Меню Рубрики

Профессиографирование как метод анализа профессиональной деятельности

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы (подробнее см. 1.4) Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел).

1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

На основе целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: а) информационные профессиограммы, предназначенные для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес; б) ориентировочно-диагностические профессиограммы, которые служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и составляются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми образцами организации трудовой деятельности; в) конструктивные профессиограммы, которые служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала; г) методические профессиограммы, предназначенные для подбора адекватных методов исследования эргатической системы, т.е. направленные на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы; д) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Содержание и структура профессиограмм. А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Комплексный анализ описания профессии включает производственную характеристику профессии и ее специальностей; оценку экономического значения профессии; социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия); определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения; санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на «профессиональных вредностях»; составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии; формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека, и выделение профессионально важных качеств (ПВК) (В.Е. Орел).

Аналитическая профессиограмма (Е.М. Иванова) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: анализ операционально-технологической структуры труда и анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда. Психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на «бюрократическом» и «технологическом» языках), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами ПВК.

Психологически ориентированная профессиограмма (Е.И. Гарбер), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.); б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Модульный подход в профессиографировании (В.Е. Гаврилов). Психологический модуль представляет собой «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля состоит из следующих элементов: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

Развивая идеи модульного подхода, А.К. Маркова предлагает свой оригинальный задачно-личностный модульный подход к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии на основе выделения профессиональных задач. Модуль профессии понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входят, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи; б) производные, вспомогательные задачи.

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме, среди которых четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда); демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Принципы профессиографирования. К.К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиографирования.

Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.

Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Е.А. Климов).

Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

Схемы профессиографирования. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы: 1) изучение документации по данной профессии; 2) наблюдение за работой специалистов; 3) опрос специалистов (экспертный метод); 4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок; 5) трудовой метод; 6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий; 7) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации; 8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов; 9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Можно выделить и различные конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы); б) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); в) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату); г) психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); д) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

Объект труда: а) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический прогресс); б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда); в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда; г) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии: 1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); 2) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда); 3) документация по текучести кадров, сбоям в работе и т.п.; 4) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); 5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

источник

Лекция 1. Профессиография как комплексный метод анализа профессиональной деятельности в УП

1. Понятие и сущность профессиографии, предмет, объект, метод,этапы разработки профессиограммы.

2. Развитие понятия «профессиография»

4. Виды профессиограмм и основы их составления

Понятие и сущность профессиографии, предмет, объект, метод, этапы разработки профессиограммы.

Термин “профессиография”(от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму.

Профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.

Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда.

Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой дея­тельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комп­лексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характери­стик деятельности.

Профессиография –комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.

Профессиограмма– описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма –описание психологических характеристик деятельности. Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

Профессиограмма — это описание профессии и ее специальностей с точки зрения :

Профессиограмма должна содержать характеристику:

— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персо­нала, показатели результативности труда и т. д.);

— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков инфор­мации, анализ ошибок и т. д.);

— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управ­ления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, ком­муникативные особенности и т. д.);

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;

3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);

4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характери­стик деятельности);

5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);

6) использование качественно-количественных методов.

Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований

— не только профессии и специальности, но

— и даже отдельного рабочего места.

Целесообразность и рамки использования такого трудоемкого метода определяются с учетом ожидаемых результатов по:

Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности анализ

— рационализация рабочих мест.

Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм:

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:

a) профориентации и консультации;

b) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

c) повышения безопасности труда, надежности персонала;

e) решения социально-психологических вопросов коллектива;

f) повышения качества труда.

*Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек в энергетике. — СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993. С. 18-27.

источник

1. Профессиографические методы изучения профессий.

2. Личностные методы изучения профессий.

Страница
Введение………………………………………………….. 3
Профессиографические методы изучения профессий. 4 — 8
Личностные методы изучения профессий……………. 9 — 11
Библиография…………………………………………… 12

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда, но и профессия и даже жизнь трудового человека.

Инженерная психология тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В.В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К.К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации.

Профессиографические методы изучения профессий

Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач.

Традиционными в профессиографии являются методы опроса, наблюдения, экспери­мента, которые дополняются регистрацией ряда факторов и функций, анализом документации и различными формами самонаблюдения

Анализ документации . Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов.

