капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), форма №5 и пояснительная записка. Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки, данных текущего бухгалтерского учета и являются завершающий его стадией.

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной отчетности), дающий своеобразный «моментальный снимок» финансового состояния на начало и конец отчетного периода. Его значение в данном описании настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса [7,с.10].

Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2 годовой и квартальной отчетности).

Удобство данных источников информации заключается, прежде всего, в том, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (форма №1) и (форма №2) сделать сравнительный экспресс-анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды, с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности, не выходя из программы, произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.

Вне зависимости от того, какую финансовую характеристику деятельности предприятия предполагается оценить, необходимым элементом информационной базы анализа является сведения, содержащиеся в пояснениях к отчетности. Они позволяют раскрыть, уточнить, дополнить данные основных отчетных форм (бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках).

Неотъемлемой частью годового бухгалтерского отчета хозяйствующего субъекта является аудиторское заключение, которое выступает подтверждением, того, что информация отчетности может быть использована при обосновании финансовых решений.

Сведения, содержащиеся в финансовой отчетности, должны быть достоверными и полными.

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладание экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

Полнота финансовой отчетности — предлагает, что в нее включены все средства, обязательства, доходы и расходы, а также даны необходимые расшифровки и пояснения к отдельным показателям.

Кроме этого, существует еще несколько критериев, которым должна отвечать используемая информация:

  • — нейтральность — т.е. предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворении интересов одной группы пользователей общей опытности в ущерб другой;
  • — понятность — означает, что любой пользователь может понять содержащие отчетности без дополнительной подготовки;
  • — сопоставленость — требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставлены с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в опытность.

  • 1) Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятиями от предоставления этих данных заинтересованным пользователям.
  • 2) Принцип осторожности, т.е. предполагается, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и рассчитанной оценки обязательств.
  • 3) Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Информацию можно подразделить на открытую и закрытую.

Информация, выходящая за пределы хозяйствующего субъекта является открытой.

Информация, несущая сведения о разработках хозяйствующего субъекта плановых показателей, норм, нормативов, тарифов, лимитов. Это информация является закрытой, т.е. коммерческой тайной хозяйствующего субъекта.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, некоторые из них хотелось указать в данной работе:

  • — горизонтальный анализ;
  • — вертикальный анализ;
  • — трендовый анализ;
  • — метод финансовых коэффициентов;
  • — сравнительный анализ;
  • — факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ — характеризуется сравнением каждой позиции опытности с предыдущим периодом. Вертикальный (структурный) анализ — характеризуется определением структуры итоговых финансовых показателей с выявленными влияниями каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ — его особенность заключается в сравнении каждой позиции опытности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируется возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) представляет собой расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям предприятия, дочерним предприятиям, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов.

Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. [8,с.11]

Комплексный анализ это способ содержательной интерпретации финансового состояния хозяйствующих субъектов на основе использования дерева оценок, объединяющего отдельные финансовые коэффициенты.

Пример построения схемы финансовых коэффициентов, необходимых при комплексной оценки финансового состояния предприятия представлен в соответствии с рисунком 2.

Интересы пользователей информации финансового анализа

Цели финансового анализа пользователей информации

Доходность капитала, финансовая устойчивость

источник

Финансовый анализ предприятия: цели, задачи, содержание, методы. Информационная основа финансового анализа

Финансовый анализ — это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Финансовый анализ — это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости.

Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния, как это было отмечено выше, должна составить бухгалтерская отчетность. Безусловно, в анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.

В качестве основных источников информации для проведения финансового анализа могут использоваться:

1. Внешние данные(-состояние экономики, финансового сектора, политическое и экономическое состояние;- курсы валют;- курсы ценных бумаг, доходность по ценным бумагам;- альтернативные доходности;- показатели финансового состояния других компаний;)

2. Внутренние данные (-Бухгалтерская отчетность; -Управленческая отчетность.)

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В результате финансового анализа определяется как текущее финансовое состояние предприятия, так и ожидаемые в перспективе параметры финансового состояния.

Таким образом, финансовый анализ можно определить как способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий цель:

  1. оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
  2. оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
  3. выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  4. спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач

Задачи финансового анализа:

1. Анализ активов (имущества).2. Анализ источников финансирования.3. Анализ платежеспособности (ликвидности).4. Анализ финансовой устойчивости.5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).7. Анализ денежных потоков.8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.9. Анализ рыночной стоимости.10. Анализ вероятности банкротства.11. Комплексная оценка финансового состояния.12. Подготовка прогнозов финансового положения.13. Подготовка выводов и рекомендаций.

