Анализ уровня устойчивого роста компании является динамичной аналитической основой, объединяющей в себе финансовый анализ со стратегическим менеджментом для объяснения особо важных взаимосвязей переменных стратегического планирования и финансовых переменных, а также для проверки соответствия задач корпоративного роста и финансовой политики. Этот анализ позволяет определить наличие существующих возможностей компании для финансового роста, установить, каким образом финансовая политика компании будет влиять на будущее и проанализировать сильные и слабые стороны конкурентных стратегий компании.
В данной статье рассмотрим составляющие анализа финансовых показателей.
Любые мероприятия по реализации стратегических программ имеют свою стоимость. Необходимой частью планирования и реализации стратегии является расчет необходимых и достаточных финансовых ресурсов, которые компания должна инвестировать.
Информации для финансового анализа
Наиболее полное определение понятия финансового анализа приведено в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой, М.: «Финансы и статистика», 2004): «Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу». Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия.
Анализ финансовых показателей и коэффициентов позволяет менеджеру понимать конкурентную позицию компании на текущий момент времени. Публикуемые отчеты и счета компаний содержат в себе множество цифр, умение читать эту информацию позволяет аналитикам знать, насколько эффективно и результативно работает их компания и компании-конкуренты.
Коэффициенты позволяют увидеть взаимосвязь между прибылью от продаж и расходами, между основными активами и пассивами. Существует множество типов коэффициентов, обычно их используют для анализа пяти основных аспектов деятельности компании: ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости активов, прибыльности и рыночной ценности.
Рис. 1. Структура финансовых показателей компании
Анализ финансовых коэффициентов и показателей — прекрасный инструмент, обеспечивающий представление о финансовом состоянии компании и конкурентных преимуществах и перспективах ее развития.
1. Анализ производительности. Коэффициенты позволяют проанализировать изменение производительности компании по показателям чистой прибыли, использования капитала и осуществлять контроль за уровнем издержек. Финансовые коэффициенты позволяют анализировать финансовую ликвидность и стабильность предприятия за счет эффективного использования системы активов и пассивов.
2. Оценка рыночных бизнес-тенденции. Анализируя динамику финансовых показателей и коэффициентов за период в несколько лет, возможно, изучить результативность тенденций в контексте существующей бизнес-стратегии.
3. Анализ альтернативных бизнес-стратегий. Изменяя показатели коэффициентов в бизнес-плане — возможно проанализировать альтернативные варианты развития компании.
4. Наблюдение за прогрессом компании. Выбрав оптимальную бизнес-стратегию, менеджеры компании, продолжая изучать и анализировать основные текущие коэффициенты, могут видеть отклонение от плановых показателей реализуемой стратегии развития.
Анализ коэффициентов — это искусство взаимосвязи двух и более показателей финансовой деятельности компании. Более полную картину результатов деятельности аналитики могут увидеть в динамике за несколько лет, и дополнительно сравнивая показатели деятельности компании со средними отраслевыми показателями.
Стоит отметить, что система финансовых показателей — это не хрустальный шар, в котором можно увидеть все, что было и что будет. Это просто удобный способ обобщить большое количество финансовых данных и сравнить результаты деятельности различных компаний. Сами по себе финансовые коэффициенты помогают менеджменту компании сфокусировать внимание на слабых и сильных сторонах деятельности компании, правильно сформулировать вопросы, на которые эти коэффициенты редко могут ответить. Важно понимать, что финансовый анализ не заканчивается расчетом финансовых показателей и коэффициентов, он только начинается, когда аналитик провел их полный расчет.
Реальная полезность рассчитываемых коэффициентов определяется поставленными задачами. Прежде всего, коэффициенты дают возможность увидеть изменения в финансовом положении или результатах производственной деятельности, помогают определить тенденции и структуру планируемых изменений; что помогает руководству увидеть угрозы и возможности присущие именно данному предприятию.
Финансовые отчеты компании являются источником информации о компании не только для аналитиков, но и для менеджмента компании и широкого круга заинтересованных лиц. Пользователям информации о финансовых коэффициентах для эффективного коэффициентного анализа важно знать основные характеристики главных финансовых отчетов и концепции анализа показателей. Однако при проведении финансового анализа важно понимать: главное — не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.
Анализируя финансовые показатели, всегда стоит иметь в виду, что оценка результатов деятельности производится на основании данных прошедших периодов, и на этой основе может оказаться некорректной экстраполяция будущего развития копании. Финансовый анализ должен быть направлен на будущее.
Концепции, лежащие в основе анализа финансовых показателей
Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов. Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: БДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов.
Основными особенностями финансового анализа являются следующие:
1. Подавляющее большинство финансовых показателей носит характер относительных величин, что позволяет сравнивать предприятия различного масштаба деятельности.
2. При проведении финансового анализа важно применять фактор сравнения:
- сравнивать показатели деятельности компании в тенденции за различные периоды времени;
- сравнивать показатели данной компании со среднестатистическими показателями по отрасли или с аналогичными показателями предприятий внутри данной отрасли.
3. Для проведения финансового анализа важно иметь полное финансовое описание компании за выбранные периоды времени (обычно лет). Если в распоряжении аналитика есть данные только за один период, то должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода, а также отчет о прибыли за рассматриваемый период. Важно помнить, что количество балансов для анализа должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли.