Метод опроса . В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.

Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее подготовленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого в том, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения . Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименных элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода .

Экспериментальный метод . Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции . Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники — относительно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными. Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода пытаются определить психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине электровоза и т.п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента, в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое исследование требует особенно тщательной подготовки.

Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

источник

Научное описание профессии предполагает ана­лиз как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интег­ральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта тру­да. В профессиографии используется множество раз­нообразных методов:

ü социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

ü психологические (беседа, наблюдение, экспери­мент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продук­тов деятельности и др.);

ü физиологические (регистрация ЭКГ, измере­ние артериального давления, антропометрических и технических данных);

ü описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выб­рать те, которые позволяют с минимальными затрата­ми времени, сил и средств получить достоверные от­веты на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системо­образующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оцен­ка габаритов рабочего поста, его организация, струк­тура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, вне­штатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориен­тации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характери­стике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и со­циально-психологические. Важное направление иссле­дований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологи­ческих свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях проф­ориентации и профотбора особенно важны психодиаг­ностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, сту­дентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязаннос­тей и условий труда нельзя организовать профориен­тацию, профотбор и определить профпригодность кан­дидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, дру­гих неблагоприятных состояний, борьбы с травматиз­мом, снижения заболеваемости. Основная цель иссле­дований – изучение условий и режима труда и диаг­ностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессио­нальную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиеничес­кие, медицинские, психологические и физиологи­ческие.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует по­мнить о необходимости всестороннего изучения про­фессии. Выполнению этого требования помогает ис­пользование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

ü общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

ü описание конкретных рабочих мест; психологичес­кий анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

ü психологический, физиологический и антропомет­рический анализ рабочих движений;

ü пооперационный анализ трудовой деятельности;

ü фотографию рабочего дня, хронометраж;

ü изучение индивидуального стиля деятельности;

ü анализ ошибочных действий;

ü оценку санитарно-гигиенических условий труда;

ü динамику работоспособности за смену, неделю, бо­лее длительный период.

Е.М. Иванова выделяет следующие основные методы профессиографирования[17].

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:

1. Сравнительный метод – исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах.

2. Лонгитюдный метод – часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эф­фективности труда данных людей, в решении кадровых вопро­сов и др.

3. Комплексный подход, объединяющий различные междис­циплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», кото­рый называют иногда «методом Петра I»), предполагающий ра­боту исследователя по данной профессии с целью лучшего ее по­знания и даже «прочувствования» изнутри;

6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных – автоматизированных – навыков ра­ботника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в ос­нову более тонкого профотбора;

7) биографический метод, позволяющий исследовать профес­сиональный путь работника на основании опроса и изучения до­кументации;

8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естествен­ных факторов или влияния специально организованного);

9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристи­ки данного труда.

Методы обработки эмпирических данныхподразделяются на:

ü качественные методы анализа– экспертная оценка; сравни­тельный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различ­ные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

ü количественные методы анализа статистический анализ; гра­фический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полу­ченные результаты и выявить определенные закономерности тру­дового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

ü структурно-системный анализ, который предполагает пси­хологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические мо­дели конкретной трудовой деятельности;

ü функционально-структурный анализ, предполагающий пси­хологический анализ функциональной структуры трудовой дея­тельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психо­логические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

О.Г. Носкова[18] выделяет еще один метод психологического анализа профессий – Алгоритмическое описание трудовой деятельности.В кибернети­ке, теории управления, алгоритмом (или логической схемой) называют символическое изображение совокупности актов (опе­раторов, или действий) и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности. На обыденном уровне алго­ритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического опи­сания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Со­ставленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

Теория алгоритмов начала использоваться для описания тру­дового поведения человека с конца 50-х гг. XX в., когда важно было найти единый язык фиксации операций, выполняемых ма­шиной, и трудовых действий людей (Ляпунов А.А.[19], Шестопал Г.А., 1957). Алгоритм может быть представлен в виде текста, символи­ческой строчной записи или граф-схемы. Стрелками на такой схе­ме изображают последовательность действий человека, выполня­ющего алгоритм. В простых случаях проверка логических усло­вий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность после­дующих событий. При составлении алгоритма психологу важно вы­яснить типичное протекание деятельности и возможные отклоне­ния от нормы, узнать их наиболее частые причины. В целом имен­но составление алгоритмического описания организует и дисцип­линирует психолога, помогает ему не ограничиваться случайны­ми наблюдениями или первыми попавшимися описаниями тру­дового процесса, но по возможности выяснять полную картину вариантов, задач и ситуаций.

