Меню Рубрики

Прогнозирование как основа анализа деятельности организации

Финансовый анализ как основа для прогнозирования… …3

Список использованных источников… … 14

Теоретическая часть

Финансовый анализ как основа для прогнозирования

Главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, так как она является базой экономического развития государства, основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия, важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей персонала предприятия, основным защитным механизмом от угрозы банкротства, основным критерием эффективности конкретной финансово-хозяйственной деятельность.

Прибыль известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников предприятий.

Формирование в современной России цивилизованных рыночных отношений определяет новые направления изменений в хозяйственном механизме, которые сопровождаются совершенствованием системы финансового менеджмента как элемента рыночной инфраструктуры.

В настоящее время российский экономика переживает один из важнейших этапов в своей истории, в сжатые сроки в практике финансового менеджмента происходят значительные изменения в его методологии.

С выходом России на мировые рынки изменились подходы к формированию показателей финансовой отчетности и порядку отражения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Многообразие хозяйственной жизни, ее динамика в рыночной экономике обусловили необходимость определения доходов и расходов как важнейших факторов, влияющих на достоверность отражения в учете и отчетности финансовых результатов, достижение которых является главной целью предпринимательской деятельности, с одной стороны, и достоверность которых является основной задачей бухгалтерского учета, с другой стороны.

Основной целью данной работы является раскрытие сущности финансовых результатов коммерческих организаций, рассмотрение теоретической основы и практическое отражение результатов деятельности организации с применением инструментов финансового менеджмента.

Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, тем, что процесс отражения финансовых результатов является заключительным и конечным этапом экономической работы, затрагивает в той или иной мере все объекты финансового анализа.

Финансовый анализ в своем традиционном понимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: «Финансовый анализ представляет собой оценку финансово — хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем».

В экономике, составным элементом которой являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах воспроизводства.

С этой точки зрения цель финансового анализа — определить состояние финансового здоровья предприятия, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые предприятие может сделать ставку.

Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа.

Если рассматривать финансовый анализ как процесс оценки финансового состояния предприятия на основе изучения его бухгалтерской отчетности, то в качестве его основных целей мы можем выделить следующие:

1) Отслеживание текущего состояния предприятия;

2) Анализ способности предприятия финансировать инвестиционные проекты;

3) Анализ способности возврата кредитов;

4) Предупреждение банкротства;

5) Формирование прогнозов финансовой деятельности предприятия;

6) Оценка стоимости предприятия при его продаже или слиянии;

7) Отслеживание динамики финансового состояния.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает:

— анализ финансового состояния;

— анализ финансовой устойчивости;

— анализ финансовых коэффициентов:

— анализ ликвидности баланса;

— анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия можно подразделить на три основные составляющие:

1)Оценка имущественного положения организации складывается из следующих компонентов:

а) Анализ интегрированного уплотненного баланса — нетто основывается на построении упрощенной модели баланса, в которой интегрируются абсолютные и относительные (структурные) показатели статей. Этим достигается интеграция «горизонтального» и «вертикального» анализа баланса, что позволяет более полно проследить динамику по статьям баланса.

б) При оценке динамики имущества прослеживается состояние всего имущества в составе иммобилизованных активов (I раздел баланса) и мобильных активов (II раздел баланса — запасы, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы) на начало и конец анализируемого периода, а также структура их прироста (снижения).

в) Анализа формализованных показателей имущественного положения:

-«Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» — это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.

-«Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.

-«Коэффициент износа» — обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является «коэффициент годности».

-«Коэффициент обновления» — показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.

-«Коэффициент выбытия» — показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

2) Оценка финансового положения состоит из двух основных составляющих:

а) Для оценки ликвидности и платежеспособности фирмы применяют следующие показатели:

-«Величина собственных оборотных средств» — характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.

-Манёвренность функционирующего капитала» — характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.

-«Коэффициент покрытия» (общий) — даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.

-«Коэффициент быстрой ликвидности» по смыслу аналогичен «коэффициенту покрытия», однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.

-«Коэффициент абсолютной ликвидности» (платёжеспособности) — показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 — 0,25.

-«Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов» — характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.

источник

Прогнозирование показателей финансовой отчетности организации необходимо при разработке стратегии ее будущего развития, которая должна быть обоснована расчетами прогнозных финансовых показателей, показывающих те результаты, которые будут достигнуты при реализации стратегии. Несмотря на определенный субъективизм, прогнозные расчеты достаточно надежно иллюстрируют последствия развития тех тенденций, которые были выявлены в прошедших периодах, и оценивают те тенденции, которые предполагается в будущем реализовать в деятельности организации. В первую очередь финансовое прогнозирование необходимо руководству организации, как инструмент, с помощью которого могут быть оценены альтернативные стратегии будущего развития организации. В этом случае целью прогнозных расчетов является комплексная оценка будущего финансово-экономического состояния организации с учетом выявленных тенденций, а также экспертных оценок возможного изменения ключевых показателей. Кроме того, прогнозирование показателей финансовой отчетности необходимо внешним пользователям для оценки будущей устойчивости и эффективности деятельности организации, в частности, инвесторам для оценки перспектив развития бизнеса, кредиторам для оценки будущей кредитоспособности.