Управление бухгалтерским учетом является важным элементом анализа финансовых коэффициентов и показателей. Основное уравнение бухгалтерского учета, выражающее взаимозависимость активов, пассивов и прав собственности, называют бухгалтерской сбалансированностью:
АКТИВЫ = ПАССИВЫ + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Активы обычно классифицируют по трем категориям:
1. Текущие активы включают в себя наличные и другие активы, которые должны быть переведены в наличность в течение одного года ( например, ценные бумаги, обращающиеся на бирже; дебиторская задолженность; векселя к получению; оборотные средства и авансированные средства).
2. Земельная собственность, основные средства производства и оборудование (основной капитал) включают средства, которые характеризуются относительно долгим сроком службы. Эти средства обычно не предназначены для перепродажи и используются в производстве или продаже других товаров и услуг.
3. Долгосрочные активы включают в себя инвестиции компании в ценные бумаги, например, акции и облигации, а также нематериальные активы, включающие: патенты, расходы на монопольные права и привилегии, авторские права.
Пассивы обычно подразделяются на две группы:
1. Краткосрочные обязательства включают в себя суммы кредиторской задолженности, которые следует выплатить в течение одного года; например, накопившиеся обязательства и векселя к оплате.
2. Долгосрочные обязательства — это права кредиторов, которые не обязательно должны быть реализованы в течение одного года. К этой категории относятся обязательства по облигационному займу, долгосрочные банковские кредиты, ипотека.
Собственный капитал — это права собственников предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета — это остаток суммы после вычета обязательств из активов. Этот баланс увеличивается любой прибылью и сокращается любыми убытками компании.
Показатели, обычно рассматриваемые аналитиками, включают в себя отчет о результатах хозяйственной деятельности, балансовый отчет, показатели изменений в финансовом положении и показатели изменений в собственном капитале.
Отчет о результатах хозяйственной деятельности компании, также рассматриваемый как отчет о прибылях и убытках или отчет о доходах, обобщает результаты опционной деятельности компании за определенный отчетный период времени. Чистый доход рассчитывается методом периодической бухгалтерской отчетности, применяемым при вычислении прибылей и издержек. Обычно он считается самым важным финансовым показателем. Отчет показывает, сократились или возросли проценты доходов по акциям компании за отчетный период после назначения дивидендов или после заключения других сделок с владельцами. Отчет о результатах хозяйственной деятельности помогает собственникам оценить сумму, временные параметры и неопределенность будущих потоков наличности.
Балансовый отчет и отчет о результатах хозяйственной деятельности являются основными источниками показателей, используемыми компаниями. Балансовый отчет — это отчет, показывающий, чем владеет компания (активы) и что она должна (обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Некоторые аналитики называют балансовый отчет «фотографией финансового здоровья компании» на конкретный момент времени.
Система финансовых показателей и коэффициентов
Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании,— порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать. С целью более упорядоченного рассмотрения и анализа финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц (стейкхолдеров). К основным группам стейкхолдеров относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.
Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента компании; прибыльность (рентабельность) деятельности.
Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено на следующей схеме.
Рис. 2. Структура финансовых показателей компании
Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.
Показатели операционных издержек:
Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.
Показатели эффективного управления активами:
Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.
Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности компании, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.
Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.
Показатели прибыльности (рентабельности):
Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.
Показатели структуры капитала:
С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.
Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.
Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.
Показатели обслуживания долга:
Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из характеризующих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.
Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника — держателя акций — интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно — обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.
Главная аналитическая цель проведения анализа финансовых коэффициентов и показателей заключается в приобретении навыков принятия управленческих решений и понимания результативности ее работы.
источник
У многих план-фактный анализ вызывает скучные ассоциации с плановой экономикой, советскими кабинетами заводоуправления и страницами, исписанными мелкими непонятными цифрами. Да, план-фактный анализ может быть таким, но может он быть и другим – наглядным, насыщенным, побуждающим к действию. Прочитайте статью и сделайте план-фактный анализ в вашей компании лучше!
Сначала общее определение. План-фактный анализ – это сравнение плановых показателей по предприятию за период в необходимых аналитических разрезах и фактических показателей в тех же аналитических разрезах за аналогичный период.
Необходимые аналитические разрезы (аналитики) определяются предприятием самостоятельно, чаще всего используются:
- Статьи бюджета (статьи доходов и расходов, движения денежных средств).
- Статьи управленческого баланса.
- Центры финансовой ответственности.
- Сегменты бизнеса, продуктовый портфель.
- Договоры / заказы в позаказном и мелкосерийном производстве.
А теперь сущность план-фактного анализа.
План-факт анализ – это то, для чего создается бюджетирование на предприятии. Это инструмент верхнего уровня, который должен давать топ-менеджменту наглядную картину деятельности предприятия и служить информационной базой для принятия своевременных и правильных управленческих решений.
Основная ошибка множества бизнесов – создать систему бюджетирования на предприятии и не проводить при этом план-фактный анализ.
Нередки случаи, когда на предприятии создается хорошая рабочая система бюджетирования, раздувается штат планово-экономического отдела и при этом не уделяется внимание контролю фактических цифр. По итогам года (отчетного периода) никто в компании не может ответить:
- почему предприятие не выполнило / перевыполнило план?