Составленный алгоритм помогает в исследовании индивиду­альных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные с частым браком, с опасными моментами.

Кроме названных в качестве методов профессиографии могут использоваться все ранее изученные методы психологии труда.

Можно выделить различные конкретные схемы (программы) профессиографирования. Е.М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда[20].

Субъект трудапредполагает выделение и описание следующих характеристик:

1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

2) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о со­циальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды, отношение к своей профессиональной деятельности);

3) про­фессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу икак крезультату);

4) операторная психологическая струк­тура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

5) эмоционально-волевая струк­тура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функ­циональное состояние субъекта труда).

1) история и перспективы развития данного тру­дового процесса (научно-технический прогресс, социально-эконо­мический прогресс);

2) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; соци­ально-технические характеристики объекта труда; социально-эко­номические характеристики объекта труда);

3) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, средства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: мик­роклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, кон­троль);

4) операционально-техническая структура труда (опера­ционально-технологические действия; правила исполнения тру­довых действий).

Е. С. Романова и Г. А. Суворова[21] предложили несколько более компактные программы описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами:

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, опла­та труда);

2) организация и условия труда (социальные и физиче­ские условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);

3) документация по текучести кадров, по сбо­ям в работе и т. п.;

4) подробное описание самой трудовой деятель­ности (основные операции и действия);

5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1. Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2. Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы?

3. Что является предметом труда (над чем работают)?

4. Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5. На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6. Каковы конкретные критерии оценки труда?

7. Какая необходима квалификация?

8. При помощи каких средств исполняется работа?

9. В каких условиях выполняется работа (тер­риториальных, гигиенических, эстетических)?

10. Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

12. Какова интенсивность труда?

13. Какова степень опасности и ответственности труда?

14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?

15. Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)?

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для ра­боты (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового опи­сания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графи­ка». Конструктивный способ представле­ния профессиографических материалов разработан Е.М. Ивано­вой (1992), которая упорядочила процесс психологической ин­терпретации трудовых действий работника. Психограмма профессионала может быть также представле­на в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме ото­бражаются требования к ПВК для конкретной профессии. Например,

Типы психограмм Название ПВК
Зрительное восприятие Слуховое восприятие Память Внимание Воображение Технический интеллект Словесно-логический интеллект Организаторские способности Устная речь Общительность Самоконтроль Психомоторика
психограмма профессионала
уровень собственных способностей
3 балла — высоко развиты способности
2балла — средне развиты способности
1балл — ниже среднего развитие способностей

1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?

2. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?

3. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?

4. Каковы основные принципы профессиографии?

5. Какие требования предъявляются к психограмме?

6. Какими методами психологи изучают профессии?

7. Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003
3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
5. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
6. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 145 [2] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80 [3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 22 [4] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 146 [5] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1998

[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

термин психограммабыл предложен Вильямом Штерном в книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921)

[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28 [8] Василейский Серафим Михайлович (1888-1961) [9] Схема предложена Б.Ф. Ломовым (1984) [10] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 91 [11] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.146 [12] Оптация (от лат. optatio – желание, выбор) – принятие решения о выборе пути профессионального развития [13] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 31-34 [14] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 23

Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР, Москва

[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28 [16] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.150-152 [17] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 37-49 [18] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 48-50 [19] Ляпунов Алексей Андреевич (род. 1911г. – ум -?) один из основоположников кибернетики, отец российской кибернетики, основателя московской и сибирской школ кибернетики и теоретического программирования. [20] Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987, С. 32-33 [21] Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990, С. 134-148