1)в завис. От организаци-х форм проведения:внутр.,внешний(Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.)

2)в завис. От объема исследования: полный, тематический

3) в завис. От объема анализа: по предприятию в целом, по подразделению или по структурной единице, по отдельной фин. Операции

4) в завис. От периода проведения исследования: предварительный, текущий, последующий

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия. В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов.

1. Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа:

1) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

2) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности;

3) сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.

2. Структурный (вертикальный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов, капитала, денежных потоков.

3. Сравнительныйфинансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:

4. Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности. Наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и рентабельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто осуществляет финансово-хозяйственный анализ предприятия
  • В чем специфика финансового анализа
  • Где содержится информация для финансового анализа
  • Как проводится финансовый анализ
  • Каковы методы финансового анализа
  • Какие коэффициенты чаще всего используются в финансовом анализе в России и мире

Успешное развитие любой компании в долгосрочной перспективе зависит от умения руководителя вовремя выявить и качественно устранить имеющиеся проблемы. Финансовый анализ предприятия успешно решает эту задачу, так как его цель — выявить все слабые места в бизнесе.

В рыночной экономике важно формировать как публичную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, адресованную внешним партнерам, так и отчеты по управлению, на основе которых менеджеры компании принимают решения по регуляции бизнес-процессов.

Анализ хозяйственной деятельности компании — один из элементов бухучета в широком смысле. На основе вида отчетности, на который опираются при оценке деятельности фирмы, выделяют финансовый и управленческий анализ.

Анализ и финансовая диагностика предприятия — это процессы, которые проводят не только руководство и специализированные отделы в компании, но и:

  1. Учредители и инвесторы, которые хотят оценить, насколько эффективно распределяются ресурсы.
  2. Банковские учреждения — оценивают условия кредитования и риски.
  3. Поставщики, надеясь своевременно получать платежи.
  4. Налоговые службы, которые стремятся выполнять план поступления денег в бюджет, и т. д.

В зависимости от этих параметров анализ финансового состояния предприятия бывает внутренним и внешним.

Организация финансового анализа предприятия внутреннего типа — обязанность специализированных отделов компании. Опираясь на результаты такого аудита, специалисты планируют, контролируют и прогнозируют финансовое развитие бизнеса. Внутренний анализ финансовых результатов предприятия проводят с единственной целью — для обеспечения планомерного поступления финансовых средств и распределения собственных денежных активов и займов так, чтобы получить максимальный доход и исключить возможность банкротства.

Внешний анализ выполняют инвесторы, поставщики материальных и финансовых ресурсов, контролирующие органы. На основе финансового анализа предприятия составляют публикуемые отчеты. Такой анализ проводят, чтобы определить, можно ли выгодно вложить средства, обеспечив себе максимальную прибыль и исключив вероятность убытков.

Внешний финансовый анализ предприятия обладает следующими отличительными чертами:

  • В рамках него изучают многочисленные субъекты и носители информации о деятельности компании;
  • финаудит ставит перед собой разнообразные цели и интересы аналитических субъектов;
  • включает в себя типовые методики, стандарты учета и отчетности;
  • ориентирован исключительно на внешнюю отчетность;
  • его задачи ограничены, если используется лишь внешняя отчетность;
  • результаты анализа о состоянии компании максимально открыты для пользователей информации.

Анализ и оценка финансового состояния предприятия — процедура, в рамках которой изучают финансовое состояние и основные результаты экономической деятельности для определения резервов увеличения его рыночной цены и обеспечения качественного развития в будущем.

Финансовая отчетность на предприятии — это предоставление данных о работе, экономическом состоянии и переменах в бизнесе. Эта информация полезна довольно большому количеству пользователей, принимающих экономические решения.

При анализе финансовой отчетности используют финансовые отчеты, подготовленные компаниями, в сочетании с другими данными. Эта процедура нужна для оценки прошлых, действующих и перспективных показателей, а также финансового положения предприятия для обоснования решений, касающихся кредитования, инвестирования и прочих экономических действий.

Оценивая финансовые отчеты, аналитики обычно дают обоснование экономическому решению.

Примеры подобных решений состоят из:

  • оценки рациональности приобретения акций для их включения в инвестиционный портфель;
  • оценки слияния или покупки компании-кандидата;
  • оценки дочернего предприятия или операционного отдела материнской организации;
  • принятия решения о совершении венчурного инвестирования или другого вида частного вложения средств;
  • оценки кредитоспособности предприятия, запросившего кредит;
  • расширения кредита клиенту;
  • экспертизы соблюдения соглашений по кредитам или прочих договорных обязательств;
  • присвоения рейтинга задолженности фирмы или облигаций выпуска;
  • оценки ценной бумаги для принятия инвестиционных рекомендаций другими участниками рынка;
  • прогнозирования дальнейшей чистой прибыли и финансовых потоков;
  • разработки рекомендаций для управленческого звена компании, которые полностью отвечают текущим возможностям и нуждам фирмы;
  • определения вариантов совершенствования финансового положения компании за счет мобилизации резервов и оптимизации управления ее денежными активами.