- какие отделы отработали хорошо, а какие хуже запланированных показателей и почему?
- какой план нужно составлять на следующий год? Ниже или выше текущего? И почему?
В результате встречаются предприятия (автор их встречает, к сожалению, часто) в которых планы и бюджеты живут сами по себе, утверждаются раз в год и кладутся на пыльную полку до следующего года. При этом несколько месяцев совместной работы экономистов, финансовых контролеров, руководителей подразделений оказываются не более чем административно-хозяйственными затратами, потраченными зря.
Внедрение план-фактного анализа и контроля фактических показателей по бюджету в корне меняет ситуацию, позволяет держать руку на пульсе предприятия и вовремя вмешиваться, если что-то пошло не так.
Начинать всегда стоит с постановки правильной системы учета и бюджетирования. Допустим, в вашей компании уже налажен учет по аналитикам и внедрены бюджеты. Бюджеты на предстоящий год составлены, фактические цифры сводятся в формы, аналогичные бюджетам.
На конец каждого отчетного периода вы можете выгрузить два столбца показателей: плановый и фактический.
Проведем план-фактный анализ на примере бюджета доходов и расходов производственно-торговой компании за 1 квартал.
Выгрузим плановые и фактические показатели за 1 квартал и посчитаем абсолютные и относительные отклонения по формулам:
Для статей выручки и прибыли:
Откл относит = Откл абс / План
Откл относит = Откл абс / -План
Встречаются предприятия, в которых планы и бюджеты живут сами по себе, утверждаются раз в год и кладутся на пыльную полку до следующего года. При этом несколько месяцев совместной работы экономистов, финансовых контролеров, руководителей подразделений оказываются не более чем административно-хозяйственными затратами, потраченными зря.
Выделим коридор допустимых значений абсолютных и относительных отклонений.
В каждой компании должен быть установлен свой коридор, который зависит от:
- Для абсолютных отклонений – суммы вещественности (материальности) по валюте баланса. У кого-то это будет сто тысяч рублей, у кого-то десять миллионов рублей.
- Для относительных отклонений – соотносимости полученной от выяснения причин отклонения выгоды и затрат, понесенных на это выяснение.
Для нашего примера возьмем +/-100 коридор по абсолютным отклонениям и +/-5% по относительным.
Значительные положительные изменения выделим зеленым цветом.
Значительные отрицательные – красным.
Показатель | План | Факт | Откл абс | Откл отн |
---|---|---|---|---|
Продажи | 347 | 349 | 2 | 1% |
Выручка | 7 825 | 7 818 | –7 | 0% |
Себестоимость | –6 104 | –6 273 | –169 | –3% |
Конвейерная линия 1 | –1239 | –1530 | –291 | –24% |
Конвейерная линия 2 | –3842 | –3461 | 382 | 10% |
Общецеховые расходы | –337 | –310 | 27 | 8% |
Складские расходы | –208 | –222 | –14 | –7% |
Транспортные расходы | –187 | –213 | –26 | –14% |
… | … | … | … | … |
Маржинальная прибыль | 1 721 | 1 545 | –176 | –10% |
% | 22% | 20% | –10% | |
Накладные расходы | –922 | –950 | –28 | –3% |
Расходы на продажу | –469 | –505 | –36 | –8% |
Оклад | –203 | –213 | –10 | –5% |
Бонус | –78 | –78 | 0% | |
Рекламные расходы | –120 | –120 | 0% | |
Транспортные расходы | –67 | –93 | –26 | –39% |
Административные расходы | –453 | –445 | 9 | 2% |
Окладная часть | –211 | –247 | –35 | –17% |
Премиальная часть | –100 | –50 | 50 | 50% |
Аренда | –137 | –137 | 0% | |
… | ||||
% по кредитам | –5 | –11 | –6 | –112% |
… | ||||
Итого прибыль до налогообложения | 799 | 595 | –204 | –25% |
% | 10% | 8% | –25% |
Хорошо, если условное форматирование («подсвечивание») ячеек можно сделать в самом программном продукте, где вы ведете учет. Для тех, кто лишен такой функции, в Microsoft Excel можно настроить условное форматирование.
План-фактный анализ уже стал намного нагляднее. Благодаря цветовому выделению видно, что нужно уделить повышенное внимание статьям:
- Себестоимость конвейерной линии один.
- Складские расходы.
- Транспортные расходы.
- Транспортные расходы в расходах на продажу.
- Административные расходы (окладная часть).
- Проценты по кредитам.
- Себестоимость конвейерной линии 2.
- Общецеховые расходы.
- Административные расходы (премиальная часть).
Как синтез отклонений этих статей произошло отрицательное отклонение прибыли до налогообложения.
Но пока что выводов из анализа сделать нельзя. Какие-то статьи лучше плана, какие-то хуже, как все это взаимосвязано и что с этим сделать непонятно.
Преобразуем структуру план-фактного анализа из плоской в факторную модель.
Стало понятнее, что прибыль до налогообложения по факту ниже, чем плановая главным образом из-за отклонения маржинальной прибыли.
На отрицательное отклонение по маржинальной прибыли в свою очередь повлияла в основном себестоимость, а на нее основное влияние оказали:
- конвейерная линия 1 – отрицательное,
- конвейерная линия 2 – положительное.
