Меню Рубрики

Психологический возраст как единица анализа развития

Психологический возраст как единица анализа процесса развития
Л. С. Выготский ввел понятие психологический возраст и определил его во взаимосвязи с возникающим новообразованием. Введение понятия «психологический возраст» дало основания для анализа процесса детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, психологический возраст позволяет рассматривать целостные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Опора на данное понятие позволяет решать проблему периодизации детского развития, расставляя «метки» в непрерывном потоке психологического развития человека, контролируя его.

Согласно Л.С. Выготскому, возраст представляет собой относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Рассмотрим структурные компоненты возраста, с помощью которых строится периодизация детства, а также может оцениваться нормативное развитие ребенка.
Возраст — понятие искусственное, его содержание зависит от социокультурных условий, в которых развивается ребенок. Система образования любой страны ориентируется на теоретически сформулированное и практически обоснованное понятие возраста для организации обучения и воспитания детей, предъявления требований к оцениванию результатов их развития.
Структуру психологического возраста составляют:
— новообразования в сфере сознания и личности;
— социальная ситуация развития;
— ведущая за собой развитие деятельность.


Рисунок 1. Структура психологического возраста
Основное направление развития в том или ином возрасте задает ведущая деятельность.
Ведущая деятельность — это деятельность, ведущая за собой развитие, а не всякая деятельность, которой занимается ребенок в том или ином возрасте. Суть ее в том, что она указывает на собственно активность ребенка. В ходе ее реализации в психике складывается способность, называемая центральным возрастным психологическим новообразованием. Выготский в своих работах в качестве ведущей выделил деятельность только дошкольного возраста, а именно игру. Позднее проблемой разработки ведущей за собой развитие деятельности занимался А. Н. Леонтьев, которому принадлежит определение структурных компонентов деятельности на предметном уровне и на психологическом уровнях. На предметном уровне деятельность представлена триадой: деятельность — действие — операция. На психологическом уровне деятельность представлена триадой: мотив — цель — задача.
Введение понятия «ведущая деятельность» в рассмотрение проблемы возраста и развития указывает на то, что ребенок воспринимается не как пассивный приемник воспитательных воздействий взрослого, а как субъект, активно выражающий свое отношение к действительности, имеющий свои потребности, желания, интересы.
Важнейшим механизмом развития деятельности является «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Например, ребенок охотно занимается тем или иным предметом, потому что ему доставляет удовольствие общение с любимым взрослым. Со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и ребенок продолжает заниматься этим предметом ради него самого. Такая трансформация становится возможной только в случае выработки положительных эмоций на предмет. Должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций, и только потом наступает время, когда сам предмет начинает «светиться» заряженной положительной энергией. Для описания механизма «сдвига мотива на цель» мы использовали метафоры Ю.Б. Гиппенрейтер. Подчеркнем, что здесь особым образом обозначается роль взрослого, который организует радостные переживания ребенка в процессе обучения.
Позиция Выготского в понимании ведущей за собой развитие деятельности позволяет педагогам рассматривать такую организацию деятельности, где смысл первичен по отношению к значению. Деятельность может и должна ориентироваться на возможности ребенка, а не на имеющийся и уже сформированный уровень его знаний и умений.
Критерием сформированности деятельности является позиция субъектное™, т. е. способность ребенка по своему усмотрению использовать
Важнейшим механизмом развития деятельности является «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Например, ребенок охотно занимается тем или иным предметом, потому что ему доставляет удовольствие общение с любимым взрослым. Со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и ребенок продолжает заниматься этим предметом ради него самого. Такая трансформация становится возможной только в случае выработки положительных эмоций на предмет. Должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций, и только потом наступает время, когда сам предмет начинает «светиться» заряженной положительной энергией. Для описания механизма «сдвига мотива на цель» мы использовали метафоры Ю. Б. Гиппенрейтер. Подчеркнем, что здесь особым образом обозначается роль взрослого, который организует радостные переживания ребенка в процессе обучения.
Позиция Выготского в понимании ведущей за собой развитие деятельности позволяет педагогам рассматривать такую организацию деятельности, где смысл первичен по отношению к значению. Деятельность может и должна ориентироваться на возможности ребенка, а не на имеющийся и уже сформированный уровень его знаний и умений.
