Меню Рубрики

Ребенок не спит какие анализы

Здоровье детей — главное желание всех родителей. Плановые анализы необходимы для того, чтобы контролировать состояние здоровья малыша и вовремя ставить диагноз. Конечно, проводить анализы хлопотно, это неприятное мероприятие для ребенка, однако здоровье важнее.

Маленькие дети не могут рассказать о своих ощущениях, и лабораторные анализы становятся единственным способом убедиться, что здоровье малыша в норме. В более взрослом возрасте также нельзя пренебрегать такими исследованиями, ведь на ранних стадиях многие заболевания протекают бессимптомно. Какие анализы необходимо сдавать ребенку?

В первый год жизни малыш посещает врачей часто. Это совершенно необходимая мера. Организм крохи еще слаб и восприимчив к разным воздействиям окружающей среды, его здоровье очень хрупкое и требует неусыпного контроля. В этот период формируется иммунитет человека, который составляет основу здоровья на многие годы вперед. Лабораторные исследования — важная часть мониторинга здоровья грудных детей.

Общий анализ крови проводят для того, чтобы выяснить, есть ли у ребенка анемия и другие заболевания крови, а также выявить воспалительные процессы. По результатам анализа врач решает, можно ли проводить плановую вакцинацию. Обычно анализ крови сдают в 1, 6, 12 месяцев.

Общий анализ мочи дает информацию о том, хорошо ли работают почки, а также показывает общее состояние организма. Анализ мочи сдают в 1 месяц, полгода и год. Для исследования берется моча, собранная утром в сухую стерильную емкость с крышкой. Образец нужно привезти в лабораторию не позже чем через 1,5 часа.

Обязательные анализы, которые нужно сделать каждому ребенку, включают в себя:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • исследование кала на наличие бактерий;
  • анализ кала на яйца гельминтов;
  • соскоб на энтеробиоз.

Общий анализ крови показывает количество гемоглобина, лейкоцитов (высокий уровень лейкоцитов говорит о воспалительных процессах), эозинофилов (они показывают наличие аллергии и глистной инвазии). Биоматериал на анализ сдается утром натощак. Если сдать анализ после завтрака, даже легкого, результат будет искажен — после еды у нас немного возрастает количество лейкоцитов. Для общего анализа кровь чаще всего забирается из вены. Это почти безболезненная процедура, но дети помладше часто боятся ее. Чтобы все прошло хорошо, родителям придется проявить фантазию — отвлекать малыша разговором, читать ему сказки, чтобы он не концентрировался на неприятных ощущениях и виде крови в пробирке.

Общий анализ мочи также нужно сдавать утром до еды. Собирать ее следует в стерильную сухую емкость — лучше купить в аптеке специальную тару, а не использовать пустые банки от детского питания, как это часто делают экономные родители. Перед сбором мочи желательно подмыть ребенка. Общий анализ мочи дает обширную информацию о здоровье. Наличие белка в моче говорит о почечной недостаточности или воспалении, билирубин указывает на проблемы с печенью и желчевыводящими путями, кетоновые тела обнаруживаются при нарушении метаболизма. Специалисты исследуют также цвет и рН мочи, проверяют ее на наличие бактерий и грибков.

Бактериологический анализ кала также важен, он позволяет выявить наличие кишечных инфекций, которые далеко не всегда проявляют себя явными симптомами. Кал собирается дома, в чистый сухой контейнер, который также лучше приобрести в аптеке. Перед сбором кала нужно помочиться. Этот анализ нельзя сдавать после клизмы, приема слабительных средств или препаратов от диареи, а также во время курса антибиотиков и после рентгеновских исследований, в ходе которых применялся контраст.

Кал на анализ наличия яиц гельминтов сдается также как для бактериологического исследования. Однако в данном случае специалисты будут искать не бактерии, а паразитов, которые, увы, у детей встречаются часто, так как малыши редко соблюдают все правила гигиены. Этот анализ позволяет выявить более 10-ти типов самых распространенных гельминтов. Соскоб на энтеробиоз также дает информацию о заражении паразитами — острицами. Дети, особенно в возрасте 4–6 лет, страдают ими очень часто. Для выявления этих паразитов врач несколько раз проводит ватной палочкой, смоченной физраствором, или стеклянным шпателем по кожным складкам в области ануса, затем этот образец передают в лабораторию. Нередко требуется повторное исследование.

В некоторых ситуациях сдача анализов — необходимость. Например, перед поступлением в детский сад или школу ребенку необходимо оформить медицинскую карту, а для этого нужно пройти все плановые обследования.

Начинать проходить осмотры лучше за 1–2 месяца до поступления в детский сад или школу. В стандартный план диспансеризации, помимо посещения таких специалистов, как педиатр, окулист, ЛОР, невролог, психолог, логопед, ортопед, хирург и стоматолог, входят и лабораторные анализы.

  • Анализы в детский сад и школу Перед школой и садиком ребенку нужно сдать все обязательные анализы — общий анализ крови, общий анализ мочи, бактериальное исследование кала, анализ кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз. Дополнительно рекомендуется сделать тест на аллергены.
  • Анализы для получения ребенком справки в бассейн Обязательными анализами являются соскоб на энтеробиоз и анализ кала на яйца гельминтов.
  • Анализы в детский оздоровительный лагерь В перечень обязательных лабораторных исследований перед отправкой в детский лагерь входят общеклинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на исследование яйца глистов и простейших, анализ на энтеробиоз.

Все, что мы говорили выше, касается в основном здоровых детей, однако если малыш заболел, этих исследований будет недостаточно для точной постановки диагноза, и врач может назначить дополнительные анализы.

При проблемах с желудком и кишечником доктор назначит развернутое исследование, включающее исследование общего и прямого билирубина, щелочной фосфатазы, АСТ и АЛТ, холестерина, белка, а также анализы кала на наличие гельминтов и лямблий. Грудным младенцам также назначают анализ кала на углеводы, чтобы исключить лактозную недостаточность.

