Меню Рубрики

Регион как объект социально экономического анализа

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать по крайней мере с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.

2.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

При исследовании региона как части единого народно-хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций в народном хозяйстве страны.

2.1.1. Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны

Устройство регионального блока «экономика» зависит от организации национальной экономической системы.

В административно-плановой экономической системе СССР отдельный регион (административно-территориальная единица) представлял собой часть национальной экономики (единого народно-хозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей мере — экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения трудовых ресурсов и т.д.). Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой общесоюзных ведомств, а не местными потребностями. В большинстве регионов вследствие экономической незаинтересованности предприятий в высвобождении работников поддерживалась практически полная занятость, а миграция из трудоизбыточных регионов имела в основном сезонный характер. С одной стороны, денежные доходы предприятий и населения жестко регулировались центром (перераспределение финансовых ресурсов и нормирование заработной платы), а с другой — реализация доходов ограничивалась из-за централизованного распределения и дефицита большей части средств производства и потребительских благ. Поэтому изменения доходов сравнительно мало влияли на производство, потребление, инвестиции. Таким образом, экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион — субъект Федерации —становится экономической подсистемой, характеризующейся сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Укрупненные элементы и связи регионального экономического механизма в плановой и рыночной экономиках в основном совпадают. Однако при переходе к рыночной экономике изменяются сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней экономической средой (федеральными регулирующими системами, экономиками других регионов и мировыми рынками). Для внутренних и прямых межрегиональных и международных связей типично их усиление, для связей с федеральными системами — изменение качества связей или ослабление.

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта Федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), получаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром (рис. 2.1).

Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) — одно из главных направлений государственной региональной экономической политики.

2.1.2. Территориальное разделение труда как основа регионального воспроизводственного процесса

Общественное разделение труда — это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности.

Общественное разделение труда предопределяет последующую интеграцию и установление связей между его отдельными структурными элементами. Можно сказать, что уровень зрелости общественного производства определяется степенью развития общественного разделения труда.

Общественное разделение труда развивается в двух направлениях — в виде отраслевого и территориального разделения труда, между которыми существует объективная неразрывная связь.

Отраслевое разделение труда — процесс, знаменующий возникновение новых производств, при котором производители профессионально специализируются на изготовлении готовых продуктов и услуг или их составных частей, происходит дробление производства, выделение специализированных звеньев, возникновение новых профессий.

Социально-экономические процессы, а также процесс общественного разделения и интеграции производства видоизменяются и совершенствуются в ходе научно-технического прогресса.

Территориальное разделение труда — процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами.

Территориальное разделение труда представляет собой пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными и национально-историческими особенностями регионов. В результате выделившиеся в процессе общественного разделения труда отрасли и производства размещаются в районах с наиболее благоприятными предпосылками для их развития.

Территориальное разделение труда открывает дополнительные возможности повышения эффективности регионального воспроизводства как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря использованию природно-ресурсных и социально-экономических возможностей регионов.

Сочетание отраслевого и территориального разделения труда формирует региональный воспроизводственный процесс.

Воспроизводственный подход к отражению регионального развития означает необходимость установления прямых и косвенных связей между всеми элементами общественной системы, при которых создаются условия для осуществления непрерывного воспроизводственного процесса, ориентированного на достижение поставленных задач.

Изучение закономерных связей, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, составляет предмет теории общественного воспроизводства. Одним из важных методологических положений теории регионального воспроизводства является выделение двух его аспектов — межрегионального и внутрирегионального.

Межрегиональный аспект общественного воспроизводства связан с пространственной локализацией отраслевых производств.

При этом объективной территориального разделения труда служат различия в природно-климатических условиях, ресурсном, экономическом, научно-техническом, демографическом потенциале. От пространственного размещения производительных сил зависят эффективность развития экономики и уровень благосостояния людей в регионе.

Внутрирегиональный аспект воспроизводства охватывает проблемы комплексного развития региона, обеспечения достойного уровня жизни населения. Организация регионального воспроизводственного процесса должна соответствовать интересам населения региона и быть направлена на достижение благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и воспроизводство природных систем. Таким образом, экономические цели регионального воспроизводства связаны с заинтересованностью в росте экономического потенциала как основы роста благосостояния.

2.1.3. Показатели, характеризующие межрегиональные

Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах).

Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуществляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена.

В целях получения более общей картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.

Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами — резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большинстве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением).

Единство методологии исчисления ВРП дает возможность проведения межрегиональных сопоставлений и определения рейтинга регионов по данному показателю.

Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона — субъекта Федерации в развитие экономики страны. В настоящее время суммарный ВРП составляет около 90\% ВВП России (по данным за 1998 г. было 89,1\%). Различие между указанными показателями обусловлено тем, что отдельные элементы ВВП, исчисленного на федеральном уровне, не могут быть рассчитаны для отдельных регионов или распределены между ними. (Структура ВВП по федеральным округам приведена в табл. 2.1). К числу указанных элементов относится валовая добавленная стоимость: нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (например, национальная оборона и государственное управление); услуг финансовых посредников, деятельность которых не ограничивается рамками отдельного субъекта Федерации; услуг внешней торговли и других услуг (как рыночных, так и нерыночных), информация по которым отсутствует на региональном уровне. ВВП и ВРП в рыночных ценах отличаются также на величину налогов на экспорт и импорт, поскольку специфика учета данных видов налогообложения в настоящий момент не позволяет полностью распределить их между отдельными регионами.

Структурные составляющие ВРП. На уровне отдельных субъектов Российской Федерации исчисляется функциональная и отраслевая структура ВРП.

Функциональная структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие его конечное использование. В частности, выделяются показатели «конечное потребление» и «валовые сбережения».

Полученная информация используется для выявления и регулирования пропорций между отдельными стадиями экономического цикла (производством и использованием ВРП) как внутри отдельных регионов, так и в общегосударственном масштабе. Разрабатывается методология построения счета образования первичных доходов на региональном уровне. Но на практике достижение сбалансированности между производством и использованием ВРП на уровне отдельных регионов является чрезвычайно трудной задачей. Проблема заключается в том, что степень межрегионального экономического взаимодействия является очень высокой, и значительная часть материальных и финансовых ресурсов субъектов Федерации формируется за счет обмена с другими территориями страны. Поэтому в ближайшем будущем показатель произведенного ВРП будет по-прежнему являться основным индикатором регионального экономического развития.

Отраслевая структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие процесс формирования по отраслям народного хозяйства.

Расчет ВРП в регионах России осуществляется в годовом, квартальном и месячном разрезе. Принципиальная схема расчетов во всех трех случаях является единой. Однако помесячное исчисление ВРП носит оперативный характер и по причине отсутствия детальной информации об объеме валовой добавленной стоимости по ряду отраслей экономики проводится с использованием большого количества экспертных оценок и косвенных расчетов.

Источник: Национальные счета России в 1992— 1999 гг.: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 126. Данные получены с помощью Университетской информационной системы РОССИЯ (http:// www.cir.ru).

Для отражения внешнеэкономических связей региона используются две группы индикаторов.

Показатели по обмену продукцией в натуральном и стоимостном выражении. Размер ввоза и вывоза продукции.

2. Показатели, характеризующие финансовые связи региона как с федеральным бюджетом, так и с другими регионами страны и с зарубежьем.

Специализация региона означает преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнение определенных функций с учетом наиболее эффективного использования благоприятных экономических условий данного района в целях получения абсолютных и сравнительных преимуществ.

Специализация в экономике страны определяется

путем исчисления удельного веса той или иной отрасли региона в соответствующей отрасли народного хозяйства страны. Расчет ведется по общему объему выпуска продукции, численности занятых и стоимости капитала. Другим показателем региона является отношение производства продукции или стоимости основных фондов в расчете на одного жителя региона к аналогичной величине по стране.

Экономические районы — это крупные части территории страны, исторически сложившиеся в процессе территориального

разделения отличающиеся своеобразием экономико-географического положения, природных экономических условий, специализацией и комплексностью хозяйства, определяющими его эффективность.

Сетка и состав крупных экономическихрайонов СССР впервые были утверждены в 1961 г. и затем уточнялись в 1963, 1966 и 1982гг. Действующая дораспада Советского Союза сетка включала 11 экономическихрайоновнатерриторииРСФСР: Северо-Западный, Северный (с 1982 г.) Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский. Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

В настоящее время для характеристики территориальной структуры используется понятие федеральных округов.

В целях межрегионального сопоставления необходимо проводить исследование состояния регионов страны по отдельным, наиболее важным показателям, как: объем ВРП населения, численность населения, объем промышленной продукции на одного занятого, производительность труда занятых в

целом по экономике региона и по отдельным секторам.

Для этого строятся кривые Лоренца, показывающие степень отклонения того или иного региона от нормального уровня (рис. 2.2).

Анализ экономики страны по крупным экономическим районам позволяет определять основные территориальные пропорции и рациональные направления в размещении отраслей и предприятий.

Главными задачами в исследовании крупных экономических регионов являются:

поиск вариантов использования сравнительных преимуществ их хозяйства в целях повышения эффективности экономики страны;

усиление комплексности развития регионов, особенно взаимоувязанного роста производства и социальной инфраструктуры, с целью повышения эффективности хозяйства и уровня жизни населения;

поиск путей рационального размещения производительных сил по территории региона и формирование внутрирегиональных ТПК;

упорядочение межрайонных транспортно-экономических связей.

Для акцентирования внимания на проблемах освоения новых территорий важное значение имеет выделение понятия «пионерная территория».

Пионерная территория — это регион (или совокупность регионов) слабоочагового социально-экономического развития. Необходимость освоения пионерных территорий в условиях России связана с наличием в них больших запасов ископаемых, леса, водных ресурсов и т.д.