Методика прогнозирования показателей финансовой отчетности должна быть достаточно простой и надежной, в комплексе увязывающей три основных финансовых документа, а именно прогнозный баланс, прогнозный счет прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств. Эти документы в целях прогнозных расчетов могут представляться в агрегированной форме, что позволяет рассчитывать определяющие финансовые показатели организации, не вдаваясь в излишнюю детализацию.

Прогноз должен предусматривать вариантные расчеты показателей перечисленных документов в зависимости от оценки будущих перспектив развития организации: пессимистический вариант, реалистический вариант и оптимистический вариант прогноза.

Прогнозные расчеты являются обобщением и итогом всех аналитических процедур, проведенных в ходе исследования рыночных, производственных и финансовых показателей деятельности организации, поскольку позволяют на основе выявленных и оцененных тенденций разработать наиболее рациональное направление развития бизнеса и оценить его результаты.

Таким образом, отправной точкой прогнозных расчетов являются показатели отчетного года, тенденции, сложившиеся в прошедших периодах, а также прогнозные оценки изменений в рыночной, производственной и финансовой сферах деятельности организации.

Блок-схема методики прогнозирования показателей финансовой отчетности представлена на рис. 22.

Прогнозирование строится на знании сложившегося положения дел в организации, понимании ключевых соотношений финансовых показателей, а также их изменений в будущем.

Исходным пунктом прогноза является прогноз будущего темпа прироста выручки, обосновывать который необходимо на основе маркетингового анализа, позволяющего оценить будущую емкость рынков, на которых работает организация, а также будущее изменение ее рыночной доли на этих рынках.

Рис. 22. Блок-схема методики прогнозирования показателей

Кроме того, при прогнозировании темпа прироста выручки необходимо учесть динамику имеющихся производственных мощностей предприятия, при наличии в прошедших периодах значительных инвестиций можно прогнозировать более существенный рост выручки, чем при их отсутствии. В процессе обоснования расширения производственных мощностей и роста объема производства необходимо учитывать возможные инфраструктурные ограничения, в том числе ограничения по транспортной, электроэнергетической, газовой инфраструктуре. Эти ограничения связаны с тем, что если раньше предприятия могли увеличивать масштабы своей деятельности, повышая степень загрузки имеющихся производственных и инфраструктурных мощностей, то теперь эти возможности во многом исчерпаны, и поэтому увеличение объемов производства зачастую ограничено возможностями имеющейся инфраструктуры.

Кроме прогноза изменения выручки для составления финансовых прогнозов необходимы следующие данные.

> Прогнозные показатели ресурсоемкости (расходоемкости) для прогнозирования будущих расходов и прибыли организации от основной деятельности. С целью обоснования прогнозных показателей ресурсоемкости, которые представляют собой отношения расходов к выручке, необходимы расчеты соответствующих показателей в прошедших периодах, а также прогнозы относительно изменений в технологии и соотношениях цен на выпускаемую продукцию и используемые ресурсы, которые могут изменить сложившиеся показатели ресурсоемкости.

> Прогнозный коэффициент дивидендных выплат для прогнозирования важнейшего источника финансирования организации — нераспределенной прибыли. Для обоснования коэффициента дивидендных выплат, который рассчитывается как отношение дивидендов к чистой прибыли, необходимо оценить дивидендную политику в прошлых периодах и факторы, которые должны учитываться при разработке дивидендной политики на будущее. В частности, при обосновании будущей дивидендной политики необходимо учесть рентабельность инвестированного капитала организации, ее финансовую устойчивость, интересы акционеров и др. При высокой рентабельности, неустойчивом финансовом положении, отсутствии собственных оборотных средств, преобладании в уставном капитале долей стратегических собственников дивидендные выплаты должны быть минимальны.

> Прогнозная потребность в капитальных вложениях для определения прогнозной величины внеоборотных активов. Потребность в капитальных вложениях определяется на основе оценки состояния основных средств и соответственно потребности в капитальных вложениях для удовлетворения потребностей простого воспроизводства. Для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимо учесть темп прироста объема производства и продаж, уровень загрузки производственных мощностей, а также относительные показатели фондоемкости, показывающие необходимый прирост стоимости основных средств для обеспечения запланированного роста объема производства и продаж.