Помимо обычных анализов, при подозрении на ЛОР-болезни врач дает направление на анализ мазка из зева и носа — он позволяет выявить золотистый стафилококк, весьма распространенную причину воспалений носоглотки и ушей. Мазок из зева сдается натощак, перед исследованием нельзя чистить зубы и даже пить воду. Запрещено также пользоваться любыми назальными каплями или спреями в течение суток перед забором биоматериала.

Рекомендована также ПЦР-диагностика — современный сверхточный метод, позволяющий обнаружить в крови ДНК возбудителей болезни.

По наблюдениям врачей, аллергия с каждым годом встречается все чаще. Это очень опасное заболевание — ведь оно проявляется не только сыпью и насморком, но и отеками, в том числе и дыхательных путей. Самостоятельно выяснить, что стало причиной аллергии, очень трудно. При подозрении на аллергию нужно провести анализ на наличие иммуноглобулинов класса Е (IgE) и количественное определение специфических антител для разных групп аллергенов — пищевых, бытовых и др. Такой анализ позволяет точно выявить причину аллергии и избегать ее.

Детские инфекции — это целая группа заболеваний, которые регистрируются в основном у детей. К таким относятся коклюш, корь, дифтерия, паротит (в народе — свинка), краснуха, ветрянка и многие другие болезни.

Для их диагностики ребенку нужно сдать ряд анализов. Помимо неспецифических (общий анализ крови, мочи, кала), назначают и специфические анализы, которые помогут выявить возбудителя болезни и ее стадию — ПЦР-анализ, бактериологический посев, анализы для выявления антител к вирусам и бактериям (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Разумеется, в этой статье мы перечислили далеко не все анализы, какие необходимо сдать ребенку. В зависимости от ситуации педиатр может назначить другие лабораторные исследования.

По­сколь­ку сда­вать ана­ли­зы ре­бен­ку при­дет­ся до­воль­но час­то, по­ин­те­ре­суй­тесь, есть ли у вы­бран­ной ва­ми ла­бо­ра­то­рии про­грам­ма ло­яль­нос­ти или дис­конт­ная кар­та для по­сто­ян­ных кли­ен­тов — это мо­жет су­щест­вен­но сни­зить рас­хо­ды. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые ла­бо­ра­то­рии пред­ла­га­ют це­лые про­грам­мы ис­сле­до­ва­ний для раз­ных слу­ча­ев — на­при­мер для по­ступ­ле­ния в шко­лу.

источник

Вторая часть: Как отличить гиперактивность от темперамента и зачем давать ребенку больше пить утром: отвечаем на вопросы ю-мам

Досье: Алексей Сулимов, 1962 г.р. В 1986 г. окончил Свердловский государственный медицинский институт по специальности «Педиатрия», в 1987 г. получил специализацию невролога. С 1996 г. — главный детский невролог г. Екатеринбурга. С 1998 г. – заведующий отделением неврологии ДГКБ №9. В 2006 г. получил степень кандидата медицинских наук (диссертация по проблемам детской эпилепсии). Воспитывает 17-летнего сына.

U-mama: Перейдем к вопросам с форума, которые я объединила в несколько блоков. Все они заданы на грани между вопросом к неврологу и вопросом к психиатру или психотерапевту. Начнем с детского сна. Есть ли грань, после которой плохой сон и проблемы с засыпанием свидетельствуют о том, что необходима консультация и лечение у невролога?

А.С.: Да, такая грань есть. Но слово «плохой» должно уйти. Давайте будем говорить, например, «измененный». Чем меньше у нас будет таких четких определений, тем нам легче будет жить. Новорожденный ребенок сам по себе много спит. Во время сна ребенок растет. И в то же время, сон 12-летнего ребенка по своей сути отличается от сна новорожденного. Сон новорожденного менее глубокий и менее продолжительный, это обусловлено физиологическими особенностями. И когда по ночам мы начинаем кормить малыша, исходя из принципов свободного вскармливания, мы закладываем эндокринные механизмы нарушения сна. Допустим, в два месяца мы кормим ребенка ночью, но в более взрослом возрасте ночью он просыпается уже не от голода. Его будит не голод, а колебание уровня инсулина, падение глюкозы – то, что мы ему заложили, когда кормили ночью. И в два-три года, когда ребенок ночью уже не ест, эти колебания уровня глюкозы, которые были заложены ранее, фактически делают сон беспокойным. Поэтому здесь слишком много механизмов, которые закладываем мы сами, толкая к развитию патологии. Следующее. Качество сна может не зависеть от самого ребенка, если есть изъяны со стороны органов и систем, которые вызывают беспокойство. Да, нормы сна существуют, но, прежде всего, если ребенок во время сна начинает вскрикивать, дергаться, просыпаться необоснованно с позиции мамы, нужно лечить не сон, а искать причину (например, больного с аллергодерматозом будит зуд).

U-mama: Иными словами, причина может лежать совсем не в сфере неврологии?

А.С.: Абсолютно правильно. Отвлечемся от нервной системы. Мы ходим к стоматологу, хотя можем прекрасно снять боль анальгином. Но мы идем лечить зуб, так? Вот и в случае со сном, сама природа кричит: что-то неблагополучно. И если какие-то вещи беспокоят, усыплять силой не нужно. Нужно искать причину. А причина, чаще всего, лежит сверху. Уровень влажности в комнате, еда, шум и так далее. Эти моменты порой до такой степени на поверхности, что нет необходимости идти с проблемой сна к неврологу.

U-mama: Если ребенок спит хорошо, но долго засыпает, возбудим, особенно перед сном, до каких пор это не неврологическая проблема?