Для подавляющего большинства пионерных территорий характерны отсутствие необходимого количества населения (в особенности это касается испытывается также нехватка специалистов), слабость инфраструктурного обслуживания, тяжелые

бытовые условия. В силу этого, а также ряда других факторов освоение экономического потенциала указанных территорий

осуществляется в виде выборочного, мелкоочагового развития

производства, в основном вахтовым методом.

Пионерные территории (по крайней мере, в первый своего освоения) не выделяются в самостоятельные административно-территориальные образования, а включаются в состав ближайших соседних территориальных структур. До формирования собственных органов власти территориальные органы регионов, в состав которых включаются пионерные территории, осуществляют в них всю полноту законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Применение понятий и показателей комплексного развития экономики регионов страны позволит использовать ограниченные производственные, трудовые и природные ресурсы в целях повышения уровня и качества жизни народа.

Рассмотрим теперь специфические особенности экономики отдельных регинов страны в разрезе федеральных округов.

2.1.4. Особенности экономики отдельных регионов России

Для Российской Федерации характерно большое разнообразие в условиях жизни и деятельности населения по федеральным округам.

Это касается природно-климатических условий, степени транспортной доступности, наличия природных полезных ископаемых, плотности населения, уровня жизни и душевых доходов (табл. 2.2).

Здесь и далее в таблицах приняты сокращения: ЦФО — Центральный федеральный округ, СЗФО — Северо-Западный федеральный округ, ЮФО — Южный федеральный округ, ПФО — Приволжский федеральный округ,

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 Г.

источник

Важнейшим условием региональной экономики является определение того, что представляет собой регион. Термин «регион» в литературе используется достаточно широко, под регионом подразумевают практически любое территориальное образование, относя это наименование и к небольшим населенным пунктам и к огромным трансконтинентальным системам.

Таким образом, универсального определения региона не существует за исключением известного теоретического его толкования: «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» 3 .

Исходя из задач региональной экономики, можно дать следующее определение региона:

Регион – это крупная территория с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил 4 . Это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Характеризуя регион как объект исследования региональной экономики следует определить ряд признаков, которыми он должен обладать:

Целостность— характеризует рациональность сочетания различных отраслей, использования природных и иных ресурсов региона, наличие и развитие внутрирегиональных взаимосвязей.

Комплексность хозяйства региона– сбалансированность и пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Показатели комплексности – процент продукции внутрирегионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов.

Специализация– предполагает наличие отраслей, отражающих характерное производственное направление и место региона в территориальном разделении труда.

Управляемость – непосредственно связана с административно-территориальным делением, означает наличие возможностей админстративно-территориальных органов власти обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства региона (материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов) и многого образных связей (финансовых, торговых, социальных, производственных).

Экономическая самостоятельность– выражает степень обеспеченности региона экономическими ресурсами для самостоятельного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Наличие данных признаков позволяет характеризовать регион как самостоятельное устойчивое территориальное образование, сформировавшееся и развивающееся на основе системы законов и факторов социально-экономического развития и принципов научного экономического районирования. Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое является источником экономии общественного труда. Такое единство региону придает его материально-производственная основа – хозяйственный комплекс. Будучи частью народнохозяйственного комплекса страны, он представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей хозяйства, объединяемых внутренними связями. 5

Существует большое количество вариантов классификации регионов по различным признакам. Как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, в западной литературе при классификации регионов чаще всего используют следующие градации:

Регионы, выделяемые по единичным признакам. При этом учитывается какое-либо индивидуальное явление, не нуждающееся в дальнейшей дифференциации.

Регионы, выделяемые по нескольким признакам. Отражают сочетание или симбиоз различных явлений.

Регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории 6 .

Ряд авторов применяет классификацию регионов по признаку их географических размеров, при этом также основываясь на принципе целостности:

Группы стран (Северная Африка, страны Карибского бассейна и т.д.);

Территории страны, охватывающие несколько экономических районов (Западная и Восточная зоны России и т.д.);

Экономические районы (Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский и т.д.);

Мезорегионы – административно-территориальные образования внутри страны (области, края, республики и т.д.);

Микрорегионы – территории внутри административно-территориальных образований 7

Основываясь на данной классификации можно дать определение и другому важному понятию – иерархия регионов. Любая пространственная единица может быть представлена в виде иерархически организованной системы регионов различного размера, в которой каждый регион, являясь подсистемой более высокого ранга, сам может быть представлен в виде набора подрегионов. Таким образом, под иерархией регионов следует понимать такие их структурные отношения, при которых регионы низшего уровня образуют определенную целостность в рамках системы более высокого уровня.

Такая «соподчиненность регионов наблюдается в различных отраслях географии. На рисунке 1 изображена подобная схема для экономической географии, тесно связанной с региональной экономикой.

Чаще всего понятие «регион» рассматривается в качестве административнно-территориального образования, единицы, являющейся объектом государственного управления, границы и статус которой закреплены административным способом.