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10169 — | 7568 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Одним из инструментов психологического изучения профессиональной деятельности является профессиографирование. На современном этапе развития технологии профессиографирования труд рассматривается как множество состояний сознания человека, как процесс, в котором человек реализует себя, осуществляя поиск и созидание новых способов и приемов достижения профессиональных результатов. Профессиографирование же становится инструментом, позволяющим познать сущность человека как субъекта труда, изучить динамику его становления, развития, формирования, саморегуляции в определенной профессиональной сфере.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Психологами с целью профессионального отбора, ориентации, коррекции используются следующие виды профессиографирования: диагностическое, конструктивное, прогностическое методическое

Схема 11.Основные виды профессиографирования

Для неспециалиста в области психологии профессиональной деятельности, пожалуй, наиболее интересным может стать формирующее профессиографирование – новое направление профессиографирования, позволяющее человеку осмыслить свою актуальную и перспективную готовность к будущей профессиональной деятельности. Оно обеспечивает стратегию интроспективного изучения (наблюдения собственных психических процессов без использования каких-либо специальных инструментов или эталонов) собственной мотивационно-направленной учебно-профессиональной деятельности для переосмысления и осознания ее психологической сущности и своей профессиональной готовности. Для студентов выпускников высших учебных заведений это особенно важно.

Технология формирующего профессиографирования включает три основных этапа:

· изучение теоретических основ объекта труда

· формирование образа объекта труда (описание трудового поста)

· формирование образа субъекта труда (интроспективный анализ собственных психологических характеристик, по которым можно судить о взаимосоответствии человека и профессии).

Результатом подобного исследования с последующим его анализом может стать повышение осмысленного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, расширение сферы их осознанности и формирование целостного образа профессионала.

1. В чем заключается научная организация труда?

2. Дайте определение психологии безопасности труда.

3. Какие есть методы исследования человека в профессиональной деятельности?

4. Для чего служит профессиографирование?

5. Какой вид профессиографирование может использоваться для самоанализа готовности к профессиональной деятельности?

РАЗДЕЛ 2. Человек как участник трудового процесса

Глава 4. Психология человека

Личность сложна и многогранна. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность– конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт, предприятие и т.п.), взаимоотношения его с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 12).

В целом можно отметить, в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.

Схема 12. Структура личности в представлении отечественных психологов

К направленности личности относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Сферы проявления направленности:

· бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

· профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

· психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности –этосвойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий – легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.

Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологические особенности темперамента и характера нами будут рассмотрены в следующих главах.

Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 13).

Схема 13. Структура самосознания

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания – самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности. Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схематична.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

Темперамент и характер

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью.

Темперамент –характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека. Для них специфична скорость возникновения, устойчивость и сила протекания психических процессов. Это, например, относится к быстроте восприятия и мышления, устойчивости внимания и чувств, интенсивности эмоций, силе воли. Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются также в особенностях общения, в приспособляемости к новым условиям жизни и деятельности.

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы (схема 14). Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

Сила процессов возбуждения и торможения зависима от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.

Уравновешенностьнервных процессов – свойство, показывающее баланс возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения; неуравновешена – при преобладании одного из них.

Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.

Схема 14. Объяснение темперамента по учению И. П. Павлова

Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии принадлежит Б. М. Теплову. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их с другой» (Теплов Б. М., 1985). Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность характеризует степень энергичности, быстроты. Протекания эмоциональных процессов, эмоциональность – их особенности.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В. С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность–ригидность, экстраверсия–интроверсия.

Сензитивность– повышенная чувствительность к воздействиям материального и социального лица. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек – человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.

Активностьпроявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которые он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичностьригидность. Пластичность – это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности; ригидность – инертность, неспособность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения.

Экстраверсияинтроверсия. Эти свойства выражаются в обращении личности преимущественно в мир внешний (экстраверсия) или в внутренний – мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Рассмотренные свойства в сложном их взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента. Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

-определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;

-нахождение совокупности сильных и слабых сторон;

-создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;

-упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте – к людям, в скромности – к себе, в аккуратности – к вещам. Отношения же связаны со взглядами, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлениях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие биологические факторы, например, сердечно–сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Точно установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане.

Таким образом, природные свойства нервной системы и особенности организма сказываются на формировании и проявлениях характера. Но и характер влияет на проявления типологических особенностей нервной системы.

Характер человека всегда многогранен. Его структура обнаруживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, безграничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека.

источник