Но опять же пока не понятно, из-за чего могла упасть себестоимость, выручка ведь не изменилась. Рассмотрим каждую статью более подробно.
Хорошо, если программное обеспечение, используемое для бюджетирования, дает возможность «проваливаться» вглубь статей, расшифровывать интересующую статью по аналитикам.
Для нашего примера в Microsoft Excel расшифруем статьи «Выручка», «Себестоимость» по дополнительной аналитике учета – продукту.
источник
Показатели финансового анализа предприятия позволяют определить его текущее состояние, возможности и проблемы. Затем эту ценную информацию используют для разработки стратегии и принятия управленческих решений. В ней также заинтересованы инвесторы, акционеры и собственники бизнеса. Поэтому каждая компания нуждается в специалисте, который на основании данных из отчетов умеет формировать адекватные выводы по результатам деятельности и прогнозы. В статье рассмотрим основные группы коэффициентов финансового анализа и научимся правильно раскрывать их смысл.
Анализ финансовых показателей – один из методов оценки состояния предприятия и его возможностей в будущем. Он выступает основой стратегического планирования, помогает управленцам выявить возможности для последующего развития, найти сильные и слабые стороны компании.
Анализ финансовых коэффициентов проводится, чтобы найти оптимальные пути достижения увеличения прибыльности компании. Аналитик должен разбираться в многообразии цифр из бухгалтерской и управленческой отчетности, чтобы определить насколько результативно работает предприятие.
Но в финансовом анализе главное не расчет показателей, а правильное истолкование полученных результатов. От этого зависит эффективность принимаемых решений в управлении компанией.
В финансовом анализе используется более 200 коэффициентов. Все они характеризуют 4 основные стороны деятельности компании:
- ликвидность
- оборачиваемость активов
- рентабельность
- рыночная стоимость
Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои коэффициенты. Они могут отличаться зависимо от задач анализа и пользователей, для которых предназначена эта информация.
Рассмотрим подробнее каждую из групп коэффициентов.
Способность компании выплачивать свои обязательства за счет текущих активов – одно из условий ее финансовой стабильности. Адекватно оценить ее позволяют коэффициенты ликвидности.
Показатели рассчитываются на основании бухгалтерского баланса (Формы №1). Чем они выше, тем выше платежеспособность предприятия. Каждый из них раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, абсолютной – поставщикам, а быстрой – кредиторам.
Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:
- собрать данные за последние 3-5 лет;
- установить положительную или отрицательную динамику;
- сравнить результаты с конкурентами в отрасли.
Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:
Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов
Чем меньше значение, тем выше производительность компании и скорость перевода активов в деньги. В торговой отрасли период оборачиваемости обычно меньше, чем в промышленной.
Наибольшую ценность показатели оборачиваемости представляют для менеджмента предприятия. Их рост свидетельствует об увеличении объема выручки и эффективности использования активов.
Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности по различным видам активам. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счет которых она была получена. Для этого используются данные бухгалтерского баланса (Форма №1 и №2). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.
В отличие от оборачиваемости активов, в показателях рентабельности больше заинтересованы собственники и акционеры. Они играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.
Анализ рыночной активности предприятия позволяет сделать вывод об эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, рациональности дивидендной политики и самое главное – привлекательности для акционеров или инвесторов.
Главным показателем, учитываемым при анализе рыночных коэффициентов предприятия, является стоимость акций. Если она растет, значит инвестиции используются эффективно и прибыль компания растет.
Также важный показатель – это дивидендный доход, характеризующий процент возврата на вложенный в акции капитал. Чем выше значение, тем выгодней для акционера дальнейшие инвестиции в деятельность предприятия.
Потенциальных инвесторов обычно очень интересует коэффициент реальной стоимости предприятия. Он рассчитывается как отношение рыночной к балансовой стоимости акции. Если значение больше или равно 1, компания инвестиционно привлекательна. Но существуют также и другие методы оценки стоимости бизнеса.
Насколько хорошо вы ориентируетесь в вопросах финансового менеджмента?
Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку уровня своих знаний и необходимых навыков!
Чтобы провести адекватный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:
- Иметь полное описание финансовой деятельности компании за анализируемый период – отчет о результатах хоздеятельности, о прибыли, балансовый отчет и т.д.
- Сопоставить коэффициенты за разные периоды, а также сравнить со среднестатистическими значениями в отрасли, результатами предприятий-конкурентов;
- Сравнивая полученные значения с рекомендуемыми, делать скидку на специфику хозяйственной деятельности компании. Например, для торговли и промышленности пределы нормы отличаются в разы.
- Проводить анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.
Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить почаще.
Хотите овладеть современными инструментами финансового анализа для принятия удачных управленческих решений за 4 занятия?
Пройдите тренинг “Финансовый анализ: современные инструменты и эффективные управленческие решения”, чтобы получить практические навыки работы с данными финансовых отчетов. Узнавая из них о сильных и слабых сторонах своей компании, научитесь принимать стратегически взвешенные управленческие решения.
Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть фрагмент тренинга бесплатно и оценить удобство такого формата обучения!
источник
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что представляет собой план-факт анализ показателей эффективности
- Почему так важен план-факт анализ показателей эффективности
- Как подготовиться к план-факт анализу показателей эффективности
Каждый руководитель знает, когда готовы все бюджетные формы и составлены основные управленческие отчеты, наступает очередь формирования отчетов о прибылях и убытках и о движении денежных средств. Далее расскажем, с какими трудностями можно столкнуться в этом случае, как использовать данные из этих отчетов, почему настолько важен план-факт анализ показателей эффективности.
Основная задача план-факт анализа эффективности финансового плана состоит в сопоставлении плановых и фактических показателей финансового бюджета и поиске причин, по которым произошли отклонения. Детальный план-факт анализ исполнения генерального бюджета принято осуществлять раз в квартал. При большей частоте удается обнаружить случайные отклонения, но тогда невозможно понять, насколько постоянны устойчивые тенденции, иначе говоря, выявить системные план-факт отклонения в области эффективности работы компании.
Если же речь идет о бюджете движения денежных средств (БДДС) и платежном календаре, для них стоит проводить план-факт анализ показателей эффективности каждый месяц, а для наиболее важных статей расходов эту операцию осуществляют ежедневно, чтобы не столкнуться с «кассовыми разрывами» и ростом риска потери ликвидности.
Контроль исполнения бюджета входит в число важнейших функций бюджетирования. План или бюджет в чистом виде – это только управленческий инструмент. Но чтобы управлять им, на предприятии должны быть сформированы механизмы по контролю выполнения установленных показателей эффективности. Вот почему так важно на протяжении бюджетного периода регулярно (каждую неделю, месяц, квартал) проводить план-факт анализ или оценку фактического выполнения финансовых показателей, рассматривать причины их невыполнения и принимать своевременные решения для выхода из ситуации.
План-факт анализ показателей эффективности может использоваться для большей доли финансовых бюджетов. Он подходит для отдельных операционных и функциональных бюджетов, если требуется более детальное изучение причин отклонений от плана. План-факт анализ может быть проведен в масштабе всей компании или для отдельных центров финансовой активности, проектов, направлений деятельности – тогда он покажет, какой из них дает отрицательные/положительные отклонения и степень их эффективности. В любом случае компания сама выбирает объект анализа, отталкиваясь от приоритетных, по мнению руководства, задач.
В целом ряде организаций серьезная роль отводится бюджетному комитету, который проводит план-факт анализ показателей эффективности, управляет политикой компании в области инвестирования, формирует стратегию финансового планирования. Обычно в подобные комитеты входят топ-менеджеры компании, такие как функциональные директора и руководители бизнес-единиц. Они контролируют бюджетный процесс, за счет чего удается добиться эффективности и быстроты изменения финансовых планов, своевременно вырабатывать рекомендации по исправлению финансового положения всей компании или отдельного центра финансовой ответственности.
Для корректного сопоставления важно, чтобы показатели план-факт анализа приводились в одинаковых аналитических разрезах, с одной периодичностью. За счет отклонений в анализируемых данных удается сделать выводы об эффективности/неэффективности работы всей фирмы или ее отдельных подразделений. При наличии серьезных отклонений прибегают к корректировке или актуализации бюджетов.
Кроме того, результаты план-факт анализа показателей эффективности используются для расчетов бюджетов на другие периоды.
Благодаря правильному выполнению план-факт анализа удается повысить точность бюджетирования, укрепить финансово-экономическое положение компании. Добиться такого эффекта удается за счет параллельного анализа причин отклонений показателей эффективности и создания стратегии для исправления положения.
Как показывает практика, разумнее всего использовать автоматизированную систему для план-факт анализа исполнения бюджетов, подготовки отчетов, позволяющих установить отклонения между плановыми и фактическими данными и описать их причины, вовремя произвести корректировки и актуализацию, что очень важно для эффективности любого бизнеса.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Прежде чем приступать к осуществлению план-факт анализа показателей эффективности (особенно когда речь идет о скользящем планировании) необходимо разделить все статьи финансового бюджета на те, где:
- изменение показателей может влиять на плановые значения будущих периодов (увеличивать их при излишке денежных средств или снижать в случае перерасхода);
- прогнозные значения не зависят от фактических в уже закрытом периоде.
При помощи этого приема вы сможете вовремя скорректировать бюджет.
Также руководитель должен заблаговременно выбрать статьи, по которым возможен «перенос» неизрасходованных средств на будущие периоды. Так, в любой компании есть статьи, касающиеся, допустим, канцелярии, ремонта, по которым запланированные в периоде расходы могут быть не затрачены целиком. Обычно в этом случае остаток бюджета по статье не распределяется на следующие периоды, а закрывается фактической суммой в отчетном периоде.
Важно понимать, что постоянные перебросы неиспользованных расходов на другие статьи или периоды говорят о трудностях компании в процессе бюджетирования. Правда, при резко сменившихся внешних факторах (например, в макроэкономической ситуации) без перебросок между статьями просто не обойтись.
Следующий важный шаг при подготовке к проведению план-факт анализа показателей эффективности – это подготовка «карты» допустимых отклонений. Последняя обязательно согласуется с руководителями компании и финансового блока (CFO), а также представляется специалистам, принимающим участие в бюджетном процессе. Упростить план-факт анализ позволяет четкая градация отклонений – она может быть представлена в виде следующей шкалы:
- отклонение 50 % – очень существенное, требует срочного обоснования и введения контрмер.
Если в организации работает система финансовых KPI, данная шкала может быть не только полезна при план-факт проверке, но и играть роль инструмента оценки эффективности и качества прогнозирования.
- При план-факт анализе показателей эффективности необходимо понять, в какой мере конкретное отклонение является благоприятным, иными словами, повышает ли оно операционную прибыль. В случае незначительных изменений показателей можно отказаться от срочной детальной проверки, поскольку небольшие отрицательные отклонения по одним статьям могут компенсироваться благоприятными отклонениями по другим. Но если же причина выявленного при план-факт оценке отклонения кроется в постоянных факторах, их сумма будет постепенно нарастать, а это требует контрмер для сохранения эффективности работы компании.
- Важно разделить отклонения по конкретным статьям бюджета на уровни существенности. Так, к критичным можно относить изменения показателей, превышающие 5 % или 10 % от общей суммы поступлений/расходов. Эти цифры говорят о том, что при превышении отклонения фактического показателя от планового накопленным итогом на 5 % или более требуется внесение поправок в бюджет организации. Стоит понимать, что лимиты существенности отклонений зависят от ряда характеристик фирмы. В первую очередь, к ним относится сфера деятельности, а также немалую роль играют отклонения, выявленные при план-факт анализе в предыдущих периодах.
- Отслеживайте взаимосвязь отклонений: допустим, при увеличении выручки и операционных расходов на одинаковый процент не нужно проводить корректировку бюджета. Но при росте операционных расходов, значительно превышающем увеличение выручки, необходим детальный план-факт анализ – он позволит выявить причины такого изменения показателей эффективности.
Кроме того, нужно усилить контроль использования средств оборотного капитала. Также провести анализ критичности изменения выручки позволяет операционный рычаг (отношение маржинальной прибыли к чистой). Представим, что значение рычага равно 3, а текущая рентабельность бизнеса – 15 %, тогда критичным считается сокращение показателя выручки более чем на 5 % – при подобном положении дел фирма понесет убытки, и будет сложно говорить об эффективности ее работы.
Понять, каким образом отклонение по определенной статье, выявленное во время план-факт анализа, сказалось на уровне прибыли, позволяют следующие действия:
- отражение фактического и планового значения по каждой статье в отчете со знаком, который соответствует его влиянию на конечный результат (прибыли, если это БДР, или чистого денежного потока, если это БДДС);
- подсчет показателя отклонения «план-факт» в виде отношения абсолютного отклонения к модулю бюджета, иными словами, необходимо рассчитать «относительное отклонение» – это можно сделать в процентах от значения прибыли;
Таким образом, план-факт анализ показателей эффективности становится факторным, что значительно облегчает задачу выявления разного рода отклонений и принятия управленческих решений.
Система БИТ.ФИНАНС представляет собой универсальный инструмент для управления вашим бизнесом, а функционал предназначен для автоматизации управленческого учета предприятий любого масштаба, любых направлений деятельности и форм собственности.
БИТ.ФИНАНС предназначен для:
- параллельного ведения нескольких видов учета;
- формирования и актуализации мастер-бюджетов: БДР, БДДС, ББЛ;
- контроля лимитов бюджетов и исполнения бюджетных заявок;
- учета и контроля исполнения договоров;
- ведения электронного документооборота, согласования и визирования документов;
- осуществления план-фактного анализа;
- ведения многосценарного планирования;
- консолидации отчетности группе компаний.
Задачи, которые вы решите с помощью БИТ.ФИНАНС
- ведение управленческого учета на предприятии по индивидуальным правилам отражения хозяйственных операций, которые приняты в вашей организации;
- полная автоматизация системы бюджетирования и финансового планирования предприятия: БДР, БДДС, ББЛ;
- одновременное ведение учета и получение отчетности по нескольким стандартам: РСБУ, НУ, МСФО, US/UK GAAP;
- создание единого информационного поля и консолидация отчетности холдинга;
- учет договоров: от согласования проекта договора до формирования графика платежей;
- централизованное управление поступлениями и расходованием денежных средств на предприятиях со сложной организационной структурой;
- получение руководством компании актуальной финансовой информации в режиме реального времени в наглядном графическом виде: диаграммы, графики, датчики.
В основе международной системы управления предприятием «Microsoft Business Solutions Navision» лежат мощные инструменты управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления товарно-материальными потоками и производством. Также она позволяет производить план-факт анализ эффективности работы компании. Система быстро внедряется, при необходимости можно без труда внести какие-либо изменения, ее несложно использовать и поддерживать.
Эта платформа разрабатывалась для финансового планирования и бюджетирования многофилиальных предприятий и холдингов. С ее помощью можно планировать показатели финансово-хозяйственной деятельности, учитывать, контролировать и проводить план-факт анализ исполнения бюджетов и показателей эффективности работы компании.
«Контур Корпорация. Бюджет холдинга» устанавливается в головном офисе фирмы и призвана выполнять следующие задачи:
- Финансовое планирование и бюджетирование посредством современных технологий и методик. В данном случае может использоваться любая модель бюджетирования. Так, возможна организация ведения бюджета в рамках финансовой структуры предприятия с выделением центров учета.