источник

Каждый регион России (здесь и далее под регионом понимается субъект Российской Федерации) характеризуется присущими ему природными ресурсами, особенностями их территориального размещения и освоения, национальными и культурно-историческими чертами, своей структурой производства, уровнем социально-экономического развития и специализацией.

В связи с тем что регионы в последнее время расширяют область самостоятельных социально-экономических решений и выступают как отдельные хозяйствующие субъекты, необходима организация системы эффективного управления региональным развитием, базирующейся на мониторинге, оценке и анализе процессов, протекающих внутри субъектов (социально-экономических процессов). В условиях динамично развивающихся рыночных условий хозяйствования именно анализ социально-экономических процессов как инструмент диагностики уровня и динамики развития региона выступает необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий.

Сущность управления социально-экономическими процессами на региональном уровне состоит в системном выявлении проблемных сфер («слабых мест») в развитии территорий и своевременной адекватной корректировке и устранении негативных тенденций их развития. При этом первостепенной выступает проблема актуальности результатов анализа (мониторинга) социально-экономического развития территорий по причине сложности процедуры его проведения. Это во многом обусловлено отсутствием достаточной информации, позволяющей иметь пространственное представление о протекании социально-экономических процессов в регионе, а также ее существенным запаздыванием в полном объеме.

Происходящее в настоящее время возрастание роли субъектов при управлении экономическими, социально-демографическими и экологическими процессами на определенной территории осложняется возрастающей дифференциацией региональных систем по уровню социально-экономического развития. Возможность субъектов в определенной степени самостоятельно формировать траекторию своего развития ведет к углублению межрегиональных диспропорций, существующих всегда и объективно в силу ряда политических, географических, экономических и прочих условий.

Наличие пространственной асимметрии по уровню социально- экономического развития регионов является следствием как исходных предпосылок для развития территории, так и приобретенных конкурентных преимуществ в результате реализации эффективной региональной политики и успешного ведения хозяйства.

Система направлений анализа социально-экономических процессов на уровне региона включает следующие составляющие:

  • 1. Анализ качества жизни населения.
  • 1.1. Анализ здоровья населения.
  • 1.2. Анализ уровня жизни населения.
  • 1.3. Анализ образа жизни населения.
  • 2. Анализ социально-экономического потенциала и эффективности его использования.
  • 2.1. Блок ресурсных потенциалов.
  • 2.2. Блок обеспечивающих потенциалов.
  • 3. Анализ региональных ситуаций и региональных проблем.
  • 4. Анализ хода реформ на территории.

Анализ качества жизни населения включает анализ здоровья населения, уровня и образа жизни населения.

В рамках проведения анализа здоровья населения используются такие индикаторы состояния здоровья населения, как средняя продолжительность жизни; смертность, в том числе детская и материнская; число новорожденных, нуждающихся в реабилитации.

Анализ здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, анализом показателей уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха.

Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду.

Анализ показателей уровня медицинского обслуживания населения предполагает оценку обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационарной сетью, соответствия численности медперсонала принятым нормам, а также наличия и доступности медикаментов.

Анализ уровня обеспеченности жильем предполагает помимо оценки обеспеченности оценку уровня благоустройства жилья, характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим требованиям.

Основным показателем качества питания населения является обеспечение им необходимого количества килокалорий и граммов белка. В рамках этого направления анализа необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи и бахчевые, хлебные продукты. Также необходимо оценить насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту, качество реализуемых товаров, доступность (пространственную и финансовую) продуктов питания.

При мониторинге сферы рекреации и досуга оценивают уровень физкультурного движения, уровень и тенденции развития городских зон массового отдыха, условия для проведения мероприятий рекреационного характера и доступность этих мероприятий. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число коллективов физкультурников, объем реализации платных услуг населению, состояние материально-технической базы объектов физкультуры и спорта, измерение мощности (вместимости) объектов оздоровительного отдыха.

При проведении анализа уровня жизни населения используются такие индикаторы, как индекс уровня жизни (индекс потребительских цен) — изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде и его стоимость в базовом периоде; показатели реальных общих доходов населения, реальных располагаемых доходов, личных доходов, средних доходов и средней заработной платы.

Реальные общие доходы населения — это личные доходы населения с добавлением стоимости бесплатных или предоставляемых на льготной основе услуг с поправкой на изменение потребительских цен.

Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные доходы с поправкой на изменение потребительских цен.

Личные доходы населения — все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимися в виде вознаграждения за работу по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из общественных фондов потребления. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации.

Денежные доходы населения включают все поступления финансовых средств населению от предприятий, безналичные перечисления и суммы, удерживаемые в уплату налогов, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов.

Средний доход и средняя заработная плата работников начисляются исходя из суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого.

Важнейшие показатели уровня жизни населения — покупательная способность средней заработной платы, потребительские расходы населения, объем денежных сбережений населения, величина накопленного имущества.

Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество товаров и услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату.