> Прогнозная потребность в оборотном капитале. Эта потребность рассчитывается на основе прогнозных значений выручки и расходов по обычным видам деятельности, а также показателей длительности операционного и финансового циклов, которые, в свою очередь, зависят от схемы закупки сырья и материалов, длительности производственного процесса, сезонности спроса на выпускаемую продукцию, кредитной политики организации в отношении ее покупателей, стратегии управления высоколиквидными активами и др. Прогнозируя характеристики финансового цикла, необходимо учитывать сложившиеся в организации показатели ликвидности и соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями, а также желательные направления изменений этих показателей. Так, если уровень ликвидности приближается к критическому, необходимо предусмотреть снижение срока кредиторской задолженности и увеличение наиболее ликвидных активов.

> Прогнозная потребность в источниках финансирования организации. Для обоснования потребности в источниках финансирования необходима информация о существующей стратегии финансирования, ее адекватности сложившимся условиям, а также о желательных направлениях ее изменения, в частности в направлении увеличения доли собственных или заемных средств. Так, если показатели финансовой устойчивости свидетельствуют о недостатке устойчивых источников финансирования, а денежных потоков организации недостаточно для обслуживания имеющихся обязательств, то стратегия финансирования должна предусматривать снижение степени обремененности организации обязательствами. Потребность в источниках финансирования целесообразно определять таким образом, чтобы вновь привлекаемых источников было достаточно для финансирования прогнозируемого прироста внеоборотных и оборотных активов с учетом того, что часть этого прироста будет профинансирована нераспределенной прибылью и кредиторской задолженностью. Потребность в долгосрочных источниках финансирования целесообразно рассчитывать по формуле, в которой используются не только исходные данные, но и предварительно рассчитанные прогнозные показатели, а также некоторые оценочные показатели, например проценты к уплате, которые можно рассчитать только после определения потребности во внешнем заемном капитале:

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

где КВ п р° г — капитальные вложения в прогнозном году, для которого рассчитывается прирост обязательств;

АЗ — прирост запасов в прогнозном году;

АСндс — прирост статьи НДС по приобретенным ценностям;

П® 11 — оценочное значение процентных платежей;

д°ц _ оценочное значение дивидендных платежей;

ГИГ — чистая операционная прибыль прогнозного года; дпрог _ ам0ртизация прогнозного года.

Потребность в краткосрочных источниках финансирования целесообразно рассчитывать по формуле:

где ДСнорм — нормативное значение денежных средств в прогнозном году;

ДС П Р — величина денежных средств в году, предшествующем прогнозному;

АДЗ — прирост дебиторской задолженности в прогнозном году; АКЗ — прирост кредиторской задолженности в прогнозном году.

Исходные данные для прогнозных расчетов должны быть тщательно обоснованы, поскольку результаты и качество прогнозных расчетов в значительной мере зависят от исходных данных, в частности, существенно влияют на результаты расчетов такие показатели, как темп прироста выручки от продажи продукции, темп прироста цен на продукцию, показатели ресурсоемкости продукции, величина капитальных вложений. Исходными данными для прогнозных расчетов являются отчетные показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, а также следующие прогнозные показатели, определяемые на будущий период:

  • • темп прироста объема производства и реализации продукции (Т);
  • • темп прироста цен на выпускаемую продукцию (Тц);
  • • материалоемкость продукции, руб./руб. (МЕ);
  • • зарплатоемкость продукции, руб./руб. (ЗЕ);
  • • налогоемкость по платежам в социальные фонды, руб./ руб. (НЕ);
  • • средняя норма амортизации, % (на);
  • • ресурсоемкость по прочим затратам, руб./руб. (РЕП);
  • • прочий финансовый результат (без процентных платежей) (Рпр) тыс. руб.;
  • • средняя ставка налогообложения бухгалтерской прибыли до налогообложения (/);
  • • коэффициент дивидендных выплат (&д);
  • • капитальные вложения (КВ) тыс. руб.;
  • • средняя длительность оборота запасов с НДС по приобретенным ценностям (Тз), дни;
  • • средняя длительность погашения дебиторской задолженности (Тдз), дни;
  • • средняя длительность погашения кредиторской задолженности (Ткз) дни;
  • • отношение НДС по приобретенным ценностям к запасам сырья и материалов (&ндс);
  • • средняя ставка налога на добавленную стоимость (сндс);
  • • изменение долгосрочных обязательств (АДО);
  • • изменение краткосрочных обязательств (ДКО);
  • • процентная ставка по долгосрочным обязательствам (гд);
  • • процентная ставка по краткосрочным обязательствам (гк);

Прогнозным документом, показатели которого должны быть

рассчитаны в первую очередь, является счет прибылей и убытков, поскольку от него зависят многие статьи прогнозного баланса, в частности величина запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей, а также величина собственного капитала, изменение которого связано с нераспределенной прибылью. Показатели прогнозного счета прибылей и убытков, а также прогнозного баланса определяют показатели движения денежных средств, в частности платежи и поступления по текущей деятельности.

При прогнозировании выручки учитывается влияние двух факторов — роста объема реализации и изменения цен на выпускаемую продукцию. Выручка первого прогнозного года рассчитывается на основе выручки отчетного года, далее расчеты основываются на показателях предыдущего прогнозного года:

где В пр — выручка предыдущего года.

Материальные затраты прогнозируются по формуле, которая отражает зависимость между материальными затратами, с одной стороны, а также выручкой и материалоемкостью продукции — с другой:

Прогнозные затраты на оплату труда рассчитываются с учетом прогнозной выручки и определенного ранее уровня зарпла- тоемкости продукции:

Величина прогнозных отчислений на социальные нужды зависит от прогнозируемого показателя налогоемкости по платежам в социальные фонды:

Величина амортизационных отчислений прогнозируется на основе стоимости внеоборотных активов (амортизируемое имущество в оценке по первоначальной стоимости) и средней нормы амортизации:

где ВА п р — внеоборотные активы на начало прогнозного года.

Первоначальная стоимость внеоборотных активов на конец прогнозного года рассчитывается с учетом предположения, что их выбытие равно амортизации, а ввод соответствует исходным прогнозным значениям капитальных вложений:

Соответственно остаточная стоимость внеоборотных активов рассчитывается по формуле:

Величина прочих расходов рассчитывается через показатель ресурсоемкости по прочим затратам:

Расходы по обычным видам деятельности определяются как сумма рассчитанных выше расходов по элементам:

Прибыль (убыток) от продаж — это разность между прогнозируемой выручкой и расходами по обычным видам деятельности:

Проценты к уплате рассчитываются с учетом остатков задолженностей по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам на начало прогнозного года, а также заданными процентными ставками:

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется с учетом прогнозных значений прочего финансового результата, а также рассчитанных процентов к уплате:

Текущий налог на прибыль рассчитывается по формуле:

Чистая прибыль (убыток) прогнозируется по формуле:

Заканчивается прогноз показателей счета прибылей и убытков расчетом нераспределенной прибыли, которая является связующим звеном между прогнозным счетом прибылей и убытков и прогнозным балансом:

Расчет нераспределенной прибыли по этой формуле предполагает, что чистая прибыль имеет только два направления использования — выплата доходов участникам и финансирование деятельности организации (нераспределенная прибыль).

Вторым этапом прогнозных расчетов является прогноз показателей баланса. Прогнозный баланс в своем агрегированном виде содержит следующие позиции в активах: внеоборотные активы, запасы; НДС по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность и денежные средства (этот элемент рассчитывается на завершающем этапе после расчета статей пассива). Пассив баланса, в свою очередь, состоит из пяти укрупненных элементов — инвестированный собственный капитал, значение которого остается постоянным, если не предполагается внесение и изъятие вкладов участников из уставного капитала, накопленный собственный капитал, долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и другие краткосрочные обязательства (задолженность участникам по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие).

Внеоборотные активы рассчитываются по формуле, приведенной выше.

Запасы рассчитываются на основе заданной в исходных данных средней длительности оборота запасов и прогнозируемых расходов по обычным видам деятельности:

Статья НДС по приобретенным ценностям прогнозируется по формуле, отражающей зависимость величины НДС по приобретенным ценностям от величины запасов:

Алгоритм расчета прогнозируемой дебиторской задолженности аналогичен расчету запасов:

Статьи пассива баланса в своем агрегированном виде прогнозируются в следующей детализации:

Инвестированный собственный капитал — остается без изменения на уровне значения на конец отчетного года, если не предполагаются вклады и изъятия участников из уставного капитала.

Накопленный собственный капитал, увеличение которого происходит за счет нераспределенной прибыли, рассчитывается следующим образом:

где К„ р — накопленный капитал на начало прогнозного года.

Долгосрочные обязательства рассчитываются с учетом их заданного изменения по формуле:

где ДО пр — долгосрочные обязательства на начало прогнозного года.

Краткосрочные кредиты и займы прогнозируются аналогично долгосрочным обязательствам, т.е. остаток задолженности корректируется с учетом прогнозируемого изменения краткосрочных кредитов и займов:

Кредиторская задолженность прогнозируется с учетом предполагаемой длительности ее погашения и прогнозируемой величины расходов организации:

Итог пассива баланса — это сумма рассчитанных выше агрегированных статей:

Завершающим этапом прогнозирования показателей баланса является расчет денежных средств по формуле:

Именно показатель денежных средств, который рассчитывается в балансе, а также в прогнозе показателей движения денежных средств прямым и косвенным методами, является индикатором правильности расчетов: равенство этого показателя, рассчитанного тремя способами, свидетельствует о корректности расчетов.

Третьим этапом прогнозных расчетов является прогноз показателей движения денежных средств. Эти показатели прогнозируются в последнюю очередь, поскольку в процессе расчета необходимы как показатели прогнозного счета прибылей и убытков, так и прогнозного баланса. Прогноз движения денежных средств выполняется прямым и косвенным методами.

При прямом методе прогнозирование начинается с прогноза денежных потоков по текущей деятельности. Поступления денежных средств от покупателей и заказчиков рассчитываются на основе прогнозной выручки, которая увеличивается на величину НДС и корректируется на изменение дебиторской задолженности:

где ДДЗ — прирост дебиторской задолженности относительно предыдущего года.

Платежи по текущей деятельности прогнозируются в разрезе их направлений.

Платежи поставщикам на оплату приобретенных сырья и материалов зависят от величины материальных затрат в прогнозном году, а также от величин прироста запасов, НДС по приобретенным ценностям и кредиторской задолженности:

АСНдс — прирост статьи НДС по приобретенным ценностям;

АКЗ — прирост кредиторской задолженности.

Платежи по оплате труда прогнозируются с учетом предположения об отсутствии (или несущественности) кредиторской задолженности перед персоналом организации:

Платежи по налогам и сборам прогнозируются как сумма трех составляющих, а именно: отчислений на социальные нужды, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость:

Платежи по прочим расходам равны этим расходам, рассчитанным ранее, увеличенным на налог на добавленную стоимость:

Прогнозируемые выплаты доходов участникам, а также процентные платежи по обязательствам, в соответствии с действующей формой отчета о движении денежных средств, относятся к текущей деятельности, выплаты участникам рассчитываются следующим образом:

Суммарные платежи по текущей деятельности включают все ранее рассчитанные платежи:

где Пу Р0Г — проценты к уплате, рассчитанные ранее.

При расчете сальдо по текущей деятельности поступления уменьшаются на соответствующие платежи, а также прибавляется прочий финансовый результат:

где СЖ Г — сальдо по текущей деятельности.

По инвестиционной деятельности в рассматриваемом варианте составления прогноза рассчитываются только платежи, связанные с осуществлением капитальных вложений:

Соответственно сальдо по инвестиционной деятельности будет равно:

Чистые денежные средства по финансовой деятельности прогнозируются как сумма изменений долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов и займов, а также вкладов в уставный капитал и изъятий участников из уставного капитала. Итоговое сальдо по финансовой деятельности при отсутствии изменения уставного капитала равно:

Таким образом, суммарное сальдо поступлений и платежей по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности будет равно:

Заключительный показатель прогнозного отчета о движении денежных средств — это накопленные денежные средства на конец прогнозного года, которые определяются по формуле:

дсцрог _ денежные средства на начало прогнозного года.

Именно значение этого показателя денежных средств должно совпасть с рассчитанным ранее при прогнозировании баланса показателем.

Алгоритм расчета прогнозных показателей движения денежных средств, выполненного косвенным методом, выглядит следующим образом: чистая прибыль и амортизация определяются по ранее приведенным формулам, далее притоки и оттоки рассчитываются в разрезе агрегированных статей баланса, как разность между значением статьи прогнозного баланса на конец и начало года. Исключение составляют две статьи: внеоборотные активы и собственный накопленный капитал.

Приток/отток по внеоборотным активам рассчитывается по формуле, которая отражает то обстоятельство, что сальдо денежных средств в этом случае включает вложения в простое воспроизводство (величина амортизации), а также в расширенное воспроизводство (разность между величинами внеоборотных активов на конец и начало года):

Приток/отток собственного накопленного капитала рассчитывается по формуле, в которой разница между значением капитала на конец и начало года корректируется на величину чистой прибыли, которая в этом расчете учтена ранее:

Таким образом, суммарное сальдо поступлений и платежей, рассчитанное косвенным методом, будет равно:

Поскольку притоки по активам возникают в случае уменьшения статей активов, а оттоки — в случаях их увеличения, постольку изменения активных балансовых статей отнимаются, а изменения пассивных статей — прибавляются.

Для итоговой проверки правильности прогнозных расчетов необходимо сравнить три показателя накопленных денежных средств в трех прогнозных документах: прогнозный баланс; прогноз движения денежных средств, выполненный прямым методом; прогноз движения денежных средств, выполненный косвенным методом. Если расчеты выполнены правильно, эти значения будут равны.

Читайте также:  Какие анализы нужны для диагностики диабета

Четвертым этапом прогнозных расчетов является определение значений важнейших экономических индикаторов, характеризующих будущее развитие организации, и формирование на их основе заключения об изменении экономического положения организации в будущем. В числе экономических показателей, характеризующих будущее развитие организации, можно отметить следующие.

  • 1. Показатели, отражающие динамику развития организации, а именно темп прироста выручки, инвестированного капитала, валюты баланса, чистой прибыли.
  • 2. Показатели эффективности деятельности, в частности рентабельность продаж, рентабельность инвестированного капитала, оборачиваемость активов.
  • 3. Показатели финансовой устойчивости организации, в частности показатели ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, автономии.
  • 4. Показатели эффективности управления ресурсами организации, в частности показатели производительности труда, годности амортизируемого имущества, рентабельности оборотных активов.

Дальнейшая оценка перспектив развития организации предполагает вариантные расчеты показателей оптимистического и пессимистического прогнозов, которые будут отличаться задаваемыми параметрами исходных данных, т.е. темпом прироста выручки, показателями ресурсоемкости, индикаторами дивидендной политики, потребностью в капитальных вложениях и потребностью в оборотном капитале и источниках финансирования. Проверка на оптимальность выбранного варианта прогноза заключается в оценке реальности и достижимости прогнозных исходных данных, закладываемых в расчеты, а также в расчете стоимости бизнеса, которая для заданных интервалов исходных данных должна быть максимальной.

источник

  • Экономика предприятия
  • Принципы организации производственного процесса
  • Производственный цикл

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:

  • опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений — прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
  • прогнозирование на базе прошлого оборота — определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году:
    Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года : Оборот прошлого года).
    Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
  • анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта. К наиболее значимым факторам относятся: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, технические сдвиги, появление новых конкурентов и др. Метод используется для долгосрочных прогнозов на период не менее 3-5 лет и наиболее применим в капиталоемких видах деятельности;
  • корреляционный анализ — дополняет предыдущий метод, но основан на использовании более сложных методов статистического анализа. Выявляется теснота связи между уровнем сбыта и различными влияющими на него факторами, на основе чего факторы ранжируются по степени значимости. Метод требует больших затрат, связанных с глубоким исследованием рынка, и наиболее точные результаты дает на рынках со стабильной конъюнктурой;
  • прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы — сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли. Делается расчет доли фирмы в общем объеме продаж на рынке. При использовании метода важно быть уверенным в точности прогноза сбыта по рынку в целом и не принимать в расчет неценовую конкуренцию;
  • анализ конечного использования — прогноз основывается на предполагаемых объемах заказов основных клиентов фирмы. Общий объем сбыта обычно превышает этот показатель на определенный процент. Метод требует проведения исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию предприятия, и наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса и на фирмах, выпускающих законченные изделия и узлы;
  • анализ ассортимента товаров — прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют плановый оборот фирмы. Метод подходит для диверсифицированных фирм; его точность зависит от детального исследования рынка каждого вида изделий;
  • пробный маркетинг — один из самых точных подходов к прогнозированию сбыта. Новый продукт и система его продвижения на рынке (цены, виды рекламы, каналы сбыта, тип упаковки) проходят апробацию на небольшом региональном рынке, а затем информация об объеме продаж на нем распространяется на весь рынок сбыта фирмы;
  • методы стандартного распределения вероятностей — экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; В — наиболее вероятный прогноз; П — пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (С) по формуле

С = (О + 4В + П) : 6.

Стандартное отклонение (СО) вычисляется как С0 = (0 − П) : 6. В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.

Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.

Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.

Финансовое планирование и прогнозирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование и прогнозирование — составная часть управления финансами.

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т.е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состояния экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния.

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработке концепции финансовой политики на определенный период развития государства или субъекта хозяйствования, однако имеет более низкую степень определенности по сравнению с финансовым планированием.

Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогнозирования информация позволяет органам управления финансами наметить разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют среднесрочное финансовое прогнозирование (5-10 лет) и долгосрочное финансовое прогнозирование (более 10 лет).

В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и (или) управлением экономикой и финансами фирмы. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам.

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе.

Следовательно, степень применимости метода экстраполяции в финансовой сфере определяется степенью инерционности (или стабильности) динамики развития экономической системы. Менее инерционны финансовые показатели микроэкономики, поэтому на уровне хозяйствующих субъектов в меньшей степени применимы. Более инерционна динамика развития финансовых индикаторов на уровне макроэкономики, и в этих условиях применимость метода экстраполяции возрастает. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции, как правило, применяется в комплексном сочетании с другими методами.

Методы экономико-математического моделирования бази руют- ся на построении моделей, которые с определенной степень вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).

В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием «финансовая математика», или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты.

Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 10 000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время — деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.

Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) — основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Система плановых показателей носит приказной характер и должна соответствовать требованиям управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.

План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия. Директивный характер планирования предполагает его адресность, тогда как прогнозирование, как уже отмечалось, может не соответствовать сложившейся организационной структуре экономики предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Кроме того, план отличается от прогноза значительно большей детерминированностью. Сама природа планирования направлена на преодоление существующего вероятностного характера развития экономики. Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план — это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

Таким образом, являясь авангардной частью системы планирования, прогнозирование выполняет в данной системе специфические функции вероятностного, вариантного (альтернативного) предвидения будущего на основе конкретного раскрытия объективных закономерностей экономического и технического развития как на самом предприятии, так и за его пределами.

Читайте также:  Чернышевский господин чичерин как публицист анализ

Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог стать основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, в том числе:

  • анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;
  • основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;
  • наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;
  • ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рынках;
  • ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и се рыночную цену;
  • мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции:
  • потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;
  • выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;
  • оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.

В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полных данных для определения политики предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Согласование двух методов предпланового прогнозирования: генетического и целевого

Рис. 2. Долгосрочный (помесячный) прогноз инфляции в России в июле соответствующего года: по расчетам, выполненным в ноябре — декабре 1991 г.

Рис. 3. Краткосрочный (помесячный) прогноз инфляции в России в июле соответствующего года: по расчетам, выполненным в начале каждого года

Жизненный цикл товара (рис. 4) состоит из следующих четырех этапов: 1) выведение товара на рынок; 2) рост объема производства и продаж; 3) зрелость и насыщение рынка; 4) упадок — снижение и прекращение спроса на данный товар.

Этап выведения товара на рынок начинается с момента поступления его в продажу. Он требует приложения усилий и часто ведет к временным потерям за счет первоначально невосполняемых затрат. Этот период может продолжаться от 2-3 месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и новизны товара.

В частности, розничная цена домашних холодильников, которые в 1950-х гг. впервые в СССР начал производить Московский автозавод им. И.А.Лихачева, в течение примерно четырех лет была в 1,2- 1,7 раза ниже их заводской себестоимости. Цветные телевизоры Львовского телевизионного завода, заводская себестоимость которых в начальный период составляла 2400-2500 руб., продавались по 1200, а затем по 800 руб. Лишь после полного освоения рынка и проектной мощности производства дополнительные потери были восполнены. Можно привести множество подобных примеров.

Медленный рост доходности новых изделий объясняется наличием следующих обстоятельств:

  • задержки освоения новых производственных мощностей;
  • временные неустраненные технические недостатки изделия и технологии;
  • задержки продвижения товара до потребителей;
  • неэффективность рекламы, консерватизм покупателей и нежелание их отказываться от привычных видов товара.

Рис. 4. Объем производства, расходы и прибыль по периодам жизненного цикла товара

На этом этапе предприятие-изготовитель либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие недостаточного объема продаж и высоких расходов по организации производства товара и стимулированию его сбыта.

Этап роста наступает после полного освоения производства нового изделия поставщиком и потребителем. В этот период спрос и объем производства увеличиваются, снижается себестоимость продукции. возрастает прибыль поставщика.

Этап зрелости отражает насыщение рынка товарами данного ассортимента. Предложение соответствует спросу или даже превышает его. Появляются новые виды изделий, которые, временно не занимая сколько-нибудь заметного места на рынке, вместе с тем наращивают потенциал и сигнализируют о необходимости прекращения производства устаревающих товаров в ближайшем будущем.

Этап упадка характеризуется снижением спроса. Потребители отдают предпочтение другим, новым видам продукции. Предприятия, не успевшие перестроить производство, разоряются или несут огромные убытки (рис. 5), которые вынуждены покрывать за счет прибыли от производства другой продукции. Начинается жизненный цикл новых товаров вместо уходящих с рынка — старых.

Степень риска определяется величиной потерь средств и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия недостаточно обоснованных решений как при задержке выхода на рынок с новыми изделиями, так и в случае освоения не нашедших спроса новых товаров. Эти потери — следствие слабости и недостоверности данных прогноза и маркетинга, не в полной мере отражающих потенциал предприятия и конъюнктуру рынка.

Рис. 5. Периоды освоения, выпуска и ухода товара с рынка: период 1 — освоение и начало выпуска нового изделия; период 2 — достижение максимального объема выпуска нового изделия и получение максимального дохода; период 3 — резкое снижение доходности изделия, снижение объема его выпуска; период 4 — прекращение выпуска изделия (уход с рынка)

Конъюнктуру рынка определяет спрос на реализуемые товары. Скорость и амплитуда колебаний рыночной конъюнктуры в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения на изделия, а также от степени разнообразия этих изделий и покупательной способности потребителей товара. Чем меньше спрос отстает от предложения и беднее ассортимент товаров, тем стабильнее конъюнктура рынка, но одновременно тем в меньшей степени соблюдаются интересы потребителя. Наиболее резкие колебания конъюнктуры наблюдаются на рынках товаров массового потребления (одежды, обуви, украшений и др.). менее резкие — на рынках товаров производственного назначения (сырья, материалов, машин, приборов); однако вследствие роста масштабов возможных потерь степень риска здесь не меньше, а иногда в несколько раз выше, чем на рынках товаров массового потребления. Поэтому прогнозные исследования имеют одинаковую степень значимости для предприятий любого профиля.

Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются следующие:

  • экспертные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов-экспертов;
  • экстраполяция, или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;
  • методы моделирования, т.е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображающей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

Экспертные методы прогнозирования разделяются на методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью, методы комиссии (коллективного обсуждения), в том числе методы «мозговой атаки» («мозгового штурма»), и методы коллективной экспертной оценки — экспертизы. Эти методы в той или иной модификации позволяют анализировать большое количество суждений и различного рода оценок, высказанных группой экспертов. Экспертные методы, вследствие их относительной простоты и мобильности, в настоящее время представляют собой наиболее распространенные методы, и на их основе составляется подавляющее большинство прогнозов. Определяющими факторами успеха применения экспертных методов являются подбор и формирование экспертных групп, обеспечение независимости суждений экспертов, составление четких и продуманных опросных анкет, исключающих двусмысленность выводов эксперта и обеспечивающих получение однозначных количественных оценок, необходимых для последующей статистической обработки. В случаях значительного расхождения оценок экспертов для повышения согласованности их мнений или выявления причин расхождений проводится несколько туров экспертизы с заменой экспертов и корректировкой опросных анкет.

Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее. Данный метод основан на предположении сходства условий производства и спроса прошлого, настоящего и будущего, так как тенденции будущего зарождаются в прошлом. Наиболее простыми являются методы экстраполяции тенденций, когда имеющиеся численные значения, характеризующие прошлые состояния объекта, усредняются или модифицируются путем подбора некоторой, в простейшем случае линейной зависимости, которая затем экстраполируется на период прогнозирования.

Методы моделирования — наиболее сложный способ прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экстраполяционными, и с экспертными методами.

В самом общем виде задачу одноцелевого прогноза состояния фирмы в будущем, через / лет, можно представить как функцию (F) поочередного описания модели допустимых будущих значений переменных параметров ее деятельности (В):

где x — переменные прогнозируемого параметра, рассматриваемые как управляемые: у — переменные параметра, рассматриваемые как условия; z начальное значение прогнозируемого параметра деятельности предприятия, принятое за базу.

Поочередно описывая такие важнейшие параметры предприятия, как уставный капитал, годовой оборот, выпуск отдельных видов продукции и ее себестоимость, годовая сумма прибыли, производительность труда, можно в итоге дать полный прогноз состояния предприятия. в котором оно может оказаться через / прогнозируемых лет. При этом к переменным, рассматриваемым как управляемые, можно, например, отнести инвестиции, персонал предприятия, нормативы распределения остающейся у предприятия прибыли, освоение оправдавшей себя новой техники. Неуправляемые переменные, рассматриваемые как условные, — это состояние рынка, политика правительства, налоги, колебания природно-климатических условий и др.

Прогнозы разрабатываются не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам (цехам, филиалам, изделиям и технологиям). Как правило, прогнозы предшествуют инвестициям, когда ставится задача расширения и увеличения масштабов производства, освоения выпуска новых изделий, применения новых дорогостоящих технологий. При этом методы могут быть различными. Применяются методы сценария — деловой игры, когда с помощью имитационных моделей рассматриваются возможные перспективы развития сложных явлений с многочисленными взаимосвязями с целью формирования общего взгляда на совокупность проблем, событий и процессов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке (базе) данных. Составление прогноза — не разовая задача, необходимо непрерывно накапливать и анализировать информацию об объекте прогнозирования и систематически корректировать прогнозы. Прогнозирование, особенно долгосрочное, является обязательной составной частью:

  • определения целей предприятия;
  • разработки стратегии и тактики его деятельности;
  • планирования, особенно долгосрочного;
  • подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

Овладение принципами и методами прогнозирования — актуальная задача всех органов управления, осуществляющих планирование. Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные пути достижения поставленных целей. Однако квалифицированно составленный прогноз предостерегает предприятие от выбора ложного, нереального или пагубного, разорительного способа достижения этих целей. Данные прогноза уточняются и конкретизируются на стадии маркетинговых исследований, которые ведутся уже не в многообразных направлениях теоретически возможной деятельности предприятия в будущем, а в определенной сфере экономики и товарного продукта, установленной прогнозом.

источник