Если говорить в общем, аналитики преследуют главную цель — изучение эффективности и финансового положения предприятия, прогноз будущих результатов и экономической устойчивости. Кроме того, их интересуют параметры, от которых зависит дальнейшая работа фирмы.

Анализ эффективности бизнеса может состоять из оценки прибыльности (возможности заработать на реализации продуктов и услуг) и определения способности финансовых потоков производить прибыль (возможности генерировать финансовые поступления выше выплат финансовых средств).

Чтобы объективно судить об экономическом состоянии фирмы, нужно знать, как соотносятся ее активы и пассивы, то есть денежные средства и источники их поступления. Финансовый анализ предприятия проводят, чтобы оценить качество его экономического состояния, изучить причины, по которым оно улучшилось или ухудшилось в течение конкретного временного отрезка, а также подготовить рекомендации относительно того, как предприятию стать более экономически устойчивым и платежеспособным. Чтобы решить все эти задачи, изучают динамику абсолютных и относительных финансовых параметров фирмы.

Формируют следующие аналитические блоки:

  • структурный анализ активов и пассивов;
  • анализ финансовой стабильности;
  • анализ платежеспособности (ликвидности);
  • анализ необходимого прироста собственных средств.

Выполняя финанализ, специалист будет постоянно опираться на финансовую отчетность организации, финансовые примечания, графики получения новых сведений и ряд других информационных источников.

Чтобы провести финансовый или кредитный анализ предприятия, аналитику предстоит собрать большой информационный пласт. Характер этой информации может быть разным, в зависимости от задачи. Но обычно здесь требуются экономические данные, информация о сфере деятельности предприятия, а также сведения об аналогичных компаниях, которые можно соотнести с изучаемым объектом.

Основную часть этих данных предприятие будет брать из внешних источников. Здесь, к примеру, потребуется экономическая статистика, отчетность отраслевых профессиональных изданий и баз данных, где есть сведения о конкурирующих предприятиях. Сама фирма предоставляет какие-то основные элементы информации для анализа в своей финансовой отчетности, пресс-релизах, в средствах массовой информации и веб-трансляциях.

Финансовая отчетность — это результат бухгалтерских записей, при которых фиксируется хозяйственная деятельность предприятия. В отчетах отражена информация, которую могут использовать инвесторы, кредиторы, аналитики и другие лица, заинтересованные в деятельности и экономическом состоянии предприятия.

Вот основная финансовая отчетность, которую анализируют специалисты:

Финансовый анализ баланса предприятия отражает его текущее экономическое состояние. Отчет об изменениях капитала — дополнительные сведения, касающиеся изменений в финансовом состоянии. В качестве дополнения к финотчетам предприятие может предоставлять и другие сведения, полезные аналитику:

  • пояснения к отчетам;
  • отчет стороннего аудитора.

2. Отчет об итогах финансовой деятельности.

Это источник данных о результатах экономической деятельности предприятия за конкретный временной отрезок. В отчете указывают, какой доход фирма получила за обозначенный период, какие понесла затраты в связи с операциями, выполненными для получения дохода.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Финансовую отчетность предоставляют на консолидированной основе. Это значит, что в ней отражают доходы и расходы дочерних фирм под контролем материнского предприятия. Отчет о финансовых результатах иногда называют отчетом о деятельности или отчетом о прибылях и убытках.

Главное уравнение, положенное в основу отчета о доходах, — это:

Доходы – расходы = чистая прибыль (финансовый результат за конкретный период в совокупности)

Анализируя финотчет, вы должны рассмотреть скорость поступления доходов и несения затрат, а потом ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли взаимосвязь между колебанием доходов и изменением проданных единиц и расценок или этими обстоятельствами в некой совокупности?
  • Эффективно ли управление расходами?
  • Как организация работает в сравнении с другими предприятиями этой же сферы?

3. Бухгалтерский баланс (также его называют отчетом о финансовом положении/состоянии предприятия).