При анализе уровня жизни населения необходимо также оценить состояние и уровень изношенности объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспеченность населения услугами бытового характера, наличие и доступность таких услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату

В период перехода к рыночной экономике особое значение приобретает оценка уровня жизни социально незащищенных слоев населения. Поэтому анализ уровня жизни населения должен включать в себя оценку показателя реальной покупательной способности средней пенсии (пособий, стипендий) [9, 19].

Анализ образа жизни населения непосредственно связан с оценкой уровня занятости населения, обеспечения общественного порядка и личной безопасности, поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в обществе.

Анализ уровня занятости населения включает в себя помимо определения количественных и качественных показателей рынка труда определение структуры занятости по отраслям экономики, выявление динамики структуры отраслей.

Мониторинг обеспечения общественного порядка предполагает определение уровня преступности, числа совершенных преступлений, числа лиц, совершивших преступления. Мониторинг социального самочувствия населения проводится с целью выявления отношения населения к уровню своего материального благополучия, состояния здоровья, степени личной безопасности, ходу экономических реформ, готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, политическим свободам и т. д. Оценка этих показателей производится на основе ответов горожан на вопросы социологических исследований.

Анализ социально-экономического потенциала региона и эффективности его использования позволяет оценить возможности, резервы территории при задействовании всего комплекса разного рода ресурсов, имеющихся в регионе. Выделяют базовый ресурсный потенциал региона и блок обеспечивающих потенциалов социально- экономического развития региона.

Блок ресурсных потенциалов включает:

  • — природно-ресурсный потенциал — определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями добычи и транспортировки;
  • — экономико-географический потенциал — определяется протяженностью путей сообщения, их пропускной способностью, близостью территории к сырьевым, продовольственным и ресурсным базам, возможностями отдыха и организации различных видов туризма свободными площадями и др.;
  • — демографический потенциал — определяется общей численностью населения, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами.

Блок обеспечивающих потенциалов объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов, и включает следующие потенциалы:

  • — трудовой потенциал — определяемый образовательным, квалификационным, профессиональным составом рабочих кадров, занятостью в разрезе отраслей и сфер хозяйства;
  • — производственный потенциал — определяемый структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования фондов;
  • — научно-инновационный потенциал — определяемый величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела;
  • — социально-инфраструктурный потенциал, характеризуемый резервами расширения номенклатуры и качества выполняемых услуг, повышения их доступности;
  • — бюджетный потенциал — определяемый величиной местных налогов и сборов, отчислениями от общефедеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации, поступлений от приватизации государственной собственности, сдачи муниципального имущества в аренду и др.;
  • — инвестиционный потенциал — определяемый количеством привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Под мониторингом региональных ситуаций и проблем понимают специально организованную и постоянно действующую систему сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.

Предметом анализа являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими или динамическими параметрами.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указанных выше потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей.

Региональную ситуацию можно охарактеризовать как общее состояние региональной среды, т. е. состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории в пределах административных границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Важной составляющей множества региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции в развитии экономической системы. Например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории.

Под региональной проблемой понимают системное проявление дисбаланса в функционировании (состоянии и развитии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Региональные проблемы представляют собой скопления конкретных региональных противоречий, возникающих в ходе развития региональных ситуаций.

Можно выделить следующие региональные проблемы:

  • — социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.);
  • — связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.);
  • — носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.);
  • — вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофили- зации) [36, с. 167-171].

Анализ хода реформ на территории выступает важнейшим элементом анализа социально-экономических процессов. Технология мониторинга хода реформирования экономики и воздействия реформ на ситуацию в регионах имеет свою специфику и основывается на следующих принципах:

  • — использование системной методологии;
  • — вычленение собственно воздействий реформы на оцениваемую региональную ситуацию;
  • — раздельная оценка обязательных и возможных, немедленных и отдаленных результатов реформ;
  • — учет результатов сопряженного реформирования.

Использование системного подхода предполагает анализ взаимосвязанных изменений в возможно большем числе элементов региональной системы под воздействием конкретных реформ (например, региональные последствия приватизации следует оценивать не столько с позиций широты и темпов этого процесса, сколько с позиций его воздействия на все важнейшие социально-экономические, экологические, демографические и другие параметры каждого конкретного региона).

Для корректной оценки рассматриваемого вопроса особое значение имеет выделение именно реформенной составляющей из всей совокупности внешних и внутренних воздействий на параметры регионального развития. Такое выделение никогда не производилось, что отрицательно сказалось на общественном восприятии реформ и на формировании их социально-политической базы. Особенно важна оценка реформ при обосновании решений по социальной сфере, поскольку кардинальные перемены в политике, условиях и механизмах распределения социальных благ тесным образом связаны со всей совокупностью многофакторно формируемых социальных отношений и с параметрами уровня и качества жизни, которые, в свою очередь, определяются и экономикой, и состоянием финансово-бюджетной сферы, и социальными стереотипами поведения, и геополитической ситуацией (миграция и т.п.).