Для план-факт анализа эффективности работы компании и финансовых показателей могут быть выбраны различные бюджеты: движения денежных средств; доходов и расходов; накладных расходов; инвестиций, пр. Допускается ведение бюджетов в различных валютах с проведением анализа по разным показателям: продуктам, проектам, контрагентам, пр.
- В бюджетном процессе могут принимать участие сотрудники всех подразделений и филиалов. Благодаря инструментам программы специалисты удаленных отделений предприятия также имеют возможность составлять планы и согласовывать их с руководством.
- Объединение всех финансовых данных холдинга. Соответствующая информация берется со всех филиалов и закладывается в информационное хранилище данных «Контур Корпорация», после чего формируется сводный бюджет. Система рассчитана на то, чтобы при необходимости объединить в информационном хранилище данных любые финансовые сведения, которые могут потребоваться для подготовки планов, учета фактического исполнения бюджетов и проведения план-факт анализа. В роли источников этих данных могут выступать автоматизированные системы бухгалтерского учета и любые другие.
SAP представляет собой комплексную систему управления предприятием, в которую входят интеграционная платформа, 22 отраслевых решения и преднастроенное решение, созданное для повышения эффективности работы среднего и малого бизнеса «SAP All-in-One».
Среди основных достоинств данного ПО стоит назвать тот факт, что это комплексная интеграционная платформа на основе ERP-решения, помогающая усовершенствовать системы управления финансами и корпоративного управления. Кроме того, она дает возможность оказывать положительное влияние на производительность, результативность и оперативность принятия решений, позволяет проводить адаптацию к изменениям бизнеса. Также данное ПО способно объединять на своей базе другие IT-приложения.
В качестве ядра решений SAP используется «my SAP ERP», то есть полнофункциональное ERP-решение, набор пакетов и модулей, к которым можно прибегать по мере необходимости. За счет этой особенности организации получают возможность пользоваться лишь необходимым им функционалом в сфере управления бизнесом, и делать это только тогда, когда это действительно важно.
КИС «Галактика» считается системой для руководителя – посредством программы он может легко планировать и балансировать материальные, финансовые, кадровые ресурсы компании. То есть у менеджера появляется инструмент, который позволяет просчитать и анализировать эффективность определенных действий, в том числе провести план-факт анализ, наладить оперативное управление себестоимостью предложений фирмы, процессом выполнения плана и использованием ресурсов. И это только небольшая часть тех задач, которые можно решить с ее помощью.
Автоматизация бюджетирования посредством системы «Галактика ERP» дает компании такие возможности:
- автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной организационной структуре предприятия: от холдинговой до подразделений;
- использование автоматизированных систем для согласования бюджетов и хранения данных на всех этапах данного процесса;
- возможность подготовки и проведения анализа различных вариантов бюджетов;
- гибкая настройка аналитических признаков статей и их визуального представления в типовых формах бюджетов;
- возможность подготовки плановых показателей бюджетов по оперативным планам в системе «Галактика ERP» (к примеру, создание бюджета на основе календарных планов договоров);
- автоматическое формирование фактических показателей бюджета при помощи оперативных и бухгалтерских данных системы «Галактика ERP»;
- возможность сформировать бюджет по нескольким вариантам организационной структуры, например, по оргструктуре юридических лиц и по оргструктуре функционального подчинения;
- гибкая настройка представления форм бюджетов для любого подразделения;
- распределение значений статей одного бюджета по статьям другого – эта функция необходима при расчете налогов с использованием моделей распределений по центрам ответственности;
- использование механизма областей видимости, стадий и масок бюджетного процесса для разграничения доступа пользователей к различным вариантам и копиям.
Наша команда выполняет крупные корпоративные проекты, открывая новые возможности, потенциалы роста и управления Вашего бизнеса. Мы очень ответственно подходим к анализу ваших потребностей, к планированию и выполнению проектных работ.
Появились вопросы? Напишите нам и мы с удовольствием Вас проконсультируем!
источник
Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.
Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:
Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.
При анализе финансовых результатов деятельности предприятия должны быть оценены чистая выручка, прибыли или убытки, полученные предприятием в анализируемом периоде.
Анализ и выводы о финансовых результатах деятельности предприятия должны содержать подробные ответы на следующие вопросы:
Как изменилась чистая выручка Предприятия за анализируемый период?
Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной, убыточной или безубыточной?
От какого вида деятельности Предприятие получило основной доход за анализируемый период?
основной или инвестиционной и прочей видов деятельности
Какую прибыль (убыток) до налогообложения получило Предприятие в результате осуществления всех видов деятельности на конец анализируемого периода?
О чем свидетельствует отсутствие Предприятия нераспределенной прибыли ?
Об отсутствии возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Эффективно или неэффективно действовало предприятие — надо сравнить темп роста выручки и себестоимости.
При анализе активов Предприятия нужно отразить абсолютные изменения в имуществе предприятия, сделать выводы об улучшении или ухудшении структуры активов.
При анализе активов Предприятия нужно отразить следующие моменты:
На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов ?
Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств Предприятия.
В целом, как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) Предприятия?
Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении Предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность и наоборот.
Рост имущества Предприятия может свидетельствовать о позитивном изменении баланса.
Что произошло с составляющими внеоборотных активов?
увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений),
увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния
Как изменялась структура внеоборотных активов?
Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода?
Предприятие имеет «тяжелую» или «легкую» структуру активов?