Раскрывает сведения о финансовом состоянии предприятия через анализ его ресурсов и источников их финансирования — как своих, так и займов. Три элемента баланса взаимосвязаны по части бухгалтерии — в бухгалтерском уравнении:

Активы = Обязательства + Капитал собственников

(то есть активы в общей сумме должны уравновешиваться аналогичной суммой по обязательствам и капиталу собственников)

При этом три элемента балансового уравнения можно сформулировать и как собственный капитал:

Активы – Обязательства = Капитал владельцев

Если аналитик опирается на баланс и анализирует финотчет, то может ответить на вопросы:

  • Достаточно ли ликвидна компания (может ли отвечать по краткосрочным обязательствам), улучшилось ли ее состояние?
  • Достаточно ли устойчива (располагает ли достаточным объемом ресурсов для того, чтобы покрыть все обязательства)?
  • Какую финансовую позицию занимает по отношению к отрасли в общем?

4. Отчет о движении финансовых потоков.

Безусловно, финотчет и баланс позволяют компании оценивать свою производительность и экономическое положение. Но и финансовый поток — тоже очень важный аспект для успешной деятельности бизнеса в долгосрочной перспективе.

Что называют финансовой гибкостью? Умение быстро избегать возникающих финансовых рисков и использовать свои возможности. В отчете о движении средств все денежные потоки предприятия включают в операционную, инвестиционную и финансовую деятельность.

Из отчета о движении финансовых средств можно узнать и еще об одном показателе деятельности — способности получать финансовые потоки от работы. Идеальный вариант для аналитика — когда он видит, что позитивный денежный поток главным образом генерирует операционная деятельность (а не инвестиционная или финансовая).

5. Отчет об изменениях капитала.

Отчет о результатах финансовой деятельности, бухгалтерский баланс и отчет о движении финансов — ключевые отчетные финансовые документы. Именно их используют, чтобы оценивать эффективность и экономическое состояние предприятия.

Есть и четвертый отчетный документ. Его называют и отчетом об изменениях капитала, и отчетом об изменениях капитала собственников, и заявлением акционерного капитала, и отчетом о нераспределенной прибыли. Этот отчет предназначен прежде всего для того, чтобы собственники бизнеса вовремя узнавали об изменениях в инвестиционной сфере, а аналитик понимал, как изменился собственный капитал в балансе.

6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету об экономических результатах.

Предприятия могут дополнять свои финотчеты пояснениями к бухгалтерскому балансу. Например, финансовые пояснения могут более детально раскрывать предыдущие формы отчетности или давать дополнительные сведения о таких показателях, как:

  • приобретения для бизнеса;
  • судебное производство;
  • опционы на акции и прочие планы поощрения сотрудников;
  • крупные заказчики;
  • финансовые показатели за квартал.

Помимо этого, в пояснениях могут содержаться сведения о методиках и приемах, используемых для создания финотчетов. Возможность сопоставить отчеты — критически важное требование, обязательное к соблюдению в том случае, если нужен объективный финансовый анализ предприятия.

Финотчет сопоставим тогда, когда информацию можно измерить и отобразить аналогично. Благодаря сопоставимости аналитик выявляет и прогнозирует реальные отличия между компанией и ее конкурентами.

7. Отчет аудитора.

Нередко финотчеты предприятия проверяет независимая бухгалтерская компания, а после рассмотрения озвучивает свои выводы. Проверка может потребоваться на основании договора между участниками, в связи с законодательными требованиями или на основании нормативного акта.

8. Другие информационные источники.

Предприятия также сообщают о текущей ситуации в бизнесе на своих официальных сайтах, в пресс-релизах, деловых СМИ. Когда аналитик проводит финансовый анализ предприятия, то изучает все источники сведений о бизнесе, в том числе данные извне, затрагивающие экономическую деятельность изучаемой организации и ее конкурентов.

Сведения, касающиеся экономических показателей, отрасли деятельности и конкурентов, полезны при анализе экономических параметров предприятия, оценке его положения и прогнозе дальнейшего развития.

Аналитики работают в разных направлениях. Так, фондовые аналитики в первую очередь оценивают потенциальные доли инвестиций, чтобы установить, перспективно ли конкретное вложение и какая цена покупки является подходящей. Кредитные аналитики анализируют кредитоспособность предприятия и решают, нужен ли кредит, и в течение какого времени, и можно ли присвоить кредитный рейтинг.

Нередко аналитики решают и иные задачи, например оценивают, эффективно ли работает дочернее предприятие, смотрят на прямые инвестиции или находят акции, переоцененные для целей принятия короткой позиции.

Остановимся на общих правилах, по которым анализируют финотчеты. Эти принципы можно использовать для решения абсолютно разных задач.

1. Формирование цели и контекста анализа.

До того, как проанализировать тот или иной показатель, определите, зачем вы это делаете. Очень важно понимать цели анализа финансовой отчетности, поскольку методик его проведения много, а непосредственно при изучении отчетов затрагивается большой информационный пласт.

Если какие-то из задач анализа сформулированы четко, аналитик может не озвучивать цель финансового анализа предприятия. Допустим, анализировать инвестиционно-деловой портфель или отчет аналитика по рынкам акций по тому или иному предприятию можно лишь в соответствии с законодательными нормами. То есть правила зафиксированы в нормативно-правовых актах, таких как, допустим, Методические указания по анализу финансового положения компаний. Помимо этого, в законодательных актах РФ может быть сказано о формате, процедурах и/или информационных источниках.

Чтобы решить другие аналитические задачи, аналитик должен четко сформулировать цель финансового анализа предприятия и принять дополнительные решения. От цели исследования зависят последующие решения, касающиеся подходов, инструментов, источников информации, форматов, которые нужно соблюдать при оформлении результатов аудита, а также относительной важности разных аспектов исследования.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

2. Сбор данных.

На этом этапе аналитик получает сведения, опираясь на которые может ответить на определенные вопросы. Ключевой момент на этом этапе — понимание деятельности предприятия, денежных показателей и финансового состояния (в том числе тенденций в течение продолжительного временного отрезка и в сравнении с конкурентами).

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Если проводится исторический анализ финансового состояния предприятия, зачастую данных по отчетам уже достаточно.

Допустим, чтобы изучить множество альтернативных компаний с конкретным минимальным показателем рентабельности, достаточно одних только показателей финотчетов. Но чтобы решить более глубокие вопросы, например понять, почему и как одно предприятие действовало хуже или лучше конкурентов, нужны дополнительные сведения.

Для статистического прогноза дальнейшего развития фирмы исторические данные предприятия выступают в роли только одной информационной составляющей. Но если аналитик понимает экономические условия и ситуацию в вашей отрасли, то он сможет делать более точный прогноз относительно доходов фирмы.

3. Обработка данных.

Получив необходимые финотчеты и другие данные, аналитик обрабатывает их, используя соответствующие инструменты. Так, при обработке информации специалист может:

  • рассчитывать коэффициенты или темпы роста;
  • выполнять горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов;
  • составлять диаграммы;
  • проводить статистический анализ, например регрессии или моделирования по методу Монте-Карло;
  • оценивать долевое участие;
  • анализировать чувствительность;
  • использовать какие-либо другие аналитические инструменты или сочетать доступные и соответствующие целям методики изучения состояния фирмы.

Комплексный финансовый анализ предприятия на этой ступени подразумевает:

  • изучение и оценку финотчетов для каждого анализируемого предприятия. Здесь изучают бухучет, использованные инструменты (к примеру, при формировании данных о доходах в отчете о финансовых результатах), принятые операционные решения, способные влиять на сформированные отчеты (например, лизинг в сравнении с покупкой оборудования);
  • необходимые корректировки отчетов для облегчения сопоставления, когда неоткорректированные результаты исследований изучаемых предприятий отражают отличия в стандартах бухучета, операционных решениях и т. д.;
  • подготовку или сбор данных отчетов и финансовых коэффициентов (которые показывают разные аспекты корпоративной эффективности и выявляются на основании элементов финансовой отчетности предприятия).

4. Анализ/интерпретация обработанных данных.

После обработки данных вы переходите на следующую ступень, важную в любом анализе. Речь идет об интерпретации информации на выходе. Ответить на четкий вопрос финанализа редко можно в форме одного числа. В основе ответа на аналитический вопрос лежит интерпретация результатов расчета показателей. Ее используют для формирования выводов и рекомендаций. Цель финансового анализа предприятия может заключаться в получении ответов на определенные аналитические вопросы. Но обычно аналитик делает заключение или дает рекомендацию.

Допустим, анализ акций логично завершается решением о покупке, удержании, продаже ценной бумаги или заключении о цене доли акций. Чтобы подтвердить подобное решение, эксперт может предоставить такие сведения в виде целевого значения показателя, относительной эффективности, ожидаемой эффективности в будущем при сохранении текущего стратегического положения предприятия, качества управления или любой другой информации, важной для принятия решения.

5. Разработка и представление выводов и рекомендаций (например, с аналитической отчетностью).

Следующий этап анализа — составление заключения или рекомендаций в установленной форме. Эта форма может меняться с учетом задачи анализа, компании или ЦА.

Так, отчет инвестиционного аналитика включит в себя:

  • итоги и инвестиционное заключение;
  • бизнес-резюме;
  • риски;
  • оценку;
  • исторические и другие данные.

6. Последующие меры.

Формирование отчета — далеко не последний этап процедуры. В случае инвестирования в акции или присвоении кредитного рейтинга периодически исследовать объект финанализа нужно для того, чтобы оценить актуальность первоначального заключения и рекомендаций.

Если вы отказываетесь от инвестирования, дальнейший аудит не обязателен. Но при этом он помогает понять, эффективен ли финансовый анализ предприятия (допустим, если непринятая инвестиция перспективна). Дальнейшие действия в рамках анализа могут включать в себя все вышеупомянутые этапы.

Выделяют 6 основных методов финанализа предприятия:

Метод 1. Горизонтальный анализ.

В этом случае эксперты изучают динамику отдельных экономических показателей в ходе работы компании. Одновременно рассчитывается скорость роста отдельных показателей финансовой отчетности за конкретные отрезки времени. Помимо этого, выявляют общие тенденции в их изменении.

В сфере финансового менеджмента, как правило:

  • отслеживают динамику данных за отчетный отрезок времени и сопоставляют их с показателями последующего периода (месяца, квартала, года);
  • анализируют динамику данных за отчетный период и сопоставляют их с аналогичными показателями за прошлый год (это делают в организациях, занимающихся сезонной деятельностью);
  • оценивают динамику данных за конкретные прошедшие временные отрезки и выявляют тенденции их изменения.

Метод 2. Вертикальный анализ.

Здесь структурно разлагают отдельные показатели финансовой отчетности предприятия. В рамках такого анализа эксперты рассчитывают удельный вес отдельных структурных элементов агрегированных финансовых показателей.

Используют чаще всего следующие варианты вертикального структурного анализа:

  • структурный анализ активов — результаты применяют при оптимизации их состава;
  • структурный анализ капитала — результаты используют при оценке эффекта от финансового левериджа для расчета средневзвешенной стоимости капитала и оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых средств;
  • структурный анализ денежных потоков — в данном случае аналитики выделяют и исследуют денежные потоки, которые генерирует операционная, финансовая и инвестиционная деятельность предприятия.

Метод 3. Трендовый анализ.

Рассчитывают относительные отклонения за конкретные периоды (несколько лет или кварталов) от уровня базисного срока. Цель анализа — сформировать возможные значения показателя в будущем, то есть спрогнозировать деятельность на дальнейший период.

Метод 4. Анализ относительных показателей.

Эксперты рассчитывают отношение между отдельными позициями отчета или позициями различных форм отчетности, выявляя взаимосвязанные показатели.

Метод 5. Сравнительный анализ.

В этом случае сопоставляют друг с другом отдельные группы аналогичных показателей. Результаты сравнительного финанализа работы компании позволяют понять, насколько существенны абсолютные и относительные отклонения сравниваемых параметров.

  • финансовые показатели данного предприятия и среднеотраслевых компаний (для оценки конкурентной позиции фирмы и выявления резервов оптимизации эффективности ее деятельности);
  • показатели предприятия и компаний-конкурентов (для выявления слабых мест в работе изучаемой фирмы и определения необходимых мероприятий, которые позволили бы усовершенствовать ее конкурентные показатели);
  • данные отдельных элементов в структуре и подразделениях данного предприятия (мы имеем в виду «центры ответственности») для выявления внутренних резервов, которые позволили бы сделать работу компании более эффективной;
  • отчетные и плановые (нормативные) финансовые показатели (положенные в основу контроля текущей деятельности компании).

Метод 6. Факторный анализ.

Этот вид анализа еще называют интегральным. Здесь изучают влияние отдельных причин (факторов) на конечный результат. Яркий пример интегрального анализа — трехфакторная модель Дюпона, предусматривающая разложение коэффициента рентабельности активов как показателя на самостоятельные финансовые коэффициенты, формирующие его и образующие единую систему.

Данный показатель — произведение коэффициента рентабельности реализации товара на количество оборотов (коэффициент оборачиваемости) активов.

Ра = Ррп + КОа = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы)

Факторный финансовый анализ предприятия включает в себя ряд элементов:

SWOT — это аббревиатура из первых букв объектов, которых касается анализ. S — Strengths (анализ финансовых показателей предприятия позволяет понять сильные стороны бизнеса), W — Weaknesses (слабые стороны), O — Opportunities (возможности развития), T — Threats (угрозы для развития).

В рамках SWOT-анализа в первую очередь изучают слабые и сильные стороны финансовой деятельности предприятия и выявляют потенциальную способность внешних факторов в отдельности воздействовать на бизнес в дальнейшем.

Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли компании, при которой используется компьютерная техника и соответствующий пакет прикладных программ.

При SWOT-анализе показатель чистого дохода выражен как совокупность первичных финансовых блоков, которые взаимодействуют друг с другом и моделируют «группы» элементов, способные напрямую влиять на получение предприятием прибыли. Пользователь может сам немного откорректировать систему, опираясь на специфику фирмы. При необходимости можно расширять или углублять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

  • Система портфельного анализа, или система «прибыль — риск» по портфелю инвестиций, помогающая повысить отношение уровня доходов к уровню риска. Таким образом формируется качественный портфель (из определенных ценных бумаг).
  • Метод финансовых (или относительных) коэффициентов. Большинство экспертов считают именно этот метод анализа основным. При его использовании рассчитывают отношения показателей финансовой отчетности. Это связано с тем, что при расчете относительных показателей применяют вышеуказанные методы (нередко аналитики используют «метод в методе», то есть при помощи одного подхода реализуют другой).
  • Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается тем, что их широко используют во всем мире. На Западе есть специализированные издания, в которых опубликованы статистические сводки по данным показателям. Создано множество фирм с узкой специализацией, информационных агентств, которые занимаются оценкой экономического положения предприятий, используя коэффициенты, а затем продают эту информацию. Эта работа довольно проста при наличии нужной информации и достаточного количества свободного времени.

    Все коэффициенты финанализа делят на 4 обширные категории показателей:

    1. Ликвидность (краткосрочная платежеспособность).

    Рассчитав коэффициенты ликвидности, вы можете проанализировать ее, то есть оценить, способна ли компания покрыть все свои обязательства.

    Активы компании отражаются в бухгалтерском балансе и обладают разной степенью ликвидности.

    Проведем их ранжирование по убыванию в зависимости от уровня ликвидности:

    • деньги на счетах и в кассах компании;
    • банковские векселя, государственные ценные бумаги;
    • текущая дебиторская задолженность, выданные заемные средства, корпоративные ценные бумаги (акции компаний, которые котируются на бирже, векселя);
    • запасы продукции и сырья на складе;
    • машины и оборудование;
    • здания и сооружения;
    • неоконченное строительство.

    Самый востребованный сегодня коэффициент — текущей ликвидности. Его используют главным образом инвесторы, оценивая ликвидность бизнеса. Опираясь на коэффициент, аналитики судят о том, способна ли компания погасить текущие (краткосрочные) обязательства, используя исключительно оборотные активы. Чем выше показатель, тем более платежеспособна компания.

    Поставщики всегда интересуются коэффициентом абсолютной ликвидности. Он отражает способность компании погашать обязательства перед контрагентами-поставщиками.

    Коэффициент быстрой ликвидности кредиторы рассчитывают, чтобы оценить, способна ли фирма быстро рассчитываться с займами. На основе этого коэффициента оценивают способность к погашению текущих (краткосрочных) обязательств за счет оборотных активов. Он похож на коэффициент текущей ликвидности. Но основное отличие в том, что оборотные средства, применяемые для его расчета, состоят исключительно из текущих активов с высокой и средней степенью ликвидности (средств на операционных счетах, складского запаса ликвидных материалов, сырья и готовых товаров, дебиторской задолженности с коротким периодом погашения).

    Такие активы не включают в себя неоконченное производство и запасы специальных компонентов, сырья и полуфабрикатов.

    Данные берут из бухгалтерского баланса компании, так же как для текущей ликвидности. Но в составе активов не учитывают материально-производственные запасы, поскольку при их вынужденной продаже размер убытков максимален для всех оборотных средств.

    Далее в таблице обозначена формула расчета трех наиболее важных коэффициентов ликвидности вместе с их нормативными значениями.

    2. Финансовая устойчивость (долгосрочная платежеспособность).

    На основе коэффициентов финансовой устойчивости судят о независимости каждой составляющей активов компании и ее имуществе в общем. Коэффициенты позволяют установить степень финансовой устойчивости компании.

    Финансовая стабильность — успешный итог грамотного управления всеми производственными и хозяйственными факторами в комплексе, влияющими на результат бизнеса. На устойчивость влияет и стабильность экономической среды, в которой работает предприятие, и итоги его деятельности, и умение активно и грамотно реагировать на меняющуюся внутреннюю обстановку и внешнюю среду.

    Анализ финансовой устойчивости предприятия проводят, чтобы оценивать его независимость от заемных источников финансирования.

    Коэффициент автономии (финансовой независимости) финансовые эксперты используют для проверки компании на финансовую стабильность. Также его применяют арбитражные управляющие (на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

    В мире часто пользуются показателем debt ratio (коэффициентом финансовой зависимости). Он противоположен по значению коэффициенту финансовой независимости, но тоже показывает, как соотносятся собственный и заемный капиталы фирмы. В США и Европе значение 0,5–0,6 — довольно высокий коэффициент. При этом величина обязательств не превышает сумму собственных финансовых ресурсов, благодаря чему кредиторам обеспечена приемлемая степень риска.

    В азиатских государствах (Японии, Южной Корее) достаточный уровень показателя — 0,3. Если обоснованные нормативы не установлены, показатель оценивают в динамике. Если значение снижается, значит, финансовая устойчивость предприятия уменьшается, а риск возрастает. При этом когда обязательств становится больше, риск их не выполнить тоже возрастает. Кроме того, увеличиваются затраты по процентам и предприятие сильнее зависит от потенциальных колебаний процентных ставок.

    Инвесторы особенно внимательно относятся к коэффициенту капитализации, когда устанавливают, стоит ли инвестировать в то или иное предприятие. Наиболее привлекателен для вложений бизнес с высоким процентом капитализации. Очень большие показатели коэффициента не сильно привлекательны для вкладчика, поскольку компания в этом случае не очень прибыльна. Соответственно, инвестор получает невысокий доход. Кроме того, коэффициент рассчитывают кредиторы. Чем меньше показатель, тем больше вероятность предоставления кредита данной компании.

    На основе коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами судят о том, хватает ли у фирмы своих денег, чтобы успешно финансировать текущую (операционную) деятельность, то есть обеспечивать экономическую устойчивость. Этот показатель нормативно введен на основании распоряжения ФУДН от 12.08.1994 № 31-р. В западных странах финансовый анализ работы предприятия, как правило, проводят без него.

    3. Рентабельность (финансовая эффективность).

    На основании рентабельности, как относительного показателя, судят о финансовой эффективности бизнеса. Опираясь на него, эксперты оценивают, насколько эффективно компания использует материальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы.

    Рентабельность рассчитывают как отношение прибыли к активам, ресурсам и формирующим ее потокам. Она может быть выражена как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, получаемой от каждой вложенной денежной единицы.

    На основании рентабельности активов или их элементов компания оценивает, оправданны ли инвестиции в ту или иную деятельность. ROA, или коэффициент рентабельности активов, финансовые аналитики используют, чтобы судить о доходности бизнеса. Коэффициент показывает, какую прибыль компании приносит использование активов.

    Владельцы предприятий и инвесторы часто пользуются коэффициентом рентабельности собственного капитала (ROE). Он отражает эффективность использования вложенных (инвестированных) в развитие компании средств.

    Руководители отделов продаж, инвесторы и собственники предприятий пользуются коэффициентом рентабельности продаж (ROS). Он показывает эффективность продаж основных товаров, а также помогает рассчитать процент себестоимости в продажах. Следует сказать: важен не объем проданных компанией товаров, а чистая прибыль, полученная с этих продаж.

    4. Деловая активность (нефинансовая эффективность).

    Эксперты пользуются коэффициентами оборачиваемости (коэффициентами деловой активности), чтобы судить об интенсивности применения активов или обязательств.

    Под коэффициентами оборачиваемости понимают относительные показатели деловой активности. Опираясь на них, аналитики делают вывод об эффективности распределения ресурсов предприятия. Среднее значение показателей рассчитывают как среднюю хронологическую за конкретный отрезок времени (по числу имеющихся данных).

    Для выражения коэффициентов используют разы, для длительности оборота — дни. Эти параметры очень важны для предприятия. В первую очередь скорость оборота средств влияет на сумму оборота в год. Кроме того, с величиной оборота и, соответственно, с оборачиваемостью связана относительная величина производственных издержек (обращения): чем выше скорость оборота, тем меньше издержек приходится на каждый. И, наконец, если оборот на том или ином этапе кругооборота ускоряется, то ускоряется оборот и на других ступенях. Экономическое состояние предприятия и степень его платежеспособности определяются скоростью превращения денег, вложенных в активы, в реальные средства.

    Генеральные, коммерческие, финансовые директора, руководители отделов продаж, финансовые и менеджеры по продажам пользуются коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. Отталкиваясь от него, судят о том, насколько эффективно компания сотрудничает с контрагентами.

    Коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности прежде всего пользуются, чтобы выявлять варианты повышения ликвидности бизнеса. Его охотно применяют собственники и кредиторы компании. Он показывает, сколько раз в течение отчетного периода (обычно год, но возможен и месяц, квартал) компания погасила свои задолженности по кредитам.

    Коммерческие директора, руководители отдела продаж и менеджеры по продажам используют коэффициент оборачиваемости, устанавливая, насколько эффективно компания использует свои запасы.

    источник