Важно также использовать методы раздельной оценки хода реформ (количественных параметров действий в рамках реформы) и их результатов (системных проявлений этих действий в сфере экономики, социальной политики и т. д. и, соответственно, их влияния на экономический рост, уровень жизни, демографическую ситуацию и т.п.). При такой раздельной оценке хода и результатов реформ можно прийти к внешне парадоксальному выводу: реформа в данном регионе может быть проведена успешно, а результаты ее для региона могут оказаться нулевыми или даже отрицательными. Проблема состоит в том, что результативность реформ не исчерпывается и не определяется ходом реформ.

При системной оценке последствий реформ в регионах крайне важно различать обязательные и возможные (вероятные), немедленные и отдаленные их результаты. При этом следует учитывать, что ход реформ в регионе со стороны населения чаще всего воспринимается по тем их последствиям, которые проявляются немедленно, а это, как правило, далеко не самая важная часть системного результата реформирования. С другой стороны, следует учесть, что оценка отдаленных последствий реформ весьма сложна и ответственна, так как самые ощутимые результаты преобразований (и положительные, и отрицательные) во всей их системной полноте могут проявиться лишь в перспективе. Эти положения отчетливо проявляются, например, в региональных оценках реформирования жилищно-коммунального хозяйства [11,23].

В науке и практике социально-экономических исследований разработаны определенные методики и инструменты анализа и наблюдения экономики и социальных процессов [20-23].

Процесс поддержания достигнутого уровня развития и конкурентоспособности социально-экономических систем и их роста требует принятия соответствующих управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования таких систем. Подобные решения невозможны без проведения комплексного всестороннего анализа социально-экономических систем всех уровней управления (региональных, отраслевых систем и предприятий).

В связи с исключительной важностью диагностики региональных ситуаций на обширной и неоднородной территории России, необходим единый методологический подход к мониторингу, позволяющий комплексно оценить уровень развития и конкурентоспособность любого уровня социально-экономической системы, основываясь исключительно на объективных и всем доступных данных. Именно достоверная и адекватная информационная система мониторинга является инструментом для формирования эффективного стратегического управления территорией с целью развития имеющихся конкурентных преимуществ и создания новых.

  • 1. Каковы основные направления анализа качества жизни населения?
  • 2. Какие показатели и индикаторы используются при проведении анализа здоровья населения, уровня и образа жизни населения?
  • 3. Каковы основные направления анализа социально-экономического потенциала и эффективности его использования?
  • 4. Каковы составляющие блока ресурсных потенциалов?
  • 5. Какие составляющие включаются в блок обеспечивающих потенциалов?
  • 6. В чем состоит специфика проведения анализа региональных ситуаций и проблем?
  • 7. В чем заключается различие между региональной ситуацией и региональной проблемой?
  • 8. Каковы особенности анализа хода реформ на территории?

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Определите систему показателей, необходимых для проведения анализа уровня жизни населения, на основании информационной базы Росстата (www.gks.ru). Проведите анализ уровня жизни населения регионов Сибирского федерального округа по предложенной системе показателей. Проанализируйте динамику показателей уровня жизни населения с 2000 по 2012 г.
  • 2. Разработайте предложения по формированию системы показателей анализа образа жизни населения. Назовите методы оценки показателей и индикаторов указанного направления анализа, которые могут использоваться.
  • 3. Охарактеризуйте блок ресурсных потенциалов Уральского и Дальневосточного федеральных округов, используя данные Федеральной службы государственной статистики и другие источники, по следующему плану:
    • — количество и качество разведанных запасов природных ископаемых, а также объемы и состав добываемых природных ресурсов;
    • — основные месторождения природных ресурсов по видам;
    • — способы и условия добычи полезных ископаемых;
    • — протяженность путей сообщения (автомобильных и железнодорожных), их качественный состав, объемы грузооборота путей сообщения, пропускная способность, близость основных добывающих регионов к потребителям их продукции;
    • — туристический потенциал территории — наличие курортов, баз отдыха и туризма, развитие различных видов спорта и наличие условий для этого, число спортивных сооружений;
    • — общая численность населения, его половозрастной состав, уровень образования и квалификации населения, динамика роста (убыли) населения, миграционные процессы.
  • 4. Дайте характеристику блоку обеспечивающих потенциалов Приволжского федерального округа, используя данные Федеральной службы государственной статистики и другие источники, по следующему плану:
    • — трудовой потенциал: образовательный, квалификационный, профессиональный состав рабочих кадров, состав занятого населения по уровню образования, экономическая активность и занятость в разрезе видов деятельности, численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, по профессиональным группам;
    • — производственный потенциал: структура и объем производства по видам экономической деятельности, величина и эффективность использования основных фондов, степень их износа, удельный вес полностью изношенных основных фондов, ввод и выбытие, обновление основных фондов, ввод в действие основных фондов по видам экономической деятельности;
    • — научно-инновационный потенциал: величина и качество фундаментального и прикладного научного задела — число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, численность исследователей с учеными степенями, число созданных передовых производственных технологий, число используемых передовых производственных технологий, инновационная активность организаций, затраты на технологические инновации, объем инновационных товаров, работ, услуг;
    • — социально-инфраструктурный потенциал: характеризуется резервами расширения номенклатуры и качества выполняемых услуг, повышения их доступности — показатели обеспеченности населения жильем (общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, благоустройство жилищного фонда), развитие сферы образования (охват детей дошкольными образовательными учреждениями, число образовательных учреждений начального профессионального образования, число образовательных учреждений среднего профессионального образования, число образовательных учреждений высшего профессионального образования), развитие сферы здравоохранения (численность населения на одну больничную койку, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 человек населения, численность врачей на 10 000 человек населения, численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения);
    • — бюджетный потенциал: определяется величиной местных налогов и сборов, отчислениями от общефедеральных налогов и налогов субъектов РФ, поступлений от приватизации государственной собственности, сдачи муниципального имущества в аренду и др. (доходы и расходы бюджетов субъектов РФ);
    • — инвестиционный потенциал: определяется количеством привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов (инвестиции в основной капитал на душу населения, структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности, распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, иностранные инвестиции в экономику региона).
  • 5. Проведите анализ одной из остро стоящих региональных проблем:
    • — глубокая дифференциация регионов по уровню социально- экономического развития (на примере регионов Центрального федерального округа и Южного федерального округа) — проблема территориальной справедливости, т. е. обеспечения равенства граждан вне зависимости от места проживания;
    • — моноотраслевая структура экономики сырьевых регионов — проблема: ограниченность невосполнимых запасов минерально- сырьевых ресурсов неизбежно сокращает период устойчивого и стабильного экономического развития таких регионов;
    • — нелегальная миграция на территорию регионов России (нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость).