Критерием сформированности деятельности является позиция субъектное, т. е. способность ребенка по своему усмотрению использовать уже сформированную деятельность в качестве формы для той, которая еще находится в стадии становления, делая ее содержанием общения. Так, например, ребенок, ставший субъектом предметной деятельности, после кризиса трех лет вносит в нее игровое содержание. Ребенок, ставший субъектом игровой деятельности, вносит в ее содержание учебу — играет в школу. Таким образом, преемственность возрастов выступает как преемственность ведущих видов деятельности, когда в недрах одной ведущей деятельности вызревает ведущая деятельность другого возрастного этапа. Кроме того, ведущая деятельность и складывающееся в ней центральное психологическое новообразование акцентируют роль искусственных социокультурных, средовых факторов развития.
В современной психологии развития используется понятие «неведущая деятельность» (Бережковская Е. Л., 2004). Неведущая деятельность есть «культурный» вид активности человека, свободный и спонтанный, развивает воображение и внутренний мир ребенка. Это деятельность, которая «дополняет» ведущую деятельность возрастного периода, помогая становлению центрального новообразования. Бережковская в качестве неведущих видов деятельности называет сенсомоторную активность в младенческом возрасте, подражание и слушание в раннем возрасте, продуктивные виды деятельности в дошкольный период, коллекционирование в младшем школьном возрасте и чтение — в подростничестве.
Каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными, неповторимыми связями и отношениями ребенка с социальным окружением, которые складываются в данном возрасте. Образно говоря, социальная ситуация развития — это мир глазами ребенка определенного возраста. Она закономерно определяет образ его жизни и бытие в целом.
Среди разнородных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития, Выготский выделял «ближайшие» и «далекие» отношения с обществом. Ближайшие отношения содержательно раскрыты в исследовании генезиса форм общения ребенка (М. И. Лисина и ее ученики), а далекие — в исследовании ролевых отношений, обусловленных объективным положением (местом) ребенка данного возраста в системе общественных отношений (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Индивидуальный анализ социальной ситуации развития ребенка учитывает одновременно два плана отношений:
— отношения с общественным взрослым как представителем социальной организации (воспитатель, учитель, врач и т. п.);
— индивидуальные, личностные отношения с близким взрослым и детьми.
Для системного представления социальной ситуации развития необходимо дифференцированно рассматривать значимые для ребенка сферы взаимоотношений. Это есть основа для поиска «точек роста», источников трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, и др.).
Новая социальная ситуация развития задается тем новообразованием, которое складывается внутри ведущей за собой развитие деятельности. Но вместе с тем само становление ведущей деятельности не может осуществляться без целенаправленного развития возрастного новообразования. Согласно Выготскому, новообразование возраста — это «возрастно-психологический портрет ребенка». Появляясь, новообразование встает в центр развития с самого начала возраста. К концу возраста новообразование качественно меняется, трансформируется, оно становится произвольным. Так, воображение интенсивно развивается в игре ребенка дошкольного возраста, но впервые появляется уже в раннем возрасте, задолго до того, как приобретет статус новообразования, т. е. станет самостоятельным процессом. Первые формы игры (режиссерская, образная) возникают и развиваются уже на базе воображения как новообразования дошкольного периода.
В возрастной психологии выделяют два вида новообразований. Это новообразования литического (плавного, постепенного) периода развития и новообразования критического периода развития. Последние характеризуют появление нового типа отношений, новой позиции в общении, ребенок становится субъектом таких отношений, переходит на новый уровень осознания себя, других людей и окружающего мира.
Таким образом, психологические новообразования являются и предпосылкой, и результатом, своеобразным продуктом возрастного развития. «Созревание» новообразований относится к концу возраста. Накапливаясь с течением времени, они постепенно вступают в противоречие со старой ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.
Резюме. Подводя итог описанию структурных компонентов возраста, необходимо еще раз подчеркнуть, что главным из них, задающим «портрет возраста», является центральное новообразование. Именно оно задает базовое отличие ребенка одного возраста от другого, создает неповторимость возраста, метаморфозу возраста, определяя доминирующую позицию педагога/взрослого к ребенку.

Вопросы и задания
1. Объясните, каким образом психологический возраст позволяет анализировать развитие человека? Что составляет структуру психологического возраста?
2. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примером механизм «сдвига мотива на цель».
3. Как связаны ведущая и неведущая деятельности в развитии ребенка?
4. Расскажите о социальной ситуации развития применительно к организации воспитания и обучения ребенка.