Если она составила менее 40 %, Предприятие имеет «легкую» структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества Предприятия. Если она составила более 40 %, Предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки.
Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период?
Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов?
2) дебиторскую задолженность
3) краткосрочные финансовые вложения
О каких проблемах может свидетельствовать такая структура оборотных активов?
Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг Предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями.
Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует?
Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором
Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности?
1) выросли, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) Предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.
2) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции Предприятия и о выборе подходящей политики продаж.
На какой вид дебиторов приходилась наибольшая доля в общей сумме задолженности?
долгосрочных (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) дебиторов. Что показывает длительное выведение средств из оборота.
Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности ?
Сопоставление сумм дебиторской и коммерческой кредиторской задолженностей может показывать, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело:
1) активное сальдо (дебиторская задолженность превышает кредиторскую)
2) пассивное сальдо (кредиторская задолженность превышает дебиторскую)
Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам,
если пассивное — финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.)
Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов Предприятия за анализируемый период?
Отсутствие денежных средств в оборотных активах может быть следствием бартерного характера расчетов.
При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.
При анализе источников формирования имущества Предприятия нужно определить:
Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов Предприятия? Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период?
1) Увеличение способствует росту финансовой устойчивости Предприятия
2) Снижение способствует снижению финансовой устойчивости Предприятия
Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует?
увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков.
уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия.
О чем может свидетельствовать сокращение (увеличение) величины резервов , фондов и прибыли Предприятия?
В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы Предприятия.
В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может свидетельствовать о падении деловой активности Предприятия.
Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала (объявленного), на какие составляющие приходился наибольший удельный вес?
Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период?
Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия.
Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.
Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости.
Какие обязательства преобладают в структуре коммерческой кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода?
перед поставщиками и подрядчиками
по социальному страхованию и обеспечению
перед дочерними и зависимыми обществами
перед прочими кредиторами
Как изменились за анализируемый период краткосрочные обязательства перед бюджетом, перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по авансам полученным?
Увеличение суммы полученных авансов может являться положительным моментом.
Уменьшение суммы полученных авансов может являться отрицательным моментом.
Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста ?
Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней, процентные ставки по которым достаточно высоки. Кроме того, повышается вероятность попадания Предприятия под действие статьи3. Закона о банкротствазакона. Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета.
Негативным моментом является высокая доля (более 60%) задолженности перед внебюджетными фондами.
Эффективность деятельности
При оценке эффективности деятельности Предприятия следует оценить показатели рентабельности и оборачиваемости, сделать обоснованные выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.
Получало Предприятие прибыль или убыток, с каждого рубля, вложенного в активы ? Какова степень доходности вложений в имущество и эффективность использования активов Предприятия?
Как изменилась рентабельность активов по прибыли до налогообложения ?
эффективность использования имущества в целом была высокой (при значении > 0,3)
эффективность использования имущества в целом была средней (при значении от 0,1до 0,3)
эффективность использования имущества в целом была низкой (при значении меньше 0,1)
Из какого уровня оборачиваемости активов Предприятия и степени доходности всех операций складывается уровень рентабельности активов?
Связаны проблемы Предприятия с трудностями в реализации продукции, с высокими затратами на ее производство или неэффективным управлением оборотным капиталом?
Одновременное снижение показателей рентабельности и оборачиваемости активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных, например, с реализацией продукции и работой отдела маркетинга (темпы роста выручки замедляются).
Какова эффективность привлечения инвестиционных вложений в Предприятие?
Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия
возросла, что свидетельствует о возможности и достаточной эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие
снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие.
на протяжении всего анализируемого периода была отрицательной, что свидетельствует об абсолютной невыгодности вложений в Предприятие
Является положительной или отрицательной тенденция изменений в структуре оборотного капитала с точки зрения длительности оборота чистого производственного оборотного капитала?
Значение показателя меньше 0, с одной стороны, говорит о положительной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие финансирует коммерческий кредит, предоставляемый своим покупателям, а также свои запасы за счет отсрочки платежей кредиторам.
С другой стороны, этот факт связан с риском потери финансовой устойчивости и платежеспособности.
Значение показателя больше 0, с одной стороны, говорит о негативной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие “замораживает” средства в виде запасов или коммерческого кредита, предоставленного покупателям, что финансируется либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения платного банковского кредита. С другой стороны, это обстоятельство является положительным, т.к. риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности при этом уменьшается.
Анализ финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
О каком запасе прочности свидетельствует уровень собственного капитала Предприятия?
значительным запасе прочности (> 0,5)
незначительным запасе прочности (0 0,5)
ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (0 0,4 позволяет отнести Предприятие к низкой группе “риска потери платежеспособности”, т.е. уровень его платежеспособности достаточно высок.
Сколько дней составляет интервал самофинансирования Предприятия?
Каков уровень резервов Предприятия для финансирования своих затрат и прочих издержек?
Интервал самофинансирования (или платежеспособности) Предприятия может свидетельствовать
о высоком уровне резервов (> = 90)
о низком уровне резервов у Предприятия для финансирования своих затрат в составе себестоимости (
Первая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.
Вторая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.
Третья группа — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.
Четвертая группа — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.
— На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития. — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода. — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском. — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.
источник