Опишите историю развития региональной проблемы, предпосылки и причины ее возникновения, дайте ее количественную и качественную характеристику, проанализируйте меры государственного воздействия на описываемую региональную проблему и результаты этих мер, сделайте выводы о возможных путях и сценариях развития проблемной ситуации, а также последствиях для социально- экономического развития территории.

источник

Анализ социально-экономического развития территории является одним из основных и традиционных методов региональной экономики. Он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов. Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона. В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе. Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона.

При данном анализе оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона. В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона.

При проведении этого анализа выделяют:

1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.

2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.

5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Эти шесть показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют: Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения. Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности. Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства. Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей). Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет. Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров.

При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения. Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг. Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни

Комплексный анализ информации любой адми­нистративно-территориальной единицы, как прави­ло, проводится с применением двух наиболее действен­ных методологических подходов:

Исторический (историко-географический) подход позволя­ет разработчикам программы понять историческую логику, внут­реннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точ­ке, выделить движущие силы и источники, определяющие про­странственные, структурные, демографические сдвиги, качес­твенные изменения исторической миссии муниципального об­разования в различные периоды времени. Изучение этих аспек­тов развития муниципального образования позволяет с опре­деленной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.

Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального района и его административного центра. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, расстояние до административно­го центра субъекта Федерации, количество и плотность прожива­ющего населения, перечень входящих в состав городских и сель­ских поселений, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых.

При проведении структурно-функционального анализа со­циально-экономического развития муниципального образования изучается:

  • динамика развития ведущих секторов экономики муниципаль­ного образования за последние 3 — 5 лет (выявляются градообра­зующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъ­ектов, объединенные общими производственно-технологичес­кими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; оп­ределяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной эко­номики);
  • уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
  • обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
  • инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жи­лье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;
  • научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
  • состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градооб­разующих и градообслуживающих предприятий;
  • состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муни­ципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;
  • уровень жизни и социальной защиты населения муниципаль­ного образования;
  • состояние потребительского рынка;
  • уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;
  • состояние экологии;
  • состояние общественной безопасности.

Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитических материалы целесообразно свести в три ос­новных блока:

Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования.

Как уже было сказано вы­ше — это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:

  • основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;
  • основные индикаторы развития отдельных поселений, класте­ров и отраслей экономики муниципального образования;
  • основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финан­сов и потребительского рынка;
  • основные индикаторы развития социальной сферы муници­пального образования;
  • сравнительные (относительно иных муниципальных образо­ваний) характеристики недостатков и преимуществ муниципаль­ного образования.

Второй. Внутренняя среда муниципального образования — ин­формационно-аналитический блок, содержащий:

  • аналитические материалы, касающиеся внутренних противо­речий и условий, их порождающих, в экономическом и социаль­ном секторах муниципального образования, а также оценку воз­можного позитивного или негативного влияния выявленных про­тиворечий в плановый период;
  • аналитические материалы, касающиеся внутренних по­тенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудо­вых, природных, культурных, рекреационных и т. д.), кото­рые могут быть вовлечены в развитие муниципального об­разования.
  • Для муниципальных районов, имеющих в своем соста­ве сельские и городские поселения, необходимо дополнитель­но дать информационно-аналитические материалы, касающие­ся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.