источник

Возраст как единица анализа детского развития, структурные элементы возраста. (Л.С.Выготский). Типы возрастов.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Различают паспортный, умственный и психологический возраст человека.

Паспортный, или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).

Умственный возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Паспортный возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим возрастом.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

— преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

— непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль
и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста
и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Анализ психического развития можно вести по-другому:
в системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке, являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности, и долгое детство.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

источник

Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Возраст психологии) — категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст — физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

— детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

1.2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

— детская психология (от рождения до 17 лет);

психология взрослых, зрелых возрастов;

— геронтология или психология пожилого возраста.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т. п.);

3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.

0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство

2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов

6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. д.

0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс, девочки к отцу (комплекс Электры).

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Основной критерий — интеллект.

— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

— от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Существуют и другие периодизации развития.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности

использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М., 1997

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.: Наукова думка, 1984. — С. 173–175.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М., 1997;

5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;

6. Обухова Л. Ф. Детская психология. -М., 1996;

7. Мухина В. С. Возрастная психология. -М., 1998;

8. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г. В. Бурменская. -М., 1996.

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Неделя психологии. Акция «Радужное настроение».В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.

Неделя психологии «Экология семьи» Цель:сформировать настрой на «психологическую волну», стимулировать интерес к психологическим знаниям родителей и педагогов,.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.

Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.

источник

Понятие возраста как единицы анализа психики. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития (Фрейд, Эриксон, Ж. Пиаже, Выготский, Эльконин)

Выготский считает, что существенной особенностью развития являются качественные изменения (возрастные новообразования). Следовательно, для выделения этапов детского развития необходимо учитывать именно возрастные новообразования. Возрастное новообразованиепсихические и социальные изменения личности, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, егоотношение к среде (его внутреннюю и внешнюю жизнь), основное направление развития в данный возрастной период. Но для каждого возраста характерно свое новообразование. Следовательно, единица анализа психического развития (по Выготскому) — психологический возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.Структура возраста. Центральное новообразование. Вокруг него группируются частичные новообразования и процессы развития, связанные с предыдущими новообразованиями. Центральные линии развития – процессы развития, связанные с центральным новообразованием. Побочные линии развития – остальные изменения, происходящие в данном возрасте. При переходе от одного возраста к другому меняются местами центральные и побочные линии развития. Речевое развитие выступает в качестве побочной линии развития в младенчестве и становится центральной линией развития в раннем детстве. Затем оно снова становится побочной линией развития. Структура возраста включает также соц-ю ситуацию развития – отношения между ребенком и окружающей его социальной средой. Динамика возраста –формирование структуры возраста. Структура возраста формируется на протяжении всего возрастного периода. Поэтому новообразования относятся не к началу, а к концу возраста. Динамику возраста (формирование структуры возраста) провоцирует социальная ситуация развития: она определяет тот путь, следуя которому, ребенок приобретает новообразования. С возникновением новообразования изменяется вся личность ребенка. Изменения в личности ребенка приводят в свою очередь к необходимости изменения социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития составляет основное содержание критического возраста. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития. Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том — что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время Фрейд, Пиаже, Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось методологически удачным, что появляющиеся совр-е периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию. Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением др. процессов развития. Таковой, в частности, яв-ся известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны. Ко второй группе (самой многочисленной)Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. К этой группе можно отнести и периодизацию Фрейда, основанием которой яв-ся изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Фрейд описывает следующие стадии развития личности: 1)оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2)анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3)фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4)латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5)генитальная фаза (фаза половозрел ости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывает: 1)предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2)стадиюпредпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3)стадию конкретных операций и 4)стадию формальных операций. По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу построения периодизации Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы). Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Третью группу должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью разв-я и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших колич-х изменений разв-я, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1)кризис новорожденности, 2)стабильный период младенчества, 3)кризис первого года жизни, 4)стабильное раннее детство, 5)кризис трех лет, 6)стабильный дошкольный возраст, 7)кризис семи лет, 8)стабильный младший школьный период, 9)пубертатный кризис, 10)стабильный подростковый возраст, 11)кризис 17 лет и т.д. В мировой психологии широко используется периодизация Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, соц-е развитие и развитие сознательного Я. В периодизации Эриксона выделяется 8 фаз развития: 1)первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2)вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3)третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4)четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозре-лости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или мало-ценности; 5)пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6)шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7)седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегратив-ностью или застоем; 8)восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1)соц-я ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2)основной (ведущий) тип деятельности; 3)основные новообразования развития; 4)кризис. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития по Эльконину: Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого яв-ся кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеч-х отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

источник

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С.Выготского, который разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития . Возраст или возрастной период – это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

Каждый психо­логический возраст рассматривается на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития (круг общения и характер взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции и т.д., с обществом в целом; 2) уровни развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятель­ности (игры, учения , рисования, конструирования); 3) новообразования в сфере сознания и личности (под понятием «новообразования» следует понимать «те психические и соци­альные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые. определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь» (Л.С. Выготский); 4) кризис (переломные точки возрастного развития , отделяющие один возраст от другого).

Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный, по Л.С. Выготскому) период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Например, быстрота движений успешнее развивается и у мальчиков и у девочек в 7–9 лет, а скоростная сила у девочек – в 9–10.

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. К стабильным периодам относятся младенческий возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Критическими периодами считаются переходные, характеризующие кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростничества, юношества, кризис «середины жизни».

Важным фактором, позволяющим судить об особенностях того или иного возраста, является характерная для него ведущая деятельность. Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического разви­тия, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятель­ность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят измене­ния психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Смена веду­щих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9091 — | 7271 — или читать все.

источник

Психологические подходы к норме психического развития

С точки зрения Л.С. Выготского, психическое развитие — это процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Основной критерий — критический возраст — поворотный пункт развития психики ребенка. Кризисы — необходимые этапы развития, а чем ярче, острее, энергичнее его протекание, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С. Выготского: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17 лет.

Личность ребенка изменяется как целое на основе закономерных изменений каждой психической функции. Каждый возрастной период характеризует особое строение сознания и особая роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет остальные.

Последователи Выготского — А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. — дали теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Возраст как понятие и проблема возрастной периодизации — центральные методологические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Значителен вклад в разработку проблемы Л.С. Выготского и его последователей.

Возраст — относительно замкнутый цикл развития, имеющий структуру и динамику.

Возраст — это целостное динамическое образование, который определяет роль и удельный вес каждой линии развития человека в онтогенезе. Две основные линии развития: биологическая и социальная.

Каждый возраст — это новый тип строения личности и новый тип деятельности на основе психических и социальных изменений, характерных для данного периода возрастного развития, образующих в совокупности психоновообразования. (Л.С. Выготский).

Возраст не дан изначально. Он не является врожденной характеристикой индивида, а возникает в процессе истории развития и представляет собой конкретную культурно-историческую категорию. В современной психологии возраст подразделяют на биологический, хронологический, психологический, социальный, родительский.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

Психологическая структура возраста (5 компонентов):

1. Социальная ситуация развития (ССР).

2. Ведущий тип деятельности (ВТД).

3. Психоновообразования (ПН).

4. Возрастные стадии: а) стадия стабильного развития; б) сензитивная стадия; в) критическая стадия по типу возрастного кризиса.

5. Зона ближайшего потенциального развития (ЗБР).

Социальная ситуация развития — одно из основополагающих понятий в структуре психологического возраста, характеризующееся определенным соотношением внешних условий

среды и внутренних условий индивида как личности. ССР — конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью.

ССР — характерные специфические исключительные и неповторимые отношения человека и окружающего его мира. Понятие «ССР» связано с двумя основными характеристиками:

ü объективная характеристика — характер социальной среды и ее компонентов, с которыми у ребенка возникают какие-либо отношения (семья, детсад, школа, вуз);

ü субъективная характеристика — отношение самого ребенка к этой среде и в разном возрасте — разное отношение.

ССР полностью определяет формы и путь развития ребенка, виды деятельности, новые приобретаемые психические свойства и качества. Весь образ жизни ребенка обусловлен характером ССР — системой взаимоотношений ребенка и окружающими людьми. Только оценив ССР, можно оценить уровень возможного развития ребенка.

Ведущий тип деятельности (ВТД) — это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).

Введение понятия «деятельности» обозначило проблему психического развития с новой стороны — ребенок стал выступать как активное начало (субъект) онтогенеза. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка. Психическое развитие зависит от форм и способов деятельности в онтогенезе. Это присвоение индивидом исторически сформированных способностей и функций по механизму интериоризации знаний и умений навыков, способностей, действий.

Важно понимать: деятельность является ведущей не только среди других видов деятельностей, а по отношению к его психическому развитию, к формированию его психических новообразований.

1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность).

2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями).

3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра — основной момент социально-ролевой и гендерной социализации).

Для каждого возрастного периода существует свой ВТД, который обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях индивида в данный момент развития. Смена ВТД — диагностический критерий и признак перехода от одного этапа развития к другому (Д. Фельдштейн)

Таблица 10. Основные виды деятельности в онтогенезе человека

Возраст Тип деятельности
0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого
1-3 года Предметно-манипулятивная
3-6 лет Игровая
6-10/11 лет Учебная
10/11-15/16 лет Общение

Далее (от 17 до 21/22 лет) — учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем — профессиональная.

В ВТД возникают психоновообразования (ПН) — новые психические структуры, качества и свойства личности. Центральные психоновообразования являются ведущими для всего процесса развития в данном возрасте и содержат:

1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые опреде-

ляют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде.

2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах.

3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д.

Центральные ПН (ЦПН) — обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире; автономная речь ребенка, обращенная к себе, — это стремление подражать взрослым, т.е. попытка дистанциироваться от себя, преодолеть детский эгоцентризм и т.д.

ЦПН — основной критерий деления психического развития на периоды, так как возникают в ответ на социальную ситуацию, когда на стыке двух возрастов возникают новые потребности. Поскольку эти потребности не удовлетворяются, а иногда даже подавляются, то в ответ возникает типичный кризис возрастного развития психики.

Все новые достижения накапливаются к концу каждого возраста, вызревают в ЦПН и перерастают в социальные новообразования. В результате возникает потребность изменить наличную ССР и происходит взрыв — возрастной кризис психического развития.

Возрастные кризисы — революционная стадия возрастного развития психики.

Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1,5-3 года – для развития речи).

Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых.

Эти противоречия являются источником кризиса (конфликта), создавая условия для его преодоления и разрешения. Преодоление противоречия имеет взрывной характер, что свойственно критическому типу развития. Так возникает типичный возрастной кризис:

— ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему, происходит перестройка внутренних переживаний, которые определяют его отношение к окружающему миру — перестройка ССР.

— изменяются потребности и побуждения, которые движут его поведением.

«Кризис – переломный пункт в нормальном развитии ребенка. Это изменения в личности ребенка» (Л.С. Выготский). «Причина возникновения кризиса – неудовлетворение новых потребностей ребенка» (Л.И. Божович). Кризис развития — переход от одного этапа к другому на стыке двух возрастов — означает завершение предыдущего возрастного этапа и начало следующего.

Критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам) и включает три этапа:

1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический (поиск новых форм поведения);

3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.

Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития.

Л.С. Выготский выделил типичные возрастные кризисы от рождения до юношеского возраста и характерные общие черты поведения: капризы, непослушание, раздражительность, частые конфликты со взрослыми, отрицание сложившихся ранее отношений, отказ от ранее выполняемых требований.

Особенности возрастных кризисов по Л.С. Выготскому: неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса; наличие кульминации в середине; наличие резких изменений в поведении. Л.И. Божович добавила депривацию (неудовлетворение) тех потребностей ребенка, которые возникают в конце каждого возрастного периода. Ребенок к концу каждого возраста совершенно иной, чем в начале, так как у него возникают новые потребности, а ССР остается прежней и ее надо изменить. Разрешение кризиса — переход на новую ССР.

В современной психологии выделены возрастные кризисы взрослых, но это кризисы не психического развития, а личностные (Г. Шихи).

Таким образом, развитие – диалектический процесс, в котором эволюционные этапы постепенных изменений чередуются с революционными периодами развития (кризисами). ПН вызревают в стабильные возраста, активизируются в критических возрастах. Возрастные кризисы – центральный механизм динамики возрастного психического развития согласно закону возрастной динамики: внутренние силы развития в том или ином возрасте приводят к отрицанию и разрушению самой основы возраста, аннулируя прежнюю социальную ситуацию развития, определяя окончание возрастного этапа и наступление следующего.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 11852 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Понятие возраста как единицы анализа психики. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)

Психический возраст – возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим средним физическим возрастом.

Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом:

1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Периодизация Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8 фаз развития:

1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1)предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

Возрастная периодизация Л.С.Выготского:

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны спозитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся.

10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

источник