А.С.: Ребенок всегда говорит то, что думает, и верит в то, что говорит. В отличие от взрослого: мы можем говорить одно, думать о другом, а верить в третье. Весь мозг у ребенка всегда охватывается одной идеей, так что само по себе перевозбуждение перед сном охватывает весь мозг. И если мы потихонечку попытаемся лишить ребенка двигательной активности («Положи ручки под щечку»), фактически зона лба уже работать не будет. «Закрой глазки и послушай сказку» — этой фразой мы автоматически «выключаем» зону затылка. И таким образом, «гася свет», как в театре, мы можем спровоцировать ребенка на то, что он уснет. Само по себе длительное засыпание не является поводом для беспокойства. Это специфика детского организма: он может бороться со сном до тех пор, пока уже совсем не истощится. Поэтому первое правило: нужно принять, что ребенок – не такой, как мы. Второе. Качество засыпания определяется тем, что ребенок испытывает. Есть такая фраза, что для 4-5-летнего ребенка сон – это маленькая смерть. И в этом отношении ребенок действительно прощается на время сна с этим миром, у него слишком богатые эмоции; в отличие от нас, принимающих мир таким, какой он есть, ребенок каждый день видит в нем что-то новое, фантазирует, дорисовывает. И здесь нужно четко для себя определить грань. Если мы соблюли все условия – у ребенка есть отдельная кроватка, ночник, за два часа до сна мы перестаем с ним прыгать, бегать, прогулялись перед сном, на балконе постояли, ворон посчитали, — то есть если мы все делаем, как положено, но не видим результата, то, конечно, нужно вмешиваться, и вмешиваться профессионально. Чтобы вам была понятна позиция невролога: мы делаем энцефалограмму – запись активности мозга. И, скажем, может выясниться, что у пятилетнего ребенка энцефалограмма трехлетнего ребенка. И в этом случае нашей тактикой будет не успокаивать его, а помогать ему ноотропными и сосудистыми средствами догнать своих сверстников именно в смысле формирования биоритмов мозга. И если мы такого малыша будем усыплять, он еще больше будет отставать. Так что тактика здесь слишком неординарная, требующая постоянного участия специалиста и дополнительных методов исследования.

U-mama: Если ребенок, по мнению родителей, мало спит: скажем, засыпает в 11 вечера и просыпается в 6 утра, или не спит днем, — требует ли это лечения у невролога, или мы имеем дело с индивидуальными особенностями ребенка?

А.С.: Прежде всего, ближе к школе мы должны навязывать ребенку определенный режим, ведь потом он будет вставать утром в четко обозначенный час, так что элемент социализации должен присутствовать. А то, что каждый ребенок индивидуален, – в этом вы правы. И если он отличен в школе или садике, у него не находят никаких отклонений, а спит он, допустим, действительно немного, то это индивидуальная особенность человека. Но к этому выводу мы должны прийти только тогда, когда уберем факторы, которые могут мешать ребенку спать, чтобы не получилось так, что мы чего-то лишаем ребенка. Категория малоспящих детей может иметь место, но мы должны знать, что за этим не стоит ничего более серьезного – ни с эндокринной системой, ни со стороны других систем и органов.

U-mama: Имеют ли смысл, в таком случае, жесткие нормы сна, приводимые в разных источниках?

А.С.: А как бы мы тогда узнали, что ребенок малоспящий? Для того чтобы знать, что ребенок спит достаточное количество времени, мы должны от чего-то отталкиваться. На сегодняшний день никто не отменял дневной сон у детей до 5 лет включительно и ночной сон, начиная с 9 вечера и заканчивая 8 утра. Есть физиологические нормы, выработанные еще в советское время. Мы также должны всегда помнить, что есть и возрастозависимые режимы, нарушая которые, мы нарушаем что-то важное, выверенное годами. Если ребенок высыпается, значит, он веселый и бодрый. Если ребенок капризный и вялый, а мы видим нарушенный режим, то сам по себе ввод режимности является одним из самых важных моментов помощи. И, наконец, если мы не видим нарушенного режима, но видим проблему, мы можем предположить какое-то неблагополучие не только со стороны мозга, но и со стороны органов и систем.

U-mama: Аналогичная серия вопросов про гиперактивность. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?

А.С.: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ – прим. автора) во всей Европе лечится только у психиатров. Но менталитет нашего человека не позволяет всем идти к психиатру, поэтому мы придумали аналог: гипердинамические расстройства детства (ГРД – прим. автора). Диагноз наш, региональный, под него попадают наиболее легкие формы СДВГ, и он позволяет применять современные виды лечения тех или иных состояний современными препаратами. Есть очень четкий критерий, по которому можно определить, здоров ли ребенок. Если дома он деспот, а в школе нравится всем, то это здоровый ребенок. Если он дома лапочка, а в школе он всех на уши ставит – это здоровый ребенок. И только если и дома, и в школе этот ребенок – «исчадие ада», то это ребенок с СДВГ (по классификации психиатров), или ГРД (по неврологической классификации). Доказано, что это хроническое заболевание, требующее лечения.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

U-mama: А если не лечить?

А.С.: Аффективное поведение при нулевой продуктивности – то, что мы можем получить. И это состояние может перетекать, например, в инфантилизм тридцатилетних людей – моменты псевдозадач и псевдомероприятий, вытекающих в пустое топтание на месте. В каждом возрасте есть свои признаки СДВГ или ГРД, и в каждом случае это по-своему ведется – где психотерапевтами, где психиатрами, где неврологическими вмешательствами.

U-mama: Как часто встречаются дети с таким диагнозом?

А.С.: Эта проблема есть, но она не столь значима. Самые «продвинутые» в этой области американцы, потом идут французы, австрийцы и испанцы. У нас под этот диагноз попадают 15-20% детей.

U-mama: Блок вопросов по развитию речи: как отличить вариант нормы от ситуации, требующей коррекции у невролога?

А.С.: Речь – это высшая сигнальная система, сама по себе она – сложный механизм. Мысль рождается, потом обрекается в определенную систему знаков, потом лоб как двигательная зона заставляет говорить, стимулируя речевую функцию, движение речевых мышц, языка и носоглотки, речь становится внятной, без картавости, без каши во рту. И такая стройная система выстраивается не сразу и не вдруг, а ломается – очень легко. И в развитии этой хрупкой и тонкой системы мы должны действительно учитывать все: когда заговорил папа, когда заговорила мама, какие есть зоны страдания (например, киста в проекции лба, и в этом случае у ребенка уже заложена пострадавшая речевая зона). Замечено, что у больных после инсульта отнимается рука и отнимается речь из-за совместной локализации этих двух зон. Поэтому мы смотрим и на физическое развитие ребенка. И если мы видим, что речь не является проблемой маленькой, а охватывает другие состояния, в таких случаях участие врачей вполне оправдано. А если проблема только в речи, но при этом мы знаем, что в этой семье по жизни все финно-угорского происхождения [смеется], то сравнивать этого ребенка с кавказцами за стеной нет смысла. Совокупность всех этих моментов и позволяет нам оценивать состояние развития речи.

U-mama: То есть количество слов, которое ребенок должен говорить к определенному возрасту, — это лишь один из факторов оценки, зачастую не самый важный?

А.С.: Есть четкая шкала развития речевых навыков. Если их нет, мы это допускаем. Например, недавно на обходе мы решали, ставить ли задержку развития речи трехъязычному ребенку, который говорит по-русски, по-азербайджански и еще на каком-то своем наречии, от каждого по пять слов. И здесь мы решили речь пока не трогать. Почему логопеды не будут заниматься ребенком до трех лет? Потому что они считают, что если эта длительная цепочка развития центров сенсорной, моторной речи, речевой функции со стороны носоглотки не замкнулась, то не с чем работать. Но, тем не менее, определенные упражнения существуют. Поэтому надо знать ориентиры и советоваться, не считается ли этот ориентир уже пройденным. Зачем себя обманывать? Конечно, свой ребенок любимый и лучший. Но ведь в три года ребенок пойдет в садик, а в 7 лет – в школу, и нет смысла рапортовать всем, что у него все хорошо, в то время как сам ребенок не может двух слов связать. Вмешательство невролога необходимо, если проблема больше, чем просто речь.

U-mama: Ряд вопросов по приучению к горшку, особенно по ночам. До какого возраста ребенку позволительно не проситься ночью на горшок, и когда ставится диагноз «энурез»? И правильно ли адресовать эти вопросы неврологу?

А.С.: Начнем с того, что с введением памперсов ребенку не объяснить, зачем нужен горшок. Когда мокрые трусы и колготки, тогда присутствует элемент дискомфорта. А если в памперсе сухо, то ребенку не понять, зачем садиться на горшок. Поэтому с введением памперсов мы уже закладываем несколько нарушенную культуру опорожнения. Проблема энуреза – это не неврологическая и не психиатрическая проблема. Это урологическая проблема. Корней у нее может быть очень много, начиная от неправильной закладки мочевого пузыря и заканчивая многим другим. Например, мочевой пузырь у пятилетнего малыша соответствует трехлетнему возрасту и не может за ночь пропустить через себя весь объем мочи, поэтому ему проще опорожниться. Почему такое может иметь место? В садике ему могут не давать пить, чтобы он не нарушал распорядок дня, в школе – чтобы, скажем, не срывал уроки своим «можно выйти». И в результате в мочевом пузыре заложен гипертонус. На сегодняшний день доказано, что если у ребенка есть проблемы с ночным мочеиспусканием, нужно резко увеличить объем жидкости, потребляемой в первой половине дня. Таким образом, мы увеличим потенциальный резерв. Визит к нефрологу позволяет исключить какой-то очевидный нефрологический дефицит, который может потребовать специфического лечения. Только после того как нефролог исключит патологию, имеет смысл подключать невролога, и на сегодняшний день неврологическая составляющая проблем с мочеиспусканием составляет очень маленький процент.

U-mama: С какого возраста уже нужно обращаться с этой проблемой к специалистам, а не ждать взросления ребенка?

А.С.: Есть четкая грань – это пять лет. Формально получается, что к этому возрасту мы должны ответить на все вопросы. Чтоб речь была, чтоб мыл руки, чтоб все понимал, чтоб не писался ночью. Если проблемы есть, то у нас остается два года до школы, чтобы помочь ребенку. И в пять лет вы уже приходите к специалистам, чтобы лечить энурез. Но если в 2,5-3 года ребенок писает 3-4 раза за ночь, то есть чуть больше, чем другой ребенок, то лучше не ждать пяти лет, а сходить к нефрологу раньше, чтобы узнать, не его ли это патология. Если специалист не увидит проблем, тогда действительно нужно подождать.

U-mama: Ряд вопросов по детским «вредным привычкам», как я их назвала: ребенок теребит или грызет ногти, карандаши, сосет палец. Это неврологическая проблема?

А.С.: До трех лет формально это проблема невролога: именно до этого возраста нам доверена оценка работы мозга и с неврологических, и с психиатрических позиций. Всем тем явлениям, о которых вы сказали, придуманы названия: онихофагия (привычка грызть ногти), хейломания (привычка сосать палец) и так далее. Сюда же мы можем отнести и ранний детский онанизм, и еще массу всего – проще не называть, чем называть. И до трех лет это может допускаться, но ребенка нужно отвлекать. С трех лет наши исследования должны быть более жесткого характера. Если мы видим, что обычные формы убеждения и воспитания не помогают, то это уже болезнь: ребенок не отвлекается, значит, присутствует очаг перевозбуждения. Поэтому когда мы видим, что какое-то движение становится стереотипным, навязчивым, необходимо обращаться к врачу. Само по себе это не пройдет. Пусть сначала это будет педиатр, который может убрать очевидные причины (скажем, дерматит как причину постоянного перебирания ножками), а следующим будет невролог.

U-mama: Что делать в случае, если ребенок соглашается с доводами родителей, перестает, скажем, грызть ногти, но в периоды волнения напрочь забывает об этом?

А.С.: А у всех нас это так. В периоды волнения у всех нас появляется огромное количество разных посторонних движений. Почему? Возбуждение с одного участка начинает охватывать весь мозг. Отвлечемся от проблемы. Когда мы долго учим, скажем, стихотворение, что мы делаем, когда уже не остается сил? Мы начинаем раскачиваться, мы включаем другие зоны, чтобы они помогали той зоне, которая уже истощилась. Здесь то же самое. Возбуждение начинает «перебегать» на другие зоны, и возникают все эти движения. Это физиология, и мы с ней миримся до тех пор, пока не увидим, что это повторяется из раза в раз: тогда такое состояние возбуждения будет считаться патологией.

Вопрос: Так ли нужен всем детям невролог или достаточно грамотного педиатра, а к неврологу следует обращаться только с реальными проблемами? И с какими?

Ответ: На сегодняшний день в нашей стране нормативными документами предусмотрено, что на каждые 10 000 детского населения приходится один невролог, а на каждые 800 детей – один педиатр. И сама жизнь расставляет все так, что неврологи делегируют часть своей сферы компетенции педиатрам – это физическое развитие и другие вопросы. Нервная система присутствует всюду, и ее нарушения может отметить либо сама мама, сравнивая своего ребенка с другими детьми, либо педиатр, выявляя какие-то особенности, на которых нужно заострить внимание мамы. И тогда он может направить ребенка к неврологу. Есть состояния, которые выбиваются из нормы. Это любые стереотипные движения, припадки, судороги, потери сознания – в этих случаях невролог является первым человеком, который будет участвовать в проблеме ребенка и здесь он абсолютно нужен.

Вопрос: Что вы думаете о применении методов доказательной медицины в нашей стране? Считаете ли вы себя приверженцем ЕВМ (англ. evidence-based medicine – прим. автора)?

Ответ: На сегодняшний день я категорически не признаю элементов доказательной медицины в нашей стране, особенно в педиатрии. Если мы пойдем по тем ступенькам, которые нам предлагают, нам лечить будет нечем. Поэтому, при всем уважении к нашим коллегам за рубежом, мы используем старый способ под названием «клинический опыт». Пока мы его нарабатываем под крышей медицинской академии, научно-исследовательских центров, мы лечим малыша. Если мы сейчас пойдем с позиции доказательной медицины, то фактически все родовые залы у нас будут пустыми, из лекарств будет только, в лучшем случае, какой-нибудь «навороченный» антибиотик. Кроме того, элемент доказательности споткнется об одну вещь. Неврологи очень широко используют ноотропы – препараты, которые влияют на мозговую ткань. Так вот в США их вообще нет. Мы «льем ведрами», Европа находится посередине. В то же время в США ту же гиперактивность лечат психостимуляторами, в Европу и в Россию их ввоз категорически запрещен. О каких стандартах может идти речь? Так что элемент доказательной медицины в условиях педиатрии – очень щекотливый момент. Когда перед тобой конкретный пациент, и ты знаешь, что где-то, скажем, в московской клинике это применяется, ты можешь взять эту схему, зная, что она эффективна, пусть она и не имеет под собой никаких доказательных сертификатов.

Вопрос: Как вы относитесь к длительному грудному вскармливанию и совместному сну с родителями?

Ответ: Совместный сон с родителями должен заканчиваться в два месяца. Во-первых, ребенок должен знать свое место. Во-вторых, многими доказано, что папа в конце концов начинает уставать от того, что кто-то занимает его место рядом с мамой, и у него появляется какая-то более значимая доминанта. Когда у ребенка есть свое место, это подразумевает свой мирок. Вы можете взять и передвинуть кроватку ребенка, если, допустим, очень жарко или очень холодно. Но свое место должно быть. Что касается грудного вскармливания, то мое глубокое убеждение, что если появляется психологическая зависимость, когда ребенок подходит просто приложиться к груди, и для него это уже не еда, а способ обратить на себя внимание, то нужно прекращать кормить ребенка. Потому что в противном случае может произойти следующее: мама дает ребенку грудь каждый раз, когда он просит, и не видит никаких проблем в этом, но однажды, например, приходит важный гость, ребенок тянется, просит грудь, а мама одергивает и не дает ребенку то, что он просит. Ребенок не понимает, почему всегда было можно, а сегодня нельзя. Молоко к году перестает иметь ту значимость, которая была в первые месяцы. Есть ситуации, когда нельзя прекращать кормить – при переезде, в жаркое время года, на фоне болезни, но ребенок не все время ездит больным по жарким странам? Всегда должен присутствовать здравый смысл.

Вопрос: Как вы относитесь к остеопатам, докторам БРТ и другим подобным специалистам?

Ответ: Список можно расширять, сюда можно отнести и разнообразное аппаратное обеспечение, и прочее, сейчас этого огромное количество. Моя позиция такова. Я не могу помочь всем детям с ДЦП. Если такой ребенок пойдет к подобным специалистам и получит какой-то позитив – пусть лечится. Принципы работы на биорезонансной терапии, на эффекте обратной связи, на различных видах диагностики (по точкам, по Фоллю и так далее), другие методики – все это нам известно. И я их принимаю. Главное, чтобы эти специалисты не мешали, не отменяли специфической терапии, назначенных препаратов. Поэтому – первое – пусть они будут. Не все же могут быть неврологами, кто-то и туман какой-то парамедицинский должен пускать. Второе, если такие специалисты есть, значит, они кем-то востребованы. Они имеют исторические корни, они закладывают дисциплину больного, ограничения, правильный образ жизни, дают взгляд на проблему с другой стороны, упрощенно рассказывают. И третье, уже давно замечено, что коммерческие больные более щепетильны в плане своего отношения к здоровью и к рекомендациям докторов, и это тоже нужно учитывать, говоря об эффективности того или иного специалиста.

Вопрос: Каковы последствия компьютерных игр для психики ребенка?

Ответ: Огромное количество. Существует масса последствий, которые надо проговорить ребенку. Начнем с того, что специфической компьютерной зависимости не существует, это один из видов зависимостей, и лечат ее психиатры. Но дело не только в ней. Глаза напрягаются – значит, должна быть гигиена глаз. Поза одна и та же – значит, должна быть гигиена со стороны туловища. Постоянная работа с мышью снижает активность письма. И все эти моменты, как при работе с любым аппаратом, нужно объяснить, чтобы больше к ним не возвращаться.

Вопрос: Лечат ли неврологи бруксизм?

Ответ: Да, таких больных мы берем к себе. Бруксизм (скрежетание зубами во сне) – это одна из форм нарушения сна, вызванных повышенным тонусом определенных отделов мозга. Это неэпилептические пароксизмы, они лечатся. Если не искать причину и не лечить, то мы закладываем, что какая-то стадия сна будет провальной, и нам потом придется заниматься другими проблемами. Надо помнить, что часто под бруксизмами скрываются гельминтозы.

Вопрос: Существуют ли препараты, помогающие школьнику улучшить память? Действительно ли эффективен рекламируемый препарат Йод-актив?

Ответ: Йод-актив – это метаболический препарат, он действует опосредованно на мозг через эндокринную систему, косвенно влияя на эмоционально-волевые состояния нервной системы, но напрямую повышать мозговую активность не может. Помимо мультивитаминов с микроэлементами, память помогают улучшать все группы ноотропных препаратов растительного или животного происхождения.

Вопрос: Сын в 2 года сильно запрокидывает голову во сне, на УЗИ никаких аномалий. С чем это может быть связано?

Ответ: Начнем с того, что в два года у ребенка уже зарос родничок, поэтому УЗИ головы в этом возрасте сделать невозможно, а если и можно, то это уже не норма. Такое положение головы не физиологическое, но, тем не менее, оно может быть и не только неврологическим. Нужно искать причину запрокидывания головы у смежных специалистов – это стоматолог (специфическое формирование ротоглотки), ЛОР (аденоиды и другое), окулист.

Вопрос: Если в 7 месяцев у ребенка прощупываются швы на голове, норма ли это?

Ответ: Это норма. Когда родничок закрывается, швы выполняют функцию баланса между жесткими костями и мягким мозгом.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Вопрос: У ребенка с рождения миатония, до года регулярно делали массаж, ставили актовегин, пили глицин, нейромультивит. Что вы можете посоветовать делать сейчас?

Ответ: Миатония не является нормой, она является почвой для развития нарушений осанки и других патологий. Если ребенок отстает в развитии на фоне миатонии, то это патологическое состояние требует активного вмешательства невролога. Если ребенок не отстает в своем развитии, а миатония присутствует, необходимо смотреть на состояние суставных капсул, поскольку есть элемент диспластичной костной системы, который имитирует миатонию. Обращаться к специалистам нужно. Если после указанного курса лечения эффекта не наступило, значит, это не неврологическая проблема, и надо смотреть шире, идти к педиатрам и исключать дисплазию.

Вопрос: Ребенку 3,5 года, диагноз ППЦНС снят в 1,5 года, сейчас жалуется на головокружение. Невролог назначил вазобрал, эскузан и кортексин в уколах. Насколько необходимо такое лечение?

Ответ: В полтора года невролог констатировал факт, что ребенок соответствует норме. Появившиеся неврологические проблемы в три года никак не связаны с ППЦНС. Назначены препараты, влияющие на кровоток и метаболические процессы, в виде стандартного курса лечения. Если они сейчас не окажут должного эффекта, следующим шагом мы идем на более радикальное обследование.

Вопрос: Можно ли принимать детям препараты серебра?

Ответ: Из всех препаратов, которые у нас есть на серебре, я знаком только с одним – это протаргол. Больше я не знаю препаратов серебра, которые были бы разрешены или запрещены к использованию.

Вопрос: Насколько эффективен энцефабол при задержке речевого развития?

Ответ: Это один из препаратов, влияющих на развитие нервной системы. У каждого доктора свои предпочтения – кто-то использует и церебролизин, и ноотропил. Энцефабол – тестированный препарат, доказавший свою эффективность, но сказать, что я рекомендую заменять им все остальные, я не могу. Попробовать надо. Если эффекта не будет, значит, нужно будет использовать другие ноотропы.

Вопрос: Что вы можете посоветовать, если у ребенка имеется скованность мышц шейного отдела и языка?

Ответ: Однозначно нужна консультация невролога, чтобы понять, что это за скованность.

Вопрос: Насколько опасен рентген головы для ребенка (делали после травмы)?

Ответ: Достаточно безвреден с позиции своей информативности. Последствия недооцененной травмы еще страшнее. В то же время все аппараты титрованы в педиатрии, и дозировки, которые получает ребенок на фоне однократного снимка головы, гораздо ниже, чем когда мы облучаем ему живот, копчик или что-то еще.

Вопрос: Насколько серьезен диагноз тимомегалия? В каком возрасте можно делать УЗИ тимуса? Можно ли делать прививки по возрасту при таком диагнозе?

Ответ: При тимомегалии необходимы консультации с педиатром и иммунологом. Они посмотрят, почему увеличен тимус и нужна ли консультация других специалистов. УЗИ тимуса делается по потребности до 5 лет. Оно делается столько раз, сколько необходимо, чтобы снять опасность какого-то иммунодефицитного состояния. Что касается прививок, все вопросы по отсрочке от них решаются у иммунолога.

Вопрос: С 9 месяцев ребенок не спит по ночам. Принимали глицин, цитраль, циннаризин, курс массажа. Что делать?

Ответ: Если традиционный курс терапии, назначенный пациентке, не помог, надо с ней заниматься дальше. Если не разобраться с этим сейчас, то это может привести к более значимым нарушениям.

Вопрос: О чем говорит посинение носогубного треугольника у ребенка (в бане, ванной, на улице)?

Ответ: Данный вопрос следует переадресовать кардиологу.

Вопрос: Нуждаются ли в лечении аффективно-респираторные приступы?

Ответ: Аффективно-респираторные приступы – это не эпилепсия. Это возрастозависимые пароксизмы, имеющие место от 1 года до 5 лет. Они лечатся. Если их не лечить, то к пяти годам, когда эти приступы сами по себе пройдут, мы получим неуправляемого ребенка, который знает, что ему все можно, и «падает в припадке», чуть только что не так. Такие приступы еще называют «истерией детского возраста». Дополнительные обследования нужны для дифференцировки с эпилепсией. И в этом отношении и по обследованию, и по лечению стандарт полный.

Вопрос: Дочь в два года часто ходит на цыпочках, является ли это проблемой?

Ответ: Фраза в вопросе «часто ходит» — это уже критерий того, что девочка умеет ходить правильно, на всю ступню, поэтому неврологической проблемы здесь нет. То, что она ходит на цыпочках, может быть обусловлено особенностями постановки стопы, и тогда это сфера ортопеда, либо это может быть поведенческой особенностью.

Вопрос: Есть ли в городе адекватные неврологи для детей-инвалидов?

Ответ: Есть. Я считаю, и это будет вполне честный ответ, на сегодняшний день они все сосредоточены в «Особом ребенке».

Вопрос: Ребенку 3 месяца, боится купаться, во время купания на несколько секунд цепенеет, застывает в одном положении с паникой на лице, а потом сильно плачет. Что это может быть?

Ответ: То, что вы описываете, это не просто нежелание купаться, это эпилептический припадок – состояние, требующее глубокого обследования и лечения.

Вопрос: Дочь в 5,5 лет пишет буквы в зеркальном отражении, читает справа налево. Что делать?

Ответ: Это одна из особенностей развития навыков. В итоге все встанет на свои места. Формально это, конечно, отклонение. Здесь можно рекомендовать занятия с педагогом или с психологом, который постепенно подавит неправильно работающие участки мозга и научит ребенка, и консультацию с неврологом для исключения очевидных патологий со стороны организма.

Вопрос: Ребенок боится высоты и темноты. К кому обращаться?

Ответ: Все виды фобий – это сфера компетенции психиатра.

источник

«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

Михаил Полуэктов
Врач-сомнолог, доцент курса сомнологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит.

Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи . Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы.

В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка.

Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают.

Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.

К неправильным ассоциациям засыпания относятся : засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать.

Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке. Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом.

Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.

Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения , связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке.

Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

источник

Синячки под глазами у детей врач-педиатр, к.м.н. Е.О. Комаровский считает следствием ряда сложных заболеваний. Игнорировать этот симптоматический признак не рекомендуется. Внимательные родители, которые своевременно смогли заметить темные круги под глазами у малыша, могут предупредить серьезные проблемы со здоровьем. Отметим основные причины синяков под глазами у детей:

1 Генетическая составляющая. Чувствительная и тонкая кожа у родителей в ряде случаеа передается и детям. Плюс близость сосудов и предрасположенность к образованию синяков будет стопроцентная. Опасности для здоровья нет, но показано регулярное проведение витаминотерапии. Данный фактор относится к любому возрасту, переживать родителям не стоит. Важно, чтобы малыш хорошо питался и рекомендовано соблюдение правильного режима дня.

2 Повышенная утомляемость. Этот фактор провоцирует появление синяков у деток, которые посещают детский сад и школу. Переутомление, связанное со сложностями в обучении, все чаще становится поводом нарушений в здоровье. Недостаточное время, проводимое на свежем воздухе, и малоподвижный образ жизни напрямую связаны с образованием темных кругов под глазами.

3 Неправильное питание. Пересмотрите рацион. Частое употребление нездоровой пищи, фастфуда, может быть причиной синяков под глазами. Проблемы с питанием становятся причиной темных кругов в области глаз как у младенцев грудного возраста, так и у более старших детей.

Питание должно быть полезным, богатым витаминами и другими питательными веществами, по нормам каждой возрастной группе. Педиатры советуют принимать витаминные комплексы в осенне-зимнюю пору.

4 Нарушение режима дня. Провоцирует синяки под глазами у детей в 3 года и старше, при активном и подвижном образе жизни, при несоблюдении режима сна и отдыха. Малыш, который мало спит, а есть родители, не считающие важным дневной сон, будет переутомляться.

Следите как за продолжительностью сна, так и за его качеством. В случае, если ребенок не спит весь день, ознакомьтесь с причинами. Рекомендации касаются режимных моментов для детей любых возрастных категорий.

5 Железодефицитная анемия. Чаще всего провоцирует синяки под глазами у годовалого ребенка и младше. Анемия в этом возрасте особенно опасна. Важно периодически сдавать анализы крови на определение уровня гемоглобина. Нарушения нормальных показателей требуют своевременных и безотлагательных мер.

6 Гельминтоз. Причины синяков под глазами у ребенка во многих случаев обусловлены наличием паразитов в организме. Токсическое воздействие на растущий организм при этом гарантировано. Какие первые симптомы глистов у детей рассказывается здесь, а в этой статье основное внимание уделено энтеробиозу – поражению организма острицами.

Кровоподтеки в результате спортивной травмы обычно не опасны, но требуют обследования для исключения ЧМТ

7 Травмы. Синяки являются следствием ударов или переломов носовой перегородки в любом возрасте. Кровоизлияние подкожных участков может быть как с одной стороны, так и с двух.

Посещение травматолога позволит выяснить степень опасности травмы и необходимое, в случае необходимости, лечение. Про симптомы сотрясения головного мозга и последствия для здоровья исследуются в данной публикации.

8 Эндокринные нарушения. Сбои в работе щитовидной железы могут начаться с первых дней жизни. Для исключения патологии при обнаружении синяков под глазами у грудничков необходимо пройти обследование. Синюшность под глазами у ребенка в 2 года и старше тоже могут появиться по этой причине.

9 Вегето-сосудистые патологии. В соответствии с рекомендациями педиатров, родителям нужно постоянно наблюдать за поведением детей, состоянием кожных покровов, частотой сердечных сокращений и пр. Малейшие нарушения требуют врачебной консультации.

10 Инфекционные заболевания, проблемы с печенью и почками. Образование синюшности под глазами сигнализирует ухудшения в работе печени и почек. Любые вирусные инфекции, ослабляющие иммунитет, необходимо начинать лечить в первые дни после первых симптомов. Медикаментозное лечение и тщательная диагностика показаны как для грудничков, так и для детей старшего возраста.

По данным статистики, у 30% детей в том или ином возрасте появляются синяки в области глаз. Распространенности патологии способствует большое количество провоцирующих факторов. Не всегда они опасны для здоровья, но требуют принятия неотложных мер.

Например, красные синяки под глазами у ребенка возникают в результате аллергии. Так может отразиться реакция и на вирусные поражения или на сложные инфекции.

  • Желтоватый оттенок синюшности в области глаз сигнализирует о нарушениях в работе печени или почек.
  • Когда развиваются синяки с фиолетовым цветом, нужно срочно сдавать анализ крови на определения уровня гемоглобина. Возможно, имеет место развитие анемии.
  • Темные, почти черные, круги под глазами развиваются при переутомлении. Требуется скорректировать режим активности и отдыха.
  • В случае, если ребенок получил травму переносицы, то темные синяки по мере выздоровления будут становиться все светлей.

Бледная и сухая кожа в сочетании с синюшностью под глазами в ряде случаев свидетельствует о железодефицитной анемии. Педиатр при этом обязан направить пациента на сдачу общего анализа крови.

Определения уровня гемоглобина поможет установить окончательный диагноз. Если в анализах крови и мочи нет нарушений, причину, почему у ребенка синяки под глазами, поможет разобраться анализ кала на яйцеглист и мазок на энтеробиоз.

В клинических случаях врачи рекомендуют провести исследование внутренних органов. Это эффективный способ выяснить возможные причины патологии. При клинической картине развития патологий с печенью или почками кроме лабораторных исследований важно провести УЗИ внутренних органов.

Лечащий врач на приеме с родителями должен определить насколько рационально налажен режим дня. Важно и то, какой рацион питания в семье. Как часто малыш бывает на свежем воздухе и какое место занимает телевизор и компьютер в жизни.

Если у малыша, независимо от возраста и иных предпосылок, внезапно развились загрудинные боли, он побледнел и пожаловался на слабость, у него появились синяки под глазами – нужно в срочном порядке обращаться за медицинской помощью.

Эта симптоматическая картина предполагает серьезные проблемы с сердечно-сосудистой системой. Обратите внимание на информацию в статье про открытое овальное окно в сердце у ребенка.

Медицинские препараты для купирования анемии в младшем возрасте назначают в каплях. Такие препараты как Гемофер, Мальтофер, Актиферрин добавляют в чай или соки. Дозировка зависит от характера заболевания и результатов анализов крови.

На практике врачи назначают от 4 до 10 мг средства. Лекарства разрешены для недоношенных детей с первых дней жизни. Ценовой диапазон от 40 рублей и выше.

Для возрастной группы от 2 лет и старше препараты лечения железодефицитной анемии выпускаются в виде сиропов. Выделим препараты отечественного производства – Ферронал, Феррум Лек. Дозировка должна соответствовать возрасту и весу малыша. Суточная доза не должна превышать 10 мг. Препараты практически не имеют противопоказаний и побочных эффектов, но в приеме рекомендация лечащего врача строго обязательна.

  1. Категорически запрещено заниматься самолечением.
  2. Если ребенок бледный и появились синяки под глазами – нельзя медлить со сдачей анализов крови и откладывать визит к педиатру.
  3. Родители должны помнить, что подбор лекарственных средств для маленьких деток находится в компетенции врача. Состояние больного должно строго контролироваться во время лечения, и если происходят осложнения, немедленно прекратить прием препарата и назначить другой. Нельзя самостоятельно увеличивать дозировку лекарственных препаратов.
  4. Нельзя рассчитывать только на способы народной медицины, которые бесполезны при медицинских патологиях.

Для профилактики синяков под глазами у детей врачи рекомендуют наладить здоровый режим питания. Особенно важно употреблять витамины в осенне-зимний период.

Предотвратить ситуацию, когда у ребенка появились синяки под глазами не сложно. Нужно внимательно следить за питанием и режимом отдыха.

Врачи рекомендуют своевременно проходить назначенные профилактические обследования. Ведь некоторые дети еще при рождении имеют показания для более тщательной диагностики развития.

Детскому организму важно своевременное восполнение витаминами и минералами. Прогулки на свежем воздухе, физическая активность – основные меры по предупреждению анемии. Как организовать первые прогулки с новорожденным зимой – тема этой публикации.


Людмила, 34 года, г. Тула

В результате обследования у двухлетнего сына выявили сложную патологию почек. Синюшность под глазами, бледный оттенок кожи стали меня беспокоить, когда ребенку исполнилось 1,8 лет.

Было несколько обследований и дообследований в разных клиниках, в результате которых удалось поставить диагноз. Лечение нам предстоит длительное и сложное. Но мы надеемся, что все будет отлично.


Анжела, 27 лет, г. Красноярск

Слишком тонкая кожа моей малышке передалась по наследству от папы. Отсюда, как нам сказали врачи, и синячки под глазами, и выступающие капиллярчики.

Лечить ничего не нужно, так как это не относится к медицинским патологиям. Для предупреждения аномалий мы все же сдали анализы, и как оказалось, у нас действительно все хорошо.

источник