Третий. Внешняя среда муниципального образования — инфор­мационно-аналитический блок, содержащий:

  • аналитические материалы, касающиеся внешних политичес­ких, экономических и социальных тенденций, которые могут ока­зать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;
  • аналитические материалы, касающиеся внешних потенциаль­ных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природ­ных, культурных, рекреационных и т.д.), которые могут быть вов­лечены в развитие муниципального образования.

С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориаль­ного планирования, уточняются и оцениваются внутренние и вне­шние ресурсы, которые можно привлечь для экономического раз­вития муниципального образования, оценивается конкурентоспо­собность муниципального образования на рынках финансов, тру­да и потребительском рынке.

Алгоритм структурно-функционального анализа социально-эко­номического положения муниципального образования:

Оценка потенциала, внешних и внутренних факторов развития территории, проблем и ограничений развития социума и территориальной экономик:

  • Особенности экономико-географическо­го положения и природные ресурсы
  • Население, рынок труда и уровень жизни
  • Экономика, предприни­мательство и хозяйствен­ный климат
  • Инфраструктура
  • Финансы и инвестиции
  • Социальная сфера
  • Экологическая обста­новка

Результаты — наличие стратегического анализа как системы интегрированных показателей, описывающих текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, его место на рынке материальных ресурсов, финансов, потребительском рынке и долю в региональном и федеральном разделении труда, т.е. описывающих потенциал муниципального образования.

В ряде случаев в рамках структурно-функционального анали­за проводится интегральная оценка исходного состояния развития социального и экономического секторов муниципального образо­вания.

В общем виде интегральная оценка сводится:

  • к группировкам индикаторов по выбранным признакам;
  • экспертной оценке их влияния (удельного веса) на интеграль­ную оценку состояния объекта исследования;
  • выбору функций, сводящих несколько индикаторов к одному интегральному;
  • расчет интегрального показателя

Для сельских поселений основным источником структурно- функционального анализа социально-экономического положе­ния сельских поселений являются книги похозяйственного уче­та. В связи с этим структурно-функциональному анализу текуще­го состояния социально-экономического развития на уровне посе­лений должна предшествовать работа по упорядочению похозяйственного учета и актуализации данных похозяйственных книг. Именно данные похозяйственного учета должны являться осно­вой для муниципального планирования, а положительная или от­рицательная динамика основных показателей, учитываемых в похозяйственном учете — индикаторами соответственно выполнения или невыполнения основных целей и задач «поселенческих» про­грамм.

Прежде чем приступить к разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития региона, необходимо:

1. Проанализировать базовый ресурсный потенциал региона (данные о природных, трудовых, инвестиционных ресурсах, а также инновационный потенциал). Проанализировать привлекательность региона, например, в части инвестирования, наличия льгот наиболее выгодным инвесторам.

2. Определить приоритетные отрасли региона, составляющие его специализацию, их место и роль в социально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях.

3. Проанализировать уровень развития отраслей специализации, их долю в экспортно-импортных операциях, численность занятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическое положение региона и формирование его рыночной инфраструктуры.

4. Провести анализ структуры хозяйственного комплекса региона, выделить экономически эффективные и не эффективные предприятия с целью последующего принятия мер по реструктуризации или ликвидации последних.

5. Выявить сильные и слабые стороны хозяйственного комплекса региона, а также возможности и угрозы его развития, создаваемые внешней средой (SWOT-анализ). Целью такого анализа является поиск реальных схем формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию.

6. Проанализировать наличие взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

7. Проанализировать уровень благосостояния населения региона.

11 октября 2001 года была утверждена Правительством РФ федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы и до 2015 года)» В паспорте программы Государственным заказчиком Программы явилось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Основной разработчик — Совет по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук.

Целью Программы было сокращение различий в социально — экономическом развитии регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально — экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015 г. — в 2 раза, в 3 раза — к 2015 году; сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 % в 2010г. и на 25 % — в 2015 г.

Задачи Программы — формирование условий для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднего по стране; создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата; повышение эффективности государственной поддержки субъектов РФ.

Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики.

Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

Различия в социально-экономическом развитии регионов объясняется двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Комплексная оценка социально-экономического развития федеральных округов осуществлялась по таким показателям:

— доля валового регионального продукта на душу населения,

— объем внешнеторгового оборота на душу населения,

— наличие основных фондов на душу населения.

объем инвестиций в основной капитал,

— объем среднедушевого внешнеторгового оборота,

— среднедушевая финансовая обеспеченность региона,

— доля занятых на малых предприятиях,

— отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму,

— доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,

— доля среднедушевого розничного товарооборота,

— платные услуги на душу населения,

— развитие отраслей социальной инфраструктуры,

— коэффициента плотности дорог,

— показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры.

Диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

Достижение основных целей Программы — сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшения разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами — позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов.

Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление его отставания в социально — экономическом развитии.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник